Мученица матрона солунская (фессалоникийская)

Мученица Матро́на Солунская (Фессалоникийская)

Свя­тая Мат­ро­на бы­ла слу­жан­кой знат­ной ев­рей­ки по име­ни Пан­тил­ла, же­ны ко­ман­ду­ю­ще­го им­пе­ра­тор­ски­ми вой­ска­ми в го­ро­де Фес­са­ло­ни­ке.

Мат­ро­на по­чи­та­ла Иису­са Хри­ста как ис­тин­но­го Бо­га и мо­ли­лась ему втайне, не при­вле­кая вни­ма­ния гос­по­жи. Каж­дый день та хо­ди­ла в си­на­го­гу.

Мат­ро­на со­про­вож­да­ла ее до две­рей, а за­тем сра­зу тай­ком ухо­ди­ла в цер­ковь, где воз­но­си­ла мо­лит­вы Гос­по­ду. Ко­гда Пан­тил­ла вы­хо­ди­ла из си­на­го­ги, слу­жан­ка уже жда­ла ее там.

Обратите внимание

На­сту­пи­ла иудей­ская Пас­ха. Мат­ро­на за­хо­те­ла при­нять уча­стие в бо­го­слу­же­ни­ях, пред­ва­ря­ю­щих празд­ник Вос­кре­се­ния Гос­под­ня – ис­тин­ной Пас­хи, ко­то­рая при­ве­ла нас от жиз­ни к смер­ти.

Она от­пра­ви­лась в цер­ковь, но опоз­да­ла вер­нуть­ся к си­на­го­ге, и один из слуг до­нес на нее хо­зяй­ке. Пан­тил­лу охва­тил ужас­ный гнев. Она за­яви­ла, что ес­ли Мат­ро­на об­ма­ны­ва­ла ее в этом, то она, долж­но быть, так же пло­хо ис­пол­ня­ла и свои обя­зан­но­сти.

Гос­по­жа при­ка­за­ла дру­гим слу­гам при­вя­зать ее к ска­мье и бить роз­га­ми.

На об­ви­не­ния гос­по­жи Мат­ро­на от­ве­ти­ла: «Да, я хри­сти­ан­ка, но все­гда бы­ла по­слуш­на ва­шим при­ка­за­ни­ям за ис­клю­че­ни­ем то­го, что от­но­сит­ся к мо­ей ве­ре.

В чем я со­вер­ши­ла оплош­ность про­тив ва­шей служ­бы, что вы так тер­за­е­те мое те­ло? Ес­ли вы хо­ти­те пре­дать ме­ня смер­ти, по­то­му что я по­чи­таю Иису­са Хри­ста, то вы об­ла­да­е­те пол­ной вла­стью над мо­ей жиз­нью, но у вас нет ни­ка­кой вла­сти над мо­ей ду­шой, ко­то­рая при­над­ле­жит од­но­му Бо­гу. Я не стра­шусь ни­ка­ких пы­ток, по­то­му что Иисус, мой Спа­си­тель и мой Гос­по­дин, при­дет мне на по­мощь!»

Мат­ро­ну за­пер­ли на три дня в ком­на­те, а ко­гда осво­бо­ди­ли, Пан­тил­ла с изум­ле­ни­ем об­на­ру­жи­ла, что та сто­ит сво­бод­ная от пут, без вся­ких ран на те­ле и с си­я­ю­щим ли­цом вос­пе­ва­ет хва­лу Бо­гу. Ее зло­ба ста­ла от это­го еще ужас­ней, и она при­ка­за­ла вновь и с еще боль­шей же­сто­ко­стью би­че­вать слу­жан­ку.

Чу­дес­ное ис­це­ле­ние по­вто­ри­лось три ра­за, но па­лоч­ные уда­ры в кон­це кон­цов пре­воз­мог­ли стой­кость, ко­то­рую вы­ка­зы­ва­ла Мат­ро­на. В тот миг, ко­гда ее ду­ша от­хо­ди­ла ко Гос­по­ду, она ска­за­ла: «Гос­по­ди Иису­се, Пре­чи­стый Спа­си­тель, ра­ди Ко­то­ро­го я пре­тер­пе­ла все эти му­че­ния, пре­даю сей­час ду­шу мою в ру­ки Твои.

Удо­стой ме­ня быть сре­ди Тво­их му­че­ни­ков!»

Пан­тил­ла, бо­ясь быть об­ви­нен­ной в убий­стве, при­ка­за­ла сбро­сить те­ло Мат­ро­ны с вы­со­кой ска­лы, чтобы все по­ве­ри­ли, буд­то та ста­ла жерт­вой несчаст­но­го слу­чая. Впо­след­ствии Алек­сандр в на­ча­ле IV ве­ка по­ве­лел пе­ре­не­сти дра­го­цен­ные остан­ки в Фес­са­ло­ни­ку, где со­ору­ди­ли храм, по­свя­щен­ный свя­той Мат­роне.

См. так­же: “Па­мять свя­той му­че­ни­цы Мат­ро­ны Со­лун­ской” в из­ло­же­нии свт. Ди­мит­рия Ро­стов­ско­го.

Источник: https://azbyka.ru/days/sv-matrona-solunskaja-fessalonikijskaja

Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская)

Житие

Святая мученица Матрона Солунская пострадала в III или IV веке. Она была рабыней иудейки Павтилы, жены одного из солунских военачальников. Павтила принуждала свою рабыню к отступничеству и обращению в иудейство, но святая Матрона, с юных лет познавшая веру Христову, еще тверже веровала в Христа и тайно от злобной госпожи ходила в церковь.

Однажды Павтила, узнав, что блаженная Матрона была в церкви, с гневом спросила: «Почему ты не пошла в нашу синагогу, а ходила в церковь христианскую?» Святая Матрона смело ответила: «Потому что в христианской церкви присутствует Бог, а от синагоги иудейской Он отступил».

Павтила пришла в ярость и без пощады избивала святую Матрону, а затем, связав, заперла ее в темной каморке. Утром Павтила обнаружила, что святая Матрона неведомой Силой освобождена от уз.

Важно

В гневе Павтила избила мученицу почти до смерти, потом еще крепче связала ее и заключила в той же каморке, запечатав двери, чтобы страдалице никто не смог помочь. В течение четырех дней святая мученица пребывала без воды и пищи, а когда Павтила открыла дверь, вновь увидела святую Матрону разрешенной от уз и стоящей на молитве.

В страшной ярости Павтила стала бить святую мученицу толстыми палками и, когда святая уже едва дышала, жестокая иудейка закрыла ее в том же помещении, где мученица Матрона и предала дух свой Богу.

Тело святой мученицы по распоряжению Павтилы было сброшено с городской стены. Христиане подняли многострадальное тело святой мученицы Матроны и с честью предали погребению. Впоследствии Александр, епископ Солунский, построил церковь во имя святой мученицы Матроны, в которой находились ее святые мощи, прославившиеся чудотворениями.

Мучительницу Павтилу вскоре постиг суд Божий. На том месте, где было сброшено с высокой стены тело святой Матроны, она сама оступилась, упала и разбилась, получив заслуженное возмездие.

Цитаты из труда протоиерея Григория Дьяченко «Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года»

Жизнь св. Матроны, ныне прославляемой, служить примером того, что никакие обстоятельства, никакая неволя не может лишить человека свободы поступать так, как от него требует долг христианский.

Жизнь святой мученицы Матроны, отличавшейся усердным посещением храма Божия и любовью к церковному богослужению, побуждает и нас, братие, к ревностному посещению храмов Божиих.

а) Что такое храм Божий? Самое название, наружный вид и все принадлежности его показывают, что это не обыкновенное человеческое жилище, а некая святыня, место особенного присутствия Божия. Бог, яко Дух беспредельный, находится везде и все наполняет; а посему нет места во вселенной, где бы Его не было.

Но мы не погрешим, если скажем, что есть места, в которых Он по преимуществу благоволил являть Свое присутствие. Таковы, по словам пророка, небо — престол Его (Исаии 66,1), земля— подножие ног Его (Исаии 66,1); а на земле каждый святой храм есть дом Его (Псал.

5, 8), в котором Он таинственно присутствует Своею благодатью и невидимо подаёт ее верующим. Это истина несомненная: ибо Сам Бог говорит: где два или три верующих соберутся во имя Мое, там и Я посреди их (Матф. 18,20). Сам Он заповедал Моисею создать Ему скинию и показал чертёж ее (Исх.

25,9); Сам же соизволил, чтобы Ему построен был в Иерусалиме храм (2Цар. 7,13), бывший впоследствии образцом для храмов христианских, и не только осенил его облаком, в знамение почившей на нём славы и благодати Своей (3 Цар.

Совет

8,11), но и прорек о нём Соломону: Я освятил храм сей, который ты построил, чтобы имя Мое пребывало там во веки, и будут очи Мои и сердце Мое там во все дни (3 Цар. 9,3).

Сии слова Божии надлежит отнести и к христианским православным храмам, потому что каждый из них созидается и освящается во имя Господне, с призыванием Св. Духа, да придет и вселится в нём; а поэтому нельзя сомневаться, что Господь, обещавший исполнить все, чего мы просим у Него в молитве с верою (Матф. 21,22), невидимо обитает в таком храме, как в дому Своем.

б) Если же православный храм есть дом Божий; то, очевидно, мы должны посещать его с усердием. К этому побуждают нас не только священный долг благоговения, благодарности и любви к нашему Господу, благодетелю и любвеобильному Отцу, но и собственное наше благо.

Живя среди мира, исполненного сует и соблазнов, твоя душа, вероятно, часто изнывает от житейских забот, а сердце волнуется от страстей: итак, иди в храм Божий, явись в нем Тому, Который призывает к Себе всех труждающихся и обремененных, и Он облегчит твою душу, успокоит твое сердце (Матф. 11,28).

Живя между людьми, ты, вероятно, нередко терпишь от них злобы и коварства, подвергаешься их гонениям, обманам и злословиям: итак, иди в храм Божий, прибегни под кров праведного Судии, избавляющего нас от человека лукавого и от мужа неправедного (Псал. 139, 1), — и Он заступит и спасет тебя от всех твоих недугов (Псал. 7, 2).

Может быть, ты обременен различными нуждами, страдаешь от болезней, терпишь бедность, унываешь от несчастий: итак, иди в храм Божий и повергнись в сокрушении пред Тем, Кто заповедал нам призывать Его в день скорби (Псал. 49, 15), и Он — Отец щедрот и всякия утехи (2Кор. 1, 3), невидимо прольет в сердце твое утешение, избавит тебя от всех нужд и скорбей твоих (Псал. 33, 18, 106, 6).

Может быть, ты изнемогаешь в борьбе с искушениями, колеблешься от соблазнов и близок к падению: о, спеши в храм Божий и усердно моли Господа подкрепить твою немощь, и Он немедленно пошлёт тебе всесильную благодать Свою во благовременную против греха помощь (Евр. 4, 16). Словом, в каких бы ты обстоятельствах ни находился, всегда и радостно теки в храмъ Божий с усердными молитвами, — и Господь исполнит все прошения твои (Псал. 19, 6).

Храм Божий есть некая гостиница, в которой мы можем успокоивать дух свой в многотрудном житейском странствовании; — есть врачебница, в которой мы можем благодатно врачевать свои душевные и телесные недуги; — есть сокровищница, в которой мы можем получать благодатные дары Божии, необходимые нам для временного благодатного и вечного блаженства, а вместе есть надежное убежище, в котором мы можем укрываться под десницею Божьею от всех зол и напастей.

Сообразив все это, скажите, братия, можно ли быть равнодушным к храму Божию и добровольно отказываться от счастья пребывать в нем? Не должны ли мы, напротив, стремиться в него с таким же усердием, с каким, по словам Давида, желает елень на источники водные (Псал. 41, 2)? Приходите же в него охотно и всякий раз, как услышите церковный звон, призывающий в него, говорите себе и другим: в дом Господень пойдем! Аминь.

Тропарь,

глас 4

Обратите внимание

Агница Твоя, Иисусе, Матрона / зовет велиим гласом: / Тебе, Женише мой, люблю, / и, Тебе ищущи, страдальчествую, / и сраспинаюся, и спогребаюся Крещению Твоему, / и стражду Тебе ради, / яко да царствую в Тебе, / и умираю за Тя, да и живу с Тобою, / но яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе. / Тоя молитвами, / яко Милостив, спаси души наша.

Кондак,

глас 2

Храм Твой всечестный яко цельбу душевную обретше, / вси вернии велегласно вопием ти, / дево мученице Матрона, великоименитая, / Христа Бога моли непрестанно о всех нас.

День памяти: 9 апреля.

По материалам сайтов:

http://days.pravoslavie.ru/Life/life716.htm

http://slovo.russportal.ru/index.php?id=diachenko.sermons.march_gd2701

Источник: https://voskr.orthpatr.ru/node/220889

Мученица Матрона Солунская (Фессалоникийская) ДНИ ПАМЯТИ: 9 апрел

Свя­тая Мат­ро­на бы­ла ра­бы­ней од­ной иуде­ян­ки, по име­ни Пав­ти­ла, же­ны со­лун­ско­го во­е­во­ды. С юно­сти она бы­ла про­све­ще­на хри­сти­ан­ской ве­рой.

Читайте также:  Преподобная евфросиния полоцкая

Гос­по­жа ее при­нуж­да­ла ее к от­ступ­ни­че­ству и об­ра­ще­нию в свое язы­че­ское зло­ве­рие, и так как она не по­ви­но­ва­лась, то гос­по­жа силь­но му­чи­ла ее.

Свя­тая ча­сто при­ни­ма­ла от нее мно­гие ра­ны; но с усер­ди­ем пре­тер­пе­ва­ла все ра­ди Хри­ста и тай­но от гос­по­жи сво­ей хо­ди­ла в цер­ковь.

Од­на­жды Пав­ти­ла, узнав, что Мат­ро­на бы­ла в церк­ви хри­сти­ан­ской, ска­за­ла ей:

– По­че­му ты не по­шла в на­шу си­на­го­гу, но хо­ди­ла в цер­ковь хри­сти­ан­скую?

Бла­жен­ная Мат­ро­на с дерз­но­ве­ни­ем от­ве­ча­ла:

– По­то­му что в хри­сти­ан­ской Церк­ви при­сут­ству­ет Бог, от си­на­го­ги же иудей­ской Он от­сту­пил. По­то­му я и хо­жу не в си­на­го­гу, но в цер­ковь.

То­гда Пав­ти­ла при­шла еще в боль­ший гнев, без по­ща­ды би­ла свя­тую Мат­ро­ну и, свя­зав, за­клю­чи­ла ее в тем­ной ка­мор­ке. Но на­ут­ро свя­тая бы­ла най­де­на си­лой Бо­жьею раз­ре­шен­ной от уз и сла­во­сло­вя­щей Хри­ста.

И сно­ва гос­по­жа би­ла ее жест­ки­ми жи­ла­ми ед­ва не до смер­ти; по­том свя­за­ла ее еще креп­че, сно­ва за­клю­чи­ла ее в той ка­мор­ке и за­пе­ча­та­ла две­ри, чтобы ни­кто не мог вой­ти к ней и до­ста­вить ей ка­кое-ли­бо об­лег­че­ние. В та­ко­вом за­клю­че­нии свя­тая, укреп­ля­е­мая Бо­гом, пре­бы­ва­ла без пи­щи и пи­тья че­ты­ре дня.

По­сле се­го Пав­ти­ла, сняв пе­ча­ти и от­во­рив две­ри, на­шла Мат­ро­ну опять раз­ре­шен­ной от уз и сто­я­щей на мо­лит­ве.

Важно

То­гда, при­шед­ши в страш­ную ярость, она бес­по­щад­но ста­ла бить Мат­ро­ну тол­сты­ми пал­ка­ми, и, ко­гда свя­тая уже ед­ва ды­ша­ла, за­клю­чи­ла ее в том же по­ме­ще­нии, где свя­тая и скон­ча­лась, пре­дав дух свой Бо­гу. Те­ло свя­той Мат­ро­ны же­сто­ко­сер­дая жен­щи­на сбро­си­ла вниз; жи­ли­ще же ее бы­ло вы­со­ко.

Хри­сти­ане, под­няв мно­го­стра­даль­ное те­ло свя­той му­че­ни­цы Мат­ро­ны, с че­стью по­греб­ли его. Впо­след­ствии Алек­сандр, епи­скоп Со­лун­ский, со­здал цер­ковь во имя свя­той, где и по­ло­жил чест­ные ее мо­щи.

Му­чи­тель­ни­цу же Пав­ти­лу вско­ре по­стиг за­слу­жен­ный ею суд Бо­жий.

На том са­мом ме­сте, где она сверг­ла вниз с вы­со­кой сте­ны те­ло свя­той Мат­ро­ ны, она са­ма по­том, слу­чай­но по­скольз­нув­шись, упа­ла и, раз­бив­шись, бед­ствен­но из­верг­ла ока­ян­ную свою ду­шу из те­ла.

Подать записку, написать письмо, заказать молебен к святым мощам Матроны Московской в Покровском монастыре

Источник: https://elitsy.ru/communities/113280/1176691/

+Аудио. Св. мч. Матрона Солунская / Православие.Ru

Память 27 марта / 9 апреля

Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

Святая Матрона была служанкой знатной еврейки по имени Пантилла, жены командующего императорскими войсками в городе Фессалонике.

Матрона почитала Иисуса Христа как истинного Бога и молилась ему втайне, не привлекая внимания госпожи. Каждый день та ходила в синагогу.

Матрона сопровождала ее до дверей, а затем сразу тайком уходила в церковь, где возносила молитвы Господу. Когда Пантилла выходила из синагоги, служанка уже ждала ее там.

Наступила иудейская Пасха. Матрона захотела принять участие в богослужениях, предваряющих праздник Воскресения Господня – истинной Пасхи, которая привела нас от жизни к смерти.

Она отправилась в церковь, но опоздала вернуться к синагоге, и один из слуг донес на нее хозяйке. Пантиллу охватил ужасный гнев. Она заявила, что если Матрона обманывала ее в этом, то она, должно быть, так же плохо исполняла и свои обязанности.

Госпожа приказала другим слугам привязать ее к скамье и бить розгами.

На обвинения госпожи Матрона ответила: «Да, я христианка, но всегда была послушна вашим приказаниям за исключением того, что относится к моей вере.

В чем я совершила оплошность против вашей службы, что вы так терзаете мое тело? Если вы хотите предать меня смерти, потому что я почитаю Иисуса Христа, то вы обладаете полной властью над моей жизнью, но у вас нет никакой власти над моей душой, которая принадлежит одному Богу. Я не страшусь никаких пыток, потому что Иисус, мой Спаситель и мой Господин, придет мне на помощь!»

Совет

Матрону заперли на три дня в комнате, а когда освободили, Пантилла с изумлением обнаружила, что та стоит свободная от пут, без всяких ран на теле и с сияющим лицом воспевает хвалу Богу. Ее злоба стала от этого еще ужасней, и она приказала вновь и с еще большей жестокостью бичевать служанку.

Чудесное исцеление повторилось три раза, но палочные удары в конце концов превозмогли стойкость, которую выказывала Матрона. В тот миг, когда ее душа отходила ко Господу, она сказала: «Господи Иисусе, Пречистый Спаситель, ради Которого я претерпела все эти мучения, предаю сейчас душу мою в руки Твои.

Удостой меня быть среди Твоих мучеников!»

Пантилла, боясь быть обвиненной в убийстве, приказала сбросить тело Матроны с высокой скалы, чтобы все поверили, будто та стала жертвой несчастного случая. Впоследствии Александр в начале IV века повелел перенести драгоценные останки в Фессалонику, где соорудили храм, посвященный святой Матроне.

Источник: https://pravoslavie.ru/60652.html

27 марта (09 апреля) 2016 года. Святые дня, молите Бога о нас!

filin_dimitryСегодня Православная Церковь чтит память:
Великий пост. Мц. Матроны Солунской (Фессалоникийской) (III–IV).

Мчч. Мануила и Феодосия (304); прп. Иоанна Прозорливого, Египетского (ок. 395); свт. Ефрема, архиеп. Ростовского (1454); прп. Александра Вочского, Галичского (XIV-XV); прп. Кирика Фракийского.


Святые дня, молите Бога о нас!

Мученица Матрона Солунская

Имя Матрона больше ассоциируется в российском сознании с дореволюционной Россией или с глубоко почитаемой вновь прославленной подвижницей XX столетия Матроной Московской. А чье же имя носила святая Матрона Московская? Имя это греческое, и пришло на Русь из Греции, а именно из Салоник, где в III или IV веке пострадала за веру мученица Матрона Солунская.Святая мученица Матрона Солунская пострадала в III или IV веке. Она была рабыней иудейки Павтилы, жены одного из солунских военачальников. Павтила принуждала свою рабыню к отступничеству и обращению в иудейство, но святая Матрона, с юных лет познавшая веру Христову, еще тверже веровала в Христа и тайно от злобной госпожи ходила в церковь.

Однажды Павтила, узнав, что блаженная Матрона была в церкви, с гневом спросила: “Почему ты не пошла в нашу синагогу, а ходила в церковь христианскую?” Святая Матрона смело ответила: “Потому что в христианской церкви присутствует Бог, а от синагоги иудейской Он отступил“.

Павтила пришла в ярость и без пощады избивала святую Матрону, а затем, связав, заперла ее в темной каморке. Утром Павтила обнаружила, что святая Матрона неведомой Силой освобождена от уз.

Важно

В гневе Павтила избила мученицу почти до смерти, потом еще крепче связала ее и заключила в той же каморке, запечатав двери, чтобы страдалице никто не смог помочь. В течение четырех дней святая мученица пребывала без воды и пищи, а когда Павтила открыла дверь, вновь увидела святую Матрону разрешенной от уз и стоящей на молитве.

В страшной ярости Павтила стала бить святую мученицу толстыми палками и, когда святая уже едва дышала, жестокая иудейка закрыла ее в том же помещении, где мученица Матрона и предала дух свой Богу.

Тело святой мученицы по распоряжению Павтилы было сброшено с городской стены. Христиане подняли многострадальное тело святой мученицы Матроны и с честью предали погребению.

Впоследствии Александр, епископ Солунский, построил церковь во имя святой мученицы Матроны, в которой находились ее святые мощи, прославившиеся чудотворениями.Мучительницу Павтилу вскоре постиг суд Божий.

На том месте, где было сброшено с высокой стены тело святой Матроны, она сама оступилась, упала и разбилась, получив заслуженное возмездие.Во времена франкского господства мощи святой Матроны были перевезены в Барселону, в Испанию.

Обратите внимание

В католической традиции святая почитается как Матрона Барселонская. Храм святой Матроны в Барселоне, где находились ее мощи, был разрушен в годы Второй мировой войны.

Тропарь святой Матроне Солунской

глас 3 ( на греческом)

Мученики Мануил и Феодосий

Святые мученики Мануил и Феодосий пострадали за веру во Христа в 304 году в Сирмии. Видя, как язычники ежедневно предавали смерти христиан, они уверовали во Христа и решили пострадать за свою веру. Перед правителем они смело исповедали себя христианами.

Правитель и окружавшие его удивились их мужеству. По приказу правителя святых Мануила и Феодосия заключили в темницу и велели страже строго охранять их.

Через несколько дней правитель приказал привести из темницы святых и стал их убеждать отречься от Христа и принести жертву идолам. Однако святые мученики были тверды в исповедании.

Тогда правитель приказал подвесить святых Мануила и Феодосия на дереве и строгать их тела острыми железными крюками, после чего мучеников положили на отточенные трезубцы и, наконец, обезглавили.

Преподобный Иоанн Прозорливый

Преподобный Иоанн Прозорливый Египетский родился в начале IV века, жил в городе Ликополе (Средний Египет) и был плотником. В возрасте двадцати пяти лет он ушел в монастырь, где принял монашеский постриг. В течение пятнадцати лет преподобный Иоанн подвизался в разных обителях, потом, желая полного уединения, удалился в Фиваиду на Волчью гору.

В уединении святой Иоанн провел пятьдесят лет, никогда не оставляя места своих подвигов. С приходившими к нему людьми он беседовал через небольшое окошко, через которое принимал и приносимую ему скромную пищу. Преподобный Иоанн уже после тридцатилетнего пребывания в затворе сподобился от Бога благодатного дара прозорливости.

Так, императору Феодосию Великому (379 – 395) он предсказал победу над его противниками, Максимом и Евгением, и победоносную войну против галлов. Многим, навещавшим его, он предсказывал события их жизни и давал наставления. Святой подвижник раздавал приходившим больным освященный елей, помазуясь которым, они исцелялись от различных недугов.

Преподобный Иоанн предсказал иноку Палладию, описателю его жития, что он будет епископом. Предсказание прозорливца исполнилось, и Палладий был поставлен епископом в Вифинии (Малая Азия).

Преподобный Иоанн в своих наставлениях заповедовал прежде всего иметь смирение: “Подражайте по мере сил ваших добродетельной жизни святых отцов и, если исполните все, то на себя не уповайте и скобою не хвалитесь. Есть много таких людей, которые, достигнув совершенства в добродетели и возгордившись, ниспали с высоты в пропасть.

Тщательно наблюдайте: усердны ли ваши молитвы? не нарушена ли чистота сердца вашего? не занят ли ум ваш посторонними мыслями во время молитвы? наблюдайте, всею ли душою своею вы отверглись от мира? не ходите ли наблюдать за чужими добродетелями, тщеславясь в то же время своими собственными добродетелями? Заботитесь ли о том, чтобы представить собою добрый пример прочим людям? Сморите, не возомните себя праведными, не возгордитесь каким-либо своим добрым делом. Смотрите, чтобы во время молитвы вам не приходили в голову мысли о вещах мирских, потому что нет ничего безрассуднее, как устами беседовать с Богом, мыслию же быть далеко от Него. Это часто случается с теми, которые не столько отрекаются от мира, сколько заботятся о том, чтобы угодить миру. Человек, помышляющий о многих вещах, предается попечениям о мирском и тленном, но, предаваясь попечению о мирском, человек не может уже духовными своими очами видеть Бога. Человеку, всегда помышляющему о Боге, должны быть чужды мысли о всем суетном. Тому же человеку, который достиг некоторого познания Бога (полного познания Бога никто не может достигнуть), открываются тайны Божий, и он видит будущее как настоящее и, подобно святым, творит чудеса и получает по молитве своей всё, что ни попросит от Бога…

Читайте также:  Икона божией матери казанская богородско-уфимская

Любите безмолвие, чада, пребывая всегда в Богомыслии и моля всегда Бога о том, чтобы Он даровал вам ум чистый, свободный от греховных помыслов. Достоин похвалы, конечно, и тот подвижник, который, живя в мире, упражняется в добродетели, оказывая странноприимство или подавая милостыню, или помогая в трудах другим, или пребывая постоянно без гнева. Такой человек достоин похвалы, потому что пребывает в добродетели, исполняет заповеди Господни, не оставляя и земных дел. Но лучше того и достоин большей похвалы будет тот, кто, пребывая постоянно в Богомыслии, от вещественного восходит к невещественному, предоставляя вещественное попечению и заботе других, сам же стремясь к Небесному, постоянно предстоя пред Богом, отрешившись от всего мирского и уже не привязываясь снова к миру попечениями о земном. Такой человек близок к Богу, Которого он прославляет непрестанно в молитвах и псалмопениях

“.

Этими и подобными спасительными поучениями, назидательными рассказами и примером равноангельской жизни преподобный принес много духовной пользы людям.Преподобный Иоанн Египетский дожил до глубокой старости и отошел ко Господу в 395 году, в возрасте девяноста лет.

Тропарь преподобному Иоанну

Важно

В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: / приим бо крест, последовал еси Христу, / и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, / прилежати же о души, вещи безсмертней. / Темже и со ангелы срадуется, преподобие Иоанне, дух твой.

Святитель Ефрем, архиепископ Ростовский

Память 27 марта в день кончины, 23 мая в Соборе Ростово-Ярославских святых

Святитель Ефрем был хиротонисан и поставлен на Ростовскую кафедру 13 апреля 1427 года святым митрополитом Московским Фотием. В 1449 году он был возведен в сан архиепископа святителем Ионой.

В течение 27 лет святитель Ефрем управлял Ростовской паствой и преставился 27 марта 1454 года. Тело святого архипастыря погребли в Ростовском Успенском соборе.


Преподобный Александр Вочский, Галичский

(Преподобный Александр Вочский. Икона XVIII века. г.Солигалич)

Память 27 марта, 23 января (Греч.), 30 августа (Костром.) и в Соборе Костромских святых

Житие преподобного Александра неизвестно. С точностью нельзя сказать ни времени, ни места рождения преподобного Александра, а также сословия, к которому он принадлежал.

Он был одним из первых игуменов, а согласно некоторым источникам – основателем Александровской Преображенской пустыни на реке Воче, левом притоке реки Костромы, близ города Солигалич (с. Коровново Солигаличского района Костромской области), упоминаемой под 1533 годом, уже после смерти преподобного Александра.

Можно предположить, что он родился не ранее середины XIV века, потому что прославляется как “подражатель” в подвигах и даже как “собеседник” преподобного Авраамия Чухломского (+ 1375). Основным источником сведений о нем является служба, составленная предположительно в XVI в., текст которой в нач. XX в.

хранился в церкви с. Коровнова, впосл. был утерян, сейчас известен в цитатах дореволюционных исследователей (И. Я. Сырцова, А. И. Соловьёва).

Юность преподобного в службе воспевается так: “От младых пелен прилепился еси к Богу преподобне, сего ради жизнь сию ни во что же вменив, крест Господень паче вожделев еси носити и вся земная возненавидев“. Следствием такой ревности по благочестию было то, что юноша рано оставил “свое отечество и родных и удалился для подвигов в пустыню”.

Первоначально он пришел в виде неизвестного странника в Воскресенский монастырь города Солигалич, где и принял монашество. По прошествии некоторого времени с благословения своего наставника преподобный Александр оставил Воскресенскую обитель для более строгих пустынных подвигов.

Место для своих новых подвигов преподобный избрал то самое, где сейчас располагается село Коровново, в 10 км от Солигалича, к югу по Чухломскому тракту, на правом берегу небольшой речки Вочи. В то время здесь был непроходимый лес и на первых порах преподобный подвизался в полном уединении.

В службе не раз указывается на суровость его жизни: “Всякое озлобление претерпел еси: мразь и зной, алкание и жажды и на земли ляганиями всячески тело удручив“; “Мудрование плоти умертвил еси, чести и имения совлекся еси, ризную лепоту ни во что же вменив, власяная рубища вожделел еси носити и сим показуя глубочайшее смирение“. Не год и не два, а “многое время” преподобный оставался в скрытой от людей пустыне. Затем к нему стали приходить новые подвижники, желавшие посвятить свою жизнь Богу под руководством опытного наставника. Для своих сподвижников преподобный Александр был мудрым духовным отцом и примером в иноческих добродетелях. Преподобный Александр не только положил основание обители, но и успел при жизни привести ее в благоустроенное состояние.

Кончина преподобного Александра была как кончина праведника. “Преставился от земных и востек еси на небеса в вышнии Сион и зайде в обитель невечерия“.

О том, что преподобный Александр имел священный сан и скончался в схиме, письменных свидительств нет, но в пользу этого говорит описание его иконописного образа XVIII в.

Образ его в каменной полатке штилистовой; подобием аки Зосима Соловецкий; схима (только) поуже на плечах“.

Молва о святости преподобного Александра стала разносится и привлекать к его могиле богомольцев. В службе он не раз назывался “источником неисчерпаемых чудес боготочных” и “кладезем чудес неистощимых“.

Сведений о времени канонизации прп. Александра не сохранилось, к концу XVI в. существовало местное почитание, была составлена служба. В царских и Патриарших грамотах XVII в. Александр Вочский всегда упоминается как “святой“, “преподобный“, “чудотворец“. Имя его включено в “Описание о российских святых“. Древние иконы Александра Вочского неизвестны, до нас дошла икона 2-й половины XVIII века с изображением святого в рост (КГОАМ). Церковное почитание Александра Вочского как местночтимого святого прекратилось в 1830-е годы (причины неизвестны), однако местное население продолжало чтить его память. Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Костромских святых, установленный в 1981 года по инициативе архиеп. Костромского и Галичского Кассиана (Ярославского). В 1764 г. монастырь на р. Воче был упразднен и обращен в приходскую церковь. В нач. XVIII в. над гробницей Александра Вочского существовала каменная часовня, в 1767 г. на ее месте был возведен деревянный Преображенский храм. Этот храм был закрыт в 1930-х гг. и вскоре разрушен, однако покоящиеся под спудом мощи Александра Вочского никогда в советское время не вскрывались. В настоящее время от монастыря остался только пребывающий в руинах каменный Покровский храм (освящен в 1792), находящийся в нескольких десятках метров от места погребения преподобного.

Тропарь

глас 4 Удалихся, бегая давидски, отче, мира, и водворихся в пустыни, и в ней процвел еси яко крин благоуханен чистаго ради жития своего; в чистоте бо сердца своего уподобися преподобному Авраамию, предобрый явися наставник иноком и постником благое украшение. Сего ради Господь, труды твоя видев, даром чудес обогати тя. Мы же, чада твоя духовная, вопием ти: радуйся преподобне Александре, пустынная отрасль.

Преподобный Кирик Фракийский

(Мчч.Кирик Фракийский, Павел , Иларион Пеликийский, прп. Мануил и Феодосий Сирмийские. Юго-западный купол,Западная сторона, Балканы, Косово, Сербия, Грачаница, XIV в.)Скончался мирно в городе Апре, иначе Феодосиополе, на реке Мелане во Фракии.

Источник: https://ljubov-i-svet.livejournal.com/823927.html

Память святой мученицы Матроны Солунской

Святая Матрона была рабыней одной иудеянки, по имени Павтила, жены солунского1 воеводы. С юности она была просвещена христианской верой.

Госпожа ее принуждала ее к отступничеству и обращению в свое языческое зловерие, и так как она не повиновалась, то госпожа сильно мучила ее.

Святая часто принимала от нее многие раны; но с усердием претерпевала все ради Христа и тайно от госпожи своей ходила в церковь.

Однажды Павтила, узнав, что Матрона была в церкви христианской, сказала ей:

– Почему ты не пошла в нашу синагогу, но ходила в церковь христианскую?

Блаженная Матрона с дерзновением отвечала:

– Потому что в христианской Церкви присутствует Бог, от синагоги же иудейской Он отступил. Потому я и хожу не в синагогу, но в церковь.

Тогда Павтила пришла еще в больший гнев, без пощады била святую Матрону и, связав, заключила ее в темной каморке. Но наутро святая была найдена силой Божьею разрешенной от уз и славословящей Христа.

Совет

И снова госпожа била ее жесткими жилами едва не до смерти; потом связала ее еще крепче, снова заключила ее в той каморке и запечатала двери, чтобы никто не мог войти к ней и доставить ей какое-либо облегчение.

В таковом заключении святая, укрепляемая Богом, пребывала без пищи и питья четыре дня. После сего Павтила, сняв печати и отворив двери, нашла Матрону опять разрешенной от уз и стоящей на молитве.

Тогда, пришедши в страшную ярость, она беспощадно стала бить Матрону толстыми палками, и, когда святая уже едва дышала, заключила ее в том же помещении, где святая и скончалась, предав дух свой Богу.

Тело святой Матроны жестокосердая женщина сбросила вниз; жилище же ее было высоко.

Христиане, подняв многострадальное тело святой мученицы Матроны, с честью погребли его. Впоследствии Александр, епископ Солунский, создал церковь во имя святой, где и положил честные ее мощи2.

Мучительницу же Павтилу вскоре постиг заслуженный ею суд Божий.

Читайте также:  Кипрская православная церковь

На том самом месте, где она свергла вниз с высокой стены тело святой Матроны, она сама потом, случайно поскользнувшись, упала и, разбившись, бедственно извергла окаянную свою душу из тела3.

________________________________________________________________________

1 Солунь (иначе Фессалоники) – столица одной из областей Македонии. В настоящее время она называется Салоники и находится в европейской Турции на северном берегу Фессалоникийского залива. В Солуне св. ап. Павел проповедовал Евангелие; для жителей означенной области и города тем же св. Апостолом были написаны два послания.

2 Мощи св. Матроны известны были в VI и VII вв. при императоре Маврикии и от них совершились чудеса.

3 Пострадала св. Матрона в III или IV веке.

Память святых мучеников Мануила и Феодосия

Святые мученики Мануил и Феодосий были родом из стран восточных. Видя, как язычники ежедневно предают смерти христиан, они, сговорившись между собою, решились умереть за Христа, чтобы унаследовать царство небесное.

Обратите внимание

Приняв такое решение, они отправились к правителю своей страны и на пути многих спрашивали, зачем он предает смерти христиан, а когда предстали пред правителем, то смело исповедали Христа, назвав себя христианами. Такою своею смелостью и мужеством они привели в изумление не только бывших при правителе, но и его самого.

Правитель велел взять их и заключить в темницу, причем темничному стражу было приказано строго охранять их. По прошествии нескольких дней правитель повелел привести святых из темницы к себе и стал убеждать их отречься от Христа и принести жертву идолам, но они и слушать его не хотели, а, напротив, сами старались отклонить его от почитания идолов.

Тогда он повелел сперва повесить их на дерево и строгать по ребрам, потом приказал снять их с дерева и положить на отточенные трезубцы и, наконец, после всех этих мучений дал повеление отсечь им головы. Так и скончались святые мученики, предав праведные души свои в руки Господа.

Житие и страдание преподобного отца нашего Евстратия Печерского,

Память 28 марта

Святой Евстратий показал себя мужественным воином Христовым, ратовавшим под знамением креста как именем своим, так и жизнью своею. Он явился подражателем Самого избранного Воеводы своего – Иисуса Христа и, приняв то же страдание, от тех же людей и в то же время, мог бы воистину похвалиться, сказав: “Я язвы Господа Иисуса на теле моем ношу” (Гал.6:17).

Сей доблестный воин Христов, Евстратий, был родом из Киева. Он пожелал “облечься во всеоружие Божие” (Еф.6:11), что принадлежит иноческому образу. Зная, что “никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальннку” (2Тим.

2:4), он роздал имение свое нищим, причем часть оставил родным, чтобы они раздали после него. Итак, обнищав после богатства, он стал иноком Печерского монастыря. И начал он богоугодно подвизаться под знамением Принявшего ради нас уничижение Воеводы – Христа, побеждая мечом духовным, т.е.

силою молитвы и гладом великого воздержания, не только плоть свою, но и врагов невидимых, смиряя их и порабощая своею кротостью и послушанием. Святой Евстратий помышлял о том, как Подвигоположник его, Сам Иисус Христос, усердно молился, постился сорок дней, смирил Себя послушанием; потому и он вооружил себя теми же добродетелями.

Но зная прежде всего, что человек был побежден первым грехом чрез невоздержание, святой преуспевал в воздержании и великом пощении, и потому назван был постником.

Когда же, попущением Божиим, напал на русскую землю со множеством половцев злочестивый Боняк1 и пленил ее, тогда и блаженный Евстратий, при вторжении поганых в Печерский монастырь, где многие были посечены их мечами, был захвачен вместе с другими в плен и продан в греческую землю, в город Корсунь2 одному еврею, вместе с другими христианами – тридцатью монастырскими рабочими и двадцатью киевлянами.

Важно

Богопротивный еврей начал принуждать пленников своих отречься от Христа и угрожал противящимся уморить их голодом в оковах. Но мужественный инок Евстратий, молясь, укреплял и поучал всех и наставлял такими словами:

– Брате! Кто из вас крестился и уверовал во Христа, пусть тот не изменяет обету, данному при крещении. Христос возродил нас водою и духом, искупил нас от клятвы закона Своею кровью и сделал нас наследниками Своего Царствия.

Если живем – будем жить для Господа; если умрем – умрем в Господе и временною смертью обрящем вечную жизнь. Будем подражать тому, кто сказал: “Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение” (Флп 1:21).

Укрепляемые словами преподобного, пленники предпочли лучше умереть от недостатка временной пищи и питья, нежели отречься Христа, Который есть пища и питью вечной жизни.

Итак, через некоторое время, истощившись от голода и жажды, все пятьдесят человек умерли: одни чрез три дня, другие чрез четыре, некоторые – чрез семь, более же крепкие – чрез десять.

Только один Евстратий остался жив; томимый голодом уже четырнадцать дней, он все-таки оставался жив и невредим, ибо от юности привык к посту.

Нечестивый еврей, видя, что черноризец был причиною пропажи его денег, заплаченных за пленных, которых он надеялся перевести в свое зловерие, задумал отомстить ему.

Приближался тогда день Воскресения Христова. Жидовин начал праздновать свою пасху и ругался над святым Евстратием так же, как отцы его над самим Господом нашим Иисусом Христом. И как в древности евреи распяли Христа, так и сей праведник был пригвожден ко кресту окаянным жидовином и друзьями его.

Евстратий, будучи распят, благодарил Бога за то, что Он сподобил его жить без пищи и питья уже пятнадцатый день.

Жидовин и прочие его друзья поносили распятого и говорили ему:

– Безумный! Вкуси ныне законной пасхи, чтобы остаться тебе живым и избегнуть проклятия. Ибо Моисей3 передал нам закон, который принял от Бога и сказал в книгах своих: “проклят всякий, повешенный на дереве” (Втор.21:23).

Преподобный отвечал на это:

– Великой благодати сподобил меня ныне Господь. Он даровал мне милость пострадать за имя Его на кресте по образу Его страданий. Надеюсь, что и мне скажет Он, как некогда разбойнику: “Ныне же будешь со Мною в раю” (Лк.23:43).

Совет

Не нужна мне пасха ваша, не боюсь я клятвы, ибо “Пасха наша, Христос, заклан за нас” (1Кор.

5:7), Который уничтожил положенное на нас за преступление закона проклятие и даровал нам жизнь вечную древом крестным, на котором был пригвожден, будучи жизнью всех, как пророчествовал о том и Моисей: “и будет жизнь твоя висеть пред тобою” (Втор.28:66).

О празднике же пасхи Давид4 говорит: “Этот день сотворил Господь: возрадуемся и возвесилимся в оный!” (Пс.117:24). Но ты, распявши меня, и все прочие твои единомышленники, восплачете и возрыдаете, ибо постигнет вас отомщение за кровь мою и кровь других, купленных вами христиан. Ненавидит Господь субботы ваши и преложит праздники ваши в сетование, и уже приблизилось время убиения начальника вашего беззакония.

Услышав это, жидовин распалился гневом, схватил копье и пронзил пригвожденного5. И видна была тогда огненная колесница и огненные кони, которые понесли на небо душу ликующего мученика, и был слышен голос, говоривший: “Вот доблестный гражданин небесного града!”

Тело святого мученика жидовин, сняв со креста, ввергнул в море, где совершилось после этого много чудес. Верные прилежно искали там святых мощей, но не нашли их. По промышлению Божию они были обретены в пещере, где и доныне почивают нетленно.

Предсказание же святого страдальца о том, что кровь его будет отомщена, исполнилось немедленно после его страдания. Ибо в тот день пришло повеление от царя греческого изгнать из области его всех евреев, отняв у них имущество, а старейшин их избить за мучение христиан.

Одним из первых был убит, по пророчеству блаженного Евстратия, епарх6, возбудивший евреев против христиан. А произошло это таким образом.

Крестился один богатый и славный еврей, и потому царь, желая отличить его, чрез несколько дней сделал его епархом; он же, получив этот сан, втайне сделался отступником от Христа и Его веры и дал разрешение евреям по всему пространству греческого царства покупать христиан и обращать их в рабов.

Обратите внимание

Когда этот нечестивый епарх был обличен в злой своей хитрости, царь повелел умертвить его, а также и все евреев, живших в земле греческой. И в то время, когда избивали евреев, живущих в греческом городе Корсуни, того нечестивого еврея, которым был убит преподобный Евстратий, повесили на дереве, и так “обратилась болезнь его на главу его” (Пс.7:17), и он разделил участь Иуды.

Прочие же евреи, видя страшные чудеса по кончине преподобного, уверовали во Христа и приняли крещение.

А поработивший их Христу, и по смерти своей добрый воин Его и победоносец святой Евстратий сподобился с бессмертным воинством небесным воспевать победную песнь и царствовать с Самим победителем смерти Христом, с Которым он воинствовал, прославляя Его и благодаря с Безначальным Его Отцом и Животворящим Духом в бесконечные веки. Аминь.

________________________________________________________________________

1 Боняк – хан (или князь) половецкий, живший в конце XI в. и начале XII в., прозванный нашими летописями “хищником” за свои частые нападения на Киевскую Русь. Половцы – хищническое племя, жившее к югу от Киева и промышлявшее грабежом и разбоями.

2 Корсунь – нынешний Херсонес Таврический.

3 Моисей – знаменитый вождь и законодатель народа еврейского, священный бытописатель, живший в конце XVI в. и нач. XV в. до Р. Х. Им написаны первые пять книг Священного Писания.

4 Давид – царь израильский, живший в XI в. до Р. Х., и вместе с тем пророк и псалмопевец. Им написана священная книга “Псалтирь”.

5 Кончина святого мученика последовала в 1097 г.

6 Епарх – начальник области.

Источник: https://cyberpedia.su/15x4b89.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector