Собор воскресения христова на крови, россия, город санкт-петербург

Храм Спаса на Крови, Санкт-Петербург: фото, история, описание

В холодном и туманном Санкт-Петербурге невозможно не обратить внимание на этот удивительный собор. Храм Спаса на Крови встречает туристов яркой и теплой красотой. Его пестрые купола кажутся игрушечными, нереальными. Древнерусский стиль здания словно бросает вызов вычурному барокко и строгому классицизму архитектуры северной столицы.

Собор отличается от других церквей и трагической историей создания, и первым применением некоторых строительных ноу-хау. Это единственный православный храм СПб, в котором просят не зажигать свечи: огонь может закоптить бесценные мозаики. Несколько раз здание было на волоске от разрушения, но чудесным образом оставалось целым.

Храм Спаса на Крови: всепобеждающая красота

Быть может, ангелом-хранителем стала душа убитого императора Александра ІІ. В память об этом русском царе и была построена церковь. Здание возвели на месте трагедии, которая произошла в 1881 году. Император Александр запомнился России как царь-реформатор, отменивший крепостное право. Брошенная под ноги бомба оборвала жизнь человека, который любил свою страну и заботился о благе народа.

Начатое в 1883 году возведение храма было окончено лишь в 1907 году. Церковь освятили и назвали собором Воскресения Христова. Возможно, поэтому от здания исходит такая жизнеутверждающая сила.

В народе же собор получил другое имя – храм Спаса на Крови. Совсем несложно понять, почему так называется церковь.

Обратите внимание

Аналогия между мученической смертью Спасителя и невинно убитым императором довольно прозрачная.

Судьба здания была непростой. В 1941 году советская власть хотела взорвать его, но помешала начавшаяся война. Попытки сноса церкви повторились в 1956 году, и снова храм миновала страшная доля.

Двадцать лет в главном куполе собора пролежал артиллерийский снаряд, попавший туда во время обстрела. В любой момент мог прогреметь взрыв.

В 1961 году, рискуя жизнью, смертельную «игрушку» обезвредил сапер.

Только в 1971 году церковь получила статус музея, началась долгая реставрация здания. Восстановление собора длилось 27 лет. В 2004 году храм Спаса на Крови заново освятили, началось его духовное возрождение.

Архитектура храма

Туристы, увидевшие церковь, сразу вспоминают Покровский собор в Москве и спрашивают, кто построил здание в Петербурге.

Схожесть получилась из-за того, что Александр ІІІ, сын погибшего императора, заказал проект здания, отображающий русский стиль XVII столетия.

Наилучшим оказалось стилистическое решение Альфреда Парланда, над которым он работал совместно с архимандритом Игнатием, настоятелем Троицко-Сергиевской пустыни.

Архитектор впервые в истории строительства Санкт-Петербурга вместо традиционных свай под фундамент применил бетонное основание. На нем прочно стоит девятиглавое здание, в западной части которого возвышается двухъярусная колокольня. Она обозначает место, где произошла трагедия.

Снаружи на колокольне расположены гербы городов и губерний России. Кажется, что вся страна погружена в скорбь по поводу кончины императора. Гербы выполнены в технике мозаики. Такое декорирование фасада не совсем обычно. Как правило, мозаикой украшают интерьер церквей.

Еще одна отличительная особенность храма Спаса на Крови – его купола. Пять из девяти глав собора покрыты четырехцветной эмалью. Ювелиры изготовили это украшение по специальной рецептуре, аналогов которой нет в русской архитектуре.

Зодчие не скупились и богато декорировали собор. Из четырех с половиной выделенных миллионов рублей они потратили на украшение здания около половины суммы.

Мастера применяли материалы из разных мест и стран:

  • красно-коричневый кирпич из Германии;
  • эстляндский мрамор;
  • итальянский серпентинит;
  • яркую орскую яшму;
  • украинский черный лабрадорит;
  • более 10 сортов итальянского мрамора.

Роскошь оформления поражает, но больше всего туристы стремятся увидеть мозаики, которыми храм украшен внутри.

Интерьер собора

Церковь изначально строилась не для традиционных массовых богослужений. Внутри здания привлекает внимание красивая сень – роскошная шатровая конструкция, под которой хранится фрагмент мостовой из булыжника. Это и есть то самое место, где упал раненый Александр ІІ.

Изумительное внутренне убранство помещения создавали самые известные русские и немецкие мастера. Они отошли от традиции оформления церквей живописными произведениями искусства. Это связано с сырым климатом Санкт-Петербурга.

Важно

Собор декорирован богатейшей коллекцией полудрагоценных камней и самоцветов, а мозаика покрывает все стены и своды храма Спаса на Крови. Ее площадь – более 7 тыс. кв. метров! Здесь даже иконы выполнены из мозаики.

Монументальные изображения набирали «венецианским» способом. Для этого в обратном отображении рисунок сначала копировали на бумагу. Готовую работу разрезали на части, на которые приклеивали смальту, подбирая соответствующие оттенки. Потом, как пазлы, мозаичные блоки собирали и крепили на стену. При таком методе живописный рисунок упрощался.

Иконы же набирали традиционным, «прямым» способом. При таком методе образ почти не отличался от оригинала. Как фон зодчие использовали много смальты золотого цвета. При солнечном освещении она наполняет внутреннее пространство мягким свечением.

Интересные факты

С храмом Спаса на Крови связано много удивительных загадок. Собор долго стоял в строительных лесах. Об этом даже песня появилась у одного известного барда. Люди полушутя говорили, что реставрационные конструкции такие же нерушимые, как и Советский Союз. Леса наконец-то разобрали в 1991 году. Эта же дата теперь означает и конец СССР.

Также в народе говорят о тайне некоторых дат, нанесенных на загадочную икону, которую никто не видел. Якобы на ней зашифрованы все важные для страны и Питера события: 1917 год, 1941 год, 1953 г. С числами связаны пропорции церкви: высота центрального шатрового купола – 81 метр, что совпадает с годом гибели императора. Высота колокольни – 63 метра, то есть возраст Александра в момент смерти.

Полезная информация

Все тайны, связанные с храмом, каждый турист может попробовать расшифровать самостоятельно. Для этого нужно просто приехать в Петербург. Здание находится по адресу: Наб. канала Грибоедова 2Б, корпус А. В храме Спаса на Крови верующие люди могут попасть на православную службу. В соборе есть свой приход. Расписание богослужений постоянно обновляется на сайте церкви.

Любители памятников искусства оценят красоту собора, записавшись на экскурсию. Предлагаются разные темы. Туристы узнают об архитектуре церкви, ее мозаике и сюжетах изображений.

Режим работы предусматривает даже вечерние экскурсии в летний период. В среду музей не работает. Цены на билеты колеблются в пределах от 50 до 250 рублей.

Желающим сделать фото или видео разрешают пользоваться аппаратурой без штатива и подсветки.

Запечатлеть неподвластную времени красоту захочется многим посетителям. По мнению британского портала Vouchercloud, храм Воскресения Христова – самый известный туристический объект России. Но ни фотографии, ни описание здания не смогут передать всю красоту собора. Храм откроется тем, кто познакомится с ним лично.

Источник: https://www.miroworld.ru/hram-spasa-na-krovi/

Храм Спаса-на-Крови

Современный Эрмитаж, основанный в 1764 году, представляет собой музейный комплекс, который состоит из 6 зданий, стоящих вдоль Невы, главным из которых является Зимний дворец. Все постройки были построены лучшими…

Петропавловская крепость является частью Музея истории Санкт-Петербурга. Это самое старое сооружение в городе. Она находится в устье реки Невы на Заячьем острове. Строительство и укрепление велись по последнему слову техники.

Выбор названия собора не случаен. День 30 мая в православном календаре отведен святому Исаакию Далматскому, в этот же день родился Петр I Великий. Исаакиевский собор был заложен при Екатерине II, в сокращенных размерах…

Совет

Недалеко от центра Санкт-Петербурга находится одно из самых красивых и оживленных мест города – Васильевский остров. Здесь есть множество достопримечательностей и развлечений на любой вкус. Также это место имеет интересную историю.

Петергоф был построен Петром I в 1710 году в качестве императорской загородной резиденции неподалеку от северной столицы, Санкт-Петербурга, а статус города ему был присвоен только спустя 52 года. Что примечательно, работы…

Царское село является бывшей загородной царской резиденцией, которую превратили после национализации в 1918 году в музей. Оно включает дворцово-парковый ансамбль 18—19 веков. Современный статус музея-заповедника…

Если вами было принято решение забронировать отель в Тарту, то вы наверняка захотите узнать о том, какие интересные места есть в этом эстонском городе и его окрестностях. Несомненно, что одним из самых интересных для…

Эстония является весьма привлекательной точкой на карте Европы, привлекающей туристов и путешественников. А одним из интересных мест в этой стране является город Тарту, в котором расположена Ратушная площадь. Бронирование…

Если вы решили забронировать отель в Тарту, то непременно нужно побывать в одной из главных достопримечательностей этого эстонского города – Домском соборе, а точнее в том, что от него дошло до наших дней. Сейчас…

Большой популярностью среди туристов, посещающих Хельсинки, пользуется крепость Суоменлинна. Она является одним из памятников мирового наследия, включенных в список ЮНЕСКО. Виды, которые открываются отсюда, просто…

Обратите внимание

Сенатскую площадь Хельсинки и окружающие ее здания были возведены по проектам зодчего Энгеля в период 1818-1852 годов. Главная заслуга мастера в том, то на сложной, изрезанной скалами и холмами, местности он сумел создать…

Самый молодой музей Финляндии – музей современного искусства Киазма – был открыт в 1998 году. Свое название он получил от слова «хиазма», оно означает особую возможность страны сочетать высокое…

В центре Хельсинки находится Александровский театр – уникальное сооружение, приносящее частичку российской культуры в жизнь далекой северной страны. На его сцене выступают труппы из самых разных стран, поэтому можно…

Остров Сеурасаари находится в западной части Хельсинки. Он представляет собой прекрасный заповедный парк, принимающий туристов весь год. Попасть сюда можно по длинному деревянному мосту, на автобусе, который идет прямо из…

Одной из интереснейших и популярных достопримечательностей Таллина является бывшая летняя резиденция графа Анатолия Орлова-Давыдова, Замок Маарьямяги. С 1975 года здесь размещается филиал Эстонского исторического…

Великолепный дворец в стиле барокко вместе с окружающим его парком является роскошной достопримечательностью Таллина. Дворец Кардриорг был построен Петром Первым в 1727 году после того, как Эстония стала территорией…

Источник: https://planetofhotels.com/rossiya/sankt-peterburg/hram-spasa-na-krovi

Спас на крови (Собор Воскресения Христова)

В Санкт-Петербурге в северном направлении от Невского проспекта открывается четкая перспектива верхнего течения канала Грибоедова, где приковывает взгляд пестрый хоровод глав храма Воскресения Христова, часто называемого «Спас на крови».

Он выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст окружающей его классицистической архитектуре. Шатер церкви возносится на высоту 81 метр .

Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.

Храм Спас на крови история

Храм Спас-на-крови был возведен в 1883-1907 годах, на месте, где 1 марта 1881 года смертельно ранили Царя-Освободителя Александра II .

Можно сказать, что храм – олицетворение допетровского церковного зодчества Московской Руси на берегах Невы.

Храм Воскресения Христова «в чисто русском вкусе» сооружен по проекту Альфреда Парланда, который использовал многие композиционные приемы и формы церквей Москвы и Ярославля XVII века.

Храм Спас на крови

Здание является крупнейшим памятником русского мозаичного искусства.

Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды.

В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень.

Храм Спас на крови убранство

Все достижения архитектурного убранства как в зеркале отразили построенный в неорусском стиле музей Санкт-Петербурга Спас на крови.

Собор привлекает многочисленностью декора – фигурными наличниками, кокошниками, заполненными мозаичными вставками, поясками, изразцами, разноцветной черепицей.

Особый интерес представляет покрытие пяти глав собора ювелирной эмалью площадью 1000 квадратных метров. Впервые широко применялось и наружное декорирование здания мозаикой!

Храм Спас на крови

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящен при его внуке как храм Спаса на крови. Люди, провозгласившие себя выразителями народной воли, смертельно ранили Александра II , русского императора, названного народом царем-освободителем. Тяжелую рану получила вся Россия.

Не стало императора, в значительной мере отразившего чаяния и надежды передовых русских людей, русской интеллигенции. 1 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России, направив её, по существу, на тот путь, по которому она, обливаясь кровью лучших людей страны, идет второе столетие.

Источник: https://travellgide.ru/russia/sankt-peterburg/spasnakrovi.html

Храм Спаса на Крови

Храм Спаса на Крови.

На набережной канала Грибоедова — в самом сердце Санкт-Петербурга, возвышается необыкновенной красоты храм, сияя золотом куполов, с пестрыми главками на башенках. Даже ненастные серые дни, столь частые для Северной столицы, не в силах приглушить его яркий аккорд.

Презрев условности градостроительства, он разрывает четкие границы набережной и нависает над водной гладью на фоне строгих классических зданий. Как будто спущенный с небес — стоит на русской земле затейливый и нарядный русский терем.

Историческая справка

Собор Воскресения Христова, или как его называет народ – Храм Спаса на Крови, возведен в знак памяти императора Александра II, получившего смертельное ранение на этом месте от рук террористов 1 марта 1881 года.

Храм Спаса на Крови с высоты птичьего полета.

Александр II вошел в русскую историю как реформатор и освободитель.

Вступая на престол страны с разваленной экономикой, ослабленной Крымской войной, он вынужден был проводить преобразования во всех областях, начиная с отмены крепостного права и заканчивая земской, военной, судебной, народного образования реформами.

Ложась на плечи граждан тяжелым бременем прогрессивные и необходимые по своей сути перемены, создавали великую державу, поднимали международный престиж России, и одновременно вызывали недовольство во всех слоях населения.

Не случайно этот период характеризуется усилением революционного движения.

Считая самодержавие главным злом для России, и полагая, что убийство царя поможет свергнуть власть монархии и установить республиканское правление, члены небольшой, но активной организации «Народная воля» избрали террор главным методом борьбы.

Читайте также:  Мученица зоя атталийская (памфлийская)

Началась настоящая «царская охота», покушения следовали одно за другим, усиливались репрессии, предлагались уступки, жандармы сбивались с ног, но ничто не смогло остановить народовольцев.

Выполнение тщательно подготовленного, имевшего ряд запасных вариантов теракта ускорил арест руководителя организации А. И. Желябова.

Важно

Карета императора, возвращавшегося после развода караулов из Манежа по воскресным дням, всегда ехала на большой скорости, но притормаживала при повороте на Екатерининский (Грибоедова) канал. Этим обстоятельством и воспользовались заговорщики.

По сигналу Софьи Перовской, которая с противоположной стороны канала руководила операцией, первую бомбу бросил революционер Н. Рысаков.

От взрыва император не пострадал, он вышел из кареты, чтобы дать распоряжение о помощи раненым. Тогда второй народоволец И. Гриневицкий появился из укрытия и метнул снаряд прямо ему под ноги. Взрывной волной они оба были отброшены к ограде, упали на камни мостовой.

Императора, истекавшего кровью, на санях перевезли во дворец. Ранение оказалось смертельным. Гриневицкий, не приходя в сознание, также скончался от ран в госпитале тем же вечером.

Остальные участники были арестованы, пятеро лидеров по решению суда повешены через месяц после событий, другие приговорены к вечной каторге.

На месте трагедии по инициативе Городской думы вскоре установили часовню, которая простояла до начала строительства собора в 1883 году, так как новый император Александр III желал увековечить память отца возведением храма. Был объявлен конкурс. Большинство конкурсных проектов, выполненных лучшими петербургскими архитекторами, представляли византийский стиль.

Император отверг их все.

Он заявил два условия, которые должны быть соблюдены: храм нужно построить в русском стиле XVII столетия и отдельным пределом внутри церкви оформить место, где пролилась августейшая кровь.

По замыслу монарха сооружение должно было служить метафорой приобщения Петербурга к старомосковской Руси — к той эпохе, когда первые Романовы взошли на престол. Новый храм задумывался не только как мемориальный памятник Александру II, но должен был символизировать российское самодержавие в целом.

Совет

Высочайшее одобрение получил проект, представленный на второй тур конкурса от двух авторов. Один из них — архимандрит Игнатий (И. В. Малышев), до пострига учился в Академии художеств. Для разработки проекта он обратился к архитектору А. А.

Парланду, которого хорошо знал по совместным работам при возведении церкви в Троице-Сергиевой пустыни (мужской монастырь), настоятелем которой являлся. После доработок, существенно изменивших облик храма, окончательный вариант был утвержден в 1887 году.

К строительным работам приступили гораздо раньше.

Архимандриту Игнатию также принадлежала идея освятить храм во имя Воскресения Христова. Посвящение несло глубокий смысл преодоления смерти и проводило параллель между кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя. Такое толкование объясняет, почему храм, возведенный на месте трагических событий в память об убитом императоре, имеет светлый праздничный вид.

Храм Спаса на Крови.

Лучше всего это выразил в стихотворении «1 марта 1881 года» замечательный русский поэт А. А. Фет, описывая Христа на Голгофе:

« … Он крест и свой венец терновый

Земному передал царю.

Бессильны козни фарисейства:

Что было кровь, то стало храм,

И место страшного злодейства —

Святыней вековечной нам».

Архитектура храма Воскресения Христова

Архитектура православного однопрестольного собора относится к позднему этапу «русского стиля» конца XIX века. Она вобрала лучшее из арсенала зодчества допетровской Руси и очень напоминает московский храм Василия Блаженного – один из символов России.

Храм Спаса на Крови.

Вместе с тем, архитектор А. А. Парланд создал оригинальную композицию, в основе которой четверик, увенчанный пятиглавием. Техника покрытия пяти узорных глав эмалью и ее рецептура аналогов не имеет. Эту уникальную работу выполнили на фабрике Постникова. Массивный купол колокольни и три маленькие луковки над алтарными апсидами сверкают позолотой.

Чтобы место, обагренное кровью, оказалось внутри собора, набережную пришлось достраивать. Храм выходит за ее пределы вглубь канала на 8 метров.

Храм Спаса на Крови и канал Грибоедова.

Впервые здание в Петербурге строится не на сваях. Под мощную путиловскую плиту фундамента собора заложено бетонное основание. Но это не единственное техническое новшество.

Здесь были установлены паровые котлы и калориферы, защита от молнии, собор освещали более полутора тысяч электрических ламп.

Во внешней отделке использовался красный кирпич, гранит и мрамор, различные виды полудрагоценных камней.

Колокольня возвышается непосредственно над местом трагедии и в ее отделке многократно прослеживается мемориальный характер сооружения.

Высокий крест на золотом куполе венчает императорская корона, мозаичная икона Александра Невского, покровителя Александра II, расположена над окном, в кокошниках других окон просматриваются лики небесных ангелов семьи Романовых.

Летопись, повествующая о деяниях царя-реформатора, высечена на двадцати досках из красного гранита. Над входами – двуглавые орлы, мозаичные панно «Страсти Христовы» по эскизам В. М. Васнецова.

Обратите внимание

Потрясенные гибелью императора граждане по всей стране собирали средства на строительство храма-памятника. Этот факт отражают изображения гербов городов и губерний, укрывающие нижнюю часть фасада.

Главной святыней собора является своеобразная реликвия — участок булыжной мостовой с гранитными плитами тротуара и фрагмент решетки Екатерининского канала, где принял смерть император Александр II.

Над ними — необычайной красоты сооружение. На колоннах из фиолетовой алтайской яшмы возвышается сень с крестом, усыпанным топазами. По установленной традиции рядом с памятным местом служат панихиды.

Неповторимый интерьер собора создан сочетанием каменного и мозаичного убранства и поражает великолепием. Своды храма покрыты сплошным мозаичным ковром, площадь которого превышает 7 тыс. кв. метров. Картины на евангелистские сюжеты представляют настоящий музей мозаики. Центральное место отведено иконам «Спаситель» и «Богоматерь с младенцем» по эскизам В. М. Васнецова.

Интерьер храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Живописные эскизы священных изображений и орнаментов создавали 32 художника, с диапазоном творческой манеры от канонов академизма до стилистики модерна, среди них В. М. Васнецов, Н. Н. Харламов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.

Большую часть мозаик выполнила частная мастерская Фролова, использовавшая технику набора «обратным» способом, что отлично подходит для масштабных композиций. Прототипом подобного письма служили фрески ярославских храмов XVII века.

Создание мозаики храма ознаменовало новый этап в российском мозаичном искусстве.

Интерьер храма Спаса на Крови в Санкт-Петербурге.

Шедевром камнерезного мастерства является одноярусный иконостас, выполненный по рисунку А. А. Парланда из итальянского мрамора фирмой Нуови.

Тонкие переходы темно-красного цвета к светлому тону создают легкость, а виртуозная резьба поражает разнообразием.

Пол храма площадью 600 квадратных метров выложен прекрасным цветным узором из мраморной плитки, изготовленной на той же фирме по рисунку архитектора, но собирали его на месте русские мастера.

Интересные факты, вымыслы и легенды

История храма, входящего в десятку лучших достопримечательностей мира, наполнена интересными фактами с оттенком мистики, что привлекает туристов не меньше, чем великолепие его архитектурных достоинств. Приведем лишь некоторые, наиболее значимые на наш взгляд:

  • Пропорции храма символичны: самый высокий купол – 81 м, высота колокольни 62,5 м, что соответствует дате гибели (1881 год) и возрасту Александра II (погиб на 63 году жизни).
  • С 30-х годов сложилось поверье о неразрушимости храма. Много раз его собирались снести, но исполнение решения откладывалось. Взорвать его планировали летом 1941 года, рассказывают, что уже просверлили стены и заложили взрывчатку, но осуществить замысел помешала война – подрывников призвали на фронт.
  • В купол колокольни во время войны попал немецкий фугас весом в полтора центнера, но не разорвался. Обнаружили его случайно, в 60-х годах. В ходе операции снаряд извлекли и обезвредили в районе Пулковских высот. Саперы под руководством Виктора Демидова рисковали жизнью, спасая храм. Никто не пострадал.
  • В народе прошел слух о том, что храм «заговоренный», а охраняют его символы «крестов в круге», украшающие кокошники окон, что это древний защитный знак. И, действительно, постановление о сносе собора, который мешал строительству транспортной магистрали в годы правления Н. С. Хрущева, чудесным образом отменили. Храм снова выстоял!
  • Наконец, его передали как филиал государственному музею «Исаакиевский собор» и в 1970 году начали реконструкцию, «надели» строительные леса. Шли годы. Храм продолжал стоять в «лесах». В конце 80-х стали поговаривать (шутка или пророчество), что когда снимут леса с храма, советская власть падет. Леса демонтировали летом 1991 года…
  • Существует легенда о том, что кресты с куполов собора жители города спрятали от большевиков на дне канала, а когда началась реставрация – сообщили об этом. Бригада водолазов подняла святыни, и они возвратились на свои места.

По завершении реставрационных работ в 1997 году храм вновь был открыт для посетителей, а в 2004 году в нем отслужили литургию, которая восстановила православную сущность.

Сегодня храм Спаса на Крови – одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга, действующий храм и одновременно музей, в котором проводятся тематические экскурсии. Здание собора Воскресения Христова является объектом культурного наследия Российской Федерации.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/xram-spasa-na-krovi/

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт Спаса-на-Крови

Фото Спаса-на-крови

Храм Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге является музеем и памятником русской архитектуры. Был возведен по указанию Александра III и решению Синода на том месте, где 1 марта 1881 года народоволец  И. Гриневицкий смертельно ранил Александра II, которого в народе называли Царем-Освободителем за отмену крепостного права.

Собор расположен на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью. Высота храма составляет 81 метр. Это число символизирует год гибели царя. Вместимость собора – 1600 человек.

История храма Спас-на-крови в Санкт-Петербурге

Уже на следующий день после смерти императора было решено установить на месте его гибели временную часовню. В апреле 1881 года она была построена и простояла до весны 1883 года. Когда из губерний стали поступать пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор.

Александром III объявляется конкурс на проект храма, который вобрал бы в себя черты русской архитектуры церквей XVII века. Был выбран проект архитектора Альфреда Парланда и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни, архимандрита Игнатия (в миру И. В. Малышев).

Церковь строилась 24 года с 1883 по 1907 год. Чтобы вода из канала не проходила под здание,  для укрепления грунта не использовались сваи. Под всей площадью здания было сооружено бетонное основание. Чтобы построить колокольню на набережной был построен выступ шириной 8 метров. В соборе было проведено электричество, его помещение освещали церковь 1689 лампочек.

Важно

Собор Воскресения Христова, как и Исаакиевский собор, находился на государственном содержании. Он не был приходским и не был рассчитан на массовые посещения. В нем проходили только службы, посвященные памяти Александра II и произносились проповеди.

В 1917 году прекратилось финансирование содержания собора. В 1938 году было принято решение о его разборке. Но с началом Великой Отечественной войны решение этого вопроса было отложено.

Во время блокады в соборе размещался морг, а после войны здесь хранились декорации Малого оперного театра. С 1968 года собор находится под охраной Государственной инспекции по охране памятников. Позже он передается на баланс музея «Исаакиевский собор».

После ремонта, через 90 лет после освещения, 19 августа 1997 года музей-памятник открылся для посетителей.

Внешний вид храма Спас-на-крови  в Санкт-Петербурге

Собор имеет ассиметричную форму, вытянутую по оси восток-запад. К восточной стороне собора примыкают три алтарные апсиды – центральная и две малые, боковые с медными позолоченными куполами.

С западной части – двухъярусная столпообразная колокольня, увенчанная массивным куполом. Входные двери смещены к северо-западному и юго-западному углам здания. Цокольная часть собора покрыта сердобольским гранитом.

В нишах установлены двадцать памятных досок из темно-красного гранита, на которых золочеными буквами  обозначены дела императора Александра II (основные реформы с 19 февраля 1855 года по 1 марта 1881 года).

Гербы русских городов, губерний и уездов, расположенные с трех сторон колокольни, выполненные мозаикой – главное украшение фасада собора. Мозаичные композиции привлекают внимание к основным деталям собора.

Между крыльцами находится распятие (также из мозаики). Сверху – изображения двуглавого орла. Общая площадь мозаики фасадов составляет 400 квадратных метров. Глава собора, покрытая  цветной ювелирной эмалью, имеет луковичную форму. Такой же купол  и у центрального шатра. Колокола, главный из которых весил 1100 пудов, были изготовлены в Финляндии.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Внутренне убранство храма Спас-на-Крови в Санкт-Петербурге

Собор не был рассчитан на массовое посещение. Это и повлияло на его внутреннее убранство, поражающее своей красотой. Оформление включает в себя собрание русской мозаики того времени. Внутри она полностью покрывают стены, пилоны, своды и купола.

 В соборе мы видим богатую коллекцию самоцветов, ювелирной эмали, цветных изразцов, выполненную лучшими мастерами. В создании украшения собора принимали участие мастера Екатеринбургской, Колыванской и Петергофской гранильных фабрик.

Из всего многообразия мозаик и мозаичных композиций необходимо отметить работы, выполненные по оригиналам художников В.М. Васнецова, М.В. Нестерова, А.П. Рябушкина, Н.Н. Харламова, В.В. Беляева. Мозаичная коллекция собора является одной из крупнейших в Европе.

Совет

В качестве декоративного убранства интерьера собора использовались поделочные и полудрагоценные камни, которыми облицованы иконостас, стены и пол здания. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова – “Богоматерь с Младенцем” и “Спаситель”.

Особенно значительным в храме, после алтаря, было место, где произошло покушение на императора Александра.

Над фрагментом булыжной мостовой была сооружена сень, особая конструкция,  которая поддерживалась колоннами из серо-фиолетовой яшмы. На вершине сени, возвышался крест из топаза.

Под сенью хранятся реликвии собора – часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II.

Леса очень долго стояли вокруг собора. И в народе говорили что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение. Но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

Читайте также:  Канон пресвятой богородице от лица человека с душею разлучающагося и не могущаго глаголати

Храм Спас-на-крови – это первый храм, построенный на том месте, где погиб император государства. Построенный памятник архитектуры явился символом  надвигающейся революции.

Источник: https://www.spb-guide.ru/page_454.htm

Храм Спаса-на-Крови (Собор Воскресения Христова)

Рубрика: Санкт-Петербург

Собор Воскресения Христова, больше известный как Спас-на-Крови, возведён на знаковом для всей российской истории месте — в первый день марта 1881 года именно на этой площади был смертельно ранен Александр II, прозванный народом освободителем за то, что отменил крепостное право.

Основные достопримечательные объекты рядом — канал Грибоедова, Конюшенная площадь и Михайловский сад.

Памятник-мемориал построили по приказу Александра III. Собор вмещает одновременно 1 600 посетителей и имеет высоту ровно 81 метр — как символ года, в котором произошло убийство императора.

Обратите внимание

Примечательно, что решение о том, чтобы увековечить память о трагическом событии, было принято уже на следующий день после кончины Александра II — небольшую часовню построили буквально за месяц. До весны 1883 года сюда стекались прихожане из самых разных сословий, одновременно шёл сбор пожертвований, и, когда средств накопилось достаточно, родилась идея о возведении храма.

Конкурс на лучший проект выиграла совместная работа зодчего А. Парланда и И. Малышева — настоятеля мужского монастыря Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь. В сумме строительство заняло 24 года (1883—1907).

Столь длительный срок в числе прочего обусловлен сложностью стройки, так как из-за близости воды большинство известных на тот момент технологий не могло быть применено.

Например, оказалось невозможным использовать сваи, в противном случае в грунт под зданием постоянно просачивалась бы влага. Для того чтобы укрепить основание, под всей площадью смонтировали сплошную бетонную подложку.

Под колокольню же, место которой, согласно проекту, было на набережной, соорудили специальный 8-метровый выступ.

По окончании строительства собор электрифицировали, установив для освещения 1689 декоративных лампочек.

У храма Спаса-на-Крови изначально не было статуса «приходского», в нём не планировалось массовых собраний — только службы и проповеди, посвящённые памяти погибшего императора-освободителя, и на таком положении он просуществовал до 1917 года, когда государство перестало выделять средства на содержание мемориала.

Через 21 год — в 1938-м — правительство и вовсе решило снести храм, но осуществлению задумки помешала Вторая мировая война, в годы которой здание попеременно выполняло задачи морга, хранилища театральных декораций и т. д.

Важно

В 1968 году храм Спаса-на-Крови был внесён в список особо охраняемых памятников русской архитектуры, курируемых соответствующей Государственной инспекцией, и прикреплён к Исаакиевскому собору как объект финансирования.

Официальное открытие собора-музея после реставрации состоялось в августе 1997 года — через 90 лет с даты освещения.

Форма храма представляет собой выраженную асимметрию, удлинённую с востока на запад. Ряд алтарных апсид, в том числе боковые, украшенные куполами с позолотой, прилегают к восточной части, западную дополняет звонница с медным куполом и двумя ярусами-столпами. Входы в здание размещены ближе к углам с северо-западной и юго-западной сторон.

Цоколь храма — отдельное произведение искусства: в его специальных нишах размещены 25 мемориальных таблиц, описывающих важные реформы, проведённые Александром II в течение жизни. Золочёные буквы на фоне красного гранита смотрятся по-особому торжественно и эффектно.

Главными украшениями фасадной части собора Воскресения Христова по праву считаются мозаичные панно с изображениями гербов русских городов. Выполняя роль облицовки для трёх сторон здания, они органично вписываются в общую композицию, привлекая внимание яркостью и проработанностью деталей.

Мозаичное распятие, расположенное между двух крылец, не уступает настенным орнаментам по колоритности и красочности. Дополняет картину двуглавый орёл — один из ключевых символов Российского государства. Если подсчитать площадь всей мозаики, украшающей фасады Спаса-на-Крови, получится 400 кв. м.

Форма куполов — и основного, и венчающего срединную часть, и боковых — луковичная, традиционная для русской архитектуры того времени. Отливку колоколов доверили финским мастерам, вес самого большого изделия достигал порядка 18 тонн, или 1 100 пудов.

Несмотря на то что Спас-на-Крови символизирует собой трагическое событие, его экстерьер нельзя назвать траурным — напротив, пёстрое и переливающееся разными цветами здание часто называют игрушечным и сравнивают с пряничным домиком из доброй сказки.

Внутреннее оформление собора также поражает великолепием и гармоничностью.

Совет

Как и внешние, изнутри стены покрывают мозаичные орнаменты авторства именитых мастеров, изготовленные по эскизам Виктора Васнецова, Михаила Нестерова и других «гениев кисти».

Облицованы мозаикой и пилоны, и сводчатые конструкции, и даже сами купола. По количеству мозаичных элементов, использованных для украшения храма, Спасу-на-Крови нет равных во всей Европе.

Многие панно являются по-настоящему драгоценными: материалами для них послужили самоцветы, редкие минералы, ювелирные эмали и благородные металлы.

Собор Воскресения Христова уникален и тем, что в нём, в отличие от других храмов, не одно центральное место, а два.

Кроме алтаря, особенное внимание оформители уделили той части мостовой, где ранили императора: над ней воздвигнута так называемая сень — специальный полог, поддерживаемый фиолетовыми колоннами из яшмы и увенчанный крестом из топаза.

Внутри находятся бесценные реликвии — булыжные камни, на которые упал Александр II 1 марта 1881 года, и звено из ограды Екатерининского канала.

Много лет храм Спаса-на-Крови простоял в окружении паутины строительных лесов. «Вечность» этих конструкций для реставрации сравнивали со сроком правления советской власти. Удивительнее всего то, что почти сразу после окончания работ и разбора лесов в Москве произошли события, вошедшие в историю как августовский путч и являвшиеся «началом конца» СССР.

Адрес: набережная канала Грибоедова, 2Б, Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Армянская церковь Святой Екатерины
Одно из самых интересных мест Невского проспекта находится напротив Гостиного двора, где располагается храм Армянской апостольской церкви. Армяне жили в городе на Неве с первых лет его существования. В 1710 г. они основали свою общину и через четыр…

Памятник Пушкину на площади Искусств
На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

Московские триумфальные ворота
В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…

Обратите внимание

Памятник Екатерине II
К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…

Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади
Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/sankt-peterburg/xram-spasa-na-krovi-spb

Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге

Собор Спас на Крови – это один из красивейших храмов Санкт-Петербурга.Александра II в народе называли Царем-Освободителем, за его указ об отмене крепостного права, но этот исторический факт не остановил террористов “народовольцев”, совершить 1 марта 1881 года покушение на императора, которое привело к трагической гибели Александра II.

На следующий день после смерти императора, по указу Александра III, было решено на месте трагедии, поставить небольшую часовню.

Возведение храма на месте часовни началось весной 1883 года на пожертвования, которые поступали со всех губерний, и продолжалось 24 года. Авторами проекта храма стали архитектор Альфред Парланд и настоятеля Троицко-Сергиевой пустыни – архимандрит Игнатий.

Это был проект в истинно русской традиции архитектуры церквей 17-го века. Его форма ассиметрична, а девять глав поражают своей яркой и пестрой красотой, которая выделяет его среди других зданий в городе.

В очертаниях собора Спас на Крови прослеживается внешнее сходство с храмом Василия Блаженного в Москве.

Высота храма символизирует трагическую дату 81. Хоть собор Воскресения Христова и способен вместить до 1600 человек, но он не рассчитывался на массовые посещения, в нем проходили службы памяти Александра II.

Двадцать памятных досок с описание основных дел императора Александра II вписаны золотыми буквами и расположены в нишах собора. Это описание проведенных реформ с 1855 по 1881 годы.

Главным украшением фасада собора стали мозаичные работы гербов городов русских, губерний и уездов, которые расположены по трем сторонам колокольни. Мозаичное оформление храма занимает более 400 кв.

метров, и одно из них, это распятие между крыльцами.

Внутренняя отделка собора включает работы русской мозаики, выполненная лучшими мастерами того времени, все стены, своды, пилоны и купола, полностью покрыты мозаичными композициями. Они создавались по оригинальным работам и эскизам В.

Важно

Васнецова, М.Нестерова, В.Беляева  и других живописцев, в мастерской мозаики Александра и Владимира Фроловых.
Считается, что мозаичная коллекция собора, стала одной из крупнейших в мире, ее внутренняя площадь составляет 7065 кв.

метров.

Одно из значимых мест в храме, это шатровая сень, где находятся фрагменты решетки канала и камни из булыжной мостовой, куда пал Александр II.

С революцией 1917 года многое изменилось, собор Спас на Крови перестали финансировать и в 1930 году закрыли.
Начало Великой Отечественной войны изменило решение 1938 года о сносе собора Спас на Крови, в годы блокады он использовался в качестве морга, а после войны его передали Малому оперному театру, где хранились его декорации.

1968 год стал переломным в судьбе храма Спас на Крови и других исторических памятников России, собор был взят под охрану государства. В 70-х годах были выполнены работы по подготовке к реставрации внутренней части собора, которая продолжалась до 1997 года.
В 1997 году двери музея собора Спас на Крови открылись для посетителей.

Храм Воскресения Христова в Санкт-Петербурге, собор Спас на Крови – это музей-памятник, который заслуженно считается красивейшим храмом города.

Собор Спас на Крови находится в историческом центре города в нескольких минутах ходьбы от Невского проспекта, Зимнего Дворца и Русского музея.

Источник: https://npo-otdyh.ru/saint-petersburg/sobor-spas-na-krovi

Храм Спаса на Крови

Официальное название: Собор Воскресения Христова на Крови

Адрес: наб. канала Грибоедова, дом 2 А

Годы постройки: 1883 – 1907

Архитектор: Альфред Парланд

Стиль: Неорусский

Пожалуй самый популярный собор в Санкт-Петербурге среди иностранных туристов, которые искренне считают его образцом “настоящего русского стиля”.

Православный мемориальный однопрестольный храм во имя Воскресения Христова, сооружён в память того, что на этом месте 1 (13) марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Расположен в историческом центре Санкт-Петербурга на берегу канала Грибоедова, рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалёку от Марсова поля. Высота самого высокого купола храма (81 метр)  – символизирует год гибели царя, высота колокольни (62 метра) – его возраст. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Совет

 Русская православная традиция – возводить церковные сооружения в честь памятных событий. «Храм во имя воскресения Христова» воздвигнут на месте смертельного ранения императора Александра II , однако в народе его сразу прозвали «Спасом на крови».

На Александра II с 1866 по 1881 было совершено по разным версиям от 6 до 11 покушений. На месте первого у решетки Летнего сада была воздвигнута часовня, разобранная в ХХ веке.

Существует легенда, что после шестого покушения Александр, будучи в Париже, посетил некую ясновидящую, предсказавшую ему: будет восемь покушений, последнее из которых будет смертельным.

Те, кто склонны верить этой легенде, считают, что покушений было именно 8.

Покушение, приведшее к смерти императора, было совершено 1 марта 1881 года, и уже на следующий день Городская дума просит императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник» погибшему императору.

Временная разборная часовня на месте смертельного ранения Александра II была создана по проекту Леонтия Бенуа за две недели и освящена 15 апреля 1881года. Одновременно был объявлен конкурс на создание храма.

Однако ни одна из работ, отмеченная Комиссией, не получила одобрения Александра III.

Царь пожелал, чтобы храм был построен в стиле русской архитектуры Моквы и Ярославля XVI-XVII веков и место смертельного ранения находилось внутри храма.

Закладка фундамента храма состоялась в октябре 1883 года, хотя еще не был утвержден окончательный проект собора. А пока был вбит каменный столб в основание будущего престола храма. Были сняты, уложены в ящики и перенесены на хранение в часовню звено решетки Екатерининского канала, плиты тротуара и часть булыжной мостовой с места ранения императора.

Обратите внимание

Одобрение царя получил проект Альфреда Александровича Парланда 1883 года. который возглавлял творческую группу архитекторов, экспертов по монументальной живописи и православной иконографии. Проект перерабатывался пять раз и был утвержден 1 мая 1887 года. В основу проекта положены переосмысленные Парландом приемы и формы московского и ярославского зодчества.

Храм представляет собой четверик с возвышающимся пятиглавием, где центральная глава оформлена в виде шатра высотой 81 метр. С запада к основному объему храма примыкает выдвинутая в русло канала массивная столпообразная колокольня завершенная колокольней и широким шлемовидным куполом.

В основании колокольни находится часовенка с образом распятого Христа, расположенным симметрично сени над местом смертельного ранения императора.

Читайте также:  Собор казанской иконы божией матери на красной площади, россия, город москва, красная площадь

При строительстве храма использовались новейшие по тем временам технологии: впервые в Санкт-Петербурге отказались от свайного фундамента. Здание храма покоится на сплошной бетонной подушке толщиной 1,2 м, с отметкой подошвы 2,5 м от уровня ординара в канале .

В 1899 – 1907 г в соборе была установлена система воздушного отопления. Освещение в храме с самого начала было электрическим. Парланд заранее продумал, как будут очищать от пыли мозаики, мыть окна, менять электролампы. Также он решил проблему отвода конденсата и систему молниезащиты.

Строительство храма велось 24 года.

Снаружи церковь украшают выполненные на гранитных досках золотой вязью тексты «деяний» Александра II. По ним можно проследить за важнейшими событиями истории Российского государства в его царствование.

В наружной отделке храма использован белокаменный декор на фоне коричневато-красного облицовочного кирпича, многочисленные изразцы на фасадах и барабане центрального купола, синяя, желтая, белая и зеленая черепица, покрывающая шатры крылец и скаты апсид.

Для отделки четырех крылец собора использовались эстляндский мрамор и серый гранит. Поверхность пяти куполов покрыта цветной ювелирной эмалью, единственный раз в истории строительства использовавшаяся в таких огромных количествах.

Важно

На фасадах колокольни собора помещены 134 мозаики с гербами русских городов, которые внесли средства на строительство храма.

Внутреннее пространство храма разделено на три нефа; восточные окончания боковых нефов – клиросные киоты, напоминающие своими формами древнерусские невысокие алтарные преграды. Широкий центральный неф от иконостаса и солеи ведет к шатровой сени, установленной над местом смертельного ранения царя.

Сень выполнена по рисункам Парланда: в нижней части воспроизведены фрагменты набережной канала, булыжной мостовой, решетки ограждения и три плиты тротуара, на которые пролилась кровь царя. Для сооружения сени использовали ревневскую и и николаевскую яшму и уральский змеевик. Венчает композицию крест из 112 топазов.

При создании сени были использованы более тридцати видов камней, она украшена флорентийской мозаикой и бухарской ляпис-лазурью.

В интерьере храма использовано мозаичное покрытие, общей площадью 7065 квадратных метра, которое набиралось 12 лет в мозаичной мастерской Фроловых, победившей на объявленном конкурсе мозаичное отделение академии художеств, немецкую и две известнейшие итальянские фирмы.

Чтобы выбрать мастерскую для набора мозаик, участникам конкурса предложили сделать одну работу на пробу, которую оставили на целый год на улице, чтобы проверить, насколько хорошо мозаика перенесет недобрый питерский климат.

Работа Фроловых, пролежав всю зиму под снегом, выдержали испытание лучше других мозаик.

Спас на крови был освящен 19 августа 1907 года и не был изначально предназначен для массовых посещений: он находился на государственном содержании и вход в собор осуществлялся по специальным пропускам.

Совет

После революции Спас на крови сначала стал обычной приходской церковью, а в 1930 году был закрыт, многократно обсуждался вопрос о его снесении, однако, ввиду сложности решения этой задачи, уже принятое решение так и не было воплощено в жизнь.

В разные годы храм использовали как склад овощей, морг (в годы Блокады), склад декораций Михайловского театра.

Лишь в 1968 году государство признало «Спас на крови» памятником архитетуры и, поскольку к этому времени храм находился в аварином состоянии, начались долгие работы по восстановлению и реставрации, которые длились 27 лет (больше, чем работы по возведению храма!!!).

19 августа 1997 года (через 90 лет после освящения) «Спас на крови» был открыт для посещений. Сегодня «Спас на крови» является музеем (одним из храмов, входящих в «Музей четырех соборов»), в дни больших церковных праздников там проводятся и богослужения.

На карте

Источник: https://guida-spb.com/khram-spasa-na-krovi.html

Собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге: величественный Храм-Памятник

Когда гуляешь по Невскому проспекту, то собор Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, открывающийся взгляду в глубине набережной канала Грибоедова, заставляет еще и еще раз остановиться. Есть что-то в нем притягательное.

Так было не один раз, когда судьба забрасывала меня в северную столицу. Но еще ни разу не удавалось заглянуть внутрь. И вот в этот раз многолетняя мечта осуществилась! И мне удалось побывать внутри этого чудесного храма-памятника. И надо сказать, что внутреннее убранство собора столь же восхитительно, как и внешнее. Но обо всем по-порядку.

Страшное место

Шла последняя четверть XIX века, уже отменили крепостное право и провели серию «великих реформ». Инициатором тех масштабных преобразований стал император Александр II.

Казалось бы, результатом реформ должно было стать не только ускорение экономического развития страны, но также улучшение общественного благополучия и сплочение подданных вокруг своего монарха.

Однако в действительности последствия реформ не только не остановили, но еще более стимулировали революционное движение, передовым отрядом которого в то время были народники. Они ратовали за свержение монархии и социализм.

Поскольку монархия не шла ни на какие демократические уступки, то революционеры пошли по пути ужесточения методов борьбы с властью. Закономерным итогом этого стало провозглашение индивидуального террора как главного метода действия, а целью — физическое устранение монарха.

В конце 1870-х годов была создана революционная организация «Народная воля» и по стране прокатилась серия политических убийств. Началась охота на царя. Первые два покушения не дали результата, третье же завершилось убийством Александра II. Произошло это 1 марта 1881 года на Екатерининском канале, который сейчас носит имя А.С. Грибоедова, в том месте, где сейчас стоит церковь Спаса-на-Крови.

В этот день царь направлялся в Зимний дворец из Манежа. У него была назначена важная встреча, и Александр II торопился. Руководительница покушения народоволка Софья Перовская расставила четырех бомбистов у поворота от набережной Екатерининского канала на набережную Мойки. Они должны были бросить снаряды в царскую карету по ее сигналу – взмаху платка.

Когда экипаж поравнялся с первым из террористов Николаем Рысаковым, тот кинул приготовленную бомбу. Однако царь не только не был убит, но даже не пострадал. Он вышел из кареты, чтобы увидеть человека, желавшего его смерти. И в этот самый момент был смертельно ранен вторым участником покушения: Игнатием Гриневицким, который остался незамеченным охраной.

Обратите внимание

Террорист фактически взорвал себя вместе с царем. Одновременно с ними погибли казак А.Малеичев и случайный прохожий – 14-летний мальчик Коля Захаров, служивший в мясной лавке и относивший заказ покупателю. И еще 17 человек были ранены.

Александра II отвезли в Зимний, где он вскоре умер. Гриневицкого доставили в Конюшенный госпиталь, где он скончался почти одновременно с человеком, которого убил. Остальные террористы – первомартовцы были схвачены и вскоре после суда повешены.

Храм-памятник

По древней русской традиции на месте знаковых событий возводятся храмы. Совсем недавно нам удалось побывать в одном из них, который находится в Екатеринбурге на месте Ипатьевского дома, где в 1918 году была расстреляна царская семья Николая II.

И вот теперь, в Питере мы снова стоим возле храма Спаса-на-Крови. Его полное название Собор Воскресения Христова на Крови.

А решение об увековечении памяти убитого царя и возведения на месте его гибели храма-памятника было принято в 1883 году. Так имена Александр и Спас-на-Крови оказались неразрывно связанными.

Строительство собора длилось 24 года, и он был освящен 19 августа 1907 года. На этой церемонии присутствовал другой император: Николай II, который через десятилетие повторит мученический подвиг своего царственного предшественника Александра II.

Драматические годы

До революции Спас-на-Крови был действующим храмом со своим приходом.

После событий 1917 года, установления советской власти и провозглашения государственного атеизма финансирование прихода прекратилось.

Но, несмотря на это, службы здесь проводились до 1930 года, когда было принято решение храм закрыть. Постановили, что памятники «царского режима» теперь никому не нужны  и собор следует разобрать.

История Воскресенского собора далее складывалась драматично. До войны его разрушить не успели, но в годы блокады он был превращен в морг. Сюда привозили умерших от голода.

После войны в соборе располагался склад для декораций Малого оперного театра.

Важно

В начале 1960-х годов Спас-на-Крови опять чуть было не погиб. Теперь причина была в немецком 150-килограммовом фугасном снаряде, который, не разорвавшись, застрял в перекрытии одного из куполов. Его обнаружили совершенно случайно в 1961 году.

Фактически один из самых необычных памятников Ленинграда находился под угрозой взрыва в течение 18 лет. Операция по извлечению фугаса и его вывозу на Пулковские высоты, где он был взорван, вошла в историю саперного дела.

За более чем 50 лет бездействия храма и отсутствия в нем отопления внутреннее убранство оказалось на грани гибели. Особенно разрушительными были годы блокады Ленинграда и складирования здесь театральных декораций.

Вновь для посетителей храм-памятник открылся 19 августа 1997 года, ровно через 90 лет после освящения. А первая литургия была отслужена лишь 23 мая 2004 года.

Архитектура собора

Этот собор необычен для Петербурга – имперской столицы России. Ее стройная, парадная и немного чопорная архитектура явно тяготеет к европейскому стилю. Это не случайно, ведь Петр I – основатель города «прорубил окно в Европу» и вывел нашу страну в число основных мировых держав.

И вдруг в этом самом европейском городе России возводится собор в традиционном стиле. На первый взгляд Питер и Спас-на-Крови кажутся не сочетаемыми друг с другом. Но это не так. Новый император Александр III, по велению которого и был возведен храм, был ярым русофилом, считавшим интересы своей страны более важными по сравнению с международными делами.

Спас-на-Крови в СПб  – это затейливая игра резных пилястр, наличников и кокошников, ярких главок 9 живописно скомпонованных куполов, узорчатой каменной резьбы, что вызывают прямую ассоциацию с Собором Василия Блаженного на Красной площади.

Интересно, что проектировали это сооружение два человека. Первый – Альфред Парланд, русский шотландец, второй – Игнатий Малышев, священник и настоятель Троице-Сергиевой пустыни. Сочетание европейского рационализма, который привнес в Спас-на-Крови архитектор Парланд, и русского религиозного чувства, вероятно, позволили возвести столь необычный памятник.

Внутреннее убранство храма

Когда мы вошли внутрь храма, то первое что увидели – это часть решетки Екатерининского канала и кусочек мостовой в том месте, где упал сраженный бомбой царь.

Она находится ниже уровня пола

и над ней возведен небольшой купол и горит лампада. Общая высота сооружения 14 метров.

Сень над местом смертельного ранения императора Александра II выполнена из драгоценных и поделочных камней: родонита, яшмы и змеевика. Удивительно, что на создание такой богатой отделки сени было потрачено почти столько же средств, сколько на создание всего остального храма.

Совет

На мраморном полу располагается более 45 мозаичных «ковров», каждый из которых имеет свой оригинальный узор.

Общая площадь этого драгоценного покрытия более 600 кв.м.

Самое поражающее, что есть в Спасе-на-Крови внутри — это великолепные мозаики, в числе авторов которых были В.Васнецов и М.Нестеров.

Они покрывают все стены от пола до потолка. Просто дух захватывает от такой красоты!

Как нам было рассказано, мозаика в храме имеет площадь более 7 тысяч кв.м.

Мозаичные картины можно рассматривать бесконечно. Все евангельские сюжеты выглядят удивительно живо.

И даже под куполами храма сверху на нас смотрят удивительно живые глаза с мозаичных икон.

И еще одной достопримечательностью Собора Спаса-на-Крови, безусловно, является его резной иконостас.

Кажется, что он деревянный, но на самом деле изготовлен из цветного итальянского мрамора. Его оттенки подобраны настолько точно, что даже вблизи очень трудно поверить, что это не резьба по дереву, настолько естественны цвета и тонко выполнена работа.

Над резными кокошниками (над вратами) со временем будут установлены 3 креста из горного хрусталя, похожие на те, которые были здесь  до революции. В настоящее время идут работы по их воссозданию.

Обратите внимание

Царские врата удивляют . По бокам располагаются по 3 резных колоны, каждая из которых имеет свой неповторимый узор.

Киоты на иконостасах украшены удивительными цветочными узорами из яшмы.

Свет, проникающий через многочисленные окна, отражается в кусочках цветной слюды, из которой составлены мозаичные панно, и это создает не трагичное, а очень светлое настроение.

Спас на крови – это не памятник смерти, а мемориал, дающий надежду на жизнь.

Украшение Петербурга

Сейчас Спас-на-Крови – это один из самых посещаемых музеев города. Практически, любые экскурсионные программы включают эту достопримечательность к обязательному посещению для туристов.

Но проще всего, конечно, сделать это самостоятельно. Как добраться до Спаса-на-Крови? Очень просто!

Нужно доехать на метро до станции «Невский проспект» и выйти на канал Грибоедова. Небольшая прогулка по его набережной и Вы — у цели. Точный адрес собора: набережная канала Грибоедова, д. 2-А.

Храм-музей работает ежедневно (кроме среды) с 10.30 до 22.30. Стоимость билета 250 руб. (данные на лето 2015 года). Также здесь есть музей камня, в который можно попасть за 100 руб. Во второй музей мы не пошли: мало было времени, да еще остались яркие впечатления от авторской коллекции камней в Екатеринбурге, где мы побывали 2 месяца назад.

Время пребывания в храме неограниченно. Можно воспользоваться аудиогидом (за 100 руб.) и ходить самостоятельно.  Мы же решили воспользоваться услугами экскурсовода. Его стоимость включена в билет. По мере формирования группы посетителей возле входа, к ней «прикрепляется» экскурсовод, который водит по храму и рассказывает об истории и архитектуре.

Не стоит забывать, что Спас-на-Крови (храм Воскресения Христова) – это не только памятник, но и действующий храм. Для тех, кто планирует его посещение нужно знать, что во время службы экскурсии не проводятся. А те, кто хочет бесплатно попасть внутрь, наоборот, могут узнать расписание богослужений.

На карте места в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где уже удалось побывать.

Важно

Поделитесь в комментариях, в каких храмах-памятниках вы бывали и какие из них запомнились больше всего.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/sobor-spasa-na-krovi-v-sankt-peterburge-hram-pamyatnik/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector