Собор иконы божией матери “знамение” в новгороде, россия, новгородская область, город великий новгород

Знаменский собор Великого Новгорода, его история и фрески

sergeyurich  Оригинал взят у sergeyurich в ЗАМЕТКИ О ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ. Часть 6.

Знаменский собор, его история и фрески
  ЗНАМЕНСКИЙ СОБОР, ЕГО ИСТОРИЯ И ФРЕСКИ

    Еще в середине XIV века, точнее в 1354 году, рядом с храмом Спаса Преображения на Ильине улице специально для хранения одной из самых почитаемых в Новгороде святынь – иконы “Богоматерь Знамение” – была возведена церковь в ее честь, названная соответственно церковью Змамения Богородицы.

    К концу XVII века церковь обветшала настолько, что было принято решение ее разобрать, и на ее месте выстроить новый собор, который был заложен в 1682 году. Строительство было завершено к 1687 году, когда собор был освящен митрополитом Новгородским и Великолуцким Корнилием.       Знаменский собор получился совсем не похожим на древние новгородские храмы, что, впрочем, вполне объяснимо.    Дело в том, что в XVII веке строительство в Новгороде велось, главным образом, артелями, приглашаемыми из Москвы и Поволжья, именно поэтому он являет собой скорее образец типичного московского зодчества конца XVII века, нежели новгородского. Правда, для проведения плотницких работ были привлечены две артели новгородских мастеров, но каменные работы велись в основном москвичами, в том числе московскими стрельцами.    Знаменский собор стоит в ряду церквей, для которых характерны мощные формы, двухэтажность, пятиглавие, галереи, крылечки, паперти, эффектный декор.

    Историческая судьба собора была очень непростой.

    Он неоднократно горел (в первый раз вскоре после завершения строительства, в 1696 году). После очередного пожара 1745 года, он был в значительной мере перестроен, утратив свои первоначальные формы. В 1844-1845 гг. на средства графини А. А. Орловой-Чесменской, вообще очень много сделавшей для сохранности новгородской архитектуры, Знаменский собор был капитально отремонтирован, но снова изменил свой исторический облик (так, например, была полностью утрачена роспись на барабанах).

    Огромный ущерб собору принесла война. Немецкие оккупанты использовали собор и его пристройки как казармы. Ими были полностью уничтожен уникальный иконостас. Его резные рамы были сожжены, а иконы, по видимому, вывезены при отступлении немцев из Новгорода. Их судьба не известна до сих пор.    Уже в 1950-е годы начались работы по восстановлению Знаменского собора, тогда же было начало спасение его монументальной живописи, позволившей открыть первоначальные фрески, скрытые под несколькими слоями краски.  

    Оригинальные фрески Знаменского собора относятся к началу XVIII века. В 1702 году, по повелению митрополита Иова, собор был расписан артелью костромских иконописцев во главе с Иваном Яковлевичем Бахматовым.

    Поскольку в настоящее время собор является музеем, относящимся к Новгородскому государственному объединенному музею-заповеднику, вход в него платный (стоимость билета – 80 рублей), богослужений в нем не проводится, зато никто не мешает ценителям момументальной живописи спокойно насладиться осмотром его интереснейших фресок.

    Некоторые из них предлагаются вашему вниманию.

Сцены Апокалипсиса и Страшного Суда:

Я нигде не нашел информации, что комплекс Знаменского собора когда-либо являлся монастырем. Но внешне он очень похож именно на небольшой монастырь: со всех сторон он окружен стеной, либо встроенными в стену помещениями, весьма похожими на монашеские кельи.

Правда они были сооружены лишь в середине XIX века, во время реконструкции собора, предпринятой по инициативе А. А. Орловой.

Вид на Знаменский собор со стороны Ильиной улицы(фото из Википедии):
    Впрочем, можно предположить, что эти кельи предназначались не для монахов, а для паломников, выполняя роль некой гостиницы при храме.

    Вход на территорию комплекса Знаменского собора также очень похож на вход в монастырь. И несмотря на то, что этот вход – Святые ворота – тоже относится к середине XIX века, он очень интересен.

    Сразу честно, что если бы не заинтересовавший нас вид этих ворот, то после посещения церкви Спаса Преображения, мы вполне могли бы пройти мимо Знаменского собора, о чем позже бы пожалели (дело в том, что нормальных путеводителей по Новгороду, предназначенных для самостоятельных туристов, просто нет; а те что есть, многие интереснейшие памятники истории и архитектуры даже не упоминают. Это стало одним из побуждающих для меня фактов для написания этой серии заметок).Святые ворота:

    Небольшой “лайфхак”.    Добраться до Знаменского собора очень просто (в общем-то, так же как и до церкви Спаса Преображения на Ильине улице, поскольку вход на территорию комплекса собора находится прямо напротив этой всемирно известной церкви). По Ильине улице общественный транпорт не ходит (и правильно!), но вся дорога от Ярославова дворища займет у вас не более 10 минут неспешным шагом.    Вы ведь, если уж приедете в Новгород, обязательно захотите посмотреть на один из его главных архитектурных (и не только, одни лишь фрески Феофана Грека в нем чего стоят!) шедевров – Спаса на Ильине? И в этом случае не поленитесь заглянуть в Знаменский собор. Уверяю вас, не пожалеете! (Спас на Ильине – слева, Знаменский собор – справа, если идти по Ильине улице от Волхова).

  P.S.

: В первый же день, сразу же после приезда в Новгород, мы с целью приобретения качественного путеводителя по Новгороду зашли в самый крупный книжный магазин города, принадлежащий питерской сети “Буквоед” (он расположен в ТЦ “Русь” на Большой Санкт-Петербургской улице (рядом с Духовым монастырем).

Обратите внимание

Весьма любезная продавец-консультант сразу же сказала, что таких путеводителей мы не найдем не только в этом книжном, но и вообще нигде. А тот, что был когда-то издан “Афишей”, не выдерживает никакой критики (у новгородцев он ничего кроме рвотного рефлекса не вызывает). Просто имейте это в виду.

  Сергей Воробьев.

 

Источник: https://architectstyle.livejournal.com/44014.html

Икона Божией Матери Знамение – Софийский собор

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение»

Икона Богоматери, именуемая “Знамение”, прославилась в XII веке в Новгороде, когда владимиро-суздальский князь Андрей Боголюбский вступил в союз с князьями смоленским, полоцким, рязанским, муромским и замыслил с их помощью покорить Великий Новгород, поставив во главе войска своего сына Мстислава. Громадная рать двинулась на Новгород, оставляя за собой разоренные села, пепелища пожаров, трупы людей. Зимой 1170 года войско осадило Новгород, потребовав сдачи города. Не раз обе стороны начинали переговоры, но к согласию не пришли.

Начались бои. Новгородцы просили Бога о помощи и ждали небесного заступничества. Храмы не затворялись, и церковное пение смешивалось с плачем народа. Святитель Иоанн три дня и три ночи молился в соборе св.Софии о спасении города.

В третью ночь, стоя перед иконой Всемилостивого Спаса, он вдруг почувствовал священный трепет, и тогда от иконы раздался голос: “Иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, возьми там образ Пресвятой Богородицы, вознеси его на городские стены, и тогда узришь спасение града”.

Утром архиепископ собрал духовенство и  представителей городских концов и рассказал им о таинственном голосе. У скорбных новгородцев появилась надежда. Архиепископ Иоанн послал протодьякона и клириков в церковь Спаса на Ильинской улице, чтобы принести оттуда икону Богоматери, а сам стал служить молебен.

Однако несмотря на все усилия посланных за иконой, они никак не могли сдвинуть ее с места, и с этим известием возвратились к архиепископу. Тогда сам святитель Иоанн во главе крестного хода, сопровождаемый народом и духовенством, пошел в церковь Спаса.

Там он упал на колени перед иконой Богоматери, со слезами взывая:– О Премилостивая Владычица Богородица, упование и заступница граду нашему, не предай нас за грехи наши врагам нашим. Но услыши плач наш и пощади людей Твоих.

Стали служить молебен, и когда запели: «Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы», икона сама сдвинулась к архиепископу. Видя это чудо, народ и клир радостно восклицали: «Господи, помилуй!».

 Святитель Иоанн принял на руки чудотворный образ, приложился к нему, а затем икону понесли на городскую стену и поставили лицом к нападающим. Воины Мстислава не смягчились и пустили на место, где стояла икона, тучи стрел. Одна из них ранила священный лик.

Важно

Тогда совершилось новое чудо: икона обратилась сама ликом к городу, и из очей Богоматери потекли слезы. В то же время нападавших охватил ужас. У них помрачилось зрение и они стали наносить удары друг другу.

Ободренные знамением новгородцы открыли ворота, бросились на врагов, разбили их наголову и многих взяли в плен.

Тогда же Святитель Иоанн установил празднование в честь заступничества, оказанного Богоматерью Новгороду.
Так как 25 февраля – день, когда совершилось это событие – почти всегда приходится на сырную седмицу или Великий пост, то праздник перенесли на 27 ноября.

Почти два века чудотворная икона Знамение Богоматери стояла в деревянной церкви Спаса. В 1357 году  образ перенесли в специально для него построенную каменную церковь.

В 1566 году в Новгороде вспыхнул сильный пожар, охвативший много улиц. Остановить грозную стихию никак не удавалось. Тогда митрополит Макарий пошел с крестным ходом в церковь Знамения и там, встав на колени перед чудотворной иконой, молился о прекращении бедствия. Затем, подняв икону, он понес ее крестным ходом по берегу реки. Тогда и ветер стал дуть в сторону реки, и пожар постепенно утих.

В 1611 году Новгородом овладели шведы. Они избивали новгородцев, грабили их дома и храмы. Иконы они подвергали поруганию, а священную посуду и утварь уносили.

 
Однажды несколько шведов подошли к церкви Знамения, где в то время совершалась служба, и двери поэтому были открыты. 
Шведы ринулись в церковь, чтобы ограбить ее, но невидимая сила отбросила их назад.

Они снова бросились к дверям, но  снова были отброшены. Это стало известно всем захватчикам, и никто из них после не пытался войти в Знаменскую церковь.

В 1636 году эту церковь задумал обокрасть серебряных дел мастер Лука Плавильщиков. По окончании вечерней службы 27 ноября он спрятался в церкви, а ночью вошел в алтарь, собрал серебряные сосуды с жертвенника, высыпал деньги из кружек и, наконец, приблизился к чудотворной иконе, чтобы сорвать с нее драгоценные украшения.

Совет

Но едва он коснулся ризы, как был отброшен от иконы и упал без чувств. Пришедший перед утреней пономарь вывел его на улицу, полагая что накануне Лука пьяным заснул в храме. 
Он не заметил, что при Плавильщикове были церковные сосуды. Кража обнаружилась, когда стали служить утреню. Пошли к Луке и нашли украденное в его доме.

Вор на время потерял рассудок и только впоследствии рассказал о бывшем от иконы чуде.

В 1688 году радением новгородского владыки Корнилия был построен вместо небольшой каменной церкви величественный собор в честь иконы Знамения Божьей Матери.  

Знаменский собор в 1925 году власти отдали обновленцам. Вскоре храм был и вовсе закрыт. В 1934 г. чудотворная святыня стала  музейным экспонатом.

Во время Великой Отечественной войны икона побывала  в эвакуации, а по окончании войны возвращена в музей.

16 августа 1991 года древний чудотворный образ Знамения Пресвятой Богородицы передан  Новгородской епархии Русской Православной Церкви.

Ныне икона находится в Софийском кафедральном соборе Великого Новгорода, справа от амвона. Образ помещен в специально изготовленный для него большой киот.

Празднование совершается 10 декабря.

Источник: http://saintsofiavnovg.ru/ikona-bozhiey-materi-znamenie/

Великий Новгород. Собор иконы Божией Матери “Знамение”


Собор. Действует.  
Престолы:“Знамение” иконы Божией Матери
Год постройки:Между 1682 и 1688.
Адрес:Россия, Новгородская область, г.

Великий Новгород, ул. Ильина, д. 26
Координаты:58.51714, 31.294483
Статью добавил(а): Василий Шелёмин,  6 февраля 2003

Читайте также:  Молитва для защиты от нечистой силы (против чародейства) - против искушений, нечистой силы и душевных болезней

Знаменский собор построен в 1682-1688 г.

, расписан костромскими мастерами.

Филиал музея.

Статью добавил(а): Сколот,  11 марта 2003

Это один из лучших в Европе акустических залов. Проводились в нём совсем недавно концерты церковного хорового пения, представлялись камерные хоры Европы (начало-середина 90-х).

Сегодня там что-то не очень понятное. В восстановленных стенах кто-то живет. Реставрация была начата в 1970 году из Москвы.

При соборе есть колокольня.

Статью добавил(а): Наталия,  12 сентября 2006
Собор, колокольня и святые ворота, крытые двумя бочками, сооружены в конце 17 – начале 18 веков. Западный корпус бывшей богадельни построен 1 1809 году, по проекту губернского архитектора И. Дмитрова на месте прошлого каменного, возведенного по повелению митрополита Новгородского Иова в начале 18 века. К первой половине 18 века относятся и северные корпуса. Собор выделяется своим «неновгородским» обликом. На этом месте с 14 века стоял одноименный каменный храм, до основания разобранный в 1682 г. Название он получил от иконы Богоматери «знамение», которая почиталась, как местная святыня и до строительства собора хранилась в рядом расположенной церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В настоящее время чудотворная икона находится в Софийском соборе. Первый каменный храм представлял собой небольшую четырехстолпную кубическую постройку с одной апсидой и одной главой. Соборная церковь. Возведенная в 1682 -1688 гг. была значительно больше древнего уличанского храма. Она сооружалась на средства казны Софийского дома. Несмотря на перестройки и ремонты собор хорошо сохранил архитектурные формы 17 века. Он представляет собой тип монументального, четырехстолпного, трехапсидного храма, окруженного с тех сторон двухъярусными галереями и завершенного трехъярусными куполами, из которых только центральный является световым. Здание разделено на два этажа. Обширный подклет использовался для хозяйственных целей. На галереи вели три симметричных крыльца – всхода, решенные в традиционной для 17 века манере: между столбами-кубышками перекинуты двойные арки с висячей гирькой. Сохранилось лишь западное крыльцо. Северное было перестроено, а южное со временем утрачено. Гладкие стены центрального объема резделены на три прясла лопатками, переходящими вверху в полуколонки. Фасады завершены тремя полукружиями ложных закомар. Первоначальное покрытие было скорее всего щипцовым. Существующее четырехскатное появилось во время одной из перестроек. Наличники окон в виде полуколонок с перехватами и килевидными подвышениями имеют трехцветную окраску: синюю, зеленую и красно-коричневую (она восстановлена в процессе реставрационных работ). Горизонтальный фриз над закомарами, выложенный из лекального кирпича и окрашенный в зеленый цвет, имеет аналоги в памятниках Костромы. Живописные композиции украшают тимпаны закомар. Часть первоначального декоративного убранства безвозвратно утрачена. Полностью осыпалась роспись на барабанах. Еще в начале 20 века просматривались изображения херувимов, выполненные красной краской по тонкому известковому грунту, и растительный орнамент, нанесенный синей и желтой краской. Не уцелели прорезные позолоченные кресты на главах собора. Пострадали и изразцовые фризы, опоясывающие галереи. В 1690-е гг. вскоре после строительства пострадавший от пожара собор отремонтировали, возможно, изменили и форму покрытия. Тогда же приступили к оформлению интерьеров собора: устройству иконостасов, росписи стен, пополнению церковной утвари. В организации этих работ главная заслуга принадлежит митрополиту Иову. Резные рамы иконостасов были исполнены в технике высокорельефной, т. н. «флемованной» резьбы. Колонны с точеными базами и вычурными капителями представляли собой замысловатый узор вьющихся стеблей, листьев и гроздьев винограда. Сочная золоченая резьба создавала впечатление грандиозного чеканенного из золота сооружения. Документы называют имена двух мастеров-резчиков. Трудившихся над резными рамами иконостасов. Это Иван Тимофеев и Василий Кобылинский. Подрядный договор на иконописные работы был заключен с Карпом Золотаревым – одним из ведущих мастеров Московской Оружейной палаты. Яркая многокрасочная стенопись, появившаяся в 1702 году, еще более усилила величаво-торжественный праздничный характер интерьера. Росписи выполняли костромские живописцы. Именно в Костроме и Ярослеле, среди мастеров, тяготевших к старой художественной традиции, выработался и окончательно сформировался в последние десятилетия 17 века так называемый «декоративно-повествовательный» стиль монументальной живописи. Для этого стиля, достаточно декоративного как в цвете и линии, так и в смысловом отношении, типичны необычайная многословность живописно-пластических характеристик, усложненная иконография, увлечение символико-аллегорическими элементами, интерес к библейским, житийным и апокрифическим сказаниям, пристрастие к бытописательным подробностям. В росписях Знаменского собора этот стиль выразился в полной мере, исполнившись подлинно монументального размаха. Памятник получил значительные повреждения в годы Великой Отечественной войны. В 1944 году собор стоял без кровель, с зияющими дырами от снарядов, выломанными полами, закопченными фресками. Резные рамы иконостасов, повидимому, были сожжены. Фашисты превратили храм в казарму. Большую работу по спасению и реставрации Знаменского собора проделали работники Новгородской реставрационной мастерской. В 1950-е годы были проведены аварийно-ремонтные работы: сделана новая кровля и реставрированы отдельные архитектурные формы. Работы были продолжены в 1960-70-е годы под руководством Г.М. Штендера. В них принимали участие архитекторы Г.П. Никольская и Кузьмина. Г.М. Штендер и Н.М. Кузьмина выполнили проект реконструкции собора на первоначальную дату. Г.П. Никольская разработала проект реставрации колокольни. Восстановление стенописей собора было начато в 1950-ые годы московскими художниками и продолжено в 1970-80-ые годы бригадой новгородской реставрационной мастерской.

Обратите внимание

По книге: Секретарь Л.А., Царевская Т.Ю. Знаменский собор. М: Северный паломник, 2001

Статью добавил(а): Анонимный участник,  29 октября 2007
Знаменская улица заканчивается у ворот бывшего Знаменского монастыря. От обители сохранились здание колокольни, келейные корпуса и богадельня (конец 17- начало 18 в.) Главным храмом монастыря был Знаменский собор. (ул. Ильина,26). Открыт с 10.00 – 17.00, кроме ср. и первого четверга месяца. Это, пожалуй, самый “не новгородский” храм в городе. Его архитектура более характерна для Москвы и Поволжья, а росписи сделали костромские художники. Ныне существующий храм был построен в 1682 году на месте более древнего каменного, разобранного до основания. История храма неразрывно связана с чудотворной иконой “Знамение”,спасшей Новгород во время битвы с суздальцами и сейчас перенесенной в Софийский собор. Эта икона хранилась в Знаменском соборе вплоть до 20 века и дала ему название.

/Великий Новгород и его окрестности. Путеводитель. Полиглот. Москва,2002.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00322

Новгородская икона Божией Матери «Знамение»

Икона Божией Матери «Знамение», находящаяся ныне в новгородском Софийском соборе, прославилась в XII веке, когда Владимиро-Суздальский князь Андрей Боголюбский в союзе с князьями Смоленским, Полоцким, Рязанским, Муромским и другими (всего более 70 князей) послал своего сына Мстислава покорять Великий Новгород. Зимой 1170 года город был осажден.

Новгородцы, видя страшную силу противника и изнемогая в неравной борьбе, всю свою надежду возложили на Господа и Пресвятую Богородицу. По преданию, святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, услышал в алтаре Софийского собора голос, повелевавший ему взять из церкви Спаса-Преображения на Ильине улице икону Пресвятой Богородицы и вознести ее на городские стены.

Когда икону переносили, враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в лик Богородицы. Из глаз Пречистой истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу.

Этим чудом образ Божией Матери подал осажденным знак (знамение) того, что Царица Небесная молится пред Сыном Своим об избавлении города.

После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь 10 декабря (27 ноября по ст. ст.).

На некоторых образах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года, как это мы можем видеть на известной новгородской иконе середины XV века, изображающей битву новгородцев с суздальцами, послужившей образцом для других икон на эту тему.

Чудотворый образ еще около двух столетий после явления знамения находился в той же церкви Спаса Преображения на Ильине улице. В 1352 году по молитве пред этой иконой получали исцеление пораженные чумой.

Важно

Через несколько лет, в благодарность за многочисленные благодеяния, творимые Богородицей, икона была с торжеством перенесена из церкви Спаса Преображения в воздвигнутый в 1354 году новый храм Знамения Пресвятой Богородицы, впоследствии ставший собором Знаменского монастыря.

Икона помогла новгородцам и в 1611 году, когда городом овладели шведы. Враг ринулся в церковь, где совершалось богослужение при открытых дверях, но невидимая сила откинула неприятеля назад. После того, как это повторилось несколько раз, шведы отступили от храма, а вскоре и вовсе покинули Новгород.

Иконография

Новгородская икона Божией Матери «Знамение» представляет собой погрудное изображение Пресвятой Богородицы, молитвенно подъемлющей Свои руки.

На груди Ее на фоне круглой сферы – благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. В левой руке Христос держит свиток – символ учения.

На полях иконы представлены – святые Георгий, Иаков Перский, отшельники Петр Афонский и Онуфрий (или Макарий Египетский).

Иконографический тип Богоматери с воздетыми руками и юным Христом в медальоне на груди относится к числу самых первых Ее иконописных образов и восходит к древнему прославленному образу Влахернского храма в Константинополе – Богоматери Влахернитиссы.

Другие греческие названия этого иконографического типа – Богоматерь «Эпискепсис», «Платитера» – «ширшая небес», «Мегали Панагия», именуемая на Руси «Великой Панагией» или «Орантой».

«Богоматерь Знамение» является сокращённым вариантом представленной в полный рост «Великой Панагии», её особенность – поясное изображение Богоматери.

Древний византийский тип Богоматери с воздетыми руками и изображением Предвечного Младенца в круге на груди имеет примеры в раннехристианском искусстве.

Например, в усыпальнице святой Агнии в Риме есть изображение Богоматери с распростертыми в молитве руками и с Младенцем, сидящим на Ее коленях. Это изображение относится к IV веку.

Кроме того, известен древний византийский образ Богоматери «Никопеи», VI века, где Пресвятая Богородица изображена сидящею на троне и держащею обеими руками перед собой овальный щит с образом Спаса-Эммануила.

Совет

На Руси иконы Божией Матери, представляющие собой данный иконографический тип, появились в XI – XII веках, и стали называться «Знамение» после чуда от Новгородского образа, который, кстати сказать, был самым ранним примером этого иконографического типа среди икон.

Эти образы могли существенно отличаться от их новгородского прототипа. Так, в ярославской иконе Оранты «Великая Панагия» (около 1224 г.

, ГТГ) Богородица представлена в полный рост, а под ее ногами написан коврик-орлец , не часто встречающаяся деталь, которая раскрывает литургический аспект этого образа.

На другой древней иконе начала XIII века из Ярославля – «Богоматерь Воплощение», в отличие от новгородского «Знамения», Младенец благословляет двумя распростёртыми руками.

От близкого по характеру «Знамения» «Богоматерь Воплощение» отличает отсутствие медальона вокруг полуфигуры Младенца Христа.

Эти иконографические особенности двух древних типов сохранялись во всех иконах-списках, а также в изображениях на предметах церковной утвари и в лицевом шитье.

Образ Богоматери с воздетыми руками и Спасом Эммануилом на груди часто помещались на створках артосных панагий, а также в главной апсиде алтаря, что указывает на символическую связь образа с таинством Евхаристии (на Руси – изображение Богоматери в апсиде церкви Спаса на Нередице 1199 года).

Иконографический тип Божией Матери «Знамение» соотносился с темой чудесного предзнаменования Воплощения Христа, которое описано в пророчестве Исайи (Ис. 7.14): «Итак сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут Ему имя: Эммануил», цитируется в Евангелиях (Мф. I:23, Лк.

Обратите внимание

I:31) и гимнографии («И чрево Твое бысть пространнейшее небес» – так величается Богородица в Акафисте). В цитируемых словах открывается тайна Боговоплощения, рождения Спасителя от Девы.

В момент созерцания иконы молящемуся как бы открывается святая святых, внутренняя Марии, в недрах которой Духом Святым зачинается Богочеловек.

Читайте также:  Мученица мученица татиана

Иконография «Знамения» отражала также и традицию влахернского чудотворного образа, который источавшего агиасму, святую воду. В свою очередь, мраморная икона Влахерн была связана с культом ризы Богоматери, поскольку находилась в непосредственной близости от реликвария с ризой. Именно перед этой мраморной иконой император совершал омовение после поклонения священной ризе Богородицы.

Мотив почитания ризы Богоматери во Влахернах отражен в одном новгородском обычае, зафиксированном в XVII в.: ежегодно 2 июля, в день положения ризы Богоматери во Влахернах, совершалось шествие с чудотворной иконой «Знамения» к церкви Покрова Богоматери в Зверином монастыре[1].

На оборотной стороне иконы «Знамение» изображены двое святых, простирающие в молении руки перед благословляющим Христом, представленным в сегменте неба. Маргинальные изображения – это святые мученицы Екатерина (слева) и Евдокия (справа), Климент папа Римский и свт. Николай Мирликийский. В центре, над Христом, – Этимасия, «Престол уготованный».

Долгое время считалось, что молящиеся святые – это апостол Петр и мученица Наталия, написанные в честь возможных заказчиков иконы. Такая интерпретация изображений известна со второй половины XVI в.

: именно так названы святые на копии чудотворной иконы, находившейся в церкви св. Никиты на Молоткове в Новгороде. Однако предположенное отождествление, как это хорошо доказала Э.С.

Смирнова в своей статье[2], представляется маловероятным.

Св. Иоаким и Анна

На обороте новгородской иконы, наиболее вероятно, изображены Иоаким и Анна, родители Девы Марии, в молитве перед Спасителем о даровании им чада. В византийском искусстве XI-XII вв.

образы святых Богоотцов встречаются чрезвычайно часто и наиболее характерно расположение их фигур вблизи тех или иных изображений Богородицы (мозаики Неа Мони, 1042-1056 гг., мозаики церкви Успения в Никее, 1065-1067 гг.

, базилика Рождества Христова в Вифлееме, ок. 1169 г., и др.).

Сквозная идея, объединяющая обе композиции новгородской иконы, имеет два смысловых слоя, которые можно условно назвать «историческим» и «евхаристическим»[3].

Важно

То есть, с одной стороны, образы Иоакима и Анны напоминают о реальных исторических людях, даровавших миру Богородицу, но также их присутствие в иконе осмысливается как персонификация всего человеческого рода, чающего спасения.

Святые Богоотцы являются одновременно и дарующими залог Спасения, и приемлющими его благодать.

Стиль

Стилистические особенности живописи XII в.

сказываются в иконе достаточно отчетливо: в эмоциональности ликов, в противопоставлении впадин и выступающих частей рельефа, в стилизации линий, в схематизме контуров фигур и линий драпировок, что особенно заметно в композиции на оборотной стороне.

Этот схематизм формы, душевная открытость, выраженная в ликах, дали основание В.Н. Лазареву рассматривать икону как отражение местных, почвенных художественных традиций, в отличие от грекофильских течений, характерных для XII столетия.

Чтимые чудотворные списки с иконы

«Знамение» Абалацкое (1637) – празднование 20 июля/2 августа и 27 ноября/10 декабря

«Знамение» Курская-Коренная (1295)– празднование 8/21 сентября, 27 ноября/10 декабря (1295) и в 9-ю пятницу по Пасхе, 8/21 марта (список 1898 года).

«Знамение» Серафимо-Понетаевское (1879) – празднование 27 ноября/10 декабря.

«Знамение» Царскосельское (XVII в.) – празднование 27 ноября/10 декабря.

Тропарь, глас 4

Яко необоримую стену и источник чудес,/ стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая,/ сопротивных ополчения низлагаем. / Темже молим Тя, / мир отечеству нашему даруй // и душам нашим велию милость.

Кондак, глас 4

Приидите вернии, светло да празднуем / всечестнаго образа Богоматере чудное явление / и от того благодать почерпающе, / первообразней умильно возопиим: // радуйся, Марие Богородице, Мати Божия, Благословенная.

Молитва

О Пресвятая и Преблагословенная Мати Сладчайшего Господа нашего Иисуса Христа! Припадаем и поклоняемчя Тебе пред святою чудотворною иконою Твоею, воспоминающее дивное знамение Твоего заступления, великому Новеграду от нея явленное во дни ратнаго на сей град нашествия.

Смиренно молим Тя, Всесильная рода нашего Заступнице: якоже древле на помощь отцем нашим ускорила еси, тако и ныне нас, немощных и грешных, сподоби Твоего матерняго заступления и благопопечения.

Спаси и сохрани, Владычице, под покровом милости Твоея Церковь Святую, град Твой (обитель Твою), всю страну нашу православную и всех нас, припадающих к Тебе с верою и любовию, умиленно просящих со слезами Твоего заступления.

Ей, госпоже Всемилостивая! Умилосердися на ны, обуреваемыя грехи многими, простри ко Христу Господу Богоприимныя руце Твоя и предстательствуй за нас пред благостию Его, просящи нам прощения прегрешений наших, благочестнаго мирнаго жития, благия христианския кончины и добраго ответа на страшнем Суде его, да, спасаеми всесильными Твоими к Нему молитвами, блаженство райское унаследуем и со всеми святыми воспоем Пречестное и Великолепое Имя Достопоклоняемыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, и Твое велие к нам милосердие во веки веков. Аминь.

Примечания:

[1] Подробно о традициях Богородичного Влахернского культа см. – Этингоф О.Е. К ранней истории иконы «Владимирская Богоматерь» и традиции влахернского богородичного культа на Руси в XI-XIII вв. // Образ Богоматери.

Очерки византийской иконографии XI-XIII вв. – М.: «Прогресс-Традиция», 2000, а также – СмирноваЭ.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. // Древнерусское искусство. Балканы. Русь. – СПб.

: «Дмитрий Буланин», 1995.

[2] Смирнова Э.С. Новгородская икона «Богоматерь Знамение»: некоторые вопросы Богородичной иконографии XII в. …

[3] Там же, с. 303.

Источник: Портал Слово

Источник: https://www.pravmir.ru/novgorodskaya-ikona-bozhiej-ma/

Знаменский собор в Великом Новгороде

Ветер: северо-западный, 6 м/с

днемночью
Февраль +1 °C -7 °C
Март +5 °C -4 °C
Апрель +12 °C +2 °C
Май +20 °C +9 °C
Июнь +24 °C +13 °C
Июль +30 °C +16 °C

Знаменский собор — расположен в Великом Новгороде близ церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Заложен в 1682 году на месте разобранного храма XIV века — церкви Знамения Божией Матери.

История

Инициатором и организатором постройки храма для хранения в нем заветной святыни Новгорода — иконы Божией Матери, получившей наименование «Знамение», выступил митрополит Корнилий. Собор сооружался на средства Дома Святой Софии. В каменных работах принимали участие московские стрельцы. Плотницкие работы выполнили две артели новгородских плотников.

Собор освящён 20 ноября 1687 года митрополитом Новгородским и Великолуцким Корнилием. В 1696 году храм горел, после чего был отремонтирован. В 1699 году в главном алтаре и приделах были установлены иконостасы.

Их резные рамы были исполнены в технике сквозной («флемованной») резьбы. Известны имена двух резчиков, принимавших участие работе: Иван Тимофеев и Василий Кобылинский. При митрополите Иове в 1702 году был создан ансамбль стенных росписей.

Для росписи наняли артель костромских иконописцев во главе с Иваном Яковлевичем Бахматовым.

Совет

Большие повреждения собор получил в годы Великой Отечественной войны. Немецкие войска использовали его как казармы. Резные рамы иконостасов, по видимому, были сожжены. Большая часть икон вывезена и судьба их неизвестна.

Огромную работу по восстановлению и реставрации собора проделали работники Новгородской специальной научно-реставрационной производственной мастерской (НСНРПМ).

В 1950-е годы был проведён комплекс аварийно-ремонтных работ, в 1960-70-е выполнены реставрационные работы под руководством Г. М. Штендера. Работы по спасению живописи, начатые после войны московскими художниками Г. С. Батхелем и В.

 Г. Брюсовой, с 1974 года были продолжены бригадой художников НСНРПМ.

Описание

Знаменский собор с колокольней

Традиционный для среднерусской архитектуры XVII века четырёхстолпный, трёхапсидный, пятиглавный храм с подклетом и 2-этажной обходной галереей.

Фасады основного объёма разделены лопатками и завершены ложными закомарами, украшенными живописью. Под закомарами помещён фриз, рисунок которого, «павлинье око», характерен для памятников Москвы и Костромы.

Окна украшены скромными наличниками, сложенными из фигурного кирпича. В украшении галереи использованы изразцовые пояса.

Собор неоднократно перестраивался и до некоторой степени утратил свои первоначальные формы. Известно, что он ремонтировался после пожара 1745 года. Ремонтные работы осуществлялись также в 1844—1845 годах на пожертвования графини А. А. Орловой-Чесменской.

В результате перестроек изменена форма покрытия основного объёма и западного крыльца, утрачено южное крыльцо при входе в паперть, перестроено северное крыльцо при входе в паперть, перестроено северное крыльцо, полностью утрачена роспись на барабанах.

Первоначальная настенная живопись оказалась под несколькими слоями записей.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/novgorodskaya-oblast/velikiy-novgorod/znamenskiy-sobor

Икона Божией Матери «Знамение» Новгородская

Ико­на эта про­сла­ви­лась в XII ве­ке в Нов­го­ро­де, ко­гда вла­ди­ми­ро-суз­даль­ский князь Ан­дрей Бо­го­люб­ский всту­пил в со­юз с кня­зья­ми смо­лен­ским, по­лоц­ким, ря­зан­ским, му­ром­ским и дру­ги­ми и за­мыс­лил с их по­мо­щью по­ко­рить Ве­ли­кий Нов­го­род и для это­го по­слал сы­на сво­е­го Мсти­сла­ва. Со­ста­ви­лась гро­мад­ная рать, — по сло­вам ле­то­пис­ца «ма­ло не вся зем­ля рус­ская со­во­ку­пи­ся, еди­ных бо кня­зей то­гда бя­ше 72». Еще за­дол­го до Нов­го­ро­да лю­ди ста­ли гра­бить и жечь се­ла, из­би­вать муж­чин, а де­тей и жен­щин брать в плен, чтоб сде­лать из них сво­их ра­бов. Зи­мой 1170 го­да гро­мад­ное опол­че­ние это об­ло­жи­ло Нов­го­род, по­тре­бо­вав сда­чи. Не раз обе сто­ро­ны на­чи­на­ли пе­ре­го­во­ры, но не мог­ли прий­ти к со­гла­сию.

На­ча­лось сра­же­ние. Яс­но бы­ло, на чьей сто­роне прав­да, и нов­го­род­цы с чи­стым серд­цем мог­ли про­сить Бо­га о по­мо­щи и ждать небес­но­го за­ступ­ле­ния. Так они и по­сту­пи­ли. Хра­мы не за­тво­ря­лись ни днем ни но­чью, и пе­ние цер­ков­ное сме­ши­ва­лось с пла­чем на­ро­да.

Ар­хи­епи­скоп Иоанн с тех пор, как под Нов­го­род под­сту­пи­ли вра­ги, три дня и три но­чи неустан­но мо­лил­ся в со­бо­ре св. Со­фии — Пре­муд­ро­сти Бо­жи­ей о спа­се­нии го­ро­да.

Обратите внимание

В тре­тью ночь, стоя пе­ред ико­ной Все­ми­ло­сти­во­го Спа­са, он вдруг по­чув­ство­вал свя­щен­ный тре­пет, и то­гда от ико­ны раз­дал­ся го­лос:

— Иди в цер­ковь Гос­по­да на­ше­го Иису­са Хри­ста, что на Ильин­ской ули­це, возь­ми там об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, воз­не­си его на го­род­ские сте­ны, и то­гда узришь спа­се­ние гра­да.

Чуд­ное успо­ко­е­ние про­ли­лось то­гда в ис­том­лен­ное серд­це свя­ти­те­ля. В го­ря­чей, уми­лен­ной мо­лит­ве без слов пал он ниц пе­ред ико­ной и про­вел в мо­лит­ве всю ночь. Утром со­брал он ду­хо­вен­ство и го­род­ских пред­ста­ви­те­лей и рас­ска­зал им о та­ин­ствен­ном го­ло­се.

То­гда у скорб­ных нов­го­род­цев по­яви­лась на­деж­да. Ар­хи­епи­скоп Иоанн по­слал про­то­дья­ко­на и кли­ри­ков в цер­ковь Спа­са на Ильин­ской ули­це, чтоб при­не­сти от­ту­да ико­ну Бо­го­ма­те­ри, а сам стал петь со­борне мо­ле­бен.

Но несмот­ря на все уси­лия по­слан­ных они ни­как не мог­ли сдви­нуть ико­ну с ее ме­ста, и с этим из­ве­сти­ем воз­вра­ти­лись к ар­хи­епи­ско­пу. То­гда сам свя­ти­тель Иоанн во гла­ве крест­но­го хо­да, со­про­вож­да­е­мый на­ро­дом и ду­хо­вен­ством, по­шел в цер­ковь Спа­са.

Там упал он на ко­ле­ни пе­ред ико­ной Бо­го­ма­те­ри и со сле­за­ми взы­вал:

— О Пре­ми­ло­сти­вая Вла­ды­чи­ца Бо­го­ро­ди­ца, упо­ва­ние и за­ступ­ни­ца гра­ду на­ше­му, не пре­дай нас за гре­хи на­ши вра­гам на­шим. Но услышь плач наш и по­ща­ди лю­дей Тво­их.

Ста­ли слу­жить мо­ле­бен, и ко­гда за­пе­ли: «Пред­ста­тель­ство хри­сти­ан непо­стыд­ное, хо­да­тай­ство ко Твор­цу непре­лож­ное, не пре­зри греш­ных мо­ле­ний гла­сы», ико­на са­ма за­ко­ле­ба­лась, как бы дви­га­ясь к ар­хи­епи­ско­пу. Ви­дя это чу­до, на­род и клир ра­дост­но взы­ва­ли: «Гос­по­ди, по­ми­луй!».

Ар­хи­епи­скоп при­нял на ру­ки чу­до­твор­ный об­раз, при­ло­жил­ся к нему, и за­тем ико­ну с тор­же­ством по­нес­ли на го­род­скую сте­ну и по­ста­ви­ли ее ли­цом к на­па­дав­шим. Но во­и­ны Мсти­сла­ва не смяг­чи­лись и пу­сти­ли на это ме­сто сте­ны це­лые ту­чи стрел. И вот од­на из них ра­ни­ла свя­щен­ный лик.

То­гда со­вер­ши­лось но­вое чу­до: ико­на об­ра­ти­лась са­ма ли­ком к го­ро­ду, и из очей ее по­тек­ли сле­зы. В то же вре­мя на на­па­дав­ших на­пал ужас. У них по­мра­чи­лось зре­ние, и они ста­ли по­ра­жать друг дру­га.

Нов­го­род­цы, обод­рен­ные зна­ме­ни­ем, от­во­ри­ли во­ро­та, бро­си­лись на вра­гов, раз­би­ли их на­го­ло­ву и мно­гих уве­ли в плен. Те же, ко­то­рые спас­лись бег­ством, не мог­ли най­ти се­бе про­пи­та­ния там, где рань­ше са­ми про­из­ве­ли без­жа­лост­ное опу­сто­ше­ние.

Важно

Они гиб­ли от го­ло­да и бо­лез­ней, и как с ужа­сом го­во­рит ле­то­пи­сец, в Ве­ли­кий пост пи­та­лись мя­сом сво­их ло­ша­дей.

Читайте также:  Канон архангелу михаилу - небесным силам (ангелам)

Ар­хи­епи­скоп Иоанн то­гда же уста­но­вил празд­но­ва­ние в па­мять чу­дес­но­го за­ступ­ле­ния, ока­зан­но­го Бо­го­ма­те­рью Нов­го­ро­ду. Так как 25 фев­ра­ля — день, ко­гда со­вер­ши­лось это со­бы­тие — по­чти все­гда при­хо­дит­ся на мас­ле­ни­цу или Ве­ли­кий пост, то празд­ник пе­ре­но­сит­ся на 27 но­яб­ря.

По­чти два ве­ка чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние» Бо­го­ма­те­ри сто­я­ла на Ильин­ской ули­це, в де­ре­вян­ной церк­ви Спа­са. В 1357 го­ду ее пе­ре­нес­ли во вновь по­стро­ен­ную на той же Ильин­ской ули­це ка­мен­ную цер­ковь во имя Зна­ме­ния.

В 1566 го­ду в Нов­го­ро­де вспых­нул силь­ный по­жар, охва­тив­ший мно­го улиц. Ни­ка­ки­ми уси­ли­я­ми нель­зя бы­ло оста­но­вить гроз­ную сти­хию.

То­гда мит­ро­по­лит Ма­ка­рий по­шел с крест­ным хо­дом в цер­ковь Зна­ме­ния и там, пре­кло­нив ко­ле­ни пе­ред чу­до­твор­ной ико­ной, мо­лил­ся о пре­кра­ще­нии бед­ствия.

За­тем, под­няв ико­ну, он по­нес ее крест­ным хо­дом по бе­ре­гу Вол­хо­ва. Ско­ро ве­тер по­дул в сто­ро­ну ре­ки, и по­жар от это­го стал ути­хать.

В 1611 го­ду Нов­го­ро­дом овла­де­ли шве­ды. Из­би­вая нов­го­род­цев, они гра­би­ли до­ма и их хра­мы. Ико­ны они под­вер­га­ли по­ру­га­нию, а свя­щен­ную по­су­ду и утварь уно­си­ли.

Как-то несколь­ко шве­дов по­до­шли к церк­ви Зна­ме­ния, где в то вре­мя со­вер­ша­лась служ­ба, и две­ри по­это­му бы­ли от­кры­ты. Они ри­ну­лись в цер­ковь, чтобы огра­бить ее, но неви­ди­мая си­ла от­бро­си­ла их на­зад. Они сно­ва бро­си­лись к две­рям и сно­ва бы­ли от­бро­ше­ны.

Совет

Это ста­ло из­вест­но всем шве­дам, и ни­кто из них уж боль­ше не пы­тал­ся вой­ти в Зна­мен­скую цер­ковь.

В 1636 г. за­ду­мал обо­красть эту цер­ковь се­реб­ря­ных дел мас­тер Лу­ка Пла­виль­щи­ков.

По окон­ча­нии ве­чер­ней служ­бы на 27 но­яб­ря он при­та­ил­ся в церк­ви, а но­чью во­шел в ал­тарь, со­брал се­реб­ря­ные со­су­ды с жерт­вен­ни­ка, вы­сы­пал день­ги из кру­жек и, на­ко­нец, стал под­хо­дить к чу­до­твор­ной иконе, чтобы со­рвать с нее дра­го­цен­ные укра­ше­ния.

Но ед­ва он кос­нул­ся ри­зы, как был от­бро­шен от ико­ны и без чувств упал на пол. Пе­ред утре­ней явив­ший­ся в цер­ковь по­но­марь вы­вел его, по­ла­гая, что Лу­ка в пья­ном ви­де остал­ся в церк­ви. Он не за­ме­тил при этом, что при Пла­виль­щи­ко­ве бы­ли цер­ков­ные со­су­ды.

Кра­жа об­на­ру­жи­лась, ко­гда ста­ли слу­жить утре­ню, и все на­шлось в до­ме Лу­ки. Вор на вре­мя по­те­рял рас­су­док и толь­ко впо­след­ствии рас­ска­зал о быв­шем от ико­ны чу­де.

Чу­до­твор­ная ико­на «Зна­ме­ние» Бо­го­ро­ди­цы сто­ит в ико­но­ста­се Зна­мен­ско­го со­бо­ра, сле­ва от цар­ских врат. Она име­ет 13 1/2 верш­ков вы­ши­ны и 12 ши­ри­ны. Над ле­вым оком Бо­го­ма­те­ри остал­ся след от стре­лы.

По сто­ро­нам ико­ны име­ют­ся изо­бра­же­ния ве­ли­ко­му­че­ни­ка Ге­ор­гия По­бе­до­нос­ца, му­че­ни­ка Иа­ко­ва Пер­си­я­ни­на и пре­по­доб­ных Пет­ра и Онуф­рия Афон­ских. В 1565 го­ду ико­на воз­об­нов­ле­на мит­ро­по­ли­том Ма­ка­ри­ем.

На иконе зо­ло­тая ри­за ве­сом свы­ше 71/2 фун­тов с дра­го­цен­ны­ми ка­ме­нья­ми.

Обратите внимание

Ико­на «Зна­ме­ние» пред­став­ля­ет Бо­го­ма­терь с мо­лит­вен­но под­ня­ты­ми ру­ка­ми и яв­ля­е­мым на лоне ее Бо­же­ствен­ным Мла­ден­цем. Изо­бра­же­ние это по­ме­ща­лось на пе­ча­тях епи­ско­па Нов­го­род­ско­го. Оно весь­ма древ­не­го про­ис­хож­де­ния, так как в Ри­ме, в ка­та­ком­бах св.

Аг­нии, есть изо­бра­же­ние IV в. Бо­го­ма­те­ри с мо­лит­вен­но рас­про­стер­ты­ми ру­ка­ми и с Пред­веч­ным Мла­ден­цем на ко­ле­нях. В Гре­ции та­ким изо­бра­же­ни­ем озна­ча­лось обык­но­вен­но Рож­де­ство Хри­сто­во, и толь­ко у нас, в Рос­сии, ико­ны по­лу­чи­ли на­име­но­ва­ние «Зна­ме­ния», т. е.

зна­ка ми­ло­сти Бо­го­ма­те­ри.

На неко­то­рых го­род­ских ико­нах в трех де­я­ни­ях изо­бра­жа­ет­ся са­мо чу­дес­ное со­бы­тие 1170 го­да: ввер­ху — пе­ре­не­се­ние ико­ны из церк­ви Спа­са на го­род­скую сте­ну; ни­же — пе­ре­го­во­ры меж­ду обе­и­ми сто­ро­на­ми, а вни­зу — са­ма бит­ва, где нов­го­род­цам по­мо­га­ют ан­ге­лы с длин­ны­ми пи­ка­ми.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-znamenie-novgorodskaja

Знаменский собор – Великий Новгород, Россия



Знаменский собор не особо бросается в глаза, но в нём хорошо сохранились древние фрески и у него прекрасная акустика. В соборе часто проходят концерты, на которых можно послушать духовную хоровую музыку. Музыка дополняет монументальный художественный и архитектурный ансамбль и показывает необычайную красоту древней артистической мысли…

Древнее предание гласит, что при нападении в 69 году XII века, многочисленного суздальского войска на Великий Новгород, икона «Знамение Пресвятой Богородицы», защитила город и новгородцы одолели врага. 

По легенде, во время осады города архиепископ новгородский Илия несколько дней молился о спасении города, после чего вынес из Церкви Спаса икону, и установил её на стену Кремля, лицом к врагу. Одна из стрел осаждающих, попала в неё, и тогда случилось чудо, икона отвернула свой лик, и замироточила. В тот же миг суздальцы лишились зрения, и враг пал.

Вымысел это, или правда, не известно, однако на иконе и сейчас можно увидеть след от той стрелы. Одержанная победа явилась настоящим чудом, ведь силы были столь неравны. Новгородцы решили отблагодарить чудотворную икону и возвели церковь в честь её — Церковь Знамения.

За несколько столетий церковь обветшала, и её пришлось разобрать, а на этом месте построить другую каменную. Что и произошло в 88 году XVII века, так появился Знаменский собор.

Храм пятиглавый, четырхстолпный, что традиционно для храмостроения Руси XVII века. В духе ярославских традиций собор усеян внутренней и наружной стенописью.

Росписью украшены даже своды крыльца, святые ворота, полукружия карниза.

Роспись выполнена костромским иконописцем Иваном Бахматовым, с тридцатью помощниками. Роспись получилась отличной от традиционной школы новгородских мастеров, суетливо-реалистичной и в какой-то степени даже грубоватой.

Изображения пестрят яркими красками и узорами. Каждое изображение выполнено, как бы обособлено от всех остальных и не похоже на другие рисунки. Несмотря на всё это, взирая на храм, есть ощущение величественной гармонии.

Внутренняя роспись тоже довольно своеобразна, в ней угадывается ярко выраженный светский характер. Вся западная стена украшена изображением «Страшного суда». В одном из персонажей росписи можно увидеть Петра I.

Кроме росписей, в храме существовала большая коллекция древних икон. К сожалению, до нас дошла только малая часть. Это икона «Знамение Божьей Матери » и «Спас Эммануил», на которой изображён Христос в отрочестве с архангелами Гавриилом и Михаилом. Также сохранились ещё две иконы, которые входили в иконостас Собора.

Сегодня они хранятся в разных музеях Новгорода.

За всё время существования храма, в нём неоднократно происходили пожары. Особо он пострадал в период Второй мировой войны. Немцы использовали храм как казарму, выломали полы, а древние фрески покрылись копотью от костров.

Каждый раз постройку ремонтировали на средства богатых благотворителей.

В середине XX века реставрацию храма осуществила реставрационная мастерская города. Однако после этого, древняя постройка утратила свой исконный вид.

Важно

В настоящее время Знаменский собор не действует как храм, но он всегда открыт для посетителей как памятник древнерусской архитектуры и уникальной монументальной живописи.

Великий Новгород, ул. Илина. Смотреть на карте под номером 7Координаты: Широта: 58°31′2.9″N (58.517472) Долгота: 31°17′38.79″E (31.294107)

Режим работы:

10:00 – 17:00
Выходной:  Среда и первый Четверг месяца 
Вход в собор платный

Карта Великого Новгорода

Другие достопримечательности Великого Новгорода

Новгородский Кремль

Источник: http://RedHit.ru/articles/149

Знамение Пресвятой Богородицы в Новгороде Великом

Святитель Филарет Черниговский

Знамение от иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский, замыслив образовать на севере Руси северную державу, соединился с князьями Смоленским, Рязанским, Муромским, Полоцким, Переяславским и Ростовским и хотел одним ударом сразить силу Новгородцев.

“В то время, говорит летопись, Двиняне не хотяху дати дани Новгороду, но предавшеся Великому Князю Андрею Юрьевичу, в Суздале тогда державствующу. Новгородцы отправили на Двину отряд требовать законной дани. То слышав Андрей, посла на них полк свой, который Новгородцы разбили на Беле озере”.

Тогда Андрей разгневался на Новгородцев и начал собирать новые и многие полки против них; “мало не вся земля Русская совокупися, единых бо князей тогда бяше 72”. Но сам разболелся и вместо себя послал сына своего Мстислава. “Приидоша в Новгородскую землю и много зла сотвориша”. 25 февраля соединенные войска окружили город и начались кровопролитные приступы.

Новгородцы, видя сильную рать осаждающих и изнемогая от брани, были в великом страхе и уповали только на Господа, Пресвятую Его Матерь и на молитвы своего архипастыря Иоанна (в иночестве Илии). Днем и ночью отверсты были храмы, исполненные народа, слезно молившегося о спасений града. Неусыпно бодрствовал с ними в молитве и пастырь, ограждая их молитвами своими, паче крепких стен.

В третью уже ночь, когда он, по обычаю своему, стоял на молитве пред иконою Всемилостивого Спаса и со слезами вопиял ко Владыке о избавлении града, внезапно услышал глас от иконы: “иди в церковь Господа нашего Иисуса Христа, что на Ильинской улице, и вознеси оттуда икону Владычицы на градские стены и тотчас узришь спасение своему граду”.

Исполненный великой радости, он всю ночь провел без сна. По утру созвал весь собор священнослужителей, объявил им о бывшем ему гласе откровения; народ прославил Бога и Пречистую Его Матерь, и ободрился, как бы получил сильную помощь.

Архиепископ послал вместе с клиром своего протодиакона и велел принести в собор икону Богоматери, сам же начал соборно совершать молебное пение; но посланные возвратились с вестью, что при всех усилиях никак не могли двинуть с места икону.

Тогда пошел сам святитель со всем собором, и, вошедши в церковь, пал пред иконою Владычицы и молился: “о премилостивая Владычица, Богородице Дево, Ты упование и заступница граду нашему, покров и прибежище всем христианам; молися Сыну Твоему и Богу нашему за град наш, и не предаждь нас врагам нашим, грех ради наших; но услыши плачь и воздыхание людей Твоих и пощади нас, как и Ниневитяне древле пощажены были, покаяния ради”. Поднявшись от земли, начал он совершать молебное пение и когда клир возгласил: “предстательство христиан непостыдное”, внезапно, сама собою, подвигалась икона Богоматери; народ, видя чудо, единодушно возгласил: “Господи, помилуй!”

Совет

Архиепископ, приняв на руки святую икону, облобызал ее и с молебным пением, соборно понес в сопровождении народа на стену градскую и там поставил напротив нападавших. Был уже час шестой дня; враги сильнее налегали на город и пустили тьму стрел на городская стены.

Внезапно святая икона отвратила священный лик свой от нападавших и обратилась к городу, как бы в знамение великого милосердия Владычицы к бедствующим.

Святитель же, воззрев на Божественный лик, увидел слезы, истекающие из милосердных очей Владычицы; он принял на свою фелонь сии драгоценные капли и воскликнул: “о чудо славное! как из сухого дерева источает слезы Царица Небесная, являя нам знамение слезной своей молитвы к Сыну Своему и Богу нашему о избавлении града!” Внезапный ужас напал на сопротивных и тьма их покрыла, гнев Божий смутил их; они взаимно поражали друг друга. Видя их смятение, граждане отворили врата, устремились на врагов и победили полки их, помощью Пресвятой Богородицы. В память этого события, святитель Илия установить в 27 день ноября праздник Знамения Божией Матери в великом Новгороде и назвал днем избавления Новгорода и днем наказания ратующих против единоверных. Вся Россия приняла этот праздник.

Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в Спасо-Преображенской церкви, на Ильиной улице. В 1356 году для чудотворной иконы Знамения Богородицы начат постройкою в Новгороде особый храм, который доселе называется собором Знамения Богородицы.

Пахомий Логофет, иеромонах, родом Сербянин, пришедший в Россию из Афонской горы в Новгород, в 1460 году, по желанию Ионы архиепископа Новгородского, написал два канона на праздник Знамения, из коих один напечатан в службе Богоматери.

Источник: http://MirZnanii.com/a/318041/znamenie-presvyatoy-bogoroditsy-v-novgorode-velikom

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector