Преподобная Елена Дивеевская | Справочно-информационный портал Алчевского благочиния
Июнь 8th 2011 –
День памяти 10.06 н.ст. (28.05 ст.ст.)
В 17 лет дворянка Елена Васильевна Мантурова, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни через видение страшного змия, собиравшегося поглотить ее.
Она закричала: «Царица Небесная, спаси! Даю Тебе клятву — никогда не выходить замуж и уйти в монастырь!» Змий тут же исчез. После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала скорее уйти в монастырь, страшась гнева Царицы Небесной за неисполнение данного ею обета. Но только через три года преп.
Серафим благословил Елену Васильевну поступить в Дивеевскую Казанскую общинку, все это время испытывая ее. «Не монастырь путь твой, — говорил Батюшка, — ты замуж выйдешь, и жених у тебя будет преблагочестивейший…
» Только потом Елена Васильевна поняла, о каком женихе говорил батюшка Серафим: он имел в виду Небесного Жениха — Самого Господа Иисуса Христа.
Сначала Елена жила в чуланчике при общей сестринской келье, затем в выстроенной братом небольшой келье, которую разделяла со своей бывшей дворовой Устинией Андреевой, отпущенной на свободу, а после ее кончины с послушницами Ксенией Васильевной Путковой и Агафией Петровной Волоковой. По благословению прп. Серафима Е.
исполняла особое ежедневное молитвенное правило (акафист, Псалтирь, избранные псалмы и правило с утреней), до обеда читала непрестанно Иисусову молитву, а после — «Пресвятая Богородица, спаси нас!». Вместе с вечерним правилом прочитывала по 100 раз Иисусову молитву и молитву Пресв. Богородице.
Старец заповедал Елене пребывать в молчании, отвечая кратко лишь по необходимости. Она занималась прядением льна и училась ткать. Питалась печеным картофелем и лепешками, в среду и пятницу ела раз в день, спала на каменном ложе, прикрытом ковриком. Будучи образованной, Елена неоднократно выполняла различные поручения прп.
Серафима, касающиеся приобретения земли под строительство собора, освящения храмов, писала письма благотворителям. Вместе с сестрами общины копала канавку Царицы Небесной.
В 1826 г. прп. Серафим предполагал сделать Елену начальницей Казанской общины вместо болевшей Ксении Михайловны Кочеуловой. В 1827 г. прп. Серафим устроил Мельничную девичью обитель в Дивееве, в которую перевел 7 сестер из прежней общины. Начальницей назначил Елену, но она по смирению отказалась.
Батюшка Серафим приказал сестрам Мельничной обители благословляться и относиться, как к начальнице, к Елене Васильевне Мантуровой.
Хотя Елена Васильевна до конца своих дней жила в Казанской общине, мельничным сестрам Батюшка говорил о ней: «Госпожа ваша! Начальница!» Но это так смущало юную подвижницу, что она повторяла: «Всегда и во всем слушалась я вас, но в этом не могу! Лучше прикажите мне умереть у ног ваших…» Елена Васильевна наравне с другими сестрами трудилась на послушаниях и, кроме того, как «словесная», по выражению Батюшки, исполняла многие трудные поручения. Необыкновенно добрая от природы, она много помогала сестрам втайне. По заповеди, данной ей Батюшкой, она больше молчала и постоянно молилась.
В 1827—1830 гг. на средства от продажи ее с братом имения были выстроены церкви Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы при Казанском храме для сестер 2 дивеевских общин.
Со времени освящения храмов, пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей.
Для этого она была пострижена в рясофор.
Однажды ее брат Михаил, также верный ученик Преподобного, тяжело заболел, и Старец сказал монахине Елене: «Умереть надо ему, матушка, а он мне еще нужен для обители-то нашей. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!» — «Благословите, Батюшка», — смиренно ответила она.
После этого батюшка Серафим долго беседовал с ней. «Батюшка, я боюсь смерти», — призналась Елена Васильевна. «Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! Для нас с тобой будет лишь вечная радость». Как только она шагнула за порог батюшкиной кельи, тут же и упала…
Батюшка привел ее в чувство, но, вернувшись домой, она слегла в постель со словами: «Теперь я уже более не встану!»
Она скончалась 27-ми лет от рождения, пробыв в Дивеевской обители всего семь лет.
Елена Васильевна была чрезвычайно красивой и привлекательной наружности, круглолицая, с быстрыми черными глазами и черными же волосами, высокого роста.
В тот же час батюшка Серафим, провидев духом, поспешно и радостно посылал работавших у него в Сарове сестер в Дивеево, говоря: «Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа ваша отошла ко Господу!»
Все это произошло 28 мая/10 июня 1832 года, накануне праздника Пятидесятницы, а на другой день, в саму Троицу, во время заупокойной Литургии и пения Херувимской песни, воочию всех предстоящих в храме покойная Елена Васильевна, как живая, три раза радостно улыбнулась в гробу своем.
Ее похоронили рядом с могилой первоначальницы матушки Александры, с правой стороны Казанской церкви. В эту могилу не раз собирались похоронить многих мирских, но матушка Александра, как бы не желая этого, совершала каждый раз чудо: могила заливалась водой и хоронить делалось невозможным Теперь же та могила осталась сухой, и в нее опушили гроб праведницы и молитвенницы Серафимовой обители.
Из образов Елены Васильевны остались в обители: икона Елецкой Божией Матери 1773 года в серебряно-золоченой ризе, родительское благословение ее; икона Успения Богоматери в фольге; икона Спасителя, несущего крест, по воску работана разноцветным бисером самой Еленой Васильевной. В настоящее время местонахождение их неизвестно.
На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до разгона были записаны эти случаи, но до нас они не дошли.
Сестры, живущие в обители, ежедневно ходили на могилку к Елене Васильевне поклониться и помолиться: «Госпожа и мать наша Елено, помяни нас у Престола Божия во Царствии Небесном». Сестры просят ее помощи в повседневных делах и получают просимое.
Почитание прп.
Елены Дивеевской началось в Дивееве вскоре после ее кончины. С конца 50-х гг. XIX в. в обители записывались чудеса и исцеления, происходившие на ее могиле (записи не сохранились). После закрытия в 1927 г. Дивеевского монастыря и последующего в 1937 г.
закрытия приходской Казанской церкви могилы близ храма были снесены. В июле 1991 г. были проведены раскопки, выявившие места захоронений прп. Александры, прп. Марфы, прп.Елены и Мотовилова. Были восстановлены могильные насыпи и поставлены кресты. В конце сентября 2000 г.
в связи с подготовкой прославления прп. Александры, прп. Марфы и Елены были проведены раскопки, в ходе которых 27 сентября были обретены мощи подвижниц. 22 декабря 2000 г. прп.Елена вместе с др. подвижницами была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии.
Архиерейским Собором РПЦ 2004 г. прославлена к общецерковному почитанию. Мощи находятся в церкви Рождества Пресвятой Богородицы Серафимова Дивеевского монастыря.
Источник: http://alchevskpravoslavniy.ru/zhitie-svyatyx/prepodobnye/prepodobnaya-elena-diveevskaya.html
Житие святой преподобной Елены Дивеевской (Мантуровой)
Святая Елена Дивеевская прожила недолгую, но глубоко праведную жизнь. Сегодня к её мощам приходят за помощью и исцелением. А ведь когда-то юная девушка вовсе не собиралась принимать постриг, а тянулась к светской жизни и мечтала о замужестве.
Житие святой
Елена Васильевна Мантурова — уроженка села Нуча, находившегося в Нижегородской губернии. Воспитанием рано осиротевшей девочки занимался её старший брат, Михаил Васильевич Мантуров. Они были потомками старинного дворянского рода. Брат Елены Васильевны был намного старше неё и нёс военную службу в Лифляндской губернии.
Молодая Елена, которой на 1821 год должно было исполниться 17 лет, была весела, любила светские мероприятия и готовилась выйти замуж. Но однажды в её жизни произошёл случай, который в корне изменил судьбу девушки раз и навсегда.
Преподобная Елена Дивеевская
Уход в монастырь
Единственным живым кровным родственником Елены и Михаила был их дедушка по матери. Перед смертью он попросил своих внуков приехать к нему, чтобы получить в наследство всё его имущество. Так сложилось, что Михаил Васильевич на тот момент дома отсутствовал, и его сестра отправилась к деду одна.
Застать в живых родственника ей не удалось, Елена Васильевна попала уже на похороны. Закончив все дела, она отправилась обратно. На почтовой станции экипаж княжны остановился, и, пока прислуга ушла готовить хозяйке чай, Елена осталась в карете одна.
К слову, девушка тогда приболела и чувствовала себя неважно.
В отсутствие свиты, она увидела страшное видение — огромный чёрный змей, спускался с небес прямо на неё. В испуге Елена Васильевна взмолилась о помощи Царице Небесной и дала обет, что не выйдет замуж и уйдёт в монастырь. Видение тут же рассеялось.
Именно после этого Елена Мантурова очень переменилась, стала серьёзной, углубилась в чтение духовной литературы и молитву. Свадьба с женихом расстроилась.
Беседуя с братом, девушка поделилась с ним, что светский образ жизни ей опротивел, а к своему жениху она внезапно охладела и никаких нежных чувств к нему больше не питает.
Михаил Васильевич Мантуров в то время был уже знаком с преподобным старцем Серафимом из Сарова, который наставлял его на верный путь ради спасения души. Елена решила ехать к отцу Серафиму за благословением для ухода в монастырь.
Вскоре она прибыла к Серафиму Саровскому, но мудрый старец не дал ей того, чего она просила. Молодая темпераментная княжна не была готова к жизни в обители, но не понимала этого. Серафим это знал и три года, незаметно для самой Елены, готовил её к подвижничеству.
Спустя это время Елена Васильевна была принята в Дивеевскую Казанскую общину. Преподобный отец дал ей наставления, согласно которым нужно было больше молиться и меньше вступать в разговоры.
Добрая и отзывчивая от природы девушка послушно выполняла советы старца, помогая во всём сёстрам обители.
Михаил Васильевич, в свою очередь, принимал активное участие в построении церквей и храмов при монастыре. Всё своё имущество он пожертвовал в пользу нуждающихся и переселился с семьёй в скромное жильё, терпя нужду.
Когда пристроенные храмы были освящены, батюшка Серафим избрал Елену Васильевну на место церковницы и ризничей. Её постригли в рясофор. Все 8 лет, что жила матушка Елена в Дивеевской обители, она точно исполняла все распоряжения отца Серафима.
Интересно! Когда Елена оставалась одна, ей часто являлся в разных обликах хозяин мира злых духов, отчего она не раз лишалась чувств и была очень напугана. Батюшка Серафим, узнав об этом, успокоил её, но сказал не оставаться никогда одной в церкви. С тех пор матушка была всегда в сопровождении кого-то из сестёр, а видения не повторялись.
Окончание земной жизни
Кончина преподобной Елены Дивеевской вызывает удивление до сих пор.
Известно, что её брат Михаил Васильевич тяжело заболел. Отец Серафим как-то вызвал к себе свою духовную дочь и дал ей послушание — умереть за своего брата. По словам батюшки, Мантуров ему был ещё нужен для обустройства обители.
Серафим Саровский благословляет Елену умереть за своего брата
Называя её «Радость моя», старец долго беседовал с Еленой об уготованных в Царствии Небесном благах для всех праведников, после чего она со спокойствием и смирением ушла к себе в келью, где в скором времени слегла в постель. Рядом с ней до последней минуты находилась её послушница, Ксения Васильевна.
Матушка выполнила послушание и приняла смерть вместо своего брата на 27 году жизни. Серафим Саровский предсказал, что мощи матушки скоро будут перенесены для почивания в обитель.
Чудеса и помощь
Пророчество Серафима Саровского сбылось и в 2000 году состоялось обретение мощей Елены Дивеевской. Их перенесли в храм Рождества Богородицы.
До этого на месте погребения Елены свершались многочисленные чудеса исцеления. В монастырских книгах было много записей, свидетельствующих об этом. Но, после закрытия в 1927 году обители, они были утеряны.
Важно! В наши дни к святой обращаются с молитвами об исцелении болезней ног, костей, об избавлении от головных болей. Она помогает душевнобольным.
Память святой в Русской православной церкви почитается 28 мая и 8 июля.
Роль в истории православия
Елена Васильевна Мантурова стала ярким образцом подвижнической жизни в русской православной истории XIX века. Она пользовалась большим уважением монахинь, но была всегда кротка и молчалива. Трудилась на благо монастыря наравне со всеми и тайно помогала нуждающимся, чем могла.
Проявляя высшую степень смирения перед Богом и Царицей Небесной, преподобная Елена удостоилась чудесных видений перед своим отходом в мир иной. Во время отпевания на лице святой три раза появлялась улыбка.
Важно! Святая продолжает помогать всем верующим, прибегающим к её заступничеству, и причислена к лику местночтимых святых Нижегородской Епархии.
Преподобная Елена Дивеевская (Мантурова)
Источник: http://molitva-info.ru/svyatye/zhitie-prepodobnoj-eleny-diveevskoj.html
прп. Елена Дивеевская (Мантурова)
Преподобная Елена Дивеевская, в миру – Елена Васильевна Мантурова. Происходила из старинного дворянского рода и жила со своим братом (Михаилом Васильевичем) в родовом селе Нуча Нижегородской губернии.
В 17 лет девушка, стремившаяся к светской жизни, чудным образом была обращена к духовной жизни. Ей привиделся страшный змей, собиравшийся поглотить ее.
Девушка взмолилась : ” Царица Небесная, спаси!” Даю Тебе клятву – никогда не выходить замуж и уйти в монастырь! ” Змей тут же исчез.
После этого случая Елена Васильевна изменилась, стала читать духовные книги, много молиться. Она жаждала выполнить свое обещание.
Вскоре Елена Васильевна поехала в Саров к отцу Серафиму просить его благословения на поступление в монастырь. Целых три года готовил ее батюшка Серафим к предстоящей перемене в жизни и к поступлению в Дивеевскую общину. В 20 лет она приехала в Дивеево.
Через месяц после переезда ее потребовал к себе батюшка Серафим и сказал : ” Теперь, радость моя, пора уже тебе и с женихом обручиться! ” И когда Елена Васильевна, испуганная, зарыдала, воскликнув : ” Не хочу я замуж, батюшка! “, – отец Серафим успокоил ее, говоря, что жених ее – Жених Небесный.
” Ведь вот какой Жених-то, радость моя !”, – и добавил : “Виден мне весь путь твой боголюбивый! Тут тебе и назначено жить, лучше этого места нигде нет для спасения; тут матушка Агафья Семеновна в мощах почивает; ты ходи к ней каждый каждый вечер, она тут каждый день ходила и ты подражай ей, так же, потому что тебе этим же путем надо идти, а если не будешь идти им, то и не можешь спастись. Все между собою будьте как голубки. Вот и поживи-ка ты тут три-то года голубем; я тебе помогу, вот тебе на то мое наставление: за послушание читай всегда акафист, Псалтирь, псалмы и правила с утреней всегда отправляй. Всегда будь в молчании, ни с кем ни говори, отвечая на самые наинужнейшие вопросы и то “аки с трудом”, а станут много спрашивать, отвечай :”Я не знаю!” Если случайно услышишь, что кто не полезное между собой говорит, скорее уходи, “дабы не внити во искушении”. Никогда не будь в праздности, оберегай себя, чтобы не пришла какая мысль, всегда будь в занятии, сиди да пряди. В среду и пяток вкушай только раз. Чтобы не впадать в сон, употребляй мало пищи. От пробуждения до обеда читай: “Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй меня грешную!”, а от обеда до сна: “Пресвятая Богородица, спаси нас!” Вечером выйди во двор и молись 100 раз Иисусу, 100 раз Владычице и никому не сказывай, а так молись, чтобы никто того не видал, даже бы и не подумал, и будешь ты аки Ангел! И пока Жених твой в отсутствии, ты не унывай, а крепись лишь и больше мужайся. Так вот три года и приготовляйся, радость моя, чтобы в три года все у тебя готово бы было. О, какая неизреченная радость-то тогда будет, матушка! Это я о пострижении тебе говорю, матушка; через три года постригайся, приуготовив себя, ранее не нужно, а как пострижешься-то, то будет у тебя в груди благодать воздыматься все более и более. Не помня себя от радости, Елена Васильевна возвратилась домой, в Дивеево, и, надев монашеское, простое, начала с любовью нести прежние свои подвиги, пребывая в непрестанной молитве, в постоянном созерцании и совершенном молчании.
Преподобный Серафим желал назначить Елену Васильевну начальницей своей Мельничной обители.
Но это до такой степени смутило юную подвижницу, что даже и перед смертью своей она твердила, как бы в испуге: “Нет, нет, как угодно батюшке, а в этом не могу я его слушаться; что я за начальница! Не знаю, как буду отвечать за свою душу, а тут еще отвечать за другие! Нет, нет, да простит мне батюшка, и послушать его в этом никак не могу!” Однако отец Серафим все время поручал ей всех присылаемых им сестер и, говоря о ней, называл всегда “Госпожа ваша! Начальница!”
Необыкновенно добрая от природы, преподобная Елена много помогала сестрам. По заповеди, данной ей духовным отцом, она больше молчала и постоянно молилась. Со времени освещения храмов пристроенных к Казанской церкви (Рождества Христова и Рождества Богородицы), батюшка Серафим назначил Елену Васильевну церковницей и ризничей. Для этого она была пострижена в рясофор.
Непостижима ее смерть.
Когда Михаил Васильевич Мантуров, брат Елены Васильевны, заболел злокачественной лихорадкой, и эта болезнь была к смерти, отец Серафим призвал к себе Елену Васильевну и сказал ей: “Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу я тебе дать одно послушание..
Исполнишь ли его, матушка? Михаил Васильевич, братец-то твой, болен у нас, и пришло время ему умирать и умереть надо ему, матушка, а он мне ещё нужен для обители-то нашей, для строт-то…
Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича, матушка!” – “Благословите, батюшка!” – ответила Елена Васильевна смиренно и как будто спокойно. Но вдруг смутилась и произнесла: “Батюшка! Я боюсь смерти!” – “Что нам с тобой бояться смерти, радость моя! – ответил о. Серафим. – Для нас с тобою будет лишь вечная радость!”
Вернувшись домой, она заболела и слегла в постель.
Однажды вся изменившись в лице, она радостно воскликнула: “Святая Игумения! Матушка, обитель-то нашу не оставь!” На исповеди умирающая поведала что увидела в раскрытых Царских дверях величественную Царицу неизреченной красоты, которая показала ей Небесную Дивеевскую обитель, где она увидела сестер, прежде ее бывших в обители, и теперь еще живых и будущих! “Я не должна была ранее рассказывать это, – обьяснила Елена Васильевна.
Прожив в Дивеевской обители всего семь лет, она скончалась в 27 лет накануне праздника Пятидесятницы 28 мая 1832 года. В эти дни святой Старец посылал всех в Дивеево: “Скорее, скорее грядите в обитель, там великая госпожа наша отошла ко Господу! Душа-то ее как птица вспорхнула! Херувимы и Серафимы расступились! Она удостоилась сидеть недалеко от Святыя Троицы аки дева!”
В сороковой день по ее кончине отец Серафим предсказал, что “со временем ее мощи будут почивать открыто в обители”. На могиле Елены Васильевны не раз творились чудеса и исцеления. В обители до ее закрытия в 1927 году хранились церковные книги, где эти случаи были подробно описаны, но до нас они не дошли.
26 сентября 2000 года были обретены нетленные мощи преподобной Елены Дивеевской, согласно пророчеству отца Серафима, были торжественно помещены в храм Рождества Богородицы. 22 декабря 2000 года состоялось ее прославление как местночтимой святой Нижегородской епархии.
Источник: http://palomnikpoezdki.ru/molitvy_v_razlichnyh_skorbyah_i_nuzhdah/10/
Елена Дивеевская (Мантурова) и смерть за брата
Ещё из религиозных биографий здесь, здесь и здесь, а также Основатели учений в реальностиПреподобная Елена Дивеевская
Как одна девушка к святому Серафиму пришла, и что из этого вышло / День памяти преподобной Елены Дивеевской / «Наша вера»
10 июня Православная церковь чтит память преподобной Елены Дивеевской. ©
Ещё в «Нашей вере» и ещё о Дивееве
Прп. Серафим благословляет прп. Елену на смерть за брата, икона
Праведница и духовная дочь святого Серафима Саровского, она стала одной из главных подвижниц основанной им обители.
ЗмейЖитие преподобной гласит: была Елена из дворянского рода Мантуровых, известных в Нижегородчине, и проживала недалеко от Саровской пустыни, в родительском имении в селе Нуча. Она мало интересовалась духовным, была весела нравом и проводила время в забавах до тех пор, пока не случилось в ее жизни происшествие.В один из дней было Елене видение: большой черный змей спускался к ней с неба, грозя проглотить. Девушка испугалась и начала молиться, и в мольбах дала клятву: «Царица Небесная! Если убережешь, уйду служить Тебе и Твоему Сыну в монастырь!» И тотчас змей исчез.После этого Елена изменилась, сообщает житие. Она стала читать духовные книги, сторонилась мирских забав, а когда выдался случай, поехала в Саров, к преподобному Серафиму просить его благословения на монашеский постриг.
Старец
Саровский старец встретил девушку неожиданными словами. «Что это ты задумала, матушка? — спросил он. — В монастырь тебе нельзя, а надо тебе замуж!» «Замуж ни за что не пойду, — отвечала Елена. — Я клятву дала!» «Жених у тебя будет хороший, — продолжал убеждать преподобный.
— Такой жених, что все завидовать будут!» И после этих слов Серафим отправил девушку домой.Елена еще много раз ездила в Саровскую пустынь, но лишь на третий год старец разрешил ей идти послушницей в Дивеевскую общину — «погостить, да испытать себя».
И только после того, как она прошла через тяготы послушания, живя бок о бок с монахинями, вновь призвал ее к себе: «Пора тебе, радость моя, уже и с женихом обручиться!» Испуганная девушка воскликнула: «Но я не хочу замуж, батюшка!» На что Серафим ответил: «Ты все еще не понимаешь меня, матушка! Иди и скажи начальнице общины, что я приказал с Женихом тебе обручиться, в черненькую одежку одеться… Ведь вот какой Жених будет у тебя, радость моя! Сам Христос!»
Наставница
После пострига Серафим хотел видеть Елену наставницей Мельничной общины, одной из двух женских монашеских общин, созданных в Дивеево по его благословению. Монахиня смутилась, но старец повелел насельницам общины относиться к молодой монахине, как к главной. Очень долго она смущалась этим.
Житие говорит: несмотря на то, что Елена считалась начальницей общины, послушания она несла наравне со всеми. И, кроме того, ежедневно исполняла правила, данные ей преподобным старцем: «Не будь в праздности, оберегай себя от лишних мыслей. Пищи употребляй мало.
И во все время, свободное от служб, твори про себя Иисусову молитву».Она проводила в храме много часов, а иногда и ночевать оставалась там же — в углу на полу. Среди послушниц и монахинь было много неграмотных, и Елена, выросшая в дворянском доме и получившая образование, читала им Писание.
Она и в остальной нужде старалась помогать сестрам: отдавала им свою еду, одежду и беспрестанно молилась о них.
Послушание
Брат Елены Михаил Васильевич Мантуров всецело помогал в устройстве дивеевских общин. В прошлом преподобный Серафим излечил его от тяжелой болезни, и тогда он продал свое имение, отпустил на свободу крепостных, а вырученные деньги стал тратить на поддержку монахов в Сарове и Дивеево.
По весне 1832 года Михаил тяжко заболел, был при смерти. В это же время Серафим призвал к себе монахиню Елену, чтобы дать ей последнее и самое главное послушание. Житие святой так передает ее разговор со старцем: «Ты всегда меня слушала, радость моя, и вот теперь хочу попросить тебя еще об одном.
Брат твой Михаил Васильевич сильно болен, и пришло время ему умирать. Но он мне еще очень нужен — для обители нашей и для сирот. Такое мое послушание тебе: умри ты за Михаила, матушка!» «Благословите!» — сказала Елена, и, когда старец благословил ее, то долго они еще беседовали о вечной жизни и радости в ней.
По возвращении домой Елена слегла, твердо зная, что больше не встанет. В эти последние дни было ей видение: сама Богородица спустилась к ней и позвала за собой в чудесный дворец: в каждой из комнат дворца с сияющими венцами на головах ее встречали сестры, жившие в прежние годы в обители.
Одной из этих сестер вскоре предстояло стать и Елене.
Прославление
Она закончила земную жизнь 28 мая 1832 года. Праведницу похоронили у церкви, выстроенной в Дивеево ее братом.
Спустя десять лет две общины, созданные преподобным Серафимом, объединились в единый Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, и в таком статусе они пребывают и ныне.
Обитель эту считают четвертым уделом Пресвятой Богородицы на земле — местом, находящимся под Ее особым покровительством (к остальным уделам относят также территорию Иверии (сейчас Грузия), Святую гору Афон и Киево-Печерскую лавру).
В 2000 году в результате раскопок были обретены мощи подвижницы. В том же году она была прославлена как местночтимая святая Нижегородской епархии, а в 2004-м состоялось ее общецерковное прославление.
При подготовке статьи были использованы материалы Серафимо-Дивеевского монастыря.
Михаил Боков
«Русская планета», 10 июня 2016
Источник: https://mamlas.livejournal.com/5153859.html
Макарьевский монастырь
Неделя о Мытаре и фарисее
Лк. 18:10-14
Господь гордым противится, смиренным
же дает благодать(Притч. 3:34).
Изобретателен на зло духовный князь зла и искусен сразу же в начале, отчаянием и маловерием, ниспровергнуть тех людей, которые уже вложили в душу основания добродетели; силен же равным образом и на полпути напасть беспечностью и нерадением, на тех, которые уже воздвигли стены дома добродетели; даже и того, кто уже поставил и самую кровлю добрых дел, силен он низвергнуть, путем гордости и безрассудства. Но добродетель обладает гораздо большей силой, обогащаясь средствами свыше и споборничеством со стороны Того, Кто силен во всем и, по благости, павших в глубину зла, пробудила и подняла, и с легкостью, путем покаяния и смирения, привела к Богу. Примером же сему является настоящая притча.
11-12. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.
Эти слова показывают пренебрежение фарисея и в отношении Бога, и в отношении всех людей.
Кроме того, они свидетельствуют о ложной направленности его мировоззрения: ибо и всех людей вообще он презирает, и свое воздержание от зла приписывает не Божией силе, а – своей личной.
Если же он и выражает благодарность, однако сразу же сквозь это, он всех людей, за исключением себя, признает разнузданными и обидчиками и грабителями, как будто бы никого, кроме него, Бог не удостоил проявлять добродетель.
СВЯТИТЕЛЬ ТИХОН, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ
18 ноября, 22 февраля
Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками.
В девять лет Василий поступает в Торопецкое Духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии.
Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую Духовную академию в 1884 году.
И новое уважительное прозвище — Патриарх, полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время.
Источник: http://www.makary-monastery.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1182&catid=32:2010-07-02-19-11-19&Itemid=18