Храм михаила архангела в ярославле, россия, город ярославль

Церковь Михаила Архангела – гарнизонный храм Ярославля

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Первомайская, д.

67
Начало строительства: 1657 год
Окончание строительства: 1682 год
Святыни: частица мощей апостола Андрея Первозванного, икона с частицей мощей преподобного Илии Муромца
Координаты: 57°37'19.4″N 39°53'33.2″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Если верить дошедшим до нас источникам, храм, посвященный Архистратигу Михаилу, является древнейшим в старинном Ярославле. Он был построен раньше Успенского собора.

Возведение каменного храма растянулось на целую четверть века. Поэтому в его облике сохранились черты сразу двух традиций ярославского зодчества.

Сегодня эта церковь – действующий гарнизонный храм, радующий взгляды прихожан и туристов нарядными фасадами и белыми наличниками.

История церкви Михаила Архангела

По сохранившемуся преданию самый первый храм, на месте, где сейчас расположена церковь, был выстроен еще в 1215 году по воле третьего ярославского князя Константина Всеволодовича (Мудрого). Его возвели из бруса и освятили в честь Архистратига Михаила. Простоял этот храм почти 80 лет.

Вид на церковь с ул. Первомайской

Когда он обветшал, его заменили новым, тоже деревянным.

И вторая супруга ярославского князя Федора Ростиславовича Черного – Анна передала в дар новой церкви очень красивую икону с ликом Архистратига Михаила, богато украшенную золотом, серебром, жемчугом и драгоценными камнями.

По ее распоряжению храм стали считать соборным. Кроме этого, он, как считают историки, выполнял функции дворцовой церкви, так как ярославские удельные князья жили в то время неподалеку.

Обратите внимание

Интересно, что Анна была дочерью хана Золотой Орды и получила свое имя при крещении. Брак между нею и ярославским князем произошел с разрешения константинопольского патриарха. И в этом союзе было рождено два сына – Давид и Константин.

В 1657 прихожане собрали необходимые средства и заложили новый каменный храм. Но спустя год в городе произошел опустошительный пожар.

Огонь поглотил почти все деревянные постройки и причинил огромный ущерб немногочисленным тогда каменным строениям. Ярославцы очень долго оправлялись после такого страшного бедствия.

На строительство новой церкви не хватало ни средств, ни сил, и оно растянулось на целых 25 лет. Освящение храма произошло только в 1682 году при митрополите Ионе Сысоевиче.

Церковь располагалась на западной окраине Стрелецкой слободы города и служила местом для моления военнослужащих. То есть была гарнизонной. И это не случайно, так как Михаил Архангел издавна почитался военными как небесный покровитель и защитник.

Вид на церковь с Которосльной набережной

Сохранились старые фотографии церкви, сделанные в начале XX века. На них видно, что фасады храма побелены. В это время его прихожанами были только 82 ярославца. В храме хранились старинные иконы, сделанные из серебра кресты с мощами святых, а также старинная рукопись, так называемая «Келейная запись», где местный священник Семен Егоров с 1761 по 1825 годы вел летопись церкви.

С наступлением новой власти, судьба практически всех культовых зданий в России круто изменилась. В 1918 году, когда в Ярославле проходило белогвардейское восстание против Советской власти, церковь сильно пострадала от артиллерийских снарядов и осколков.

В 1924 году храм, как и большинство ярославских церквей, закрыли для верующих. А ценности и богослужебную утварь конфисковали и просто разграбили. К счастью, бесценный дар, хранящийся со времен Анны, княжны ярославской – икона «Михаил Лоратный», которую написали византийские мастера, была спасена.

И сегодня ее можно увидеть в собрании Государственной Третьяковской галереи в Москве.

В 1925 году церковные колокола пустили на переплавку. Потом много лет помещения использовали под склад. И для этого внутри здания возвели межстенные перегородки.

Важно

За это время большой ущерб был нанесен фрескам храма и многоцветным изразцам, украшавшим его паперть. Окружающая храм кирпичная ограда сохранилась, за исключением арочных ворот.

Какое-то время церковь принадлежала Ярославскому музею-заповеднику, и ее реставрировали.

Вид церкви Михаила Архангела с колокольни Спасо-Преображенского монастыря

И только в 1994 году храм вернули верующим. Вначале отреставрировали теплую церковь. Потом отштукатурили фасады здания и полностью восстановили витражи на окнах. И, наконец, после больших ремонтных работ храм обрел былую красоту и величие.

Архитектура и внутреннее убранство церкви Михаила Архангела

Храм построен согласно существовавшим в середине XVII века архитектурным традициям. Это большая четырехстолпная, трехабсидная церковь на высоком подклете. Вероятнее всего, он использовался как складское помещения для хранения товаров, так как храм располагался неподалеку от Торговой площади Ярославля.

Характерными для того времени являются монументальные формы, которые имеет нижний ярус храма, и очень красивое высокое крыльцо, сделанное на ползучих арках. Основной объем церкви имеет два этажа, с севера и запада опоясан галереями. С северо-запада от него поставлена высокая колокольня, массивное основание которой увенчано неожиданно маленьким восьмигранным шатром.

Более поздние архитектурные традиции, которые использовались зодчими уже в конце XVII века, переданы, прежде всего, в храмовой кровле. Она уже более практичная – четырехскатная. И только ряд кокошников под ней напоминает об использовавшихся прежде закомарах.

Церковь Михаила Архангела стала первой в городе, где был использован этот, новый – скатный вид кровли, не позволявший снегу скапливаться на крыше.

К тому же, в храме сделаны высокие окна, а пять куполов и поддерживающие их мощные световые барабаны имеют крупный размер.

Купола церкви Михаила Архангела

Искусствоведы и историки объясняют этот несколько разнохарактерный архитектурный облик отдельных частей культового здания очень долгим периодом его строительства. Ведь возводили храм четверть века. К тому времени у архитекторов и строителей появились новые потребности и возможности. И силуэты храмов стали делать более выразительными, хорошо видными издалека.

В церкви Архангела Михаила нет пропорциональности и гармоничности лучших памятников ярославского зодчества, но, тем не менее, она очень красива. Сочетание красноватых стен и белоснежных пилястр, закомар и наличников, а также зеленоватых куполов делают храм нарядным и торжественным.

На протяжении ее истории церковь перестраивали, но незначительно. Например, в связи с возведением с северной стороны здания придела в виде башенки, посвященного преподобным Зосиме и Савватию, разобрали ведущее на галерею крыльцо. Известно, что этот придел имел четырехярусный золоченый иконостас и был частично расписан в 1848 году.

Фасады церкви и ее западное высокое крыльцо декорированы живописными зелеными изразцами. Сегодня они – одни из самых старых в Ярославле, и по возрасту уступают лишь поливной керамике храма Рождества Христова.

Вид на церковь с востока

Внутренняя роспись церкви была выполнена в летом 1731 года ярославскими изографами, под руководством известного по всей России мастера Федора Федорова. До церкви Архистратига Михаила он расписывал Введенский собор Толгского монастыря, церкви Спаса на городу и Николы Меленки.

Совет

Искусствоведы считают также, что мастер приложил руку к созданию фресок в ярославских церквях Ильи Пророка, Рождества Христова и Благовещения, а также вологодских храмов Дмитрия Прилуцкого и Покрова Пресвятой Богородицы. В год, когда расписывали храм Архангела Михаила, Федоров был уже глубоким старцем.

К счастью, на южной стене церкви сохранились имена всех иконописцев, кто трудился над созданием ее прекрасных фресок. Их старанием и мастерством на стенах было создано почти 500 сюжетных клейм.

Современное состояние церкви Михаила Архангела

Сегодня церковь – действующий православный храм, принадлежащий ярославскому военному гарнизону.

Здесь создано три престола. Главный из них посвящен Архангелу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным. Это холодный храм, расположенный на втором этаже здания.

Зимняя часть церкви, обустроенная в южном крыле галереи в 1781 году, освящена в честь Благовещения Божией Матери. Именно здесь, в подклетной части здания, сейчас проходят церковные богослужения.

Третий престол сделан в честь преподобных Соловецких чудотворцев – Зосимы и Савватия.

Примечательно, что ежегодно в августе церковь становится одним из мест, где проходят мероприятия ярославского фестиваля «Преображение», посвященного церковной и хоровой музыке. Лучшие звонари демонстрируют свои умения на специальной деревянной звонничке, обустроенной на храмовой территории.

Как добраться до церкви Михаила Архангела

Церковь находится в Ярославле на Первомайской улице, 67. Раньше эта улица называлась Казанской.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, а за автомобильным мостом – повернуть направо на Коротосльскую набережную, которая и выводит к храму Михаила Архангела.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Михаила Архангела составляет 2,9 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.

Рейтинг достопримечательности

Церковь Михаила Архангела в Ярославле на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/733-tserkov-mikhaila-arkhangela-v-yaroslavle

Церковь Михаила Архангела

Рубрика: Ярославль

Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов.

Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей — не идеальный образец ярославской школы зодчества, но очень яркий, приятный взгляду и чрезвычайно ценный с точки зрения истории.

Выстроена церковь к востоку от Спасо-Преображенского монастыря, в полной симметрии храму Богоявления на западной стороне. Архитектурная композиция с монастырём, фланкирующими церквами и храмом расположилась по направлению набережной речки Которосли.

«…От Рождества Христова 1213…»

Архистратига Михаила церковь — так названа она в рукописи XVIII века — одного возраста со старейшим ярославским храмом — Успенским собором.

Житие князей Константина и Василия, составленное иноком Пахомием в первой половине XVI века, свидетельствует: Василий «…в лето 6723 (1215 по христианскому исчислению)… заложил церковь… брусяную, собор Архистратига Михаила» и в том же году завершил её.

Есть, однако, данные, что церковь старше собора: в уже упомянутой рукописи XVIII века говорится: «Церковь Архистратига Михаила сооружена… князем Константином… в лето от Рождества Христова 1213…». Изыски летоисчисления, впрочем, важны скорее историкам: для жителей и гостей Ярославля церковь — древнее и уже по одной этой причине священное свидетельство родной истории, культуры и веры.

Простояла брусяная церковь недолго, менее века.

Обратите внимание

В 1295 году княгиня Анна, жена Феодора Ростиславича, сооружает новый храм, для оснащения которого дарит «Богоматери икону», а храм повелевает называть соборным.

По неподтверждённым данным, храм становится дворцовым для князей и существует намного долее первого: упоминания о нём учёные обнаружили в Переписной книге города Ярославля, датированной 1646 годом.

От второго по счёту храма дошли до нас святые реликвии — образ Михаила Архангела (изъят и увезён в Третьяковскую галерею); икона Богоматери Смоленской (считают, что её привёз Фёдор Чёрный из Смоленска в конце XIII века, по возвращении с недолгого своего княжения); образ Владимирской Божьей матери над Царскими вратами — восьмивершковой высоты (около 40 см), в серебряной ризе, с святыми «греческой церкви» и пророчествами в углах.

Та церковь, что встречает вас у Которосли сегодня, появилась в веке XVII. В 1657 году в городе заложен новый храм, строить который горожане решили на свои деньги.

Постройка шла долго, более 20 лет: такой вывод сделали историки на основании даты освящения храма — в 1682 году.

Причина тому — не скупость горожан, а общая беда: в 1658 году обездолил город великий пожар, оставив множество ярославцев без крыши над головой.

Четверть века строительства проявила себя в несколько разнохарактерном облике храма: вкусы заказчиков — представителей ярославского купечества — сменились, что и отразилось в архитектуре и облике церкви.

Храм пятиглавый, старый и новый

В плане постройка схожа с ранними культовыми сооружениями Ярославля — храмами Ильи Пророка и Николы Надеина: это четырёхстолпный храм-четверик (о четырёх углах), окружённый с северной и западной сторон просторными галереями с высокими домообразными крыльцами, оформленными ползучими арками (с разноуровневыми пятами). Сегодня из двух крылец сохранилось лишь западное.

У церкви по сугубо практическим традициям той поры высокий подклет — нижний этаж, использовавшийся в русских храмах с конца XIV века как помещение для хранения имущества, обустройства тёплых церквей и усыпальниц. В подклете Михалоархангельской церкви купцы и прочие горожане и гости складывали товары, предназначенные для торговли, разворачивающейся по определённым дням около церкви Спаса на Городу.

По старым традициям сооружена у северо-западного угла и квадратная колокольня: она слишком массивная, широкая относительно храма и шатра, лишена обязательного для колоколен изящества и «полёта». С юга и севера церковь имеет приделы, причём северный, посвящённый Соловецким Чудотворцам, решён в виде башни.

Важно

Верх церкви Архистратига Михаила создавали уже по новым веяниям. Церковь украшает мощное из-за своей компактности, живописной скученности пятиглавие, большие окна, а укрывает храм четырёхскатная крыша — до такой степени передовой и непривычный способ строительства церковных крыш, что вполне возможно, церковь была первой в его применении в Ярославле.

До той поры все храмы укрывали позакомарно — «посводно». Закомара — это килевидное или арочное завершение наружного прясла стены, повторяющее очертанием прилегающий свод. Свод не маскировали, а укладывали кровлю прямо не нему, повторяя все его изгибы и углы.

Крыша получалась сложная и красивая, однако — непрактичная: в непростом её рельефе надолго задерживался снег, вызывая протечки и более серьёзные бедствия.

От красоты позакомарных крыш в церкви Михаила Архангела остались лишь декоративные кокошники, своей формой повторяющие закомары.

Традиционным для Ярославля осталось оформление фасадов храма — наличники на окна и ширинки (они же — кессоны) с изразцами.

Росписью интерьеров занимались в 1731 году Фёдор Фёдоров и другие ярославские артельные мастера под его руководством, потому храмовая живопись оказалась также новой для той поры: в изображении — упрощённой, композиционно и художественно — измельчённой, перекликающейся с народным лубком.

Храм гарнизонный

Пока храм строили, освящали, оказался он на территории Стрелецкой слободы и стал храмом гарнизонным, коим остаётся и по сей день. Тому способствовало не только расположение, но и посвящение церкви Архистратигу Михаилу — святому покровителю и попечителю людей военных.

ХХ век встретила церковь пустой и почти заброшенной: приход составляли только 82 человека.

Читайте также:  Покров пресвятой богородицы, великий

Революция и вовсе прекратила духовную практику и службы: в 1924 году храм закрыли, церковное добро разворовали, пострадали даже некоторые элементы постройки: так, кирпичная ограда лишилась арочных ворот.

Церковь стала складом и окончательно не разрушилась благодаря сотрудникам Ярославского музея-заповедника.

Совет

Только в 1994 году в церковь вернулась жизнь — на пасху священник Анатолий Михайлович Перегудов провёл первую Божественную Литургию. После возвращения храма в РПЦ сначала восстановили тёплую церковь, обустроенную после 1781 года в южном крыле галереи. Храм холодный пока в стадии восстановления: разрушения в нём особенно масштабные и требуют значительных средств.

Ежегодно в августе церковь Архистратига Михаила становится одной из площадок фестиваля «Преображение». В рамках фестиваля состязаются в мастерстве хоры и звонари. Для последних устроили на территории церкви деревянную звонничку.

Адрес: г. Ярославль, ул. Первомайская, 67.

Карта расположения:

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/yaroslavl/czerkov-mixaila-arxangela

Церковь Михаила Архангела в Ярославле – одна из самых древних. Если верить дошедшим до нас письменным источникам, она была построена даже раньше Успенского собора…

Есть сведения, что первая церковь Михаила Архангела в Ярославле на этом месте была построена в XIII веке.

Об этом свидетельствует рукопись конца XVIII века, которая хранилась в храме: « Церковь святого Михаила Архангела первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем, в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Рождества Христова 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет».

Об этом же говорится и в рукописном жизнеописании святых князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь великий Константин Всеволодович … лета 1215 заложи церковь иную в большем граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши ю того же лета». Здесь есть небольшое разногласие в хронологии, всего два года, в остальном сведения сходятся.

Оба эти источника дальше говорят о том, что позднее на этом же самом месте вторая жена князя Феодора Ростиславича Черного — княгиня Анна создала новую Архистратига Михаила церковь.

Обратите внимание

Княгиня пожертвовала в новую церковь образ Божией Матери, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями, и повелела считать эту церковь соборной.

Есть даже предположения, что этот храм в то время был дворцовым, и дворец ярославских князей второй династии находился неподалеку.

Далее у церкви была обычная судьба всех деревянных церквей Ярославля — она сгорала в огне городских пожаров и вражеских нашествий.

Ныне существующий храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле был заложен в 1657 году на средства прихожан.

В 1658 году случился в Ярославле великий пожар. Не сразу оправился после него город, строительство храма затянулось. Освятили церковь только в 1682 году через 25 лет после начала строительства.

Такой длительный срок сказался в разнохарактерном облике отдельных частей этого сооружения.

Строили её очень долго..

Церковь Михаила Архангела в Ярославле была заложена согласно архитектурной моде середины XVII столетия. Большой четырехстолпный храм на высоком подклете, монументальные формы его нижнего яруса, прекрасное торжественное крыльцо на ползучих арках — все это следует лучшим традициям 1650-х гг. Зеленые изразцы на фасадах крыльца — древнейшие после церкви Рождества Христова.

А вот покрытие у церкви Михаила Архангела сразу было четырехскатным, о закомарах напоминает только ряд кокошников под кровлей. Для позднего периода ярославского зодчества характерны и высокие окна, и крупные главы и барабаны. Маленький шатер колокольни не соответствует ее монументальному основанию.

Здесь нет той пропорциональности всех объемов храма, так характерной для лучших памятников ярославской школы зодчества XVII века. И в то же время красноватый цвет ее фасадов в сочетании с белоснежной отделкой пилястр, наличников, закомар и зелеными луковицами глав делают церковь необычайно нарядной и яркой достопримечательностью Ярославля.

Но такой красивой она стала после реставрации, проведенной в XX веке. На старой фотографии видно, что фасад ее просто побелен.

Интерьер расписан в 1731г. ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым.

Теперь это гарнизонный храм..

Храм Михаила Архангела имеет три престола:

Главный престол — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Второй престол — зимний храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Теплый храм прихода во имя Благовещения Богоматери устроили в южном крыле галереи после 1781 года. Третий престол — придел Святых преподобных Зосимы и Соватия Соловецких чудотворцев.

В 1924 году как и многие другие храмы Ярославля церковь Михаила Архангела была закрыта. Все Святыни и ценности были конфискованы. Долгое время церковь использовалась как склад. В дальнейшем храм был отреставрирован.

В 1992 году церковь Михаила Архангела была передана Русской православной церкви.

Сейчас это — храм Ярославского гарнизона. Михаил Архангел, Архистратиг Небесного воинства, издревле почитается и заступником воинства земного.

Адрес церкви Михаила Архангела в Ярославле: улица Первомайская, 67

Перейти к статье Церкви Ярославля

Ещё фото…

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/xrami-posada/zerk-mix-arx.html

Храм Михаила Архангела

История храма
Основание церкви Михаила Архангела относится ко времени начала Ярославского княжества.

Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе.

В 1295 году, по той же рукописи, на месте первого храма «святого благоверного, великого князя Феодора Ростиславича вторая его супруга, дочь ордынского царя Ногая, княгиня Анна, созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь Соборною». По преданию, церковь являлась дворцовой ярославских князей второй династии, и княгиня отстроила её в память о Михаиле — умершем сыне князя Феодора от первого брака. (Общепринято, что вторая жена князя Феодора Чёрного была дочерью хана Менгу-Тимура, а не Ногая).

Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года.

Важно

Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более двадцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года.

Архангельский собор оказался расположенным в Стрелецкой слободе и с тех пор (и по сей день) служит гарнизонным храмом. Тесной его связи с военными благоприятствовало не только географическое соседство, но и его посвящение Архистратигу Михаилу, покровителю военного дела.

Финансирование храма со стороны оборонного ведомства, впрочем, было довольно скудным, поэтому он строился дольше любой другой ярославской церкви. За это время вкусы ярославского купечества изменились, поэтому в храме оказались соединены черты двух этапов развития ярославской культовой архитектуры.

В плане храм почти идентичен ранним ярославским храмам Николы Надеина и Ильи Пророка. Это четырёхстолпный трехапсидный храм на высоком подклете, где складировались товары для близлежащего торга (у церкви Спаса на Городу).

С севера и запада четверик окружён галереями, на которые вели два живописных, высоких домообразных крыльца на ползучих арках. В настоящее время из них сохранилось только западное. С северо-западного угла, по ярославской традиции, к храму пристроена грузная квадратная колокольня с невысоким шатром.

Имеются два придела, северный и южный; из них первый решён в виде башни и посвящён Соловецким Чудотворцам.

Верхняя часть храма роднит его с ярославскими памятниками 1670-х и 1680-х годов: мощное пятиглавие и большие окна. Это едва ли не первый в Ярославле храм, изначально крытый на четыре ската, а не позакомарно.

Такое покрытие считалось более практичным, так как не давало скапливаться на крыше снегу, а также акцентировало вертикализм постройки.

В оформлении фасадов применены традиционные для Ярославля оконные наличники и ширинки (кессоны) с изразцовыми вставками, особенно многочисленные на паперти.

Совет

Тёплый храм прихода во имя Благовещения Богоматери устроен в южном крыле галереи после 1781 года.

Церковь Михаила Архангела была расписана в 1731 году артелью местных мастеров, имена которых сообщает надпись на южной стене: «Трудившиеся о Бозе ярославские иконописцы Фёдор Фёдоров, Семён Иванов, Ива да Иван же дети Никитины, Алексей Сергеев, Алексей Иванов, Андрей Емельянов… с сыном Афанасьем, Иван Сергеев, Матфей Сергеев, Ларион Иванов, Иван Стефанов, Иван Афанасьев, Матфей Никитин».

В Архангельском храме находилось несколько чтимых икон, поставленных, по преданию, княгиней Анной: над царскими вратами помещался образ Богоматери Владимирской в серебряной ризе, на полях которой были отчеканены святые «греческой церкви» (иконографической особенностью «осмивершковой» иконы являлись изображения в её углах пророческих видений), а так же храмовая икона Архангела Михаила, которая хранится в настоящее время в Третьяковской галерее. О последней ярославский церковный историк С.А.Серебренников в 1851 году писал: «… храмовый образ Св. Архистратига Михаила замечательный по глубокой древности и отличному от подобных икон стилю письма и самой одежды Архистратига: риза на нём серебряная, устроена в 1808 году, но венец и цата старые, серебряные, вызолочены и украшены каменьями и жемчугом».

Кроме того, в церкви Михаила Архангела стояла икона Смоленской Богоматери, привезённая, по версии И.А.Тихомирова, князем Федором Чёрным из Смоленска «около 1283 года, во время его недолгого пребывания тамошним князем».

Прихожане с особым благоговением относились к иконе Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви, которая, по преданию, была прежде храмовой. Это может служить косвенным указанием на то, что в зимнем храме прихода некогда имелся престол во имя святого Антония.

Празднество этой иконе ежегодно совершалось вплоть до закрытия церкви.

В Архангельской церкви находились и другие святыни: серебряный крест с частью Древа Креста Господня и 32 частицами мощей разных святых; напрестольный крест с частями мощей святых князей Федора, Давида и Константина; напрестольный крест с частицами мощей ярославского князя Василия, Романа Угличского и «преподобных отцов в обители Святого Саввы избиенных»; а также три небольших серебряных креста с частицами мощей.

В 18 веке ежегодно в храмовый праздник, 8 ноября, из Успенского собора в церковь Михаила Архангела совершался крестный ход со всеми священниками города, позднее он был отменён.

Совет

Некоторые подробности истории церкви Михаила Архангела сообщает священник этого храма Симеон Егоров, который с 1761 по 1825 год вёл церковную летопись, названную им «Келейная запись».

Обратите внимание

Так, черепичные главы храма, пострадавшие в пожар 1738 года, были в 1745 году заменены новыми.

В 1810 году вместо расколотого большого колокола весом в 62 пуда, отлитого в 1760 году Иваном Кореневым, установлен новый, в 75 пудов, мастера Христофора Крепышева.

Благодаря записям священника нам становится известен чин поднятия креста на новую главу храма, состоявшегося в 1816 году: «июля 2 числа в воскресный ясный день, после литургии последовал, с позволения и благословения архипастырского, позыв во все колокола для поднятия креста, обитого белым луженым железом на среднюю большую главу.

В сее самое время, при множестве сошедшегося народа, отправляемо было вне церкви молебствие с водоосвящением честному кресту, который положен был, обвитый тонким холстом, на одр погребальный. По совершении же молебствия крест окроплён был святою водою, также и весь народ, из числа коего многие с благоговением тогда прикладывались к честному кресту.

Потом, при обыкновенном колокольном звоне, началось поднятие воротом вверх на главу креста Господня, который как поравнялся с кровлей церковной, тогда происходил редкий звон, как бы во время погребения, и продолжался до конечного поднятия. Наконец, когда святой крест поставлен был на главу совершенно, тогда обыкновенный во все колокола звон заключил всю сию церемонию».

Приход Архангельского храма, весьма значительный в 1781 году для этой части города (234 человека), в начале 20 века сократился до 82.

Церковь Михаила Архангела была закрыта в январе 1924 года, на следующий год с неё сняли на переплавку колокола. Судьба храма в советское время была схожа со многими храмами Ярославля. После закрытия храм был передан под склад.

Важно

На Пасху 1994 года настоятелем храма священником Анатолием Михайловичем Перегудовым была проведена в нём первая Божественная Литургия.

Архангел Михаил почитается как покровитель воинства, поэтому храм во имя Архистратига по прошению архиепископа Ярославского и Ростовского Михея и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил 25 мая 1995 года статус гарнизонного.
(информация взята из: 1.Т.А.Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008; 2. Википедия).

 Посвящение престолов

Храм имел три престола:

  • Главный престол — собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. День празднования по новому стилю 21 ноября.
  • Второй престол (зимний храм) — Благовещения пресвятой Богородицы. День празднования по новому стилю 7 апреля.
  • Третий престол (придел) — Святых преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. День празднования по новому стилю 21 августа.

В настоящее время богослужения совершаются только в зимнем храме.

Святыни

  1. Икона Илии Муромца с частицей мощей
  2. Частица святых мощей апостола Андрея Первозванного

Современная жизнь прихода

При приходе храма Михаила Архангела действует отдел Ярославской Епархии по взаимодействию с правоохранительными органами, воинскими подразделениями и казачеством.

 Духовенство

Иерей Евгений Волков – настоятель храма

Адрес храма:

150000, г. Ярославль, ул. Первомайская, д. 67

Тел.: 8 (4852) 72-78-43
Посмотреть на карте Ярославля

Источник: http://pravyaroslavl.ru/temples/operating/hram-mihaila-arhangela/

Ярославль. Церковь Михаила Архангела (“Гарнизонная”)

Построена 1657-1682 г.г.

Храм отреставрирован в советское время. В 1992 г. храм передан Русской православной церкви.

По преданиям первую церковь во имя Михаила Архангела ( покровителя воинов) построил ” в большом граде, у врат , брусяную” ростовский кн. Константин Всеволодович в 1216 г. и простояла она 79 лет. А затем княгиня Анна (жена кн. Федора Ростиславовича) создала на этом месте новый деревянный храм.

Он стоял на пригорке близ р. Которосли на западной границе посада. Каменный храм строился на средства прихожан с сер. XVII в. двадцать пять лет, что наложило отпечаток на ее внешний облик, соединивший в себе черты двух периодов развития ярославского зодчества XVII в.

Четырехстолпный пятиглавый храм на подклете был первоначально окружен с трех сторон галереями или папертями.

Сохранилась лишь западная, с домообразным крыльцом на ползучих арках, в северной устроен придел (Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев) в виде башни, с тяжелой квадратной колокольней, а с южной – теплая церковь ( Благовещенья Пресвятой Богородицы).

Все это сближает храм с ранними ярославскими церквями (церковь Николы Надеина и др.). Очень высокий подклет церкви, служил складом для товаров, что объясняется месторасположением ее на берегу Которосли близ Торговой площади.

Черты, свойственные более позднему периоду: крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над декоративными закомарами, изразцовая отделка крыльца. Интерьер расписан в 1731 г.

Совет

ярославскими мастерами во главе с Федором Федоровым в декоративно – повествовательном стиле.

Архангельский собор в Ярославле был основан напротив Спасского монастыря ок. 1300 года татарской царевной Анной Ногаевной в память о своем деде, императоре Михаиле VIII Палеологе. До 1918 года в храме сохранялись такие древние реликвии, как подаренный Анной Ногаевной образ Михаила Архангела византийского письма (ныне в Государственной Третьяковской галерее).

Постройка нового храма была начата иждивением стрельцов в 1657 году и затянулась ровно на четверть века.

Первоначальный проект отдавал дань ярославской архитектурной моде 1650-х годов: очень высокий подклет предназначался для хранения товаров с близлежащей торговой площади, к северо-западному углу была пристроена тяжелая квадратная колокольня в виде башни, домообразное крыльцо возвышалось на ползучих арках. Однако верхняя часть храма была исполнена в духе более позднего периода ярославского зодчества: отсюда – крупные главы и барабаны, высокие окна, четырехскатное покрытие над ложными закомарами.

Фресками храм был расписан только в 1731 году. Использовался как гарнизонный храм. В советское время превращен в склад. Ныне передан Русской православной церкви, завершаются ремонтные работы.

Церковь Михаила Архангела была построена в 1658-1682 годах. По преданию, первый храм на этом месте поставил ярославский князь Константин в 1216 году, и посвятил его покровителю воинов Архангелу Михаилу.

Спустя 79 лет ярославская княгиня Анна Ногаевна, из татарского княжеского рода, жена князя Федора Ростиславича, построила на этом месте новую деревянную церковь и передала туда ценные дары, которые сохранялись в храме до 1918 года. Княгиня Анна поставила храм не просто так, а в память о своем деде, императоре Михаиле VIII Палеологе.

Строительство нового каменного храма на средства прихожан, посадских людей, длилось долго, и поэтому в его архитектуре отразились черты двух эпох ярославского зодчества.

Обратите внимание

Основа храма, его общая композиция относится к ярославской архитектуре первой половины XVII века: крупный четверик на высоком подклете (подклет использовался для хранения товаров) опоясан галереями, в северо-западном углу которых поставлена шатровая колокольня.

Но пока длилось строительство, вкусы в храмовой архитектуре Ярославля переменились: от зодчих стали требовать более выразительного силуэта, более заметного издалека. Кроме того, исчезло красивое, но непрактичное позакомарное покрытие, поэтому верхняя часть храма уже относится к направлению второй половины XVII века.

Это пять плотно стоящих высоких глав на мощных световых барабанах, поставленных на четырехскатную кровлю, под которой проведен ряд ложных закомар. Фасады храма получили большие окна с красивыми наличниками, а высокие крыльца украшены изразцами.

Храм со временем был перестроен, но не сильно: разобрали северное крыльцо, ведшее на галерею, в самой северной части галереи устроили придел Зосимы и Савватия. Расписан храм был не сразу, а только в 1731 году артелью ярославских мастеров, руководимой известным местным изографом Федором Федоровым. Эти росписи сохранились до наших дней. В советское время храм был закрыт в 1924 году и передан под склад. Находился в ведении Ярославского музея-заповедника, реставрировался. С 1992 года снова передан Церкви, заново отремонтирован и открыт для служб.

http://www.yaroslavlru.ru

Ярославль. Храм Михаила Архангела (гарнизонный)

Основание церкви Михаила Архангела относится ко времени начала Ярославского княжества.

Первое, полулегендарное, упоминание о храме содержится в житии ярославских князей Василия и Константина, составленном иноком Пахомием около 1530 года: «Князь Великий Константин Всеволодович в меньшем своём граде Ярославле, на своём дворе, церковь построи каменную Успения Пресвятые Богородицы, в лето 6723 (1215), и того ж де лета заложи церковь иную в большом граде, у врат, брусяную, собор Архистратига Михаила, и соверши её того ж де лета». В Архангельском храме хранилась рукопись конца 18 столетия, в которой сообщались сходные сведения: «Церковь святого Архистратига Михаила первоначально сооружена была на сем месте брусчатая близ ворот, потом от церкви наименованных Архангельскими, великим князем Константином Всеволодовичем (Мудрым), в бытность его княжения в Ярославле, в лето от Р.Х. 1213 и освящена в 1216 году, и стояла та церковь 79 лет». Если придерживаться этой версии, то деревянный Архангельский храм был воздвигнут ешё до сооружения первого каменного Успенского собора в Рубленом городе.

В 1295 году, по той же рукописи, на месте первого храма «святого благоверного, великого князя Феодора Ростиславича вторая его супруга, дочь ордынского царя Ногая, княгиня Анна, созда новую Архистратига Михаила церковь и в ней честную Богоматери икону постави и украси её златом и сребром, и камением драгим… наименовав оную церковь Соборною». По преданию, церковь являлась дворцовой ярославских князей второй династии, и княгиня отстроила её в память о Михаиле- умершем сыне князя Феодора от первого брака. (Общепринято, что вторая жена князя Феодора Чёрного была дочерью хана Менгу-Тимура, а не Ногая).

Деревянная церковь Михаила Архангела упоминается в Переписной книге Ярославля 1646 года.

Важно

Ныне существующий каменный храм во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных с приделом Зосимы и Савватия Соловецких в северном крыле галереи был заложен в 1657 году на средства прихожан, строительство его продолжалось более дведцати лет, поскольку освятили церковь после 1680 года.

Тёплый храм прихода во имя Благовещения Богоматери устроили в южном крыле галереи после 1781 года.

Церковь Михаила Архангела была расписана в 1731 году артелью местных мастеров, имена которых сообщает надпись на южной стене: «Трудившиеся о Бозе ярославские иконописцы Фёдор Фёдоров, Семён Иванов, Ива да Иван же дети Никитины, Алексей Сергеев, Алексей Иванов, Андрей Емельянов… с сыном Афанасьем, Иван Сергеев, Матфей Сергеев, Ларион Иванов, Иван Стефанов, Иван Афанасьев, Матфей Никитин».

В Архангельском храме находилось несколько чтимых икон, поставленных, по преданию, княгиней Анной: над царскими вратами помещался образ Богоматери Владимирской в серебряной ризе, на полях которой были отчеканены святые «греческой церкви» (иконографической особенностью «осмивершковой» иконы являлись изображения в её углах пророческих видений), а так же храмовая икона Архангела Михаила, которая хранится в настоящее время в Третьяковской галерее. О последней ярославский уерковный историк С.А.Серебренников в 1851 году писал: «… храмовый образ Св. Архистратига Михаила замечательный по глубокой древности и отличному от подобных икон стилю письма и самой одежды Архистратига: риза на нём серебряная, устроена в 1808 году, но венец и цата старые, серебряные, вызолочены и украшены каменьями и жемчугом».

Кроме того, в церкви Михаила Архангела стояла икона Смоленской Богоматери, привезённая, по версии И.А.Тихомирова, князем Федором Чёрным из Смоленска «около 1283 года, во время его недолгого пребывания тамошним князем».

Прихожане с особым благоговением относились к иконе Антония Великого из тёплой Благовещенской церкви, которая, по преданию, была прежде храмовой. Это может служить косвенным указанием на то, что в зимнем храме прихода некогда имелся престол во имя святого Антония.

Празднество этой иконе ежегодно совершалось вплоть до закрытия церкви.

В Архангельской церкви находились и другие святыни: серебряный крест с частью Древа Креста Господня и 32 частицами мощей разных святых; напрестольный крест с частями мощей святых князей Федора, Давида и Константина; напрестольный крест с частицами мощей ярославского князя Василия, Романа Угличского и «преподобных отцов в обители Святого Саввы избиенных»; а также три небольших серебряных креста с частицами мощей.

В 18 веке ежегодно в храмовый праздник, 8 ноября, из Успенского собора в церковь Михаила Архангела совершался крестный ход со всеми священниками города, позднее он был отменён.

Совет

Некоторые подробности истории церкви Михаила Архангела сообщает священник этого храма Симеон Егоров, который с 1761 по 1825 год вёл церковную летопись, названную им «Келейная запись».

Обратите внимание

Так, черепичные главы храма, пострадавшие в пожар 1738 года, были в 1745 году заменены новыми.

В 1810 году вместо расколотого большого колокола весом в 62 пуда, отлитого в 1760 году Иваном Кореневым, установлен новый, в 75 пудов, мастера Христофора Крепышева.

Благодаря записям священника нам становится известен чин поднятия креста на новую главу храма, состоявшегося в 1816 году: «июля 2 числа в воскресный ясный день, после литургии последовал, с позволения и благословения архипастырского, позыв во все колокола для поднятия креста,обитого белым луженым железом на среднюю большую главу.

В сее самое время, при множестве сошедшегося народа, отправляемо было вне церкви молебствие с водоосвящением честному кресту, который положен был, обвитый тонким холстом, на одр погребальный. По совершении же молебствия крест окроплён был святою водою, также и весь народ, из числа коего многие с благоговением тогда прикладывались к честному кресту.

Потом, при обыкновенном колокольном звоне, началось поднятие воротом вверх на главу креста Господня, который как поровнялся с кровлей церковной, тогда происходил редкий звон, как бы во время погребения, и продолжался до конечного поднятия.

Наконец, когда святой крест поставлен был на главу совершенно, тогда обыкновенный во все колокола звон заключил всю сию церемонию».

Приход Архангельского храма, весьма значительный в 1781 году для этой части города (234 человека), в начале 20 века сократился до 82.

Обратите внимание

Церковь Михаила Архангела была закрыта в январе 1924 года, на следующий год с неё сняли на переплавку колокола. Судьба храма в советское время была схожа со многими храмами Ярославля . После закрытия храм был передан под склад.

Позднее находился под «опекой» Ярославского музея-заповедника и реставрировался. В 1992 году — передана Русской Православной Церкви.

На Пасху 1994 года настоятелем храма священником Анатолием Михайловичем Перегудовым была проведена в нём первая литургия.

Архангел Михаил почитается как покровитель воинства, поэтому храм во имя Архистратига по прошению архиепископа Ярославского и РостовскогоМихея и по благословению Святейшего Патриарха Алексия II получил 25 мая 1995 года статус гарнизонного.

Уже более десяти лет в современной церковной истории Ярославля он является центром активного сотрудничества епархии и войсковых подразделений в городе и области.

Во время Чеченской войны настоятель храма не только напутствовал отправлявшиеся на Кавказ подразделения, но и не раз окормлял воинов в их боевом ресположении.

Знаменательным событием в жизни церкви стало её посещение в 1997 году Патриархом Алексием: Святейший тогда освящал часовню, устроенную близ Святых ворот Спасо-Преображенского монастыря в память о народном ополчении 1612 года.

Силами прихожан и благотворителей при протоиерее Анатолии были выполнены работы по благоустройству южного Благовещенского придела, в котором ныне и совершаются богослужения.

В сентябре 2007 года байкерский крестный ход, который был организован натосятелем Благовещенской церкви в Яковлевской слободе протоиереем Георгием Сергеевичем Лапшиным, доставил из воинской Знаменской церкви города Одинцово Московской области икону Ильи Муромца с частицей мощей преподобного, заказанную Русским Афонским обществом. Ещё одной чтимой святыней Архангельского храма стала частица святых мощей апостола Андрея Превозванного, которая хранится в ковчеге.

Настоятель Архангельского храма отец Павел Борисович Рахлин, по традиции возглавляет епархиальный отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правохранительными учреждениями..

Важно

Т.А.Рутман: Храмы и святыни Ярославля, история и современность. Издательство А.Рутман, 2008.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00209

Церковь Архангела Михаила в Ярославле: как добраться, святыни храма, время работы собора

Гарнизонная церковь Архангела Михаила в Ярославле является самым древним из всех храмов этого старинного города. Первоначальная деревянная постройка времен Ярославского княжества не сохранилась до наших времен. Нынешнее здание — это новый каменный собор, поставленный на месте прежнего в 17 веке.

Читайте также:  Преподобный зиновий (мажуга), митрополит

Православный храм, посвященный Архистратигу Михаилу, обладает огромной исторической ценностью и имеет очень красивый яркий облик — как снаружи, так и изнутри. Эта достопримечательность Ярославля относится к объектам культурного наследия народов Российской Федерации.

История церкви

Возведение и основание

Дата основания Михайловского храма относится к периоду зарождения Ярославского княжества. Первая церковь, посвященная святому Михаилу Архангелу, появилась на нынешнем месте еще в начале 13 века. Об этом свидетельствуют уцелевшие рукописные летописи, обнаруженные в храме.

В 1213 году по указу правившего в то время великого князя Константина Всеволодовича, также именуемого Мудрым и Добрым, в Ярославле было построено первое здание Архангельского собора. Конструкция была выполнена из бруса. В 1216 году возведенное сооружение освятили во имя Архистратига Михаила.

Историческая судьба

Постройка Константина Мудрого простояла около 80 лет. На стыке 13 и 14 веков обветшавшую, разрушающуюся конструкцию обновили по указу княгини Анны — второй жены тогдашнего ярославского правителя Федора Ростиславича Черного.

Новая соборная Михайловская церковь также была выполнена из дерева. Княгиня Анна даровала в заново отстроенный храм икону с ликом Божией Матери невероятной красоты и к тому же богато украшенную серебром и золотом, драгоценными камнями и жемчугом.

В дальнейшем деревянное здание церкви подвергалось тем же испытаниям, что и вся архитектура Ярославля — их разоряли нашествия врагов и охватывало пламя городских пожаров. Храм неоднократно восстанавливался и просуществовал гораздо дольше предшественника — упоминания этого строения можно найти в летописях середины 17 века.

Новое, уже каменное здание было заложено в 1657 году. Строительство велось на средства, собранные прихожанами, и затянулось на 25 лет. Причиной такого длительного срока послужило бедствие, обрушившееся на город.

Великий пожар 1658 года практически стер Ярославль с лица земли.

Деревянные строения были уничтожены, а редкие в то время каменные постройки получили сильнейшие повреждения. Ярославцы оказались без крыши над головой, без средств к существованию. К привычной жизни люди возвращались очень долго. Возведение нового храма отошло на второй план — на это не было ни сил, ни средств.

Спустя несколько веков церковь пришла в запустение. Если в 1781 году в церкви насчитывалось более 200 прихожан, то к началу 20 столетия их количество сократилось до 82 человек.

Совет

В 1918 году во время восстания белогвардейцев собор получил сильные повреждения — в ходе обстрелов в него попали артиллерийские снаряды и их осколки.

В 1924 году церковь и вовсе закрыли для посещения, как и большинство культовых отечественных сооружений в советский период.

В 1925 году с храмовой колокольни были сняты и пущены на переплавку все колокола. Вскоре после закрытия церковь была переоборудована под складское помещение. Затем собор отдали в распоряжение местного музея-заповедника. В это время в храме начинаются первые для него в 20 веке реставрационные работы.

Современное положение

В начале 1990-х годов собор был возвращен в пользование Русской православной церкви. Восстановительные работы начались с южного крыла, где размещается теплый (зимний) храм Благовещения. В холодной (летней) церкви реставрация идет до настоящего момента — в этой части здания повреждения особенно масштабные и процесс восстановления требует больших вложений как средств, так и сил.

После проведения наружных реставрационных отделочных работ Архангельская церковь стала, пожалуй, самым ярким из всех ныне существующих культовых сооружений Ярославля.

Несмотря на то, что Михайловский храм по сей день находится в восстанавливаемом состоянии, он действующий и ежедневно принимает как своих прихожан, так и туристов.

Каждый год в августе храм участвует в проведении музыкального фестиваля «Преображение», на котором демонстрируют свое мастерство хоры и звонари. Для выступлений последних на территории собора установлена небольшая звонничка, выполненная из дерева.

Статус храма

Церковь Архангела Михаила является гарнизонным храмом. Этот статус она получила еще в 17 веке. За время строительства каменного собора поблизости расположилась Стрелецкая слобода. Возведенная церковь оказалась на западной окраине слободы. В новый храм часто приходили молиться военнослужащие. С тех пор собор стал гарнизонным.

Впрочем, обретению Архангельской церковью такого статуса поспособствовало не только ее местоположение. Немаловажную роль в этом сыграло посвящение храма Архистратигу Михаилу, который, как известно, является небесным покровителем военного дела.

Территория, на которой находится собор, и сейчас относится к ярославской военной части. Поэтому статус гарнизонной церкви он не утратил по сей день.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

В облике церкви отразился длительный срок ее строительства. Постройка является представительницей сразу двух традиций ярославской храмовой архитектуры, которые сменили одна другую в ходе возведения каменной конструкции.

Главным образом разнохарактерность и непропорциональность деталей выражена в нижней и верхней частях сооружения. Последняя строилась по новым модным веяниям 17 века и значительно отличается от первоначально заложенной постройки.

Основная часть собора — это монументальная четырехстолпная конструкция четырехугольной формы. Нижний ярус представляет собой высокий подклет. Раньше он использовался в качестве склада для товаров, которые продавались на торговой площади возле соседней Спасской церкви.

Обратите внимание

С северной и западной сторон основа-четверик окружена широкими галереями. К каждой из них вели два высоких живописных крыльца домообразной формы, украшенные ползучими арками с пятами разных уровней.

Северное крыльцо не сохранилось до наших дней, поэтому, посетив этот храм, вы можете полюбоваться только на западную конструкцию.

Сейчас она является главным входом. Над ним некогда красовалась фреска, на месте которой сейчас — голый серый камень. Утраченное в ходе истории изображение пока не восстановлено.

На северо-западном углу собора размещается массивная квадратная пристройка, увенчанная маленьким невысоким восьмигранным шатром. Это колокольня Михайлоархангельского храма. Стоит отметить, что эта постройка нетипична для колоколен — она не имеет традиционного изящества и считается слишком грузной.

Кроме того, основу конструкции церкви окружают три апсиды, а также два крыла-придела — с северной и южной сторон. Первый, в отличие от второго, имеет башенную форму.

Венчает конструкцию собора мощное скученное, живописно компактное пятиглавие. Несмотря на плотное размещение, главы крупные. Световые барабаны под ними высокие.

Четырехскатная крыша, какую можно увидеть на церкви сейчас, была таковой изначально, что весьма необычно для того времени. Михайловский храм был первым культовым зданием Ярославля, крытым не позакомарным методом.

Вообще фасад каменного собора имеет богатое оформление. В многочисленных кессонах размещаются зеленые вставки-изразцы (особенно густо расположены на паперти). Проемы окон высокие и большие, с наличниками.

Важно

Собор выглядит очень празднично, ярко и нарядно. И без того достаточно торжественный облик церкви подчеркнут цветовым решением.

Красно-кирпичный фасад декорирован белоснежными элементами:

  • кокошниками;
  • наличниками;
  • пилястрами.

Крыша и венчающие сооружение главы-луковицы зеленого цвета.

Такой необычный привлекательный «окрас» собор приобрел только в 20 веке после реставрации. Исключением является апсидная часть храма — она и сейчас неоштукатуренная. До проведения этих работ фасад был просто побелен.

Внутреннее оформление

Основное внутреннее пространство разделено на два этажа — верхний и нижний храмы. Верхний ярус не отапливается и для посещения закрыт. Сейчас там ведутся реставрационные работы.

В отличие от внешнего облика, изнутри церковь достаточно аскетична, но очень уютна. Впрочем, скромностью оформления отличается только часть интерьера собора. Белые оштукатуренные стены, на них большие иконы. На полу расстелены ковры-дорожки в золотисто-красных тонах.

Затем перед посетителями предстает великолепная по красоте конструкция — иконостас с царскими воротами в центре. Иконы расположены на ярко-бирюзовом фоне и отделены друг от друга золотистыми резными колоннами. Конструкция в целом богато оформлена резными элементами декора золотистого цвета.

За воротами предстает не менее прекрасное зрелище, но несколько иного характера. Это помещение сплошь покрыто фресками: стены, потолок, колонны.

Роспись здания

Интерьер был расписан в 1731 году мастерами-изографами из местной артели под руководством Федора Федорова.

На южной стене храма вы можете прочитать имена всех иконописцев, трудившихся над написанием фресок, украшающих эту церковь.

В советское время стенописи был причинен огромный ущерб, но реставраторам удалось донести эту красоту до наших дней.

Интерьерная живопись собора не характерна для времени ее создания. Художественная композиция измельченная. Фресковые изображения упрощены и отчасти перекликаются с народным лубочным стилем.

Престолы

Ярославский Архангельский собор имеет три престола:

  • Михаила Архангела;
  • Благовещения Пресвятой Богородицы;
  • Зосимы и Савватия Соловецких.

Главным является первый престол, его также именуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Он находится на втором этаже строения, в холодном (летнем) храме.

Второй престол во имя Благовещения Божией Матери размещается в южном приделе храма. Южное крыло галереи было перестроено под теплую (зимнюю) Благовещенскую церковь в 1781 году.

Третий престол находится в северном башенном приделе собора, посвященном святым преподобным чудотворцам Зосиме и Савватию Соловецким.

Святыни храма

На настоящий момент главные святыни собора:

  • частица мощей апостола Андрея Первозванного (хранится в ковчеге);
  • икона с частицей мощей преподобного Илии Муромца.

Апостол Андрей Первозванный также покровительствует военнослужащим, особенно морякам.

Кроме того, этот святой помогает в таких просьбах верующих, как:

  • счастливое замужество;
  • помощь в работе с иностранными языками;
  • укрепление христианской веры.

Икона Илии Муромского представляет былинного героя в образе старца с седой округлой бородой. Этот святой также имеет прямое отношение к военным — он является небесным покровителем служащих российских ракетных войск. Разумеется, помогает он не только воинам, но и всем молящимся.

Его просят о:

  • помощи в жизненных трудностях;
  • исцелении (особенно неходячих);
  • защите от врагов и злых людей;
  • отпущении грехов.

До революции в соборе хранились кресты из серебра с мощами местных святых, старинные иконы, а также храмовая рукописная летопись 18-19 веков «Келейная запись». Но с приходом советской власти все ценности и утварь для проведения служб были либо конфискованы, либо просто разграблены. Лишь некоторые из них впоследствии удалось отыскать в различных музеях.

До наших дней сохранились несколько иконописных образов времен второй «аннинской» постройки:

  • Смоленской Божией Матери (была привезена князем Федором с его малой родины в 1283 году);
  • Владимирской Божией Матери (в серебряной ризе, с греческими святыми и пророческими сюжетами в углах, высотой около 40 см, размещалась над Царскими вратами);
  • преподобного Антония Великого (находится в приделе Благовещения).

Также среди уцелевших икон того периода (13 век) — образ Архангела Михаила (или Михаила Лоратного) работы византийских мастеров. Но увидеть подлинник этого шедевра в ярославском храме не получится. По окончании революции бесценная икона была изъята и передана в московский Третьяковский музей.

Как проходят богослужения

Храм Архангела Михаила в Ярославле открыт для посещения с 08.00 до 19.00 каждый день. Службы проводятся либо утром (в 08.00 и 09.00), либо вечером (в 17.00). Актуальное расписание всех богослужений вы можете узнать на официальном сайте Михайлоархангельской церкви в социальной сети. Там сотрудники собора еженедельно размещают график предстоящих служб.

Пока холодный храм второго яруса находится на реставрации, все богослужения проводятся в южном приделе — в теплой Благовещенской церкви, что относится к подклетной части конструкции.

Посетить собор могут все желающие, как местные жители, так и приезжие. При желании можно принять участие в церковной службе, но можно и просто пройтись по храму, словно по музею.

Значение церкви

Ярославский Архангельский храм — не просто символ веры. Для всех военнослужащих государства этот собор имеет особенное значение.

Посвящение церкви Архистратигу Михаилу не случайно. Ее основатель, великий князь и прославленный воин Константин Всеволодович Мудрый, принял такое решение в ознаменование своей победы в многолетней борьбе с братом за право править государством. В своих военных достижениях Константин видел защиту и поддержку от предводителя небесного воинства — Михаила Архангела.

На протяжении всего времени существования (за исключением советского периода) Михайловский собор активно взаимодействовал с воинами-заступниками Отечества. Это центр сотрудничества православной епархии и войсковых подразделений. Таковым он являлся как века назад, так и сейчас.

Совет

В ходе военных действий в Чечне церковный настоятель не только давал напутствия служащим, отправлявшимся на Кавказ, но и неоднократно окормлял солдат в их боевом расположении.

На сегодняшний день Михайлоархангельский собор уже традиционно является епархиальным отделом по взаимодействию с российскими вооруженными силами, органами правоохранения и казачеством.

Как добраться до храма

Собор входит в состав архитектурного комплекса из четырех храмовых строений, который размещается в центральной части города Ярославля вдоль берега местной речки под названием Которосль. Композицию образуют основополагающий Спасо-Преображенский монастырь и фланкирующие его храм Богоявления и две церкви — Спаса на Городу и Михаила Архангела.

Михайловская церковь находится к востоку от монастыря на улице Первомайской, дом 67. С той же стороны расположена Спасская церковь. Напротив (к западу от монастыря) абсолютно симметрично по отношению к собору Архистратига Михаила находится Богоявленский храм.

Добраться до Архангельского храма вы можете несколькими способами:

  1. Доехать на поезде. Если вы из другого города, поездом добираетесь до Ярославля или до Москвы. Из столицы экспресс доставит вас до ярославского Московского вокзала примерно за 3 часа, обычный поезд — за 4-5,5 часа. От вокзала до церкви рукой подать — менее 3 км. Можете доехать на маршрутном такси или автобусе, а если любите гулять — дойти пешком.
  2. Доехать на автомобиле. Опять же самое популярное направление — через Москву. Оттуда к Ярославлю идет федеральная трасса М8. В черте города она именуется Московским проспектом. Следуя по нему, переезжаете реку Которосль через автомобильный мост и затем сразу поворачиваете вправо. Так вы окажетесь на Которосльной набережной, где и находится собор.
  3. Дойти пешком. Огромная Которосльная набережная, на которой располагается вся архитектурная композиция, в том числе сам храм, не даст вам потеряться. Это место знают все в городе. И к тому же отсюда прекрасно видны все составляющие комплекса. 5-10 минут пешей прогулки вдоль берега реки — и вы на месте.

Видео звон колоколов и история храма

В этом видео вы услышите перезвон колоколов храма.

В этом видео вы увидите этапы истории собора. 

Источник: https://proreligiu.club/hramy/rossiya/tserkov-arhangela-mihaila-yaroslavl.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector