Молебное пение на новый год – схемы богослужений (чинопоследования)

Последование новогоднего молебна (Молебное пение на новый)

См. также Молебное пение на Новый год (церковнославянский текст).

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, на заседании Отдела О богослужении, проповедничестве и храме, были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):

«Привнесение службы “начала инди́кта, си́речь новаго лета” в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…».

Начальный возглас Благословенно Царство, после обычных предначинательных молитв – Прииди́те, поклони́мся, и читается псалом 64-й.

Диакон произносит великую ектению «Миром Господу помолимся», дополненную прошениями из существующего чина новогоднего молебна.

Поется Бог Господь со стихами и тропарь индикта.

Читается 50-й псалом.

Читается канон «новому лету» (из службы 1 сентября), с припевами: Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.

Обратите внимание

Прокимен, глас 4-й: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа́. Стих: Хвали́те Господа, яко благ псалом.

Читается Евангелие – Лк., зач. 13.

По 9-й песни канона поем Достойно есть.

Читается Трисвятое по Отче наш. поется тропарь индикта,

Слава, и ныне – кондак индикта.

Возглашается ектения сугубая с прошениями из существующего новогоднего молебна

После ектении священник читает молитву:

Владыко Господи Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Промыслом. Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающего лета Твоею благостию.

Подаждь свыше благая Твоя всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение. Церковь Твою Святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй.

Тебе, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, во Едином Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и Пресвятое Имя Твое воспевати да сподобиши.

Отпуст: «Иже времена и ле́та в Своей власти положи́вый, Христос, Истинный Бог наш…» и поется многолетие.

В начале

Священник: Благословен Бог наш…

Хор: Аминь. Царю Небесный, / Утешителю, Душе истины, / Иже везде сый / и вся исполняяй, / Сокровище благих / и жизни Подателю, / прииди и вселися в ны, / и очисти ны от всякия скверны, / и спаси, Блаже, души наша.

Мирная ектения

….

– О еже милостивно нынешнее благодарение, и мольбу нас недостойных рабов Своих в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно миловати нас, Господу помолимся.

– О еже благоприятным быти молениям нашым, и простити нам и всем людем Своим вся согрешения вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная, Господу помолимся.

– О еже благословити начаток и провождение лета сего, благодатию человеколюбия Своего: времена же мирна, благорастворенны воздухи, и безгрешен нам в здравии с довольством живот даровати, Господу помолимся.

– О еже отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны грех ради наших движимый, Господу помолимся.

– О еже отгнати от нас вся душетленныя страсти и растленныя обычаи: страх же Свой божественный всадити в сердца наша, ко исполнению заповедей его, Господу помолимся.

– О еже обновити дух правый во утробах наших, и укрепити нас в православной вере, и спешных к деланию добрых дел, и исполнению всех заповедей Его сотворити, Господу помолимся.

– О еже низложити вся ереси и отступства, и насадити всюду правоверие и благочестие, и отвратити всех отступающих от правыя веры к познанию своея истины, и соединити их святей своей Православной Церкви, Господу помолимся.

– О еже избавити Церковь святую Свою, и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов видимых и невидимых, здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся.

Диакон: Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во имя Господне.

– Исповедайтеся Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.

– Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им.

– Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.

– Камень, егоже небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла, от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших.

На Бог Господь тропари

Тропарь, глас 4: Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниих на нас бывших / славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем и величаем Твое благоутробие / и рабски любовью вопием Ти: / благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава, глас 3:

Твоих благодеяний и даров туне / яко раби непотребнии, сподобльшеся Владыко / к Тебе усердно притекающе благодарение по силе приносим / и Тебе яко благодетеля и Творца славяще, вопием / слава Тебе Боже прещедрый.

И ныне, глас 2:

Всея твари содетелю / времена и лета во своей власти положивый / благослови венец лета благости Твоея Господи / сохраняя в мире нас и град Твой / молитвами Богородицы, и спаси ны.

Чтец: Прокимен, глас 4-й: Воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа вышняго.

Стих: Возрадуется сердце мое о спасении Твоем.

Апостол к Тимофею: Чадо Тимофее, прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Ему честь и слава во веки веков. Аминь (1Тим. 2:1–6)

Важно

Евангелие от Луки: В то время пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное.

» И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его (Лк. 4:16–22)

Сугубая ектения

….

– Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии, Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниях, яже излиял еси изобильно на рабех Твоих, и припадаем, и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избави от всех бед рабы Твоя, и всегда яко милостив, исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй.

– О Боже благословити венец наступаемаго лета благостию своею, и утолити в нас вся вражды, нетерпения и междоусобныя брани, подати же мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное же строение и добродетельное житие, молим Ти ся, всеблагий Господи, услыши и помилуй.

– О еже не помянути безчисленная беззакония и лукавая наша деяния, в мимошедшем лете бывшая, и не воздати нам по делом нашым: но в милости и щедротах помянути нас, молим Ти ся, милосердый Господи, услыши и помилуй.

– О еже подати дожди благовременны, ранны же и поздны, росу плодоносну, ветры мерны и благорастворенны, и теплоту солнечную возсияти, молим Ти ся, всещедрый Господи, услыши и помилуй.

– О еже помянути церковь святую Свою, и укрепити, утвердити же, разширити, и умирити ю, и невредиму адовыми враты, и всеми наветы видимых и невидимых врагов непребориму во веки соблюсти, молим Ти ся, вседержавный Владыко, услыши и помилуй.

– О еже искоренити и угасити все богохульное безбожник нечестие, и царство их скоро разрушити, и правоверным предати, молим Ти ся, всесильный Господи, услыши и помилуй.

– О еже избавитис нам в сие грядущее лето, и во все дни живота нешего от глада, губительства, труса, потопа, града, огня, меча, нашествия иноплеменных, и междоусобныя рати, и всякия смертносныя раны, скорби же и нужды, молим Ти ся, милосерде Господи, услыши и помилуй.

Молитва

Владыко Господи Боже наш, источник жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя содетелю, времена и лета во своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим промыслом.

Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси на нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающаго лета, Твоею Благостию: сохрани возлюбленных рабов Твоих … Умножи дни живота их в непоколебимом здравии, и во всех добродетелех преуспеяние им даруй.

Подаждь свыше благая Твоя и всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение.

Церковь Твою святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй: Тебе безначальному Отцу со Единородным Твоим Сыном, всесвятым и животворящим твоим Духом во едином существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и пресвятое имя Твое воспевати да сподобиши.

Источник: https://azbyka.ru/otechnik/books/20352-posledovanie-novogodnego-molebna-molebnoe-penie-na-novyj-god/

Последование Новогоднего молебна. текст

o_alexandr75Новогодний молебен.

Начальный возглас Благословен Бог наш.., после обычных предначинательных молитв — Прииди́те, поклони́мся, и читается

псалом 64-й: Боже, Спасителю наш, Упование всех концев земли, и сущих в мори далече, уготовляяй горы крепостию Своею, препоясан силою, смущаяй глубину морскую, шуму волн его кто постоит? Смятутся языцы, и убоятся живущии в концах от знамений Твоих, исходы утра и вечера украсиши. Посетил еси землю и упоил еси ю, умножил еси обогатити ю.

Река Божия наполнися вод. Уготовал еси пищу им, яко тако [есть] уготование. Бразды ея упой, умножи жита ея, в каплях ея возвеселится возсияющи. Благословиши венец лета благости Твоея, и поля Твоя исполнятся тука, разботеют красная пустыни, и радостию холми препояшутся. Одеяшася овни овчии, и удолия умножат пшеницу, воззовут, ибо воспоют.

Диакон произносит великую ектению:

Совет

Диакон: Миром Господу помолимся!Хор (на каждое прошение): Господи, помилуй!О свышнем мире, и спасении душ наших, Господу помолимся!О мире всего мира, о благостоянии святых Божиих церквей и соединении всех, Господу помолимся!

О святем храме сем (если молебен совершается на домуо храмине сей), и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в него (в нею), Господу помолимся!

О великим господине и отце нашем святейшем патриархе …, и о господине нашем преосвященнейшем митрополите …, честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем притче и людех, Господу помолимся!О стране нашей …

, о всех благочестивых людях ея, Господу помолимся!О граде сем (о веси сей), всяком граде, стране, и верою живущих в них, Господу помолимся!О плавающих, путешествующих, недугующих, страждующих, плененных, заключенных и гонимых, и о спасении их, Господу помолимся!О избавитися нам от всякия скорби, гнева и нужды, Господу помолимся!

О еже милостивно нынешнее благодарение, и мольбу нас, недостойных рабов Своих, в пренебесный Свой жертвенник прияти, и благоутробно помиловати нас, Господу помолимся. О еже благоприятным быти молениям нашим, и простити нам и всем людем Своим вся согрешения, вольная и невольная, в мимошедшем лете зле нами содеянная, Господу помолимся! О еже благословити начаток и провождение лета сего, благодатию человеколюбия Своего; времена же мирна, благорастворенны воздухи, и безгрешен нам в здравии с довольством живот даровати, Господу помолимся!О еже отвратити от нас весь гнев Свой, праведно на ны грех ради наших движимый, Господу помолимся!О еже отгнати от нас вся душетленная страсти и растленный обычаи; страх же Свой Божественный всадити в сердца наша, ко исполнению заповедей Его, Господу помолимся.О еже обновити дух правый во утробах наших, и укрепите нас в православной вере, и спешных к деланию добрых дел, и исполнению всех заповедей Его сотворити, Господу помолимся.О еже избавити Церковь Святую Свою и всех нас от всякия скорби, беды, гнева и нужды, и от всех врагов, видимых и невидимых, здравием же, долгоденствием, и миром, и ангел Своих ополчением верных Своих всегда оградити, Господу помолимся.

Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию!Пресвятую, пречистую, преблагословенную, славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше; сами себе, и друг друга, и всю жизнь нашу Христу Богу предадим!Хор: Тебе, Господи! Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение: Отцу и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.Хор: Аминь.Поется Бог Господь со стихами

Бог Господь:

Диакон: Бог Господь, и явися нам, благословен Грядый во Имя Господне. Исповедайтися Господеви, яко Благ, яко в век милость Его.Хор: гл. 2. Бог Господь, и явися нам,/ благословен Грядый во Имя Господне.

Диакон: Обышедше обыдоша мя, и Именем Господним противляхся им.Не умру, но жив буду, и повем дела Господня.Камень, Егоже небрегоша зиждущии, Сей бысть во главу угла, от Господа бысть Сей, и есть дивен во очесех наших.

Хор: Бог Господь, и явися нам,/ благословен Грядый во Имя Господне.

Тропарь Новолетия, гл 2:

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы // и спаси ны

Читайте также:  Мученица мария кесарийская (палестинская)

Тропарь Благодарственный, гл 4:

Благодарни суще недостойнии раби Твои, Господи, / о Твоих великих благодеяниих на нас бывших, / славяще Тя хвалим, благословим, благодарим, поем, и величаем Твое благоутробие / и рабски любовию вопием Ти: // Благодетелю Спасе наш, слава Тебе.

Слава, и ныне, Богородичен, гл 4:

Еже от века утаенное, / и Ангелом несведомое таинство: / Тобою, Богородице, сущим на земли явися Бог, / в неслитном соединении Воплощаемь, / и Крест волею нас ради восприим, / имже воскресив первозданнаго, // спасе от смерти души наша.

Прокимен и чтение Евангелия

Обратите внимание

Диакон: Вонмем.Иерей: Мир всем.Хор: И духови твоему.Диакон: Премудрость. Прокимен, глас четвертый: Велий Господь наш, и велия крепость Его, и разума Его несть числа́. Стих: Хвали́те Господа, яко благ псалом.

по окончании прокимна диакон велигласно:Господу помолимся.Хор: Господи помилуй.Иерей: Яко Свят еси, Боже наш, и во святых почиваеши, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, всегда, ныне и присно и во веки веков.Хор: Аминь.

Диакон: Всякое дыхание да хвалит Господа.

Хор: Всякое дыхание да хвалит Господа.Диакон: Хвалите во святых Его, хвалите Его во утверждении силы Его.Хор: Всякое дыхание да хвалит Господа.Диакон: Всякое дыхание…Хор: …да хвалит Господа.

