Добро пожаловать в Храм Иоанна Воина
Самое первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году.
Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу»[1].
Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению Царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.
Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.
В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».1
Также, существует народная легенда, согласно которой Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках.
Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план». Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника.
А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр»[2]. Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, — отец Алексий Федоров (ск. 1731 г.).
В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель.
Московский губернатор, князь Михаил Григорьевич Ромодановский, уплату оброчных денег с этих земель отменил, а велел хозяевам платить только «мостовые деньги» — на приведение в порядок дорог у их владений.
Через некоторое время новый губернатор, боярин Алексей Петрович Салтыков, предписал собирать и оброчные деньги. Так за церковью Иоанна Воинаобразовалась недоимка (с 1714 по 1720 год): 89 рублей 22 алтына 2 деньги оброчных денег и 24 рубля мостовых.
К освящению храма в 1717 году Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы. На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: «Аптека, врачующая грехи«[3].
Однако, есть все основания полагать, что строительство Храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель[4]. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства Храма Иоанна Воина.
Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный(ск. 1727 г.). Уже 11 (23) июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива (память 15/28 ноября) и в Храме началось богослужение.
Большое освящение Храма 12 июня 1717 года совершил Патриарший Местоблюститель Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский). С этого дня, который считается начало жизни нового Храма, по глубокому замечанию о.Назария, игумена Валаамского, «неотступно пребывает в храме Божием Ангел-блюститель Престола Господня».
Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она «уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни«[5]. Таким образом, наряду с Петром Великим основателем новой церкви Иоанна Воина следует признать священника Алексея Федорова.
В 1752 году в истории православной России произошло знаменательное событие — были обретены нетленными и позднее канонизированы мощи Святителя Дмитрия Ростовского (память 21 сентября/4 октября и 28 октября/10 ноября). Год представления святого совпадал с годом закладки Храма св. мученика Иоанна Воина.
Погребение Святителя, своего почившего друга, совершал тот же Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который освящал Храм. Жизнь новоявленного Святителя и Храма протекала, таким образом, почти одновременно и духовно взаимосвязанно.
Переплетение дат и событий сподвигли прихожан просить освятить новый престол во имя этого святого.
Таким образом, в 1760 году Храм св. мученика Иоанна Воина стал трехпрестольным.
Отечественная война 1812 года
В 1812 году при нашествии Наполеона Храм св. мученика Иоанна Воина был осквернен французами.
«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались.
Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» («Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85).
Господь сохранил Храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.
После неприятеля престолы были освящены заново: св. Гурия, Самона и Авива — 20 февраля, св. Димитрия Ростовского — 9 марта, св. Иоанна Воина — 29 июня 1813 года. Несколько же дней, когда Храм был разграблен, так и остались единственными днями за всю 300-летнюю историю Храма, когда в нем не совершались богослужения.
Благодаря щедрым пожертвованиям и драгоценным вкладам, Храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.
Годы богоборчества
В годы богоборчества Храму по воле Божией выпало стать одним из немногих очагов истинного православия в Москве. В 1922 году за верность Патриарху Тихону и своему долгу был мученически убит настоятель Храма и Благочинный Замоскворечья о. Христофор (Надеждин). В 90-е годы он был прославлен как сщмч. Христофор. Сегодня прихожане Храма молятся ему о даровании твердости в вере.
Молитвами сщмч. Христофора и всех небесных покровителей Храму удалось избежать скверны обновленчества и сохранить верность каноническому священноначалию. Все годы и поныне богослужения совершались и совершаются в соответствии с исторической православной традицией.
Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.
Выпало Храму и иное послушание — стать хранителем многих великих христианских святынь, перенесенных в Храм в 20-30-е годы из закрываемых московских церквей.
Это и икона праведных Иоакима и Анны с 80-ю житийными клеймами из храма, давшего имя улице Якиманке, и икона св. Василия Блаженного из храма его имени на Красной площади, и мощи и икона св.
великомученицы Варвары из храма ее имени, что на Варварке.
Иконы Всемилостивого Спаса Смоленского и святителя Николая Чудотворца находились раньше над воротами Московского кремля, получившими от них свои наименования.
Ныне существующий прекрасный резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.
Одним из последних изменений в Храме Иоанна Воина было в 1984 г., когда из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.
Источник: http://hram-ioanna-voina.ru/
Достопримечательности и святыни Храма Иоанна воина на Якиманке
Многих святых и мучеников чтят в православном мире, многим молятся в различных жизненных обстоятельствах, но есть один святой, который с крестом, копьем и щитом стоит на страже всех несчастных и обездоленных и бережно хранит покой отчизны.
Это особенно почитаемый славянами Иоанн Воин, покровитель воинов, защитник обиженных и скорбящих. Немало церквей стоит в его честь на славянской земле, а вот в Москве только лишь один храм освящен во его славу.
Добро пожаловать в Иоанновский храм на Якиманке!
Где находится храм?
- Адрес Иоанновской церкви в Москве: ул. Большая Якиманка, д. 46, строение 1.
- Справки можно получить по телефону – звоните по номеру: (499) 238-20-56.
- Лучший способ добраться до храма на Якиманке – метрополитен.
- Ближайшая станция метро – «Октябрьская» (по Калужско-Рижской линии).
Традиционно в храме мученика Иоанна Воина на Якиманке придерживаются установленного порядка богослужений.
Ежедневно | 08:0017:00 | — Утренняя служба, Божественная Литургия;— Вечерняя, Утренняя службы |
Воскресенья и великие праздники | 07:0010:00 | — Ранняя Божественная Литургия;— Божественная Поздняя Литургия |
В канун воскресений и великих праздников, как правило, совершается Всенощное Бдение (начало службы в 17:00).
С начала июня до конца августа действует летнее расписание богослужений.
Понедельник,Вторник,Среда | 08:00 | — Утренняя служба, Божественная Литургия |
Четверг,Пятница,Суббота | 08:0017:00 | — Утренняя служба, Божественная Литургия;— Вечерняя, Утренняя службы |
Воскресенье | 09:0017:00 | — Божественная Литургия— Вечерняя, Утренняя службы |
Великие праздники | 07:0010:00 | — Ранняя Божественная Литургия;— Поздняя Божественная Литургия |
Накануне великих праздников, как правило, совершается Всенощное Бдение (начало службы в 17:00).
История, достопримечательности и святыни храма
- В XVII веке современная Якиманка была заселена в основном стрельцами и мастеровыми-лучниками (не зря же эта местность так и называлась – Малые Лучники). Именно эти люди ввиду особенностей своей профессии избрали себе в покровители Иоанна Воина, издревле считавшегося на Руси помощником и хранителем представителей военного ремесла.
- Первая деревянная и очень быстро обветшавшая Иоанновская церковь стояла чересчур близко к Москве-реке, так что во время половодья прихожане вынуждены были подплывать к ней на лодках. Эта картина, попавшаяся на глаза Петру I аккурат после победной битвы под Полтавой, не на шутку возмутила государя: дескать, так-то мы почитаем покровителя воинов, да еще в разгар русско-шведской кампании. По государеву велению и благодаря его же финансовой поддержке началось строительство нового каменного храма на близлежащем возвышении.
- Праздничный и нарядный, Иоанновский храм гармонично сочетает черты московского и украинского барокко. Его многоцветный декор радует взгляд, утомленный будничной серостью современного мегаполиса: крыша выстлана ярко-зелеными листами, красные стены контрастируют со стройнящими храм белыми колоннами, подчеркивающими сходство его формы с ротондой, черепица у основания куполов выложена желто-зеленым мозаичным орнаментом.
- Внутреннее убранство храма может достойно посоперничать с его внешним обликом. Все иконы храма облачены в роскошные золотые оклады, центральный купол щедро украшен фресками и белоснежной лепниной. Резной позолоченный иконостас не всегда принадлежал храму Иоанна Воина: первоначально он был создан для Трехсвятской церкви у Красных Ворот. Но этот храм сравняли с землей в неспокойные 1930-е, а иконостас обрел вторую жизнь в Иоанновской церкви.
- Рядом с пышностью храма его колокольня выглядит несколько сдержанно и даже суховато – но кто сказал, что это плохо, и не является ли гармония сочетанием разного? Зато уж ограда полностью соответствует пышности и великолепию Иоанновской церкви: изящные кованные ветви с листочками переплетаются в прихотливые узоры.
- Среди святынь храма немало почитаемых реликвий из московских храмов, не переживших период иконоборчества. Многих из этих храмов уже нет в помине, а их святыни живут в стенах Иоанновской церкви. Среди самых почитаемых реликвий – икона Богородицы, названная «Владимирской», икона Иоакима и Анны, икона великомученицы Варвары, икона Иоанна Воина, образ Спаса Смоленского и мощи более 150 святых угодников.
Фото храма
Иоанновский храм наряден в любое время года.
Этим ярким храмом можно любоваться очень долго.
Нарисованные часы колокольни церкви Иоанна Воина на Якиманке.
Храм Иоанна Воина на Якиманке отлично выглядит в ночное время.
Видео — Храм Иоанна воина на Якиманке
Смотрите о храме Иоанна воина на Якиманке в этом видео. Приятного просмотра!
Кажется, над храмом на Якиманке во все время его существования веяло божие благословение.
Августейшие покровители были благосклонны к храму, при пожаре 1812 года он чудесным образом спасся от уничтожения, даже во время страшных времен иконоборчества не только умудрился уцелеть, но и дал приют многим и многим святыням.
Уже только за это нарядный Иоанновский храм достоин того, чтоб вы посетили его!
Источник: https://www.lifejourney.club/evropa/russia/religion/tserkvi-xramy-sobory/moskvy/ioanna-voina-na-yakimanke.html
Московский иоанно-воинский храм на якиманке – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Московский храм Иоанна Воина на Якиманке, 2012 год. Фото А.П. Сычева с сайта sobory.ru |
Московский храм во имя мученика Иоанна Воина на Якиманке (Московская епархия)
Первое упоминание о церкви Иоанна Воина относится к 1625 году.
Тогда она располагалась на берегу Москвы-реки, ближе к Крымскому мосту, приблизительно там, где начинается территория Центрального Дома Художников (ЦДХ) и пересечение Якиманского и 2-го Бабьегородского переулков и носила название Церковь Иоанна Войнственника «что у Крымского двора на берегу» [1].
Иоанн Воин или как ранее говорили, Войнственник, был покровителем воинов-стрельцов, живших в то время в этом месте с 1550-х годов по повелению царя Иоанна Грозного. Церковь находилась «под горою» и часто разливы реки подтапливали её. Вообще, вся эта местность сильно затапливалась вплоть до строительства Водоотводного канала в 1786 году.
Стараниями стрельцов началось строительство новой каменной церкви. В 1671 году храм был отстроен, но просуществовал недолго. После стрелецкого восстания, оставшиеся в живых стрельцы, с семьями были выселены из Москвы, храм подвергся запустению, а в 1708 году оказался затопленным во время наводнения.
В 1709 году, со слов очевидца событий, «вода была великая на Москве, под каменной мост, под окошки подходила, и с берегов дворы сносила и с хоромами и с людьми, и многих людей потопила, также и церкви многие и у Иоанна Войнственника за Москвою-рекою церковь Божию потопило».
По народной легенде, Петр I, проезжая по Якиманке, увидел, что церковь стоит в воде и к ней подъезжают прихожане на лодках.
Узнав, что это храм Иоанна Войнственника, царь воскликнул: «Это наш патрон! Скажите священнику, что я бы желал видеть храм каменный и на возвышении у самой Большой улицы, дам вкладу и пришлю план».
Через два месяца он сам приехал с планом и, увидев, что начали уже завозить материал для строительства, похвалил священника. А в книге для вписания вкладов якобы написал: «Вклад даю триста рублей. Петр» [2]. Имя батюшки, принявшего во имя Божие вклад Петра Великого, – отец Алексий Федоров.
Есть все основания полагать, что строительство храма планировалось и ранее на новом месте: так для постройки новой церкви земля была куплена еще в 1702 году из стрелецких оброчных земель [3]. Но, видимо, именно желание и финансы Петра Великого подтолкнуло начало строительства храма. Автором плана и ее зодчим был один из любимых архитекторов Петра I Иван Петрович Зарудный (ск. 1727 г.).
11 июня 1711 года в юго-восточном углу был освящен придел св. мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива, и в храме началось богослужение.
В 1712 году для церковного кладбища были отведены пустырь и несколько дворов также из стрелецких оброчных земель.
Большое освящение храма 12 июня 1717 года совершил патриарший местоблюститель митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский).
К освящению храма Петр Великий прислал золотые сосуды, картину и пудовую гирю на массивной цепи. Ее подвесили при входе для напоминания людям о соблюдении порядка во время службы.
На картине, имевшей более двух аршин в длину и ширину (около 142 см), вверху имелась надпись: “Аптека, врачующая грехи” [4].
Сохранился документ 1721 года, согласно которому священник Алексей Федоров купил за 5 рублей у вдовы сторожа Мундирной канцелярии Агафьи Потаповны Чертихиной ее строения (вероятно, дом и хозяйственные постройки), расположенные около церкви на Большой Калужской (так называлась в те годы Якиманка). Землю же, на которой все это находилось, она “уступила к церкви Иоанна Войнственника для строения на ней богадельни” [5].
В 1760 году в храме был освящен придел святителя Димитрия Ростовского, год преставления которого совпал с годом закладки храма Иоанна Воина.
В 1812 году при нашествии Наполеона храм был осквернен французами.
«Привлеченные золотом, серебром, жемчугами и драгоценными камнями, французы не смогли отворить западные двери церковные, отломали южные, потом отворили северные, запертые, подобно южным, изнутри, и в храм Божий ввели своих коней. Ища сокровищ, они взламывали пол, рубили стены, а сокровища им не давались. Заметили под самым алтарем подвал, но вместо того, чтобы спуститься в него ходом с северной стороны храма или окнами (нижними), они проламывали нижний свод среди алтаря, не подозревая, что южная часть подвала, вблизи которой находились драгоценности, отделена каменною стеною» [6].
Господь сохранил храм и от пожара: бушевавшее на Якиманке пламя остановилось, дойдя до церковной ограды. Храм и вся правая сторона улицы до Калужских ворот (где ныне Калужская площадь) остались вне пожара.
Московский храм Иоанна Воина на Якиманке, 1882 год. Фото из альбома Найденова |
После неприятеля престолы были освящены заново в 1813 году: св.
Гурия, Самона и Авива – 20 февраля, св. Димитрия Ростовского – 9 марта, св. Иоанна Воина – 29 июня.
Благодаря щедрым пожертвованиям, храм постепенно восстановил свою утварь и внутренне убранство и уже к 1840 году достиг прежнего благолепия.
В 1922 году был мученически убит настоятель храма и благочинный Замоскворечья о. Христофор Надеждин.
Храм не закрывался, но в 1922 г. в нем были конфискованы церковная утварь и другие ценности.
В 1920-30-е годы в храм Иоанна Воина переносились святыни из закрываемых московских церквей, среди них
Ныне существующий резной золоченый иконостас был сооружен в 1708 году для церкви Трех святителей у Красных ворот и перенесен оттуда в храм св. мученика Иоанна Воина в 1928 году, когда церковь Трех святителей была снесена.
В 1984 г. из-за расширения улицы церковная ограда, возведённая в 1746-58 годах, была передвинута на новую красную линию.
Настоятели
Использованные материалы
[1] Желябужский И.А. Записки // Записки русских людей. СПб., 1841. С.111. [2] Горчаков Н. Церковь св. Иоанна Войнственника в Москве // Московские губернские ведомости. 1841, № 10. С.100. [3] ЦИА Москвы. Ф.2134, оп.1, № 36, л.75 [4] Иванов О.А. К истории церкви Иоанна Воина // Московский журнал. 1999. № 7 [5] Москва. Актовые книги XVIII столетия. М., 1895. Т.3. С.114 (№ 523) [6] «Воспоминания очевидца о пребывании французов в Москве в 1812 году». Москва, 1862, с. 82-85 [7] Воспоминания о протоиерее Александре Воскресенском. Тихий ангел Замоскворечья. Начало служения у Иоанна Воина. Причт храма, http://www.podvizhnik.orthodoxy.ru/vos.htm [8] Воскресенский Александр Георгиевич (1875-1950), сайт Церковный некрополь, http://church.necropol.org/voskresenskiy-aleksandr.htmlИсточник: https://drevo-info.ru/articles/13671174.html
Храм Иоанна Воина на Якиманке: история церкви и ее святыни
Molitva.Guru > Храмы > Храм Иоанна Воина на Якиманке: история церкви и ее святыни
Церковь Иоанна Воина расположена в Москве, на улице Большая Якиманка. Она была построена в XVIII веке. Храм никогда не закрывался и принимал христиан даже в годы гонений на церковь. Именно поэтому ему удалось сохранить атмосферу старой Москвы и преемственность поколений.
У этой церкви есть и еще одна особенность. Дело в том, что здесь хранится множество святынь из других московских храмов, которые в свое время были закрыты или разрушены. В частности, здесь можно увидеть храмовые иконы из церквей Иоакима и Анны и великомученицы Варвары.
История и строительство храма
Самое первое упоминание о церкви датировано 1625 годом. В то время в этом районе Москвы проживали стрельцы вместе со своими семьями. Своим покровителем они считали Иоанна Воина, а потому на свои средства построили в честь него храм.
Но после стрелецкого восстания и его подавления, оставшиеся в живых стрельцы, бежали из этих мест, прихватив с собой жен и детей. Поселение опустело, и вместе с ним опустела и церковь. А в 1708 году в этих краях произошло сильное наводнение, из-за чего храм фактически оказался затоплен.
В 1708 году мимо церкви проезжал Петр I. Он обратил внимание на людей, которые добирались до храма на лодках. Удивившись, царь приказал построить на возвышении новую церковь и выделил на ее строительство 300 рублей (огромную по тем временам сумму). Проект нового храма Петр I поручил разработать любимому архитектору Ивану Зарудному.
Строительство продолжалось 9 лет. В 1717 году церковь освятили и провели в ней первое богослужение. В честь этого знаменательного события царь прислал новому храму несколько подарков.
Среди них были золотые сосуды для литургии, тяжелая гиря на массивной цепи и картина с надписью «Аптека, врачующая грехи».
Гирю повесили прямо над входом, чтобы она постоянно служила напоминанием о порядках во время службы.
В 1812 году в Москву вошли войска Наполеона. Французы, которые непрерывно занимались мародерством, почему-то решили, что в церкви спрятан клад. Они разграбили храм, выломали в нем все двери и разбили полы, но никаких сокровищ, естественно, не нашли. Уходя из столицы, оккупанты устроили пожар, в котором погибло множество старинных зданий. Однако до церкви огонь, к счастью, не дошел.
После изгнания Наполеона храм начали потихоньку приводить в порядок. В нем заново освятили все престолы, отремонтировали поломанные двери и полы. К 1840 году, благодаря старанию прихожан, удалось полностью восстановить все внутреннее убранство.
В советское время церковь не закрывалась. Однако в 1922 году у нее конфисковали все имущество, включая иконостас и колокола. Настоятель храма, протоиерей Христофор Надеждин, был арестован по надуманному обвинению и вскоре расстрелян.
Позже церковь Иоанна Воина стала хранительницей святынь из закрытых и разрушенных храмов столицы. А также здесь находятся иконы из часовен московского Кремля.
Архитектура церкви
Имя зодчего точно неизвестно, но считается, что им был Иван Зарудный — любимый архитектор Петра Великого. В пользу этой версии свидетельствую характерные для Зарудного элементы декора и сходство храма с Меньшиковой башней также построенной этим архитектором.
Храм выполнен в стиле русского и украинского барокко. Однако в некоторых элементах можно усмотреть и европейское влияние, характерное для всей эпохи Петра.
В целом же церковь вполне соответствует канонам московской архитектуры того времени. Она построена в форме «корабля» и состоит из трех частей: самого храма, трапезной и колокольни, которые вытянуты с востока на запад.
При этом храмовая часть выполнена в виде «восьмерика на четверике», что тоже характерно для русской храмовой архитектуры.
Однако Зарудный спроектировал и декорировал храм так, что издалека он напоминает ротонду — круглую беседку.
Церковь отличается декором, тщательно продуманным для каждого яруса. Окна храма обрамлены белокаменными ветвями и орнаментом в виде цветов, поэтому храм выглядит очень нарядным.
К храму примыкает невысокая двухъярусная колокольня. В ее конструкции использовался все тот же «восьмерик на четверике», но вместо привычного для той эпохи шатра, она увенчана необычной главкой на восьмигранном барабане. Декор у колокольни довольно скромный, и единственное ее украшение — это роспись «в шахмат» на куполе и одном из четвериков.
Церковь окружена небольшим живописным двориком. Он огорожен старинной кованной оградой, которую украшает причудливый орнамент из вьющихся ветвей с листьями. Ограда относится к елизаветинскому барокко и считается настоящим шедевром художественной ковки.
Святыни храма
Сегодня в церкви хранится множество старинных икон, часть которых попала сюда из других храмов, закрытых в советское время. В частности, здесь находятся:
- Икона праведных Иоакима и Анны с 80 житийными клеймами. Это храмовая икона из одноименной церкви, которая когда-то дала название самой улице (Якиманка) и была снесена в 1970 году. Иоаким и Анна — почитаемые православной церковью родители Пресвятой Богородицы.
- Икона и часть перста с перстнем великомученицы Варвары. Этот образ также был перенесен сюда из закрытого, а позднее разрушенного храма. Святая Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском и была казнена собственным отцом-язычником за то, что отказалась отречься от христианства. Сегодня она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти и покровительницей горняков, пожарных и альпинистов.
- Икона мученика Иоанна Воина, в честь которого и освящен храм. Святой Иоанн жил во времена римского императора Юлиана Отступника и служил в его воинстве. При этом он тайно помогал христианам, которые в то время подвергались гонениям, за что и был брошен в темницу.
- Икона Божией Матери Владимирской с клеймами. Это один из самых почитаемых в Русской православной церкви образов Богородицы. По преданию, самая первая из таких икон была написана евангелистом Лукой.
- Икона мучеников Гурия, Самона и Авива. Эти святые считаются покровителями брака и замужних женщин.
- Икона Василия Блаженного. Василий, Христа ради юродивый, жил в Москве во времена Ивана Грозного. Он прославился многими чудесами, которые совершал как при жизни, так и после смерти. В наше время Василий Блаженный считается покровителем всех обманутых и обездоленных.
- Образ Спаса Смоленского. Когда-то эта икона хранилась в часовне возле Спасской башни Кремля. Образ был написан в 1514 году в честь освобождения Смоленска от литовцев.
- Икона преподобной Анны Кашинской с частицей мощей. Святая Анна Кашинская была супругой Тверского князя и жила во времена татаро-монгольского нашествия. Судьба ее сложилась трагически: ее муж, двое сыновей и внук были казнены монголами. После их гибели, Анна приняла монашеский постриг, а позднее — схиму. Считается, что она помогает людям, потерявшим своих близких.
- Икона преподобного Серафима Саровского с частицей мощей. Иеромонах Серафим Саровский, один из самых почитаемых русских святых, жил в XVIII—XIX веках. Он прославился своими духовными подвигами, строгим аскетизмом и многочисленными чудесами.
- Аналойная икона Христофора (Надеждина) — бывшего настоятеля храма. В 1922 году он был арестован и расстрелян ЧК по надуманному обвинению. В августе 2000 года настоятель был канонизирован Архиерейским Собором в чине священномученика.
Святыни храма
А также в храме хранится образ св. Николая из часовни Никольской башни, частицы Гроба Господня и частицы более 150 угодников Божьих в иконах и ковчегах.
Социальная и миссионерская деятельность
При храме работает воскресная школа, в которую принимают детей от шести лет. В ней дети знакомятся со Священным Писанием, с православной символикой и культурой, участвуют в экскурсиях и в различных праздничных мероприятиях.
Для прихожан постарше в церкви организован молодежный клуб. Его участники совершают паломнические поездки в другие города, слушают лекции и устраивают литературно-музыкальные вечера.
Приход активно занимается благотворительностью. В частности, он взял шефство над коррекционной школой-интернатом в городе Кашине (Тверская область), где учатся полторы сотни детей. Прихожане оказывают школе материальную и финансовую поддержку, собирают для детей продукты, одежду, игрушки и книги.
Работа храма Иоанна Воина
Адрес церкви: город Москва, улица Большая Якиманка, дом 46, строение 1.
Проще всего добраться до церкви от станции метро «Октябрьская». Выйдя из метро, нужно перейти на другую сторону улицы и пройти мимо «Школоданицы», банка «Открытие», кафе Панчо Вилья и кафе Ichiban Boshi. Сразу за этими кафе будет виден храм Иоанна Воина на Якиманке.
Расписание богослужений.
Будние дни | Утреня и Литургия | 8-00 |
Вечерня и утреня | 17-00 | |
Воскресные дни и великие праздники | Первая Литургия | 7-00 |
Вторая Литургия | 10-00 | |
Всенощное бдение (накануне) | 17-00 |
Расписание служб может меняться в зависимости от времени года.
Престольные праздники (даты указаны по новому стилю):
- Иоанна Воина — 12 августа.
- Гурия, Самона и Авива — 28 ноября.
- Дмитрия Ростовского — 10 ноября, 4 октября и 1 августа.
Обязанности настоятеля храма временно исполняет протоиерей Геннадий Героев.
Источник: https://molitva.guru/hramy/hram-ioanna-voina-na-yakimanke-istoriya-tserkvi-i-ee-svyatyni.html
Храм Иоанна Воина на Якиманке, г.Москва
Под горою возле Москвы-реки расположилась церковь Иоанна Воина, разливы реки ее постоянно подтапливали. Вся местность долго топилась, пока в 1786 году не построили водоотвод. Впервые церковь была упомянута в 1625 году. По приказу царя Ивана Грозного в то время, там проживали воины – стрельцы, покровителем которых был Иоанн Воин, в честь которого был назван храм.
Строительство каменного храма было плодом усилий воинов. Церковь была отстроена в 1671 году. Вскоре произошло стрелецкое восстание. Выжившие воины, забирая свои семьи, вынуждены были покинуть Москву и храм остался пустовать. Ко всему прочему в 1708 году наводнение полностью его затопило.
По словам очевидцев того времени, то потом был очень масштабный, затопило и церковь и мосты.
Существует легенда, что в1731 г. как то мимо затопленного храма по Якиманке проезжал царь Петр I. Увидев, как народ плывет на лодках к церкви, он поинтересовался в честь кого этот храм. Ему ответили, что в честь Иоанна Воина.
Услышав это, царь повелел священнику отстроить храм на возвышении. Он выделил материал и средства для постройки.
До наших времен сохранилась книга о вкладах, в которой есть строка, что великий царь передал батюшке Алексию Федорову 300 рублей во имя и в честь Божия дела.
У церкви так же появилось свое кладбище в 1712 г. Церковное кладбище включало в себя территории пустыря и брошенных воинами дворов. Московский губернатор Михаил Ромодановский снял все налог с этих земель, церковь платила только за ремонт дорог близ находящихся территорий. Спустя время новый губернатор все-таки наложил налоги на землю.
Так со временем у храма появились долги перед государством.Петр Великий на освящение церкви прислал много даров, среди которых были золотые сосуды, гирю на массивной цепи и картину. Гирю повесили над входом, чтобы люди помнили о соблюдении порядков во время служб. Картина была размером почти 1,5 метра, на картине было написано: “Аптека, врачующая грехи”.
Можно смело предположить, что “Аптека” это – храм.
Приказ, деньги и материал царя Петра Великого подтолкнули всех на строительство. Ведь для застройки церкви, земля была куплена очень давно, еще в 1702 году.
Главным и любимым архитектором царя был Иван Петрович Зарудный. Он и выступил с главным проектом, по которому и сделали постройку. Вскоре в 1711 году, церковь была освящена и стала проводить службы.
Священник Алексей Федорович выкупил за 5 рублей у одной из местных женщин Агафьи Потаповны Чертихиной ее землю, для постройки на ней богадельни. Ее дом был расположен рядом с церковью. Это подтверждает документ, найденный в канцелярии 1721 года.
Поэтому можно считать, что у храма два основателя.
В 1752 году по прошениям людей, Митрополит Рязанский и Муромский Стефан (Яворский), который и освящал церковь, вновь прибыл для того чтобы освятить новый престол в честь одного святого. Этот год для Руси был очень памятным и важным. Были обретены и канонизированы нетленные мощи святителя Дмитрия Ростовского. После этого события храм уже был трехпрестольным.
Во время войны с Наполеоном в 1812 году французы, польстившись на золото и драгоценности, разграбили храм. Они выламывали двери и окна, разбивали полы в надежде наживы. Бесцеремонно вводили коней в церковь. Но клад они так и не нашли.
Храм был под защитой Бога, во время пожара, огонь дошел только до забора и остановился.
Но мир восстанавливался. Заново были освящены все престолы. Храм всего несколько дней из всей своей истории не служил службы, во время разграбления.
К 1840 году церковь благодаря пожертвованиям людей изнутри опять сияла богатым убранством и была полностью оборудована.
Во времена коммунизма храму было очень тяжело.
За верность и преданности христианству был убит настоятель церкви и Благочинный Замоскворечья отец Христофор.
Его приняли к лику святых за его непоколебимую веру в 90 – х годах, и по сей день люди молятся ему о верности и преданности Богу.
По всем христианским традициям и обычаям в храме всегда проводились службы и литургии.
В 1922 году по приказу властей из него было конфисковано все имущество и ценности. Но из-за закрытия большинства московских церквей этот храм выступил складом и хранителем всех святынь.
В церкви были такие образы как Всемилостивого Спаса Смоленского и Николая Чудотворца. Икона праведных Анны и Иокима и образ Василия Блаженного. В церковь даже перевезли мощи святой великомученицы Варвары из ее храма.
После того как разрушили и снесли храм Трех Святителей, в церковь Иоанна Воина был передан резной иконостас. Этот прекрасный, позолоченный иконостас по сей день находится там.
В остальные годы изменений в храме не было. Только в 1746 – 1758 гг.
церковный забор был подвинут из-за изменения расширения улицы.
Святыни храма: чудотворная икона мч. Иоанна Воина с житием, икона Божией Матери Владимирская с клеймами, икона мчч. Гурия, Самона и Авива, икона правв. Иоакима и Анны, икона и часть перста с перстнем вмц. Варвары, икона св.
Василия Блаженного, образ Спаса Смоленского, образ свт. Николая, икона прп. Анны Кашинской с частицей мощей, икона прп. Серафима Саровского с частицей мощей, частицы свыше 150 угодников Божих в ковчегах и в иконах, аналойная икона сщмч.
Христофора (Надеждина), бывшего настоятеля храма Иоанна Воина на Якиманке.
Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/124-khram-ioanna-vojna-na-yakimanke
Церковь Ивана Воина. Уникальный памятник российской архитектуры
Церковь Ивана (Иоанна) Воина в Москве на Якиманке — православный храм в честь мученика Иоанна воина.
Запись относится к месту:
Москва
Якиманка названа в честь праведных Иоакима и Анны, родителей Богородицы, то есть дедушки и бабушки Иисуса Христа. До революции на Якиманке было четыре храма, но уцелел только один — храм Ивана Воина. Его спасли редчайшие для Москвы стилевые особенности и красота постройки.
Церковь принадлежит к числу лучших произведений раннепетровского барокко, которые можно пересчитать в Москве по пальцам одной руки.
Кроме того, здание украшено разнообразным западноевропейским декором, не получившим в дальнейшем развития на русской почве, что делает Иоанновскую церковь уникальным памятником российской архитектуры первой четверти XVIII века.
Здание храма возведено в 1704—1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта — архитектор Иван Зарудный.
Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.
В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна, находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте — в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.
В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.
Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754—1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).
В 1779—1791 годах церковь Ивана Воина была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей на Красные ворота.
С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей».
Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.
В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый хам Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина.
Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра.
Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного.
Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.
В церкви Иоанна Воина хранятся святыни: икона Владимирской Божией Матери, иконы мучеников Гурия, Самона и Авива, Иоанна Воина, Иоакима и Анны (из несохранившейся церкви Иоакима и Анны на Якиманке), великомученицы Варвары (из церкви Варвары на Варварке), Святого Василия Блаженного (из Храма Василия Блаженного на Красной площади), образ Спаса Смоленского (по преданию, находился на Спасской башне Кремля), преподобной Анны Кашинской, преподобного Серафима Саровского, а также частицы мощей свыше 150 святых, хранящиеся в ковчегах и иконах, переданных из закрытых и разобранных церквей Москвы.
Источник: https://lifeglobe.net/blogs/details?id=266
Описание Храма Иоанна Воина на Якиманке в г. Москва | Православные паломничества
Це́рковь Свято́го Иоа́нна Во́ина на Якима́нке в Москве – православный храм в честь мученика Иоанна воина (IV); находится в ведении Русской православной церкви; расположен в московском районе Якиманка (улица Большая Якиманка, 46).
Здание храма возведено в 1704-1713 годы, в царствование Петра Великого. Предполагаемый автор проекта – архитектор Иван Зарудный.
Низменности между современной улицей Большая Якиманка и Москвой-рекой, регулярно затопляло весной, там размещались Слобода поселений, проживали стрельцы, поляки и обычные крестьяне.
В 1709 году Петр I, изучив ущерб, нанесенный в результате наводнения, заметил разрушения церкви Св. Иоанна (1625), находившейся тогда ближе к реке, и повелел соорудить новый храм в более безопасном месте – в память о Полтавской битве; согласно преданию, новый храм возвели по чертежу самого царя.
В 1711 году была завершена строительством трапезная с южным приделом; освящение всего храма совершено 12 июня 1717 года Экзархом митрополитом Рязанским Стефаном Яворским. В 1759 году сооружён южный придел.
Кованая узорная ограда на кирпичном фундаменте была возведена в 1754-1758 годы (восточная её сторона в 1984 году была значительно придвинута ближе к храму вследствие расширения улицы; ограда с южной стороны возникла ещё позже, после сноса стоявшего там дома).
В 1779-1791 годах церковь была украшена Гавриилом Доможировым (фрески) и Василием Баженовым (иконостас); эти произведения были утеряны в 1860-е гг. В 1928 году церковь была оборудована иконостасом из разрушенной церкви Трёх Святителей на Красные ворота.
С 1906 до своей гибели в мае 1922 года настоятелем храма был протоиерей Христофор Надеждин, расстрелянный в числе некоторых иных лиц московского духовенства по приговору Московского революционного трибунала за «противодействие изъятию церковных ценностей» (прославлен в лике Собора новомучеников и исповедников Российских в 2000 году).
Храм никогда не закрывался для богослужения и не был в обновленчестве.
В 1930-е годы некоторые святыни из закрытых или уничтоженных соседних церквей были помещены здесь; одним из них был закрытый храм Марона Пустынника, настоятель которого Александр Воскресенский в 1930 году стал настоятелем храма Иоанна Воина († 1950).
Архитектура здания объединяет элементы стилей московского барокко с украинским барокко, и европейское влияние, распространённое в русской архитектуре во времена Петра.
Архитектор остался неизвестным; сходство с Меншиковой башней предполагает работу Ивана Зарудного.
Главное здание представляет собой традиционный московский восьмиугольник в квадрате (восьмерик на четверике), однако, в этом случае представлены два коаксиальных восьмиугольника, каждый венчает половину купола.
Южный придел храма – во имя мчч. Гурия, Самона и Авива; северный – свт. Димитрия Ростовского; приставной – великомученицы Варвары; в храме также чтимая икона последней из Варваринского храма на улице Варварка, частицы мощей свыше 150 угодников Божиих в ковчегах и в иконах.
В храме, кроме того, замечательны иконы Иоакима и Анны («Зачатие святыя Анны, егда зачат Пресвятую Богородицу») с клеймами – в северном приделе (была принесена из разрушенного храма Иоаким и Анны), и Спасителя «Великаго Совета Ангел» – пред солеёй главного алтаря, рядом с также весьма почитаемой храмовой иконой мученика Иоанна Воина.
Источник: http://palomniki.su/countries/ru/g14/moscow/hram-ioanna-voina-na-yakimanke.htm