Главная церковь страны – Храм Христа Спасителя в Москве. А также, Патриарший мост и памятник Петру I
Главной церковью Москвы и всей страны является Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя это Кафедральный Собор Русской православной церкви расположенный в российской столице, городе Москве, в пешей доступности от Красной площади и Александровского сада, на Москве реке, по адресу: улица Волхонка, 15-17.
Настоятель Храма Христа Спасителя – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
Храм Христа Спасителя в Москве был построен как объект благодарности богу за помощь и заступничество в трудный период истории России при наполеоновском нашествии во время Отечественной войны 1812 года. Храм выступает также символом и памятником русскому народу за его мужество и героизм, проявленные во время вооруженных действий.
Храм был воздвигнут по проекту архитектора К.А. Тона, 26 мая 1883 года. Строительство церкви продолжалось почти 44 года, первый камень был заложен 23 сентября 1839 года.
После, в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года, здание храма было разрушено. Вновь отстроено лишь в 1994-1997 годах.
Именно этот вновь возведенный в 90-х годах в псевдорусском стиле Храм, мы и видим в настоящее время.
В храме Христа Спасителя проходили и проводят все главные юбилеи и торжества. Этот Храм является одной из главных достопримечательностей города, составляет неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы, он служит и частью культуры и общественно-политической жизни всей страны. Официальный сайт Храма Христа Спасителя в Москве: xxc.ru.
Добраться до Кафедрального Собора, Храма Христа Спасителя можно на метро. Ближайшая станция метро – Кропоткинская.
Также можно доехать до станций метро Театральная, Охотный ряд, Александровский сад или Арбатская, а дальше прогуляться пешком до Собора, заодно увидеть другие главные достопримечательности страны, такие как Манежная площадь, площадь Революции, Мавзолей, Московский Кремль и Александровский сад.
Самый прекрасный вид на Храм Христа Спасителя открывается с Патриаршего моста. Именно с этой точки можно видеть Храм во всей красе, без каких-либо наклонов или углов.
Кстати, Патриарший мост в Москве тоже входит в десятку главных достопримечательностей города.
Это пешеходный мост пересекающий Москву реку и соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее мост пролегает через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и заканчивается на Якиманской набережной.
Патриарший мост был сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского, открыт в 2004 году.
Архитектура моста, как и сам Собор Христа Спасителя, напоминает традиционную московскую архитектуру девятнадцатого века. В темное время суток мост освещают светильники оригинальной формы, встроенные в полотна моста.
Патриарший мост является любимым местом прогулок гостей и жителей города. На нем влюбленные назначают свидания, а брачующиеся фотографируются и вешают «замки любви».
Этих замков любви на перилах моста огромное множество, здесь и маленькие замочки и большие амбарные, и оригинальные именные выполненные на заказ. Раз мост такой посещаемый, то его не обошли своим вниманием и предприниматели города.
По всему мосту то здесь, то там предлагают выпустить голубей, за плату, конечно же. Этих «голубиных магнатов» на мосту настолько много и они столь навязчивы, что это порядком раздражает.
С 2008 по 2011 годы на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.
С Патриаршего моста можно видеть здание шоколадной фабрики “Красный Октябрь” и памятник Петру I. Памятник Петру первому в Москве является одним из самых высоких памятников в России, его общая высота достигает 98-ми метров.
Официальное название памятника – Памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.
С другой стороны Патриаршего моста можно видеть Кремлевскую набережную, Кремлевскую стену и здания комплекса Кремля – Государственный Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.
Вид на город с Патриаршего моста
Не будем уходить далеко от главной темы данной статьи и вернемся к Храму Христа Спасителя.
Храм Христа Спасителя в Москве, является самым большим собором Русской Православной Церкви, его вместительность до 10 000 человек. Внешняя часть собора оформлена рядом мраморных горельефов, а главным украшение служат золотые купола с венчающими их крестами.
Храм имеет 4 колокола: Большой Торжественный, его масса составляет 29,8 тонн, услышать его звон можно только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, его голос можно слышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 тонны и 5-ти тонный Будничный.
Это монументальное сооружение, особенно его золотые купола, хорошо видно с многих мест города Москвы. Происходит это благодаря тому, что расположен Собор на возвышенности – холме.
С разных ракурсов открываются такие непохожие друг на друга виды Храма Христа Спасителя и его вспомогательных строений
Собор Христа Спасителя имеет несколько входов и выходов, главный со стороны улицы Волхонка. Именно с этой улицы можно попасть в храм.
Вход в Храм Христа Спасителя свободный, бесплатный. Проход через охрану и металлоискатели. Снимать и фотографировать в Храме запрещено, поэтому фотографии внутреннего убранства отсутствуют. Но рассказать, расскажем.
Внутри Храм Христа Спасителя имеет высокие стены со сводчатыми потолками, полностью расписанные цветными картинами и ликами святых. Богатое красочное убранство, преобладание красного и золотого цветов. В Храме несколько этажей и множество залов. Расположены торгово-сувенирные лавки. Музей Храма Христа Спасителя, вход бесплатный, экскурсии платные.
Основу музея составляют материалы, повествующие об истории строительства, разрушения и воссоздания Собора. Музей это некий памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года.
И галерея воинской славы, здесь на мраморных досках в хронологическим порядке перечислены все основные события сражений и представлены фрагменты сохранившихся мемориальных плит с именами героев.
Наше личное мнение о Храме Христа Спасителя. Большой? Да, большой, массивный и бросающийся в глаза! Красивый? Не думаем. Ощущения от Внутреннего убранства – чересчур, в глазах рябит, как будто попал в безвкусно обставленный музей. Что действительно было красиво в Храме так это высокие сводчатые расписанные потолки. Ими мы полюбовались от души.
Комплекс Храма Христа Спасителя в Москве
В комплекс храма Христа спасителя входят естественно сам Храм Христа Спасителя, Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, Часовня Державной иконы Божией Матери, Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя.
Преображенская церковь Храма Христа Спасителя в Москве
Преображенская церковь Храма Христа Спасителя сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует времени основания монастыря, то есть шестнадцатому веку. Церковь имеет три алтаря: главный, в честь Преображения Господня и два малых придела, в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.
Освящение и открытие Преображенской церкви произошло 19 августа 1996 года.
Главными святынями Преображенской церкви являются икона Спас Нерукотворный художника Сорокина, чудом сохранившаяся после разрушения Храма, древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая, находившаяся до этого в церкви города Бари.
Часовня Державной иконы Божией Матери в Москве
Эта деревянная небольшая часовня расположена не в самом храме, а чуть поодаль, но близ Храма, ниже его уровня.
Место главной святыми Часовни Божией Матери занимает икона Богородицы «Державная», обретенная в двадцатом веке. Именно эта икона стала одной из главных святынь в современной России.
Рядом с Часовней Державной иконы Божией Матери можно видеть красивое здание, это дом Перцова.
Доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный в 1905-1907 годах архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом по эскизам художника С.В.
Малютина, автора русской матрешки. Вот и сам дом чем-то напоминает знаменитую русскую матрешку и теремки из русских народных сказок.
Дом Перцова выполнен в стиле модерн. В оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры.
На декоре фасада здания просматриваются формы причудливых мифологических существ, сказочных животных и растений. А также резные украшения на окнах и стенах дома.
Эдакий домик-теремок из сказки, нашедший своё место и так гармонично вписавшийся в архитектуру современных зданий в самом центре российской столицы.
Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя в Москве
Храмом Христа Спасителя управляет Фонд Храма Христа Спасителя. Именно этот фонд привлекает благотворителей, собирает и распоряжается пожертвованиями, сдает залы Храма в аренду, проводит выставки и устраивает экскурсии.
Фонд действует на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя № 01 от 24.05.
2004 года, заключенного с Департаментом имущества города Москвы.
Фондом Храма разработаны и проводятся следующие экскурсии:
– Храм Христа Спасителя, посещение Зала Церковных Соборов, подъем на смотровые площадки. Да, в Храме Христа Спасителя есть смотровые площадки, с которых открывается прекрасная панорама на окрестности Москвы. Вот только подняться на эти площадки можно лишь в комплексе с экскурсией.
– Горельефы Храма Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки.
– Росписи галереи Нижнего Храма (притчи), подъем на смотровые площадки.
– Храм Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки, Хоры.
Стоимость групповых экскурсий от 400 рублей с человека. Группы от 10 человек.
Официальный сайт Фонда Храма Христа Спасителя: fxxc.ru.
Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве
Рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Благоверного великого князя Александра Невского, Мощи Святителя Ионы митрополита Московского, Мощи Равноапостольского великого князя Владимира, Мощи Преподобной Марии Египетской и Благоверного князя Михаила Тверского, Мощи Святителя Петра Митрополита Московского, Мощи Святителя Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Апостола Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преподобного Михаила Малеина, Мощи Святого великомученика Феодора Стратилата, Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной, Глава Святого Григория Богослова, Мощи Преподобной Евфросинии Московской.
Статус Храма Христа Спасителя в Москве
Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. Оперативное управление комплексом осуществляет негосударственная, некоммерческая организация – фонд храма Христа Спасителя.
В церковно-административном отношении храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси. Повседневные обязанности настоятеля исполняет ключарь протоиерей Михаил Рязанцев.
Источник: https://life-globe.com/hram-hrista-spasitelja-v-moskve/
Храм Христа Спасителя
Идея постройки храма возникла зимой 1812 года на одном из заседаний общества «Беседа любителей русского слова» под председательством государственного деятеля и поэта Гавриила Державина.
Предложение было передано царю Александру I, и уже через несколько дней, в Рождество 1812-го (25 декабря по старому стилю), появился манифест за подписью государя, в котором говорилось: «В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа…» Манифест был широко поддержан самыми разными представителями российского общества.
Вскоре был объявлен международный конкурс на проект храма. Александр I хотел, чтобы в нем не просто была увековечена история войны и спасения. В каменной форме следовало отразить «миссию русского народа». И такой проект нашелся. Неожиданно для многих победил 28-летний архитектор шведского происхождения Карл Мангус Витберг.
Его проект на фоне остальных выделялся масштабом — высота храма должна была составить 237 метров, почти на две трети выше, чем собор Святого Петра в Риме. Он включал площадь с колоннадами длиной более 600 метров и триумфальные колонны, отлитые из трофейных вражеских пушек.
Оценив проект, Александр I сказал: «Вы заставили камни говорить!»
В 1817 году в присутствии практически всего населения Москвы того времени — около 400 тысяч человек — на Воробьевых горах был торжественно заложен первый камень. И если бы этому проекту было суждено воплотиться в жизнь, сегодня мы смогли бы увидеть храм из любой точки Москвы.
Бодрый темп стройки, взятый на первых этапах, вскоре заметно снизился из-за проблем с инфраструктурой, а после смерти Александра I в 1825-м работы и вовсе прекратились. Вступивший на престол Николай I не был чувствителен к «мистическим откровениям» брата и остановил проект.
По официальной версии, земли, на которых строился храм, были непригодны для строительства. Самого архитектора, успевшего сменить имя с Карла Мангуса на Александра Лаврентьевича, осудили за растраты и сослали на Вятку. О том, был ли он виноват или нет, историки спорят до сих пор.
Однако храм Александра Невского, построенный Витбергом в Кирове в память об императоре, вплоть до уничтожения в XX веке свидетельствовал в пользу архитектора красноречивее любых других доводов.
От идеи строительства Николай I отказываться не стал, а решил рассмотреть новые проекты, среди которых особого внимания удостоился предложенный Константином Тоном, архитектором Николаевского вокзала (ныне Ленинградского), Большого Кремлевского дворца и других зданий в Москве и Петербурге.
Проект был выполнен в русско-византийском стиле и с некоторым оговорками представлял собой тот храм, который можно сегодня увидеть на Волхонке. В качестве места для строительства было выбрано Чертолье (сегодня — район рядом со станцией метро «Кропоткинская»).
Горожане связывали название с чертом и этим объясняли непростую судьбу находившегося здесь Алексеевского монастыря, который по разным причинам разрушался, сгорал и воссоздавался вновь несколько раз.
Однако Николая I суеверия не волновали. Более того, он был готов снести Алексеевский монастырь ради постройки нового.
По легенде, игуменья Алексеевского монастыря, узнав, что все сооружения приказано снести, сказала: «Окромя большой лужи, здесь ничего не будет». По другой версии, она сказала о будущем храме Христа Спасителя: «Бедный. Недолго ему простоять».
По третьей, и вовсе прокляла это место именем святого Алексия. События последующих лет подтвердили первую и вторую версии.
Алексеевский монастырь
Был основан во второй половине XIV века, до XVI века располагался на месте нынешнего Зачатьевского монастыря на улице Остоженке. Монастырь сгорел во время московского пожара 1547 года и был восстановлен по приказу Ивана Грозного на месте, где сегодня располагается храм Христа Спасителя.
Позже монастырь и прилегающие постройки сгорали не раз и вновь восстанавливались. Долгое время в его церквах молились члены семьи Романовых и высокопоставленные вельможи.
В XIX веке Николай I приказал перенести монастырь для того, чтобы расчистить место для храма Христа Спасителя, а новый, названный Ново-Алексеевским, построили в Красном селе (неподалеку от метро «Красносельская»). После революции 1917 года монастырь упразднили, часть его была разрушена.
В уцелевших зданиях в разное время располагался Дом пионеров, научные учреждения и завод зонтов. В конце XX века здания вернули Русской православной церкви. Часть церквей действует и сегодня.
Храм возводили больше сорока лет. На его строительство снова были выделены грандиозные средства. Прежних ошибок с инфраструктурой уже не повторили. Чтобы удобно доставлять камень для стройки, был осуществлен один из проектов еще петровских времен по соединению каналом подмосковных рек Сестры и Истры.
Озеро Сенеж
Во время возведения храма Христа Спасителя у строителей возникли трудности с доставкой стройматериалов из других регионов России. Еще во время первой стройки под руководством Александра Витберга бывали случаи, когда из десяти барж с камнем до стройки доплывали одна или две.
Проблему решил канал, прорытый в Подмосковье между реками Истра и Сестра. Он позволил подвозить стройматериалы по Москве-реке прямо к стройке. На строительство канала ушла четверть века. Однако уже через десять лет грузы стали возить по железной дороге. В результате рытья канала существенно увеличилось озеро Сенеж.
Из маленького озерца оно превратилось в водохранилище площадью 15 км². Сегодня Сенеж является самым большим озером в Подмосковье. Сюда приезжают из Москвы и близлежащих городов купаться, ловить рыбу и охотиться. Самым известным среди ценителей красот этой местности был художник-пейзажист Исаак Левитан.
Именно здесь он работал над своей последней картиной «Озеро. Русь».
Основные работы закончились в 1880 году. Константина Тона, к тому времени уже дряхлого старика, доставляли к храму на носилках. Не дожил до конца стройки и Николай I. Храм планировалось освятить в 1881 году. Однако церемония сорвалась из-за бомбы народовольцев, убившей Александра II.
Освящение состоялось только в 1883-м, в день коронации Александра III, которая проходила в Успенском соборе Кремля. В последующие годы в храме Христа Спасителя отмечались все большие религиозные праздники: 300-летие дома Романовых, 100-летие со дня окончания войны 1812 года и другие.
А Рождество Христово до 1918 года отмечалось как день спасения России и победы в Отечественной войне.
Храм простоял чуть больше 50 лет. Летом 1931-го по указанию Иосифа Сталина его было решено снести для постройки главного здания СССР — Дворца Советов. Так же, как и в прошлые столетия, был объявлен конкурс, но уже не международный, а всесоюзный. В нем победил Борис Иофан — архитектор Дома на набережной. Начались работы по демонтажу храма.
Так как разобрать здание полностью не удалось, было решено его взорвать. Через несколько лет началась стройка, которая так и не была закончена. Во время Второй мировой войны металлические конструкции, предназначенные для стройки дворца, использовали для восстановления мостов.
После войны в фундаменте, оставшемся от здания, было решено разместить бассейн.
Самый большой в Европе бассейн «Москва», в котором можно было плавать круглый год, был открыт в 1960-м. За спортивным объектом закрепилась дурная слава. Там периодически тонули люди — якобы действовала радикальная группировка, недовольная сносом храма Христа Спасителя. О храме за 30 лет никто не забыл.
Говорили, что по ночам в воде бассейна отражается храм. Соседством с бассейном была недовольна администрация Музея им. Пушкина: эксперты жаловалась на то, что зимой испарения горячей воды оседали на здании и экспонатах музея, разрушая их.
Однако ни слухи, ни просьбы не помешали бассейну проработать больше 30 лет, до начала работ по воссозданию храма Христа Спасителя в 1994 году.
Так же, как и 200 лет назад, в числе инициаторов воссоздания храма Христа Спасителя были литераторы. Указ был издан первым президентом России Борисом Ельциным. Деньги на храм собирали «всем миром». Стройка, которая в XIX веке заняла около сорока лет, была завершена в трехлетний срок.
Здание восстановлено по проекту Константина Тона под руководством архитектора Алексея Денисова, позже — Зураба Церетели. Внешний вид и убранство храма отличаются некоторыми деталями, самая заметная из которых — барельефы. До 1931 года они были белокаменными, сейчас — бронзовые. Немного увеличилась высота храма. Внутреннее убранство изменилось существенно.
Практически ничего из храма, стоявшего на этом месте до 1931-го, здесь нет. Однако это не значит, что ничего не осталось.
Что стало с храмом Христа Спасителя после взрыва
Убранство
Когда решение о сносе храма Христа Спасителя было принято окончательно, к работе приступила комиссия, которая должна была выбрать, что следует сохранить. Иконы, утварь и другие предметы было решено передать в Третьяковскую галерею, Русский музей, а также в Антирелигиозный музей искусств, который располагался в Исаакиевском соборе Петербурга.
Но и после взрыва в разных учреждениях Москвы продолжали появляться предметы убранства храма. Например, уцелевшие горельефы до сих пор можно увидеть на одной из стен Донского монастыря недалеко от метро «Шаболовская».
Четыре яшмовые колонны алтаря, по одной из версий, находятся в здании ученого совета Московского государственного университета. По слухам, в подвалах одного из зданий МГУ на Моховой находятся и другие предметы из убранства храма.
Алтарь, по легенде, был то ли подарен жене американского президента Элеоноре Рузвельт, то ли выкуплен ею и подарен Ватикану. По другой версии, его хотели продать, но так и не смогли демонтировать, поэтому он был уничтожен.
Колокола
Из четырнадцати колоколов храма уцелел только один. Некоторое время он был в здании Северного речного вокзала в подмосковных Химках. Другие колокола были переплавлены. По одной из версий, они были использованы при отливке знаменитых скульптур на станции метро «Площадь Революции».
Камень
Камень, оставшийся после взрыва, использовался при отделке станций метро «Кропоткинская», «Новокузнецкая» и, возможно, «Площадь Свердлова» (сейчас — «Театральная»), а также гостиницы «Москва».
Скамейки и светильники из храма в несколько измененном виде находятся на станции метро «Новокузнецкая». Доски с именами героев войны 1812 года использовались для постройки лестниц в Третьяковской галерее, а также для отделки Института органической химии АН СССР.
Оставшиеся таблички раскрошили и посыпали ими дорожки в Парке культуры и отдыха им. Горького.
Источник: https://www.culture.ru/institutes/7808/khram-khrista-spasitelya
Храм Христа Спасителя в Москве – информация для туристов, фото и история
Фото храма Христа Спасителя
Стоимость билетов и часы работы, адрес и как проехать к храму Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя в Москве был построен как благодарность богу за помощь и заступничество в трудный период истории России – во время Отечественной войны 1812 года. Это памятник русскому народу за его мужество и героизм.
Храм Христа Спасителя в Москве – из истории
Идея создания памятника в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года принадлежала генералу армии Михаилу Ардалионовичу Кикину. Хотя эта мысль и была новой и необычной, она нашла поддержку в широких слоях населения. Эта идея была передана императору Александру I.
25 декабря 1812 года после изгнания наполеоновской армии Александр I издал манифест, по которому предполагалось построить церковь в честь победы России над армией Наполеона и в благодарность Всевышнему за эту победу. Автором первого проекта был архитектор Александр Витберг.
12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка церкви на Воробьевых горах. Здание должно было состоять из трех частей – Воплощение, Преображение и Воскресение. А в нижней церкви предполагалось похоронить останки павших во время прошедшей войны. Вскоре почва гор начала оседать под тяжестью возводимого сооружения.
Николай I, занявший престол после Александра I, нашел проект Витберга неудачным и неосуществимым. В 1832 году архитектором был назначен Константин Тон.
Строительство решили начать недалеко от Кремля, на месте бывшего Алексеевского женского монастыря, который решили снести. Еще в то время одна из монахинь уничтоженного монастыря сказала, что новая построенная церковь не простоит здесь больше 50 лет. 10 сентября 1839 года здание церкви было заложено.
В 1860 году Храм впервые предстал перед москвичам. Позже была устроена набережная и закончена внутренняя роспись. 13 декабря 1880 года ему было присвоено наименование Кафедрального. 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня, он был освящен. В этот же день состоялось Священное коронование на Престол Императора Александра III.
12 июня был освящен придел во имя св. Николая Чудотворца, а 8 июля – придел во имя св.Александра Невского. Начались регулярные Богослужения. В хоре пели Федор Шаляпин и Константин Розов. В 1912 году рядом установили памятник Императору Александру III. Пожертвования шли в помощь бедным мирянам и церквам, беженцам и раненым.
С 1918 года Храм полностью лишился помощи от государства, а 5 декабря 1931 года по распоряжению Иосифа Сталина был уничтожен. Огромное, грандиозное творение русского искусства превратилось в груду щебня и обломков. Так сбылись предсказания монахини – храм простоял 48 лет. На его месте планировалось строительство Дворца съездов.
Из-за начала Великой Отечественной войны этот план не был реализован. В 1958-1960 гг. на месте образовавшейся после взрыва ямы сооружается бассейн. В конце 1980-х годов создается общественное движение за возрождение храма Христа Спасителя. В июле 1992 года был организован Фонда возрождения столицы.
В перечне объектов, которые требовалось восстановить, первым был Храм Христа Спасителя. Начинается его строительство. В ночь с 6 на 7 января 2000 года святыня была возрождена. Здесь прошла Божественная Литургия в честь двухтысячелетия Рождества Христова – Пришествия в мир Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.
19 августа 2000 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II выполнил полное освящение святыни в честь Христова Рождества.
Храм Христа Спасителя в Москве– архитектура
Храм Христа Спасителя в Москве – самый большой собор Русской Православной Церкви, вмещающий до 10 000 человек. В плане собор представлял собой равноконечный крест шириной свыше 85 метров. Высота нижнего блока -около 37 метров, высота барабана – 28 метров, высота купола с крестом – 35 метров.
Общая высота сооружения – 103 метра, внутреннего пространства – 79 метров. Толщина стен – до 3,2 метров. Внешняя часть была оформлена двойным рядом мраморных горельефов работы скульпторов Клодта, Логиновского и Рамазанова.
Все входные двери – всего двенадцать – были выполнены из бронзы, а украшающие их изображения святых отлиты по эскизам известного скульптора графа Ф. П. Толстого. Здание было восстановлено максимально близко к оригиналу. При строительстве использовались эскизы и чертежи прошлого века. Однако имеются и отличия.
На месте холма-основания построена стилобатная часть высотой 17 метров, где расположена церковь Преображения Господня, трапезные палаты и вспомогательные службы. Здесь также находятся Залы Церковных Соборов и совещаний Священного Синода. Для въезда построен пандус.
В колоннах и в стилобатной части установлены лифты. Для отделки использовался мрамор из Челябинской области и красный гранит, привезенный из Финляндии.
Храм Христа Спасителя в Москве – убранство
Внутреннее убранство славилось своими росписями. Над ними работали прославленные русские живописцы Российской Академии художеств В. Верещагин и В. Суриков, барон Т. Нефф и И. Крамской. Площадь росписи святыни составляет более 22 000 кв. метров, из них более 9000 кв. метров – это золочения сусальным золотом.
На стенах галереи, расположенной по периметру здания, были установлены мраморные доски с перечнем всех сражений русской армии, имен военачальников и отличившихся офицеров и солдат. Для украшения использовались украшения из камней – лабрадора, шошкинского порфира и итальянского мрамора.
Скульптура и живопись изображают все милости Господни, ниспосланные по молитвам праведников на русское царство. Изображены и пути, которые Господь избрал для спасения. На всех стенах помещены фигуры святых заступников за Русскую землю и русских князей, отдавших свою жизнь за Россию. В нижней галерее на мраморных досках были начертаны имена героев войны 1812 года.
Восстановление живописи в Святыне выполняла группа художников под руководством академика, заслуженного художника России Н.А. Мухина.
Храм Христа Спасителя в Москве – информация для туристов
При посещении святыни женщинам лучше быть одетым в юбки и покрыть голову платками. Организованы 2 маршрута экскурсий для туристов с посещением музея, смотровой площадки и Зала Церковных Соборов, где проходят новогодние елки. Имеются экскурсии для детей.
Экспозиции музея рассказывают об истории создания Святыни. Смотровые площадки (их всего четыре) доступны только группам и находятся на 4 этаже. На смотровые площадки туристы поднимаются на лифте. Отсюда открывается прекрасный вид на столицу.
С одной из площадок можно посмотреть поближе на Кремль через бинокуляр. Чтобы воспользоваться этой услугой, надо приобрести жетон.
Храм Христа Спасителя в Москве больше похож на огромный музей, оформление которого рассказывает нам об истории целой эпохи российского государства и мужестве его народа.
Он является мемориалом русской воинской славы, памятником всем, кто за Отчизну «положил животы своя».
Источник: https://www.msk-guide.ru/hss.htm
Храм Христа Спасителя
Победу над Наполеоном и изгнание французской армии из пределов России по русской традиции было решено отметить строительством храма-памятника – соответствующая идея звучит уже в манифесте императора Александра I, выпущенном по случаю окончания Отечественной войны 1812 года.
Так как событие пришлось на Рождество Христово (25 декабря по Юлианскому календарю), то и посвящение нового храма было выбрано в честь этого праздника. Возведение планировалось на Воробьёвых горах, где в 1817 году начались работы.
В результате проведённого конкурса победил проект архитектора Александра Витберга: в его представлении храм был украшен портиками, увенчан исполинской колоннадой, включал в себя пантеон погибших. Современники отмечали влияние «масонских идей» на облик храма.
Новый император, Николай I, постановил прекратить работы на Воробьёвых горах: место оказалось непригодным для столь масштабного строительства, к тому же вскрылись многочисленные злоупотребления и хищения. Наконец, архитектурная идея, заложенная Витбергом, уже вышла из моды.
Новый официальный стиль именовался русско-византийским, его основой были мотивы традиционного русского зодчества. Эти идеи были использованы архитектором Константином Тоном – автором Николаевского вокзала (сегодня известного как Ленинградский) и Большого Кремлёвского дворца.
В качестве нового места выбрана территория ближе к центру города: на берегу Москвы-реки, у Пречистенской набережной, в конце Волхонки, недалеко от Бульварного кольца.
Место отнюдь не было пустым: для начала строительных работ оказались снесены здания Пожарного депо, переехавшего на Пречистенку, и Алексеевский монастырь, переведённый в Красное село. Наконец, в 1837 году храм Христа Спасителя был заложен, а активные работы начались в 1839 году.
Строительство, продолжавшееся более сорока лет, было завершено уже при следующем императоре – Александре II. Массивные горельефы храма, отражавшие как библейские события, так и эпизоды русской истории, были созданы скульпторами Логановским и Ивановым.
К 1860 году наружные работы в целом завершены, после чего создавалась внутренняя отделка: в росписи храма приняли участие Крамской, Маковский, Суриков, Семирадский, Верещагин, Бруни и другие выдающиеся художники эпохи. Алтарь храма выполнен в виде огромной шатровой часовни.
Также в интерьеры были включены мраморные плиты с именами всех павших солдат и с названиями всех сражений Отечественной войны 1812 года и походов 1797–1807 годов и 1813–1815 годов.
После окончания всех работ в начале 1880-х годов храм готовили к освящению, которое было отложено из-за убийства Александра II. Лишь 26 мая 1883 года, после коронации императора Александра III, храм наконец был торжественно освящён.
Помимо главного престола во имя Рождества Христова, на хорах храма располагались приделы по тезоименитству императоров, участвовавших в строительстве храма: в честь святого Николая Чудотворца и в честь святого Александра Невского.
Во время революции храм Христа Спасителя оказался в центре церковной жизни России: именно здесь в ноябре 1917 года митрополит Тихон (Беллавин) был по жребию избран патриархом. Позднее, однако, власти передали храм «обновленцам» – противникам патриарха.
В конце 1920-х годов зазвучали предложения снести храм для строительства грандиозного Дворца советов – к сожалению, в конечном счёте именно эта точка зрения возобладала и в 1931 году после двух взрывов здание было уничтожено.
Лишь отдельные фрагменты убранства были перенесены в музеи (например, часть горельефов Логановского попала в Музей архитектуры – их и сегодня можно увидеть в Донском монастыре, вмурованными в северную стену с внутренней стороны), также часть мрамора была использована при новом строительстве.
Строительство Дворца советов не увенчалось успехом: оказались построены лишь одноимённая станция метро (позднее названная «Кропоткинской») и бензозаправочная станция на Волхонке. Из подготовленных металлоконструкций были сделаны противотанковые ежи в начале Великой Отечественной войны.
После её окончания проект дворца был уменьшен, но и в таком виде здание не появилось. Наконец, в хрущёвскую эпоху от идеи окончательно отказались, превратив вырытый котлован в открытый плавательный бассейн «Москва».
Популярный среди горожан, он со временем также пришёл в негодность и в начале 90-х годов был закрыт по причине износа коммуникаций.
Предложения воссоздать храм Христа Спасителя на прежнем месте звучали с конца 80-х годов, но окончательно соответствующее решение было принято в 1994 году. Работы велись соответствии с проектом, разработанным группой архитекторов во главе с М.М. Посохиным.
По сравнении с историческим зданием в облик нового храма был внесён ряд изменений: появилась стилобатная часть, облицовка вместо белокаменной стала мраморной, а место мраморных горельефов на фасадах заняли бронзовые, созданные скульптором Зурабом Церетели. В 2000 году после завершения всех работ новый храм освятил патриарх Алексий II.
В память о ранее существовавшем на этом месте Алексеевском монастыре в подцерковье освящён нижний храм во имя Преображения Господня с приделами Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Рядом расположен зал церковных соборов, зал высшего церковного совета, музей храма, трапезные палаты.
На сегодняшний день Храм Христа Спасителя – второй по величине православный собор в мире (после собора святого Саввы в Белграде) и первый по высоте (103 метра).
Источник: https://um.mos.ru/houses/khram-khrista-spasitelya-volhonka/
Москва. Храм Христа Спасителя
Фото 21.06.2012:
Кафедральный Соборный храм Христа Спасителя
Адрес: г. Москва, ул. Волхонка, д. 15
Храм Христа Спасителя расположен в Москве недалеко от Кремля на левом берегу реки Москвы. Это крупнейший храм в Русской Церкви, рассчитанный на 10 000 человек.
Храм Христа Спасителя был построен в благодарность за заступничество Всевышнего в критический период истории России как памятник мужеству русского народа в борьбе с наполеоновским нашествием 1812 года.
В 1931 году здание храма было разрушено и заново отстроено на прежнем месте в 1990-х годах.
Судьба храма Христа Спасителя (по материалам книги “Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, [2] с.: ил.”):
Замысел построить мемориальный храм-памятник в Москве во имя Христа Спасителя возник в декабре 1812, когда солдаты Наполеона уходили с территории России.
Об этом было сообщено в Манифесте императора Александра I, который назывался «О построении в Москве церкви во имя Христа Спасителя в ознаменование благодарности к Промыслу Божию за спасение России от врагов».
В Манифесте в частности говорилось: «В ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились мы в первопрестольном граде нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа».
Далее в Манифесте объявлялось, что храм должен быть построен «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский и в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели…»
Был объявлен международный конкурс на проект храма, в результате которого в 1817 году утвердили грандиозный по масштабам проект молодого художника А.Л. Витберга, предложившего возвести будущий храм на вершине Воробьевых гор.
По этому проекту храм Христа Спасителя должен был превосходить по высоте на 8,6 метра самую большую постройку на земле — пирамиду фараона Хеопса. Начавшееся строительство очень затянулось из-за размеров задуманного сооружения.
Затем Витберга обвинила в казнокрадстве и сослали в Вятку.
Прошло время, императором Российским стал Николай I, который, убедившись в разорительности для государства работ по возведению храма, в 1827 году окончательно отказался от замысла Витберга. К тому времени выяснилось, что Воробьевы горы — очень неудачное место для строительства огромного сооружения, так как в этом месте есть множество родников и подземных рек.
В 1831 году архитектором К.А. Тоном был выполнен проект храма-памятника в «русско-византийском» стиле, он-то впоследствии и был реализован. Николаю I очень понравилась идея архитектора возвести пятиглавый храм в традициях древнерусского зодчества. В 1832 году государь утвердил проект Тона и приехал в Москву, чтобы лично выбрать подходящее для будущего храма Христа Спасителя место.
Император облюбовал живописный холм, на котором с 1547 года находился Алексеевский женским монастырь.
Отсюда храм был бы виден со всей Москвы, и соседство с древним Кремлем подчеркивало бы его глубокую духовную связь со всей русской историей.
Во время подготовительных работ в земле были обнаружены кости мамонта. И эту находку сочли за предзнаменование, предвещавшее долголетие будущему храму.
10 сентября 1839 года состоялась торжественная закладка сооружения. Храм строился почти 40 лет (причем, работа не прекращалась ни на один день) на добровольные народные пожертвования. Поистине вся Россия любовно вкладывала в него душу. Даже самые бедные крестьянские семьи откладывали «копеечку» в кружку для сбора пожертвований на строительство «общерусского» храма.
Новый храм был огромен. Внутри него могла бы целиком поместиться колокольня Ивана Великого. Внутреннее пространство под куполом символизировало Красную площадь — центр Москвы и всей России, хранимой под сенью Христа Спасителя. Алтарь храма в виде высокой беломраморной беседки был размером с небольшую церковь.
В плане храм Христа Спасителя представлял собой равноконечный крест. Его высота составляла 108,5 метра, в диаметр главного купола — около 80 метров.
Во время богослужений в храме могло находиться 7200 человек, а по большим праздникам в храме могли вместиться и до 10 000 верующих. Правый придел храма был посвящен святителю Николаю Чудотворцу, левый — Александру Невскому.
На четырех колокольнях, расположенных по углам храма, находилось 14 колоколов, самый большой из которых весил 1654 пуда.
После окончания строительства еще 20 лет ушло на роспись и отделку внутренних помещений храма, который расписывали самые лучшие художники того временя: В.И. Суриков, В.П. Верещагин, И.М. Прянишников, В.Е. Маковский, Г.И. Семирадский и многие другие — всего 23 художника. Скульптурные горельефы были исполнены скульпторами П.К. Клодтом, Н.А. Рамазановым и другими.
Сюжеты наружных горельефов и внутренних росписей храма связаны с христианскими праздниками, на которые пришлись дни решающих сражений — при Тарутине, Бородине, Малоярославце.
Также на стенах был размещен своеобразный пантеон русских святых — заступников Руси.
Это святые Александр Невский, Даниил Московский, Сергий Радонежский, Василий Блаженный, царевич Димитрий, князь Владимир и княгиня Ольга, апостол Андрей, Георгий Победоносец и другие.
Среди горельефов были изображения чудотворных икон Божией Матери Владимирской, Смоленской, Иверской. Работа над всеми скульптурами в общей сложности продолжалась 17 лет.
Освящение храма произошло при царствовании императора Александра III, в мае 1883 года.
По случаю освящения храма был издан царский Высочайший Манифест, в котором говорилось: «Да будет сей храм во все грядущие годы памятником милосердного Промысла Божия о возлюбленном Отечестве нашем в годину тяжелого испытания, памятником мира после жестокой брани, предпринятой не для завоеваний, но для защиты Отечества от державного завоевателя. Да простоит сей храм многие века и да курится в нем перед Святым престолом Божиим кадило благодарности до позднейших родов, вместе с любовью и подражанием в делах их предков». С тех пор этот храм на долгие годы стал одним из символов Москвы.
Идея храма была очень понятна любому русскому сердцу. Созданный в честь победы народа в Отечественной войне 1812 года, этот храм воочию напоминал, что Россия не раз находилась на краю гибели в час страшных испытаний, но была хранима Богом и спасалась от неминуемой гибели именно тогда, когда оставалась вера в Спасителя — Иисуса Христа.
Причем этот храм являлся не только православным культовым сооружением, но я подлинным памятником-музеем.
В стены его нижней части были помещены 177 мраморных плит, на которых описывались все прошедшие сражения, перечислялся состав войск и командования, имена убитых, раненых, получивших награды в Отечественной войне 1812 года.
На стенах храма можно было прочесть тексты приказов по армии и царских манифестов той эпохи — о взятии Парижа, низложении Наполеона, о заключении мира.
Как оказалось, и местоположение храма было выбрано чрезвычайно удачно. Огромные золотые купола храма неожиданно вдруг открывались из-за крыш домов и в солнечный день золотом слепили глаза с множества точек Москвы.
Но с златоглавым наследием православного прошлого в стране победившей Октябрьской революции 1917 года не желали примириться новые коммунистические правители Кремля. В 1924 году возникла идея разрушить этот храм, чтобы на его месте поставить огромный памятник В.И. Ленину.
По личному распоряжению И.В. Сталина в 1931 году храм предназначался к сносу для строительства на его месте «главного здании страны» — Дворца Советов.
Храм Христа Спасителя должна была заменить гигантская башня с колоссальной статуей В.И. Ленина на вершине. Общая высота сооружения составляла бы 415 метров.
Предполагалось, что это здание станет самым высоким дворцом не только в Москве, но и во всем мире.
Несколько лет в газетах и журналах велась усиленная агитация о необходимости уничтожить храм и построить на его месте Дворец Советов. Развернулась настоящая травля храма Христа Спасителя.
Академики от архитектуры в газетах публично клялись, что храм-памятник не имеет ни исторической, ни художественной ценности, не является он и произведением искусства.
В общем потоке подобной лжи тонули одинокие голоса тех, кто пытался остановить снос храма.
В полдень 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя погиб. Два раза прогремели мощные взрывы, но храм продолжал стоять почти неповрежденным, тогда его стали разрушать кирками и лопатами.
Мрамором храма Христа Спасителя выложили станции метро «Кропоткинская» и «Охотный ряд», скамейки из благородного камня пошли на станцию «Новокузнецкая». Часть плит с именами героев Отечественной войны 1812 года раскрошили и этой крошкой посыпали дорожки в московских парках. Часть плит пошла на отделку городских зданий.
Константин Андреевич Тон
Константин Андреевич Тон родился в Петербурге 26 октября 1794 года в семье обрусевшего немца, владельца ювелирной лавки. В девятилетнем возрасте он поступил в Академию художеств, где проучился 12 лет. В 1815 году Тон окончил Академию с золотой медалью.
В 1819 году он уехал в Италию, где за проект реставрации дворца цезарей на Палатинском холме в Риме Тон был удостоен звания члена-корреспондента Римской археологической академии.
В 1829 году Тон стал академиком Петербургской академии художеств и в 1854 году — ректором Академии художеств по архитектуре.
За свою творческую жизнь Тон осуществил коренную реконструкцию Большого Кремлевского дворца, построил ряд храмов в новорусском стиле в Петербурге, Новгороде, Воронеже, Ельце и многих других городах России. По его проекту были сооружены здания всех станций Николаевской железной дороги. Также по проекту Тона в Москве была сооружена колокольня Симонова монастыря.
В 1839 году Константин Андреевич Тон возглавил строительство храма Христа Спасителя, сооружавшегося по его проекту.
Константин Андреевич Тон являлся незаурядным инженером-строителем и мастером создания крупных архитектурных комплексов. Построенный по его проекту Вознесенский собор в Ельце является шедевром русской архитектуры XIX века.
Огромная заслуга архитектора состоит в том, что он, обратил свой взор на древнерусское каменное зодчество, ввел в практику архитектуры образы тысячелетней русской культуры.
Постройки Тона в «русско-византийском стиле» значительно повлияли на облик центра Москвы 1840-1860-х годов.
Храм Христа Спасителя сегодня
От появления в Москве Дворца Советов спасло начало Великой Отечественной войны. Строительство «чудо-дворца» было прекращено.
На месте котлована с заложенным «на века» фундаментом Дворца Советов в 1958 году появился всего лишь открытый бассейн «Москва», в котором более тридцати лет зимой и летом купались москвичи.
И клубящийся пар, поднимавшийся зимой над огромной чашей бассейна, временами напоминал некоторым живущим неподалеку москвичам очертания храма Христа Спасителя. Во всяком случае, так говорят старожилы тех мест.
С 1989 года идея восстановления храма Христа Спасителя поначалу робко, как травинка сквозь асфальт, стала пробиваться из глубин народного сознания через каменную толщу десятилетий атеистической пропаганды и агитации в нашей стране. И вот в сквере у бассейна «Москва» в начале 1990-х годов появился деревянный крест и ящик для сбора добровольных пожертвований на восстановление храма.
В ноябре 1994 года Архиерейский Собор Русской православной церкви принял решение о восстановлении храма Христа Спасителя. Это решение было горячо поддержано Правительством Москвы, которое приняло решение о скорейшем воссоздании храма в его прежних архитектурных формах (за исключением видоизмененной нижней части храма — стилобата).
И опять, как встарь, деньги на строительство собирали «всем миром». Жертвовали кто сколько может: жертвовали граждане всей России (причем, не только православные), жертвовали города, села, банки, всевозможные организации. Но наибольшую роль в осуществлении грандиозного строительства в наикратчайшие сроки сыграла столица нашей родины — Москва во главе с мэром города Ю.М. Лужковым.
7 января 1995 года в праздник Рождества Христова состоялась закладка вновь воссоздаваемого храма Христа Спасителя. И, казалось бы, фантастическая мечта многих православных россиян очень скоро стала прекрасной реальностью.
Восстановили храм Христа Спасителя всего за 4 года. В строительстве применялась самая современная техника, новые строительные материалы.
Стены храма были возведены на основе монолитного железобетонного каркаса с наружной обкладкой кирпичом и последующей облицовкой мрамором.
В комплексе храма Христа Спасителя вблизи набережной Москвы-реки был сооружен деревянный шатровый храм-часовня в честь иконы Божией Матери «Держанная».
Под выстроенным храмом имеется нижний этаж, где находится храм Преображения Господня, многие учебные и служебные помещения. Здесь же разместились зал Соборов Русской православной церкви на 1200 мест, зал заседаний Синода и музей памяти павших в Отечественной войне 1812 года.
Под руководством лаборатории колокольной акустики Общества древнерусской музыкальной культуры при Московской патриархии на основе сохранившихся документальных материалов был отлит набор колоколов, их звукоряд был максимально приближен к тому колокольному звону, который существовал ранее.
Сегодня в храме Христа Спасителя проходят главные церковные службы Москвы с участием патриарха Московского и всея Руси.
Но стоящий на берегу Москвы-реки храм Христа Спасителя сегодня является не только храмом-памятником Отечественной войны 1812 года. По словам патриарха Московского и всея Руси Алексия II, в наши дни этот храм «символ покаяния народа за богоотступничество и одновременно знамение возрождения православной Руси».
Источник: https://rus-towns.ru/moskva-xram-xrista-spasitelya/
Храм Христа Спасителя в Москве
Храм Христа Спасителя в Москве — кафедральный собор Русской Православной Церкви недалеко от Кремля на левом берегу Москвы-реки, на месте, именовавшемся ранее Чертольем.
Существующее сооружение — осуществлённое в 1990-х годах внешнее воссоздание одноимённого храма, созданного в XIX веке.
На стенах храма были начертаны имена офицеров Русской армии, павших в войне 1812 года и иных по времени близких военных походах.
Запись относится к месту:
Москва
Оригинал Храма Христа Спасителя в Москве был воздвигнут в благодарность Богу за спасение России от наполеоновского нашествия: «в сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ российский, и в ознаменование благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели».
Был построен по проекту архитектора Константина Тона. Строительство продолжалось почти 44 года: храм был заложен 23 сентября 1839 года, освящён — 26 мая 1883 года.
5 декабря 1931 года здание храма было разрушено. Заново отстроено на прежнем месте в 1999 году.
Храм Христа Спасителя в Москве — крупнейший в Русской Церкви. Рассчитан на 10.000 человек. В плане храм выглядит как равносторонний крест около 85 м шириной.
Высота храма с куполом и крестом в настоящее время составляет 105 м (на 3,5 м выше, чем Исаакиевский собор). Возведён в традициях так называемого русско-византийского стиля, пользовавшегося широкой государственной поддержкой в момент начала строительства.
Роспись внутри храма занимает около 22 000 м?, из которых около 9000 м? позолочены.
В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят:- “верхний храм” — собственно Храм Христа Спасителя. Имеет 3 престола – главный в честь Рождества Христова и 2 боковых на хорах — во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). Освящён 6 (19) августа 2000 года.
– “нижний храм” — Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный — в честь Преображения Господня и два малых придела — в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. Церковь освящена 6 (19) августа 1996 года.
Идея построения храмов-памятников восходит к древней традиции обетных храмов, возводившихся в знак благодарения за победу и в вечное поминовение о погибших. Традиция храмов-памятников известна ещё с домонгольских времен: Ярослав Мудрый воздвиг в Киеве Софию Киевскую на месте битвы с печенегами.
В эпоху Куликовской битвы были построены многочисленные храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы — праздника, выпавшего на день сражения русского воинства с войсками Мамая.
В Москве в память о павших и в ознаменование военных побед построены храм Всех святых, собор Покрова на рву (более известный под именем Василия Блаженного), и собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) на Красной площади.
25 декабря 1812 года, когда последние наполеоновские солдаты покинули пределы России, император Александр I подписал Высочайший Манифест о построении церкви в Москве, лежавшей в то время в руинах:
”Спасение России от врагов, столь же многочисленных силами, сколь злых и свирепых намерениями и делами, совершенное в шесть месяцев всех их истребление, так что при самом стремительном бегстве едва самомалейшая токмо часть оных могла уйти за пределы Наши, есть явно излиянная на Россию благость Божия, есть поистине достопамятное происшествие, которое не изгладят веки из бытописаний.В сохранение вечной памяти того беспримерного усердия, верности и любви к Вере и к Отечеству, какими в сии трудные времена превознес себя народ Российский, и в ознаменовение благодарности Нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели, вознамерились Мы в Первопрестольном граде Нашем Москве создать церковь во имя Спасителя Христа, подробное о чем постановление возвещено будет в свое время.
Да благословит Всевышний начинание Наше! Да совершится оно! Да простоит сей Храм многие веки, и да курится в нем пред святым Престолом Божиим кадило благодарности позднейших родов, вместе с любовию и подражанием к делам их предков”
— Александр I
После победы над Наполеоном в 1814 году проект был уточнён: решено было в течение 10-12 лет соорудить кафедральный собор во имя Христа-Спасителя.
В том же 1814 году был проведён международный открытый конкурс с участием таких уважаемых архитекторов, как Воронихин, Кваренги, Стасов и др. Однако, победил, к удивлению многих, проект 28-летнего Карла Магнуса Витберга, художника (даже не архитектора), масона и притом лютеранина. Проект, по отзывам современников, был действительно исключительно красив.
По сравнению с нынешним храм Витберга был втрое больше, включал Пантеон погибших, колоннаду (600 колонн) из трофейных пушек, а также памятники монархам и видным полководцам. Во имя утверждения проекта Витберг крестился в Православие. Разместить сооружение было решено на Воробьёвых горах.
Средства на строительство выделили огромные: 16 миллионов рублей от казны и немалые народные пожертвования.
Проект А. Витберга
###Страница 2
12 октября 1817 года, в 5-летнюю годовщину ухода французов из Москвы, в присутствии царя Александра I был заложен на Воробьёвых горах первый храм по проекту Витберга.
Стройка вначале шла энергично (в ней участвовали 20000 подмосковных крепостных), но вскоре темпы резко снизились. За первые 7 лет не удалось завершить до конца даже нулевой цикл.
Деньги уходили неизвестно куда (позднее комиссия насчитала растрат без малого на миллион рублей).
По восшествии на престол Николая I в 1825 году строительство пришлось остановить, по официальной версии, в связи с недостаточной надёжностью почвы; Витберг и руководители строительства были обвинены в растратах и отданы под суд. Процесс длился 8 лет.
В 1835 году «за злоупотребление доверием императора и за ущербы, нанесенные казне» подсудимые были оштрафованы на миллион рублей. Сам Витберг был сослан в Вятку (где в частности познакомился с Герценом, посвятившим ему главу в «Былом и думах»); всё его имущество было конфисковано. Многие историки считают Витберга честным человеком, виновным лишь в неосмотрительности.
Ссылка его продолжалась недолго, впоследствии Витберг участвовал в постройке православных соборов в Перми и Тифлисе.
Нового конкурса не проводилось, и в 1831 году Николай I самолично определил архитектором Константина Тона, «русско-византийский» стиль которого был близок вкусам нового императора.
Новое место на Чертолье (Волхонка) было также избрано самим Николаем I; бывшие там постройки были куплены и снесены. Был снесён и располагавшийся там Алексеевский женский монастырь, памятник XVII века (переведён в Красное село).
Московская молва сохранила предание, что игуменья Алексеевской обители, недовольная таким поворотом, прокляла место и предрекла, что ничто не устоит на нём долго.
Второй храм, в отличие от первого, строился практически полностью за казённый счёт.
Торжественная закладка собора произошла в день 25-летия Бородинского сражения — в августе 1837 года. Однако, активное строительство началось только 10 сентября 1839 года и продолжалось почти 44 года; общая стоимость Храма простиралась до 15 миллионов рублей.
Свод большого купола закончен в 1849 году; в 1860 году были разобраны наружные леса. Ещё 20 лет продолжались работы по внутреннему убранству; над росписью работали знаменитые мастера В. И. Суриков, И. Н. Крамской, В. П.
Верещагин и другие известные художники Императорской академии художеств.
Аналогичные храмы соорудили в Новочеркасске, Баку и ряде других городов. В бывшей казачьей столице Новочеркасске он стоит по сей день.
26 мая (7 июня) 1883 года состоялось торжественное освящение Храма Христа Спасителя в Москве, совершённое митрополитом Московским Иоанникием (Рудневым) с сонмом духовенства и в присутствии Императора Александра III, коронованного в Московском Кремле незадолго до того.
Архитектурно-художественное достоинство Храма Христа Спасителя ставилось под сомнение многими деятелями русской культуры; в частности известен отрицательный отзыв И. Э. Грабаря.
Деятельность в храме очень скоро стала заметным явлением в общественной и культурной жизни, он был центром многих культурных событий и просветительской деятельности.
###Страница 3
За год до освящения, 20 августа 1882 года, в храме Христа Спасителя была впервые исполнена Увертюра 1812 года Чайковского, написанная композитором в ознаменование победы России в войне с Наполеоном.
В церкви был собственный хор, считавшийся одним из лучших в Москве. Среди регентов были знаменитые композиторы А. А. Архангельский и П. Г. Чесноков, исполнялись произведения другого крупного церковного композитора А. Д.
Кастальского, звучали голоса Федора Шаляпина и Константина Розова.
В Храме Христа Спасителя торжественно отмечались коронации, всенародные праздники и юбилеи: 500-летие со дня смерти Сергия Радонежского, 100-летие Отечественной войны 1812 года, 300-летие Дома Романовых, открытие памятников Александру III и Николаю Васильевичу Гоголю. Главный престольный праздник храма — Рождество Христово — до 1917 года отмечался православной Москвой как праздник Победы в Отечественной войне 1812 года. В храме была создана богатая библиотека, в которой было множество ценных изданий, и постоянно проводились экскурсии.
Последним ключарём храма был священномученик Александр Хотовицкий (август 1917—1922).
С 1922 года храм оказался в ведении обновленческого Высшего Церковного Управления митрополита Антонина, а впоследствии обновленческого Священного Синода — вплоть до закрытия в 1931 году. Настоятелем Храма Христа Спасителя в Москве в те годы был один из лидеров обновленчества митрополит Александр Введенский.
5 декабря 1931 года храм-памятник воинской славы был уничтожен взрывом. 2 июня 1931 года было отдано распоряжение снести храм Христа Спасителя для строительства на его месте Дворца Советов.
Несколько месяцев продолжались спешные работы по разборке здания, однако разобрать его до основания не удалось, и тогда было решено его взорвать. Взрывов было проведено два — после первого взрыва храм устоял.
Не все современники в равной степени восхищались архитектурой громадного храма, но москвичи, уважавшие свою историю, видели в нём символ славных побед прошлого и памяти о погибших.
По воспоминаниям потрясённых свидетелей, мощные взрывы содрогнули не только близстоящие здания, но чувствовались на расстоянии нескольких кварталов. Только для разборки обломков храма, оставшихся после взрыва, понадобилось почти полтора года.
Строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться — началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.
Фрагменты первого Храма Христа Спасителя, сохранившиеся в Донском монастыре
###Страница 4
Многие годы после взрыва на месте Храм Христа Спасителя была яма. В 1958 году на месте собора появился плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 90-х годов. Среди москвичей ходила поговорка: «был храм, потом — хлам, а теперь — срам», говорили также: «от храма осталось одно мокрое место».
В конце 1980-х годов возникло общественное движение за воссоздание Храма Христа Спасителя, одной из движущих идей была идея покаяния. 5 декабря 1990 на месте будущего строительства был установлен гранитный «Закладной» камень, в 1992 году был основан фонд на сооружение храма и с 1994 года начато его строительство.
Проект восстановления храма подготовил реставратор Алексей Денисов.
Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции.
Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями.
Под его руководством на белокаменных стенах появились бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна.
Руководителем Координационной группы специалистов по художественному убранству комплекса был священник (впоследствии протоиерей) Леонид Калинин. Он также являлся членом Комиссии по художественному убранству.
6 (19) августа 1996 года, в день Преображения, Патриарх Алексий II совершил чин освящения нижнего Спас-Преображенского храма и первую литургию в нём.
К 1999 году новый Храм Христа Спасителя был сооружён как условная внешняя копия своего исторического предшественника: сооружение стало двухуровневым, с храмом Спас-Преображения в цокольном уровне.
31 декабря 1999 года верхний храм был открыт для публики; в ночь с 6 на 7 января 2000 года была отслужена первая торжественная рождественская литургия.
19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев, присутствовавшими на Архиерейском Соборе Русской Церкви; на следующий день в храме состоялась канонизация Царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских.
Весь комплекс храма — собственность города Москвы; правительство города распоряжается и получает доход от эксплуатации некоторых коммерческих компонентов комплекса.
В храме действует музей, принадлежащий Московскому городскому музею истории города Москвы.
14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению ХХС было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей ХХС.
Настоятелем Кафедрального Соборного Храма Христа Спасителя является Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» его герой Иван Бездомный погружается в воду около того места, где раньше находился храм. Вообще храм неоднократно упоминается в рассказах и повестях писателя.
Автор фото на главной — Hunter
Источник: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=223