Диакон: И о сподобитися нам слышанию святаго Евангелия Господа Бога молим.Хор: Господи, помилуй (трижды).Диакон: Премудрость, прости, услышим святаго Евангелия.Иерей благословляя народ: Мир всем.Хор: И духови твоему.Диакон: От Луки святаго Евангелия чтение.

Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Чтение Св Евангелия .

Читается Евангелие — Лк., зач. 13:

Во время оно прiи́де Иисус въ назарéтъ, идѣ́же бѣ́ воспитáнъ: и вни́де, по обы́чаю своемý, въ дéнь суббóтный въ сóнмище, и востá чести́.

И дáша Емý кни́гу Исáiи прорóка: и разгнýвъ кни́гу, обрѣ́те мѣ́сто, идѣ́же бѣ́ напи́сано:«дýхъ Госпóдень на Мнѣ́: егóже рáди помáза Мя́ благовѣсти́ти ни́щымъ, послá Мя исцѣли́ти сокрушéнныя сéрдцемъ, проповѣ́дати плѣнéннымъ отпущéнiе и слѣпы́мъ прозрѣ́нiе, отпусти́ти сокрушéнныя во отрáду,проповѣ́дати лѣ́то Госпóдне прiя́тно».

И согнýвъ кни́гу, отдáвъ слузѣ́, сѣ́де: и всѣ́мъ въ сóнмищи óчи бѣ́ху зря́ще Нáнь.И начáтъ глагóлати къ ни́мъ, я́ко «днéсь сбы́стся писáнiе сié во ýшiю вáшею».И вси́ свидѣ́телствоваху Емý, и дивля́хуся о словесѣ́хъ благодáти, исходя́щихъ изъ ýстъ Егó.

(Во время оно пришел Иисус в Назарет, где был воспитан, и вошел, по обыкновению Своему, в день субботний в синагогу, и встал читать.

Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное».

Важно

И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: «ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его).По окончании чтения:Хор: Слава Тебе, Господи, слава Тебе.

Написанное в скобках можно опустить: ((Читается 50-й псалом.Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззакония моя аз знаю и грех мой предо мною есть выну.

Тебе Единому согреших, и лукавая пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти. Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся.

Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя.

Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего, возрадуется язык мой правде Твой. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо, всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая, тогда возложат на олтарь Твой тельцы.Читается канон “новому лету” (из службы 1 сентября), с припевами: Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе. Катавасия: Христос рождается…По 9-й песни канона поем Достойно есть.))Читается Трисвятое по Отче наш. Поется:

Тропарь индикта
глас 2

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы // и спаси ны

Слава; и нынеКондак

глас 2

В вышних живый, Христе Царю, / всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, / Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, / благослови ныне венец лета, / соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, // Многомилостиве.Возглашается ектения сугубая с прошениями из существующего новогоднего молебна:

Сугубая ектения.

Диакон: Рцем вси от всея души, и от всего помышления нашего рцем!Хор (на каждое прошение): Господи, помилуй!Господи Вседержителю, Боже отец наших, молим Ти ся, услыши и помилуй!Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй!Хор (на каждое прошение): Господи, помилуй (трижды)Еще молимся о великом господине нашем святейшем …, и о господине нашем высокопреосвященнейшем митрополите …, и о всей во Христе братии нашей!Еще молимся о стране нашей …, о благочестивых людях ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте!

Еще молимся о плодоносящих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.Благодаряще со страхом и трепетом, яко раби непотребнии Твоему благоутробию, Спасе и Владыко наш Господи, о Твоих благодеяниих, яже излиял еси обильно на рабех Твоих, и припадаем и славословие Тебе яко Богу приносим, и умиленно вопием: избавн от всех бед рабы Твоя, и всегда, яко милостив, исполни во благих желание всех нас, прилежно молимся Ти, услыши и помилуй!О еже благословити венец наступаемаго лета благостию Своею, и утолити в нас вся вражды, нестроения и междоусобныя брани; подати же мир, твердую и нелицемерную любовь, благочинное же строение и добродетельное житие, молим Ти ся, Всеблагий Господи, услыши и помилуй.О еже не помянути безчисленная беззакония и лукавая наша деяния, в мимошедшем лете бывшая, и не воздати нам по делом нашым; но в милости и щедротах помянути нас, молим Ти ся, Милосердый Господи, услыши и помилуй!О еже подати дожди благовременны, ранны же и поздны, росу плодоносну, ветры мерны и благорастворенны, и теплоту солнечную возсияти, молим Ти ся, Всещедрый Господи, услыии и помилуй!О еже помянуты Церковь Святую Свою, и укрепити, утвердити же, разрешити, и умирити ю, и невредиму адовыми враты, и всеми наветы видимых и невидимых врагов непребориму во веки соблюсти, молим Ти ся, Вседержавный Владыко, услыши и помилуй!

Совет

О еже избавитися нам в сие грядущее лето, и во вся дни живота нашего от глада, губительства, труса, потопа, града, огня, меча, нашествия иноплеменных, и междоусобныя рати, и всякия смертоносныя раны, скорби же и нужды, молим Ти ся, Милосерде Господи, услыши и помилуй!

Иерей: Яко милостив и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.Хор: Аминь.Иерей: Господу помолимся!Хор: Господи, помилуй

священник читает молитву:

Владыко Господи Боже наш, Источниче жизни и безсмертия, всея твари видимыя и невидимыя Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, и управляяй всяческая премудрым и всеблагим Твоим Промыслом. Благодарим о щедротах Твоих, яже удивил еси нас в мимошедшее время живота нашего, молим Тя, всещедрый Господи! Благослови венец наступающего лета Твоею благостию.

Подаждь свыше благая Твоя всем людем Твоим, здравие же, спасение и во всем благое поспешение. Церковь Твою Святую, град сей и вся грады и страны от всякаго злаго обстояния избави, мир и безмятежие тем даруй.

Тебе, Безначальному Отцу, со Единородным Твоим Сыном, Всесвятым и Животворящим Твоим Духом, во Едином Существе славимому Богу, всегда благодарение приносити, и Пресвятое Имя Твое воспевати да сподобиши.

Отпуст: «Иже времена и ле́та в Своей власти положи́вый, Христос, Истинный Бог наш…» и поется многолетие.

На целование св Креста поется гимн свт Амросия Медиоланского «Тебе, Бога, хвалим», гл 3

Источник: https://o-alexandr75.livejournal.com/114475.html

Об истории появления молебного пения на Новый год и празднования новолетия

Мы знаем, что у нас есть два новых года – 1 января и 14 января, 1 сентября – индикт и 1 марта раньше начинался новый год. И это путает людей.

История русского Православного Церковного календаря как одной из основных составляющих истории русской культуры прошла долгий и сложный путь. Не сразу установилось и утвердилось начало нового года. В Древней Руси гражданский год начинался с 1-го марта, а церковный – с 1-го сентября.

В 1492 году (в 7000 году от сотворения мира) было официально утверждено слияние новолетия гражданского с новолетием церковным. Два века новый год отмечался в Российском государстве 1-го сентября.

Главное торжество совершалось в Москве на Соборной площади Кремля. В 1582 году Джованни Компани сообщал: «На площади воздвигается помост, на который поднимаются митрополит и Великий князь и возвещают оттуда об окончании года.

Митрополит по обычаю святит воду и этой водой кропит князя и стоящий вокруг народ, осеняя крестом как самого князя, так и его сыновей, молится об их долгой и счастливой жизни, а народ в это время громко кричит: “Великому Государю нашему и детям его многая лета!” При этом все радостно поздравляют друг друга, желая каждому долгой жизни».

Посмотреть великолепие торжества новолетия с паперти Архангельского собора в XVII веке допускали иноземных послов и почтенных гостей. Например, за церемонией новолетия при царе Алексее Михайловиче наблюдали вместе с послами приглашенные донские и запорожские казаки.

Празднование новолетия дополнялось первым представлением народу царского наследника по достижении им совершеннолетия, которым считалось четырнадцатилетие. Царский наследник выступал с помоста с публичной речью.

Обратите внимание

А в 1598 году в новолетие торжественно венчался на царство Борис Годунов, в память чего была воздвигнута церковь Святого Симеона Столпника на Поварской улице в Москве.

Учебный год в Средневековой Руси начинался не с 1-го сентября, а три месяца спустя 1 декабря на память пророка Наума. В церковно-приходских школах учебный год стал начинаться с новолетия, впоследствии эта традиция распространилась на все другие учебные заведения и сохранилась по сегодняшний день.

Петр I решил сравнять российское летоисчисление с европейским, и с 1700 года гражданское новолетие было перенесено на 1 января. Год 1699-й был для России самым коротким: с сентября по декабрь, т.е. 4 месяца.

В именном указе царь объявил: «Ныне от Рождества Христова доходит тысяча шестисот девяносто девятый год, а с будущего января с 1-го числа настанет новый 1700 год купно и новый столетний век». Следует отметить, что новое летоисчисление еще долго существовало вместе со старым: в указе от 1699 года разрешалось писать в документах две даты – от Сотворения мира и от Рождества Христова.

Проведение в жизнь этой реформы Петра Великого, имевшей столь важное значение, началось с того, что запрещено было праздновать каким бы то ни было образом 1 сентября, а 15 декабря 1699 года барабанный бой возвестил о чем-то важном народу, который толпами хлынул на Красную площадь. Здесь устроен был высокий помост, на котором царский дьяк громко читал указ, что Петр Васильевич повелевает “впредь лета счисляти в приказах и во всех делах и крепостях писать с 1 генваря от Рождества Христова”.

Царь неуклонно следил за тем, чтобы новогодний праздник был у нас не хуже и не беднее, чем в других европейских странах.

В Петровском указе писалось: “…По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед воротами учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых…

а людям скудным каждому хотя по деревцу или ветке на вороты или над храминою своею поставь…”. В указе речь шла не конкретно о елке, а о деревьях вообще.

Важно

Вначале их украшали орехами, конфетами, фруктами и даже овощами, а наряжать елку стали намного позднее – с середины прошлого века.

Первый день Нового 1700 года начался парадом на Красной площади в Москве. А вечером небо озарилось яркими огнями праздничного фейерверка.

Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский, а не церковный характер.

В знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Новолетие в Церковном календаре торжественно именуется началом индикта. Священное предание сохранило свидетельство о том, что индикт и индиктион был введен в Церковный календарь в знак благодарности равноапостольному императору Константину за прекращение гонений и провозглашение веротерпимости.

Сам индикт – одна пятнадцатая часть индиктиона, пятнадцатилетнего промежутка времени, который при равноапостольном Константине утвердился как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени.

Император Константин Великий повелевал оканчивать воинскую службу по истечении 15 лет, после чего обеспечивать отставникам государственное пособие за счет индикта (по-латински – налога), который собирали 1 сентября по окончании уборки урожая.

Некоторые историки считают, что счет по индиктионам был введен Константином Великим взамен счета по языческим олимпиадам, которые окончательно были упразднены Феодосием Великим в 394 году.

На Руси индиктом называли и каждый новый год пятнадцатилетнего промежутка, и само пятнадцатилетие. Кроме того временной интервал в 532 года называют Великим Индиктионом. От сотворения мира, которое в Православной календарной традиции привязывается к пятнице 1 марта 5508 г. до Р.Х., прошло всего 14 полных Великих Индиктионов. Нынешний пятнадцатый Великий Индиктион начался в 1941 году. 

Три круга богослужения – суточный, недельный и годовой – составляют суть праздников. Внутри каждого круга вспоминается вся история мироздания от сотворения мира до второго пришествия Спасителя.

Годовой круг богослужений привязан отнюдь не к 1 сентября, а начинается праздником Пасхи. Первый Вселенский Собор (Никея, 325 год) устранил разнобой в определении времени празднования Пасхи.

Совет

Святые Отцы утвердили традицию Александрийской Церкви, согласно которой Пасху надлежало праздновать в первое воскресенье после первого полнолуния после дня весеннего равноденствия, который в эпоху Никейского собора приходился на 21 марта. Все расчеты велись в системе Юлианского календаря, являющегося одним из самых больших достижений античной науки.

Уникальная простота (3 года по 365 суток и 1 високосный в 366) и сравнительная точность (ошибка в сутки накапливалась в течение 128 лет) сделали Юлианский календарь незаменимым инструментом для составления всех астрономический таблиц.

Церковный календарь предусматривает повторяемость церковных праздников, каждый из которых является воспоминанием о некотором событии Священной истории. Поэтому годовая цикличность в Церковном календаре должна дополняться повторяемостью всего богослужебного круга.

В христианской традиции такая богослужебная цикличность никак не может быть вмещена в границы одного астрономического года, поскольку центральная точка Священной истории – Воскресение Христово – принадлежит совершенно иной календарной системе.

Христианская Пасха тесно связана с иудейской Пасхой, время которой рассчитывается в системе чрезвычайно сложного лунно-солнечного еврейского календаря.

Эта особенность приводит к очень значительному увеличению полного Церковного года, в течение которого праздник Пасхи может занимать все возможные позиции в Юлианском солнечном календаре. Полный Церковный год, называвшийся в Византии Великим Индиктионом, а на Руси Миротворным Кругом, продолжается 532 астрономических года.

Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь Церковный календарь. Сам промежуток времени, в который празднуется Пасха, невелик.

Поскольку лунный месяц равен, в среднем, 29 дням, но с учетом того, что Пасха обязательно празднуется в воскресенье, интервал, в который она попадает, равен 35 (29+7-1) дням. То есть сама Пасха может приходиться на любой день от 22 марта (4 апреля по новому стилю) до 25 апреля (8 мая по новому стилю). Однако внутри этого тридцатипятидневного интервала Пасха движется таким образом, что все астрономически возможные варианты исчерпываются в 532 года.

Обратите внимание

Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского Собора было воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря. История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом.

Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона Юлианского календаря, освященного Церковью.

Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа Папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий.

Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает. В 1582 году булла Григория XIII “Inter gravissima” возвестила городу и миру о том, что следующим за 4 октября днем будет не 5, а 15 октября. Эта подвижка вернула день весеннего равноденствия, который с 325 года переместился с 21-го на 11-е марта.

Чтобы предотвратить дальнейшее расхождение (1 сутки за 128 лет) фактического весеннего равноденствия и даты 21 марта, названной отцами Никейского Собора, папа Григорий решил уменьшить число високосов на один в каждые четыреста лет.

Если в Юлианском календаре високос повторялся через три года на четвертый, то в Григорианском календаре года начала столетий 1600, 1700 и так далее считались високосными только в случае, если число столетий без остатка делилось на четыре. Это нарушение в регулярности високосов привело к большим неудобствам для хронологических и астрономических расчетов. Солнечные и лунные затмения, максимумы и минимумы переменных звезд, другие важные астрономические величины можно выразить точным положительным числом суток только в системе Юлианского календаря.

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.

24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял “Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря”. Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г.

Важно

В нем, в частности, говорилось: “…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день – считать 15-м и т.д.

” Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.

Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю.

Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже, напротив, было выгодно разрушение основ христианской культуры.

Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год.

Однако в конце 1935 года в газете “Правда” появилась статья Павла Петровича Постышева “Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!” Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро – в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах.

31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником “радостного и счастливого детства в нашей стране” – прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня. В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.

Таким образом, после революции получилось, что Церковь празднует церковное новолетие 1 сентября (14 сентября по новому стилю), где положен торжественный молебен, а новый год, учрежденный богоборческой властью, празднуется 1 января в Рождественском посту и 14 января празднуется тоже, когда отдается дань старой традиции. Русская Православная Церковь обычно совершает новогодний молебен дважды: к 1-му сентября как к началу нового церковного года (или индикта), и к 1-му января как к началу гражданского нового года.

Согласно общепринятой традиции Русской Православной Церкви накануне гражданского новолетия вечером (18 декабря ст. ст. / 31 декабря н. ст.) или в первый день гражданского нового года (19 декабря ст. ст. / 1 января н. ст.) совершается Молебное пение на Новый год.

Совет

Смыслом богослужения в новолетие стало воспоминание проповеди Спасителя в Назаретской синагоге.

30 ноября 1917 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме были приняты следующие положения (см. «Богословские труды», сб. 34, с. 334–335):

«Привнесение службы “начала инди́́кта, си́́речь новаго лета”, в богослужение 1 января весьма желательно… Означенная служба в значительной своей части может быть объединена с последованием новогоднего молебного пения. В таком случае существующее в русской богослужебной практике молебное пение на Новый год должно быть переработано в чин уставного молебна с каноном…» 

По материалам из открытых источников

31 Декабря 2018

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/ob-istorii-poyavleniya-molebnogo-peniya-na-novyy-god-i-prazdnovaniya-novoletiya

Актуальные проблемы современной богослуженой практики РПЦ

 О ныне необходимых новых чинопоследованиях.

Новогодний молебен.

Начальный возглас: «Благословенно Царство…», после обыч­ных предначинательных молитв – «Приидйте, поклонимся…» и псалом 64-й: «Тебе подобает песнь, Боже, в Сионе…».

Великая ектения (с прошениями из существующего чина новоленего молебна).

На «Бог Господь» — тропарь, глас 2-й: «Всея твари Содетелю…».

Псалом 50-й.

Канон «новому лету» (из службы 1 сентября), глас 1-й (без ирмо­сов). Припевы: «Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе».

По 3-й песни — катавасия: «Избави от бед рабы Твоя, Владыко Многомилостиве…». Ектения и седален индикта (из службы 1 сен­тября).

По 6-й песни — вышеуказанная катавасия. Ектения и кондак индикта, глас 2-й: «В Вышних Живый, Христе Царю…» (из службы 1 сентября). Прокимен, глас 4-й: «Велий Господь наш, и велия кре­пость Его, и разума Его несть числа»; стих: «Хвалите Господа, яко благ псалом». «Всякое дыхание…». Евангелие — Лк., зач. 13.

По 9-й песни: «Достойно есть». Трисвятое по «Отче наш».

Тропаок индикта. «Слава, и ныне» — кондак индикта.

Ектения сугубая (с про­шениями из существующего новогоднего молебна), возглас. Молитва (из того же молебна) и отпуст: «Иже времена и лета в Своей власти положивый, Христос, Истинный Бог наш…». Много­летны.

Означенное последование молебна на новое лето напечатать полностью в отдель­ных книжицах и затем включать его в январскую Минею, а также в Книгу молебных пений при будущих изданиях этих богослужебных книг.

С 1 (14) февраля 1918 года декретом советского правительства  гражданское летоисчисление стало производиться по григорианскому календарю, Русская же Православная Церковь сохранила порядок прежнего летоисчисления (по юлианскому календарю).

И теперь  Гражданский новый год наступает не с 14 января (1 января, по ст. ст.), когда Церковь вспоминает «Обрезание Господне» и празднует память святителю Василию Великому, что делало «не удоб­ным, с уставной точки зрения», объединение этой службы со службой индикту, а с 1 января (19 декабря, по ст.

Обратите внимание

ст.), когда Церковь празднует память мч. Вонифатия (служба, которому не имеет праздничного знака, что вполне позволяет объединить ее со службой в честь новолетия). Поэтому, во исполнение рекомендации Поместного Собора 1917-18 гг.

: «о том, чтобы положенная Уставом под 1 Сентября служба «начала индикта, серечь новаго лета» отправлялась 1 Января»,  по благословению священноначалия Русской Православной Церкви, в 50-е года 20 века было составлено последование службы мч.

Вонифатия (не имеет праздничного знака), в соединении со службой «начала индикта, сиречь НОВОГО лета». Это последование было помещено в «Богослужебных указаниях на 1954 год», под 19 декабря:

«19. Суббота. Св. мч. Вонифатия. Суббота пред Рож­деством Христовым.  Гражданский новый год

Служба новолетию

На вечерне — обычная кафизма. На «Господи, воз-звах» — стихиры индикта 3 (см. Службу индикта — I сентября) и святаго — 3, «Слава» — индикта, «И ныне».— Богородичен. Вход. Прокимен дня. Чтения 3:1) Исаии, гл.

61, ст. 1—9. 2) Левит, гл. 26, ст. 3—12,14—17,19—20, 22, 33, 40—41- 3) Премудр. Солом., гл. 4, ст. 7—15. На стиховне стихиры индикта, глас 1-й. «Слава и ныне», глас 5-й: «Ты, Царю, сый присно…» Тропарь ин­дикта.

Тропарь индикта, глас 2-й:

«Всея твари Содетелю, / времена и лета  во Своей вла-сти положивый, /благослови венец Лета  благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой, / молит- вами Богородицы, и спаси ны».

 Слава— тропарь мученику.

Тропарь, глас 4-й:

«Мученик Твой, Господи, Вонифатий во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего. Имеяй бо крепость  Твою, мучителей низложи, сокруши и демонов немощныя дерзости. Того молитвами спаси души наша».

«И ныне», глас тойже: «К Богородице прилежно…»

 На утрени, на «Бог Господь» — тропарь индикта (дважды), «Славах — мученика. «И ныне» — Богородицы: «К Богородице прилежно…» На кафизмах — седальны индикта. Псалом 50-й. Каноны индикта с ирмосом на 8, ирмосы по дважды, и святаго — на 4. Ирмосы, глас 1-й: «Поим, вен людие…» Катавасия «Христос раждается…» По 3-й песни — кондак святаго.

https://www.youtube.com/watch?v=V284usrKQog

Кондак святого, глас 2-й:

«Священие непорочное самовольно тебе привел еси, Иже от Девы тебе ради родитися хотящему, святе, вен-ченосче премудре Вонифатие»

Седальны — индикта. «Слава» — святаго. «И ныне» — индикта. По 6-й песни — кондак индикта.

Кондак индикта, глас 2-й:

«В вышних живый Христе Царю, всех видимых и не­видимых Творче и Зиждителю, Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый! Благослови ныне векец лета, соблю­ди и сохрани в мире град и люди Твоя. Многомилостиве».

По 9-й песни — светилен индикта: «Содетелю и Пра­вителю…» На хвалитех стихиры, глас 3-й (индикта). «Слава и ныне» — индикта, глас 8-й: «Неизреченною муд- ростню…» Славословие великое.  По Трисвято —тро­парь индикта. Ектений и отпуст.   Ч а с   1-й.

На Часах тропарь индикта, «Слава» — свягаго. По Трисвятом — кондак индикта и мученика попере­менно.

Па Литургии, по Входе — тропарь индикта, храма Богородипы или чтимой иконы Ея, святаго. Кон­даки: индикта, «Слава» — кондак святаго.

на «И ныне»— Богородицы; если храм не Ея имени, на «И ныне» — кон­дак индикта. Прокимен  индикта, глас 3-й: «В Господь наш и велия крепость Его, и разума Его несть числа». Апостол и Евангелие прежде: — Субботе пред Рож­деством Христовым, затем индикту.

Апостол Субботы — к Гагатом, зач. 205-е. Евангелие — от Луки. зач. 72-е. Индикта: Апостол — к Тимофею, зач. 282-е. Евангелие— от Луки. зач. 13-е. Причастен «Благословиши венец лета благости Твоея, Господи».

(Дневные Апостол и Еванге­лие вычитываются накануне).

После Литургии молебен на Новый год — по книге молебных пений».

В приведенном последовании, допущена некоторая неточность. Оно предполагает после Божественной Литургии служение новогоднего молебна, что не вполне понятно. Приведенное выше Соборное положение «о служении новогоднего молебна», ясно говорит о нем как об альтернативе уставного богослужения. Т.е.

новогоднее молебное пение необходимо совершать лишь, в день гражданского нового года, в том случае, если уставное богослужение не содержит, или не может содержать, по каким-либо причинам, молитвословий из службы индикта, других оснований для совершения подобного последования (новогоднего молебна) нет.

 

В связи с этим, необходимо признать служение новогоднего молебна более одного раза в год (после Литургии: 1 (14) сентября, 19 декабря (1 января) и 1 (14) января), как это утвердилось на некоторых приходах, порочной, не выдерживающей ни какой критики. Т.к.

Важно

уставная служба 1 (14) сентября (день церковного новолетия), сохранила все молитвословия службы индикта, поэтому нет ни какой необходимости в этот день служить еще новогодний молебен; служба 19 декабря (1 января), если будит она совершена, по выше приведенной схеме, так же не нуждается в дополнении новогодним молебном, по тем же соображениям, если же служба будет совершаться без соединения с молитвословиями индикта, то необходимость служения новогоднего молебна неоспорима, служить же новогодний молебен 1 (14) января, просто не имеет ни какого смысла, т.к. церковным новолетием является: 1 (14) сентября, гражданским: 19 декабря (1 января), этот же день не является ни тем не другим, и считать по исторической инерции его новым годом, и поэтому служить в этот день соответствующий молебен, безосновательно. (*21;* 37;*45)

Источник: https://kir-7.livejournal.com/15270.html

Новогодний молебен

Сегодня вновь открываются врата времени и встает перед нашим взором наступающий Новый год. Через эти врата времени мы видим грядущее Рождество Христово, которое мы будем праздновать всего через неделю.

И Рождеством Христовым в этот новый год времени вступает вечность, Живой Бог вступает во время, делается человеком, приобщается плотью Своей всему тварному; время и вечность пронизывают друг друга, и сейчас мы стоим у преддверия этого чуда: время и вечность.

Бог и человек соединяются в единый поток жизни и спасения.

И как каждый год, когда мы оглядываемся на прошлое и взираем на будущее, нас охватывает боль о том, что стольких нет среди нас, почивших теперь сном земли, и вместе с этим зажигается такая радость, что они вступили в ту вечность, которая сейчас потоком льется во время.

И опять, озираясь на прошлое, мы видим, сколь многого мы не сумели совершить в течение этого года: по бессилию, по забывчивости, по косности, по недоброй нашей воле.

И перед тем как вступить в новое время, покаемся перед Богом, признаем свои ошибки и соберем с прошлого года опыт жизни, который нам позволит их не повторять и другие подобные ошибки не делать.

Весь смысл жизни только в том, чтобы любить Бога, любить ближнего и чтобы все творилось только во имя этой любви.

В старой сказке говорится, как спросили некоего мудреца: “Какое самое важное время в жизни? Кто самый значительный человек в твоей жизни? Какой поступок всего важнее совершить?” И ответ был таков:
– Самое важное время в жизни – это теперешнее мгновение, потому что прошлое утекло, а будущее еще не встало; самый значительный человек в твоей жизни – тот, который сейчас перед тобой и которому ты можешь сделать добро или зло; и самое важное дело в жизни – в это мгновение, этому человеку дать все, что может быть ему дано…

Совет

Вступим в новый год с этим чувством ответственности и вдохновения; вступим в этот новый год с верой, что сила Божия в немощи совершается: в нашей немощи, как совершилась она в немощи святых, которые были крепки только силой Божией; будем верить, что все нам возможно в укрепляющем нас Господе Иисусе…

И у преддверия нового года мне хочется повторить слова, сказанные в начале войны королем Георгом VI своему народу: “Спросил я стража, который стоял у дверей нового года: – Дай мне свет, чтобы я с уверенностью мог вступить безопасно в неизвестное… И он мне сказал:

– Вложи руку твою в руку Божию – это будет для тебя лучше, нежели свет, и вернее известного пути”…

Вступим и мы с таким доверием и с такой верой в Новый год; и когда мы будем молиться, чтобы Господь благословил его и нас, станем обращать свои молитвы и к святому Стефану Сурожскому, память которого мы совершаем теперь, в первое воскресенье после календарного дня, назначенного празднованию его памяти; пусть он будет тем стражем, тем вратарем, который раскроет нам новый год, который с нами вступит в него и благословит нас, чтобы, подобно ему, мы этот год сделали годом Божией воли и благодати.

А теперь примите от Господа Его благословение, и воспоем молебное пение о грехах наших и о прощении Господнем, о надежде нашей и о верности, которую мы Ему обещаем; и вступим в этот путь без страха, трепетным, благоговейным сердцем.

Благословение Господне на вас. Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва в день Нового Года

Источник: https://www.pravmir.ru/novogodnij-moleben/

Молебные пения

Молебным пением или молебном называется особое богослужение, при котором просят Господа и Его угодников о ниспослании милости или благодарят Бога за получение благ.

Молебны по составу подобны утрени и совершаются в храме или в частных домах. В храме молебны совершаются после литургии и перед нею, а также после утрени и вечерни.

Одни из них относятся к общественному богослужению, как-то: в дни храмовых праздников, особого рода молебные пения во время стихийных бедствий, нашествия иноплеменников, бездождия, безведрия, эпидемий. Другие молебные пения принадлежат к частному бого служению и совершаются по просьбам и нуждам отдельных верующих.

К ним относятся молитвенные чины, совершаемые при благословении различных предметов, об исцелении больного, о направляющихся в далекое путешествие.

Обычно в дни храмовых праздников молебны совершаются со звоном.

Одни молебные пения включают в себя чтение канона, другие— без него, третьи — без чтения Евангелия.

Без канона бывают молебны: 1) на Новый год; 2) при начале учения отроков; 3) за воинов во время брани против супостатов; 4) о больных многих или одном; 5) благодарственные, а именно: а) о получении прошения; б) о получении просимого и о всяком благодеянии Божием; в) в день Рождества Христова; 6) при благословении: а) отправляющихся в путешествие; б) по водам хотящим плыть; 7) чин возвышения панагии; 8) чин благословения пчел.

Без чтения Евангелия совершаются: а) чин благословения воинов, идущих на брань; б) чин молитвенный на копание кладезя и обретение воды; в) чин благословения нового кладезя. Чины молебных пений помещены в Большом требнике и в книге ≪Последование молебных пений≫.

Обратите внимание

Молебен начинается возгласом священника: ≪Благословен Бог наш≫ или возгласом: ≪Слава Святей Единосущней и Нераздельней Троице≫, как при благодарственном молебне.

После возгласа поется: ≪Царю Небесный≫ (а от Пасхи до Вознесения: ≪Христос воскресе из мертвых≫ — трижды), Трисвятое, ≪Отче наш≫ и читается псалом, избранный приспособительно к предмету моления.

После псалма в день Рождества Христова поется пророчество святого пророка Исайи: ≪С нами Бог, разумейте, языцы, и пока-

ряйтеся, яко с нами Бог…≫

Иногда после псалма читается Символ веры. Так бывает в молебном пении о недужных. Затем произносится великая ектения, в которую включаются моления, относящиеся непосредственно к предмету данного молебна.

После ектений поется: ≪Бог Господь≫ и тропари. В молебнах при бездождии или безведрии далее читается псалом 50-й. Затем следует канон, если он положен на этом молебне. Каноны находятся в Книге молебных пений, в Большом требнике, Молитвослове, в Каноннике. Некоторые каноны положено петь без ирмосов, хотя в книге ирмосы и напечатаны.

Каноны, сообразно со своим содержанием, имеют припевы. Так, в каноне Пресвятой Троице припев: ≪Пресвятая Троице, Боже наш, слава Тебе≫; в каноне Животворящему Кресту: ≪Слава, Господи, Кресту Твоему честному≫; в каноне Богородице: ≪Пресвятая Богородице, спаси нас≫ (Октоих, см. в конце 8-го гласа); в каноне Архангелу Михаилу или Святителю Николаю, или иному

угоднику: ≪Святый Архистратиже Михаиле…≫ или ≪Святителю отче Николае, моли Бога о нас≫; перед умилительными покаянными канонами: ≪Помилуй мя, Боже, помилуй мя≫ и ≪Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе≫.

Святому Иоанну Крестителю: ≪Святый Предтече и Крестителю Иоанне, моли Бога о нас≫ или: ≪Святый великий Иоанне, Предтече Господень, моли Бога о нас≫. Всем святым: ≪Вси святии, молите Бога о нас≫.

При пении канона после 3-й и

Важно

6-й песней бывают ектений. После 3-й песни полагается сугубая ектения: ≪Помилуй нас, Боже≫. На этой ектений после 3-й песни поминает иерей тех, о ком служат молебен. По 6-й песни бывает малая ектения и возглас тот же, что на утрени по 6-й песни: ≪Ты бо еси Царь мира…≫

По 6-й песни читается Евангелие, предшествуемое прокимном и другими молитвословиями, которые обычно предшествуют чтению Евангелия на утрени. В праздничные дни читается то Евангелие, которое читалось в этот день на утрени (исключая благодарственный молебен или молебен по какому-то особому случаю).

Иногда читаются два и три Евангелия, смотря по тому, кому совершается молебен; например, если молебен бывает Спасителю,Матери Божией и святому — читаются три Евангелия. Если святому, которому служится молебен, не положено особого Евангелия, то ему читается общее Евангелие по чину или лику его.

Иногда чтение Евангелия предваряется чтением Апостола. Перед Апостолом может быть паримия (в день Рождества Христова). После чтения Евангелия, если на молебне поется канон, то поются 7-я, 8-я, 9-я песни его. По окончании канона поется: ≪Достойно есть яко воистину…≫

В дни же великих праздников обычно поется ирмос 9-й песни канона праздника. Затем читается Трисвятое, ≪Отче наш≫, поется тропарь и бывает ектения: ≪Помилуй нас, Боже…

≫, на которой поминаются те, о ком молебен служится: ≪Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении и прощении раба Божия (рабы Божией имярек)…

После нее бывает возглас ≪Услыши ны, Боже, Спасителю наш…≫ Затем читается особая мо-

литва, приспособительно к предмету моления или благодарения. Иногда она читается с коленопреклонением.

На молебном пении в Пасхальную седмицу после возгласа священника: ≪Благословен Бог наш≫ не бывает ни ектений, ни пе- ния ≪Бог Господь≫, а поется: ≪Христос воскресе≫ (трижды) со стихами: ≪Да воскреснет Бог…≫, как на утрени и литургии. Затем, вместо тропаря, поется ипакой ≪Предварившия утро…≫

Совет

Если же канон поется и святому, то перед этим ипакой поется тропарь святому. По 3-й и 6-й песнех поется: ≪Спаси от бед…≫ По 6-й песни еще поется кондак: ≪Аще и во гроб снизшел еси, Безсмертне…≫ и икос Пасхи: ≪Еже прежде солнца…

≫ После Евангелия и 9-й песни поют ≪Светися, светися, Новый Иерусалиме…≫, ≪Христос воскресе≫ (трижды), и ипакой: ≪Предварившия утро…≫, на ≪Слава≫ — тропарь святому, на ≪И ныне≫ — кондак Пасхи: ≪Аще и во гроб…≫ Затем ектения: ≪Помилуй нас, Боже…

≫, и, вместо: ≪Слава Тебе, Боже…≫, поют ≪Христос воскресе≫ и отпуст.

Когда на молебном пении не поется канон, тогда после пения ≪Бог Господь≫ и тропарей читаются Апостол и Евангелие. Иногда же перед Апостолом читается паримия. После Евангелия бывает сугубая ектения: ≪Помилуй нас, Боже…≫ и возглас: ≪Услыши ны, Боже…≫, и читается молитва.

После нее поется великое славословие: ≪Слава в вышних Богу…≫ или ≪Тебе, Бога, хвалим…≫ Затем диакон говорит: ≪Премудрость≫. Священник или архиерей: ≪Пресвятая Богородице, спаси нас≫ и прочее, как бывает пред отпустом. После отпуста бывает возглашение многолетия.

Молебные пения совершаются и вне храма

Молебное пение на Новый год

Молебное пение при начатии учения отроков

Последование молебного пения ко Господу Богу нашему о богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, певаемое во время брани против супостатов

Последование молебного пения ко Господу Богу, певаемого во время брани

против супостатов, находящих на ны

Молебное пение о недужных многих или о едином

Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божий

Последование молебного пения, певаемого во время бездождия

Последование молебнаго пения ко Господу Богу нашему Иисусу Христу, певаемаго во время безведрия, егда дождь многий безгодно идет

Молебное пение от наводнения

Чин благословения хотящым по водам плыти

Чин благословити новый корабль или лодию

Молебное пение во время губительного поветрия

и смертоносныя заразы

Источник: http://treba-online.com/trebi/molebnie_peniya

Ссылка на основную публикацию