прп.Александра Дивеевская (Мельгунова)
13/26 июня
ЖИТИЕ
В миру Мельгунова Агафия Семёновна. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, владела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности Агафии Семёновны: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг.
Некоторое время жила во Флоровском киевском монастыре. Сподобилась явления Богородицы, повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле.
По совету старцев Агафия Семёновна скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около 1760 г. по пути в Саровскую пустынь она остановилась в с.
Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Она обратилась к Саровским старцам, которые посоветовали ей всецело предаться воле Божией.
Агафия Семёновна поселилась в деревне Осиновке.
Через 3 года заболела и умерла ее десятилетняя дочь, Агафия Семёновна отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным.
Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома священника Василия Дертева, и с четырьмя послушницами стала подвизаться под руководством Саровских старцев.
Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.
В 1767 г. заботами матушки было начато строительство каменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1772). Она ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей – в Киев, за колоколом – в Москву.
После освящения всех трех приделов храма (правый – в честь свт. Николая, левый – в честь явившегося ей во сне святого архидиакона Стефана) м. Агафия решила устроить общину. В 1788 г. она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв.
сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями.
Вместе с матушкой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Духовниками м.
Агафии были строитель обители иеромонах Пахомий и казначей иеромонах Исаия.
Незадолго до кончины матушку посетили Саровские старцы и прп. Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине.
Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра.
Скончалась 13 июня 1789 года.
27 сентября 2000 года были обретены мощи схимонахини Александры, в декабре того же года матушка была прославлена в лике местночтимых святых Нижегородской епархии. 6 октября 2004 года определением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви была причислена к лику общецерковных святых.
МОЛИТВА
О святая угоднице Божия преподобная мати наша Александро! Приими недостойныя молитвы наша, с пламенною верою к тебе возносимыя, и помози нам христианския добродетели стяжати, веру крепкую и любовь к Богу и к ближним имети, крест скорбей и болезней терпети. О госпоже наша и мати! Прости, благослови, помолися за нас, да и мы будем прощены, яко ты прощена, и помяни нас у Престола Божия, да твоими молитвами спасаеми в нынешнем веце и в будущем удостоимся хвалити и воспевати всесвятое имя Отца, и Сына, и Святаго Духа во веки веков. Аминь
Источник: http://v-diveevo.ru/prp-aleksandra-diveevskaya-melgunova.html
Александра (Мельгунова) Дивеевская, преподобная | СВЯТО-ИОАННО-ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ СОБОР
Приблизительно около 1760 года прибыла в Киев со своей трехлетней дочерью вдова Агафия Семеновна Мельгунова, богатая помещица Ярославской, Владимирской и Рязанской (Переяславской) губерний. Она владела семьюстами душ крестьян, имела капитал и громадные поместья.
Известны имена ее благочестивых родителей — Симеон и Параскева. Сведения о ее жизни были переданы дивеевским священником Василием Дертевым, у которого Мельгунова жила, а также сестрами ее общины и протоиереем Василием Садовским.
Но и эти свидетельства весьма отрывочны, так как матушка Александра по смирению своему очень мало о себе рассказывала.
Монашество она приняла во Флоровском монастыре под именем Александры. Подвижническая жизнь ее во Флоровском монастыре продолжалась не очень долго. «Достоверно одно, — свидетельствуют священники Дертев и Садовский, а также Н. А.
Мотовилов, — что мать Александра однажды после долгого полунощного молитвенного бдения, будучи то ли в легкой дремоте, то ли в ясном видении, Бог весть, сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее следующее: „Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься.
Я пришла возвестить тебе волю Мою: не здесь хочу Я, чтобы ты окончила жизнь твою, но как Я раба Моего Антония вывела из Афонского жребия Моего, святой горы Моей, чтобы он здесь, в Киеве, основал новый жребий Мой — Лавру Киево-Печерскую, так тебе ныне глаголю: изыди отсюда и иди в землю, которую Я покажу тебе.
Иди на север России и обходи все великорусския места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь твою, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную такую обитель великую Мою, на которую низведу Я все благословения Божий и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же, раба Моя, в путь твой, и благодать Божия, и сила Моя, и благодать Моя, и милость Моя, и щедроты Мои, и дарования святых всех жребиев Моих выну да будут с тобою!“ И преста видение».
Мать Александра хотя и восхитилась духом, но не сразу решилась предаться вере во все слышанное и виденною ею. Слагая все в своем сердце, она сперва сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим великим и богодуховенным отцам Киево-Печерской Лавры и старицам, одновременно подвизавшимся с нею в Киеве.
Мать Александра просила их разобрать, рассудить и решить, что за видения удостоилась она, и не есть ли это мечта, игра воображения и прелесть.
Но святые старцы и старицы после молитв и долгих размышления единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра — ввиду того, что удостоилась быть избранницею, первоначальницею и первоосновательницею Четвертого жребия Божией Матери во вселенной, — блаженна и преблаженна.
Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами и нигде в записках и рассказах не значатся. По показаниям старожилов, она в 1760 году шла из Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя двенадцать верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево.
Она выбрала себе для отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви, где и уселась на стопе лежавших бревен.
Усталая, уснула сидя, и в легкой дремоте снова удостоилась увидеть Божию Матерь, Которая сказала: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, когда еще в первый раз являлась Я тебе в Киеве; и вот здесь предел, который божественным промыслом положен тебе: живи и угождай здесь Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это, и в пределе твоего жительства Я осную здесь такую обитель Мою, равной которой не было, нет и не будет никогда во всем свете: это Четвертый жребий Мой во вселенной. И как звезды небесныя, и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу, и Меня, Приснодеву Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа величающих: и благодать Всесвятаго Духа Божия и обилие всех благ земных и небесных с малыми трудами человеческими не оскудеют от этого места Моего возлюбленнаго!»
Мать Александра дошла до Саровской пустыни в великой радости. И так как этот монастырь процветал тогда святостью жизни многих великих и дивных подвижников, то они могли ей помочь советами и наставлениями. Познакомившись с ними, Агафия Семеновна открыла им душу и попросила от них совета и вразумления, как поступить ей в столь удивительных обстоятельствах.
Саровские старцы подтвердили ей слова и пояснения киево-печерских иноков и также посоветовали всецело предаться воле Божией и исполнять все ей указанное Царицей Небесной. Вскоре заболела и скончалась ее девяти- или десятилетняя дочь.
Мать Александра увидела в смерти своей единственной дочери еще указание Божие и подтверждение всего возвещенного ей Царицей Небесной.
Агафия Семеновна по благословению саровских старцев решила отрешиться от всего своего имущества.
Немало времени потребовалось ей для устройства дел: отпустив своих крестьян на волю за небольшую плату, а тех, которые не желали воли, распродав за сходную и недорогую цену тем добрым помещикам, которых они сами себе выбрали, она совершенно освободилась от всяких земных забот и значительно увеличила свой и без того большой капитал. Часть капитала она положила вкладами в монастыри и церкви для поминовения родителей, дочери и родных, а, главное, поспешила на помощь туда, где надо было построить или возобновить храмы Божии. Современники указывают двенадцать церквей, построенных и возобновленных Агафией Семеновной. Среди них Успенский собор Саровской пустыни, достроить который матушка помогла значительным капиталом.
По возвращении в Дивеево Агафия Семеновна выстроила себе келию на дворе священника отца Василия Дертева и прожила в ней двадцать лет, совершенно забыв свое происхождение и нежное воспитание. По своему смирению, она упражнялась в самых трудных и черных работах, очищая хлев отца Василия, ходя за его скотиной, стирая белье.
Кроме этого мать Александра хаживала в крестьянское поле и там сжинала и связывала в снопы хлеб одиноких крестьян, а в страдную пору, когда в бедных семьях все, даже хозяйки, проводили дни на работе, топила в избах печи, месила хлебы, готовила обед, обмывала детей, стирала их грязное белье и надевала на них чистое к приходу их усталых матерей.
Все это она делала потихоньку, дабы никто не знал и не видал. Однако, несмотря на все старания и укрывательства, крестьяне стали мало-помалу признавать благодетельницу. Дети указывали на мать Александру, а она с удивлением смотрела на благодаривших ее и отказывалась от своих поступков и действий.
Бедным невестам Агафия Семеновна вышивала головные уборы — сороки и красивые полотенца.
Внешность матушки Александры известна со слов ее послушницы, Евдокии Мартыновны: «Одежда Агафии Семеновны была не только простая и бедная, но и многошвейная, и при том зимою и летом одна и та же; на голове она носила холодную черную, кругленькую шерстяную шапочку, опушенную заячьим мехом, потому что она часто страдала головною болью; платочки носила бумажные. На полевые работы ходила в лаптях, а под конец своей жизни хаживала уже в холодных сапожках. Матушка Агафия Семеновна носила власяницу, была среднего роста, вида веселого; лицо у нее было круглое, белое, глаза серые, нос короткий луковичкою, ротик небольшой, волосы в молодости были светло-русые, лицо и ручки полные».
В начале 70-х годов XVIII века мать Александра приступила к постройке каменного храма в Дивееве во имя иконы Казанской Божией Матери взамен старого деревянного на том самом месте, где явилась ей Царица Небесная. Когда была освящена Казанская церковь, помещица Жданова пожертвовала небольшой клочок земли с северной стороны храма.
И здесь матушка первоначальница построила первые три келии — для себя, четырех послушниц и странников, которые направлялись на богомолье в Саровскую пустынь. Внутренний вид келий соответствовал трудному и скорбному житию этой великой избранницы Царицы Небесной. В доме были две комнатки и две каморки.
В одной каморке находилась около печки небольшая лежанка, сложенная из кирпичей, около лежанки оставалось место только для того, чтобы в свое время там, у умиравшей матушки, мог встать настоятель Пахомий, и на коленях перед матушкой иеродиакон Серафим, получивший от нее благословение заботиться о дивеевских сестрах.
Тут же была дверь в темную каморку — молельню матушкину, где уже могла поместиться на молитве лишь одна она перед большим Распятием с затепленной перед ним лампадкой. Окна в этой молельне не было. Это молитвенное созерцание матушкино перед Распятием положило отпечаток на весь дух жизни дивеевских сестер.
Молитва на мысленной Голгофе, сострадание Распятому Христу — самая глубокая из молитв. На этих молитвенных подвигах матушки Александры создавался благословенный Дивеев.
В течение двенадцати лет в праздники и воскресные дни Агафия Семеновна никогда не уходила из церкви прямо домой, но по окончании литургии всегда останавливалась на церковной площади и поучала крестьян, говоря им о христианских обязанностях и о достойном почитании праздничных и воскресных дней.
Эти духовные беседы Агафии Семеновны вспоминались с благодарностью прихожанами села Дивеева даже много лет спустя после ее смерти. К ней стекались со всех сторон не только одни простые люди, но и высокопоставленные лица, купечество и даже духовенство, чтобы послушать ее наставления: получить благословение, совет и удостоиться ее привета.
В семейных делах, спорах и ссорах к ней обращались как к праведному судии и, конечно, беспрекословно подчинялись ее решениям. Милостыня матери Александры была всегда тайная; она служила всем, чем только умела и насколько могла.
Многообразные подвиги ее настолько умягчили сердце ее и так угодили Господу Богу, что она удостоилась высокого дара благодатных слез, об этом часто вспоминал отец Серафим.
Так жила мать Александра до конца своих дней, ведя жизнь богоугодную, подвижническую, крайне суровую, в постоянном труде и молитве. Строго исполняя все трудности Саровского устава, она во всем руководствовалась советами отца Пахомия.
Она и сестры, кроме того, шили свитки, вязали чулки и работали все нужное из рукоделья для саровской братии. Отец Пахомий в свою очередь выдавал малой общине все необходимое для их земного существования, даже пищу привозили сестрам раз в сутки с саровской трапезы. Общинка матери Александры была плоть от плоти Саровской пустыни.
Жизнь матери Александры и ее сестер вполне соответствовала идее нищенства, работы на насущное пропитание.
В июне 1788 года, предчувствуя приближение своей кончины, мать Александра восприяла на себя великий ангельский образ. Она просила отцов-подвижников, ради любви Христовой, не оставлять и не покидать неопытных ее послушниц, а также попещись в свое время об обители, обетованной ей Царицею Небесною.
На это старец отец Пахомий ответил: «Матушка! Послужить по силе моей и по твоему завещанию Царице Небесной попечением о твоих послушницах не отрекаюсь, также и молиться за тебя не только я до смерти моей буду, но и обитель вся наша никогда благодеяний твоих не забудет.
Впрочем, не даю тебе слово, ибо я стар и слаб, но как же браться за то, не зная, доживу ли до этого времени. А вот иеродиакон Серафим, — духовность его тебе известна, и он молод, — доживет до этого; ему и поручи это великое дело».
Матушка Агафия Семеновна начала просить отца Серафима не оставлять ее обители, как Царица Небесная Сама тогда наставить его на то изволит.
Дивная старица Агафия Семеновна скончалась 13 июня, в день святой мученицы Акилины. При кончине матушка говорила своей келейнице: «А ты, Евдокиюшка, как я буду отходить, возьми образ Пресвятой Богородицы Казанской, да и положи его мне на грудь, чтобы Царица Небесная была при мне во время отхода моего, а пред образом свечку затепли».
Источники:
http://www.4udel.nne.ru/index.php?id=59
http://www.diveevo.nne.ru/index.php?id=63
Источник: https://stjohndc.org/ru/list-of-relics/aleksandra-melgunova-diveevskaya-prepodobnaya
прп. Александра Дивеевская (Мельгунова)
В миру Мельгунова Агафия Семёновна. Родом из нижегородских дворян Белокопытовых, вьадела поместьями в Рязанском уезде. Сохранилось описание внешности Агафии Семёновны: среднего роста, с круглым лицом, серыми глазами. Рано овдовев, с трехлетней дочерью отправилась в Киев, где приняла тайный иноческий постриг.
Некоторое время жила во Флоровском киевском монастыре. Сподобилась явления Богородицы, повелевшей ей стать первоначальницей нового, четвертого, удела Божией Матери на земле. По совету старцев Агафия Семёновна скрыла свое монашество и под прежним именем отправилась странствовать по России. Около 1760 года по пути в Саровскую пустынь она остановилась в с.
Дивееве, где ей явился ангел и известил, что это и есть место, указанное Богородицей. Она обратилась к саровским старцам, которые посоветовали ей всецело предаться воле Божией. Агафия Семёновна поселилась в деревне Осиновке.
Через три года заболела и умерла ее десятилетняя дочь, Агафия Семёновна отпустила на волю своих крестьян, продала имения, вырученные средства вложила в церковное строительство (построила и возобновила 12 церквей) и раздала бедным.
Вернувшись в Дивеево, она поселилась в келье, выстроенной возле дома священника Василия Дертева, и с четырьмя послушницами стала подвизаться под руководством саровских старцев. Занималась тяжелым физическим трудом: чистила хлевы, ухаживала за скотиной, стирала белье, помогала крестьянам.
В 1767 году заботами матушки было начато строительствокаменного храма в честь Казанской иконы Божией Матери (освящен в 1722). Она ездила за списком Казанской иконы в Казань, за частицами мощей – в Киев, за колоколом – в Москву. После освящения всех трех приделов храма (правый – в честь свт. Николая, левый – в честь явившегося ей во сне святого архидиакона Стефана).
Духовниками м. Агафии были строитель саровской обители иеромонах Пахомий и казначей иеромонах Исаия, с их благословения м. Агафия решила устроить дивеевскую общину. В 1788 году она получила в дар от помещицы Ждановой 1300 кв. сажен земли рядом с храмом, где построила 3 кельи с надворными строениями.
Вместе с матушкой жили 4 послушницы, проводя время в постоянной молитве и труде. Все необходимое для жизни, включая пищу, им доставляли из Саровской обители. Незадолго до кончины матушку посетили саровские старцы и прп. Серафим Саровский, в то время молодой иеродиакон, которого она попросила позаботиться об общине.
Перед кончиной приняла постриг в схиму с именем Александра.
Скончалась 13 июня 1789.
Источник: http://palomnikpoezdki.ru/molitvy_v_razlichnyh_skorbyah_i_nuzhdah/9/
Подвиг святой Александры Дивеевской
Святая Александра Дивеевская (Агафья Семеновна Мельгунова) была родом из нижегородской дворянской семьи, стояла у истоков основания Дивеевского Серафимова монастыря. Это была женщина среднего роста с круглым лицом и серыми глазами. Отец Александры умер рано, а мать воспитывала девочку в христианском благочестии.
Агафью в юном возрасте выдали замуж за прапорщика Мурманского пехотного полка, однако этот брак продлился недолго – муж рано скончался, оставив молодую жену с ребенком на руках. Несмотря на то, что женщина имела хорошее приданое и была недурна собой, она решила выбрать путь монашества, поступив в Киево-Флоровский монастырь вместе с дочкой.
Однажды святая Александра увидела во сне Богородицу и услышала, как Она сказала, что матушке следует идти на север России, обойти там великорусские места и прославлять имя Пресвятой Владычицы. Проснувшись, Александра рассказала о своем видении духовному отцу и другим монахам-наставникам.
Все старцы сошлись в едином мнении, что видение было истинным, и матушка стала избранницей Божьей Матери. Отцы братии посоветовали ей скрыть свое пострижение и отправиться в путь под именем вдовы Агафьи Семеновны Мельгуновой. Подробные сведения о странствиях Агафьи со временем были утеряны.
В 1760 году святая Александра шествовала из Мурома в Саровскую пустынь. Она остановилась для отдыха в селе Дивеево. Женщина села на скамейку около деревянной церквушки и уснула. Во сне к ней явилась Богородица и сообщила монахине, что это и есть то место, которое нужно было найти на севере России.
Богородица повелела матушке Александре оставаться здесь, жить и угождать Богу. Это видение заставило пробудиться Александру и возрадоваться. Общежитие Саровской пустыни было простым, суровым, пища в нем была скудная. Матушка решила переехать на постоянное жительство в Дивеево, но это село было шумным, лишенным молитвенного покоя.
Святая Александра имела маленькую дочь, поэтому поселилась в нескольких верстах от Дивеево в Осиновке – там условия жизни были немного лучше.
Со временем Агафья отправилась в свое поместье для того, чтобы окончательно распорядиться своим имением. Вернувшись в 1767 году в Дивеево, монахиня поселилась у приходского священника Василия Дертева.
Агафья выстроила там келию и прожила в ней 20 лет. В своей жизни она во всем просила совета у Саровских старцев.
По их благословению она начала устройство Дивеевского храма. На это у нее ушло 12 лет.
Те, кто помнил матушку Александру, описывали ее, как труженицу, носившую скромную бедную одежду — одну и ту же летом и зимой. Матушка помогала обездоленным людям, но всегда делала это втайне.
В 2000 году ее прославили в лике местночтимых святых Нижегородской епархии, а позже причислили к лику общецерковных святых.
Источник: http://megapoisk.com/svjataja-aleksandra-diveevskaja
Преподобная Александра Дивеевская
Преподобная Александра Дивеевская
Преподобная Александра в мире звалась Агафия Семеновна. Происходила она из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы в конце 1720-х – начале 1730-х годов.
Отец рано умер, и мать сама воспитывала ее в духе благочестия. Прасковья Андреевна в юных годах выдала Агафию за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Яков Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку. Агафия Семеновна недолго была замужем.
Ее супруг рано скончался (около 1755–56 г.), оставив ее с маленькой дочерью на руках. Имея обширные поместья и 700 душ крестьян, обладая большим капиталом и будучи в молодости приятной наружности и ясного ума, Агафия Семеновна выбрала путь служения Богу.
По примеру жены, родного дяди её мужа, которая овдовев, приняла монашество в Рязанском Богоявленском монастыре, Агафия Семеновна со своей дочерью отправилась в Киев и по благословению старцев поступила в Киево-Флоровский монастырь.
Однажды матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее такие слова: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе.
Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же в путь твой, и благодать Божия непрестанно да будут с тобою!». Очнувшись, мать Александра сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим отцам Киево-Печерской Лавры. Мать Александра просила их разобрать, что за видения удостоилась она. Но святые старцы единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра удостоилась быть избранницей Божией Матери во вселенной. Старцы посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Семеновны Мельгуновой пуститься в путь, указанный ей Богоматерью. Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами.
В 1760 г. шла она из г. Мурома в Саровскую пустынь. Не доходя 12 верст, мать Александра остановилась на отдых в селе Дивеево. Она выбрала себе местом отдыха лужайку у западной стены небольшой деревянной церкви.
Усталая, она уснула сидя и в легкой дремоте удостоилась увидеть Божию Матерь и услышала от Нее следующее: «Вот то самое место, которое Я повелела тебе искать на севере России, и вот здесь живи и угождай Господу Богу до конца дней твоих, и Я всегда буду с тобою и всегда буду посещать место это. И, как звезды небесные и как песок морской, умножу Я тут служащих Господу Богу и величающих Меня, Матерь Света, и Сына Моего Иисуса Христа!». Когда видение окончилось, мать Александра проснулась и пошла до Саровской пустыни в великой радости.
Общежительная Саровская пустынь произвела сильное впечатление на мать Александру. Строгое благочиние, продолжительная церковная служба, простота, убогость и суровость монашествующих, старинное столповое пение по чину Афонской Горы, скудость пищи и вся обстановка восхитили душу матери Александры.
Познакомившись со старцами, Агафия Семеновна открыла им душу свою и попросила от них совета и вразумления.
Саровские старцы посоветовали ей всецело предаться воле Божией и исполнять все указанное Царицей Небесной. Матушка Александра, послушная воле и указанию Царицы Небесной, собиралась переехать на жительство в Дивеево.
Но село Дивеево было тогда весьма неудобно для жизни монахини, ищущей молитвенного покоя.
Постоянный шум от большого числа рабочих на открытых здесь заводах, добывавших железную руду, ссоры, драки, разбои – все это придавало местности особый характер, неприязненный для всего мирного, святого и божественного.
Кроме того, с ней была малолетняя дочь, для которой были необходимы некоторые жизненные условия. Поэтому Саровские старцы посоветовали матери Александре, чтобы исполнить волю Богоматери, поселиться в двух верстах от Дивеева, в деревне Осиновка.
Агафия Семеновна поселилась в деревне Осиновка. Здесь вскоре заболела и скончалась ее 9- или 10-летняя дочь. Это произошло около 1764 г.
Мать Александра увидела в смерти своей единственной дочери еще одно указание Божие и подтверждение достоверности всего возвещенного ей Царицей Небесной.
Порвалось последнее звено, связывающее ее с миром.
Тогда Агафия Семеновна решила отрешиться от всего своего имущества и окончательно распорядиться своими имениями. Для этого она отправилась в свои поместья.
Источник: http://pravdonbass.net.ua/article/prepodobnaya-aleksandra-diveevskaya
26 июня день памяти Преподобной Александры Дивеевской (Мельгуновой)
26.06.2018
Преподобная Александра Дивеевская (Мельгунова)
Преподобная Александра в мире звалась Агафия Семеновна. Происходила она из старинного рязанского рода дворян Степановых, известного с середины XVI века. Родилась в благочестивой семье Симеона и Параскевы в конце 1720-х – начале 1730-х годов.
Отец рано умер, и мать сама воспитывала ее в духе благочестия. Прасковья Андреевна в юных годах выдала Агафию за сына соседей-помещиков Мельгуновых. Яков Мельгунов служил прапорщиком в Муромском пехотном полку. Агафия Семеновна недолго была замужем.
Ее супруг рано скончался (около 1755–56 г.), оставив ее с маленькой дочерью на руках. Имея обширные поместья и 700 душ крестьян, обладая большим капиталом и будучи в молодости приятной наружности и ясного ума, Агафия Семеновна выбрала путь служения Богу.
Больше на меня Лу ny, стержень, но его ди GA Ko его, eë это небо OJ некоторые vev в Ла, собирается сотрудничества МО в бумаге CUTT Зан skom Бо ob лен skom МО sty PE, Ага fiâ меня co является новый АОК, ваш большой rû ЛАГ в спецификации и EV бла это SLO Te niû старые трубки p Ла CTU в Бом-vo-Flo рва skee МО Стырь.
Однажды матушка Александра сподобилась видеть Пресвятую Богородицу и слышать от Нее такие слова: «Это Я, Госпожа и Владычица твоя, Которой ты всегда молишься. Я пришла возвестить тебе волю Мою: так тебе ныне глаголю: иди в землю, которую Я покажу тебе.
Иди на север России и обходи все великорусские места святых обителей Моих, и будет место, где Я укажу тебе окончить богоугодную жизнь, и прославлю Имя Мое там, ибо в месте жительства твоего Я осную обитель великую Мою, на которую низведу все благословения Божии и Мои, со всех трех жребиев Моих на земле: Иверии, Афона и Киева. Иди же в путь твой, и благодать Божия непрестанно да будут с тобою!» Очнувшись, мать Александра сообщила о видении своему духовному отцу, затем другим отцам Киево-Печерской Лавры. Мать Александра просила их разобрать, что за видения удостоилась она. Но святые старцы единогласно решили, что видение Царицы Небесной было истинное и что мать Александра удостоилась быть избранницей Божией Матери во вселенной. Старцы посоветовали матери Александре скрыть свое пострижение и под прежним именем вдовы-подпоручицы Агафии Семеновны Мельгуновой пуститься в путь, указанный ей Богоматерью. Сведения о том, где и сколько времени странствовала мать Александра, утратились с годами.
Тропарь преподобной Александре Дивеевской глас 3
Раба́ Христо́ва и избра́ннице Пречи́стыя Его́ Ма́тери, Ки́евского уде́ла Ея́ жи́тельнице и моли́твеннице, земли́ Ея́ обетова́нныя иска́тельнице, Диве́евския оби́тели первонача́льнице и зижди́тельнице, моли́ся за ны, Алекса́ндро преподо́бная, да спасе́т нас Пресвята́я Богоро́дица и поми́лует Свята́я Тро́ица, да изба́вимся мы му́ки а́дския и насле́дуем блаже́нство ра́йское.
Тропарь преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским глас 4
Явилися есте земли Российския украшение, начальницы обители Дивеевския преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, благословение Царицы Небесныя исполнившия и дерзновение ко Господу стяжавшия, молите у престола Пресвятыя Троицы о спасении душ наших.
Кондак преподобной Александре Дивеевской глас 3
Преподо́бная ма́ти Алекса́ндро, любо́вь двуеди́ную к Бо́гу и бли́жним твои́м стяжа́ла еси́ и избра́нницею Бо́жией Ма́тери яви́лася.
Ея́же после́дний уде́л в земли́ Росси́стей обрела́ еси́, и Диве́евскою первонача́льницею ста́ти сподо́бившися, вели́кому Серафи́му печа́ловатися о нем завеща́ла еси́. Зде́ же и поко́ишися с ним.
Ны́не моле́ния на́ша приими́ и ко Го́споду вознеси́, да поми́лует ны.
Кондак преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским глас 8
Дивеевския светильницы всесветлыя, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, в пощении, бдении, молитве и трудех добре подвизалися есте и по смерти нас освещаете чудес источеньми и исцеляете недугующих души; молите Христа Бога грехов оставление даровати любовию чтущим святую память вашу.
Величание преподобным Александре, Марфе и Елене Дивеевским
Ублажаем вас, преподобныя матери наша Александро, Марфо и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо молите о нас Христа Бога нашего.
Молитва преподобной Александре Дивеевской
О, преподо́бная и богоно́сная ма́ти Алекса́ндро, Диве́евская первона́чальнице и похвало́, ве́ру несумне́нную дела́ми богоуго́дными яви́вшая, во исполне́ние обетова́ния Богоро́дицы в труде́х и по́двизех непреста́нных неле́стно потруди́вшаяся, и в благоустрое́нии земли́ святы́я Ея́ все име́ние и житие́ твое́ ижди́вшая, проро́чество Цари́цы Небе́сныя в насле́дие избра́ннику Ея́ саро́вскому пред кончи́ною твое́ю пра́ведною вве́рившая, и ду́шу твою́, сами́м Го́сподом предочи́щенную, в ру́це Бо́жии преда́вшая, моли́ся за ны, малове́рныя и неради́выя, да и мы присту́пим к до́брому де́ланию с пра́вою ве́рою, в терпе́нии содева́я свое́ спасе́ние, за Златоу́стом взыва́юще в печа́ли и ра́дости, ско́рби и утеше́нии: сла́ва Бо́гу за вся́. Ами́нь.
Источник: http://www.stratig.by/articles/26-iyunya-den-pamyati-prepodobnoi-aleksandry-diveevskoi-melgunovoi-/
Св. преподобная Александра Дивеевская
Преподобная мать наша Александра (в миру Агафия Семеновна Мельгунова) происходила из Рязани, из древнего дворянского рода. Она рано овдовела и осталась с малолетней дочерью на руках. Приняв монашество в Киево-Флоровском монастыре с именем Александра, она решила посвятить свою жизнь Богу.
В Киеве Царица Небесная возвестила матери Александре, что ей предстоит стать основательницей новой великой обители.
На пути в Саровский монастырь, в селе Дивееве, Пресвятая Владычица Пресвятая Владычица указала ей это место как Свой Четвертый Удел на земле и повелела: «Живи и угождай здесь Богу до конца дней своих!» По совету саровских старцев мать Александра поселилась близ Дивеева, в деревне Осиновка.
После смерти единственной дочери и распродажи своих имений она окончательно переселилась в Дивеево около 1765 г. Средства от продажи имений преп. Александра употребила на строительство церквей и на дела благотворения. Современники указывают 12 церквей, облагодетельствованных ею. Преп. Серафим говорил, что саровский Успенский собор достроен на средства матушки Александры.
Матушка выстроила себе келью у дома Дивеевского священника о. Василия Дертева и прожила в ней 20 лет, совершенно забыв свое происхождение и воспитание. По своему смирению она исполняла самые трудные и черные работы: очищала хлев, ухаживала за скотиной, стирала белье; творила много тайной милостыни.
Батюшка Серафим так умиленно говорил о ней: «Ведь она великая жена, святая, смирение ее было неисповедимо, слез источник непрестанный, молитва к Богу чистейшая, любовь ко всем нелицемерная! Одежду носила самую простую, и то многошвейную, и опоясывалась кушачком с узелком… Из глаз ее текли не слезы, а источники слез, точно она сама соделывалась благодатным источником этих слез!» Современники матушки Александры вспоминали, что она была образованна, как редко бывает образован и мужчина, воспитанна, лучше всех в округе знала церковные уставы, так что к ней часто обращались за помощью. За свою благодетельную жизнь она пользовалась уважением духовенства и мирян, богатых и бедных. Время строительства каменной церкви в честь Казанской иконы Божией Матери (1773-1780 гг.) пришлось на трудные годы голода и пугачевского восстания. Молясь, преп. Александра получила извещение от Господа, что отряды бунтовщиков не дойдут до Дивеева, что и исполнилось. В 1788 г. матушка Александра по благословению саровских старцев и с разрешения епархиального начальства построила около новой Казанской церкви три кельи, куда стали собираться сестры, решившие посвятить свою жизнь Богу. Созданной в конце жизни маленькой общиной, которая должна была вырасти в великую обитель, матушка управляла в духе кротости, во всем следуя наставлениям саровских старцев и исполняя все строгости Саровского устава. Умерла она в день св. мц. Акилины 13/26 июня 1789 г., через несколько дней после пострига в великую схиму, в возрасте не более 60-ти лет. Отслужив Литургию и отпевание соборно, саровские старцы Пахомий, Исаия и иеродиакон Серафим похоронили первоначальницу Дивеевской общины напротив алтаря Казанской церкви.
Преподобный Серафим предрекал, что со временем по Божиему изволению должны в обители почивать открытыми святые мощи матери Александры, и приказывал всем каждый день утром и вечером ходить к ней на могилу и кланяться ей, произнося при этом: «Госпожа наша и мать, прости меня и благослови! Помолись, чтобы и мне было прощено, как и ты прощена, и помяни меня у Престола Божия!»
После кончины преподобной в обители остались Елецкий образ Божией Матери 1773 года в серебряно-золочёной ризе, родительское благословение Елены, икона Успения Пресвятой Богородицы в фольге, икона Спасителя, несущего крест, выполненная ею бисером по воску. К сожалению, пока местонахождение святынь неизвестно.
Почитание Елены началось в Дивееве вскоре после ее кончины.
С конца 50-х гг. XIX в. в обители записывались чудеса и исцеления, происходившие на могиле Елены. После закрытия в 1927 году Дивеевского монастыря и последующего в 1937 году закрытия приходской Казанской церкви могилы близ храма были снесены. В июле 1991 года были проведены раскопки, выявившие места захоронений прп. Александры, прп. Марфы, Елены и Мотовилова.
Были восстановлены могильные насыпи и поставлены кресты. В концу сентября 2000 года в связи с подготовкой прославления прп. Александры, прп. Марфы и Елены были проведены раскопки, в ходе которых 27 сентября были обретены мощи подвижниц. 22 декабря 2000 года Елена вместе с др. подвижницами была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.
Архиерейским Собором РПЦ 2004 года прославлена к общецерковному почитанию.
Мощи находятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Серафимова Дивеевского монастыря.
Источник: http://onega-krest.ru/all-list/102-aleksandra-div.html