Собор Святой Софии: невероятная история музея в Стамбуле
Собор Святой Софии – один из монументальных памятников истории, которому удалось выстоять до 21 века и при этом не потерять своего прежнего величия и энергетики, сложно поддающейся какому-либо описанию.
Некогда крупнейший храм в Византии, впоследствии преобразованный в мечеть, сегодня предстает перед нами в качестве самого оригинального музея Стамбула.
Это один из немногих комплексов в мире, где переплелись сразу две религии — ислам и христианство.
Часто собор именуют восьмым чудом света, и, безусловно, сегодня это один из самых посещаемых объектов города.
Памятник несет в себе огромную историческую ценность, поэтому он был внесен в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Как же так произошло, что в одном комплексе христианские мозаики соседствуют с арабской вязью? Об этом нам поведает невероятная история собора Святой Софии в Стамбуле.
Краткая история
Построить грандиозный храм Святой Софии и увековечить его во времени удалось не сразу. Первые две церкви, возведенные на месте современной святыни, простояли всего несколько десятков лет, и оба строения были уничтожены крупными пожарами.
Третий собор начали отстраивать в 6 веке при правлении византийского императора Юстиниана I. В строительстве сооружения было задействовано более 10 тысяч человек, что позволило возвести храм таких невероятных масштабов всего за пять лет.
Собор Святой Софии в Константинополе на протяжении целого тысячелетия оставался главной христианской церковью в Византийской империи.
В 1453 году султан Мехмед Завоеватель напал на столицу Византии и подчинил ее себе, но великий собор разрушать не стал. Османский владыка был настолько поражен красотой и масштабами базилики, что решил преобразовать ее в мечеть.
Так, к бывшей церкви были пристроены минареты, она получила новое название Айя Софья и на протяжении 500 лет служила османам главной городской мечетью.
Примечательно, что впоследствии османские архитекторы брали в качестве примера собор Святой Софии при возведении в Стамбуле таких именитых исламских храмов, как Сулеймание и Голубая мечеть. Детальное описание последней смотрите на этой странице.
После раскола Османской империи и прихода к власти Ататюрка в Айя Софье начинаются работы по восстановлению христианских мозаик и фресок, а в 1934 году ей присваивают статус музея и памятника византийской архитектуры, который становится символом сосуществования двух великих религий.
На протяжении последних двух десятков лет многие независимые организации Турции, занимающиеся вопросами исторического наследия, не раз подавали иск в суд о возвращении музею статуса мечети. Сегодня в стенах комплекса запрещено проводить мусульманские богослужения, и многие верующие видят в таком решении ущемление свободы вероисповедания.
Тем не менее турецкий суд остается неумолимым в своих вердиктах и продолжает отклонять подобные иски.
Источник: https://kuku.travel/country/turciya/goroda-i-kurorty-turciya/stambul/sobor-svyatoj-sofii-neveroyatnaya-istoriya-muzeya-v-stambule/
Айя-София, Стамбул — собор Святой Софии: история, описание
Айя-София – святыня двух мировых религий и одно из великолепнейших сооружений на нашей планете. На протяжении пятнадцати столетий Святая София была главным святилищем двух великих империй – Византийской и Османской, пережив непростые повороты их истории. Получив в 1935 году статус музея, она стала символом новой Турции, вставшей на светский путь развития.
История создания Айя-Софии
В IV веке н. э. великий император Константин построил христианскую базилику на месте рыночной площади. Спустя несколько лет это здание было уничтожено огнем. На месте пожарища возвели вторую базилику, которую постигла та же участь. В 532 году император Юстиниан начал строительство великого храма, равных которому не знало человечество, чтобы прославить на веки имя Господне.
Лучшие архитекторы того времени руководили десятью тысячами рабочих. Мрамор, золото, слоновая кость для отделки собора Святой Софии привозились со всех концов империи. Строительство было закончено в невиданно короткие сроки, и через пять лет, в 537 году здание было освящено константинопольским патриархом.
Впоследствии Айя-София несколько раз страдала от землетрясений – первое случилось вскоре после окончания строительства и принесло серьезные разрушения. В 989 году землетрясение привело к обрушению купола собора, который вскоре был восстановлен.
Мечеть двух религий
Более 900 лет собор Святой Софии был главной христианской церковью Византийской империи. Именно здесь в 1054 году произошли события, расколовшие церковь на православную и католическую.
С 1209 по 1261 годы главная святыня православных христиан находилась во власти католиков-крестоносцев, которые разграбили ее и вывезли в Италию многие хранившиеся здесь реликвии.
28 мая 1453 года здесь прошло последнее христианское богослужение в истории собора Святой Софии, а на следующий день Константинополь пал под ударами войск султана Мехмеда II, и храм был обращен по его приказу в мечеть.
И только в XX веке, когда решением Ататюрка Айя-София была преобразована в музей, равновесие было восстановлено.
Святая София – уникальное религиозное сооружение, в котором фрески с изображением христианских святых соседствуют с начертанными на больших черных кругах сурами из Корана, а минареты окружают здание, построенное в стиле, типичном для византийских церквей.
Архитектура и внутреннее убранство
Ни одно фото не способно передать величие и строгую красоту Айя-Софии. Но нынешнее здание отличается от первоначальной постройки: не раз перестраивался купол, а в мусульманский период к основному зданию было пристроено несколько строений и четыре минарета.
Первозданный вид храма полностью отвечал канонам византийского стиля. Внутри храм поражает размерами больше, чем снаружи. Массивная купольная система состоит из большого купола, достигающего более 55 метров в высоту, и нескольких полусферических перекрытий. Боковые нефы отделены от центрального малахитовыми и порфировыми колоннами, вывезенными из языческих храмов античных городов.
От византийского убранства до наших дней дошло несколько фресок и изумительных мозаик. В годы, когда здесь располагалась мечеть, стены были замазаны штукатуркой, и ее толстый слой сохранил эти шедевры до наших дней.
Глядя на них, можно представить, каким великолепием отличалось убранство в лучшие времена. К изменениям османского периода, не считая минаретов, относятся михраб, мраморный минбар и богато декорированная ложа султана.
Интересные факты
- Вопреки распространенному мнению, храм назван не в честь Святой Софии, а посвящен Премудрости божьей («софия» означает по-гречески «мудрость»).
- На территории Айя-Софии расположено несколько мавзолеев султанов и их жен. Среди тех, кто похоронен в усыпальницах, немало и детей, ставших жертвами жестокой борьбы за престолонаследие, обычной для тех времен.
- Считается, что Туринская плащаница хранилась в Софийском соборе до разграбления храма в XIII веке.
Полезная информация: как попасть в музей
Айя-София расположена в старейшем районе Стамбула, где находится много исторических мест – Голубая мечеть, Цистерна, Топкапы. Это самое значительное здание города, и не только коренные стамбульцы, но и любой турист расскажет, как пройти к музею. Можно доехать общественным транспортом на трамвайной линии Т1 (остановка Султанахмет).
Музей работает с 9:00 до 19:00, а в период с 25 октября по 14 апреля – до 17:00. Понедельник – выходной. В кассе всегда большая очередь, поэтому приходить нужно заранее, особенно в вечерние часы: продажу билетов прекращают за час до закрытия. Можно купить электронный билет на официальном сайте Айя-Софии. Вход стоит 40 лир.
Источник: https://www.miroworld.ru/ajya-sofiya-sobor-svyatoj-sofii/
Святая София в Стамбуле
Собор Святой Софии в Стамбуле, пожалуй, одна из самых знаменитых достопримечательностей города.
За свою более чем полутора тысячи летнюю историю, она была патриаршим православным собором, мечетью, а сейчас это известный на весь мир музей.
Именно с этим зданием, зачастую, ассоциируется словосочетание «христианский Стамбул». В этой статье вы узнаете все об этой достопримечательности и увидите красивые фото Святой Софии.
Собор Святой Софии – одна из самых знаменитых достопримечательностей Стамбула
Святая София в Стамбуле – названия
Изначальное название: Собор Святой Софии – Премудрости Божией. Кроме того, в различных источниках вы можете встретить следующие названия:
- Святая София Константинопольская;
- Айя-Софья;
- Ayasofya müzesi (турецкий вариант);
- Софийский собор в Стамбуле и другие.
Официальное название достопримечательности сейчас – Музей Айя-Софья (Ayasofya Müzesi).
История строительства собора Святой Софии в Стамбуле
Первые упоминания о храме Святой Софии в Стамбуле датируются 320-330 годами нашей эры. В то время Византией правил император Константин. Именно во время его правления на площади Августеон недалеко от императорского дворца был заложен храм во имя Святой Софии. Не раз храм горел в пожарах (404 и 415 годы нашей эры), был практически уничтожен и восстанавливался.
При императоре Феодосии была выстроена новая базилика, сгоревшая в 532 году (остатки этой постройки были найдены в 1936 году во время реконструкции музейного комплекса).
По дошедшим до нас свидетельствам, эти храмы были визуально похожи на дошедшую до нас в практически первозданном виде церковь Святой Ирины (Aya İrini), находящуюся неподалеку в саду дворца Топкапы (Topkapı Sarayı).
Одна из хорошо сохранившихся фресок византийского периода в храме Святой Софии в Стамбуле
Император Юстиниан I повелел построить на месте сгоревшей базилики собор, который должен был стать самым большим и богатым храмом того времени и олицетворить тем самым могущество Византийской империи.
Для строительства новой церкви Святой Софии были привлечены 10.
000 рабочих, которыми руководили выдающиеся архитекторы того времени, проявивших себя при строительстве церкви святых Сергия и Вакха известной также как Кючук Айя-Софья (Küçük Ayasofya) Исидор Милетский и Анфимий Тралльский.
Строился храм из лучшего по меркам того времени материала – мрамора, который привозили из всех концов Византийской империи. Кроме него, для строительства и украшения собора были использованы элементы древних построек, таких как колонны из храма солнца в Риме и удивительные зеленые колонны из Эфеса.
При строительстве использовали золото, серебро, слоновую кость и другие дорогие материалы — для придания храму Святой Софии в Стамбуле небывалой роскоши, которая должна была подчеркнуть статус Византийской империи.
Для строительства потребовалось три (!) годовых бюджета самого богатого в мире на тот момент государства.
Именно из-за сверхъестественной роскоши собора Святой Софии, в народе появились много легенд, в том числе и об участии небесных покровителей в строительстве храма. По одной из легенд, император Юстиниан I во время торжественного открытия и освящения храма константинопольским патриархом Мина 27 декабря 537 года, произнес следующие слова: «Соломон, я превзошел тебя!».
Именно так, без минаретов и пристроек должен был выглядеть собор Святой Софии в Константинополе во времена Византии
Собор Святой Софии в Стамбуле – византийский период
Собор Святой Софии в Константинополе был, самым богатым храмом того времени в мире. Для содержания огромного штата священнослужителей и персонала в 600 (!) человек из казны выделялись значительные средства, также специальным налогом облагались ремесленники города, часть дохода которых шла на нужды храма.
Храм страдал от ряда землетрясений, наиболее сильным из которых было землетрясение 989 года, после которого собор восстанавливал армянский архитектор Трдат, несколько изменив его внешний вид.
Именно в Софийском Соборе в Константинополе в 1054 году, 16 июля произошло официальное разделение Православной и Католической церквей. Во время богослужения константинопольскому патриарху Михаилу Курулларию кардинал Гумберт – официальный представитель папы римского вручил отлучительную грамоту.
В 1204 году Константинополь был разграблен крестоносцами. Пострадал и собор Святой Софии. Например, одна из самых значимых реликвий христианства – плащаница Христа (Туринская плащаница) была вывезена Европу.
Храм Святой Софии в византийский период в разрезе
Собор Святой Софии в Стамбуле – османский период
После завоевания Константинополя 29 мая 1453 году османами уже на следующий день 30 мая султан Мехмед II (Fatih) вошел в двери храма Святой Софии и провозгласил его мечетью Айя-Софья. По его приказу к зданию были пристроены четыре минарета.
В связи с тем, что храм был построен в христианской традиции и был обращен алтарем на восток, архитекторам султана пришлось постараться и перенести михраб в юго-восточный угол, для того чтобы ориентировать его на Мекку, как это предписывают мусульманские каноны храмового зодчества.
На византийские фрески была нанесена штукатурка, именно по этой причине часть из них сохранилась до наших дней.
До середины XIX века значительных реставрационных работ не проводили, ограничившись лишь укреплением стен посредством пристройки к ним контрфорсов. Благодаря им и минаретам современный вид собора Святой Софии в Стамбуле отличается от того каким он был в византийский период.
Реставрация мечети Айя-Софья прошла в 1847 году при султане Абдул-Меджиде I под руководством архитекторов Гаспара и Джузеппе Фоссати.
В 1453 году после завоевания Константинополя османами, собор Святой Софии был превращен в мечеть
Собор Святой Софии в Стамбуле – период Турецкой республики
После установления в Турции Республики, в силу отделения религии от государства мечеть Айя-Софья была закрыта в 1935 году, а в ее здании был открыт музей, который рассказывает как о византийско-христианском, так и о османско-мусульманском прошлом храма. Были сохранены как элементы мусульманского декора, так и освобождены из под штукатурки византийские фрески.
В конце XX – начале XXIвека активизировались выступления различных политиков и общественных деятелей, которые призывали к закрытию музея и восстановлению «исторической справедливости» и открытию на территории собора Святой Софии действующей православной церкви (с одной стороны) или мечети (с другой). Они находили и продолжают находить как противников, так и союзников из числа чиновников, политиков и населения Стамбула. На данный момент музей является одним из самых посещаемых достопримечательностей Стамбула и приносит значительный доход в муниципальный бюджет.
В наши дни в Святой Софии – музей, хотя споры о возвращении ему статуса церкви или мечети не утихают
Святая София в Стамбуле – архитектура и мозаики
Во-первых, интерес для туристов представляет само здание храма Святой Софии в Стамбуле. Даже по современным меркам оно огромно (75 на 68 метров). Огромный купол храма не имел аналогов в свое время, его диаметр составляет 31 (!) метр, высота 51 метр (!) от пола.
Многие архитектурные и технические решения, впервые примененные при строительстве храма Святой Софии в Константинополе, были в дальнейшем использованы в мировой архитектуре.
Мозаики собора Святой Софии в Константинополе можно условно поделить на 3 исторических периода: середина IX века, конец IX – начало X века и конец X века.
Самыми древними и хорошо сохранившимися являются мозаики Богородицы, держащей на руках младенца и Архангела Гавриила.
Из более поздних, можно отметить мозаику Иисуса Христа, сидящего на престоле с Евангелием. Наиболее хорошо из сохранившихся мозаик позднего периода можно отметить изображающую Богородицу с младенцем на троне мозаику, в сюжете которой в дар ей преподносится сам собор и город Константинополь.
Мозаика со стен собора Святой Софии в Стамбуле, Иисус на троне
Достопримечательности собора Святой Софии в Константинополе
Омфалион – место традиционной коронации византийских императоров представляет из себя специальные декорированные мраморные окружности на полу собора;
Плачущая колонна – это особая колонна, покрытая медью в которой находится небольшое отверстие на уровне человеческого роста. По легенде, если положить палец в отверстие и загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Знаменитое «холодное окно» — еще одно удивительное место в храме Святой Софии. В любой, даже самый жаркий и безветренный день из него дует прохладный ветерок.
Современный интерьер музея Святой Софии в Стамбуле
Среди исламских достопримечательностей мечети Айя-Софья в Стамбуле, можно отметить хорошо сохранившиеся алтарь и михраб, который расположен в одной из апсид храма а также, мраморный резной минбар, построенный в XVI веке при султане Мураде III.
Также можно увидеть ложу султана, в которой он находился во время богослужений со своими сыновьями и приближенными, в то время, как женщины находились в другой, специально отведенной для этих целей ложе.
Интересно увидеть отдельную ложу для муэдзина, которая обращена к Мекке, гробницы османских султанов, здание начальной школы, фонтан, библиотеку и социальный центр для бедняков, построенные султаном Махмудом I в 1740-е годы.
Важным элементом оформления мечети Айя-Софья в Стамбуле были огромные настенные пано, выполненные в традициях османской каллиграфии. Также неповторимой красотой выделяются орнаменты, выполненные в традиционном османском стиле во время одной из реконструкций храма.
Огромные мраморные сосуды для жидкостей выполнены из цельных кусков мрамора (предположительно в III веке до нашей эры) и привезены в Айя-Софью султаном Мурадом III.
Собор Святой Софии в Стамбуле с высоты птичьего полета
Кроме того, можно увидеть рунические письмена, которые датируются IX веком и принадлежат, предположительно, воинам личной гвардии византийского императора, происходившим родом из северной Европы.
Во дворе музея вы можете увидеть богатую коллекцию ископаемых артефактов различных эпох, которые были обнаружены во время многочисленных реконструкций собора.
Музей Святая София в Стамбуле также обладает богатой коллекцией икон и предметов византийского периода и различных культовых предметов османского периода.
Стоит отметить, что в музее Айя-Софья постоянно проводятся различные тематические выставки, посвященные культуре, религии и искусству.
Мечеть Айя-Софья в османский период (рисунок)
Полезная информация о музее Святой Софии в Стамбуле
Режим работы музея Святая София в Стамбуле: ежедневно, кроме понедельников с 9:00 до 19:00 в летний период (15 апреля – 01 октября) и с 9:00 до 17:00 в зимний период (с 01 октября по 15 апреля).
Окончание продажи билетов и последний заход в музей: в 18:00 летом и в 16:00 зимой. Читайте также подробную статью о времени в Стамбуле на нашем сайте.
Также, точное стамбульское время вы всегда можете увидеть внизу нашего сайта на любой из страниц.
Стоимость посещения музея Святая София в Стамбуле: 30 турецких лир, для детей до 12 лет вход бесплатный (актуальный курс лиры к основным валютам смотрите в нижней части любой из страниц сайта).
Внимание! Музей Святая София в Стамбуле не работает во время священного месяца Рамадан. Информацию о датах праздника Рамадан вы можете получить в афише Стамбула
Сайт музея Святая София в Стамбуле: http://ayasofyamuzesi.gov.tr
Адрес музея Святая София в Стамбуле: Hagia Sophia Square, Sultanahmet Fatih/İstanbul
Узнать, как добраться и как найти собор Святой Софии вы можете на нашей карте достопримечательностей Стамбула.
Собор Святой Софии в Стамбуле на закате дня
Источник: http://istanbulexpert.ru/svyataya-sofiya-ajya-sofya-stambul.html
Софийский собор в Стамбуле: многолетнее прошлое и красота исполнения
Софийский собор в Стамбуле является одним из узнаваемых символов города и ежегодно привлекает тысячи туристов.
У собора интересная и длинная история: за полторы тысячи лет он был христианским храмом и мечетью, а в настоящее время является музеем с уникальными экспонатами и представляет собой памятник архитектуры.
Посещение собора Святой Софии в Стамбуле
Адрес, по которому находится Собор: площадь Айя София, квартал Султанахмет, район Фатих, Стамбул, Турция (Ayasofya Square, Sultanahmet Fatih/İSTANBUL). Добраться до него можно на трамвае, курсирующем по маршруту «Эминеню-Зейтинбурну», а также на любом автобусе, который идет из районов Беязит или Эминеню в сторону Султанахмета.
В первом случае часы работы – 09:00–17:00, во втором 09:00–19:00. Каждый понедельник, а также в первые дни Рамадана в музее выходные, в день праздника Курбан-Байрам Айя София открыта с 13 часов.
к содержанию ↑
История создания
История этой церкви начинается примерно в 320-330 годах нашей эры, во времена правления императора Константина. Тогда это был христианский храм, который за последующие два века несколько раз перестраивался, хотя остатки самого первого комплекса частично сохранились и сегодня.
к содержанию ↑
Возведение первого храма
Заложенный в начале IV века храм получил имя мученицы Святой Софии, а чуть меньше века спустя (в 404 и 415 годах) он два раза почти полностью сгорал в пожарах, но каждый раз восстанавливался. Возведенная на этом месте после второго пожара христианская базилика тоже простояла около века, а в 532 году также была уничтожена огнем.
После этого по велению императора Юстиниана I началась грандиозная стройка нового собора. В работе участвовали более 10000 рабочих, а в качестве материала использовался мрамор, слоновая кость, золото, серебро и другие самые дорогие материалы, которые только можно было найти в империи.
к содержанию ↑
Строительство мечети
29 мая 1453 года османский султан Мехмед II официально провозгласил храм мечетью Айя София. В этом же году началась постройка четырех минаретов вокруг собора, дополнительно была проведена перепланировка: изначально алтарь собора был обращен на восток, теперь же потребовалось его убрать и перенести михраб в юго-восточный угол храма.
Интересно, что фрески с изображением христианских сюжетов не были уничтожены мусульманами и даже остались в храме, хотя и были заштукатурены.
к содержанию ↑
Появление музея
Мечеть выполняла свои функции вплоть до 1935 года, затем в силу отделения религии от государства в Турции храм упразднили, отдав его здание под музей. В это же время была проведена реставрация интерьера, в том числе – с фресок была удалена штукатурка, а все элементы декора (как мусульманские, так и оставшиеся со времен Византийской Империи) также были реставрированы.
Несмотря на то, что сегодня Софийский Собор является одной из главных и посещаемых достопримечательностей страны и столицы, принося в городскую казну хорошие деньги, с начала XXI века наблюдается активное выступление стамбульских общественных деятелей и даже некоторых политиков в пользу того, чтобы музей был закрыт а собор вновь стал храмом.
к содержанию ↑
Интерьер Айя Софии — фото
Собор считается самым большим храмом, построенным за последние несколько тысяч лет (если не считать несколько греческих храмов, от которых сегодня остались лишь руины). Но привлекает туристов Айя София не этими масштабами, а уникальным оформлением и богатой отделкой как снаружи, так и внутри.
к содержанию ↑
Наружное оформление
Параметры собора можно описать следующим образом:
- длина – 100 метров;
- ширина – 69,5 метров;
- высота купола – 55,6 метров от уровня земли;
- радиус купола – 31 метр.
Помимо мрамора, который был основным строительным материалом, строители собора также использовали специальные кирпичи, изготовленные из глины и песка, привезенные из Греции с острова Родос.
При своей легкости эти кирпичи отличаются высокой прочностью, поэтому за семнадцать столетий церковь не дала усадку.
С архитектурной точки зрения собор представляет собой прямоугольную базилику классического типа.
Под основной, наземной частью сооружения, имеется подземная часть, которая по большей части затоплена грунтовыми водами. Несмотря на это во время реставрации удалось провести частичное исследование подземных помещений. В некоторых из них были найдены драгоценности и человеческие останки, которые предположительно принадлежат уже мусульманским знатным жителям Стамбула.
Также был обнаружен подземный ход, который ведет до подземной части другой местной достопримечательности – дворца Топкапы.
Частные спонсоры еще в 2010 году дали свое согласие профинансировать работу по откачке воды, но несмотря на официальное согласие на это властей, пока этот проект не реализован.
к содержанию ↑
Внутренне убранство
В интерьере собора нет ни одной стены, которую не украшала бы мозаика из стекла, терракота, серебро или золото. Также здесь можно увидеть множество фресок, некоторые из которых сохранились лишь частично, но большинство уцелело благодаря османской штукатурке, которой они были в свое время покрыты.
По правой стороне от входа есть участок пола, покрытый разноцветным каменным орнаментом. Именно здесь когда-то проводился ритуал коронации императоров Рима. Внутри собора по периметру нижней галереи стоят 104 колонны, в верхней галерее их 64 – эти колонны изготавливались из мрамора в Риме и транспортировались в Стамбул по морю.
Михрабы (специальные возвышения, выполняющие в мечетях те же функции, что и алтари в церквях) были установлены здесь в XVI веке, но при этом органично вписываются в общую картину и выглядят такими же древними, как и другие элементы. Это касается и сорока светильников, которые находятся в специальных нишах купола – они появились здесь в первой половине XVI века. До того момента помещение освещалось обычными свечами.
к содержанию ↑
Мозаики
Мозаики являются ценнейшими объектами в соборе.
- Особую историческую ценность представляет мозаичное изображение Божьей Матери.
- Другой примечательной мозаикой является мозаика входного помещения, которая изображает сидящего на престоле Христа с Евангелием в руках. Это украшение появилось в IX веке, в период правления императора Льва VI.
- Один из столбов северо-западной галереи украшен мозаикой с изображением другого императора – Александра. Эту мозаику обнаружили случайно и относительно недавно, когда проводили реставрационные работы (это событие произошло в 1958 году).
- Над дверью, которая ведет в нарфик (входная пристройка храма), находится мозаичное изображение Богородицы на престоле. Она держит в руках младенца, а по левую и правую руку от нее стоят императоры Константин и Юстиниан.
к содержанию ↑
Ценные достопримечательности храма
В одной из колонн нижней галереи имеется ниша, в которой по легенде скрывался от османов один из священников, проводивший в 1453 последнюю христианскую литургию.
В одной из апсид (алтарное углубление) находится михраб, который был помещен сюда еще в XVI веке. Здесь же стоит минбар (трибуна, кафедра в мечетях), который появился в Айя Софии в то же время.
Выйдя во двор храма, можно увидеть экспозицию артефактов, элементов старинного декора и других предметов, которые обнаруживали исследователи во время реставраций и обследования подземной части собора.
к содержанию ↑
Другие храмы турецкой столицы
В Стамбуле есть еще два храма, которые уступают Айя Софии по роскоши интерьера и масштабности постройки, но туристам стоит посетить и эти достопримечательности, так как они имеют не меньшее культурное значение.
Православный храм Св. Ирины
Эта церковь составляет часть архитектурного ансамбля дворца Топкапы. Храм святой Ирины изначально был лишь небольшой базиликой, которую построили в IV веке немного раньше возведения Софийского собора.
Храм Святой Ирины печально знаменит тем, что в 346 году здесь столкнулись в схватке представители разных религиозных конфессий, в результате чего было убито около 3000 религиозных служителей и простых людей.
В настоящее время храм работает в качестве музея, а время от времени в его стенах устраиваются выставки и концерты.
к содержанию ↑
Церковь Святого Георгия
Церковь названа в честь Георгия Победоносца и была возведена в 1601 году. В то время район Фенер, где и возведена церковь, являлся единственным православным районом павшего в 1453 году Константинополя.
В 1614 году храм был частично реконструирован и расширен. В первой половине восемнадцатого века сильный пожар значительно повредил здание, но под покровительством Патриарха Иеремии III в 1720 году были проведены реконструкционные работы.
Эти восстановительные работы стали последними, и с тех пор архитектура церкви осталась в неизменном виде.
Смотрите увлекательное видео о соборе Святой Софии:
Источник: http://kudavtur.ru/strana/azia/turciya/sofijskij-sobor-v-stambule/
Собор Святой Софии Стамбул: все что следует знать перед визитом
Друзья, всем привет!
То что главная достопримечательность Стамбула с наружи похожа на турецкую баню не удивляет. Этой версии Собора Святой Софии (тезке Софиевского собора в Киеве) по меньшей мере 1500 лет.
А сколько за это время было обрушений главного купола и соседних меньшего размера во время землетрясений, повлекший за собой бесчисленное количество реставраций, не берется сосчитать даже Википедия.
Константинопольский храм по прямому назначению использовали, как христиане: православные и католики, так и мусульмане пристроив к нему минареты и замазав христианскую символику штукатуркой.
Ну, а чтобы вы просто так глазами внутри не хлопали и, не дай бог, за 15 минут его обежали и скрылись в клубе пыли в направление следующей достопримечательности Стамбула, я и расскажу о самых основных моментах истории, посещения и на что нужно обязательно обратить свой взгляд во время экскурсии.
Поехали!
Храм Святой Софии – чему учит нас история
Копание в прошлом, обычно, это мутное занятие. За 5 минут об истории создания какого-либо объекта можно прочитать в энциклопедии, но так ничего толком и не уяснить. А уж проследить мотивацию тех или иных исторических личностей – задача, без должного исследования, неподъемная.
Я не буду вдаваться в детали, а лишь набросаю контуры событий, чтобы вы понимали, что за чем и откуда ноги растут. Если вам нужны более откровенные пассажи, то этого добра полно в интернете, а также на лекциях «профессиональных» экскурсоводов в самом Соборе. На крайняк, можно взять аудиогид. Благо даже есть и на русском.
Итак, жил был царь и было у него два сына… Нет, так мы точно к обеду не закончим.
Кто за кем и историческая справедливость
Тот вид здания из красного кирпичика, которое мы видим сегодня было заложено византийским императором Юстинианом I, на месте 1-й версии собора от императора Константина, которая не пережила пожары и восстания.
https://www.youtube.com/watch?v=gTtE61Iy_xk
Вплоть до 1520 года – это было самое грандиозный собор до строительства Кафедрального собора в Севильи. На роль тех, кто отобрал пальму первенства, также претендуют Собор Святого Петра в Риме и Флорентийский собор.
Первый крупнейший разворот в истории собора произошел в 1204 году, когда на 55 лет православная святыня стала заложницей католицизма, благодаря стараниям участников Четвертого Крестового поход. Венецианский дож Энрико Дандоло, командовавший крестоносцами, был похоронен в восточном крыле собора. На сегодня от его могила осталась табличка. Сохранилось ли захоронение не известно.
Но 1261 год все расставил на свои места и церковь вновь отошла к ортодоксальным христианам до 1453 года, когда власть в свои руки в Константинополе на этот раз взяла уже Оттоманская империя.
Колокола сняли, алтарь и иконостас упразднили, останки и святые мощи удалили, а потолки побелили штукатуркой.
До 1616 года даты окончания постройки Голубой мечети Султана Ахмета (отдельная статья здесь), Собор Святой Софии был первой мечетью государства.
Действующей же она оставалась до 1931 года, когда по приказу Ататюрка была превращена в музей и после 4-х лет реставрации стала доступна для публичных посещений.
Пройдемте во внутрь
Итак, после вашего первого обманчивого впечатления о наружном дизайне собора, будьте готовы открыть рот, как только попадете во внутрь. Мое первоначальное впечатление было немного сглажено нагромождением лесов по левую руку, но тем не менее, зрелище захватывающее.
Ощущение такое, что попал в параллельную реальность, неземное творение космических инженеров или, по крайней мере, парящий купол нереальных размеров.
Сама обстановка, огромная сводчатая крыша, увенчанная по кругу десятками окон и массивные колоны на фоне невероятно красивого мраморного пола заставляют тебе на минут забыть о будничной суете, а также, хотя бы здесь, отключить действие земного притяжения, чтобы наконец испытать чувство полета!
К тому же, по историческим выкладкам, именно здесь происходила коронация византийских императоров, так что мест явно сохранило атмосферу помпезности и величия. Да и наличие практически в центре собора места именуемого «Пуп Земли» тоже обязывает к уважению.
Видеть всем, вне зависимости от возраста, размера заработной платы, личных убеждений и отношения к религии. Но для ощущения погружения просто необходимо, чтобы в соборе было как можно меньше людей. Это просто must be! Поэтому не поленитесь хотя бы сюда прийти пораньше.
Это в Голубую мечеть или дворец Топкапы можно втиснуться наравне с раззадоренной толпой, пахнущей шаурмой и непрестанно клацающими своими фотоаппаратами. Здесь в Соборе Святой Софии просто необходима интимность. Иначе ничего не будет. Сорри!
На что смотреть
Тут, конечно, я задам лишь ориентиры. Как поступать дальше дело ваше.
Возможно вы придете сюда с аудиогидом, экскурсоводом или в сопровождение со знакомыми турками, которые и будут вводить за нос вас в курс дела.
Но я бы рекомендовал подготовиться заранее и прийти в одиночестве, чтобы никто не зудил вам на ухо со своими: «…оттоманский архитектор Минамар Синах пристроил к собору… и т.д.».
Не тот случай.
На входе
Пропустив пятиминутное забвение, стоит перейти к деталям.
Первым делом обратите внимание на сам пол! Что это? Мраморная доска?
Такого великолепного качества работы даже не знаю, где и поискать. Я бы себе на дачу заказал.
Вторая деталь бросающаяся в глаза – это отделочные панели по сторонам. Обратите внимание на симметричный рисунок в виде раскрытой книги.
Экскурсоводы лепят доверчивым туристам, что вот такие плиты изготавливались вручную мастерами, которые умудрялись пилить мрамор ножовками по 3мм в день. Ну это также как и многотонные блоки рабы в набедренных повязках в команде с неунывающими буйволами затаскивали на неподъемные вершины.
Загадка?
Третий этап прозрения – это коринфские колоны. Как сообщают историки, они были завезены в Константинополь из Баальбека, Либана. Кстати, то еще место в плане изучения.
Материал просто бесподобный. С такой колонной хочется обняться пуще, чем жителям Сибири с березами.
Если я не ошибаюсь, то точно такая же колона – Колонна Константина, стоит на площади недалеко от Гранд Базара.
Нижняя галерея
Если задрать голову наверх, то можно увидеть остатки старинной росписи, а также архангела Михаила и Гавриила и Серафима вместе с ними на сводах купола.
Теперь пройдите чуть правее от входа и вы упретесь взглядом вот в такое чудо – урна духовного очищения. Примечательно то, что привезена она была из древнего города Пергамона, куда мы и отправились потом, после посещения Стамбула. Подробнее об этом чуде, читайте здесь.
Не знаю как в те времена можно было из мрамора изготовить такое чудо? Если вы скажите, что это все дело рук античного Кулибина с молотком и зубилом, то я отвечу «вы фсё врёте». Это работа наждаком как минимум (а они тогда были), а может и вообще токарное производство.
Кстати, в северо-западной части собора есть «Колона желаний». Там есть специальное отверстие для пальца, который нужно вставить и повернуть на 360 градусов. Если палец не отвалится, то будет вам счастье и здоровье))
Если вы закончили любоваться игрой света и красок, то можете пройти на второй этаж. Отсюда вид будет еще более захватывающий.
Верхняя галерея
На второй этаж ведет шикарная лестница. Здесь можно полюбоваться храмом в относительной тиши и сделать шикарные снимки.
Но всему мешают различные вопросы сыплющиеся на вас со всех сторон. Вот кто вообще смог изваять такие двери и как их сюда установили. Как вы думаете? Сколько они весят?
Кстати, вот и еще одна загадка с 1-го этажа. Обратите внимание на вот эти кованно-деревянные двери с мраморными косяками, которым уже 1500 лет. Вот чему бы надо поучиться сегодняшним строителям.
А вот и восстановленные фрески, демонстрирующие сюжеты священных писаний и их главных героев. Смотрится очень богато и торжественно.
Каждая деталь внутри храма будь-то колона, будь-то люстра или какой-либо узор, все выполнено с высочайшим профессионализмом и заслуживает, как минимум внимания, ну а как максимум обожествления.
На территории собора
После того как вы окажитесь на территории храма, я рекомендую сразу проходить во внутрь для ознакомления с основной программой посещения. Уже после визита вы можете прогуляться по внутренней территории и посмотреть еще кое-что.
Если обойти музей справа, то вы попадете в мавзолеи султанов. Честно говоря, о такой возможности я узнал уже позже, поэтому никаких данных предоставить не могу.
Также во внутреннем дворике есть несколько саркофагов, поваленных колон и некоторые фрагменты архитектурных строений. Обратите внимание на колоны, такое ощущение, что они просто собраны из пластов и склеены непонятным составом.
Также здесь есть кафе, туалет и сувенирный магазин. Кстати, цены в кафе при государственных музеях (которые вы будите посещать по Museum Pass Istanbul) идентичны. Вот расценки на напитки.
Где находится храм Святой Софии
Как и две другие основные достопримечательности Стамбула: Голубая мечеть и Дворец Топкапы, Собор расположен в центральной части старого города на площади Султанахмет.
Это что-то сродни Красной площади в Москве, поэтому добраться сюда вам поможет любой прохожий.
Для ориентации на местности я рекомендую статью «Районы Стамбула». Ну а если в двух словах, то вам нужен только трамвай Т1 и немного силы в ногах, чтобы перемещаться между всеми самыми популярными достопримечательностями Стамбула и вашим потенциальным местом проживания.
О транспорте Стамбула смотрите здесь.
Источник: http://samivkrym.ru/glavnyj-sobor-i-mechet-stambula-svyataya-sofiya.html
Собор Святой Софии в Стамбуле
- Обновлено: 08 декабря 2018
- на карте
Софийский собор (Айя-София, Собор святой Софии, Ayasofya, Hagia Sophia) находится в историческом центре Стамбула и является прекрасным образцом сочетания архитектуры и искусства, а также признанным мировым шедевром. Собор часто называют восьмым чудом света.
Читайте также: Самые популярные экскурсии в Стамбуле
Видео
Собор Святой Софии был построен в 537 году по указанию византийского императора Юстиниана. Являлся главной православной церковью всего христианского мира. После завоевания Константинополя турками по приказу Султана Мехмеда II храм преобразовали в мечеть Айя-София в 1453 году.
Колокола, алтарь, иконостас и остальные священные реликвии были вывезены за пределы храма, а мозаика и фрески, изображающие лики святых, тщательно замазаны. Вместо этого Софийский собор обрел михраб, минбар и четыре минарета и стал мусульманской мечетью. В этом виде храм просуществовал до 1931 года, а в 1935 году был преобразован в музей.
Посетить Собор Айя-София можно в ходе индивидуальной экскурсии по Стамбулу.
Музей Айя София – огромное величественное здание, сочетающее в себе элементы православной и мусульманской культуры. Главный вход – императорские ворота, по преданию, сделаны из остатков Ноева ковчега и были предназначены исключительно для императора.
Огромный купол символизирует небесный вход, многочисленные арочные окна обеспечивают хорошее освещение. Под куполом можно увидеть изображение Богоматери и Иисуса Христа.
Довольно необычно рядом с ними смотрятся огромные щиты с арабской вязью – с именами Аллаха, Муххамеда, его внуков и первых халифов.
Стоит обязательно подняться на хоры по пологому пандусу – во времена Юстиниана эта часть была исключительно женской, и посмотреть древнюю мозаику, украшающую стены.
Кроме того, мечеть интересна 107 колоннами из цветного мрамора, собранных со всей византийской империи, уникальной библиотекой и «холодным окном», где даже в самую жаркую погоду дует прохладный ветерок.
В одной из колонн, где по преданию скрылся священник от турков после последней литургии в 1453 году, есть обрамленное в медь углубление.
Считается, что если вставить туда большой палец руки и суметь провернуть его на 360 градусов, исполнится загаданное желание.
На территории музея есть кафе и сувенирный магазин.
Информация для посещения
Софийский собор находится в исторической части города – Султанахмет, напротив Голубой мечети. Самый простой способ добраться до него – доехать на скоростном трамвае до остановки Sultanahmet. Рядом делает остановку экскурсионный автобус Big Bus Istanbul.
Поскольку это музей, особых требований к одежде и внешнему виду нет. Можно взять аудиогид на русском языке (15 лир) и карту музея. В залог берут 50 евро или паспорт. На осмотр собора хватит полутора часов.
Если приходить ближе к закрытию, то вполне вероятно, что очереди не будет совсем или она будет небольшая.
Часы работы храма: 09:30-19:00, вход до 18-00, понедельник – выходной.
Стоимость посещения: 25 лир, по музейной карте проход бесплатный и без очереди (ее можно купить здесь же – стоит 85 лир, действует 72 часа).
Источник: https://turktrip.ru/stambul/dostoprimechatelnosti/sofiyskiy-sobor
Айя-София в Стамбуле
Собор Святой Софии в Стамбуле. Историческая справка, описание. Где найти лучшего гида по Айи-Софии?
Первое, с чем ассоциируется Стамбул – это собор Святой Софии и голубая мечеть. Два памятника истории, один другого важнее, которые смотрят друг на друга на главной площади Стамбула Султанахмет.
Айя-София в Стамбуле – главная церковь византийской империи и всего православного мира. Ей уже больше 1500 лет! По ее образу и подобию была позднее построена мечеть Султанахмет (она же голубая мечеть), которая в свою очередь была примером архитектуры для других мечетей.
Нынешний собор – это уже третье сооружение. Первые 2 церкви находились на том же месте и были деревянные, обе были сожжены во время бунтов. Первая церковь просуществовала всего 55 лет, с 360 года по 404, вторая 117 лет, с 415 по 13.01.532. Уже спустя месяц 23.02 началось строительство собора, который мы видим сейчас.
“Мы не знаем где находимся, на небе или на земле, но одно точно, Бог живет здесь… среди людей.”
Византийский император Юстиниан строил собор как “церковь всех христиан”. Со всех провинций император собирал архитектурные части, чтобы Айя-София была больше и выше. Колонны и мрамор, использованные в соборе, были взяты из древних городов Сирии и Анатолии, таких как Аспендос, Эфес, Баальбек и Тарса.
Собор построили довольно быстро, всего за 5 лет, при этом умудрились потратить 3 годовых бюджета на строительство.Оно и не удивительно, т.к. использовали 130 тон золота, серебра, драгоценные камни, слоновую кость. Для изготовления престола собора в расплавленный котел бросали драгоценные камни: рубины, сапфиры, аметисты, топазы и ониксы.
В итоге собор получился очень светлым и сияющим. Когда русские послы побывали на литургии в соборе Святой Софии они были очарованы ее красотой.
Многое было разграблено, а иконы и христианские сюжеты были заштукатурены и сменились исламскими мотивами.
Последнее важное событие произошло в 1935 году, когда Ататюрк подписал указ, по которому Айя-София теряла всякую религиозную принадлежность и переходила в статус музея. В настоящее время Айя-София является местом в котором встречаются две религии: кое-где были восстановлены христианские мотивы, кое-где остается исламская тематика.
А так собор Святой Софии выглядел как только его построили, еще без укрепляющих конструкций и минаретов, которые совершенно обезобразили внешний вид собора, на мой взгляд. Но укрепление было необходимо, т.к. здание сильно страдало от периодически происходящих в Стамбуле землетрясений.
Первоначальный образ Айи-Софии
Купол
Наиболее внушающим выглядит купол собора. В диаметре он 32*33 метра. 40 окон в куполе появились не сразу, а уже после окончания строительства в 557 году, когда под действием землетрясения купол был обрушен, после чего было решено установить внешние опоры, увеличить высоту собора еще на 7 метров и добавить окна, делая тем самым конструкцию меньше и легче.
Под куполами изображены 4 серафима, датируемые 6 веком! После осады Айи-Софии серафимов было решено оставить на месте, а лица их закрыть, на данный момент вскрыты только 2 лица.
Купол собора
Фото из интернета
Мозаики
Все образа на стенах второго этажа и на апсиде выложены в виде мозаики. Большинство мозаик в соборе, датированы 9-10 веком. Искусная работа.
Пример мозаики
Фото из интернета
Омфал («пуп земли»)
В Айя-Софии проходила коронация всех императоров восточно-римской эпохи. Круглая зона под куполом как раз и есть то самое место, его называют Омфал.
Омфал в центре Собора
Фото с сайта http://ljphotodigest.livejournal.com/254142.html
Каллиграфические исламские медальоны
А вот эти “щиты” с исламскими надписями были созданы в 1847. В диаметре они достигают 7,5 метров. До сих пор они считаются самыми большими каллиграфическими образцами в исламском мире.
7,5-метровые медальоны с исламскими надписями
Фото из интернета
Роспись по керамике
В 16-17 веке искусство росписи по керамике переживало свой расцвет, на стенах нартекса можно найти расписные плитки. Стены библиотеки Султана Махмуда I также выложены плиткой с рисунками роз, гвоздик, тюльпанов и кипарисов. Еще одна богатая коллекция плит хранится в гробницах Султана Селима 2.
Расписная плитка на стене нартекса
Фото из интернета
Библиотека Султана Махмуда I Большое здание в южной галерее, декорирована бронзовой решеткой – это библиотека, созданная в 18 веке. Раньше в ней насчитывалось приблизительно 5000 книг. В настоящее время все книги перенесены в Süleymaniye библиотеку.
Минбар
Минбар – это место откуда имам читал пятничные проповеди. Считается одним из наиболее красивых мраморных произведений искусства 16 века. С виду минбар напоминает треугольный подиум.
Минбар
Фото с сайта http://sasha-lotus.livejournal.com/240883.html
Султанская ложа
Она имеет форму шестигранника и стоит на 5 колоннах. В нижней части ложи находится мраморный пол, а в верхней части располагается позолоченная деревянная решетка. Потолок лоджии декорирован рисунками растений. Датирована 19 веком. Разумеется, она предназначалась только для султанов.
Султанская ложа
Фото с сайта https://kezling.ru/travels/istanbul-3/
Ложа муэдзинаРазвернута по направлению к Мекке. Муэдзин всходил на нее и призывал на молитву прихожан. Ложа муэдзина считается одним из лучших образцов мраморного мастерства в 16 веке.
01.07.2016 года, впервые со времен провозглашения собора музеем, с этой ложи прозвучал призыв муэдзина к молитве в стенах Айи-Софии. Тогда это событие вызвало немало споров в мировом сообществе. Турки назвали критику в свой адрес “недопустимой”. Однако это уже не первое нарушение: призыв к исламской молитве уже совершали с минаретов Айя-Софии 4 раза, но из специальной молитвенной комнаты.
Султанская ложа
Фото с сайта http://allcastle.info/asia/turkey/001
Максуры
Айя-София использовалась не только как религиозный центр, но и как образовательный. Общество могло просвещаться религиозными и научными знаниями от выдающихся священнослужителей и ученых в специальных зонах, которые назывались максуры. В соборе 11 таких зон. Максуры использовались в свободное от служб время.
Максуры
Фото с сайта http://bykovvg-1952.livejournal.com/990393.html
Мраморные кувшины
Два мраморных кувшина, объемом 1250 литров каждый, находятся в боковых нефах собора. Они датируются эллинский периодом (330 лет до н.э.), но были установлены в Айя-Софии только в 16 веке. Кувшины использовались для раздачи сока публике во время ночных служб и праздничных молитв, в остальное время туда наливалась вода.
Мраморные кувшины в Айя-Софии
Фото с официального сайта http://ayasofyamuzesi.gov.tr
Плачущая колоннаСчитается, что колонна обладает исцеляющим эффектом. Легенда гласит, что император Юстиниан бродил по собору с тяжелой головной болью, после того как он прислонился к колонне, боль через некоторое время исчезла. Отсюда легенда – сунуть пальцы в отверстие и натереть ими больное место.
В настоящее время, колонна бережно укрыта металлической плитой, но жаждущие загадать желание туристы все равно протерли в ней дыру. Считается, что если загадать желание, провернуть указательный палец в дырке на 360 градусов, то желание исполнится.
Плачущая колонна
Фото из интернета
Миф о волшебстве
В первую пятницу после завоевания собора Султан-завоеватель и его свита прибыли на намаз, но т.к. Айя-София не была развернута к Мекке, явилась волшебная сила и попыталась развернуть собор. Из-за того, что она была застукана свидетелями, она в момент исчезла так и не выполнив разворот.
Могильная плита Энрико Дандоло
Это был один из великих венецианских дожей, который командовал 4 крестовым походом и умер в Стамбуле в 1205 году в возрасте 97 лет.
На хорах храма Святой Софии сохранилась только надгробная плита.
По одним данным, когда османы взяли Константинополь, то они достали останки Энрико Дандало и бросили их собакам; по другим данным – после освобождения Константинополя от латинян в 1261 г. горожане выбросили останки дожа в Мраморное море.
Могильная плита Энрико Дандоло
Фото из интернета
Скандинавские руны
Викинги были частью византийского императорского гвардейского полка на протяжении 200 лет. Их называли варягами. На одном из перил в верхней галерее находятся рунические надписи, датированные 9 веком, но надписи скорее вандальские, нежели исторические. На одной из них написано «Халвдан был здесь», что-то вроде нашего “здесь был Вася”.
Скандинавские руны
Фото из интернета
Императорские ворота
Это главные ворота собора, датированы 6 веком, высота 7 метров, сделаны из дуба с бронзовыми фрагментами. Центральные ворота использовались только императором, соседние – его свитой. В восточно-римских источниках упоминается, что ворота могли быть сделаны из Ноева ковчега.
Императорские ворота
Фото с сайта http://sakvoiazh.ru/fakty/aiia-sofiia-sobor-sviatoi-sofii-v-stambyle-vnytrennie-prostranstva-pervyi-yroven-chast-2.html
Дверь в вестибюль Одна из самых старых реликвий этого храма. Ее возраст больше 2 тысяч лет, датированы 2 веком до нашей эры. Свое нынешнее место дверь заняла лишь в 838 году. Сейчас через эту дверь все туристы покидают собор. Рядом висит большое зеркало, в котором отражается одна из мозаик.Мраморная дверь Находится на втором этаже. Существует легенда, что одна часть двери олицетворяет рай (на ней изображены растения, фрукты, рыбы), а другая ад.
Как попасть на второй этаж?
Находясь в коридоре между первыми и вторыми воротами на входе, поверните налево и дойдите до конца. Вход на второй этаж находится за массивными дверями. Пол вымощен камнями, отполирован многочисленными туристами, поднимайтесь аккуратно, очень скользко.
Фото с сайта http://vladimirdar.livejournal.com/121180.html
Места захоронений султанов Всего на территории Айя-Софии 5 склепов, в сумме во всех склепах насчитывается 145 саркофагов!Склеп Султана Селима 2 – один из 18 самых красивых стамбульских гробниц, созданных турецким архитектором Синаном. Склеп не смогли закончить при жизни султана, достроили только 3 года спустя в 1577 году. По обеим сторонам от входной двери висят расписные керамические панели с фиолетовыми, красными и голубыми цветочными мотивами. Эти панели считаются одними из самых красивых экземпляров росписи по керамике 16 века. С левой стороны находится имитация настоящей панели. Оригинал был вывезен во Францию для реставрации коллекционером бывшим дантистом Султана Абдулхамида 2. Сейчас оригинал панели находится в Лувре. В склепе находится 41 саркофаг, принадлежащие разным членам султанской семьи Селима 2. В склепе Султана Мурада 3 находится 54 саркофага. В склепе Султана Мехмеда 3 находится 26 саркофагов. В склепе Султана Мустафы 1 и Султана Ибрахима находится 19 саркофагов. В склепе принца всего 5 сагкофагов.Начальная школа Султан Махмуд 1 в 1740 построил в южной части Айя-Софии начальную школу. По прямому назначению помещение использовалось до провозглашения собора музеем. Сейчас это исследовательский, фотографический и выставочный центр Айя-Софии. Здесь проходят встречи и конференции.Фонтан Фонтан был построен в 1740 году как пример османской архитектуры и является одним из самых больших и красивых фонтанов Стамбула. В фонтане 16 секций, у каждой находится бронзовый краник. Во внутренней части можно заметить надпись, которую следует переводить так “мы всё сделали из воды”.Часовая комната Построена в 1853 году. Сейчас это одна из 29 часовых комнат османской империи, дошедших до наших дней. Использовалась для обозначения времени молебен в Айя-Софии. Через большие окна снаружи люди могли видеть часы внутри. В данное время помещение используется как музейный офис.Минареты Самый первый минарет был сделан из дерева сразу после того как Айя-София стала мечетью. До наших дней этот минарет не дожил. Остальные 60-метровые минареты построены тем же архитектором Синаном, что построил усыпальницы. В 15, 16 и 19 веках во время реконструкций на минареты добавлялись различные орнаменты, отражающие характеристики тех эпох.КонтрфорсыТяжелый купол Айя-Софии был проблемой номер один и во время восточно-римского периода и в османской империи. И те и другие пытались воспрепятствовать давлению купола на собор, строя внешние контрфорсы. Архитектор Синан построил тяжелые опорные стены, дабы предотвратить обрушение, старые опорные стены были также перестроены. Всего в соборе 24 контрфорса.Сокровищница Круглое здание с куполом в северной части Айя-Софии использовалась как сокровищница, где хранились ценные предметы в восточно-римский период. Во времена османской империи это здание использовалось как хранилище для провизии при богадельне.Богадельня Построена в 1743 году как помещение для благотворительности, обеспечивало пищей бедных и сирот.900 лет Айя-София она была церковью, следом почти 500 лет мечетью и в 2035 году она отпразднует свой 100-летний юбилей как музей, который ежегодно посещают 3,5 млн туристов! Поскольку собор больше не является религиозным сооружением, есть одно существенное преимущество – головные уборы и длинные юбки не нужны. Аяй-София уже совсем не такая сверкающая, как ее описывали русские послы, прибывшие в Византию, в ней нет сияющего золотого блеска, который можно встретить сейчас во многих русских церквях, можно даже сказать, что Айя-София состарилась и поблекла. Но если представить, что ей уже 1500 лет, и сколько всего она пережила, свидетелем скольких событий стала, то можно простить ей все “морщины на теле”, и уважать только за то, что она существует до сих пор.Можно прочитать про судьбу собора до похода в него, тогда от посещения этого уникального места будет по-настоящему захватывать дух. Но гораздо интереснее слушать и одновременно созерцать, не так ли?! Для таких в Айя-Софии предлагается аудиогид, но его стоимость кусачая, около 30 лир. Есть и альтернатива – скачать аудиогид на телефон и слушать оффлайн. Из множества аудиогидов, предлагающих экскурсии в Стамбуле, мне очень понравился продукт от travel-me. Все экскурсии подготавливаются гидами, а озвучиваются профессиональным диктором.
Аудиоэкскурсия по Айя-Софии длится 35 минут. Программа построена таким образом, что вы не спеша осмотрите все значимые места музея.
Приятный голос рассказчика звучит под музыкальное сопровождение, поэтому вместо гула блуждающих по собору туристов, вы будете слышать мелодичные произведения, которые позволят вам всецело прочувствовать атмосферу собора. За это от меня приложению travel-me большой респект.
Стоимость экскурсии в приложении 1$, что в 10 раз дешевле аудиогида в соборе.
Как быстро пройти в Айя-Софию?
Что касается очередей. На входе в собор 2 очереди – одна для тех, кто хочет купить билет и вторая для тех, у кого билет уже куплен. Очереди образуются уже в 9 утра, поэтому советую вам придти заранее или быть готовыми отстоять от 40 минут в очереди. На видео типичная очередь в музей, даже не в разгар сезона.
Очередь в собор Святой Софии в Стамбуле
Типичная очередь в Айю-Софию.
Лайфхаки
Есть 2 способа быстро попасть в музей:
1) Купите музейный абонемент muzekart, вставайте в правую очередь, как правило она короче и движется быстрее, покажите вашу карту охраннику и проходите вперед к металлоискателю.
2) Вставайте в левую очередь, для тех у кого нет билетов. Быстрый способ попасть во внутрь собора ожидает вас сразу после того, как вы пройдете через ворота.
Сразу за ними, слева, есть автоматы для покупки билетов в Айю-Софию.
За наличку или по пластиковой карте можно купить билет и сразу пройти к металлоискателю, таким образом вы экономите время, а не продолжаете стоять в той очереди, которая покупает билеты в кассе.
Не существует сезона, когда в Айю-Софии нет очередей.
Даже в слякотную декабрьскую погоду в середине дня желающих посетить собор полно!
Чтобы посещение достопримечательностей совместить с прогулками по городу, советую приезжать до начала летнего сезона, оптимально в апреле-мае. В это время город цветет и пахнет, проходят легендарные выставки тюльпанов, а температура воздуха комфортна для долгих прогулок.
В осеннее время хорошо приезжать в конце сентября-октябре.
Время работы и стоимость билетов
Музей открыт с 15 апреля по 25 октябрь с 9:00 до 19:00, с 25 октября по 15 апреля с 9:00 до 17:00 вечера. Вход закрывается за час до закрытия. Музей не работает по понедельникам, в первый день Рамадана, а в Курбан-Байрам работает только со второй половины дня. Цена входного билета 40 лир. Детям 12 лет и младше вход бесплатный. Цена аудиогида 30 лир.
Официальный сайт музея здесь.
Приятной экскурсии в Айю-Софию!
Источник: http://zabugrom.org/ajya-sofiya-v-stambule-sobor-svyatoj-sofii