Первомученик стефан, архидиакон

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан. Аудио / Православие.Ru

Память 27 декабря / 9 января

Читает иеромонах Игнатий (Шестаков)

После Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа на апостолов множество людей обратилось к исповеданию Христа, внемля пламенным речам учеников Христовых и видя сотворенные ими чудеса. Сделавшись через святое крещение членами Церкви Христовой, новообращенные оставляли все свое имущество, возлагая вырученные деньги к ногам святых апостолов.

Избавившись от мирских привязанностей и уз, они жили сообща, единые сердцем и душой.

Продолжая неукоснительно исполнять все религиозные предписания в Иерусалимском Храме, они затем собирались частным образом, внимая апостольским проповедям, славя Господа Иисуса Христа и с радостью участвуя в празднестве вечной жизни – святой Евхаристии, знаменовавшей их общение с Богом и взаимную любовь во Христе (см.: Деян.

2: 42–47; 4: 32–34).

Поскольку число последователей новой веры непрерывно росло, двенадцать апостолов постановили назначить семерых братий, славных мудростью и исполненных Духа Святого, для помощи апостолам в заботах о повседневных нуждах общины.

Обратите внимание

В первую очередь речь шла о служении во время совместной трапезы и попечении о вдовах и неимущих. Таким образом, сами апостолы, избавленные от материальных забот, могли полностью посвятить себя молитве и наставлению в вере. Тогда же апостолы возложением рук поставили на служение семерых диаконов[1]: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая (Деян. 6: 1–6).

Деятельность Стефана, поставленного во главе диаконов, выходила за рамки чисто материальных вопросов жизни общины.

Исполненный благодати Духа Святого и наделенный даром чудотворения, обладавший властью говорить как посланец Божий, Стефан вызывал у окружающих восхищение.

Поэтому однажды разъяренные иудеи, будучи не в силах противостоять его доводам, ложно обвинили Стефана в богохульстве и стремлении ниспровергнуть Закон и привели в синедрион на суд к первосвященнику.

Молодой диакон бесстрашно предстал перед судьями. Дух Божий, Который Христос обещал ниспослать Своим ученикам, когда им нужно будет отвечать на обвинения (см.: Мф. 10: 19), вложил в его уста пламенную речь.

Диакон напомнил жестокосердным иудеям о неизменной благости и долготерпении Божием к Его народу и о том, что Господь, верный Своему завету с патриархами, всегда приходил на помощь избранным Своим.

Многими чудесами, знамениями, победами, обетованиями, великими откровениями, явленными Моисею на Синае и в пустыне, – на протяжении всей истории Израиля Бог всеми силами стремился оторвать избранный Им народ от привязанности к тварному миру и отвратить его от идолослужения. Но народ продолжал упорствовать.

Даже когда на землю явился Спаситель и Искупитель, во исполнение обетований, данных патриархам, и предсказаний, произнесенных пророками, иудеи по-прежнему оставались необрезанными сердцем и все так же упрямо не желали ходить путями Духа Святого: «Как отцы ваши, так и вы: кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы» (Деян. 7: 51–52).

Важно

Сердце Стефана было при этом до того исполнено благодати Божией, что весь облик его стал подобен ангельскому, из уст лились богодухновенные слова, а на его лице отобразилось небесное сияние, какое Сам Господь явил в день Своего преображения (см.: Мф. 17: 6; Лк. 9: 29).

Видя Стефана облеченным в столь неотразимую славу и подобным небесному ангелу (см.: Деян. 6: 15), судьи иудейские пришли в ярость.

А перводиакон, подняв глаза к небу, воочию узрел Господа во всем сиянии Его славы, которая будет явлена в конце времен, и воскликнул: «Вот, я вижу Небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян. 7: 56).

Не в силах стерпеть этого свидетельства прославления Христа как одного из Пресвятой Троицы и Его телесного вознесения на небо, разгневанные иудеи закрыли себе уши и, набросившись на Стефана, вывели его за городские стены и побили камнями.

Святой мученик встретил смерть с радостью и душевным спокойствием, почитая для себя счастьем последовать примеру Учителя.

Каждый брошенный в Стефана камень был подобен ступени, возводившей его к созерцанию вечной славы Христовой, которую он успел засвидетельствовать еще при жизни.

Непрестанно призывая имя Господне, святой Стефан при своем последнем издыхании успел произнести, подобно поднятому на Крест Иисусу, слова наивысшей любви к своим врагам: «Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7: 60, ср.: Лк. 23: 34).

Украсив Церковь драгоценными жемчужинами своей крови, святой Стефан первым ступил на путь в Небесное Царство, проложенный Страстями Господа Иисуса Христа. Своей добровольной смертью за правду святой первомученик стал сопричастником нетленной небесной славы.

Совет

Явленная же святым Стефаном совершенная любовь к Богу и ближнему, побудившая его простить даже своих палачей, сделала его одним из первейших друзей Божиих. К заступничеству мученика прибегают все те, в ком горит желание также ступить на стезю мученичества и достойно пройти ее до конца.

Они ведомы созерцанием сияющего лика первомученика Стефана, свет которого соединяется со светом Вифлеемской звезды.

Мощи его, погребенные благочестивыми людьми, были обретены в 415 году в Кафаргамале священником Лукианом, которому было видение, а затем перенесены в Иерусалим.

Там они упокоились в церкви, построенной в честь святого императрицей Евдокией, супругой Феодосия Младшего.

Впоследствии драгоценная святыня была перенесена в Константинополь, а частицы мощей святого первомученика Стефана быстро разошлись по всему христианскому миру[2] .

[1] Слово «диакон» происходит от греческого глагола διακονεῖν, что значит «служить» – не в смысле службы вышестоящему лицу, но как подражание Христу, добровольно ставшему слугой всех в Своем воплощении (см.: Лк. 22: 27; Ин. 13: 14). Христианское служение является выражением братской любви, «которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3: 14).

[2] Обретение мощей св. Стефана (415) празднуется 15 сентября, а их перенесение в Иерусалим и затем в Константинополь – 2 августа.

Источник: https://pravoslavie.ru/58668.html

Святой первомученик и архидиакон Стефан

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи.

После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся.

Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом.

В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан особенно выделялся среди других; он с дерзновением проповедовал Христа и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Все это возбуждало против архидиакона злобу и ярость фанатичных иудеев.

Они искали случая посрамить его и при всяком удобном случае вступали с ним в публичные состязания о предметах веры.

Но сами терпели при этом поражение: просвещаемый Духом Святым, Стефан говорил неотразимо убедительно, так что иудеи со стыдом прекращали спор.

Проповедь святого Стефана перед воротами Иерусалима (Витторе Карпаччо, 1514, Лувр)

Обратите внимание

Тогда в озлоблении они возбудили против него народ, схватили и привели на суд архиереев и старейшин; при этом представили лжесвидетелей, которые упрекали Стефана в хулении закона Моисеева и храма Иерусалимского. Обвинение было тяжкое.

Взоры всех невольно обратились в сторону подсудимого. Благодать Божия, которою полна была душа Стефана, в эту минуту отразилась на лице его небесным светом; он смотрел, как ангел. Первосвященник потребовал объяснений.

Стефан отвечал вдохновенной речью, в которой с силою обличал неверующих иудеев. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, – вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили».

Первомученик Стефан. Юлиус Шнорр фон Карольсфельд

После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады от озлобленных иудеев. Они рвались сердцами от злобы, слушая его, и скрежетали на него зубами. Тогда Господь благоволил подкрепить мужество апостола небесным видением.

«Вот, – громко воскликнул Стефан пред свирепевшими злобою врагами, – я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громкими голосами, затыкая уши, они единодушно устремились на него.

Как бы богохульника, его привели за город, в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, и начали побивать каменьями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменья в первомученика Христова, убийцы сняли ее и отдали стеречь юноше Савлу.

Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя ветхому закону, всей душой ненавидел христиан и поощрял убийц на казнь своего родственника, архидиакона Стефана.

В отдалении на горе Елеонской стояла на камне Пречистая Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего – Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпаемый градом каменьев, Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа и предал себя воле Божией.

Важно

Наконец пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, Стефан произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление об убийцах: «Господи! не вмени им греха сего!» С этими словами на устах он предал святую душу свою Богу. Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Апостол и архидиакон Стефан в 34 году после Р. X. первый принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником. Ему было около 30 лет.

После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана.

В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом – одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян.

22, 19).

После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Честное тело его лежало без погребения сутки и день: но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его.

Важно

Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. V, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима.

Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. III, 1-21; VII, 50-52; XIX, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.

В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.

Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.

В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры.

Совет

В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.

В афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1582764541207120828/svyatoj-pervomuchenik-i-arhidiakon-stefan/

Святой первомученик и архидиакон Стефан

Святой Стефан происходил из евреев, живших за границей, т. е. вне Святой Земли. Такие евреи назывались эллинистами, так как в них чувствовалось влияние греческой культуры, доминировавшей в Римской империи.

Читайте также:  Лютеница

После сошествия Святого Духа на апостолов Церковь стала быстро расти, и возникла необходимость заботиться о сиротах, вдовах и бедных вообще, принявших крещение. Апостолы предложили христианам выделить семь достойных мужей для опеки нуждающихся.

Посвятив этих семь человек в диаконы (что значит помощники, служители), апостолы сделали их своими ближайшими помощниками. Среди диаконов выделялся своей крепкой верой и даром слова молодой Стефан, называемый архидиаконом, т. е. первым диаконом.

В скором времени диаконы, кроме помощи бедным, стали принимать ближайшее участие в молитвах и богослужениях.

Стефан особенно выделялся среди других; он с дерзновением проповедовал Христа и Его именем совершал великие знамения и чудеса. Все это возбуждало против архидиакона злобу и ярость фанатичных иудеев.

Они искали случая посрамить его и при всяком удобном случае вступали с ним в публичные состязания о предметах веры.

Но сами терпели при этом поражение: просвещаемый Духом Святым, Стефан говорил неотразимо убедительно, так что иудеи со стыдом прекращали спор.

Проповедь святого Стефана перед воротами Иерусалима (Витторе Карпаччо, 1514, Лувр)

Обратите внимание

Тогда в озлоблении они возбудили против него народ, схватили и привели на суд архиереев и старейшин; при этом представили лжесвидетелей, которые упрекали Стефана в хулении закона Моисеева и храма Иерусалимского. Обвинение было тяжкое.

Взоры всех невольно обратились в сторону подсудимого. Благодать Божия, которою полна была душа Стефана, в эту минуту отразилась на лице его небесным светом; он смотрел, как ангел. Первосвященник потребовал объяснений.

Стефан отвечал вдохновенной речью, в которой с силою обличал неверующих иудеев. «Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

Обратите внимание

Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, — вы, которые приняли закон при служении ангелов и не сохранили».

После этих слов Стефан уже не мог ожидать себе пощады от озлобленных иудеев. Они рвались сердцами от злобы, слушая его, и скрежетали на него зубами. Тогда Господь благоволил подкрепить мужество апостола небесным видением.

«Вот, — громко воскликнул Стефан пред свирепевшими злобою врагами, — я вижу небеса отверстые и Сына человеческого, стоящего одесную Бога!» После этого иудеи уже не сдерживали своей ярости. Закричав громкими голосами, затыкая уши, они единодушно устремились на него.

Как бы богохульника, его привели за город, в долину Иосафатову, лежащую между горой Елеонской и Иерусалимом, и начали побивать каменьями. Чтобы верхняя одежда не мешала сильней бросать каменья в первомученика Христова, убийцы сняли ее и отдали стеречь юноше Савлу.

Этот будущий первоверховный апостол Христов Павел, тогда еще ревнуя ветхому закону, всей душой ненавидел христиан и поощрял убийц на казнь своего родственника, архидиакона Стефана.

В отдалении на горе Елеонской стояла на камне Пречистая Матерь Божия с апостолом Иоанном Богословом и, взирая на мученическую кончину Стефана, прилежно молила о нем Сына Своего — Господа Иисуса Христа, чтобы Он укрепил мученика в терпении и принял душу его с миром и любовью. Осыпаемый градом каменьев, Стефан зрел в небесах взирающего на кончину его Господа и предал себя воле Божией.

Важно

Наконец пришла минута смерти. В ужасном страдании, весь обагренный кровью, Стефан произнес: «Господи Иисусе! Приими дух мой!» и, преклонив колена, громогласно вознес последнее моление об убийцах: «Господи! не вмени им греха сего!» С этими словами на устах он предал святую душу свою Богу. Событие это и речь Стефана в синедрионе описал Евангелист Лука в книге Деяний Апостолов, главы 6-8.

Апостол и архидиакон Стефан в 34 году после Р. X. первый принял мученический венец за Христа, почему и назван первомучеником. Ему было около 30 лет.

После кончины мученика в Иерусалиме началось преследование христиан, от которого они вынуждены были бежать в разные части Святой Земли и в соседние страны. Так христианская вера стала распространяться в разных частях Римской империи. Кровь первомученика Стефана не пролилась даром и его молитва о невменении греха побивающим его была услышана.

В скором времени Савл, одобрявший это убийство, уверовал, крестился и стал знаменитым Павлом — одним из самых успешных проповедников Евангелия. Много лет спустя Павел, посетив Иерусалим, был тоже схвачен разъяренной толпой иудеев, хотевших побить его камнями. В своей беседе с ними он вспомнил о невинной смерти Стефана и о своем участии в ней (Деян.

22, 19).

После того, как святой первомученик архидиакон Стефан был побит иудеями камнями, святое тело его бросили без погребения на съедение зверям и птицам. Честное тело его лежало без погребения сутки и день: но ничто не коснулось тела, ибо Господь охранял его.

Важно

Однако на вторую ночь знаменитый иудейский законоучитель Гамалиил, начавший склоняться к вере в Иисуса Христа как в Мессию и защитивший апостолов в синедрионе (Деян. V, 34-40), послал преданных ему людей взять тело первомученика. Гамалиил предал его погребению на своей земле, в пещере, недалеко от Иерусалима.

Когда скончался тайный ученик Господа, Никодим, приходивший к Нему ночью (Ин. III, 1-21; VII, 50-52; XIX, 38-42), Гамалиил также похоронил его близ гроба архидиакона Стефана. Затем и сам Гамалиил, принявший святое Крещение вместе со своим сыном Авивом, был погребен при гробе первомученика Стефана и святого Никодима.

В 415 году мощи святых были чудесным образом обретены и торжественно перенесены из деревни Кафаргамала в Иерусалим архиепископом Иоанном вместе с епископами Севастийским и Иерихонским. С того времени от мощей начали совершаться исцеления.

Десница первомученика хранится в Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры.

В Крестовоздвиженской церкви на Ближних пещерах Киево-Печерской лавры (Украина) хранится большой палец правой руки святого Стефана. Он был привезён в монастырь в 1717 году из Нямецкого монастыря (Румыния) и первоначально хранился в Успенском соборе лавры.

Совет

В XIX веке для него была изготовлена серебряная рака весом в 150 кг. На её крышке было изображение святого Стефана в полный рост, а на месте руки была помещена реликвия. Раку установили в Стефаниевском пределе Успенского собора. Сейчас эта рака находится в коллекции Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.

В 1990-е годы с неё сделана копия из кипариса, в которой и хранится теперь перст святого.

В афонских монастырях Зограф, Ставроникита, Кастамонит хранятся небольшие частицы мощей.

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан

Тропарь
Подвигом добрым подвизался еси, / первомучениче Христов и апостоле, / и мучителей обличил еси нечестие. / Камением бо побиен от рук беззаконных, / венец от яже свыше десницы приял еси, / и к Богу взывал еси вопия: / Господи, не постави им греха сего.

Величание
Величаем тя, / страстотерпче святый Стефане, / и чтим честная страдания твоя, / яже за Христа претерпел еси.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (1083) раз

Источник: http://voskrcerkov.ru/2014/01/07/svyatoj-stefan/

9 января. Апостол первомученик и архидиакон Стефан

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 9 января, Православная Церковь совершает память святого апостола первомученика и архидиакона Стефана.

Первомученик Стефан относится к числу семидесяти апостолов, однако, по словам святителя Астерия Амасийского, это был «муж, по времени второй после апостолов, а по славным делам первый». Церковь особенно чтит этого святого потому, что он стал первым в истории христианства человеком, пострадавшим за Христа и прославленным как мученик.

После того как Святой Дух сошел на апостолов, Церковь стала быстро разрастаться, и возникла необходимость заботиться о бедных, сиротах, вдовах, принявших крещение. Тогда апостолы избрали семерых человек, посвятив их в диаконы и сделав своими ближайшими помощниками не только в опеке бедных, но и в молитвах и богослужениях.

Архидиаконом, то есть первым диаконом, был назван молодой Стефан, выделявшийся своей крепкой верой и даром слова. Он стал известным проповедником христианства в Иерусалиме и побеждал иудейских законоучителей в спорах. Во время его речей нередко происходили чудеса и знамения.

Совет

Успех Стефана возбудил ненависть иудеев. Представив ложных свидетелей, они обвинили его перед синедрионом в том, что Стефан оскорбляет Бога и Моисея. А Стефан в ответ произнес пламенную речь, смело обличая иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа.

Члены синедриона пришли в великую ярость. Они бросились на Стефана и повлекли его за город, забрасывая камнями. Святой мученик молился за своих убийц. Падая под камнями, перед самой смертью он воскликнул: «Господи Иисусе! Не вмени им греха сего и прими дух мой!» Так в 34 году после Рождества Христова скончался первый христианский мученик.

Само имя «Стефан» означает по-гречески «корона». Это было чудное совпадение, ибо он получил корону первомученика и пострадал за Христа в возрасте около тридцати лет.

По выражению церковного историка, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, так как прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

Святой евангелист Лука точной фразой показывает нам духовный облик архидиакона Стефана: это был человек, исполненный верой и силой, он совершал великие чудеса и знамения в народе (Деян. 6, 8).

Чему же научает всех нас пример жизни святого Стефана, который мученически пострадал почти две тысячи лет назад? Казалось бы, между нами такой временной промежуток, другая эпоха.

Но, к сожалению, как в те времена, так и сейчас «мир сей» в большинстве своем далек от евангельских истин.

По словам  святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в этом мире царят похоть плоти, похоть очес и гордость житейская (1 Ин. 2, 16), и мрак греха окутывает его.

Обратите внимание

Но мы, братья и сестры, имеем великое утешение, так как сам Господь наш Иисус Христос есть свет этому миру, Он просвещает каждого, кто приходит к нему.

В то же время каждый из нас, православных христиан, призван именно в этом мире быть проповедником евангельского благовестия, свидетелем вечной жизни, путеводителем других в Царство Небесное.

Господь наш в Нагорной проповеди призывает нас быть светом в этом мире.

На казни святого Стефана присутствовал и молодой гонитель христиан Савл. В момент, когда первомученика закидывали камнями, он держал одежды кидающих.

Но вскоре после этого Савл покаялся в содеянном: я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его (Деян. 22, 19–20).

Он уверовал, крестился и стал одним из лучших проповедников Христа – апостолом Павлом.

По словам Блаженного Августина, «Церковь обязана молитве Стефана тем, что обрела апостола Павла. Разверзаются небеса и изливается благодать на тех, за кого приносится молитва. И Павел никогда не мог забыть, какой дорогой ценой он получил этот дар веры, ценой смерти святого Стефана», который был ему сродником по крови.

Еще продолжается празднование Рождества по плоти Господа нашего Иисуса Христа, а Святая Церковь дает нам пример для назидания.

Святитель Григорий Чудотворец говорит по этому поводу такие слова: «Мы один праздник совершаем вслед за другим. Владыка мира призывал нас на свой пир, а сегодня  – последователь Господа Стефан.

Важно

Недавно Христос облекся в человеческую плоть ради нас, людей, а сегодня Стефан оставил землю ради Христа».

* * *

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Феодора Начертанного, исп. (около 840);

свт. Феодора, архиеп. Константинопольского (около 686);

новомучеников и исповедников Российских: сщмч. Тихона, архиеп. Воронежского (1919); мц. Антонины Брянских (1937).

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Источник: http://tv-soyuz.ru/peredachi/tserkovnyy-kalendar-09-01-2019

Канон святому апостолу и первомученику Стефану, архидиакону

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Колесницегони́теля фарао́ня погрузи́ чудотворя́й иногда́ Моисе́йский же́зл, крестообра́зно порази́в и раздели́в мо́ре, Изра́иля же беглеца́, пешехо́дца спасе́, пе́снь Бо́гови воспева́юща.

Светолу́чными блиста́нии Ду́ха просвеща́емь, преесте́ственными страда́нии и тве́рдаго терпе́ния, тя́ пою́щия просвети́, предстоя́ Влады́це, венцено́сче пребога́те Стефа́не, му́чеников венча́ние.

Подвиготеку́щим нача́ток бы́в и верхо́вник му́ченическаго собо́ра, зре́ти сподо́бился еси́ Страстополо́жника, сла́вне, десни́цею живоно́сною богоплете́нный тебе́ простира́юща вене́ц, чу́дный Стефа́не.

Еди́н сы́й сокро́вище бла́гости, Спа́се, показа́л еси́ от земны́х не́др сокро́вище многоце́нное, бога́тство неиждива́емое, неотъе́млемо име́ние, коры́сть неги́блему, Стефа́на Твоего́ первому́ченика.

Читайте также:  Икона божией матери «экономисса» («домостроительница»), греция, афон, великая лавра

Ангелозра́чною я́ве све́тлостию озаря́емь, а́нгельскими пе́сньми, первому́чениче Стефа́не и диа́конов перволу́чший, сокрове́н я́ко яви́лся еси́, досто́йно вои́стинну почти́лся еси́, испо́лнен благово́ния духо́внаго.

Богоро́дичен: Воплоще́ннаго на́с ра́ди, Пренепоро́чная, пре́жде Безпло́тнаго, Богонача́льнаго Сло́ва О́тча родила́ еси́. О, де́вства селе́ние, и прия́телище чистоты́, и хра́м свяще́ния, Влады́чице ми́ра Богоневе́сто!

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Утвержде́й в нача́ле небеса́ ра́зумом и зе́млю на вода́х основа́вый, на ка́мени мя́, Христе́, за́поведей Твои́х утверди́, я́ко не́сть свя́т, па́че Тебе́, Еди́не Человеколю́бче.

Священносло́в свяще́нный и богосло́в показа́лся еси́, сплета́яся с евре́йскими собо́ры, облича́я кре́пко си́х безбо́жие и богобо́рный нра́в, Стефа́не, му́чениче всеизря́дне.

Первому́ченика Христо́ва и служи́телей пе́рваго, му́чеником тече́ния степе́нь показа́вша све́тло, а́нгелов собесе́дника, прииди́те согла́сно вси́, пе́сньми боже́ственными почти́м.

Сокрове́нное сокро́вище в земли́ явля́ется, и ми́р благово́ния боже́ственнаго и бога́тых даро́в Це́рковь испо́лни му́чеников пе́рвый и служи́телей первоизбра́нный.

Совет

Умерщвле́нный мо́й у́м жи́зни де́йством, тобо́ю пропове́давшимся, му́дре, возста́ви пе́ти твое́ честно́е торжество́ и твои́м стопа́м после́довати, Стефа́не блаже́нне, сподо́би.

Богоро́дичен: Две́рь яви́лася еси́ мы́сленна восто́ка Вы́шняго, на земли́ я́вльшагося, Де́во: Тобо́ю бо к на́м Сло́во привни́де спасти́ все́х от безслове́сия, Пречи́стая.

Седа́лен, гла́с 1.

Апо́столе Христо́в, диа́конов пе́рвый, первому́чениче му́дре, му́чеников ве́рх, мирски́я концы́ освяти́в страда́нии твои́ми и чудесы́ ду́ши челове́ков просвети́л еси́, чту́щия тя́ изба́ви вся́ческих бе́д, всехва́льне Стефа́не.

Богоро́дичен: Упова́ние христиа́н, Пресвята́я Де́во, Его́же родила́ еси́ Бо́га, па́че ума́ же и сло́ва, непреста́нно моли́ с вы́шними си́лами пода́ти оставле́ние грехо́в на́ших все́х и исправле́ние жития́, ве́рою и любо́вию при́сно Тя́ сла́вящим.

Крестобогоро́дичен: Нескве́рная А́гница, А́гнца и Па́стыря, пове́шена на дре́ве, ме́ртва зря́щи, пла́чущи, веща́ше, ма́терски восклица́ющи: ка́ко претерплю́ Твое́ е́же па́че сло́ва, Сы́не Мо́й, сни́тие и во́льныя стра́сти, Бо́же Преблаги́й?

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Ты́ моя́ кре́пость, Го́споди, Ты́ моя́ и си́ла, Ты́ мо́й Бо́г, Ты́ мое́ ра́дование, не оста́вль не́дра О́тча и на́шу нищету́ посети́в. Те́м с проро́ком Авваку́мом зову́ Ти: си́ле Твое́й сла́ва, Человеколю́бче.

Струи́ на́м дне́сь ми́ра источи́ благово́ния, исто́чник исхо́дит и река́ Боже́ственных бла́г, и пи́щный пото́к отве́рзе сла́вный, пе́рвый му́чеников, и́же ве́ры испо́лнен, и си́лы Боже́ственныя, и благода́ти.

Я́ко свяще́н и све́тел и благонаро́чит де́нь первому́ченика, испо́лнен све́та и духо́внаго вои́стинну весе́лия, Ца́рскому гра́ду яви́ся, сохраня́я держа́ву честны́я Це́ркве и ва́рварскую де́рзость отгоня́я.

Благо́е насле́дие восприя́л еси́ досто́йно, Стефа́не блаже́нне, иде́же Христо́с Ца́рь все́х, ты́ всели́лся еси́, Того́ бо яви́лся еси́ служи́тель, зна́мений и чуде́с творя́ си́лы и подая́ боля́щим исцеле́ния.

Непрекло́нен Це́ркве и непоколеби́мь и водруже́н сто́лп простре́ся от земли́ да́же до небе́с, заре́ю благоче́стия просвеща́я вся́ концы́, Стефа́н, вели́кий и́стины пропове́дник, страда́ния и́стинный побо́рник.

Богоро́дичен: Но́в Ада́м за пе́рваго Ты́ бы́л еси́, от Де́вы за прама́терь, Изба́витель все́х и Спа́с, за сме́рть и́стинна жи́знь безсме́ртная. Те́мже, Тя́ ро́ждшую Богоро́дицу ве́дуще, по достоя́нию, вси́ ве́рнии, ублажа́ем.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Вску́ю мя́ отри́нул еси́ от лица́ Твоего́, Све́те незаходи́мый, и покры́ла мя́ е́сть чужда́я тма́, окая́ннаго, но обрати́ мя и к све́ту за́поведей Твои́х пути́ моя́ напра́ви, молю́ся.

Беззако́нных евре́ев су́етный вои́стинну собо́р терпели́вно обличи́л еси́, от те́х, богогла́се, покрыва́емь мета́нии ка́менными, на небеса́ я́ко победоно́сец возне́слся еси́ ду́хом, Стефа́не.

Я́ко красе́н, я́ко у́тро, ми́ру яви́лся еси́, сла́вне Стефа́не, мглу́ отгоня́, и де́монов прогоня́ мечта́ния и неду́гующих стра́сти, и душе́вных не́мощей целя́ гное́ния, богодохнове́нне.

Обратите внимание

Мы́сленно со а́нгелы, блаже́нне, ра́дуяся, ми́ра концы́ освяща́еши вои́стинну твои́м прише́ствием и благода́тию, благово́ния ми́ры духо́вными благоуха́я и бе́д и бу́ри избавля́я.

Богоро́дичен: Ма́тернее дерзнове́ние е́же к Сы́ну Твоему́ иму́щи, Всечи́стая, сро́днаго промышле́ния, е́же о на́с, не пре́зри, мо́лимся: я́ко Тебе́ и еди́ну христиа́не ко Влады́це очище́ние ми́лостивно предлага́ем.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Очи́сти мя́, Спа́се, мно́га бо беззако́ния моя́, и из глубины́ зо́л возведи́, молю́ся, к Тебе́ бо возопи́х, и услы́ши мя́, Бо́же спасе́ния моего́.

А́нгелом я́ко подо́бник произволе́нием бы́в, ви́д а́нгельский стяжа́л еси́, блаже́нне, с ни́миже ра́дуяся и обходя́, пою́щия тя́ спаса́й.

Глаго́л, блаже́нне, твои́х богодохнове́нных си́ла, я́ко шу́м гро́мный, во у́ши, богоприя́тне, я́ве возгреме́ беззако́нных и ли́ца и́х помрачи́.

Сла́ву Оте́ческую узре́ти сподо́бился еси́ и сея́ соесте́ственное сия́ние, Стефа́не, страда́нии возвеща́я тебе́ све́тлыя венцы́, богогла́се всече́стне.

Богоро́дичен: Сы́н Единоро́дный и пре́жде ве́к неви́димый напосле́док дне́й Пе́рвенец бы́сть, ви́димь пло́тию из Тебе́, Богома́ти, Бо́г спасе́ния моего́.

Конда́к, гла́с 6:

Пе́рвый се́ялся еси́ на земли́ небе́сным де́лателем, всехва́льне Стефа́не, пе́рвый на земли́ за Христа́ кро́вь излия́л еси́, блаже́нне, пе́рвый от Него́ побе́ды венце́м увя́злся еси́ на небесе́х, страда́льцев нача́ло, вене́чниче, му́чеников первострада́льне.

И́кос:

Ра́йския цве́ты зря́, благово́нием свои́м кра́сным исполня́ющия всю́ вселе́нную, стра́нному и́х дивлю́ся зре́нию: в ле́де зи́мнем мно́жае цвету́т па́че, е́же стра́нно во цве́тех.

И му́ченик Христо́в, процветы́й пе́рвее, и две́рь бы́в стра́ждущим зако́нно, и цвету́щим зимо́ю муче́ния, пу́ть показа́ все́м неле́стный, хотя́щим страда́ти, до́брый подвигонача́льник, и́же боле́зньми просия́в, вене́чниче, му́чеников первострада́льне.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Бо́жия снизхожде́ния о́гнь устыде́ся в Вавило́не иногда́, сего́ ра́ди о́троцы в пещи́, ра́дованною ного́ю, я́ко во цве́тнице лику́юще, поя́ху: благослове́н еси́ Бо́же, оте́ц на́ших.

Тече́ние крове́й твои́х небе́сныя две́ри отве́рзе и Подвигополо́жника, предстоя́ща и простира́юща тебе́ вене́ц, показа́, зову́щу: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Важно

Я́ко зве́рие, похи́тивше богоуби́йцы богоявле́ннаго, скверноуби́йственными дла́ньми сего́ убива́ху, моля́щася о убива́ющих приле́жно и пою́ща: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Зако́нно обличи́л еси́ беззако́нныя, зако́нный подо́бник Спа́сов, и богобо́рны си́х показа́л еси́, от ни́хже ка́мением побива́емь, пе́л еси́: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: В ле́то Безле́тнаго неискусобра́чно, Чи́стая, заче́нши, и́же пе́рвее Безпло́тное Сло́во, пло́ти прия́тием, Де́во, родила́ еси́. Ему́же пое́м, согла́сно зову́ще: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Седмери́цею пе́щь халде́йский мучи́тель, Богочести́вым неи́стовно разжже́; си́лою же лу́чшею спасе́ны сия́ ви́дев, Творцу́ и Изба́вителю вопия́ше: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Преесте́ственным сия́я светозаре́нием, преизря́дне, и лица́ твоего́ зра́к равноа́нгелен пока́зовал еси́, благода́ти изда́вшися, Стефа́не, я́же в души́ твое́й, сокрове́нне бога́тно. Те́мже вопия́л еси́: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Венцено́сче Стефа́не, души́ моея́ я́звы и грехо́вныя стру́пы очи́сти кропле́нием крове́й твои́х, к твоему́ бо заступле́нию ми́лостивному и христоподо́бному нра́ву прибего́х, зовы́й: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Благода́ти, сла́вне, тебе́ тезоимени́тый вене́ц твоему́ честно́му верху́ положи́ Судия́ нелицеме́рный, Его́же благоче́стно пропове́дал еси́, Зижди́теля, и Бо́га, и Царя́ все́х, вопия́ непреста́нно: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

В ру́ку Соде́теля пре́дал еси́ ду́х тво́й, и небе́сная во́инства собесе́дника прия́ша тя́, ра́дующеся, пе́рвее на земли́ равноа́нгельна, ны́не же те́х причте́на лико́м, непреста́нно пою́ща: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Богоро́дичен: Све́та незаходи́маго была́ еси́ сосу́д, Всечи́стая, Све́т бо су́щим во тме́ и се́ни родила́ еси́, просвеща́ющ вся́ческая богоразу́мия благода́тию. Ему́же непреста́нно, ве́рнии, пое́м: о́троцы, благослови́те, свяще́нницы, воспо́йте, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Ужасе́ся о се́м не́бо, и земли́ удиви́шася концы́, я́ко Бо́г яви́ся челове́ком пло́тски и чре́во Твое́ бы́сть простра́ннейшее небе́с. Те́м Тя́, Богоро́дицу, А́нгелов и челове́к чинонача́лия велича́ют.

Страда́ния му́чеников нача́ло, све́тло показа́вый муче́ния неле́стную стезю́, наставля́ющу к небеси́, первому́ченик Стефа́н вся́ призыва́ет духо́вне к боже́ственному весе́лию и к прича́стию све́та, ко обще́нию святы́ни.

Вжиля́емь любо́вию Христо́вою и Сего́ поревнова́в кро́тости и гла́су, глаго́лаше: не поста́ви уби́йцам греха́, Го́споди, приими́ же ду́х мо́й, Бла́же, и Боже́ственнаго Ца́рствия, пи́щи же неизрече́нныя, су́щия у Тебе́, сподо́би мя́.

Совет

Красе́н, и ви́да а́нгельскаго, и прему́дрости, и ве́ры испо́лнен, и Боже́ственныя зари́ сия́я луча́ми, и богогла́сными усты́ богоглаго́лал еси́, я́ко река́, боже́ственне вети́йствуя, вы́шнее насле́дие, богоблаже́нне, улучи́л еси́.

Венце́м благода́тей венча́лся еси́, и ли́ки му́ченическими окруже́н, и Христу́ Подвигополо́жнику предстоя́, о на́с моли́ся, творя́щих све́тло вои́стинну светоно́сное твое́ торжество́, блаже́нне, и от бе́д на́с изба́ви.

Богоро́дичен: Я́ко все́х Предста́тельнице христиа́н, Богома́ти Всенепоро́чная Влады́чице, я́ко Ми́лостива, изба́ви от бе́д и искуше́ний стра́ждущия рабы́ Твоя́ и неду́гующия лю́тых прегреше́ний ра́нами и боле́зньми тя́жкими одержи́мыя изврачу́й.

Свети́лен.

Ка́менная мета́ния преми́рный исплето́ша тебе́ нетле́ния вене́ц, и кро́вныя ка́пли — багряни́цу ца́рску, нача́льниче му́чеников, изря́дный Стефа́не.

Богоро́дичен: Свята́я Влады́чице Пречи́стая и еди́на Неискусобра́чная, спасе́ние и упова́ние, Ты́ умоли́ из Тебе́ рожде́ннаго Изба́вителя на́шего спасти́ ми́р от ле́сти, и бе́д, и скорбе́й.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-svyatym/kanon-svyatomu-apostolu-i-pervomucheniku-stefanu-arkhidiakonu/

Св. апостол и архидиакон Стефан – первомученик от жидов за Христа :: Издательство Русская Идея

Св. апостол из 70-ти, первомученик и архидиакон Стефан († 34) был старшим из семи диаконов, поставленных Апостолами, поэтому его называют архидиаконом.

Он стал первым сознательным мучеником Церкви за веру во Христа в возрасте около 30 лет. По выражению св.

Астерия Амасийского, это был «начаток мучеников, учитель страданий за Христа, основание доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие».

В его Житии, составленном свт. Димитрием, митрополитом Ростовским, повествуется, что по благодати Божией, св.

архидиакон Стефан творил много знамений и чудес среди верных, возлагал руки на больных, и они становились здоровыми.

Кроме сего, он был муж сильный словом и делом, верных утверждал в вере, неверных же иудеев обличал, доказывая им от Закона и Пророков, что они несправедливо, по зависти, убили Сына Божия, Мессию, ожидаемого столько веков.

Исполненный Духа Святаго, святой Стефан, будучи евреем (как и большинство первых христиан), с дерзновением убедительно проповедовал христианское учение в синагогах и побеждал иудейских законоучителей в спорах.

За это иудеи оклеветали Стефана, будто бы он произносит хулы на Бога и на Моисея. С таким обвинением святой Стефан предстал перед синедрионом и первосвященником.

Он произнес пламенную речь, в которой изложил историю еврейского народа и смело обличил иудеев в гонениях на пророков и в казни ожидавшегося ими Мессии, Иисуса Христа:

«Жестоковыйные! люди с необрезанным сердцем и ушами! вы всегда противитесь Духу Святому, как отцы ваши, так и вы.

Обратите внимание

Кого из пророков не гнали отцы ваши? Они убили предвозвестивших пришествие Праведника, Которого предателями и убийцами сделались ныне вы, – вы, которые приняли закон при служении Ангелов и не сохранили.

Слушая сие, они рвались сердцами своими и скрежетали на него зубами» (Деян. 7: 51-54.)

Во время речи святой Стефан вдруг увидел небо отверстым и Иисуса Христа во славе, стоящего одесную Бога. Он громко провозгласил об этом. Тогда иудеи, затыкая уши, набросились на него, повлекли его за город и побивали камнями, а святой мученик молился за своих убийц.

«Чтобы легче было бросать камни на святого, лжесвидетели и убийцы сняли с себя верхние одежды и сложили их при ногах одного юноши, по имени Савла, который хотя был единоплеменником и родственником убиваемого, но более других раздражен был против него, из слепой ревности к Ветхому Закону.

Савл [будущий апостол Павел] – говорится в Деяниях – одобрял убиение его. И св.

Иоанн Златоуст говорит о сем так: “Скорбел Савл, что у него не было много рук, чтобы всеми ими можно было поражать Стефана, и доволен был лишь тем, что мученика побивали многие руки лжесвидетелей, которых одежды он сторожил”.

В то самое время, когда святого Стефана убивали в долине Иссафатовой (которая лежит между Иерусалимом и Елеоном, при Кедрском потоке, имевшем множество камней по берегам), вдали, на некотором возвышении, взирая с горы, стояла Пречистая Дева со святым Иоанном Богословом и молилась о Стефане ко Господу и Сыну Своему, да укрепит его в терпении и примет душу его в руки Свои».

Перед смертью Стефан произнес: «Господи Иисусе! приими дух мой… Господи, не вмени им греха сего», – и затем радостно предал Христу свою чистую душу.

Тело же его святое было повержено на съедение зверям и птицам, и лежало день и ночь непогребенным.

И только на другую ночь Гамалиил, известный в Иерусалиме еврейский законоучитель (который и сам потом уверовал во Христа с сыном своим Авивом), послал честных и верных людей и, тайно взяв тело святого, отнес в свое имение и с честью похоронил там.

Важно

И упомянутый юноша Савл, отличавшийся жестокостью в гонениях на христиан, вскоре, не без помощи подвига этих мучеников, был промыслом Божиим обращен в апостола Павла.

Читайте также:  Икона божией матери борколабовская, республика беларусь, могилевская область, быховский район, село борколабово, борколабовский женский монастырь вознесения господня

(По “Житию”, составленному святителем Димитрием, митрополитом Ростовским)

Через много лет после того, благочестивая царица греческая Евдокия, супруга Феодосия Младшего, прибыв в Иерусалим, на том месте, где святой первомученик Стефан был убит и земля обагрилась его честною кровью, создала прекрасную церковь во имя его (освящена в 460 г.

; она была так обширна, что в ней помещалось до 10 000 человек). Около 428 г., при святом благоверном царе Феодосии Младшем (408-450), мощи св.

первомученика Стефана были перевезены из Иерусалима в Константинополь и положены в церкви в честь святого диакона Лаврентия, а по создании храма в честь первомученика Стефана перенесены туда 2 августа. Ныне мощи св.

Стефана хранятся в Риме в церкви во имя святого мученика Лаврентия по Тибуртинской дороге; значительные части мощей имеются в Венеции, на Афоне. В Серапионовой палате Троице-Сергиевой Лавры (Сергиев Посад) хранится десница (до локтя) св. Стефана.

+ + +

Отметим также, что Св. апостол и архидиакон Стефан издавна известен на Руси как покровитель лошадей, и потому самый день памяти его у наших предков имел свои особенности. Среди них есть обыкновение кропить в день св. Стефана святой водой лошадей.

Можно догадываться, что основанием этому послужило следующее обстоятельство при перенесении мощей этого угодника в Константинополь: в “Четьи-Минеи” повествуется, что когда несшие гроб св.

Стефана достигли этого города и приблизились к так называемым Константиновым термам, «тамо мески, везущий царскую с мощами колесницу, сташа, слузи бияху, нудяще их да поступят, но тии никакоже с места поступити можаху.

Туже меск един, Божиим повелением глас человеч приемши, проглагола сице: «Почто вопице биете нас, на сем бо месте изволи св. первомученик Стефан положенным быти мощем его».

Совет

Весьма вероятно, что эта услуга месков угоднику Божию дала повод народному благочестию назвать его покровителем месков (согласно словарю Даля, это помесь лошади и осла) и затем, по сходству их с лошадьми, и этих последних.

В старину и у западных народов св. Стефан почитался тоже покровителем лошадей. Известно, что в греческой империи воины оказывали св.

Стефану глубокое чествование, и на византийских иконах очень часто этот угодник представлялся верхом на коне, окруженный конями, которые толпятся у пруда и пьют из него воду.

Нет сомнений, что это последнее представление о св. Стефане, скорее всего, могло перейти из Греции к нашим предкам.

Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25010901Оставить свой комментарий

Источник: https://rusidea.org/25010901

* Апостол, первомученик и архидиакон Стефан *

*

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан

 *

Апостол, первомученик и архидиакон Стефан (ок. 34 г.). Святой Стефан. Первомученик Стефан. Архидиакон Стефан. День святого Стефана

Обретение мощей святого первомученика и архидиакона Стефана (415)

Εὕρεσις Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Πρωτομάρτυρα Στεφάνου *

(память его 2/15 августа, 15 /28 сентября и 27 декабря/9 января ).

*

Архидиакон Стефан Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово).

Около 1350 года.

*

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан Болгария.  XVIII век

Дерево, левкас, темпера. Размер: 20,5х31 см.

архидиакон Стефан
Святой первомученик архидиакон Стефан

  ==========
Молитва первомученику архидиакону Стефану    

О святый первомучениче, апостоле архидиаконе Стефане! 

Преклоньше колена души и сердца нашего, тя молим: воздежи руце твои ко Господу и сподвижи всему роду человеческому Предстательницу и Ходатаицу к Сыну Своему, Пресвятую Матерь Деву, и о нас (имена), присно прогневляющих грехом и леностию, моли Благаго Спаса нашего, да подаст нам благодать во благовременную помощь к покаянию, и твоим предстательством и заступлением Пресвятыя Матере Своея, в день он страшный и праведный, да не поставит пред нами грехи наша, но по щедротам Своим, тобою умолен быв, да речет душе нашей: спасение ваше есмь Аз во веки веков. *

====

Икона Святого Первомученника Стефана

 =====
Тропарь первомученику и архидиакону Стефану

Тропарь, глас 4:

     Подвигом добрым подвизался еси первомучениче Христов и апостоле, и мучителей обличил еси нечестие: камением бо побиен от рук беззаконных, венец от яже свыше десницы приял еси, и к Богу взывал еси вопия: Господи, не постави им греха сего.

Ин тропарь, глас 4:

     Царским венцем венчася твой верх от страданий, яже претерпел еси по Христе Бозе, мучеников первострадельче Стефане: ты бо иудейское обличивый неистовство, видел еси твоего Cпаca одесную Отца, Того убо моли о душах наших.

Ин тропарь, глас 3:

     Апостолом совсельник и страстотерпцем первострадалец, Христов служитель, прехвальне Стефане, первее бо совершив мучения течение, безчисленныя роды человек равно Подвигоположнику Христу приведе. Темже, яко апостола и страдальца верховнаго чтуще тя, молим: моли Христа Бога даровати нам велию милость.

Кондак, глас 6:

     Первый сеялся еси на земли Небесным Делателем, всехвальне Стефане, первый на земли за Христа кровь излиял еси, блаженне, первый от Него победы венцем увязлся еси на небесех, страдальцев начало, венечниче мучеников, первострадальне.

Ин кондак, глас 3:

     Владыка вчера нам плотию прихождаше, и раб днесь от плоти исхождаше; вчера Царствуяй плотию родися, днесь раб камением побивается: Того ради и скончавается первомученик и Божественный Стефан.

Величание

     Величаем тя, страстотерпче святый первомучениче архидиаконе Стефане, и чтим честная страдания твоя, яже за Христа претерпел еси. *

=====================

Архидиакон Стефан. Фреска. Церковь Христа Пантократора. Дечани. Сербия (Косово). Около 1350 года.

=====================================
Народные приметы и поговорки на Стефанов день

На 9 Января – Стефанов день

В Стефанов день поят лошадей через серебро. «Дождись Степана – станешь паном»,- говорили когда-то люди сердобольные тем, кто не имел своего хозяйства или оно по какой-то причине в упадок приходило.

Дело в том, что день святого апостола первомученика и архидиакона Стефана считался одним из основных годовых сроков для найма батраков. А на севере России в это время проходили выборы пастухов, с которыми принято было заключать договоры, в том числе и об оплате, которая крестьянам порой «в копеечку выливалась».

Хороший пастух в те времена «в цене был», слывя человеком солидным и уважаемым. Поэтому деревенские хозяйки с удовольствием отдавали в подпаски своих подрастающих сыновей, говоря им при этом: «В пастухи наймешься – вся деревня в долгу».

Во все времена любящие матери, заботясь о будущем своих детей, желали им здоровья, счастья и благополучия. Но, к сожалению, жизнь не всегда складывается так, как того бы хотелось. Недаром говорят: «Человек предполагает, а Господь располагает». И, видно, не только на земле судьбы людские решаются.

Этот день считается одним из основных годовых сроков для найма батраков. «На святой Степан каждый себе пан» – работник «припомнит все обиды от хозяина, выскажет свое неудовольствие, сведет расчеты и волен или заключить снова договор или нарушить прежний».

       На севере России в это время обычно происходили «выборы пастуха и заключение с ним ряды», что закреплялось общей трапезой с хмельными напитками за счет пастуха (еду приносили наниматели). Наем пастуха был делом очень важным, поэтому происходил он на общем собрании всего общества. При выборе учитывался опыт пастуха, его репутация, а также особые профессиональные знания. Наибольшим уважением пользовались пастухи-колдуны, обладающие тайными знаниями, благодаря которым, по уверению крестьян, пастух мог договориться с лешим – хозяином леса или с его детьми. В Тихвинском уезде Новгородской губернии на рубеже XX века рассказывали без тени сомнения, что «лесовой в особенной дружбе живет с пастухами, которые знают заговор и нанимают лесовых на службу пасти стадо и охранять его от всяких случайностей и нападений зверей. Обыкновенно весной колдун отправляется в лес, садится на осиновый пень и, прочитав заговор, договаривается с лесовым, который немедленно является на зов; его можно узнать, во-первых, по огромному росту, а кроме того, он всегда без бровей, никогда не подпоясывается и левую ногу закидывает на правую». Выбрав пастуха, крестьяне старались не ссориться с ним, опасаясь, что пастух отдаст корову обидчика в жертву лешему. Во многих лесных районах ценилось не столько устное знание пастухом заговоров, сколько наличие у него рукописного «отпуска» – тетрадки, листа бумаги с записанными текстами пастушеских заговоров: «И емлю я, раб божий (имярек), тридесять булатныя за-мыки, замыкаю ворота тридевятью булатными замками от чернаго зверя широколапа, и от насыльнаго, и от опракидня, и перехожего, и от пакосника, волка рыскучага, и от волчицы, и от всякия змии скорбии, и от всякаго злаго и лихаго человека, чтобы не ходил бы в мою поскотину черной звер широколапой, насылнои и опрокидень, и перехожей пакосник волк рыскучей, и волчица, и всякая змия и скорбия, и всякой злой и лихо человек в день и в нош и по всякой час, в утре рано и ввечере в поздо, отныне и во веки веков. Аминь. И сколь жарко и ярко горят огни горяшия, тол бы жарко и ярко горело у скота сердце и печень, у всякой скотины по поскотине, о дружка по дружке и по мне, рабу божий (имярек). Где меня, раба божия (имярек), увидят, и голос и трубу трубами в рог играючи, в поля или за полем, в лугах и за лугами, в горах и за горами, или в ручиях и верь-тепах, или в мелких проточинах, или в темных лесах, и шли бы ко мне, рабу божию (имяреку), со всех четырех сторон безотворотно и безотпятно, на мой голос и на мою трубу, и в рог играючи, по всякой день, по всякой час, по утру рано, вечеру поздно, отныне и во веки веков. Аминь…» В приведенном фрагменте из северного рукописного «отпуска» не случайно несколько раз упоминается рог, труба. Каждый уважающий себя пастух должен был сам изготавливать себе музыкальный инструмент. Делалось это обычно ранней весной, как только начиналось движение сока в деревьях. Рожка хватало на один сезон, так что всякую весну приходилось делать инструменты заново. Пастушья труба, рожок были прежде всего сигнальными инструментами, на которых исполнялось несколько «выигрышей» – выгон стада, сбор, перекличка пастухов между собой и т. д., однако помимо такой чисто утилитарной функции им приписывалась и магическая сила, с чем были связаны некоторые запреты, например, никому не разрешалось трогать пастуший инструмент. Считалось, что звуки рожка, трубы, рога способны «заигрывать» пасть зверя, а «отпуск», положенный в раструб инструмента, усиливает его магические свойства, способствует передаче скоту текста заговора и тем самым достижению нужного результата. Огромной магической силой обладал, по мнению пастухов, и батожок, особенно если он был заговорен колдуном. «Батожок изготовляли из рябины, на нем делали зарубки по количеству ног скота в стаде», от него зависел удой. В день первого выгона скота «пастух всегда держал батожок под мышкой, затем им же прогонял стадо на пастбище и втайне от всех закапывал его в сыром месте. По окончании пастьбы пастух откапывал батожок и сжигал, после чего сам считался свободным от запретов». Пастух рад лету, а сир привету. Разживемся – в пастухи наймемся, все село – в долгу. В пастухи наймешься – вся деревня в долгу.Энциклопедия людей и идей

http://www.abc-people.com/

*

==================

Εὕρεσις Τιμίων Λειψάνων Ἁγίου Πρωτομάρτυρα Στεφάνου
Первомученик Стефан. Икона. Византия. XIII век. 96,8 х 63,8. Монастырь св. Екатерины на Синае (Египет).
Первомученик Стефан. Миниатюра. Афон (Иверский м-рь). Конец XV в. C 1913 года в Российской Публичной (ныне Национальной) библиотеке в Санкт-Петербурге.
Первомученик Стефан. Икона. Москва. Середина XVI в.
Святой Стефан. Болгарская икона XVII в.
Столбик Царских врат (фрагмент). Икона. Русь. XV в.
Минея – Декабрь (фрагмент). Икона. Русь. Начало XVII в. Церковно-Археологический Кабинет Московской Духовной Академии.

Архидиакон Стефан. XVI в.
Архидиакон Стефан. XVI в
Апостол, первомученик и архидиакон Стефан
Мучение св. Стефана. Тзортзи (Зорзис) Фука. Фреска. Афон (Дионисиат). 1547 г.
Мученическая кончина архидиакона Стефана Миниатюра Минология Василия II. Константинополь. 985 г

Ватиканская библиотека. Рим.

Первомученик и архидиакон Стефан
” Избиение камнями первомученика Стефана” Рембрандт.1625
На заднем плане, сидящим с одеждой свидетелей на коленях (Деян 758) изображён Савл
“Проповедь святого Стефана перед воротами Иерусалима” Витторе Карпаччо. 1514 Лувр. Париж
“Рукоположение святого Стефана” Витторе Карпаччо, ок. 1514 г
“Диспут святого Стефана” Витторе Карпаччо ок. 1514 г
“Свв. Гамалиил и Никодим оплакивают святого Стефана” Школа Карло Сарацени, ок. 1615 г

***

Источник: http://vgostyahukudesnitsi.blogspot.com/2011/09/blog-post_651.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector