Макаровский иоанно-богословский монастырь, россия, республика мордовия, город саранск, село макаровка

Иоанно – Богословский Макаровский мужской монастырь Епархиальный мужской монастырь

  • история монастыря
  • святыни
  • храмы и богослужения
  • галерея
  • новости
  • контакты

Земли, на которых находится монастырь, с XVII века принадлежали боярам Полянским. Макар Артемьевич Полянский, от имени которого происходит название погоста и села Макаровка, служил в Москве, вступил во владение землями в 1686 году, и с 1700 года переехал в Саранск из Москвы. После этого на его землях и был основан погост.

В 1702 году была освящена церковь Михаила Архангела, а в 1704 году — сохранившийся до настоящего времени собор Иоанна Богослова. Примерно в это же время были построены ограда и две башни. В 1720-е годы была построена колокольня, а в 1800-е годы — Знаменская церковь, почти точно повторяющая архитектуру Михайло-Архангельской.

После революции богослужения на погосте были прекращены, а все его здания, кроме Иоанно-Богословского собора и колокольни — снесены. В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат… В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, а в 1961 году ее снова отобрали.

Обратите внимание

С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович.

В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская.

Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением.

Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель: по благословению патриарха Алексия Второго и по решению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия в Макаровке открылся мужской Иоанно-Богословский монастырь. Таким образом, мужское иночество в городе воскресло. Наместником монастыря стал протоиерей Максим Чеботарёв (в монашестве Владимир).

Игумен Мелентий (Кисняшкин)

Святые и подвижники благочестия

Домовый Храм во имя благоверного князя Александра Невского при паломническом центре Иоанно-Богословского монастыря

2011 г.

Построен: 2011 г. Освящен : 14 июня 2011 г. митрополитом Саранским и Мордовским Варсонофием, Управляющим делами Московской Патриархии

Престольный праздник: 6 декабря

Иоанно-Богословский собор

1704 г.

восстановлен в 2011 г.

Построен: 1704 г. Закрыт: 30-е годы ХХ века Возвращен: 1946 Вновь закрыт: 1961 г. Окончательно возвращен: 1987 г. Заново освящен после реставрации: 2011 г. Престольные праздники: 21 мая и 9 октября

Святыни храма: особо почитаемая икона апостола . Иоанна Богослова и ковчеги с частицами святых мощей Киево-Печерских преподобных отцов и местночтимых святых Мордовии

Михаило-Архангельский храм

1702 г.

восстановлен в 1996 г.

Построен: 1702 г. Разрушен: 1935 г. Восстановлен: 70-е годы ХХ века Возвращен: 1996

Престольный праздник: 21 ноября

Храм в честь иконы Божией Матери «Знамение»

1803 г.

восстановлен в 2005 г.

Построен: 1803 г. Разрушен: 30-г ХХ века. Восстановлен: 70-е годы ХХ века Возвращен: 1996 Вновь освящен после реставрации: 2005 Престольный праздник: 10 декабря

Святыни храма: почитаемые иконы Божией Матери «Знамение» и «Неупиваемая Чаша»

Храм во имя святителя Николая чудотворца в резиденции митрополита Саранского и Мордовского Варсонофия, Управляющего делами Московской Патриархии

Надвратная колокольня

1730 г.

Надвратная колокольня, выстроенная предположительно в 1720-30-е гг., представляет собой вертикальную объемную композицию динамичных пропорций, состоящую из четырех ярусов общей высотой 36 м: двух четвериков и двух восьмериков, завершающихся восьмигранным шатром (первоначально с черепичным покрытием), увенчанным луковицей на тонкой шее.

Размер нижнего четверика в плане – 6,8?8 м, в нем устроены два разновеликих арочных прохода. Второй четверик прорезан большими оконными проемами, освещающими небольшое помещение. Следующий восьмерик украшен большими нишами. Верхний восьмерик – арочный звон с деревянным ограждением.

Важно

В толстых стенах четвериков сделана лестница, открывающаяся в третьем ярусе, где она размещена по периметру наружной стены восьмерика. На восточной стене четвертого яруса ранее находились часы. В 1850-е гг. были заложены арки третьего яруса, а шатер закрыт луковичным куполом (снят в 1980-е гг.).

Упрощенный декор фасадов колокольни отчетливо характеризует архитектуру переходного периода. Здесь были использованы архаические элементы, унаследованные из 17 в.

