Собор успения богородицы костромского кремля, россия, город кострома, костромской кремль

Возрождение Костромского кремля | Соборы

Святые ворота. Фото начала ХХ века.

Богоявленский собор и колокольня. Фото начала ХХ века.

Внутренний вид Успенского кафедрального собора.
Фото начала ХХ века.

Сердцем Костромы был ее кремль. Созданный трудом десятков поколений костромичей, он зримо воплотил их мечты о высоком и прекрасном. В нем – знак духовного достоинства предков, их трудолюбия и таланта.

Обращенная к Волге, видимая за десятки верст соборная группа определяла внешнюю панораму города.

Ее величавая колокольня служила своеобразным маяком проплывающим судам; кремль был славой Костромы, гордостью ее жителей.

Обратите внимание

Соборный ансамбль Костромского кремля, вид от торговых рядов.
Слева направо: Богоявленский собор, колокольня, Святые ворота, Успенский собор. Фото начала ХХ века.

Участок, им занимаемый, сравнительно невелик. С юго-запада он ограничен кромкой крутого спуска к Волге, с юга – малым бульваром с видовой беседкой в конце, проложенным по верху древнего оборонительного вала. Параллельно ему проходила Ильинская улица (ныне улица Чайковского).

С севера в прежние годы была замощенная булыжником аванплощадь – перед главными воротами кремля. В ее правом углу, вдоль кремлевского откоса вниз к Волге, шел пандус (сохранившийся и поныне). В его начале в 1912 году по проекту губернского архитектора Н.И. Горлицына была поставлена нарядная Царская беседка.

Изящная, выполненная в стиле неоклассицизма, она сочетала функции выставочного павильона (в ней хранился макет памятника 300-летия Дома Романовых) и видовой площадки. 20 мая 1913 года рядом с беседкой в присутствии императора и его семьи состоялась торжественная закладка памятника (скульптор А.И. Адамсон).

По иронии судьбы, в 1928 году укороченный гранитный пьедестал монумента послужил основанием железобетонной фигуре В.И. Ленина.

К юго-востоку от аванплощади был тенистый городской парк с большим бульваром.

Ансамбль кремля включал в себя: Успенский собор (XVI-XVIII-XIX века), Богоявленский собор с колокольней (1776-1791 годы), два соборных дома (1780-е годы, сохранились) и каменную с коваными звеньями ограду с несколькими воротами и калитками (XVIII-XIX века). Своеобразной красотой из них выделялись так называемые Триумфальные, или Святые, ворота, обращенные на аванплощадь (1780-е годы).

По мнению историков, возникновение Костромского кремля на этом месте следует отнести к началу XV века. Прежде, по преданию, он находился в месте основания города Юрием Долгоруким, на берегу Волги при впадении в нее речки Сулы.

Новопостроенный кремль получил оборонительные деревянные стены с башнями, с тремя проездными воротами. С северной, восточной и южной сторон его окружали рвы и валы. Внутреннее пространство занимали хозяйственные и административные здания и усадьбы наиболее родовитых бояр.

Все они были деревянными и не раз становились жертвами пожара.

Важно

Из культовых построек внутри кремля упоминают Успенский собор и Крестовоздвиженский монастырь, видимо, также поначалу деревянные.

Первый Успенский собор из камня – на подклете, с открытым гульбищем, с одной главой (по другой версии с тремя) – условно относят к началу XVI века.

Видимо, вскоре он был перестроен, получил традиционное пятиглавие и двухъярусные галереи с трех сторон.

Особенностью этого храма, посвященного местночтимой святыне – Феодоровской иконе Божией Матери, была северная ориентация алтарных апсид (в сторону реки Запрудни; именно там в 1259 году [1] была явлена чудотворная икона).

Особый придел в Успенском храме в честь Феодора Стратилата был устроен в 1666 году у его западной стены. Имевший поначалу позакомарное покрытие, в результате многих переделок храм не раз менял свой облик.

Растесывались окна, менялись оконные наличники, формы глав. При наиболее значительной перестройке в середине XVIII века он получил четырехскатную кровлю четверика и грушевидные маковицы глав (нетрадиционные для русских храмов).

В 1835 году был значительно удлинен Феодоровский придел.

Успенский кафедральный собор. Фото начала ХХ века.

Успенский собор обладал уникальными фресковыми росписями XVII века [2], располагавшимися не только в интерьере четверика и галерей, но и на фасадах (в полукружиях закомар).

Совет

Являясь местом пребывания Феодоровской иконы Божией Матери, он хранил бесценные вклады дарителей из княжеских и царских фамилий. Червонным золотом сияли его главы и кресты.

Покоем, невозмутимой тишиной веяло от древних стен; десятки поколений костромичей искали и обретали здесь душевную опору и утешение.

Иным был образ Богоявленского собора. На месте его прежде стоял собор издавна существовавшего здесь Крестовоздвиженского монастыря. Пожар 1773 года, испепеливший весь город, кремль и его деревянную застройку, погубил и его.

Его не стали восстанавливать, решив построить здесь новый, более вместительный и соответствующий новым вкусам.

Право на строительство нового кафедрального собора получил подрядчик из посада Большие Соли Степан Андреевич Воротилов (1741-1792 годы).

По бытовавшей традиции, подрядчик, взявшийся строить здание, обязан был представить и свой проект, то есть совмещать в одном лице и архитектора, и инженера, и сметчика, и организатора самого строительства.

Он должен был обладать познаниями и в архитектуре, и в смежных с ней искусствах. Воротилов – личность во многом для нас загадочная; где и у кого он учился, нам неизвестно.

Судя по многим сохранившимся его постройкам, это мастер переходного времени – между барокко и классицизмом. Но прежде всего – это исконно русский художник, воспитанный на традициях русского зодчества. Построив множество зданий (светских и культовых), он умер в бедности.

Добиваясь совершенства, он подчас за свой счет переделывал уже готовые части своих построек и щедро расплачивался с рабочими. Строителями были его брат и сын.

Обратите внимание

Акварели и фиксационные чертежи середины XIX века дают представление о колористическом решении фасадов Богоявленского храма: на голубом фоне стен выделялись элементы ордера и декоративные обрамления проемов, крашенные в белый цвет. Золоту крестов и куполов отвечали бесчисленные золоченые вазы, расставленные по ярусам колокольни и лестницам боковых крылец. Золотыми звездами был усыпан синий купол ротонды. Золотом мерцали циферблаты часов.

Одновременно с собором Воротилов строит дополнительную лестницу в восточную галерею Успенского храма, с дивной по красоте восьмигранной сенью в ее начале. Поставив ее перед колокольней по его оси, он композиционно объединил оба соборных здания.

Несомненным творением Воротилова были и Святые ворота в ограде кремля. Окончив в 1791 году работы в кремле, на следующий год он умер, едва переступив порог своего 50-летия.

Шло время, рос город, и Богоявленский храм стал тесен. В 1866-1868 годах по проекту неизвестного нам архитектора он был коренным образом реконструирован, в полтора раза увеличив свою площадь.

Возник по существу новый храм – с огромным молельным залом, пятью полукруглыми апсидами (апсида старого храма была сохранена и стала средней между четырьмя новыми). Был разобран свод, отделяющий храмовое пространство от венчающей ротонды, и она стала световой [3].

В свою очередь это значительно улучшило вентиляцию храма. Крыльца на боковых фасадах не восстанавливались,

и для эвакуационного выхода из храма была сделана закрытая лестница у западной стены основного объема (к северу от притвора). Хотя силуэт храма существенно не изменился, он стал более громоздким.

К чести автора реконструкции, она была максимально тактична и архитектура добавлений вполне соответствовала подлиннику. Сохранены были даже переходная с перилами дорожка над коньком кровли и кольцевой балкон в основании световой ротонды.

Важно

К сожалению, при реконструкции погибли первоначальный иконостас и внутренняя мраморная отделка.

Новый иконостас нес все признаки упадка стиля. В те же годы Богоявленский собор получил калориферное отопление.


 

Храмы кремля были посвящены:

1. Успенский собор:

– Успению Божией Матери (главный престол),

– святому великомученику Феодору Стратилату (придел).

2. Богоявленский собор:

Богоявлению – Крещению Господню (главный престол).

Южный придел:

– в честь явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери,

– в честь святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа Песнописца.

Северный придел:

– в честь Боголюбской иконы Божией Матери и в честь мученика Платона.

В 1878 году в средней части подвального помещения храма был устроен придел в честь преподобного Сергия Радонежского. Придел служил усыпальницей костромских архипастырей.

В июле 1934 года все, что называлось кремлем, что олицетворяло город, любимейшее детище костромичей – все было взорвано.

К настоящему времени подготовлен детальный план воссоздания всех сооружений кремлевского ансамбля – соборов, ограды с вратами, Царской беседки.

Л.С. Васильев (1934-2008), архитектор-реставратор, заслуженный работник культуры РСФСР,

почетный гражданин города Костромы

Публикуется по изданию:

Леонид Васильев. Об архитектурном наследии Костромского края.
Кострома, 2014, с. 15-17. Эта статья была написана автором в 1995 году, впервые опубликована в 2002 году. На нашем сайте публикуется в сокращении.

Вид на соборный ансамбль с правого берега Волги. Слева видны Царская беседка и за ней – строящийся памятник

в ознаменование 300-летия царствования Дома Романовых. Фото десятых годов ХХ века.

Примечания редакции сайта:

1. Дата явления условна, обычно речь идет о пятидесятых-шестидесятых годах XIII века. Слова автора о посвящении храма Феодоровской иконе не следует понимать буквально (в смысле освящения престола).

2. «Сохранились в соборе письменные указания о том, что Успенский собор был расписан и до большого пожара 1773 года, спалившего всю внутренность собора. Но теперешняя живопись вся относится к концу XVIII столетия, когда собор капитально после пожара возобновлялся» (протоиерей Иоанн Сырцов, «Стенная живопись в костромском Успенском кафедральном соборе», 1908 год).

3. Разборка этого свода состоялась в 1884 году, существенно позднее основных работ по реконструкции собора.

Ссылки:

АРСЕНЬЕВ Иаков, протоиерей

Совет

Описание костромского Успенского собора, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым. – Москва, 1829

(в формате PDF)

АРСЕНЬЕВ Иаков, протоиерей

Описание костромского Успенского собора, учрежденного по Высочайшему повелению в 1835 году кафедральным, составленное в 1829 году протоиереем оного собора и кавалером Иаковом Арсеньевым, а ныне вновь исправленное. – Москва, 1837

(в формате PDF)

А.С. [Спицын А.А.]

Церкви Костромской епархии. По данным архива Императорской Археологической комиссии

(фрагмент)

БРОНЗОВ Ксенофонт, протоиерей

К истории города Костромы и епископа его Симона (Лагова)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Архитектурный ансамбль Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Богоявленский кафедральный собор Костромского кремля

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ВАСИЛЬЕВ Л.С.

Статьи о возрождении Костромского кремля

ДЕМИДОВ С.В.

Архитектор-самоучка С.А. Воротилов

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

ЗОНТИКОВ Н.А.

Успенский и Богоявленский соборы Костромского кремля

КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР В 1885 ГОДУ: СЛУЖБЫ, ПРАЗДНИКИ, КРЕСТНЫЕ ХОДЫ

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

КОСТРОМСКОЙ КРЕМЛЬ И ЕГО АРХИТЕКТУРНЫЙ АНСАМБЛЬ

КОСТРОМСКОЙ КРЕМЛЬ НА ФОТОГРАФИЯХ С.М. ПРОКУДИНА-ГОРСКОГО

КРАТКИЕ СТАТИСТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРИХОДСКИХ ЦЕРКВАХ КОСТРОМСКОЙ ЕПАРХИИ. Справочная книга (фрагмент)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

КУДРЯШОВ Е.В

Памятники архитектуры Костромского кремля

Источник: http://www.kreml-kostroma.ru/sobory

Уничтоженная святыня. Костромской кремль

Вид на Кострому до революции.

В 1933 году президиум горсовета постановил снести церкви соборной группы.   Успенский собор был взорван 8 июля 1934 года, вскоре погиб и Богоявленский. Весной 1934 г. костромской горисполком продал соборный ансамбль для разборки на кирпич и щебень “Льнокомбинатстрою” – организации, руководившей строительством льнокомбината им. Зворыкина.

Читайте также:  Софийский собор в вологде, россия, город вологда

Из истории Костромского кремля: XIII-XX века. (источник)

Первое упоминание о Костроме в летописях относится к 1213 году, но традиция (сложившаяся уже в ХХ веке, однако восходящая к трудам В.Н. Татищева) полагает временем основания Костромы 1152 год.

В середине XIII века, когда возобновленный после монголо-татарского разорения город стал центром удельного княжества, здесь, на левом берегу Волги у впадения в нее реки Сулы, уже стоял первый Костромской кремль (в районе пересечения современных улиц Пятницкой и Островского) с соборным храмом во имя святого великомученика Феодора Стратилата.

Устройство этого храма связывают с именем великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича, названного в крещении Феодором.
Костромской кремль. Литография из книги протоиерея Павла Островского “Историческое описание костромского Успенского кафедрального собора” (1855 год).

Слева направо: Успенский собор, колокольня, Богоявленский собор, соборные дома, от домов к беседке на берегу Волги – малый бульвар.

В 1913 году священник (впоследствии протоиерей) Димитрий Лебедев так описывал Костромской кремль:

Вид с пожарного депо. 1913 г.

Никанор Григорьевич Чернецов. “Кострома” . 1862 год. 

(В.К.Лукомский, Г.К. Лукомский, Кострома. Исторический очерк. – СПб, 1913)

Реконструкция Костромского кремля по Писцовым книгам 1627-1629 гг.  (В. Неделин.)

С начала ХV в. и no I929 г. здесь пребывала главная святыня Костромы и Костромского края, одна из главных святынь России – чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Внутри собора на боковых стенах находились знамена костромских ополчений 1812 г.

После прихода к власти большевиков, в 1928 году была установлена громадная скульптура Ленина. Он был поставлен на пьедестал, подготовленный в 1913 г. во время празднования 300-летия династии для грандиозного памятника в честь царствующего дома Романовых.

 Появился редкостный по уродству и по нелепости памятник: пьедестал сохранил черты церковной архитектуры, в нем есть даже место для иконы. (В 1982 г. обветшавшая бетонная статуя была заменена новой, металлической.

)

Вид на центральную часть Костромы из-за Волги (между 1928 и 1934 гг.).

В начале 1929 г. по распоряжению властей оба костромских собора были закрыты, в них разместили зернохранилище. В 1933 году президиум горсовета постановил снести церкви соборной группы.

Обратите внимание

Приговор привели в исполнение через год. Успенский собор был взорван 8 июля 1934 года, вскоре погиб и Богоявленский. Еще весной 1934 г.

костромской горисполком продал соборный ансамбль для разборки на кирпич и щебень “Льнокомбинатстрою” – организации, руководившей строительством льнокомбината им. Зворыкина. Руины Костромского Кремля разбирали до 1936 года.

 Очередной символ древней России был принесен в жертву памяти коммунистического вождя. 

По свидетельствам краеведов, незадолго до взрыва двое молодых московских художников – Чудаков и Чижов – приехали в Кострому и за несколько дней успели, пусть и не полностью, обмерить Успенский и Богоявленский соборы. Вместо лесов они использовали стремянки подрывников, которые в это же время закладывали в стены храмов взрывчатку.

На кремль и его храмы, стоявшие на возвышенном левом берегу Волги, открывался величественный вид, ныне утраченный — в центре города зияет пустое пятно. 

С тех пор на кремлевском холме – как бы в насмешку – одиноко возвышается уродливейший памятник Ленину.

Фото (http://nadezhin.ru/lj/pic14b/kostroma44.jpg)

***

19 июля 2015 г. во время посещения Костромы Патриархом Московским и Всея Руси Кириллом был установлен и освящен закладной камень в основание Успенского собора.

По окончании молебного пения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения со словом:

Строительство Костромского кремля ведется на средства Виктора Ивановича Тырышкина (род.

Важно

4 октября 1953) — российского предпринимателя и мецената, президента ООО “Корпорация ВИТ”, занимающейся жилищным строительством.

Имеет более 50 научных трудов и публикаций, 22 зарегистрированных автор­ских изобретения. Активно занимается благотворительной помощью Русской православной церкви — строительством и реконструкцией храмов:

  • Пушкинский район Московской области, посёлок Любимовка: восстановление церкви в бывшем имении К. С. Станиславского (1996—1999), строительство церкви в честь Святой Блаженной Матроны Московской (1999—2002) и воскресной школы на 65 детей (строится).
  • Реконструкция комплекса зданий районной больницы имени В. Н. Розанова в городе Пушкино в Московской области, 40 % финансирования (2002—2003).
  • Свято-Никольский женский монастырь в Переславле-Залесском: реставрация Благовещенской церкви, в том числе роспись иконостаса; строительство звонницы и установка колокола весом 18,5 тонн, строительство церкви Иоанна Предтечи, Никольского собора, школы-интерната для трудновоспитуемых подростков и беспризорных детей на 133 человека; реставрация старого Келейного корпуса и постройка нового Келейного игуменского корпуса; возведение Монастырской стены.
  • Реставрация Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском.
  • Реставрация Спасо-Преображенского собора в Рыбинске.
  • Строительство Успенского кафедрального собора в Ярославле.

Также оказывается помощь в восстановлении Выксунского женского Иверского монастыря в Нижегородской области, монастыря Китаевская пустынь в Киеве, в реконструкции и новом строительстве церквей на Северном Кавказе, в Ивановской области и в Белоруссии.

***

Источник: http://www.charmingrussia.ru/2017/08/kostroma.html

Кострома утраченная

?varandej (varandej) wrote,
2009-06-13 18:32:00varandej
varandej
2009-06-13 18:32:00Categories:

  • россия
  • путешествия
  • религия

Кострома – все еще один из красивейших городов России, а благодаря оптимальному сочетанию нескольких факторов (Кострома ближе, чем Вологда, но не настолько заезжана, как Владимир), это еще и едва ли не самый фотографируемый из провинциальных русских городов. На russiantowns  Кострома и Суздаль оказались представлены наибольшим числом авторов, опережая такие “фото-Мекки”, как Псков, Новгород, Выборг, Смоленск или Владимир.

Возможно (если не форс-мажор), в конце следующей недели я поддержу эту славную традицию, так как впереди у меня поездка в Ивановскую область.

Причем еду я туда не один, а в хорошей компании – собственно, попутчики меня на это путешествие и сподвигли – попросили показать русскую глубинку.

Основной целью поездки будет Ивановская область – Иваново, Шуя, Вичуга, Палех, Холуй, Плес, а также, возможно, Тёзянские шлюзы.

Но обратно едем через Кострому, для полноты картины. И сегодня я выложу “нетипичный” для себя репортаж об утраченных памятниках Костромы. Ведь этот город, несмотря на нынешнее историческое богатство, в прошлом был еще богаче, а утраты, постигшие Кострому, уникальны даже по российским меркам.

Важнейшая утрата постигла Кострому в 1932-34-е годах – был разрушен Костромской кремль. Кремль, правда, был довольно простенький – с двумя Новгородами, Ростовом Великим или Тобольском не сравнить. И все-таки он был.

Уничтожение кремля – случай из ряда вон выходящий даже по меркам сталинской эпохи.

Вот так выглядел ансамбль с Волги:Вот так – поближе:”Соборный ансамбль состоял из Успенского и Богоявленского соборов с колокольней и двух домов причта (последние сохранились, и ныне заняты постройками епархии)

Вот что о Костромском кремле написано в книге “Костромские святыни” (за наводку спасибо pouchkine)

“Первое упоминание об Успенском храме относится к XIII веку. Как говорит предание, он был построен в костромском кремле, имевшем деревянные стены и 14 башен, братом св. Александра Невскаго Василием, ставшим в 1272 году великим князем Владимирским, продолжая при этом жить в Костроме. Более достоверной является основанная на археологических изысканиях датировка собора началом XVI века. В каменном Успенском соборе хранилась обретенная князем чудотворная Феодоровская икона Божией матери. Отличительной особенностью Успенского собора являлось то, что его алтарь был ориентирован не на восток, а на север – в сторону реки Запрудни, где совершилось обретение чудотворной иконы. Собор дважды перестраивался – в XVII в и в после пожара в 1773 г. В 1835 г. Успенский собор стал кафедральным храмом города.”По своим формам этот собор соответствует 17-18 векам. Вообще, катастрофический масштаб утраты легко представить еще катастрофичнее, если не читать историю собора внимательнее. Храм 13 века в Костроме оказывается храмом 18 века, то же самое наблюдается и с Спасо-Преображенским собором Твери – “первый постмонгольский храм Средней России” был утрачен еще в Средние века. В Успенском соборе первоначально хранилась Федоровская Икона Божьей Матери – святыня избежала уничтожения, трудные годы пережила в мастерских Грабаря, и вернулась в Кострому, в Богоявленский монастырь, уцелевший до наших дней. А вот его “тезке”-собору повезло куда меньше…”Богоявленский собор Костромского кремля с четырехярусной колокольней был выстроен в стиле барокко в 1776-1791 гг. архиектором, уроженцем костромского посада С.А. Воротиловым. Его брат и сын П.А. и Е.С. Воротиловы выстроили на территории кремля два соборных дома, в которых впоследствии разместились Духовное училище и квартиры соборного причта” (опять же, цитирую “Костромские святыни”)… “Но гораздо красивее колокольня, построенная при соборе и представляющая издали фантастичексое зрелище своим нагромождением арок, колонн и всяких украшений. Вблизи она еще более потрясает своей грандиозностью и вместе с тем грациозностью”. (В.К.Лукомский, Г.К. Лукомский, Кострома. Исторический очерк. – СПб, 1913)Стены как таковой у кремля не было – только ажурная ограда. Такое бывает не так уж редко, многие кремли вообще не имеют четкой границы, у многих стены декоративные (Суздаль), а знаменитые укрепления Тобольского кремля были воссозданы только в 1960-е годы. Одна из красивейших деталей Костромского кремля – Соборные ворота, также утраченные.В то же время, ограда все-таки имеет ряд “фортификационных” черт: сохранились подпорные стенки и контрфорсы у высокого берега Волги.В целом, дискутировать о том, был ли кремлем утраченный комплекс, можно долго. В целом, он вписывается в ряд “кремлей-без-стен” и архиерейских дворов, хотя и не имеет прямых аналогов. Да и стоит ли спорить о терминологии, когда сам объект мы можем теперь видеть лишь на старых фотографиях?

Фотографии (кроме вводной и вида на Успенский собор, которые pouchkine  взял из “Костромских святынь”, а я – из его поста) – с сайта Костромского церковно-исторического общества, где можно увидеть фотографии и других утраченных храмов.

Другая утрата Костромы гораздо более новая. Об этом памятнике я на заре своих путешествий читал в путеводителях как о существующем. В Костроме я был летом-2003, и по сути дела опоздал всего на 1 год. До сих пор, введя название храма в Интернете, можно увидеть множество сайтов, где о нем идет речь как о существующей достопримечательности Костромы.Некоторые уже догадались – речь идет о Спасо-Преображенской церкви из села Спас-Вёжи в костромском архитектурно-этнографическом музее, сгоревшей в 2002 году.Фото Алексея Сигаева (взяты из “Народного каталога православной архитектуры”) были сделаны в августе-2002, церкви на этих кадрах осталось жить около 2 месяцев. Но по фотографиям видна главная фишка этого храма – он был построен на сваях!В пойме речки Костромы (и других рек в этих краях) многие села жили в расчете на половодье, и на сваях ставились избы, бани и многое другое. Но храм-на-сваях, 1628 года постройки – это нечто абсолютно нетривиальное. Кроме того, Спасо-Преображенская церковь считалась крупнейшей по размеру клетской деревянной церковью.Причины гибели памятника до сих пор не установлены. Официально говорится только о том, что огонь перекинулся на церковь с горящей травы. На форуме проекта “Малые города России” тогда обсуждалась версия, якобы церковь подожгли сами монахи Ипатьевского монастыря, так как в это время шла борьба за имущество между монастырем и музеем. Приводилось утверждение, что не были вызваны пожарники. Впрочем, Антон Тилипаман, хозяин этого сайта, вообще отличался радикальным взглядом на “эту страну” и ее наследие: так, проект “Малые города России” был заморожен из-за того, что Тилипман решил спасать наследие методом замалчивания информации о нем. Уже позже av4

Источник: https://varandej.livejournal.com/167799.html

История четырех костромских крепостей

Среди несуществующих костромских кремлей можно заблудиться. Археологи нашли следы древнейшего детинца на пересечении улиц Островского и Пятницкой.

Реконструированные планы города за XVII века переносят «Старый город», на восток — и беседка Островского на улице Чайковского даже услужливо указывает здесь на остатки валов. Аккурат, между двумя этими призрачными крепостями, опять же согласно старым картам, находилась еще одна.

Сколько кремлей было в Костроме? Почему ни один из них не сохранился до наших дней? И почему Лжедмитрий и Романовы прятались не в городской крепости, а в Ипатьевском монастыре — четвертой крепости Костромы?

Первый кремль не простоял и двух веков

По версии Василия Татищева Кострому основал Юрий Долгорукий в 1152 году, и он же поставил крепость на левом берегу Волги. Но впервые Кострома упоминается в Воскресенской летописи в 1213 году при описании борьбы между сыновьями князя Всеволода Большое Гнездо, княжившего с 1176 по 1212 год.

Этот волжский город достался в числе прочих старшему сыну князя Константину, но этого ему показалось недостаточно, и он позарился на Владимирские земли, отошедшие по отцовскому завету младшему брату Юрию. Костромские люди поддержали младшего наследника, и тогда Константин поджег свой город (И пожже ю всю, а люди изымаша).

Вскоре страсти улеглись, Константин одержал победу, а Кострому то ли в 1216, то ли в 1217 году передал своему малолетнему сыну Василию.

Вероятно, в начале XIII века и была заложена древняя крепость. Не исключено, что ей предшествовали укрепления, возведенные во время правления Всеволода, но они были уничтожены пожаром. Во время раскопок 1951 года на пересечении Пятницкой и Островского археологами были найдены слои XII веков, что якобы подтверждало легенду о Юрии Долгоруком.

Совет

Учитывая то, что раскопки проводились аккурат в канун празднования 800-летия (отчет вели от 1152), то открытия советских ученых могут показаться несколько натянутыми.

Краевед Соболев в 1983 в своих «Краеведческих записках» утверждал, что первый кремль был основан в 60-70-е годы XIII века, когда Кострома в течение 5 лет являлась столицей Великого Владимирского княжества.

По последним археологическим данным, приведенным в «Историко-археологическом очерке Костромы», считается, что город как крупное торговое поселение был сформирован уже к середине XII века, но укреплений до начала-середины XIII века не имела.

В детинце находилась Федоровская церковь, по всей видимости, древнейшая в городе.

Краеведы Евгений Арсюхин и Наталья Адрианова говорят, что именно в этой церкви в 1276 отпевали князя Василия Квашню, а в 1320 тут венчался тверской князь Константин Михайлович с дочерью московского князя Софьей.

В 1769 году на месте неизвестно когда разрушенной святыни построили Богоотцовский собор с Федоровским приделом в стиле барокко. В конце XIX века вокруг собора археологи попытались отыскать останки Василия Квашни, но не нашли. После революции собор был разрушен.

Сама крепость была разрушена еще раньше. Принято считать, что Кремль был уничтожен пожаром (не простояв, получается, и двух столетий), и в 1416 году московские князья перенесли крепость на юго-восток, на место, где сейчас находится Центральный парк.

«Старый город» стал парком еще при Екатерине

Новый кремль, позднее именуемый «Старым городом» встал на более высокий холм и занял большую площадь, нежели его предшественник. По описанию историков в 1679 года и реконструированному плану города за XVII век, крепость была защищена стенами с 12-ю башнями. Издание «Археологическая карта России.

Костромская область» сообщает о 14-ти башнях. Центром кремля являлся Успенский монастырь с приделом Федора Стратилата. Некоторые исследователи XIX века, считавшие «Старый город» первым кремлем Костромы, полагали, что монастырь был основан в 1250-1270 году при Василии Квашне.

Но уже тогда копатели не нашли кладки древнее XVII века.

В 2007 году ВГТРК в Костроме сообщало об обнаруженных на месте Успенского собора следах более древних построек, относящихся якобы к XIII веку.

Фрагментами древних церквей были названы всего лишь два скола керамической плитки.

В статьях городских ресурсов за 2008-2009 годы вновь говорится о том, что на территории кремля «никаких остатков каменного здания собора XIII века археологи пока не нашли».

Успенский собор перестраивался несколько раз. После пожара 1654 года его практически полностью изменили его облик за счет расширения. Значительной реставрации собор подвергся в 1773 и в 1843 годах. В 30-х годах XX века церковь была взорвана.

Здвиженский монастырь переписчик XVIII века описал как ансамбль из теплой и летней церкви и колокольни. Монастырь сгорел в 1773 году и более не восстанавливался. Рядом стоял храм Похвалы Пресвятой Богородицы, однако его точное месторасположение уже в XIX веке было забыто. Чуть севернее Успенского собора уже в период описи дряхлели руины церкви Живоначальной Троицы.

Также на территории «Старого города» находились светские здания, хозяйственные постройки, осадные дворы (небольшие хоромы) и частные дома. Осадный двор возле Успенского собора принадлежал матери Михаила Романова, Марфы, в миру Ксении Шестовой.

Служителям монастырей отводилось семь осадных дворов. Всего в кремле насчитывалось почти две сотни дворов и домов.

Не исключено, что большинство из них появилось во времена смутного времени, когда многие московские бояре надеялись укрыться здесь от столичных бедствий, еще не предполагая оказаться в самом центре событий.

Обратите внимание

В XVIII веке «Старый город» медленно, но верно приходил в упадок. Переписчики 1769 года отмечали запустение, утерю оборонительного значения крепостными стенами.

Этому во многом способствовал новый генеральный план города, разрабатываемый при Екатерине II, и утвержденный в 1781 году. По новому плану Кремль после пожара 1773 года решено было не восстанавливать, и часть территории крепости разбили на бульвары.

Здесь же этих был построен Богоявленский собор с четырехъярусной колокольней, разобранной в 1933 году.

Народная крепость смутного времени

В начале XVII века в самый разгар смуты в Костроме случился прецедент — уставшие от нежданных визитов поляков горожане стали возводить собственную народную крепость. Масштабное строительство гражданского кремля началось в 1619 году, когда на троне уже воцарились Романовы. Вероятно, мощные стены сооружались впрок, на случай других возможных волнений.

Кремль поставили впритык к уже существующей крепости и назвали его «Новым городом».

Территория народного детинца примерно в два раза превышала площадь «Старого города», была ограждена стенами с 12-ю башнями и рвом с перекидным 32-метровым мостом.

Селились здесь в основном торговцы и ремесленники, давшие улицам весьма незамысловатые названия — Мыльный переулок, Челков, Суслов. Гора, на которой возвысился «Новый город» получила название — Молочная.

На главной площади кремля стояли деревянные, стилизованные «под камень» церкви Николая и Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В 1672 году здесь построили первую каменную церковь Иоанна Златоуста. Здесь же находились таможня, земская изба, амбары, гостиный двор, осадные избы и различные общественные дворы. Все было разобрано в XVIII веке.

Валы нового города стали разрушать с 1743 года и практически закончили к 1779-му (как и в «Старом городе»). Незначительные остатки срывали до 1824 года.

В Новом городе начали строить торговые ряды (Красные, Мелочные, Пряничные, Квасные, Рыбные, Мясные, Шорные, Малые Мучные, Большие Мучные, Дегтярные, Овощные, Масляные).

Хотя, согласно старым источникам, торговля здесь шла еще до возведения крепостных стен.

Ряды с севера сегодня смотрят на площадь Сусанина, спроектированную в духе классицизма.

Важно

Самая высокая точка площади — Пожарная каланча (1823-1826), справа от нее — Гауптвахта (1825), далее — частный дом Борщова, (1830-е), дом притча Благовещенской церкви и Присутственные места (1809). Все это замыкается в полукруг.

Когда-то в его центре был установлен памятник Ивану Сусанину. В советское время монумент снесли и поставили новый, более мощный, между торговыми рядами.

Крепость главная — Ипатьевская

При всем обилии и многообразии костромских кремлей, ни с одним из них историки не связывают каких либо существенных исторических событий. Зато колоссальную историческую нагрузку принял на себя не Кремль, а легендарный Ипатьевский монастырь, укреплениям которого позавидовала бы самая мощная княжеская крепость.

Когда и кто заложил на правом берегу Волги святую обители, неизвестно.

В средневековых хрониках монастырь впервые упоминается в 1432 году, но уже как крупный, богатый и во всех смыслах развитый православный центр.

Легенды приписывают основание монастыря то некоему Чету, Золотоордынской Мурзе (XIII век), то Василию Квашне (тот же XIII век). Упоминая последнего, говорят, что тот изначально строил именно крепость.

Как бы то ни было, в конце XVI века тихую обитель облюбовал Борис Годунов. «Только с 1586 по 1591 год монастырь получил от Годуновых одну тысячу рублей и несколько сел с землями.

В результате пожертвований одних лишь Годуновых, земельный фонд монастыря вырос вчетверо, и к 1600 году обитель владела более чем 400 селами, став четвертым среди всех российских монастырей-землевладельцев», — пишут Евгений Арсюхин и Наталья Андрианова.

Во время смуты монастырь играл особую роль. Здесь рассчитывал укрыться в случае возможных политических неудач Борис Годунов, предварительно как следует, укрепив «свое убежище» и обеспечив его перестройку в камень. В стенах обители прятался Лжедмитрий II, известный еще как Тушинский вор. В монастыре отыскали Михаила Романова с матерью, и именно здесь его «уговаривали» на царство.

Монастырь в XVI-XVII веках мало напоминал скромное поселение отрешенных от мирской суеты иноков.

Совет

Его территория была ограничена стенами высотой 6 метров (Михаил Романов позже приказал увеличить до 11 метров) и толщиною 5 метров и длиной почти 520 метров (после воцарения Михаила — 826 метров) с 8-ю башнями.

Стены были приспособлены под установку пушек, а в башнях сосредотачивались оружейные и пороховые склады. А ведь монастырь защищали и естественные преграды Волга и Святое озеро.

На территории монастыря помимо таких исключительно религиозных построек, как Троицкий собор со звонницей, Архиерейский и Братский корпуса и Богадельни, находились палаты бояр Романовых, кузница, житный двор. А еще в XVIII веке обнаружилось, что постройки монастыря соединены подземным ходом, который в XIX столетии вновь затерялся.

Сегодня Ипатьевский монастырь — город-музей. Историческую и культурную ценность представляют и его окрестности. Здесь расположен музей деревянного зодчества.

Весьма любопытны прогулки по Богословской слободе и вдоль Святого озера.

Самое главное преимущество монастыря и его окрестностей заключается в том, что он все-таки сохранился, чего не скажешь о центральных крепостях. И весьма неплохо.

Источник: https://turfront.ru/pub-74

Гтрк кострома: колокольню успенского собора костромского кремля восстановят за 2 года

18 февраля 2016 г.

К работам строители приступят, как только сойдет снег. Сегодня журналистам представили проект воссоздания святыни.

Вот так будет выглядеть Костромской кремль. Большая часть его строений была взорвана в 1934 году. На восстановление святыни минувшим летом Благословение дал Патриарх Московский и Всея Руси  Кирилл во время визита в Кострому.

Все расходы на строительство взял на себя известный российский меценат Виктор Тырышкин. К работе по воссозданию Кремля подключились ведущие архитекторы и реставраторы России. Алексей Денисов реконструировал Храм Христа Спасителя.

Татьяна Каменева работала над Андреевским тронным залом Большого кремлевского дворца в Москве. Все они говорят, что работа над нашим  Кремлём во многом облегчена благодаря кропотливому труду  костромских краеведов – сохранивших фотографии и чертежи построек.

Комплекс должен получиться точно таким же, каким его строил русский архитектор Степан Воротилов в 18 веке.

Татьяна Каменева, профессор московского архитектурного института: «Сохранились и проекты, и очень хорошие фотографии. Сейчас новые технологии позволяют рассчитать все высоты, какими они были. И поэтому я уверена, что параметры будут определены правильно».

Строители планируют полностью воссоздать храмовый комплекс Кремля к концу 2020 года. Начать работы намерены в апреле. Первым объектом станет колокольня Успенского собора. Вот так она выглядит в компьютерной графике. Все необходимые документы на строительство уже готовы. Часть работ будут вести костромские строительные компании.

Материал – кирпич и бетон – тоже будет использоваться местный. По замыслу архитекторов, в конструкцию колокольни будут вмонтированы два лифта грузоподъемностью 1 тонна. Они уже заказаны в Греции. Лифты будут доставлять желающих на смотровую площадку на высоту 43 метра. В планах воссоздать и куранты, и колокола.

Кремль станет одной из главных туристических достопримечательностей Костромы.

Сергей Ситников, губернатор:  «Если смотреть прагматично, это будет объект, который будет привлекать туристов. Но хочу вернуться к тому, что у города будет объект, который обеспечит выстроенность центральной части города, в том виде, в котором его видели наши предки. Это то, что мы обязаны сделать».

Центральный парк, как во время строительства, так и после открытия Кремля для посещений, останется парком с бесплатным входом для всех желающих. Памятник Ленину тоже останется на месте. В мирном существовании разных мировоззрений власти видят историческую справедливость. 

Источник: http://gtrk-kostroma.ru/news/2016/02/18/kolokolnyu-uspenskogo-sobora-kostromskogo-kremlya-vosstanovyat-za-2-goda-ngGmQu3W4E1kCBDeI_hZm3lA.aspx

Кострома возвращает свое лицо: Костромской кремль восстановят к 2020 году

Кострома, 12 октября 2017, 13:53 — REGNUM  Менее чем через 3 года в Костроме может быть восстановлен один из ее наиболее знаменитых символов — Костромской кремль. Комплекс зданий будет состоять из двух соборов и колокольни. ИА REGNUM предлагает вашему вниманию фоторепортаж с места строительства.

Сейчас в центре Костромы на холме около Волги строится Богоявленский собор. Согласно проекту, его колокольня будет высотой в 64 метра — почти в два раза выше, чем расположенный неподалеку главный символ города Костромы — пожарная каланча.

В колокольне на высоте 43 метров планируется открыть смотровую площадку — посетителей туда будут доставлять 2 лифта. Они уже доставлены в Кострому и ждут установки на одном из складов. Своей очереди ждут и отлитые в Тутаеве 12 колоколов, наиболее крупный из которых весит 16 тонн.

Обратите внимание

Строительство ведется исключительно на спонсорские средства. Главный меценат — президент ООО «Корпорация ВИТ» Виктор Тырышкин. Цена проекта составляет более 2 млрд рублей. Для строительства будет использовано более 1,2 млн кирпичей. Сдать храмовый комплекс планируется к 2020 году.

Историческая справка

Точная дата создания Костромского кремля неизвестна, предположительно, начало строительства пришлось на XV век. К XVII веку это было мощное оборонительное сооружение.

«Из церковных зданий в кремле имелись: каменный Успенский собор, другой каменный же собор — Троицкий, Крестовоздвиженский мужской монастырь (в 1681 году обращенный в женский), деревянные храмы и колокольня. Кроме того, в кремле располагались казенные здания и принадлежащие дворянам дома», — отмечается на сайте костромского кремля.

9

Григорий Михайлов © ИА REGNUM

Кстати, один из упомянутых дворянских домов принадлежал Ксении Ивановне Шестовой-Романовой, в монашестве — великой инокине Марфе, матери царя Михаила Феодоровича — первого царя из рода Романовых. В 1612—1613 году Романов укрывался в расположенном в 2,5 км Ипатьевском монастыре, откуда 19 марта 1613 года отправился в Москву — венчаться на царство.

Свою фортификационную ценность Кремль потерял в 19 веке. После окончания войны с Наполеоном пушки убрали, оборонительные валы срыли.

7

Григорий Михайлов © ИА REGNUM

До 1929 года в Успенском соборе кремля хранилась Федоровская икона Божией матери, а также знамена ополчений 1812 года. В 1913 году кремль посетил Николай II во время своего визита в Кострому. Кремль хорошо виден на этой видеозаписи, снятой во время визита императора.

В 1929 году соборный ансамбль кремля был закрыт, в 1934 году — взорван.

5

Григорий Михайлов © ИА REGNUM

Восстановление костромского кремля

Решение об уничтожении советские власти объясняли ветхостью строений, а также следующим обстоятельством:

«Нахождение церковных зданий среди парка, единственного в городе места для массовых гуляний, рядом с памятником вождя мирового пролетариата т. Ленина и зданиями текстильного института, оскорбляет чувства свободной от религиозных предрассудков массы трудящихся, совершенно не соответствует плану этой части города и препятствует правильной планировке парка».

(Постановление Президиума Костромского городского совета, 1933 год).

Здания были уничтожены серией взрывов. Кирпич, щебень и церковные чугунные плиты использовали в строительстве льнокомбината. На месте разрушенных зданий была открыта танцевальная площадка. За последующие 80 лет никаких капитальных строений на месте кремля построено не было.

2

Григорий Михайлов © ИА REGNUM

Восстановление костромского кремля

Читайте развитие сюжета: Летом 2018 года Костромской кремль украсят 3 колоколами

Источник: https://regnum.ru/news/2333139.html

Костромской кремль. Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России

Изучением его истории костромские краеведы уже занимались. Наиболее значительными, на наш взгляд, представляются исследования П. Островского и И. Баженова, опубликованные в дореволюционный период. 

В документальных фондах Костромских архивохранилищ и, особенно, в документах Государственного архива Костромской области имеется немало ценных и интересных сведений по истории костромского кремля, еще не опубликованных и не изученных. Так, в 1976 г.

в фонде Губернской ученой архивной комиссии было выявлено неизвестное костромским историкам и краеведам описание кремля, составленное в 1679 году, интереснейший документ XVII века.

Существует мнение о том, что уже первоначальное поселение, находившееся на территории теперешней Костромы, имело деревянные укрепления: стены и рвы.

 В 1237 году татарские полчища хана Батыя, разгромив многие города Владимиро-Суздальской земли, дотла сожгли и Кострому.

После этого город стали заново строить на левом берегу Волги при великом владимирском князе Ярославе Всеволодовиче (1238—1246). Есть основания считать, что в 60–70-х годах XIII века было положено основание костромскому кремлю на левой луговой части берега Волги.

Это объясняется и тем, что в 1272 году костромской князь Василий Ярославич (последний, девятый, сын Владимирского князя Ярослава Всеволодовича) вступил по праву старшинства на великое Владимирское княжение и в течение пяти лет, до его смерти, Кострома являлась столицей великого княжества.

Важно

Находился кремль первоначально на берегу реки Сулы (примерно на месте пересечения нынешней улицы Пятницкой с улицей Островского).

Ко второй половине XIV века Костромской кремль стал уже сильной для своего времени крепостью, являлся одним из пограничных форпостов Московского княжества. За стенами его нашел себе надежное укрытие от войск хана Тохтамыша в 1382 году2 великий князь Дмитрий Донской с семьей. В 1408 году великий князь московский Василий Дмитриевич скрывался в Костроме от набега хана Эдигея3.

Во время междоусобной войны, которую вел великий московский князь Василий Васильевич с галичским князем Юрием Дмитриевичем в 1433 г.4, и позднее, в 1448 г., когда московский князь боролся с князем Дмитрием Шемякой5, Кострома, окруженная крепостными стенами, также служила оплотом московскому князю.

 Имеются сведения о том, что старый кремль сильно пострадал во время пожара 1413 года.

Административный центр Костромы вместе с крепостью стали восстанавливать примерно в 1416 году, но уже на новом, возвышенном месте (в районе теперешнего парка культуры и отдыха).

Крепость на возвышенном месте было легче защищать от врагов; кроме того, кремль подняли выше по берегу Волги, который часто затоплялся в весеннее время.

 И кремль снова не раз играл роль боевой крепости, защищал жителей от врагов. В 1539—1540 гг. город дважды пытались взять татары, но были разбиты костромским ополчением.

 В «смутное время» стены кремля выдержали не одну осаду со стороны польских захватчиков. В 1608 году ополченцы русских северных городов загнали интервентов в Ипатьевский монастырь. В июне 1609 году польский воевода Лисовский пришел их выручать с большим отрядом.

Совет

Костромичи так и не дали переправиться Лисовскому с правого берега Волги на левый, сражая врагов меткой стрельбой из пушек со стен кремля. «И как шли воровские поляки к Костроме, а государевы люди из-за Волги, с Костромского кремля из «большого наряда» (т. е.

из пушек) побили их много» — говорится в летописи.

 Архитектурным центром «старого города» являлась соборная группа, состоявшая из каменных соборов: Успенского и Троицкого, и зданий Крестовоздвиженского монастыря.

Схема костромского кремля Другие города, CC BY-SA 3.0

На случай осады в кремле существовал специальный тайник-колодец: «Тайник от воды в город до улицы, длина 13 сажен, поперек в тайнике 2 ¼ сажени, а в дверях 1 ½ сажени»1.

Мысль о том, что костромской кремль в XVI в. — начале XVII в. являлся сильной военной крепостью, лишний раз подтверждается тем, что в «старом городе» стояло около двухсот так называемых «осадных дворов».

Их хозяева, князья Волконские, Мстиславские, Куракины, Барятинские2, бояре Шереметьевы, Салтыковы и другие, жили в Москве, но в случае войны или иной опасности могли найти себе надежное убежище за стенами костромского кремля.

Большинство жителей Костромы жило вне кремля и перебиралось туда только в случае опасности. Но в 1619 году жители Костромы построили «новый город», который крепостными стенами связывался со «старым», примыкая к его северной стороне и вытягиваясь неправильным прямоугольником в северном направлении до реки Сулы (примерно, до нынешней Пятницкой улицы).

Башни в Кремле стояли шестистенные или восьмистенные, шириной от четырех до шести саженей, высота их достигала шести саженей. Три башни имели проезжие ворота: от Спасской дорога вела к Ипатьевскому монастырю, от Ильинской лежал путь на Галич, от Водяной — к Волге. Пять башен имели караульные чердаки.

Один из «осадных дворов» в то время принадлежал царской фамилии. Видимо, при царском дворе имелся небольшой искусственный водоем для рыбы: «Из того тайного колодца идет вода в две трубы великого Государя в рыбный сад, а кругом того саду идет в реку Волгу». Длина крепостных стен «старого кремля города» по мере кругом в пряслах и башнях 549 сажен с полсаженью» (т. е. около 1,170 м).

 Но неоспоримо и то, что к концу XVII в.

Кострома уже теряет свое значение боевой крепости и пограничного форпоста Москвы, Это объясняется тем, что Россия к этому времени уже значительно окрепла как централизованное государство, новые границы ее пролегли на большом расстоянии от центра страны и были укреплены другими крепостями. Правительство к 70-м годам XVII века перестало выделять средства на укрепление и содержание костромского кремля, посчитав, что эта крепость утратила для России свое оборонное значение.

Обратите внимание

Шли годы. Костромской кремль изменял свой облик, планировку расположения строений и крепостных сооружений. Он страдал от пожаров, которые уничтожали не только деревянные постройки, но и немногочисленные каменные здания. Так, в 1654 году обгорел Успенский собор, сгорели и «осадный двор» царской семьи и монастырские дворы. В 1678 году сгорели кельи Крестовоздвиженского монастыря.

Катастрофическим оказался пожар 1773 года, во время которого сгорели все деревянные постройки и крепостные сооружения и «старого города» и «нового города», снова обгорел Успенский собор, сгорело 5 приходских церквей, лавки, амбары, а также множество жилых домов на посаде.

В начале XXI века Костромской кремль напоминает пустырь Ghirlandajo, GNU 1.2

После пожара генеральный план застройки Костромы был утвержден правительством в 1781 году. По этому плану все частное строительство на месте бывшего кремля запрещалось.

 В 1814 году были сняты с крепостных валов последние пушки, а в 1817 г. по распоряжению губернатора были срыты и сами крепостные валы вокруг бывшего кремля.

Источник: https://golden-ring.drugiegoroda.ru/attractions/17161-kostromskoj-kreml/

Ссылка на основную публикацию