Храм мученика трифона в напрудном, россия, город москва

Московский трифоновский храм в напрудном – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Московский Трифоновский храм в Напрудном

Храм во имя мученика Трифона в Напрудном в Москве.

Появление храма – предания и исследования

Трифоновский храм считается древнейшей из сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за пределами Кремля. Был построен как обыкновенный приходской храм.

По преданию, сокольничий Московского великого князя однажды охотился в этих местах, и упустил здесь любимую княжью птицу.

За это он был посажен в тюрьму, и, находясь в заточении, вспомнил, что когда-то святой мученик Трифон тоже имел дело с птицами, и стал усердно молиться ему, пока не заснул. Во сне ему явился мученик Трифон и протянул на руке сокола.

Обратите внимание

Проснувшись, сокольничий действительно увидел перед собою потерянную птицу, после чего его освободили. В благодарность сокольничий выстроил церковь во имя мученика Трифона в тех местах, где случилось его несчастье.

К чудотворной иконе святого Трифона, прозванной в народе “Скорая помощь”, приходили богомольцы со всей Москвы и из других городов. Это предание было запечатлено на одной из фресок храма конца XVI – начала XVII столетий, изображавшей всадника с соколом на вытянутой руке – святого Трифона.

Впоследствии появилась иная версия предания, описывавшая схожие события, но в отношении к князю Трифону Патрикееву, сокольничему Грозного царя Иоанна Васильевича.

Однако в советское время, при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, которая позволила датировать храм более ранней датой – 1492 годом.

Изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердило датировку, после чего на стене храма была укреплена мемориальная табличка “1492 год”.

Известно, что святому Трифону традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах, почему построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном представляется понятным.

Имеется мнение, что в древности церковь была деревянной и была построена как обыкновенный сельский приходской храм. По убедительной версии деревянная церковь существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом.

Каменная Трифоновская церковь была возможно выстроена при Иване III. Но постройка дожившая до наших дней была либо выстроена, либо перестроена во второй половине княжения Василия III, около 1520 года.

Важно

Версия о перестройке храма подтверждается археологическими находками. Первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся к первой четверти XVII века.

Синодальный период

При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников.

Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец.

Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом.

После эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода. Ее даже собирались за ветхостью снести, но все же не тронули этот древний храм.

Вскоре в нем появилась безценная святыня – частицы от святых мощей мученика Трифона, которые ранее почивали в Черногорской Боке Которской. В 1800 году в Москву приехал архимандрит Черногорского владыки Стефан Вукович, и в первопрестольной готовились к его торжественной встрече.

Московский мастер-серебряник Трифон Добряков изготовил в дар для святых мощей своего небесного хранителя серебряную раку и преподнес ее почетному гостю. В ответ он получил от Черногорского митрополита частицы святых мощей и в 1812 году велением сердца подарил святыню императору Александру I.

Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону святого Трифона.

Совет

В XIX веке приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя святителя Николая Чудотворца, в 1861 году – северный придел святого Филарета Милостивого.

В самом конце столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П. П.

Зыкова, а в обширной трапезной, сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.

Все больше и больше перестроек и наслоений на древний остов храма сделали его облик в дореволюционной Москве почти неузнаваемым по сравнению с канонами древнерусского зодчества, по которым он был изначально построен. Однако, и в эту пору храм выделался среди прочих: “Поэтическая миниатюра из белого камня, включенная в современный городской пейзаж“, – так писал о Трифоновской церкви дореволюционный краевед.

После революции

Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил святитель патриарх Тихон.

В 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. В них принимали участие известные мастера-реставраторы Д. П. Сухов, спасший храм Иоанна Богослова в Бронной слободе, и П. Д. Барановский.

Продолжились эти работы и после закрытия храма в 1930 году и даже во время войны – они, как и дата построения храма, частично спасли его от сноса, хотя в 1932 году он был разрушен на три четверти, а территория его погоста была занята под лесосклад.

Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. Храм уцелел, а в 1947-1948 годах архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней.

Чтимую храмовую икону святого Трифона с мощами после революции передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы, где в 1980-х годах был устроен придел во имя св. Трифона – освящен приставной престол.

Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану, а в 1993 году приписана к Знаменскому храму в Переяславской слободе, куда была перенесена икона святого Трифона. Ныне духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.

Настоятели

Использованные материалы

[1]  Равноапостольный Николай Японский (Касаткин) .Дневники. Том I. Часть 9 (именной указатель): http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japonskij/dnevniki/9

[2]  Ольга Щербакова.История Московского Казанского храма в Узком. Очерки. Москва, 2000. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 71. Л. 16.: http://testan.narod.ru/moscow/book/uzkoe_hram/uzkoe_53.htm

[3]  Ольга Щербакова. История Московского Казанского храма в Узком. Очерки. Москва, 2000. см. Сноска 206, ЦМАМ. Ф. 1215. Оп. 2. Д. 88. Лл. 11-12.: http://testan.narod.ru/moscow/book/uzkoe_hram/uzkoe_53.htm

[4]  Духовенство, http://www.центрвик.рф/map/sretenskoe/triphon.htm

Источник: https://drevo-info.ru/articles/12248.html

Храм мученика Трифона. XV век в Москве!

Белокаменный храм мученика Трифона, а за ним — корпус больницы, типичный образец советского модернизма. Что может быть общего у церкви XV века и московской больницы XX века? Пять веков пропасти, но общее все-таки есть.

Храм мученика Трифона: когда был построен

Храм мученика Трифона, который располагается недалеко от станций метро Рижская и Проспект мира — это одно из самых старых каменных зданий Москвы. Старше только главный собор Спасо-Андроникова Монастыря, который тоже был пострен в XV веке, но в самом его начале. Вот он, справа:

Храм мученика Трифона воздвигли немного позже: в конце XV века.

Белый камень. Ничего лишнего. Только строгие — почти идеальные пропорции. Никаких цветных стен или изысканных декоров. Типичная старо-русская архитектура.

Застывшее время.

Храм расположен рядом с Московским областным клиническим центром восстановительной медицины и реабилитации. Корпус был построен спустя 500 лет — во второй половине XX века.

Так что же между ними общего?

Советский модернизм — это один из самых недооцененных стилей. Вторая половина XX века. Партия объявила курс на избавление от любых излишеств в архитектуре. Главной задачей становятся масштабы и темпы строительства: жилого и казенного (институты, больницы).

Эпоха роскошной сталинской архитектуры закончилась. Архитекторы лишились любой возможности украшать здания. В их руках остались только пропорции зданий и «ритмика» фасадов. И их они использовали в совершенстве, создавая шедевры простой формы. Никаких излишеств.

Ничего лишнего!

!!!

Наверное, это их и объединяет: церковь мученика Трифона и больницу. Строгий белокаменный храм — ни латинизма, ни украшений, только необходимая форма с минимальными изысками. И больница — во внешности которой всё без исключения также подчинено функции, поскольку архитекторы почти не имели возможности самовыразиться.

(только, кажется, изначально у этого корпуса были немного другая отделка фасада, а та, что сейчас — похожа на новую).

Храм мученика Трифона: история

Точная дата создания церкви мученика Трифона неизвестна. Долгое время считалось, что это произошло начало XVI века. Но в начале XX века исследователи сошлись на мнении, что этот храм, скорее всего, воздвигли в в1470-х-1490- годах.

В XIX веке к храму были сделаны пристройки-приделы, но в середине XX века их удалили — ради придания храму по возможности изначального вида. Фото 70-х годов:

Полное название храма такое: храм мученика Трифона в Напрудном. Потому что, когда-то это было село Напрудное. Как и большинство районов Москвы были когда-то селами.

Обратите внимание

В советское время храм был закрыт — с 1930 по 1993 год.

Внутри мы не фотографировали, но поверьте — это одна из самых маленьких церквей Москвы. Кажется, окажись в ней десять человек, и уже будет тесно

Источник: http://uznavay.pro/hram-muchenika-trifona/

Церковь Мученика Трифона в Напрудном в Москве | Узнай Москву

Сегодня трудно поверить, но когда-то этот храм, считающийся одним из древнейших в Москве, был центром всей округи и выглядел гораздо крупнее.

Ещё в XIV веке упоминается дворцовое село Напрудное, располагавшееся на этом месте – вокруг прудов и одноимённой реки, бывшей притоком Неглинной.

Со временем здесь появился Государев Воловий двор, кроме того Напрудное и его окрестности были популярным местом для соколиной охоты – именно с ней связана легенда о создании церкви во имя святого Трифона.

Согласно преданию, князь Патрикеев во время государевой охоты в Напрудном упустил сокола и, опасаясь монаршего гнева (одни источники называют Ивана III, другие – Ивана IV Грозного), слёзно молился святому Трифону о помощи.

На месте, где он вскоре нашёл сокола по указанию святого, князь Патрикеев в благодарность поставил Трифоновскую церковь. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, в интерьере храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке.

Трифоновская церковь представляет собой одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом. Точная датировка каменной церкви вызывает бурные споры у исследователей.

Самые смелые датируют её концом XV века, опираясь на надгробную надпись с южной стороны здания и на тот факт, что она выстроена из белого камня (кроме кирпичных сводов и барабана купола). Называется даже точная дата – 1492 год.

Другие придерживаются более осторожной версии и датируют храм святого Трифона в Напрудном серединой и даже второй половиной XVI века. Последняя гипотеза, выдвинутая С.В. Заграевским, называет временем возведения церкви середину 1470-х – середину 1480-х годов.

Важно

В конце XVIII века к древнему храму была пристроена вытянутая трапезная с приделом святого Николая Чудотворца и шпилеобразной колокольней с запада.

В начале XIX века в дар от митрополита Черногории была прислана частица мощей святого Трифона, вставленная в храмовую икону – впоследствии, в 1883 году, её копия была подарена черногорскому князю Николе I.

Читайте также:  Храм николая чудотворца в котельниках, россия, город москва

В 1861 году в трапезной был создан второй придел, во имя Филарета Милостивого – по святому покровителю митрополита московского Филарета.

На рубеже XIX-XX веков Трифоновский храм пережил большие перемены и существенно увеличился в размерах. В 1889–1892 году по проекту архитектора П.П. Зыкова была пристроена вторая колокольня – в два раза выше прежней, в формах псевдорусского стиля.

В 1894–1898 году возведена новая обширная трапезная. Кроме того, в 1911 году был создан новый мраморный иконостас с великолепными Царскими Вратами, спроектированными архитектором Ф.О. Шехтелем.

К сожалению, они были утрачены, как и все интерьеры после закрытия храма в 1932 году.

Храмовая икона святого Трифона с частицей его мощей сохранилась, так как была перенесена в церковь Знамения в Переяславской слободе, неподалёку от Рижского вокзала (этот храм в ХХ веке не закрывался), где и находится сегодня.

Что же касается Трифоновского храма, то он после закрытия утратил все свои пристройки XVIII–XX веков и вернулся к изначальным размерам. Лишь заступничество реставраторов позволило сохранить древнейшую часть здания.

Совет

Фреска с изображением святого Трифона и сокола была снята и перенесена в Третьяковскую галерею. В 1947–1948 году в процессе научной реставрации, организованной Л.А.

Давидом, восстановлена историческая «шлемовидная» форма главы и воссоздана маленькая звонница над юго-западным углом церкви. Вокруг храма выросли больничные корпуса. Место утраченных приделов отмечено деревянными крестами.

Источник: https://um.mos.ru/houses/tserkov-trifona-v-naprudnom/

Храм мученика Трифона в Напрудной слободе

?vladimirtan (vladimirtan) wrote,
2017-07-06 22:16:00vladimirtan
vladimirtan
2017-07-06 22:16:00Categories:Всего 26 фотоЗнаменитая московская церковь святого Трифона в Напрудном находится на одноименной Трифоновской улице, в районе старинной Мещанской слободы близ нынешнего Проспекта Мира.

Эта сохранившаяся до нашего времени церковь – древнейшая в Москве за пределами Кремля. Она была построена как обыкновенный приходской, а не монастырский, храм.История этой церкви – целая легенда. Наверно, ни одна из московских церквей не оставила потомкам и историкам столько загадок.[Читать дальше]

До сих пор главной загадкой остается ее посвящение святому Трифону.

Святой Трифон родился в первой половине III столетия в одной из областей Малой Азии — Фригии (современная Турция), неподалеку от города Апамеи, в селении Кампсада. Его родители были простые и благочестивые крестьяне.02Горячо веруя в Христа, он получил дар исцелять болезни и изгонять бесов.

Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 17 лет.

03Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана.  Щедро одарив святого, император с миром отпустил его домой, и Трифон, едва выйдя за ворота владений Гордиана, осчастливил множество нищих царскими подарками.

По дороге он раздал все и налегке возвратился в отечество, продолжая вести там чистую и непорочную жизнь во служении Богу и ближним. А потом, повзрослев, он начал странничать, на своем пути проповедуя и врачуя больных…От вылеченных же в ответ требовал веровать в Христа-Бога, Благодатью Которого он исцелял.За свою проповедь о Христе св.

Трифон был схвачен при императоре Деции – римский император в 249—251 годах.04 Гай-Мессий-Квинт-Траян-ДецийПравитель лично приказал пытать его, а потом казнить. Прежде, чем палач занес меч, святой Трифон предал душу свою в руки Божии. Это произошло в 250 году в городе Никее.05Увидев это, мучители испугались.

Но на следующий день, ожесточившись,  они продолжили пытки, после которых приговорили мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях.06 Мучения св.Трифона, Пантолента, Харлампия (Сцены мучений святых, из росписей монастыря Дионисиад)Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий.

Обратите внимание

Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим.В настоящее время глава святого мученика хранится в городе Которе (Черногория), в часовне рядом с собором святого Трифона.07 Вид на собор Св. Трифона (1841)Большим почитанием святой мученик Трифон пользуется в Русской Православной Церкви.

08

Существует знаменитое московское предание, что св. Трифон помог сокольничему Грозного, князю Трифону Патрикееву найти любимого царского кречета, упущенного им во время охоты. Этот проступок мог стоить князю жизни, и он горячо молился о помощи, пока не заснул от изнеможения. И во сне ему явился св. Трифон и указал место, где находится потерянный сокол.

Князь, пробудившись, немедленно поехал туда и действительно увидел птицу, мирно сидевшую на ветке дерева. В благодарность за чудесное спасение он построил на том месте, где спустя столетия появилась знаменитая Марьина Роща, часовню св. Трифона, а потом устроил из нее Трифоновскую церковь.Древнейший городской храм обрастал многочисленными легендами.

И отнюдь не все они связывали постройку церкви именно с Иваном Грозным.Есть повествования о сокольничем московского великого князя, охотившегося в этих местах, у которого он упустил любимую птицу. За это он был посажен в тюрьму, и, находясь в заточении, вспомнил, что когда-то святой Трифон тоже имел дело с птицами, и стал усердно молиться ему, пока не заснул. А во сне ему явился св.

Трифон и протянул на руке сокола. Проснувшись, сокольничий действительно увидел перед собою потерянную птицу, после чего его освободили. В благодарность сокольничий выстроил церковь во имя св.

мученика Трифона в тех местах, где случилось его несчастьеЛегенда о потерянном царском соколе в старину имела большую веру и была даже запечатлена на фреске  в алтарной абсиде храма конца XVI – начала XVII столетий, изображавшей всадника с соколом на вытянутой руке. По преданию, это был сам святой Трифон.К чудотворной иконе св.

Трифона, прозванной в народе “Скорая помощь”, приходили богомольцы со всей Москвы и из других городов.09 Фреска с изображением св.Трифона с соколом (сейчас в Третьяковской галерее).
Реставрировавший памятник в 30-х – 40-х годах XX в. архитектор Л.А.

Давид на основании способа кладки стен (сочетание белого камня и кирпича) и некоторых архитектурных признаков отнес его строительство к концу XV века. Одним из оснований для датировки послужила также обнаруженная на стене храма надпись, в которой был указан 7000 год «от сотворения мира», т.е. 1492 г. по современному летоисчислению.

 Значит, храм был построен, по меньшей мере, за полвека до Иоанна Грозного.

Известно, что в древности святому Трифону  традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах. Однако на Руси было много садов и огородов, и страдали они от насекомых не меньше, чем в Напрудном. Но церквей во имя Трифона нет.

Возможно еще одно объяснение: храм построен выходцами из того места, где культ святого мученика Трифона широко распространен. И в первую очередь это далматинский город Котор. Известно, что в Москве в 70-х гг. XV века жил человек, приехавший из этого города. Звали его Трифон, что не удивительно – это имя в Которе было самым популярным.

Предполагается именно мастер Трифон из Котора, прибывший в Россию вместе с  другими мастерами из Италии (в том числе Аристотелем Фиораванти) стал инициатором постройки храма для своих соотечественников.  Вероятно, Трифон обратился к Ивану III (1462-1505 г.г.) с просьбой разрешить постройку католической церкви около 1476 г.

Важно

Неизвестно  количественное соотношение между итальянцами и далматинцами (в частности, выходцами из Котора) в московской католической общине. И возможно, последних было больше. Наплыв итальянских архитекторов в Москву был еще впереди, и славяне-далматинцы могли составлять основу «фряжской» колонии. В этом случае не удивительно, если свой храм они посвятили святому Трифону,  как небесному покровителю города Котора. И здесь имя золотых дел мастера – элемент случайный.  Скорее всего, католическим храм был недолго. Многие итальянцы, осевшие в Москве, принимали Православие. А их дети от православных москвичек изначально были православными. Вероятно, в начале XVI века храм был переосвящен как православный.

При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом.А после эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так, что ее даже собирались за ветхостью снести.И глубоко символично, что возрождение храма Трифона в XIX веке связано тоже с именем золотых дел мастера Трифона. Московский купец и ювелир Трифон Семенович Добряков в 1800 г. предложил за свой счет изготовить раку для мощей святого Трифона в Которе. В ответ на это черногорский владыка Петр Петрович Негош – святой Петр Цетиньский, прислал Добрякову три частицы мощей мученика, которые были поднесены императору Александру I в 1812 г.  Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где св. мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону св. Трифона.После революции икону передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы. Пётр I Петрович Негош (серб. Петар I Петровић Његош, 1748 — 18 октября 1830, Цетинье) — митрополит и правитель Черногории. Канонизирован Сербской православной церковью в лике святителя под именем Пётр Цетинский.10

Источник  Знаменити Срби XIX. века : 1800-1900 . Год. 1. Digital National Library of Serbia (1901).

В XIX в. приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя св. Николая Чудотворца, в 1861 году – северный придел св. Филарета Милостивого. В самом конце XIX столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П.П.

Зыкова, а в обширной трапезной, сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя св. Филиппа, Митрополита Московского.Все больше и больше перестроек и наслоений на древний остов храма сделали его облик в дореволюционной Москве почти неузнаваемым – по сравнению с канонами древнерусского зодчества, по которым он был изначально построен.11 Церковь Трифона в напрудном.

1931-193212 Колокольня церкви Трифона в Напрудном. 1929-1930Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон.И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма.

В них принимали участие известные мастера-реставраторы Д.П. Сухов, спасший, храм Иоанна Богослова в Бронной слободе, и П.Д. Барановский.

Продолжились эти работы и после закрытия храма в 1930 году и даже во время войны – они, как и дата построения храма, частично спасли его от сноса, хотя в 1932 году он был разрушен на три четверти, а территория его погоста была занята под лесосклад.В 1947-1948 г.г. архитектор Л.А.

Совет

Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней.13 Церковь преп. Трифона мученика, что в Напрудном. 1992.

Читайте также:  Молитва символ веры

Вход с храмовой иконой мученика ТрифонаТрифоновская церковь была в 1993 году приписана к тому самому Знаменскому храму в Переяславской слободе, где бережно сохраняется  чудотворная икона св. Трифона с частицами мощей из черногорского города Котора.  Духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.14151617

1/14 ноября 1825 г. на месте этого памятного столба был освящен престол придела во имя святителя Николая. архиепископа Мир Ликийского, чудотворца. В конце ХIХ в.новые пристройки были разобраны, а на их месте сооружен еще более величественный храм.

Освящение нового престола во имя свт. Николая совершил 24 ноября/7 ноября 1894 г. преосвященный Тихон, епископ Можайский. В 1931 г. храм был закрыт, в 1932 г. новые пристройки были разрушены. Памятный столб на месте освященного престола поставлен в 2002 г., обновлен в 2012 г.

 18 Памятный столб на месте освященного престола придела во имя святителя Николая. архиепископа Мир Ликийского, чудотворца.1923 июля/5 августа 1861 г. святителем Филаретом, митрополитом Московским на месте этого памятного столба был освящен престол придела во имя святого праведного Филарета Милостивого.В конце ХIХ в.

новые пристройки были разобраны, а на их месте сооружен еще более величественный храм. Освящение нового престола во имя праведного Филарета Милостивого совершил 1/14 сентября 1898 г. высокопреосвященейший Владимир, митрополит Московский.В 1931 г. храм был закрыт, в 1932 г. новые пристройки были разрушены.

Памятный столб на месте освященного престола поставлен в 2002 г., обновлен в 2012 г.20 Памятный столб на месте освященного престола придела во имя святого праведного Филарета Милостивого.

Вид на сторону  Трифоновской  улицы2122Вход на территорию храма со стороны Трифоновской улицы23242526 Вход на территорию храма со стороны  МОНИКИИсточникиВикипедия

Елена Лебедева Московская церковь св. Трифона в Напрудном

Источник: https://vladimirtan.livejournal.com/46987.html

Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе

vladimirtanОригинал взят у vladimirtan в Храм Трифона в Напрудном. Долгий путь к себе
Всего  32    фотоВ Москве на Трифоновской улице недалеко от Сущевского Вала стоит небольшой, редкий для столичной архитектуры храм святого мученика и чудотворца Трифона в Напрудном.

Это один из самых уникальных и старинных памятников архитектуры средневековой Москвы. В исторических источниках не сохранилось сведений о дате его постройки. И до сих пор нет единого мнения, в каком веке он был возведен – в   ХIV,  ХV или  ХVI.

Неизвестно и имя зодчего этого храма, и почему эта древняя церковь имеет столь редкое для России посвящение во имя святого мученика и чудотворца Трифона. Все  предположения основываются лишь на преданиях и легендах.[Читать дальше…

]Церковное предание гласит, что Святой мученик Трифон родился в одной из областей Малой Азии. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244 годы от Рождества Христова).

Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы – веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их.

02 Трифон на коне, роспись наружной стены алтарной апсиды храма Трифона

 Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, епарху Акилину было донесено, что святой Трифон смело проповедует веру во Христа и многих приводит ко Крещению. Святой был схвачен и приведен на допрос, во время которого он безбоязненно исповедал свою веру. Его подвергли жестоким истязаниям, но все пытки святой Трифон мужественно претерпевал, не издавая ни единого стона. За что был осужден на усечение мечом. Это событие произошло в городе Никее в 250 году.Ещё в XIV веке упоминается дворцовое село Напрудное. Возвышенное место, на котором стоит церковь, раньше было искусственно созданным островом. С одной стороны этот остров обтекала река Напрудная, впадающая в реку Неглинку, а с другой стороны был вырыт ров. Сюда великие князья и цари любили приезжать с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу – именно с ней связана легенда о создании церкви во имя святого Трифона. Согласно преданию, князь Патрикеев во время государевой охоты в Напрудном упустил сокола и, опасаясь монаршего гнева (одни источники называют Ивана III, другие – Ивана IV Грозного), слёзно молился святому Трифону о помощи. На месте, где он вскоре нашёл сокола по указанию святого, князь Патрикеев в благодарность поставил Трифоновскую церковь. Впоследствии, на рубеже XVI–XVII веков, в интерьере храма была выполнена фреска, изображающая святого Трифона в виде всадника с соколом на правой руке.

03 Прорисовка фрески со стены храма

Но связывать постройку храма с князьями Патрикеевыми нет оснований.Село Напрудное никогда не принадлежало князьям Патрикеевым. Вероятно, что храм построен по заказу какого-то Трифона. Но среди известных и достаточно богатых москвичей того времени подходящей кандидатуры не находится. Возможно еще одно, несколько неожиданное, объяснение: храм построен выходцами из того места, где культ святого мученика Трифона широко распространен. И в первую очередь это далматинский город Котор (итал.Cattaro, лат.Catharo), входящий ныне в состав Черногории. Именно там хранятся мощи святого Трифона. Именно этот святой считается небесным покровителем города и изображен на его гербе. Часто Котор называют Градом Святого Трифона. Храм не выглядит великокняжеским. А ведь в то время в Москве работали итальянские архитекторы и прекрасные русские зодчие, которых приглашали из Пскова. Но неказистым он кажется далеко не всем. Он похож на храм Спаса Нерукотворного древнего Андроникова монастыря.

04 Церковь Трифона

05 Спасский  собор Андроникова монастыря

Современные историки в старинных документальных источниках нашли сведения о том, что в Москве в 70-х годах XV века жил мастер золотых дел Трифон, который приехал в русскую столицу из города Котор, входящего ныне в состав Черногории. Полагают, что мастер Трифон обратился к Ивану III с просьбой разрешить постройку католической церкви. И великий князь согласился, но с условием, что храм будет скромным  вне черты города и его не должны посещать православные.Место для церкви определил сам великий князь- великокняжеское село Напрудное. Есть предположение, что прихожанином церкви был сам Аристотель Фиораванти, создатель знаменитого Успенского собора Московского Кремля. Скорее всего он и похоронен был здесь на церковном кладбище.

06

07 Церковь Трифона в Напрудном. План.

08

Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича. Такая же технология использовалась при строительстве Аристотелем Фиорованти Успенского собора Московского Кремля.Реставрировавший памятник в 1930–1940-х годах архитектор Л. А. Давид по способу кладки стен (сочетание белого камня и кирпича) и некоторым архитектурным признакам отнес его к концу XV века. Одним из указаний для датировки послужила также обнаруженная на стене храма надпись.На южном фасаде храма,  примерно на уровне человеческого глаза, высечены  две надписи  «Лета ≠З пре…», т.е. «Лета 7000 (1492) преставися…»  и «Лета 7178 (1670) престави(ся)…». Начертание букв, по мнению специалистов палеографов, не противоречит обозначенной дате «лета 7000», т. е. 1492 года. Эта надпись, как теперь считают, представляет собой «пробу резца» кладбищенских резчиков и датирующего значения не имеет.

09 Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков («Лета 7000», «Лета 7000 пре…», «Лета 7000 пре…»)

В пользу датировки церкви XV веком С.В.Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года — царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно. … Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».

10  Блоки с пробами шрифта кладбищенских резчиков (в т.ч. «Лета 7178 престави…»)

Фундамент храма в Напрудном устроен на значительную для здания столь небольших размеров глубину (почти 2 м) и сложен из больших валунов на глине, перекрытых двумя рядами тесаных белокаменных квадров.

11 Цоколь здания  церкви

Церковь Трифона в Напрудном , возможно,  первый древнерусский храм, перекрытый крещатым сводом.  Церковь в плане близка к квадрату. Для перехода от квадратного  перекрестья распалубок к круговому плану барабана в его углах устроены треугольные сферические паруса.Но кто  придумал крещатый свод, остается неясным.  Древнерусская архитектурная культура – каноническая, здесь не любят новаций, а система крещатого свода начисто переворачивает всю структуру храма. Появление храмов с крещатым сводом по времени совпадает с работой итальянских мастеров, которые были приглашены в конце XV века для постройки соборов, дворцов и укреплений Московского Кремля. Но при этом Кремль — это государственное строительство, а бесстолпные храмы — это архитектурные миниатюры, чрезвычайно изящные и конструктивно сложные. Причем в Италии таких сводов нет. Но есть отдельные похожие конструктивные узлы. Трехлопастные фронтоны известны в ренессансной архитектуре Северной Италии. Если пересечь под прямым углом два трехлопастных базиликальных свода, то получится крещатый

12 Крещатый свод церкви Трифона

13 Церковь Трифона в Напрудном. Разрез по линии север-юг

Католическим храм оставался недолго. Многие итальянцы, осевшие в Москве, принимали православие. Уже в начале XVI века храм был освящен как православный.А посвящение менять не стали. Русская икона Трифона на коне стала храмовой, видимо, с конца XVI века.В 1800 году в Москву прибыл черногорский архимандрит Стефан Вукотич. Узнав о его приезде московский купец, серебряных дел мастер Трифон Добряков изъявил желание создать серебряную раку для мощей мученика Трифона.  Его мощи с IX века находятся в черногорском городе Которе в католическом кафедральном соборе святого Трифона, построенном в 1166 году.

14 Акварель с видом на собор Св. Трифона — 1841 (Котор)

В этом же соборе расположен саркофаг с телом Андрии Сарацениса — которского горожанина, который в IХ веке выкупил мощи святого Трифона у венецианских купцов, доставивших их в Котор из Константинополя. Рака, исполненная Добряковым, была с благодарностью принята, и доставлена в Котор. Митрополитом и правителем Черногории был тогда Петр I Негош, ныне – черногорский и российский святой Петр Цетиньский. Желая отблагодарить Добрякова, Петр Негош в 1803 году прислал московскому купцу три частицы мощей от мученической головы святого Трифона. В 1812 году в тяжелое время испытаний для русского народа Добряков поднес эту святыню Александру I, который в свою очередь в 1819 г. передал мощи, в дорогих ковчежцах вделанные в икону, в московскую церковь Трифона в Напрудном.

После чумы 1771 года местность вблизи церкви св. мч. Трифона обезлюдела, храм оказался лишен прихода и его даже хотели закрыть. Но после передачи иконы с мощами Трифона, церковь стала центром известного на всю Москву Трифоновского богомолья. Приезжавшие в Москву гости из Черногории, старались теперь непременно посетить эту древнюю святыню и приложиться к мощам.

На протяжении XIX столетия памятник претерпевает значительные изменения: в 1825 году пристраивается южный Никольский придел; в 1839 году сооружается колокольня, в 1860 году – северный придел Филарета Милостивого

15  Место бывшего южного  придела (Николая Чудотворца)

16 Место бывшего северного придела (святого Филарета Милостивого)

17 Церковь Трифона в Напрудном. 1882

В 1890–1895 годах, по проекту архитектора П.П.Зыкова, с запада возводится обширный храм. Храм вновь приобретает  огромную популярность. Случалось, что не все желающие могли поместится под его сводами. Этот огромный храм мог одновременно вместить более 3 тыс. молящихся.

Читайте также:  Молитва об отпавших от церкви

18  Боковой фасад церкви Святого Трифона.  Проект расширения храма. Проектировалъ  П.П. Зыковъ (отецъ)

19  Деталь, планы и разрез колокольни и церкви Св. Трифона мученика. Выполненны П.П. Зыковым

20 Колокольня Св. Трифона мученика, что в Напрудной слободе. 1890-1891. Проектировал П.П. Зыков (отец). Построил П.П. Зыков (сын)

21  Фрагмент колокольни. 1890-1891

 Древний храм примыкал к ней с востока.  На храме звонили колокола завода Самгиных, больший из которых имел вес в 560 пудов, т. е. 9 тонн.  Сейчас это трудно представить, но Трифоновская церковь в итоге стала одной из самых больших в Москве!

22  Трифоновская улица. Старинный и новый храмы. 1914-1917

И сейчас на маленькой звоннице, что высится на юго-западной части крыши храма, звонит на богослужениях колокол, отлитый мастерами Самгиными, подаренный прихожанами храму. Где раньше звонил этот малый колокол ныне не известно,возможно он вернулся на своё родное, первоначальное место служения.

23 Звонница

24  Церковь трифона в Напрудном. 1920-1930

За древним (1492) зданием церкви возвышается новая трапезная, построенная в 1893 году по проекту архитектора Г.А. Кайзера. Со стороны алтаря в 1897 году была пристроена палатка, в которой находился чтимый образ (фреска) мученика Трифона. Фреска (роспись по сырой штукатурке) ХVI века помещалась на внешнем алтарном выступе. Для сохранения фрески, удобства подхода молящихся и была построена эта палатка.С 1930-х годов фреску передали в Третьяковскую галерею, где она хранится и ныне. Перед демонтажем фреску проклеили микалентной (папиросной) бумагой и осетровым клеем. Далее с помощью зацепов и крюков поддели сантиметр за сантиметром штукатурку, отделяя ее от каменного основания. После снятия фреску поместили на гипсовую основу. Образовавшиеся при снятии трещины по миллиметрам заклеивали яичным клеем.Над входом в палатку виден киот с медным напрестольным крестом, с 1930-х годов переданный в церковь Знамения у Крестовской заставы.25   Церковь Трифона Мученика в Напрудном. Фреска мученика Трифона. 1925

26  Место, где располагалась фреска Святого Трифона – справа от алтарного окна-бойницы

Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в храме св. Трифона незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон. И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма.27  Церковь Трифона в Напрудном. 1931-1932В 1930 году храм был закрыт. В 1932 году 30 апреля колокольня, трапезная, часть “нового” храма под восьмериком были взорваны напрвленным взрывом.  От полного разрушения церкви в Напрудном спасло ходатайство знаменитого ценителя руской старины Петра Барановского и архитектора Москвы  Льва Давида.Таким образом храм Трифона Мученика, один из самых крупных в Москве, вернулся к своим небольшим средневековым размерам.

28   Колокольня. 1929-1930

29  Колокольня. 1929-1930

 В последующие годы в  древнем храме был гараж Мосдровтопа со смотровой ямой,  Мосгорархив, отдел НТД, фонд “церковь св. Трифона”. В 1947-1948 годах архитектор – реставратор Л.А.

Давид разобрал остатки храмовых западных стен ХIХ века, и произвел полную реставрацию объема “1492 года”.  Реставрация была произведена по настоятельной просьбе И.Э.Грабаря, Л.А.Давида к И.В.

Сталину, “в связи с 800-сотой годовщиной столицы”.

30  Трифоновская улица. Руины храма св. Трифона. 1945-1947В постсоветское время храм вернули православной церкви. Возрождение храма началось в год его 500-летия в 1992 году. 28 сентября торжественный крестный ход вышел из ворот Знаменского храма,  пересек проспект Мира и прошел по Трифоновской улицы до Трифоновского храма.

31  Церковный домик

Вся территория у храма заполнилась народом.  Настоятель освятил храм. Никакого убранства в храме не было.   Освящение происходило при свечах, так как не было электричества.  3 октября 1992 года в храме была совершена первая божественая литургия. Начала  обустраиваться  территория храма. Около него построили церковный домик, отметили резными столбами места разрушенных престолов – святителя Николая и праведного Филарета Милостивого. С годами обновилось и внутренне убранство храма.Храм  чудом через 5 веков вернулся к своему первоначальному виду.

32

Ныне храм Трифона  приписан к церкви Иконы Божией Матери Знамение в Переяславской слободе, расположенной во 2-м Крестовском переулке у площади Рижского вокзала. В церковь Знамения, единственную в округе не закрывавшуюся в советский период, была перенесена в 1930-х годах и поныне бережно сохраняется чудотворная икона мученика Трифона с частицами мощей из черногорского города Котора.Источники

www.rusarch.ru   РусАрх – А.Г. Шалыгин Иван Юрьевич Патрикеев и иконография Святого Трифона

www.rusarch.ru  РусАрх- Давид Л.А. Церковь Трифона в Напрудномwww.rusarch.ru  РусАрх – Заграевский С.В. Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода.
www.rusarch.ru Русарх- Эзерин А.А. Церковь Трифона в Напрудном и мастер Трифон из Котораstrana.ru  Храм св.мученика Трифона в Напрудном/Путеводитель по России
um.mos.ru  Церковь Трифона в Напрудном

Источник: https://architectstyle.livejournal.com/101713.html

Храм св. Трифона в Напрудном в Москве | Отдых в России 2019 | Описание:

Церковь Трифона Мученика в Напрудной слободе значится как каменная в описании 1646г., но при натурных исследованиях было установлено, что она была построена значительно раньше — в первой половине XVI в. или даже в конце XV в. Это стало ясно при обнаружении фрагмента надгробной надписи, сделанной из точно такого же камня, что и вся церковь.

Небольшая церковка была выстроена из белого камня (своды и подкупольный барабан — из кирпича), с одной главой и одной большой апсидой.

Изначально ее покрытие было позакомарным, как у всех древних каменных храмов, но, как и большинство их, она была перестроена и покрыта гораздо менее красивой, но более практичной четырехскатной кровлей. На этом изменения внешнего вида церкви не прекратились.

В XIX веке к ней была пристроена двухъярусная колокольня, в 1860г. ее, по возмущенному выражению А.К.Толстого, «облепили отвратительными пристройками» — приделами. В конце XIX века перестройки продолжились: в 1889-1892гг.

Обратите внимание

выстроили новую трехъярусную колокольню в псевдорусском стиле, в 1894г. начали возводить новую трапезную с Филаретовским и Никольским приделами (проект архитектора П.П.Зыкова). Внутреннее убранство церкви было заново отделано под старину.

В советское время церковь отдали для строительства «ушной больницы». В 1930-х гг. были снесены все позднейшие пристройки: и трапезная, и приделы, и обе колокольни. Осталась только маленькая древняя церковка, которую каким-то чудом удалось отстоять.

После Великой Отечественной войны церковь еще почти 50 лет пустовала, несмотря на то, что в конце 1940-х гг. она была отреставрирована под руководством Л.А.Давида.

Восстановили прежнюю крышу, перспективный портал, в юго-западном углу поставили маленькую звонницу на двух колоннах — видимо, сходную с той, которая была на этом месте изначально.

Во время правления Александра I в дар храму были переданы частицы мощей св. Трифона, которые, будучи заключены в дорогой ковчежец, были вделаны в икону святого. Когда в советское время храм закрыли, икону передали в ближайший действующий храм Знамения (2-й Крестовский пер., 17), в придел Трифона.

Село Напрудное известно с XIV века — в 1331г. оно упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты. Князь завещал это село своему старшему сыну Семену. Судя по наименованию «село», уже тогда здесь был храм. Напрудным село назвали неспроста: у речки, на которой оно стояло, был большой пруд, где князья охотились с соколами на водоплавающую птицу.

С церковью Трифона Мученика связана легенда об охоте Ивана Грозного и о том, как один из ее участников, боярин Патрикеев, чудом избежал царского гнева. Боярин упустил на охоте любимого царского сокола, но при помощи святого Трифона нашел его на том месте, где после этого и поставил церковь.

На самом деле церковь, судя по всему, была построена здесь до Ивана Грозного, вероятно, при его отце.

Важно

На фоне громадного унылого здания больницы МОНИКИ церковь смотрится странно и кажется совсем маленькой. Но если подойти немного с другого угла, больница отступает вбок и не мешает.

Хотя службы в храме проводятся редко и нерегулярно, попасть в него можно — на табличке на дверях храма написано: «Храм открыт. Просим обращаться в караульное строение».

Несмотря на то, что за оградой храма — оживленный большой город, здесь царит спокойствие, которое, наверное, источают из себя древние белокаменные стены…

Источник: http://xn--80aalf3aen7bxbk.xn--p1ai/hram-sv-trifona-v-naprudnom-v-g-moskva.html

Церковь Трифона в Напрудном. Достопримечательности — Путеводитель по Москве

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Церковь мученика Трифона в Напрудном — православный храм Сретенского благочиния Московской городской епархии.

Храм назван в честь Святого Трифона, находился в селе Напрудном, располагавшемся на одноимённой реке, притоке Неглинной.

Легенда

Согласно легенде, церковь была построена сокольничьим Ивана Грозного (по другой версии Ивана III), Трифоном Патрикеевым, который упустил царского сокола во время охоты.

Это могло стоить ему жизни, и сокольничий горячо молился святому Трифону, своему покровителю, чтобы он помог найти сокола.

Явившийся сокольничьему во сне святой указал место, где находится птица; в благодарность Трифон возвёл на этом месте храм в честь святого Трифона.

Этот эпизод описан в романе А. К. Толстого Князь Серебряный.

Легенда была отражена на одной из фресок храма (XVI—XVII веков), изображающей всадника с соколом на вытянутой руке.

Датировка

Летописной даты церковь не имеет. В XIX-первой половине XX века она приблизительно датировалась серединой XVI века.

Церковь мученика Трифона в Напрудном Ludvig14, CC BY-SA 3.0

Л. А. Давид предложил более раннюю датировку — между 1479 и 1492 годами. Эта дата с некоторыми оговорками (ближе к 1500 году) была принята Вл.

В. Седовым, не была принята В. В. Кавельмахером, С. С. Подъяпольским и А. Л. Баталовым (придерживавшимися датировки серединой-второй половиной XVI века), но нашла широкий резонанс в популярной литературе.

Совет

В начале 2000-х годов С. В. Заграевский обосновал датировку храма во временном промежутке с середины 1470-х до середины 1480-х годов.

Недавно было высказано предположение о строительстве церкви выходцами из далматинского (ныне в Черногории) города Котора — города Святого Трифона.

Архитектура

Церковь Трифона — одноглавый бесстолпный одноапсидный центрический храм, перекрытый крещатым сводом.

Материал постройки стен — гладкотесаный белый камень, свод и барабан выполнены из маломерного кирпича.

Фасады, пересеченные лопатками и горизонтальным кирпичным профилированным карнизом, имеют трифолийное (трехлопастное) завершение.

Церковь Трифона в Напрудном Ludvig14, GNU 1.2

Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелюрированными бусинами типичны для раннемосковского зодчества.

В 1911 году по проекту выдающегося московского архитектора Ф. О. Шехтеля были сооружены царские врата иконостаса церкви (в настоящее время утрачены).

История

В начале XIX века к западу от церкви Трифона были возведены колокольня и трапезная, в 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский придел, в 1861 году — северный Филаретовский придел, в 1889—1895 годах с запада была пристроена ещё одна колокольня, а на месте старой трапезной по проекту архитектора Г. А. Кайзера была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя приделами (также Никольским и Филаретовским).

Церковь Трифона в Напрудном, Москва (до постройки новой колокольни в 1880х гг) Nikolai Naidenov (1834-1905), Public Domain

В 1812 митрополит Черногории передал царю Александру I часть мощей Святого Трифона, которые были помещены в храмовую икону церкви Трифона в Напрудном (ныне она находится в Знаменской церкви в Переяславской слободе).

В 1930 году храм был закрыт, в 1930—1940-х годов проводились реставрационные работы под руководством П. Д. Барановского и Л. А. Давида, которые освободили памятник от поздних пристроек и придали ему облик, близкий к первоначальному.

В 1992 году после многолетнего запустения в храме были возобновлены службы.

Источник: https://moscow.drugiegoroda.ru/attractions/12068-cerkov-trifona-v-naprudnom/

Ссылка на основную публикацию