– поребрик, подчеркивающий циркульные арки входов; городки карниза нижнего четверика; простые полочки других междуэтажных карнизов; шатер; здесь также присутствуют детали, привнесенные петровским барокко: наличники проемов второго яруса с ушками и замковым камнем; утроенные пилястры.

Данная столпообразная шатровая композиция, символизирующая сень над сакральным местом, нисходящую божественную благодать, а также и столп (жилище столпников, Столп Премудрости) восходит к колокольням середины 16 – начала 17 вв.

Один из ее ранних прототипов – колокольня Благовещенской церкви в волжском селе Красное (1592): на высоком четверике с арочным проходом – короткий арочный восьмерик и островерхий шатер с главкой. Другой близкий пример – колокольня церкви Николы в Нижнем Новгороде (мастер С. Задорин, 1656), имеющая близкие пропорции, а также ряд шатровых колоколен 17 в.

в Суздале, Солигаличе, Осташкове и др. Вероятно, Макаровским строителям была известна московская Сухарева башня, являвшаяся в начале 18 в. образцом для многих построек. Обращает на себя внимание сходство пропорций объемной композиции Макаровской колокольни и восьмерика этой башни, увенчанной шатром.

Существовали аналоги колокольни и чуть позже, в период ее строительства: весьма близки объемные формы, пропорции и декор колокольни Успенского монастыря в Колоцке близ Гжатска, колокольни церкви Косьмы и Дамиана в Кадашах.

Тем не менее, Колокольня над Святыми монастырскими воротами – архитектурный тип, характерный для 18-19 вв. (в 17 в. колокольни ставились чаще у соборов, а ворота не акцентировались, они символизировали «тесные врата спасения», связывавшие мир с замкнутой средой монастыря). В 18 в. акцент переносится с собора на вход в монастырь, колокольня превращается в притягивающий мирян маяк.

Храм во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских в игуменском корпусе

Возврат к списку

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/ioanno-bogoslovskiy-makarovskiy-muzhskoy-monastyr/

Макаровка. Иоанно-Богословский мужской монастырь

?некто Милли (milli_one) wrote,
2010-08-16 04:08:00некто Милли
milli_one
2010-08-16 04:08:00Categories:

  • путешествия
  • религия

Просматривая недавние записи замечательной девушки Анны scross84 , нашла интересный материал по архитектуре и символике православных церквей. Предлагаю поглядеть на нетипичный  (по моему мнению) храм, вокруг которого я гуляла почти два года назад. 

Увы, с фотоаппаратом я и сейчас не особенно дружна,  а тогда с ним был вооруженный нейтралитет… Прошу меня простить. 🙂

Начну немного издалека: в Саранске я была в сентябре 2008 года на учёбе в Мордовском госунивеситете им. Н.П. Огарева. В один из вечеров организаторы курсов устроили нам ознакомительную экскурсию по городу и в мужской монастырь.

К нашей скромной группе “приставили” экскурсовода – сотрудника кафедры культурологии Мордовского ГУ Сергея Борисовича (увы, фамилию я в блокнотик не записала, и найти его на сайте университета тоже не смогла). Он – отличный рассказчик и, по-моему, весельчак по жизни.

Совет

То, что он нам рассказывал (и я успела записать в блокнотик), и буду сообщать вам. Со ссылкой на него, разумеется. :)Сначала мы гуляли по центру города и уже ближе к ночеру покатили за его пределы. Надо сказать, места вокруг Саранска сказочные и живописные. По дороге встретился поселок с интересным названием Пушкарские выселки.

Оказалось, после подавления восстания Пугачева в этот место были сосланы его пушкари. 🙂 Но это так, заметочка.Макаровка – село в пяти километрах от Саранска, по сути – входит в городской округ Саранск. Тут и находится Иоанно-Богословский мужской монастырь. Подъехали мы к нему уже в сумерках.

Собственно, тут уже и начинаются необычности (для меня) этого комплекса: до того никогда не видела, чтобы в часовне был вход за стены монастыря. Правда-правда!  Сама часовня – высокая и важная (это она на моих фото так смешно вышла, а в общем, она – красавица). “Родилась” часовня в 1720 году и выросла до 36 метров.

Ну что же, прошли через “калитку” внутрь:Особо крупные мужчины нашей группы вполне могли там застрять, ибо проемы узкие. Наверное, это сделано специально. :)А внутри тот самый необычный храм, тоже высокий и важный – летний собор Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

Построен собор немного раньше колоколенки, в 1704 году:Что же в нём необычного? Несколько вещей: во-первых, его форма и композиция.

Не нашла в вышеприведенной классификации православных храмов точной идентификации этому (возможно, плохо искала);во-вторых, манит и внушает кажущаяся многоэтажность здания (высота здания – 44 метра);в-третьих, крест этого храма украшает сидящая на нем птичка-невеличка – орлик (или орел?).

Читайте также:  Собор успения богородицы костромского кремля, россия, город кострома, костромской кремль

Со слов Сергея Борисовича “размах крыльев” этой птички составляет один метр. И это единственный православный храм в России, крест которого так “модифицирован”. Комплекс строился на рубеже 17-18 веков при усадьбе помещиков Полянских. Основатель комплекса Макар Полянский активно участвовал в проектировании, в итоге храм получился больше светским зданием, нежели культовым, и очень западным. Сергей Борисович заметил, что храм построен в строго по пропорциям “золотого сечения”.

На сайте монастыря нашла такую запись:

Наконец, особенностью русской православной архитектуры рубежа 17 -18 вв. стало личностное начало. До середины 17 в. заказчики – храмодатели согласовывали с архитектором лишь тип храма, его размеры и прототипы, все остальное было импровизацией мастеров. В конце 17 в. ощутимы проявления художественных пристрастий заказчиков. Так, известны сложные отношения П.В. Шереметева и каменных дел мастера Я. Бухвостова, строившего в вотчине боярина: заказчик вмешивался в проектирование и строительство храма и отдал под суд мастера. В архитектуре Макаровского погоста ощутимо проявление воли и эстетических воззрений Полянских. Хозяин усадьбы очень торопился с постройкой, денег не хватало, тогда он схитрил: устроил платный проезд  через село (а дороги через Макаровку вели в Алатырь и Нижний и далее) и платный же проезд через каменный мост на реке. Заодно, Макар Полянский таким образом выделился и оставил о себе память (в названии села “застряло” его имя).В деле не обошлось без женщины (шерше ля фам!) – один из последующих владельцев усадьбы, тоже Полянский, был женат на лютеранке Антонии, которая, несмотря на свою веру, с терпимостью отнеслась к необходимой реставрации храма, наняла мастера и в благодарность ей прихожане установили на купол храма такой необычный крест. Так, с 1882 года с герба (?) Полянских орел “перелетел” на макушку храма.Но это еще не все “чудесатости” Макаровского монастыря: справа и слева от колокольни находятся два зимних храма – церковь Михаила Архангела и  Святых Бесплотных Сил (1702 г.)  церковь Знамения (1800-е гг.) –  они симметричны, одного роста (22 метра), вторая была создана по образу и подобию первой для завершения ансамбля (в плане храмовый комплекс выстроен как прямоугольник: по двум углам – зимние церкви,  и между ними колокольня; по двум другим – башни; внутри фигуры – летний храм Иоанна Богослова). Признаться, не сразу нашла в литературе, какой из храмов как величают. Знакомьтесь, это церковь Знамения (она слева от входа):Тоже считается необычной по своей конструкции, но это больше к специалистам (или можно почитать на сайте монастыря). В Архангельской церкви (она справа от входа) на момент нашего прибытия началась служба, внутрь заходить я не стала (была в брючках, а в монастыре строгие порядки), но некоторые мои однокурсники зашли поставить свечу и восхитились чудесным мужским пением. К середине службы через “калитку” монастыря буквально влетела небольшая группа запыхавшихся женщин: они торопились застать одного из монахов – старца, отца Феофана.  Он обладает даром исцеления, к нему спешат те, кому нужна помощь. Слава о нем уже достигла (по информации с сайтов) даже российских окраин.Ну а мы пошли рассматривать комплекс дальше. То, что осталось от усадьбы Полянских (прошу прощения за фото, всё же уже было темновато):такую конструкцию дома и башни придумал тоже Макар Полянский (похоже, большой затейник был). Ныне здесь находится резиденция архиепископа Саранского и Мордовского.Далее нам показали как шло уникальное строительство (подозреваю, что оно уже закончилось) скита в честь новомучеников и исповедников мордовских.:Тут тоже есть колокольня, церковь Николая Чудотворца и два дома для монахов. Всё из особой “мраморной” сосны, чисто и аккуратно. На мордовских сайтах писалось, что наличники у этих домиков уникальные – нет повторяющихся. 🙂  Экскурсовод сообщил, что по завершению строительства скит будет закрыт для посетителей.А мы прошли мимо келий монахов и стройки, вернулись обратно к часовне и покинули славную достопримечательность. :)Вот такие необычности!

Еще фото в альбоме.

Источник: https://milli-one.livejournal.com/6822.html

Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь (г. Саранск) / Исторические справки / Патриархия.ru

20 июля 2011 г. 13:56

Монастырь начался с домовой церкви помещиков Полянских, построенной в их имении на краю пригородного села Макаровка. Небольшая каменная церковь, в 1702 году освященная в честь Архистратига Михаила, ставилась для семьи помещика по редкому типу «под колокола», когда восьмерик над четвериком образовывает не главу, а колокольню.

В 1704 году завершилось строительство большой церкви во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, которая стала и главным храмом, и семейной усыпальницей рода Полянских. Третий храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение».

Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной.

После революции здания монастыря использовалось властями для хозяйственных нужд. В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, но в 1961 году ее опять закрыли.

В 1969 году на территории Макаровского погоста начались реставрационные работы, так как руководство МАССР планировало создать там образцовый Дом отдыха.

Усадебно-храмовый ансамбль получил статус памятника архитектуры федерального значения.

Обратите внимание

В 1987 году, по настоянию верующих и при содействии приснопамятного Святейшего Патриарха Пимена, Иоанно-Богословский храм и колокольня были возращены приходу. После образования в 1991 году Саранской и Мордовской епархии ей были переданы все строения комплекса, в которых до 1997 года размещалось епархиальное управление.

В 1994 году решением Святейшего Синода погост был обращен в мужской монастырь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

За последние 20 лет реставрационных работ были восстановлены практически все объекты монастыря. Территория вновь обнесена кирпичной оградой. Братия живет по уставу Троице-Сергиевой лавры.

Служба ведется во всех храмах монастыря. По воскресным дням утром совершается молебен с акафистом и водосвятием перед местночтимой иконой Божьей Матери «Неупиваемая Чаша».

Среди святынь обители — два ковчега с частицами мощей преподобных отцов Киево-Печерских.

В 2011 году при Макаровском монастыре в новопостроенном здании открылась гостиница миссионерско-паломнического центра, которая расположена в живописной парковой зоне, примыкающей к скиту святых Новомучеников и исповедников Мордовских.

Она рассчитана на одновременный прием 100 человек. На третьем этаже размещен домовый храм, освященный в мае 2011 года в честь святого благоверного князя Александра Невского.

В гостинице имеется конференц-зал на 266 мест и трапезные палаты с большим залом на 120 человек и с малым залом на 50 человек.

Важно

В обители ныне подвизается 16 монахов. В 2009 году наместником Иоанно-Богословской обители стал епископ Климент (Родайкин), с 30 мая 2001 года — Краснослободский и Темниковский. Духовник монастыря и всей Саранской епархии — схиархимандрит Феофан (Даньков), почитаемый как старец во всей епархии и далеко за ее пределами.

Братия монастыря активно участвует в миссионерской деятельности в детских дошкольных учреждениях г. Саранска.

Сайт монастыря

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/1579835.html

Паломничество к святыням

В Мордовии немало духовных святынь, о которых говорят, что они являются не только истоком российской духовности, но и земным зеркалом рая. Подобного скопления православных обителей рядом нигде нет. Отдохнуть от суеты большого города, прикоснувшись к национальным святыням, приглашают многочисленные паломнические маршруты.

Это отличная возможность приобщиться к великой православной культуре, ее богатому пошлому и настоящему. Здесь можно увидеть сияние золотых куполов и стройные белокаменные колокольни, лицезреть всенародно чтимые иконы и окунуться в кристально чистые источники.

В прошлом на территории мордовского края насчитывалось 642 православных храма и 14 монастырей. И сегодня среди святых для православных россиян мест выделяются как интереснейшие достопримечательности наиболее известные монастыри Мордовии.

Читайте также:  Мученица алла готфская

Поражают своей красотой и величественностью старинные монастырские ансамбли – Санаксарский монастырь близ Темникова и Макаровский погост в пригороде Саранска.

Иоанно-Богословский мужской монастырь

Иоанно-Богословский мужской монастырь расположен в 5 км от Саранска в пригородном селе Макаровка. В начале XVIII века в имении богатейших помещиков Полянских начал создаваться культовый комплекс.

В 1702 году была построена церковь во имя Михаила Архангела, в 1704 году во имя Иоанна Богослова, а в 1720-30-е годы надвратная колокольня. Во второй половине XVIII века усадьба расширяется: строятся мужская и женская богадельни, барский дом, флигели, управа, скотный двор, риги и мосты.

Расширяются и благоустраиваются парк и пруды. В 1800-е годы была возведена церковь в честь Знамения Божьей Матери. Сегодня Макаровский погост является великолепно сохранившимся, первоклассным памятником русского градостроительства XVIII – начала XIX века.

В уникальном ансамбле синтезировались черты декоративной архитектуры конца XVII и петровский рационализм XVIII века. В 1994 году в Макаровском погосте был учрежден Иоанно-Богословский мужской монастырь. В основу его духовной и хозяйственной деятельности положен устав Троице-Сергиевой лавры.

Служба ведется в Иоанно-Богословской (летней) и Архангельской (зимней) церквах. Усадебный дом Полянских используется как келейный корпус. Рядом с монастырем имеются два чтимых источника.

Санаксарский Рождество-Богородичный мужской монастырь

В живописнейшем уголке Мордовии хранится подлинная жемчужина – православная обитель с удивительным именем Санаксар. Монастырь был основан в 1659 году и к началу XIX века превратился в крупную, хорошо обустроенную обитель.

Сегодня от города Темникова открывается изумительная панорама с рекой Мокшей, на берегу которой среди векового соснового бора и изумрудных лугов располагается великолепный монастырский ансамбль. Существующие ныне здания и сооружения построены в период с 1765 по 1820-е годы.

Главный вход – 52-х метровая надвратная церковь (1776). В центре монастыря – соборная церковь в честь Рождества Богородицы (1774), в юго-восточной части – одноглавая Владимирская церковь (1781) и больничные кельи.

Ансамбль Санаксарского монастыря – один из немногих крупных хорошо сохранившихся градостроительных памятников второй половины XVIII – начала XIX века, барочная архитектура которого отличается значительной художественной ценностью. Главные святыни монастыря – мощи святых преп.

Феодора, праведного воина Феодора (Ушакова), преп. Александра исповедника. Среди святынь также почитаются иконы Божьей Матери. Вблизи находится источник преп. Феодора. При монастыре имеется гостиница.

Спасо-Преображенский мужской монастырь

Среди пригородных монастырей внимание паломников привлекает Спасо-Преображенский мужской монастырь близ Краснослободска. Монастырь был основан в 1655 году. Ансамбль, сложившийся к концу XVIII века, расположен в 7 км южнее города на правом берегу Мокши.

Окруженный с севера и востока сосновым бором, он обращен на Мокшу. Юго-западный угол замыкает одноглавая зимняя Успенская церковь (1816), в центре западной части надвратная колокольня с церковью.

Совет

В настоящее время доминантой ансамбля является высокая трехъярусная колокольня (1855). Доминирующий среди живописного природного ландшафта ансамбль является интересным памятником, в котором использованы градостроительные принципы русского классицизма.

В монастыре имеются чудотворная икона Казанской Божьей Матери и чтимая икона Божьей Матери Боголюбская.

Инсарский Свято-Ольгинский женский монастырь

Замечательным примером городского монастыря является Свято-Ольгинский женский монастырь в Инсаре. Монастырь был основан в конце 1900-х годов и выстроен в неорусском стиле. Комплекс включает церковь во имя св. кн.

Ольги (1900), двухэтажные главный и хозяйственный корпуса, дом настоятеля и шатровую часовню. В центре комплекса – дворик, с востока к зданиям примыкает монастырский сад. Размещенная в северном углу комплекса церковь выделяется своим многоглавым силуэтом.

В 1998 году после многолетнего перерыва в комплексе вновь был открыт женский монастырь.

Пайгармский Параскево-Вознесенский женский монастырь

Монастырь был основан в 1864 году, он располагается в живописной холмистой местности в 35 км от Саранска и в 5 км от Рузаевки.

Основные здания монастыря – церкви, келии, архиерейские покои, жилые здания, трапезная, больница, гостиницы строились на рубеже XIX-XX веков в неорусском стиле. Монументальный пятиглавый Успенский собор (1890) поражает спокойным величием и нарядностью белокаменных фасадов.

Зимняя Вознесенская церковь (1893) близка по духу архитектуре собора, но по размерам она скромнее. В 1997 году в священных стенах вновь разместился женский монастырь. Сегодня он является одним из самых почитаемых монастырей Мордовии.

В монастыре три источники, освященные в честь св. преп. Серафима Саровского, угодника Николая Мирликийского и великомученицы Параскевы. Вода из третьего источника направлена в купальню.

Кафедральный Свято-Федоровский Собор

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СВЯТО-ФЕДОРОВСКИЙ СОБОР. Главный православный храм республики, кафедральный собор Саранской епархии расположен в центре города неподалеку от старинной Иоанно-Богословской церкви. Величественный пятиглавый собор возвышается на Соборной площади, он обращен на реку Саранку и нижнюю часть городского центра.

Главный православный храм Республики Мордовия посвящен адмиралу Федору Ушакову. Крестообразное в плане здание площадью 900 кв. м вмещает 3 тыс. человек. Высота центрального купола с крестом – 54 м.

Собор имеет заглубленный нижний этаж, где располагаются Спасо-Преображенская церковь с крестильной, трапезная, воскресная школа, покои настоятеля и служебные помещения. На верхнем ярусе собора размещена обзорная площадка, откуда видны главные достопримечательности городского центра.

Архитектурное решение собора воплощает стиль державной власти. Его облик ассоциируется с эпохой и деяниями легендарного адмирала. Собор был освящен 6 августа 2006 года патриархом Алексием Вторым.

Саровская пустынь 

Одним из самых уникальных мест нашего Отечества, которое известно далеко за пределами России, является город Саров, расположенный на границе Республики Мордовия и Нижегородской области в 40 км от Темникова.

Русские монахи, пришедшие в XVII веке в восточную Мещеру, обосновались в глухом месте – на холме при слиянии рек Сатис и Саровы. Здесь они застали остатки древнего мордовского городища, центра Пургасовой волости, завоеванной Золотой Ордой.

В местных легендах его называли Сараклыч, резиденцией хана Бехана. В 1706 году была освящена первая деревянная церковь Саровской Успенской пустыни.

Обратите внимание

Ее насельниками был написан строгий монастырский устав, который со второй половины XVIII века разносился саровскими монахами по многим российским обителям. Саровская пустынь прославилась как «Академия монашества». К началу XIX века сформировался исключительный по красоте облик Саровской пустыни.

Ее образ создавала не только величественная архитектура, но и окружавший ансамбль девственный сосновый лес. Монастырский комплекс составили колокольня, два собора – летний Успенский и зимний храм Пресвятой Богородицы, построенные в барочном и классицистическом стилях столичными зодчими.

Наивысшее почитание не только в пустыни, но и по всей России снискал иеромонах Серафим Саровский, в миру Прохор Мошнин (1759-1833). Он прошел долгий путь духовного возвышения: через 15-летнее отшельничество в лесу, молчальничество, строгий пост, моление на камне, затвор в монастырской келье.

После выхода из затвора в возрасте 66 лет отец Серафим стал обитать в деревянной келье за пределами монастыря. В 1903 году Серафим Саровский был канонизирован церковью. После долгого перерыва в 1991 году в Сарове была возрождена православная жизнь, и мощи преп. Серафима были вновь обретены.

Экскурсанты могут ознакомиться с легендарной историей монастыря, духовным подвигом отца Серафима в музее «Саровская пустынь».

Источник: https://union-travel.ru/palomnichestvo-k-svyatynyam

Казань-Макаровка-Пайгарма (Мордовия) 4-7 июля 2011 (часть I)

Вот краткая информация о монастыре:

                Иоанно-Богословский монастырь 18 века размещается  на территории Макаровского  Погоста. В Иоанно-Богословском соборе монастыря находится точный список  чудотворной иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша», на территории Макаровского Погоста находятся два чудотворных источника.

Создателями монастыря являются помещики рода Полянских. Макаровский Погост назван по имени его основателя Макара Артьемьевича Полянского, который управлял при царе Петре I Казанским краем до 1700 года.

Отойдя от дел государственных, он переехал в Саранск, расширил земли, доставшиеся от отца, и занялся строительством Иоанно-Богословского Собора, который впоследствии стал, так же, его храмом-усыпальницей. Макар Артьемьевич Полянский был человеком властным, настойчивым, упорным и жестким.

Сам трудился не покладая рук и другим спуску не давал, например, не пропускал проезжавших, по его территории, пока те не отработают определенное время на строительстве храма.

Первым был  построен храм Михаила Архангела в 1702 году. Через два года засверкали всеми цветами радуги купола Иоанно-Богословского Собора.

В 1730 году достроены надвратная колокольня и ограда с двумя башнями, строительство которых продолжалось десять лет. В начале XIX века был построен  храм иконы Знамения Божьей Матери.

Читайте также:  Преподобная евфросиния полоцкая

Макаровский погост в настоящее время представляет собой памятник русского строительства, на территории которого, кроме храмов, находятся богадельни, флигели, риги, мосты, пруды и парк.

Чудотворная икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», была явлена одержимому страстью пьянства крестьянину во сне в 1878 году. Этот крестьянин пропивал все, что у него, было, дошел до состояния нищеты и потерял способность ходить.

Важно

Во сне к нему явился старец и приказал идти  в  монастырь Владычицы Богородицы. После первого явления старца крестьянин не послушался его. Тогда старец явился ему еще в двух снах и был уже более грозен.

Начал крестьянин свой путь на четвереньках, а подошел к монастырю, уже опираясь на палку. В монастыре не понимали, о какой иконе идет речь, но, в конце концов, нашли ее в одном проходе. После молебна крестьянин вернулся домой абсолютно здоровым человеком.

  Позднее чудотворная икона была передана в Покровский храм Высоцкого монастыря, а в Иоанно-Богословском соборе хранится точный ее список.

Почтовый адрес: 430910, Мордовия, г.о. Саранск, с. Макаровка, ул. Нагорная 35,

E-mail: makarovsky-monastery@yandex.ru

Особое упоминание я сделаю здесь о старце схиархимандрите Феофане, который проживает в монастыре. Старец Феофан имеет особые способности к исцелению от телесных и душевных недугов Божией милостию и имеет особое на то благословение. К нему едут в Макаровский монастырь со всей России. Мы видели машины из самых разных регионов. Так, несмотря на то что мы приехали в будний день, во вторник, так получилось что на этот день был запланирован приемный день у старца Феофана и к нему приехало около ста человек. А по выходным обычно бывает до 300 человек. Едут целыми автобусами, группами. Старец Феофан во вторник принимал страждущих в одном из храмов. Началась молитва около 13 часов, затем люди стали по очереди заходить к старцу, дети пошли первыми. И закончилось все это около 21 часа ! ! !  Ни один обычный человек не выдержал бы такого напряжения, такой работы. Ниже приведены фотографии старой части монастыря:

Источник: https://auto-traveler.livejournal.com/5488.html

Макаровка. Иоанно-Богословский мужской монастырь

  Этот монастырь Саранска можно назвать одновременно и старым и молодым. Суть в том, что в зачаточном виде он просуществовал 200 лет, потом исчез и только в наши дни наконец превратился в настоящую обитель.

 В справочнике «Церкви, причты и приходы Пензенской епархии» говорилось, что село Макаровка входило в первый благочиннический округ Саранского уезда, что в нем стоял каменный холодный храм во имя Иоанна Богослова (при котором имелась теплая Михайло-Архангельская церковь), и что приход состоял из самого села и деревень Луховки, Куликовки и Солдатского – всего 1697 душ мужского пола и 1797 – женского. Однако  не были Макаровские храмы обычными приходскими. Справочник не учел еще одной церкви – Знаменской, и совсем ничего не сказал о том, что в Михайло-Архангельском храме служба для прихожан не велась, как, впрочем, и в Знаменском: обе эти церкви являлись домовыми, потому что они совмещались с двумя богадельнями, женской и мужской. Кроме того, почти до самого XX века считались не прихожане, а помещики Полянские, построившие весь комплекс для себя и лишь допустившие верующих в свой «домашний монастырь».

В 1866 году Александр Александрович Полянский получил официальную благодарность Пензы за пожертвование 570 рублей на ремонт Иоанно-Богословской церкви. Последнее крупное обновление храмов состоялось в 1882 году, когда вдова А. А. Полянского Антония Федоровна, лютеранка по вере, прибыла ненадолго из Вены в Макаровку, ревизовала финансовое и хозяйственное положение имения и пожертвовала громадную сумму в 4000 рублей на обновление иконостаса холодной церкви. Строительство в имении началось немедленно. Одновременно создавался жилой дом («замок», как его называли люди) и поблизости от него две церкви. Небольшая каменная церковь во имя Михаила Архангела ставилась вовсе не для крестьян, а для семьи помещика. В 1704 году завершилось строительство большого храма во имя Иоанна Богослова, который и стал на долгие два столетия семейным святилищем Полянских. В освободившейся Михайло-Архангельской церкви Макар Артемьевич разместил мужскую богадельню, предварительно увеличив строение трапезной и спальным помещением. «При оной теплой церкви,- писал в 1803 году А. И. Полянский в одном из своих прошений,- в имеющейся большой трапезе, разделенной каменной же стеной на два покоя… в которые назад близ ста лет предками моими… устроена ими бысть одному покою – обыкновенной церковной трапезе, другому же покою для больничной богадельни… на десять человек мужеска пола».

Несмотря на благоприятные условия для развития, Макаровская богадельня в настоящий монастырь не развилась,- этого, очевидно, не захотели владельцы, ибо утверждение обители неминуемо повлекло бы отчуждение построек и части земель, потребных на ее содержание.

А так Полянские лично держали призренческий дом, компенсируя перед Богом свои земные прегрешения. Макаровский погост они пестовали с любовью.

Иоанно-Богословская церковь, кроме прочего, замышлялась и как фамильная усыпальница, для чего ее поставили на мощ­ную подклеть, вросшую в землю. М. А Полянский, умерший 5 февраля ст. ст. в 1710 году, нашел свое упокоение именно там, в полуподвале, превращенном в склеп.

Во второй половине XVIII века Полянские в основном завершили формирование погоста и по монастырскому обычаю обнесли его стеной, поставив по углам на восточной стороне две башни.

Колокольню специалисты датируют началом того же XVIII столетия (первые два яруса) и постпетровской эпохой (третий и четвертый ярусы).В 1763 году владелец в пару мужской богадельне построил такую же женскую, но без церкви.

В 1780-е годы в Макаровке были возведены два флигеля для дворовых, скотный двор, управительский дом, пять каменных риг, три моста через речки, отремонтирован барский дом, заново расписан иконостас, а на колокольне установлены часы.

Совет

В 1803 году он испросил разрешение на пристройку к ней храма Знамения, тем самым «свершив милосердие, не законченное предками». Женская община тоже рассчитывалась человек на десять.

Получив соответствующее дозволение от духовных властей, Полянский дополнил богадельню Знаменской церковью, скопированной с очертаний Михайло-Архангельской, и тем самым достиг иллюзии одновременности и комплексности замысла всего ансамбля в целом. В хорошем вкусе Полянским отказать нельзя! В таком виде Макаровский погост пришел к XX веку.

После отъезда А. Ф. Полянской за границу погост окончательно перешел в ведение прихода, а после продажи имения подполковнику Григорию Петровичу Теплякову весь Иоанно-Богословский ансамбль был выключен из границ усадьбы.

Но тогда наступили трудные времена для богаделен: крестьянская община оказалась неспособной содержать приют для престарелых на прежнем уровне, а Тепляков с самого начала выказал мало заинтересованности в благотворительности.

Ближе к революции богоугодное заведение уже едва теплилось, а затем и совсем истончилось и сошло на нет.В 1927 году был вскрыт склеп Макара Полянского, еще раньше тяжкие увечья были нанесены «замку» и хозяйственным постройкам. Потом пришел черед погоста.

В 1941 году предполагалось разместить на погосте и в селе стрелковый полк, потом эвакуированную швейную фабрику, промкомбинат…

В 1946 году верующим вернули Иоанно-Богословскую церковь, а в 1961 году ее снова отобрали

С 1969 года в Макаровке начались восстановительные работы, а в 1987 году жители села при содействии верующих Луховки, Куликовки и Солдатского через патриарха Пимена сумели вытребовать Иоанно-Богословский храм и колокольню в ведение прихода. Настоятелем в Иоанно-Богословский храм был назначен протоиерей Георгий Сакович.

Обратите внимание

В 1991 году открывшейся Саранской епархии была передана Знаменская церковь, а в 1996 году – Михайло-Архангельская. Бывший «замок» Полянских стал епархиальным управлением.

Таким образом, за десять лет погост поэтапно перешел к подлинному хозяину – православному народу, а в 1994 году он наконец-то превратился в настоящую обитель.

  

Источник: http://my-edge.blogspot.com/2011/11/blog-post_18.html

Ссылка на основную публикацию