Храм флора и лавра на зацепе, россия, город москва

Храм, фабрика, снова храм: история церкви Флора и Лавра на Зацепе

Согласно житию, братья Флор и Лавр — христианские мученики, жившие в II веке в римской провинции Иллирии (территория современных Албании и Хорватии). Православная и католическая церкви чтят их память 31 (по старому стилю 18) августа.

Юноши, принявшие христианство, прославились как искусные каменщики и проповедники новой веры. За уничтожение языческих идолов для построенного ими храма местный правитель приказал бросить Флора и Лавра в колодец и засыпать землёй. В Средние века христиане нашли нетленные мощи братьев и перенесли их в Константинополь; есть сведения, что русские паломники видели их в XIII–XIV веках [1].

По преданию, обретению мощей Флора и Лавра сопутствовало чудо: в окрестностях остановился падёж скота. Вероятно, поэтому на Руси этих святых считали покровителями животных, особенно лошадей.

Обратите внимание

Некоторые древнерусские каноны даже подчёркивают, что на их иконах должны изображаться лошади, хотя в житии и зарубежных источниках таких сведений нет.

Ещё одна интересная деталь касается имён святых: Флора чаще называли Фрол, а Лавра — Лавер или Лавёр.

Популярность на Руси

Флора и Лавра очень уважали крестьяне и ямщики. В день поминовения святых на лошадях не работали, кормили их досыта, купали и чистили. Хозяйки пекли особое печенье с изображением конского копыта.

Лошадей украшали цветами и лентами и приводили к церкви, где священники кропили их святой водой.

Известны русские поговорки: «Умолил Фрола и Лавра — жди лошадям добра»; «Фрол и Лавёр до рабочей лошади добёр» [2].

О народной любви к этим святым можно судить и по художественной литературе.

Например, молитва героя романа-эпопеи «Война и мир» солдата Платона Каратаева звучала так: «Господи, Иисус Христос, Никола-угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола-угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос — помилуй и спаси нас! — заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому» [3]. Другой пример из классики, уже советской: священник отец Фёдор, персонаж романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», служил в церкви Флора и Лавра.

Но главный показатель популярности святых — число сооружений, носящих их имя. По некоторым данным, в начале XX века в России насчитывалось около 250 часовен, церквей и храмов, освящённых в их честь или имеющих приделы Флора и Лавра. Только в Москве их было пять:

— две с приделами — церковь Трёх Святителей на Кулишках (Малый Трёхсвятительский переулок, дом 4/6) и церковь Троицы Живоначальной при Ермаковской богадельне (улица Короленко, дом 2/23; сейчас не действует);

— три именных — церковь Флора и Лавра при Ермаковском техническом училище (Пречистенская набережная, дом 11), церковь Флора и Лавра у Мясницких ворот (разрушена в 1935 году) и церковь Флора и Лавра на Зацепе, в Замоскворечье (улица Дубининская, дом 9, строение 1).

Существует легенда, что церковь Флора и Лавра стояла и у стен Кремля, поэтому и ворота назывались Фроловскими. В Мясницкую слободу церковь перенесли якобы по приказу Ивана Грозного, а в середине XVII века над воротами разместили икону Спаса Нерукотворного, и царь Алексей Михайлович велел называть их Спасскими. А от церкви в Мясниках Москве остался на память Фролов переулок.

История церкви на Зацепе

По одной из версий, название улицы Зацепы, расположенной рядом с Павелецким вокзалом, означает «за цепью». В конце XVII века Земляной город, позже ставший Садовым кольцом, был таможенной границей, и здесь стоял сторожевой пост, где останавливали и осматривали все въезжавшие в столицу повозки. Постепенно имя вошло в ряд топонимов — в названия площади, вала, тупика и нескольких проездов.

Нынешняя Дубининская улица получила это название лишь в 1922 году, а раньше она была Коломенской-Ямской.

Первая часть указывает, что от Зацепы начинался Коломенский тракт, а вторая — что здесь находилась ямская слобода, одна из нескольких в городе. Она переместилась сюда с Полянки в конце XVI века.

Важно

Именно благодаря ямщикам в 1625 году на этом месте и появилась церковь Флора и Лавра, тогда ещё деревянная. Она простояла чуть больше века, а в 1738 году сгорела.

По просьбе местных прихожан через год здесь вырос каменный храм, но уже под другим именем — его освятили в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих радость». В 1835 году перестроили в стиле ампир его колокольню, приделы и трапезную, а в 1861–1862 годах — и основной объём (четверик). В 1909 году церковь расширилась за счёт западных притворов (пристроек).

После революции храм превратился в своеобразный склад церковных ценностей: сюда свозили иконы, святыни и утварь со всей Москвы, в том числе и из храма Христа Спасителя.

Службы проходили нерегулярно, а в 1937 практически прекратились, потому что настоятеля, протоиерея Николая Виноградова, арестовали и расстреляли «за антисоветскую агитацию».

В 1938 году храм окончательно закрыли, и у него появились необычные функции: судя по архивам Московского горсовета, часть помещения занимал клуб слепых, который в 1940 году сдал площадь в аренду зоокомбинату [5].

Через какое-то время в бывшей церкви разместили фабрику металлографических и гравёрных работ. Производство оказалось вредным во всех смыслах: одни настенные росписи уничтожили, другие закрасили, а остатки декора страдали от кислотно-щелочных испарений и вибрации оборудования. Вносило свою лепту и трамвайное кольцо вокруг храма: здесь разворачивался трамвай А — знаменитая «Аннушка».

Здание сильно изменилось изнутри и снаружи: в нём появились перегородки и межэтажные перекрытия, а главка купола исчезла. В 1957 году колокольню пытались взорвать, но основание устояло, разрушились только верхние ярусы.

Есть версия, что материал, из которого они были сложены, превратился… в праздничное украшение: толчёным кирпичом посыпали некоторые улицы в честь VI Международного фестиваля молодёжи и студентов.

Впрочем, может быть, это одна из городских легенд.

В 1960 году здание запоздало было признано памятником архитектуры и попало под государственную охрану, но лишь номинально: производство осталось на месте. Фабрику начали переводить в здание на Жуковом проезде (дом 21) лишь в 1989 году [7], но цеха продолжали работать ещё несколько лет.

В январе 1991 года город официально передал здание храма Русской православной церкви [8], и 7 апреля, на Пасху, в нём после долгого перерыва прошло богослужение. Примечательно, что первым освятили именно придел святых мучеников Флора и Лавра.

И сейчас церковь носит два названия — храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость» и храм Флора и Лавра на Зацепе.

Долгожданная реставрация

Исследовательские и проектные изыскания по реставрации храма начались ещё в 1978 году. К 1985 году появился план восстановления колокольни и главки, однако к его реализации приступили лишь десять лет спустя.

Патриархия РПЦ получила здание «в неудовлетворительном техническом состоянии» и по решению Горсовета должна была проводить ремонтно-восстановительные и реставрационные работы за счёт своих сил и средств [8].

Восстановление шло медленно и многократно прерывалось.

В 2015 году церковь включили в городскую программу поддержки объектов культурного наследия. Город предоставил патриархии целевую субсидию. Работы заняли полтора года — с июня 2015 по декабрь 2016 года.

Восстановление затронуло все элементы здания:

— фасад — обновлены глава и крест, световой барабан, ротонда и портики, северная и южная паперти (включая каменные ступени), воссоздан лепной декор, нанесена защитная штукатурка;

— купол — воссоздана уникальная система деревянных стропил, проведены гидро- и пароизоляция и утепление кирпичной кладки свода;

— интерьер — в главном входе и тамбуре заменили большинство деревянных деталей, в самом храме устроили полы из каменных плит (взамен деревянного покрытия);

Совет

— инженерные системы — организовано водо- и теплоснабжение здания, налажены электрообеспечение и телефония, устроена бытовая канализация, установлена молниезащита.

Правительство Москвы признало, что все работы проведены на высоком профессиональном уровне, и отметило руководителей проекта премией конкурса «Московская реставрация — 2016». Так завершилось восстановление храма Флора и Лавра, формально начатое почти 40 лет назад.

Использованные источники

  1. Свв. мучч. Флора и Лавра // Жития святых, чтимых православною российскою церковию, а также чтимых греческою церковию, южнославянских, грузинских и местно чтимых в России. — № 7–8: июль — август / Д.И. Протопопов. — М. : Д.И. Преснов, 1885. — С. 289–291.
  2. Романюк С.К. Переулки старой Москвы. История. Памятники архитектуры. Маршруты. М., 2016. С. 259–260.
  3. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. — Т. 12: Война и мир. Т. 4. — М. : Художественная литература, 1940. — С. 47–48.
  4. ЦГАМ: Ф.179. Оп. 20. Д. 2570. Л. 20.
  5. Решение исполнительного комитета Московского городского совета трудящихся №1016 от 19.05.1940. ЦГАМ. Ф. Р-150, Оп. 1, Д. 623, Л. 114.
  6. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. Москва, 1980. С. 68.
Читайте также:  Покровский собор в севастополе, россия, республика крым, город севастополь

Источник: https://www.mos.ru/news/item/21296073/

Московский флоро-лаврский храм на зацепе – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Скорбященская церковь. 4 марта 2017

Московский храм во имя Флора и Лавра (в честь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость) на Зацепе, в Коломенской Ямской слободе (Московская епархия)

Деревянная церковь во имя святых мучеников Флора и Лавра в Коломенской Ямской слободе документально известна с 1625 года. Но также известно, что церковь существовала до Романовых, поскольку получала ругу, и издревле именовалась “Флора и Лавра в Ямской слободе”.

С 1628 года главный престол храма был некоторое время посвящен святым апостолам Петру и Павлу. В 1727 году существовал придел во имя святителя Николая. Позже главным стал престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», а Никольский придел был упразднен. По традиции храм продолжали называть Флоро-Лаврским.

В 1738 году церковь сгорела. 24 октября 1739 года священник Сергий Иванов с прихожанами получили разрешение «вместо згоревшей построить вновь церковь с приделом означенным». В сентябре 1745 года была построена церковь с приделом во имя святых апостолов Петра и Павла.

Церковь Флора и Лавра на Зацепе в Москве.

Современное церковное здание построили в 1778 году.

8 апреля 1829 года священник с прихожанами обратились в Московскую духовную консисторию с просьбой «дозволить Скорбященскую, в Ямской Коломенской слободе, церковь, по причине ея ветхости, соорудить вновь каменною, с прибавлением с северной стороны в трапезе придела во имя святых мучеников Флора и Лавра». Однако Комиссия для строений в Москве не одобрила тогда предоставленного плана и разрешение от Консистории получено не было.

31 июля 1833 года Скорбященской церкви, что в Ямской Коломенской слободе священник Алексей Иванов с причтом и прихожанами обратились к высокопреосвященнейшему Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому с особым прошением.

Они просили о дозволении соорудить вновь каменное церковное здание вместо настоящей, приходящей в ветхость приходской церкви. При прошении владыке был представлен план архитектора, академика Шестакова.

На плане значилось предполагаемое церковное здание с прибавлением в трапезе, с северной стороны придела во имя святых мучеников Флора и Лавра. 12 ноября 1833 года было решено выдать просителям из Консистории храмозданную грамоту.

В 1839 году новое здание храма было построено. В нем были устроены, ныне существующие престолы: главный – в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», и приделы – во имя свв. апп. Петра и Павла и свв. мчч. Флора и Лавра.

В дальнейшем были предприняты частичные переделки и доработки, построенного в 1839 году здания храма. В 1861 году был разобран главный четверик храма, а в 1862 году – построена и освящена нынешняя главная церковь в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”.

В 1908 году производился наружный ремонт храма. Внутри храма были отреставрированы иконостасы и стенная живопись. Главы на колокольне и церкви были заново позолочены. После ремонта храм был вновь освящен.

В 1909 году к храму добавлены западные пристройки.

Обратите внимание

С 1924 года в храм сносили утварь, иконы и святыни с закрывающихся московских церквей, в том числе и из взорванного храма Христа Спасителя.

В 1937 году был арестован настоятель храма и до середины 1938 года службы в храме проходят лишь эпизодически. Во второй половине 1938 года храм официально закрыт и здание передано под цех фабрики металлографических и граверных работ, возводятся перегородки и три межэтажных перекрытия, настенные росписи закрашены и частично уничтожены. Разобрана главка над основным объемом церкви.

В 1957 году снесены верхние ярусы колокольни, измельченный красный кирпич колокольни храма был использован для посыпания дорожек по подготовке Москвы к празднованию Фестиваля молодежи и студентов.

С 1960 года здание храма признано памятником архитектуры и поставлено под государственную охрану, однако продолжает использоваться под производственные цели. В 1978 году начинаются исследовательские и проектные работы по реставрации храма. К 1985 году создан проект восстановления колокольни и главки, но работы произведены не были.

Решение о передаче храма Русской Православной Церкви было принято 8 января 1991 года. Для проведения богослужений был расчищен один из производственных цехов. На Пасху 6 апреля 1991 года состоялось первое богослужение.

Окончательно производство было остановлено только к августу того же года из-за нарушения экологических и пожарных норм. Территория вокруг храма была очищена от алюминиевых отходов.

Под алтарем придела святых мучеников Флора и Лавра было снято около двух метров земли: фабрика сливала отходы производства в отверстия под фундамент.

К 1997 году были восстановлены барабан и глава над куполом церкви и верхние яруса колокольни, проведены и другие реставрационные работы. Воссоздана колокольня с главой. До разрушения на колокольне храма размещался колокол весом 13 тонн. Сейчас самый большой колокол весит 5,3 тонны. Фасады храма украсили мозаичными иконами.

Святые

Настоятели

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13676097.html

Флора и лавра на зацепе

В документах церковь на Зацепе впервые упоминается в 1625 году. И храм Флора и Лавра появился на этом месте не случайно

Что есть что в церкви

После строительства стен Земляного города в 1593 году на Зацепскую площадь из района современной Полянки перевели ямскую гонную слободу. Здесь появился пункт таможенного досмотра, и для упорядочения движения возов вдоль улицы была протянута цепь. Получается, что приезжавшие в Москву купцы с товаром стояли «за цепью».
При въезде в город традиционно ставили церковь.

Храм Святых Флора и Лавра

Ямщики, имевшие Фроловскую церковь на Полянке, построили такую же на Зацепе, ведь святые Флор и Лавр являются покровителями домашних животных, особенно лошадей. А день почитания святых, 31 августа, иногда называют «лошадиным праздником», так как обретения мощей святых совпало с окончанием эпидемии среди лошадей.

Современное здание строили по частям. В 1739 году появился каменный храм с главным престолом во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих радость». В 1835 году приделы, трапезную и колокольню перестроили в стиле ампир. А в 1909 году к храму добавили западные пристройки. При этом он смотрится как единый ансамбль.

После революции до закрытия храма Флора и Лавра на Зацепе сюда свозили иконы из других храмов, запланированных к сносу или закрытию

Так сюда попала икона святой Екатерины из Екатерининской церкви на Большой Ордынке, куда приходили женщины со всей Москвы помолиться о помощи в родах.

Но в 1938 году храм закрыли, здание отдали под цех фабрики металлографических и граверных работ, а у его стен появился Зацепский рынок. К тому времени церковью Флора и Лавра завладели раскольники-обновленцы, поэтому храм закрывался уже как обновленческий. Настоятеля арестовали еще в 1933 году за «антисоветскую агитацию», а в 1937 расстреляли.

В советское время церковь сильно пострадала: вокруг нее был разворотный круг трамваев, и из-за вибрации на стенах здания появились трещины. Ядовитые испарения цеха также вредили стенам.

Путеводитель по архитектурным стилям

В 1991 году церковь передали верующим. Вскоре появились новости, что здесь москвичи молятся о здоровье домашних питомцев. В храме также можно увидеть любителей конного спорта

К 850-летию Москвы церкви вернули исторический облик, а недавно ее отреставрировали. От первоначального убранства храма Флора и Лавра на Зацепе сохранилась икона «Всех скорбящих радость».

Ее старосте храма удалось вынести в церковь Пимена Великого.
А икона святых Флора и Лавра сохранилась потому, что при закрытии церкви ее выбросили на улицу. Святой образ подобрали и в тайне сохранили верующие.

После восстановления церкви икону вернули.

Говорят, что…. .

.

А что о храме святых Флора и Лавра знаете вы?

/

Источник: https://travel70.ru/flora-i-lavra-na-zacepe/

Елена Лебедева. Храм Святых Флора и Лавра / Православие.Ru

Праздник святых Флора и Лавра, на Руси почитавшихся как покровители скота, особенно лошадей, и домашних животных, приходится на 31 августа (18 августа по старому стилю).

Читайте также:  Церковь в честь преподобных оптинских старцев в минске, республика беларусь, город минск

Впервые церковь св. Флора и Лавра появилась в Москве не позднее XV века и находилась на Мясницкой улице напротив современного здания Почтамта – там, где сейчас асфальтированная стоянка для автомобилей близ Юшкова переулка (ныне Бобров пер.). Она была возведена в слободе мясников, которые поставляли свежую пищу к государеву столу.

Жители слободы гоняли возы с мясом, а зачастую и сам скот, прямо в Кремль, через ворота, которые и назывались Фроловскими – по церкви, давшей название всему дорожному тракту (имя Флор произносилось в Москве искаженно: Фрол). Есть легенда, будто саму церковь свв.

Важно

Флора и Лавра перенес в Мясники Иван Грозный от Спасских ворот Кремля, где будто бы она прежде стояла.

Только в середине XVII века, когда над воротами поместили образ Спаса Нерукотворного, царь Алексей Михайлович повелел переименовать Фроловские ворота Кремля в Спасские, а в честь знаменитой церкви назвать Фроловскими Мясницкие ворота Белого города. Однако новое название, как это часто бывало в Москве, не прижилось у горожан.

Первая деревянная церковь Флора и Лавра сгорела в пожаре 1547 года.

До XVII века вновь отстроенная церковь также была деревянной, и только в 1657 году была возведена каменная, дожившая до советских времен.

Интересно и то, что в росписях этой московской церкви были изображены древнегреческие философы-мудрецы со свитками в руках – Платон, Аристотель, Солон.

Прежде это было сделано только в кремлевском Благовещенском соборе, домовой церкви московских великих князей и царей.

Раньше существовал старинный московский обычай, связанный с этой церковью, – освящение лошадей, происходившее в праздник свв. Флора и Лавра.

В этот день конюхи и кучера приводили к церкви лошадей, нарядно украшенных, с разноцветными лентами и цветами, вплетенными в гривы, и священник, облаченный в красные ризы, окроплял их святой водой.

“Умолил Фрола и Лавра – жди лошадям добра”, – учило московское поверье. Эта традиция существовала очень долго; известно, что свою лошадь к этой церкви на праздник водил в юности И.М.

Снегирев, будущий крупнейший историк Москвы.

Церковь на Мясницкой улице была примечательна в истории русской культуры и тем, что в начале XX века ее отреставрировал выдающийся московский архитектор К.М.Быковский. В числе его творений в Москве, можно назвать, например, здание Зоологического музея на Б.Никитской улице или Научную библиотеку МГУ на Моховой.

Совет

От древней церкви произошло название близлежащего Фролова переулка – единственное, что осталось от нее в Москве.

Первые попытки сноса этого храма после революции относятся к 1925 году, когда на ее месте хотели построить промышленное учреждение. Эта идея была тогда отклонена, и церковь просуществовала еще около десяти лет.

В начале 30-х годов, когда рядом с ней велось строительство первой очереди московского метрополитена, церковь была закрыта и приспособлена для нужд Метростроя. Тогда там обнаружили подземный ход и возникло предположение, в духе старинных московских легенд, о том, что этот ход ведет к тайникам, где лежат клады, спрятанные москвичами на тяжелые времена.

Однако проверено это не было, а в 1935 году при строительстве станции метро “Чистые пруды” церковь снесли и площадку, где она стояла, заасфальтировали.

И все же в Москве ныне существует действующая церковь, в которой есть придел, освященный в честь свв. Флора и Лавра. По своему главному престолу эта церковь называется “Всех скорбящих радость” и находится на Зацепе, неподалеку от Павелецкого вокзала, на современной Дубининской улице (бывшая Коломенская-Ямская ул.)

Однако возведенная здесь еще в XVI веке, до начала правления династии Романовых, церковь первоначально вся означалась как церковь Флора и Лавра. И не случайно. После строительства крепостных стен Скородома (или Земляного города) в 1593 году сюда были переселены ямщики из района современной Полянки, и на Зацепе была устроена новая ямская гонная слобода.

Ее жители исполняли свою “государеву повинность” – возили грузы и седоков в Коломну тогда, когда это требовалось власти. Ямщики, на прежнем месте имевшие свою Фроловскую церковь, немедленно выстроили такую же и здесь.

Но в 1628 году главный престол церкви уже был освящен в честь Петра и Павла, а позднее он стал во имя иконы Богородицы “Всех скорбящих радость”.

Обратите внимание

После революции и вплоть до закрытия церкви в 1938 году сюда привозили иконы из других церквей, которые подлежали сносу или закрытию. Так, сюда попала икона св.

Екатерины из знаменитой Екатерининской церкви на Большой Ордынке, куда стекались женщины со всей Москвы, а может быть и России – молиться о помощи в родах.

Однако ничего нельзя было переносить из зацепского храма после того, как и его закрыли.

В 1957 году во время проведения фестиваля молодежи и студентов толченым красным кирпичом церковной колокольни “празднично” усыпали московские дорожки. Уже через три года после этого храм признали памятником архитектуры и поставили на государственный учет.

В 1991 году эта церковь была официально передана верующим, и в том же году к Пасхе был освящен придел свв. Флора и Лавра. В газетах появились публикации о том, что в этом храме многие москвичи молятся святым о здоровье своих домашних питомцев и о помощи им.

Источник: https://pravoslavie.ru/59404.html

Храм Флора и Лавра на Зацепе, Москва – отзыв

Есть в минуте ходьбы от Павелецкого вокзала (лучше ехать с радиальной «Павелецкой») отреставрированный храм Флора и Лавра на Зацепе. Он не бросается сразу в глаза. Мало ли храмов в стиле ампир в столице! Тем не менее, я рекомендую заглянуть внутрь.

Ракурс храма со Стремянного переулка

Я не религиовед и не богослов, описание исключительно любительское.

Паникадило под куполом

Всего в храме три престола: мучеников Флора и Лавра, апостолов Петра и Павла, иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость».

Внутреннее убранство

Название «Флор и Лавр на Зацепе» народное, потому что в честь этих великомучеников осветили один из пределов храма. Правильное именование объекта – Храм иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» на Зацепе. В храме есть т.н. «список» этой одной из самых почитаемых икон в православии, т.е. очень грубо говоря – копия особенно почитаемой иконы.

Икона Божьей Матери “Всех скорбящих радость”

А название «Зацепа» идёт с давних времён, когда у вокзала проходила граница Москвы, а специальные сторожа, выходили из своих будок, снимали цепь и пропускали телеги, прошедшие осмотр. Вот так Зацепа и стала Зацепой.

Подкупольная роспись

Как и у всех старинных храмов, история этого богата на события. Отстроенный в конце XVI века он горел во время пожара 1738, когда вся Москва была деревянной и вспыхивал от любой уроненной свечки. Потом храм отстроили в камне и он получил привычный облик.

Тип постройки «корабль» совмещает в себе сам храм, колокольню и трапезную, расположенную на одной линии. Алтарь традиционно «смотрит» на восток (в сторону предполагаемого рая), а вход находится с запада (там, где находится ад). Именно на западной стене расположена сцена страшного суда.

Можно надолго задержаться только у неё.

Сцена Страшного суда на западной стене

На самом деле, храм настолько интересно и любовно расписан, что больше напоминает музей. Можно смотреть и чувствовать мастерство художников. Кстати, реставрация этого храма получила гос. премию совсем недавно, если мне не изменяет память. Потому что, конечно же, всё, что мы видим – это новодел.

Важно

После революции здесь хранили ценности из взорванных московских храмов, в том числе и из уничтоженного Храма Христа Спасителя. В 30-х годах настоятеля храма Флора и Лавра расстреляли, а в помещении устроили художественную мастерскую по граверным работам, сливая отходы под фундамент.

От оригинальной росписи не осталось ничего. Поэтому восстановление шло с нуля. И сейчас это место с совершенно чистой энергетикой, без духоты и запаха ладана, с обилием света и простора. Внутри комфортно. Есть лавочки для тех, кто долго стоять не может.

Ну а энергетику творят прихожане, как всегда, не только прося о чём-либо и каясь, но и благодаря за всё, что можно считать хорошим.

Читайте также:  Храм пророка божия илии в обыденском переулке, россия, город москва

Трёхярусный иконостас

Несмотря на общую новизну храма, здесь есть редкие иконы, созданные до того момента, как утвердилась привычная для нас система иконописи.

Икона Святого Флора и Лавра

Например, икона великомучеников Флора и Лавра. Эти римские братья-каменщики во II веке н.э. работали над созданием языческого храма, хоть и сами являлись скрытыми христианами.

Каменотёсы-строители Флор и Лавр

Обратив своих коллег в христианство, Флор и Лавр сожгли приготовленных для перенесения в храм идолов. За что и были наказаны – их закопали живьём. Когда спустя много лет мощи нашлись – они оказались нетронутыми. И после обретения мощей на Руси закончили поголовный мор скота. С тех пор Флор и Лавр являются покровителями животных, особенно лошадей.

Потолочная роспись храма

В храме совершаются традиционные таинства. Среди которых – крещение. Здесь (один из немногих в Москве), слева от входа, в специальном помещении находится купель баптистерия, в которую могут полностью окунуться взрослые люди, сознательно принявшие христианство и решившие не ограничиваться трёхкратным окроплением.

Купальня баптистерия

Традиционно фотосъёмка не благославляется в храме. Я рада, что удалось получить разрешение. Надеюсь, так можно будет составить более полное представление об этом месте. Потому что оно точно заслуживает внимания. Богатая история, удобное месторасположение и уют делает храм Флора и Лавра тёплым и каким-то домашним. Здесь чисто, продаются свечки, всё как везде.

Одна из фресок храма, показывающих сложность попадения в рай даже священникам

Настенный светильник

Вход в храм

Настенная роспись при входе

Мозаика снаружи храма

Если приглядеться, можно рассмотреть шипы на кресте, чтобы не садились птиц

Здесь можно почитать отзывы и посмотреть фотографии по результатам посещений других достопримечательностей Москвы и ближайших областей:

Усадьба Дубровицы

Храм Василия Блаженного

Зарядье

Усадьба Фёдора Шаляпина

Большой Кремлёвский дворец

Кремль

Усадьба графа Храповицкого

Никола-Ленивец

Ялмонт

Музей “Подводная лодка”

Источник: https://irecommend.ru/content/uyutnyi-khram-u-paveletskogo-vokzala-foto-iznutri

Церковь Флора и Лавра на Зацепе

Церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Зацепе – действующий православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии. Более известен как храм Флора и Лавра (по чьим именам был освящён его северный придел) на Зацепе.

Возведённый в камне в первой половине XVIII века и несколько раз реконструировавшийся храм в первые годы советской власти был закрыт и частично разрушен.

Возвращённый верующим и восстановленный в конце XX века храм в настоящее время является памятником архитектуры федерального значения. 

О ямщицкой деревянной церкви…Ещё в XVI столетии, когда в районе теперешней улицы Большая Полянка располагалась ямская слобода, её жителями – ямщиками – был выстроен и освящён во имя святых мучеников Флора и Лавра (покровителей животных, в частности, лошадей) деревянный храм, но ни о его внешнем виде, ни об убранстве, ни о дальнейшей его судьбе сведений не сохранилось. 

На рубеже XVI–XVII веков тогдашний фактический правитель Московского царства Борис Годунов, приходившийся шурином царю Фёдору I Ивановичу, озаботился укреплением Москвы, опоясав не входившие в то время в черту города ремесленные слободы – Земляной город – ещё одним кольцом крепостных стен. Большая Полянка вошла в черту города, поэтому ямскую слободу в 1593 году перенесли в Замоскворечье, где проходил почтовый тракт по дороге на Коломну и Рязань. 

Совет

Слобода получила название Коломенская-Ямская, а Зацепой район стали называть, видимо, из-за того, что, по одной из версий, въезд в город со стороны Коломенской дороги преграждала массивная кованая цепь, рядом с которой находился таможенный пункт, где производился тщательный досмотр ввозимых в Москву товаров и взимание пошлины.

По другой версии, у той же цепи происходило «зацепление» возов для их осмотра, что и обусловило появление названия. В скором времени ямщики обустроились на новом месте и, помимо домов и хозяйственных построек, в Коломенской ямской слободе ими был выстроен деревянный храм, освящённый, как и прежний, во имя покровителей лошадей – Флора и Лавра.

 Впервые церковь упомянута в летописях от 1625 года как Фроловская, но уже в 1628 году её главный престол был освящён во имя святых апостолов Петра и Павла и в документах за 1642 год она числится как Петропавловская с приделом Флора и Лавра.

 О внешнем виде и внутреннем убранстве этого храма сведений также не сохранилось, только известно, что к 1730-м годам кроме Фроловского придела в церкви был устроен ещё один – во имя Николая Угодника. В ноябре 1738 года в церкви случился пожар, отчего здание полностью сгорело.

Вскоре после пожара был выстроен временный деревянный храм, а уже в 1739 году было испрошено и получено разрешение на возведение новой каменной церкви.

… и о судьбе её каменной преемницы

Строительство церкви проходило в несколько этапов и окончательно было завершено к 1778 году, а спустя полвека, в 1835 году, в стиле ампир были перестроены трапезная, приделы и колокольня храма и вместо прежнего навершия основной объём был увенчан куполом-ротондой.

В 1862 году главный престол церкви освятили в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость», северный придел – во имя Флора и Лавра, а южный – во имя апостолов Петра и Павла. Интересно, что хотя в официальных документах церковь и сейчас носит название иконы «Всех скорбящих Радость», в народе она до сих пор известна как храм Флора и Лавра на Зацепе.

 В 1909 году к храму пристроили помещение для ризницы и больше никаких работ по реконструкции здания не проводилось. Вскоре после революции 1917 года в здание Фроловской церкви, в которой ещё совершались богослужения, большевики начали свозить изъятые из закрытых и готовившихся к сносу московских церквей ценности – иконы, богослужебную утварь и книги.

Обратите внимание

В 1922 году и сам храм попал под кампанию по изъятию церковных ценностей. Из него, считавшегося самым богатым в округе, было вывезено более 460 килограмм ценной утвари и 26 бриллиантов, украшавших напрестольные кресты, киоты и оклады икон. В 1937 году арестовали и расстреляли настоятеля церкви и священника, а в 1938 году храм отдали обновленцам.

Спустя два года, в 1940 году, его всё-таки закрыли и приспособили под цеха фабрики гравёрных и металлографических работ – основной объём здания разделили на три этажа, закрасили настенные росписи и разобрали главу, а территорию у бывшей церкви отвели под большой Зацепский рынок.

В 1950-х годах властями города было вынесено решение о разборке храмовой колокольни, но воплотить его в жизнь получилось лишь частично – несмотря на заложенную в строение колокольни взрывчатку (разобрать её с помощью кирок и ломов ранее не удалось), здание уцелело (были разрушены только верхние ярусы).

К счастью, в 1960 году здание Фроловской церкви на Зацепе было признано памятником архитектуры и взято на государственный учёт, а в 1978–1985 годах в ней были проведены исследовательские работы и составлен масштабный проект по восстановлению колокольни и главы и полной реставрации здания.

 В советский период осуществить задуманное не удалось – производственные цеха металлографической фабрики находились в здании до 1991 года, когда храм был передан верующим.

И лишь с восстановлением статуса храма, принадлежащего Русской Православной Церкви, в цехах прекратилась работа, помещение было освобождено от фабричного оборудования и в апреле 1991 года в храме было совершено первое после долгих лет забвения богослужение.

Ремонтировали здание Фроловской церкви поэтапно и к 1997 году масштабные работы были завершены – надстроены верхние ярусы колокольни и на неё подняты 15 колоколов, восстановлен купол храма с крестом, отреставрированы белокаменные колонны и портик главного портала, фасады здания украшены мозаичными иконами из смальты, установлены три новых вызолоченных иконостаса и настенные иконы, вставлены новые деревянные лутки в оконные и дверные проёмы и украшены росписями стены и своды. В настоящее время церковь является действующей, в ней совершаются ежедневные, воскресные и праздничные богослужения. При храме действует воскресная школа для детей и взрослых, а также устроен баптистерий для совершения обряда крещения людей старшего поколения. 

Святыни храма – старинные иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» и апостолов Петра и Павла, а также ковчег с мощами 38 святых угодников Божьих. 

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/cerkov-flora-i-lavra-na-zacepe

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector