Собор спаса преображения в угличе, россия, город углич

Спасо-Преображенский собор Углич фото история

Согласно преданию, первый деревянный храм на волжском мысу, там где сейчас стоит Спасо-Преображенский собор, определившем границы Угличского кремля, построил князь-страстотерпец Борис на рубеже X—XI веков.

Предание представляется правдоподобным, ибо от отца, равноапостольного князя Владимира, Борису достался в удел Ростов, а здешняя местность как раз Ростову и принадлежала.

Древнейший предшественник собора имел посвящение святым равноапостольным Константину и Елене и был, конечно, деревянным. Имелся в нем и придел в честь Похвалы Богородицы.

Обратите внимание

В первой половине XIII века, при князе Константине Всеволодовиче, был выстроен деревянный Спасо-Преображенский собор, а Константино-Еленинская церковь либо продолжила свое существование в качестве приписной к нему, либо была разобрана, а ее посвящение отошло к приделу нового соборного храма.

Долгое время бытовала традиция приписывать честь устроения Спасо-Преображенского собора святому князю Роману Угличскому (+1285), сыну Владимира Константиновича, «омолаживавшая» собор примерно на полвека. Но произросла она скорее из почтительного отношения угличан к князю Роману, а не из каких-то серьезных исторических фактов.

Каменный Преображенский собор Углича

Каменная история Преображенского собора начинается при князе Андрее Васильевиче Большом (1446—1493), известном также под именем Андрея Горяя. Брат великого князя Московского Ивана III, он за тридцать лет своего княжения отстроил Углич что хоть бы и любому столичному городу Европы впору.

Согласно описаниям, храм был четырехстолпный, на подклете, с двумя приделами и одной главой. С трех сторон его окружала галерея. Позаботились и о его внутреннем благолепии, снабдив церковь иконами и заказав расписать фресками.

На рубеже XVI—XVII веков собор стал невольным свидетелем драматических событий Смуты.

В 1591 году в нем погребли убитого в Угличе царевича Димитрия, а в 1611 году в соборе — как и в каменных палатах по соседству — надеялись найти убежище от поляков жители города.

Но дверные засовы не составили серьезного препятствия для захватчиков: они перебили всех от мала до велика — так что кровь, по свидетельству современников, «переливалась через порог», — а сам собор подожгли изнутри.

После ухода поляков угличане восстановили Преображенский собор, заново украсив его росписями и иконами. Но стены его, растрескавшиеся от огня, уже являли собой слишком ненадежную опору для сводов.

В последние годы XVII века горожане приступили к строительству нового собора, и в 1713 году новый Угличский Спасо-Преображенский собор, более обширный и торжественный, чем прежний, был освящен.

Сегодня это основной православный храм Углича.

Источник: http://posmotrim.by/article/spaso-preobrazhenskij-sobor-uglich.html

Спасо-Преображенский собор,

Спасо-Преображенский собор, 1706 г. 

В кремле на самом берегу Волги возвышается внушительное пятиглавое здание – Спасо-Преображенский собор, главный храм Углича.

За этим храмом тянется длинная нить истории, почти такая же длинная, как и тысячелетняя история Углича.

По легенде когда-то на рубеже X-XI веков ростовский князь Борис Владимирович, впоследствии ставший святым, построил в подвластном ему Угличе деревянный соборный храм Царя Константина и матери его Елены с приделом Похвалы Богородицы, ставший одним из первых христианских храмов северо-восточной Руси.

Важно

Потом в первой половине XIII века при князе Владимире Константиновиче рядом с прежней церковью строится новый Спасо-Преображенский собор. Он и становится навсегда главным храмом Углича, а Константино-Еленинская церковь еще долго числится приписной при нем.

Спасо-Преображенский собор первые два века своей истории, вероятно, оставался деревянным. Затем, уже в XV веке, при видном политическом и военном деятеле того времени угличском князе Андрее Васильевиче Большом он отстраивается в камне. Это произошло в 1485-1487 гг.

Новый храм вошел в комплекс выстроенного немногим ранее обширного и тоже каменного княжеского дворца. Он стоял к западу от Палат, замыкая с одного края внутреннюю дворцовую площадь. Из описаний известно, что собор был одноглавый четырехстолпный, поднятый на подклет, окруженный с трех сторон галереей и двумя приделами. Уже при Андрее Большом он был расписан и снабжен иконами.

Спустя сто лет храму пришлось стать свидетелем драматичных событий Смутного времени. Сначала в нем был погребен погибший в Угличе царевич Димитрий (его останки в 1606 г. перенесены в Москву). Потом в 1611 г., при взятии города поляками, в нем нашли последнее убежище многие жители. Ворвавшиеся враги всех перебили, а собор зажгли изнутри.

Когда поляки ушли, собор восстановили прежде всех остальных угличских церквей. Заново украсили росписями и иконами. Но время брало свое – собор обветшал, его стены потрескались от огня. Поэтому на исходе XVII  века угличане обращаются к Петру I с просьбой разрешить построить новый собор.

Получив разрешение, в 1700 г. они приступили к строительству более крупного и видного храма. В 1706 г. Спасо-Преображенский собор был освящен.

Новый храм ярко отразил черты своего времени – исхода традиционного русского зодчества, начала новой архитектуры, основанной на западноевропейских образцах.

В основном он выдержан в распространенном тогда стиле «нарышкинского барокко».

Такова храмовая часть, имеющая традиционное трехчастное деление и кокошники, но уже украшенная колоннами, карнизом, похожим на антаблемент, и утонченными наличниками с разорванными сандриками.

Совет

Над крышей поднимается живописное пятиглавие, мало тронутое новым временем. С востока примыкает трехапсидная алтарная часть.

С других двух сторон собор дополнен пристройками – с севера примыкает Похвальский придел, а с запада появившаяся позднее паперть. Свободный южный фасад, обращенный к городу, неизбежно должен был стать главным.

Поэтому тут расположен основной вход, украшенный резным белокаменным порталом.

Интерьер храма уникален. Он представляет собой обширный бесстолпный зал, перекрытый сомкнутым сводом. При ширине 14 метров, он имеет высоту 17, что было выдающимся инженерным достижением своего времени. Строили собор, несомненно, очень хорошие мастера.

Известно, что это была артель под руководством Григория Федорова из крепостных князя Голицына. В строительстве мог принимать участие и уроженец Углича будущий прославленный архитектор петровского времени Григорий Иванович Устинов.

Эта ширина сводов и необычный простор обратили на себя монарший взор Екатерины II, которая 6 мая 1767 г. посетила Углич.

С самого начала в соборе были росписи, но существующие выполнены в начале XIX века (1810-1811 гг.) артелью крепостного живописца князя А.М. Голицына из села Тейкова Шуйской округи Владимирской губернии Тимофея Алексеевича Медведева. Они наряду с иконами рубежа XVII-XVIII веков являются главным художественным сокровищем собора.

Росписи выполнены в классической манере и включают евангельские сюжеты, скопированные с работ итальянских художников барокко и Возрождения Гвидо Рени, Гверчино, Доменикино.

Главная храмовая композиция – «Преображение» – на северной стене является копией с одноименной картины Рафаэля. Мастера очень точно воспроизвели прославленную работу, но придали ей громадные размеры, повышенную экспрессию, изменили цветовую гамму.

С боков ее дополняют монументальные написанные колонны и разорванный фронтон.

Обратите внимание

Другие сюжеты повествуют о земной жизни Иисуса Христа и иллюстрируют евангельские притчи. Они расположены в три яруса, вписаны в проемы пилястр, арки и массивные, но тоже иллюзорные рамы. Высокий сомкнутый свод разделен кессонами.

Их стройный ряд прорывают композиции, продолжающие повествование стен. Выше в больших овальных клеймах – некоторые Двунадесятые праздники: «Рождество», «Воскресение», «Вознесение» и «Сошествие Святого Духа на апостолов».

В самой вершине свода в уменьшающемся восьмерике парящая фигура Господа Саваофа.

Иллюзорные архитектурные детали достойны особого любования. Они не только обрамляют сюжеты, но и задают тон всему интерьеру храма.

Вглядываясь в изящные карнизы, капители, мрамор колонн, закругления арок – все сложные архитектурные построения – мы словно попадаем в идеальный мир гармонии и красоты, ощущаем близость великого классического искусства.

Эти детали делают интерьер собора торжественным и возвышенным и вводят нас в мир евангельских сюжетов, разворачивающихся на фоне все тех же арок, колонн, итальянских пейзажей. Кажется, что все происходит в реальном времени вокруг нас, а мы сами участники.

Возможно, артель Медведева ограничилась одним четвериком храма, создав прекрасный ансамбль. Живопись остальных частей принадлежит другому времени и другим мастерам и, к большому сожалению, до сих пор находится не в лучшем виде.

В алтаре росписи стен по непонятной причине забелены, но на сводах видны величественные фигуры ангелов и святых, обступивших небесный престол.

Над царскими вратами в огромном свободном клейме выразительное изображение Тайной вечери. В конхе жертвенника – сумрачное «Распятие» с пугающими струйками крови.

В южной апсиде, алтаре придела Святого князя Романа Угличского, роспись довольно примитивная бледными красками на светло-голубом фоне. В круглых клеймах там написаны евангелисты и причисленные к лику святых московские митрополиты. В верхней части изображения младенца Христа и Богородицы. К сожалению, здесь отсутствует маленький придельный иконостас, бывший еще в 1960-х гг.

На паперти, пристроенной к собору в 1830-х гг., живопись скрыта побелкой. В настоящее время раскрыты Деисус над западным входом, фигура апостола Петра и живопись купола. Они частично близки росписям алтаря. В приделе Похвалы Богородицы та же проблема. В настоящее время раскрыты лишь орнаменты над входами.

Но известно, что весь интерьер окружала могучая стрельчатая аркада с приставленными коринфскими колоннами. В люнетах и нижних клеймах были помещены сюжеты. Эта роспись выполнена в конце 1830-х гг. известным угличским живописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным, украсившим едва ли не все угличские храмы.

Ему же принадлежат и частично сохранившиеся наружные росписи собора.  

Иконостас тоже впечатляет. Хотя и поздний, установлен в 1853 г., своим видом он напоминает иконостасы в стиле «нарышкинского барокко». Нас поражает резьба, быть может, немного сухая, но богатая и роскошная, которая не может не радовать глаз.

Многочисленные колонны, увитые цветами и виноградными лозами, создают торжественно возносящиеся ряды, ничуть не затеняющие интерьер храма, наоборот дополняющие его сплошным блистанием позолоты и величественностью, подобающей главному городскому собору. Почти все иконы, наполняющие иконостас, как указывалось, старинные.

Многие из них выполнены мастерами, работавшими под началом Ф.Н. Рожнова, некоторые, – как икона «Воскресение» и отсутствующая прежняя храмовая, – им самим.

Фасады собора в XIX веке были перестроены. Существующие северный Похвальский придел, западная паперть и южный портик сооружены в 1830-1840-х гг. и оформлены уже в классическом стиле с частичной стилизацией под формы храма.

Они вовсе не украсили облик собора, но придали симметрию, связали с парком, изменившимся кремлем и регулярной застройкой города. Так, что если от поздних искажений храм пострадал, утратил какую-то изюминку, окружающий ансамбль только выиграл.

Поэтому неслучайно главная ось города – Ростовская улица направлена прямо на кремлевский мост и собор.

Совет

В 1929 г. Спасо-Преображенский собор был закрыт и передан музею. С этого момента началась новая нить биографии – храм стал использоваться в музейных целях, служить помещением для различных экспозиций. В 1985-2009 гг.

в соборе размещалась экспозиция древнерусского искусства, был доступен для осмотра сохранившийся интерьер храмовой части. С 1990-х гг. в храме периодически совершались службы. С 2004 г.

они совершаются постоянно по воскресеньям и в праздники.

 Научный сотрудник Лиуконен Е.А.

Источник: http://uglmus.yar.muzkult.ru/spasopreobragenskiysobor/

Спасо-преображенский собор в Угличе: архитектура, интерьер храма, история и настоящее время

Одна из известнейших достопримечательностей Углича — Спасо-Преображенский собор. Деревянный храм, стоявший на месте сегодняшнего, является одним из древнейших храмов на Руси.

История собора

Строительство деревянного храма

Согласно легенде, первый деревянный храм на мысу реки Волги, там где сейчас стоит собор, установивший границы Угличского кремля, построил князь Борис на стыке 10-11 веков.

Древнейший предшественник церкви строился во имя святых равноапостольных Константина и Елены и был деревянным. Имелся в нем и придел в честь Похвалы Богородицы.

В первой половине 13 века при князе Константине Всеволодовиче был построен Спасо-Преображенский собор из дерева. Константино-Еленинская церковь при этом или продолжила свое существование в роли приписной к нему, или же была разобрана, а ее посвящение отошло к приделу нового соборного храма.

Возведение каменного здания

Каменная история собора началась при князе Андрее Васильевиче Большом, брате Московского Ивана III, известного также под именем Андрея Горяя. Он за 30 лет своего правления отстроил Углич так, что он был похож на столичный город Европы.

Историческая судьба

Спустя век в Смутное время в соборе был захоронен погибший в Угличе царевич Димитрий.

В 1611 г. в ходе штурма города поляками, в церкви спрятались многие жители. Ворвавшиеся враги всех убили, а собор подожгли изнутри. Когда поляки отступили, храм восстановили самым первым среди всех остальных церквей Углича. Заново украсили иконами и росписями. Но со временем собор обветшал, его стены потрескались от огня.

В конце 17 века угличане обратились к Петру I с просьбой разрешить построить новый собор.

В 1730 году рядом с церковью была возведена новая колокольня, определяющая силуэт кремлевского ансамбля Углича при виде на него с Волги.

В 1810-е годы изнутри собора расписала община крепостных живописцев, которыми руководил Тимофей Медведев.

В 1827 году отстроили и освятили престолы: придельные — в честь Донской иконы Божией Матери, царевича Димитрия и Александра Невского, главный — в честь Богоявления.

В 1830—1840 гг. перемены коснулись фасада святыни. Очевидно было, что главным фасадом должна быть обращенная к торговой площади и Ростовской улице южная сторона храма. И во второй трети 18 века ее главная роль была увековечена при помощи четырехколонного портика. С западной и северной стороны собора появились оригинальные очертания парапетов и Похвальский придел.

Современное положение

В 1929 г. собор закрыли и передали музею. С этого момента началась новая эра истории собора – храм стал использоваться как помещение для различных экспозиций.

В 1985—2009 гг. в соборе размещалась экспозиция древнерусского искусства, был доступен для экскурсий дошедший до нас облик части храма.

С 1990-х гг. в храме периодически совершались службы. А с 2004 г. и по настоящее время службы проходят каждое воскресенье и в праздники.

Месторасположение церкви

Церковь расположена на правом берегу Волги. Адрес: г.Углич, Кремль, дом 3.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Кубический объем святыни украшен традиционным пятиглавием. С запада и востока одинаково расположены небольшие апсиды и парапеты, которые зрительно связывают здание дорожкой из городков.

Прилегающие части создают эффект плавного ступенчатого нарастания.

Фасад здания

Здание имеет выраженный главный южный фасад, с которого открывается вид на город, а раньше с данного фасада можно было увидеть центр города. Двухъярусность, трехчастность, обманчивые закомары и искусственное пятиглавие не подходят единому внутреннему пространству, перекрытому сводом. Эти композиционные приемы — воспоминание об архитектонике четырехстолпного крестово-купольного храма.

Внутреннее оформление

Интерьер храма необычен. Это просторный двусветный квадратный зал с размером 14×14 метров и высотой около 17 метров.

Легкая, почти парящая конструкция столь обширного помещения без несущих опор была большим достижением строителей. Обширное пространство, гладкие стороны стен содействовали лучшему приятию живописи.

Потолок собора плоский, но, благодаря оригинальной работе мастера, кажется, что он полукруглый и объемный

Роспись собора

В 1813 году церковь была расписана снова под руководством крепостного живописца и художника Тимофея Медведева.

Художники поменяли традицию древнерусской стенописи на академическое искусство. 55 композиций, обходящих в 4 яруса стены, выполнены по образцам барокко и позднего Возрождения.

Каждая сцена из евангельских притч — отдельная картина, заключенная в изображенную на стене раму.

Обратите внимание

Такой принцип росписи, похожий на дворцовые картинные залы со шпалерной развеской, противоречил принципам монументального искусства.

Главный сюжет храма — «Преображение» со сценой излечения бесноватого — это копия с картины Рафаэля.

Позднее произведение великого художника привлекало академистов бурной динамикой страстей, аффектацией движений и мимики. Провинциальный художник (вероятно, сам Медведев) преувеличил эти черты. Мимика местами утрированна, резкий цветовой контраст вызывают порой чувство противоречия. Крупная, проникнутая экспрессией роспись служит зрительным и смысловым центром убранства.

Роспись находится напротив входа в церковь на северной части стены. Поэтому, в отличие от обычной в христианских церквях ориентации на восток, здесь не менее значительна ось север-юг, обозначенная наличием входа на южной стороне фасада.

Иконостас

Огромное и важное сооружение представляет собой многоярусный резной иконостас 1860-х годов. Он сохраняет формы нарышкинского барокко, однако не достигает их. Убывающие колонки по ярусам, обвитые лозой, раскрепованые карнизы, наполненные узором фризы — это все богатые обрамления икон.

Более старые иконы находятся на нижних ярусах. «Покров Богоматери» из данного ряда — явный образец живописи ярославской школы второй половины 17 века. К произведениям этой же школы относится праздничный чин, написанный в начале 18 столетия.

Большая часть икон написана в 19 веке. Прекрасно видимые силуэты, размеренность, общее плавное движение к центру сообщают живописи иконостаса композиционное единство, поддерживают взаимодействие с архитектурными делениями, а сверкающий блеск позолоченной резьбы объединяется с золотыми фонами икон.

Читайте также:  Икона божией матери казанская высочиновская

Святыни храма

Образы Богоматери и Спасителя по сторонам Царских врат в алтарь вызывают недоумение — настолько непривычное облачение на святых.

Также имеются икона «Богоматерь Ильинская» и икона «Спас Вседержитель» (около 1706 г. Чернигов). Образы на иконах — произведения украинского барокко. Они помещены в иконостас в начале 18 века, когда ростовскими митрополитами были выходцы из Малороссии

Колокольня

В ансамбль Спасо-Преображенского собора входит отдельно стоящая колокольня, высота которой почти 40 метров. Отстроили это сооружение, состоящее из 3 подряд уменьшающихся восьмиугольников, в 1730 году.

Завершается колокольня золоченым куполом, а в центральном ее ярусе в 1984 году местными часовщиками были установлены часы с электронным механизмом, которые отмечают своим боем каждые 30 минут. Часовой механизм работал на колокольне и ранее — с 18 до конца 19 века.

Он законсервирован и хранится на ярусе колокольни и сейчас.

Престольные праздники

В храме проходят богослужения в честь нескольких праздников:

  1. Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (6 августа по старому стилю).
  2. Похвала Пресвятой Богородицы (суббота 5 седмицы Великого поста).
  3. Память святого благоверного князя Романа Угличского (3 февраля — кончина, 24 февраля по старому стилю — обретение мощей).

Как проходят богослужения

Сегодня тысячи людей ежедневно могут посещать святую обитель.

Расписание богослужений простое и краткое. Они проводятся каждое воскресенье.

Собор открыт для посещений с 8.00 до 21.00 для всех желающих, чье сердце открыто Богу. Также многие гости города посещают храм с туристической целью.

Как добраться до церкви

Добраться до Спасо-Преображенского собора в Угличе можно на автобусах №1, 1а, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 51, 62, 114, 117, 118, 118а. Рядом со святыней автовокзал, а также автобусные остановки: Успенская площадь, Ростовская улица.

Видео о храме

В данном видео мы можем увидеть каждый уголок храма и погрузиться в его историю.

А в этом видео можно услышать перезвон колоколов. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/spaso-preobrazhenskij-sobor-v-ugliche.html

Спасо-Преображенский собор в Угличе

Когда круизный теплоход подходит к Угличу — одному из старейших городов России, перед пассажирами во всей красе предстает прекрасный архитектурный ансамбль городского кремля. На высоком волжском берегу в окружении яркой зелени возвышаются два прекрасных храма: ярко-красная церковь Дмитрия на крови и кремово-желтый Спасо-Преображенский собор.

Главный храм Углича был построен в конце XV века князем Андреем Большим, родным братом московского царя Ивана III Великого. К концу XVII века постройка сильно обветшала, и ее пришлось разобрать. На освободившемся месте начала трудиться строительная артель во главе с мастером Григорием Федоровым.

К 1713 (по другим сведениям, к 1716) году был построен новый храм — объемное кубическое здание в стиле «нарышкинского барокко», с богатым внешним декором и 5-ю куполами, традиционно посвященными Христу и четырем евангелистам. Позже, в XIX веке, с южной стороны (т.е. со стороны города) к нему был пристроен колонный портик в классическом стиле.

И среди почитателей угличской архитектуры до сих пор идут споры: выиграл внешний вид собора от этого смешения стилей или проиграл?

Рядом с собором к 1730 году была построена трехярусная 40-метровая колокольня с золотой главой. Над звонницей были сооружены башенные часы, которые в неизменном виде просуществовали до своей замены в 1984 году. Во время последней старый механизм был оставлен на месте как музейный экспонат.

Главное, чем выделяется Спасо-Преображенский собор — это его внутренний декор. Прежде всего, следует сказать, что собор был построен без опорных колонн, поэтому он изнутри кажется даже больше, чем снаружи.

Роспись собора была выполнена к 1811 году артелью во главе с мастером Тимофеем Медведевым, крепостным крестьянином князя Голицына. 59 фресок замечательны тем, что составлены не по традиционным православным канонам, а скопированы с картин эпохи Возрождения, посвященным сюжетам Нового завета.

Например, главная композиция «Преображение» — увеличенная копия ватиканской росписи Рафаэля, с несколько измененной цветовой гаммой.

Важно

Многоярусный иконостас собора, в современном виде сооруженный к 1860 г., отличается богатством своего убранства: иконы здесь выставлены в рамах из золоченого дерева. Старейший среди образов — икона Покрова ярославской школы — датируется XV веком. Согласно легенде, эта икона приплыла в Углич по Волге.

Есть тут несколько икон XVII века: «Преображение Господне» костромской школы, две иконы с украинскими образами.

Считается, что последние сделаны по заказу митрополита Дмитрия Ростовского (Даниила Туптало), выходца из недавно присоединенной славянской земли и составителя многотомного собрания житий святых (причислен к лику святых в 1757 году).

С 1929 года собор перестал быть культовым сооружением, и здесь (наряду с другими зданиями кремля) разместился Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей. С 1985 до 2009 гг.

здесь находилась экспозиция древнерусского искусства, частью которой был сохранившийся соборный интерьер.

В настоящее время музей здесь продолжает свою работу, и его посещение входит в обязательную программу для всех гостей города Углича.

Источник: http://www.vmurzaev.ru/content/spaso-preobrazhenskiy-sobor-v-ugliche

Спасо-Преображенский собор в Угличе

адрес: Ярославская область, г. Углич, Кремль, 5.

Спасо-Преображенского собор в Угличе. Сегодня, на самом берегу Волги возвышается величественное каменное здание Спасо-Преображенского собора.

Когда-то, на рубеже X-XI веков, ростовский князь Борис Владимирович, впоследствии признанный святым, возвел в подвластном ему Угличе деревянный собор Царя Константина и матери его Елены с приделом Похвалы Богородицы. Этот храм стал одним из первых христианских храмов северо-восточной Руси.

Затем, в первой половине XIII века при князе Владимире Константиновиче рядом с прежней церковью был построен новый, тоже деревянный, Спасо-Преображенский собор, который и становится навсегда главным храмом не только Кремля, но и всего Углича, а Константиноеленинская церковь еще долгое время числится приписной при нем.

Первое каменное здание Спасо-Преображенский собора было возведено при князе Андрее Васильевиче Большом в 1485-1487 годах. Он представлял собой высокий четырехстолпный храм, увенчанный одной главкой. С трех сторон он был окружен галереей, интерьер украшала роспись.

Совет

В конце 1591 году в Спасо-Преображенском соборе был похоронен «невинно убиенный» тринадцатилетний царевич Димитрий, погибший тут же, на угличском княжеском дворе кремля. В 1606 году его останки были перевезены в Москву.

А уже в 1611 году собор, как и весь Углич, пострадал от польско-литовскимх захватчиков: он был разграблен и сожжен. После ухода врага, жители города восстановили собор прежде всех остальных угличских храмов. Его вновь украсили росписями и иконами. Однако, пожар нанес слишком большой ущерб стенам храма.

В последующие сто лет он сильно обветшал и в конце 17 века угличане обращаются к Петру I с просьбой разрешить построить новый собор.

Разрешение было дано и в период 1700-1706 г.г. было построено новое здание Спасо-Преображенского собора. Новый храм отражал черты своего времени — это был стиль, использующий образцы западного храмостроительства и, в то же время, опирающийся на традиции русского зодчества, так называемый стиль «нарышкинского барокко».

В плане он представляет собой просторный двухъярусный четверик, покрытый четырехскатной крышей и увенчанный пятью главками на высоких барабанах. Фасады храма разделены лопатками на три части, украшены кокошниками, классическими колоннами, карнизом, изящными наличниками окон.

С восточной стороны к фасаду примыкает трехаспидная алтарная часть, с северной — Похвальский придел, с западной — паперть. С южной стороны расположен основной вход, украшенный резным белокаменным порталом.

Придел, паперть и южный портал были построены в 30-х годах XIX века в стиле классицизма.

Внутренний интерьер храма великолепен. Это обширный бесстолпный зал, перекрытый сводом. Ширина составляет 14, а высота — 17 метров. Для того времени это было большим инженерным достижением. Известно, что просторный храм очень понравился Екатерине Второй, посетившей Углич в 1767 году.

Роспись, которую сегодня можно увидеть, более новая и принадлежит мастерам артели живописца Тимофея Алексеевича Медведева (XIX век). Она искусно выполнена в классической манере и является копиями с картин итальянских художников Г. Рени, Гверчино и Доминикано на евангельские сюжеты.

На северной стене главная композиция «Преображение». Это копия с известной одноименной Рафаэля. С боков она дополнена монументальными написанными колоннами. Другие сюжеты посвящены различным библейским темам, в основном, земной жизни Христа. Впечатляюще выглядит и иконостас 1853 года, украшенный резьбой, многочисленными колоннами, увитыми цветами и виноградными лозами.

Обратите внимание

В советский период, начиная с 1929 года, собор был закрыт для богослужений и действовал как музейное помещение, где организовывались различные выставки. На протяжении долгого времени здесь располагалась экспозиция древнерусского искусства.

Читайте также:  Иерусалимская православная церковь

Сохранившийся интерьер храма также был доступен для осмотра. С 1990-х гг.

вновь стали проводиться церковные службы, а в 2009 году храм был возвращен Русской Православной Церкви, но по-прежнему сотрудники Угличского музея могут провести экскурсию для всех желающих.

Источник: http://www.russian-travels.ru/?p=624

Архивы тега: Спасо-Преображенский собор

8 января 2019 года епископ Переславский и Угличский Феоктист впервые посетил Угличскую землю в качестве правящего архиерея. В этот день в Спасо-Преображенском соборе Угличского кремля была совершена Великая вечерня.

При входе в собор владыку встречали и.о. благочинного Угличского округа, благочинный Ильинского округа — протоиерей Иоанн Гощук, ключарь Спасо-Преображенского собора -диакон Антоний Зверков, первый заместитель Главы Угличского муниципального района Кусакина Юлия Николаевна.

Правящему Владыке сослужили: благочинный монастырей Переславской епархии игумен Димитрий (Горбатюк), благочинный храмов Мышкинского муниципального округа протоиерей Александр Иванов, благочинный храмов Борисоглебского округа протоиерей Игорь Юрков, благочинный Большесельского округа протоиерей Сергий Сабадаш и сонм клириков указанных благочиний.

Церковные молитвословия и песнопения исполнял хор Спасо-Преображенского собора, под управлением регента Пучковой Ксении Вячеславовны.

По окончанию богослужения владыка произнёс приветственное слово. Он поздравил  присутствующих клириков и мирян с праздником Рождества Христова и обратил внимание на необходимость иметь большое желание и нужду в  живом общении с Господом нашим Иисусом Христом.

В заключение каждый в храме получил небольшой вкусный подарок к святому празднику Рождества Христова.

Пресс-служба Угличского благочиния/Пресс-служба Переславской епархии

14 октября 2018 года в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском соборе г. Углича была совершена Божественная литургия, которую возглавил епископ Переславский и Угличский Феодор. По завершении Литургии был совершен Покровский Паисиевский крестный ход.

Важно

В солнечный и тёплый осенний день в Крестном ходе, возглавляемом епископом Переславским и Угличским Феодором, приняли участие клирики Переславской епархии, и множество жителей Углича, а также паломники из Ярославля, Ростова Великого и Переславля-Залесского, которые прошли около 8 километров, отделяющих Углич от села Покровские Горки.

По пути Крестного хода было совершено заупокойное поминовение массовых жертв, произошедших в результате строительства Угличской ГЭС и гонения на Церковь.

В селе Покровские Горки был отслужен молебен у поклонного креста в районе приблизительного места затопления древнего Покровского Свято-Паисиева монастыря после чего всех желающих ждала праздничная трапеза.

Пресс-служба Угличского благочиния.

14 октября 2018 года, в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском соборе г. Углича была совершена Божественная литургия, которую возглавил епископ Переславский и Угличский Феодор.

По завершении Литургии был совершен Покровский Паисиевский крестный ход.

Покров Пресвятой Богородицы

«Дева днесь предстоит в Церкви, и с лики святых невидимо за ны молится Богу: ангели со архиереи покланяются, апостоли же со пророки ликовствуют: нас бо ради молит Богородица Превечнаго Бога».

Чудное явление Матери Божией произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернской церкви, где хранилась риза Богоматери, Ее головной покров (мафорий) и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.

В воскресный день, 1 октября, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой Андрей, Христа ради юродивый (память 2 октября), в четвертом часу ночи, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Владычицу нашу Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную Ангелами и сонмом святых.

Святой Креститель Господень Иоанн и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.

Преклонив колена, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала Свою молитву, закончив которую, Она сняла со Своей головы покрывало и распростерла его над молящимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых.

Совет

Пресвятая Владычица сияла небесной славой, а покров в руках Ее блистал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом созерцал дивное видение и спросил стоявшего рядом с ним своего ученика, блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святый отче, и ужасаюсь».

Преблагословенная Богородица просила Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя и прибегающих к Ее заступлению. «Царю Небесный, — глаголаше в молитве на воздусе со Ангелы стоящая Всенепорочная Царица, — приими всякаго человека, молящегося к Тебе и призывающего Имя Мое на помощь, да не отыдет от Лика Моего тощ и неуслышан».

Святые Андрей и Епифаний, удостоившиеся созерцать молящуюся Богоматерь, «долгое время смотрели на распростертое над народом покрывало и на блиставшую наподобие молнии славу Господню; доколе была там Пресвятая Богородица, видимо было и покрывало; по отшествии же Ее, сделалось и оно невидимым, но, взяв его с Собою, Она оставила благодать, бывшую там». Во Влахернской церкви сохранилась память о дивном явлении Богоматери. В XIV веке русский паломник дьяк Александр видел в церкви икону молящейся за мир Пресвятой Богородицы, написанную так, как Ее созерцал святой Андрей. Но Греческая Церковь не знает этого праздника.

В русском Прологе ХII века содержится запись об установлении особого праздника в честь этого события: «Се убо, егда слышах — помышлях; како страшное и милосердное видение и паче надеяния и заступления нашего, бысть без празднества… восхотех, да не без праздника останет Святый Покров Твой, Преблагая».

В праздничном Богослужении Покрову Божией Матери Русская Церковь воспевает: «С чинми Ангел, Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики и со архиереи за ны грешныя Богу помолися, Твоего Покрова праздник в Российстей земли прославльшыя».

Следует добавить, что и святой Андрей, созерцавший дивное видение, был славянин, в молодых годах попавший в плен и проданный в Константинополе в рабство местному жителю Феогносту. В России храмы в честь Покрова Божией Матери появились в XII веке.

Всемирно известный по своим архитектурным достоинствам храм Покрова на Нерли был построен в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским. Заботами этого святого князя и был установлен в Русской Церкви около 1164 года праздник Покрова Божией Матери.

В Новгороде в XII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зворинский монастырь); в Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божией Матери у храма Святой Троицы (известный как храм Василия Блаженного).

Обратите внимание

В праздник Покрова Пресвятой Богородицы мы испрашиваем у Царицы Небесной защиты и помощи: «Помяни нас во Твоих молитвах, Госпоже Дево Богородице, да не погибнем за умножение грехов наших, покрый нас от всякаго зла и лютых напастей; на Тя бо уповаем и, Твоего Покрова праздник чествующе, Тя величаем».

Источник: Православие.ru

Пресс-служба Угличского благочиния

ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ!

14 октября 2018 года в воскресенье в праздник Покрова Пресвятой Богородицы в Спасо-Преображенском соборе г.Углича будет совершаться Божественная литургия, которую возглавит епископ Переславский и Угличский Феодор. По завершении литургии будет совершен Покровский Паисиевский Крестный ход.

 План мероприятий:

09:00 – Встреча правящего архиерея и Божественная литургия в Спасо-Преображенском соборе г.Углича

12:00 – начало молебна перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы

12:30 – начало Крестного хода

15:00 – окончание Крестного хода и молебна в селе Покровские Горки Угличского муниципального р-на

В программе концерта:

  • Хор Возрождение Центра «Радость»
  • Детский хор «Радуга»
  • Вокально-хореографический ансамбль «Восход» Воскресной школы храма Святого князя Димитрия Донского в Северном Бутове
  • Вокальный ансамбль «Кантабиле»
  • Вокальный ансамбль «Кантабиле» ДМШ №2 г. Подольск
  • Народный коллектив Академический хор г. Ивантеевки МАУК «Центр Культуры и искусств им. Л.Н.Кекушева»
  • Хор «Радуница»
  • Хор «Кредо»
  • Галина Сливкина
  • Елена Никандрова
  • Ирина Комаровская
  • Александр Булгаков
  • Алексей Базанов
  • Майя Азбукина и Павел Щербаков

Начало в 20:00     Вход бесплатный

18 августа 2018 года в канун праздника Преображения Господня епископ Переславский и Угличский Феодор совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском кафедральном соборе Углича. 

Правящему архиерею сослужили: протоиерей Иоанн Гощук, протоиерей Борис Стародубов и другие клирики Переславской епархии.

За богослужением молились руководитель детского приюта при Алексеевском женском монастыре, монахиня Ольга (Сельская) с юными воспитанницами и многочисленные прихожане Спасо-Преображенского собора.

По окончании службы владыка произнес архипастырское слово, поздравив всех присутствующих с великим праздником Преображения Господня и преподав благословение.

Источник: http://uglich.blagochin.ru/tag/spaso-preobrazhenskij-sobor/

Ссылка на основную публикацию