Софийский собор в вологде, россия, город вологда

Софийский собор в Вологде

Адрес: улица Сергея Орлова, 15, Вологда, Россия. Телефон: +7 (817) 272-22-83. Режим работы: с 10:00 до 17:00, понедельник и вторник – выходные. Как добраться: любым городским транспортом, идущим до остановки “Улица Ленинградская”.

Еще во времена Ивана Грозного в Вологде было построено крупное сооружение, ставшее Софийским собором. Оно служило людям в качестве православного храма, но сегодня является музеем.

Впрочем, здесь отлично сохранились иконостас и разные фрески, созданные много веков назад.

История Софийского собора

По некоторым данным, Иван Грозный хотел иметь в Вологде образец Успенского собора, находившегося в Москве. Он лично наблюдал за строительными работами, много времени проводил в городе. Основное строительство закончилось в 1570 г., но тогда царь уехал из Вологды и собор был заброшен. Лишь спустя 17 лет его начали доделывать.

После Смуты в XVII столетии здание было разгромлено, крыша и главы сгорели.
Уже в 1612 г. храмовый комплекс отреставрировали и вновь освятили. Сделали это в честь Софии Премудрости Божией Слова, поскольку ее олицетворяли с мудростью Бога. Такое посвящение являлось традиционным еще со времен Византии. Во многих городах мира были Софийские соборы.

Возможно, таким образом хотели продемонстрировать некую независимость Вологды от Великого Новгорода.

Архитектурные особенности

Софийский собор в Вологде имеет вид прямоугольника с шестью столпами и пятью главами. Каждая из них накрыта серебристым куполом. Колокольня имеет высоту больше 75 м, что делает ее высочайшим зданием в местной епархии.

Что касается внутреннего устройства, то храм разделен на 3 нефа с помощью столпов, имеющих крестчатую форму. Главы с крестовыми сводами дают упор на подпружные арки, находящиеся между столпами. Освещение обеспечивается окнами, расположенными в два яруса.

Все они практически одинаковы по ширине, отличаются лишь высотой.

Находящиеся на верхнем ярусе окошки установлены на достаточно большой высоте. Окна в барабанах также дают свет, что делает верхнее освещение лучшим, нежели нижнее. Войти в здание собора можно по открытым порталам и через двухарочное крыльцо.

Реставрация храма

За свои годы Софийский собор пережил множество переделок. Например, самыми значительными стали изменения в покрытии кровли и растеске оконных проемов, но их снова сделали оригинальными во время реставрации, проведенной в ХХ веке.

Считается, что главы в самом начале были шлемовидными, но после пожаров они переделались на лучинистые, с железным покрытием. 1670-е гг. ознаменовались установкой новых глав, покрытых чешуей, но уже в конце столетия им вернули былую форму с большими размерами.

В результате этого центральная глава несколько осела, чем повредила другие главы. После восстановления меньших глав, их больше не меняли.

Обратите внимание

Еще при советской власти велись работы по восстановлению входов, отремонтирована штукатурка снаружи, стены побелили, а внутри собора закрепляли старинную фресковую живопись.

В начале XXI века снова началась комплексная реставрация. Лицевая кладка восстанавливалась, цоколь обработали влагонепроницаемыми материалами. Собор теперь имеет теплые полы с вентиляцией.

Не оставили без внимания и иконостас.

Стенная роспись

Такой вид оформления был впервые использован в Вологде именно в описываемом Софийском соборе. Случилось это в 1686 г. – под руководством Дмитрия Плеханова. Площадь под роспись составляла около 5 тысяч кв. м.

Интересно, что над этим работали люди, отвечающие за отдельные этапы: процарапывание росписи на еще влажной штукатурке, нанесение рисунка на стенах, пр.
Разные специалисты писали одеяния святых, рисовали растительность, наносили надписи и орнаменты. Над созданием ликов трудился личник.

Все это заняло два года, но практически через 200 лет все фрески решили обновить и дополнить, что сильно изменило внутренний вид храма. В 1963 г. начали устранять неудачную переделку и восстанавливать первоначальную роспись.

Гордость Собора – фреска Страшный суд

Фреска с таким сюжетом на стене Софийского собора является самой большой во всей России, занимая 400 кв. м. Вверху создан образ Бога, как Вседержителя, совершающего Суд. Ниже можно увидеть сцены, где на весы возлагают грехи и добрые деяния человека.

Слева изображены праведники с апостолом Петром, у которого есть ключ к вратам рая. Грешники стоят с правой стороны, около них вьется змей с пороками и грехами.

Огромная по размерам композиция свидетельствует о высоком статусе сакральной достопримечательности.

Побывать в Софийском соборе сегодня представляется возможным в качестве посещения музея. Службы же здесь проводятся достаточно редко – на большие религиозные праздники и только в летний период.

Источник: http://lions-guides.ru/Vologda-oblast/sights-of-Vologda/Saint-Sophia-Cathedral-in-Volog

Софийский собор | VisitVologda — Информация для туриста

Древнейшее каменное здание Вологды —  Софийский собор – памятник архитектуры XVI века. Его строительство связано с именем Ивана IV Грозного, по приказу которого с 1565 по 1570 гг. в Вологде разворачивается грандиозное строительство Кремля-Крепости, в которой Софийский Собор должен был стать главной достопримечательностью.

Храмы, подобные Софийскому, очень характерны для русского зодчества XVI столетия и являются одним из распространенных типов городских и монастырских соборов. Софийский Собор построен по образу и подобию Успенского Собора Московского Кремля.

По свидетельствам летописей, царь придавал большое значение идее постройки Софийского собора.

Так, строители были обеспечены всем необходимым материалом: им было разрешено пользоваться тем «каменным припасом», который с большим трудом был заготовлен для постройки стен города и городских зданий.

Строители должны были особенно заботиться о прочности и крепости постройки. Кладку собора нередко вели под наблюдением самого царя Ивана Грозного. То, что успевали выстроить за день, на ночь прикрывали от холода и дождя «лубьем и другими орудиями».

Софийский собор имеет одну достаточно примечательную особенность. Согласно древнему церковному канону, алтарь любого храма должен быть обращен на восток. Алтарь жеСофийского собора смотрит на северо-восток, причем на север преимущественно. Вероятно, Иван IV хотел, чтобы алтарь собора был обращен к реке Вологде, хотя подобное расположение и противоречило традиции церковного строительства.

Софийский собор представляет собой целостный ансамбль, в котором архитектура, монументальная живопись (1686-1688) и иконостасный комплекс (1724-1737) являют собой органичный синтез искусств. В 1686 – 1688 годах Софийский собор был расписан талантливым ярославским художником Дмитрием Плехановым «с тридцатью товарищами».

Стены собора во времена опричнины видели страшных чёрных всадников с собачьими головами, привязанными к луке седла, «польских и литовских людей», захвативших Вологду в сентябре 1612 года и бесчинствовавших на улицах города.

Здесь молились будущий святитель Игнатий Брянчанинов, приезжавшие в Вологду императоры Пётр I, Александр I и Александр II, патриарх Московский и всея Руси Алексий II и многие другие известные вологжанам и всей России люди.

Время сделало этот храм символом города и свидетелем его истории.

Важно

Собор располагается в центральной части города, на высоком берегу реки Вологды, в непосредственной близости от вологодского кремля и выполняет важную градостроительную функцию, замыкая пространство одной из древнейших площадей города — Кремлёвской.

Источник: http://visitvologda.ru/dostoprimechatelnost/sophiskij-sobor/

Cофийский собор в Вологде

0 1711

Один из старейших русских городов расположен в 500 км от Москвы на живописных берегах небольшой спокойной реки. До конца 17 в. Вологда сохраняла роль форпоста на севере России. Вологжане сражались на Куликовом поле, отражали нападение польско-литовских захватчиков. Царь Иван Грозный стремился превратить город в свою северную резиденцию.

Во время своего третьего приезда в Вологду он повелел построить соборную церковь. В 1568 г. в центре Вологды началось грандиозное строительство Софийского собора – первого каменного храма в городе. Строители были обеспечены всем необходимым материалом.

Им было разрешено пользоваться тем каменным припасом, который с большим трудом был заготовлен для постройки кремля, оборонительных укреплений и сторожевых башен.

Софийский собор в Вологде

Строили Софийский собор так тщательно и бережно, что вся сложенная их кирпича часть: стены, своды, барабаны, простояли почти четыреста лет и ни разу не потребовали переделки.

Архитектурно София похожа на Успенский собор в Москве.

Но строгий и скромный облик вологодского собора ближе к памятникам Новгорода: массивные стены почти без декора, узкие окна и монументальное арочное крыльцо у главного входа.

Софийский собор и колокольня в Вологде

Спустя 2 года после начала строительства, когда храм ещё не был полностью доделан, собор посетил сам Иван Грозный. Вошёл царь в прекрасное здание, осмотрелся и остался очень доволен. И тут на беду с кровли возьми да упади камень прямо Ивану Грозному на голову.

Что тут началось! Сильно ушибся царь, рассердился и велел собор разобрать. Но, сменив гнев на милость, передумал. А вскоре Иван Грозный уехал из Вологды, отправился оборонять Москву от нападения крымского хана.

Совет

О стройке Софийского собора забыли на 17 лет и только при сыне Грозного – Фёдоре, вспомнили о храме и освятили его.

Софийский собор много раз горел, был разорён во время войн, неоднократно перестраивался, обновлялся и украшался. Долгие годы храм расписывали искусные мастера. Великолепные, прекрасно сохранившиеся фрески, бесценны. Это один из лучших памятников русской живописи 17 в. Сейчас вологодский Софийский собор отреставрирован и открыт для посетителей.

Прекрасный вид открывается от собора на противоположный берег реки Вологды. Здесь есть столь характерное для старых городов русского севера сочетание сельского и городского пейзажей. Несказанно красивые берега, поросшие зеленью с разбросанными лодками. Спокойно течёт река, в которой отражаются храмы и колокольни.

Небольшие дома вдоль реки и возвышающиеся над ними стройные церкви образуют гармоничный архитектурный ансамбль.

Источник: http://Mos-Holidays.ru/sofiiskiy-sobor-v-vologde/

Вологда достопримечательности и история

Вологда и Вологодская земля – это широкие, спокойные реки, светлые озера и бескрайние дремучие леса.

Природные богатства края еще в XII веке привлекли сюда предприимчивых новгородцев, которые, оттеснив местные финские племена, ставили по берегам рек и озёр свои укреплённые поселения.

Одно из них, заложенное на правом берегу реки Вологды, означавшей на финно-угорском языке «светлая вода», стало впоследствии одноименным городом и центром обширного и богатого северного края, сыгравшего важную роль в истории России.

Вологда история города

Дата основания города (1147 год) была впервые обнаружены вологодским историографом А. Засецким при изучении жития местночтимого чудотворца Герасима.

Выгодное географическое расположение Вологды в основании водных путей из центра Руси в Приморье и Сибирь – в сказочно богатые и поэтому всегда заманчивые земли, поначалу оказало ему плохую услугу.

Два с лишним века Вологда была ареной ожесточённой и кровавой борьбы новгородцев сначала с тверскими, а затем с московскими князьями, неоднократно подвергалась набегам, но всякий раз она восставала из пепла.

Вологда история города

К XV веку в этой борьбе победили московские князья, и Вологда на многие столетия связала свою судьбу с Москвой. Город становится крупным торговым, промышленным и культурным центром Московского государства.

XVI век – это время экономического и культурного расцвета Вологды.

Город не только удерживает ключевые позиции во внутренней торговле, но и становится важнейшим звеном в международной торговле Руси с Англией и Голландией.

Вологда история города

Во второй половине XVIII века в результате реформ Екатерины II Вологда стала губернским городом и административным центром огромной территории, протянувшейся длинной полосой с юго-запада на северо-восток, от новгородских пределов до Уральских гор. Одновременно был утверждён герб Вологды и генеральный план её строительства.

Вологда достопримечательности

В исторически сложившейся планировке и застройке Вологды принято различать четыре основные части: Город, Верхний и Нижний посады и Заречье. Так называемый Город – территория бывшей крепости времён Ивана Грозного.

Границы его проходят по линии современных улиц: Мира, Октябрьской, Ленинградской, и берегу реки. Знакомство с Вологдой следует начать с Соборной горки.

Архитектурный ансамбль соборов и Архиерейского двора на протяжении веков играет роль исторического центра.

Читайте также:  Салат из сельдерея с яблоком

Софийский собор в Вологде

Софийский собор (1568-1570) – первое каменное здание Вологды – пятиглавый, шестистолпный, трёхапсидный храм. В качестве образца был избран Успенский собор Московского Кремля.

В 1686-1687 годах, то есть через сто лет после постройки, собор был расписан фресками артелью изографов из Ярославля во главе с Дмитрием Плехановым, о чем свидетельствуют надпись на внутренней стене храма.

Существующий в настоящее время иконостас, третий по счету, изготовлен в первой половине XVIII века. Вдоль северной и южной стены, находятся захоронения двенадцати епископов.

Колокольня Софийского собора в Вологде

Звонница Софийского собора построена в 1869 году по распоряжению епископа Палладия, считавшего, что соборная колокольня должна быть самой высокой в епархии. Сейчас вологодская колокольня только на пять метров ниже колокольни Ивана Великого в Московском Кремле .

с верхней площадки, устроенной на высоте 73 метров, открывается чудесный вид на город, реку и вырисовывающийся вдали Спасо-Прилуцкий монастырь. Главной достопримечательностью вологодской звонницы являются колокола. Их сохранилось двадцать пять.

До революции в России было около двух тысяч полных комплектов колоколов, осталось только пять, в том числе и в Вологде.

Архиерейский двор в Вологде

Колокольня непосредственно примыкает к Архиерейскому двору, резиденции вологодских епископов, еще с XIX века получившей устойчивое название – Вологодский кремль.

Неправильный четырёхугольник высоких каменных стен с башнями по углам был возведён вокруг Архиерейского дома в 1671-1675 годах при епископе Симоне. Даже сейчас, спустя столетия, архитектурный комплекс кремля производит впечатление могучей крепости.

С 1991 года здесь проводятся летние театральные фестивали «Голоса истории».

Воскресенский собор в Вологде

В 1771-1776 годы на месте разобранной северо-восточной башни кремля был построен тёплый кафедральный Воскресенский собор в стиле барокко. Здание собора двухэтажное, округлённое в плане и перекрытое куполом.

К храму примыкают четыре полукруглых притвора с башенками, с востока алтарная часть, с запада – трапезная. В нижнем этаже Воскресенского собора находился одностолпный храм, перекрытый сводами.

В 1824 году, по случаю приезда в Вологду императора Александра I, парадный вход в собор был оформлен портиком с четырьмя колоннами тасканского ордена и фронтоном.

Вокруг Архиерейского двора

Вокруг Архиерейского двора со временем возобновляется строительство торговых и жилых зданий. Здесь в XVIII веке было возведено несколько каменных храмов: церковь Покрова Божией Матери «на торгу» (1778-1780), церковь Казанской иконы Божьей Матери «на болоте» (1760) и церковь свт. Николая Чудотворца «на извести» (начало XVIII в.), переосвящённая позднее в церковь св. Александра Невского.

Вологда. Верхний посад

Верхний посад –наиболее древняя часть Вологды, своеобразным символом которой служит обелиск в честь её 800-летия, установленный в 1947 году на бывшей Ленивой площадке на месте несохранившейся церкви Воскресения.

Украшением Верхнего посада, да и всего города являются каменные церкви, заменившие в XVII веке деревянные.

Благодаря вертикалям церквей и колоколен плоский и монотонный рельеф города приобретал динамичность и выразительность.

Горне-Успенский женский монастырь в Вологде

За памятником 800-летия Вологды в глубине ул. Бурмагиных расположен Горне-Успенский женский монастырь. Окружающая его местность в старину назывался «Горой», отсюда и произошло название обители.

Успенский собор (1692-1697) – главный храм монастыря – небольшого размера и напоминает обычные приходские церкви, чем в настоящее время и является. На проспекте Победы находится нарядная церковь свв.

Константина и Елены (1690).

Вологда. Развитие города

Вологда, как многие другие древнерусские города, росла и развивалась за счёт посадов. С прекращением военных действий и просто разбойничьих набегов собственно древний город как убежище стал терять своё назначение. Во второй половине XVIII столетия административный центр города переместился в более молодую и динамично развивающуюся часть города – Нижний посад.

Вологда Заречная часть

Заречную часть города открывает великолепная панорама набережной, где вертикали церквей перемежаются каменными зданиями, в основном купеческими особняками.

Празднично-нарядная церковь Сретения, построенная в 1731-1735 годах, отличается предельной насыщенностью кирпичным «узорочьем» и необычайным богатством керамического декора.

Рядом с храмом стоит двухэтажный особняк – дом Кусковой – одно из самых ранних гражданских каменных зданий, дата его сооружения – 1777 г.

Церковь Николая Чудотворца

Несколько в стороне от набережной возвышается церковь свт. Николая Чудотворца «во Владычной слободе», издревле принадлежавшая вологодским архиепископам. Это самый большой по размеру после Софийского собора и один из древнейших в Вологде храм, построенный в 1669 году «посадскими людьми».

В южной части Заречья, на берегу, ниже по течению реки Вологды во второй половине XVII столетия была возведена церковь Спасо-Преображения «во Фрязинове».

Архитектура её искажена более поздними перестройками: от пятиглавия остался лишь центральный барабан, но примыкающая с запада шатровая колокольня, лёгкая и ажурная – сохранила свой изначальный вид.

Спасо-Прилуцкий монастырь в Вологде

Спасо-Прилуцкий монастырь – выдающийся архитектурный ансамбль Вологды. Он расположен в двух километрах от северной окраины города. Основал обитель в 1371 году святой Дмитрий Прилуцкий – видный деятель русской церкви второй половины XIV века, сподвижник преподобного Сергия Радонежского.

Источник: https://travellgide.ru/russia/vologda.html

Софийский собор Вологда фото история описание

Внутреннее пространство Софийского собора разделено на три нефа шестью квадратными (или, точнее, крестчатыми) столпами, поддерживающими высокие крестовые своды.

Два восточных столпа скрыты от глаз посетителей собора пятиярусным барочным иконостасом. Первоначальный иконостас до наших дней не дошел.

Известно, что в 1695 году резчики Троице-Сергиевой обители выполнили для вологодского собора новый, по образцу иконостаса своего Успенского собора. Иконы для него писали мастера-вологжане.

Но и этот иконостас не сохранился. Спустя менее чем пятьдесят лет, в 1733—1741 годах, его сменил ныне существующий. Причиной тому послужил пожар, сильно повредивший в 1724 году северную сторону иконостаса.

Писать иконы для нового иконостаса был приглашен изограф польского происхождения Максим Искрицкий, хорошо владевший приемами западноевропейской светской живописи, властно вторгшейся в церковное искусство. Искрицкий не завершил работу: в 1738 году его выслали из Вологды за промедление в писании икон. Образа местного ряда (кроме нескольких более старых икон) писали вологодские мастера.

Помимо иконостаса, внимание в соборе привлекают фрески работы ярославских изографов. Руководил ими Дмитрий Плеханов, приглашенный архиепископом Вологодским Гавриилом. Фрески покрывают «внутренность» собора сплошь, подобно некоему многоцветному ковру. Плоскости стен и откосы окон, алтарь и своды — все расписано в характерной для ярославской школы XVII века дробной, узорчатой манере.

Программа росписей в целом традиционна. В алтаре, согласно посвящению храма, изображена София, Премудрость Божия, на столпах —фигуры мучеников и благоверных князей. Верхние регистры северной и южной стен отданы евангельским композициям. Ниже изображены сюжеты земной жизни Пресвятой Богородицы и Вселенские Соборы.

Обратите внимание

Особое место среди росписей храма занимает огромная фреска «Страшный суд» на западной стене. Расположение ее традиционно, однако стоит отметить, что она является самой крупной в России фреской на данный сюжет (400 квадратных метров).

Любопытная деталь: иноверцы, которые идут в муку вечную, почти сплошь изображены «ляхами». Видимо, за несколько десятилетий еще не истребилась память о горе, принесенном поляками на Русскую землю.

Представлены, впрочем, среди грешников и старцы в условно-восточных костюмах, и женщины, облаченные в пестрые одежды.

В 1852 году интерьер Софийского собора капитально «поновили», почти полностью переписав все фрески. Эти записи, исказившие первоначальный авторский замысел, удалось снять в процессе реставрационных работ, проводившихся начиная с 1960-х годов. Кропотливой реставрации подвергся и соборный иконостас, также пострадавший от позднейших записей.

Источник: http://posmotrim.by/article/sofijskij-sobor-vologda.html

Достопримечательности и святыни Софийского собора в Вологде

Ходят про Вологду разные истории, особенно про Ивана Грозного и его страхи в отношении дурных знаков.

Даже если никогда и не падала ему на голову штукатурка при строительстве Софийского собора, который он сам и заказал сотворить, на самое древнее каменное сооружение города стоит глянуть.

Ну хотя бы, чтобы проверить, правда ли купол звонницы Вологодского собора напоминает профиль Грозного, и убедиться, что у царя были свои причуды при выборе места для алтаря.

Контакты

  • Адрес Софийского собора: Вологда, ул. Сергея Орлова, 15.
  • Телефон для справок: 8 (817) 272-25-11.

Не так велика Вологда, чтобы топать на остановку и настраиваться ехать городским транспортом, да и что-то интересное из достопримечательностей можно проглядеть.

  • Так что вариант 1 – идти пешком, собор в центре города, и все дороги в Вологде, как в старину, ведут к центральной площади.
  • Вариант 2. Троллейбусом № 4. Этот вариант подойдет, если ехать со стороны вокзала. Выходить на ост. «Проспект Победы», откуда купола сразу заметны.
  • Вариант 3. Автобусом. Недалеко от собора остановки «Проспект победы», «Торговая площадь» и «Ленинградская». Ищите автобусы с номерами 4, 7, 8, 11, 14, 16, 22, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 37Э, 38, 42.

Посещение Софийского собора

  1. Можно сказать, что визит в собор предскажет погода. Будет она хорошей и не сырой – будет вам экскурсия, будет, наоборот, пасмурной и ненастной – открытые двери Софийского собора вам не светят. Видимо, так берегут старинные фрески внутри.
  2. Кроме того, у собора есть выходные дни: это понедельник и вторник.

  3. А вот со среды по воскресенье режим работы собора 10:00–17:00.
  4. За вход в собор придется заплатить 200 руб. (он наполовину действующий). Если повезет с экскурсией (ее проводят трижды в день), можно услышать, что такого особенного в интерьере и почему его так берегут.

  5. Расписанные фресками своды, стены, старинный иконостас – можно просто походить по собору, как по музею. Естественно, ничего не трогая руками.
  6. Отдельного внимания достойна колокольня Софийского собора в Вологде. Она принимает гостей в теплый период года, начиная с мая и заканчивая сентябрем, в том же режиме работы, что и сам собор.

    Это значит, что в первые два дня недели колокольня выходная.

  7. И билет за подъем по деревянным ступенькам тоже платный (дешевле пенсионерам и студентам). Зато путь наверх не скучный: по дороге попадутся колокола, которые, к сожалению, не толкнешь (их охраняет решетка), а также старинные снимки, изображающие хронологию звонницы и собора.

    Вид с колокольни перекроет любые недовольства: как на блюдечке, вся Вологда с окрестностями, да еще и купола Софийского собора почти рукой достать!

Расписание богослужений

Постоянного графика богослужений в Вологодском соборе не существует. Попасть на службу внутрь можно только при условии, что совпадет время года (теплые весна и лето) и значительный церковный праздник. Тогда в Софийском соборе служат утреннюю службу, в 9:30, которой предшествует ночное бдение.

Интересные факты о соборе

  • Своим отъездом из Вологды Иван Грозный оттянул окончание строительства на 17 лет.
  • Колокольня выше собора на 19,5 м. Правда, она может взять только ростом: собор ее старше. Нынешняя колокольня взамен деревянной возведена была в XIX в. Колокола на ней, кстати, не все русского отлива и почти все старше самой звонницы.
  • Фрески собора писались с середины XVII в., а в XIX в. даже были переписаны коллективом иконописцев из Ярославля. Пара мастеров не справилась бы, фрески занимают примерно 5000 кв. м.
  • С XVI в. собор стал приютом для останков архиереев. Несмотря на разрушения интерьера после 1924 г., склепы и таблички восстановили, и обновленный некрополь у стен собора можно опять изучать. Сегодня там лежат 11 архиереев, первый из которых умер в 1587 г, а последний – в 1802 г.
  • В соборе установлен деревянный иконостас в пять ярусов (начало XVIII в.), 45 икон для которого написал польский художник Максим Искрицкий. Иконы нижнего ряда – в основном, копии тех, что украшали два предыдущих иконостаса собора. Настоящие образа находятся в музее Вологодского кремля.
  • За 400 лет Вологодский собор не раз менял обличье: это были то купола, то покрытие, то иконостас, то колокольня, то крыльцо, то притворы, то окна, то цвет.
  • В 1929 г. в соборе выставлялся маятник Фуко.

Фото Софийского собора (Вологда)

  • Нынешний облик собора – результат многолетних реставрационных работ, которым предшествовали долгие часы исследований.
  • На звоннице могут даже дать «поколоколить». Обязательно попробуйте и расспросите, почему колокол зовут «Малая Лебедь».
  • Немудрено, что с таким обилием работы на стенах и на сводах фрески заказывали целым артелям художников!
  • В 11 склепах покоятся архиереи. Теперь захоронения одинаковые, а раньше были один пышнее другого.

Софийский собор в Вологде — видео

В этом видео вы сможете увидеть Софийский собор внутри и полюбоваться его красотой. Приятного просмотра!

Аккуратный храм-музей – иначе и не скажешь о Вологодском Софиевском соборе. Ходи себе с экскурсией, слушай об Иване Грозном, архиереях, истории икон… для религиозного здания суховато как-то. Впрочем, можно звуков добавить, там, на колокольне. Но, может, есть секреты, куда смотреть, или вы знаете другие особенности этого собора? Смело рассказывайте в комментариях!

Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/sofijski-v-vologde.html

Софийский собор в Вологде: строительство, роспись и иконостас, режим работы

Софийский собор в Вологде является старейшей каменной постройкой из всех сохранившихся до настоящего момента на территории этого древнего города. Православный храм, который также называют Собором Софии Премудрости Божией, входит в число памятников архитектуры (градостроительства) общероссийского значения.

История собора

Возведение и основание

Софийский собор был основан Иваном Грозным в 1568 году. Тогда же началось строительство здания храма на берегу реки Вологды в составе ансамбля кремлевского комплекса.

Такое место для возведения собора было выбрано неслучайно. Территория заложенного годом ранее (в 1567 г.) Вологодского кремля изначально была продумана таким образом, чтобы на ней разместилась новая кафедральная церковь. Она стала необходимой после того, как застройка Вологды расширилась, и главный городской собор оказался вне нового центра города.

Историческая судьба

Иван Грозный планировал создать в Вологде собственную опричную резиденцию в северной части государства. Распоряжение о строительстве храма было одним из этапов ее создания. Именно поэтому архитектурным прообразом для возводимой церкви был выбран главный храм государства — московский Успенский собор, также входящий в состав комплекса строений кремля.

В 1570 году основной этап строительства собора был завершен. Грозный пожелал сразу посетить главный храм Вологодчины. Но после посещения спешно уехал из города.

Поведанная летописцем Иваном Слободским легенда объясняет странный отъезд царя. Когда Грозный находился в возведенном здании, осматривая величественную постройку, от свода отделился элемент конструкции и упал прямо на голову государя. Раздосадованный царь повелел разобрать церковь, но позже смягчил свое решение.

Храм не был разобран, но по указу государя он не был освящен. О его достройке речи не шло вовсе. Такая же судьба постигла и кремль Вологды — от планов создания резиденции Иван Грозный отказался.

Но и тогда строительные работы не были завершены полностью — достройка и отделка коснулись только южного придела. По этой причине он был освящен ранее главного престола. Сразу после окончания работ его освятил епископ Антоний во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и основателя Ивана Грозного. Центральная часть была достроена значительно позже.

Посвящение Софии

По первоначальному плану Ивана Грозного новая церковь должна была быть посвящена Успению Богородицы. В то время посвящение Успению имело особенное значение. Реплики московского Успенского храма строились практически по всей территории государства. Одной из них стал возведенный в Вологде Успенский собор, главный престол которого был посвящен Святой Софии.

Традиция посвящать храмы Софии уходит корнями в древность, к Византийскому государству. Впрочем, для вологодского храма это посвящение стало не просто данью старинной традиции, но и символом возвышения Вологды и ее независимости от Великого Новгорода.

Стоит упомянуть, что Софийский собор не единственный храм Вологды, связанный с Успением. В конце 17 века при местном монастыре воздвигнута Успенская церковь, примечательная своей колокольней, а также приделом, посвященным Сергию Радонежскому. Чтобы не путать эти святыни Вологодчины, принято называть собор при монастыре Успенским, а находящийся на территории кремля — Софийским.

Разорение и поджог

Начиная с 1612 года Софийский храм преследуют испытания. Первым в их череде стало польско-литовское нашествие. Но не только поляками и литовцами была захвачена Вологда.

Как отмечено в летописях, среди захватчиков были «казаки, черкесы и русские воры». Главная святыня Вологодчины была осквернена: вандалы разгромили и разорили ее, а после подожгли.

Пожар охватил преимущественно верхнюю часть строения — главы с крестами и крыша в целом были уничтожены.

Восстановление и последующие беды

После того, как захватчики покинули город, началось восстановление поврежденного здания церкви. В 1613 году полностью восстановленную и достроенную церковь повторно освятили, уже вместе с главным престолом. В 1686—1688 годах интерьер был расписан приглашенными иконописцами из Ярославля.

Сильные пожары наносили немалый урон, но всякий раз собор восстанавливали вновь. В 1737 году была начата установка нового иконостаса из 5 ярусов. Эта масштабная работа была завершена в 1744 году. Именно этот иконостас установлен по сей день.

В период с 1848 года по 1851-й собор подвергся масштабным ремонтным работам. В результате как внутренний, так и внешний облик постройки претерпел значительные изменения.

Важно

В 1923 году собор столкнулся с новым испытанием: указом советской власти он утратил свое предназначение. Наряду с другими церквями Вологодчины храм был упразднен. Здание отдали в распоряжение местного краеведческого музея, который разместил там экспозицию на тему истории религии и атеизма.

В 1935 году Вологодскому Софийскому собору присвоили статус памятника общегосударственного значения, каким он является по сей день.

Капитальная реставрация здания

В период с 1966 года по 1968-й храм был капитально отреставрирован. Работы были проведены Всесоюзными научно-реставрационными мастерскими.

Основной целью реставрации являлось возвращение собору того облика, каким он обладал в 17 веке. Внутреннее оформление также было приведено в прежний вид. Группа мастеров закрепила на стенах и потолке старинную фресковую живопись.

Комплексные реставрационные работы окончательно вернули храму его первозданную красоту как снаружи, так и внутри.

Современное положение

На сегодняшний день Софийский Успенский кафедральный собор является действующим храмом и важнейшей вологодской достопримечательностью. Управление им осуществляется местным государственным музеем-заповедником и Вологодской митрополией.

Этот объект культурного наследия ежегодно посещают тысячи туристов. Посетите и вы — это стоит увидеть своими глазами.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Снаружи храм представляет собой прямоугольное или, скорее, кубическое строение, увенчанное пятью серебристыми куполами с крестами. В середине центрального креста находится Распятие, а оконечности креста украшены вязью.

На них начертано:

  • на вертикальной — «Царь Славы»;
  • на горизонтальных — «ИиС» и «ХС».

Белокаменные стены постройки декорированы архитектурными элементами, едиными по стилю.

Внутрь ведут три входа:

  • с северной и южной стороны — порталы открытого типа;
  • с западной стороны — большое сводчатое крыльцо двухарочного типа.

Внутреннее оформление

Пространство храма состоит из трех нефов. В каждом из них высокие своды и арки. Верхняя часть пространства имеет более сильную освещенность, чем нижняя.

Это связано с расположением и размером окон, находящихся в четверике, и некоторых других элементах конструкции. Одинаково узкие оконные проемы расположены в два ряда.

Причем находящиеся под самым куполом окна верхнего яруса по высоте меньше, чем те, что в нижнем ряду.

Порталы, стены и своды, а также подкупольное пространство практически сплошь покрыты фресками. Площадь расписанной поверхности достигает 5 000 м2. Софийский храм был первой вологодской церковью, украшенной фресковой росписью.

Роспись фресок

Длившаяся в течение двух лет роспись осуществлялась целой группой мастеров иконописи во главе со знаменщиком.

Работа выполнялась поэтапно:

  1. Влажная основа из левкаса укреплялась гвоздями.
  2. На нее наносился рисунок путем процарапывания по влажной штукатурке.
  3. Иконописцы раскрашивали поверхность по линиям графления согласно своей специализации.
  4. Влажная поверхность прорабатывалась клеевыми и темперными красками.

В цветовом решении росписи преобладают теплые оттенки:

  • золотисто-желтые;
  • коричнево-красные;
  • синие;
  • голубые;
  • зеленоватые.

На фресках помимо святых и простых смертных можно увидеть пейзажи, животных, дома. Лики героев сюжетов имеют эмоциональную окраску.

Фрески с разнообразными сюжетами размещаются во всех частях собора:

  • в куполах и под ними;
  • на стенах и сводах;
  • на арках и столбах;
  • в оконных рамах и на входах.

Все алтарные помещения также украшены росписью снизу доверху. Авторами нескольких фресок в алтаре являются Максим Грек и Дионисий Зобниновский.

Особо следует отметить фресковые изображения сцен Страшного суда, занимающие восточную и западную стороны храма.

Занимаемая ей площадь составляет почти 400 м2. Это изображение — свидетельство высокой значимости и статусности храма.

Иконостас собора

Нынешний иконостас первой половины 18 века стал третьим в истории храма.

В создании иконостаса принимали участие проживавшие в Вологде поляки:

  • монах Арсений Борщевский сделал пятиярусную конструкцию;
  • мастер живописи Максим Искрицкий написал большинство икон.

После того, как последний сорвал сроки выполнения работы, оставшиеся иконы дописывали другие мастера.

В разные годы иконы неоднократно «подправлялись». Во время реставрации храма в советский период мастера очистили иконы от наслоений краски, в результате чего на иконостасе осталась только авторская живопись. Тогда же иконостасу был возвращен лазурно-голубой цвет фона.

«Тело» иконостаса состоит из четырех частей: северной, центральной, южной и царских врат. Последние отлиты в 19 веке из латуни (или бронзы). В целом врата посеребренные, но имеют золоченые элементы.

Стиль исполнения всей конструкции — барокко. По форме иконостас представляет собой своеобразную пирамиду из 5 ярусов (рядов) икон.

Иконы отделены друг от друга:

  • по горизонтали — позолоченными поясами и карнизами, украшенными резьбой;
  • по вертикали — золочеными пилястрами с канелюрами.

В общей сложности в иконостасе размещаются 64 иконы. Иконы каждого ряда образуют композицию на определенную тему.

Конструкция состоит из тематических ярусов (приведены от нижнего к верхнему):

  • местного;
  • праздничного;
  • деисусного;
  • пророческого;
  • праотеческого.

Завершает композицию иконостаса своеобразный венец — живописное «Распятие».

Святыни храма

Главными святынями собора считаются три древнейшие иконы иконостаса:

  • «София Премудрость Божия Слова»;
  • «Богоматерь Одигитрия»;
  • «Спас Всемилостивый».

Эти иконы размещаются в местном ряду (нижний ярус).

Икона, изображающая Святую Софию в окружении Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи и ангелов, выполнена в теплых золотистых и красно-коричневых тонах. Композиция выглядит празднично. Сама София занимает центральное место и изображена андрогинно, с поднятыми крыльями.

Икона Софии предназначена:

  • даровать дому мир и покой;
  • наполнять мудростью, в том числе способствовать успешной учебе и возвращать разум помешавшимся;
  • давать ответы на вопросы и помогать в решении дел.

Вологодская икона «Одигитрия» выполнена в теплых желто-зеленых и золотых тонах. На ней изображена Богоматерь с Младенцем, держащим в левой руке свиток. Композиция в целом ориентирована на эту сторону — Богородица придерживает сына левой рукой. Правая рука Девы указывает на Христа.

Предназначение иконы отображено в ее названии. «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». Эта икона указывает путь — помогает молящимся и направляет заблудших.

Совет

Изображение Спаса Всемилостивого с припавшими к его ногам Савватием и Зосимой Соловецкими, Димитрием Прилуцким и Корнилием Комельским обладает богатым колоритом. Преобладают золотые, красные и зеленые цвета, но присутствуют и другие теплые оттенки. Основным назначением иконы является исцеление недугов.

Сейчас эти святыни хранятся не в самом соборе, а в соседнем здании — в музее местного кремля. В иконостасе храма размещаются списки с этих икон.

Колокольня храма

История

Нынешняя колокольня для собора четвертая по счету, но первая каменная, предыдущие были из дерева. Это сооружение было возведено в середине 17 века и изначально имело несколько иной облик. Во второй половине 19 века колокольня была перестроена и приобрела современные внешний вид и высоту. Прежняя постройка была ниже более чем на 30 метров.

Внешнее убранство

Колокольня Софийского храма представляет собой белокаменную столпообразную постройку в стиле русской готики округлой восьмиугольной формы, увенчанную позолоченным куполом с крестом. Под верхним ярусом со смотровой площадкой размещаются часы, имеющие 4 колокола.

Высота колокольни составляет около 80 м (тогда как высота самого собора — почти 60 м). Это высочайшая колокольня во всей местной епархии.

Колокола

Сейчас на колокольне висят 25 колоколов. Они отлиты русскими, голландскими и немецкими мастерами в 17-19 веках. Но, несмотря на возраст, сохранились до настоящего момента. Самыми известными из них являются старейшие, т.е. отлитые в 17 веке.

Среди них:

  • «Архангельский»;
  • «Большая лебедь» (подарен храму Петром I);
  • «Малая лебедь» (украшен оттисками ликов святых);
  • «Великопостный»;
  • «Водовоз»;
  • «Праздничный», он же «Большой» (весит более 7,5 тонн);
  • «Часовой» (самый старый из всех).

За всю историю колокольни наибольшее количество колоколов было 26. Но самый маленький колокол до современности не сохранился.

Использование колоколов храма после длительного советского периода «молчания» было возобновлено в 1989 году и продолжается по сей день.

Культовое значение церкви

Статусом кафедрального храма, относящегося к Вологодской епархии, собор обладал в 1578—1923 годах (до упразднения). Этот статус был возвращен собору лишь осенью 2014 года.

Во второй половине 17 века под стенами собора был инсценирован Страшный суд. В ходе этого мероприятия был устроен крестный ход, а также были прочитаны отрывки из Евангелия, касающиеся этой темы.

До 18 века церковные службы в храме были круглогодичными. Но с 1776 года богослужения здесь проводятся только в летний сезон. Собор получил статус холодного храма, а теплым стал возведенный при нем Воскресенский собор.

Богослужения и другие возможности посещения

В связи с тем, что здание собора не отапливается, он работает только в теплое время года. Его открывают для посещения весной и закрывают осенью. Определенных сроков нет — все зависит от погодных условий. К слову, даже в рабочий сезон храм можно посетить только при хорошей сухой погоде. В дождливые дни собор закрыт для посещений. Таким образом работники заботятся о сохранности фресок.

Режим работы Софийского собора в Вологде:

  • среда—воскресенье: 08.00 — 19.00;
  • понедельник, вторник: выходные.

Ровно по такой же схеме работает и колокольня при храме.

Посетить святыню Вологодчины может любой верующий. Увидеть старинные красоты могут и жители города, и его гости. Но вход как в собор, так и колокольню платный.

Богослужения проводятся два раза в день:

  • с 08.00 до 10.00;
  • с 17.00 до 19.00.

Но не ждите от ежедневных служб каких-то особенных обрядов. Масштабные богослужения совершаются только по большим церковным православным праздникам.

Службы не единственная возможность полюбоваться на храм изнутри. Помимо богослужений в соборе проводятся экскурсии, на которых вы узнаете много интересных подробностей о внутреннем убранстве храма. Экскурсии проводятся каждый день и длятся с 10.00 до 16.00.

Колокольня также заслуживает внимания. Помимо увлекательного подъема наверх, вас ждет великолепный вид на весь город, открывающийся со смотровой площадки сооружения.

Как добраться до церкви

Вологодский собор Святой Софии находится на улице Сергея Орлова, 15 (В). Это самый центр города. Территория, на которой стоит храм, называется Кремлевской площадью. Она располагается между параллельными улицей Сергея Орлова и проспектом Победы.

Собор и колокольня возвышаются непосредственно между зданиями Вологодского кремля и Архиерейского двора.

Добраться до Софийского храма вы можете несколькими способами:

  1. Доехать на троллейбусе. Этот способ подходит, если вы отправляетесь к собору от вокзала. Садитесь на троллейбус №4, но не пропустите свою остановку — это «Проспект Победы». Оттуда до собора рукой подать, а потеряться не дадут отлично просматривающиеся купола храма.
  2. Доехать на автобусе. Таким способом вы доберетесь к храму из любой точки города. Ищите автобусы №42, 38, 37, 37Э, 32, 30, 29, 28, 27, 22, 16, 14, 11, 8, 7, 4. В зависимости от маршрута выходите на остановке «Ленинградская», «Торговая площадь» или «Проспект Победы» — они ближайшие к храму.
  3. Дойти пешком. Вологда довольно небольшой город, поэтому изнурительной продолжительность пути не будет. К тому же в городе уйма достопримечательностей, поэтому пешая прогулка до храма будет крайне интересной. Не бойтесь заблудиться в незнакомом городе — все дороги старинной Вологды устремлены к центральной городской площади, где и находится конечная цель вашего пути.

Видео

В этом видео вы познакомитесь с историей собора и сможете оценить его красоту: 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/sofijskij-uspenskij-sobor-v-vologde.html

Софийский собор, Вологда: история, описание, фото :

Софийский собор (Вологда), описание которого можно встретить практически в любом издании, посвящённом древнерусской архитектуре, знал в прошлом лучшие времена. К нему как центру православия Русского Севера стекались тысячи богомольцев, и, заслышав звон колоколов, падали ниц. Сегодня это лишь музей – собрание свидетельств минувшей когда-то жизни.

Государево повеление

Софийский собор в Вологде, история которого восходит к временам правления Ивана Грозного, был заложен по личному повелению царя в 1568 году. Из старинных летописей известно, что незадолго до этого началось строительство Вологодского кремля, определившего своим положением центр города.

Прежний деревянный городской собор Воскресения Господня, находившийся на так называемой Ленивой площадке – части древнейшего Вологодского городища, оказался за пределами строительства. Вместо него государь распорядился построить новый каменный храм и освятить его в честь Софии Премудрости Божией.

Собор – детище грозного царя

Распорядившись о начале строительства, Иван Грозный указал и образец, в соответствии с которым должен был выглядеть новый храм. Им оказался Успенский собор Московского Кремля. Очевидно, государь желал, приезжая в свою северную опричную резиденцию, иметь перед глазами подобие столичной святыни.

Строительству кремля, которому надлежало, прежде всего, выполнять функции оборонительного сооружения, царь придавал большое значение и лично наблюдал за ходом работ.

В последний раз посетил он Софийский собор (Вологда) после того, как на его кровлю были подняты купола, увенчанные крестами.

И вот тут произошло некое событие, оставившее в истории весьма смутный след и породившее самые противоречивые толки.

Великий конфуз

Доподлинно известно, что в 1570 году государь вдруг неожиданно и без видимых причин покинул Вологду, не дождавшись окончания строительства, в отношении которого проявлял столь живое участие. После его отъезда все работы были заброшены, и не только собор, но и кремль стояли незавершёнными ещё несколько лет.

Некоторый свет на это проливает летопись, составленная уже в 1716 году Иваном Слободским. В ней он приводит рассказ о том, как во время последнего посещения царём недостроенного собора со свода неожиданно сорвалась часть облицовки, и, падая, угодила ему в голову. Жив самодержец остался, но прогневался необычайно.

Гнев государя

Нетрудно представить ужас вологодского воеводы, отвечавшего за строительство, и уже готового расстаться с жизнью. Однако отвела от него беду Царица Небесная. Государь же, придя в себя, приказал разобрать столь повинный перед ним собор. Говорили потом, что в случившемся он увидел для себя дурное предзнаменование.

Разбирать не стали, а, выждав время, пока уляжется гнев и заживёт голова, пали пред ним с мольбами не губить напрасно труды людские да средства, нажитые потом-кровью. Долго молили, не один год прошёл с тех пор, да всё без толку. Лишь в царствование его сына Фёдора Иоанновича, в 1587 году, опальный храм был, наконец, достроен и освящён.

Беды последующих лет

Софийский собор (Вологда), столь неудачно начавший свою жизнь, претерпел немало бед и в последующие годы. Так, в Смутное время, когда город был захвачен польско-литовскими оккупантами, вкупе со всяким уголовным сбродом, он был разорён и подожжён. В огне погибло всё, что не смогли разграбить: иконостас, крыша и главы с крестами.

Лишь благодаря щедротам восшедшего на престол первого государя из Дома Романовых – Михаила Фёдоровича, удалось в кратчайший срок восстановить собор, и в 1613 году после повторного освящения он вновь открыл свои двери честному люду. Известно, что и в последующие годы царь неоднократно жертвовал собору то деньги, то драгоценную церковную утварь.

Во времена правления Петра I Софийский собор (Вологда) дважды горел. Первый раз Господь попустил случиться беде в 1698 году – удар молнии пришёлся в центральный купол, отчего всё здание вскоре охватил огонь. Второй раз несчастье приключилось в 1724 году.

Обратите внимание

По недосмотру или по чьей-то злой воле, но в этот раз урон был столь велик, что восстанавливать храм пришлось почти двадцать лет.

С тех давних пор до наших дней сохранился уникальный пятиярусный иконостас, выполненный, специально выписанными новгородскими мастерами.

Облик собора, сохранившийся до наших дней

Дополнительные изменения в облике собора появились в ходе капитального ремонта, проводившегося в период с 1848 по 1851 год. Были, в частности, сооружены каменные притворы – дополнительные пристройки перед входами, расширены оконные проёмы, а крыша приобрела присущий ей сегодня зелёный цвет. Ещё через девять лет Софийский собор (Вологда) обнесли каменной стеной.

В окончательном виде он явил собой пятиглавый храм, основной объём которого в плане представляет собой прямоугольник. С западной стороны к нему пристроены три мощные апсиды – полукруглые выступы, внутри которых находятся алтари.

Шесть колонн, находящиеся внутри помещения, поддерживают кровлю и делят пространство на три отделения – нефа. Высота собора равна пятидесяти восьми с половиной метрам, а площадь – девятистам восьмидесяти пяти с половиной квадратным метрам. Именно в таком виде его можно увидеть и сегодня.

Колокольня-великан

Особый интерес представляет собой колокольня Софийского собора (Вологда), имеющая высоту семьдесят восемь с половиной метров. Она была возведена в 1870 году на месте прежней невысокой деревянной колокольни, имевшей шатровое завершение.

Инициатором строительства стал архиепископ Вологодский Палладий, пожелавший, чтобы новая звонница была самой высокой в епархии. Слово владыки – закон, и простоявшую более двух столетий прежнюю колокольню снесли, оставив лишь её нижнюю каменную часть, ставшую основой новой постройки, сохранившейся без изменений до наших дней.

Божий храм, ставший музеем

После октябрьского переворота собор ещё в продолжение пяти лет оставался религиозным центром города, а в 1923 году был закрыт. Благодаря своей исторической и художественной ценности, которую сознавали даже хозяева новой жизни, его не разрушили и не перестроили, а передали в распоряжение местного краеведческого музея.

Отныне Софийский собор в Вологде, фото которого представлены в статье, превратился в экспозицию, посвящённую истории религии и атеизма. Стоит упомянуть, что подобная судьба постигла и знаменитый Казанский собор в Ленинграде.

В 1929 году в помещении вологодского собора-музея был установлен маятник Фуко, предназначенный для наглядного доказательства суточного вращения земли.

Через два года такой же экспонат появился и в другом храме, превращённом в музей, – Ленинградском Исаакиевском соборе.

В настоящее время, несмотря на все перестроечные веяния и коренные идеологические изменения, храм, упразднённый в первые послереволюционные годы, по-прежнему остаётся музеем – тем, чем привыкла гордиться советская Вологда.

Софийский собор, режим работы которого уже много десятилетий определяется не началом и концом богослужений, а временем, удобным для проведения экскурсий, открыт ко всеобщему обозрению. Ежедневно кроме четверга с 10:00 до 17:00, а по четвергам с 10:00 до 20:00 можно осмотреть его главное здание, а также находящуюся рядом с ним колокольню.

Источник: https://www.syl.ru/article/288215/new_sofiyskiy-sobor-vologda-istoriya-opisanie-foto

Ссылка на основную публикацию