Собор покрова пресвятой богородицы в хотькове, россия, московская область, город хотьково

Поездка в Покровский Хотьков монастырь

История Покровского Хотькова монастыря неразрывно связана с Троице-Сергиевой Лаврой и преподобным Сергием Радонежским.

Он занимает узкий длинный мыс между речкой Пажей и Комякинским оврагом. Когда проезжаешь по улице Горчакова, открывается красивый вид на него.

Многие останавливаются на обочине, чтобы сфотографировать и полюбоваться величественной панорамой монастыря.

♦ По теме: Однодневные экскурсии из Москвы: города, усадьбы, храмы и монастыри

Панорама Покровского Хотькова монастыря

История и святыни Покровского Хотькова монастыря

Топоним «Хотьково» происходит, по всей видимости, от древнеславянского имени Хот, или Хотьк. Вероятно, в X-XII веках на этом месте было славянское поселение, опустевшее во время татарских набегов в XIII веке. Впоследствии люди вернулись сюда.

Точная дата основания монастыря неизвестна, однако, вероятно, он появился в первой четверти XIV столетия. Также неизвестно и имя основателя монастыря.

По всей видимости, это объясняется тем, что монастырь относился к типу так называемых «мирских монастырей», которые создавались волостной общиной. В распоряжении общины была монастырская казна, община выбирала священников, распределяла земли для ведения хозяйства.

Обратите внимание

В старости удалялись в такой монастырь не ради совершения подвигов веры, а чтобы тихо окончить свои дни, чтобы было кому помолиться об упокоении души.

Как правило, в таком монастыре проживали совместно мужчины и женщины, а сам монастырь представлял группу жилых и хозяйственных построек вокруг храма, а также погост. Игумена или игуменьи в подобном монастыре не было, руководство осуществлял приходской священник.

Хотьков монастырь как раз и был таким «мирским монастырем». Возможно, он так бы и остался бедным и безвестным, и со временем мог бы исчезнуть. Но история распорядилась иначе.

В 1335-1336 году здесь приняли постриг боярин Кирилл и его супруга Мария, родители преподобного Сергия Радонежского, жившие до этого в соседнем Радонеже.

Здесь же, чуть ранее, после смерти своей жены Анны, под именем Стефан принял постриг старший брат Сергия, Степан. В это же время, вероятно, сложилась и необычная «уличная» планировка монастыря.

Внутри монастырских стен

В 1337 году боярин Кирилл скончался. Его сын, Варфоломей, стремившийся к строгой монашеской жизни, оплакал родителей и удалился на пустынножитие в отдаленный уголок Радонежской земли, на холм Маковец, где впоследствии и была основана Троице-Сергиева Лавра.

Хотьков монастырь оставался двойным (и мужским, и женским) до начала XVI столетия. 11 марта 1506 года Московский князь Василий III пожаловал ему великокняжескую ругу – ежегодное продовольственное содержание, что свидетельствовало о повышении статуса монастыря. После его смерти она была подтверждена от имени малолетнего Ивана IV.

1 августа 1544 года четырнадцатилетний Иван IV, находившийся на богомолье в Троице-Сергиевой обители, передал ей управление Покровским монастырем «на Хотькове».  В этой грамоте монастырь впервые был назван девичьим.

Важно

Еще в 1504 году был введен запрет на совместное проживание мужчин и женщин в монастыре, однако в Хотькове оно продолжалось до 1534 года.

Монастырь постепенно развивался. В 90-х годах XVI века в нем насчитывалось до 37 насельниц.

Большой урон был нанесен монастырю во время осады Троице-Сергиевой Лавры поляками в 1608-1610 годах.

Монахини и местное население укрылись за стенами Лавры и героически выдержали почти 2-летнюю осаду обители войсками Лисовского и Сапеги. В 1609 году Покровский Хотьков монастырь был сожжен.

После снятия осады в начале 1610 года весь край находился в запустении, повсюду хозяйничали банды «воровских людей».

В 20-х годах XVI века монастырь был восстановлен. В писцовой книге 1623 — 1624 гг.

о монастыре говорится: «Троицы Сергиева монастыря девич монастырь на Хотькове на речке Паже, а в нем храм во имя Покрова Святыя Богородицы древян, шатром вверх, да теплая церковь Николая чудотворца древяная клецки, а в нем образы, и свечи, и книги, и на колокольнице колокола и всякое церковное строенье Троицы Сершева монастыря; да на церковной земле 38 келий, а в них живут старицы, да во дворе поп Грязной Семенов, во дворе дьячек Поздейко Иванов, во дворе пономарь Обросимко, да 4 кельи, а в них живут нищие, питаются от церкви Божии».

При Покровском монастыре постоянно находился Троицкий иеромонах «для службы и духовности». В 1644-48 годах был сооружен каменный Собор во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1811 году он был разобран и поставлен новый, в стиле ампир.

Совет

Покровский собор имеет три придела: главный в честь Покрова Божьей Матери и два боковых – во имя преподобного Сергия и святителя Алексия. Главной реликвией являются мощи преподобных Кирилла и Марии. Традиция их почитания восходит к XVI веку. Засвидетельствованы случаи чудотворения.

В 1992 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил преподобных Кирилла и Марию к лику святых. 11 октября и 31 января отмечается День памяти Преподобных Кирилла и Марии Хотьковских и Радонежских чудотворцев.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, построен между 1812-1816 гг.

Когда мы зашли в собор, шла вечерняя служба. Народу было немного, в основном женщины. Пел очень красивый женский хор. Поскольку фотографировать в храме нельзя, а внутреннее убранство необыкновенно красиво, выкладываю фотографию из интернета, чтобы можно было составить о нем представление:

Внутреннее убранство Покровского собора (фото с сайта www.zagorsk.ru)

И уж коли мы заговорили о почитании преподобных Кирилла и Марии, публикую изображение иконы в стиле модерн Преподобного Сергия Радонежского пред гробом родителей.

Преподобный Сергий Радонежский пред гробами родителей, кон. XIX века

До 1840 года монастырь был особножитным. Каждая монахиня имела свое собственное жилье, которое либо строила на свои средства, либо покупала или снимала у других монахинь или их наследников.

Также монахини кормились трудами своих рук, возникла даже монашеская торговля. В стенах монастыря устраивались торги и ярмарки, где торговали не только монахини, но и миряне.

Однако к 1871 году в Покровском монастыре окончательно было введено общежитие.

Корпуса и Никольский собор

Улица в монастыре

В 1900-1904 году на месте небольшой теплой церкви XVIII века был построен собор Николая Чудотворца, освященный 1 октября 1905 года. Он выполнен в популярном тогда русско-византийском стиле по проекту архитектора А.А. Латкова и рассчитан на 1200 человек. В ХХ веке храм утратил четыре главы, они были восстановлены в ходе последней реставрации.

Территория монастыря

Собор Николая Чудотворца, 1900-1904

Собор Николая Чудотворца

Крест

Ограда монастыря была возведена в XVIII-XIX веках. В 1791 году была над северными воротами была возведена надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи.

Надвратная церковь Рождества Иоанна Предтечи, 1791 г.

Надвратная церковь Митрофана Воронежского над южными воротами датируется 1833 годом.

Церковь прп.Митрофана Воронежского (над южными воротами), 1833 г.

Надвратная церковь Митрофана Воронежского, 1833 г.

В ХХ веке монастырю пришлось пережить многое. В сентябре 1918 года он был разграблен. В декабре 1919 года часть зданий была передана детской колонии.

Обратите внимание

В начале 1921 года монастырь был закрыт, и в его стенах организована трудовая артель кустарных изделий. В 1930-е годы была снесена колокольня.

В монастырских помещениях и храмах располагались различные службы, в результате чего зданиям был нанесен серьезный урон.

В конце 1980-х годов монастырь был вновь возвращен церкви, в марте 1989 года состоялся первый молебен. В 2000 году по благословлению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II открыт детский приют.

Монахини

Меня Покровский Хотьков монастырь поразил, прежде всего, своей планировкой. Он словно вытянут вдоль сквозной улицы. Местные жители охотно пользуются этой дорогой, срезая путь. Поэтому в монастыре можно увидеть людей, одетых по-светски, гуляют мамочки с детьми. Лично мне это показалось правильным, что два мира вот так проникают друг в друга.

Улица в монастыре

Неподалеку детская площадка, где играли девочки, воспитанницы монастыря. Все они были в ярких вязаных шапочках и в платьицах. Чуть в стороне – огромный огород и хозяйственная часть. В целом, монастырь кажется очень крепким.

Вид на Покровский Хотьков монастырь

Адрес Покровского Хотькова женского монастыря: Московская область, Сергиево-Посадский район, г. Хотьково, Кооперативная ул., 20.

Как доехать до Покровского Хотькова женского монастыря:

  • На электричке: от Москвы с Ярославского вокзала до станции Хотьково — 60 км, далее пешком 1 км.
  • На машине: Ярославское шоссе, поворот на Лешково и Радонеж, далее 9 км до Хотьково.

© “Путешествия с Марией Анашиной”, 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Источник: https://anashina.com/pokrovskij-khotkov-monastyr/

Хотьково. Покровский Хотьков монастырь. Собор Покрова Пресвятой Богородицы

До 1644 года церкви в монастыре были деревянные.

В этом последнем году стольник государев Василий Федорович Янов, как должно думать, отец Ивана Васильевича Янова, который был благотворителем Троицкого монастыря, дал 1000 рублей на построение каменной церкви, которая и сооружена была в 1644-1648 гг.

В 1811 году церковь, построенная на деньги Янова, была разобрана, а на ее месте поставлена новая церковь, оконченная в 1816 году. Эта церковь, остающаяся до настоящего времени и составляющая главную церковь, или собор, монастыря.

Покровский собор сооружен в 1812-1816 гг. на месте предшествующего, XVII в. Автор проекта не установлен. Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными деталями варьирует сложившийся тип пятиглавого храма эпохи классицизма.

Важно

Его прямоугольный двусветный объем с бесстолпным храмом в центре завершен световой купольной ротондой, покоящейся на пристенных подпружных арках, малые миниатюрные барабаны глухие. Под западной частью здания – подвал. Помещению храма снаружи отвечают лоджии с портиками коринфского ордера.

Украшением ризалитов служат табернакли и ленточный руст. Профессионализм архитектуры в целом не исключает нарочитой упрощенности в трактовке отдельных элементов. Собор имеет три престола: главный – в честь Покрова Божией Матери и придельные – во имя преподобного Сергия Радонежского и святого Алексея митрополита.

В трапезе церкви на правой стороне находились гробы родителей преподобного Сергия Радонежского – Кирилла и Марии. На верхней стороне гробницы (общей для обоих), осеняемой балдахином, почившие изображены во весь рост, и изображения их украшены серебряными ризами.

На передней стороне гробницы вычеканены надписи: “Лета 6845 (1337) преставился раб Божий инок Кирилл, отец преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца. Лета 6845 преставися раба Божия инока Мария, мать преподобнаго Сергия Радонежскаго чудотворца”.

Памятник реставрирован в 1980-х гг. под руководством Б.Л. Малхасова: восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства, пол из каменных плит. Забеленные настенные росписи 1893г. требуют расчистки. Иконостас и утварь новейшие.

Покровский собор с боковыми престолами во имя преп.Сергия Радонежского (южный) и св.Алексия, Митрополита Московского (северный) строился в 1811-1816 гг. попечением игуменьи Евпраксии (Коротаевой) на месте каменной трехшатровой церкви 1640-х гг. Автором проекта был И.Т. Таманский, ученик М.Ф. Казакова. Строительные работы велись под наблюдением А. Крюкова (1811-1812 гг.

) и В. Тимофеева (1812-1816 гг.). Кирпичное оштукатуренное здание с белокаменными деталями варьирует сложившийся тип пятиглавого храма эпохи классицизма. Храм был закрыт в 1930 г., использовался в хозяйственных целях. В 1980-х гг. собор был частично реставрирован Б.Л. Малхасовым: восстановлены утраченные детали фасадов, главы, характер внутреннего пространства. В 1989 г.

храм был возвращен верующим, вначале в качестве приходского, а с возрождением ставропигиального женского монастыря стал его собором. В 2010-2013 гг. проходил последний этап реставрационных работ, А.В.Алешиным воссозданы утраченные в советское время интерьеры. В храме находится главная монастырская святыня – мощи родителей прп.Сергия, прпп.

Кирилла и Марии (канонизированы в 1992 г.).

По книге С.В. Демидова “По Троицкой дороге”. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2005 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00081

Покровский монастырь Хотьково

В течение почти полутора столетий после смерти Кирилла и Марии в жизненном укладе Покровского монастыря ничего не менялось. Первые достоверные и документально подтвержденные сведения о святой обители появляются в начале XVI века.

Так, 11 марта 1506 года великий князь Московский Василий III дает Покровскому монастырю так называемую жалованную грамоту (ругу) о постановке обители на ежегодное продовольственное обеспечение. В тот год здесь проживало всего 17 монахов и монахинь.

Грамота от великого князя означала повышение статуса монастыря.

После смерти Василия III великокняжескую ругу в Москве подтвердили от имени нового государя – малолетнего тогда еще Ивана IV. Тогда же передали Покровский монастырь под управление Троице-Сергиевой лавре. Покровская хотьковская обитель не только сохранила великокняжеское довольствие, но и попала под покровительственное крыло едва ли не главного монастыря России.

Совет

По прошествии еще трех десятилетий, на берегу Пажи, рядом с Покровской церковью началось строительство второй – Никольской, теплой. Вслед за ней стали возводиться и другие строения. Территорию монастыря обнесли оградой, хотя надвое ее разрезала дорога, ведущая в Троицкую лавру, она и по сей день пересекает монастырь, но является исключительно пешеходной.

В годы Великой Смуты монахи Троице-Сергиева монастыря 16 месяцев держали осаду польских войск. Вместе с ними за стенами обители укрылись и насельницы Покровского монастыря. Окрестности лавры, включая Радонеж и Хотьково, были разорены до основания. На восстановление монастыря понадобилось больше десяти лет. В 1641 году в монастыре проживало уже 46 стариц.

Читайте также:  Икона божией матери влахернская, россия, город москва, кремль, музеи кремля

В 1644 году стольник Василий Федорович Янов жертвует 1000 рублей на постройку Покровского каменного храма взамен деревянного. Также он оплатил и роспись храма.

После завершения строительства Покровская церковь приобрела статус соборного храма, поскольку у ее основания были захоронены останки преподобных Кирилла и Марии. Однако внешне он ничем не отличался от обычной шатровой сельской приходской церкви.

Ничего от этой постройки до наших дней не сохранилось, разве что гробница преподобных Кирилла и Марии в юго-западном углу храма.

После 1764 года в Покровском монастыре развернулось интенсивное строительство: по всему периметру возвели монументальную кирпичную ограду, высота которой составила три с половиной метра.

Вместо деревянной Никольской церкви построили каменный храм, завершилось строительство северных ворот, над которыми позже, в 1791 году, возвели надвратную церковь, освященную в честь Рождества Иоанна Предтечи.

На исходе XVIII столетия число насельниц монастыря возросло до 300. Было начато строительство нового Покровского собора. Работы начались в 1811 году с разбора старого храма. От него остались лишь крепкие места во внутренних стенах, которые были использованы при строительстве.

Обратите внимание

Из-за наполеоновского нашествия работы приостановились, но уже в 1813 году строительство возобновилось. Спустя четыре года после начала строительства храм был закончен. 9 июля 1816 года его освятили. Известно имя архитектора – Иван Трофимович Таманский, ученик знаменитого Матвея Казакова.

Собор сегодня – второе старейшее сооружение монастыря после Святых ворот, он считается главным украшением обители.

Нельзя не упомянуть и имени игумении Евпраксии, возглавлявшей монастырь 39 лет, начиная с 1809 года, и сделавшей для его благоустройства чрезвычайно много. При ней земельные владения обители увеличились более чем на 170 гектаров. На реке Воре появилась мельница, был разбит фруктовый сад на берегу Пажи, имелся большой скотный двор. В монастыре в то время жило 400 насельниц.

Покровский монастырь расцвет, упадок и возрождение

Покровский Хотьков монастырь разделил с Россией ее судьбу – благополучие конца XIX – начала XX века сменилось после октября 1917 года разрухой и разорением. А после перестройки 1990-х начался новый этап в истории – возрождение храмов и страны

В 1722 году в Хотьково побывал Петр I. Он распорядился доставить в Хотьково из Голландии женщин-мастериц, владеющих искусством изготовления чрезвычайно тонкого полотна. Монахини с удовольствием переняли новое ремесло.

Насельницы научились украшать тонкую ткань кружевной вышивкой, а также золотым и шелковым шитьем. Из-под искусных рук сестер выходили удивительные храмовые украшения и облачения для церковных иерархов.

Рукоделие превратилось в одно из основных занятий монахинь и приносило неплохой доход.

К концу XIX столетия облик монастыря серьезно изменился, сначала на территории монастыря были построены несколько корпусов, включая просфорный, а вместо убогих деревянных келий, разбросанных по всей территории обители, выросло несколько больших каменных корпусов общежитий.

Сохранилась смета постройки нового Никольского собора. Согласно ей, на стены каменщики израсходовали два миллиона красных кирпичей, три тысячи блоков, выточенных из белого камня, добытого у села Мячково, и еще семь тысяч мешков цемента. Стоимость всех работ, включая стройматериалы, достигла 130 200 рублей. Часть этой суммы было пожертвовано прихожанами.

А вскоре Латков представил проект грандиозного храма вместо старой Никольской церкви. Старое здание, ставшее тесным для прихожан, полностью разобрали, и вместо него из красного кирпича сложили величественный храм, видный из любой точки Хотькова.

Несмотря на огромный объем работ, построили его быстро – всего за пять лет. Торжества освящения храма растянулись на два дня. В 1911 году храм расписали иконописцы из артели Сафоновых. Своим великолепием он превзошел все ожидания – грандиозное здание византийского стиля.

Октябрьская революция

В 1921 году выходит приказ о закрытии Покровского монастыря и конфискации имущества. Монахинь изгоняют, а в освободившихся помещениях размещается колония для беспризорников и некая артель «кустарных изделий». Служба в храмах продолжалась до лета 1928 года, когда храмы закрыли, и обитель окончательно прекратила свое существование.

Архитектурный комплекс монастыря без пригляда быстро пришел в упадок. Все самое ценное вывозилось. Например, плиты из белого итальянского мрамора, украшавшие иконостасы Никольского храма, а также из цветного мрамора, которыми были обложены колонны, пошли на отделку станции метро «Комсомольская» в Москве.

Лишь в 1989 году православной общине стали постепенно возвращать некогда отобранное. Первым возобновил службы Покровский собор, а в 1990 году обители возвратили Никольский собор.

Важно

10 июня 1992 года РПЦ принимает решение восстановить в старинной обители монашескую жизнь. Монастырю присваивается статус ставропигиального, то есть, находящегося в подчинении непосредственно Патриарха всея Руси.

Источник: http://posmotrim.by/article/pokrovskij-monastyr-hotkovo.html

Покровский Хотьков монастырь

Покровский Хотьков монастырь — женский монастырь Русской православной церкви, расположенный в Хотьково на реке Паже. До 1918 года был штатным монастырём 3-го класса, с 1992 года считается ставропигиальным.

История

Дата основания не известна, впервые упоминается в 1308 году. Изначально был мужеско-женским. В 1330-е годы в его стенах приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария. Вскоре после этого они умерли и здесь же были похоронены. Впоследствии, их могилы стали главной местной святыней.

Также, до ухода в пустынножитие в монастыре жил иноком старший брат Сергия Стефан. Долгое время монастырь был достаточно бедным. В 1506 году монастырю, где проживало всего 17 старцев и стариц, была дарована великокняжеская руга — ежегодное продовольственное содержание.

Между 1506 и 1544 годами он становится исключительно женским, и в 1544 Иван Грозный передаёт его в управление Троицкому монастырю, что, однако, не сильно поправило дела Покровской обители. Тем не менее, в 1580 году к уже существующей деревянной Покровской церкви была добавлена деревянная Никольская.

В 1644—1648 годах на средства стольника Василия Фёдоровича Янова Покровский храм отстраивается в камне, став первым каменным строением на территории монастыря.

В XVI—XVIII веках на территории монастыря проживало около 40 монахинь. В 1764 Покровский монастырь был отписан от Троице-Сергиевой лавры и стал самостоятельным.

В это время в нём проживало помимо 41 монахини 74 белицы. К концу XVIII века общее число обитателей монастыря достигло 280, а позже — 400.

В начале XIX века при игумении Евпраксии монастырь достиг своего расцвета, началось масштабное строительство.

Совет

Монастырь стал особножитным, то есть каждая монахиня имела свою келью и жила собственным хозяйством. Всё, что производилось в монастыре, продавалось на рынке, расположенном прямо на территории обители. Здесь же торговали жители окрестных сёл и деревень.

С 1840 по 1871 год происходил постепенный переход к общежитию (проживанию в предоставленных монастырём кельях и содержанию за счёт монастыря). С 1851—1852 годах торг был вынесен за монастырские стены.

К 1913 при монастыре находились школа на 60—70 учеников обоих полов (основана в 1884 году), иконописная мастерская (открыта в середине XIX века), больница на 10 мест и богадельня.

В 1922 году монастырь был закрыт и только в 1989 году году монашеская жизнь возобновилась вновь. Состоялся первый молебен и начались восстановительные работы. В настоящее время при монастыре работают воскресная школа и богословские курсы, с 14 октября 2000 года открыт приют-пансионат для девочек.

Архитектура

Никольский собор, реставрационные работы лета 2007 года

Святые ворота, обращённые к Троице-Сергиевой лавре, были построены в 1742—1745, как раз в то время как Троице-Сергиев монастырь признаётся «первенствующим монастырем России» и становится лаврой. В 1781 году построена ограда монастыря с четырьмя башенками, а в 1791 над Святыми воротами сооружается надвратная церковь во имя Рождества Иоанна Предтечи.

Планировка монастыря продольно-осевая — вдоль него идёт центральная улица, некогда служившая паломникам отрезком дороги к Троице-Сергиевой лавре.

По существовавшей традиции перед посещением лавры следовало поклониться родителям Сергия.

В 1834 году в центре монастыря прямо на бывшей дороге была поставлена четырёхъярусная колокольня с часами, придавшая его архитектурному ансамблю композиционную целостность.

В 1851—1852 строится объездная дорога (ныне ул. Кооперативная) сквозной проезд через монастырь перекрывается. Колокольня была разобрана в 1930-е годы.

В 1812—1816 на месте храма XVII века построен Покровский собор (строивший его архитектор неизвестен). Это оштукатуренный кирпичный пятиглавый храм, достаточно типичный для эпохи классицизма. Четыре малых барабана глухие. Фасады украшены портиками коринфского ордера и ленточным рустом. В соборе находятся мощи преподобных Кирилла и Марии.

На месте южной линии ограды в 1826 строятся два корпуса келий с двумя квадратными башнями

Никольский собор в русско-византийском стиле построен при игуменье Филарете II (Меркурьевой) в 1900—1904 годах по проекту архитектора А. А.

Обратите внимание

Латкова на средства монастыря, пожертвования прихожан и при некоторой помощи Троице-Сергиевой лавры, выделившей примерно 5 % использованного кирпича.

Ранее на его месте находилась тёплая каменная церковь Николая Чудотворца, с приделами во имя апостолов Петра и Павла, сменившая старую деревянную в 1765—1768 годах. Собор был освящён 25—26 сентября (18—19 октября) 1904 года, росписи выполнены в 1911 году.

Он представляет собой одноглавый (изначально пятиглавый) храм крестово-купольного типа с высоким приподнятым световым барабаном и позолоченным куполом. В центральной части фасадов находятся ризалиты, завершённые полукруглыми закомарами. В 2007 году начата реставрация собора, по плану включающая в себя воссоздание четырёх малых куполов и замену центрального.

С 1899—1906 по проекту А. А. Латкова построены также келейный корпус, просфорная.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/moskovskaya-oblast/hotkovo/pokrovskiy-hotkov-monastyr

Достопримечательности города Хотьково (Московская область) – Городские достопримечательности

Хотьково

— самый лучший город на земле. Точкой отсчета его истории можно считать основание Покровского Хотькова монастыря в 1308 году. Сегодня Хотьково — небольшой город в Сергиево-Посадском районе Московской области с населением порядка 20 тыс человек.

Местоположение Хотькова примечательно тем, что с древних времен через него проходила дорога из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру. По одной из версий, с этим фактом связано название города, который получил его от ходоков, заходивших в Покровский монастырь по дороге в Лавру для того, чтобы поклониться захороненным здесь мощам родителей Преподобного Сергия Радонежского — Кирилла и Марии.

Впрочем, правильность этой версии под большим вопросом, так как Хотьково (Хотьковский монастырь) старше Троице-Сергиевой Лавры. Ведь именно из Хотькова, похоронив здесь своих родителей, Сергий и его старший брат Стефан отправились на гору Маковец, где и основали новый монастырь.

В советское время в Хотькове действовало несколько крупных предприятий. Самым известным из них была фабрика мягкой игрушки. А самым крупным — «Электроизолит», химический завод, производивший изоляционные материалы и регулярно выдыхавший в хотьковское небо фенол, отчего оно окрашивалось в розовый цвет и становилось приторно-сладким на вкус.

Второй по размеру и причиняемому городу вреду была так называемая «Лакокраска».

Производство там тоже было связано с какой-то химией, но, в отличие от «Изолита», «Лакокраска» специализировалась на загрязнении воды, сбрасывая свои зловонные отходы в Подкову — запруду характерной дугообразной формы на реке Паже.

Рыбу, которая, заплыв по ошибке в Подкову, не успевала всплыть вверх пузом без посторонней помощи, невозможно было есть даже после предварительной выдержки в чистой воде на протяжении нескольких дней.

В начале девяностых хотьковские заводы и фабрики на несколько лет встали. К настоящему времени кто-то из них «почил в бозе», кто-то перепрофилировался, а кто-то восстановил производство, но уже не в тех масштабах, что прежде. Сегодня в городе действует несколько предприятий, но при этом значительная часть его жителей каждый день отправляется на работу в Москву и Сергиев Посад.

Гораздо более, чем фабриками и заводами, Хотьково славится своими дачами. Хорошо иметь дачу в Хотькове! Здесь нет супер-элитных дачных поселков и все-таки иметь дачу в окрестностях Хотькова, которое находится в часе езды от Москвы, достаточно престижно.

Важно

Летом в местных магазинах нередко можно встретить «лица из телевизора».

А многие местные жители до сих пор главным злом в своей жизни считают дачников-москвичей, которые из года в год, из лета в лето съедают весь хлеб, выпивают все молоко и своим неумеренным потребительским аппетитом способствуют антигуманному росту цен на помидоры, огурцы и прочие огородные радости, которыми торгуют на хотьковском рынке.

Достопримечательности Хотькова

Покровский женский монастырь — основная достопримечательность Хотькова. Славен он, прежде всего, тем, что в нем покоятся мощи родителей преподобного Сергия Радонежского — Кирилла и Марии.

По этой причине, а так же благодаря своей транспортной доступности (монастырь находится в 10-ти минутах ходьбы от железнодорожной станции Хотьково Ярославского направления), обитель привлекает большое число паломников.

В Хотьковском монастыре неоднократно бывал и служил прежний патриарх Алексий II. Служил в нем и нынешний патриарх — Кирилл.

На территории монастыря расположились два собора — Покровский (1816 г) и Никольский (1904 г). Никольский собор, построенный по проекту архитектора А.А. Латкова, признавался одним из красивейших соборов Московской епархии.

К сожалению, в своем первозданном виде после постройки собор оставался недолго, так как в послереволюционное время его постигла участь многих других храмов — здание его использовалось под различные хозяйственные и производственные нужды и постепенно приходило в упадок.

Большую часть советского периода он простоял без купола; крыша его поросла травой и деревьями.

Сейчас это трудно представить, но в свое время в центре монастыря возвышалась четырехярусная колокольня с часами; построенная в 1834 году, она была разобрана спустя столетие.

Причина была более чем веская — колокольня мешала проезду трактора.

В последнее время на территории монастыря достаточно активно ведутся реставрационные и строительные работы — кто знает, возможно, очень скоро будет восстановлена и колокольня.

Древнейшее из сооружений на территории монастыря, сохранившихся до наших дней — возведенные в 1742–1745 годах Святые ворота с надвратной церковью во имя Рождества Иоанна Предтечи (1791 г).

Восстановлением Хотьковского монастыря власти занялись во второй половине 1980-х. Работы были приурочены к 1000-летнему юбилею крещения Руси. Проходили они ни шатко ни валко; было время, когда их объявляли чем-то вроде комсомольской стройки — ознаменовалось оно появлением красного знамени на месте купола Никольского собора.

Совет

Впрочем, дело сдвинулось с мертвой точки только после того как монастырь передали Православной церкви в начале 1990-х годов. На сегодняшний день храмы Хотьковского монастыря полностью восстановлены, в обоих ведутся службы. Собственно, Покровский собор был открыт для верующих уже давно, еще в 1990-х, а с недавнего времени службы проводятся и в более вместительном Никольском соборе.

Читайте также:  Марфо-мариинская обитель, россия, город москва

В настоящее время завершаются реставрационные работы по воссозданию Никольского собора в прежнем виде — не так давно были восстановлены четыре угловые башенки на крыше собора, в свое время снесенные вместе с куполом.

Из прочих достопримечательностей Хотькова следует упомянуть железнодорожный мост московско-ярославской железной дороги.

Мост этот примечателен тем, что в годы Великой Отечественной войны, благодаря своему стратегическому значению, он неоднократно становился мишенью немецких бомбардировок.

К счастью, ни одна из них не достигла своей цели, и хотьковский мост пережил войну целым и невредимым.

Список достопримечательностей самого Хотькова этим исчерпывается, но в его ближайших окрестностях есть немало интересных мест. В первую очередь это музей-усадьба Абрамцево; так же недалеко от Хотькова находятся села Радонеж и Ахтырка.

Многие заблуждаются, считая, что Сергий Радонежский произошел из Радонежа. На самом деле, это не так.

В Радонеж в свое время переселились из Ростова Великого родители преподобного; вместе с ними, а также с семьей своего старшего брата Стефана на протяжении нескольких лет здесь жил и преподобный.

Обратите внимание

Для своего времени Радонеж было относительно большим селением; и пусть сегодня о тех временах почти ничего не напоминает, все равно это место заслуживает внимания путешественников.

Недалеко от Радонежа, по другую сторону Ярославского шоссе стоит деревня Воздвиженское, которую тоже можно отнести к хотьковским достопримечательностям.

В Воздвиженском в свое время находился путевой дворец русских государей; с этим дворцом связано несколько драматических страниц русской истории: в 1682 году по приказу сестры Петра Первого царевны Софьи здесь был казнен начальник стрелецкого приказа князь Иван Хованский с сыном.

А спустя 7 лет, в сентябре 1689 года в этом же дворце по приказу молодого Петра была арестована уже сама царевна, которой так и не суждено было стать царицей.

Село Ахтырка, которое находится в нескольких километрах от Хотькова примечательно тем, что здесь было замечательное по своей красоте имение князей Трубецких. Было… На сегодняшний день от имения сохранилась только лишь церковь начала XIX века; все остальные достопримечательности были уничтожено на заре советской власти.

В силу своего близкого расположения к Абрамцеву, Ахтырка служила летней резиденцией многим творческим личностям, имевшим отношение к Абрамцевскому кружку. В Ахтырке была написана известнейшая картина Виктора Михайловича Васнецова «Аленушка».

Для особенно любознательных путешественников будет интересно посетить хотьковский краеведческий музей, который находится недалеко от юго-западных ворот Покровского монастыря. Это тоже, в своем роде, достопримечательность Хотькова. Официально музей имеет статус филиала историко-художественного и литературного музея-заповедника «Абрамцево».

Выставка небольшая, но достаточно интересная.

Важно

Помимо постоянной экспозиции, которая является продолжением музея в Абрамцеве и, в основном состоит из резной мебели и прочих утилитарно-декоративных предметов из дерева, здесь выставляются и работы современных художников; при желании, что-то из выставляемых экспонатов можно приобрести.

Причем, здесь можно наткнуться на весьма любопытные работы, которые могут украсить любой интерьер. В общем, эта достопримечательность может вас неожиданно и приятно удивить, а, кроме того, помочь сохранить долгую и добрую память о Хотькове.

Если этот список покажется недостаточно внушительным для самостоятельного путешествия в Хотьково, то заглянуть сюда можно и по пути в Сергиев Посад — так, как в давнем прошлом это делали ходоки, по одной из версий подарившие городу его имя!

Побывать в городе можно, не выходя из дома, с помощью 3d-панорам Хотькова, размещенных на нашем сайте.

Вы также можете оставить свой отчет и посмотреть отчеты других пользователей о Хотькове.

Шестнадцатого июля т.г. из Хотьково, небольшого подмосковного города, начинался крестный ход в Сергиев Посад, который возглавил патриарх Кирилл. Этим крестным ходом было положено начало празднествам в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского.

Почему было выбрано Хотьково?

Покровский женский монастырь

В годы Советской власти монастырь был закрыт. Многие его здания основательно пострадали, поскольку использовались не по назначению.

В 1992 году монастырь начал свое новое возрождение, потому что его передали опять Православной Церкви. Реставрировались и постройки обители.

Сейчас, кроме собора в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в монастыре действуют Никольский собор, Надвратный храм святителя Митрофана Воронежского, трехчастные Святые ворота с надстроенной над ними церковью Рождества И. Предтечи и многие другие постройки. В монастыре живут монахини и послушницы. Там действуют детский приют, воскресная школа, иконописная и швейная мастерские, имеется подсобное хозяйство.

То ли деревня, то ли хутор

Вскоре Хотьково стало центром волости, поселком городского типа, где работали меднолитейный завод, ткацкие фабрики, артели. Городом районного подчинения Хотьково стало в 1949 году.

Без сомнения, главной достопримечательностью города является Покровский Хотьков монастырь, на территории которого, кстати, действует музей.

Недалеко от города расположен музей-усадьба «Абрамцево», которая некоторое время была собственностью русского писателя Сергея Аксакова. Усадьбу посещали И.С. Тургенев, Н.В. Гоголь и другие творческие люди того времени.

Совет

Когда она перешла к богатому промышленнику Савве Мамонтову, художественная жизнь в ней не замерла. Ведь этот человек был еще и меценатом, любителем искусства.

Был создан Абрамцевский художественный кружок, в котором собирались известные художники, музыканты, поэты.

К сведению, Преображенская церковь является подворьем Троице-Сергиевой лавры.

Хотьково, Московская область: как доехать

В Хотьково имеется железнодорожная станция, поэтому до него можно доехать по линии Москва — Ярославль.

Источник: http://cityattr.ru/rossiya/dostoprimechatelnosti-goroda-xotkovo-moskovskaya-oblast.html

Хотьково. По следам Сергия Радонежского

Продолжаем наше путешествие по следам Сергия Радонежского, начатое в статье “Радонеж. Путешествие к истокам”.

Из Радонежа – села с певучим, сказочным названием, места, где вырос великий основатель русских монастырей Сергий Радонежский, едем в Хотьково.

Ведь именно сюда – в Хотьково – отправился он после смерти родителей, в Покровский Хотьков монастырь, где уже жил к тому времени его брат Стефан.

В этом монастыре  приняли монашеский постриг родители Сергия Радонежского преподобные Кирилл и Мария. Прожили здесь они недолго, умерли и были похоронены. Сейчас их могилы главная местная святыня.

Монастырь наидревнейший. Основан в 1308 году. Именно он и положил начало городу и дал ему название – Хотьково. Он и является главной достопримечательностью это небольшого подмосковного городка.

Значения монастыря издревле определялось его месторасположением – нахождением на пути в Троице-Сергиеву Лавру. Существовала традиция перед посещением лавры поклониться родителям Сергия.

Не будем нарушать традиций. Заходим в монастырь через южные ворота над надвратной церковью прп.

Митрофана Воронежского. Справа и слева два корпуса серого цвета. Это западный и восточный корпуса богадельни (1826 г.) 

Хоть монастырь и очень древний, в монастыре сохранились только постройки XVIII – XIX веков. Массивные ворота, через которые мы вошли, относятся к XVIII веку. Дорожка резко поднимается в горку.
Здесь нет традиционной центральной площади среди которой возвышается храм или храмы. Монастырь выглядит как улица, с каждой стороны которой стоят монастырские здания. 

Вот каков монастырь в плане (информация с сайта “Народный каталог православной архитекруры”):Храмы монастыря: 1. Собор свт.Николая Чудотворца 2.

Обратите внимание

Собор Покрова Пресвятой Богородицы 3. Церковь Рождества Иоанна Предтечи (над северными воротами) 4. Церковь прп.Митрофана Воронежского (над южными воротами) 5. Неизвестная часовня

6.

Деревянная звонница (1990-е гг.)

Другие постройки монастыря: 7. Западный корпус богадельни (1826 г.) 8. Восточный корпус богадельни (1826 г.) 9. Гостиница (1877-1879 гг.) 10.Келейный корпус (ок. 1900 г.) 11.Монастырская постройка 12.Общежительный корпус (сер. XIX в.) 13.Трапезный (игуменский) корпус (1839 г.) 14.Монастырский корпус (переходный) 15.Рукодельный корпус (сер. XIX в.) 16.

Больница (1872 г.) 17.Настоятельский корпус (1900 г.) 18.Хозяйственная постройка 19.Современная ограда 20.Стена старой ограды (XVIII в.) 21.Юго-западная башня ограды (XIX в.) 22.Юго-восточная башня ограды (XIX в.) 23.Южные хозяйственные ворота 24.Деревянная постройка (баня) 25.Деревянная постройка 26.Северные хозяйственные ворота 27.

Различные постройки советского периода

28. Бывшая монастырская гостиница (кон. XIX – нач. XX вв.). Сейчас в здании – Музей художественных ремесел

Очень живописная картина открывается тут. Любо – дорого посмотреть. 

По дорожке ведущей вверх подходим к Никольскому и Покровскому соборам.

Никольский собор поражает воображение своими  размерами. Он огромный и очень выделяется по своему стилю среди всех построек монастыря. Стиль определить трудно, он смешанный – романско-византийско-русский.  Собор построен в начале XX века (1900—1904 ге.).

Нам повезло, мы застали собор во всей красе после капитальной реставрации, которая началась в 2007 г. и вот только завершается. Леса сняты. И лишь кое-где рядом видны кучки строительного мусора. Но сам собор открыт и великолепен.

Рядом с Никольским храмом – Церковь Покрова Пресвятой Богородицы, нежная, изящная. Это главный собор монастыря. Покровский собор построен в 1812-1816 гг. на месте прежнего собора XVII в. Здание в стиле классицизма. В этом соборе находятся мощи Кирилла и Марии – родителей преподобного Сергия Радонежского.

Хотьково город небольшой. Достопримечательностей мало. Но и одного Покровского Хотькова монастыря достаточно, чтобы удостоить город своим посещением. Помимо этого надо отметить, что места здесь действительно очень живописные, не зря традиционно наши русские художники писали в этих краях свои великие полотна. В Хотькове жил и творил Репин, часто бывал Поленов. С городом тесно связана творческая судьба Нестерова.

Но это еще не все. Мало кто знает, что знаменитые фильмы 30-40-х годов “Веселые ребята”, “Свинарка и пастух”, “Юность Максима” снимались тоже в окрестностях Хотькова, на берегах живописных рек Вори и Пажи.

Путешествие наше продолжается. Указатель предлагает нам на выбор замечательнейшие места Подмосковья. Направо поедешь, попадешь в Сергиев Посад. Прямо – в Абрамцево. Ну раз мы заговорили о художниках, съездим сначала в их райскую обитель искусств под названием Абрамцево, а потом продолжим наш путь по следам Сергия Радонежского.

Источник: https://galina-lukas.ru/article/166

Покровский хотьковский женский монастырь

Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь.

Монастырь, расположен в черте города Хотьково, в Сергиево-Посадском  районе Московской области. Первое письменное упоминание о монастыре относится к 1308 году.

Монастырь стоит на высоком мысу, образованном излучиной реки Пажи и Комякинским оврагом. Название поселения, рядом с которым  возник монастырь, вероятнее всего,  происходит от древнеславянского имени Хот, Хотьк. Монастырь был основан вблизи городка Радонеж и изначально был мирским (крестьянским), мужским и женским, управлялся священником Покровского храма.

В 1330-х годах  в Радонеж переехала благочестивая семья ростовского боярина Кирилла. С ним были его супруга Мария и сыновья Стефан, Варфоломей и Петр. Боярин Кирилл был приближенным ростовских  князей, сопровождал их  в поездках в Орду. Впоследствии из-за постоянных набегов ордынцев Кирилл лишился своего состояния и увез  семью в более безопасный Радонеж.

Его сын Варфоломей с детства имел тяготение к монашеской жизни, но опекал своих родителей, принявших постриг в Покровском Хотьковском монастыре, до самой их кончины в 1337 году.  Кирилл и Мария Радонежские  были упокоены в Хотьковской обители.

Важно

Мощи их и доныне пребывают в Покровском соборе монастыря. Святой Преподобный Сергий Радонежский в дальнейшем стал основателем Троицкой обители (в 10 км от Хотькова), впоследствии известной как Троице-Сергиев монастырь, а с 1744 года – Лавра.

После относительно спокойного периода развития в XIV-XVI веках, когда  обитель находилась  под опекой великокняжеской власти и Троицкого монастыря, в начале XVII века Хотьковский монастырь  подвергся полному разорению.

Польско-литовские войска разграбили и разрушили его, а  насельницы (в XVI веке монастырь стал женским) со священником укрылись  в стенах Троице-Сергиева монастыря.

Во время осады монастыря-крепости  хотьковский священник отец Сергий умер.

В 1620-е годы жизнь в обители снова наладилась, деревянные здания были заново отстроены. В  1648 году на месте шатрового деревянного храма Покрова Пресвятой Богородицы был построен новый каменный храм.

Строительство шло на вклады благотворителя монастыря, думного дворянина и царского сотника В.Ф. Янова.  Впоследствии В.Ф.

Янов принял монашество в Троице-Сергиевом монастыре под именем Варлаам, где и был погребен после смерти, а его супруга  Марфа окончила свой земной путь монахиней   Хотьковского Покровского монастыря под именем Мария.

В XVIII веке в монастыре активно продолжались строительные работы.   К 1745 году были сооружены северные «Святые» ворота, в 1791 году увенчавшиеся  надвратной церковью Рождества  Иоанна Предтечи.

Через эти ворота паломники и духовенство, поклонившись родителям Преподобного Сергия, отправлялись дальше в Троице-Сергиеву Лавру.

Совет

В 1781 году вокруг монастыря появилась каменная ограда с четырьмя башнями по углам. 

Закон о секуляризации церковного имущества 1764 года значительно  повлиял на размеренную и налаженную жизнь монастыря. Лишенный многих своих земельных угодий, монастырь вынужден был искать новые источники существования.

Хотьковские монахини, славившиеся своими навыками в шитье, вышивке, кружевоплетении, совершенствовались в своем мастерстве и вскоре стали искусными исполнительницами  богатых заказов на церковные облачения,  иконы, плащаницы, которые они  расшивали  жемчугом, золотом, шелком.

В начале XIX века в монастыре было начато строительство нового каменного храма Покрова. Проект храма создал архитектор школы М. Ф. Казакова И.Т. Таманский.  При строительстве  был использован прочный каменный  фундамент старого шатрового храма.

Строительству временно помешало Наполеоновское нашествие, но уже в 1816 году новый пятиглавый  храм был освящен.

В 1834 году  на территории монастыря была воздвигнута колокольня, внешне гармонировавшая с храмом и составившая вместе с ним единый ансамбль в стиле классицизма.

В 1826 году были возведены южные «Водяные»  ворота с надвратной церковью святителя  Митрофана Воронежского (1833). По обе стороны от ворот были выстроены корпуса богадельни, завершившие облик южного въезда в монастырь.

Строительство храма и колокольни велось в бытность игуменьи Евпраксии (1809-1848). При ней был выстроен также игуменский корпус, развивалась всесторонняя хозяйственная деятельность монастыря.

При игуменье Магдалине на территории монастыря появился келейный корпус, двухэтажный странноприимный дом. Дорога к монастырю была замощена камнем.

Читайте также:  Крик при крещении

Большое значение игуменья придавала развитию духовной жизни насельниц. В эти годы в обители появились живописная и иконописная школы, рукодельный корпус, выросло число клирошанок.

Обратите внимание

В это время в Хотьковском монастыре почти 30 лет подвизалась затворница Марфа (схимонахиня Мария).

В XIX веке  в монастыре начался постепенный переход от особожитийного устава к общежительному. Число насельниц достигло уже четырехсот человек. Окончательный переход к новому уставу был завершен уже при настоятельнице Варсонофии I.

Игуменья Варсонофия I активно развивала просветительскую и благотворительную деятельность. В 1884 году при монастыре в специально отстроенном двухэтажном каменном здании открылась церковно-приходская школа на 50-60 детей.

Во время  Балканской войны монастырь собирал пожертвования в помощь нуждающимся, в 1876 году хотьковские монахини приняли  на воспитание болгарских девочек-сирот. В период русско-японской и Первой Мировой войн в монастыре собирали средства для Красного Креста,  отправляли сестер на работу санитарками в госпитали.

С 1899 по 1904 год в монастыре велось грандиозное строительство нового Никольского храма на 3000 молящихся. Проектировал собор архитектор А. А. Латков.

Новый  собор  высотой в 44 м, построенный в  неовизантийском стиле,  стал архитектурной доминантой монастыря и всего Хотькова.

Внутреннее убранство храма соответствовало экстерьеру: иконостас  итальянского мрамора, росписи в византийском стиле, выполненные мастерами Палеха.

Однако новый собор недолго радовал красотой своих прихожан. Уже в 1918 году произошло первое разграбление святыни: богатых окладов икон и утвари. В 1922 году монастырь был закрыт. Монахини и послушницы (ок.

Важно

160 человек) вначале работали в трудовой артели, затем были полностью изгнаны с территории монастыря, многие подверглись репрессиям.

Последняя игуменья обители Варсонофия II скончалась в 1931 году по дороге в ссылку.

В дальнейшем в зданиях монастыря были размещены административные органы Советской власти, общежития, общественные учреждения. Никольский собор лишился куполов и внутреннего убранства. Мрамор с иконостаса и надгробий был отправлен  на строительство метрополитена. В храмах были устроены склады, мастерские, цеха химического завода и других производств. В 1933 году была взорвана колокольня.

Восстановление монастыря началось только в 1992 году,  когда произошла официальная канонизация святых преподобных Кирилла и Марии. В том же году в монастыре при настоятельнице Олимпиаде начала   возрождаться монашеская жизнь. С того момента и до настоящего времени монастырь находится под особым покровительством Святейшего Патриарха, носит статус ставропигиального.

В настоящий момент практически все храмы и здания монастыря, кроме колокольни,  восстановлены и отреставрированы.

Сестры несут традиционные послушания: пение на клиросе, работа в иконописной и швейной мастерских, подсобных хозяйствах, скотном дворе, благоустройство территории, выпечка просфор и хлеба, приготовление пищи.

При монастыре  открыт пансион для девочек. Действует воскресная школа для детей прихожан, работает монастырская библиотека.

Литература

  • Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь. М., 2012.
  • Хотьково. Очерки истории земли Радонежской. Сергиев посад, 2004.

Источник: https://w.histrf.ru/articles/article/show/pokrovskii_khotkovskii_zhienskii_monastyr

Покров Пресвятой Богородицы. О праздниках — Храм «Большое Вознесение» у Никитских ворот

В традиции русского православия праздник отмечается 1 (14) октября; в греческом православии празднуется 1 и 28 октября по новому стилю, за исключением той части (Иерусалимская православная церковь, Афон, старостильники), которая по-прежнему использует в богослужении старый стиль.

В последнем случае одна из дат празднования совпадает с принятой в русском православии.

Икона «Покров Пресвятой Богородицы» (Новгород, 1401—1425 годы Tretiakov Galerie, Public Domain

В основу праздника положено предание о явлении Андрею, Христа ради юродивому, Божией Матери во Влахернском храме в Константинополе, в котором хранилась риза Божьей Матери. Богослужебные особенности во многом соответствуют Богородичным двунадесятым праздникам, хотя сам праздник Покрова Пресвятой Богородицы относится к великим недвунадесятым праздникам.

Явление Богоматери

Слово «омофор» в описаниях праздника Покрова и в соответствующих богослужебных текстах означает головной убор Богоматери. При обычном употреблении омофор — принадлежность богослужебного облачения архиерея.

Рассказ о событии взят из жития Андрея Юродивого, который, вместе со своим учеником блаженным Епифанием, и увидел Богородицу, распростёршую над собравшимся в храме народом свой омофор.

Описание в Великих Четьих Минеях

В житии Андрея Юродивого, помещенном в Великих Четьих Минеях, не указан ни день недели, ни какое-либо число, сказано лишь, что видение было во время всенощного бдения, в четвертом часу ночи, во Влахернском храме.

Согласно житию, Богородица «высоко», то есть по воздуху, пришла царскими вратами в сопровождении Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, которые по обеим сторонам поддерживали Пречистую; рядом с Богородицей были многие святые, поющие духовные песнопения, в белых одеждах, одни шли впереди Девы Марии, другие после неё. Остановившись вблизи амвона, перед алтарём, Богоматерь сняла с себя омофор, который был на верху её головы, и держала над молящимися людьми, при этом омофор сиял как илектор (др. -греч. ἠλέκτωρ — лучезарное светило, солнце, огненная стихия, (космический) огонь). Спустя время Богородица удалилась, оставив благодать.

Описание Димитрия Ростовского

Согласно описанию Димитрия Ростовского, составленному лишь в конце XVII века, чудесное видение произошло в правление императора Льва Мудрого, в воскресенье 1 октября в четвертом часу ночи. Во Влахернской церкви Константинополя, которую наполнял многочисленный народ, совершалось всенощное бдение, находившийся в ней Андрей Юродивый поднял глаза и увидел

Богородицу сопровождали ангелы и «сонмы всех святых», среди которых были Иоанн Предтеча и Иоанн Богослов. Богородица вместе с ангелами и святыми принесла молитвы «к Сыну Своему и Богу нашему». Димитрий Ростовский так описывает молитву Богородицы:

Смысл видения

Это видение и знак означали спасение жителей города от нашествия, и войска противника вскоре действительно отступили.

Датировки

Описанные события имели место, согласно некоторым датировкам, в 910 году (по иным источникам, в 902 году), при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность. В иных источниках говорится о войне с племенами русов в 860 году или болгар в 926 году.

Однако полной ясности в данном вопросе трудно достичь, поскольку описание события заимствовано из жития Андрея Юродивого, годы жизни которого можно установить лишь предположительно. В частности, «Православная энциклопедия» сообщает:

Гимнография

В греческой октябрьской Минеи помещены две службы 1 и 28 октября, обе они отличны от службы на церковнославянском языке. Служба на церковнославянском языке имеет один канон, который не имеет краегранесия. Канон написан преподобным Саввою. В греческой службе 1 октября помещены два канона Покрову. Первый канон не подписан. Второй имеет авторство.

Оно подписано в акростихе: др. -греч. Ὑμνῶ Σκέπης σου τὴν χάριν Παναγία, Ὁ Ἰάκωβος — «Хвала Покрову милости твоей, Всесвятая. Иаковле». Служба составлена иноком Иаковом Святогорцем. Служба достаточно поздняя, печатное издание 1869 года. Служба 28 октября написана в XX веке иноком Герасимом, имеет два канона Покрову. Акростих первого канона: греч.

Σὺ εἶ, Παρθένε, Ἑλλάδος σκέπη. Γερασίμου — «Ты, Всесвятая, Греции покров. Герасимово»; акростих второго канона: греч. Σκέπην ὑμνέω τῆς Θεοτόκου. Γερασίμου — «Покров хвалит Богородицу. Герасимово».

Совет

28 октября — День Охи это национальный праздник в Греции и на Кипре, в этот день в Элладской поместной церкви установлен второй Покров Богородицы решением Синода от 21 октября 1952 года.

В службе на славянском языке в различных редакциях в отличии от греческих существует одна интересная особенность: если на славянском в качестве синонима слова «покров» используются слова «омофоръ», «амфоръ», «омфоръ», «амѳоръ» (от др. -греч. ώμοφόριον — «омофор»), то в греческих службах используется только одно единственное слово греч. σκέπη.

Иконография

Древнейшие изображения

Древнейшие образы Покрова в древнерусском искусстве представлены в Суздале — на вратах Рождественского собора (начало XIII века), выполненных в технике золотой наводки по меди, и во Пскове — в росписях собора Снетогорского монастыря (1313).

Западные врата Богородице-Рождественского собора города Суздаля 1227—1238 год. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент.

Обратите внимание

неизвестен, Public Domain

XIV веком датируются иконы из Покровского монастыря в Суздале (собрание Государственной Третьяковской галереи), Зверина монастыря в Новгороде и икона из Восточной Галиции, находящаяся в собрании Национального Художественного музея Украины (см. изображения ниже).

«География» икон Покрова

Древние греческие иконы Покрова не известны, более того, даже в книге «Ерминия» — широко известном греческом полном сборнике наставлений и указаний по иконописи, написанном в 1730—1733 годах известным теоретиком иконографии, афонским иеромонахом Дионисием из Фурны, — описание изображения Покрова Богородицы отсутствует.

Архимандрит (ныне епископ) Николай (Погребняк) даже пишет, что «византийских икон (как и иных других — кроме русских)» попросту не существует, что не совсем верно, как показывает фреска из монастыря Грачаница (см. ниже).

Варианты композиции

Иконография Покрова основывается на Житии Андрея, Христа ради юродивого, в котором описывается явление Покрова Богородицы.

Центральной, главной и обязательной фигурою на иконах является Дева Мария, которую изображают с омофором в руках или в виде оранты в верхней средней части икон.

В состав композиций икон входят также изображения Иоанна Предтечи и Иоанна Богослова, расположенные по обеим сторонам от изображения Девы Марии.

Покров Пресвятой Богородицы(икона из Зверина монастыря в Новгороде, 1399 год) неизвестен, Public Domain

Кроме того, в нижней части икон изображается Андрей, Христа ради юродивый, рукою указывающий Епифанию на Богородицу. Достаточно часто встречается изображение Романа Сладкопевца на амвоне с орарём (под изображением Богородицы).

Покров Богоматери. Икона 1360-х годов из Покровского монастыря в Суздале. Собрание Государственной Третьяковской галереи.

Изображение плата в руках Богоматери, а также фигура святого Романа Сладкопевца традиционно считаются признаком «среднерусского» варианта иконографии Покрова неизвестен, Public Domain

Кроме того, на иконах Покрова изображаются святые в белых одеждах — спутники Богородицы во время небесного её шествия по Влахернскому храму — и ангелы, летящие рядом с Мариею. В нижней части иконы, рядом с Андреем, изображают и молящихся людей.

Икона Покрова Пресвятой Богородицы из Восточной Галиции. XIV век (примерно). Собрание Национального Художественного музея Украины неизвестен, Public Domain

Все изображения, кроме изображения самой Богоматери, не являются обязательными и могут варьироваться на разных иконах или даже совершенно отсутствовать.

«Казачьи» иконы Покрова

Много столетий назад казаки выработали собственный стиль изображения икон. Основное его отличие — изображение молящего люда в виде казаков.

Малороссийская икона Покрова Пресвятой Богородицы начала XVII века с изображением казаков. неизвестен, Public Domain

Наиболее древние из дошедших до нас казачьих икон датированы началом XVII века и относятся к эпохе становления Запорожской Сечи — казачьего государства на Днепре (времен гетмана Петра Сагайдачного и далее).

Донская икона Покрова Пресвятой Богородицы, XVIII век. Присутствует изображение святого Георгия Победоносца, также весьма почитаемого казаками.

Обратите внимание

неизвестен, Public Domain

Казаки изображались как на самой почитаемой казачьей иконе «Покрова Пресвятыя Богородицы», так и на ряде других.

Традиции иконописи из века в век претерпевали определенные изменения. По иному стала изображаться и Богородица с покровом.

Храмы и монастыри

Древнейшие храмы и монастыри

На Руси храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке.

Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году князем Андреем Боголюбским. Согласно традиционной точке зрения (см.

выше), именно он около 1164 года и ввёл в календарь Русской церкви праздник Покрова Божией Матери. Это первый известный из летописей храм в честь Покрова.

Старейшая церковь в честь праздника Покрова Богоматери: храм Покрова-на-Нерли (вторая половина XII века); Владимирская область, посёлок Боголюбово Анастасия Старовойтова, CC BY-SA 3.0

В Новгороде в XII веке существовал Зверинский монастырь с Богородичным храмом. В честь какого Богородичного праздника был сооружен храм, летописи не упоминают.

Зверин-Покровский монастырь, Великий Новгород User№101, GNU 1.2

В 1148 году храм сгорел; в 1300 году была срублена деревянная Богородицкая церковь в монастыре в Зверинце; в 1335 году был построен и освящен храм в честь Покрова, а монастырь получил новое название: Зверин-Покровский монастырь.

Московские храмы и монастыри

В Москве царем Иваном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (более известный как храм Василия Блаженного).

Покровский собор, что на Рву, Красная площадь, Москва Alvesgaspar, CC BY-SA 3.0

На севере столицы, в Медведково, также находится старинный Храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1635 году князем Дмитрием Пожарским, как гласит предание, — по обету, в честь освобождения России от польской интервенции.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове Игорь С, GNU 1.2

В центре Москвы, на Таганской улице находится действующий Покровский ставропигиальный женский монастырь (основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего родителя — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы).

Покровский собор на Новокузнецкой улице (кафедральный собор РДЦ), Москва Sergey Rodovnichenko, CC BY-SA 2.0

В настоящее время кафедральные соборы предстоятелей старообрядцев: Русской Православной старообрядческой Церкви и Русской Древлеправославной Церкви — это Покровские соборы.

Отдельные храмы и монастыри

Покровский монастырь, Владимирская область, город Суздаль Simm, CC BY-SA 2.5Покровский монастырь, Московская область, город Хотьково Nickolas Titkov, CC BY-SA 2.0

Источник: https://bolshoevoznesenie.ru/31035-pokrov-presvyatoj-bogorodicy/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector