Знаменский монастырь (гороховец), россия, владимирская область, гороховецкий район, город гороховец, знаменский участок

Гороховецкий Знаменский Красногривский женский монастырь

Знаменский Красногривский женский монастырь

Монастырь был основан на так называемой Красной гриве – небольшой возвышенности, которая защищает монастырь от весенних разливов р. Клязьмы (поэтому монастырь называется Красногривский).

Знаменский монастырь никогда не входил в городскую черту Гороховца. При его упоминании в документах 1725 года о его местонахождении сказано: деревня Знаменка близ Гороховца.

Знаменский Красногривский женский монастырь

Это самый древний в Гороховце монастырь. Мужской монастырь возник здесь еще во времена Бориса Годунова в 1598 году. Постройки его вначале были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на Гороховской тяглых людей земле.

5 октября 1669 г.

Обратите внимание

Патриарх Иоасаф дал разрешение гороховецкому купцу Семену Никифоровичу Ершову на строительство каменной церкви Знамения в Знаменском Красногривском монастыре. Храм стал первой каменной церковной постройкой на территории Гороховецкого уезда.

«Грамота патриарха Иоасафа, благословенная, посадскому человеку Семену Ершову на построение каменной Знаменской церкви в г. Гороховце. 7178 — 1669 г. октября 23».

В главном храме Знаменского монастыря неровный каменный пол. Он выложен кирпичом в XVII веке. Этот кирпич теплого терракотового цвета уложен улочкой, наподобие паркета и ступать по нему хочется осторожно. Местами неровный пол уходит вглубь, образуя ямки, местами дыбится. На таком полу неудобно стоять, неудобно опускаться на колени и класть поклоны.

В переписных книгах 1678 г. говорится, что «За р. Клязьмою Знаменский монастырь, в нем церковь Знамения Пресв. Богородицы с приделами Иоанна Богослова и Зосимы и Савватия Соловецких,— огорожен забором, в монастыре 5 келей, в них 8 человек братий питаются милостыней». «Лествица св. Иоанна игумена Синайския горы, в лист, в кожаном переплете, лета 7213 г.

(1705) Ианнуария в 15 день, по yказу преосвященного митрополита Аврамия Рязанского и Муромского, отдана Гороховецкого уезда в обитель Знамения Пресвятой Богородица в Красногривскую пустынь». Позже была пристроена колокольня (после 1733 года) и теплая церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

Деревянная церковь апостолов Петра и Павла, построенная в 1685 году вообще не сохранилась до наших дней. Ничего не известно и о приделе Зосимы и Савватия, который предполагалось построить к церкви Знамения. Вход в монастырь находился на западной стороне ограды.

Святые ворота построены в 1720 году с четырьмя мощными круглыми столбами на прямоугольных базах с широкой проездной аркой. Келейный корпус – 2-х этажный. Нижний этаж – каменный, постройки 1720 года; верхний – деревянный, второй половины ХVIII века. Каменная ограда, постройки XVIII века, замыкала монастырь со всех сторон.

Жизнь монастыря была недолгой.

В 1723 году указом Петра I монастырь ввиду малобратственности был приписан к Флоришевой пустыни, где братия подвизались строгого монастырского духа, а жили они трудом и молитвой, и с тех пор выполнял роль ее подворья.

«Приписные к Флорищевой пустыни: Знаменский Красногривский монастырь, находящийся в г. Гороховце за рекою Клязьмой, приписанный к пустыни в 1723 году по указу Импер. Петра I.В нем находится древняя одноглавая церковь Знамения Божией Матери с приделом св. Иоанна Богослова, построенная в 1670 году Гороховецким купцом Семеном Ершовым. В ней древний резной иконостас, возобновленный живописью и позолотою в 1899 году, с устройством в обеих церквах терракотовых полов, в тоже время возобновлена живопись на стенах и клиросах в Знаменской церкви, а каменная шатровая колокольня починена и покрыта белым оцинкованным железом. Крыши покрыты листовым железом и покрашены медянкой на масле, а кресты на них вызолочены.Престолы в обеих церквах и жертвенники деревянные, вышины и ширины 1 ½ аршина.Иконостас древний, резной, устроенный по образцу иконостаса Флорищевой пустыни, с разными гроздьями винограда и цветами. Но всего более оригинальны здесь клиросы, украшенные силлабическими стихами из «Лествицы» с соответствующими изображениями; клиросы возобновлены тоже в 1899 году.Царские врата в иконостасе Знаменской церкви относятся к XVII веку или началу XVIII, резные, золоченые, в них в клеймах иконы евхаристии и отчества, XVII в.В приписном к Флоршцевой пустыни Знаменском монастыре в г. Гороховце, в главном храме имеется древних икон 60, возобновленных в 1899 году. Между ними более достопримечательна: против правого клироса образ чудес при явлении святых икон Божией Матери, по краям его св. пророки, а в средине врезан образ Знамения Пресвятой Богородицы храмовой, в ризе сребропозлащенной, чеканной, на ней два венца прорезные, в ризе, весу 1 ф. 10 золотн., приложена чиновником Тихомировым. Эта икона вынимается и носится по городу и соседним деревням для молебствия. Она не возобновлена… В соборном храме пред образом Успения Божией Матери в балдахине на левой стороне подсвечник большой медный посеребреный, старинной формы, о трех больших металлических свечах, под чашею три херувима, на поддонке восемь. В этом же храме у западных дверей медное литое тяжелое паникадило, о 32-х шандалах для свечей, самый верх украшен в виде пятиглавой церкви. В Троицкой церкви при входе небольшое висячее медное об одном ярусе паникадило, на нем 7 шандал для свечей. В церкви преподобных отец Зосимы и Савватия пред — аналойный подсвечник, медный, посеребренный, верх восьмиугольный, о 24-х шалнерах для свечей, с подзором вокруг, с накладными цветами и репьями, поддон круглый с листьями. В приписной Знаменской церкви в г. Гороховце, в придельном храме Иоанна Богослова, против левого клироса; подсвечник медный, старинного изделии, самый верх четырехугольный продолговатый, об одной свече; от времени несколько изломан и был неоднократно починен» (В.В. Косаткин. Монастыри. 1906). В 1923 г. подворье было ликвидировано, имущество конфисковано, здания переданы в ведомство губернского музея. В 1920-х годах в храмах располагались бумажная фабрика, маслобойня, склад соломы. В 30-60-е гг. здания монастыря принадлежали колхозу «Комсомолец», позже совхозу «Гороховецкий». Здесь размещались скотный двор и склады. Наибольшие разрушения в Знаменском монастыре были произведены после 60-х годов. 30 августа 1960 года комплекс построек Знаменского монастыря был взят под государственную охрану, но уже через год, 7 июля 1961 года, исключен из списков памятников архитектуры, после чего предпринимались попытки разобрать храм на кирпичи. В 60-е гг. была разрушена ограда, от нее остались лишь ворота, которые сейчас больше напоминают часовню. Немало пострадали постройки монастыря и в 1985 году во время съемок художественного фильма режиссера Юрия Озерова «Битва за Москву», где обитель сыграла сразу две роли, зимой и летом. Здесь проходили съемки батальных сцен, взрывы производились как на территории монастыря, так и в самом храме и приделе Иоанна Богослова.

26 ноября 1994 г. монастырь был открыт как подворье-скит Гороховецкого Свято-Троице-Никольского монастыря. Указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия от 28 мая 1999 г. скит был обращен в женский монастырь.

13 июня 1995 года в скиту были начаты ремонтно-восстановительные работы. 6 октября 1995 года состоялось освящение престола малого храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

На основании распоряжения Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия от 28 мая 1999 года Знаменский скит Свяго-Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь с организацией в нем монашеской общины. В июне 1999 года приехали первые насельницы обители.

Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года настоятельницей монастыря утверждена монахиня Раиса (Шибеко). В обители возрождается хозяйство ведется благотворительная деятельность. В храме Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится мощевик с 15-ю частицами святых мощей.

Прихожане и паломники посещающие обитель укрепляются в вере, надежде, получают утешение. Всех желающих приглашаем посетить монастырь, который расположен в живописнейшем месте заклязьмевской природы.

Обитель окружена лесом, озерами; находясь в стенах монастыря человеческому взору открывается неповторимы уникальный вид на старинную часть города Гороховца.

Город Гороховец
Николо-Троицкий Гороховецкий мужской монастырь
Сретенский Гороховецкий женский монастырь
МОНАСТЫРИ Владимирской области.

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Источник: http://lubovbezusl.ru/publ/istorija/gorokhovec/p/65-1-0-4056

Гороховец. Знаменский женский монастырь

Статью добавил(а): Юрий Менделеев,  14 марта 2004

Церковь Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней 1679 г. в Знаменском монастыре в г. Гороховец Владимирской области. Монастырь основан в 1598 г. а в 1723. в связи с малочисленностью братии приписан к Флорищевой пустыни.

Статью добавил(а): Александр Богданов,  18 января 2011

Знаменский Красногривский монастырь, в городе Гороховце, основанный в 1670 году; здесь замечательны царские ворота XVII века и клиросы, украшенные стихами из «Листвицы» с изображениями.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Статью добавил(а): Черниховский Дмитрий,  25 февраля 2012

Свято-Знаменский женский монастырь прежде был мужским. Основан в 1670 г на средства Гороховецкого купца Симона Ершова. В 1678 г в монастыре была Знаменская церковь с приделами Иоанна Богослова, Зосимы и Савватия Соловецких. На территории размещалось пять келий, где проживало восемь человек братии («питались милостыней»).

Важно

С 1723 г. Гороховецкий Знаменский Красногривский мужской монастырь был приписан к Флорищевой пустыни. Храм в обители был один – в честь иконы Божией Матери Знамения с приделом во имя св.Иоанна Богослова.

Прежде в храме существовали «оригинальные клиросы, украшенные силлабическими стихами из «Лествицы» с соответствующими изображениями.

Из памятников церковной старины замечательны: царские врата 18 века; 2 малые деревянные подсвечника и слюдяные оконницы в окнах» (Денисов … Православные монастыри, 1908).

Монастырь закрыли в 1923 г. Во второй половине 20 в. на его территории был совхоз, в Знаменской церкви – конюшня. Монастырь возобновлен в 1999 г. как женский.

В.Гриньков, Н.Землянская Золотое кольцо.Отпуск за рулем. Справочник-путеводитель. – СПб.: Изд-во Welcome, 2008
Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи, 1908.

Статью добавил(а): znamenka,  2 мая 2012
Иноческая жизнь стала возрождаться в Знаменском монастыре в 1994г., когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии. 24 июня Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий передал её мужскому Троице-Никольскому монастырю г. Гороховца в качестве скита. Летом 1995 года трудами первого и незабвенного настоятеля Свято-Никольского монастыря игумена Петра начались работы по восстановлению монастырских построек, а уже 6 октября того же года был освящен престол в приделе ап. и ев. Иоанна Богослова. В храме стали совершаться регулярные богослужения.28 мая 1999 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь и вновь обрел самостоятельность.

Более подробную информацию об истории монастыря и о жизни обители на сегодняшний день можно узнать на официальный сайте Свято-Знаменского женского монастыря www.znamenkamon.ru

Статью добавил(а): Сергей Ковров ,  16 декабря 2017

Знаменский монастырь расположен на левом берегу реки Клязьмы, в ее пойме, на так называемой Красной гриве (поэтому монастырь называется Красногривский). Это самый древний в Гороховце монастырь. Он был основан в 1598 году как мужская обитель. Постройки его в начале были деревянные и срублены на средства Петра Лопухина на Гороховской тяглых людей земле.

В 1670 году Семен Ершов уже построил каменную церковь Знамения Богородицы. Позже была пристроена колокольня (после 17ЗЗ года) и теплая церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
Деревянная церковь апостолов Петра и Павла, построенная в 1685 году, вообще не сохранилась до наших дней.

Совет

Ничего не известно и о приделе Зосимы и Савватия, который предполагалось построить к церкви Знамения Божией Матери.

Вход в монастырь находился на западной стороне ограды. Святые ворота построены в 1720 году с четырьмя мощными круглыми столбами на прямоугольных базах с широкой проездной аркой. Келейный корпус – 2-х этажный. Нижний этаж – каменный, постройки 1720 года; верхний – деревянный, второй половины ХVIII века.

Читайте также:  Мученица вера самсонова

Каменная ограда, постройки XVIII века, замыкала монастырь со всех сторон. Жизнь монастыря была недолгой.

В 1723 году указом Петра I монастырь ввиду малобратственности был приписан к Флорищевой пустыни, где братия подвизались строгого монастырского духа, а жили они трудом и молитвой, и с тех пор играл роль ее подворья.

В советское время монастырь подвергся разорению. Наибольшие разрушения в Знаменском монастыре были произведены после 1960-х годов. В это время здесь располагалось отделение колхоза. Была уничтожена монастырская ограда. В 1994 году возобновлена деятельность Знаменской обители.

24 июня Высокопреосвященвейший Евлогий, Епископ Владимирский и Суздальский, передал Троице-Никольскому мужскому монастырю Знаменский монастырь в качестве скита.

13 июня 1995 года в скиту были начаты ремонтно-восстановительные работы, 6 октября 1995 года состоялось освящение престола малого храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

На основании распоряжения Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия от 28 мая 1999 года Знаменский скит Свято-Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь с организацией в нём монашеской общины. В июне 1999 года приехали первые насельницы обители.

Согласно определению Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 марта 2000 года настоятельницей монастыря утверждена монахиня Раиса (Шибеко). Сейчас в монастыре подвизается 12 насельниц. В обители возрождается хозяйство, ведется благотворительная деятельность.

В храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова находится ковчег с 15-ю частицами мощей святых угодников.

http://meparhia.ru/eparh/31/36

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01071

Гороховец – град Пресвятой Богородицы / Православие.Ru

В современной России мало уже осталось городов, сохранивших аромат старины, не подвергшихся в свое время тотальному уничтожению ради сиюминутных требований времени. Гороховец — тихий провинциальный городок во Владимирской области — один из немногих. Бродя по его улочкам, будто на машине времени переносишься в прошлое…

Маленькому городку Гороховцу почти не досталось места ни в древних летописях, ни в современной истории. А между тем Гороховец — почти ровесник Москвы. Основанный Юрием Долгоруким, город-крепость призван был защищать юго-восточные границы Ростово-Суздальского княжества.

Первые упоминания о Гороховце относятся к 1239 году — в этом году город был сожжен монголо-татарами, о чем читаем мы в Лаврентьевской летописи: «В лето 6747 (1239) на зиму взяша Татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша, и град святой Богородицы Гороховец пожгоша».

Здесь же впервые Гороховец называется Градом Пресвятой Богородицы. Ах, как хотелось бы обнаружить в этом милом городке земные следы пребывания Богородицы… Но, увы, все оказалось проще. Гороховец передан был сыном Юрия Долгорукого князем Андреем Боголюбским во владение Успенскому собору города Владимира.

С тех пор и называют его «городом Пресвятой Богородицы».

Князь Юрий Долгорукий    

На протяжении столетий город неоднократно страдал от набегов монголо-татар, но каждый раз возрождался, чтобы снова быть сожженным… Предание донесло до нас легенду о чудесном спасении города в 1539 году, когда во время осады войском казанского хана возник над городом, над огромным холмом, образ русского воина с мечом, закованного в огненные латы. Будто бы, испугавшись дурного предзнаменования, татары спешно отступили от города, а холм с тех пор называется в народе Пужаловой горой. В Смутное время город поддержал народное ополчение князя Дмитрия Пожарского и был разграблен и сожжен рыскавшими в поисках легкой добычи отрядами украинских казаков из войска королевича Владислава…

Обратите внимание

Современный Гороховец — будто застывшая во времени картинка из XVII века. Именно в это время в городе бурно развивалась торговля, чему способствовало выгодное географическое положение. Немалые доходы приносила и река Клязьма, бывшая в то время основной водной магистралью.

«Во искупление грехов великих», без которых не могло быть и речи о прибыльной торговле, строились местными купцами каменные храмы. Не забывали и про себя, строили роскошные каменные палаты. Но времена расцвета длились недолго.

Уже при Петре Первом с выходом России к Балтийскому морю меняются экономические интересы государства, и местные гороховецкие купцы остаются не у дел, теряют большую часть своих доходов. Гороховец превращается в заштатный городок Владимирского наместничества.

А построенная в 1875 году железная дорога Москва — Нижний Новгород прошла мимо Гороховца, окончательно лишив его былых преимуществ. Городок обречен был на тихое существование, которое продолжается до сих пор.

Базар в центре Гороховца  

Никольский монастырь

Высоко над городом, на Николиной горе стоит-возвышается главная достопримечательность города — Свято-Троице Никольский мужской монастырь. Монастырь стоит на самой вершине холма, на том самом месте, где в XII веке заложена была первая крепость, вокруг которой и вырос впоследствии Гороховец.

А в крепости той построена деревянная церковь Николая Угодника… Свято-Троице Никольский монастырь возвышается над купеческим посадом с его приземлённым бытом. Главный собор монастыря, Троицкий, дошедший до нашего времени, построен был в 1681–1689 годах на средства богатейшего горожанина, купца Семена Ершова.

Много храмов построил на Гороховецкой земле «гостиной сотни торговый человек» Семен Ершов, но об этом чуть позже.

Двухэтажный храм вмещает теплую Никольскую церковь и холодную Троицкую. Храм венчают пять золотых куполов. С северо-западной стороны собора стоит шатровая колокольня. На краю северного склона горы, в линии ограды возвышается двух­этажная церковь Иоанна Лествичника, построенная в 1710–1716 годах.

Ко второму этажу храма поднимается лестница, украшенная в традициях древнерусского зодчества. В 1920 году монастырь был закрыт, храмы монастыря разорены, а имущество национализировано. В Троицком соборе располагался склад кинопроката.

В 1993 году в монастырь возвращаются монахи… В Троицком соборе находится ковчег с частичкой мощей Николая Угодника.

Важно

Если вам повезет и удастся вдруг подняться на колокольню, то с колокольни, практически с высоты птичьего полета, вы сможете полюбоваться потрясающей красоты видами Гороховца и окрестностей. Перед Вами откроются заречные дали и Знаменский монастырь.

Знаменский монастырь

За всю историю Гороховца люди так и не освоили левый берег Клязьмы. Коварство реки и суровые условия до сих пор делают эти земли непригодными для проживания, и только монастырские постройки выделяются маленьким островком среди глухого леса.

Знаменский монастырь расположен в живописнейшем месте, на так называемой Красной гриве, и поэтому монастырь иногда называют Красногривский. Это самая древняя обитель в Гороховце, основанная на средства купца Петра Лопухина в 1598 году.

Первоначально монастырь был мужским, но его самостоятельная жизнь была недолгой. В 1723 году указом Петра I Знаменский монастырь по причине «малобратственности» был приписан к Флорищевой пустыни и стал ее подворьем.

Первый каменный храм Знамения Богородицы был построен в 1679 году на средства купца Семена Ершова.

В 1923 году Знаменское подворье было ликвидировано одновременно с Флорищевой пустынью. Имущество было конфисковано, а здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям. Долгое время в храме размещалась бумажная фабрика и склад соломы.

В шестидесятых годах двадцатого столетия на территории обители располагалось отделение совхоза, монастырские постройки приспособлены были под скотный двор и склады. В 1994 году, когда обитель была возвращена Владимиро-Суздальской епархии, на месте монас­тыря оставались одни развалины.

В мае 1999 года распоряжением архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит был преобразован в Знаменский женский монастырь, и уже летом в обитель приехали первые насельницы.

В настоящее время обитель возрождается, в монастыре подвизается более 20 сестер. Полностью восстановлен и отремонтирован основной храм в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение».

Совет

Восстановлена монастырская колокольня, отремонтирован келейный корпус, возведен новый игуменский корпус, дом для трудников, различные хозяйственные постройки и подсобные помещения. В обители построены скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы.

Мы помним, что монастырь расположен на пустынном левом берегу Клязьмы и связан с городом понтонным мостом. Осенью перед ледоставом мост разбирают, и тогда насельницы монастыря оказываются отрезанными от Большой земли на неопределенный срок.

В иные годы вода подходит к самым стенам монастыря. Для решения неотложных вопросов кто-то из матушек берется за весла и, уповая на милость Божию, отправляется в путешествие…

Благовещенский собор

Благовещенский собор построен опять-таки на средства Семена Ершова. Это монументальное сооружение обязано своим появлением на свет многолетнему соперничеству, а точнее многолетней вражде, двух богатейших купеческих родов Гороховца — Ершовых и Опариных.

Городская легенда гласит, будто бы богатейшему гороховецкому купцу Семену Ершову к концу семнадцатого столетия наступал на пятки набирающий силу Матвей Опарин, который в знак своей силы построил недалеко от центральной площади роскошный особняк. Будто бы осерчавший Семен Ершов строит в отместку перед домом Опариных огромный собор, перекрывший все подходы к торговой площади.

Собор был построен в 1700 году, и в то время это был самый красивый, самый богатый собор в Гороховце — с золотыми куполами, большими часами, ажурными коваными воротами. К сожалению, в настоящее время собор относится к краеведческому музею и закрыт.

Купола остались, правда, уже не золотые, а ворота, сильно пострадавшие от времени и человеческих рук, теперь являются экспонатом музея и хранятся глубоко в его запасниках. Уже в наши дни Благовещенский собор «прославился» тем, что на его фоне снимался последний фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар».

    

Наверняка мелькнули в кадре михалковского фильма и купола Сретенского монастыря, расположенного напротив Благовещенского собора.

Сретенский монастырь

Сретенский женский монастырь, основанный в 1658 году по указу патриарха Никона, остался для меня загадкой. Монастырь расположен в самом центре города, вокруг него кипит городская жизнь, а сам монастырь отгородился от мирской суеты белокаменными стенами и живет своей, никому не заметной жизнью.

Обратите внимание

Главные ворота монастыря, над которыми возвышается 35-метровая колокольня, оказались закрыты, но это не мешает попасть на территорию монастыря. Словно убранная в праздничные одежды, стоит среди монастырского двора церковь Сретения Пресвятой Богородицы Владимирской.

Белизна стен, украшенных каменной вышивкой, придает храму какую-то женственность, столь уместную в девичьей обители. Вне всякого сомнения, храм этот относится к лучшим образцам православной архитектуры Гороховца.

И мы уже не удивляемся, услышав, что храм этот построен в 1689 году опять-таки на средства того самого Семена Ершова.

Судьба монастыря как под копирку повторяет судьбу большинства монастырей в России. Вскоре после революции монастырь был закрыт, монахини изгнаны.

К счастью, в стенах монастыря не было никаких исправительных и лечебных учреждений, монастырские постройки использовались под хозяйственные городские нужды, возможно, это способствовало их сохранению.

В 2001 году монастырь возвращен церкви, сюда из суздальского Покровского монастыря пришли первые насельницы…

* * *

Справка

Флаг городаГерб городаМестоположение

Расположен в Волжско-Окском междуречье, на правом берегу реки Клязьмы, в 12 км от железнодорожной станции Гороховец (д. Великово) на автомобильной дороге М-7 «Волга», в 157 км к востоку от Владимира

Дата основания 1239 год
Епархия  Муромская
Население 13 тысяч человек

Источник: https://pravoslavie.ru/89142.html

Знаменский монастырь в Гороховце

Знаменский монастырь — православный женский монастырь, расположенный в городе Гороховец Владимирской области.

Расположен на левом берегу Клязьмы. Самый древний монастырь в Гороховце.

История

Основан в 1598 году, как мужская обитель. Все постройки вначале были деревянными и срублены на средства Петра Лопухина на Гороховской тяглых людей земле.

Читайте также:  Лютеница

В 1670 году построена каменная церковь Знамения Богородицы.

В 1723 году указом Петра I монастырь ввиду малобратственности был приписан к Флорищевой пустыни и с тех пор выполнял роль её подворья.

После 1733 года к церкви Знамения Богородицы была пристроена колокольня и тёплая церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

В XVIII веке была возведена каменная ограда, окружавшая монастырь со всех сторон. По углам ограды располагались башни.

В мае 1923 года подворье было ликвидировано, имущество конфисковано, здания переданы в ведомство Губмузея, который сдавал их в аренду частным лицам и организациям.

Наибольшие разрушения в Знаменском монастыре были произведены в 1960-е годы. Была снесена ограда.

24 июня 1994 года монастырские здания возвращены церкви.

24 июня 1994 года Епископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов) передал Знаменский монастырь Троице-Никольскому мужскому монастырю в качестве скита.

Важно

13 июня 1995 года в скиту были начаты ремонтно-восстановительные работы, 6 октября 1995 года состоялось освящение престола малого храма в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова.

28 мая 1999 г. указом Архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия Знаменский скит Троице-Никольского мужского монастыря был преобразован в Знаменский женский епархиальный монастырь и вновь обрел самостоятельность.

7 марта 2000 года по определению Священного Синода Русской Православной Церкви настоятельницей Знаменского женского монастыря была утверждена монахиня Раиса (Шибеко Л.В.). А в 2006г. за усердное служение Церкви Божией матушка Раиса была возведена в сан игумении.

В настоящее время обитель возрождается. Регулярно совершаются богослужения, служащим священником является иерей Феодор (Закиров). В обители силами насельниц ведется монастырское хозяйство, построен скотный двор, телятник, ведутся сельскохозяйственные работы, по мере возможности оказывается благотворительная помощь нуждающимся.

Престольные праздники обители

  • 21 мая — апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • 09 октября — преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова
  • 10 декабря— празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение»

Источник: https://tropki.ru/rossiya/vladimirskaya-oblast/gorohovec/znamenskiy-monastyr

Свято-Знаменский монастырь Гороховец (Владимирская обл.)

Знаменская церковь – первый каменный храм, появившийся в XVII веке на гороховецкой земле. Типичные особенности этого памятника русской храмовой архитектуры дают возможность отнести его к одноглавым приходским церквям.

Храм бесстолпный, снаружи украшен нарядным декором. Высокая шатровая колокольня, поскольку отсутствует трапезная, пристроена к одной из стен с юга прямо над папертью.

Колокольня представляет собой типичный «восьмерик на четверике» – на низком, прямоугольном в плане нижнем ярусе стоит массивный высокий второй ярус с почти глухими стенами (имеются лишь небольшие слуховые окошки с трех сторон), а уже на нем находится восьмерик яруса звона. Все восемь колонн звонницы соединены перемычками, обрамленными нарядными килевидными ложными кокошниками. Ярус звона завершается небольшим восьмигранным шатром с двумя рядами слуховых окон. Завершает всю конструкцию колокольни небольшая луковка с крестом.

Придел Иоанна Богослова, пристроенный к основному объему здания храма с северной стороны, имеет собственную апсиду и трапезную, переходящую в крытую паперть, к которой позднее была пристроена ризница.

Все здание придела перекрыто коробовыми сводами, а в ризнице перекрытие плоское. Оконные проемы украшены простыми наличниками с треугольными фронтонами.

На крыше придела находится небольшая главка на изящном глухом барабане.

Основной объем храма имеет кубическую форму. Здание перекрыто сомкнутым сводом, заканчивающимся четырехскатной кровлей с цилиндрическим барабаном и небольшой луковичной главкой, характерной для легко узнаваемого «гороховецкого стиля». Апсида храма – полукруглая, перекрытая трехчастной конхой.

Фасады храма украшены декором из арочных декоративных кокошников, опирающихся на полосу подзора, состоящую, в свою очередь, из ордерных сухариков (небольших прямоугольных выступов) и горизонтальных тяг. Выразительность высоких прямоугольных окон подчеркивается наличниками в стиле нарышкинского барокко – колонки, завершенные треугольными фронтонами.

Совет

Барабан главного объема украшен аркатурно-колончатым поясом и завершается кованым крестом. Он восстановлен по архивным документам и позолочен с использованием современных технологий. Точно такой же крест установлен в женской обители в поселке Мстёра (Владимирская область) на храме Святителя Иоанна Милостивого.

Цельный по форме основной объем храма, несмотря на асимметричность поставленных вокруг него других разновысотных объемов, придает храму «Знамения», главному объекту всего монастыря, динамичную и запоминающуюся форму.

Внутри Знаменского храма

Внутреннее пространство храма Иконы Божией Матери «Знамение» невелико, но в нем весьма просторно. Церковь одноярусная, имеет высокие стены с двумя рядами окон с южной стороны и частично с северной, а также высокий сомкнутый свод, отчего в его центральной части всегда светло.

Иконостас в главном приделе каменный, одноярусный, имеющий полукруглое завершение, окрашенный в белый цвет. Над центральной частью иконостаса установлен резной деревянный крест. Справа от царских врат располагается икона Спасителя, а слева – храмовая икона Божией Матери «Знамение».

В левой угловой части иконостаса имеется небольшая икона Преподобного Сергия Радонежского, а в правой – Преподобного Серафима Саровского. В левом киоте размещена икона Пресвятой Богородицы «Знамение» Серафимо-Понетаевская, написанная в конце XIX – начале XX века сестрами Серафимо-Понетаевского женского монастыря.

Справа находится икона Пресвятой Троицы письма мстёрских мастеров, принесенная ими в дар обители в 2009 году.

Рядом с иконой «Знамение» располагается позолоченный мощевик в виде ковчега с крышкой и напольной подставкой. В ковчеге под стеклом хранятся 50 частиц мощей святых.

Под навесными иконами установлен резной липовый аналой, на котором располагается писаная икона Святой Мученицы Раисы, Небесной покровительницы игумении монастыря.

В правой части храма -большая, особо чтимая икона Святого Великомученика Пантелеймона в деревянном резном киоте под стеклом.

Обратите внимание

В нише на западной стене, справа от входа, находится небольшая вышитая икона-плащаница Божией Матери с украшениями в деревянном футляре под стеклом.

В храме всегда поддерживается благоговейная молитвенная тишина и порядок.

Прихожане молятся во время службы в левой части храма, а сестры – в правой, вместе с игуменией монастыря, стасидия которой находится прямо перед иконой Пресвятой Троицы.

Хождение по храму, прикладывание к святыням и разговоры во время богослужения возбраняются, и даже свечи на подсвечники перед иконами расставляет только сестра, несущая в этот день послушание в храме.

Придел Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова был пристроен к Знаменскому храму в XVIII веке. В нем служатся водосвятные молебны на престольные праздники, совершается чтение Неусыпаемой Псалтири и вечернее монашеское правило. Изюминкой этого маленького придела является липовый резной иконостас, выполненный владимирскими резчиками.

Перед солеей, в напольных резных киотах, расположены особо чтимые иконы Предтечи Господня и Апостола Иоанна Богослова в полный рост.

В центре придела на резном аналое разместился редкий образ храмового святого – «Евангелист Иоанн Богослов в молчании».

Справа от иконостаса размещены два небольших позолоченных мощевичка на деревянной подставке. В одном из них хранятся частицы мощей двенадцати преподобных старцев Оптинских, а в другом – частица мощей святого блаженного Василия, Московского чудотворца.

По сложившейся монастырской традиции эти святыни часто участвуют в крестном ходе вокруг обители, который совершается насельницами ежедневно.

Источник: http://posmotrim.by/article/znamenskij-monastyr-gorohovec.html

администрация Гороховецкого района Владимирской области | Наш край

Наш край

История нашего района

История нашего района.

История Гороховца началась в VI веке до нашей эры, когда возникло угро-финское поселение на небольшом плато Никольской горы. Городовое место Гороховца занимало вершину холма овальной формы, площадью 2 гектара. Именно городовое место Гороховца подверглось в X веке славянскому заселению.

Так, в начале нашей эры на высоком берегу Клязьмы возникает славянское городище. Городища полукруглого типа были распространены в Приклязьмье и на Волге. К таким городищам относятся: Кидекша около Суздаля, Сунгирь под Владимиром, Ярополч под Вязниками, Городец на Волге.

Мирное освоение края славянами шло постепенно из Суздальского ополья вниз по Клязьме. Уже к XI веку земли вокруг Гороховца были заселены славянами.

Гороховец – исторический город. Многие столетия, прожитые им, наложили неповторимый отпечаток на его улицы и площади, соборы и дома. Дивную гороховецкую архитектуру дополняет изумительная природа. Первое упоминание о Гороховце встречается в Лаврентьевской летописи в связи с началом тяжелого периода в жизни древней Руси и разорением города монголо-татарами.

Под 1239 годом было записано: «На зиму свята татарове Мордовскую землю и Муром пожгоша и по Клязьме воеваша и град Святые Богородицы Гороховец пожгоша а сами идоша в станы своя. Тогды же бе пополох зол по всей земле и сами не ведаху и где хто бежить».

Надолго исчезает название города со страниц русских летописей, но затерявшийся среди дремучих лесов городок не погиб.

Частые нападения разрушали его, но город восстанавливался и продолжал жить.

Важно

Город Гороховец был центром сельского округа. Земля была общинной, имевшей средоточие в городе.

Город Гороховец выполнял функцию крепости. Он был укреплен земляным «глиняным» валом, деревянной крепостью, которая покоилась на его гребне.

В развивающемся городе Гороховце активную роль стали играть торговцы и ремесленники. Если бы не было постоянного спроса на ремесленные изделия в соседнем округе, городской посад в Гороховце не мог бы развиваться. Выгодное размещение города и его укрепления вызвали быстрый рост населения. Во главе города стоял княжеский наместник.

Посад в Гороховце играл роль таможенного поста, контролирующего движение судов.

В конце XIV века, при князе Василии I, с вхождением Гороховца в состав Московского княжества, усилилось его военно-стратегическое значение как оборонительного пункта на восточной русской границе.

Население Владимирской земли и входящего в край Гороховецкого уезда в XIV-XV веках занималось земледелием, ремеслом и торговлей. Местность края преображается. Появляются деревни, починки, то есть только что возникшие поселения. Пустынные места превращаются в заселенные.

В XV веке город уже числился центом волости. Город разрастается.

По разъезжим грамотам, писцовым книгам и другим феодальным документам установлено территориально-административное деление края в XV веке. Гороховецкий район в этот период выделился в Гороховецкий уезд. Четких границ по вышеуказанным документам определить невозможно.

Но в начале XVI века в результате межевания земель границы уезда проходили по рекам, озерам и болотам расположенным на его территории.

В начале XVII века проводилось межевание Гороховецкого уезда, в результате выделились 4 части: Волость Красносельская, Волость Кутинская, Стан Лухманский, Стан Раменский.

Совет

При образовании губерний по реформам Петра I в 1708-1710 годах город Гороховец с частью прилегающих территорий перешла в Казанскую губернию.

В дальнейшем (по Указу от 29 мая 1719 г.) Гороховец вошел в Московскую губернию.

С присоединением к Московскому государству в XVI веке Казанского и Астраханского ханства Гороховец утратил свое значение пограничного города, стал развиваться как торгово-ремесленный центр.

Конец XVII- начало XVIII века – время расцвета и богатства Гороховца. Гороховецкие посадские люди, используя выгодное положение города на тракте Москва – Нижний Новгород с его шумной Макарьевской ярмаркой, вели большой торговый промысел по Клязьме, Оке, Волге до Астрахани. Город быстро рос.

Разбогатевшие купцы, желая увековечить свое имя и показать мощь своего благосостояния, делали огромные вклады в строительство церквей, основывали монастыри, возводили холмы для себя.В XVII веке в городе были построены на средства местного купечества три монастыря: Знаменский Красногривский, женский Сретенский и мужской Троицко-Никольский.

А также приходской Храм Воскресения и праздничный собор Благовещенья (1700г.). Рис. Карта

В городе одновременно с каменными церквями строится и каменные жилые дома. До наших дней дошло 8 гражданских каменных зданий, построенных в XVII-XVIII веках.

Читайте также:  Икона божией матери албазинская «слово плоть бысть», россия, город благовещенск

Именно тогда и сложился тот архитектурный облик города, что дошел до нас.

«Золотой век» Гороховца кончился так же внезапно, как и начался. С середины XVIII столетия его торгово-ремесленный потенциал падает, купечество постепенно беднеет и разоряется, замирает большое строительство.

В 1778 году была учреждена Владимирская губерния, и Гороховец становится уездным городом и скоро получает герб: на красном фоне лев, имеющий на голове корону и держащий в передней лапе крест, а в нижней части герба – изображение гороховых стеблей на золотом фоне.

В составе Гороховецкого уезда имелись: Красносельская волость дворцовая, Купленская волость, Лухманский стан и Раменская волость. Согласно Указу Екатерины II от 01 сентября 1778 года образовано Владимирское намесничество и открыты «новые уездные города» из числа крупных торговых селений, в их состав вошел и Гороховец.

Обратите внимание

В состав Гороховецкого уезда перешли из Муромского земли станов: Дубровского, Заречного и Замотринского. В 1829 году министерством финансов были утверждены казенные волости во Владимирской губернии, так в Гороховецком уезде – Кожинская волость. Эта волость перешла в ведение специального управления Палаты государственного имущества.

В середине XIX века административно-территориальное деление внутри уездов Владимирской губернии включало подчинённые Палате земледелия и государственных имуществ и приказы удельного ведомства. В Гороховецком уезде это Кожинская волость государственных имуществ и Красносельский приказ удельного ведомства.

Реформа 1861 года внесла незначительные изменения в территориальном делении Гороховецкого уезда. 1917 год не внес в административно-территориальное деление корректив, лишь в 1918 году в Гороховецком уезде дополнительно образованы волости: Бабасовская и Татаровская, а Пестяковская волость разделена на Ново-Пестяковскую и Старо-Пестяковскую.

08 мая 1924 года Гороховецкий уезд был ликвидирован, а его территория вошла в состав Вязниковского уезда Владимирского округа Ивановской промышленной области в виде Гороховецкой волости. В его составе было 46 сельских Советов. 10 июня 1929 года образован Гороховецкий район Владимирского округа Ивановской промышленной области.

14 августа 1944 года по указу Президиума Верховного Совета СССР образована Владимирская область, в её состав из Ивановской области вошел Гороховецкий промышленный район (без Золинского, Ильиногорского, Мячковского и Старковского сельсоветов).

21 июля 1964 года по  Указу Президиума Верховного Совета РСФСР упразднен Гороховецкий промышленный район, причём г.Гороховец передан в подчинение Вязниковскому городскому Совету.

12 января 1965 года вновь произведена перемена административно-территориального деления Владимирской области, в результате которой дополнительно образован Гороховецкий район.

В состав Гороховецкого района вошли: Великовский, Гришинский, Денисовский, Литовский, Куприяновский, Нововладимировский, Рождественский, Святский, Фоминский и Чулковский сельские советы.

В XIX веке Гороховец – уездный город.

Рубеж XIX-XX веков ознаменовался строительством в г. Гороховце. Из кирпича здесь были возведены такие крупные общественные здания, как городская дума, торговые ряды, мужская и женская гимназия, церковно-приходская школа, а также несколько купеческих домов. Городу тесно становится под Пужаловой горой, развертывается строительство в нагорной части города.

Знамениты гороховецкие плотники – “якуши”. Их руками построены многие деревянные нефтяные вышки в Баку и Грозном. Город Гороховец был центром распространения по России потомственного ремесла котельщиков.

Важно

Руками этих людей строились первые металлические корпуса судов, резервуары для хранения нефтепродуктов, пролетные строения мостов, паровые и обсадные трубы. Знамениты были и гороховецкие винокуры.

Распространение получила деревянная плотницкая, а затем глиняная игрушка, изготавливаемая в некоторых селениях Гороховецкого края.

Историческое лицо сегодня – это его архитектурные памятники. Гороховец представляет собой редкий тип города, где великолепный природный ландшафт и древнерусская архитектура органично дополняют друг друга и создают неповторимый облик и великолепный по цельности ансамбль.

Самыйдревний монастырь в Гороховце – Знаменский. Расположен храм за Клязьмой в пойме реки, на так называемой Красной гриве. Он был основан как мужская обитель в 1658 году.

Постройки его вначале были деревянными и срублены на средства Петра Лопухина, а в 1679 году Семен Ершов построил уже каменную церковь Знамения Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней. Это были самые ранние каменные постройки Гороховца. До недавнего времени территорию монастыря со всех сторон замыкала каменная ограда, построенная в XVIII веке.

Она имела небольшие щелевидные бойницы и была покрыта тесом на два ската. Ограда подчеркивала выразительность основных построек монастыря и придавала ансамблю законченный характер.

Монастырь привлекателен и сегодня. Располагаясь в непосредственной близости от города, он органично связывает его с бескрайними просторами лесов, начинающимися сразу же за рекой.

В 1700 году вместо Благовещенской церкви был воздвигнут каменный Благовещенский собор, увенчанный пятью главами и крытый железом на четыре ската.

Совет

Он возвышается на городской площади, как бы перекрывая мощью своего величественно-спокойного звучания суетную многоголосицу городской жизни. Таким хотел его видеть купец Семен Ершов, когда бил челом и давал большие деньги на его постройку.

Внутри собор выглядит не менее внушительно. Если в него войти через южное «красное» крыльцо, он поразит своей пространственностью и устремленность ввысь, чему способствует его двухсветный объем и четыре круглых столба, несущих крестово-купольное завершение.

На стенах храма сохранились интересные росписи XIX века. Всем своим видом церковь напоминает столичные соборы, что, скорее всего, отвечало вкусам заказчика.

В XVII веке на территории городища Гороховец расположился Никольский монастырь, основанный при царе Михаиле Федоровиче Романове. Но в 1619 году его сожгли «черкесы».

После этого появился целый ансамбль деревянных монастырских построек, а в последней четверти XVII века началось активное каменное строительство.

До наших дней дошел дивный по своей красоте архитектурный ансамбль, доминантой которого является Троицко-Никольский собор. В 1689 году собор был завершен согласно правилам, изложенным в

ответной грамоте московского патриарха Иоакима на челобитную Семена Ершова, в частности, что «…верх на тех церквах сделать … не шатровый», а в виде требования были следствием недавних церковных реформ Никона.

Собор двухэтажный: на первом этаже – теплая Никольская церковь, на втором – Троицкая летняя.У северо-западного угла стоит шатровая колокольня – первая по времени каменная колокольня Гороховца.

Обратите внимание

В 1658 году по указу патриарха Никона был основан Сретенский монастырь, а в 1671 году в нем были уже возведены Сретенский собор, теплая церковь Сергия Радонежского и кельи.

Каменное же строительство начинается с 1689 года, в то же время, что и Троицкий собор и тоже на средства купца Семена Ершова, но облик соборов существенно различен. Троицкий собор – изыскан, строг, даже утончен, а Сретенский – живописный и нарядный.

Первый был собором мужского, а второй женского монастыря, что, конечно, и наложило свой отпечаток.

Снаружи храм покоряет нарядным декором: в карнизной части – фриз из кокошников килевидной формы, который опирается на нарядно украшенный поясок, идущий по своему периметру объема, оконные проемы богато отделаны наличниками разнообразной формы, а входы представлены порталами с кованными металлическими дверями. Кресты на главах тоже кованные, ажурные, а сами главы покрыты цветной черепицей с коричневой, желтой и зеленой поливой. Все это создает живописную картину, особенно в погожие дни, когда цветовая гамма начинает играть и переливаться в солнечных лучах.

Сретенский собор является одним из наиболее выдающихся храмов Гороховца XVII столетия.

В числе самых интересных памятников можно назвать Воскресенскую церковь. Впервые церковь описана в писцовой книге города на 1628 год. Она была деревянной, шатровой. Но в 1687 году, когда вновь упоминается в документах, была, видимо, уже перестроена, тоже в дереве, но имела пять глав, покрытых «чешуею».

Точная дата постройки дошедшего до нас храма в камне не известна, но сходство некоторых деталей и форм с собором Никольского монастыря позволяют предположить, что была церковь перестроена в конце XVII века.

Средства на строительство храма были, видимо, отпущены тем же купцом Семеном Ершовым, жилые палаты которого стояли совсем рядом.

Важно

Вознесенская церковь – высокая, крупная двухэтажная постройка. В приземистом нижнем этаже размещалась Введенская церковь. Над ним возведен основной храм Воскресения Христова с приделом Георгия.

Двухсветный четверик храма завершается четырехскатной кровлей и пятью стройными, широко расставленными барабанами с крупными луковичными главами.

Живописное сочетание разных по высоте объемов и элементов композиционного построения фасадов способствует объемно-пространственному решению Воскресенской церкви.

Особый колорит города составляют каменные жилые палаты гороховецких купцов XVII века, причем, среди семи сохранившихся домов нет двух одинаковых, у каждого из них свой ранг.

Особняки Шориных, Морозова, Кучина, Пришлецова и др. выделяются необычными формами, обилием убранства, затейливой резьбой и несут на себе следы увлечения псевдорусским стилем.

Здесь и претенциозные особняки с вычурными формами в стиле модерн, и стилизованные бревенчатые хоромы среди ровных деревянных домиков, утопающих в зелени садов, скромных и наивных, обладающих особой привлекательностью.

Они пронесли сквозь столетия непритязательные запросы местных обывателей, их художественное дарование, и накопленную веками мудрость.

Самая древняя жилая постройка – дом Ершова (Судоплатова). Постройка возведена на средства Семена Ершова в семидесятые годы XVII века. Двухэтажный, прямоугольный в плане дом имеет значительные размеры: его длина около тридцати метров, а ширина около 10.

Совет

Посредине здания располагались сени, а по сторонам от них жилые помещения. Толщина наружных стен довольно внушительная – 114 сантиметров, на верхнем этаже – 84.

На дворовом фасаде сохранилось несколько старинных наличников окон, свидетельствующих о том, что дом выглядел довольно нарядно.

В1980-1982 году по проекту С.Л. Мелешко был реставрирован дом Опариных, который был построен в конце XVII века купцом Матвеем Опариным. Дом двухэтажный, с типичной для того времени планировкой палат, их две, разделены посредине сенями.

Своеобразие в архитектуру дома вносит красное крыльцо, которое оживляет всю пространственную композицию дома. Из крыльца вход по крутой белокаменной лестнице ведет в сени второго этажа и светелку.

Большой путь прошел г. Гороховец за свою историю. На месте маленькой картонно-бумажной фабрики, основанной в конце XIX века, вырос сначала авторемонтный, а затем завод подъемно-транспортного оборудования.

Одновременно с картонно-бумажной фабрикой на левом берегу Клязьмы напротив Гороховца начинает работать котельный завод Семёнычева.

А в 1902 году в городе возникает еще один котельный завод Шорина, который вскоре подавляет завод Семенычева и преобразуется в 1910 году в судостроительный завод.

Примерно в это же время в Гороховецком уезде начинают работать несколько фабрик легкой промышленности.

Обратите внимание

Годы Великой Отечественной войны и дальнейшего мирного созидания отмечены упорным трудом гороховчан. Активно работают судостроительный и авторемонтный заводы. В городе строятся и благоустраиваются улицы.

Знакомство даже с немногими памятниками архитектуры подтверждает непреходящее художественно-историческое значение Гороховца в культурном наследии России.

Памятники древнего зодчества – незабываемая страница истории Гороховца. Они – национальное достояние всей России и должны быть сохранены.

В 1970 году Гороховец был включен в список исторических городов России – «Золотое кольцо».

Архитектурный облик Гороховца уникален. Исторический центр города – сосредоточение построек разных эпох и архитектурных стилей.

Здесь размещаются 185 памятников истории и культуры в том числе, 31 – федерального значения.

Уникальные гражданские и культурные постройки XVII-XVIII веков позволяют справедливо назвать Гороховец городом музеем под открытым небом.

Гороховец обладает удивительными чарами, он пробуждает интерес к отечественной истории, к скромной красоте русских пейзажей, к своеобразному, выразительному языку древнего зодчества

Статьи об известных  земляках.

Саваренский  Федор Петрович,

Источник: http://gorohovec.ru/nash-kray.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector