Собор софии премудрости божией, россия, город великий новгород

Великий Новгород Cофийский собор. Собор Святой Софии Премудрости Божией | Сайт Visitnovgorod – география, история, туризм

«Там, где Святая София, там и Новгород»

Так говорят на Руси уже тысячу лет. С тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей. Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Задумывался собор как центральный городской храм.

По прошествии многих веков в храме Софии продолжаются богослужения, и каждый желающий может прикоснуться к этой древнейшей православной святыне.  Собор открыт ежедневно с 8 утра до 8 вечера. Богослужения проводятся в 10:00 и в 18:00. Собор служит и городским некрополем.

В его южной галерее похоронены знаменитые граждане этого города. Епископы, князья и посадники.

Обратите внимание

Храм строился с 1045 по 1050 год и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением.

Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора.

И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что во время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде.

Строили его киевские и византийские мастера, без сомнения, очень талантливые, которые смогли передать в камне черты новгородского северного характера. Сдержанность, суровость, грандиозность помыслов, мощь.

Существует легенда о том, как во время росписи купола, на котором должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид.

Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух.

На Руси того времени была еще одна такая же постройка – Киевский храм, не сохранившийся до наших дней. От Киевского собора, Новгородский отличался меньшими размерами и более строгими формами.

Важно

Телепроект «Новгородинки» телеканала «Триада»: Экскурсия по Софийскому собору с Сергеем Горминым.

Время не пощадило внутреннее убранство собора. Но, все же, кое-что сохранилось. Например, в Мартирьвской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены. Изображения датируются XI веком.

Необычность этой фрески заключается в том, что она была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Такая необычная техника, примененная древним художником, придет изображению своеобразный «парящий» вид.

Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси. К сожалению, время не сохранило ни одну из них.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке.

По сохранившимся фрагментам мы можем видеть, что центральный барабан украшали фигуры пророков трехметровой высоты. Алтарная часть была декорирована мозаикой и фигурами святых.

В южной галерее находилось изображение Деисуса, то есть канонические иконы с изображением Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Крестителя.

От алтаря XI века сохранились две иконы. Это:

  • «Спас на престоле»
  • «Апостолы Петр и Павел»

Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Магдебургские врата

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, и они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке.

Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом, чье изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Совет

Одна из знаменательных икон, написанная в 1170 году, считается чудотворной. Икона эта и сегодня хранится в Софийском соборе.

Речь идет об иконе Божьей Матери «Знамение», которая защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей  день празднуется как почитаемый церковный праздник.

Событие это легло в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется «Битва новгородцев с суздальцами». 

На Магдебургских вратах собора в бронзе изображены библейские и евангельские сцены (48 сюжетов).

Софийский собор является действующим храмом, открыт с 8 до 20 часов. Службы проводятся в 10 и 18 часов.

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити.

Древние граффити – так называют надписи на стенах русских средневековых зданий, нацарапанные «писалом» – инструментом для письма на бересте, – весьма распространенное явление на Руси до XV века (впоследствии  бересту сменяет бумага – писалом больше не пользуются – граффити не появляются), несмотря на то, что еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нас эти надписи. Кроме Софийского собора, их можно встретить в церкви Спаса на Нередице, церкви Федора Стратилата на Ручью и  др. храмах Новгорода. Как и берестяные грамоты, новгородские граффити донесли до нас живые голоса жителей средневекового Новгорода. Но в отличие от берестяных грамот, привязанных к конкретной жизненной ситуации, большинство граффити обращено к Богу или святым, выражает мысли и чувства их писавшего («царапавшего»). Некоторые отрывки содержат отголоски язычества, или просто представляют собой надписи бытового характера.

Программа Новгородского областного телевидения: «По святым местам Новгородской земли. Софийский собор»

Граффити

Археологи, которые исследовали когда-то место гибели древнеримского города Помпеи, смогли извлечь много информации из надписей на стенах домов, которые делали простые люди. То же самое произошло в Новгороде. Именно на стенах Софийского собора сохранились так называемые граффити – надписи, сделанные при помощи «писала» – приспособления для письма не бересте. 

Читать далее

На бересте писали на Руси вплоть до XV века. И до этого времени можно прочесть многочисленные надписи. Любопытно будет узнать, что еще в X веке киевский князь Владимир запретил специальным указом царапать надписи на стенах храмов.

Но видимо народ не слишком-то спешил слушаться княжеских указов, поэтому в Новгороде, который не был разрушен татарами, на стенах древнейшего русского каменного здания можно прочесть обращения простых людей. Обилие надписей свидетельствует о том, что большинство новгородцев были грамотны.

Надписи носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований. Впрочем, попадаются и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити нам известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир.

Живопись XI века

Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году.

Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, которая проводилась в конце XIX века.

Обратите внимание

Именно тогда и были обнаружены изображения императора Константина и императрицы Елена. Фигуры стоят по обе стороны огромного креста.

Читать далее

По всей видимости, жители Новгорода проводили параллели, между византийскими владыками и местными князьями. Так, глядя на Константина и Елену горожане вполне могли видеть своего князя Владимира Киевского, крестившего Русь и княгиню Ольгу.

Также навевалась ассоциация с князем Владимиром Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого и княгиней Анной. Именно эти люди принимали непосредственное участие в строительстве Софийского собора.

И по сей день отмечают дни памяти этих исторических личностей, сыгравших такую большую роль в судьбе города.

Чудотворные иконы Софийского собора

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса. Это главный, Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение».

На Рождественском иконостасе можно видеть сразу две иконы, которые считаются чудодейственными. Это:

  • «Тихвинская Богоматерь»
  • «Спас на престоле»

Подробнее об иконах

Богоматерь Тихвинская наиболее почитаемая икона. Она является точной копией с другой такой же иконы. Считается, что такая копия, «список», полностью перенимает все свойства оригинала.

Считается, что эта икона написана в конце XV или начале XVI века.

Икона, называемая «Спас на престоле» была написана в XVI веке.

Икона была написана поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось и которое можно посмотреть через специально сделанные небольшие окошечки.

Статья написана на основе книги «Где святая София, там и Новгород», СПб, 1997 г. 

Источник: http://www.visitnovgorod.ru/sights/st_sophia_cathedral.html

Софийский Собор

нет комментариев, добавить первый

Новгородский Софийский собор — один из самых выдающихся памятников древнерусского зодчества. Это самый старый из сохранившихся древнерусских храмов на территории России.

Выстроенный князем Владимиром, сыном Ярослава Мудрого, в 1045 – 1050 годах, Софийский собор уже в 30-х годах ХII века перестал быть княжеским храмом, превратившись в главный храм Новгородской республики.

Вплоть до сегодняшнего дня новгородская София является символом города, а слова, сказанные Мстиславом Великим в далеком XII веке: «Где святая София, там и Новгород», до сих пор будоражат сердца горожан.

Важно

Софийский собор — пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав, шестая венчает лестничную башню, расположенную в западной галерее южнее входа. Маковицы глав выполнены в форме древнерусских шлемов.

Режим работы

Софийский Собор. 2011 год.

Основной объём собора (без галерей) имеет длину 27 м и ширину 24,8 м; вместе с галереями длина составляет 34,5 м, ширина 39,3 м. Высота от уровня древнего пола, находящегося на 2 метра ниже современного, до вершины креста центральной главы — 38 м. Стены храма, имеющие толщину 1,2 м, сложены из известняка разных оттенков.

Камни не отделаны (подтёсана лишь выходящая на поверхность стен сторона) и скреплены известковым раствором с примесями толчёного кирпича (цемянкой). Арки, арочные перемычки и своды выложены из кирпича. Интерьер близок к киевскому храму, хотя пропорции вытянутых по вертикали арок и узких вертикальных компартиментов между столпами заметно отличаются.

Благодаря этому, интерьер имеет иной характер. Некоторые детали претерпели упрощение: тройные аркады заменены двухпролётными (позднее их нижние ярусы заменены широкими арками). Сам же собор на протяжении своей десятивековой истории не перестраивался. Он ремонтировался после пожаров и войн, которые не смогли сильно задеть его.

Стены Софии покрывались штукатуркой, а купола – свинцом, главный купол был позолочен в XV веке при архиепископе Иване Калике.

Первые храмы, очевидно, появились в Новгороде сразу после принятия Христианства на рубеже Х – XI веков. Одним из первых храмов города стала церковь Святой Софии, которую часто называют предшественницей каменного Софийского Собора.

О том, существовала ли эта деревянная церковь на самом деле, историки будут спорить до тех пор, пока исследователям не удастся найти ее остатки в ходе археологических раскопок. В древнейшей из сохранившихся до наших дней летописи — Новгородской Первой летописи сообщается лишь о том, что в 1049 году церковь сгорела.

«Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице, идеже ныне поставил Сотке церковь камену святого Бориса и Глеба над Волховом».

Некоторые исследователи считают эту запись вымыслом летописца, так как никаких других сведений о деревянной Софии нет. Однако старая церковь описана слишком детально, и точно указано ее местоположение.

Источник: https://www.novgorod.ru/read/information/sightseen/novgorod/sophia-cathedral/

Великий Новгород. Собор Софии, Премудрости Божией

Софийский собор построен в 1045-1050 гг. по заказу князя Владимира Ярославича. Действует. Софийская звонница построена в 1439 г.

К востоку от Софийского собора стоит Софийская звонница. В 1439 году она была построена на месте рухнувшей “колокольницы”. Первоначально её сделали трёхпролётной. В 16-ом веке звонницу надстроили, увеличили число пролётов.

В результате звонница стала более монументальной. В 17-ом веке пристроены крыльцо и домик с юга, увеличено декоративное убранство. Крыша бочкой и глава – в 18-19 веках.

В настоящее время звонница действует, также в ней работает выставка, а в домике с юга располагается отдел хранения письменностей.

В 1045 году новгородский князь Владимир, сын Ярослава Мудрого, во время архиепископа Луки (Жидяты) заложил каменный храм (по В.Л. Янину – в 1046 г.) Строительство было завершено в 1050 г., довольно быстро, если учесть, что на него ушло не менее 10 тыс. кубометров камня и кирпича. Данные о времени освящения церкви расходятся.

В Софийской 1-й летописи оно отнесено к 1050 году, в Новгородской 3-й летописи – к 1052 году. Данные о первоначальной росписи собора Константинопольскими мастерами сразу по завершении строительства имеются в Новгородской 3-й летописи. Известный историк древнерусского искусства В. Г.

Читайте также:  Иисусова молитва

Брюсова предположила, что первое освящение произошло 5 августа 1050 г. в воскресенье – в предпразднование Спаса Преображения. Оно было связано с окончанием строительства храма. Второе же имело место в праздник Воздвижения – 14 сентября 1052 г., когда София была расписана фресками и украшена иконами.

Между прочим, подобная же, двойная дата указана источниками и в относительно Софии Киевской.

Совет

Софийский собор – пятинефный трехапсидный десятистолпный храм. С трех сторон (кроме восточной) к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. В западной галерее южнее входа размещена лестничная башня. Столбы храма крестчатые, во всех внутренних и наружных стенах им отвечают плоские лопатки.

Хоры имеют большую площадь, занимая западное членение центрального нефа, два членения средних нефов и целиком крайние боковые. В центральном нефе и трансепте хоры открываются в подкупольное пространство двойными арками, опирающимися на промежуточные столбы (круглый в центральном нефе и граненые в трансепте).

Во втором ярусе у промежуточных столбов квадратное сечение, а столбы, поддерживающие своды над юго-западной и северо-западной частями хор, граненые.

Все своды, на которые опираются хоры, цилиндрические, повернутые осями по линии север-юг. В первом ярусе галерей в средней части западного и южного фасадов проемы были открытыми, а на остальных участках, так же как и на всем периметре второго яруса галерей, закрытыми.

Вход на хоры идет из юго-западной части собора через лестничную башню на западную галерею второго яруса, а оттуда внутрь храма. Каменная лестница несколько раз обвивает круглый столб, размещенный в центре. Ступени лестницы имеют большую ширину, между ними часто встречаются площадки.

Минуя проход на хоры, лестница продолжается до верха башни, откуда имеется выход на крышу собора. Восточные членения первого яруса галерей заняты приделами-часовнями, имеющими большие самостоятельные полукруглые апсиды. Придел в южной галерее – Рождества Богородицы, в северной – Иоанна Богослова.

Западные стены этих приделов не совпадают с общей разбивкой столбов храма, а сдвинуты к западу аналогично стенам над ними во втором ярусе, выделяющим в восточных концах галерей замкнутые помещения. Замкнутые помещения образует также угловое юго-западное членение галерей в обоих ярусах.

Западное членение северной галереи в первом ярусе представляет собой еще один придел – Усекновения главы Иоанна Предтечи – с очень плоской дугообразной апсидой, размещенной западнее входного пролета. Средняя часть южной галереи называется Мартирьевской папертью, а западной – Корсунской папертью. В восточном членении южного нефа был сделан придел Иоакима и Анны.

Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над их перекрестьем и в диагональных членениях возвышается 5 глав. Кроме того, еще одна глава венчает башню.

Крайние северный и южный нефы, так же как и западный поперечный, перекрыты чередующимися цилиндрическими сводами и сводами треугольного сечения; в северном и южном нефах они повернуты осями в направлении север-юг; в западном поперечном нефе так повернут только крайний с юга свод.

Первый ярус галерей (кроме северной) перекрыт цилиндрическими сводами, опирающимися на аркбутаны. Во втором ярусе южной галереи своды полуцилиндрические, в западной – цилиндрические. Кровля собора имеет посводное двуступенчатое покрытие. Одни своды округлые – закомары, другие двускатные – щипцы.

Обратите внимание

На золоченом кресте центрального золоченого купола покоится свинцовый голубь. Когда-то голубь был символом Святого Духа, а позже возникла легенда. Легенда гласит о том, что “летел голубь над Новгородом и новгородцами. Увидел голубь зверства опричников, муки лютые, на которые царь Иван Грозный обрек новгородцев и… окаменел.

А когда слетит голубь с креста, тут и Новгороду конец”. Маковицам глав придан вид древнерусских шлемов. Декоративные элементы фасадов собора очень скромны: они ограничиваются зубчатым поясом в архивольтах закомар и участками декоративной кладки. Все барабаны глав завершаются поясом, украшенным полосками зубцом, без горизонтального карниза.

Центральная апсида оформлена тонкими полуколонками, не доходящими до земли. Обрамление входов в Софию, а также отделка больших окон над входами наличниками являются поздними привнесениями (XVI – XVII вв.) Первоначальный пол был ниже современного на 130 см, отсутствовали большие окна над входами, остальные окна были более узкими.

До конца XIV века не было высоких иконостасов. С хор открывался вид на главный алтарь. Оттуда хорошо можно было наблюдать за богослужением. Внутреннее пространство Софии из-за массивных столбов, а также из-за узких межстолпных сводов, кажется несколько стесненным и не гармонирующим со строгой простотой внешних форм здания.

Но достаточно немного присмотреться, чтобы изменить первое ошибочное впечатление. Оказывается, и внутри, так же, как и снаружи, нет ничего лишнего, не оправданного конструктивными надобностями. Единственным декоративным элементом во всем внутреннем архитектурном убранстве можно назвать лишь прокладные плиты столбов, установленные через промежутки в три ряда.

Арки хор, кажущиеся снизу легкими, не являются декоративными, а несут тяжесть сводов второго этажа.

В архитектуре Софийского собора выявлено ощущение монолитности здания, чувство упругости объемов, нарастания вверх массы главного четверика, барабана и куполов. Здесь выражено восприятие архитектурной постройки как монумента, что станет характерной особенностью дальнейшего развития русской архитектуры. Размер основного объема собора (без галерей): длина 27 м, ширина 24.

8 м; вместе с галереями: длина 34.5, ширина 39.3 м, азимут 120 градусов. Размер сторон подкупольного квадрата 6.19-6.28 м. Толщина стен собора 1.2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м. Стены собора сложены из камней. Использованы известняк различных пород и булыжники.

Важно

Местами имеются пояса – прокладки нескольких рядов кирпичей в технике со скрытым рядом.

Софийский собор сложен из волховского известняка голубоватого, сероватого, зеленоватого, желтого и коричневатого оттенков. Камни скреплены между собою известковым раствором с примесью толченого кирпича (цемянкой). Камни не обделаны, за исключением подтески сторон, выходящих на поверхность стен. Подтеска была необходима для получения отвесной линии стен.

Разнообразная расцветка камня натолкнула исследователей на мысль, что первоначальная София не была покрыта снаружи цемяночным раствором, и камни в своей богатой красочной гамме оставались обнаженными.

Эти известковые и валунные камни с гладкой затертой между ними цемянкой розовато-коричневого цвета придавали стенам собора, отличающегося простой и художественно лаконичной общей формой, исключительную живописную насыщенность.

Переливающаяся прозрачная расцветка камней с подрезкой в виде фаски затирочного слоя цемянки вокруг каждого из них, как больших, так и самых малых, иногда доходящих до величины с грецкий орех, создает впечатление самоцветов, вставленных в оправу не менее колоритной цемянки. Но об этом можно говорить лишь по отношению прямолинейных в плане стен.

В арках и сводах уложено больше кирпичей в той же технике скрытого ряда. Кирпич был использован при кладке всех арок и арочных перемычек над оконными и дверными проемами, а также в кладке сводов. Своды куполов выложены из одного кирпича. Во внутренних сводах употреблен камень.

Внутренняя поверхность кладки забутована более мелкими камнями и кирпичами со значительным количеством раствора. Характер кладки в разных частях здания не вполне одинаков. Встречаются участки декоративной фигурной кирпичной кладки. В стенах проходит несколько ярусов дубовых связей.

В некоторых участках в кладке широко использованы горшки местного производства. Фундаменты собора ленточные, из валунов на растворе. Первоначальный цемяночный пол собора лежал на уровне более чем на 2 м ниже современного.

Выше обнаружены остатки еще двух полов из каменных плит, относящихся к XI-XII вв.

В центральной апсиде найдены остатки мозаичного пола, сделанного, по-видимому, в XII в., – небольшие фрагменты мозаичного набора в цемяночном грунте и обломки серых известняковых плит с мозаикой. Несколько каменных плит с мозаичной инкрустацией уцелело в облицовке нижней части стен апсиды вокруг горнего места.

В центральной апсиде выявлены остатки престола, столбиков деревянного кивория, основы запрестольного креста. Первоначально горнее место было двухступенчатым с фресковой росписью; позднее оно переделано в трехступенчатое с облицовкой мозаикой. Встречены также следы деревянной алтарной преграды.

В Рождественском приделе первый пол был из поливных плиток, а более поздний – мозаичный. Конструктивной особенностью Софии, не встречающейся в других русских памятниках XI века, является наличие четверть-циркульных арок (аркбутанов) в южном притворе (Мартирьевской паперти).

Совет

Они были и в северном притворе, но исчезли при восстановлении северной стены в последней четверти XIII века. Аркбутаны, входившие в Софии в состав наружной галереи, хорошо известны в романской архитектуре.

На южной паперти можно видеть фреску “Константин и Елена”, ниже её сохранилась композиция “Деисус”; кроме того, древняя роспись находится в центральном куполе храма. Остальная живопись собора относится к 1890-м годам.

Главный иконостас Софии состоит из икон, написанных в XIV-XVII веках и в основном сложился к 1528 году. Ныне в соборе находится чудотворная икона XII столетия “Знамение Богородицы”. Помимо главного, существует ещё иконостас в Рождественском приделе.

Большая часть икон Рождественского иконостаса написана одновременно в первой половине XVI века. В придел ведут медные Корсунские врата, являющиеся самым древним памятником прикладного искусства в храме. Они изготовлены византийскими мастерами XI века.

Еще одни вели- колепные врата украшают главный, западный вход в Софийский собор. Это Магдебургские врата. Они отлиты в середине XII столетия немецкими мастерами в Магдебурге. Это воинский трофей новгородцев, захваченный в боях за шведскую крепость Сигтуну еще в 1187 г.

София несколько десятилетий была единственной каменной постройкой Новгорода.

В 1930 г. Софийский собор стал музеем. Во время Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) он был варварски разграблен и разрушен: стены и своды пробиты снарядами, позолота куполов вместе с медными листами содрана. Многие произведения монументальной живописи погибли безвозвратно.

В послевоенные годы храм был восстановлен. В нем разместили выставки “Рукописная и старопечатная книги”, “Софийский дом в экономике и культуре Новгорода”, “Софийские граффити”. 14 августа 1991 г.

сессия областного совета утвердила решение облисполкома о передаче Новгородской епархии русской Православной церкви Софийского собора в постоянное и безвозмездное пользование.

Обратите внимание

15 августа был подписан акт о передаче, а на другой день состоялось торжественное освящение собора, которое совершил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Софийский собор вновь стал действующим, однако ценнейшие раритеты, такие как Успенский и Рождественский иконостасы с иконами XV-XVII вв.

, гробницы с мощами основателя собора – новгородского князя Владимира Ярославича, святых Никиты и Федора, икона XII в. – хранительница города – “Знамение Божьей Матери”, паникадило, подаренное собору Борисом Годуновым и другие, доступны для осмотра.

По книгам: Брюсова В.Г. София новгородская, памятник искусства и истории. М., 2001. Никитина Ю.И. Софийский собор. Л., 1980

Реставрационные работы на куполах Софийского собора начались осенью 2005 года, когда, по оценкам специалистов, золотое покрытие главного купола пришло в аварийное состояние.

Кроме этого, специалисты решили заменить не подлежащий реставрации крест на главном куполе храма и обновить золотое покрытие крестов на малых куполах Работы вели мастера Северо-Западной ассоциации реставраторов “СЕЗАР”.

Средства на эти цели были предусмотрены федеральной целевой программой “Культура России”. Изначально купола собора были покрыты свинцовыми листами, а его центральная медная глава была позолочена, только главы имели не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.

Согласно информации из Новгородского Государственного музея – заповедника, золотое покрытие на куполе Софийского кафедрального собора необходимо обновлять как минимум раз в 30 лет.

В 20 веке купол кафедрального собора золотился трижды: до революции, после Великой Отечественной войны и в начале восьмидесятых годов. С главного купола Софии была снята позолота и проведена зачистка покрытия, после чего на купол нанесли слой специального раствора – сурика и лака.

Затем купол покрыли тонким листовым сусальным золотом. Небольшие листочки золота размером 10 на 15 сантиметров по специальной технологии слой за слоем закрепили на всей поверхности барабана. После реставрации золотой купол будут охранять ястребы, воспитанники новгородского орнитолога Владимира Михайлова.

Важно

Они будут отпугивать от нового золотого покрытия главного купола храма голубей и воробьев, которые способны повредить драгоценные пластины. Параллельно шли работы и по реставрации купольных крестов.

Новый крест на главный купол изготовил известный новгородский кузнец Виктор Корнилов, который уже выковал одну копию креста Софийского собора – для передачи в Испанию взамен оригинала, возвращенного в Великий Новгород в 2004 году.

Крест украсила отлитая из бронзы и посеребренная фигура голубя, которая традиционно венчает главный крест собора в течение многих столетий. 24 января 2007 года позолоченный главный крест был установлен на храме.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00314

Собор Софии Премудрости Божией в Великом Новгороде

Софийский собор в Великом Новгороде — уникальная в своем роде жемчужина православной Церкви, древнейший храм начала ІІ века, построенный славянским народом.  Величественное белоснежное здание отливает чистотой, полностью соответствуя своему названию — Собор Софии Премудрости Божьей.

Исторические сведения о самой древней церкви Новгорода

Шел 989 год, когда сгорела гордость Новгорода, 13-главая церковь, на месте которой впоследствии и вырос величественный Софийский собор Премудрости Божьей. Следует заметить, что это произошло ещё до крещения Руси.  В Великом Новгороде уже поклонялись Спасителю Иисусу Христу задолго до всеобщего принятия христианства на русской земле.

Читайте также:  Праведные иоаким и анна

Софийский кафедральный собор, Великий Новгород

Храм является благодатным наследием великой княгини Ольги, прабабки князя Ярослава Мудрого, который прибыл в Новгород Великий с женой Ингегердой, крещеной Ириной, для присутствия при закладке Софийской святыни на месте сгоревшей церкви.

В 1045 году новый храм был заложен их сыном, новгородским князем Владимиром, а через 7 лет был построен и освящен епископом Лукой. По преданию, буквально чрез 20 дней после освящения святыни Владимир Ярославич умер и был похоронен в построенном комплексе, невольно подготовив для себя достойное место захоронения.

Величественное здание было возведено в константинопольском стиле, внутренние стены отделаны мозаикой и фресками, западный портал украшен Магдебургскими воротами, визитной карточкой которых являлось обилие скульптур.

София того времени стала не только духовным центром, но и политическим. В ее помещениях принимались иностранные послы, важные гости.

В IX веке при соборе:

  • открылась иконописная школа, выдававшая впоследствии мировые шедевры;
  • скриптории вели переписи и украшения рукописных творений;
  • историки писали летопись города и храма;
  • работала большая библиотека.

Стены величественного Софийского собора в Нижнем Новгороде хранят исторические моменты народных вече, здесь благословляли на войну Александра Невского.

Возрождение храма

Множество исторических памяток старины было вывезено в Германию во время грабежа немецко-фашистскими войсками во время оккупации Новгорода, однако, буквально после войны храм был восстановлен.

С 1930 по 1991 годы в величественном здании находился новгородский музей-заповедник, и только 16 августа 1991 года патриарх Алексий ІІ освятил его при передаче Русской православной церкви.

Интерьер Софийского собора в Великом Новгороде

По свидетельству очевидцев во время Литургии над куполами собора появилась сияющая радуга.

За 2 года, с 2005 по 2007, были реставрировано все купола Софийского храма, а их пять, что означает Иисус и четыре Евангелиста — апостола, шестой расположен над лестничной башней.

Купола выполнены в форме луковичного шлема, символизирующего о готовности священства и охранного войска Небесного сражаться за души человеческие на грешной земле.

Охранная святыня храма

Интересна история свинцовой фигуры голубя, украшающего центральный купол. Согласно легенде, во время похода в 1570 году против новгородцев Ивана Грозного, жители осажденного города увидели голубя — символ Духа Святого, который сидел на вершине Софийского креста. От вида пролитой новгородцами крови птица окаменела.

Голубь на центральном куполе Софийского собора

Немного позже к одному из монахов явилась Богородица и сообщила, что голубь послал сам Бог для охраны города, пока он на кресте, город охраняем небесной силой. Во время войны крест был сбит при авианалете и вывезен оккупантами в столицу Испании.

Прошло более полувека, место нахождения охранной святыни собора Софии было найдено настоятелем кафедрального храма, архиепископом Новгородским и Старорусским в Мадриде.

Важно! Только после переговоров президентов двух стран 16 ноября 2004 года состоялась передача голубя в присутствии Патриарха Московского и всея Руси Алексия ІІ, в Испании осталась его точная копия.

Сам Иоанн Грозный позже проводил в храме долгие часы в покаянной молитве, а память об этом сохранено и Царское моленное место, которое можно увидеть в помещении святыни.

Основные чудотворные святыни и мощи

В храмовых постройках находится 3 великолепных иконостаса и множество отдельных икон.

По преданию, именно икона «Знамение Богородицы» стала защитницей новгородского края в битве 1169 года между суздальцами и жителями Великого Новгорода. Суздальцы решили захватить земли вольного города и осадили его огромным войском. Все жители славного города понимали, что своими силами им не справиться и стали молиться, пребывая в покаянии и посте.

Икона Божией Матери «Знамение»

Через три дня настоятелю Иоанну было повеление установить икону «Знамение» на стене Новгорода. Во время выноса «Знамения» колокола собора Софии зазвонили сами по себе.

Как только святой лик появился на стене, в него вонзились вражеские стрелы, тогда произошло чудо, «Значение» само повернулось лицом к жителям Новгорода. Все увидели, как из глаз Божьей Матери катятся слезы. В то же время густая тьма спустилась на захватчиков, они в панике начали нападать друг на друга, вражеское войско в страхе бежало с новгородской земли.

Совет

Историки XX века провели анализ состояния иконы и подтвердили, что там есть следы от стрел. Отличительной чертой святого лика Божьей Матери Премудрости новгородской, относящейся к XV веку, является красный цвет, который символизирует очищающую и защищающую кровь Иисуса Христа.

Интересно! Особо чтимой является икона Божьей Матери Тихвинская, украшающая Рождественский Иконостас, как помощница и защитница при заключении Столбовского мира. Ризу для этого образа заказала сама царевна София Алексеевна.

Сам Вседержитель был основателем этой российской святыни.

По преданию перед греческими мастерами, ведущими роспись свод церкви Спаса Вседержителя, было поставлено задание изобразить Спасителя с открытой рукой, благословляющей всех присутствующих в храме.

Все было сделано по рисунку художника, но каково было удивление мастеров на следующий день, когда они увидели, что благословляющая рука сжата в кулак.

Трижды перерисовывали мастера образ Христа, и трижды чудо повторялось. Затем в помещении прозвучал голос, повелевавший оставить все как есть, ибо Сам Господь держит в Своей руке Великий Новгород.

Святой лик Богородицы «Успение» уникален тем, что в нем хранится часть мощей Нифонта. Список выполнен в 1914 году в Киеве-Печерской Лавре в качестве подарка Софии, поэтому в ней и поместили мощи святого.

Святитель Нифонт был архиепископом Новгородским, по его молитвам в 1135 году были прекращены распри между жителями Киева, Новгорода и Чернигова. Будучи архиепископом Софийским, способствовал возведению церкви Божьей Матери и много внимания уделял украшению внутренних помещений софийского сбора.

Мощи святителя хранятся в Киево-Печерской Лавре, хранителями их стали Антониевские пещеры.

Во время войны жители города вывезли икону из города, от страшной бомбежки именно состав новгородцев чудным образом не пострадал. Только в 1994 году святой лик был возвращен храму, а в 1995 году на нем укрепили «Звезду Девства».

Уникальной исторической ценностью Софии является Алексеевский крест, установленный на западных стенах архиепископом Новгородским Алексием.

Внимание прихожан привлекает высокий уровень исполнения креста, изготовленного в 1359-1376 годах. По одним сведениям, уникальную святыню изготовили в честь прекращения междоусобной вражды в самом Новгороде. По другой версии — в честь подавления бунта стригольников, третье предположение связывает появление креста с победой Куликовской битвы.

Богослужение в Софийском соборе Великого Новгорода

Живые цветы украшают надгробия священных особ, среди которых:

  • княгиня Ирина, жена Ярослава Мудрого;
  • князь Владимир;
  • князь Мстислав;
  • князь Федор;
  • архиепископ Никита;
  • архиепископ Иоанн;
  • архиереи XVIII-XIX веков.

В свое время царь Борис Годунов подарил храму великолепное, полное величия паникадило.

Современная жизнь собора Софии Премудрости Божьей

Посетить Софийский комплекс можно с 8 утра до 8 вечера.

В 10.00 совершается Божественная литургия. Со среды по воскресенье в 18.00 можно посетить богослужение вечернее, при этом по четвергам совершается великая вечеря с чтением акафиста святому Никите, а на воскресном вечере читается акафист Божьей Матери «Знамение».

Важно знать! в Храме Софии не совершают Таинств крещения и не отпевают усопших.

Уникальная святыня русского православия внесена в списки ЮНЕСКО, все желающие могут посетить этот комплекс. Сотрудниками действующего музея-заповедника проводятся экскурсии.

При храме прихожане и жители города могут посещать Воскресную школу, Хранительную службу, библиотеку и даже присутствовать в иконописной мастерской.

Собор Святой Софии в Великом Новгороде

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/sofijskij-sobor-v-velikom-novgorode.html

Софийский собор в Новгороде

Я уже писала про Новгородский кремль, но захотелось еще раз вернуться в те места.  центре Новгородского Детинца возвышается древнейший храм России — Софийский  собор.

 Возведенный, согласно летописи, в 1045-1050 годах «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и епископа Луки» во славу божественной премудрости — Святой Софии, этот грандиозный собор воплотил в себе идею торжества христианства на Новгородской земле, ознаменовав вхождение ее народов в Церковь Христову.

История строительства Святой Софии

Софийский собор был построен на одном из самых возвышенных участков города.

По преданию, каменному храму предшествовал деревянный (дубовый) «о тринадцати верхах», основанный первым новгородским владыкой — епископом Иоакимом Корсунянином в 989 году вскоре после крещения новгородцев.

Место, где стоял этот храм, сгоревший, по одним источникам, в год, когда был заложен новый собор, по другим — в год его завершения, не установлено.

В продолжение традиции, сложившейся в Киеве, главный престол собора был освящен в 1052 году во имя Святой Софии Премудрости Божией,предположительно к празднованию Воздвижения Креста (14/27 сентября), а  точнее — накануне этого дня, когда вспоминается Обновление храма Гроба Господня в Иерусалиме.

С этого времени собор становится кафедральным храмом Новгородской епархии, и его судьба теснейшим образом переплетается с историей Новгорода.

Обратите внимание

При Софийском кафедре велось летописание, на хорах собора  существовала библиотека, основанная еще Ярославом Мудрым, работали мастерские иконописцев и златокузнецов, переписывались рукописи.

Возле стен Софии собиралось городское вече, на котором решали вопросы республиканского самоуправления, выбирали нового архиепископа.

Отсюда уходили на ратные подвиги княжеские дружины, здесь  коленопреклоненно молился о Божией помощи и получал благословение на битву с врагами Земли русской Александр Невский.

На протяжении веков имя Софии Новгородской гордо звучало как синоним незыблемости и богохранимости самого города :»Умрем за Святую Софию!», «Где Святая София — тут и Новгород».

Возведение собора огромных размеров велось со скоростью, удивительной дл+—я города еще не знавшего каменного строительства. Несомненно, ведущие мастера были приезжими.

Вероятнее всего они прибыли из Киева, где незадолго до этого завершилось сооружение одноименного храма.

Однако вкусы новгородцев придали собору настолько очевидную оригинальность, что его архитектура стала краеугольным камнем новгородского зодчества, послужив для него бесконечным источником форм в последующие столетия.

Монолитное пятиглавие сразу стало архитектурной доминантой города.

Архитектура и убранство собора

Внутри собор членят на пять продольных нефов мощные в продольном сечении столбы, поддерживающие своды и обширные княжеские полати. С трех сторон к храму примыкают паперти, которые изначально были задуманы как открытые галереи между четырьмя приделами, которые должны были располагаться по углам его основного объема.

Однако в процессе строительства замысел был изменен: из приделов выстроили лишь три — Апостола Иоанна Богослова,Рождества Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи, галереи же были преобразованы в закрытые боковые «крылья» собора.

От устройства четвертого придела отказались, чтобы увеличить пространство южной паперти, которая служила основным входом в храм и вскоре стала местом погребения владык, членов княжеской семьи  и видных горожан.

Важно

Высокое общественное положение новгородского князя предполагало для него особое место в храме во время богослужения. Таким местом стали обширные полати (хоры), откуда князь мог видеть священнодействие, происходящее в алтаре. Сейчас здесь располагается церковный хор.

Древние строители Софии владели тонким искусством акустики: ее совершенству и сегодня поражаются мастера этого дела. Система вмонтированных в стены и своды полых глиняных горшков-голосников имела двойное назначение: они облегчали верхние части архитектурных конструкций и, одновременно, поглощали эхо, не позволяя при этом угаснуть силе звука на большом расстоянии.

На протяжении более полувека собор оставался практически нерасписанным. Лишь золоченные карнизы шиферных плит и основания арок и сводовперерезали его гладко обмазанные розоватой цемянкой стены.

 Одна их немногочисленных живописных композиций, появившихся, вероятно, вскоре после окончания строительства, — образ святых равноапостольных Константина и Елены — сохранилась на лопатке одного из столбов южной  Мартириевской  паперти, почти на против входа в  собор с центральной площади Детинца. 

Украшая Софию фресками, художники написали в зените купола огромное погрудное изображение Христа Вседержителя с Евангелием и благословляющей десницей. Предание, включенное в одну из новгородских летописей, говорит о том, что наутро после завершения росписи епископ увидел, что рука Спасителя сжата, и приказал переписать образ.

Дважды пытались живописцы исполнить приказ владыки, а на третий услышали глас:» Писари, о писари! Не пишите меня с благословляющей рукой, а пишите с рукой сжатою, потому что в этой руке я держу великий Новгород, а когда эта рука моя распрострется, тогда Новгороду будет окончание».

Во время войны снаряд пробил главу храма и уничтожил древнее изображение и одновременно с этим древний город был разрушен почти до основания.

Древний собор включает целый ряд замечательных произведений декоративно-прикладного искусства. Среди них — бронзовые Корсунские врата византийской работы, привезенные в собор сразу после завершения строительства.

Совет

Пережив длительный период реставрации, Софийский собор, превращенный в музей, возродил свое древнее убранство. В 1991 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

Нынешняя жизнь Софии, кафедрального собора Новгорода — это возрождение старых традиций.  И как в давние времена, когда появление этого грандиозного храма — праматери новгородских церквей, подобно чуду, переменило жизнь древнего города, так преображающее человеческие души воздействие Софии Новгородской  являет свою силу в наши дни.

Читайте о моей предыдущей поездке в Новгород.

Источник: https://myrussianland.ru/dostoprimechatelnosti-rossii/sofijskij-sobor-v-novgorode.html

Собор Святой Софии в Великом Новгороде. История и знаки. Икона Знамение

         Собор Святой Софии в Великом Новгороде стал одним из трёх сакральных центров на территории древних славян. К этим уникальным сооружениям XI века относятся также собор Святой Софии в Киеве ( Украина) и Полоцке (Белоруссия).

Находясь у стен этого удивительного храма, начинаешь чувствовать глубокие корни нашей истории, суть которой исконные знания, передаваемые нам нашими предками через стройные, кристально ясные, строгие и сильные образы древней культуры и искусства.

        Об истории Собора Святой Софии в Великом Новгороде, о его знаках и символах, иконах смотрите в этом видео.

        Больше исторических видео смотрите в программе Знаки Времени на АллатРа ТВ

                “Собор Святой Софии в Великом Новгороде. История и знаки. Икона Знамение”

Проект Ярослава Мудрого

        XI  век в истории славянского народа был особенно значим. Именно в это время  в людях всё чаще стали проявляться лучшие духовные качества.

В мировоззрении славянина того времени служение Правде Божьей стало ассоциироваться со служением Добру, духовной Благодати.

За короткий срок Древняя Русь превратилась не только в процветающее государство, но и стала «Домом Пресвятой Богородицы».

        Ключевую роль в этих событиях сыграл глобальный проект Ярослава Мудрого и его единомышленников по строительству трёх величайших соборов на территории славян: Софийский  собор в  Киева, Новгороде и Полоцка, величайших сооружений ХI в. Единство их замысла заключалось в том, что все они посвящены Софии, премудрости Божьей.

Читайте также:  Преподобноисповедник сергий (сребрянский), архимандрит

«София, премудрость Божия, одно из имён  Богородицы, Девы Марии, которую  именуют «духовно оживляющая сила», «воплощение истинного знания».

   Её называют «Премудростью Божьею» — «художницей всего», «Матерью творения»,  о которой в Библии сказано, что «Она есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Его», «Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия», «Она – одна, но может всё и, пребывая в самой себе, всё обновляет и, переходя из рода в род в святые души, приготовляет друзей Божиих и пророков». Духовную силу Девы Марии сравнивают с «Вратами Небес»! Её именуют «Носительницей Божества», «Душой мира», «Промыслом Божьим», «Воплощением Логоса»…  “Цитата из книги АллатРа”

       Все три собора обладают индивидуальностью и неповторимым характером. Каждый из них вписан в тот контекст, который диктуется своеобразием города, Душой которого, становится уникальный храм.

В этот исторический период князь Ярослав знакомится со старцем Киево-Печерского монастыря – святым Агапитом, врачевателем безмездным. Кстати, имя Агапит в переводе с греческого означает «любовь».

Обратите внимание

Общение со святым повлияло на мировоззрение Ярослава, и он начинает задумываться о духовной и нравственной стороне жизни славянского народа. Проекты по строительству трёх Софийских соборов реализуются именно в этот период.

Таким образом, после реализации глобального проекта  – строительства храмов во славу Софии, премудрости Божией, Ярослав, которого, кстати, при жизни чаще называли варяжским именем — Ярицлейф  получает прозвание – Ярослав  Мудрый.

     Мы находимся в Кремле Великого Новгорода, у стен  одного из самых выдающихся памятников древнеславянского  зодчества на территории России. По свидетельству первой Новгородской летописи, собор Святой Софии был заложен повелением князя Ярослава Мудрого  его сыном князем Владимиром Ярославичем.

 Старейший храм на территории России, сооружён по образцу Киевской Софии, построенной несколькими годами ранее. С храмом на протяжении почти десяти веков связана не просто жизнь Новгорода, но сама Душа, духовная суть города. Наши предки относились к Святой Софии как к покровительнице и утешительнице.

Эти скупые, но полные глубокого смысла слова говорят о многом:  «Где святая София, тут и Новгород» «Умрем за святую Софию»

 «Иду ко святой Софии»

     Софийский собор был свидетелем многих исторических событий и чудес глубокой веры.  У стен Софии, на соборной площади, звонил  колокол, собирая новгородское вече,  от стен ее уходили на боевые подвиги полки Александра Невского. Предшественницей каменного Собора была деревянная церковь Святой Софии.

     Новгородчина во все времена славилась своими лесами, и дерево было удобным ходовым материалом для строительства. Не зря о новгородцах издревле отзывались как об искусных плотниках — «древоделах». Уже в 11 веке Новгород был одним из самых благоустроенных городов Европы.

Мостовые древних улиц выкладывали деревянной брусчаткой, а дождевую и талую воду отводили с помощью деревянных труб и колодцев. Удивительно, но даже водопровод, первый в Северной Европе, был построен именно в Великом Новгороде и он был деревянный.

В конце Х века, по предположению историков в 989 году, эти новгородские «древоделы» срубили из дубовых бревен и грандиозный храм Софии «о тринадцати верхах», который простоял около 50-ти лет.

Важно

Однако, в древнейшей из сохранившихся до наших дней Новгородской летописи сообщается, что в 1049 году церковь сгорела:
 «Месяца марта в 4, в день суботный, сгоре святая Софея; беаша же честно устроена и украшена, 13 верхы имущи, а ту стояла святая Софея конец Пискупле улице…»

Строительство Софийского Собора

      Каменный Софийский Собор в Новгороде  строился монахами из Киево-Печерской лавры.

Можно представить себе, как возведенный всего за несколько лет почти 40-метровый каменный храм воздействовал на новгородцев середины XI века: окруженный самыми первыми дубовыми стенами Кремля, среди деревянных домов и дворов совсем еще молодого города, на берегу реки Волхов, бывшей тогда частью оживленного торгового маршрута.  Собор имеет пять нефов  также,  как и София Киевская.

  С трех сторон к нему примыкают широкие двухэтажные галереи. Собор имеет пять глав – четыре по сторонам света, а пятая, золоченая, в центре символизировала Душу. Шестую главу  пристроили чуть позже.  Маковицы глав,  выполнены в форме древнерусских шлемов, которые называют в славянской традиции куполами.    

     С северной стороны к полатям  примыкает  помещение бывшей библиотеки Софийского собора – книжной сокровищницы древнего Новгорода. «Книгоположница», так называли  библиотеку в древности.   Здесь сохранились бесценные книги.

  Книга стала основой общественного просвещения. Начитанность Агапита и его советы Ярославу привели к тому, что князь сам увлёкся чтением книг, вводя просвещение в моду и среди своего окружения, и среди простого народа.

Руководствуясь советами Агапита, князем были организованы первые общественные детские школы, основана большая библиотека общегосударственного уровня.

Одним из подлинных сокровищ Софийского собора является древнейшая из сохранившихся на Руси рукописных книг — Остромирово Евангелие. Книга была изготовлена в 1056-1057 году и использовалась для ведения богослужений в Софии.

    Тот день 25 мая 1057 г. для диакона Григория был днем знаменательным: он держал на руках, как ребенка, труд, в который вложил часть себя самого, своей души, труд, совершенный с великим усердием во Славу Божию. Это было Евангелие.

Рукопись ожидала удивительная судьба — на 900 лет пережив своего владельца и составителей, она стала одним из семи уникальных памятников древнерусской книги XI века.  Древний Новгород- это выдающийся центр культуры, средоточие летописания, книгописания, а также широкой образованности и грамотности. Письменное творчество новгородцев имеет яркие отличительные черты.

Образность и  живость  языка свидетельствуют о смелости, сообразительности и писательских способностях горожан. Одна из самых широко известных легенд – это сказ о новгородском купце Садко.

Икона “ЗНАМЕНИЕ” и  изображения Богородицы «Оранты»

    Как архитектурное сооружение Новгородский Софийский собор совершенен: сдержанность, граничащая с  суровостью, стройность помыслов и внутренняя мощь. Новгородский собор отличается компактностью объемов и строгостью форм. Давайте осмотрим его изнутри. Духовным богатством Софийского собора в Великом Новгороде являются чудотворные иконы и среди них икона ЗНАМЕНИЕ.

    «Само слово знамение происходит от славянского «знак», «знамя», «знамение» в значениях « соединение видимого и невидимого», «обнаружение невидимой реальности через видимый знак»».     “Цитата из книги АллатРа”

Совет

    Эта икона именуется «Знамением» только у славян России, Украины и Беларусии.  Об этом удивительном  сокровище  древнего  искусства  и  о событиях, связанных  с ней  расскажет нам сотрудник Государственного Русского музея в городе Санкт-Петербурге –  Ирина Зыкова.

–Икона «Богоматерь – Знамение» находится сейчас в Новгородском Софийском соборе.

  Первое упоминание  о ней содержится  в древнем письменном источнике – первой  новгородской  летописи, где   раскрывается особая роль иконы  при осаде  Новгорода  коалиционным  войском суздальцев.

Это один  из первых образов  Богородицы,  погрудное изображение  Марии в молитвенной  позе встречается  ещё и в римских катакомбах по латыне носит оно название «оranta»   от латинского  «оrai» – моление.

     Изображения Богородицы «Оранты» было известно в Древней Руси чуть ли не с самого начала Крещения. Часто связывают наименование этой иконы с древне-греческим словом «orаntis» —«молящийся». Но здесь закладывался иной смысл и он гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд.

Но если всмотреться  по-внимательней,  сам  образ Богородицы с поднятыми  рука  напоминает  символ АллатРа  – это полумесяц  с рожками,  поднятыми вверх,   как символ слияния человеческой Души с Богом, символ слияния  личности  с Душой,  а круг  в древнем  знании это символ не только человеческой Души, но и присутствия  Бога, присутствия  тонкого мира. Над левым оком Богородицы остался след от стрелы,  и об этом событии  повествует  уже другая  икона более позднего времени- XV века. Это икона называется  «Битва новгородцев  с  суздальцами».  Сама икона посвящена событиям  1170 года, когда коалиционное  войско суздальцев  во главе с князем Мстиславом  Андреевичем  осадило  Новгород.

     Икона является  трехъярусной и в верхнем  ярусе представлено, как новгородцы  вносят икону «Богоматерь- Знамение» из маленькой церкви на торговой стороне в новгородский  Кремль. Владыка  и бояре  идут через реку  Волхов по деревянному мосту  и держат в руках  икону, а у ворот новгородского Кремля  их встречают горожане.

Второй ярус  показывает  уже новгородский  Кремль, за стенами  которого укрываются ратники над ними водружена  икона «Богоматерь-Знамение»,  а у ворот новгородского  Кремля  идут  переговоры новгородских  делегатов  с  суздальскими.

Позади схематично изображено суздальское  войско, отдельные воины пускают  стрелы, одна из которых попадает в икону. И по преданию  икона отвернулась от суздальцев, из глаз Богородицы потекли слёзы. В это же  время тьма накрыла войско суздальцев, воины обратились  в смятение,  а потом и в бегство.

Третий  ярус иконы,  самый нижний, уже повествует о том, как новгородские ратники вышли из стен Кремля и  преследуют суздальское войско.

     И в память  о чудесной  иконе  «Знамение»  был установлен  праздник «Богоматери-Знамение», который отмечается  и поныне 10 декабря.

     На кресте центрального купола находится свинцовая фигура голубя — символа Святого Духа. Голубь, который выкован на кресте Софийского собора уже давным-давно стал неофициальным символом Великого Новгорода, он виден, практически, отовсюду.

     «…изначально в раннем христианстве Святой Дух изображался именно в виде белой горлицы (позже голубки), но не голубя. Поскольку она была символом божественной Любви, созидательного женского начала, Праматери всего сущего (Аллат).

И связано это с ещё более древними знаниями, когда божественную троицу изображали в виде Отца, Матери и Сына. Например, такая триада была в Древнем Египте: Осирис-Исида-Гор.

Обратите внимание

Позже в христианстве горлицу (в других изображениях — голубку) стали изображать в основном на картинах Благовещения (в контексте изображения сюжета с Архангелом Гавриилом и Девой Марией) и крещения Христа».   Цитата из книги “АллатРа”

Божественное покровительство древнего города Новгорода

     По легенде,  в 1570 году Иван Грозный заподозрил в вольном городе заговор против себя и учинил кровавую расправу над жителями Новгорода. Паривший над новгородской землей голубь, увидел гибель тысяч неповинных людей. Он спустился на ее главный крест, осенив золотым свечением купол, и застыл там навеки.

После Богородица открыла одному из монахов, что пока голубь не слетит с креста, город будет им храним. Новгородцы связывали присутствие голубя с Божественным покровительством древнего города. В 1942 году, во время артобстрела крест с голубем был сбит и завис на металлических крепежных тросах.

В Новгороде во время оккупации располагался испанский корпус, воевавшей на стороне фашистской Германии, и крест, как один из трофеев, был вывезен в Испанию.      Только в  2004 году в результате переговоров с испанским королем было принято решение о возвращении креста Софийскому собору. Старинный крест с голубем был возвращен.

  В настоящее время он стоит возле алтаря Софийского собора, а  на золотом установлена его точная копия.

     «Голубь — это уже замена людьми более древнего навершия креста — знака «АллатРа» в виде полумесяца рожками вверх и круга сверху. Раньше голубя изображали с распростёртыми крыльями.

Когда человек смотрел вверх на крест собора, то вместо голубя видел знак, визуально образованный от поднятых во взмахе крыльев и маленькой головки голубя (в виде полумесяца с рожками вверх и круга)».

Цитата из книги “АллатРа”

     Находясь здесь, в самом сердце древней славянской земли, начинаешь чувствовать глубокие корни нашей истории, суть которой исконные знания, передаваемые  предками нам через стройные, кристально ясные, строгие и сильные образы древней культуры и искусства.

Что чувствуют люди, которые приходят сюда, что привлекает их? –Визит в Новгородскую Софию оставил в моём сердце лёгкость, ясность, некий такой свет внутренний в  душе. –Я не знаю, как эти впечатления  описать. Ощущения вот этой глубокой  старины,  к которой  ты прикасаешься, они настолько  большие,  что словами, наверное, не описать.

–Всецело это невозможно  описать… Это ощущение силы, единства, чистоты. Даже не подобрать слова. — Сегодня вообще особенный день и, конечно, особое впечатление, конечно, есть.  Это не выразишь словами. Можно облачаить  эмоциональное в слова, но я думаю, что чувственный  уровень все-таки свой остаётся. Его не выразишь  словами.

–А внутреннее  состояние  спокойствия,  просто вот такое спокойствие,  прямо умиротворение. –Близость  к Богу, и большую радость, большую благодарность Богу  за всё. –Душевный покой.

— Лёгкость,  свет, любовь, чувство,  которое  наполняет изнутри наружу, хочется  поделиться  им. Чувство радости.

    «Каждый слышащий есть призванный.  А вместе есть сила, способная изменить весь мир».  Цитата из книги “АллатРа”

Источник: https://allatra.tv/video/sobor-svjatoj-sofii-v-velikom-novgorode

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector