Русская линия / Библиотека периодической печати: Мученица Евдокия Мартишкина
Мученица Евдокия Петровна Мартишкина родилась в крестьянской семье 1 марта 1880 года в селе Гиблицы Погостинской волости Касимовского уезда Рязанской губернии.
Грамоте девочке обучиться не удалось, хотя в селе было двухклассное училище. Вероятно, из-за того, что пришлось присматривать в семье за младшими детьми и помогать по хозяйству. Родители воспитали Евдокию в страхе Божием, в любви к Церкви и молитве.
Выйдя замуж за Ивана Мартишкина, Евдокия Петровна всю жизнь прожила в родном селе, занимаясь крестьянским хозяйством. У нее с Иваном было трое сыновей Иван 1906 года рождения, Сергей и Павел и две дочери Пелагея и Зинаида.
В ноябре 1918 года в Рязанской губернии произошло стихийное восстание крестьян, возмущённых насильственной повальной мобилизацией в Красную армию и откровенным грабежом советской властью крестьянских хозяйств под видом различных реквизиций.
Большевики жестоко подавили народные выступления путём массовых расстрелов. Муж Евдокии Иван и его брат Василий были расстреляны в числе других 10 ноября 1918 года. Семья Евдокии Петровны осталась без кормильца, но бедная вдова как могла поддерживала гонимых большевиками единоверцев — священников и их семьи.
Уповая на милость Божью, она в храме находила утешение в своих скорбях.
Большевики, расправившись с попытками народа сопротивляться своей антихристовой власти, энергично взялись и за уничтожение Православия как такого путём новых, невиданных репрессий против священнослужителей и мирян и ликвидации оставшихся православных храмов.
6 ноября 1937 г. Евдокия Мартишкина была арестована как «активная церковница» с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (Касимовского) района Рязанской области по групповому делу касимовских христиан.
Всего по этому делу проходило 27 человек, в числе которых были священники Николай Карасев, Евгений Харьков, Анатолий Правдолюбов, Константин Бажанов, Александр Туберовский, Николай Динариев и другие.
Исповедников веры Христовой безбожные власти сначала заключили в касимовскую тюрьму, а затем перевели в тюрьму в Рязань.
Евдокия Петровна обвинялась в том, что «вела среди населения пораженческую агитацию, высказывала пораженческие настроения». На допросе исповдница отвергла все предъявленные ей обвинения. 6 декабря Особой тройкой при УНКВД по Рязанской обл.
23 человека из 27, проходивших по делу, были расстреляны, а четыре женщины и среди них Евдокия Петровна, приговорены к 10 годам заключения в концлагере. Скончалась мученица 25 мая 1938 года в заключении в Ташкенте. Место погребения неизвестно.
Мученица Евдокия прославлена в лике святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.
Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века
Источник: https://rusk.ru/st.php?idar=80843
12 (25) мая 2018 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.3)
?filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
2018-05-25 09:01:00filin_dimitry
filin_dimitry
2018-05-25 09:01:00Продолжение…
Мученица Евдокия
(Мартишкина Евдокия Петровна, +25.05.1938)
Родилась 1 марта 1880 года в селе Гиблицы Касимовского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Муж Евдокии Петровны был расстрелян представителями советской власти в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде Рязанской губернии. Крестьянка, церковная активистка.
Арестована сотрудниками НКВД 6 ноября 1937 года в составе группы крестьян из 27 человек. Первоначально содержалась в тюрьме города Касимов Рязанской области, затем была этапирована в Рязанскую тюрьму.
Проходила по групповому «Делу контрреволюционной повстанческой организации церковников. Рязанская область, Бельковский (Касимовский) район, 1937 год».
На допросах отвергла все предъявленные ей обвинения.
6 декабря 1937 года Тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области была обвинена в том, что являлись «активной участницей контрреволюционной повстанческо-террористической организации, вела среди населения пораженческую агитацию и высказывала террористические настроения». Мартишкина Евдокия Петровна была приговорена к 10 годам лишения свободы.
Скончалась в заключении в Ташкенте.
Канонизирована Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года по представлению Рязанской епархии РПЦ.
День памяти мученицы Евдокии отмечается в день казни ее соузников – касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского, Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова, свящ. Николая Карасева и др.
Священномученик иерей Петр
(Попов Петр Алексеевич, +25.05.1937)Священномученик Петр родился в 1895 году в селе Никольское Даниловского уезда Ярославской губернии в семье священника Алексея Михайловича Попова. Первоначальное образование Петр получил в Ярославском духовном училище; в 1918 году он окончил Ярославскую Духовную семинарию и в течение трех лет преподавал в школе, пока не уяснил окончательно, что советская школа бесповоротно захвачена богоборцами и распространять в своих стенах будет только безбожие, заражая и отравляя им души детей. Учительство же совершенное и идеальное возможно лишь пастырское, при условии, если христианские идеалы и жизнь пастыря составляют одно целое. И в 1921 году он был рукоположен во священника ко храму Казанской иконы Божией Матери в селе Помогалово Романово‐Борисоглебского уезда Ярославской губернии на место своего отца.Выбрав пастырское поприще вполне сознательно, он уже не приспосабливался к гонителям, не старался угодить власть имущим, не устрашался угроз сынов мира сего и во время гонений на Русскую Православную Церковь в 1931 году был арестован по обвинению в антисоветской агитации и приговорен к трем годам ссылки в Казахстан.В мае 1934 года отец Петр возвратился из ссылки и поступил священником в храм в селе Вознесенье Романово‐Борисоглебского уезда, переименованного к тому времени в Тутаевский район.(Церковь Вознесения Господня – Вознесенье, урочище – Тутаевский район – Ярославская область, не действует)Вернувшись к служению у престола Божия, отец Петр оставался все таким же ревностным проповедником и служителем Христовым, каким был, выбирая исповеднический путь во времена начинающихся на Церковь гонений. Сохранилось несколько проповедей, сказанных им незадолго перед арестом, некоторые из которых были предъявлены ему как обвинительный материал, – гонители в данном случае и не желали скрывать, что преследуют его за веру Христову.
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! – проповедовал отец Петр в Неделю Всех святых. – “Всякого, кто исповедует Меня пред людьми, того исповедую и Я пред Отцом Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным” (Мф. 10, 32–33).
Эти слова ныне читанного Евангелия научают нас, что если кто в настоящей жизни признает Иисуса Христа пред людьми своим Господом и Искупителем, то Он в будущей жизни пред Отцом Небесным признает того Своим учеником, и напротив, если кто в настоящей жизни пред людьми не признает Его своим Господом и Искупителем, то Он в будущей жизни пред Отцом Небесным не признает того Своим учеником, отречется от него. Кто же это те, которые не признают Господа Иисуса Христа своим Господом и Искупителем, которые пред людьми отрекаются от Него?
Есть вольнодумцы, есть закоснелые и нераскаянные грешники, которые, хотя и называются христианами, но и мыслят не по‐христиански, и беседуют не по‐христиански, и живут не по‐христиански. По их рассуждениям и по их жизни видно, что они и словом и делом не исповедуют Христа своим Господом и Искупителем, видимым образом отрекаются от Него, отрекаются от следования Его Божественному учению. Кто отрекается от Христа и Его учения ради любви или угождения своим родным, тот не достоин именоваться учеником Христовым. “Кто любит отца или мать… сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” [Мф. 10, 37]. Итак, Господь требует от истинных христиан, чтобы они твердо исповедовали Христа и Его учение исполняли, хотя бы пришлось для этого отказаться от последования самым близким и родным, если они отводят от Христа и ведут к погибели души. Скажешь, тяжело нести иго Христово? Да, нелегко оно – но для тех, кто не прибегает за помощью ко Христу и не укрепляет себя благодатными Таинствами Святой Церкви. Да, для тех не только тяжело, но и невозможно нести иго Христово, потому Господь и говорит: “кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня” [Мф. 10, 38]. Не тот хорошим считается кормчий, который в тихую погоду благополучно к намеченной пристани ведет свое судно, но тот, кто умеет им править в бурю и непогоду. Так и христианин: когда на него ополчается сатана через мир, во зле лежащий, устремляет свои умные очи на Христа и Его учение и следует в мыслях, словах и делах указанию Евангелия, укрепляет дух свой в молитве и Таинствах Святой Церкви, тогда он сам на опыте увидит, как сила Божия и в немощи совершается и иго Христово становится благом и бременем легким. Это иго Христово с верою и любовью и несли все святые, которые были подобные нам люди, которые были в этом мире, есть и будут и на суде Христовом станут судьями и обличителями тех, которые отреклись от Христа и Его учения. “Разве не знаете, – спрашивает апостол, – что святые будут судить мир?” [1 Кор. 6, 2]. Тогда уже будет нечем отговариваться, что я не мог, – близкие и дальние, сатана увели меня от Христа».Все церковные традиции, когда в большие праздники было принято до революции священникам ходить по приходу, посещать прихожан и служить в их домах молебны, призывая на них благословение Божие, – отец Петр сохранил и во времена наступивших гонений.Безбожников, считавших это нарушением закона об отделении Церкви от государства, позиция отца Петра раздражала, и 31 июля 1936 года сотрудники НКВД арестовали его, поместив в камеру предварительного заключения в Тутаеве.
– Почему вы совершали хождение по деревням в Рождество, Пасху, Вознесение и так далее без разрешения сельсовета? – спросил священника следователь.
– Один раз я поручил церковному старосте Федору Галактионовичу Покичеву взять разрешение сельсовета на право хождения по деревням, но в сельсовете ему сказали, что на хождение с крестом разрешения не требуется, после чего мы никакого разрешения не спрашивали. – Известна ли вам инструкция Комиссии ЦИК по делам культа, обязывающая всякий раз для хождения по деревням брать разрешение сельсовета?.. – Такой инструкции я не читал, но знаю, что разрешение брать надо. – Зная, что разрешение брать надо, почему же вы нарушили закон? – Мне сказал Покичев, что… разрешения на хождения с крестом и Евангелием не требуется. – Покичев инвалид, неграмотный человек, он мог не понять, что ему сказали в сельсовете, и ваша ответственность совершать такое хождение по деревням только больше, когда у вас на руках не имеется разрешения. Почему вы этого не делали? – По простоте своей я ему доверился и разрешений не брал, а хождение по деревням совершал. – Нарушение советских законов следствие объясняет как ваше непризнание советской власти. Признаете вы это? – У меня нет бюллетеня Комиссии по делам культа при ЦИК СССР; я даже не знаю, существует ли такая Комиссия, так как советских газет не читаю совершенно… – Когда у вас сложилось такое убеждение, что «культурная, зажиточная жизнь без религии является делом тьмы, развратным»? – Такие убеждения у меня сложились давно, то есть с тех пор, как я познал христианское учение, как окончил духовное училище и семинарию. И до советской… жизни я был противник этого, и сейчас, после коллективизации… так как она является безрелигиозной. – Вы показываете неправду. До советского периода в деревне не было ни культурной, ни зажиточной жизни, кроме эксплуатации. Значит, вы против культурной и зажиточной жизни, которая наступила только в советский период, в период после коллективизации? – Коллективизацию, которая строится не на христианских началах, я не признаю, о чем и проповедовал среди населения. – В какой форме вы призывали колхозников не признавать «такой культурной и зажиточной жизни, которая отходит от религии»? – В форме проповедей с церковной кафедры. Личных бесед с колхозниками не вел. – Как воспринималась колхозниками такая ваша проповедь?
