Преподобноисповедник архимандрит георгий (лавров)

Преподобный Георгий исповедник Даниловский Чудотворец

4 июля день — памяти преподобноисповедника архимандрита Георгия (Лаврова)

Преподобноисповедник Георгий (Герасим Дмитриевич Лавров) родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии в крестьянской семье. Из родного дома Герасим вынес глубокую веру в Бога и любовь к Святой Церкви.

До Данилова монастыря, в течение 24 лет, с 1890 по 1914 год, о. Георгий подвизался в Оптиной Пустыни. Напутствие поступать в Оптину он получил в детстве у раки преподобного Сергия: мальчик молился, чтобы преподобный даровал ему счастье в жизни, и в ответ услышал в душе слова: «Иди в Оптину».

В 1890 году Герасим пешком оправился в Оптину. Через месяц он прибыл в обитель и был принят на добровольное послушание.  10 октября 1898 года был определен в число братства монастыря, 23 июня 1899 года пострижен в монашество с наречением имени Георгий (в честь святого великомученика Георгия) и 24 октября 1902 года рукоположен во иеродиакона.

Обратите внимание

В монастыре отец Георгий исполнял, в основном, хозяйственные послушания. Внешние труды сочетались с духовным деланием, при всецелом, нерассуждающем послушании старцам.

Так возрастал будущий исповедник Христов от силы в силу (Еф. 4, 13), и к тому времени, когда настала пора покинуть стены Оптиной Пустыни, он был уже испытанным монахом,  готовым к деланию на ниве Христовой.

2 января 1914 года иеродиакон Георгий был переведен в Мещовский Георгиевский монастырь и Указом Святейшего Синода от 31 октября 1915 года назначен на должность настоятеля с рукоположением в сан иеромонаха. 3 января того же года был награжден набедренником.

Иеромонах Георгий управлял Мещовской обителью в тяжелое время мировой войны и революции. В этом ему помогали практический опыт и умение рачительно хозяйствовать, приобретенные в Оптиной, доброта и мудрость в отношениях с людьми.

2 ноября 1917 года за настоятельские труды отец Георгий был награжден Святейшим Синодом наперсным крестом.

В том же году Мещовскому Георгиевскому монастырю  было «преподано благословение Святейшего Синода с выдачей о сем грамоты… за заслуги… обители по обстоятельствам военного времени».

9 декабря 1918 года иеромонаха Георгия арестовали, и 4 июня 1919 года он был приговорен к расстрелу. В ночь перед расстрелом, во время молитвы,  ему было видение о том, что он и шесть его соузников, также приговоренных к смерти, останутся живы. Так по милости Божией и случилось. Для исполнения приговора смертников посадили в вагон.

На станции Тихонова Пустынь, куда прибыл этот вагон, его по ошибке прицепили к поезду, идущему не в Калугу, как предполагалось, а в Москву, где заключенных препроводили в Таганскую тюрьму.

Пока шло выяснение обстоятельств, была объявлена амнистия, и все остались живы.

Важно

По амнистии ВЦИК от 5 ноября 1919 года расстрел был заменен пятью годами заключения, которое отец Георгий отбывал в Бутырской и Таганской тюрьмах.

Находясь в тюрьме, отец Георгий исполнял должность санитара и был старцем-утешителем для многих узников. Он не щадил себя, облегчая телесные и душевные страдания заключенных.

В Таганской тюрьме в то время находились священномученик митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов, † 7 ноября 1937) и настоятель Московского Данилова монастыря архиепископ Феодор (Поздеевский, † 10 октября 1937).

Добродетели иеромонаха Георгия не утаились от архиереев-исповедников, и это имело большое значение для его дальнейшей жизни.

Митрополит Кирилл, заметив в нем благодатный дар рассуждения и любви, благословил отца Георгия на старчество, а архиепископ Феодор в 1922 году принял в Данилов монастырь, взяв старца «на поруки».

Так в 1922 году иеромонах Георгий был освобожден и стал насельником Данилова монастыря, где был назначен на должность братского духовника. Послушанием его было также принимать исповедь прихожан.

Москвичи любили даниловского батюшку, почитали за дар утешения и прозорливость.  Среди его духовных детей были как образованные люди, видные ученые, так и простой народ, всегда окружала старца молодежь.

Посещали архимандрита Георгия и архиереи, жившие в то время в Данилове. Многие духовные дети старца претерпели гонения за веру.

Совет

Среди них священномученики митрополит Серафим (Чичагов), протоиерей Владимир Амбарцумов, иеромонах Павел (Троицкий) и другие.

Старец Георгий обладал необыкновенным даром любви, доброты, милосердия, помогал людям советом, делом, молитвой. Имеются многие свидетельства его чудесной молитвенной помощи нуждающимся.

Исключительное внимание архимандрит Георгий уделял молодежи. «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить», — говорил он. Многих юношей и девушек старец направил на путь веры, в те годы исповеднический.

19 мая 1928 года архимандрита Георгия арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму. 12 июня 1928 года было составлено обвинительное заключение по ст. 58/10 УК.

В одиночной камере тюрьмы источником духовной крепости была для старца молитва. На допросах он держался спокойно и мужественно.

15 июня 1928 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ постановило выслать архимандрита Георгия в Казахстан, в Уральск, сроком на три года. Добравшись до Уральска, он получил новое назначение в глушь — в поселок Кара-Тюбе, находящийся в 100 км от районного центра Джамбейты.

прп. Георгий исповедник Даниловский

Изгнанническую долю архимандрита Георгия разделила Татьяна Борисовна Мельникова, сопровождавшая батюшку в ссылку и бывшая с ним до последнего его часа. Спустя некоторое время в Кара-Тюбе приехала Елена Владимировна Чичерина (впоследствии монахиня Екатерина).

Время от времени старца навещали его духовные дети. В Джамбейте также поселились духовные чада отца Георгия, молодые специалисты-медики, выбравшие этот далекий край, чтобы быть рядом со своим старцем.

В Кара-Тюбе отец Георгий и его послушницы поселились в убогой фанзе (киргизском глиняном доме) на краю селения. Первое время питались в основном тем, что присылали духовные дети из Москвы. Вскоре завели корову, появилось свое молоко.

В доме ссыльного батюшки не прекращалась молитва. Домовый храм устроили в главной комнате, где жил отец Георгий. Престол был изготовлен им самим из посылочных ящиков; в антиминсе находились частицы святых мощей равноапостольных Константина и Елены. Богослужения совершались во все праздничные дни, а Великим Постом ежедневно, утром и вечером. Всегда читалось дневное житие.

За годы пребывания отца Георгия в Кара-Тюбе было несколько неприятных происшествий, по милости Божией закончившихся благополучно. После этих событий казахи уважительно говорили, объясняя их счастливый исход: «Русский мулла Богу молился».

В ссылке архимандрит Георгий тяжело заболел. Вызванная из Джамбейты врач Софья Максимовна Тарасова (впоследствии монахиня Агапита) определила рак гортани. Необходимо было  возвращаться в Россию; стали ходатайствовать о поездке в Москву. Однако власти затягивали освобождение, и изнуренный болезнью старец вынужден был прожить в Казахстане еще один лишний и самый тяжелый из прожитых здесь год.

Обратите внимание

15 мая 1932 года были получены, наконец, документы об освобождении без права проживания в Москве и 12 других городах, с прикреплением к определенному месту жительства в течение трех лет. Из возможных городов отец Георгий выбрал Нижний Новгород, сказав при этом, вспоминая Минина и Пожарского: «Спасение из Нижнего».

В Нижнем Новгороде старец поселился в небольшом домике, стоявшем среди рощи любимых им белоствольных берез. Истекали последние дни исповеднической жизни старца. Из Москвы приехали близкие духовные дети. Встреча с ними оживила отца Георгия, и он сумел поговорить с каждым в отдельности.

4 июля (по новому стилю) отец Георгий долго разговаривал со своим духовным сыном архимандритом Сергием (Воскресенским, † 16 апреля 1944), будущим митрополитом, интересовался церковными делами.

Утомившись беседой, он задремал. В комнате осталась только Татьяна Мельникова. Заметив, что дыхание старца изменилось, она позвала отца Сергия. Он тотчас пришел со Святыми Дарами.

Старец взял Чашу, принял Святые Дары и так, с Чашей в руках, преставился к Богу.

О смерти батюшки сообщили в Москву; духовные дети, кто только мог, поехали в Нижний Новгород (тогда город Горький). Отпевание было назначено на 6 июля, день Владимирской иконы Божией Матери, особо чтимой отцом Георгием.

Совершал отпевание архимандрит Сергий в сослужении многочисленного духовенства.

Несмотря на то, что отец Георгий прожил в Нижнем Новгороде недолго, слух о праведнике распространился в народе, и на отпевание пришли многие верующие местные жители.

Когда катафалк въехал в ворота кладбища, ударил колокол и мерно звонил до внесения почившего в храм. Отец Георгий был похоронен недалеко от алтаря кладбищенского старообрядческого храма.

Тропарь и Кондак Георгию исповеднику Даниловскому

Известны многие посмертные свидетельства того, что старец стяжал дерзновение пред Богом. В исполнение своего обещания, он не оставлял и не оставляет ныне благодатной помощью своих духовных детей и всех, кто в молитве с верой обращается к нему.

На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году архимандрит Георгий был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских. 11 октября 2000 года были обретены его честные мощи. Ныне они покоятся в Покровском храме Данилова монастыря.

Молитва преп. Георгию Даниловскому

Источник: http://www.torirem.ru/prepodobnyj-georgij-ispovednik-danilovskij-chudotvorec.html

4 июля: День памяти преподобноисповедника Георгия Даниловского

В 2000 году Архиерейским Собором в числе прочих новомучеников и исповедников Российских был причислен к лику святых один из «светильников горящих» Даниловой обители старец архимандрит Георгий (Лавров).

Преподобный Георгий (в миру Герасим) Лавров родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Елецкого уезда Орловской губернии в крестьянской семье.

Мать преподобного – Фекла Архиповна – в юности хотела уйти в монастырь, но родители выдали ее замуж. И заветным ее желанием было, чтобы один из сыновей исполнил то, что не удалось ей самой.

Важно

Но она не предполагала, что ее желание исполнит младший, Герасим, который в детстве был озорным и веселым.

архимандрит Георгий (Лавров)

Родители воспитывали детей в благочестии и часто ездили на богомолье по московским монастырям и другим святым местам России.

Отец Георгий вспоминал, что в детстве он прыгал по ступеням Данилова монастыря, не подозревая, что впоследствии у раки благоверного князя Даниила будет принимать людей, стремящихся к нему за утешением.

В одну из поездок в Троице-Сергиеву Лавру Герасим по-детски молился о даровании ему счастья, и услышал голос в душе: «Иди в Оптину!»

Двенадцати лет Герасим впервые вошел в Святые врата Оптиной пустыни и в толпе богомольцев подошел под благословение к преподобному старцу Амвросию, который прозрел в нем будущего инока. Спустя десять лет Герасим окончательно покинул родительский дом и пешком отправился в Оптину.

23 июня 1899 года он принял монашеский постриг, в котором получил имя Георгий, в честь святого великомученика Георгия Победоносца. 24 октября 1902 года был рукоположен в иеродиакона.

Всего в Оптиной отец Георгий прожил 24 года. Здесь он прошел и первый искус послушничества, и уроки духовного делания, видел любовь и милосердие, с которыми Оптинские старцы принимали страдающий и ищущий утешения народ. Все это евангельским семенем падало на благую почву души отца Георгия и в свое время дало плод.

2 января 1914 года Батюшку, в сане иеродиакона, перевели в Мещовский Георгиевский монастырь Калужской епархии, а через десять месяцев назначили на должность настоятеля этого монастыря с рукоположением в сан иеромонаха.

В нелегкое время довелось Батюшке управлять монастырем, не имея опыта, да еще в таких обстоятельствах, которых обитель не знала на протяжении всего своего существования. Терпеливо, с любовью и смирением, настоятель заботился о каждом послушнике как чадолюбивый отец, а не только как начальник. С революцией начались гонения на Церковь и голод.

Совет

Отец Георгий старался накормить и братию, и голодающих крестьян из близлежащих сел, развозя мешочки с мукой ко дворам нуждающихся. Доброго и милосердного настоятеля любили жители Мещовска и окрестных деревень.

9 декабря 1918 года Мещовская обитель была закрыта. Настоятеля арестовали, ложно обвинили в хранении оружия и приговорили к расстрелу. Однако отец Георгий остался жив. Ночью накануне предполагаемого расстрела Батюшка долго молился в тюремном коридоре и плакал так, что слезы пропитали насквозь епитрахиль.

Вдруг он увидел незнакомого человека, который участливо сказал ему: «Не плачьте, Батюшка, вас не расстреляют».

«Кто вы?» – удивился Батюшка, и незнакомец ответил, что он – тот самый купец, которого Батюшка в свое время напутствовал в жизнь вечную, исповедовал и причастил перед смертью, а потом – спас от разорения его семью, оставшуюся с долгами по смерти кормильца. «У нас добрые дела не забываются», – сказал он.

В тот же момент Батюшка увидел свою покойную мать и она тоже обещала избавление. Великая скорбь в камере смертников сменилась радостью: в избавление поверили все – так светел был Батюшка после небесного видения.

Когда его и других смертников посадили на поезд и привезли на полустанок, на месте не оказалось красноармейцев, которые должны были привести приговор в исполнение. Заключенных отправили в Москву, где сдали в Таганскую тюрьму. Вскоре дело отца Георгия было пересмотрено, и расстрел заменен пятилетним заключением. А шестеро соузников Батюшки стали его духовными чадами.

В тюрьме Батюшка познакомился с фельдшером, который научил его простейшим медицинским навыкам: перевязкам, промываниям, компрессам. Благодаря этому отец Георгий исполнял должность санитара и имел возможность встречаться со многими людьми и даже посещал камеры смертников…

Старец не щадил себя, облегчая телесные и душевные недуги болящих, омывая их гнойные раны, исповедуя и причащая страдальцев. Каждого Батюшка старался утешить. К нему шли за советом, за последним церковным напутствием. Были случаи, что тюремщики сами приводили смертника в перевязочную комнату к Батюшке.

Читайте также:  Икона божией матери жировицкая, республика беларусь, гродненская область, слонимский район, деревня жировичи

И Батюшка лечил души отчаявшихся людей, возвращая их к вере, уберегая от самовольного разлучения с жизнью. Глаза его светились необыкновенной любовью и отеческой лаской, а слова были исполнены благодати Животворящего Духа Божия. Многие там, прямо в тюрьме, нашли в нем духовного отца.

Обратите внимание

В то время там находились и архиереи, среди которых был митрополит Казанский и Свияжский Кирилл (Смирнов, † 1937), который, видя в Батюшке особый Божий дар к утешению страждущих, благословил его на старчество.

Там же находился и архиепископ Феодор (Поздеевский, † 1937), настоятель Данилова монастыря, который по освобождении взял отца Георгия на поруки. Так Батюшка оказался в Даниловом монастыре.

Келлия отца Георгия находилась на первом этаже храма Святых Отцов, напротив придела святой праведной Елисаветы. В церкви был белый мраморный иконостас со множеством икон. Перед Виленским образом Божией Матери всегда горела большая красная лампада. Здесь и принимал Батюшка скорбный московский люд, прибегающий к его помощи и молитве.

Духовничество было основным послушанием отца Георгия в Даниловом монастыре. У него был дар прозорливости, он видел «духовным оком» Промысел Божий о жизни каждого человека и направлял на верный путь. Многие, приходя к старцу в беспросветной скорби, уходили утешенными и ободренными. «От Батюшки выйдешь — как на крыльях полетишь», — говорили исповедники.

У архимандрита Георгия окормлялись самые разные люди, в том числе представители творческих профессий: художники, скульпторы, актеры, врачи.

Старец был со всеми ласков и очень прост, но его простота вмещала в себя мудрость, крепкую волю, удивительную мягкость, терпимость, широту воззрений, а главное — безграничную любовь.

Эти качества привлекали к нему и совсем юных людей, часто в первый раз совершенно случайно попавших к батюшке, но после нескольких бесед становившихся его духовными детьми.

Невозможно сказать, сколько в действительности было чад у преподобного Георгия. Но ясно, что обилие любви в таком злобном мире вызывало зависть врага рода человеческого. Арестовали архимандрита Георгия 19 мая 1928 года.

Важно

В Постановлении СОГПУ он обвинялся в том, что «играл роль “старца” в черносотенном Даниловском монастыре, причем обслуживаемый им контингент состоял главным образом из интеллигентов, быв. людей, торгашей и т.д.

Количество “духовных детей” Георгия Лаврова достигало 1000, причем они собирались у него большими массами, до 300 (человек)».

15 июня 1928 года архимандрит Георгий был выслан на 3 года в Уральск, а оттуда направлен в поселок Кара-Тюбе в Казахстане. За ним последовали многие его духовные чада, помогавшие Батюшке переносить тяготы ссылки.

Порой у старца с двумя послушницами не было ничего, кроме старых сухарей, в которых уже заводились червячки, тогда Батюшка говорил: «Деточка, не тот страшен червь, которого мы едим, а тот, который нас будет есть». Вся жизнь старца была заполнена церковным богослужением и молитвой.

Не имея возможности беседовать со своими чадами, Батюшка продолжал помогать им своим молитвенным предстоянием Богу. В доме была устроена церковь, где совершались службы в праздничные дни и ежедневно весь великий пост.

Его благочестие и молитвенная помощь всякому нуждающемуся снискали ему глубокое уважение даже у иноверцев, местных жителей — казахов.

https://www.youtube.com/watch?v=wDxNhrQ68uw

В Кара-Тюбе у Батюшки начался рак гортани. Срок его ссылки кончился, однако его долго не возвращали, а телеграммы из мест ссылки с просьбами о ходатайстве не доходили до священноначалия.

Власти затягивали освобождение, и к концу ссылки добавились новые мучения — закончились все запасы топлива, сена, продуктов.

Весной 1932 года, наконец, отец Георгий был освобожден без права проживания в Москве и еще двенадцати городах.

Совет

Батюшку повезли в Нижний Новгород. Приехав туда уже смертельно больным, он отошел ко Господу 21 июня 1932 года. Кончина отца Георгия была необычной.

Он почувствовал облегчение от болезни и мог подолгу беседовать с приехавшими к нему духовными чадами. Среди них был архимандрит Сергий (Воскресенский), который в последние минуты земной жизни старца преподал ему Святые Дары.

Батюшка взял Чашу в руки, принял Святые Дары и так, с Чашей в руках, тихо скончался.

Погребен был архимандрит Георгий в Нижнем Новгороде на Бугровском кладбище. Несколько лет назад мощи его были обретены и перенесены в Данилов монастырь.

Еще при жизни Преподобный обещал никогда не оставлять чад своих. И после смерти он много раз являлся им во сне и наяву с наставлением и утешением. Чудесная помощь старца сопутствовала его послушникам, как если бы он был рядом, напоминая делом о неложном его обещании: «Ходите ко мне, и я вас услышу».

Известный московский батюшка – протоиерей Василий Серебренников, в 20-е годы исповедовавшийся у архимандрита Георгия, вспоминал об этом так: «У отца Георгия была особая доброта, духовная. К нему подходишь и, как бы ни волновался, – успокоишься.

Впоследствии таких исповедей, как у отца Георгия, мне не удалось переживать. Это был необыкновенный духовник».

И в наше время верующими замечено, что преподобный Георгий помогает чистосердечно покаяться на исповеди, умиряет в ссорах, утешает в скорбях и болезнях, особенно онкологических.

Обратите внимание

Как в свое время впервые пришедшие к отцу Георгию на исповедь сразу становились его преданными чадами, так бывает и сейчас. Например, раба Божия Татиана У.

, ничего еще не зная о преподобном Георгии, после молебна стала прикладываться к раке с его святыми мощами и неожиданно для себя почувствовала особую теплоту и расположение к Преподобному, его живое присутствие и участие.

Она прочитала житие Святого, начала ему молиться, читать акафист, и преподобный Георгий Даниловский стал очень близким для нее святым, небесным покровителем. По твердому убеждению Татианы, он помог ее семье в тяжелой многолетней проблеме с жильем.

Насельники Мещовского Георгиевского монастыря рассказали, что в начале 2000-х годов, когда монастырь был возвращен Церкви, преподобный Георгий укрепил братию свидетельством своего участия в судьбах родной ему обители.

Однажды рабочий, занимавшийся восстановлением монастырских стен, упал и подвернул ногу. Нога так сильно болела, что он слег в постель. Больной находился в полузабытьи, когда ему явился некий старец и велел вставать и идти восстанавливать стены.

Очнувшись, рабочий повиновался властному повелению старца и неожиданно почувствовал себя совершенно здоровым, боль в ноге утихла, и он мог свободно ходить.

Он рассказал об этом удивительном случае настоятелю обители игумену Георгию (Евдачеву), а увидев икону преподобного Георгия, тотчас узнал в нем своего таинственного благодетеля.

Преподобне отче наш Георгие, моли Бога о нас!

Память преподобноисповедника Георгия празднуется Церковью в день его блаженной кончины

Источник: http://prihozhanin.msdm.ru/home/pochitat/o-tserkvi/243-4-iyulya-den-pamyati-prepodobnoispovednika-georgiya-danilovskogo.html

Житие преподобноисповедника Георгия Даниловского

Преподобноисповедник Георгий (Лавров) родился 28 февраля 1868 года в деревне Касимовка Ламской волости Елецкого уезда Орловской губернии (совр. Елецкий район Липецкой области) в крестьянской семье Димитрия Абрамовича и Феклы Архиповны. В крещении был наречен Герасимом.

Семья была небольшого достатка, денег на обучение не хватало, и Герасим закончил только три класса сельской школы. Родители воспитывали своих детей в благочестии. Всем семейством они ездили на богомолье в московские монастыри и храмы, в Троице-Сергиеву Лавру, в другие святые места.

Во время одной из поездок в Лавру Герасим молился у мощей преподобного Сергия о даровании ему счастья. В ответ на свою молитву он услышал в душе слова: «Иди в Оптину». Это святое повеление совпадало с заветным желанием матери Герасима видеть в ангельском чине одного из своих сыновей.

Важно

В юности Фекла Архиповна сама хотела уйти в монастырь, но родители выдали ее замуж, и она молилась о том, чтобы дети исполнили то, что не удалось ей самой.

Напутствие, полученное у раки преподобного, мальчик хранил в сердце и однажды упросил родителей поехать в Оптину пустынь. По обычаю, прибывшие богомольцы направились к преподобному старцу Амвросию за благословением. Когда мать с сыном подошли к старцу, то он обнял отрока за голову, благословил и особо отметил его как будущего инока.

Оптина произвела глубокое впечатление на Герасима. Он вернулся в свою деревню, радостно вспоминая обитель. Постепенно у него созревало желание поступить туда для иноческого жительства, и спустя десять лет Герасим навсегда покинул родительский дом.

Это было в 1890 году, уже после смерти отца. Фекла Архиповна горячо переживала разлуку с сыном, но с любовью собрала его в дорогу и благословила иконой Пресвятой Богородицы. В Оптиной пустыни Герасим был принят на добровольное послушание.

Поначалу он трудился по хозяйственной части, а затем при казначее, был помощником ризничего. 10 октября 1898 года Герасим Лавров был определен в число братии монастыря.

23 июня 1899 года послушник Герасим был пострижен в монашество с наречением имени Георгий (в честь святого великомученика Георгия). 24 октября 1902 года он был рукоположен в сан иеродиакона.

24 года прожил отец Георгий в благословенной обители. Наблюдая, как духоносные Оптинские старцы духовно окормляли и утешали приходящих людей, он сердцем постиг ту истину, что страдающему человеку более всего необходимы любовь, милость, доброта.

2 января 1914 года иеродиакон Георгий был переведен в Мещовский Георгиевский монастырь и Указом Святейшего Синода от 31 октября 1915 года назначен на должность настоятеля с рукоположением в сан иеромонаха. Отцу Георгию довелось управлять Мещовской обителью в трудные годы мировой войны и революции.

Но умение рачительно хозяйствовать, приобретенное в крестьянской юности, практический опыт, усвоенный на послушаниях в Оптиной пустыни, доброта и мудрость в отношениях с людьми позволили отцу Георгию, несмотря на трудности, успешно руководить вверенным ему монастырем.

Совет

За свои настоятельские труды 2 ноября 1917 года он был награжден наперсным крестом. В сорока верстах от Мещовска располагалась деревня Мамоново. Из этой деревни в монастырь приходил блаженный Никифорушка (Никифор Терентьевич Маланичев).

Отец Георгий заметил в нем не простого человека, а истинного раба Божия, и называл его «един от древних». У них сложились духовно близкие отношения.

Иеромонаху Георгию часто приходилось ездить в Калугу по монастырским делам. Однажды с ним произошел случай, вскоре забытый им. На одной из калужских улиц к нему подошла женщина и попросила напутствовать ее умирающего мужа, купца, Святыми Тайнами.

Отец Георгий причастил больного, и тот рассказал ему свое горе: он умирает, а семье грозит полное разорение, так как дом пришлось заложить и уже через два дня должны состояться торги.

С помощью Божией и своих духовных чад отцу Георгию удалось предотвратить несчастье.

9 декабря 1918 года в Мещовский монастырь ворвались большевики, обыскали все помещения, произвели разгром обители, не остановились и перед осквернением святынь. Иеромонах Георгий был арестован. Эти события предсказывал блаженный Никифорушка. 30 мая 1919 года в Мещовске состоялся суд.

С помощью лжесвидетелей настоятеля обвинили в хранении оружия, в принадлежности к «тайному заговору», и 4 июня 1919 года он был приговорен к расстрелу. В зале суда находился блаженный из тех мест, Андрей. Он курил и, время от времени, выпускал дым в окно.

Отец Георгий это заметил, и у него появилась надежда, что, подобно дыму, рассеется страшный приговор, и он останется жив.

Обратите внимание

Отца Георгия поместили в камеру смертников. Вначале здесь находилось тридцать семь узников, почти каждую ночь забирали на расстрел пять-шесть человек, пока не осталось семеро приговоренных. Отец Георгий ждал своей очереди и готовился. Однажды к отцу Георгию подошел тюремный сторож и незаметно предупредил: «Батюшка, готовьтесь, сегодня я получил на всех вас список. Ночью уведут».

«Нужно ли говорить, что поднялось в душе каждого из нас? — вспоминал позже старец. — Хотя мы знали,что осуждены на смерть, но она все стояла за порогом, а теперь собиралась его переступить… Не имея сил оставаться в камере, я надел епитрахиль и вышел в глухой, без окон, коридор помолиться.

Я молился и плакал так, как никогда в жизни, слезы были до того обильны, что я насквозь промочил шелковую вышивку на епитрахили, она слиняла и растеклась разноцветными потоками. Вдруг я увидел возле себя незнакомого человека. Он участливо смотрел на меня, а потом сказал: «Не плачьте, батюшка, вас не расстреляют». «Кто вы?» — удивился я.

«Вы, батюшка, меня забыли, а у нас здесь добрые дела не забываются. Я тот самый купец, которого вы в Калуге перед смертью напутствовали». И только этот купец из моих глаз исчез, как вижу, что в каменной стене коридора брешь образовалась. Я через нее увидел опушку леса, а над ней, в воздухе, свою покойную мать.

Она кивнула мне и сказала: «Да, сынок, вас не расстреляют, а через десять лет мы с тобой увидимся». Я поспешил в камеру и сказал: «Дорогие мои, благодарите Бога, нас не расстреляют, верьте слову священника». Мне поверили, и кто целовал мои руки, кто плечи, а кто и сапоги. Мы знали, что будем жить».

Вскоре пришел надзиратель и приказал всем собираться с вещами для отправки в Калугу, так как пришло запрещение о проведении расстрела на месте из-за нежелательного влияния его на местное население. Всех посадили в вагон, и в Тихоновой пустыни вагон должны были перецепить к поезду, шедшему из Москвы в Калугу.

По воле Божией поезд из Москвы пришел вовремя, а поезд, шедший с вагоном заключенных, опоздал. Конвой, не имея распоряжений, прицепил вагон к поезду, шедшему в Москву, и там заключенных препроводили в Таганскую тюрьму. Пока шло выяснение обстоятельств, была объявлена амнистия, и все остались живы. Шестеро же соузников стали духовными чадами иеромонаха Георгия.

Читайте также:  Храм великомученицы варвары на варварке, россия, город москва

По амнистии 5 ноября 1919 года расстрел был заменен пятью годами заключения, которое иеромонах Георгий отбывал в Бутырской и Таганской тюрьмах. Камеры Таганской тюрьмы были переполнены — более всего уголовниками, но много было и политических заключенных, в том числе духовенства.

Одновременно с отцом Георгием здесь находились митрополит Казанский Кирилл (Смирнов) – будущий новомученик, и настоятель Московского Данилова монастыря епископ Феодор (Поздеевский).

Оба архиерея заметили иеромонаха Георгия среди прочих узников, и это имело большое значение для его дальнейшей жизни: митрополит Кирилл благословил отца Георгия на старчество, архиепископ Феодор в 1922 году принял его в Данилов монастырь, взяв из тюрьмы «на поруки».

Важно

Тюремный врач- терапевт научил отца Георгия простейшим медицинским навыкам: перевязкам, промываниям, компрессам, и старец был поставлен на должность тюремного санитара, благодаря чему мог встречаться со многими людьми, имел доступ даже в камеры смертников. Некоторые из таганских узников стали его духовными детьми.

Были случаи, когда сами тюремщики приводили смертника в перевязочную комнату к батюшке. На собственном опыте переживший близость смерти, он умел говорить с таким человеком о Божией правде и о Божием милосердии.

Умел «устроить подкуп любви», как сказал один из возрожденных отцом Георгием к жизни, уже готовый совершить самоубийство, но после разговора со старцем отложивший это намерение (а через два дня освобожденный). В 1922 году по ходатайству епископа Феодора (Поздеевского) иеромонах Георгий был освобожден и стал насельником Московского Данилова монастыря.

Владыка Феодор с любовью принял отца Георгия в монастырь, хотя батюшка не принадлежал к числу ученой братии, которая собиралась вокруг настоятеля. Имея очищенное от страстей сердце и духовный разум, отец Георгий ясно и трезво воспринимал современную жизнь, проникал в душу каждого человека, и это давало ему возможность безошибочно руководить своей многочисленной паствой.

Праведность жизни, глубокое смирение и необыкновенный дар любви притягивали к себе тех, кто искал духовной опоры. На исповедь к архимандриту Георгию обычно выстраивалась большая очередь. Старец благословлял людей учиться, приобретать специальности по своим способностям и возможностям, развивать данные Богом таланты и не обращать внимания на неустройство быта, столь обычное в то время.

Некоторые питомцы старца, тогда еще студенты, впоследствии стали видными учеными. Многие духовные дети старца испытали гонения за верность Христу, стали мучениками и исповедниками. Ко всем святой относился по-доброму, и мягкая улыбка, шутливое, веселое слово, которым была пересыпана его речь, ласковые обращения — «золотце», «золотой мой», «деточка» — обнаруживали в нем избыток любви.

Архимандрит Георгий имел ясное церковное сознание и умел дать людям правильную ориентацию в современной церковной жизни. Он осуждал все виды расколов и самовольных течений. В вопросе о поминовении властей за церковной службой советовал поддерживать митрополита Сергия (Страгородского), оказавшегося у кормила церковного в столь трудное время.

Отец Георгий говорил, что разногласий здесь быть не может. Вопрос об отношении Церкви к гражданской власти определен еще в первые века христианства и пересмотру не подлежит. Для подтверждения этого взгляда он обращался к преданию Церкви, к древним христианским свидетельствам.

Совет

Старец был уверен, что сила христианской любви более действенна, чем ненависть гонителей, и что любовь всегда побеждает, если она соединена с молитвой и терпением.

Церковные начала жизни он почитал святыми и требовал от своих духовных детей постоянства в вере. Ежедневную молитву, посещение церковных богослужений, знание служб считал обязательными.

Чтением слова Божия, и в первую очередь Святого Евангелия, рекомендовал заниматься постоянно; говорил, что чтение святых отцов «согревает душу». Исключительное внимание архимандрит Георгий уделял молодежи. «Путь человека складывается смолоду, и потом трудно его изменить», — говорил он.

О самых младших, еще не укрепленных своих «детках» старец особенно тревожился. Многие молодые люди горели желанием уйти в монастырь, но батюшка благословлял на это редко, в большинстве случаев рекомендовал учиться.

Он считал, что в наше время в монастырь могут идти лишь проверенные жизнью, уже имеющие большой жизненный опыт. Тяжелобольным разрешал постригаться в любом возрасте. Некоторых из своих духовных чад он благословлял принимать тайный постриг.

Человека, которому Господь уготовал монашеский путь, подвижник видел сразу и отрывал от рассеивающей мирской жизни. Часто старец давал своим «деткам» наставления, облеченные в легко запоминающиеся образные формы. Бережно записанные ими, некоторые из его «поговорок» сохранились:

«Берегите дорогое, золотое время, спешите приобрести душевный мир»; «жизнь наша не в том, чтобы играть милыми игрушками, а в том, чтобы как можно больше света и теплоты давать окружающим людям. А свет и теплота — это любовь к Богу и ближним»;

«ласка от Ангела, а грубость от духа злобы»; «после бури— тишина, после скорби — радость»;

«не будь обидчивой, а то станешь как болячка, до которой нельзя дотронуться».

На вопрос, можно ли узнать, где проявляется воля Божия, а где и от человека зависит, он отвечал: «Можно, только нужно внимательно вглядываться в жизнь, а то большей частью мы невнимательны». Еще он говорил: «Нет, деточка, сейчас, смолоду, надо прокладывать

жизнь правильно, а к старости уже не вернешь времени».

Арестовали архимандрита Георгия 19 мая 1928 года. Предъявили ордер на арест, начали обыск.

Келейница его начала плакать, а батюшка, совсем спокойный, говорит ей: «Ну вот, Марусечка, давай – ка мы с тобой помолимся вместе». И встали на молитву.

Арестовывающие с удивлением на батюшку озираются, а он вдруг поворачивается и говорит, и так спокойно, словно это прихожане его: «А вы скажите-ка мне имена ваши». — «Это еще зачем?»

— «А япомолюсь за вас, вы ведь не по своей воле сейчас эту тяжелую работу выполняете».

Один усмехнулся и говорит: «Помолись, помолись».

Обратите внимание

Увезли архимандрита Георгия в Бутырскую тюрьму. Старца обвинили в том, что он «среди многих, находившихся под его влиянием верующих, вел работу в направлении использования религиозных предрассудков в антисоветских целях».

15 июня 1928 года особое совещание при коллегии ОГПУ постановило выслать архимандрита Георгия в Казахстан, в Уральск, сроком на три года.

Добравшись до Уральска, он получил новое назначение — в поселок Кара-Тюбе, находящийся примерно в 100 километрах от районного центра Джамбейт.

Изгнанническую долю архимандрита Георгия разделила с ним его преданная духовная дочь Татьяна Борисовна Мельникова, сопровождавшая батюшку в ссылку и бывшая с ним до последнего его часа.

Жили в основном тем, что присылали духовные дети из Москвы и тем, что давала корова, которую завели вскоре после поселения, благо, что это не стоило слишком многих средств.

Трудности с едой возникали во время Великого поста, когда все молочное исчезало со стола, а взамен ничего не появлялось: весной бывала распутица, надолго задерживавшая сообщение, и посылки застревали в дороге.

Порой не было ни хлеба, ни муки.

В доме гонимого исповедника Христова не прекращалась молитва. Ритм жизни здесь определялся церковным уставом и богослужебным кругом. В главной комнате, где жил отец Георгий, устроили домовый храм, в праздничные дни совершали в нем богослужения.

В ссылке архимандрит Георгий тяжело заболел – рак гортани. Необходимы были клиническое лечение и немедленная операция, а следовательно, возвращение в Россию. Стали ходатайствовать о поездке в Москву.

Важно

Однако телеграммы из мест ссылки не доходили до места назначения, и изнуренный болезнью старец не только не вернулся в Россию раньше положенного срока, но пробыл в Казахстане еще один лишний год, так как власти затягивали его освобождение, и разрешение на выезд вовремя получено не было. Тяжелым был этот последний год пребывания исповедника Христова в Кара-Тюбе.

К зиме надо было готовиться с осени, но отец Георгий, в ожидании освобождения, раздал все, что не нужно было в России. Окончились все запасы — топливо, сено. Эти новые лишения окончательно подорвали его здоровье.

Весной 1932 года пришли, наконец, документы, и архимандрит Георгий был освобожден без права проживания в Москве и двенадцати других городах, с прикреплением к определенному месту жительства в течение трех лет. Из возможных городов для жительства старец выбрал Нижний Новгород.

За очень недолгое время жизни в Нижнем Новгороде старец переменил три пристанища. Оставались последние дни исповеднической жизни старца. Из Москвы приехали близкие духовные дети. Встреча с ними оживила отца Георгия, и, насколько хватало сил, он поговорил с каждым в отдельности.

4 июля 1932 года, после принятия Святых Таин, старец мирно отошел ко Господу. Отпевание совершал духовный сын отца Георгия архимандрит Сергий (Воскресенский) с сонмом духовенства. Погребли батюшку на Бугровском кладбище.

Духовные чада собирали сведения о жизни своего духовного отца, которые послужили основой для составления его жития.

Прославление преподобноисповедника Георгия в лике святых состоялось на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2000 года.

11 октября того же года были обретены мощи преподобноисповедника, которые покоятся ныне в Покровском храме Свято-Данилова монастыря.

Совет

Память его совершается 21 июня (4 июля), в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, 10 (23) сентября в Соборе Липецких святых.

Источники

1. У Бога все живы. Воспоминания о Даниловском старце архимандрите Георгии (Лаврове). М., «Даниловский благовестник»,1996.

2. Житие преподобноисповедника Георгия Даниловского чудотворца. М., «Даниловский благовестник», 2000.

3. А. Н. Доценко. Святые лики над Ельцом. Елец, 2006.

4. Монахиня Георгия (Л. В. Каледа). М., Изд-во Зачатьевского монастыря, 2012.

5. Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в ХХ веке. 

Источник: http://mitropolia-lip.ru/zhitie-prepodobnoispovednika-georgiya-danilovskogo

Максим Яковлев – Преподобноисповедник Георгий Даниловский (Лавров)

Здесь можно скачать бесплатно “Максим Яковлев – Преподобноисповедник Георгий Даниловский (Лавров)” в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия. Так же Вы можете читать книгу онлайн без регистрации и SMS на сайте LibFox.

Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте

Описание и краткое содержание “Преподобноисповедник Георгий Даниловский (Лавров)” читать бесплатно онлайн.

Документально-художественное повествование знакомит читателя с судьбой архимандрита Георгия (Лаврова) (1868–1932), старца и духовного наставника тысяч людей, который во времена жестоких гонений на Церковь стойко выдержал все испытания, до самой смерти остался всецело верен оптинскому завету милосердия к грешным людям и в 2000 году был прославлен в лике святых исповедников российских.

Максим Яковлев

Преподобноисповедник Георгий Даниловский (Лавров)

«Берегите дорогое, золотое время, спешите приобрести душевный мир»

Все мы слышали о новомучениках. Знаем, что они прославлены в Русской Православной Церкви в лике святых.

Чаще всего наши сведения о них этим и ограничиваются.

Они жили на той же земле, что и мы. В том же Отечестве…

Они жили в одном поколении с нашими родными и близкими. Также переживали нужду и голод, трудились со всей страной, жили её тревогами и надеждами…

Это было совсем недавно, в двадцатом веке.

Они носили одинаковые с нашими имена и фамилии, и, как и все в то время, несли свой крест…

Они стали святыми в отличие от миллионов других, хотя ничем не выделялись внешне.

Стоит повнимательнее всмотреться в их жизнь, чтобы увидеть их святость. Тем более, что они сейчас молятся у престола Божия о спасении наших душ.

Он родился и вырос в деревне Касимовка, что в Орловской губернии Елецкого уезда: в крестьянской семье и крестьянской избе у честных родителей. Отец – Дмитрий Абрамович, мать – Фёкла Архиповна. Да двое старших братьев – Алексей и Пётр.

Появился на свет двадцать восьмого февраля 1868 года, и до самого пострига своего в монахи носил имя Герасим Дмитриевич Лавров.

Бегал в сельскую школу, окончил три класса. Шустрый на всякое дело и слово. Любил плотничать, мастерить что-нибудь…

Обратите внимание

Впереди его ждали: много дорог, встреча с преподобным Амвросием, дружба с блаженным Никифорушкой, кельи и тюремные нары, тысяча духовных детей, домик недалеко от Лавры, «Чёрный холм» и фаворский свет, «День ангелов Божиих»…

Отец с матерью, сами с ранних лет воспитанные в православной вере, растили такими же и сыновей.

Мать, Фёкла Архиповна, приучила их к молитве, чтобы было на чём строить жизнь. Юной девушкой она просилась отпустить её в монастырь, но пришлось повиноваться родителям и выйти замуж.

– Может, Бог даст, и кто-то из вас станет монахом, – делилась она с детьми своей мечтой.

– Ага, ишь ты какая! – отвечал за всех младший Герасим. – Сама не пошла, а нас в монастырь хочешь.

– Да я от тебя и не жду. Из такого озорника какой монах?

Вся семья ходила в церковь. По Великим постам ездили на богомолье в московские монастыри, в Свято-Троицкую Лавру. Там, однажды молясь у святых мощей преподобного Сергия о своей судьбе, Герасим услышал в себе вещее слово: «Иди в Оптину». Слово запало в душу мальчика, но до поры он никому не открывал его.

С того дня он не мог не думать об Оптиной Пустыни, упрашивал родителей съездить туда. И желанье его исполнилось.

Одиннадцатилетний Герасим с волненьем вступил на землю святой обители. Все богомольцы первым делом направились к старцу Амвросию. Пошла вместе с сыном и Фёкла. Когда дошла до них очередь, старец, увидев в отроке будущего святого подвижника, обнял его за голову, поцеловал и благословил.

Читайте также:  Иоанно-богословский пощуповский монастырь, россия, рязанская область, рыбновский район, село пощупово

Всю обратную дорогу мать не знала, что и думать об этом. Молчал и юный Герасим, перебирая в себе самые памятные впечатления об Оптиной, и не ведал о том, что и как станется, а всё же чуял, что неспроста случилось такое с ним…

Преподобный Амвросий (Гренков), старец Оптиной Пустыни

Вернувшись в родную деревню, занялся он привычной крестьянской работой, помогая с братьями отцу вести хозяйство.

Но встреча со старцем Амвросием не забывалась.

День за днём, год за годом созревало в нём желание монашеской жизни.

Важно

Всё когда-то засевается и прорастает, и растёт незаметно, как трава в поле, ан, глядь, уже и по пояс – цветёт и глаз радует…

Прошло десять лет, и пришёл час собираться в дорогу. Душа Герасима рвалась из житейского мира в неотмирную тишину монастырской молитвы.

Уже не было в живых отца, и мать со слезами прощалась с сыном. Вынесла образ Владимирской Божией Матери и благословила своё дитя.

Этот образ Богородицы пройдёт с ним по жизни, он будет прибегать к Её помощи до последних дней, горячо почитая Владимирскую всем сердцем.

Не остынет и сыновняя любовь к Фёкле Архиповне и преклонение перед материнским благословением, к чему он не устанет призывать духовных чад своих.

Была макушка лета, ещё не отзвенел косами сенокос. Двадцатидвухлетний Герасим, положив земной поклон родительскому порогу, пустился в путь. Решил идти в Оптину через Москву – так вернее и безопаснее всего. Отмахав пятнадцать вёрст по лесам и буграм, остановился в деревушке у родственников. Так и шёл от знакомых к знакомым, было где отдохнуть да выспаться.

Но не так-то легко пришлось, когда попал на большой московский тракт. В придорожных селеньях не всегда удавалось найти уголок, больно много народу тянулось в первопрестольный град…

Достиг Москвы Герасим через две недели. На ночлег приютил его на Даниловском рынке давний отцовский приятель, державший здесь свою торговлю. Хозяин угощал любезно за самоваром, отговаривал всячески от монашества. Пришлось Герасиму поворочаться до утра в тяжёлых думах. А всё ж решил продолжать путь.

По той ли причине или по какому ещё провидению, да только, выйдя из Москвы, потопал он не по той дороге. И не сразу узнал о том. Словно испытывали его на твёрдость. Но и тут не сдался, не свернул на попятную. Отпылил он много лишних вёрст, а дошёл-таки до Святых монастырских врат, добрался до цели своей заветной.

Был он принят отцом настоятелем и оставлен на испытательный срок в числе послушников.

Радости не было предела – он насельник Свято-Введенской Оптиной Пустыни!

Оптина Пустынь. Общий вид монастыря. Конец XIX в.

«В духовных академиях сдают экзамены профессорам, а у нас – старцам»

Определили Герасима на монастырскую кухню, в пекарню. Справился. Потом на свечное дело. А дальше пошло: работал и в поле, и на рыбной ловле, и помощником казначея, и в ризнице…

В тридцать лет причислили к монастырской братии.

Совет

Двадцать третьего июня 1899 года принял постриг с именем Георгий, в честь святого великомученика Георгия.

Через три года рукоположили его в сан иеродиакона[1].

Среди старцев и иноков он считался уже своим, оптинским. Ему доверяли серьёзные поручения, по которым ездил в Калугу, Москву, Петербург.

Но не было для него ничего дороже своей монастырской кельи, своих молитв и ночных стояний.

Кто измерил монашеский труд – в молитве, бдении, послушании, в борьбе со страстями… Только тот, кто понёс его на своём кресте.

Всякий труд и духовное делание совершались Георгием под руководством старца. Ему вверялись все помыслы, все искушения и все сомнения, и воля его исполнялась с беспрекословным смирением.

Наука послушания. Блажен, кто прошёл её, по стопам святых предшественников.

Оптинские отцы говорили: «Послушание – те же курсы, которые изучают в духовных академиях. У нас тоже своя академия… Там сдают экзамены профессорам, а здесь – старцам».

И было на чём учиться.

Как-то раз поспешал Георгий на сенокос, обогнав по дороге бредущего с палочкой старца-схимника.

«И зачем он плетётся туда, ну какой от него толк?» – с этой мыслью добежал до берега и прыгнул в лодку, чтобы переправиться на монастырский луг.

Но сколько ни старался отчалить, сколько ни грёб веслом, с места не сдвинулся. Подошёл старец-схимник, осенил себя крестным знамением, сел к нему в лодку, благословил, и они поплыли…

Обратите внимание

Двадцать четыре года с любовью и строгостью наставляла и пестовала благословенная Оптина Пустынь своего питомца. Открывала ему один из главных своих заветов: человеку, какой бы грешник он ни был, больше всего на свете нужны милосердие и доброта. И показывала это на примерах тысяч приходящих в обитель людей с их скорбями, бедами и страстями.

В самом начале 1914 года по указу Святейшего Синода иеродиакону Георгию надлежало перевестись в Мещовский Георгиевский монастырь, а уже в октябре следующего года поступило распоряжение того же Святейшего Синода о назначении его на должность настоятеля сего монастыря с посвящением во иеромонаха[2]. И первого января 1916 года в Калуге, в Крестовой архиерейской церкви, преосвященным Георгием, епископом Калужским и Боровским, совершается его рукоположение. А пару дней спустя он награждается от владыки набедренником[3].

Мещовский Свято-Георгиевский мужской монастырь. Начало XX в.

В те годы досталось России впасть в Мировую войну, а с ней в революцию и во все тяжкие годы…

Не стало могучей империи. А где разлад, там и жизнь невпопад, там и голод и неустройство. Отцу настоятелю Георгию приходилось не только духовно окормлять всю братию, но и кормить чем-то людей, и держать хозяйство монастыря. Благо помогали крестьянские навыки, природная смётка, а паче всего – бесценный оптинский завет.

Источник: https://www.libfox.ru/646900-maksim-yakovlev-prepodobnoispovednik-georgiy-danilovskiy-lavrov.html

Книга Оптинский патерик. Содержание – Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров)

Однажды, сильно простудившись на колокольне после пекарни, Гавриил тяжело заболел: хворь не оставляла его целых пять лет. А затем постигла его тяжелая духовная брань. Когда он пришел к преподобному Амвросию, старец заставил его вспомнить один застарелый грех, после чего сказал, что болезнь его пройдет.

Еле живого Гавриила отправили на новое послушание — на рыбные ловли, где здоровье его стало поправляться. В конце лета он вернулся в обитель и поселился в холодной, сырой башне. Тяжелые послушания и еще более тяжелые искушения и скорби закалили дух молодого подвижника, и вот в 1869 году Гавриила облекли в рясофор.

Однако при постриге инока Гавриила неоднократно обходили. Его друг, старший келейник игумена, однажды сказал отцу Гавриилу на его недоумение:

“Касатик, я просил игумена постричь тебя в мантию, а он ответил: “Да-а, постриги его, а он уйдет от нас…””.

Поняв, что пострига в Оптиной ему не видать, отец Гавриил решил уйти. Его стали уговаривать остаться, дали новую, хорошую, теплую келлию, перевели на щадящее послушание и т. д.

В 1874 году инок Гавриил поступил в Московский Высокопетровский монастырь, где получил послушание эконома.

В 1882 году иеродиакон Тихон (такое имя получил он при постриге) покинул стольный град, точнее, бежал из него по настоятельному совету старца Амвросия и водворился в Раифской пустыни Казанской епархии, где его рукоположили в иеромонаха и назначили братским духовником.

Но оставался он там совсем ненадолго, и уже в ноябре 1883 года перевелся в Седмиезерную Богородицкую пустынь, где произошло созревание и преображение монаха-подвижника в великого старца, наделенного благодатными дарами Святого Духа. На одре тяжкой болезни он провел пять лет.

Важно

В 1892 году старец принял постриг в схиму, в которой он был наречен именем своего небесного покровителя от купели — Архангела Гавриила.

Там у старца Гавриила появился круг учеников и почитателей. Совершенно особые отношения стали складываться у старца со студентами и преподавателями Казанской Духовной Академии, преимущественно из числа монашествующих, для которых он стал духовным отцом и наставником. Студенты часто ездили в Седмиезерную пустынь на исповедь к благодатному духовнику.

Здесь они чувствовали себя как дома у родного отца. С благословения старца они даже произносили проповеди в монастырском храме. Несмотря на доброту и простоту старца в обращении, его подчеркнутую веселость и открытость, он сохранял в своем сердце и прививал своим ученикам чрезвычайно высокие понятия о монашестве: “Смотрите, — шутил он, — чтобы у меня от вас за версту монахом пахло!”.

И не удивительно, что среди учеников и пострижеников старца оказалось так много исповедников и новомучеников, стойких и непоколебимых воинов Христовых, дерзновенно противоставших сатанинской злобе и насилию богоборцев. Ни один из учеников старца Гавриила не оказался ни в числе обновленцев, ни в числе “павших”, то есть духовно отрекшихся от Христа и Его страдающей Церкви.

Постоянной посетительницей старца была и Великая княгиня Елисавета Феодоровна.

Среди духовных чад преподобного Гавриила были: священномученик Иувеналий (Масловский), архиепископ Рязанский и Шацкий; священномученик Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский; исповедник архиепископ Феодор (Поздеевский); архиепископ Герман (Ряшенцев); архиепископ Иннокентий (Ястребов); архиепископ Гурий (Степанов); архиепископ Стефан (Знамировский); епископ Иосиф (Удалов); епископ Иона (Покровский); епископ Варнава (Беляев); архимандрит Варсонофий; схиархимандрит Симеон (Холмогоров), списатель самой известной биографии старца и исповедник; протоиерей Алексий Воробьев; игумен Ефросин; монахиня Мария (Анисимова) и многие другие.

Но чем дальше простирались труды старца в Седмиезерной обители, тем более множились доносы недовольных из числа братии. Тогда один из близких духовных сыновей старца Гавриила, будущий священномученик Иувеналий (Масловский), в то время игумен Псковской Спасо-Елеазаровой пустыни, смог выхлопотать перевод старца к себе.

Это было время расцвета старческой деятельности преподобного Гавриила. Множество любящих духовных чад окружало его.

27 августа 1915 года он вернулся в Казань. Месяц длилось здесь его последнее предсмертное пребывание и прощание с духовными учениками.

Совет

Наступили последние дни земной жизни старца Гавриила, которые сопровождались тяжелой болезнью. Его предсмертными словами были: “Спастися подобает многими скорбями”.

В 23 часа 10 минут 24 сентября 1915 года, причастившись Святых Христовых Таин, под последние слова “отходной” душа старца покинула многотрудное тело подвижника.

25 декабря 1996 года архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием было получено благословение от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II совершить прославление в лике местночтимых святых Казанской епархии преподобного схиархимандрита Гавриила (Зырянова).

30 июля 2000 года мощи преподобного старца Гавриила вновь вернулись в Седмиезерную пустынь.

Преподобноисповедник архимандрит Георгий (Лавров)

Герасим Дмитриевич Лавров родился 28 февраля 1868 года в городе Ельце Орловской губернии в благочестивой состоятельной торговой семье. Когда в 12 лет (1880) он с родителями приехал на богомолье в Оптину пустынь и подошел под благословение к преподобному Амвросию, тот обнял его за голову, благословил и сказал, что ему следует остаться здесь. Так в 12 лет Герасим стал послушником монастыря.

В Оптиной Герасим принял монашеский постриг с именем Георгий и был рукоположен в иеродиакона. Будучи игуменом, отец Георгий был назначен настоятелем Мещевского Георгиевского монастыря Калужской епархии.

В 1918 году он был арестован и обвинен в хранении оружия. Монастырь был закрыт, монастырские святыни поруганы безбожниками. Настоятеля при этом лживо обвинили в хранении пулеметов и учинили показательное судилище, где выступали разные лжесвидетели, среди которых даже нашелся еврей по имени Иуда.

Несмотря на нелепость обвинения, отец Георгий был приговорен к расстрелу и заключен в камеру смертников, из которой каждую ночь забирали на казнь по пять-шесть человек. Однажды днем к нему подошел тюремный сторож и сказал, что в списке на расстрел в ближайшую ночь значится и отец Георгий.

Обратите внимание

Ночью его и еще шестерых приговоренных посадили на поезд и отвезли на полустанок, где их должны были встретить для исполнения приговора. Но назначенных красноармейцев-палачей там почему-то не оказалось, и поезд проследовал в Москву, где заключенных сдали в Таганскую тюрьму.

За переездом “дело” отца Георгия затерялось, и после нового рассмотрения его приговорили к 5 годам заключения.

В тюрьме отец Георгий был поставлен на должность санитара, благодаря чему имел доступ к самым разным людям, в том числе и в камеры смертников.

Как милосердный самарянин обмывал он гнойные язвы заключенным, стараясь всех утешить и ободрить, исповедуя и причащая желающих.

Там же, в тюрьме, он получил благословение на старчество от митрополита Кирилла (Смирнова), был взят из тюрьмы на поруки владыкой Феодором (Поздеевским), с которым до того вместе находился там в заключении, и принят им в число насельников Данилова монастыря.

После освобождения в 1922 году игумен Георгий был возведен в сан архимандрита в Даниловом монастыре.

Его простота, вмещавшая в себя и мудрость, и крепкую волю, а главное, удивительную мягкость, терпимость, широту воззрений и безграничную любовь, привлекала к нему многих духовных чад, особенно среди людей высокообразованных и подростков. Во время возникших разногласий из-за политики митрополита Сергия отец Георгий убеждал братию не вносить новых разделений в Церковь, и без того бедствующую, и остался на стороне Заместителя Патриаршего Местоблюстителя.

В 1928 году архимандрит Георгий был вновь арестован за то, что “играл роль “старца” в черносотенном монастыре, вел антисоветскую пропаганду среди обслуживаемого контингента” и приговорен к 3 годам ссылки в Казахстан (Уральская область, поселок Кара-Тюбе).

Источник: https://www.booklot.org/genre/religiya-i-duhovnost/religiya/book/optinskiy-paterik/content/3694621-prepodobnoispovednik-arhimandrit-georgiy-lavrov/

Ссылка на основную публикацию