Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила
Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора.
Лаодикийский Собор 35-м правилом осудил и отверг еретическое поклонение ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Совершается праздник в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских.
Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют “днем восьмым”, ибо после века сего, идущего седмицами дней, наступит “день осмый”, и тогда “приидет Сын Человеческий в Славе Своей и вси святии Ангелы с Ним” (Мф. 25, 31).
Чины Ангельские разделяются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (Пламенеющие, Огненные) (Ис. 6, 2). Они пламенеют любовью к Богу и других побуждают к ней.
После Серафимов Господу предстоят многоочитые Херувимы (Быт. 3, 24). Их имя значит: излияние премудрости, просвещение, ибо через них, сияющих светом Богопознания и разумения тайн Божиих, ниспосылается премудрость и просвещение для истинного Богопознания.
За Херувимами – предстоят Богоносные по благодати, данной им для служения, Престолы (Кол. 1, 16), таинственно и непостижимо носящие Бога. Они служат правосудию Божию.
Среднюю Ангельскую иерархию составляют три чина: Господства, Силы и Власти.
Господства (Кол. 1, 16) владычествуют над последующими чинами Ангелов. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей мудрому управлению. Господства учат владеть чувствами, укрощать греховные вожделения, порабощать плоть духу, господствовать над своей волей, побеждать искушения.
Силы (1 Пет. 3, 22) исполняют волю Божию. Они творят чудеса и ниспосылают благодать чудотворения и прозорливости угодникам Божиим. Силы помогают людям в несении послушаний, укрепляют в терпении, даруют духовную крепость и мужество.
Власти (1 Пет. 3, 22; Кол. 1, 16) имеют власть укрощать силу диавола. Они отражают от людей бесовские искушения, утверждают подвижников, оберегают их, помогают людям в борьбе с злыми помыслами.
В низшую иерархию входят три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала (Кол. 1, 16) начальствуют над низшими ангелами, направляя их к исполнению Божественных повелений. Им поручено управлять вселенной, охранять страны, народы, племена. Начала наставляют людей воздавать каждому честь, подобающую его званию. Учат начальствующих исполнять должностные обязанности не ради личной славы и выгод, а ради чести Божией и пользы ближних.
Архангелы (1 Сол. 4, 16) благовествуют о великом и преславном, открывают тайны веры, пророчества и разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Святого Евангелия.
Ангелы (1 Пет. 3, 22) наиболее близки к людям. Они возвещают намерения Божий, наставляют людей к добродетельной и святой жизни. Они хранят верующих, удерживают от падений, восставляют падших, никогда не оставляют нас и всегда готовы помочь, если мы пожелаем.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов – по сути своего служения. Господь открывает Свою волю высшим Ангелам, а они, в свою очередь, просвещают остальных.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского – “кто как Бог”) – верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими павшими духами.
А к остальным Ангельским Силам он воскликнул: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!” По Церковному преданию, запечатленному в службе Архистратигу Михаилу, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях. Во время выхода израильтян из Египта он предводительствовал им в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью.
Через него явилась Сила Господня, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян. Архистратиг Михаил защищал Израиль во всех бедствиях.
Он явился Иисусу Навину и открыл волю Господа на взятие Иерихона (Нав. 5, 13 – 16). Сила великого Архистратига Божия явилась в уничтожении 185 тысяч воинов Ассирийского царя Сеннахирима (4 Цар.
19, 35), в поражении нечестивого вождя Антиохова Илиодора и в ограждении от огня трех святых отроков – Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в печь на сожжение за отказ поклониться идолу .(Дан.
3, 92 – 95).
По воле Божией, Архистратиг перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, в рове со львами заключенному (кондак акафиста, 8).
Архангел Михаил запретил диаволу явить иудеям тело святого пророка Моисея для обожения (Иуд. 1, 9).
Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителями в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик).
С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: “А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян …
внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него.
Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: “сей ми возбрани пойти на Великий Новгород””.
Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов.
В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу.
Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора.
Одна из них – икона “Благословенное воинство” – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила.
https://www.youtube.com/watch?v=ezG9FF5kDBw
Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил – огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд.
5, 20); Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу (3 Езд.
4, 36).
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:
Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой.
Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – “пламень огненный”.
Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди.
Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий.
Варахиил – на его одежде множество розовых цветов.
Иеремиил – держит в руке весы.
Источник: http://days.pravoslavie.ru/Life/life2501.htm
Архангел Михаил – Архистратиг Небесных Сил
Горячая линия 8-925 894-67-31
Мы знаем: до сотворения человека и всего видимого мира Бог создал – небесный, наделив его великими совершенствами и дарами. Для догляда и ухода за горним миром Всевышний предусмотрел аутентичных существ – бестелесных духов и нарёк их ангелами. «Ангел» в прямом переводе означает «вестник», а в широком смысле слова – исполнитель поручений и воли Создателя.
Поскольку от ангелов требовались особые таланты и умения – ведь, в перспективе, их заботам и власти вверялись и другие миры творения – Господь наделил их недюжинным умом и вечностью.
Для упорядочения сонмов небесного воинства и поддержания в его рядах строгой дисциплины мудростью Всевышнего была учреждена иерархия из девяти чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы и Ангелы. Тут надобно сделать отступление.
Создатель бесконечен в своей доброте, щедрости и любви до такой степени, что иногда кто-то по недомыслию может принять их проявления за либерализм, недальновидность и пренебрежение уже имеющимся опытом. Авансом за беззаветное служение ангелам, как впоследствии и людям, была дарована свобода воли и право выбора. Отметим для себя этот примечательный факт и пойдём дальше.
Руководителем над ангельским воинством был поставлен самый могущественный, талантливый, красивый и приближённый к Богу херувим. Имя ему было «светоносец», «сын зари», «несущий свет». На славянском – Денница. Древние евреи звали его Самаэль. Есть у него и иные имена: на русском, иврите, греческом, латинском, арабском и других земных языках. Ну, вы поняли, о ком речь идёт.
По сведениям пророка Иезекииля, штаб-квартира «Абсолютной печати мудрости и Совершенного в своей красоте» располагалась в Эдеме на горе среди «огнистых камней».
Господь же всячески благоволил Самаэлю: «твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул и изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего».
Однако архистратиг – примерный эквивалент земного звания генералиссимус – Самаэль, злоупотребил доверием Господа и свободой воли. Впал в грех и открыл в своём сердце источник зла и беззакония.
Безудержная гордыня до такой степени ударила херувиму в голову, что он позволили себе усомниться в мудрости Создателя, и дерзко оспорил целесообразность проекта сотворения человека. Короче говоря, Самаэль возомнил себя равным Богу.
Используя служебное положение, мятежный архистратиг посеял в умах неустойчивых подчинённых зёрна греха и составил заговор. Воспользовавшись деловой отлучкой Создателя, он уселся на горний престол и заявил: «А я неплохо смотрюсь в этом кресле». Заговорщики дружно пропели своему вождю осанну. «Веди нас, Великий!» – кричали сотни глоток.
– «Вселенная принадлежит нам!» Духовный мир поколебался. Всё больше и больше ангелов присоединялось к мятежникам. И тут из дальних рядов небесного воинства вперёд пробился невзрачный с виду архангел.
Одежды его не были изукрашены драгоценностями, за плечами росло всего два белоснежных крыла, чело носило печать скромности и непорочности, глаза сияли огнём неистребимой веры. Архангел обнажил переливающимися голубыми всполохами меч, воздел его над собой и воскликнул: «Никто как Бог!» Этими словами он показал, что признает только одного Единого Бога, Творца и Властителя вселенной. И началась сеча.
Борьба была трудной, ибо Самаэль был наделен великими совершенствами. И всё же силы добра победили. Архангел Михаил поверг Денницу. Изменников изгнали с небес, и Михаил утвердился как вождь всего ангельского мира, верного Богу.
С тех пор Михаил – Архистратиг Небесный. Архангел Первого луча – луча защиты, веры и воли Бога. Князь архангелов и ангельских сонмов. Защитник веры, ангел освобождения. Он всегда на страже, облачен в сверкающие доспехи, в руках его меч голубого пламени.
Почему? Нет покоя опозоренному и низверженному Самаэлю – падшему ангелу закрыта дорога в высшие области мироздания. Всю злобу свою он устремил на людей, и в первую очередь на верующих в Бога.
Может ли при таких обстоятельствах Михаил успокоится в блаженном бездействии? Может ли отложить в сторону свой сияющий меч? Конечно, нет! Войне с ангелами зла и тьмы нет конца. Долг Михаила оградить верных чад Божиих от коварных происков приспешников Самаэля. Радуйтесь, что мы имеем столь отважного защитника – победоносного вождя небесных сил.
Знайте, его меч всегда охранит нас, если только мы не вступим в союз с врагом человеческим. Что до ангелов, оставшихся верными Творцу и вступивших в ряды воинства Архистратига Михаила, то они окончательно и бесповоротно утвердились в добре. Отвергли грех. Не потому, что не могут преступить воли Божией, а потому, что, имея свободную волю, сделали выбор.
Они просто не хотят грешить. Обратите внимание на эти слова. Не хотят грешить! Не захотеть грешить – значит получить возможность приблизиться к Богу, видеть Его и ощутить Его любовь.
Много ещё подвигов и чудес во славу и волей Господа совершил Небесный Меченосец.
Апостольское писание повествует о том, как Архангел Михаил спорил с Дьяволом о «телеси Моисеове» и послужил его погребению. Вопреки злому желанию Нечистого, Михаил скрыл могилу пророка Моисея, дабы евреи, всё ещё склонные к идолопоклонству, не могли поклоняться ему, как Богу.
Архистратиг силы Господней явился Иисусу Навину под стенами Иерихона: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел сюда.
Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал». Архангел Михаил воодушевил Иисуса Навина, тот убедился, что получил знак – небеса благоволят его делу.
Вскоре иудейскому вождю явился и сам Господь, научил способу, как взять Иерихон – ключевой сильно укреплённый город земли ханаанской. Позднее, на заре христианства, на месте этих событий был воздвигнут монастырь во имя Михаила и славу его. Впрочем, сам Архангел полагал скромность одной из главных добродетелей и часто действовал, не афишируя имени.
В Священном Писании есть тому немало свидетельств. Так, например, Михаила отождествляют с таинственным огненным столпом, шедшим перед израильтянами во время бегства из Египта и погубившим в море полчища фараона. Его же заслуга – разгром несметной ассирийской рати, осаждавшего Иерусалим при жизни пророка Исайи.
В четвёртом веке от Рождества Христова житель города Лаодикии, в благодарность за избавление дочери от хвори, построил возле целебного источника в Колоссах храм и посвятил его Архангелу Михаилу. При храме состоял пономарём некий Архип, который примером своей богоугодной жизни и проповедью о Христе обратил многих к истинной вере.
Окрестные язычники озлобились на христиан и измыслили дьявольский план. Они возвели запруды на горных реках так, что бы водяной поток, смыл с лица земли храм вместе с прихожанами. Не вышло. Архип вознёс горячие молитвы Архистратигу Божию о предотвращении бедствия. Архангел не мешкая явился на помощь, быстро сориентировался в обстановке и рубанул огненным мечём по склону горы.
Образовалась глубокая расселина, и вода, пройдя по подземному руслу, вырвалась наружу ниже храма, нимало не повредив его. Увидев такое чудо, язычники в страхе бежали; место же, где совершилось достославное деяние, получило название Хоны – “расселина”. Избавленный от злой смерти Архип неотлучно оставался при храме и мирно скончался в глубокой старости. Похоронили его близ храма, а позднее канонизировали.
Архангел Михаил, обладая колоссальной мощью и возможностями, всегда достаточно мягко относился к людям, даже если те игнорировали его указания или просьбы. В этом плане примечательна история острова Мон Сен-Мишель, что в Нормандии. В 708 году Архистратиг Небесный явился во сне епископу городка Авранш и намекнул: не худо бы построить часовню на Могильной Горе, так тогда называли остров.
Епископ Обер не принял дело всерьёз: мало ли, что присниться. Более того, игнорировал и второе явление Архангела. В третий раз Михаил явился в окружении грозного и величественного сияния и постучал тугодума-нормандца лучистым перстом по лбу. Пробудившись, Обер нащупал на черепе вмятину и, уже не раздумывая, отправился к Могильной Горе. Чудеса сопровождали строительство часовни и дальше.
Громадный валун, занимавший площадку на вершине горы, скатился вниз от прикосновения ноги ребенка. Каменистый остров посреди моря был лишен пресной воды. Обер, уже просветлённый чудодейственным прикосновением Архангела, ударил посохом о скалу, и из-под нее забил целебный источник. Да и сам Михаил, окруженный небесным сиянием, изредка являлся строителям темными, грозовыми ночами.
Во время Столетней войны (1337—1453 годы) Мон Сен-Мишель, который так и не был взят англичанами, вдохновлял на подвиги знаменитую Жанну д`Арк. Не забывал в своих заботах Архистратиг Михаил и Русскую землю. В 1608 году поляки несколько месяцев осаждали Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Архангел явился архимандриту Иосифу и ободрил его.
После этого отец-настоятель взял в руки скипетр, взошёл на стены монастыря и с сияющим лицом объявил захватчикам-чужеземцам: «Вскоре всесильный Бог воздаст вам отмщение». И действительно, неприятель ещё какое-то время проторчал под обителью, лишился всяческой надежды на успех и со стыдом отступил.
Пресвятая Богородица всегда оберегала и покровительствовала городам на Руси, а с ней и Воинство Небесное. Поэтому и крепка вера православных в помощь Архангела Михаила во всех бедах, скорбях и нуждах. Ведь, он – покровитель воинов, бьющихся за правое дело. Потому нередко крылатая его фигура украшала шеломы воинов русских. А мечи их были так же крепки и верны, как сияющий меч Архистратига.
И в заключение – строки, что был начертаны на паперти храма Архистратига Михаила в Московском Кремле, в Чудовом монастыре, который в наши дни, к сожалению, разрушен до основания:
Молитва архангелу михаилу
Господи Боже, Великий Царь Безначальный, пошли, Господи, Архангела Своего Михаила на помощь рабу Твоему (имя), изъяти мя от врагов моих видимых и невидимых, О, Господень Великий Архангеле Михаиле, излей мира благого на раба Твоего (имя).
О, Господень Великий Архангеле Михаиле, демонов сокрушителю, запрети всех врагов, борющихся со мной, сотвори их яко прах пред лицом ветра. О, Господень Великий Архангеле Михаиле, хранителю неизреченный, буди мне великий помощник во всех обидах, скорбях, в печалех, в пустынех, и на реках, и на морях тихое пристанище.
Избави мя, великий Михаиле, от всякия прелести диавольския и услыши мя грешнаго раба Твоего (имя), молящегося Тебе и призывающего имя Твое святое; ускори на помощь мою и услыши молитву мою.
О, Великий Архангеле Михаиле, победи вся противящиеся мне силою Честнаго, и Животворящаго Креста Господня, молитвами Пресвятыя Богородицы и святых ангел, и святых апостол, и святого Николая Чудотворца, и святого пророка Илии, и святых великомучеников Никиты и Евстафия и преподобных отец и святителей, мученик и мучениц, и всех святых Небесных Сил. Аминь.
О, Великий Архангеле Михаиле, помози мне грешному рабу Твоему (имя), избави от труса, потопа, от огня и меча, от напрасныя смерти и от всякаго зла, и от всякаго льстиваго, и от бури наносимыя, и от лукавого избави мя, Великий Архангеле Господень всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аще который человек, котораго дни прочитывает молитву сию, и того дни не прикоснется к нему ни диавол, ни зол человек, ни лестию соблазнится сердце его, али и преставится от жития сего, то и ад его душу не примет.
Мечи героев:
Меч Небесные рыцари черно-золотой – смотреть
Меч Небесные рыцари старое железо – смотреть
Источник: http://altritter.ru/articles/istorija/147.html
Православный календарь 21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Выбор даты этого праздника не случаен. Он был установлен в начале четвертого века на Поместном Лаодикийском соборе. Совершается праздник в девятый месяц от марта, с которого в древности начинался год – в соответствии с числом девяти Ангельских чинов. Это Серафимы, что значит «огненные», они пламенеют любовью к Богу и побуждают к ней других.
Херувимы, или «просвещение», через них посылается премудрость. Далее следуют Престолы, они служат правосудию. Четвертый ангельский чин – Господства, они наставляют земных властителей, учат владеть чувствами и побеждать искушения. Пятый – Силы – они ниспосылают дар чудотворения святым, а также укрепляют терпение и даруют мужество.
Шестой – Власти – помогают в борьбе со злыми помыслами. Седьмой – Начала – охраняют страны, народы, племена. Архангелы – открывают тайны веры и пророчества, укрепляют в людях веру. Ангелы – в переводе с греческого – «вестники» – раскрывают людям волю Господа, наставляют верующих, охраняют, удерживают от падений и пытаются помочь падшим.
Ангелы – это также общее название для всех чинов Небесных Сил. Небесное воинство возглавляет архангел Михаил.
Архангела Михаила называют архистратигом – что по-гречески означает «главнокомандующий». По церковному преданию он возглавляет небесное воинство. Его имя означает «кто как Бог». По преданию, именно Михаил низвергнул восставшего против Бога ангела Денницу, ставшего Диаволом и других падших ангелов.
А к остальным Ангельским Силам архангел Михаил обратился: “Вонмем! Станем добре пред Создателем нашим и не помыслим неугодного Богу!” По Церковному преданию, он принимал участие во многих ветхозаветных событиях.
Так, например, во время выхода израильтян из Египта Михаил предводительствовал им в виде облачного столпа днем и огненного – ночью. На Руси также издревле любили и почитали архангела Михаила, считая его защитником христианской веры.
По преданию, именно его небесная помощь помешала монголо-татарам взять Новгород. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и городских храмов. Архангельские соборы и монастыри стоят в Москве, Смоленске, Нижнем Новгороде, Рязани и других городах.
На иконах архангела Михаила изображают в виде воина, попирающего ногами диавола. В левой руке он держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью или, иногда, пламенный меч.
Священное Писание учит, что, кроме физического, существует духовный мир, населенный разумными добрыми силами – ангелами. Слово «ангел» на греческом языке значит «вестник». Их именуют так потому, что нередко Бог через них сообщает людям Свою волю. Приставка «архи» указывает на старшинство некоторых ангелов.
На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения. Михаил, когда-то свергнувший с небесе падшего ангела, попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью.
Гавриил изображен с райской ветвью, принесенной им в знак благой вести Приснодеве Марии, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом — в левой. Архангел Рафаил, спутник юноши Товия в его странствии, изображается с сосудом целительных снадобий в левой руке, а правой он ведет Товия.
Архангела Уриила Господь поставил охранять ворота в Рай после грехопадения Адама и Евы. Поэтому он изображается с обнаженным мечом и огненным пламенем.
Бесплотные Небесные Силы – это ангелы – что по гречески означает «вестники». Среди наиболее известных ангелов – архангел Михаил – глава святого небесного воинства.
А также целитель человеческих недугов Рафаил, просветитель Уриил; побуждающий к молитве Селафиил; укрепляющих трудящихся во славу Божию Иегудиил; приносящий благословение Божие на добрые дела Варахиил; помогающий в покаянии и росте в вере Иеремиил. Особо почитается также архангел Гавриил. Его имя в переводе означает «сила Божия».
Архангел Гавриил несколько раз упоминается в Писании, как Небесный вестник. Господь посылает его, чтобы возвестить людям Свои планы о спасении рода человеческого. Так, архангел Гавриил несколько раз являлся пророку Даниилу и раскрывал ему тайны пришествия Мессии, гонений антихриста и конца мира. Он явился в храме старцу Захарии и сообщил ему о чудесном зачатии Иоанна Предтечи.
Через шесть месяцев он явился в Назарете Приснодеве Марии с вестью об избрании Ее быть Матерью Спасителя – Иисуса Христа. На иконах архангел Гавриил изображается иногда с райской ветвью или белой лилией в руке, которую по преданию он принес Деве Марии в день Благовещения.
(26
Источник: https://radiovera.ru/pravoslavnyj-kalendar-21-noyabrya-sobora-arxistratiga-mixaila-i-prochix-nebesnyx-sil-besplotnyx.html
Сборник молитв Архангелу Михаилу на все случаи жизни
Михаил – главный ангел. Пожалуй, для всех нас, архангел Михаил – это самый известный и наиболее почитаемый представитель ангельского мира. Его имя упоминается как в Ветхом, так и в Новом Завете, о Нём написано множество легенд и сказаний.
https://www.youtube.com/watch?v=Y-FKk2n7Wso
Архистратига Михаила знают и почитают во множествах религий мира. Архангелу Михаилу молят о защите, об исцелении от болезней, при входе в новый дом и во многих других случаях.
Несколько слов об ангелах и ангельском мире
Ангельский мир – это Великий духовный мир, созданный Богом, в котором живут разумные, добрые существа. Этот мир создан очень давно и населён просветлёнными и очень добрыми существами — ангелами.
Ангелы – это общее название этих существ, которое в переводе означает «Вестник».
Вестники Воли Божьей – вот их основное предназначение, но в то же время каждый ангел – это отдельная Личность, которая наделена своей волью и свободой выбора.
Пока мы только вскользь коснёмся устройства этого удивительного мира, но в следующих постах обязательно рассмотрим его повнимательней. Лишь только упомяну о том, что этот мир тоже имеет свою иерархию.
Самое низшее звено в этом дивном мироустройстве является наиболее близкий для нас – ангел-хранитель, а вот приставка «арх» указывает на наиболее возвышенное служение Богу, по сравнению с другими.
Архангелы стоят выше ангелов-хранителей и их основное кредо – это наши небесные учителя, которые показывают нам как надо поступать правильно, укрепляют в людях святую веру (Откр 12:7). И самый первый из них – это Архистратиг Михаил. Архистратиг в переводе означает «Главнокомандующий»
В чём помогает архангел михаил
Архангел Михаил – вождь войска Господня, покровитель воинов и защитник от всякого зла
«Кто как Бог» — так с еврейского переводится имя Михаил. В Писании архангел Михаил показан нам, как «князь», «вождь войска Господня». По словам св. Григория Великого архангел Михаил посылается на Землю всякий раз, когда должна явиться чудесная сила Господня.
На иконах Святой Архангел Михаил в основном представлен нам в воинских доспехах, с мечом или копьём в руке. Всё дело в том, что именно Архангел Михаил первым призвал тех ангелов, которые не пошли по примеру падших, пойти путём борьбы с искушением.
Так Он стал предводителем Господня Воинства и одержал победу в битве с Люцифером и бесами (так стали называть падших ангелов), «низвергнув их ад, в глубины преисподней».
Это противоборство между светлыми и тёмными силами, эта борьба между добром и злом ведётся и поныне на земле и все мы, так же являемся её активными участниками.
Архистратиг Михаил – это Великий защитник, «Меч Господень» и Божий Заступник. Именно поэтому архангел Михаил считается покровителем воинов, защитником от всякого зла видимого и невидимого, от злых духов и защитник всех православных христиан.
Кроме того, Архангел Михаил считается защитником и покровителем народа иудейского.
Архангел Михаил – защитник душ умерших, защитник спящих
Так же, Архангел Михаил считается защитником душ умерших на их пути ко Престолу от врагов антихриста.
По апокрифическим источникам
- Именно Архангел Михаил сопровождает Деву Марию по аду, объясняя Ей причины мучений грешников (Хождение Богородицы по мукам).
- Иисус Христос после сошествия во ад, именно арх. Михаилу вверяет души праведников для сопровождения их в рай.
- По греческим преданиям архангел Михаил присутствует при смерти человека.
- По откровению св. Павла, арх. Михаил омывает души умерших перед входом в Небесный Иерусалим.
Так же считается, что Он отсеивает грешников от праведников, а также отмаливает у Бога души некоторых грешников, которые при жизни делали хоть какие-то хорошие дела (переводит их с левой стороны в правую (праведную)).
Считается, что в ведении архангела Михаила находится «Великая книга судеб», в которой есть все человеческие жизни и грехи каждого из нас.
Св. архангелу Михаилу отводится большое значение и в будущих событиях, а именно когда придёт конец света, на Страшном суде
Так же Архангел Михаил считается защитником спящего и помощником в печали.
Архангел Михаил – целитель. Молятся архангелу Михаилу и при освящении дома
Этот вывод пришёл к нам из древности. Всё дело в том, что в раннем христианстве считалось так, что злые духи – это источник всех болезней, а архангел Михаил победитель над ними, значит, побеждает и болезни.
И всё же, как ни крути, а есть множество случаев исцелений по молитвам к Архангелу Михаилу. Недаром раньше при больницах строились часовенки во имя архангела Михаила, либо же старались построить лазареты рядом со Свято-Михайловскими храмами. Есть случаи исцеления и на святых источниках при монастырях в честь архангела Михаила.
- Молятся архангелу Михаилу и при входе в новый дом и освящении его.
Дни памяти Архангела Михаила
8 ноября/21 ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных сил бесплотных
6 сентября/19 сентября — воспоминание о чуде архангела Михаила в Хонех
Есть множество чудес, связанных с архангелом Михаилом, но сегодня мы помолимся Великому Архистратигу Михаилу.
Молитвы архангелу Михаилу
Молитва Архистратигу Михаилу от врагов и всякого зла
Молитва архангелу Михаилу, которая начертана на крыльце Чудового монастыря, построенного в честь святого Архистратига. Считается, что если читать её каждодневно, то получишь великую защиту и поддержку в этой жизни и даже после неё.
О Господи Боже Великий, Царю Безначальный, пошли, Господи Архангела Твоего Михаила на помощь рабу твоему (имя) изъяти мя от враг моих видимых и невидимых!
О Господень Архангел Михаиле, излей миро влагостыни на раба своего (имя). О Господень Михаиле Архангеле, демонов сокрушителю! Запрети всем врагам, Борющимся со мною, сотвори их яко овцы и сокруши их, яко прах пред лицем ветра.
О Господень великий Михаиле Архангеле, шестикрылатый первый княже и воеводе невесных сил, Херувим и Серафим! О Господень угодный Михаиле Архангеле! Буди ми помощь во всем: в обидах, в скорбях, в печалех, в пустынях, на распутиях, на реках и на морях тихое пристанище! Избави, Михаиле Архангеле, от всякия прелести диавольския, егда услышиши мя, грешнаго раба своего (имя), молящегося тебе и призывающего имя твое святое, ускори на помощь мою, и услыши молитву мою, о Великий Архангеле Михаиле! Поведи вся противящиеся мне силою честнаго животворящего креста Господня, молитвами Пресвятые Богородицы и Святых Апостол, и Святаго Николая Чудотворца, Святаго Андрея Юродивого и Святаго Пророка Божия Илии, и Святых великомученик Никиты и Евстафия, Преподобных Отец всех святителей и мученик и всех святых небесных сил. Аминь.
О, Великий Михаиле Архангеле, помоги мне грешному рабу твоему (имя), избави мя от труса, потопа, огня, меча и врага льстивого, от бури, от нашествия и от лукавого. Избави мя, раба твоего (имя), великий Архангеле Михаиле, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва к Архангелу Михаилу от всякого зла, каждодневная
Господи, Боже Великий, Царю безначальный, пошли Архангела Твоего Михаила на помощь рабам Твоим (имя) Защити, Архангеле, нас от всех вра- гов видимых и невидимых.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Демонов сокрушитель, запрети всем врагам, борющимся со мной и сотвори их яко овцы, и смири их злобные сердца и сокруши их, яко прах перед лицом ветра.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Шестикрылый первый князь и воевода небесных сил, Херувимов и Серафимов, буди нам помощник во всех бедах, скорбях и печалях, в пустыне и на морях тихое пристанище.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Избави нас от всяких пре- лести диавольские, егды услышь нас, грешных, молящихся Тебе, и призывающих имя Твое Святое.
Ускори нам помощь и побори всех противящихся нам силой Честного и животворящего Креста Господня, молитвами Пресвятой Богородицы, молитвами святых Апостолов, Святителя Чудотворца Николая, Андрея Христа ради Юродивого, святого пророка Ильи и всех святых великомучеников, святого мученика Никиты и Евстафия и всех преподобных отцов наших, от века Богу угодивших, и всех святых небесных сил.
О, Господень Великий Архангеле Михаиле! Помогои нам грещным (имя) и избави нас от труса, потопа, огня, меча и от напрасной смерти, от великого зла, от врага льстивого, от бури поносимой, от лукавого избавь нас всегода и вовеки веков. Аминь.
Святой Архистратиг Божий Михаил, молниеносным мечом Твоим отжени от меня духи лукавого, искушающего и томящего мя.
Молитва к Архангелу Михаилу о заступлении, помощи и от болезней
О святый Михаиле Архангеле, помилуй нас, грешных, требующих твоего заступления, сохрани нас, раб Божиих (имена), от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольскаго и сподоби нас непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый, великий Михаиле Архистратиже! Не презри нас, грешных, молящихся тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но сподоби нас тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков.
Тропарь Архангелу Михаилу, глас 4
Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник Вышних Сил.
Молитва к Архангелу Михаилу для защиты и помощи
Святый и великий Архангеле Божий Михаиле, неисповедимыя и пресущественныя Троицы первый во Ангелех предстоятелю, рода же человеческаго приставниче и хранителю, сокрушивый с воинствы своими главу прегордаго Денницы на небеси и посрамляяй выну злобу и коварства его на земли! К тебе прибегаем с верою и тебе молимся с любовию: буди щит несокрушим и забрало твердо Святей Церкви и Православному Отечествию нашему, ограждая их молниеносным мечем твоим от всех враг, видимых и невидимых. Не остави же, о Архангеле Божий, помощию и заступлением твоим и нас, прославляющих днесь святое имя твое: се бо, аще и многогрешни есмы, обаче не хощем в беззакониих наших погибнути, но еже обратитися ко Господу и оживленным быти от Него на дела благая. Озари убо ум наш светом Лица Божия, иже выну сияет на молниевиднем челе твоем, да возможем разумети, что есть воля Божия о нас, благая и совершенная, и ведети вся, яже подобает нам творити и яже презирати и оставляти. Укрепи благодатию Господнею слабую волю и немощное произволение наше, да, утвердившеся в законе Господнем, престанем прочее влаятися земными помыслы и похотении плоти, увлекающеся по подобию несмысленных детей скорогибнущими красотами мира сего, яко ради тленнаго и земнаго безумне забывати вечная и небесная. Над всеми же сими испроси нам Свыше дух истиннаго покаяния, нелицемерную печаль по Бозе и сокрушение о гресех наших, да остающее нам число дний временнаго живота нашего иждивем не во угождении чувств и работе страстем нашим, но во изглаждении зол, содеянных нами, слезами веры и сокрушения сердечнаго, подвигами чистоты и святыми делами милосердия. Егда же приблизится час окончания нашего, освобождения от уз бреннаго сего телесе, не остави нас. Архангеле Божий, беззащитных противу духов злобы поднебесных, обыкших преграждати душе человечестей восход в Горняя, да, охраняеми тобою, безпреткновенне достигнем оных преславных селений райских, идеже несть печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная, и, сподобльшеся узрети пресветлое Лице Всеблагаго Господа и Владыки нашего, падше со слезами у ног Его, в радости и умилении воскликнем: слава Тебе, дражайший Искупителю наш, Иже за премногую любовь Твою к нам, недостойным, благоволил еси послати Ангелы Твоя в служение спасению нашему! Аминь.
Молитва Архангелу Михаилу
О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное.
О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.
Закончить этот пост я хочу словами Иоанна Златоуста: «Прославлять Ангелов — наш долг. Они, воспевая Творца, обнаруживают милость Его и благорасположение к людям».
Источник: http://plett.ru/sbornik-molitv-arh-mihaily/
21 Ноября — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Установление праздника связывается с решением поместного Лаодикийского собора (ок.363 года), который осудил и отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
Совершается он в ноябре – девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) – в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же (по старому стилю) день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым».
Издревле, с самых первых времен, люди почитали святых Ангелов. Несомненно, ангельский мир сотворен Богом, потому что Им создано все, что есть на Небесах и на Земле, видимое и невидимое.
Косвенное свидетельство о создании Богом ангелов святые отцы находят в 1-ом стихе 1-ой главы книги Бытия («В начале сотворил Бог небо и землю»), где под «небом» разумеют мир духовный со всеми населяющими его существами, а под «землей» — мир вещественный, материальный. Относительно времени сотворения ангельского мира в Библии нет прямых указаний.
Большинство святых отцов считают, что к моменту сотворения видимого мира ангелы уже существовали: «Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня громким голосом все Ангелы Мои». [Иов. 38:7] Сами же ангелы сотворены, как указывает преп.Исаак Сирин, «в молчании» — то есть в тайне, прежде слов и прежде времени.
Не только создание, но и отпадение части ангелов произошло до появления человека, поскольку искушение Адама и Евы совершил в образе змия уже падший к этому времени ангел. [Aug. De Gen.imp. XI 16]
Ангелы – служебные духи, бесплотные, обладающие умом и свободной волей, носящие в себе образ Божий. Прп.
Иоанн Дамаскин говорит о «легкости, пламенности, пылкости, проницательности и стремительности, с которой Ангелы желают Бога и служат Ему».
Он также называет Ангелов «вторыми светами, имеющими свет от первого, безначального Света». Находясь в непосредственной близости к Богу, они питаются Его светом и передают его нам.
«Как это нам понять?! С чем сравнить, чтобы было доступно нашему уму? – спрашивает нас архим. Иоанн Крестьянкин. — Находясь в непосредственной близости к Богу, Ангелы наполняются восхищением, Божиим величием, Его святостью, мудростью и величайшей любовию Творца Вселенной к Своей твари. Некий Божественный свет широкой рекой свободно льется через них.
Но не просто протекает через них, как по свободному желобу, и, не задерживаясь, истекает и пропадает. А льется так, как льется, искрясь и сияя, свет, когда он попадает на драгоценный камень.
Дойдет свет до его середины и оттуда отразится ответным сиянием, и распространяется, и, множась, бьет во все стороны, преломляясь на гранях, окрашивается в изумительные цвета, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой. В этом образ подлинной святости. Небесные Силы восприняли в себя свет Божий.
Преломили его в себе и, отразив и раздробив на множество прекрасных лучей, распространили вокруг себя, отдав людям, способным к его восприятию.
И вот в этом отраженном сиянии Божественного света, сиянии неуменьшенном, непотемненном, но сиянии, приумноженном и радостотворном, приносящем жизнь, мы познаем Бога! Если бы не Ангелы, мы никогда даже в малой, доступной человеку степени не могли бы ощущать и воспринимать Божественный свет. Сами мы не способны видеть и ощущать славу Божию — нам нужны посредники, которые так преобразуют ее, что она становится доступной и нам. И вот Ангелы являются для нас этими посредниками.»
Святые Ангелы не только восхвалением служат Богу, но стремятся подражать Ему в действиях. Как говорится в Святом Евангелии, Сын Божий пришел на землю, чтобы послужить людям, спасти их. И Ангелы посылаются на землю с той же целью — служения людям. Слово «ангел» означает «вестник», потому что Ангелы возвещают людям волю Божию.
Весь ангельский мир, по словам архим. Иоанна Крестьянкина, при сотворении был наделен великими совершенствами и благодатными дарами. И велико, и славно было его предназначение.
Но поскольку Ангелы, подобно людям, были наделены свободной волей, они могли злоупотребить свободой и впасть в грех.
Что и произошло с Денницей, одним из верховных Ангелов, который впал в гордость и восстал против своего Творца, пожелав быть самостоятельным, не зависящим от Бога. Мир духовный поколебался, часть ангелов последовала за ним.
В этот момент из ангельской среды выступил поборник славы Божией Архистратиг Михаил и перед всем Cобором ангельским властно произнес: «Кто как Бог!» — показывая этим, что признает только Единого Бога, Творца и Властителя всей Вселенной.
«Никто как Бог!» — смело и решительно заявил он, свидетельствуя о величии Божием.
В этом поступке проявилась его твердая вера, смелость и решительность в действиях, способность не только верить, но и свидетельствовать о Боге; излучая, распространять воспринятый им Божественный свет на весь мир.
Битва на небе была трудной, но силы добра превозмогли силы зла… Денница был свергнут с неба, а Архангел Михаил утвердился как вождь верного Богу ангельского мира.
С тех пор в руках Архистратига Михаила меч, ибо свергнутый с неба сатана не перестает воевать против небожителей.
Падшие ангелы не могут проникать в высшие области мироздания, поэтому всю злобу свою они устремили на людей, особенно — на всех, верующих в Бога.
Ангелы, оставшиеся верными своему Творцу и составившие воинство Архистратига Михаила, с течением времени настолько утвердились в добре, что грех для них сделался невозможным.
Не потому, что они, имея свободную волю, не могут преступить воли Божией, а просто потому, что они не хотят грешить.
Для человека не хотеть грешить — значит получить возможность приблизиться к Богу и видеть Его, как видят Его Ангелы, служить Ему и только Ему, исполняя Его повеления.
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов — по сути своего служения. (Греческое слово ‘ο ’άγγελος одинаково именует духов света и духов тьмы. В церковнославянском же языке различие ангелов и бесов выражено так: бесплотные небесные силы носят имя ангелы, а бесы – аггелы).
В трактате «О небесной иерархии», приписываемом сщмч. Дионисию Ареопагиту, чины Ангельские разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина.
В высшую иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы, в среднюю: Господства, Силы и Власти, в низшую: Начала, Архангелы и Ангелы.
Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил.
Ангельская иерархия, по Дионисию Ареопагиту, отражена в земной церковной иерархии: епископы, священники, диаконы.
Многие ангельские имена, лики и чины остаются неизвестными людям в их земной жизни и могут быть открыты им только после смерти. «Есть без сомнения и другие силы, — пишет свт.
Иоанн Златоуст, — которых мы не знаем по именам… Есть, конечно, ангелы и архангелы, престолы и господства, начала и власти, однако ж не они одни составляют всех жителей небесных; их – целые неисчислимые поколения, которые не может изобразить никакое слово».
Между миром земным и миром небесным существует глубокая молитвенная связь. Ангелы служат Богу [Откр 4.
6–8] и участвуют в богослужении земной Церкви: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат» (литургия преждеосвященных Даров).
И наоборот — земная Церковь при совершении Божественной литургии поет: «Иже Херувимы тайно образующе» (т.е. таинственно изображая Херувимов).
Сравнивая количество людей и ангелов некоторые отцы Церкви (свт. Кирилл Иерусалимский, свт. Григорий Нисский, свт. Григорий Двоеслов) прибегали к притче Спасителя об овцах [Лк 15.
3–7], из которой заключали, что 99 незаблудившихся овец символизируют собой количество Ангелов, а одна заблудившаяся – количество людей.
По мнению учителей Церкви, человек создан для того, чтобы войти в Ангельский Собор и восполнить число отпавших ангелов.
При подготовке материала использована литература:
1) Минея, Октябрь
2) Архим. Иоанн Крестьянкин, «Слово в праздник Архистратига Михаила»
3) Сщмч. Дионисий Ареопагит, «О небесной иерархии»
4) Иеромонах Иларион Алфеев, книга «Таинство веры», Москва, 1996г.
5) «Православная энциклопедия», статья «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных»
Источник: https://vratarnica.ru/21-noyabrya-sobor-arxistratiga-mixaila-i-prochix-nebesnyx-sil-besplotnyx/
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
21.11.18
Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год).
Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда.
Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым».
Что можно есть на Собор Архистратига Михаила
Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу.
Ангельские чины
Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы.
Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом.
Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»).
Архангел Михаил
Архангел Михаил в переводе с древнееврейского значит «кто, как Бог» или чуть по-другому, с вопросительной интонацией — «кто, как Бог?».
Его называют архистратигом, потому что он возглавил небесное воинство, которое восстало на отпавших от Бога ангелов и их предводителя Денницу. Денницу мы знаем также как Люцифера, что в переводе означает «утреннаяя звезда».
Этого ангела Господь наделил великими совершенствами, но за свою гордыню и восстание против Творца Денница был низвергнут с Неба.
История празднования Собора Архистратига Михаила
Праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных был установлен постановлением Лаодикийского собора, который состоялся примерно в 363 году — за несколько лет до Первого Вселенского Собора.
Архангел Михаил в Ветхом Завете
Предание Церкви, которое почитается верующими наравне со Священным Писанием, говорит о том, что Архангел Михаил был участником многих ветхозаветных событий.
Например, указывал дорогу израильтяням во время исхода из Египта — в виде облачного столпа днем и огненного столпа ночью.
Кроме того открыл Иисусу Навину волю Господа на взятие Иерихона и перенес пророка Аввакума из Иудеи в Вавилон, чтобы дать пищу Даниилу, заключенному в рве со львами.
Чудеса, связанные с именем Архангела Михаила
С именем Архистратига Михаило связано множество чудес. Вот лишь одна из историй. Архангел Михаил спас афонского отрока. Юношу хотели утопить грабители: мечтали заполучить роскошную сокровищницу, которую тот случайно нашел. В память об этом чуде болгарский царедворец Дохиар построил на Афоне храм в честь архангела Михаила. Найденное отроком золото пошло на убранство церкви.
Чудо Архангела Михаила в Хонех
Чудо Архистратига Михаила в Хонех произошло в IV веке. Как говорит легенда, во Фригии (внутренняя область на западе Малой Азии) находился храм, построенный в честь Архистратига Михаила.
Около того храма тек источник, в котором, по молитве Архангелу Михаилу, исцелилась немая дочь одного из местных жителей. В благодарность небесному заступнику мужчина возвел здесь храм.
К источнику за исцелением шли не только христиане, но и язычники, многие из которых отрекались от идолов и обратились ко Христовой вере.
В храме святого Архистратига Михаила в течение 60 лет пономарил благочестивый Архипп. Однажды язычники задумали уничтожить храм и убить пономаря. Для этого они соединили две горные реки в одно русло и направили их течение на храм.
Святой Архипп горячо молился Архангелу Михаилу, и Архистратиг явился ему, жезлом открыл в горе расселину и увел в нее воды бушующего потока. Храм остался невредимым. Место, где совершилось чудо, получило имя Хоны, что означает «отверстие», «расселина».
Отсюда — название «чудо Архангела Михаила в Хонех».
Икона Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных
На иконах Архангелов изображают в соответствии с родом их служения. Михаил попирает ногами дьявола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой — копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест.
Гавриил написан с райской ветвью, которую он принес Деве Марии в день Благовещения, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа — в левой. Рафаил держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу.
Уриил держит в поднятой правой руке на уровне груди обнаженный меч, в опущенной левой руке — «пламень огненный». Селафиил изображен в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Иегудиил в правой руке держит золотой венец, в левой — бич из трех красных (или черных) веревок.
На одежде Варахиила изображено множество розовых цветов, а Иеремиил держит в руке весы.
Митрополит Антоний Сурожский. Об именах и ангелах. День Архистратига Михаила.
«Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
Есть место в книге Откровения, где тайнозритель Иоанн повествует нам, что когда придет время и мы все будем в Царстве Божием, то каждый получит имя таинственное, которое знает только Бог, дающий его, и познает тот, кто его получает.
Это имя как бы содержит в себе всю тайну человека; этим именем сказано все о нем; этого имени никто не может знать, кроме Бога и получающего его, потому что оно определяет то единственное, неповторимое соотношение, которое существует между Богом и Его тварью – каждой, единственной для Него тварью.
Мы носим имена святых, которые прожили и осуществили на земле свое призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны бы вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития.
Ведь он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть.
Повторить ничью жизнь нельзя, но научиться от жизни того или другого человека, святого или даже грешного, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.
И вот сегодня мы празднуем честь и память Архистратига Михаила в окружении Ангелов Господних. Ангелы – это вестники; Ангел – это тот, кого Господь может послать с поручением и кто до конца, совершенно исполнит его.
Может показаться странным, что целую группу тварей Господних мы называем именем, которое обозначает их должность, их служение, словно в них нет ничего другого.
И на самом деле это так, и в этом их святость: очищенные, сияющие Божиим светом, по слову Григория Паламы и наших богослужебных книг, они являются вторыми светами, отблесками вечного света Божественного.
В них нет той непрозрачности, той потемненности, которая позволяет нам называться именем, и это имя и есть определение нашего места перед лицом Божиим и нашего места в творении Господнем. Они – светы вторые.Что это значит?
Это значит, что некий божественный свет льется через них беспрепятственно, свободно, широкой рекой; но не просто как по пустому желобу, не только как через безжизненное стекло, а так, как льется, и искрится, и сияет, и множится свет, когда он падет на драгоценный камень, дойдет до его сердца и оттуда ответным сиянием бьет в стороны, озаряя, а порой и ослепляя своей красотой.
Это образ подлинной святости, и в этом отношении они действительно Ангелы, потому что мы их узнаем, переживаем только как сияние Божественного света, сияние не уменьшенное, не потемненное, но сияние приумноженное и радостотворное, приносящее жизнь, – а сущность их бытия и сущность их святости остаются тайной между ними и Богом, Который познает глубины Своей твари…
Но их личная святость явлена нам еще особо тем отдельным именем, которым каждый из них назван. Некоторые из этих имен вошли в Священное Писание, были открыты опыту Церкви и показывают нам, в чем их особая святость. Архистратиг Сил Небесных, которому посвящены многие среди нас, назван Михаилом.
«Михаил» – слово еврейское, и оно значит «Никто как Бог»; и это слово выражает все стояние великого Архангела, когда Денница восстал против Бога, желая утвердить себя в некоторой, хотя бы тварной, обособленности и самостоятельности, и когда встал великий Архангел Михаил и произнес одно это слово, которое определило все для него: «Никто как Бог», и утвердило его в таком отношении с Богом, что сделало его хранителем врат райских. «Никто как Бог» – в этом выразилось все знание великим Архангелом своего Бога. Он Его не описывает, он Его не объясняет – он встает и свидетельствует. В этом его приобщенность к сиянию Божества, и в этом мера, в которой он являет это сияние и открывает нам путь к тайне Господней своим словом и тем именем, которое выражает весь его непостижимый опыт непостижимого Бога.
На иконах Архангел Михаил изображается в латах, с пламенеющим мечом в руке.
Он попирает дракона, который знаменует собою зло; Архангел стоит во вратах рая, не давая войти в это святое и священное место тем, кто к этому не готов; и еще он изображается на тех вратах иконостаса, через которые духовенство выходит из алтаря: священник с Евангелием, на Великом Входе, или дьякон на ектении; и это те врата, через которые в литургическом, богослужебном порядке никто не входит во Святая Святых, в алтарь.
Другой Архангел, Гавриил, чье имя означает «Крепость Божия», изображается на тех вратах, через которые дьякон во время богослужения входит обратно в алтарь.
Гавриил – тот, который возвещает нам, что дверь открыта, чтобы нам снова войти в присутствие Божие; что сила Божия явлена, что Бог победил и мы спасены.
От Евангелиста Луки мы знаем, что Архангел Гавриил принес Захарии весть о рождении Иоанна Крестителя, он же возвестил Деве Марии, что Она обрела благодать у Бога и родит миру Спасителя; поэтому мы видим его на иконах с оливковой ветвью в руках – знаком примирения Бога с миром.
Об Архангеле Рафаиле мы читаем в книге Товита, как он сопутствовал сыну его Товии и исцелил Товита и его невестку, и имя его означает «Исцеление Божие»; и о других Архангелах и Ангелах говорит нам Священное Писание; и вера Церкви, опыт христианский говорят нам об Ангелах-хранителях.
О дне памяти святого, имя которого мы носим, мы говорим, что это «день нашего Ангела».
И в каком-то смысле, в смысле нашего посвящения святому это верно; но с разными святыми людьми – как и с окружающими нас простыми людьми – общение у нас складывается по-разному: одни нам лично ближе, через молитву и через их житие, которому мы хотели бы подражать; другими мы восхищаемся как бы издали.
С Ангелом же Хранителем отношения наши совсем иные: мы ему поручены, и он – Хранитель наш, независимо как бы от того, обращаемся ли мы к нему, помним ли вообще о нем или нет, – как наши мать и отец, с которыми у нас неразрушимая связь, что бы мы ни думали, как бы ни поступали по отношению к ним, как бы ни вели себя…
И еще: один человек на земле был назван вестником и Ангелом веры церковной: это Креститель Иоанн, и о нем мы читаем слова, именно подобные тому, что я сейчас говорил об Ангелах.
О нем начало Евангелия от Марка говорит: Он – глас вопиющего в пустыне… Он глас, он – только звук Господня голоса, он – Ангел, потому что через него говорит Сам Бог, а сам он о себе говорит, что ему надо умаляться, чтобы в полную меру встал перед людьми образ Господень.
Это – путь на земле; мы должны малиться, умаляться, постепенно терять то, что кажется таким драгоценным, а на самом деле есть сгущенность нашего видимого естества.
Мы должны постепенно делаться прозрачными, чтобы стать как бы невидимыми — как драгоценный камень невидим и обнаруживается только тем светом, который, ударяя в него, осиявает все вокруг.
Тогда мы как будто теряем что-то из своего временного существа, но для того только, чтобы приобрести неотъемлемое познание Бога, единственное, которое каждый из нас, кто называет себя «я», может иметь и которое он может явить всем другим, потому что каждый из нас познает Бога единственным и неповторимым образом. Наш путь — от земли на Небо, от тяжелой нашей воплощенности в просветленность и прозрачность… Ангелом на земле является неложный свидетель — Иоанн Креститель, который на пути, и Тот, Кого Священное Писание называет «Великого Совета Ангел» — Бог, пришедший во плоти.
Вот те образы, те мысли, те думы из нашего почитания Ангелов, из нашей любви к ним, из нашего с ними общения в молитве и их заступления за нас, которые нам могут помочь найти путь нашей собственной души от земли на Небо, от собственной потемненности к совершенному просвещению. Молитвами святых Ангелов и Архангелов да даст нам Господь, отрешившись от себя, вольной волей, любовью к Богу, начать умаляться до того, чтобы полной мерой воссиял Сам Бог в каждом из нас. Аминь.
Подготовила Елизавета Киктенко
Журнал «Фома»
Источник: http://www.mgarsky-monastery.org.ua/o-monastyre/monastyrskaya-hronika/sobor-arhistratiga-mihaila-i-prochih-nebesnyh-sil-besplotnyh/