– Судя по тому, что посещение церкви не увеличивалось, очевидно, моя проповедь слабо воспринималась, и моей обязанностью было еще ревностней исполнять свою обязанность проповедника.
9 декабря 1936 года Особое Совещание при НКВД приговорило отца Петра к трем годам заключения в исправительно‐трудовой лагерь, и он был отправлен в Мариинские лагеря Кемеровской области.Священник Петр Попов скончался 25 мая 1937 года в Орлово‐Розовском лагерном пункте в Кемеровской области и был погребен в безвестной могиле.3 мая 1989 года был реабилитирован прокуратурой Ярославской области по 1936 году репрессий. 11 июля 1989 года реабилитирован по 1931 году репрессий.
Канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Икона Богородицы Кипрская
Празднование 16 февраля (по Зеленой Минее), 20 апреля, в Неделю Православия, в День Святого Духа, 9 июляЯвилась в 392 году на острове Кипре.
Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты). Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней.
Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю. Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.
(Монастырь Ставровуни, Кипр)
Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка.
Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния.
О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что “по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви. Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.” Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.
В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни. Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн.
Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь. От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым.
Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения. Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону.
Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери.
После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.
Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой. Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы.
Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.
О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях.
Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи.
С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.
Иные чтимые чудотворные списки
Нижегородский
Празднование 12 мая
Божия Матерь изображена сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет. Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.
***
Источник: https://filin-dimitry.livejournal.com/1437799.html
Пострадавшие за Христа 23 декабря (10 декабря ст.ст.)
?tverdyi_znak (tverdyi_znak) wrote,
2013-12-23 23:32:00tverdyi_znak
tverdyi_znak
2013-12-23 23:32:00Продолжение. Начало здесь
Священномученик протоиерей Михаил
(Кобозев (Кобзев) Михаил Иванович, † 23.12.1937)
Одним из тех, кто попал под молох сталинских репрессий, был священник Михаил Иоаннович Кобозев, отдавший более двух десятилетий своей жизни служению в Вознесенской церкви Раненбурга. В 30-е годы северная часть Раненбургского уезда была выделена в самостоятельную единицу – Ново-Деревенский район Рязанской области с центром в посёлке Александро-Невский.
В страшном 1937-м протоиерей Михаил Кобозев возглавлял здесь небольшой приход в селе Благие.Родился Михаил Кобозев 4 февраля 1874 года в селе Спас-Леоновщина Егорьевского уезда Московской губернии. Его родителями были диакон церкви Преображения Иоанн Львович и Мария Гавриловна Кобозевы. Крещён он был в той же церкви уже 5 февраля.
Его воспреемниками были брат и сестра отца – Дмитрий и Мария Кобозевы. О жизненном пути отца Михаила сухими строками анкетных данных говорит «Ведомость о церкви Вознесения Господня в городе Раненбурге за 1915 год», хранящаяся в Рязанском областном архиве. Как и для большинства детей священнослужителей, дальнейшая жизненная перспектива Михаила была практически предопределена.
Его ждала духовная карьера. В 1892 году он окончил полный курс Скопинского духовного училища с правом поступления в Рязанскую духовную семинарию. Однако учёбе Михаил предпочёл практическую деятельность. Два года он был практикантом при церковно-приходской школе села Дымова Скопинского уезда. В 1894 году М. И. Кобозев получил свидетельство о звании учителя начальной школы.
Свою самостоятельную педагогическую деятельность Михаил начал в приходской школе села Мурзинка Скопинского уезда Рязанской губернии. В 1897 году он обучался на церковно-учительских певческих курсах, которые закончил очень успешно, о чём имел соответствующее свидетельство.В 1898 году начинается новый этап в жизни Михаила Кобозева.
С этого времени его судьба была связана с раненбургской землей. Епископом Рязанским и Зарайским Мелетием он был рукоположен во диакона к Духовской церкви села Благие Раненбургского уезда Рязанской губернии. Отец Михаил, как и многие священники, в то же время преподает детям Закон Божий в Бахметьевско-Благовской церковно-приходской школе.
В 1910 году отец Михаил был перемещён диаконом в раненбургскую Вознесенскую церковь. Большая семья Кобозевых переезжает в уездный город Раненбург. В то время у Михаила Ивановича и Софии Николаевны было шесть детей, старшие – сыновья Николай и Иван, и дочери – Вера, Антонина и Анна. Уже в Раненбурге в 1915 году в семье Кобозевых родился ещё один сын – Михаил.
Они поселяются в небольшом доме на Площадной улице (ныне это улица Калинина). Информация о семье Кобозевых весьма скупа. В «Ведомости о Вознесенской церкви…» в графе «Сведения о поведении священнослужителей с их семействами» об отце Михаиле сделана краткая, но очень ёмкая запись: «Весьма прехорошего». Продолжается в Раненбурге и педагогическая деятельность Михаила Кобозева.
В 1913 году он утверждён в должности законоучителя Пригородной Лучинской земской школы. «За примерное и усердное ведение дела обучения детей» отец Михаил был награждён серебряной медалью «В память 25-летия церковной школы», получил благодарность от Рязанского Епархиального училищного совета. Вскоре его рукоположили во священника.1917 год стал переломным в судьбе России.
С небывалой силой обрушились гонения на Русскую Православную Церковь после октябрьского переворота. В этих условиях отец Михаил пытается сплотить верующих вокруг Православной Церкви. В семейном архиве внучки отца Михаила Т. М. Чубановой сохранился проект создания культурно-религиозной общины при Вознесенском храме.
Кроме религиозного просвещения жителей города и его окрестностей, одной из главных целей, по мнению отца Михаила, для создаваемой общины должна стать «благотворительность на братских христианских добровольных началах».
Следующая важнейшая задача: община «вообще содействует духовно-нравственному оздоровлению окружающей жизни (борьба с хулиганством и нравственной распущенностью, охрана детства и материнства)». На обратной стороне листа – список прихожан-раненбуржцев, которые, как считал отец Михаил, имели влияние на общественное мнение и могли бы принять активное участие в работе общины.
Время не пощадило этот документ, и, к великому сожалению, имена и фамилии читаются лишь отрывками… Неизвестно, удалось ли воплотить эту идею в жизнь, хотя с уверенностью можно сказать, что в 20-30-е годы подобные попытки властью пресекались в зародыше. Натиск на Русскую Православную Церковь усиливался год от года.
Ужесточались налоги, изымалось церковное имущество, закрывались храмы. Первой жертвой богоборчества в Раненбурге стала именно Вознесенская церковь, где служил отец Михаил. В здании напротив размещался уездный комитет большевиков, и соседство с храмом власти посчитали невозможным. Церковь была закрыта.Отец Михаил в 1932 году вынужден оставить семью в Раненбурге.
Он получает приход в соседнем Ново-Деревенском районе, в селе Дмитриевский Боровок. Уже в следующем году архиепископом Рязанским Ювеналием отец Михаил был возведён в протоиерейскую степень.
Лавина массовых репрессий пришлась на 1937 год. В конце октября были арестованы восемь священнослужителей Ново-Деревенского района Рязанской области.
Их обвинили в создании контрреволюционной организации. Поводом для ареста послужило то, что все священники соседних приходов в престольный праздник 1 июля прибыли в село Зимарово поклониться чудотворной Боголюбско-Зимаровской иконе Божией Матери. В это время отец Михаил Кобозев служил в том же приходе, в котором и начинал свой священнический путь, в селе Благие.
Непосредственно отца Михаила обвинили в том, что он «…проводил антисоветскую и контрреволюционную деятельность, направленную на срыв всех проводимых мероприятий и озлобление колхозников против существующего советского строя». По распространённой практике того времени обвинение строилось на доносах.
Естественно, что люди шли в храм не только с духовными нуждами, но и с заботами житейскими. И, конечно же, в присутствии прихожан священник высказывал своё мнение по различным вопросам. Оказалось, то, что знали прихожане, знали и сотрудники НКВД. Так, в следственном деле со слов одного из «сочувствующих власти» прихожан записано, что отец Михаил говорил: «Большевики живут только на обмане, расстреливают своих братьев, которые вместе с ними работали, а в Писании Божием так и сказано, что настанут времена: друг друга будут продавать, и брат будет стрелять брата, говорить будет ничего нельзя, так как камень, и тот будет предавать…»
Слова оказались пророческими и для самого говорившего…Участь арестованных священнослужителей была предопределена заранее. Следствие было лишь формальностью, его вели только для того, чтобы соблюсти внешний ритуал и затем привлечь священников к уголовной ответственности. Интересен факт, на который обратил внимание внук отца Михаила – Н. Н.
Кобзев – в следственном деле в «Анкете арестованного» в графе «Состав семьи» нет упоминания об одной из дочерей – Анне. По словам Николая Николаевича, Анна Михайловна в то время жила не в Раненбурге, и, зная о грозящей его семье опасности, отец Михаил таким образом пытался отвести беду хотя бы от младшей из дочерей, всеобщей любимицы Анны.
Следователь, проводивший допросы, настойчиво требовал от отца Михаила признательных показаний против себя и других священников. Отец Михаил вёл себя достойно. Он прекрасно понимал, что одним неосторожным словом может погубить своих собратьев. Отец Михаил Кобозев в своих ответах неоднократно опровергал все обвинения следствия.
Следствие велось с удивительной быстротой, на все юридические процедуры работникам НКВД понадобилось чуть более месяца. Вскоре было вынесено обвинительное заключение. В начале декабря 1937 года решением «тройки» при УНКВД по Рязанской области протоиерей Михаил Кобозев был приговорён к расстрелу.Страница 146 следственного дела.
Три машинописных бланка с канцелярски-невзрачными заголовками «Выписка из акта», в которых «для скорости» необходимо вписать лишь фамилию и дату. В последнем из них четыре строки: «Постановление Тройки УНКВД по РО от 6/XII 1937 г. в отношении Кобызева Михаила Ивановича приведено в исполнение 23/XII 1937 г в «…» часов.
Подписи…» Приговор был приведён в исполнение в тюрьме города Ряжска. Место захоронения отца Михаила неизвестно.На закате советской эпохи были подняты из архивов дела репрессированных в 20-30-е годы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1989 года Михаил Кобозев был реабилитирован.
Преподобномученик иеромонах Сергий
(Сорокин Николай Иванович, † 23.12.1937)
Преподобномученик Сергий (в миру Николай Иванович Сорокин) родился в 1900 году в городе Скопине в Рязанской губернии в семье жестянщика. С раннего возраста Николаю и его трем сестрам благочестивые и богобоязненные родители привили любовь к Богу, к храму, к молитве. Николай выбрал самый трудный и тернистый путь духовного служения – монашество.
По благословению родителей Николай в 1918 г. поступил в Пронский Спасо-Преображенский монастырь в городе Скопине. Однако через шесть месяцев монастырь был закрыт богоборческой властью и Николай возвратился домой, откуда его призвали в красную армию. Три с половиной года он прослужил в красной армии солдатом.
В 1922 году, после окончания военной службы, Николай Иванович поехал в Абхазию, в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь, где принял монашеский постриг в честь прп. Сергия Радонежского. Но и этот монастырь был закрыт в 1924 году. После закрытия монастыря большинство Ново-Афонских монахов поселились в долине Псху недалеко от Нового Афона. В 1928 г.
монах Сергий (Сорокин) вернулся в Рязанскую губернию и был рукоположен во иеромонаха архиепископом Рязанским и Шацким Иувеналием (Масловским).Служить отец Сергий был назначен в Троицкую церковь в селе Заполье Спасского уезда Рязанской области на место репрессированного протоиерея Василия Мрежина, благочинного Спасского уезда.
Благословляя молодого пастыря, в своем напутствии архиепископ Иувеналий (Масловский) рекомендовал ему по всем вопросам обращаться за советом к игумену Филарету (Пряхину), который нес подвиг старчества в соседнем приходе села Срезнево, являясь настоятелем Казанского храма.
Отец Сергий знал его еще по Пронскому монастырю и был несказанно рад, что Господь послал ему вновь такого наставника. Отца Сергия полюбили прихожане за его искренность и сердечную чистоту, за его стремление помочь каждому нуждающемуся. Свободное же время он проводил в с. Срезнево у отца Филарета.
В то время там образовался тайный монастырь, где находили приют гонимые монахи и монахини. Это был островок Православия в безбрежном море навязываемого атеизма. Ежедневные службы по монастырскому чину, незабываемые проповеди – все это привлекало православный люд.
На все притеснения со стороны властей отец Сергий только более усиливал моления, повышал торжественность Богослужения, устраивал крестные ходы по своему селу.В 1931 г. арестовали игумена Филарета (Пряхина), а затем по делу “филаретовцев” арестовали еще 38 человек, в том числе и иеромонаха Сергия (Сорокина).
Отца Сергия приговорили к 3 годам исправительно-трудовых лагерей, отбывать наказание он был отправлен в Медвежьегорск в Карелии.В конце 1934 г. иеромонах Сергий возвратился в Рязань. Владыка Иувеналий благословил его на службу в с. Срезнево, прозорливо видя в нем достойного преемника игумену Филарету.
Понимая всю ответственность своего назначения, отец Сергий с великим радением принялся за пастырское служение в Казанском храме. Со всей округи стал стекаться к нему народ, видя в нем истинного духовного наставника. Вновь возобновились торжественные Богослужения, крестные ходы по близлежащим селам.
В своем приходе он регулярно посещал каждую семью, утешал болящих, врачевал духовные раны, наставлял на путь истинный заблудших. Все это он делал ненавязчиво, с искренним желанием помочь каждому, с истинной христианской любовью. При Казанском храме вновь поселились монахини из закрытых монастырей.
В 1937 году последовал новый арест за “контрреволюционную деятельность, критику политики партии, правительства и Советской Конституции”.При аресте у о.Сергия изъяли все, что для него было ценным – 4 фотографии: Святителя Феофана Затворника, Патриарха Тихона, архиепископа Иувеналия (Масловского) с дарственной надписью: “На молитвенную память боголюбивому иеромонаху Сергию” и фотографию игумена Филарета (Пряхина).На вопрос следователя: “Что это за люди?” – о.Сергий ответил: “Это мои духовные наставники”23 декабря 1937 года преподобномученик Сергий (Сорокин) был расстрелян.
Мученица Евдокия
(Мартишкина Евдокия Петровна, † 25.05.1938)
Увеличить изображениеЕвдокия Петровна Мартишкина родилась 1 марта 1880 годе в селе Габлицы (Гиблицы) Касимовского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Муж Евдокии Петровны был расстрелян в 1918 году как участник крестьянского восстания в Касимовском уезде.
6 ноября 1937 года Евдокия Мартишкина была арестована как «активная церковница» с большой группой священнослужителей и мирян Бельковского (ныне Касимовского) района Рязанской области по делу «контрреволюционной повстанческой организации церковников».
Обвинялась Евдокия Петровна в том, что «вела среди населения пораженческую агитацию, высказывала пораженческие настроения». Содержалась она сначала в тюрьме города Касимова, позднее переведена в Рязань. На допросе отвергла все предъявленные ей обвинения.
6 декабря 1937 года Особой тройкой при УНКВД по Рязанской области была приговорена к 10 годам ИТЛ. Скончалась в заключении в Ташкенте.
День памяти мученицы Евдокии отмечается в день казни ее соузников – касимовских священномучеников протоиереев Александра Туберовского, Анатолия Правдолюбова, Евгения Харькова, Константина Бажанова, свящ. Николая Карасёва и др.
Исповедница Анна
(Ивашкина Анна Поликарповна, † 9.02.1948)
Анна Поликарповна Ивашкина родилась в 1894 г. в селе Левино Касимовского уезда Рязанской губернии в благочестивой крестьянской семье. После того, как Анна была брошена мужем вскоре после свадьбы, она по совету блж. Матроны Анемнясевской вышла замуж за вдовца с тремя детьми.
В 1934 году после закрытия ближайшего храма в селе Шеенки Анна Поликарповна организовала молитвенный дом, затем односельчане стали собираться для молитвы в разных домах, чтобы не вызвать подозрений у представителей советской власти.
Ночью 6 ноября 1937 года Анна Ивашкина была арестована как «активная церковница» по обвинению «в организации деревенской общественной молитвы» и вместе со всеми отправлена в Рязань.6 декабря 1937 года исповедница Анна была приговорена к 10 годам ИТЛ. Отбывала наказание в разных лагерях.
6 ноября 1947 года в Ташкенте истек срок ее заключения, но тяжелая болезнь сердца, дистрофия и дизентерия не позволили ей выйти на свободу: почти три месяца Анна Поликарповна Ивашкина пролежала в лагерной больнице, где и скончалась.
Исповедница Фекла и исповедница Татиана
(Макушева Фекла Васильевна, † 1954; Бякирева Татьяна А., † 1948)
Фекла Макушева родилась в 1901 году, Татьяна Бякирева – в 1890 году. 6 ноября 1937 они в числе 27 человек были арестованы и заключены сначала в тюрьму города Касимов, а потом всех обвиняемых по делу отвезли в Рязань для вынесения и исполнения приговора.
Исповедницы Фекла и Татиана проходили по групповому делу «Дело к/р повстанческой организации церковников. Рязанская о., Бельковский (Касимовский) р., 1937г.».
6 декабря 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Рязанской области они были обвинены в том, что являлись «активными участницами к/р повстанческо-террористической организации, вели среди населения пораженческую агитацию и высказывали террористические настроения».
Фекла Макушева и Татиана Бякирева, так же, как Анна Ивашкна и Евдокия Мартишкина, были приговорены к 10 годам ИТЛ, остальные 23 человека, проходившие по этому делу, были расстреляны.
Преподобноисповедница схимонахиня Анна
(Столярова Анисия Гуреевна, † 23.12.1958)
Источник: https://tverdyi-znak.livejournal.com/1406006.html
Именины Евдокии
Полное имя: | Евдокия (Авдотья) |
Церковное имя: | Евдокия |
Значение имени: | от древнегреческого имени Эудокиа – «благоволение» |
14 марта | Евдокия Илиопольская, преподобномученица, игумения |
Евдокия Архипова, преподобномученица |
Святые с именем Евдокия в 2019 году почитаются 17 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Евдокия.
11 января | Евдокия Назина, мученица |
Евдокия Гусева, мученица | |
5 февраля | Евдокия Кузьминова, преподобномученица, послушница |
14 марта | Евдокия Илиопольская, преподобномученица, игумения |
Евдокия Архипова, преподобномученица | |
20 марта | Евдокия Синицина, преподобномученица |
20 апреля | Евдокия Павлова, преподобномученица, послушница |
30 мая | Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская, великая княгиня |
20 июля | Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская, великая княгиня |
17 августа | Евдокия (Ия) Римляныня, Персидская, преподобномученица |
18 августа | Евдокия Шикова, мученица |
26 августа | Евдокия Константинопольская, царица |
27 августа | Евдокия Перевозникова, преподобномученица, инокиня |
24 сентября | Евдокия (Ия) Римляныня, Персидская, преподобномученица |
28 сентября | Евдокия Ткаченко, преподобномученица, инокиня |
16 ноября | Евдокия Сафронова, мученица |
23 декабря | Евдокия Мартишкина, мученица |
- Евдокия, от души всей поздравляюС днем ангела сегодня я тебя!Всех благ на свете я тебе желаю,Живи, надеясь, радуясь, любя.
Пускай судьбы широкая дорогаК победам ослепительным ведет.Счастливых шансов я желаю много,
Пускай тебе всегда, во всем везет!
Милая Евдокия!
В твои именины желаю тебе душевного комфорта и спокойствия при любых обстоятельствах. Желаю найти свой источник позитива и получать удовольствие от любой приятной мелочи в жизни. Пусть счастье поселится внутри и греет тебя саму и всех окружающих!
Читать все поздравления (3)
Набор подушек. Набор подушек в виде букв имени станет оригинальным и уместным подарком к этому празднику. Выбирайте цветовую гамму и текстуру подушек в соответствии с дизайном гостиной или спальни.
Держатель для сумки. Держатель для сумки станет полезным предметом, который позволит удобно расположить личные вещи в кафе или на рабочем месте. Интересный дизайн такого предмета также будет служить неординарным аксессуаром.
Кашпо для цветов. Плетеное или глиняное кашпо порадует любительницу живых цветов. Им можно украсить сад, дачный участок, балкон или гостиную комнату.
Молитва святому, имя которого носишь
Моли Бога о мне, святая угодница Божия Евдокия, яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.
Именины по именам
Источник: https://my-calend.ru/name-days/evdokiya
Именины Евдокии
Имя Евдокия появилось в Византии, образовалось оно от слова «эудокиа», что в переводе с древнегреческого языка означает «благоволение». На Руси имя Евдокия получило свое распространение вместе с христианством.
Простые люди переиначили имя, оно стало звучать иначе — Авдотья. Святая — покровительница этого имени — преподобная мученица Евдокия, великая княгиня Московская.
Она приняла крещение, затем отказалась от богатства, посвятила себя Богу и получила дар чудотворения.
В раннем детстве Евдокия озорная и упрямая, мать и бабушку обычно не слушается, только отца, которого побаивается и уважает. Эта девочка легко обижается, капризничает, и успокоить ее трудно. Маленькая Евдокия очень любознательна, даже любопытна, ей все надо знать, все увидеть.
Она хитра и изобретательна, у этой девочки постоянно рождаются какие-то идеи. Евдокия способная, учится легко и с интересом, но неусидчива и поэтому не всегда среди первых. Евдокия — добрая, хозяйственная, заботливая, мягкая и уступчивая.
Она всегда старается избегать конфликтов, так как не любит ссориться.
Судьба: Евдокия обладает приятной внешностью и очень гордится этим. Евдокия очень дорожит своей семьей, старается создать в своем доме теплую душевную обстановку.
Святые: Евдокия Илиопольская (именины 14 марта), Евдокия Московская (именины 30 мая, 20 июля).
День Ангела Евдокии
Имя Евдокия греческого происхождения. Образовано от имени Эудокиа, означающего «благоволение». В европейских языках часто смешивается с родственным женским именем Евдоксия, означающее «благославная». Парное мужское имя Евдоким переводят как «пользующийся хорошей славой».
На Русь имя пришло из Византии вместе с христианством. Было широко распространено среди простых сословий, но его переиначили, и оно стало звучать как Овдотья (Авдотья), Евдокея. На Украине и в Белоруссии — Явдоха. Также использовалось и среди высших сословий. У католиков именины Евдокии отмечают 1 марта. Остальные указанные даты – это православные именины Евдокии.
Евдокия – самостоятельная и решительная женщина. Хотя в жизни ей бывает очень трудно, она все же преодолевает сложности, добивается своего и вообще может постоять за себя. Однако порой Евдокия может, как говорится, «уйти в себя», перестать доверять людям.
Это причиняет девушке сильные страдания. Обычно у Евдокии есть только одна подруга, к которой девушка очень привязана. Евдокия сильно ревнует свою подругу, а любые размолвки с ней ощутимо переживает.
Однако, поссорившись, девушка, носящая это имя, вряд ли сделает первый шаг к примирению.
Евдокия обладает красивым лицом и фигурой, что делает ее очень привлекательной в глазах противоположного пола, и она знает это. Девушка массу времени уделяет своей внешности, всегда следит за последними новинками моды. Девушка с этим именем горда и неприступна, не терпит критики окружающих. В душе же она очень ранима и обидчива.
Имя Евдокия – редкое, в повседневной жизни девочку чаще зовут Дусей или Дуней, что для ребенка может показаться малопривлекательным. В итоге, девочка либо будет стесняться своего редкого имени, либо, наоборот, будет стремиться подчеркнуть его, имея в виду свою необычность.
И та, и другая крайность одинаково плоха. Родителям надо будет постараться привести в равновесие эти два стремления, поскольку лучше всего, когда чувство уверенности в себе сочетается с потребностью в самоутверждении.
Помочь в этом сможет развитие в девочке чувства юмора и доброй самоиронии.
Евдокии свойственны подвижность и добродушие. Если ничто не тревожит самолюбие девушки, то ей в большой мере свойственен оптимизм. Логичность в меньшей мере присуща Евдокии.
Девушки с этим именем больше живут сердцем, чем разумом. Евдокия верит, пока любит. В общении она искренна и добродушна, обладает неплохим чувством юмора.
Евдокия обладает достаточным запасом прочности и энергичности, чтоб достигнуть успехов в выбранной профессии.
Карьера, скорее всего, не окажется препятствием на пути к прочным внутрисемейным отношениям. В отношениях женщина, носящая имя Евдокия, чаще берет инициативу на себя.
Мужчин старается себе выбрать ласковых, мягких и податливых. От отношений ждет полной гармонии, ей нужно либо все, либо ничего. Замуж выходит поздно – слишком высока у нее планка.
Но зато в семейной жизни Евдокия обычно бывает счастлива.
Евдокия Именины по Церковному Календарю
- 11 Января – Евдокия (Гусева), мц. /новомуч./; Евдокия (Назина), мц. /новомуч./
- 5 Февраля – Евдокия (Кузьминова), прмц., послушница /новомуч./
- 13 Февраля – Евдоксия Канопская, мц.
- 14 Марта – Евдокия (Архипова), прмц. /новомуч./; Евдокия Илиопольская, прмц., игумения
- 20 Марта – Евдокия (Синицина), прмц. /новомуч./
- 20 Апреля – Евдокия (Павлова), прмц., послушница /новомуч./
- 30 Мая – Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская, великая княгиня
- 20 Июля – Евдокия (в инокинях Евфросиния) Московская, великая княгиня
- 17 Августа – Евдокия (Ия) Римляныня, Персидская, прмц.
- 18 Августа – Евдокия (Шикова), мц. /новомуч./
- 26 Августа – Евдокия Константинопольская, царица
- 27 Августа – Евдокия (Перевозникова), прмц., инокиня /новомуч./
- 24 Сентября – Евдокия (Ия) Римляныня, Персидская, прмц.
- 28 Сентября – Евдокия (Ткаченко), прмц., инокиня /новомуч./
- 16 Ноября – Евдокия (Сафронова), мц. /новомуч./
- 23 Декабря – Евдокия (Мартишкина), мц. /новомуч./
Источник: http://ru.astrologyk.com/imeniny/e/evdokiya
Читать
Посвящаю моей маме — Софье Михаиловне Балязиной, научившей меня любить жизнь
Автор
В этой книге Вы прочтете о семье Романовых, правившей Россией три столетия — с 1613 по 1917 г. Семнадцать ее представителей последовательно друг за другом все это время занимали царский и императорский трон.
Семья Романовых стремилась к тому, чтобы ее подданные и весь мир прежде всего видели в ней «августейшую фамилию», «Российский императорский дом», «род помазанников Божьих», чьи человеческие слабости, а тем более интимная жизнь были величайшим секретом, возводившимся в ранг государственной тайны, и потому подобного рода сведения редко выходили за пределы семьи и становились достоянием посторонних. Но вместе с тем Дом Романовых был и обыкновенной большой семьей, члены которой были дедушками и бабушками, отцами и матерями, сыновьями и дочерьми, братьями и сестрами, племянниками и племянницами. Великое хитросплетение политики и родственных взаимоотношений безмерно осложняло жизнь семьи Романовых. Борение страстей то достигало шекспировских высот, то опускалось до мелких интриг и житейских пошлостей. И как и во всякой большой семье, просуществовавшей три века, ее жизнь была наполнена любовью и ненавистью, симпатиями и неприязнью, гениальностью и бездарностью, умом и глупостью, добротой и жестокостью, чистосердечием и коварством и всеми прочими качествами, присущими роду человеческому.
Для того, чтобы рассказать об этом подробно, потребовалось бы множество томов.
Эта книга посвящена главным образом раскрытию немалого числа интимных, сокровенных сюжетов, которые стоят на первом месте, но сопровождаются и дворцовыми заговорами, и тайнами рождений и смертей, и покушениями на царствующих особ, и многим-многим другим, что в совокупности можно определить как собрание сокровенных историй Дома Романовых за три минувших века.
Автор
Династия Романовых стала царствующей после того, как Россия пережила страшную пору Смутного времени. Много книг было написано о Смуте, но, пожалуй, лучше всех сказал о ней ее современник дьяк Иван Тимофеев — историк-патриот, мыслитель и гражданин.
«За какие грехи наказана наша земля? — писал он. — Нет места, где бы горы и холмы не поливались христианскою кровью, и долины и леса наполнились ею, и вода, окрасившись кровью, сгустилась, и звери и птицы насытились человеческими телами».
«Почему произошло это? — задавал себе вопрос дьяк Иван и отвечал: — Наказаны мы за дерзость клятвопреступлений, за гордыню, за отказ от упорного труда, за любовь к наградам, за чрезмерное обжорство и пьянство, за злопамятство к близким своим.
К этому присовокуплю ненасытную любовь к деньгам, хвастовство одеждою и приобретение множества ненужных вещей. И последнее, нестерпимое зло, навлекшее на Русь гнев Божий, — произношение матерных скверных слов, ибо ими мы оскверняем сами себя и матерей наших.
И Матерь Божия, заступница наша, отвращает от нас лицо свое и пребывает к нашим молитвам глуха.
Сердце наше окаменело, и мы не ждем над собою суда. И родина наша — как вдова, сидящая при дороге и одетая в траурные одежды, и страдающая от многих, окруживших ее врагов».
Смутное время, наступившее после смерти сына Ивана Грозного Федора Ивановича, привело на трон его шурина боярина Бориса Федоровича Годунова, затем сына Годунова — Федора Борисовича и, наконец, Лжедмитрия I. После убийства самозванца восставшими москвичами царский скипетр оказался в руках боярина князя Василия Ивановича Шуйского, увезенного из Москвы поляками и умершего через два года в Польше.
Смутное время, обернувшееся для Романовых сначала чередой несчастий, в конце концов оказалось для их фамилии крайне удачным.
После смерти Федора Ивановича, как только возник вопрос о кандидатуре возможного претендента на трон, в противовес Борису Годунову назывался сын Никиты Романовича Романова — Федор Никитич.
Анастасия, первая жена Ивана Грозного, и Никита были родные сестра и брат, и, таким образом, по матери он приходился умершему царю двоюродным братом, и его шансы стать царем были достаточно велики.
К тому же Борис Годунов был женат на дочери кровавого опричника Малюты Скуратова и потому имел много противников. Однако Годунов добился победы на Земском соборе 1598 года и стал царем, после чего Романовы оказались в опале.
Федора Никитича постригли в монахи, дав ему имя Филарет, и отправили в далекий северный Антониев-Сийский монастырь, а других Романовых сослали в самые гиблые и глухие медвежьи углы — в Яренск, Пелым и на Белое озеро.
Лжедмитрий I, выдававший себя за сына Ивана Грозного — Дмитрия, погибшего в Угличе в 1591 году, появился в России в 1604 году и сразу стал покровительствовать своим «родственникам» Романовым.
В 1605 году, после того как самозванец занял Москву, Филарет вернулся из ссылки, получив затем митрополичью кафедру в Ростове Великом.
Однако это не помешало Филарету в 1606 году активно выступить против Лжедмитрия I.
На сей раз во главе дворцового заговора встал боярин Василий Иванович Шуйский. 17 мая 1606 года Лжедмитрия убили, и на московском престоле оказался победитель — новый царь Василий IV Шуйский.
«Зависть к царствованию, — писал Иван Тимофеев, — возникла и у Шуйского, и, как стрелою подстреленный властолюбием, он неосмотрительно и спешно сел на престол. Он создал себе дом и не углубил в землю, но основал его на песке.
Он поднялся внезапно, по собственному побуждению, и без согласия всей земли поставил себя царем, и этим он возбудил к себе ненависть всех городов своего государства.
И началось по всей земле нашей непослушание, и самовластие рабов, и осада городов, и сам Василий со всем своим родом был в Москве бунташными холопами заперт и затворен, как птица в клетке.
Неожиданно пришли из своей земли под мать городов русских — Москву богопротивные люди, все латины (то есть католики. — В. Б.) и осадили ее, как некогда при Ное вода потопа внезапно пришла и затопила землю. По всем городам умножились злые начальники и самовластие, и среди людей пылал неукротимый пламень гнева.
И в конце Шуйские сами отломились от маслины и вскоре, по Писанию, «низложены были с престола», а царь Василий со всем родом своим во власянице и в худых рубищах был отправлен в страну чужеверных, в далекий плен и там сошел под землю, получив сноп жатвы своей, сноп зависти и других своих зол. И не осталось никого из рода его».
Поляки вывезли Василия Шуйского в Варшаву осенью 1610 года, а весной следующего года туда же был отвезен и митрополит Филарет. Но судьбе было угодно, чтобы Шуйский в неволе умер, а Романов выжил и возвратился в Россию.
В те годы, когда Филарет томился в польской неволе, в России произошли решительные перемены к лучшему: народное ополчение, созданное в Нижнем Новгороде в сентябре 1611 года выборным земским старостой Кузьмой Захарьевичем Мининым-Сухоруком и князем Дмитрием Михайловичем Пожарским, освободило Москву от поляков, а 21 февраля 1613 года на очередном Земском соборе по почину бояр русским царем был избран шестнадцатилетний сын Филарета — Михаил Романов.
Через шесть лет из польского полона вернулся Филарет и тотчас же был избран патриархом. Это сделало его не только духовным, но и светским владыкой России. При нем Михаил Романов был лишь номинальным царем. Только после кончины всемогущего патриарха в 1633 году Михаил стал полновластным, самодержавным государем.
Именно он, Михаил Федорович, и положил начало царской, а с 1721 года и императорской династии Романовых, занимавшей трон чуть более трехсот лет — до февраля 1917 года.
Источник: https://www.litmir.me/br/?b=186832&p=16