Собор успения пресвятой богородицы (владимир), россия, город владимир

Владимирский успенский собор – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в.

Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии.

Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь

В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Древний кафедральный собор

После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году “

заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день…”. В 1160 году собор был уже отстроен: “Того же лета создана бысть святая Богородица… благоверным… князем Андреем…

и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_” летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии.

Обратите внимание

С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

В 1176 году собор был жестоко разграблен Ростиславичами. Храм вновь сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара.

В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы.

Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново пострена алтарная часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно освящен епископом Ростовским Лукой. В 1193 году собор снова пострадал в городском пожаре.

С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей – “гробницей”. Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. При землетрясении во Владимире в 1230 году Успенский собор не пострадал. В 1237 году галереи были расписаны.

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

В этот период в соборе совершалось возведение на Владимирский великокняжеский престол – в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский. В 1280 году был проведен ремонт собора.

В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубеже XIII–XIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя, собор был покрыт оловом.

Важно

Митрополит Всероссийский, святитель Петр, в 1325 году переселился из Владимира в Москву.

Соответственно, в 1395 году туда была перенесена Владимирская икона Божией Матери, в 1428 году возведение на великокняжеский стол стало совершаться в Москве, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. За исключением 1352-1354 годов, собор утрачивает роль кафедрального храма вплоть до XVIII века.

Храм Московской епархии

В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году “повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев“.

В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами.

В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

В начале XVII веке собор находился в запустении: “птицы внутри его во множестве вили свои гнезда“. Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок.

Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас.

Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные.

Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

Кафедральный собор в Синодальный период

В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс.

рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского.

Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре.

Совет

Новый иконостас был сооружен за 2000 рублей осташковскими резчиками Степаном и Калистратом Бочкаревыми, а вызолочен и раскрашен – казенным мастером Семеном Золотовым. При этом обветшавший рублевский иконостас был разобран и продан в село Васильевское Шуйского уезда, рублевские фрески затерты известью при побелке.

Иконы нового пышного трехярусного иконостасаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним. В 1776 году была устроена каменная соборная часовня.

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы.

В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А.

Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора.

Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов.

Обратите внимание

С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись.

Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

Новейшее время

После 1917 года собор был закрыт и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался [1].

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение.

С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками.

Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

Владимирский Успенский собор. Фото Даниила Булатова, 2008 г.

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа.

Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу.

Важно

Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы – 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком.

Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы.

Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону.

Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами.

В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле “елизаветинского барокко”. Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле.

Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Совет

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные – третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Настоятели, ключари

За историю собора иногда Владимирские владыки являлись его настоятелями, а непосредственное ведение собором было поручаемо ключарям. В другие периоды настоятелями назначались особые священнослужители.

Читайте также:  Спасский собор андроникова монастыря, россия, город москва

Ключари

  • Сщмч. Патрикий (? – 3 июля 1411)
  • Александр Виноградов (1880 – 1893)

Настоятели

Святыни

Некрополь

Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев.

Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши – аркосоли в стенах Всеволодовских галерей.

Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

  • Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)
  • Александр Виноградов, прот. (+ 1908)
  • Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)
  • Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)
  • Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)
  • Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)
  • Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)
  • Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)
  • Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)
  • Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)
  • Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)
  • Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

См. также

Использованные материалы

[1]  http://www.vladpalomnik.ru/page/sacred-place/vladimir/sights…ral

[2]  Письма архиепископа Владимирского и Суздальского Онисима (Фестинатова) к святителю Афанасию Ковровскому // Вестник ПСГТУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2006, вып. 4 (21), с. 114

Источник: https://drevo-info.ru/articles/17302.html

Церковь Успения Богородицы во Владимире

Адрес: Россия, Владимир, улица Большая Московская, 106-А
Начало строительства: 1644 год
Окончание строительства: 1649 год
Координаты: 56°08'00.7″N 40°25'22.2″E

Храм Успения Богородицы, расположенный по ул. Большая Московская, 106-А, построен на месте деревянной церкви в 1644 — 1649 годах. Средства на строительство церкви предоставили зажиточные владимирские купцы Денисовы и Сомовы, о чём свидетельствует надпись, высеченная на одном из камней на западной стене здания.

Церковь Успения Богородицы была одной из нескольких, окружавших главную площадь древнего посада. В этой части города, за пределами городских ворот селились разбогатевшие ремесленники и мелкие торговцы, положившие начало купеческим династиям дореволюционного Владимира.

В облике Богородице-Успенской церкви отразились традиции народного зодчества, позволяющие представить, какими были вкусы заказчиков и мастерство исполнителей. До 1725 года при церкви существовал Успенский монастырь, основанный ещё в XII веке в княжение Андрея Боголюбского.

В 1754 году храм стал домовой церковью духовной семинарии. В 1955 — 1981 годах церковь отреставрировали по проекту зодчего А. В. Столетова, восстановив её в первоначальном виде. Реликвией церкви являлся колокол 1650 года с надписью о вкладчиках, профинансировавших возведение обители.

К сожалению, он был утрачен в 1928 — 1929 годах, когда большевистская власть начала борьбу за уничтожение церковных колоколов. Но ещё в 1923 году Богородице-Успенская церковь была внесена в реестр исторических храмов, что спасло её от возможного сноса.

В настоящее время храм передан общине старообрядцев.

Церковь Успения Богородицы — яркий образец посадского храма

Большинство исследователей сходятся во мнении, что Богородице-Успенская церковь принадлежит к самым значительным памятникам владимирской архитектуры XVII века. Устремлённое ввысь здание с пятью луковичными главами величаво возвышается над р. Клязьмой и выделяется на фоне городской застройки.

Храм на редкость наряден и красив, его декор выполнен в духе московских и ярославских церквей той же поры. Куб главного объёма завершён пышным венком из килевидных и циркулярных кокошников. Примыкающая к церкви крытая галерея (гульбище) и три крыльца, выступающие вперёд на гранёных столбах, создают живописную объёмную композицию.

Обратите внимание

С запада к храму пристроена шатровая колокольня. Первоначальные интерьеры Успенской церкви утрачены, но об их узорчатости дают представление хранящиеся во Владимирском музее «тощие свечи». Это полые цилиндры из воска, стоящие на высоких белокаменных пьедесталах. На поверхность цилиндра горячим способом нанесены цветные узоры, поражающие красотой и сочностью красок.

По верху «тощей свечи» славянской вязью вьётся надпись, увековечившая имена «гостиных и промышленных людей», создателей храма.

Рейтинг достопримечательности

Богородице-Успенская церковь во Владимире на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/303-bogoroditce-uspenskaia-tcerkov-vo-vladimire

Старообрядческий храм Успения Пресвятыя Богородицы. Владимир (РПСЦ)

Храм Успения Пресвятыя Богородицы Русской Православной старообрядческой церкви.

Памятник федерального значения. Самый значительный памятник владимирской архитектуры XVII века.  Еще в XII веке князь Андрей Боголюбский основал здесь Успенский монастырь, просуществовавший до 1725 года. Храм сооружен на месте деревянной церкви в 1644-1649 годах на средства богатых владимирских купцов Денисовых и Сомовых.

Об этом гласит храмозданная надпись, сохранившаяся на каменной плите на западной стене здания. В 1754 году храм был превращен в домовую церковь духовной семинарии . В 1955-1981 годах церковь была реставрирована по проекту архитектора А. В. Столетова и приобрела, в основном, первоначальные формы.

Пятиглавый, трехапсидный храм относится к типу широко распространенных в XVII веке посадских церквей. Вместе с примыкающими к храму с севера и запада галереями (гульбищем), тремя выступающими вперед крыльцами на граненых столбах, шатровой колокольней с запада, постройка имеет довольно живописную объемную композицию.

Верх храма пышно увенчан килевидными и циркулярными кокошниками. Нарядный убор храма близок по духу московским и ярославским храмам той же поры. Достопримечательностью церкви являлся колокол 1650 года с надписью о вкладчиках-строителях храма. Он был утрачен во время уничтожения колоколов в 1928-1929 годах.

Уже в 1923 году Богородицкая церковь была включена в список исторических храмов, принятых на учет, и таким образом уцелела.

В советское время храм служил хранилищем фондов Владимире-Суздальского музея заповедника.

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Владимир

Из книги Ермаковой С.О. Владимир и Суздаль.( – М.: Вече, 2005. Стр. 96-97) мы узнаем, что храм был одним из нескольких, окружавших когда-то центральную площадь древнего посада.

Важно

У входа в церковь лежит камень с высеченной на нём надписью, гласящей, что построена церковь в 1649 г.

«тщанием и трудами Владимирцев гостиной сотни Патрикея, Андрея, Григорья Денисовых детей Родионова с своими племянники, да володимерцев посадских людей Василия Обросимова сына Хмылова, Семиона сына Сомова в вечные блага…».

Согласно архивным данным, это были разбогатевшие ремесленники и мелкие торговцы, ставшие родоначальниками купеческих династий Владимира.

Церковь Успения дает возможность представить, какими были вкусы заказчиков и мастерство исполнителей. Храм возвышается на той же кромке городских ворот, что и белокаменные соборы зодчих XII в.

Богородицкая церковь отличается высокими пропорциями и пятью луковичными главами. Её хорошо видно с Клязьмы и из Среднего города.

Храм был простроен со своей трапезной и колокольней. Под железной кровлей сохранились первоначально созданные ярусы кокошников, придающие храму нарядный вид.

Главы церкви были покрыты деревянным чешуйчатым лемехом, приобретавшим со временем серебристый цвет. Открытая аркада паперти окружала храм с северной и западной сторон. Самое нарядное крыльцо выходило на северную сторону, а глава трапезной была крыта зелёной черепицей.

Храм был построен очень талантливым зодчим, особенно ярко его дарование проявилось в композиции церковной колокольни. Ярус звона задуман исключительно изысканно: вытянутые узкие оконца, изящные арки и своеобразные диагональные грани отличают шатёр колокольни, служащий прекрасным резонатором звона.

При церкви долгие годы существовал небольшой монастырь, что способствовало обрастанию здания храма различными постройками, группировавшимися вокруг него. Всё вместе создавало неповторимый живописный ансамбль с серебристыми и зелёными навершиями построек, которые так любили древнерусские мастера. Согласно старинной описи, интерьер храма был весьма наряден и красочен.

Совет

Стены паперти покрывала цветистая роспись. Возле северного и западного входов сохранились её фрагменты. В трапезной красовались две печи, искусно облицованные нарядными узорчатыми изразцами. Внутренне помещение храма было тоже просторным и светлым.

Образа иконостаса обрамляли ленты тиснёного серебра, а резные Царские врата были украшены сусальным золотом и отделаны серебром.

Имена зодчих и строителей храма увековечены в так называемых тощих свечах. Они представляют собой полые восковые цилиндры, стоящие на высоких белокаменных постаментах.

На поверхность цилиндров горячим способом нанесены узоры цветным воском. Орнамент, выполненный рукой древнего мастера, поражает красотой и звонкостью цвета.

По верху цилиндра славянской вязью вьётся надпись, прославляющая богатство «гостиных и промышленных людей».

Архитектура и убранство Богородицкой церкви наглядно доказывают, что купечество провинциальных городов XVII в. не осталось в стороне от небывалого взлёта народного творчества, бившего ключом в крупнейших городах того времени.»

В начале 1990-х годов храм передали общине старообрядцев. 9 июля 1995 года он был освящен предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Алимпием.

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Владимир

Источники: Соборы.ру, Интернет-энциклопедия «Виртуальный город Владимир», фото

Местоположение: Россия, Владимирская область, г. Владимир, ул. Большая Московская, д. 106 А

Источник: http://navigator.starove.ru/item/staroobryadcheskij-hram-uspeniya-presvyatoj-bogoroditsy-vladimir-rpsts/

Собор Успения Пресвятой Богородицы (Успенский собор) – службы в церкви «Помни Всегда»

ДУХ СВЯТОЙ, ПО ОБЕТОВАНИЮ СПАСИТЕЛЯ, ПРЕБЫВАЕТ В ЦЕРКВИ И ПРЕБУДЕТ ТАМ ДО СКОНЧАНИЯ ВЕКА

отец Петр Смирнов

Успенский собор во Владимире… трепещет и возвышается душа, когда смотришь на это белокаменное рукотворное чудо на соборной площади города Владимира – древней столице Северо-Восточной Руси. Этот великолепный храм является выдающимся памятником древнерусской архитектуры, посвящённым иконе Владимирской Божьей Матери.

Чудотворная сила Богородицы не раз защищала народ владимирский от нашествий вражеских, и тому есть достоверные исторические свидетельства. Белокаменный Успенский собор во Владимире был заложен благородным князем Андреем Боголюбским, как памятник истинной православной вере.

Здесь, в далёкие времена проводилось венчание на княжение, благословлялись воины идущие на битву, свершали молитвы простые прихожане и проезжий люд.

Обратите внимание

Бедствия, варварские расхищения и пожары не раз обрушивались на это святое место, но всегда храм возрождался к жизни милостью Божьей и мирскими стараниями людей.

Так великий собор был сожжён монголо-татарами в 1238 году, погибло множество православных со своими семьями, которые предпочли смерть позорному плену.

От огня пострадало всё внутреннее благолепие храма, но сохранился чудотворный образ Богородицы, и гробница благоверного князя Георгия не была повреждена огнём, что является истинным чудом божьим.

Даже в разрушенном виде, Успенский собор во Владимире долгое время служил объединяющим духовным центром пленённой татаро-монголами Северо- Восточной Руси.

Впоследствии он был восстановлен и вновь засиял благодатной силой, проявившей свой знак в нетлении святых мощей, хранящихся в храме: мощей Андрея Боголюбского и его сына – святого князя Глеба. Святых останков владимирских князей, мученически погибших при пожаре, но не изменивших Родине своей, мощей великих епископов и богоугодных архиереев. Тысячи богомольцев стекались из разных уголков страны на поклонение этим нетленным святым реликвиям. Новоустроенный пятиглавый Успенский Собор во Владимире был освещён во имя Святого Благоверного князя Георгия 15 октября 1860 года.

«О смягчении злых сердец» поставить свечу перед иконой Владимирской Божией Матери

Перед образом Владимирской Божией Матери принято возжигать свечи с молитвою об усмирении всяческой вражды, от раздора семейного и смуты.

Этот образ святой относится к иконам Елеуса (Умиление) и помогает верующим в случае принятия жизненно важных решений, особенно – перед вступлением в таинство брака, ибо брак по православным канонам считается маленьким государством в большой державе, где не место смутам и раздорам. Молите о счастье Богородицу и возжигайте свечи перед образом святым.

Так же, возносят молитвы и ставят свечи пред иконой Владимирской Божией матери за помощь в исцелении разных болезней, а особо – кардиологических и глазных. Сама сущность образа святого символизирует прозрение, как физическое, так и духовное.

«За упокой» поставить свечу перед иконой «Успение Богородицы»

Важно

Образ святой – “Успение Богородицы” входит в состав праздничного ряда иконостаса Успенского собора во Владимире.

Поставьте свечу «за упокой» с молитвою за безвременно усопшего близкого вам человека и да ублажит пламя свечи вашей его душу и наполнит её радостью.

Ведь пламя церковной свечи, зажжённой в православном храме – это отблеск Божественного света, озаряющего души людские. Мы не можем осознать это чудо человеческим разумом, можем лишь полагаться на Божественное с великой верой в возрождение в жизни вечной.

«О защите от злодейства» поставить свечу перед иконой и мощами Благоверного княза, Андрея Боголюбского

Сама Пресвятая Богородица отметила благостью своею князя великого, Андрея Боголюбского, явив пред ним свой светлый облик и повелев построить храм в Её честь. Так стараниями канонизированного ныне Андрея Боголюбского, ещё при жизни прославившегося своей святостью, началось духовное возрождение города Владимира.

Читайте также:  Икона божией матери казанская каплуновская

Погиб мученической смертью православный князь от рук близких друзей своих, которым доверял безмерно. И мы, чтя память великого праведника, ставим свечи с молитвою искренней пред образом его и нетленными мощами, испрашивая защиты от злодейства всякого и от происков лукавых врагов наших.

Кроме этого, великую исцеляющую силу имеют мощи его нетленные, пред которыми падают ниц верующие и возжигают свечи в молитве смиренной.

Собор Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, помимо своего божественного назначения, имеет великую историческую ценность.

Это храм – музей, где находятся бесценные сокровища: великолепные иконы и росписи знаменитых иконописцев: преподобного Андрея Рублёва и Даниила Чёрного, фрагменты композиций из «Страшного суда», верхняя часть сцены «Введение Святой Богородицы во Храм», фрагменты сцен из жизни святых: «Крещение», «Шествие праведных в Рай», «Сошествие Святого Духа» и множество иных фресок и росписей, сохранившихся в этом святом месте с древнейших времён. Успенский собор во Владимире, проводит грандиозные святые богослужения, посвящённые великим церковным праздникам. В дни, отличные от богослужений, храм принимает организованные экскурсионные группы для показа уникальных церковных реликвий и произведений древнерусского искусства. Но (!) особую духовно-историческую ценность имеет святой некрополь Собора Успения Пресвятой Богородицы во Владимире, где с миром покоятся великие князья, архиепископы и архиереи, а в инкрустированных серебром раках просторных галерей храма с благоговением хранятся их нетленные мощи, рядом с которыми неоднократно происходят чудеса. Здесь же нашёл своё упокоение, основатель Успенского собора во Владимире, князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха и сын Юрия Долгорукого, промыслом Божьим не раз спасаемый от гибели в сражениях и после мученической смерти своей от рук предателей, причисленный к лику Святых. Искренняя молитва в храме, овеянном благодатью Божьей Матери, имеет величайшую чудотворную силу. Меркнет пред этой великой силой вся тщетность суеты мирской и снисходит на молящегося человека Материнская Благодать Святой Девы. Служители проекта: «Помни Всегда» с благоговением относятся к чудесам, издревле присущим этому святому месту и принимают прошения на молитву и свершение церковных таинств в Успенском Соборе во Владимире. Молятся вместе с вами и возносят благодарности Богородице Владимирской за возможность оказать вам эту малую услугу.

Великое знамение предшествовало созданию Успенского Собора во Владимире, на это святое дело снизошло благословение самой Матери Божьей.

По преданиям далёкой старины, когда великую икону Богородицы, написанную на доске из стола, на котором трапезничала святая семья: Иисус Христос, Богородица и праведный Иосиф, везли на север, лошади, перевозившие святую реликвию, внезапно встали. Никакими силами их невозможно было тронуть с места, замена лошадей другими также – не помогла.

Тогда князь Андрей Боголюбский принялся усердно молиться и ему явилась Богородица, повелев оставить чудотворную икону во Владимире и устроить на том месте великий храм и женский монастырь в Её честь.

“Не хочу, чтобы образ Мой несли в Ростов, но во Владимире поставь его, а на сем месте во имя Моего Рождества церковь каменную воздвигни и монастырь”- так были изложены слова Богородицы духовником князя Андрея.

Совет

Ко всеобщему ликованию народа владимирского, князь вернулся в город с чудотворной иконой, названной в последствии Владимирской Божьей Матерью, и в честь её воздвиг Успенский Собор во Владимире, где мы с благоговением молимся, веруя в чудеса божественные и в божий промысел. По завету святой Богородицы во Владимире был создан Свято-Успенский женский монастырь, благодатной летописью вошедший в историю православной Церкви. Это чудо, вспыхнувшее из искры христианской веры, вызвало к жизни иноческой множество людей из различных областей России. Сейчас в стенах монастыря, помимо инокинь, находится приют и регентская школа.

Источник: https://sluzhba.pomnivsegda.ru/sobor_uspenija_presvjatoj_bogorodicy

Успенский собор во Владимире – режим работы 2019 и стоимость билетов, история и официальный сайт

еще фотографии →

Успенский собор – это главный кафедральный собор Владимирской епархии. Его история началась более 850 лет назад, когда он стал главным храмом Владимиро-Суздальской Руси. Успенский собор был свидетелем многих исторических событий.

Здесь великие князья венчались на княжество, а в трагические дни 1238 года жители прятались от воинов Батыя. В храме похоронены великие князья, в том числе Андрей Боголюбский и Всеволод Большое Гнездо, а также погибшие во время нашествия монголо-татар епископ Митрофан, великий князь Георгий и другие князья и княгини.

В Успенском соборе более 200 лет хранилась Владимирская икона Пресвятой Богородицы, привезенная князем Андреем из Вышгорода и позже отданная в Москву. По преданию, эту икону написал сам евангелист Лука.

Архитектура Успенского собора определила развитие зодчества Северо-восточной Руси на несколько столетий вперед. Храм стал примером сооружения многих московских построек, в том числе Успенского собора, созданного архитектором Аристотелем Фьораванти.

Адрес Успенского собора во Владимире

Владимир, ул. Большая Московская, 56.

Как добраться до Успенского собора во Владимире

Храм находится в самом центре города. От железнодорожного и автобусного вокзалов можно дойти пешком за 15-20 минут: пройти два квартала по Коммунальному спуску, до Большой Московской улицы. Повернуть налево и следовать по Большой Московской улице.

В пешей доступности находятся главные достопримечательности Владимира, например, Золотые ворота и Дмитриевский собор.

Режим работы Успенского собора во Владимире в 2019 г

Храм находится в совместном ведении русской православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Во время проведения служб вход в храм свободный. Храм открывается с утренней службой – обычно около 7 утра и закрывается с окончанием вечерней службы, обычно в 20:00.

Часы работы музея:

  • С 13:00 до 16:45
  • Выходной день – понедельник

Стоимость билетов в Успенский собор Владимира в 2019 г

В часы работы музея вход в Успенский собор платный и составляет:

  • Для взрослых – 150 руб.
  • Для детей до 16 лет – бесплатно
  • Для детей с 16 лет, студентов и пенсионеров (только граждане РФ и СНГ) – 75 руб.
  • Фотосъемка в храме запрещена!

Если время Вашего визита приходится на часы работы музея, то настоятельно рекомендуем взять билеты с экскурсионным обслуживанием. Они лишь немного дороже, но посещение этой уникальной достопримечательности Владимира, содержащей в себе, например, фрески знаменитого Андрея Рублева, станет намного интереснее. Стоимость посещения с экскурсионным обслуживанием:

  • Для взрослых – 300 руб.
  • Для детей до 16 лет – 150 руб.
  • Для детей с 16 лет, студентов и пенсионеров (только граждане РФ и СНГ) – 150 руб.
  • Для детей 7-16 лет – 100 руб.
  • Для детей до 7 лет – бесплатно.

Из истории

В 1157 году при князе Суздальском, Владимирском и Ростовском Андрее Боголюбском город Владимир-на-Клязьме стал столицей Владимиро-Суздальской Руси.

Покровительницей Руси всегда считалась Богоматерь, поэтому в центре Владимира Андрей Боголюбский решил возвести храм, посвященный Успению Богородицы.

Князь мечтал, чтобы Владимир по своему могуществу и богатству превзошел «матерь русских городов» – Киев и для возведения главного храма он пригласил мастеров со всего света. В город приехали архитекторы и иконописцы, ювелиры и золотильщики из Киева и Галича, Греции и Германии.

Обратите внимание

Первый камень в основание храма был заложен в 1158 году, в 1160 году строительство было закончено, а в следующем году была выполнена его роспись.

Когда со строения сняли леса, народ ахнул от изумления – на Руси еще никогда не было такой церкви. Как писал летописец, князь Андрей «украсил ее различными изделиями из золота и серебра», «драгоценными каменьями и жемчугом и всякими удивительными узорочьями», а три «больших иерусалима были сделаны из чистого золота и многоценных камней…”

Успенский собор при Андрее Боголюбском

Успенский собор по своим размерам не уступал Киевской Софии, его высота составила 32,3 метра (высота Софийского собора – 29 метров) и в нем одновременно могли находиться до 2000 человек.

Это был пятиглавый храм, построенный из белого известняка. Впервые в русском зодчестве на его фасадах были изображены львиные и женские маски, а также рельефные композиции:

  • Три отрока в печи огненной
  • Сорок мучеников севастийских
  • Вознесение Александра Македонского на небо.

Центральная глава была покрыта «червонным золотом», а во всем наружном облике и во внутреннем оформлении ощущалась устремленность вверх.

Главному храму Владимиро-Суздальской Руси Андрей Боголюбский пожертвовал огромные земельные владения и десятую часть княжеских доходов.

Прихожане входили в храм через порталы, двери которых были украшены золотом. Пол напоминал сверкающий ковер, выполненный из медных и цветных майоликовых плит.

Внутреннее убранство также блистало золотой отделкой, майоликой и росписью. Чувство радости, торжества и волнения испытывали прихожане во время службы – драгоценная утварь храма отражала блеск свечей, а над их головами, на хорах стоял князь и его окружение.

Перестройка Успенского собора

Уже через 15 лет после возведения храма в 1185 году при князе Всеволоде III Успенский собор серьезно пострадал от пожара – сгорели все деревянные конструкции, а стены были сильно повреждены. На этот раз на восстановление и перестройку храма не стали приглашать иностранных специалистов, все работы выполнялись русскими мастерами.

К храму Боголюбского строители пристроили боковые галереи так, что старое сооружение оказалось как бы внутри нового большого собора. Увеличилась алтарная часть, а по углам были установлены четыре малые главы. Храм стал пятинефным и более вместительным, его ширина составила 30,8 метра, длина без учета апсид – 30 метров. Теперь в нем могли находиться до четырех тысяч человек.

В ходе строительных работ убранство храма было не только восстановлено, но и стало более дорогим и красочным.

Важно

В феврале 1238 года во время нашествия монголо-татарского ига и взятия Владимира многие прихожане, княжеская семья и митрополит Митрофан укрылись в храме. Воины Батыя обложили церковь хворостом и подожгли ее, в результате укрывшиеся здесь владимирцы погибли от дыма и огня. Все реликвии и утварь храма были похищены.

Только к концу XIII века Успенский собор был восстановлен. В это же время с юго-западной его стороны пристроен придел Святого Пантелеймона (не существующий ныне).

В 1410 году полчища Орды вновь напали на город, они не только ограбили храм, но даже с куполов содрали золотое покрытие.

Согласно легенде, главные реликвии собора и драгоценности были надежно укрыты в тайнике внутри храма. Монголо-татары пытали священника Патрикия, но тот не выдал тайну хранения реликвий.

В 1536 году Успенский собор во Владимире вновь пострадал от пожара.

Фрески Успенского собора

Первая роспись была выполнена в 1161 году, но от нее сохранился лишь небольшой фрагмент, это два павлина с пышными хвостами, растительный орнамент и фигуры пророков со свитками в руках.

После пожара 1185 года роспись выполняется заново. От этих фресок, написанных в 1189 году, до наших дней дошло лишь несколько фрагментов.

В 1237 году, за год до монголо-татарского нашествия, живопись храма была вновь обновлена, но после грабежа, разорения и пожара большая часть фресок погибла.

После этих трагических событий почти два столетия Успенский собор стоял в запустении. В 1408 году храм был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Черным. В западной части легендарные московские мастера выполнили роспись композиции «Страшного суда», от которой до нашего времени сохранились отдельные изображения.

Фрески храма, созданные Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, являются главной ценностью Успенского собора. Кроме того, великие мастера написали иконы, составлявшие единый ансамбль с фресками храма.

Для справки: иконостас Успенского собора во Владимире состоял из икон деисусного, праздничного и пророческого рядов. Это был один из самых больших дошедших до нас иконостасов, соответствующий размерам храма. Так, деисусные иконы имеют высоту 3,14 метров.

В 1773-1774 годах старый иконостас из-за несоответствия вкусам екатерининской эпохи был разобран и вывезен в село Васильевское в Ивановскую область, а позже иконы были переданы в Русский музей и Третьяковскую галерею, где в настоящее время их можно увидеть.

Читайте также:  Казанский собор в санкт-петербурге, россия, город санкт-петербург

Для Успенского собора в конце XVIII века был создан новый иконостас, который сохранился до настоящего времени.

Совет

С тех пор Успенский собор еще несколько раз горел и подвергался разорению и, как следствие, состояние росписей стало плачевным. Поэтому в XVII веке патриарх московский Иосиф, родившийся во Владимире, послал мастеров для обновления живописи.

Большинство же дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Дальнейшая история

В 1810 году рядом с собором была построена стройная четырёхъярусная колокольня с высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту владимирского архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был сооружен Георгиевский придел, переходящий с севера в нижний ярус колокольни.

В 1888-1891 годах проведена научная реставрация Успенского собора, вернувшая ему первоначальный вид. Во многих местах была заменена облицовка стен, проведено восстановление утраченных на фасадах рельефов.

Официальный сайт Успенского собора во Владимире

Храм находится в совместном ведении:

В создание Успенского собора неизвестные мастера XII века вложили всю свою любовь и талант. Храм прошел через погромы и пожары, много раз восстанавливался, он овеян гением великих мастеров, среди которых Андрей Рублев и Даниил Черный.

Успенский собор является памятником архитектуры мирового значения. В настоящее время он находится в совместном ведении Русской Православной церкви и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, это одна из главных достопримечательностей Владимира. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт и работает как государственный музей.

Источник: https://TripGuide.ru/page_136.htm

Достопримечательности и святыни Успенского собора во Владимире

Недавно довелось побывать по служебным делам в древнем городе Владимире.

Было время осмотреть достопримечательности, и нам предложили посетить главную культовую достопримечательность города – Свято-Успенский собор во Владимире на Клязьме, краткое описание которого я и хочу привести ниже.

Я поделюсь впечатлениями об этом храме, его достопримечательностях, истории и святынях. А также расскажу, как лучше добраться, где можно остановиться и какое расписание служб в Свято-Успенском соборе Владимира.

Где находится Успенский собор во Владимире

  • Свято-Успенский кафедральный собор находится по адресу: город Владимир, улица Большая Московская 56.
  • Телефон +74922325201.

Добраться до Свято-Успенского собора можно на городском автобусе.

  • Если вы едете на маршруте 7С, 13С, 54, 55С или 56, следует выйти на остановке «Улица Муромская».
  • На маршрутах 1, 5, 12С, 15, 22, 25, 26, 28 или 152 нужно выйти на остановке «Площадь Соборная».

Режим работы и расписание богослужений

Свято-Успенский собор открыт для посещения с 7 до 20 часов.
Богослужения в храме проводятся каждый день:

  • в будние дни 7:30 начинается утренняя литургия;
  • в воскресенье и двунадесятые праздники в 6:30 начало ранней литургии, в 9:00 – поздней;
  • в 17:00 начинается вечернее богослужение.

Где рядом можно остановиться

Если вы планируете самостоятельный визит, а не вместе с организованной туристической группой, лучше позаботьтесь о жилье заблаговременно. Неплохие гостиницы в городе есть, но номера в них, как правило, забронированы экскурсионными фирмами.

Но если уж вы приехали посетить Свято-Успенский собор и решили остановиться на ночлег из бюджетных вариантов поблизости можно рассмотреть гостиницу «Застава» и хостел «ВАУ».

Из более дорогих подойдут отель «Орион», гостиница «Мономах» и отель «Русь».

История создания Свято-Успенского собора во Владимире

  1. История создания храма уходит своими корнями еще в X век, когда при Великом князе Владимире на этом месте была сооружена деревянная Успенская церковь.
  2. В 1158 году при князе Андрее Боголюбском был заложен каменный собор.

    Его строительство длилось три года, и уже в 1161 году он был освящен.

  3. Простоял собор немногим более двадцати лет, когда сильный пожар 1185 года уничтожил или сильно повредил большинство построек во Владимире.

    Храм был восстановлен и несколько расширен по указанию князя Всеволода Большое Гнездо и в 1189 году вновь освящен.

  4. В 1238 году во время нашествия войск Батыя в соборе заперлись последние защитники города вместе с княжеской семьей и духовенством.

    Монголы подожгли храм, и все находившиеся в нем погибли, хотя само здание серьезно не пострадало.

  5. Очередной этап расцвета собора относится к периоду конец XIV – начало XV веков.

    Тогда для его оформления князем Василием, сыном Дмитрия Донского, были привлечены Андрей Рублев и Даниил Черный. Отдельные фрагменты их фресок, в частности «Страшного суда», сохранились и до наших времен.

  6. На границе XVI – XVII веков собор приходит в упадок, и лишь в конце XVIII века, по повелению императрицы Екатерины II, посетившей Владимир, его начинают восстанавливать. В течение дальнейших веков собор неоднократно обновлялся и перестраивался. Последние значительные работы по реставрации здания были произведены в 80-х годах минувшего века.

Архитектурные и культурные достопримечательности Свято-Успенского собора во Владимире

Собор является шедевром русского зодчества. Его особенностью является то, что он объединяет в себе элементы архитектуры Руси домонгольского и более поздних периодов. Имеет пятинефную структуру.

Фрески Свято-Успенского собора во Владимире являются его основной достопримечательностью, это одно из немногих мест, где сохранились росписи Андрея Рублева в первозданном виде.

Святыни

  • Иконы Божьей Матери Владимирская, а также Боголюбская и Максимовская.
  • Мощи благоверного князя Андрея Боголюбского.
  • Свято-Успенский собор во Владимире хранит мощи святых, чьи деяния охватывают период от XIII до XX веков.

Свято-Успенский собор во Владимире на фото

Внешний вид Свято-Успенского Собора во Владимире.

Внутри Успенского собора во Владимире, на фото хорошо видны знаменитые фрески.
Иконостас Успенского собора во Владимире.

Успенский собор с высоты

Побывав в Свято-Успенском соборе Владимира и в других храмах России, испытываешь сильнейшее впечатление. С одной стороны, ты как бы соприкасаешься с историей, с некоторыми поколениями творцов храма и его прихожан.

Переживаешь с ними все их жизненные вехи. С другой стороны, потрясает грандиозность сооружения, а то, насколько продуманы все художественные детали, вплоть до мелочей. И, конечно же, фрески.

Только ради того, чтобы посмотреть на них, стоит посетить этот храм.

А у вас какие ощущения остались от посещения, прошу высказаться в комментариях.

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/vladimir/uspenskij.html

Свято-Успенский собор во Владимире

Возведением главного храма города в середине XII века занимались самые талантливые зодчие своего времени. Сегодня Успенская церковь во Владимире является обязательным пунктом экскурсионных программ, а её великолепие не оставляет равнодушным никого.

История постройки

Прежде во Владимире действовала церковь из дубового сруба, названная в честь Успения Пресвятой Богородицы. Упоминание о ней относится к 990 году.

Однако после того, как хранящаяся там икона Богоматери необъяснимым образом стала недвижимой, князь Андрей Боголюбский распорядился построить на берегу Клязьмы новый собор специально для святыни.

Как гласит Лаврентиевская летопись, закладка состоялась в 1158 году.

Свято-Успенский кафедральный собор во Владимире

Работы были окончены в 1161 году 30 августа. Тогда же и прошел чин освящения собора. Князь Андрей пожаловал церкви большие земельные угодья и сделал собор десятинным. Главной святыней храма стала Владимирская икона Богородицы.

Впоследствии Свято-Успенский собор подвергся разграблению представителями рода Ростиславовичей. А в 1185 году он пострадал от пожара. После этого князь Всеволод Юрьевич принял решение обнести здание высокими галереями. В 1189 году строительство завершили и увенчали углы малыми главами.

Чтобы соединить старое помещение с галерейным, в стенах прорубили арочные проходы.

Алтарную часть также обновили и ростовский святитель Лука освятил собор.

Пожар и восстановление

В 1193 году вновь случился пожар. Восстановление шло несколько лет. Постройка, которую возвели при Всеволоде, стала использоваться, как княжеская усыпальница. Роспись стен в галереях окончили в 1237 году.

С наступлением времен монголо-татарского ига собор дважды подвергался нападению врагов. При первом разграблении приняли мученическую смерть многие священнослужители и горожане, укрывавшиеся в стенах храма.

В 1252 году в соборе проходила церемония возведения на княжеский престол Александра Невского. Ремонт обветшавшего за много лет здания провели в 1280 году.

Позже сюда перевез свою резиденцию киевский митрополит Максим.

Обратите внимание

В период с XIII по XIV века к Успенской церкви пристраивались новые приделы, а в 1325 году митрополит Всероссийский Петр перебрался со своей резиденцией в Москву, где со временем стали проводить и коронацию на княжий престол.

Внутреннее убранство собора

С этого момента, за исключением нескольких лет, собор во Владимире утрачивает свой статус кафедрального до XVIII века.

К тому времени сооружение уже было в плачевном состоянии, но переломным моментом в судьбе церкви стало возведение в лик святых князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского.

В 1702 году правительство приняло на рассмотрение просьбу о реставрации и выделило средства на предстоящие работы. Однако в результате облик собора сильно исказился, а укрепить несущие конструкции не получилось.

Возвращение кафедрального статуса

Кафедральный статус вновь присвоили Успенскому собору в 1744 году при правлении императрицы Екатерины II. Царица выделила 14 тысяч рублей на ремонт. К работе приступило восемь артелей. 25 мая в 1774 году прошло освящение храма Владимирским епископом Иеронимом.

Со временем рядом с собором появилась колокольня, крещальня и часовня. Предпринимались попытки по раскрытию фресок, созданных Андреем Рублевым. К 1890 году удалось провести масштабные реставрационные мероприятия, в ходе которых всё-таки восстановили фрески, укрепили своды, сделали новое покрытие храма и его глав. Фасады облицевали новым камнем и обновили резные элементы.

Современное состояние

После прихода к власти коммунистов Свято-Успенский собор закрыли и разместили в нем музей научного атеизма. Однако в 1944 году от православных прихожан города поступила просьба о проведении богослужений в храме и она была одобрена. После этого церковь уже не закрывалась.

В настоящее время здесь проводятся экскурсии для туристических групп по предварительной договоренности. Перед праздниками проходят вечерние богослужения. Нынешнее техническое состояние собора контролируют специалисты.

Важно! Храм внесен в список мирового культурного наследия ЮНЕСКО и причислен к памятникам федерального значения Российской Федерации.

Крестильное помещение в настоящее время используется для хозяйственных нужд.

Описание архитектуры

Здание собора выполнено из белого тесаного камня. На крыше возвышается пять позолоченных куполов с ажурными коваными крестами. Помещение является пятизальным, пространственное решение представляет собой квадрат, образовавшийся благодаря пристроенным галереям. На пересечение стен — аркатурный колончатый пояс. Простенки между колоннами украшены фресками.

Иконостас Свято-Успенского собора

Молельня декорирована скульптурами в виде животных и людей. Проход в хоры храма пролегает через лестничную башню, примыкающую к западному пряслу.

Внешнюю лаконичность гладких стен разбавляют рельефы, перенесенные со стен святилища Андрея Боголюбского.

На юго-западной стороне собора расположены фигуры святых Артемия и Авраамия, стоящие на заиконостасных столпах.

Входные двери изготовлены из дерева с накладными декоративными элементами. Иконостас в стиле «елизаветинского барокко» с резными деталями и позолотой установили еще во второй половине XVIII века. Колокольня в классическом стиле с псевдоготическими нотами возвышается более чем на 70 метров.

Деятельность прихода и расписание богослужений

Посещение собора разрешено с 7:00 до 20:00 ежедневно за исключением понедельника. Проводить экскурсии можно с 13:00 до 16:45.

Участникам групп следует помнить о соблюдении некоторых правил при посещении церкви:

  • нельзя брать с собой собак;
  • нельзя вести разговоры по мобильному телефону;
  • запрещается курить и употреблять нецензурную лексику.

Богослужение в Свято-Успенском кафедральном соборе

Богослужения совершаются в здании храма и в часовне, куда привезли афонскую икону «Достойно Есть». Перед ней с понедельника по субботу проводятся службы в 11:00. По воскресеньям — в 12:00. В это время читается Акафист и освящается вода.

Реликвии и святыни Успенского собора

Среди святынь Свято-Успенского собора особое место занимают образы Пресвятой Богородицы — Владимирский, Боголюбский и Максимовский.

Помимо упомянутых чудотворных ликов Девы Марии, в Успенском храме можно найти иконы Авраамия Болгарского с частицей мощей и Апостола Симона.

Важно

Также к числу почитаемых реликвий относятся мощи благоверного великого князя Андрея Боголюбского, находящиеся в отдельной раке. В Некрополе внутри собора насчитывается более сорока захоронений. В усыпальнице покоятся богоугодники архиерейского и княжеского сословия. В галерейных стенах и под полом были оборудованы ниши для этих целей.

В храме почивают нетленные мощи муромского князя Глеба, праведного князя Георгия. Здесь же хранятся части мощей равноапостольного князя Владимира и благоверного князя Александра Невского.

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира

Расчистили фрески лишь в 1918 году. Из-за шара известковой побелки и безграмотной реставрации предыдущих лет сохранились только фрагменты изображений, созданных великим мастером Андреем Рублевым. Реставраторы констатировали, что большая часть фресок утеряна навсегда. Расчищенные эпизоды относятся к масштабной композиции «Страшного суда».

Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе

Престольные праздники

28 августа празднуется Успение Пресвятой Девы Марии. 9 августа почитается память Пантелеймона Целителя.

В храме также есть престолы благоверных Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского, Георгиевский и Чуда Архистратига Михаила в Хонех.

Как добраться

Владимирский Успенский собор находится по адресу: ул. Большая Московская, д. 56. До него можно доехать:

  • на рейсовом автобусе, идущем из Москвы;
  • на собственном автомобиле;
  • на поездах, отправляющихся с Курского или Ярославского вокзалов.

Непосредственно к церкви можно дойти пешком, попутно осматривая достопримечательности города.

За историю своего существования Свято-Успенский собор в городе Владимире пережил многое. Но до сегодняшнего дня он продолжает духовно окормлять своих прихожан, неся Слово Божие. Здесь каждый имеет возможность прикоснуться к истокам православной веры и проникнуться историей русской земли.

Успенский собор во Владимире

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/uspenskij-sobor-vo-vladimire.html

Ссылка на основную публикацию