Праведный иаков боровичский

Мощи святых

Особой святыней Иверской обители были мощи святого праведного Иакова Боровичского. Неведомо как, неведомо откуда являются к нам Божьи вестники, дабы засвидетельствовать простую и очевидную, но столь непостижимую для нас истину праведности неприметного, неотмеченного казалось бы никакими внешними свершениями жития.

Явление мощей

Мощи святого праведного Иакова Боровичского явились при селении Боровичи во вторник на Светлой седмице. Произошло это, как пишет святитель Дмитрий Ростовский, в тот год, когда «настало время прославиться святому».

Было половодье. Шумела на Боровицких порогах Мста, со страшным грохотом ломались, наползая друг на друга, льдины.

И вдруг из ледового дыма и грохота выплыла льдина и, двигаясь на встречу течению, уткнулась в берег, саженей на сто выше Свято-Духова монастыря.

Обратите внимание

Густой туман поднимался от льдины, а когда он рассеялся, увидели жители темную, словно опаленную огнем, сосновую колоду. Это был открытый гроб с телом нетленного отрока.

Кто был родом сей угодник, где жил и где скончался, достоверных сведений нет. Местное предание говорит о том, что он был простой и усердный судовщик, принял юродство Христа ради и был убит громом.

Нет сомнения, что предание это возникло много времени спустя, а тогда, когда Мста принесла в Боровичи льдину с сосновой колодой, жители села не приняли мощей святого праведного Иакова, а оттолкнули льдину прочь, на середину реки.

Но льдина с телом святого угодника Божия снова вернулась на прежнее место, и тогда ее снова вытолкнули на речную стремнину. И в третий раз вернулась льдина. На этот раз блаженный чудотворец сам явился во cне сразу нескольким жителям Боровичей.

– Отчего, будучи христианами, немилосердно гоните меня, подобного вам, христианина? – спросил он. – Если же вы это делаете лишь потому, что не знаете моего имени, то я открою его вам: я – Иаков, получивший имя cиe в честь Иакова, брата Господня.

Хотя смиренный и кроткий отрок, и не снискал при жизни славы у своих односельчан и был гоним по смерти ими, боровичане первыми явятся вскоре к нему с молитвами.

Осознав увиденное в сонных явлениях, народ боровичский поспешил на берег Мсты, благоговейно изъял из воды колоду с мощами и устроил погребение в небольшой часовенке.

Многие годы останки блаженного Иакова нетленно почивали под спудом, источая благодатные исцеления.

Открытие мощей

После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, о чем жители Боровичей в 1544 году довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание в том, чтобы мощи сего нового Чудотворца, были освидетельствованы и открыты.

Владыка Новгородский назначил комиссию, состоявшую из игумена Новгородского Антонова монастыря Константина, Софийского собора священника Василия, Софийского дьякона Патрикея.

Комиссия, прибыв в Боровичи, прежде всего освидетельствовала мощи Праведного Иакова, затем приступила к сбору сведений о его жизни через расспросы священников, старост, волостных людей.

Важно

Из множества чудес, о которых в то время сохранились сказания, комиссия проверила шесть случаев чудесных исцелений, незадолго до того совершившихся. Комиссия составила особый акт, который был представлен архиепископу Новгородскому Феодосию, а затем митрополиту Московскому и Всея Руси Макарию.

Грамотою 1545 года он предписал открыть мощи св. Иакова Праведного Боровичского чудотворца, ежегодно праздновать память его в 23-й день месяца октября, вместе с памятью апостола Иакова, коему тезоименит новоявленный угодник Божий.

23 октября 1545 года было совершено торжественное открытие нетленных мощей Иакова Боровичского и перенесение их в Свято-Духовский храм с переложением в новую раку. На том месте, куда прибыли мощи св. Иакова, вскоре открылся целебный источник и устроена была деревянная церковь.

Перенесение святых мощей Иакова Праведного

Но как бы в наказание за неверие и малодушие боровичских жителей, оказанное ими во время приплытия нетленных мощей Иакова Праведного, Господь не благоволил, чтобы сие Драгоценное сокровище навсегда оставалось с ними.

Святейший патриарх Никон, узнал о чудесах, свершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, но, получив сведения о том, что они находятся в Боровичах в большом небрежении пожелал перенести св. мощи в новосозидавшуюся тогда Иверскую обитель.

Перенесение это совершилось в феврале 1654 года.

Накануне переложения мощей в новую серебряную раку, патриарху Никону было сонное видение, о котором он и рассказал прибывшим вместе с ним в Иверский монастырь духовным лицам: «Увидел я великий свет на том месте, где строится обитель сия, и среди сего света лежащего на каком-то возвышении человека, светлого телом, только на нужных членах имущаго некия рубы; сочтя его мертвым, я приблизился к нему, дабы прикрыть наготу тела его; но приблизившись вижу у лежащего руки благословляющие, и он, как живой, складывает их на груди своей».

На следующий день, 26 февраля 1654 года, в третью субботу Великого поста, после литургии и молебна приступили к переложению мощей св. Иакова из ветхой деревянной раки в новоустроенную серебряную.

Едва только открыл патриарх святые мощи, как вдруг увидел руки угодника Божия благословляющими точно так, как показалось ему в сонном видении; и положил он тогда руки праведного Иакова на нетленные перси его так, как видел их слагаемыми во сне.

Бывшие же при этом митрополит и архимандриты, слышавшие ранее о чудном сновидении патриарха, сказали ему: «Так на самом деле исполнилось то, что ты видел: вот святые мощи наги, и святые руки праведного Иакова своими руками слагаешь на святые перси его».

Обрядив честные мощи в новую белую камку, положили их в новую раку и покрыли драгоценными покровами, воздав им достойное поклонение.

В первой половине XIX века графиня А. Орлова-Чесменская принесла в дар Иверскому монастырю серебряную крышу для раки Иакова Боровичского. Размеры крыши XIX века соответствовали размерам раки изготовленной по заказу патриарха Никона в XVII веке и составляли 43 х 16 вершков (189,2 х 70,4 сантиметров).

21 мая 1858 года мощи были переложены в новую серебряную раку, а старинная была использована на изготовление риз для икон. Но крыша раки, подаренная А. Орловой-Чесменской, была сохранена и в 1918–1930 годах экспонировалась в Никоновском музее, устроенном в Иверском монастыре.

В 1858 году перед новой ракой была зажжена неугасимая серебряная лампада с елеем в дар святому Иакову от жителей Валдая.

Новая серебряная чеканная рака, как и прежняя, находилась в Успенском соборе, Иверского монастыря, за левым клиросом, между двумя столбами под резным позолоченном балдахином, на возвышении. В ней почивают открытыми мощи праведного Иакова Боровичского.

Совет

На верхней части раки рельефно изображен лежащий святой Иаков. С боков представлены рельефно: собрание народа, смотрящего на явление святых мощей на льдине в водах бурной реки Мсты и перенесение св. мощей в Боровичскую церковь Святаго Духа. В ногах, изображение явления Иакова старейшим боровичским поселянам.

В голове изображен древний тропарь святому: «Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление притекающим к тебе, премудре Иакове: темже и мы ныне чтим честных мощей пренесение, веселяще вкупе души и телеса.

Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость! Слава Венчавшему тя! Слава Действующему тобою всем исцеления!»

На нижнем карнизе раки находилась следующая надпись: «В царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича по благословению Высокопреосвященнейшего Григория митрополита Новгородскаго и Санкт-Петербургского устроися сия рака для честных мощей святого праведного Иакова Боровичскаго, нетленно почивающих в Валдайском Иверском монастыре, при настоятеле архимандрите Лаврентии и при наместнике отце Димитрии с братиею, усердием доброхотных жертвователей в 1858 году устроена Санкт-Петербуржским мастером Федором Андреевым Верховцевым. 84 пробы весу серебра 149 фунтов 5 золотников».

Источник: https://tainadiveevo.ru/iakov-borovichskiy-slovo-o-moshchah

Канон святому праведному Иакову Боровичскому, Новгородскому

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Спаси́телю Бо́гу, в мо́ри лю́ди немо́крыми нога́ми наста́вльшему и фарао́на со всево́инством пото́пльшему, Тому́ еди́ному пои́м, я́ко просла́вися.

А́гнче Бо́жий, Сло́ве, да́ждь ми́ сло́во недосто́йному Твоему́ рабу́, да возмогу́ воспе́ти в па́мять пренесе́ния моще́й блаже́ннаго Иа́кова торжество́, взыва́я: Тому́ еди́ному воспои́м, я́ко просла́вися.

Безве́стная и та́йная после́днему ро́ду явле́на бы́ша честны́я мо́щи твоя́, прему́дре Иа́кове, к ни́мже прикаса́ющеся, освяще́ние прие́млем, Го́сподеви пою́ще: Того́ еди́наго воспои́м, я́ко просла́вися.

Всесвята́я твоя́ па́мять возсия́ ми́рови, я́ко со́лнце, просвеща́ет ду́ши благоче́стно пою́щих тя́, в не́йже моли́ся, блаже́нне, пода́ти очище́ние грехо́в Го́сподеви зову́щим: Того́ еди́наго воспои́м, я́ко просла́вися.

Богоро́дичен: Господороди́тельнице Чи́стая, небе́сный вхо́де, горо́ несеко́мая, две́рь непроходи́мая, апо́столом сла́ва, му́чеником весе́лие, преподо́бным красота́, приими́ моле́ние на́ше, е́же Ти́ прино́сим в па́мять блаже́ннаго Иа́кова, Го́сподеви пою́ще: Того́ еди́наго воспои́м, я́ко просла́вися.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Водрузи́вый на ничесо́мже зе́млю повеле́нием Твои́м, и пове́сивый неодержи́мо тяготе́ющую, на недви́жимем, Христе́, ка́мени за́поведей Твои́х, Це́рковь Твою́ утверди́, еди́не Бла́же и Человеколю́бче.

Де́нь пра́зднственный дне́сь пра́зднуют наро́ди Вели́каго Нова́града, обрето́ша бо мо́щи блаже́ннаго Иа́кова, я́ко не́кое сокро́вище бога́тно, непреста́нно Христу́ зову́ще: Це́рковь Твою́ утверди́, еди́не Бла́же и Человеколю́бче.

Естество́ тле́нное нивочто́же вмени́в, житие́ чи́стое на земли́ пожи́л еси́ и сего́ ра́ди насле́довал еси́ небе́сное селе́ние. Моли́ и на́м получи́ти та́мошнее блаже́нство, пра́зднующим твое́ пренесе́ние, да непреста́нно Христу́ зове́м: Це́рковь Твою́ утверди́, еди́не Бла́же и Человеколю́бче.

Читайте также:  Храм во имя мученика евгения мелитинского

Житие́ твое́, я́ко со́лнце, в сердца́ ве́рных возсия́, зарю́ чуде́с испуща́я, те́мже и на́с невече́рним Све́том озари́, всечестно́е твое́ пренесе́ние почита́ющих, да непреста́нно Христу́ зове́м: Це́рковь Твою́ утверди́, еди́не Бла́же и Человеколю́бче.

Богоро́дичен: Зело́ лю́те погружа́емую ду́шу мою́ в пучи́не жите́йских страсте́й и бу́рею одержи́мую безме́рных согреше́ний, спасе́ния ми́ простри́ ру́ку, Пречи́стая, и изведи́ из глубины́ зо́л мои́х, да, ра́дуяся, сла́влю Тя́, Всенепоро́чную.

Седа́лен, гла́с 5:

Пресве́тлая и светоно́сная, о́тче богому́дре Иа́кове, приспе́ твоя́ па́мять, созыва́ющи ве́рных мно́жество просла́вити и пе́ти твое́ честно́е пренесе́ние, про́сим от Христа́ прия́ти ве́лию ми́лость.

Богоро́дичен: Яви́лася еси́ вы́шши небе́сных си́л, Влады́ку и Го́спода ро́ждши, Богоро́дице: земны́х естество́ возвела́ еси́, Богоневе́стная. Те́мже Тя́, вои́стинну, Богороди́тельнице, се́рдцем и душе́ю ве́рнии сла́вим.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Дела́ смотре́ния Твоего́, Го́споди, ужаси́ша проро́ка Авваку́ма: изше́л бо еси́ на спасе́ние люде́й Твои́х, спасти́ пома́занныя Твоя́ прише́л еси́.

Обратите внимание

Зе́млени бо есмы́ и пе́рстни челове́цы, ве́рно припа́даем к пречестны́м моще́м твои́м, блаже́нне Иа́кове, прося́ще отпуще́ния грехо́в: моли́ся о ве́рно пра́зднующих твое́ честно́е пренесе́ние.

И́же кре́ст взе́м, блаже́нне, и жела́емаго ти́ оте́чества дости́г, Го́рняго Иерусали́ма, и в не́м со а́нгелы лику́еши, Иа́кове прему́дре, моли́ся о чту́щих твое́ честно́е пренесе́ние.

Ны́не на небесе́х с пра́ведными весели́шися, преблаже́нне Иа́кове, с ни́миже моли́ся, Христу́ предстоя́, ми́р ми́рови дарова́ти и благочести́вому наро́ду на́шему здра́вие, и на враги́ побежде́ние, и все́м скорбя́щим утеше́ние.

Богоро́дичен: Кто́ не удиви́тся или́ кто́ не почуди́тся человеколю́бию Бо́жию? Сше́д бо с небесе́ и воплоти́ся на́с ра́ди из Тебе́ без отца́, еди́на Всепе́тая, Его́же моли́ изба́витися рабо́м Твои́м от вся́кия ско́рби.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Окая́нную ду́шу мою́, нощеборю́щуюся со тмо́ю страсте́й, предвари́в, уще́дри и возсия́й, мы́сленное Со́лнце, днесве́тлыя звезды́ во мне́, во е́же раздели́ти но́щь от све́та.

Любо́вию чту́ще твое́ пренесе́ние, приле́жно тя́ мо́лим, прему́дре Иа́кове, не преста́й моля́ся Христу́ Бо́гу, да прии́мем грехо́в просты́ню и да озари́т на́с в нощи́ све́т.

Мно́жество наро́да Вели́каго Нова́града, соше́дшеся дне́сь в твое́ пренесе́ние, блаже́нне Иа́кове, и прикаса́ющеся честны́м моще́м твои́м, от ни́х исцеле́ния почерпа́ем, непреста́нно зову́ще: да озари́т на́с в нощи́ све́т.

Не то́кмо в житии́ сы́й, но и по сме́рти мно́га чудеса́ от честны́я ти́ ра́ки содева́ются приходя́щим с ве́рою, всеблаже́нне Иа́кове, неду́ги прогоня́еши и от бе́д избавля́еши си́лою Христо́вою. К Нему́же непреста́нно зове́м: да озари́т на́с в нощи́ све́т.

Богоро́дичен: Он, вселука́вый, по вся́ дни́ к го́ршим влече́т мя́, и в ро́в поги́бели влага́ет, и во отча́яние мя́ влече́т; но того́ мя ловле́ния, Чи́стая, исхити́, и твори́ти во́лю боже́ственную Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего наста́ви, и в ча́с стра́шнаго прише́ствия Его́ изба́ви мя́ вся́каго осужде́ния.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: Обы́де мя́ бе́здна, гро́б мне́ ки́т бы́сть, а́з же возопи́х к Тебе́, Человеколю́бцу, и спасе́ мя десни́ца Твоя́, Го́споди.

Прииди́те, собери́теся, Вели́каго Нова́града наро́ди, све́тло пра́зднуем пренесе́ние моще́й блаже́ннаго Иа́кова, мо́лится бо ко Влады́це и Бо́гу на́шему, да изба́вит на́с от вся́каго озлобле́ния. К Нему́же, воспева́юще, глаго́лем: спасе́ на́с десни́ца Твоя́, Го́споди.

Ра́ка моще́й твои́х, прему́дре Иа́кове, дража́йши сапфи́ра показа́ся: чудотвори́ва бо бе́, исцеле́ния источа́ющи. Ю́же облобыза́юще, ве́рнии, ра́достно от души́ Христу́ зове́м: спасе́ на́с десни́ца Твоя́, Го́споди.

Важно

Све́тлыми сия́нии обрето́шася на кре́ честны́я твоя́ мо́щи, Иа́кове пречу́дне, ны́не, а́ки заря́ пресве́тлая, просвеща́ют и освяща́ют чту́щих тя́ ве́рно и ра́достно от души́ Христу́ зову́щих: спасе́ на́с десни́ца Твоя́, Го́споди.

Богоро́дичен: Тебе́, Чи́стую Де́ву Нескве́рную, еди́ну и́мам сте́ну непреобори́му, прибе́жище и покро́в кре́пок и ору́жие спасе́ния, да мя́ не пре́зриши окая́ннаго, наде́жда ненаде́жным, скорбя́щим ра́дость и заступле́ние.

Конда́к, гла́с 8.

Ве́рою и любо́вию твое́ честно́е пренесе́ние пра́зднующих, блаже́нне, сохрани́ и соблюди́ от вся́кия зло́бы и собла́зна змии́на, и́маши бо дерзнове́ние ко Влады́це все́х, Христу́ Бо́гу. Его́же моли́ спасти́ правосла́вныя лю́ди моля́щия тя́, да вси́ вопие́м ти́: ра́дуйся, о́тче Иа́кове, всея́ Росси́йския земли́ удобре́ние.

И́кос:

А́нгел на земли́ житие́м показа́вся, а́нгелы удиви́л еси́, бе́сы же устраши́л еси́, и челове́ки просвети́л еси́ заря́ми чуде́с твои́х, богоно́се и преблаже́нне, о́тче на́ш Иа́кове.

И ны́не на́с вразуми́ воспева́ти пе́снь к твоему́ хвале́нию, ра́достным гла́сом си́це глаго́лющих: ра́дуйся, оста́вивый тле́нное мудрова́ние и прие́мый нетле́нный вене́ц; ра́дуйся, терпели́вый душе́ю, злоко́зненнаго врага́ под нога́ми сте́рл еси́; ра́дуйся, ни́жнее мудрова́ние оста́вль и вы́шняго Ца́рствия дости́г; ра́дуйся, цели́телю боле́зней и отгони́телю страсте́й. Ра́дуйся, о́тче Иа́кове, всея́ Росси́йския земли́ удобре́ние.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: Огня́ гаси́лище, отроко́в моли́тва, ороша́ющая пе́щь пропове́дница чудесе́, не опаля́ющи, ниже́ сожига́ющи песносло́вцы Бо́га оте́ц на́ших.

Уста́ви ны́нешнюю бу́рю, обдержа́щую на́с, блаже́нне, и укроти́ моли́твами твои́ми, и ва́рварское нахожде́ние низложи́, и на́с раб твои́х на сопоста́ты укрепи́, да, ра́дующеся, пое́м: Бо́же, благослове́н еси́.

Фарисе́йски не лицеме́руем, но, со смире́нием и ра́достию прикаса́ющеся к честне́й ра́це твое́й, прему́дре Иа́кове, про́сим проще́ния грехо́в, Христу́ от души́ вопию́ще: Бо́же, благослове́н еси́.

Храни́тель бу́ди вели́кия Росси́и, христолюби́вому наро́ду на́шему, богому́дре Иа́кове, сохраня́яй от пога́ных наше́ствия и междоусо́бныя бра́ни, гла́да же и па́губы, да моли́твами твои́ми изба́вльшеся, ра́достно от души́ Христу́ зове́м: Бо́же, благослове́н еси́.

Богоро́дичен: Отча́явшимся еси́ ве́лие прибе́жище, обурева́емым ти́хое приста́нище еси́, Богоро́дице. Те́мже и мы́, припа́дающии, да не постыди́мся, Ма́ти и́стиннаго Живота́, Тебе́ благодаря́ще и пою́ще: благослове́нна Ты́ в жена́х, Всенепоро́чная Влады́чице.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: Ороси́вшаго пе́щь и о́троки сохра́ншаго посреде́ горя́щаго пла́мене, о́троцы, славосло́вите, свяще́нницы, благослови́те, лю́дие, превозноси́те во вся́ ве́ки.

Моли́твенника тя́ те́пла стяжа́вше и ско́раго помо́щника, и я́ко сте́ну тве́рду, и забра́ло недви́жимо и необурева́емо, не забу́ди моли́твенник твои́х, избавля́й на́с от вся́кия ну́жды и печа́ли, да, ра́дующеся, Христу́ зове́м: лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.

Совет

Чуде́с исто́чник ра́ка твоя́ яви́ся, Иа́кове преблаже́нне, от нея́же оби́льно вси́ притека́ющии прие́млют телесе́м здра́вие и душа́м спасе́ние твои́ми моли́твами, да, ра́дующеся, Христу́ зове́м: лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.

Ше́ствие твое́ до́бре сконча́л еси́ и мирски́й мяте́ж, а́ки безбу́рное приста́нище, преплы́л еси́, и а́нгельски на земли́ пожи́л еси́, пло́ть твою́ ду́хови повину́л еси́. И ны́не на небесе́х предстоя́ все́х Царю́ Христу́, помина́й чту́щих твое́ пренесе́ние, Ему́же зове́м: лю́дие, превозноси́те Его́ во ве́ки.

Богоро́дичен: Ще́драго и Человеколюби́ваго Спа́са ро́ждши, Чи́стая, Того́ моли́ уще́дрити раба́ Твоего́ и к покая́ния пути́ наста́ви, лука́ваго собла́зны от се́рдца моего́ отжени́, и того́ изба́ви ловле́ния, и огня́ ве́чнаго исхити́, я́ко да непреста́нно пою́ Тя́, Чи́стую, во вся́ ве́ки.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: Иса́ие, лику́й, Де́ва име́ во чре́ве и роди́ Сы́на Емману́ила, Бо́га же и Челове́ка, Восто́к и́мя Ему́, Его́же велича́юще, Де́ву ублажа́ем.

Исто́чник исцеле́ния испуща́я, врачева́ние же безме́здно, ковче́г свяще́ния твои́х моще́й ра́ка яви́ся, от нея́же почерпа́ем здра́вие присноживо́тное, притека́ющии ве́рно, блаже́нне Иа́кове, и тебе́ Дарова́вшаго в пе́снех велича́ем.

Возвели́чил еси́ на земли́ твоего́ Влады́ку, те́м и в твое́ пренесе́ние глубину́ чуде́с показа́ и струю́ неоскудева́ему, ра́ку моще́й твои́х, Иа́кове прему́дре: слепы́м е́же ви́дети дарова́ся, прокаже́нным очище́ние и одержи́мыя нечи́стыми ду́хи целому́дрены твори́ши, те́мже тя́ велича́ем.

Недосто́йною мое́ю руко́ю принесо́х ти́ таково́е сло́ва изви́тие, богому́дрый Иа́кове, не пре́зри, но приими́ сие́ с любо́вию и моли́ за мя́ Творца́, твоего́ Влады́ку и Го́спода та́мошняго мя́ изба́вити муче́ния и ми́лость обрести́ в де́нь стра́шнаго испыта́ния.

Богоро́дичен: Влады́чице ми́ра, Богоро́дице, во глубине́ зо́л поги́бели мене́, погруже́ннаго злоу́мно сластьми́ плотски́ми, и пристра́стием вещьми́ жития́, изведи́, Пресвята́я Де́во, Твои́м милосе́рдием, и́бо не и́мам наде́жды: ве́сь бо е́смь, Чи́стая, во отча́янии, да Тя́ непреста́нно велича́ю.

Свети́лен.

Я́коже со́лнце облиста́я, чудеса́ испуща́еши, просвеща́я ве́рных сердца́, твое́ сла́вное пренесе́ние ве́рно творя́щия спаса́й, богому́дре Иа́кове, о́тче на́ш.

Богоро́дичен: Тя Предста́тельницу и́мамы гре́шнии, о Пресвята́я Де́во! Ты́ благопреме́нна сотвори́ Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего Ма́терними Твои́ми моли́твами.

Источник: http://akafistnik.ru/kanony-russkim-svyatym/kanon-svyatomu-pravednomu-iakovu-borovichskomu-novgorodskomu/

Полное житие праведного иакова боровичского, новгородского чудотворца

Поиск Лекций

У мно­гих древ­них рус­ских го­ро­дов есть свой свя­той по­кро­ви­тель, имя ко­то­ро­го свя­за­но с чу­дес­ны­ми ис­це­ле­ни­я­ми и за­щи­той го­ро­да от вра­гов. По­кро­ви­те­лем города Бо­ро­ви­чи в Нов­го­род­ской об­ла­сти яв­ля­ет­ся св. прав. Иа­ков, Бо­ро­вич­ский чу­до­тво­рец.

Читайте также:  Собор святой недели, болгария, город софия, площадь святой недели

Св. Иа­ков – об­ще­пра­во­слав­ный свя­той, 5 но­яб­ря, в празд­ник св. Иа­ко­ва, пра­во­слав­ные хри­сти­ане все­го ми­ра, воз­но­ся мо­лит­вы к это­му свя­то­му, ду­хов­но объ­еди­ня­ют­ся с ве­ру­ю­щи­ми на­ше­го го­ро­да.

Осо­бо по­кро­ви­тель­ству­ет св. Иа­ков Бо­ро­вич­ско­му краю и Ивер­ско­му Вал­дай­ско­му мо­на­сты­рю.

Обратите внимание

В ру­ко­пи­си XVI в., хра­ня­щей­ся в Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лав­ре, из­ло­же­ны ска­за­ния об этом свя­том.

В 1452 г. 11 ап­ре­ля, во втор­ник по Па­схе, око­ло Свя­то-Ду­хо­ва мо­на­сты­ря про­изо­шло ве­ли­чай­шее со­бы­тие. Ве­сен­нее по­ло­во­дье; быст­ро­теч­ная ре­ка Мста шум­ным по­то­ком ка­ти­ла свои вол­ны через по­ро­ги; жи­ви­тель­ное теп­ло ве­сен­не­го солн­ца уни­что­жи­ло весь реч­ной лед.

Неожи­дан­но по­яви­лась боль­шая льди­на, дви­гав­ша­я­ся про­тив стре­ми­тель­но­го те­че­ния ре­ки; гу­стой пар, как бы дым от пла­ме­ни, под­ни­мал­ся от нее. При­ста­ла она к пра­во­му бе­ре­гу, по­вы­ше мо­на­сты­ря са­же­ней на сто.

Сви­де­те­ли се­го яв­ле­ния узре­ли на льдине до­воль­но по­тем­нев­шую и как буд­то опа­лен­ную ог­нем сос­но­вую ко­ло­ду, пред­став­ляв­шую со­бою ниж­нюю часть гро­ба без крыш­ки, а в ней ма­ло при­кры­тое те­ло неко­е­го от­ро­ка.

Объ­ятые ужа­сом, непро­све­щен­ные и ма­ло­душ­ные бо­ро­ви­чане при­ня­ли при­плыв­шее те­ло за обык­но­вен­ный труп утоп­лен­ни­ка. Дабы из­бе­жать непри­ят­но­стей, уси­лен­но ста­ра­лись они осо­бо­го ро­да длин­ны­ми ше­ста­ми от­толк­нуть от бе­ре­га льди­ну с ее стран­ною но­шею.

Од­на­ко льди­на не по­ви­но­ва­лась и сно­ва воз­вра­ти­лась к преж­не­му ме­сту. То­гда, об­мо­тав ко­ло­ду ве­рев­ка­ми, по­влек­ли ее вме­сте с льди­ной по те­че­нию ре­ки Мсты и та­ким об­ра­зом от­ве­ли вер­сты за две от мо­на­сты­ря. На рас­све­те сле­ду­ю­ще­го дня льди­на со сво­ею но­шею опять вер­ну­лась. По­вто­ри­лось это и в тре­тий раз.

На­ко­нец, Гос­подь вра­зу­мил нера­зум­ных.

Некий от­рок явил­ся во сне несколь­ким бо­лее бла­го­на­ме­рен­ным ста­рей­ши­нам бо­ро­вич­ским и ска­зал им: «Из-за че­го вы, пра­во­слав­ные хри­сти­ане, неми­ло­сти­во го­ни­те от се­бя по­доб­но­го вам хри­сти­а­ни­на? Из-за че­го про­ти­ви­тесь Гос­по­ду, на­пра­вив­ше­му к вам те­ло мое? Уже­ли из-за неве­де­ния име­ни мо­е­го? Так знай­те, что я на­зы­ва­юсь Иа­ков; со­имен­ник св. Иа­ко­ву, бра­ту Гос­под­ню по пло­ти». Вос­пря­ну­ли от сна про­сто­душ­ные и бо­го­бо­яз­нен­ные ста­рей­ши­ны, по­ве­да­ли друг дру­гу о див­ном сно­ви­де­нии и уми­ли­лись в серд­це сво­ем. Слух об этом быст­ро рас­про­стра­нил­ся. И по­ня­ли то­гда жи­те­ли бо­ро­вич­ские нера­зум­ное от­но­ше­ние к яв­лен­ным через при­плы­тие мо­щам от­ро­ка Бо­жия. Мно­го горь­ких слез про­ли­ли при этом; дре­ко­лье, ко­то­рым от­тал­ки­ва­ли мо­щи, со­жгли. Ста­рей­ши­ны, со­про­вож­да­е­мые тол­пою, по­спе­ши­ли на бе­рег ре­ки Мсты с твер­дым на­ме­ре­ни­ем немед­лен­но снять с льди­ны чест­ные мо­щи для упо­ко­е­ния оных здесь же, на бе­ре­гу. Был устро­ен де­ре­вян­ный сруб, имев­ший по­верх зем­ли вид неболь­шой ча­сов­ни. В те­че­ние 93-х лет по­сле при­плы­тия и по­сле­до­вав­ше­го за­тем по­гре­бе­ния нетлен­ные остан­ки св. Иа­ко­ва, по­чив­шие под спу­дом, неослаб­но ис­то­ча­ли бла­го­дат­ные ис­це­ле­ния для всех, с ве­рою при­те­кав­ших к нему.

По­сле мно­гих зна­ме­ний и чу­дес, со­вер­шив­ших­ся при гро­бе Иа­ко­ва Пра­вед­но­го, жи­те­ли на­ше­го края в 1544 г.

Важно

осо­бою че­ло­бит­ною от ду­хо­вен­ства и ми­рян до­ве­ли о сем до све­де­ния Нов­го­род­ско­го ар­хи­епи­ско­па Фе­о­до­сия, вы­ра­зив ис­крен­нее же­ла­ние и усерд­ную прось­бу, чтобы чест­ные мо­щи се­го но­во­го чу­до­твор­ца, яко мно­го­цен­ное и бо­го­дан­ное со­кро­ви­ще, бы­ли от­кры­ты. Это ве­ли­кое тор­же­ство со­вер­ши­лось в 1545 г. 23 ок­тяб­ря, в день па­мя­ти апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня. На са­мом же ме­сте за­хо­ро­не­ния мо­щей св. Иа­ко­ва вско­ре по­сле то­го от­крыл­ся це­леб­ный ис­точ­ник. А бла­го­че­сти­вые окрест­ные жи­те­ли, рев­нуя о сла­ве име­ни Гос­по­да, див­но­го во свя­тых сво­их, устро­и­ли тут неболь­шую де­ре­вян­ную цер­ковь во имя ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри «Уми­ле­ния».

В дни бла­го­че­сти­вей­ше­го го­су­да­ря, ца­ря Алек­сея Ми­хай­ло­ви­ча, свя­тей­ший Ни­кон, ве­ли­кий пат­ри­арх всей Ру­си, зная о чу­де­сах, со­вер­шав­ших­ся при мо­щах св. Иа­ко­ва Пра­вед­но­го, и в то же вре­мя по­лу­чив све­де­ния, что св.

мо­щи на­хо­дят­ся в боль­шом небре­же­нии от скуд­но­сти Свя­то-Ду­хо­ва, возы­мел на­ме­ре­ние пе­ре­не­сти св. мо­щи в со­здан­ную то­гда на од­ном из ост­ро­вов Вал­дай­ско­го озе­ра оби­тель Ивер­скую. Пе­ре­не­се­ние это со­вер­ши­лось в 1654 г.

23 фев­ра­ля.

Кем имен­но был в крат­ковре­мен­ном жи­тии сво­ем на зем­ле бла­го­уго­див­ший Гос­по­ду от­рок, св. Иа­ков Пра­вед­ный, име­ну­е­мый Бо­ро­вич­ским чу­до­твор­цем, кто бы­ли его ро­ди­те­ли и от­ку­да нетлен­ные мо­щи его при­плы­ли к бо­ро­вич­ско­му бе­ре­гу? Об этом нет до­сто­вер­ных ска­за­ний, ни пись­мен­ных, ни уст­ных.

О чу­де­сах св. Иа­ко­ва рас­ска­зы­ва­ет­ся в кни­ге «Ска­за­ние о свя­том Иа­ко­ве пра­вед­ном, Бо­ро­вич­ском чу­до­твор­це», из­дан­ной в 1901 г. в Санкт-Пе­тер­бур­ге.

Со­хра­ни­лись вос­по­ми­на­ния бо­ро­ви­чан о том, что в на­ча­ле Ве­ли­кой Оте­че­ствен­ной вой­ны од­но­му глу­бо­ко ве­ру­ю­ще­му стар­цу во сне явил­ся св.

Иа­ков и ска­зал: «Пусть ве­ру­ю­щие с мо­им об­ра­зом три­жды обой­дут го­род, и я спа­су град свой».

Дей­стви­тель­но, груп­па ве­ру­ю­щих три но­чи об­хо­ди­ла наш го­род с кре­стом, пе­ни­ем мо­литв, с ико­ной св. Иа­ко­ва и с ча­сти­цей его мо­щей. Этот крест­ный ход со­вер­шал­ся тай­но, но­чью, т.к. ве­ру­ю­щие опа­са­лись го­не­ния со сто­ро­ны без­бож­ных вла­стей. Вско­ре фронт по­до­шел к г. Бо­ро­ви­чи и на­хо­дил­ся все­го в 70 км от него, но го­род не по­стра­дал.

Совет

О чу­де­сах св. Иа­ко­ва су­ще­ству­ет мно­же­ство пре­да­ний. Ве­ру­ю­щие по­свя­ща­ют ему сти­хи.

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://poisk-ru.ru/s37503t8.html

Празднование перенесения мощей праведного Иакова Боровичского, Новгородского чудотворца

О происхождении блаженного Иакова, жизни его и кончине его нет достоверных сведений. По местному преданию, он в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства Христа ради.

По церковным песнопениям, святой Иаков «от младенства Богу прилепився, Того стопам последовал», победил «плотския страсти воздержанием», «благодать духовную восприял», своим «жестоким житием на земли Ангелы удиви, демоны же устраши и человеки просвети» и «ныне на небесех предстоя всех Царю Христу». Прославил Господь святого подвижника после кончины.

В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Мсте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к середине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды.

Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: «Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня».

Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховской храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года.

В «Иконописном подлиннике» о святом Иакове сказано: «Подобием млад, наг, препоясан платом». В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель. Часть святых мощей осталась в Духовом Боровичском монастыре (Новгородской епархии), другая хранилась в Авраамиевом ските (бывшей Финляндской епархии).

Обратите внимание

Память преподобного Иакова совершается два раза в год: 22 мая/4 июня и в день перенесения честных его мощей 23 октября/5 ноября.

 
Праведный Иаков Боровичский, Новгородский
У многих древних русских городов есть свой святой покровитель, имя которого связано с чудесными исцелениями и защитой города от врагов. Покровителем города Боровичи в Новгородской области является св. прав. Иаков, Боровичский чудотворец.

Св. Иаков – общеправославный святой, 5 ноября, в праздник св. Иакова, православные христиане всего мира, вознося молитвы к этому святому, духовно объединяются с верующими нашего города.

Особо покровительствует св. Иаков Боровичскому краю и Иверскому Валдайскому монастырю. В рукописи XVI в., хранящейся в Троице-Сергиевой Лавре, изложены сказания об этом святом.

В 1452 г. 11 апреля, во вторник по Пасхе, около Свято-Духова монастыря произошло величайшее событие. Весеннее половодье; быстротечная река Мста шумным потоком катила свои волны через пороги; живительное тепло весеннего солнца уничтожило весь речной лед.

Неожиданно появилась большая льдина, двигавшаяся против стремительного течения реки; густой пар, как бы дым от пламени, поднимался от нее. Пристала она к правому берегу, повыше монастыря саженей на сто.

Свидетели сего явления узрели на льдине довольно потемневшую и как будто опаленную огнем сосновую колоду, представлявшую собою нижнюю часть гроба без крышки, а в ней мало прикрытое тело некоего отрока.

Объятые ужасом, непросвещенные и малодушные боровичане приняли приплывшее тело за обыкновенный труп утопленника. Дабы избежать неприятностей, усиленно старались они особого рода длинными шестами оттолкнуть от берега льдину с ее странною ношею.

Однако льдина не повиновалась и снова возвратилась к прежнему месту. Тогда, обмотав колоду веревками, повлекли ее вместе с льдиной по течению реки Мсты и таким образом отвели версты за две от монастыря. На рассвете следующего дня льдина со своею ношею опять вернулась. Повторилось это и в третий раз.

Наконец, Господь вразумил неразумных. Некий отрок явился во сне нескольким более благонамеренным старейшинам боровичским и сказал им: «Из-за чего вы, православные христиане, немилостиво гоните от себя подобного вам христианина? Из-за чего противитесь Господу, направившему к вам тело мое? Ужели из-за неведения имени моего? Так знайте, что я называюсь Иаков; соименник св.

Важно

Иакову, брату Господню по плоти». Воспрянули от сна простодушные и богобоязненные старейшины, поведали друг другу о дивном сновидении и умилились в сердце своем. Слух об этом быстро распространился. И поняли тогда жители боровичские неразумное отношение к явленным через приплытие мощам отрока Божия. Много горьких слез пролили при этом; дреколье, которым отталкивали мощи, сожгли.

Читайте также:  Собор покрова пресвятой богородицы в хотькове, россия, московская область, город хотьково

Старейшины, сопровождаемые толпою, поспешили на берег реки Мсты с твердым намерением немедленно снять с льдины честные мощи для упокоения оных здесь же, на берегу. Был устроен деревянный сруб, имевший поверх земли вид небольшой часовни. В течение 93-х лет после приплытия и последовавшего затем погребения нетленные останки св.

Иакова, почившие под спудом, неослабно источали благодатные исцеления для всех, с верою притекавших к нему.

После многих знамений и чудес, совершившихся при гробе Иакова Праведного, жители нашего края в 1544 г. особою челобитною от духовенства и мирян довели о сем до сведения Новгородского архиепископа Феодосия, выразив искреннее желание и усердную просьбу, чтобы честные мощи сего нового чудотворца, яко многоценное и богоданное сокровище, были открыты.

Это великое торжество совершилось в 1545 г. 23 октября, в день памяти апостола Иакова, брата Господня. На самом же месте захоронения мощей св. Иакова вскоре после того открылся целебный источник. А благочестивые окрестные жители, ревнуя о славе имени Господа, дивного во святых своих, устроили тут небольшую деревянную церковь во имя иконы Божией Матери «Умиления».

В дни благочестивейшего государя, царя Алексея Михайловича, святейший Никон, великий патриарх всей Руси, зная о чудесах, совершавшихся при мощах св. Иакова Праведного, и в то же время получив сведения, что св. мощи находятся в большом небрежении от скудности Свято-Духова, возымел намерение перенести св. мощи в созданную тогда на одном из островов Валдайского озера обитель Иверскую.

Перенесение это совершилось в 1654 г. 23 февраля.

Кем именно был в кратковременном житии своем на земле благоугодивший Господу отрок, св. Иаков Праведный, именуемый Боровичским чудотворцем, кто были его родители и откуда нетленные мощи его приплыли к боровичскому берегу? Об этом нет достоверных сказаний, ни письменных, ни устных.

О чудесах св. Иакова рассказывается в книге «Сказание о святом Иакове праведном, Боровичском чудотворце», изданной в 1901 г. в Санкт-Петербурге. Сохранились воспоминания боровичан о том, что в начале Великой Отечественной войны одному глубоко верующему старцу во сне явился св.

Иаков и сказал: «Пусть верующие с моим образом трижды обойдут город, и я спасу град свой». Действительно, группа верующих три ночи обходила наш город с крестом, пением молитв, с иконой св. Иакова и с частицей его мощей. Этот крестный ход совершался тайно, ночью, т.к. верующие опасались гонения со стороны безбожных властей. Вскоре фронт подошел к г.

Боровичи и находился всего в 70 км от него, но город не пострадал.

О чудесах св. Иакова существует множество преданий. Верующие посвящают ему стихи.

Блаженный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец

Источник: http://www.stsl.ru/news/all/prazdnovanie-pereneseniya-moshchey-pravednogo-iakova-borovichskogo-novgorodskogo-chudotvortsa

Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец – Новгородская епархия. Русская Православная Церковь Московского Патриархата

Подробности18.09.2011 16:41Просмотров: 3113

 Память его празднуется по Пасхе в 3-й день и месяца октября в 23-й день

+ 1544

Кто был сей угодник Божий? Точных сведений не отыскано. «Не ведомо нам, кто он и откуда, – говорит Славеницкий, – мы только благодарим блаженного Иакова. Он просиял Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым.

В блаженном отроке сильный и дивный муж пришел к нам в русскую страну – охранять и соблюдать веру нашу во Христа». По слухам, блаженный Иаков быль простой, но усердный к делу судовщик и принял на себя суровое юродство.

Скончался же убитый громом.

Самое первое явление прославившегося раба Божия было чудное. Надобно представить себе быстроту течения Мсты, особенно страшно-бурную силу ее в весеннее время, когда самая сильная и ловкая рука гребца с трудом у берега может править ладьею. По этой-то реке против течения ее волн, во время вскрытия ее, на третий день Пасхи, в 1452 г., несло громадную льдину (накру).

Совет

Это было у грозных Боровичских порогов: но льдина неслась наперекор массам воды, сбрасывающимся с порогов. Густой пар, как бы дым, поднимался со льдины, плывшей между камнями. На ней увидели дубовую колоду: гроб без крышки с почившим отроком. Как ни дивно было плавание льдины, крестьяне встретились с мыслью об ответе за мертвое тело и положили проводить мимо селения гроб.

Принесли  шесты и длинными шестами оттолкнули льдину от берега. Льдина, однако, не слушалась и возвратилась к берегу.  Веревками обмотав колоду, повлекли с льдиною по течению Мсты и отвели версты за две от села Боровичи. На рассвете следующего дня льдина опять явилась у берега, на прежнем месте. Ее вновь отвели по реке, но и в третий раз возвратилась она к тому же месту.

Старшинам ночью, не одному и не двум, явился во сне отрок, тот самый, которого видели они в колоде, и с упреком говорил: «Зачем, будучи христианами, немилостиво гоните меня, христианина? Если хотите знать мое имя, то я – Иаков, одноименный святому апостолу Иакову».

Старшины поутру передали один другому  видение, и вслед за ними народ поспешил на берег, чтобы благоговейно снять гроб со льда. Мощи были поставлены в часовне.

Когда стали благоговейно лобызать нетленное и чистое тело, то явились чудесные исцеления. Донесли о том Новгородскому архипастырю. В июне 1544 г.

по распоряжению архиепископа Феодосия Софийским священником Иоанном в присутствии многих духовных и светских лиц освидетельствованы были мощи праведника и совершившиеся при них чудеса. От 6 октября 1544 г.

архиепископ грамотою благословил перенести мощи из часовни, где стояли они, в ближний храм монастыря Святаго Духа. Вместе с тем предписано совершать торжественное служение в день перенесения мощей.

После того потекли от мощей праведника потоки чудес. В 1572 г. Новгородский архиепископ поручил строго проверить на месте рассказы о чудесах. Посланные донесли, что при мощах святого Иакова совершается «множество исцелений». Славеницкий в свое время писал: «Учиниша письмени предавати чудеса и егда их наполнися осьмдесят и осмь седмиц, престаша писати».2     

Обратите внимание

В соборной монастырской церкви Сошествия Святаго Духа, в селении Боровичи, мощи покоились более ста лет, до тех пор, когда патриарх Никон соорудил великолепную обитель Иверскую, по образцу Афонской.

Он перенес с большим торжеством нетленные мощи блаженного отрока в храм Богоматери по тому соображению, что они явились в день празднования чудотворной ее иконы Иверской. Перенесение мощей было в 1657 г., и там они доселе (конец XIX века – Сост.

) почивают в серебряной позлащенной раке, устроенной патриархом.

Умилительны простодушные слова описавшего явление святых мощей сих, быть может, и очевидца, по той любви, которою он проникнут к святым угодникам Божиим: «Ныне мы несомненно благодарствуем блаженного Иакова, хотя и неведомо нам, кто он и откуда. Но Бог ведает раба своего и да будет наше с ним пребывание во веки, в здешней жизни и в будущей.

Вновь просиял он Христовою силою чудотворений, подобно древним великим святым, и в блаженном отроке сем сильный и дивный муж пришел к нам в Русское  благочестие хранить и соблюдать веру нашу во Христа.

Если бы и все Святые пришли к нам в Русскую землю Государя нашего Царя, всем бы им обрелись у нас и упокоение, и похвала, и не было бы нам о том тесноты или заботы, но радость наипаче и недугов исцеление и души спасение».

Канон праведному Иакову написан был, как видно по акростиху, «Иваном», вероятно, тем самым  священником Софийским Иоанном, который в первый раз свидетельствовал мощи и чудеса.

Тропарь, глас 1

Божественною благодатию просветився, и по смерти даруеши исцеление, притекающим к раце мощей твоих, премудре Иакове; темже и мы ныне чтим, честных мощей твоих принесение, веселящее вкупе душа и телеса. Тем вси вопием: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Давшему тобою всем исцеления.

Кондак, глас 8

Верою и любовию твое честное перенесение празднующих блаженне, сохрани и соблюди от всякия злобы, и соблазна змиина, имаши бо дерзновение ко Владыце всех Христу Богу, Его же моли спасти царя православнаго, и люди молящие ти ся, да вси вопием ти, радуйся отче Иакове всия Русския Земли удобрение.

Источник: http://vn-eparhia.ru/novgorodskaya-svyatost/111-svyatye-novgorodskoj-zemli-xvi-vek/181-pravednyj-iakov-borovichskij-novgorodskij-chudotvorets

Ссылка на основную публикацию