Преподобная евфросиния полоцкая

Преподобная Евфросиния Полоцкая

празднование совершается 23 мая/5 июня

Преподобная Евфросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира (+1015; память 15 июля) и дочерью князя Полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания.

Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота — с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предиславы, однако все предложения о браке она отвергала.

Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя — игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) была настоятельницей.

Обратите внимание

Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния.

По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию Пресвятой Богородицы в Иерусалимском храме. Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занималась их переписыванием. Вырученные деньги от продажи книг преподобная Евфросиния тайно раздавала нищим.

Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии.

Через некоторое время — это уже было при князе Борисе Всеславиче (+1128) в 1125 году — епископ Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря.

Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги — «все свое имение».

Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало.

Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная — Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная — Евпраксия (в миру Звенислава).

Обратите внимание

Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители.

Важно

В 1161 году усердием преподобной был воздвигнут каменный храм во Имя Спасителя, сохранившийся до настоящего времени.

Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве.

В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова.

Предметом особого попечения преподобной Евфросинии был основанный ею Богородицкий монастырь.

Для него святая просила Патриарха Константинопольского Луку (1156 — 1169) и византийского императора Мануила (1143 — 1180) прислать ей список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, некогда написанный святым евангелистом Лукой.

Ефесская икона Божией Матери известна также под названием Корсунской. В 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя Александра Невского (+1263; память 23 ноября) и дочери князя Полоцкого Брячислава.

Свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении соседей, предотвращая ссоры и распри между князьями, боярами и простыми людьми. Всем желавшим жить благочестиво преподобная давала духовные советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовной помощью и обретали ее.

На склоне лет преподобная Евфросиния, предчувствуя скорую кончину, желала поклониться Живоносному Гробу Господню. Поручив монастырь управлению своей сестры Евдокии, она вместе с другой сестрой Евпраксией и племянником Давидом отправилась в Святую Землю.

Совет

После паломничества к святыням Константинополя, она прибыла в Иерусалим. Поклонившись Гробу Господню, святая Евфросиния приняла мирную и блаженную кончину в русском монастыре в честь Пресвятой Богородицы в Иерусалиме 23 мая 1173 года.

(По другим сведениям она была погребена в обители святого Феодосия в паперти храма Пресвятой Богородицы.)

Совет

3 октября 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь.

Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княжны, которые были перенесены ими в Киево-Печерскую Лавру.

В 1910 году мощи преподобной Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся в настоящее время.

Источник: https://akafist.ru/saints/evfrosinija-polockaja/

Преподобная благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая: житие, просветительская деятельность, день памяти :

В историю домонгольской Руси вошла благоверная княгиня Евфросиния Полоцкая, принадлежавшая к княжескому роду, основателем которого являлся сын князя Владимира Великого и его жены Рогнеды – Изяслав.

Свою славу она снискала как выдающийся религиозный деятель и просветитель периода Полоцкого княжества. Несмотря на сравнительно позднюю канонизацию, она входит в число наиболее почитаемых православных святых.

Родственница византийских императоров

Точная дата её рождения вызывает споры у исследователей, но, по мнению наиболее авторитетных специалистов, она приходится на 1104 год. Известно, что во святом крещении будущая святая получила имя Предславы. Впоследствии, при вступлении в монашество, она сменила его на Евфросинью, под которым и вошла в русскую историю.

В 1068 году дед княгини, князь Всеслав Брячиславич, отвоевавший мечом киевский престол, посадил на удельные княжения своих сыновей, но так как отец Евфросинии – Святослав Всеславич был младшим из них, то свой родной Полоцк, являвшийся крупным торговым и административным центром, в управление он не получил. Есть мнение ряда учёных, что для княжения ему был предоставлен менее значимый по тем временам Витебск. В нём, как принято полагать, и появилась на свет преподобная Евфросиния Полоцкая.

Также вызывает дискуссию в научном мире и имя матери будущей святой. Наиболее вероятной считается старшая дочь Владимира Мономаха – София.

Если это мнение справедливо, то сама Евфросиния Полоцкая приходится родственницей византийскому императору Мануилу I Комнину. Впрочем, многие оспаривают эту точку зрения. Предслава (Евфросиния) была старшим, но не единственным ребёнком в семье.

«Повесть временных лет», а также «Житие», составленное после её кончины, упоминают о младших братьях и сёстрах.

Тайный постриг княжеской дочери

Известно, что, получив хорошее домашнее образование, и рано овладев грамотой, Предслава с юных лет пристрастилась к чтению религиозной литературы – единственно доступным по тем временам книгам. Это во многом определило её дальнейшую судьбу.

Когда по достижении совершеннолетия, то есть двенадцатилетнего возраста, отец попытался выдать девушку замуж, подыскав ей подходящего в династическом отношении жениха, она категорически отказалась.

Более того, порывая связи со светской жизнью, Предслава тайно постриглась в монахини, приняв имя Евфросинии.

Настоятельницей Полоцкого женского монастыря, в котором состоялся постриг, была родная тётка Евфросинии – вдова князя Романа Всеславича. Вначале она всячески противилась решению племянницы, опасаясь гнева отца, и старалась отвратить её от принятого решения. Лишь после длительных уговоров настоятельница благословила девушку на столь решительный шаг.

Её опасения, как оказалось, были не напрасны. «Житие» повествует, что Святослава Всеславича это известие «повергло в печаль», и вместе с ним о случившемся скорбела вся семья. Однако, рассудив, что «на всё Воля Божья», он смирился, и попыток вернуть беглянку не предпринимал.

Начало просветительской деятельности

Поскольку молодая монахиня владела грамотой, в качестве послушания ей была поручена переписка церковных книг – книгопечатания, как известно, в те времена ещё не существовало. Поселившись в специально отведённой ей келье при Софийском соборе, Евфросиния Полоцкая трудилась все дни в скриптории – особом помещении, предназначенном для работы писцов.

В те давние времена процесс письма представлял собой нелёгкую физическую работу, которой занимались почти исключительно мужчины.

Достаточно сказать, что писать в ту эпоху было принято не на столе, а на ладони левой руки, локоть которой упирался в колено. Текст наносился на пергамент – материал из сыромятной недубленой кожи.

Обратите внимание

Уставной шрифт, должен был быть крупным, прямым без наклона, при этом буквы отделялись друг от друга равными интервалами.

Кроме безукоризненного знания грамоты, переписчик обязан был обладать и художественными способностями, поскольку заголовки разделов, а также заглавные буквы требовалось оформлять растительным или животным орнаментом. Кроме того, в отдельных случаях текст украшался миниатюрами. Именно в скриптории Софийского собора началась просветительская деятельность Евфросинии Полоцкой.

Основание Спасского монастыря

В 1133 году недалеко от Полоцка в небольшой деревушке Сельцо, являвшейся собственностью местной епархии, началось строительство Спасского женского монастыря. Инициатором этого богоугодного начинания стала Евфросиния Полоцкая. «Житие» рассказывает, что обозначил это место ангел Божий, явившейся ей во сне.

Небесный посланник, указуя перстом на берег реки Полоты, сказал деве, что отныне здесь её место. Это сновидение повторилось трижды, после чего Евфросиния поведала его полоцкому епископу Илие, который в присутствии князя Бориса Всеславича и всех знатных жителей города, объявил, что передаёт Сельцо будущему монастырю.

Строительство Спасского собора

Как свидетельствуют исторические документы, рождение монастыря было отмечено знаменательным событием – началом строительства Спасского собора, инициатором которого также явилась инокиня Евфросиния. Работа по возведению основного объёма здания была выполнена в рекордный по тем временам срок – 30 недель, то есть один строительный сезон.

Разумеется, в столь важном деле не обошлось без помощи Вышних Сил. «Житие» рассказывает, в частности, что однажды, когда у строителей закончился их основной материал плинфа – тонкий обожжённый кирпич квадратной формы, по молитвам Евфросинии, перед ними чудесным образом явилось его недостающее количество.

Строительством в Сельце руководил выдающийся зодчий домонгольского периода Иоанн. Возведённый им и дошедший до наших дней храм Святого Спаса является единственным на территории республики Беларусь сооружением, где в первозданном виде сохранились фрески XII века.

Возведение в сан игуменьи

По завершении строительства храма, преподобная Евфросиния Полоцкая была возведена в сан игуменьи новой обители.

Её ближайшими помощницами стали родственницы – двоюродная сестра Звенислава и родная – Гордислава, которую Евфросиния постригла тайно, вызвав в монастырь якобы для обучения грамоте.

Узнав о её намерении, отец приехал в монастырь, и в слезах уговаривал свою младшую дочь вернуться домой, но её решение было непреклонно. Обе сестры принесли в дар обители богатые вклады.

Святой образ – дар Константинополя

С именем первой игуменьи Спасского монастыря в Сельце связано появление на Руси одной из её наиболее почитаемых святынь – иконы Богородицы Эфесской.

Принято считать, что ещё во дни земной жизни Царицы Небесной евангелистом Лукой были написаны три Её образа.

За одним из них Евфросиния послала в Константинополь своего слугу Михаила, снабдив его письмом к императору Мануилу, приходившемуся ей родственником, а также к патриарху Луке Хрисовергу.

Прибыв в Полоцкое княжество, святыня находилась вначале в Спасском, а затем в Богородицком монастырях, после чего в 1239 году была перенесены в Воскресенскую церковь города Торопцы.

В советский период она экспонировалась в одном из залов Ленинградского Русского музея, а в 2009 году была временно помещена в церковь святого Александра Невского в посёлке Княжье Озеро Московской области, где находится и поныне.

Святыня, созданная в мастерской Спасского монастыря

Важным этапом просветительской деятельности игуменьи Евфросии стало создание ювелирной и иконописной мастерских в помещениях возглавляемого ей монастыря.

В 1161 году одним из наиболее искусных мастеров того времени Лазарем Богше был изготовлен по её заказу наперсный крест с вмонтированным в него реликварием – ковчегом, где хранились нетленные мощи святых угодников.

На протяжении многих столетий он являлся святыней белорусского народа, и одновременно памятником его древней письменности.

Хранившийся долгие годы в Спасском монастыре, этот крест был вывезен в XIII веке в Смоленск, а затем в 1514 году по указу Ивана III отправлен в Москву. Его внук – Иван Грозный вернул реликвию на её родину. В период наполеоновского нашествия, чтобы спасти крест от врагов, его замуровали в нишу стены Софийского собора, а после изгнания французов вновь поместили в Спасский монастырь.

Пережив века, и те беды, которые обрушились на Россию, бесценная реликвия была безвозвратно утрачена в советские годы.

Читайте также:  Собор покрова богородицы на рву (храм василия блаженного), россия, город москва, красная площадь

Ещё во время национализации церковных ценностей её изуродовали, выломав драгоценные камни, и содрав позолоту.

Когда же в 1941 году советские войска отступали из Могилёва, крест XII века был брошен на произвол судьбы, после чего бесследно исчез. В статье представлено фото его копии, сделанной в наше время.

Паломничество в Иерусалим

В 1167 году незадолго до своей смерти преподобная Евфросиния, покинув Полоцкое княжество, отправилась во Святую землю поклониться Гробу Господню.

Как бы предчувствуя вечную разлуку, полочане устроили ей всенародные проводы, на которые приехали её родные братья Давид, Вячеслав и Василёк. С ними прибыли и две её племянницы – дочери Вячеслава – Ольга и Кирьяна, которых отец просил благословить на принятие монашеского пострига.

Покидая основанную ей обитель, Евфросиния Полоцкая поручила управление ей своей родной сестре и ближайшей помощнице Евдокии.

Важно

По благословению полоцкого епископа Дионисия, преподобная Евфросиния, сопровождаемая родным братом Давидом и двоюродной сестрой Евпраксией, отправилась в Константинополь, чтобы затем проследовать во Святую Землю.

Историки полагают, что эта поездка, осуществлённая не морским, а сухопутным путём, носила также и дипломатический характер.

В частности, на одном из её этапов произошла встреча Евфросинии с византийским императором Мануилом, направлявшимся во главе войска в поход против венгров.

Кончина преподобной Евфросинии Полоцкой

В начале 1167 года полоцкая игуменья и сопровождавшая её свита достигли Иерусалима. В те годы святой город принадлежал крестоносцам, и во главе его стоял король Амальрих I, приходившийся Евфросинии дальним родственником.

После нескольких дней, проведённых в молитве возле Гроба Господня, знатная паломница неожиданно заболела. Состояние её стало быстро ухудшаться.

Не оказала заметной помощи и вода, доставленная по просьбе больной со святой реки Иордан, взятая в месте крещения Иисуса Христа.

Предчувствуя близкую кончину, преподобная Евфросиния обратилась с прошением к настоятелю иерусалимской Лавры Саввы Освященного с просьбой похоронить её в монастырском храме.

Однако, это желание не было исполнено, поскольку обитель была мужской, и женщин в неё не допускали ни живых ни мёртвых.

Получив отказ, преподобная купила погребальное место в храме монастыря Феодосия Великого, где и была похоронена после того, как 23 мая (ст. стиль) 1167 года Господь призвал её душу в Свои Небесные Чертоги.

Возвращение нетленных мощей

После захвата Святого города мусульманами в 1187 году мощи Евфросинии Полоцкой были перевезены в Киево-Печерскую лавру, где упокоились в одной из пещер. Её почитание началось вскоре после кончины, но носило сугубо местный характер. Несмотря на то что самая ранняя икона Евфросинии Полоцкой датируется XVI веком, в этот период за пределами Московского княжества её имя было мало известно.

Официальная канонизация святой произошла сравнительно поздно – лишь в 1893 году. Тогда же был установлен день памяти Евфросинии Полоцкой, отмечаемый 5 июня как Православной, так и Грекокатолической церковью.

На протяжении многих десятилетий начиная с 1833 года жители Полоцка, добивались переноса мощей преподобной Евфросинии из Киева в их родной город.

Совет

После долгих проволочек и бюрократических препон, разрешение на это было дано лишь в 1910 году императором Николаем II. В день блаженной кончины праведницы 23 мая (ст.

стиль) того же года её мощи были доставлены в Полоцк и торжественно помещены в Спасский собор, где для них была приготовлена кипарисовая рака, покрытая чеканным серебром.

Памятник, открытый в Полоцке

27 сентября 2000 года в день празднования Воздвижения Креста Господня был открыт памятник Евфросинии Полоцкой.

Полоцк в тот день отдавал долг памяти святой, оставившей столь яркий след в его истории. Автором композиции является скульптор Игорь Голубев.

На торжественной церемонии присутствовали как жители города, так и многочисленные гости, собравшиеся ради этого знаменательного события.

О чем молятся евфросинии полоцкой?

Во дни своей земной жизни преподобная прославилась тем, что усмиряла конфликты, интриги и много потрудилась создавая основы культуры и искусства своего народа.

И сегодня многие паломники, приходящие в Спасский собор Полоцка, или возносящие молитвы у себя дома, просят её ходатайства перед Небесным Престолом о ниспослании мира в семье и обществе, о разрушении интриг, создаваемых недругами, а также милости Божьей, столь необходимой нам во всех областях жизни.

Источник: https://www.syl.ru/article/310333/prepodobnaya-blagovernaya-knyaginya-evfrosiniya-polotskaya-jitie-prosvetitelskaya-deyatelnost-den-pamyati

Преподобная Евфросиния Полоцкая

Преподобная Евфросиния Полоцкая — одна из тех полочан, которые прославили свою родную землю на весь мир. Однако житие полоцкой святой начинается совсем с другого имени…

Житие преподобной Евфросинии Полоцкой

Княжна Предслава, дочь витебского князя Святослава, была правнучкой святого князя Владимира. Жизненный путь, который она выбрала, опередил свое время, да и в наши дни видится исключительным. Это был путь монашеской аскезы, неустанных трудов, просвещения. И путь святости.

В 12 лет не по годам образованная и необыкновенно красивая молодая княжна отказалась от династического брака и была тайно пострижена в монашество своей теткой Романой, игуменьей женского монастыря. Поначалу игуменья пыталась отговорить чересчур молодую племянницу от такого решения, но, увидев ее разумность и твердость, благословила.

После пострига Евфросиния послушалась  в монастыре, а позже, получив благословение епископа Илии, ушла в затвор при полоцком Софийском соборе. Там она жила в особой келье («голбце»). Ее основным занятием было переписывание книг.

Когда по прошествии времени юная монахиня окрепла духом, ей трижды явился во сне Ангел и открыл место новой обители, которую ей следовало основать. Епископу Илии Ангел также указал, что Евфросиния должна стать игуменьей нового монастыря.

Женский монастырь Преображения Господня

В 1128 году Евфросиния переселилась в местечко Сельцо рядом с Полоцком и основала там женский монастырь и при нем одну из первых на Руси женских школ. Здесь девушек обучали переписыванию книг, пению и многим видам рукоделия. При обители были организованы скрипторий и библиотека. Новый монастырь быстро расцветал, становясь центром просвещения.

Следуя за преподобной Евфросинией, приняли постриг ее родная и двоюродная сестры — Градислава и Звенислава (после крещения Евдокия и Евпраксия). Позже к числу монахинь присоединились и две племянницы игуменьи — Ольга и Агафья.Можно только догадываться, какой внутренней силой и духовным авторитетом обладала преподобная…

Жизнь Евфросинии Полоцкой трудно уместить в коротком пересказе, в перечислении наиболее значимых ее предприятий… Это была просветительница, которая совмещала монашеский подвиг с внешней деятельностью. Она была настоящей духовной матерью не только монахиням, но и всей своей земле, разделенной междоусобицами. Но все-таки о фактах…

Святыни преподобной Евфросинии Полоцкой

В 1161 году в Полоцке был построен Спасо-Преображенский собор — сокровище древнерусской архитектуры. Его создание сопровождалось чудесами, описанными в житии святой Евфросинии Полоцкой: кирпичи, которых не хватало для окончания строительства, чудным образом появились ночью у стен собора.

Обратите внимание

На сегодня это единственный белорусский храм, где сохранились фрески XII века. Уникален Спасский собор и по своей архитектуре. Под скатной кровлей, сделанной гораздо позже, сохранилась удивительная система сводов и кокошников.

Внутренняя структура храма также интересна: по обеим сторонам хор были устроены две небольшие кельи (крошечные копии самого храма).

В одной из келий, глядя в алтарь сквозь маленькое окошко, молилась игуменья, в другой — одна из ее сестер (Евдокия или Евпраксия).

Для собора игуменья благословила сделать напрестольный крест. Выполненный ювелиром Лазарем Богшей, крест Евфросинии Полоцкой на сегодня считается одной из самых известных православных святынь Беларуси. Он был сделан тонко и искусно, инкрустирован драгоценными камнями и украшен эмалями. Внутри хранились частицы мощей святых и Животворящего Креста.

Позже святая Евфросиния основала и мужской Богородицкий монастырь. Известно, что игуменья приходилась далекой родственницей императору Византии Мануилу I Комнину.

Пользуясь этим обстоятельством, она просит императора и патриарха Константинопольского Луку прислать для новой обители список Ефесской иконы Богородицы. Считается, что этот образ написал сам апостол Лука.

В 1162 году на Русь была доставлена икона Божией Матери, сопровожденная Патриаршей грамотой для игуменьи. Впоследствии перед этой иконой венчался благоверный князь Александр Невский.

Последнее паломничество преподобной Евфросинии Полоцкой

Чувствуя приближение конца своего земного пути, преподобная Евфросиния совершила паломничество на Святую Землю, чтобы поклониться Гробу Господню и посетить места земной жизни Христа. Ее сопровождали сестра Евпраксия и племянник Давид. Гробу Господню святая игуменья принесла в дар драгоценную кадильницу, первую в ряду даров русских женщин Святой Земле.

Важно

В дороге Евфросиния Полоцкая тяжело заболела и спустя 24 дня умерла. Это произошло в 1173 году. Ее тело было погребено в монастыре преподобного Феодосия на Святой Земле.

Из Иерусалима в Киев, из Киева в Полоцк

В 1187 году в Иерусалиме началась война. Покидавшие город русские монахи увезли мощи полоцкой святой и положили их в Киево-Печерской лавре.

Земли Белой Руси в течение веков подвергались многим испытаниям, становились частью разных государств. Большие потрясения затронули и Церковь. Сильнейшим из них, пожалуй, стала уния 1596 года, поставившая под угрозу само существование Православия в этом крае.

Однако в 1833 году Полоцкая епархия восстанавливается. С того момента начинают звучать просьбы о возвращении мощей преподобной. Но лишь в 1910 году, после Пасхи, они были доставлены по Днепру в Полоцк на белоснежном пароходе, украшенном цветами.

При этом событии присутствовала Великая княгиня Елисавета Феодоровна Романова.

В советское время святые мощи, подобно многим другим святыням, были реквизированы новой властью и помещены в Витебский музей краеведения. Однако во время Великой Отечественной войны верующие с разрешения местных властей перенесли их в Крестовоздвиженский собор Спасо-Евфросиниевского монастыря, где они хранятся и теперь.

Драгоценная рака преподобной и крест Лазаря Богши бесследно исчезли в советское время, но были воссозданы и сегодня находятся в Полоцке.

Евфросиния — значит Радость

Путь Евфросинии Полоцкой весь был подвигом, молитвой, неустанным деланием. Ее имя (от греч.eὐφροσύνη —  «радость») стало одним из самых популярных женских имен. Сегодня житие преподобной — важнейший памятник агиографической литературы, а сам ее образ лег в основу многих современных произведений искусства и стал эталоном святости для всего православного мира.

Жизнь святой Евфросинии поистине служит примером и вдохновением для современных монахинь, ведь именно она стала первой игуменьей земли Русской.

Дни памяти: 5 июня (23 мая по старому стилю), 25 июня (12 июня по старому стилю)

Юлия Гойко

Молитва преподобной Евфросинии Полоцкой

О преподобная мати Евфросиние! Услыши ны молящияся тебе; испроси нам, рабам Божиим (имена), преспеяние в жизни добродетельней; огради сердца наша верою, надеждою и любовию, и страхом Божиим, подай нам помощь во трудех и скорбех наших, изьми ны от всякия нужды и тесноты, от лютых болезней и от нечаянныя смерти, и приведи ны ко истинному покаянию при исходе от жизни сея; испроси нам у Господа Бога кончину мирну, безболезненну, непостыдну, Святых Таин причастну; и проведи ны чрез мытарства воздушная. Ей, преподобная Евфросиние, помози нам молитвами твоими: огради нас и заступи от всяких козней вражиих, да сподобимся спасение получити у Христа Господа, Егоже и сподобимся славословити, со Безначальным Отцем и со Святым Духом, во веки веков.

Видео о преподобной Евфросинии Полоцкой >>

Приобрести икону преподобной Евфросинии Полоцкой (или другие святыни) >>

Заказать икону преподобной Евфросинии Полоцкой в иконописной мастерской нашего монастыря >>

Заказать молебен преподобной Евфросинии Полоцкой (или другие требы) >>

Паломничество >>

Источник: http://svjatye-obitel.ru/svyataya-prepodobnaya-evfrosiniya-polotskaya/

Евфросиния Полоцкая, преподобная

Преподобная Ефросиния, игумения Полоцкая, в миру Предислава, была правнучкой в пятом поколении святого равноапостольного князя Владимира († 1015; память 15/28 июля) и дочерью князя полоцкого Георгия Всеславича. С детских лет она была обучена чтению Псалтири и других книг Священного Писания.

Любовь к книжному учению сочеталась у нее с усердной молитвой, внешняя красота — с целомудрием и глубокой сосредоточенностью. Слава о ее мудрости и красоте распространилась далеко за пределы Полоцкой зем­ли. Многие князья просили руки Предиславы. Однако все предложения о браке она отвергала.

Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из знатных князей, она тайно ушла из дома в обитель, где ее тетя — игумения Романия (вдова князя Романа Всеславича) — была настоятельницей.

Совет

Несмотря на молодость и красоту Предиславы, игумения не испугалась возможного гнева ее родителей и, призвав священномонаха, повелела ему облечь молодую княгиню в иноческий образ с именем Евфросиния. Узнав о том, родите­ли горько плакали о ней как бы об умершей, но предостави­ли ее воле Господа.

Читайте также:  Собор покрова пресвятой богородицы в хотькове, россия, московская область, город хотьково

В первые годы юная монахиня вела обыкновенную иноческую жизнь.

По благословению епископа Полоцкого Илии юная монахиня стала жить при Софийском соборе, подражая тем самым пребыванию Пресвятой Богородицы в Иерусалим­ском храме.

Здесь она не только изучала книги в библиотеке собора, но и занима­лась их переписыванием. Вырученные деньги от продажи книг преподобная Евфросиния тайно раздавала нищим.

Однажды в сонном видении святой Евфросинии явился Ангел Господень, который внушил ей основать обитель недалеко от Полоцка в местечке под названием Сельцо. Это видение повторилось еще дважды. С тем же наставлением Ангел явился и епископу Полоцкому Илии.

Через некоторое время — это уже было при князе Борисе Всеславиче († 1128) в 1125 году — епископ Илия с подобающим торжеством передал святой Евфросинии Преображенский храм в Сельце для основания при нем женского монастыря.

Отправляясь туда, преподобная Евфросиния взяла с собой только свои книги — «все свое имение».

Постепенно, год за годом, Спасо-Преображенский монастырь расширялся, число его насельниц возрастало.

Со временем здесь были пострижены в монашество сестры преподобной Евфросинии: родная — Евдокия (в миру Градислава) и двоюродная — дочь князя Бориса Евпраксия (в миру Звенислава).

Обратите внимание

Преподобная учила молодых послушниц грамоте, переписыванию книг, пению, шитью и иным ремеслам, чтобы с юности они знали закон Божий и имели навык к трудолюбию. Основанная святой Евфросинией при монастыре школа способствовала быстрому росту обители.

В 1130 году дом полоцких князей постигло несчастье. Великий князь киевский Мстислав, за неоказание помощи ему против половцев, изгнал полоцких князей с их семьями.

Они нашли временный приют у своего родственника — греческого императора Алексея Комнина, сын которого был женат на дочери Всеслава, сестре полоцких князей.

Тем не менее князьям дорога была родина и по смерти Мстис­лава двое из них воротились в Полоцк в 1140 году, а другие еще прежде того.

https://www.youtube.com/watch?v=PEj9Rv3S42U

Ревнуя о благолепии обители, Евфросиния вместо деревянной церкви устроила в 1161 году каменный храм во имя Спасителя. Его строителем был мастер Иоанн, который сам пришел к преподобной, настав­ленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в храмоздательстве.

В этот храм преподобная Евфросиния пожертвовала напрестольный крест, украшенный золотом, с частицами мощей многих святых, а также с частью Животворящего Креста Христова. Внутри храма, по сторонам хоров, были устроены две тесные келлии, в одной из которых жила преподобная Евфросиния.

Отсюда слушала она богослужения, а сквозь небольшое окно, пробитое в стене, открывались ее взору обширные поля, вид города с его храмами.

Предметом особого попечения преподобной Евфросинии был основанный ею Богородицкий мужской монастырь.

Для чего святая просила патриарха Константинопольского Луку (1156—1169) и византийского императора Мануила (1143—1180) прислать ей список с чудотворной Ефесской иконы Божией Матери, некогда напи­санный святым евангелистом Лукой. Ефесская икона Божией Матери известна также под названием Корсунской.

В 1239 году она была перенесена в собор города Торопца по случаю венчания благоверного великого князя Александра Невского († 1263; память 23 ноября/6 декабря) и дочери князя полоцкого Брячислава.

Преподобная игумения, заботливая о славе имени Божия, усердно заботилась и о спасении сестер своих о Господе. Древний жизнеописатель передает трогательную беседу, которой она возбуждала их подвижничество. «Я собрала вас о Господе, — говорила преподобная, — как кокош собирает птенцев, собрала словесных овец на духовную пажить.

Важно

Паситесь же на заповедях Господних; возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостью заботилась о вашем спасении и видела с утешением духовные плоды трудов.

Стараюсь я сеять в вас слова Божии; но сердечные нивы ваши не остаются ли в прежнем виде? они не зреют; а время жатвы близится и лопата готова, чтобы отделить плевелы от пшеницы. Страшусь, не нашлись бы между вами плевелы и не преданы бы были огню неугасимому.

Старайтесь, молю вас, старайтесь сохранить себя от греха и спастись от геенны. Творите из себя чистую пшеницу Христову, измелитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовию, молитвами, чтобы быть хлебом сладким для Бога».

Свою просветительную деятельность и труды по устроению монастырей святая Евфросиния совмещала с заботой об умиротворении соседей, предотвращая ссоры и распри между князьями, боярами и простыми людьми. Всем желавшим жить благочестиво преподобная давала духовные советы в соответствии с предписаниями Святой Церкви. Зная силу ее молитвы, многие приходили к ней за духовной помощью и обретали ее.

Устроив обитель свою, дав ей правила, преподобная Евфросиния уже в преклонных летах решилась выполнить давнее желание свое — посетить святые места Палестины. Вверив обитель сестре своей Евдокии, преподобная отправилась на восток в сопровождении князя Давида и сестры Евпраксии.

На пути своем она встретилась с императором Мануилом, шедшим против венгров; потом в Константинополе была встреча с патриархом Лукою. Она посетила Святую Софию, поклонялась святыням и в других местах столицы восточной и продолжала путь в Иерусалим.

Здесь, остановясь в русском монастыре Пресвятой Богородицы, святая княжна несколько раз ходила на поклонение Живоносному Гробу Господню и поставила над ним лампаду. Потом обошла разные места, ознаменованные жизнью Спасителя, и в Русском монастыре занемогла.

После 24 дней болезни предала дух свой Господу 23 мая 1173 года.

Тело почившей преподобной, по ее завещанию, погребено было в обители прп. Феодосия, в паперти храма, там, где покоились матери преподобных Саввы и Феодосия.

Совет

3 октября 1187 года Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь.

Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княжны, которые были перенесены ими в Киево-Печерскую лавру. В 1910 г. мощи прп.

Евфросинии были торжественно перенесены в Полоцк, в основанный ею монастырь, где они покоятся в настоящее время.

Прп. Евфросиния Полоцкая прославилась в Русской Церкви как покровительница женского монашества.

Источник: http://www.saints.ru/e/Evfrosiniya_Polotskaya.html

Святая Ефросинья Полоцкая как символ русского единства

Глава из книги «Святые и пророки Западной Руси».

Святая Ефросинья, до пострига- Предслава, из рода Рюриковичей, внучка русского князя Владимира Мономаха и дочерью Полоцкого князя Георгия. Родилась ок. 1101 г.  Собственно, древнерусское государство некорректно называть только Киевским.

Оно было киево — новгородско- полоцким (показательно,что именно в Киеве,Новгороде и Полоцке святой князь Ярослав Мудрый инициировал строительство соборов св.Софии,сделав эти города «русским царьградами») а затем и владимирским. Полоцк был великим центром русского Православия,культуры, самосознания, образования, летописания.

И сейчас он не должен быть просто «уездным» центром, а быть возрожден как одна из русских духовных и культурных столиц.

Именно всей Руси, ибо история древнерусского государства убедительно демонстрирует всю относительность и условность разделения на Великую, Малую и Белую Русь, в нее входила и Северская, и неподчиненная Киеву Подкарпатская Русь, все эта была Русь, по греческому произношению- Россия, по латыни –Рутения, где жили живут русские, по греческому произношению- россияне, по латинскому- русины.

Однако, вернемся к святой Ефросинье.

Эта молодая, красивая и образованная  княжна с юности решает посвятить себя Богу и Церкви, и несмотря на непонимание родни, считавшей, что  монахи уходят только несчастные, уже будучи сосватанной родовитому княжичу, в 12 лет тайно уходит в монастырь, где постригается с именем Ефросиния, молиться и учиться ей просто было интереснее, чем светская жизнь. И она стала не просто молитвенной, но  и ученой монахиней. Затем, ей и полоцкому епископу Илие было одновременное видение Ангела, благословляющего Ефросинью основать собственный монастырь, и епископ Илия передает ей для устройства монастыря Преображенский храм и землю в  селе Сельцо. Поимо женского, она стала и основательницей Богородского мужского монастыря. Основанные ей монастыри становятся центрами и непрестанной молитвы, но и народного образования. Евфросинья сама пишет книги и поучения мирянам, следит за продолжением  полоцкого летописания, не дает ему угаснуть.. « Считается, что она участвовала в составлении Полоцкой летописи. При библиотеке Софийского собора Евфросиния организовала мастерскую по переписыванию книг. Вырученные от их продажи деньги раздавались нищим».( Преподобная Ефросиния Полоцкая, В .Перхавко, Московский журнал, 2001 ый год).

. Также бдительно она следит за регулярным пополнением библиотеки полоцкого Софийского собора.

  Игуменья Ефросиния занимается и непрестанной молитвой, по ее молитвам исполняются многие прошения, происходят исцеления, но и православной русской политикой- она, как и многие другие люди Русской Церкви, мирит враждующих русских князей, пытаясь оставить раздробление Руси, результатом которого стала ее оккупация и с Запада, и с Востока. Постригшись в монахини, Ефросиния была «теневой княгиней», выдающимся русским политиком, примирителем русских князей, в частности, полоцких с киевскими. Последние были наказаны, изгнаны  с Руси киевским князем Мстиславом за отказ участвовать в общерусском походе на половцев и святость, авторитет и русская политическая воля позволили Ефросинье избежать их судьбы.

Уже в семидесятилетнем возрасте игуменья Ефросиния Полоцкая предпринимает паломничество на Святую Землю, где заболевает и умирает 23 мая 1173 года.

В 1187 году ее святые мощи переносятся в Киево-Печерскую Лавру, а в 1910м году святой император Николай Второй переносит ее мощи в Полоцк для укрепления православных русских начал на Западной Руси (по другой версии, под паломничеством в Св.Землю подразумевалось паломничество в «Новый Иерусалим» и «Святой град» Киев.

Чудотворной Крест Ефросинии Полоцкой, великое произведение русского ювелирного искусства, созданный по заказу св.

Обратите внимание

Ефросинии Лазарем Богшей в 1161 году,  попавший в Москву  в результате воссоединения Смоленска с Россией в 1514м году,  православный русский царь Иоанн Четвертый взял с собой в военный поход по освобождению Западной Руси от иноверного ига и для воссоединения русских земель.

Иоанн отдал Крест освобожденном им Полоцку, установив его в 1563 году в основанном св.Ефросинией Спасском монастыре.. То значение, которое он предавал именно этой святыне, свидетельствует о том, как сильно почитали святую полоцкую игуменью и на востоке Руси.

Собственно, канонизация святой Ефросиньи состоялась на Московском Соборе 1547 года, созванного  установителем праздника всех Русский святых, куда вошли святые и запада, и востока Руси, митрополитом Московским Макарием.

Возвращение св.Ефросинии своими святыми мощами в Полоцк в 1910м году действительно было триумфом «русского триединства».

Православные добивались этого возвращения со времени воссоединения Полоцкой Руси с Россией, но до великого полоцкого Собора 1839 года, вернувшего белорусских униатов в Православие, и до справедливо подавления польского террористического восстания Полоцк и его святыни, в том числе основанный св.

Ефросиньей Спасский монастырь, были в униатских руках. И даже после подавления восстания польско –католические «духовные оккупанты» делали все,что могли, чтобы не допустить возрождения православно русского Полоцка.

И только в 1909м году царь-мученик Николай Второй проявил, наконец, православную миссионерскую и политическую волю и принял решение о перенесении мощей св.Ефросинии на родину-в Полоцк.

Это было сделано в рамках «канонизационной политики «царя-мученика» Николая Второго, когда форсировались канонизации святых лидеров религиозной и национально – освободительной борьбы русского народа, таких, как патриарх Ермоген, креститель русской Сибири малоросс архиепископ Тобольский Иоанн (Максимович), святой Северской Руси, инициатор процесса воссоединения Русской Церкви, закончившего каноническим присоединением Киевской и  Малой России митрополии к  Русской Православной Церкви в1686 м году, архиепископ Черниговский Феодосий.

Важно

И действительно, возвращение святой Ефросинии в Полоцк стало грандиозным праздником единства Великой, Малой  и Белой России, которое несмотря на свои адские предпринимаемые  усилия, не смогут разрушить действительно сатанинские силы, над этим разрушением работающие:

«…Продолжительный спор двух древних городов за право хранения мощей преподобной Евфросинии закончился 3 июля 1909 года, когда Государь Николай II подписал резолюцию, в которой выразил свое согласие на возвращение святыни в Полоцк.

Читайте также:  Икона божией матери бахчисарайская

А 29 января 1910 года был издан Указ Императора, утверждавший порядок торжественного перенесения мощей из Киево-Печерской Успенской Лавры в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский женский монастырь.

Святыню перевозили по Днепру на пароходе «Головачев» 737 км, а от Орши до Полоцка через Витебск окружным путем 201 км раку с мощами несли священнослужители, монахини и простые богомольцы. Это памятное событие вошло в историю под названием Свято-Евфросиниевских Торжеств.

Прощальные Торжества по случаю перенесения мощей преподобной Евфросинии начались в Киеве во второй день Пасхи – 19 апреля 1910 года.

На следующий день мощи угодницы Божией переложили в новый кипарисовый гроб, а старую раку, в которую поместили частицу мощей святой, оставили в Лавре на прежнем месте.

Затем святыню перенесли крестным ходом из Благовещенской церкви Дальних пещер в Великую Лаврскую церковь, где она пребывала почти двое суток. Все это время, днем и ночью, киевляне и паломники прикладывались к мощам преподобной.

22 апреля после Литургии раку с мощами перенесли крестным ходом на казенную пристань и поставили в носовой части парохода «Головачев» в специально устроенной для святыни часовне. Под звон колоколов и звуки военного оркестра Киев проводил Полоцкую княжну.

Мощи преподобной Евфросинии сопровождали духовенство, игумения Илариона с двенадцатью монахинями Спасской обители и представители светской власти.

Совет

Невозможно было не удивляться глубине веры народной. Увидев пароход еще издали, люди с благоговением вставали на колени, держа в руках зажженные свечи.

Со слезами на глазах они взывали: «Преподобная мати наша Евфросиние, моли Бога о нас!» Священник Спасо-Евфросиниевского монастыря протоиерей Николай Черепнин так описывал встречи мощей преподобной жителями селений, мимо которых проплывал «Головачев»: «Ночь и дождь не считались препятствием к оказанию почтения и благоговения святым мощам преподобной Евфросинии. Массы народа не обращали внимания ни на какие стихийные препятствия. Когда пароход после непродолжительных остановок продолжал плавание, стар и млад бежали по берегу за пароходом, перепрыгивая огороды, ручьи и канавы, хватали в бутылки воду из волн от парохода, промывали ею себе глаза… Можно было подумать, что к берегам Днепра стеклась вся Русь Православная». Такие трогательные картины можно было видеть по всему пути следования парохода.

К этому радостному событию готовился каждый город, село, местечко, расположенные от Киева до Полоцка. Пароход совершал остановки только в крупных населенных пунктах: Любече, Речице, Жлобине, Рогачеве, Быхове, Могилеве.

Храня в душе простую и искреннюю веру, люди старались встретить мощи угодницы Божией самым почетным образом. Улицы украшали флагами, гирляндами, коврами, арками из ветвей и цветов.

В некоторых местах верующие устилали путь, по которому должны были пронести мощи преподобной, хвоей, цветами, полотнами, полотенцами и платками. Окна домов, балконы, а нередко и крыши были заполнены людьми, желавшими видеть святыню.

На Торжества собралось множество богомольцев со всех концов необъятной России. В одном только маленьком Рогачеве мощам святой поклонилось около 50 тысяч человек, в Могилеве – 75 тысяч, в Орше – 40 тысяч.

В местах остановок преподобную встречали крестным ходом под звон колоколов и пение величания. В сельских и городских церквах совершались праздничные богослужения: всенощные бдения, Литургии и молебны преподобной Евфросинии.

Нередко из-за огромного стечения народа службы проходили и под открытым небом.

20 мая 1910 года крестный ход с мощами святой прибыл в Полоцк, который «никогда не видел в стенах своих такого скопления народа, пришедшего не только из Витебской и соседних губерний, но и из Твери, с берегов Волги и других отдаленных мест…». Святыню принесли в Николаевский кафедральный собор, где было отслужено всенощное бдение, а на следующий день, 21 мая, – Божественная Литургия. Верующие имели возможность прикладываться к мощам и днем и ночью.

Все прибывавшие в город прежде всего спешили поклониться мощам святой подвижницы. Князья и простолюдины, правители и подчиненные, богатые и бедные, святители и пасомые – все в эти дни были объединены одним желанием: еще раз припасть к нетленным мощам преподобной и проникнуться духом ее заветов, чтобы жить и умереть подобно ей.

Обратите внимание

В те дни даже погода благоприятствовала тому, чтобы святая игумения со славой вступила в свой родной город и свою родную обитель. «На небе весело сияло солнышко, ни одного облачка не было видно – все они теперь убежали куда-то вдаль, чтобы не мешать солнышку смотреть на дивный праздник, чтобы не омрачать великого торжества.

А на лицах встречавших светилась другая, духовная, радость; эта радость проникла глубоко в душу и там разгоняла душевные тучи. “Что теперь горе, нужда, житейские невзгоды и несчастья? Все надо забыть! Теперь с нами преподобная, и мы около нее.

Она нас защитит, поддержит, наставит, помолится за нас!”» – так, несомненно, думалось многим, участвовавшим в Торжестве.

Город с особым усердием подготовился к встрече своей небесной покровительницы. Все улицы были красиво украшены цветами и флагами; полочане устроили изящные арки, через которые проходила торжественная процессия.

В праздничном шествии приняли участие Высочайшие Особы, специально прибывшие на Торжества, – Великий Князь Константин Константинович Романов с сыновьми Игорем и Олегом, Королева Эллинов Ольга Константиновна и Великая Княгиня Елисавета Феодоровна.

Крестный ход проходил по Витебской улице (проспект Франциска Скорины), где находилась великолепная арка с гербом города (воин-всадник) и надписью на полукружии: «Благословен Грядый во Имя Господне».

22 мая после совершения Литургии в соборе процессия со святыней направилась в Спасскую обитель. Перед въездом в березовую аллею, которая вела к воротам монастыря, инокини устроили арку с надписью: «Гряди, Радость Наша, Преподобная Мати Евфросиние».

Со слезами радости на глазах и зажженными свечами в руках вышли сестры обители навстречу возвращавшейся к ним преподобной. Земным поклоном приветствовали монахини прибытие святой игумении.

Так исполнились пророческие слова Полоцкой княжны о возвращении ее в родной край.

Важно

23 мая, по окончании Божественной Литургии, под пение молебна и звон колоколов мощи преподобной поставили в Спасской церкви в освященную серебряную раку, средства на изготовление которой жертвовали все епархии Северо-Западного края.

В настоящее время мощи угодницы Божией почивают в Кресто-Воздвиженском соборе под резной сенью в новой серебряной раке, сделанной по образцу раки 1910 года. Промыслительно, что нетленные мощи преподобной перенесены в Спасо-Евфросиниевский монастырь именно в день ее блаженной кончины.

Теперь Православная Церковь празднует не только преставление праведницы, но и перенесение ее святых мощей из Киева в Полоцк (день празднования – 6 июня – установлен Синодом Белорусского Экзархата Русской  Православной Церкви в 2007 году).

Поистине событие перенесения мощей преподобной Евфросинии навсегда осталось в памяти всего белорусского народа.

По воспоминаниям одного из участников Торжеств 1910 года, «это был великий, чисто духовный, но в высшей степени отрадный и знаменательный праздник Белоруссии… Нет, более чем Белоруссии, – всей Русской земли… Этот праздник показал, что жив Бог, жива в народе и вера в Него, что народ любит Бога и ищет Его, что народ хочет и жаждет духовных радостей и Божьей правды». http://spas-monastery.by/history/articles/?id=3973»

Кирилл Фролов

Источник: http://teleskop-by.org/2018/05/30/svyataya-efrosinya-polotskaya-kak-simvol-russkogo-edinstva/

Святая Евфросиния Полоцкая

Преподобная благоверная княгиня Ефросиния Полоцкая, причисленная церковью к лику святых, считается одной из самых сильных небесных заступниц белорусской земли. Известная просветительница Полоцкого княжества.

В совсем юном возрасте осознанно отказалась от предстоящего династического брака и решила податься в монахини. Основным делом ее жизни стала просветительская и миротворческая деятельности. Активно выступала против ведения войн, занималась переписыванием и переводом книг.

На скопленные средства построила две церкви в Полоцке, которые длительное время являлись известными центрами просвещения. В качестве просветительской деятельности считается причастной к открытию ювелирной и иконописной мастерских. До наших дней хорошо сохранился один из т.н.

крестов Евфросинии Полоцкой, заказанный одному из мастеров указанной ювелирной.

Совет

Точная дата рождения по причине отсутствия официального подтверждения неизвестна. Предположительно это период с 1101 по 1005 годы. Зато достоверно известно, что родилась достаточно зажиточной витебской княжеской семье Святослава Всеславича. Начало ее жизни не отмечено ничем примечательным.

Получила начальное образование дома. Отец Евфросинии был самым младшим из братьев, поэтому на руководство Полоцким княжество претендовать не мог. Тем не менее в роду было предписано, кто и когда соединит династии в брачном союзе.

Однако, как отмечалось выше, к 12 годам Евфросиния решила податься в монахини и после посвящения поселилась в Софийском соборе в Полоцке. Причем произошло все это в тайне от семьи. Уже в столь юном возрасте ее хотели выдать замуж.

Но не по годам взрослый поступок юной княжны свидетельствовал о сформированном желании отказаться от утех и прочих аспектов светской жизни.

После первоначальной адаптации Евфросиния стала заниматься переписыванием и переводом церковных книг. Несмотря на то, что в то время в основном это дело по причине физической сложности поручали мужчинам.

И если выведение печатных букв с одной стороны не вызывало больших сложностей, выведение заглавных, основу которых составлял различный орнамент, требовало определенных художественных умений.

По некоторым преданиям и сохранившимся сказаниям примерно в 1130 году Евфросиния несколько раз увидела сон, в котором ангел приводил ее к определенному месту (недалеко от реки Полота) и сообщал о том, что оно подходит для возведения храма.

Рассказав об этом полоцкому епископу Илье, последний связался с князем Борисом, после чего вскоре началось возведение мужского монастыря-храма. Спустя несколько лет там же Евфросиния выступила с инициативой строительства и женского монастыря. Так примерно в 1133 году появился Спасский собор.

Обратите внимание

Длительное время эти два вновь возведенных храма были центром полоцкого просвещения. Возведение храмов, как передано предками, было связано с покровительством и мольбами Евфросинии. К примеру, в одно время закончились строительные материалы (плинфа). Однако на следующее утро они необъяснимым образом появились в печах. А само возведение храмов в среднем занято 30 недель. По тем временам это невероятно короткий срок.

Известен факт о том, что примерно в это же время Евфросиния, пригласив к себе родную сестру, втайне от отца постригла и посвятила ее в монахини. Этот факт стал очередным горестным ударом для отца, который желал младшей дочери светского брака и продолжения рода. После его смерти похожая ситуация произошла и с двоюродной сестрой Евфросинии.

Религиозная деятельность не ограничивалась посвящением в монахини новых прихожанок и просвещением через книги. Несколько позже описанных событий игуменья приняла решение о приобретении иконы Богородицы Эфесской у византийского императора Мануила. Так, один из ее слуг был отправлен в дальний путь. После длительного времени икона прибыла в Воскресенскую церковь.

Сохранилась до наших дней и хранится в церкви Александра Невского в России. Известен факт заказа нескольких необыкновенных церковных крестов у местных полоцких мастеров. Один из них (так называемый крест Евфросинии Полоцкой), к большому сожалению, был утерян во время Второй Мировой войны, и не найден до сих пор.

В 1997 году была изготовлена его точная копия, которая хранится в Спасо-Преображенской церкви в Полоцке.

Как говорят, талантливый человек талантлив во всем. Так и Евфросиния Полоцкая сочиняла музыку, сама рисовала и хорошо относилась к живописи, была известной меценаткой. Активно занималась общественной деятельностью. Тот период считается временем борьбы Полоцкого княжества за обретение независимости.

Считается, что влияние Евфросинии на процессы, происходившие в обществе, было значительным. Смерть наступила в Иерусалиме в 1167 году во время паломничества к святыням. Там же и была первоначально похоронена. Затем останки были перевезены в Киев. И лишь спустя длительное время обратно в Полоцк.

С канонизацией несмотря на церковное почитание начиная уже с конца XII века, оказалось все не так просто. Лишь в конце XIX века РПЦ провела официальную службу святой. В настоящий момент останки хранятся в Спасо-Евфросиньевском монастыре. Лик и образ просветительницы и святой считается одним из самых значимых для белорусов.

Важно

В ее честь названы улицы городов, установлены памятники, выпущены памятные монеты.

Источник: http://problr.by/svyataya-evfrosiniya-poloczkaya.html

Ссылка на основную публикацию