Спасский собор андроникова монастыря, россия, город москва

Спасский собор Андроникова монастыря в Москве: храм Спаса Нерукотворного Образа

На высоком живописном берегу р. Яузы вблизи одной из Поклонных гор располагается Андроников монастырь (Спасо-Андроников, Свято-Андроников, Андроников Нерукотворного Спаса). Монастырь относится к главным святыням столицы и считается одной из древнейших построек города.

По некоторым данным, это сооружение на 50-60 лет древнее Кремля. Уже в прошлые века обитель восхищала своим архитектурным ансамблем.

Над территорией этого величественного сооружения, словно гость из прошлого, веками вдохновляя жителей своими изящными архитектурными формам, возвышается Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Собор называют самым древним московским храмом.

История собора

За время существования собора он был свидетелем многих исторических событий и хранит немало тайн.

Первое деревянное здание

Существует предание, согласно которому появление Спасского собора связано с именем московского митрополита Алексия. В предании говорится об эпизоде, сыгравшем немаловажную роль в основании обители. Легенда гласит, что в 1357 году на пути из Константинополя корабль, на котором находился митрополит, попал в сильный шторм.

Святитель Алексий неустанно молился, но шторм не утихал. Тогда он дал обет построить в Москве храм, посвященный Нерукотворному образу Спасителя, если останется жив. Шторм тут же прекратился.

Было это Божьим проведением или стечением обстоятельств, но день возвращения митрополита совпал с празднованием церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Обратите внимание

Никто точно не знает, когда построен собор, и какой он был. Предполагают, что в 1357 году было возведено первое здание собора. Изначально это была деревянная церковь, которая позже погибла во время пожара.

Место для строительства монастыря было выбрано неслучайно. Он основан на пересечении двух оживленных путей. Одна дорога, начинающаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), шла на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, через Таганскую площадь, вела на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду.

В память о бухте, в которой митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, один приток Яузы был назван Золотым Рожком, и позже одну из улиц Рогожской слободы переименовали в Золоторожский вал.

Возведение и основание каменного собора

После пожара на месте сгоревшего храма был выстроен каменный. Считается, что построен он в 1360—1380 гг. Между 1390 и 1427 годами собор был вновь перестроен.

Белый камень («яузский известняк»), из которого он построен, добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря. Новый белокаменный храм того времени сохранился до наших дней.

Представлял он собой небольшой однокупольный четырехстолпный храм.

Историческая судьба

Храм несколько раз горел. Во время нашествия Наполеона в 1812 году был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего город: сгорел иконостас, обвалился купол. Но прочные каменные стены собора все же уцелели.

Реставрация и модернизация церкви

До 1850 года под руководством архитектора Герасимова продолжалась реставрация и модернизация церкви: был восстановлен купол, покрыта железом кровля, снова расписаны стены, установлен новый иконостас, достроена паперть и два боковых придела.

После Октябрьской революции монастырь упразднили. На его территории находился лагерь для заключенных. В 1922—1928 гг. в монастыре была колония для беспризорников. В 1928 году обитель была передана заводу «Серп и Молот», в зданиях монастыря, в том числе и в храмах, жили рабочие.

Несмотря на то, что собор неоднократно реставрировался, к XX веку он находился в плачевном состоянии. В 1934 году Спасскому храму грозил полный снос вместе с другими зданиями монастыря.

Ученым удалось провести основательное исследование, по результатам которого была доказана большая историческая и культурная значимость собора. В 1959—1960 годах он вновь был отреставрирован. Здание обновили, и был восстановлен его первоначальный облик. В 1989 году в Спасском соборе прошло первое богослужение. Сейчас собор действует как приходской храм.

Современное положение

Сегодня «Ансамбль Андроникова монастыря» — объект культурного наследия федерального значения.

Архитектурный ансамбль впечатляет своим величием, он напоминает старинный замок. Знаменит монастырь и тем, что здесь жил и творил Андрей Рублев, поэтому его называют колыбелью иконописи России.

В честь иконописца в 1985 году на территории монастыря, в парке возле Святых ворот был возведен памятник.

Важно

В 1990-х годах на территории храма были начаты раскопки, в результате которых обнаружены остатки первоначального пола из плинфы, древний престол и захоронения. Вполне возможно, что в этих могилах покоятся основатель монастыря Андроник Московский и его ученик Савва Московский.

В 2003 году в северо-западном секторе раскопок обнаружено еще одно захоронение. Выяснилось, что это останки двух мужчин, приблизительно 50-ти и 70-ти лет. Скорее всего, погребение является перезахоронением монахов. Судя по месту нахождения останков — на северо-запад от алтаря, предположительно, что это могилы святых иконописцев Андрея Рублева и Даниила. Но доказать это пока не удалось.

31 марта 2010 года монастырь Спасо-Андроников посетил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил в нем малое повечерие.

Место расположения

Спасский собор Андроникова монастыря расположен по адресу:

Андроньевская площадь, дом 10.

Чтобы добраться, сначала нужно доехать на метро до ст. Площадь Ильича (Калининско-Солнцевская линия), после чего сесть на автобусы 40, 237, 55, 152, 125 или же доехать троллейбусами 53, 45.

Архитектура и убранство сооружения

Обитель, основанная учеником Сергия Радонежского, примечательна не только историческими фактами, но и красивой архитектурой.

Внешний вид

Спасский собор представляет собой небольшой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм, который является одним из самых совершенных произведений раннемосковского зодчества. Святыня стоит на высоком белокаменном основании — подклете. Стены увенчаны несколькими рядами стрельчатых закомар.

С запада, севера и юга расположены высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, обрамленными перспективными порталами. Над западным входом — «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне — алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из них имеет больший размер.

Фасады разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах).

Основной объем Спасского собора — небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами:

  • первый (нижний)— килевидные закомары;
  • второй и третий — кокошники.

Завершает строение большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Внутреннее оформление

На всех стенах имеются окна, поэтому свет проникает сюда со всех сторон. Равномерное освещение храма придает ему волшебный вид. На стенах можно увидеть следы былой росписи — элементы зооморфных и растительных композиций.

К 650-летнему юбилею монастыря в иконостасе собора были установлены праздничные иконы. На северной стене — большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем»: впервые созданные образы святых игуменов монастыря.

Росписи Андрея Рублева

Согласно житию Сергия Радонежского, стены храма расписывали Андрей Рублев и Даниил, но из-за сильных повреждений от их росписи сохранились лишь фрагменты в простенках окон.

В некоторых источниках сказано, что Андрей Рублев с Даниилом Черным отправились в Москву специально для того, чтобы расписывать собор. Через несколько лет по прибытию в монастырь иконописец оставил этот мир и был там же похоронен. История гласит, что это была его последняя работа.

Архитектурный ансамбль собора

В 1947 году Спасо-Андроникова обитель получила статус заповедника, и в архитектурный ансамбль вошли сохранившиеся постройки:

  1. Белокаменный Собор Спаса Нерукотворного Образа Спасо-Андроникова монастыря, одно из древнейших сооружений города (восстановлен в формах, близких к первоначальным, в 1959—1960 годах). Является образцом древнерусского зодчества.
  2. Трапезные палаты, возведенные на территории в царствование Ивана III (1504—1506).
  3. Каменные стены и башни, построенные в XVII – XVIII столетиях.
  4. Двухэтажное строение Настоятельских покоев(1690).
  5. Трехъярусная Церковь, освещенная во имя Архангела Михаила. Изначально была построена двухъярусная трапезная, на первом ярусе располагались хозяйственные службы. Позже, в 90-х годах XVII века по инициативе царицы Евдокии возле трапезной палаты началось строительство церкви. Постройка выполнена в стиле барокко, но зодчим удалось выдержать сочетание стиля с трапезной, объединив две постройки одним карнизом. Однако из-за опалы и ссылки царицы работы приостановили, и только в 1739 году церковь была освящена. Храм отреставрировали в 1960 году, в нем находится родовая усыпальница Лопухиных.
  6. Здание братского корпуса (1763). Изначально он предназначался для размещения монахов. Сейчас здесь находится депозитарий музея.
  7. Здание духовного училища (1810—1814). Здесь проводились занятия для служителей церквей, одновременно проходили обучение около 100 учеников. Сейчас используется для музейных отделов.

По мнению специалистов, ни одно храмовое сооружение, не обладает столь совершенными пропорциями. Размеры монастыря оказали влияние на другие храмовые постройки, вся композиция смотрится очень гармонично.

Школа пения и мастерская иконописи

Сегодня на территории храма проходят не только богослужения. При нем действует школа знаменного пения — это основной и старейший вид древнерусского церковного пения, существующий и поныне. Это большая редкость. Есть при соборе и свой хор, который приходил слушать Рахманинов.

По благословению Патриарха Алексия II в Спасском храме в 1990 году восстановлена знаменитая традиция Спасо-Андроникова монастыря — знаменное пение. И сейчас все богослужения отправляются уставным одноголосным (унисонным) знаменным распевом.

В храме работает мастерская иконописи и ведется активная издательская деятельность.

На базе монастыря печатаются церковные книги, в которых рассказывается об истории и традициях собора.

Музей древнерусской культуры

В 1960 году в монастырских зданиях открылся Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Экспозиция размещена в отреставрированной части Трапезной и церкви Архангела Михаила. Она «хронологически» охватывает более семи столетий русской художественной культуры. Настоятельский корпус отведен под выставочный зал.

Музей, основанный в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы, со временем стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, собранных сюда из разрушенных храмов разных областей России.

Сейчас коллекция музея насчитывает около 10000 экспонатов: иконы разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, редчайшие рукописные и старообрядческие печатные церковные книги и многие другие раритеты.

Гордость музея — произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, иконы, написанные по заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.

При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проходят лекции и экскурсии.

Богослужения и другие возможности посещения

В настоящее время монастырь не действует, поэтому посетить его можно в любое время. В соборе же ведутся регулярные церковные службы. Все зависит от цели визита. Для того чтобы ознакомиться с архитектурой, лучше приехать в то время, когда в храмах монастыря нет богослужений, паломникам стоит побывать здесь в праздничные дни.

А вот посетить музей можно только в определенное время:

  • по средам экспозиции и выставки не работают;
  • по вторникам и четвергам музей открыт с 14.00 до 21.00;
  • в остальные дни график работы выставок: 11.00-18.00.

Монастырь и вся окружающая его территория необычайно красивые. Это отличное место для того, чтобы побыть в уединении и собраться с мыслями. Здесь действительно можно прочувствовать дух истории.

Видео о соборе

Посмотреть сюжет о соборе, а также послушать знаменитое пение можно в видеоролике. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/moskva-mo/spasskij-sobor-andronikova-monastyrya.html

Спасский собор (XV в.)

Каменный Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря, по свидетельству письменных источников, был возведен при игумене Александре между 1410 и 1427 годом. На сегодняшний день это самый древний сохранившийся каменный собор в Москве.

Храм относится к немногочисленной группе белокаменных сооружений, строившихся на рубеже XIV-XV вв. в Московских землях, где князья осознавали себя прямыми наследниками традиций Владимиро-Суздальской Руси, в том числе, и в архитектуре.

В то же время Спасский собор во многом и отличается от современных ему храмов, таких как Успенский собор «на Городке» в Звенигороде  (около 1400 г.), Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря (1422-1423 гг.), Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (1420-1430-е гг.).

Его особенности связаны с влиянием на его объемно-пространственное и декоративное решение традиций балканского зодчества.

Совет

Строители применили оригинальную конструкцию, впервые разработанную в русском зодчестве еще в домонгольское время и затем надолго забытую. Подпружные арки, опирающиеся на столбы и держащие на себе барабан купола, ступенчато повышены относительно крестообразно расходящихся от них сводов, перекрывающих боковые части храма.

Эта конструкция, ставшая популярной в московском зодчестве рубежа XIV-XV вв., позволяла придать зданию динамичный силуэт и вертикальную устремленность. В Спасском соборе внутренней конструкции вторит наружное оформление, когда ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов (прием, позаимствованный из сербской архитектуры).

Завершение храма декорировано многочисленными декоративными арками-закомарами, имеющими стрельчатую форму. Стрельчатое завершение имеют также узкие щелевидные окна и завершения порталов.

Эта форма, ставшая популярной в зодчестве Москвы того времени, является отголоском европейской готики, пришедшим на Русь благодаря балканской архитектуре, также, как круглый медальон на западном фасаде, напоминающей об окнах-«розах» готических соборов Европы.

С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси храм роднит материал – белый камень, а также форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».

В Житии преподобного Сергия Радонежского говорится о том, что собор в конце 1420-х годов был расписан Андреем Рублевым: «По времени же в оной обители … старцю … именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе … в обители   своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих». Сохранились лишь небольшие фрагменты первоначальных фресок собора на откосах алтарных окон.

Читайте также:  Марфо-мариинская обитель, россия, город москва

Спасский собор на протяжении своей истории подвергся перестройкам. В XVIII в. вокруг него была устроена крытая паперть. В 1812 г. собор пострадал от пожара: погиб иконостас, обрушилась глава. В середине XIX в. к зданию пристроили боковые приделы, а верх увенчали шатровой кровлей.

В результате переделок памятник выглядел так, что некоторые исследователи считали его поздней постройкой. Реставраторам П.Н. Максимову и Б.А. Огневу удалось выявить, каковы были древние формы собора. Практически собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л.А. Давидом, Б.Л. Альтшуллером, С.С. Подъяпольским, М.Д. Циперовичем.

Обратите внимание

Благодаря усилиям этих людей Спасский собор занял достойное место в истории русской архитектуры.

В настоящее время в соборе ведутся регулярные церковные службы.

Возврат к списку

Источник: https://rublev-museum.ru/about/spaso-andronikov-monastery/spassky-cathedral/

Московский спасский собор андроникова монастыря – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Спасо-Андроников монастырь. Собор Спаса Нерукотворного Образа, 22 марта 2013

Спасский собор б. Андроникова монастыря, одно из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы

Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение.

В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, который расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавили притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие.

В 1763-1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна.

В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал – полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848-1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой.

С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами.

В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

Важно

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором.

Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части.

В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас “с резьбою разнофигурною”, о чем свидетельствовала “Главная опись Спасо-Андроникова монастыря”.

В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы.

Закрытие и разорение монастыря

В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно.

В 1947 году по распоряжению И.В. Сталина территория монастыря была передана новообразованному музею.

В середине XX столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов.

Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены в 1959-1961 годах бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д.

Циперович) под руководством Л.А. Давида.

Возрождение приходской жизни

В конце 1980-х директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Софья Владимировна Вашлаева обратилась к наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Тихону (Емельянову) с предложением о периодическом осуществлении богослужений монахами в Спасском соборе Андроникова монастыря. 17 июля 1989 года, в день памяти преподобного Андрея Рублева при участии братии Свято-Данилова монастыря около Спасского собора был совершен молебен.

К Рождеству Христову 1990 года был подготовлен временный одноярусный иконостас с иконами из Данилова монастыря. Накануне праздника храм был освящен малым чином благочинным Свято-Данилова монастыря архимандритом Лукой (Пинаевым).

В дальнейшем службы совершались по двунадесятым праздникам. В храме никаких работ не проводилось.

С Рождества 1991 года начались богослужения в храме по воскресным дням.

Совет

Издательская деятельность прихода началась в 1992 году с выхода первого сборника статей по церковному искусству «Хоругвь», а также нот – расшифровок с крюковых рукописей древнего распева.

В 1993 году, с момента получения дополнительных помещений, была организована иконописная мастерская.

В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева.

Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В.

Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.

В том же 1993 году решили найти место древнего престола Спасского собора. Обратились к директору ЦМиАР С.В. Вашлаевой и получили разрешение на проведение изыскательских работ.

Во время этих работ под алтарем собора были обретены мощи шести монахов начала XV века.

В связи с этим собор 4 января 1994 года посетил патриарх Алексий II, который одобрил проведенные работы и благословил приход на дальнейшие изыскания.

В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи.

Обратите внимание

Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов.

Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

В 1995 году приходу было передано здание древней монастырской часовни «Проща» на Тулинской улице (по ходатайству прихода теперь этой улице присвоено имя Сергия Радонежского). Часовня была восстановлена к 2000 году. В ней служатся молебны и панихиды, находится церковная лавка.

В 1998 году приход получил права на земельный участок рядом с монастырем, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. А в 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который был освящен 20 декабря 2015 года.

В 2015 году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест.

Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг.

Настоятели

  • Вячеслав Савиных (с 23 марта 1991)

Архитектура

Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера.

Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники.

Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере.

Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов.

Важно

Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13676434.html

Спасский собор Андроникова монастыря

История Спасского собора связана с древним преданием, согласно которому храм был построен по велению московского митрополита Алексея. В 1357 году, еще не имея сана, Алексей отправился в Царьград (Константинополь), на церемонию рукоположения к Вселенскому православному патриарху, который и посвятил его в сан Митрополита московского.

На обратном пути его корабль попал в шторм. Алексей стал читать молитвы иконе Нерукотворного образа Спасителя, но стихия не успокаивалась до тех пор, пока митрополит не поклялся поставить в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя.

Как повествует предание, он вернулся на Родину как раз в день церковного праздника Спаса Нерукотворного.

Собор был построен в 1357 году, но в 1368 сгорел при пожаре. Заново его отстроили в период между 1390 и 1427 годами при игумене Александре, и именно в таком виде он до сих пор стоит на территории Андроникова монастыря. Рядом с храмом находятся захоронения Андроника и Саввы Московских, основавших монастырь.

У Спасского собора один купол, увенчанный крестом. На стенах можно разглядеть следы былой росписи – элементы зооморфных и растительных композиций. Известно, что в украшении храма участвовали известные иконописцы того времени Даниил Черный и Андрей Рублев, однако от их фресок мало что осталось – только орнаменты по бокам окон.

В 1812 году храм был разграблен и сильно пострадал от пожара, охватившего Москву. В нем выгорел иконостас, обрушился купол, но прочные белокаменные стены все же уцелели.

Совет

Реставрация и модернизация собора продолжалась до 1850 года под руководством архитектора Герасимова: были восстановлены и покрыты железом кровля и купол, вновь расписаны стены, установлен новый иконостас, достроены два боковых придела и паперть.

Еще одна реставрация Спасского собора была произведена в 1959-1960 годах, она способствовала обновлению здания и придала ему первоначальный исторический облик.

В настоящее время в храме ведутся церковные службы. В монастырских зданиях располагается Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева. Музей, посвященный памяти великого иконописца, был основан в 1947 году, в годовщину 800-летия Москвы.

Долгое время его фонды не отличались значительным богатством, но со временем музей стал хранилищем и центром реставрации ветхих икон и фресок, которые переносились сюда из разрушенных храмов разных областей России.

В наши дни в музее можно увидеть около 5000 икон разных эпох, иконные оклады, старинные православные культовые атрибуты, рукописные и печатные церковные книги, в том числе старообрядческие. При музее работают клубы любителей древнерусского искусства для взрослых и детей, проводятся экскурсии и лекции.

Стоимость посещения музея: 300 рублей (для взрослых), 200 рублей (для школьников и студентов).

Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵

Источник: https://KudaGo.com/msk/place/spasskij-sobor-andronikova-monastyrya/

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь (Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева)

(Андроньевская площадь, 10; станция метро «Площадь Ильича»)

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва

Спасо-Андроников монастырь потрясает еще издалека. С Садового кольца (улица Земляной Вал), если посмотреть на восток, то на высоком и крутом берегу реки Яузы видишь зубцы крепостных стен, изломы которых следуют прихотливо­му рельефу, башни и храмы. И все это белоснежное чудо, живое воплощение древних русских сказок, словно поднимается над городом, устремляясь в небо…

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь – один из старейших в столице – возник по обету, то есть по обещанию.

В августе 1356 года святой митрополит Московский Алексий, возвращаясь из Константинополя по Черному морю, попал в сильную бурю.

Обратите внимание

Обратившись с молитвой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет суши. Вскоре буря утихла, и 16 августа, в день Нерукотворенного Образа Спаса, корабль благополучно причалил к берегу.

Читайте также:  Казанско-богородицкий монастырь (казань), россия, город казань

По чудесному стечению обстоятельств, митрополит Алексий вез с собой образ Спаса Нерукотворного, которым его благословил константинопольский патриарх.

Так в 1359 году и возник в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса…

Обет Алексия одобрил преподобный Сергий Радонежский, и послал к митрополиту для устроения обители своего ученика Андроника.

Для строительства монастыря был выбран холм в четырех верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьем Золотой Рожок – так его назвали в память о константинопольской бухте Золотой Рог.

В этом месте проходила дорога в Орду. Здесь в 1238 году московские ратники сражались с войском хана Батыя. На этом же месте в 1380 году московский митрополит Киприан встречал великого князя Дмитрия Донского, победоносно возвращавшегося с Кули­ковского поля…

В 1360 году была освящена первая деревянная церковь новой обители, срубленной Андроником. В ней святитель Алексий и поставил тот самый образ Спаса Нерукотворного.

А в 1420-х годах на этом месте был сооружен каменный Спасский собор –самый древний храм Москвы вне Кремля.

Спасский собор

Спасский собор

Спасский собор

Спасский собор

Его заложили игумен монастыря Александр и «старец именем Андрей-иконописец» – монах обители, великий Андрей Рублев. Собор, созданный при его участии, поражает своим оригинальным обликом. «Зело красен» (Очень красив) – говорили современники.

Важно

Андрей Рублёв расписывает Спасский собор Андроникова монастыря (миниатюра конца XVI в.)

Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного в те времена православного храма, но его внутреннее содержание совершенно иное.

Московские мастера, повторив обычное крестово-купольное построение собора, решили его по-своему, расположив яру­сами закомары и кокошники и опустив угло­вые членения. Собор увенчан световым ба­рабаном с шлемовидным куполом. Композиция чрезвычайно динамична.

Обилие килевидных закомар, кокошников, образует эффектную игру объемов, и напоминает ка­менное кружево. Собор поражает цельностью композиции.

По мнению историков и искусствоведов, Спасский собор знаменует собой разрыв с византийской традицией и пе­реход к новому, национальному стилю рус­ского зодчества. Это – памятник эпохи русского национального Возрождения.

Спасский собор

Собор устремлен ввысь, и в этом застывшем в камне движении, кажется, навеки запечатлен взлет русской духовной жизни на рубеже ХIV-XV веков.

Это – эпоха Сергия Радонежского, его многочисленных учеников и Андрея Рублева, эпоха Дмитрия Донского и Феофана Грека… И много позже русские зодчие не раз обращались к образу Спасского собора, ища в нем источник вдохновения. Он и сейчас поражает своим великолепием…

Расписывали собор знаменитые изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты.

https://www.youtube.com/watch?v=S2sRvwNBqwg

Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании. А ведь рублевская «Троица» была открыта относительно недавно – в начале XX века, когда с иконы были сняты несколько слоев поздней живописи.

Андрей Рублев расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в городе Владимире и многие другие русские храмы.

Иконописец скончался 17 октября 1428 года и был похоронен в Спасо-Андрониковом монастырем, монахом которого он был. Точное место его могилы неизвестно по причинам, о которых будет рассказано ниже.

Совет

Во второй половине XVII века были построены стены и башни монастыря, надвратная церковь Рождества Богородицы, а также настоятельские покои.

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь

Слева от Спасского собора горделиво высится празд­нично нарядный храм Михаила Архангела (1694). Яркий образец нарышкинского барокко.

Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела

Колонны и пилястры, узорная кладка кирпича на карнизах, оконные на­личники с сандриками, раковины в закома­рах восьмерика. Собор примыкает к древ­ней трапезной палате с могучими стенами и оконцами (1504), включенной в прясла крепостных стен.

Михайловский собор строила царица Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, а поводом для постройки стало рождение наследника престола – царевича Алексея. Радостная мать, горя желанием возблагодарить Богородицу, пожертвовала средства на сооружение церкви в память об этом событии. Один из престолов храма освящен во имя Святого Алексия митрополита, чей обет и дал основание обители.

К сожалению, судьба и царицы, и царского наследника, и храма сложились трагически. Царевич Алексей, обвиненный отцом в антигосударственном заговоре, умер в 1718 году в Петропавловской церкви Петербурга.

На следствии его пытали, причем, есть сведения, что в пытках участвовал отец – Петр I. Алексей скончался при невыясненных обстоятельствах.

Одна из самых распространенных версий – он был тайно убит по приказу Петра.

Царица Евдокия в 1698 году была насильно пострижена в монахини по приказу супруга. А Михайловская церковь, построенная в 1694 году, простояла 45 лет не освященной – аж до 1739 года.

В подклете церкви находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь, в частности, погребены отец и мать царицы Евдокии, генерал-аншеф Василий Лопухин, погибший  в битве при Гросс-Егерсдорфе (1757). В этом сражении Семилетней войны русская армия разгромила войска прусского короля Фридриха II, которого в Европе, по традиции, называют Великим.

Обратите внимание

В конце XVIII века в обители была построена огромная надвратная колокольня – одна из красивейших в Москве.

Спасо-Андроников монастырь. Надвратная колокольня

По замыслу строившего ее архитектора Родиона Казакова колокольня должна была быть выше Ивана Великого. Однако император Павел I не одобрил этой затеи: он приказал зодчему не строить выше главной кремлевской колокольни, дабы не нарушать старомосковскую традицию. Таким образом, высота колокольни Андроникова монастыря составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого.

В 1812 году монастырь был разграблен наполеоновскими солдатами, а после этого подожжен. Пожар уничтожил ценнейший архив. В Спасском соборе сгорел иконостас, обрушился барабан храма.

В XIX веке при монастыре было открыто духовное училище и библиотека. Ежегодно, в день празднования перенесения иконы Спаса Нерукотворного, у стен обители устраивались массовые гулянья москвичей. Андроников славился своим хором – слушать его не раз приходил великий композитор Сергей Рахманинов.

Как и в каждой русской обители, в Андрониковом существовало кладбище. На нем были похоронены великий московский князь Симеон Гордый, сын Ива­на Калиты, и три его сына. Они умерли от чумы в 1353 году.

Здесь нашли свой последний приют «отец русского театра» Федор Волков (1729-1763), профессор Московского университета, блестящий филолог Антон Барсов (1730-1791), дед писателя Льва Толстого – генерал князь Николай Волконский, отец поэта Евгения Боратынского, а таже его дяди – адмиралы Богдан (1770–1820) и Илья Боратынские (1774–1836), Павел Демидов (1738–1721), представитель знаменитого рода горнозаводчиков, ученый, основавший в Ярославле Лицей.

Павел Демидов

Историк Михаил Пыляев в книге «Замечательные чудаки и оригиналы» писал: Павел Демидов, пожертвовавший не один миллион науке и народному просвещению, отличался большою скромностью. Нравственная сторона его жизни достойна подражания.

Он был всегда тих, кроток, прямодушен, честен, справедлив и во всем чрезвычайно умерен. При своих несметных богатствах он тратил на стол шесть-семь рублей в месяц. Будучи врагом всякой роскоши, носил по нескольку лет один кафтан.

Важно

Он целый день проводил в ученых занятиях, страстно любил музыку и сам играл на скрипке и фортепиано.

На кладбище похоронены многие видные деятели церкви, здесь были семейныя захоронения многих артистократических фамилий, купеческих родов. Здесь же покоятся воины, погибшие в Северную войну 1700-1721 годов, павшие на Бо­родинском поле в 1812 году…

Недалеко от Спасского собора была погребена Мария Лопухина, урожденная графиня Толстая (1779-1803) – русская Джоконда, увековеченная на знаменитом портрете кисти Владимира Боровиковского.

Мария Лопухина. Художник Владимир Боровиковский

Это – шедевр русского камерного портрета эпохи сентиментализма (находится в Третьяковской галерее).

Судьба Марии Лопухиной была короткой и трагической. 18-ти лет ее выдали замуж за Степана Лопухина, видного придворного при дворе императора  Павла I.

Это он в качестве свадебного подарка заказал портрет юной жены художнику Боровиковскому. В браке Мария была несчастлива: муж ее оказался человеком достаточно грубым, нечутким, совершенно не близким ей духовно.

Детей в браке не было. А в 23 года от роду Мария скончалась от неизлечимой тогда чахотки.

Спустя почти столетие, в 1885 году, известный поэт Яков Полонский увидел  ее портрет в доме московской губернаторши Перфильевой, которая приходилась Марии Лопухиной племянницей. Поэт был так потрясен увиденным образом, что в одночасье написал стихотворение:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз И той улыбки нет, что молча выражали Страданье – тень любви, и мысли – тень печали, Но красоту ее Боровиковский спас. Так часть души ее от нас не улетела, И будет этот взгляд и эта прелесть тела К ней равнодушное потомство привлекать,

Уча его любить, страдать, прощать, молчать…

В советское время Андроников монастырь постигла участь других русских обителей. Сначала он был ограблен. Новыми властями было конфисковано свыше 2-х килограммов золота, более 28 пудов серебра, 625 бриллиантов, жемчужная риза.

Совет

При этом напомню: все ценности Русской Православной церкви создавались исключительно на добровольные пожертвования, а потому, по сути, никак не могли подлежать национализации.

Монастырь был передан в ведение ВЧК (Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией), которая организовала здесь концлагерь – предвестник ГУЛАГа. Потом в упраздненной обители размещалась колония для беспризорников.

В 1928 года рабочие соседнего завода «Серп и молот» (до 1917 года – завод Гужона, один из крупнейших заводов России) устроили в монастырских зданиях большое общежитие. Было ликвидировано кладбище – на его месте устроили фут­больное поле. Надгробные памятники частью были уничтожены, частью – проданы. На эти средства у стен обители был построен небольшой парк отдыха.

В начале 1930-х годов был взорвана величественная колольня и разобрана на кирпич. В середине 1930-х – 1940-х годах в стенах монастыря размещались учреждения Наркомата (министерства) обороны.

В 1947 году, когда проходили празднования 800-летия Москвы, деятели культуры во главе с академиком Игорем Грабарем, знаменитым художником, искусствоведом и реставратором, обратились к властям с просьбой о создании на территории монастыря Музея древнерусской живописи. Просьба, благодаря настойчивости Грабаря, была удовлетворена, а постановление правительства о создании музея подписал сам Иосиф Сталин. Так на территории монастыря был образован Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.

В настоящее время его коллекция насчитывает около 10 тысяч произведений древнерусского искусства. Она дает всестороннее представление о художественной жизни Древней Руси. Основное ядро коллекции – памятники иконописи XIII-XVII веков, книжной миниатюры, монументальной живописи.

Иоанн Предтеча. Андрей Рублев

Крещение Господне. Икона 1408 г. Андрей Рублев

В музее более 5 тысяч икон. Собрание включает памятники всех направлений и школ с древности до позднего средневековья. Гордость коллекции – произведения мастеров круга Андрея Рублева, работы Дионисия.

В день памяти преподобного Андрея Рублева, 17 июля 1989 года, в Спасском соборе были возоблены богослужения. А перед входом в монастырь открыт памятник великому иконописцу.

Памятник Андрею Рублеву

Обратите внимание

Но вернемся к  так до сих пор и не разрешенной загадке – месте погребения Андрея Рублева.

Известно, что в конце XVIII века надгробная плита на могиле иконописца была в полной неприкосновенности – ее обозревал историк Федор Миллер.

В начале 1930-х годов, по-видимому, эту плиту видел великий русский подвижник – архитектор-реставратор древнерусского зодчества Петр Барановский (1892–1984), пытавшийся сделать в советское богоборческое время почти невозможное – сохранить для потомков древние русские храмы и монастыри.

По архивным источникам ему удалось установить, что Андрей Рублев был похоронен под старой соборной колокольней. Однажды копая какую-то траншею, рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Это произошло поздним осенним вечером, поэтому Барановский не смог разглядеть плиту как следует.

Он успел только скопировать с помощью угля и бумаги полустертую надпись на ней. За ночь ученому удалось установить, что найденная плита – надгробие первой трети XV века. Рублев, напомню, умер в 1428 году. Место находки также указывало на то, что это могла быть плита с могилы великого иконописца.

Но, поспешив наутро к бесценной находке, Барановский был убит катастрофическим известием. Ночью рабочие разбили плиту и посыпали каменной крошкой дорожки, раскисшие от осеннего дождя. Так оборвалась тонкая нить, которая вела вглубь веков, к могиле Андрея Рублева…

Впрочем, на территории монастыря продолжаются археологические раскопки. И, возможно, в ближайшем будущем нас ожидают большие открытия и неожиданные находки…

Наверх

Источник: http://moscow-online.com/spaso-andronikov-monastyr

Москва. Спасо-Андроников монастырь

Статью добавил(а): Юлия,  18 декабря 2005

По преданию, в 1354 г. митрополит московский Алексий ездил в Константинополь для рукоположения в сан митрополита московского. На обратном пути его корабль попал в сильный шторм на Черном море. На корабле была икона Нерукотворного образа Спасителя, ей-то он и молился.

Читайте также:  Ежедневная молитва святителя филарета, митрополита московского

Митрополит дал клятву, что при благополучном возвращении на родину, он поставит в Москве храм во имя Нерукотворного образа Спасителя. Шторм постепенно затих и корабль благополучно причалил к берегу. И случилось это именно в тот день, когда праздновали церковный праздник – Спаса Нерукотворного.

Важно

В Москве Алексий обратился с просьбой к Сергию Радонежскому отдать ему его ученика Андроника, которому он поручил построить церковь Нерукотворного образа Спасителя. Место выбрали на дороге из Москвы в Орду, на берегу реки Яузы. В 1360 г. и была построена церковь Нерукотворного образа Спаса.

Через некоторое время при церкви образовался монастырь, первым настоятелем которого стал Андроник. Стены монастыря первоначально были деревянными и выполняли оборонительную роль.

https://www.youtube.com/watch?v=Ud5jl3rr-Us

При митрополите Фотии в 1420-1428 гг. собор был перестроен, стал белокаменным. Роспись собора выполняли Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески, выполненные ими, были уничтожены в XVIII в. при реставрации собора, есть лишь небольшие фрагменты на откосах окон. В 1812 г. во время пожара купол собора обрушился, в 1813-1814 гг.

он был восстановлен, а в 1840-х гг. интерьер собора был перестроен. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом. Кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной – Успения Божией Матери. Первоначальный вид был утрачен. Но в 1950-60 гг.

реставраторы вернули ему прежний вид.

В 1504 г. рядом с западной стеной поставили каменную трехъярусную трапезную, в которой по желанию царицы Евдокии Лопухиной в 1691 г. в третьем ярусе учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела с приделом святых апостолов Петра и Павла, который был упразднен в 1819 г.

, затем на его месте освятили придел в честь иконы Усекновения главы Иоанна Предтечи. Был также устроен еще один придел – во имя святого Александра Команского. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери. В 1690 гг.

около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус, в этом же веке отстроили братские корпуса. В 1747-1756 гг. стены монастыря стали каменными. По проекту архитектора Казакова рядом со Спасским собором на месте старой колокольни, над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П.

Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.

В середине XVII в. рядом с монастырем рабочие люди образовали слободу, получившую название сначала Андроньевской, а затем Вороньей. У монастыря были приписные крестьяне в количестве 210 дворов на 1700 г. Андроников монастырь был одним из самых богатых: на 1790 г. за монастырем числилось 5,6 га земель под селением, сенокосных земель 4 га, неудобий 4,5 га.

Святая обитель использовалась и как место заточения: сюда в 1666 г. в кандалах был привезен проповедник старообрядчества протопоп Аввакум Петров. Его продержали трое суток прикованным к стене в подвале, без воды и пищи, а затем отправили в Андреевский монастырь на Воробьевых горах. В 1812 г.

монастырь сильно пострадал от пожара и надругательства французов. При монастыре по традиции было кладбище. Здесь похоронен настоятель Андроник и, по некоторым предположениям, Андрей Рублев. Место могилы, к сожалению, неизвестно. Она уничтожена в советское время.

Здесь же где-то покоился прах Симеона Гордого, сподвижника Ивана Калиты.

Совет

В советское время монастырь был закрыт, было общежитие завода «Серп и Молот». 13 сентября 1927 г. было ликвидировано монастырское кладбище, колокольню в 1930-х гг. взорвали. С 1959 г. в стенах монастыря находится музей Древнерусского искусства имени Андрея Рублева. В 1989 г. собор Спаса Нерукотворного образа передан Церкви.

Статью добавил(а): Сергей Сол,  25 мая 2016

Спасо-Андроников монастырь – один из древнейших монастырей Москвы.

В августе 1356 года митрополит Московский Алексий (Елевферий Фёдорович Бяконт) (1292-1305 – 1378) возвращался из Константинополя и попал на море в сильную бурю.

Обратившись с мольбой к Богу, он дал обет возвести храм во имя того праздника, который церковь будет праздновать в день, когда корабль благополучно достигнет пристани. 16 августа, в день Нерукотворного Образа Спаса, корабль причалил к берегу. Так родилась мысль устроить в Москве монастырь во имя Всемилостивого Спаса.

Эту мысль одобрил преподобный Сергий Радонежский (Варфоломей) (1314 или 1322-1392). По просьбе митрополита, он дал ему для устроения монастыря своего ученика Андроника.

Для строительства обетного монастыря Алексий избрал холм в четырёх верстах к востоку от Кремля, на высоком берегу Яузы у слияния с ручьём Золотой Рожок. Так в 1359 году был основан Спасо-Андроников монастырь.

В 1360 году была освящена первая церковь новой обители, в которой Алексий поставил образ Спаса Нерукотворного, сопровождавшего его в пути из Константинополя.

Ученик Сергия Радонежского, преподобный Андроник (1320-е – 1373), свято соблюдал заповеди своего учителя.

Между 1410 и 1427 годами, при игумене Александре, на месте деревянной церкви, срубленной Андроником, на вклад купеческого семейства Ермолиных был сооружён каменный Спасский собор. Это самый древний из ныне существующих памятников Москвы вне Кремля.

Обратите внимание

Собор, созданный при участии Андрея Рублёва (ок. 1360-1428), поражает своим неповторимым обликом. “Зело красен” – таким было общее мнение современников. Сложенный из белого камня собор в целом повторяет тип традиционного владимиро-суздальского храма.

Это – памятник эпохи русского национального Возрождения.

Собор устремлён ввысь, в этом в застывшем каменном движении, кажется, навеки запечатлён тот взлёт русской духовной жизни на рубеже 14-15 веков, что связан с именами Сергия Радонежского, Дмитрия Донского (1350-1389), Андрея Рублёва, Епифания Премудрого (ум. около 1420), Феофана Грека.

Спасский собор Андронникова монастыря является самым значительным и ярким произведением раннемосковской школы зодчества. Композиция собора очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданную Петром Милонегом на рубеже 12-13 веков. В Спасском соборе покоились мощи св. Андроника и его приемника, второго игумена монастыря св. Саввы.

Здесь же хранилась главная святыня монастыря – образ Спаса Нерукотворного, привезённый митрополитом Алексием из Константинополя. Внутри собор был украшен фресками Андрея Рублёва, но от них уцелели только крохотные фрагменты. Преподобный Андрей Рублёв, бывший монахом Спасо-Андроникова монастыря, жил здесь, скончался в 1428 году и здесь же был погребён.

Могилу Андрея Рублёва пытался отыскать известный учёный-реставратор Пётр Дмитриевич Барановский (1892-1984). По архивным источникам удалось установить, что Андрей Рублёв был похоронен под старой соборной колокольней, до наших дней не сохранившейся.

Однажды во время прокладки траншеи рабочие наткнулись на старинную могильную плиту. Уже темнело, и Барановский успел только скопировать с помощью угля и бумаги полустёртую надпись на плите. За ночь ему удалось установить, что перед ним – памятник первой трети 15 века.

Место находки также указывало на то, что это могла быть надгробная плита с могилы Андрея Рублёва.

Поспешив наутро к бесценной находке, Барановский с ужасом узнал, что рабочие, с типично советским отношением к истории, разбили плиту на щёбёнку и посыпали ею раскисшую в дождь и слякоть дорожку.

За шесть столетий своего существования Спасский собор много претерпел. Наиболее жестокому разгрому от подвергся во время нашествия европейских варваров в 1812 году. Пламя пожара, охватившего собор, было такой силы, что от жара рухнула глава храма.

В стенах собора до сих пор можно видеть обгоревшие, закопчённые камни – следы пожара 1812 года. После изгнания французов собор был восстановлен, причём к нему пристроили приделы и изменили завершение.

Храм был восстановлен в первоначальных формах в 1950-1960-х годах.

Важно

В 1504 году в монастыре была возведена небольшая каменная трапезная на подклете – одна из немногих сохранившихся в Москве построек 16 века. В 1691-1694 годах к ней была пристроена трёхярусная церковь в стиле московского барокко. В её нижнем ярусе располагается престол во имя Знамения Богоматери, во втором – престол во имя св. Архангела Михаила, в третьем – престол во имя св.

митрополита Алексия. Эту трёхэтажную церковь называют посто церковью Михаила Архангела. Её строила царица Евдокия Фёдоровна Лопухина (Прасковья Илларионовна) (1669-1731), первая жена Петра I Алексеевича (1672-1725), а поводом для постройки стало рождения наследника престола царевича Алексея (1690-1718).

Радостная мать, горя желанием возблагодарить Пресвятую Богородицу, поспешила пожертвовать средства на сооружение церкви в память об этом событии – недаром один из её престолов освящён во имя св. Алексия.  Практически завершённая к 1694 году, она после ссылки Евдокии в монастырь 45 лет простояла не освящённой, “без пения”, и была освящена только в 1739 году.

Надвратная церковь Рождества Богородицы, стены и башни монастыря построены во второй половине 17 века. Тогда же были построены настоятельские покои.

В подклете церкви Михаила Архангела находится фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец царицы Евдокии, боярин Илларион (Фёдор) Абрамович Лопухин (1638-1713), а также генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин (1711-1757).

В 1653 году в Спасо-Андрониковом монастыре в течение четырёх недель содержался в заточении вожак старообрядчества, протопоа Аввакум (Петров) (1620-1681). При Петре I при монастыре было устроено училище для незаконнорожденных детей, а с 1810 года – духовное училище.

В 1795 году на средства купца первой гильдии Семёна Прокофьевича Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство огромнейшей колокольни. “По ндраву своему” купец пожелал, чтобы его сооружение было выше колокольни Ивана Великого.

Но пыл купца охладил император Павел I Петрович (1754-1801), приказавший уменьшить высоту строившейся колокольни. Её возведение было завершено в 1803 году. Высота колокольни составила 72,5 метра, что на 8,5 метра ниже Ивана Великого.

Совет

Автором проекта, как считают, был известный московский зодчий Родион Родионович Казаков (1758-1803). В 1930-1931 годах колокольня Спасо-Андроникова монастыря была разобрана.

В некрополе Спасо-Андроникова монастыря были погребены Фёдор Григорьевич Волков (1729-1763) – основатель первого русского театра, Павел Григорьевич Демидов (1738-1821) – основатель знаменитого Демидовского лицея в Ярославле, Абрам Андреевич Баратынский (1767-1810) – отец знаменитого поэта Евгения Абрамовича Баратынского (1800-1844), князь Николай Сергеевич Волконский (1753-1821) – дед Льва Николаевича Толстого (1828-1910), а также Загряжские, Головины и представители других древних русских родов.

С 1960 года в Спасо-Андрониковом монастыре находится Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублёва.

Из кн. А.Ю. Низовского “Самые знаменитые монастыри и храмы России”. 2000. Вече.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  3 апреля 2017

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы над южными воротами

Построена в XVI в. Построена неизвестно когда, обновлена в 1747-1756 гг., а также в 1864 г. В 1756 г. настоятель монастыря объявил, что церковь над Св.

воротами возобновлена по словесному приказанию покойного архиепископа Московского Платона из прежде бывшей ветхой; просил дозволения освятить и получил его 15 ноября.

К юго-восточному углу храма пристроена была ризница; сам он имел вид, указывающий на середину XVIII в. Письменных известий о существовании храма до 1756 г. нет. В новом храме устроена ризничная палатка.

Храм находился над Св. вратами позади колокольни XVIII (в которой также был свой храм, его можно видеть на гравюре Ф. Кампорези XVIII в., выполненной до возведения колокольни).

Церковь сломана, по-видимому, вместе с колокольней в 1930-е гг. Ныне над вратами надстроена палатка об одном этаже, на ней охранная доска: “Святые ворота сооружены в XVII в. Фрагментарно реставрированы в 1959-1960 гг. При реставрации церковь Рождества не была восстановлена.

Обратите внимание

Паламарчук П.Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 326, 328; Денисов Л.И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 419-422; Рукопись Александровского, № 536 – церковь Рождества Богородицы; Путеводитель Машкова. С. 151-152; Александровский, № 29.

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  21 октября 2017

Существовавшая ранее часовня Спасо-Андроникова монастыря находилась у Рогожской заставы на том месте, где, по преданию, преп. Сергий прощался с преп. Андроником, когда шел в Нижний Новгород.

Часовня эта значится в списке 1722 г., составленном по случаю закрытия всех часовен в Москве, всего числом сорока. Сохранить старые часовни разрешено 25 июня 1727 г.

С тех пор Андрониковская часовня не раз переделывалась и обновлялась.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  25 октября 2017

Ранее существовала церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Андрониковом монастыре над вторыми воротами. Ворота относятся к XVI в., тогда же, вероятно, построена была и церковь над ними.

Церковь нынешняя сооружена в 1756 г. Она довольно типична для середины XVIII в.: удлиненная, со скошенными углами алтаря, с восьмиугольной широкой шеей главы. Обновление было в 1864 г.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=03109

Ссылка на основную публикацию