Храм николая чудотворца в кленниках, россия, город москва

Храм Святителя Николая в Кленниках, г.Москва

В глубину нескольких столетий уходит история церкви Святителя Николая в Кленниках. Первые упоминания о ней датируются еще пятнадцатым веком. Легенда гласит, что эта небольшая церковь была построена в 1468 году в рекордные сроки всего лишь за один день.

Возвели ее в признательность за то, что сильный пожар, бушующий в Москве, был потушен, не успев добраться до Кремля. Нарекли церковь именем Симеона Дивногорца.

С тех самых пор как на этом месте была возведена деревянная церквушка, не прекращают молитвой возносятся голоса о мире и здравии народа Божьего.

Спустя несколько столетий в 1657 году бок о бок со старой деревянной церковью была построена новая каменная. Это и объясняет перелом стены северного придела.

Обратите внимание

Бытует мнение, что своим названием «в Кленниках» церковь обязана кленовой роще, неподалеку от которой располагалось урочище, где она была возведена.

Но есть исследователи, которые считают более правильным называть ее « в Блинниках», потому что кленов на то время в урочище и быть не могло, а блинами китайгородскими, славящимися пылом и жаром, там действительно торговали.

Вследствие пожара 1748 года церковь существенно изменилась: возведена колокольня, а чуть позже на втором этаже устроили главный Казанский престол.

Неоднократные реконструкции и обновления, длившиеся на протяжении трех веков, сильно исказили фасад церкви, который был восстановлен лишь в 20х годах прошлого века. Также был устроен предел Алексия, человека Божия, с образами.
На Благовещение 1932 года храм был закрыт.

Настоятель храма арестован и отправлен в ссылку, а церковь вместе с колокольней были обезглавлены. После некоторых переделок здание было оснащено под складские помещения и бухгалтерию ЦК ВЛКСМ. Все богатое убранство и расписные стены церкви тщательно уничтожены.

Сохранить удалось лишь росписи, размещенные высоко под потолком.

Вернуть храм Русской Православной Церкви удалось лишь в 1990 году. Начали проходить работы по восстановлению внутреннего антуража, крестов и глав. Снова из стен церкви стали возносится молитвы и богослужения.
В это время удается восстановить особый жанр культовой живописи – иконопись. При храме открываются иконописные школы. Также в это время начинает формироваться и библиотека.

Сегодня в храме находятся пределы во имя многих святых и мучеников, но в особом почете стоят две святыни: местночтимый образ Божией Матери «Феодоровская» и мощи святого праведного Алексия, пресвитера Московского.

Источник: https://www.moleben-online.ru/khramy-i-svyatyni/svyatye-mesta/267-khram-svyatitelya-nikolaya-v-klennikakh

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Кленниках

Каменный храм свт. Николая Чудотворца был построен в 1657 году и по древнему назывался «у Решетки». В 1701 году после пожара перестроен. С южной стороны возведен придел Казанской иконы Божьей Матери. Колокольня построена в 1748 году. С 1771 года в документах церковь именуется «Никола в Клениках». В советское время в нем помещались учреждения ЦК ВЛКСМ. С 1990 года храм действующий.

На этом месте находилась церковь Симеона Дивногорца, выстроенная по обету Ивана III в 1468 году за один день, в благодарность за то, что сильный пожар Москвы не перекинулся на Кремль. Эта церковь упоминается в 1625 году.

Нынешняя церковь выстроена в 1657 году вплотную к церкви Симеона Дивногорца, чем объясняют перелом стены северного придела. В XVII веке церковь именовалась церковью Николая “в Блинниках” (Сытин упоминает, что тут действительно торговали блинами), но в XVIII веке “Блинники” каким-то образом трансформировались в “Кленники”.

Важно

Есть предположение, что это связано с явлением иконы св. Николая в подмосковной деревне Кленники.

Церковь существенно перестроена после пожара 1701 года: верхнюю часть четверика разобрали, а нижнюю превратили в подклет, над которым возвели новый, двусветный объем с апсидой и притвором, приобретший черты “нарышкинского стиля”.

После пожара 1748 года церковь была значительно обновлена, в 1749 году возведена колокольня. О других обновлениях церкви упоминают в 1853, 1868, 1894 годах.

В 1920-х годах был восстановлен внешний декор, утраченный при реконструкциях XVIII-XIX веков.

Церковь закрыта в 1931 году. В советское время с колокольни была снесена глава, а с четверика – глава вместе с восьмигранным барабаном, так что завершаться он стал просто четырехскатной крышей.

В помещении храма размещались учреждения ЦК ВЛКСМ: по некоторым данным, просто хозяйственные склады (ЦК ВЛКСМ располагался в соседнем, ближе к Новой площади, здании). Здание состояло на государственной охране.

После возвращения храма верующим 18 июля 1990 года разрушенные главы были восстановлены.

С 1893 по 1920-е годы священником церкви был широко известный отец Алексий (Мечёв), в 2000 году причисленный к лику святых Русской Православной Церкви. Мощи святого пребывают в церкви, ему посвящен отдельный престол. После кончины о. Алексия в храме священствовал его сын, о. Сергий Мечёв, позже расстрелянный в Ярославском НКВД и также в 2000 году причисленный к лику святых Новомучеников.

Престолы храма: Николая Чудотворца (главный); Казанской иконы Божией Матери; Всех Святых, в земле Российской просиявших; Алексия, старца Московского (Мечёва).

Николая, святителя, в Кленниках церковь (улица Маросейка, дом № 5).

Здесь в 1468 г. великий князь Иван III построил по обету деревянную церковь преподобного Симеона Дивногорца. Наименование современной церкви «в Кленниках», по-видимому, связано с существовавшей здесь в древности кленовой рощей. Ныне существующая каменная церковь строилась в несколько этапов. Ее начали возводить в 1657 г. вплотную к деревянной. В 1690 г.

храм перестроили в связи с созданием нового престола в честь Казанской иконы Божией Матери на второй этаже. После большого пожара 1701 г. храм еще раз перестраивали. От постройки 1657 г. остался только нижний этаж, переделанный в подклет.

Совет

С юга, со двора, пристроили нынешнюю церковь Казанской иконы Божией Матери, а придел святителя Николая перенесли наверх, на место прежнего Казанского престола. Никольский храм имеет высокий двусветный четверик, завершенный восьмигранной главой. В подклете – маленькие, углубленные в стену окна, а в главном храме на окнах красивые сложные наличники в стиле московское барокко.

Колокольню возвели в 1749 г. В конце XVIII – начале XIX века фасады храма переделали. По вкусам того времени окна потеряли свои роскошные наличники, а вместо них получили простое строгое обрамление.

В начале XX века скромный храм на Маросейке стал знаменит на всю Москву. В 1893 г. в него назначили настоятелем молодого священника отца Алексия Мечева (1859–1923). Приход был небольшим и бедным. Рядом находились более почитаемые храмы с большими богатыми приходами.

Отец Алексий, будучи единственным священником, каждый день служил в храме, который в первые годы его священства бывал почти пуст. Но вскоре сюда потянулись обездоленные, скорбящие и потерявшие надежду люди. У отца Алексия они получали любовь и утешение.

Жил настоятель с семьей в маленьком деревянном домике во дворе храма. В 1913–1915 гг. книгоиздатель Сытин построил рядом деловой дом своей фирмы и новый дом для причта Никольского храма. После 1917 г. число молящихся в храме увеличилось. После смерти Алексия Мечева в 1923 г.

в Никольском храме до его закрытия настоятелем был его сын протоиерей Сергий Мечев (1892–1942), погибший в лагере.

В 1928–1930 гг. в храме проводились реставрационные работы. Архитектор-реставратор Д.М. Сухов провел большую работу по вскрытию остатков стесанных наличников на фасадах. Они были восстановлены, но сразу после закрытия храма в 1930 г. снова стесаны.

В 1970-е гг. проводилась повторная реставрация фасадов. Реставраторы, пользуясь материалами Д.М. Сухова, повторили его работу и опять восстановили все наличники. Храм тогда не имел главы, снятой в 1930-е гг.

В советское время здание использовалось для нужд ЦК ВЛКСМ.

Обратите внимание

В 1990 г. храм был возвращен Русской Православной Церкви, и 17 декабря его освятили. Сюда сразу же пришли его бывшие прихожане и их потомки. Они принесли многие иконы, которые были взяты из храма на сохранение. Храм отреставрировали полностью, пользуясь материалами Д.П. Сухова, к 1997 г.

Читайте также:  Икона божией матери пожайская, литва, город каунас, пажайслисский монастырь, костел сретения девы марии и елизаветы

В 2000 г. на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви были канонизированы праведный старец Алексий Мечев и его сын священномученик Сергий. 29 сентября 2001 г.

крестным ходом мощи старца Алексия были перенесены в храм святителя Николая в Кленниках. В подклете освятили придел во имя праведного Алексия Московского, где находятся его мощи. Рядом освящен придел Всех Святых, в земле Российской просиявших.

Сохраняется мемориальная келья, в которой жил Алексий Мечев.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/

Название подмосковного села Кленники в городской топонимике сохранилось сегодня лишь в традиционном именовании церкви. Впрочем, есть основания предполагать, что Кленники – позднейшее название местности, именуемая в документах ХVII века “Блинниками”.

По предположению некоторых историков, это может быть связано с тем, что здесь торговали блинами, ведь место на Покровке недалеко от ворот Китайгородской стены уже тогда была весьма оживлённым. Как бы то ни было, в последующие века установилось название Кленники; первый же храм построили здесь значительно раньше.

Датой основания церкви можно считать 1468 год, когда в этой части города случился сильный пожар. В то время лишь Кремль защищала крепостная стена, нынешний Китай-город был посадом, окружённым лишь рвом, а ещё дальше располагались вовсе неукреплённые окраинные слободы.

Однако, несмотря на удалённость описываемого района московского посада от центра Москвы, пожар полыхал столь щедро, что великий князь Московский Иван III всерьёз опасался, что огонь может перекинуться и на Кремль. В благодарность за то, что этого не случилось, он повелел возвести там, где пожар был наиболее силён, храм – его повеление, разумеется, тут же исполнили.

Важно

Так появилась церковь преподобного Симеона Дивногорца – она считается прямым предком нынешнего Никольского храма. К деревянному храму, спешно выстроенному по приказу Ивана III, позже добавили два каменных придела, освящённых во имя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери.

Спустя некоторое время деревянный храм погиб в очередном пожаре, и Симеоновский престол оказался упразднён; Никольский же и Казанский существуют до сих пор; более того, один из них в итоге дал имя всему храму. К середине ХVII века, когда возник нынешний храм, эта территория окончательно вошла в состав Москвы в качестве улицы Покровки.

История церкви за эти два столетия и точная дата пожара Симеоновской церкви не известны; нам лишь известно, благодаря метрическим книгам, что каменный храм построили в 1657 году.

Основное её содержание, по крайней мере до ХХ века, составляют перестройки, ремонты и восстановления: они имели своим следствием то, что современный интерьер храма представляет собой довольно сложное сочетание помещений, возникших в разные эпохи. Сегодня нам сложно представить, как выглядел храм в момент своего строительства при царе Алексее Михайловиче и Патриархе Никоне. В нынешнем его облике слишком много черт нарышкинского барокко, сообщённых церкви уже в следующем веке, – в 1657 году храм, скорее всего, был беднее украшениями и смотрелся более “древнерусским” по своему внешнему виду.

Сохранились сведения о многочисленных пожарах, от которых страдал уже каменный храм. Они и являлись главной причиной его последующих перестроек. Согласно историческим свидетельствам, в первое столетие своего существования храм горел не меньше пяти раз: пожары наносили ему раны в 1676, 1689, 1701, 1737 и 1748 годах.

Чаще всего загорались окрестные деревянные дома, а уж потом огонь перекидывался на церковь, находившуюся в достаточно плотной городской застройке. После пожара 1701 года было предпринято серьёзное поновление здания. Нижнюю часть главного четверика тогда превратили в подклет, а верхнюю серьёзно перестроили – вероятно, увеличив в объёме. Храм стал двусветным, приобрёл притвор.

Имеются сведения о выдаче церкви нового антиминса, что косвенно свидетельствует о серьёзном ущербе от пожара. Именно в это время оформлению храма сообщили черты нарышкинского барокко, получившего необыкновенно широкое распространение в эпоху молодости Петра I.

Буквально за пару лет до этого мастер Пётр Потапов выстроил поблизости знаменитую Успенскую церковь, которая специалистами единогласно признаётся одним из шедевров московской архитектуры – и одной из главных потерь грандиозной перепланирови города в 1930-е годы.

Помимо значительного увеличения основного объёма, к храму был пристроен новый придел, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери. Казанский придел имелся здесь и раньше, ещё до строительства каменного здания. В одном из текстов 1620-х годов церковь даже именуется Казанской.

Судя по всему, старый придел пострадал очень сильно, поэтому его решили не ремонтировать, а возвести заново. На этом не остановились и через некоторое время Казанский придел надстроили, добавив ему второй этаж. Следующее серьёзнейшее испытание датируется 1748 годом, и оно вновь связано с большим пожаром, почти полностью погубившим интерьер храма.

Произведённый капитальный ремонт, впрочем, одним интерьером не ограничился – изменения претерпело оформление фасада, но самым главным новшеством стало возведение колокольни – в несколько сдержанном классическом стиле, характерном для тогдашней эпохи.

Совет

В те времена при реконструциях не озабочивались гармонией стиля, и новые части храмов возводили в господствующей в данное время стилистике, не обращая внимания на оригинальный стиль первоначальной постройки; отсюда проистекает бросающийся в глаза эклектизм многих старых московских храмов. Нечто похожее произошло и с Никольской церковью – после появления колокольни условно древнерусские черты в ней причудливо “сочетались” с “новоевропейскими” формами. Храм с колокольней соединили небольшой одноэтажной трапезной, а севера появился ещё один придел. Иногда церковь называли Казанской по посвящению придела.

Постепенно “Блинники” вышли из обихода, уступив место “Кленникам” – в ХVIII столетии храм становится известен исключительно как “Никольский в Кленниках”. В ХIХ веке храм продолжал периодически поновляться и перестраиваться, хотя серьёзных пожаров уже не переживал. Сохранились свидетельства о крупных ремонтных работах в 1868 и 1894 годах.

Последний из этих ремонтов проводился при настоятеле, которому суждено было стать самым известным героем истории Никольского храма и, наоборот, сделать известным и примечательным сам храм, до этого несколько терявшийся среди десятков других церквей Москвы.

Речь идёт о святом праведном Алексии Мечёве, являвшемся настоятелем Никольского храма с 1893 года до самой своей смерти в 1923 году. До революции Никольский храм относился к Сретенскому сороку, представлявшему собой весьма крупное образование.

В непосредственной близости от Никольской церкви, поражающий своими размерами дом, в 1914 году строит известный книгоиздатель и коммерсант Иван Сытин.

В благодарность за то, что отец Алексий разрешил, чтобы окна новостройки выходили на церковный двор, Иван Дмитриевич возвёл рядом с церковью новый двухэтажный дом причта, куда и переселилась семья настоятеля. На долю родного сына Алексея Мечёва – Сергея, пришлись тяжелейшие испытания.

После его ареста в 1929 году, буквально через два года осиротевший Никольский храм основательно закрыли. Храм избежал сноса, хотя без глумлений и издевательств дело не обошлось – в частности, церковь, церковь обезглавили. В здании располагался сначала склад, затем различные учреждения.

Любопытно, что одно время часть храма использовалось под жильё – второй этаж до 1960 года являлся коммунальной квартирой, куда селили слепых. Ни о каком комфорте здесь, правда, речи не не шло. Жильцы обитали в страшной тесноте. Известно, что только на месте нынешней площадки лестницы на втором этаже была жилая комната на две семьи, эту комнату занимали шесть человек. В квартиру они попадали по чёрной лестнице со двора. Здесь жила и семья Мечёвых после ареста главы семейства отца Сергия и закрытия храма.

Обратите внимание

С началом массового строительства типового жилья на окраинах Москвы, в конце 1950-х годов, коммунальную квартиру расселили, в церковном здании с тех пор пребывали только государственные учреждения. В 1990 году храм во имя святителя Николая Чудотворца в Кленниках вернули верующим.

Читайте также:  Икона божией матери ярославская

В новейшее время Никольский храм преобразился – он обзавелся новыми росписями, богатой утварью и чтимыми образами. При этом главными его святынями, к которым устремляется поток богомольцев являются местночтимая Феодоровская икона Божией Матери и мощи святого праведного Алексия (Мечёва).

Храмы, “зажатые” между стенами соседних домов, встречаются у нас исключительно редко, поэтому пример Никольской церкви, притвор которой вплотную примыкает с западной стороны к соседнему дому начала ХХ века, можно назвать необычным. Фасад храма находится на одной линии с другими домами улицы, он никак не отделён, не имеет ограды – тоже нечастое явление.

Однако храм, несомненно, является украшением начала Маросейки. Он достаточно скромен, не поражает взгляда, но гармоничный и пропорциональный абрис четверика и колокольни в ряду фасадов улицы придаёт ей, улице, особую “московскую” изюминку.

Благородное сочетание красных стен с белыми декоративными элементами моментально считывается как маркер нарышкинского барокко и всех связанных с этим стилем и эпохой ассоциацией, от личности Петра до Новодевичьего монастыря.

При ином расположении храма пропорции могла бы нарушить излишне вытянутая трапезная часть, но,благодаря той роли, которую она играет в формировании “облика” Маросейки, и чёткому членению, трапезная, наоборот, смотрится выигрышно.

Основной четверик храма имеет в своём основании постройку 1657 года, при этом верхняя его часть относится к послепожарной перестройке 1701 года. Отсюда и характерные наличники на окнах, сразу выдающие нарышкинский стиль. Колокольня на полвека моложе, что сразу бросается в глаза: её более геометричные формы и широкие пилястры явно относятся к следующей эпохе, когда в моду вошёл классицизм. На крыше трапезной виден дымоход. Храм был зимним, то есть службы в нём велись круглый год, и зимой помещения отапливались. Сейчас дымоход увенчан изящным козырьком, защищающим трубу от осадков.

Из журнала “Православные Храмы. Путешествие по Святым местам”. Выпуск №128, 2015 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02183

Церковь Николы в Кленниках — здание в стиле классицизм | Узнай Москву

Маленькая церковь на Маросейке словно зажата между двумя громоздкими зданиями, но при этом не теряется на их фоне, ярко выделяясь своим красным фасадом с белыми деталями. В начале ХХ века этот храм и его настоятеля знала вся Москва.

Впервые церковь на этом месте была построена в 1468 году: своим появлением она обязана великому князю московскому Ивану III, который возвел деревянный храм в честь Симеона Дивногорца – в благодарность за то, что пожар, произошедший в Москве в день памяти этого святого, не перекинулся на Кремль. Однако в дальнейшем следы церкви теряются, и в XVII веке она упоминается уже как Никольская, что в Блинниках. Последнее наименование в XVIII веке стало звучать иначе – «в Кленниках». Сейчас используются оба варианта, но более оправданным считается «в Блинниках», так как на соседней площади Ильинских ворот в древности торговали блинами. Упоминания же о клёнах в этом месте не найдено, но зато известна чудотворная икона святого Николая, явившаяся в подмосковной деревне Кленники – возможно, это повлияло и на народное прозвание столичной церкви.

Существующее здание состоит из разновременных частей. В основе его – каменный храм 1657 года, однако он несколько раз значительно перестраивался. Так, в 1690 году был освящен второй придел во имя Казанской иконы Божией Матери.

Важно

После крупного пожара 1701 года церковь стала двухъярусной, с Казанским престолом вверху и Никольским внизу, приобрела одноглавое завершение. Тогда же ее фасад, выходящий на Маросейку, получил наличники, выдержанные в стилистике нарышкинского барокко, с гребнями и разорванными фронтонами.

Еще один пожар произошел в 1748 году, после которого через год была перестроена трапезная и возведена новая трехъярусная колокольня – с рустованной аркой внизу (позднее заложена и превращена в окно) и ярусом звона наверху.

В дальнейшем церковь еще несколько раз обновлялась, были утрачены наличники на четверике, но радикальных перестроек более не производилось.

Всеобщая известность к храму святого Николая Чудотворца на Маросейке пришла в 1910-х годах, когда здесь начал служить протоиерей Алексий Мечёв. За свою доброту, отзывчивость и сострадание чужому горю он получил прозвища «добрый пастырь» и «главный московский батюшка». После его смерти в 1923 году приход возглавил его сын, Сергий Мечёв – впоследствии он был арестован и погиб в лагерях.

В 1920-х годах церковь продолжала действовать, в 1927 году в результате реставрации были воссозданы наличники на четверике. Но в 1931 году богослужения прекратились, после чего здание использовалось сначала в качестве склада, а затем было переделано под кабинеты для ЦК ВЛКСМ. Внутреннее убранство при этом оказалось полностью уничтожено.

Снаружи у церкви были разобраны главы на четверике и колокольне, однако большая часть отреставрированного декора осталась нетронутой. В 1990 году храм был передан новой православной общине, которая возобновила богослужения. Установлены новые иконостасы, заново сделаны росписи.

В 2000 году Алексий и Сергий Мечёвы были канонизированы и в честь каждого из них в нижнем ярусе церкви появились приделы.

Источник: https://um.mos.ru/houses/4946/

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма святителя Николая в Клениках известен с 1468 года. В 1701 году было построено современное здание двухэтажного храма. Архитектор неизвестен. Главный престол освящён во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Боковой придел верхнего храма – в честь святителя Николая Мирликийского. Два престола нижнего храма освящены в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, и святых нашего храма – праведного Алексия и священномученика Сергия, пресвитеров Московских. В 1893-1923 годах настоятелем храма был московский старец в миру, протоиерей Алексий Мечёв. После его кончины руководство маросейской общиной и настоятельство принял его сын, протоиерей Сергий Мечёв, в 1942 году расстрелянный за веру Христову после неоднократных арестов, ссылок и лагерей. Оба пастыря нашего храма прославлены в лике святых. В годы гонений приход был снят с юридической регистрации, а храм закрыт для богослужений и передан в народное хозяйство в 1932 году. В 1990 году приход был возрождён и получил юридическую регистрацию. В том же году возрожденному приходу было передано бывшее здание храма.4 января 1992 года восстановленный Казанский придел освящен Великим Архиерейским чином, совершенным Святейшим Патриархом Московским Алексием II.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская», Рака с мощами праведного Алексия, пресвитера Московского.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Ежедневно совершается Божественная литургия. Порядок ежедневных вечерних богослужений меняется в зависимости от праздников. Начало Божественной литургии по будним дням в 9-00, по воскресениям, двунадесятым и престольным праздникам совершаются две Божественные литургии, в 7-00 и 9-30. Начало вечерних богослужений в 17-00.

Еженедельно в 17-00 – вечерни и молебны с чтением акафистов: по понедельникам – сщмч. Сергию, пресвитеру Московскому, по вторникам – св. прав. Алексию, пресвитеру Московскому, по средам пред икона Пресвятой Богородицы «Феодоровская», по четвергам – святителю Николаю Мирликийскому.

Накануне престольных праздников в 15-00 служится малая вечерня и молебен с чтением акафиста празднуемому святому.

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Николай Анатольевич ВАЖНОВ, настоятель. Родился 22 ноября 1954 года.Образование: Московская Духовная Семинария, Московская Духовная Академия.24 декабря 1978 года рукоположен в сан диакона. 23 июня 1991 года рукоположен в сан пресвитера.14 октября 2011 года назначен настоятелем храма.
Протоиерей Николай Вячеславович ЧЕРНЫШЕВ. Родился 16 сентября 1959 года.Образование: Московский Государственный Педагогический Институт, Московская Духовная Семинария.26 ноября 1989 года рукоположен в сан диакона.4 января 1992 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Владимир Валерьевич КОЛОБАНОВ. Родился 4 января 1955 года.Образование: Московский Институт Электронного Машиностроения, Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.12 июля 1999 года рукоположен в сан диакона.27 октября 2000 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Роман Александрович СЁМИН. Родился 20 мая 1976 года.Образование: Московская Духовная Семинария.25 февраля 2001 года рукоположен в сан диакона.25 октября 2001 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Серафим Дмитриевич ЧУРАКОВ. Родился 14 ноября 1972 года.Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.13 апреля 2003 года рукоположен в сан диакона.30 октября 2016 года рукоположен в сан пресвитера.
Читайте также:  Молитвы в случае болезней легких - о здоровье и исцелении телесных недугов

СХЕМА ПРОЕЗДА Проезд до ст. метро «Китай-город», выход на улицу Маросейка.

В приходе храма действуют: иконописная школа, детская воскресная иконописная школа, дискуссионный молодёжный клуб.

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/church/klenniki.htm

Святителя Николая Чудотворца церковь. / Маросейка улица, 5. / Русские Церкви

Сайт – klenniki.ru
Святителя Николая Чудотворца церковь.
Маросейка улица, 5.

Храм построен в 1657 (нижний храм святителя Николая Чудотворца) на Покровке (в «Кленниках» — в кленовой роще; некоторые считают, что это слово трансформировалось в XVIII в. от «блинники»), вплотную к деревянному храму Симеона Дивногорца (постр. царем Иваном III в 1468; не сохранился). В 1690 надстр.

верхний этаж (Казанской иконы Божией Матери). После пожара 1701 верхняя часть храма разобрана, нижняя превращена в подклет, надстр. высоким верхним помещением с алтарем и притвором. С юга пристр. новый придел Казанской иконы Божией Матери. Колокольня постр. в 1748—49. Обновлялся после пожара 1748—49 (переделаны фасады и др.

), в 1853, 1868, 1894. В 1893-1923 настоятелем храма был московский духовник и старец протоиерей Алексий Мечев, а после его смерти (1923) — сын, протоиерей Сергий Мечев, создавший приход-общину (в 1929 арестован, погиб в лагерях). Оба пастыря прославлены в лике святых. В стиле московского барокко.

Четырехугольный с двухчастным алтарным выступом. Наличники окон с разорванными треугольными и «пучковыми» фронтонами. Стены подклета сохранились от первоначального здания. Трехъярусная колокольня с лепными гирляндами на капителях пилястр. В 1927 реставрировался, восстановлены первоначальный внешний декор, утраченный в XVIII—XIX вв.

Совет

при обновлении храма, наличники окон нижнего храма (на юж. и сев. стороне). Внизу устроен придел праведника Алексия, 4 иконостаса (3 тябловых и белокаменный с тонкой резьбой). В 1932 закрыт, обезглавлен, перестроен для учреждений ЦК ВЛКСМ. В 1990 возвращен РПЦ.

Главный престол — святителя Николая Чудотворца, приделы — Казанской иконы Божией Матери, Всех Святых, в земле Российской просиявших, праведника Алексия, старца Московского и священномученика Сергия.

Святыни: особо чтимая Феодоровская икона Божией Матери, иконы преподобного Сергия Радонежского с частицей мощей, преподобного Феодосия Тотемского с частицей мощей, «Всех Святых, в земле Российской просиявших», праведника Алексия, старца Московского в житии (икона и святые мощи).

При храме — иконописная школа и библиотека.

Отменить загрузку всех файлов Добавить фото Редактировать страницу

Храм Николая Чудотворца

Храм Николая Чудотворца

Святителя Николая Чудотворца церковь.

Святителя Николая Чудотворца церковь.

Церковь Николая Чудотворца в Кленниках

Святителя Николая Чудотворца церковь.

Источник: http://russian-church.ru/photo.php?id=4001

Храм Николая Чудотворца в Клённиках

Храм Николая Чудотворца в Клённиках – православная церковь, расположенная на улице Маросейка в историческом Белом городе рядом с одним из выходов со станции метро “Китай-город”.

Современное здание храма состоит из нескольких частей разных лет постройки, в его основе – каменный храм, построенный в 1657 году.

Однокупольное двухъярусное здание церкви с подклетом и пристроенными апсидой и притвором включает также двухъярусную трапезную и трёхъярусную колокольню.

Фасады здания выполнены в красном цвете и декорированы в духе нарышкинского барокко: на них ярко выделяются наличники с разорванным фронтоном и гребнем и рустованная арка внизу колокольни.

Церковь находится на склоне улицы и любопытно вписана в рельеф.

Происхождение названия

В названии церкви присутствует неоднозначное определение “в Клённиках”, впервые появившееся на рубеже 18-19 веков. Согласно устным преданиям, в прошлом на месте храма существовала кленовая роща, однако, в наши дни эта версия считается несостоятельной, так как она ничем не подтверждена.

Впервые прибавление к названию храма с указанием местности появляется в 1657 году, когда его отстраивают в камне: церковь Николы Чудотворца, что на Покровке. В 1689 году она же упоминается как “в Блинниках”, а в 1701 – “в Клинниках”.

Вероятнее всего, “в Клённиках” – искажение изначальной формы названия “в Блинниках”, что косвенно подтверждается тем, что у Ильинских ворот в прошлом торговали блинами и селились пекари. Однако, это тоже не факт, и действительная причина такого названия храма на сегодняшний день неизвестна.

История храма

По мнению русского и советского историка Петра Сытина, первая церковь на этом месте могла появиться ещё в 1468 году: по указу Ивана III была построена “обетная” церковь Симеона Дивногорца, возведённая в благодарность за то, что сильный пожар в Белом городе не дошёл до Кремля. Эта церковь упомянута в летописях, однако, ни в одном источнике не указано, где именно она была построена.

Впервые деревянный храм на этом месте обозначается на Сигизмундовом плане Москвы 1610 года; в Окладной книге за 1625 год он упомянут как церковь Пресвятой Богородицы Казанския.

В 1657 году вплотную к старому деревянному храму возводят новый каменный, а в 1690 обустраивается новый престол, и он становится известен как храм Богородицы Казанския и Николая Чудотворца на Покровке в Блинниках. После большого пожара в 1701 году здание перестраивается: церковь становится двухъярусной, нижняя её часть превращается в подклет, пристраиваются апсида и притвор.

В 1749 году – опять же, после пожара – возводится колокольня и несколько перестраиваются фасады. В дальнейшем церковь ещё несколько раз реконструировалась, но радикальных перестроек больше не было.

Известно, что в 1910 году при храме работала церковно-приходская школа.

В начале 20 века настоятелем храма был широко известный священник Алексей Мечёв (1859 – 1923), в 2000 году прославленный в лике святых Русской православной церкви.

Он получил известность, как добрый пастырь, проповеди которого были искренни и просты; в советские годы его дважды вызывали в ОГПУ и запрещали принимать верующих, однако, не подвергли репрессиям по состоянию здоровья.

После смерти священника настоятелем храма стал его сын Сергей Мечёв (1892 – 1942), позже обвинённый в создании антисоветской группы, отправленный в ссылку, а затем и расстрелянный якобы за создание подпольных “катакомбных” церквей и насаждение тайного монашества по типу иезуитских орденов для борьбы с Советской властью. В 2000 году он также был канонизирован и причислен к лику священномучеников.

Из-за многократных ремонтов облик церкви исказился, и к 1920-м ряд декоративных элементов, включая пышные наличники, был утрачен. В 1927 году храм отреставрировали по проекту архитектора Дмитрия Сухова, но уже в 1931 он был закрыт и впоследствии обезглавлен. Сначала в здании храма разместили склад, затем – бухгалтерию ЦК ВЛКСМ.

Обратите внимание

18 июля 1990 года здание вернули Русской православной церкви. В нём были возобновлены регулярные богослужения, впоследствии восстановлены внутреннее и внешнее убранство, демонтированные главы и кресты.

Церковь Святителя Николая – далеко не самый большой и не самый известный храм Москвы, но точно один из самых примечательных: хотя окружающая застройка превосходит его по размерам и этажности, красные фасады храма с колокольней очень эффектно выделяются на фоне серых оттенков зданий в начале Маросейки.

Храм Николая Чудотворца в Клённиках расположен на улице Маросейка, дом 5. Добраться до него можно пешком от станции метро “Китай-город” Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Источник: http://mosprogulka.ru/places/hram_nikolaja_chudotvorca_v_klennikah

Ссылка на основную публикацию