Собор федоровской иконы божией матери в ярославле, россия, город ярославль

Фёдоровская церковь в Ярославле

Церковь Фёдоровской иконы Божией Матери — четырёхстолпная пятиглавая приходская церковь на правом берегу Которосли в Ярославле (район Карабулино, бывшая Толчковская слобода), построенная в 1682-87 годах и с 1987 года до освящения нового Успенского собора (2010) выполнявшая функции кафедрального собора Ярославско-Ростовской митрополии (ныне епархии). В ансамбль прихода входят также тёплая церковь Николы Пенского с колокольней и современный крестильный храм Равноапостольного Владимира (1999). Приход окружён оградой советского времени, подле храма захоронено несколько архиереев. Имя храма носят две улицы, пересекающие Закоторосльную сторону города, — Большая Фёдоровская (в советское время носила имя воинствующего атеиста Емельяна Ярославского) и Малая Фёдоровская (ныне Малая Пролетарская).

Сказание о построении храма

«Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви» — сказание XVIII века, в котором подробно изложена история Фёдоровского прихода с момента его основания до 1771 года.

Вознесенская церковь, служившая образцом при строительстве Фёдоровской

Сказание связывает возведение Фёдоровского храма в Толчковской слободе с чудотворным исцелением посадского человека Иоанна Плешкова.

В 1669 году он «впаде в лютую болезнь расслабления», а исцелился после того, как во сне ему явились двое мужей «во одеянии святительском» и повелели совершить паломничество в Кострому к иконе Феодоровской Богоматери — моленному образу царей новой династии Романовых.

Святители предписали Плешкову заказать список с чудотворного образа и соорудить в приходе Николы Пенского каменный храм в его честь.

По совету костромского протоиерея изготовление списка с Фёдоровской иконы было поручено знаменитому иконописцу Гурию Никитину.

Обратите внимание

Тот взялся за ответственное задание только по наступлении великого поста: «той Гурий пред начинанием того дела воздержася от брашен, исповедася грехов своих, святых тайн причастися и тогда начать того святого дела касатися».

По завершении работы икону переправили на лодке в Ярославль, где её прибытия ожидала толпа народа.

Пока образ несли в Николо-Пенскую церковь, произошло первое исцеление: Василий Потапов, «болезнующий с полгодичное время и не могий сам по себе ходити, изнесен бысть на одре пред врату дома своего», где после совершения молитвы смог своим ходом принять участие в процессии.

Он пожертвовал на создание храма 20 рублей «и отыде в дом свой, радуясь и славя Бога и Богородицу».

А во время строительных работ «носитель кирпича» Иоанн Жернов «небрежением своим со своду паде долу на землю, милосердием же и помощью Пресвятой Богородицы сохранён бысть от смерти».

Участок под строительство предоставил 27 сентября 1683 года Иван Моисеев Денисовский; это было его личное домовладение. В основание церкви храмоздатель Плешков положил найденный им в поле «камень велий».

Прихожане хотели выбрать за образец церковь Петра Митрополита, однако Плешков посоветовал строить храм «мерою и подобием» значительно более крупной Вознесенской церкви.

После снятия мерок с Вознесенского храма и совершения молебна толчковцы «все рвы покопаша, в них же и сваи дубовые побиша и весь бут каменем постлаша своими руками».

Важно

Как то было принято в допетровской Руси, приходская церковь стала результатом коллективного творчества всех жителей Николо-Пенского прихода. Когда был готов фундамент, «подаянием всего прихода жителей» для кладки стен были наняты профессиональные каменщики.

Родион Леонтьев Еремин финансировал строительство храма после того, как стены были доведены «до окошек».

Митрополит Иона Сысоевич дал храму благословенную грамоту, по которой он и был освящён 24 июля 1687 года, в один год со знаменитым соседом — храмом Иоанна Предтечи в Толчкове.

Храмовое убранство

Дидактическая икона с 12 минеями запечатлела неканоническое представление о мироустройстве: не земля окружена небом, а наоборот, от небес во все стороны лежит земля. При этом Троица — центр мироздания, Ей подчинены силы небесные, святые и православные народы.

До освящения храма прихожане-строители наполнили его иконостас образами, из них 67 были привезены из Толгского монастыря и обошлись им в 70 рублей. Для икон Фёдоровской церкви свойствен усложнённый космический и календарный символизм.

Гигантская по тем временам сумма в 100 рублей ушла на создание «образа Отечества, окрест же его девять чинов ангельских и всех святых, в дванадесятых месяцех расположенных» (ныне в Ярославском музее-заповеднике). Справа от царских врат горожане поставили, «всеми входящими видим и поклоняем», образ Спаса, заказанный в Костроме Гурию Никитину.

Драгоценная цата для образа была изготовлена иждивением Дмитрия Еремина, брата храмоздателя Родиона. Иконы же Троицы и Николы Чудотворца написал ярославец — Иларион Севастьянов, «прозванием Башка».

Ныне существующий иконостас прихожане заказали в 1705 году: столпы и царские врата вырезали Василий Комар и другие крестьяне пригородного села Михайловского, а киоты к иконам — ярославец Степан Ворона «с товарищи». Главными жертвователями оставались купцы Еремины.

Родион Еремин, избранный старостой, пожертвовал в храм серебряный ковш для водосвящения (подарок царей Иоанна и Петра Алексеевичей от 25 января 1686 года), его братья с жёнами — шитые покровы и плащаницу, их родственник Иван (в 1697 году) вложил в храм Евангелие в серебряном окладе.

Тогда же прихожане заказали колокола и (за 60 рублей) часы — Никифору Яковлеву из Романовской волости.

Пожертвованный Ерёминым ковш описан в известной книге И. Г.

 Прыжова «История кабаков в России» (1868): «В Ярославле в приходской церкви Фёдоровской Божией Матери, хранится ковш, пожалованный в 1686 году ярославскому посадскому человеку Ерёмину от государей Ивана и Петра Алексеевичей за прибыльные деньги по кружечному двору. На дне ковша высечен двуглавый орёл, на отгубе ручки вырезан пеликан, терзающий грудь свою и кормящий детей».

Святые врата прихода были сооружены на средства Иосифа Еремина в 1714 году. Тем же годом датируется каменная богадельня, «а в ней мужеска полу 16 человек, женска полу 39» (данные Переписной книги Толчковской сотни 1717 года). В 1715 г.

Иоанн Еремин внёс в храм тысячу рублей на поминовение своей души. На эти деньги прихожане «нарядиша града Ярославля посадских людей иконописцев Фёдора Игнатьева да Фёдора Фёдорова с товарищи церковь Пресвятой Богородицы Фёдоровской стенным письмом подписати».

Совет

Эти фрески уцелели до нашего времени. Стенописные работы были завершены 28 июня 1716 года.

В храмовой повести также подробно изложено «Сказание о окрадении церкви Пресвятой Богородицы Фёдоровской» суздальцем Георгием Фёдоровым в 1707 году, рассказано о паломничестве местного кожевенника Матвея Нечаева в Иерусалим к храму Гроба Господня и о других событиях приходской и городской жизни. Имеются также данные о возведении младшим поколением Ереминых «над гробы родителей» в 1709 году с благословения Димитрия Ростовского каменного храма Льва Катанского.

  • Фреска «Распятие св. Петра»
  • Царские врата на дореволюционном фото С. М. Прокудина-Горского

Архитектурные особенности

Фёдоровская церковь по своим характеристикам типична для зрелого этапа в развитии ярославского храмового зодчества, выделяясь лишь лаконичностью декора (вероятно, следствие того, что строилась она не богатейшими купцами, а всем миром).

Крупный по размерам четверик (18 на 24 метра) оформлен весьма скупо: лопатки выявляют снаружи четырёхстолпное строение, арочные окна лишены наличников. Входы первоначально были устроены со всех трёх сторон (запад, север, юг); их оформляли небольшие крыльца.

В начале XVIII века их разобрали, а четверик обстроили низкими крытыми галереями. Высокое западное крыльцо с тройной аркой и изразцовым поясом пристроено в 1736 году.

Архаичный, по-соборному строгий четверик контрастирует с крупным, сочным пятиглавием, которое придаёт всему зданию выразительный, грациозный силуэт. Высота щедро декорированных барабанов и пучинистых луковичных глав (22 метра) значительно превышает высоту основного куба (14 метров).

Общая высота церкви (до креста центральной главы) — 36 метров, ровно в два раза больше ширины четверика. Поскольку храм был покрыт сразу на четыре ската, закомары здесь чисто декоративные; они не соответствуют пилястрам и опираются на «нарядный, сложнопрофилированный пояс, мастерски выполненный за счёт выпуска 12 рядов кирпича» (В. Ф. Маров).

По пропорциям это один из самых гармоничных ярославских храмов.

Храм в XIX—XX веках

Вид на Фёдоровскую церковь с Большой Фёдоровской улицы, 2010 год

В XIX веке в приходе имелись церковное попечительство и школа. До 1834 года к храму были приписаны батальоны военных кантонистов.

С западной стороны от него был вырыт пруд. Переделки, которым подвергался холодный храм, не были значительными. Купец И. Я.

Кучумов в 1776 году пристроил южный Тихвинский придел в память об образе, принесённом сюда из Успенского собора.

Обратите внимание

Н. Н. Свешников в 1884 году, в честь совершеннолетия цесаревича Николая Александровича, соорудил с южной стороны ограды часовню, куда перенесли большую старинную икону Фёдоровской Богоматери, «хорошо видимую через узорчатые железные двери». Вторая часовня была освящена во имя Николая Мирликийского шестью годами позже. Эти часовни не сохранились.

В советское время храм был закрыт, разграблен и приспособлен под жильё, с 1946 по 1986 годы в нём складировали материалы. Церковь Николы Пенского не закрывалась и служила кафедрой ярославских архиереев.

В 1987 году случилось знаменательное по тем временам событие. Обком передал в ведение РПЦ Толгский монастырь и холодную Фёдоровскую церковь.

Через 2 года из Ярославского музея-заповедника в собор были перенесены мощи святых благоверных князей Фёдора, Давида и Константина.

С 2011 года мощи покоятся в раке в новом Успенском соборе Ярославля, а в Фёдоровской церкви остались лишь частички мощей.

За время, пока Фёдоровская церковь служила кафедральным собором, пострадавшие в советский период стенопись и иконостас реставрировались (хотя и не в полном объёме). На Рождество 1999 года была освящена новая кирпичная церковь-крестильня; напротив её построен городской хоспис.

Читайте также:  Дивеевский монастырь, россия, нижегородская область, дивеевский район, село дивеево

Обзор храмов Фёдоровского прихода с Толбухинского моста в 2008 году был перекрыт массивным коробкообразным зданием гипермаркета «Карусель».

  • Интерьер Тихвинского придела
  • Дверь Тихвинского придела

Источник: https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/yaroslavl/fyodorovskaya-tserkov

Федоровский собор в Ярославле

В Ярославле находится Федоровский собор, который является одной из важнейших православных святынь. Это настоящий памятник русской архитектуры, который поражает своим величием и великолепием. Собор называется еще и Церковью Федоровской иконы Божией Матери.

Он расположен на берегу живописной ярославской реки под названием Которосля. Находится здание практически на окраине современного Ярославля.  Является кафедральным собором, также в ансамбль Федоровского собора в Ярославле входит церковь Николы Успенского, в котором есть крестильный храм и большая колокольня.

Территория собора представляет собой живописный комплекс старинных зданий и сооружений.

История возведения собора

Говоря о Церкви Федоровской иконы Божией Матери нельзя не сказать о сказании, которое гласит о том, как появился храм. Говорят, что связано возведение здания с исцелением Иоанна Плешкова от тяжкой болезни. Он был посадским и в далеком 1669 году страдал от тяжкого недуга. Во сне Иоанну явились несколько мужей.

Они сказали больному, что ему нужно прийти к иконе Федоровской Божией Матери в Кострому и построить белокаменный храм. Иоанн должен был также заказать и изготовить список с образа Божией Матери. Строительство одного из главных храмов Ярославля было начато в 1683 году. Землю для возведения храма предоставил Иван Денисовский.

Важно

При этом земля была его собственностью. В самом начале строительства был заложен «великий камень». Федоровский кафедральный собор строился по подобию Вознесенской церкви. Церковь Федоровской иконы Божией матери представляет собой труд сотен горожан, которые возводили ее буквально всем миром.

Многие люди жертвовали деньги,  купцы брали процесс всего строительства под свое попечение. Поэтому можно сказать, что этот храм по-настоящему народный.

Жители Толчково выкапывали глубокие котловины под фундамент, помогали каменщикам в возведении стен здания. Строительство закончилось спустя пару лет в 1687 году. Церковь была большой, светлой и пятиглавой.  Большие изменения в территориальном устройстве  церкви произошли в 1725 году.

Она была существенно расширена за счет галереи, которая опоясывала ее. Федоровская церковь официально стала собором после того как в годы существования СССР был снесен знаменитый Успенский собор. У этого храма есть так называемый «храм-спутник». Это храм Николы на Пенье.

Почему такое необычное название? Все просто, пенье обозначает слово пенек или вырубку. Галерея вокруг кафедрального собора просторная и красивая, но росписей вы на ней не увидите. Галерея совершенно белая. Фрески было решено создать в основном храмовом помещении.

Роспись стен была сделана Федором Игнатьевым и Федором Федоровым. Иконостас вырезался Степаном Вороной и Василием Комаром.

Внутреннее убранство Федоровского собора

Говоря о внутреннем  убранстве храма, стоит сказать, что за всю его историю существования, даже в советский период он не был закрыт. А это означает то, что практически все фрески, иконы, иконостас сохранились в первозданном виде. Что представляет собой высокую историческую ценность. В храме есть дидактическая большая икона с 12 минеями.

На них изображено представление по канонам об устройстве мира. Святая Троица по идеи дидактической иконы является центром создания мира. Именно троице подчинен православный святой народ. Иконостас был наполнен иконами еще до освещения церкви. Многие иконы привозились из других монастырей, например из Толгского монастыря.

Все иконы содержат в себе особый символизм канонического изображения жития святых и их самих.

Совет

В храме есть царские врата, справа от которых расположился образ Спасителя. Иконостас ярославского кафедрального Федоровского собора был поставлен еще в 1705 году. Также в кафедральном соборе находится множество икон, украшенных красивыми и красочными киотами.

В восемнадцатом веке храм был на попечении купцов Ереминых, которые жертвовали в его развитие много денежных средств. До сих пор хранится в соборе серебряный ковш для водоосвещения, палашницы  и шитые покровы. Декор лаконичен, четверик крупный и его диаметр равен 18 на 24 метров. Храм светлый, внутри строения есть множество арочных окон.

  Луковичные главы церкви высокие (двадцать два метра). Они придают собору особую грандиозность. Федоровский собор выделяется белоснежным цветом и яркими зелеными куполами. Многие прихожане приходят на службу именно в него, так как само место это пронизано духом святости и силы православия.

В Федоровском соборе с 1989 года хранятся мощи Константина, Федора и Давида Ярославских.  Церковь Федоровской иконы Божией Матери является одним из излюбленных храмов, посещаемых православными поломниками со всех уголков России.

Адрес: Большая Федоровская улица, 72

Источник: http://yaroslavl-tur.ru/sobory-i-tserkvi/50-fedorovskij-sobor

Феодоровское архиерейское подворье

Федоровская церковь была построена в 1687 году в слободе Толчково. Это была самая богатая и большая слобода Ярославля, раскинувшаяся на берегу Которосли, изделия ее кожевников славились не только в России, но даже и за границей.

Храм был построен на средства слобожан, и сохранился чрезвычайно любопытный документ − «Повесть о построении Никольской и Федоровской церквей».

Полное название этой «Повести» умещается на нескольких строках: «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».

Из этого памятника нам и известны многочисленные подробности возведения храмового ансамбля на берегу Которосли. Автор повести неизвестен, скорее всего, она писалась коллективно теми же людьми, которые принимали участие в обсуждении проектов храмов и в самом строительстве.

За образец было решено взять либо храм Петра Митрополита в Спасской слободе, либо Вознесенскую церковь в Кондаковой слободе. В конце концов остановились на втором варианте.

В строительстве участвовали все слободские жители: размечали территорию, копали ямы под фундаменты, засыпали их щебнем (бутили)… Словом, все подготовительные работы жители выполнили сами, и только после этого наняли профессиональных каменщиков, которым предстояло вывести собственно здание собора. 

Замечательно соотношение основного объема и глав собора. Основной объем – массивный четверик, высотой 14 метров, кажущийся приземистым из-за очень высоких глав.

Центральная глава, даже без креста, ощутимо выше самого четверика, на котором стоит − ее высота составляет 22 метра! Боковые главы также довольно велики.

Обратите внимание

Неудивительно, что и в плане декора все внимание было уделено барабанам − они изукрашены аркатурно-колончатыми поясами, в них прорезаны высокие узкие окна для лучшего освещения храма, а под самыми главами проведены фризы в несколько рядов. 

Изначально собор был лишен галереи, и широкая паперть, которая есть сейчас, так же, как и южный придел, и красивое крыльцо с фигурными «гирьками», были пристроены в XVIII веке.

В 1705 году в храме был установлен золоченый резной иконостас, выполненный мастерами Василием Комаром и Степаном Вороной. Иконы для иконостаса слободские жители заказали известным, самым лучшим иконописцам того времени – ярославскому изографу Иллариону Севастьянову и костромскому мастеру Гурию Никитину.

Роспись храма была выполнена через четверть века после постройки − в 1715 году артель Федора Федорова и Федора Игнатьева создала подлинный шедевр в семь рядов фресок, на которых со множеством реалистичных подробностей изображалось прославление Богородицы, история Федоровской иконы Божией Матери, часто с военными сюжетами, с победами, одержать которые помогала чудотворная икона.

Церковь Николая Чудотворца на Пенье, в просторечии Никола на Пенье или церковь Николо-Пенская — небольшой одноглавый бесстолпный храм в бывшей Толчковской слободе Ярославля, на правом берегу реки Которосли. Строился прихожанами в 1689-90 гг.

как тёплый храм Федоровского прихода, в советское время (до 1987 года) функционировал в качестве кафедрального собора древней Ростовско-Ярославской епархии.

Это единственный храм в старой части города, не закрывавшийся в годы советской власти, и один из семи сохранившихся в городе допетровских храмов имени Николая Чудотворца.

 О построении в 1660-е годы деревянной Никольской церкви повествует обработанная в XVIII веке «Повесть о начале зачатия и поставлении первыя древныя церкве святаго Николая Чудотворца, что на Пенье, како и кем доброхотных жителей и в которыя лета нача созидатися, и о явлении и написании и пренесения честнага образа пресвятыя Богородицы, Одигитрия нарицаемыя, Феодоровския и о создании, устроении и украшении вторыя каменныя церкве во имя Ея пресвятыя Богородицы Феодоровския, и потом о чудесах Ея, бываемых от онага образа пресвятыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, купно же и летопись сея церкви».

 Случившийся в 1659 году пожар в Толчковской слободе лишил её жителей деревянной Предтечевской церкви. Новый каменный храм возводился долго, ибо был призван превзойти все прочие церкви Ярославля как размерами, так и изяществом отделки.

Жители восточной окраины слободы решили не ждать завершения строительных работ и испросили у митрополита Ионы Сысоевича разрешение на возведение особого деревянного храма во имя Николы Чудотворца. Кожевенник Гурий Кочуров выделил под строительство двор своего должника.

Важно

Окрестности были очищены слобожанами от леса, после которого «остася множество пенья» и от этих пней «именование свое церковь сия прият, и доныне именуемая пенская».

 В 1681-87 гг. чуть южнее Николо-Пенской церкви прихожанами велось строительство холодной Фёдоровской церкви. На следующий год после её освящения они обратились к митрополиту с ходатайством о замене деревянной церкви Николы каменным строением. Эта каменная церковь была освящена 30 ноября 1691 года и сохранилась до нашего времени.

Как было тогда принято в Ярославле, зимняя церковь была решена как небольшой одноглавый храм трапезного типа со скромным оформлением. Над простым четвериком возносится стройный, прорезанный рядами слухов шатёр единственной в приходе колокольни.

Читайте также:  Икона божией матери ильинская-черниговская

В самом конце XVII века прихожане Еремины оснастили колокольню звонами; набор колоколов пополнялся при закрытии и сносе приходских храмов в XX веке.

В 1890 году купец С. А. Черногородов устроил с северо-восточной стороны придел Сергия Радонежского, над которым была надстроена Никольская часовня с отдельным входом со двора.

Сам придел решён в псевдорусском стиле, плохо гармонирующем с архитектурой четверика, однако крыльцо повторяет очертания типичных для старого Ярославля шатровых притворов на ползучих арках.

Нынешний иконостас придела был перевезён в 1958 г. из разорённого Варницкого монастыря.

В  1999 году был сооружен крестильный храм равноапостольного князя Владимира в кирпичном корпусе, стоящем по западной границе церковного двора. Внешне выделен куполом с главкой.

Также на территории подворья находятся могилки Архиепископа Михея (Хархарова) и Митрополита Иоанна (Вендланда).

Источник: http://pravyaroslavl.ru/temples/operating/feodorovskoe-arhiereyskoe-podvore/

Феодоровский кафедральный собор

Рубрика: Ярославль

Ярославская приходская церковь в честь образа Феодоровской Богоматери расположена по правому берегу речки Которосль, на территории бывшей Толчковской слободы (ныне р-н.

Карабулинской транспортной развязки). В архитектурном отношении постройка представляет собой величественное сооружение о четырех столпах и четырех главах, зиждущихся на высоких барабанах.

Храм строился с 1683 по 1688 гг.

С 1986 г. вплоть до 2010 г, когда состоялось освящение нововоздвигнутого Успенского собора, Феодоровская церковь выполняла функцию епархиального кафедрального собора (Ярославско-Ростовская епархия).

Совет

В состав архитектурного ансамбля включены также теплый храм в честь св. Николы Пенского с изящной звонницей и современная, созданная уже на стыке Второго и Третьего тысячелетий, церковь, посвященная св. Равноапостольному Владимиру.

Приход окружает ограда периода СССР, в пределах которой размещаются захоронения нескольких архиереев.

До Октябрьской революции имя храма было отображено в названиях двух взаимно пересекающихся улиц – Большой и Малой Федоровской, которые в советское время быпереименовали, соответственно, в Емельяновскую и Малую Пролетарскую.

Фёдоровский храм – типичный образец, характеризующий зрелый период в развитии церковной архитектуры Ярославля и выделяющийся лишь сразу бросающейся в глаза скупостью декоративного оформления – закономерное следствие возведения не на щедрые пожертвования городских меценатов, а на скромные средства прихожан, собираемые, что называется, «с миру по нитке».

Особенно лаконичен экстерьер обширного по габаритам почти квадратного четверика (25 м. в длину и около 20 м. в ширину). Наличники на арочных окнах отсутствуют, наружные лопатки подчеркивают четырехстолпную компоновку строения.

Изначально входов, каждый из которых имел свое небольшое крыльцо-паперть, было три – с южной, северной и западной сторон. В начале восемнадцатого столетия они были демонтированы, а четверик обнесли по периметру приземистой крытой галереей.

Высокое трехарочное западное крыльцо с поясками изразцов пристроили уже ближе к 1737 г.

Отличающийся архаизмом линий и соборной строгостью четверик визуально контрастирует с грациозным пятиглавием, что придает внешнему силуэту ансамбля сочную выразительность.

Двадцатитрехметровая высота купольных глав с богато отделанными барабанами почти вдвое превышает высоту четверика, на котором они покоятся.

Общая же высота храма от фундамента до кончика креста превышает тридцатишестиметровую отметку.

Обратите внимание

С 1929 г. службы в храме были прекращены, а сами обветшавшие здания использовались для хозяйственных целей. Богослужения возобновились лишь в 1988 г., после капитального ремонта архитектурного комплекса.

Адрес: г. Ярославль, ул. Большая Федоровская, 72.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/yaroslavl/feodorovskij-kafedralnyj-sobor

Собор Казанской иконы Божией Матери в Ярославле

Большой четырёхстолпный пятикупольный собор в стиле позднего классицизма с западной папертью. Выстроен в 1835-1845 гг. на месте кирпичной церкви 1649, служил местом хранения чудотворной Казанско-Ярославской иконы Божией Матери. Закрыт в 1918 г.

, с 1920-х гг. использовался областным архивом. Богослужения возобновлены в 1997 г., окончательно передан епархии в 1999 г., реставрируется. Находится в историческом центре Ярославля, который является объектом из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО № 1170.

История Казанского монастыря связана с обретением Ярославской-Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Эта святыня была одним из первых списков с Казанской иконы, обретенной в 1579 году в Казани.

Икона была принесена изначально в 1588 году в г. Романов (ныне левобережный Тутаев) жителем этого города Герасимом, получившим исцеление руки в Казани. Он находился там по торговым делам и получил в видении от Богородицы повеление приобрести в определенной лавке Ея икону, принести в Романов и построить в честь нее храм.

Важно

От новообретенной святыни происходили многие чудеса и исцеления. В марте 1609 года Романов был разорен польско-литовскими интервентами. Среди них был один литвин православного исповедания Яков Любской. Он взял икону Божией Матери и позже привез ее в Ярославль.

Город сильно пострадал от захватчиков, действовавших от имени Лжедимитрия, многие жители погибли, потеряли родных и имущество. Узнав о нахождении в Ярославле Казанской иконы, они стали просить Любского продать святыню, но он отказывался. Затем он отдал икону бесплатно. Ярославцы поместили образ в храме Похвалы Богородицы Димитриевского прихода.

Враги оставили город в мае 1609 года. Тогда же диакону Крестовоздвиженской церкви Елеазару было откровение от Божией Матери, повелевшей, что бы посадские и служилые люди воздвигли храм в честь чудотворного образа. Иждивением жителей храм был построен в благодарность об избавлении от захватчиков.

Перед освящением храма торжественна была принесена в его стены Ярославская-Казанская икона Богородицы. Вскоре при храме поселились 72 монахини разоренной врагами Рождественской обители. Так было положено основание Казанского женского монастыря и почитания чудотворной иконы.

С чудотворным образом Ярославской-Казанской иконы Божией матери совершались два крестных хода в году. С 1761 года в июне образ приносился в г. Романов.

Икона шествовала по левому берегу Волги, в Романове она помещалась в Преображенской-Казанской церкви, где пребывала три недели, после чего переправлялась на правый берег, в Воскресенский собор. Через две недели икона отправлялась в Ярославль по правому берегу Волги.

Второй Крестный ход с 1800 года отправлялся в Рыбинск в июле, после престольного праздника монастыря. Там икона пребывала семь недель. До Рыбинска крестный ход шел по правому берегу Волги, обратно – по левому.

Казанская обитель претерпела многие разрушения и период запустения в XX веке, разделив участь многих российских монастырей.

В 1918 году во время подавления антибольшевистского восстания монастырь подвергся значительным разрушениям. В то же году он был закрыт. Игуменья Феодотия с сестрами перебрались в действовавший еще Толгский монастырь.

В 1920-21 годах в зданиях монастыря располагался один из ярославских концентрационных лагерей.

Совет

Некоторое время Покровский храм действовал как приходской. В нем сохранялись главные святыни монастыря – Ярославская-Казанская икона Божией Матери, икона Спаса Нерутворного и Троеручица.

По закрытии храма община была переведена в Крестовоздвиженский храм, куда были перемещены и святыни. В 1931 году и этот приход был ликвидирован, судьба святынь, в том числе и Ярославской-Казанской иконы, неизвестна.

Лишь живописная рама от чудотворного образа сохранилась, она находится в экспозиции древнерусского отдела Ярославского художественного музея.

В начале 1990-х годов еще невозвращенный Церкви Казанский собор постепенно, одной за другой, увенчался пятью золочеными главами. В 1997 году возобновилась богослужебная жизнь обители. Как приходской храм был открыт собор. Богослужения совершались в подклете. В 1998 году монастырь был открыт спустя 80 лет после закрытия.

В том же году была передана и начала восстанавливаться Сретенская домовая церковь. Сохранившиеся корпуса, заселенные жителями, передавались постепенно, в течении нескольких лет. В 1999 году архивохранилище было переведено в Рыбинск, Казанский собор освободился. Началась его долгая и кропотливая реконструкция.

В наши дни восстанавливается соборный иконостас.

http://yar-kazansky.cerkov.ru/

Источник: https://www.culture.ru/objects/1749/sobor-kazanskoi-ikony-bozhiei-materi-v-yaroslavle

Успенский кафедральный собор в Ярославле: история, фотографии, богослужения

В Ярославле, на Стрелке рек Волги и Которосли, стоит величественный Успенский кафедральный собор. Трагична его судьба. Построенный в начале XIII века, он несколько раз горел и перестраивался, пока в 1937 году не был снесен окончательно. В 2004-2010 годах его восстановили, приурочив событие к 1000-летию Ярославля. Многие века это был духовный и культурный центр города.

История строительства Успенского собора

В 1215 году ростовский князь Константин Всеволодович (1186-1218, княжил в Ростове с 1208 по 1216 года) заложил «церковь камену на Ярославли на дворе своем во имя Богородицы Успения».

В то время это была территория деревянного Ярославского кремля, или, как его еще называли, Рубленого города. В 1219 году ростовский епископ Кирилл I (епископ с 1216 по 1229 год) торжественно освятил его.

Читайте также:  Канон пресвятой богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати

Это была первая каменная постройка в Ярославле.

Советские археологи во главе с Николаем Николаевичем Ворониным (1904-1976), одним из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре, уже после уничтожения собора в 1937 году пытались найти остатки фундамента древнего домонгольского храма, но безуспешно.

Обратите внимание

Однако по отдельным археологическим находкам удалось воссоздать его облик. Построен он был из тонкого красного кирпича — плинфы. Стены украшали белокаменные вставки с резными орнаментами и масками.

Пол был выстлан разноцветными майоликовыми плитками, напоминавшими ковер; это было одно из главных украшений храма. Двери были обиты золоченой медью.

В первой половине XIII века для Успенского собора была написана икона «Спас», «моленная» икона ярославских князей Василия (1238-1249) и Константина (1249-1257). В 1238 году Ярославль, как и многие другие русские города, был сожжен Батыем. Успенский собор уцелел, но был полностью разграблен.

В 1501 году в Ярославле случился большой пожар, в результате которого обрушились своды храма. При разборе завалов обнаружили мощи благоверных князей Василия и Константина Всеволодовичей. К 1516 году был возведен новый храм, небольшой по размеру.

По некоторым данным, своим обликом он напоминал Благовещенский собор Московского кремля. С запада к нему был пристроен небольшой придел «на полатях».

В 1612 году в Успенском соборе митрополит Кирилл II благословил князя Дмитрия Пожарского идти с ополчением освобождать Москву.

XVII век — время расцвета Ярославля, становление самобытной школы ярославского зодчества.

Старый Успенский собор уже не мог вместить всех верующих, и потому в 1643 году началось строительство нового собора, немного в стороне от прежнего.

Важно

Старый собор было приказано разобрать, оставив лишь погреб, где хранилась «зелейная и церковная казна». Над ним на основании частично разобранных стен была надстроена казенная палата.

В 1646 году новый собор был освящен. Это был небольшой пятиглавый храм с 55-метровой шатровой колокольней. 10 июля 1658 года во время очередного пожара в Ярославле он пострадал: сгорели главы, крыша и некоторые другие наружные постройки.

Поэтому в 1659 году он был перестроен в шестистолпный пятиглавый храм. К северному, западному и южному входу были пристроены каменные крыльца, характерные для ярославских построек того времени. Рядом с ним заложили новую шатровую колокольню.

В 1670 году случился новый пожар, после чего храм был отстроен вновь. В 1671-1674 годах его стены были покрыты росписью, которая сохранилась до 1825 года. В 1788 году в связи с переносом центра епархии в Ярославль, он стал кафедральным. Это потребовало дальнейших перестроек и переделок.

В 1832-33 годах к южной стене была пристроена небольшая теплая церковь во имя благоверных князей Константина и Василия. В конце XIX века её объединили с расширенной западной папертью.

В 1836 году по проекту архитектора Авраама Ивановича Мельникова, ректора Императорской академии художеств, вместо старой колокольни была построена новая многоярусная, высотой 70 метров.

Внизу была сделана арка для проезда.

На старых фотографиях можно увидеть, как выглядел Успенский собор в Ярославле в начале XX века.

Внутреннее убранство Успенского собора

Успенский собор в Советские годы и в наши дни

Успенский собор серьезно пострадал во время антибольшевисткого Ярославского восстания (6-21 июля 1918 года). Стены были повреждены артобстрелом, но затем отремонтированы на средства церковной общины.

Повреждения Успенского собора во время Ярославского восстания

Повреждения колокольни Успенского собора после Ярославского восстания

В 1922 году в Успенском соборе разместилась городская биржа труда, самые ценные предметы передали государству. В 1924 году была проведена частичная реставрация. В 1929 году разобрали колокольню, чуть позднее распустили церковную общину.

В помещении разместились швейная мастерская, склад художественных ценностей, затем — зернохранилище. 26 августа 1937 года Успенский собор был взорван, на его месте разбит городской парк культуры и отдыха.

В 2004 году по проекту архитектора Алексея Денисова на месте прежнего храма началось возведение нового, большего по размеру.

Строительство шло со скандалами: опасались, что грунт Стрелки не выдержит такую махину и «поплывет», что храм исказит исторических облик города… Кроме того, новый храм по своему облику не похож на предшествующий и выбивается из местной стилистики, наследуя больше традиции московской архитектуры. Тем не менее, 12 сентября 2010 года Успенский кафедральный собор был освящен архиепископом Ярославским и Ростовским Кириллом.

Площадь храма составляет около 2 тысяч кв.м, вместимость — более 4 тысяч человек, высота до основания креста — 50 метров. В цокольном этаже разместятся зал церковных соборов, музей, трапезная палата и покои правящего архиерея. Планируется возведение отдельно стоящей колокольни высотой более 70 метров. А пока колокола установлены на временной звоннице рядом.

Около Успенского кафедрального собора со стороны Стрелки, на месте алтаря разрушенного Успенского собора в 1995 году была установлена статуя Троицы. Художник — Н.Мухин, скульптор — И.Б.

Совет

Трейвус, архитектор — А.Бобович. Уникальность этого памятника в том, что в нашей стране нигде больше нет подобных скульптурных изображений Троицы.

Неудивительно, что эта композиция вызвала неприятие части общественности.

Скульптурное изображение Троицы около Успенского кафедрального собора

Современные фотографии позволяют увидеть нынешний облик Успенского кафедрального собора и его внутреннего убранства. Безусловно, он стал украшением Ярославля и без него Стрелка выглядела бы незаконченной.

Вид со звонницы Спасо-Преображенского монастыря на Успенский кафедральный собор

Купола Успенского кафедрального собора

Сквозь молодую листву…

Белые стены и золотые купола

Мозаичная икона «Успение Пресвятой Богородицы» над входом в собор

Колокола Успенского кафедрального собора

Внутреннее убранство Успенского кафедрального собора

Иконостас Успенского кафедрального собора

Золотые купола Успенского собора

Необычайно красив Успенский кафедральный собор вечером, в лучах подстветки.

Успенский собор и Вечный огонь вечером

Успенский собор вечером

Купола Успенского собора

В лучах подсветки Успенский собор выглядит особенно эффектным

Мозаичная икона «Покров Пресвятой Богородицы» над входом в собор

Сказочно выглядит Успенский кафедральный собор зимним вечером.

Зимним вечером

Белое и золотое

Информация для посетителей и карта

Адрес: Россия, Ярославль, Которосльная набережная, 2/1

Расписание богослужений:

  • в будние дни 8:00 часы, 8:15 Литургия, 17:00;
  • воскресные дни и двунадесятые праздники 8:40 часы, 9:00 Литургия;
  • четверг 17:00 акафист блгв. кнн. Феодору, Давиду и Константину Ярославским;
  • Престольный праздник: Успения Пресвятой Богородицы (28 августа).

Сайт: yar-uspenie.cerkov.ru

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Источник: https://anashina.com/uspenskij-kafedralnyj-sobor-v-yaroslavle/

Успенский Кафедральный Собор город Ярославль

Успенский Кафедральный Собор Ярославля – один из величайших памятников православия, который является наиболее почитаемым среди всех христиан и до сегодняшнего дня.

Он стал поистине духовным центром не только России, но и всего мира, ведь его историческая ценность велика и непоколебима.

Настоящее “чудо” современной православной культуры, важное для каждого православного человека и истинного уважаемое им как самая большая святыня своего народа, своей земли, своей истории. В ней – сам человек, его помыслы, душа, жизнь…

История Успенского Собора в Ярославле

Своё историческое начало это “чудо” архитектуры и православия берёт ещё с XVIII—XX веков, когда храм находился в древней Ростово-Ярославской епархии. Продолжалось этот период с 1215 года и до разрушения в 1937 г.

За это время храм не раз горел и перестраивался. В 1918 году пострадал от попадания снарядов. В 1922 г. – были изъяты церковные ценности из самой богатой ризницы. 1929 год – ликвидирована колокольня и религиозная община соборной церкви. И в 1937 году Успенский кафедральный собор был полностью снесён.

Позднее он дважды перестраивался и был восстановлен по новому проекту к концу 2010 года. Само же строительство было приурочено к 1000-летию славного города Ярославля.

Периоды возрождения храма:

  • 2004 год – принято решение о воссоздании собора;
  • общими усилиями властей государственных и религиозных выбран проект архитектора из Москвы А. Денисова, который отличался масштабностью и подразумевал в цокольном этаже зал для церковных собраний, ризницу и трапезную палату;
  • 2005 год – церемония освящения камня закладки за алтарём собора, совершённая митрополитом Кириллом;
  • 2006 – 2010 года – непосредственное строительство;
  • 12 сентября 2010 года – торжественное освящение уже построенного собора, помещение на историческом месте ковчегов с мощами святых князей Василия и Константина и чтимого списка Ярославской иконы Божией Матери;
  • 2 октября 2011 года – перенесение из Феодоровского храма мощей благоверных;
  • 2013 года – положено реставрации соборной колокольни.

Обязательно к прочтению:  Дмитриевский собор во Владимире

Теперь Успенский Собор является важным архитектурным центром и украшением старого Ярославля. Он поднимается ввысь над берегом старинной Волги, не давая людям забыть о православных корнях и вечной христианской вере. А под сводами храма и сегодня, как и много веков назад, слышны молитвы Господу от чистых сердец настоящих паломников со всех уголков мира.

Также все истинные христиане должны знать и помнить о Престольном празднике, что является важным для собора – Успения Пресвятой Богородицы, который традиционно отмечается 28 августа.

Расписание богослужений Успенского Собора в Ярославле

За последнее время собор стал настоящим оплотом для верных христиан всего мира. Каждый день тысячи паломником съезжаются к нему, дабы узреть Господа и поклониться ему.

Он впечатляет не только своей красотой и историческими данными, но и главным смыслом своего присутствия – огромной значимостью для посвящённых в православную веру, ведь в нём сочетаются воедино благородство великой истории и духовность народа, что образуют огромную силу, равных которой никогда нет и не было на земле.

Богослужения в храме проходят каждый день:

    • понедельник-пятница: 8:00 – 17:00 (литургии);
    • выходные дни и двунадесятые праздники: с 8:40 (литургические службы);
    • четверг: 17:00 – акафист святым Феодору, Давиду и Константину Ярославским.

Адрес Успенского Собора в Ярославле следующий: Россия, город Ярославль, Которосльная набережная, 2/1.

Храни Вас Господь!

Источник: https://ikona-i-molitva.info/uspenskij-kafedralnyj-sobor-yaroslavl/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector