Храм николая чудотворца в котельниках, россия, город москва

Москва. Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Статью добавил(а): Юлия,  15 декабря 2005

Котельники – старый московский район, названный по слободе котельников, изготовлявших котлы, в которых варилась пища. Отсюда и получили названия и набережная Котельническая и небольшие переулки Котельнические 1-й, 4-й, 5-й.

Деревянный храм святителя Николая на этом месте упоминается в 1654 г. В 1822-1824 гг. по проекту О.И. Бове в стиле классицизма была построена новая церковь. Здание построено на средства князя С.М. Голицына в память его предков Строгановых, живших в приходе этой церкви.

На южной стороне есть три замечательные барельефные композиции: “Вход в Иерусалим”, “Поклонение волхвов”, “Избиение младенцев”. Богослужения в храме возобновлены в 1992 г.

Обратите внимание

Главный престол освящен во имя святителя Николая, приделы во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, мученицы Евдокии.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  21 сентября 2016

Первое упоминание о церкви на месте современного храма относится к 1547 году. Это была деревянная церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. В 1625 году храм сгорел, на его месте была построена деревянная церковь Николая Чудотворца в Котельниках. Название церкви, как и района, связано с местом проживания котельников, производивших котлы для готовки.

В 1657 году деревянное строение заменяют каменным храмом на средства купцов Строгановых. В новом Никольском храме была устроена родовая усыпальница храмоздателей.

В 1688 году церковь вновь перестраивается, устраивается новый придел. Главный престол церкви был освящен во имя святителя Николая, придел во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

С годами церковь обветшала, позже сильно пострадала при пожаре 1812 года.

В 1822-1824 гг. по проекту О.И. Бове была возведена новая церковь в стиле ампир. Здание построено на средства князя С.М. Голицына в память его предков Строгановых. Храм расположился на склоне Швивой горки и был рассчитан на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада.

На южной стороне церкви находятся три барельефные композиции: “Вход в Иерусалим”, “Поклонение волхвов”, “Избиение младенцев”. В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой был устроен новый придел мученицы Евдокии (в трапезной).

Очередная перестройка храма прошла в 1892 году под руководством архитектора Н.П. Маркова.

Храм был закрыт в 1932 году, обезглавлен, частично разрушен и перестроен, после чего здание храма было передано химической лаборатории Управления геологии. После частичной реставрации в 1970-х гг. церковь получает статус памятника архитектуры и ставится под охрану государства.

Важно

С 1992 года, когда храм возвращен РПЦ, начались восстановительные и реставрационные работы. В 1998 году в возрожденном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве.

28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

http://www.intomoscow.ru/cerkov-svyatitelya-nikolaya-chudotvorca-v-kotelnikah.html

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках (1-й Котельнический переулок, 8, 10). Построена в 1822-24 гг. на средства князя С.М. Голицына. Ей предшествовали две кирпичные церкви (1657 и 1688 гг.), а деревянный храм на этом месте (в древней Котельной слободе) появился, по-видимому, ещё в XVI в.

Проект здания, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира. Здание состоит из храма типа ротонда на четверике с полукруглой апсидой, небольшой трапезной и 2-ярусной (с прямоугольными в плане ярусами) колокольней.

Несимметричная композиция, восходящая к традициям XVII в., видимо, связана с использованием фундаментов более ранней церкви, сооружённой предками заказчика, Строгановыми, издавно жившими в этом приходе.

Церковь поставлена на склоне Швивой горки и рассчитана на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада.

В 1873 г. с запада, перед входом, было возведено высокое крыльцо. Тогда же в трапезной был устроен придел Святой Евдокии. Отделка фасадов памятника сочетает характерную для позднего ампира строгость и чёткость линий с измельчённой, дробной моделировкой некоторых деталей.

Обращённый к переулку южный фасад четверика храма акцентирован плоским четырёхпилястровым портиком, завершённым фронтоном, а в простенках между пилястрами над окнами помещены замечательные горельефные композиции: «Вход в Иерусалим», «Поклонение волхвов» и «Избиение младенцев».

Совет

Стены по периметру здания опоясывает широкий фриз, включающий на четверике храма и нижнем ярусе колокольни триглифы и метопы, украшенные тщательно проработанными лепными медальонами. Столь же тонким рисунком отличаются ионические капители пилястр, декорирующих ротонду храма и верхний ярус колокольни.

Сохранившийся на участке рядом с церковью двухэтажный кирпичный дом причта перестроен в ампирных формах в 1840-х гг. из одноэтажного с мезонином здания богадельни. Церковь была закрыта в 1917-92 гг. Частично реставрирована в 1970-х гг. Ныне имеет статус патриаршего подворья.

П.Н. Шармин. http://www.intomoscow.ru/cerkov-nikolaya-chudotvorca-v-kotelnikah.html

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  8 октября 2016

Николая, святителя, в Котельниках церковь (1-й Котельнический переулок, дом № 8-10).

Расположена в одном из живописнейших мест Москвы – на крутом склоне Швивой горки. Сведения о первоначальном деревянном храме святителя Николая в сохранились с 1625 г. В 1657 г. его отстроили в камне, а в 1688 г.

на средства прихожан Строгановых на этом же месте появился новый храм с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Богатый двор Строгановых, состоявший из целого ансамбля построек, находился рядом, на высокой кромке холма.

Позднее, в конце XVIII века, на месте земель Строгановых была выстроена крупнейшая классическая усадьба Москвы, известная как усадьба Т.И. Тутолмина, сохранившаяся до наших дней в перестроенном виде. Ниже, на небольшом уступе крутого склона и расположена церковь святителя Николая.

Потомок Строгановых по женской линии князь С.М. Голицын в память о своих предках, которые были здесь погребены, решил выстроить новую церковь.

Ее возвели в 1822–1824 гг. по проекту О.И. Бове. В отделке храма принимал участие Д. Жилярди. Храм освятили 24 августа 1824 г. Она представляет собой один из вариантов небольшого по размерам классического купольного храма, дополненного традиционной трапезной и двухъярусной колокольней.

Все части объема хорошо скомпонованы, красив силуэт яйцевидного купола, завершенного главой на золоченом барабане. С севера, со стороны церковного двора, к трапезной примыкает придел святых Зосимы и Савватия.

Главный южный фасад, развернутый вдоль переулка, украшен пилястровым портиком с фронтоном и тремя барельефами: «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». В 1873 г.

Обратите внимание

в трапезной освятили второй придел – преподобномученицы Евдокии, к которому, а также к колокольне пристроили лестницы. До 1917 г. в храме сохранялось несколько икон XVII века.

После закрытия храм обезглавили, было утрачено церковное убранство, живопись в интерьере испорчена. В советское время в здании располагалась Центральная лаборатория территориального геологического управления центральных районов Министерства геологии РСФСР. В 1970-х гг.

привели в порядок внешний вид храма, а внутри здание было разделено на этажи. В 1992 г. храм был возвращен верующим, и в нем возобновлены богослужения. В течение последующего десятилетия ему вернули прежний внешний облик, внутри восстановлены иконостасы и настенная живопись.

Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. http://iknigi.net/avtor-mihail-vostryshev/

Статью добавил(а): Галина Борисовна Климочкина,  25 октября 2017

Церковь Николая Чудотворца, что за Яузой, в Котельниках, называлась также «что в Кузнецах». Здесь сгорела деревянная церковь св. Троицы, после чего построена была каменная, именовавшаяся и св. Троицы и св. Николая. Была перестройка в 1688 г. В 1722 г. показаны два престола: Николая Чудотворца, Зосимы и Савватия. В 1820 г. старая церковь разобрана.

Нынешняя построена иждивением князя С.М. Голицына на поминовение его предков Строгановых, которые погребены при трапезной. Освящение было 24 августа 1824 г. Третий престол назван Мученицы Евдокии.

Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=02997

Храмы моего города. Храм Святителя Николая в Котельниках

109240, 1-й Котельнический пер., д.8;
Ближайшая станция метро “Таганская”.

Схема поезда:

Контакты:

109240, 1-й Котельнический пер., д.8,
Телефон/факс: +7 (495) 915-05-06,
E-mail: hram@pccs.ru.

Адрес сайта: http://pccs.ru/index.html

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках была построена на средства князя Сергея Михайловича Голицына в 1824 году.
Но не все так просто ни с храмом, ни с храмоздателем.

Храм Николая Чудотворца известен в этом месте как минимум с 16-го века. Был он, понятно, деревянным, а судьбы деревянных церквей в тогдашней деревянной Москве частенько были похожими.

Важно

В том смысле, что не миновали их московские пожары. Вот и этот храм сгорел в 1625 году. Однако ж его построили вновь.

А спустя 30 лет на месте деревянной церкви купцы Строгановы, жившие неподалеку, на Гончарной улице, ставят каменную.

В 1688 году снова на средства Строгановых Никольская церковь перестраивается, и в ней появляется придел, освящённый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

И не зря именно в честь этих святых. Строгановы, известные купцы и промышленники, сделали свое состояние именно на Севере, сначала в Двинской земле, а позже и на Урале. Оттого и соловецкие святые почитались Строгановыми особо, учитывая еще и предание, что их предок их Федор Лукич лично знавал Зосиму Соловецкого.

В 1824 году пострадавший во время большого московского пожара 812-го года Никольский храм строится заново. О чем, как мне представляется можно только пожалеть. В определенном смысле.

И вот в каком: среди прочего Строгановы известны тем, что по их имени назван архитектурный стиль – «строгановское барокко», характеризующееся, среди прочего, исключительными пышностью и богатством.

И надо полагать, что построенные ими церкви как раз представляли этот стиль. И жаль, что мы их не увидим…

Однако, как бы там ни было, в 1824 году князь Сергей Михайлович Голицын – единственный московский потомок Строгановых – решил увековечить новой церковью память своих знаменитых предков.

Совет

Проект в стиле «поздний ампир» разработал известный архитектор Осип Иванович Бове, а воплощал уже другой, но не менее известный архитектор Дементий Иванович Жилярди.

И, понятно, что здание храма отражало не традиционно русские, а европейские тенденции в церковном русском зодчестве того времени. Такие храмы более свойственны европеизированному Санкт-Петербургу, нежели патриархальной Москве.

При этом мы совершенно не имеем в виде, что храм некрасив – как-то мы уже отмечали, что некрасивых храмов не бывает.
И не вдаваясь в годы злоключений – а они, увы, были – закончим тем, что храм Николая Чудотворца в Котельниках ждет своих прихожан в Первом Котельническом переулке, дом 8.

(Пожалуйста, оцените материал)
Загрузка…

Читайте также:  Икона божией матери ченстоховская, польша, город ченстохова, монастырь ясна гора

Источник: https://radiovera.ru/hramyi-moego-goroda-hram-svyatitelya-nikolaya-v-kotelnikah.html

Храм Святителя Николая в Котельниках в городе Москва

Храм Святителя Николая в Котельниках — православный храм Покровского благочиния Московской городской епархии. Подворье Патриарха Московского и Всея Руси; Подворье Православной Церкви Чешских Земель и Словакии.

Храм расположен в районе Таганский, Центрального административного округа города Москвы. Главный престол освящён в честь Николая Чудотворца; приделы в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, в честь великомученицы Евдокии (в трапезной).

20080520_6549 — Derek Holtham @ Flickr

История

История района

Никольская церковь расположена на берегу Москвы-реки у подножья Швивой горки — юго-западного склона большого Таганского холма. Это один из старейших московских районов. Он стал активно заселяться на рубеже XV—XVI веков, прежде всего за счёт выселенных из города ремесленников, занимавшихся огнеопасными промыслами: гончаров и кузнецов — бронников и котельников.

О'Кс@на Пална @ Foursquare

Первые упоминания о деревянной церкви, расположенной на месте современного Никольского храма относятся к 1547 году. Эта церковь была построена в слободе котельников и называлась церковь святой Троицы в Старых Кузнецах. Память о слободе котельников сохранилась в местных названиях: Котельническая набережная, 1-й Котельнический переулок.

В 1625 году, на месте сгоревшей Троицкой церкви строится деревянная церковь Николая Чудотворца в Котельниках.

Согласно архивным данным в 1657 году купцы Строгановы строят на месте деревянной церкви новый каменный Никольский храм со своей родовой усыпальницей.

Строгановы на тот момент являлись крупными купцами и промышленниками, их усадьба была расположена на соседней Гончарной улице.

В 1688 году на средства Строгановых Никольская церковь вновь перестраивается, в ней появляется придел, освящённый в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В последующие годы при церкви были похоронены Строганов Григорий Дмитриевич (1715), его супруга Марья Яковлевна (1734), а также многие другие известные члены семейства Строгановых.

Sergey Galperine @ Foursquare

К началу XIX века церковь обветшала. В 1812 году пострадавший во время большого московского пожара Никольский храм был приписан к храму Косьмы и Домиана Старого. (Храм Косьмы и Домиана Старого был расположен в 3-ем Котельническом переулке, разрушен в 1936 году.)

В 1822 году на средства Сергея Михайловича Голицына было начато строительство нового храма, сохранившегося до настоящего времени. Авторами проекта стали архитекторы Бове и Жилярди. 24 августа 1824 года (по старому стилю) Никольский храм был освящён митрополитом Московским Филаретом.

Храм был построен в стиле ампир. Главный объём храма — четверик на котором установлена ротонда с полуциркульными окнами, разделёнными пилястрами. Южную часть здания, выходящую на переулок, украшает декоративный портик с тремя скульптурными барельефными композициями — «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев».

Обратите внимание

С северной стороны храма, обращённой внутрь квартала, устроен придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Из-за сильного перепада рельефа повышена цокольная часть под трапезной и колокольней. В 1873 году на средства вдовы дьякона Евдокии Виноградовой в трапезной был устроен придел великомученицы Евдокии, к новому приделу и колокольне пристроены входные лестницы.

В 1892 году перестройку храма осуществил архитектор Н. П. Марков.

Ruslan Sadovnikov @ Foursquare

Советский период

Никольский храм был закрыт в 1932 году. Небольшая часть церковных ценностей была передана в Коломенский музей и в один из храмов в Коломенском, всё остальное было разграблено или уничтожено. С храма были сняты кресты и глава, сбиты рельефы, разрушена церковная ограда. После перестройки в здании храма разместилась химическая лаборатория Управления геологии.

В 1970-х годах Никольский храм частично реставрируется и ставится под охрану государства как памятник архитектуры. В это же время были уничтожены располагавшиеся в храме семейные захоронения Голицыных и Строгановых.

Возрождение храма

В 1992 году Никольский храм был передан Русской Православной Церкви, а его настоятелем стал иерей Михаил Жуков. В этом же году состоялось малое освящение храма и начались активные реставрационные работы.

Сразу после открытия в храм вернулись старинные иконы, которые были вынесены из него тайком, перед самым закрытием, последним священником протоиереем Николаем (Чертковым). Образ Божией Матери «Феодоровская» тайно сохранялся дома в семье протоиерея Николая.

Две иконы преподобных Зосимы и Савватия Соловецких были отданы на сохранение в церковь Николая Чудотворца в Клённиках.

В 1998 году, в отреставрированном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве. 28 октября 1998 года состоялось Большое освящение храма Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Присутствовавший на освящении Никольского храма Блаженнейший Митрополит Дорофей от лица Православной церкви Чешских земель и Словакии наградил иерея Михаила (Жукова) орденом равноапостольных Кирилла и Мефодия за заслуги в работах по восстановлению храма.

Шаблон:Примечания

Evgeny Kondratyuk @ Foursquare

Ссылки

Дмитрий Перевёрткин @ FoursquareAndrey Barhatov @ FoursquareMichael Degtyarev @ FoursquareAround Moscow — mvstang @ FlickrСергей Сухарев @ FoursquareAleksei Krasnov @ FoursquareBoris Petrov @ FoursquareEvgenia S. Emmadith @ FoursquareRoma Khokhlov @ FoursquareEkaterina Larionova @ FoursquareAlex Saffron @ Foursquare

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Hram-Svyatitelya-Nikolaya-v-Kotelnikah-18091

Московский никольский храм в котельниках – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Московский храм Николая Чудотворца в Котельниках

Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Котельниках, подворье Православной Церкви в Чешских землях и Словакии

Расположен в одном из живописнейших мест Москвы – на крутом склоне Швивой горки. На месте Никольского храма в древней Котельной слободе в XVII веке стояла деревянная церковь Живоначальной Троицы (впервые упоминается в 1547 году).

В 1657 году храм отстроили в камне, а в 1688 году на средства прихожан Строгановых на этом же месте появился новый храм с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.

Николаевская церковь стала усадебным храмом баронов Строгановых с фамильной усыпальницей.

Важно

После пожара 1812 года родовую церковь с богадельней в 1822-24 годы восстанавил на свои средства единственный наследник Строгановых в Москве, князь Сергей Михайлович Голицын.

Храм освятили 24 августа 1824 года. На имя возобновленной церкви князь Голицын положил в сохранную казну 30 тысяч рублей ассигнациями на вечное хранение. Ежегодные проценты с суммы полагались в пользу священника с причтом.

При храме в 1833 году была построена каменная одноэтажная с мезонином богадельня, где поначалу содержалось 10 человек «женска пола».

Московский храм во имя свт. Николая Чудотворца в Котельниках, 1872 г.

В 1873 году вдова диакона Евдокия Егоровна Виноградова на свои средства устроила внутри храма второй придел во имя прмц. Евдокии для служения ранних литургий зимой.

В 1922 году храм был разграблен по решению «Комиссии по изъятию церковных ценностей из церквей Рогожско-Симоновского района в пользу голодающих Поволжья». Позднее храм закрыли, обезглавили, было утрачено церковное убранство.

До 1990 года здание храма было занято Московской геолого-гидрогеологической экспедицией ПТО «Центрогеология» Мингео СССР.

Кроме того, в доме причта располагались различные отделы научно-исследовательского института морфологии животных им. Северцева, в том числе центр кольцевания птиц.

Внутри здание было разделено на три этажа, в алтаре находился кабинет руководителя геологической экспедиции, от фресок не осталось и следа.

В 1970-х гг. привели в порядок внешний вид храма.

В 1992 году храм был возвращен верующим, и в нем возобновлены богослужения. В течение последующего десятилетия ему вернули прежний внешний облик, внутри восстановлены иконостасы и настенная живопись.

28 октября 1998 года храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Совет

В 1999 году в возрожденном храме было открыто представительство Православной Церкви Чешских Земель и Словакии в Москве.

В ноябре 1999 года патриарх Алексий II и митрополит Дорофей (Филип) совершили великое освящение храма.

Архитектура и убранство

Проект здания, принадлежащий архитектору О.И. Бове, при реализации был несколько изменён архитектором Д.И. Жилярди в духе позднего ампира. Здание состоит из храма типа ротонда на четверике с полукруглой апсидой, небольшой трапезной и 2-ярусной (с прямоугольными в плане ярусами) колокольней.

Несимметричная композиция, восходящая к традициям XVII в., видимо, связана с использованием фундаментов более ранней церкви, сооружённой предками заказчика, Строгановыми, издавно жившими в этом приходе.

Церковь поставлена на склоне Швивой горки и рассчитана на восприятие как с берега реки, так и с переулка, проходящего вдоль её фасада.

В 1873 году с запада, перед входом, было возведено высокое крыльцо. Тогда же в трапезной был устроен придел Святой Евдокии. Отделка фасадов памятника сочетает характерную для позднего ампира строгость и чёткость линий с измельчённой, дробной моделировкой некоторых деталей.

Обращённый к переулку южный фасад четверика храма акцентирован плоским четырёхпилястровым портиком, завершённым фронтоном, а в простенках между пилястрами над окнами помещены замечательные горельефные композиции: «Вход в Иерусалим», «Поклонение волхвов» и «Избиение младенцев».

Совет

Стены по периметру здания опоясывает широкий фриз, включающий на четверике храма и нижнем ярусе колокольни триглифы и метопы, украшенные тщательно проработанными лепными медальонами. Столь же тонким рисунком отличаются ионические капители пилястр, декорирующих ротонду храма и верхний ярус колокольни.

Сохранившийся на участке рядом с церковью двухэтажный кирпичный дом причта перестроен в ампирных формах в 1840-х гг. из одноэтажного с мезонином здания богадельни.

Настоятели

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13675598.html

Святителя Николая Чудотворца храм. / 1-й Котельнический переулок, 8. / Русские Церкви

Святителя Николая Чудотворца храм.
1-й Котельнический переулок, 8.

Построена в 1822—24 (арх. О.И.Бове, в отделке здания участвовал Д. Джилярди) на месте находившегося здесь с 1688 каменного храма с приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (о его предшественнике — деревянном храме, впервые упом. в летописи 1547) на средства кн. С. М. Голицына в память о погребенных здесь его предках — Строгановых. Главный престол — святителя.

Николая Чудотворца с небольшим сев. приделом преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. В 1873 для служения ранних обеден зимой постр. второй придел преподобномученицы Евдокии, а к нему и колокольне пристр. входные лестницы. Местность (Котельники) названа по имени находившейся здесь в нач. XVII в. слободе ремесленников — кузнецов, изготовлявших котлы и металлическую посуду. В стиле ампир.

Над кубом храма — ротонда с полуциркульными окнами, разделенными пилястрами с фризом на бледно-голубом фоне стены. Над юж. портиком три скульптурных барельефных композиции — «Вход Господень в Иерусалим», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев». С ю.-з. над крыльцом — фигурный металлический навес. Небольшая двухъярусная, квадратная в плане колокольня с арочным ярусом звона.

Обратите внимание

Дом причта coop, в 1840-х. Святыня — икона мученицы Людмилы Чешской с частицей мощей. После 1917 закрыт. В нем размещались лаборатория, геолого-гидрогеологическая экспедиция. Разобраны глава храма и частично колокольня. В 1970-х ремонтировался. Богослужения возобновлены в 1992 (придел преподобных Зосимы и Савватия Соловецких не восстановлен).

С 1998 — Представительство Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Читайте также:  Метеоры, греция, регион фессалия

Открыта Кирилло-Мефодиевская школа.

Святителя Николая Чудотворца храм.

Святителя Николая Чудотворца храм.

Святителя Николая Чудотворца храм.

Святителя Николая Чудотворца храм.

Святителя Николая Чудотворца храм

Святителя Николая Чудотворца храм.

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Скульптурный образ Людмилы Чешской, подаренный Чешским центром и установленный у церкви

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Церковь Николая Чудотворца

Церковь Николая Чудотворца в Котельниках

Николо-Котельническая церковь

Николая Мирликийского церковь

1-й Котельнический переулок, храм

Свято-Никольская церковь

Источник: http://russian-church.ru/photo.php?id=14825

Храм Святителя и Чудотворца Николая в Котельниках

Слова благодарности, которые произнес Патриарх, я и мои коллеги будем воспринимать исключительно как пожелание того, чтобы государство вернуло долги и Русской Православной Церкви, и другим традиционным конфессиям, вернуло долги российскому народу. Будем делать всё, для того, чтобы оправдать доверие народа России и восстанавливать и возрождать духовную культуру нашего народа, помогать Церкви, её служению России.

Из выступления президента России В. В. Путина в Иверском соборе Валдайского монастыря, 12 января 2008 года

Московский храм Святителя и Чудотворца Николая в Котельниках за Яузою находится в древнейшем в Москве историческом месте – у подножия Швивой горки Таганного холма.

Лингвисты, исследуя, происхождение топонима и гидронима Москва, выдвинули предположение, что это слово принадлежит к одному из языков финно-угорской языковой группы и переводится как переправа, брод.

При впадении реки Яузы в реку Москву, устье Яузы было мелкое, а выносимый ею песок, делал, в этом месте, русло Москвы-реки широким и мелководным.

План Рогожской части г. Москвы (фрагмент). Карта 1917 г.

Возле переправы через реки Яузу и Москву находилась основная торговая площадь древней Москвы с множеством торговых рядов.

Место это было примечательно и узнаваемо тем, что по обе стороны его находились высокий острый холм, который называли «Кремлевским» (от греческого «кремнос» (скала)) и высокий, широкий холм с плоской вершиной – «Таганный» (от греческого «теганон» (сковорода)).

Значение этого места для наших предков было огромное, поскольку даже административное деление древнего города установилось относительно этой основной торговой площадки с переправой: части древней Москвы носили названия Заяузье, Заречье и Зарядье.

Храм свтятителя и чудотворца Николая, что в Котельниках. Фото Н. А. Найденова, 1881 г.

Важно

Древний посад Заяузье (Таганка) образовался, предположительно, еще в дохристианский период, благодаря выгодному географическому положению этой местности. Это две крупные реки – Москва и Яуза, холмистый ландшафт, лес, залежи глины и песка, пересечение основных торговых путей.

Этот градец издревле являлся связующим между Южной и Северной Русью и впоследствии стал составной частью города Москвы. Дороги из древних городов Руси сходились на Таганской площади Заяузья.

Она также была древней торговой площадью, где шла бойкая торговля привозными и местными товарами; вокруг неё, со временем, образовались ремесленные и профессиональные слободы кузнецов, гончаров, котельников, каменщиков, стрельцов, ямщиков. Возникшие позже речные пристани и мельницы также привлекали торговцев и купцов.

Храмовая икона свт. Николая

В христианской период вокруг Таганской торговой площадки возникло огромное количество древних церквей, носивших свои названия по именам святых, прославившихся еще в самом начале становления Христовой веры. Особенно много храмов Таганки было посвящено святителю Николаю, которого почитают на Руси как помощника в торговых делах и защитника путешествующих.

Икона апостола Андрея Первозванного

Известен факт, что Апостол Андрей Первозванный по Воскресении Христа, отправился распространять Христово учение в славянские страны, простирающиеся до самого Черного моря и Дуная. Он первый проповедал учение Христа в Византии, где поставил первых пресвитеров Церкви.

По промышлению Божию Апостол Андрей пошел к реке Днепр в Русской земле и дошел до Киевских гор. Поставив здесь поклонный крест, Апостол пошел на север Руси, где ныне расположен Великий Новгород и Ладога – древняя столица Северной Руси.

В Северной Руси Православная Христова вера распространилась и укрепилась раньше, чем в Южной, о чем свидетельствуют многочисленные археологические находки, обретенные при раскопках в Великом Новгороде и Старой Ладоге. Раскопки в других древних русских городах подтвердили, что возраст этих городов более 1000 лет.

Дороги из этих  городов сходятся в Москве, что также подтверждает более древний её возраст, чем принято считать по сегодняшней официальной версии.

Имеется предположение, что Апостол Андрей, двигаясь по древнему торговому пути «из варяг в греки» мог посещать Заяузье (Таганку), где при слиянии рек Москвы и Яузы была возможность переправы для продолжения пути. Апостол Андрей Первозванный нес Христово учение людям на греческом и арамейском языке (древний язык торговцев).

От греческих купцов он мог узнать, что далеко на севере живут славянские племена и есть города. Купцы могли рассказать Апостолу, как добраться до этих мест. Одним из ориентиров мог быть Таганный холм. Версию возникновения географического термина «таган» выдвинул один из известнейших отечественных топонимистов профессор-географ Э. М.

 Мурзаев в одном из научных сборников: «…Остановимся на происхождении известного названия – Таганка. …Тюркское слово «таган» восходит к греческому «теганон» и оказывается еще и географическим термином.

Совет

Оно обнаруживается в большом топонимическом ряду: селения Таганча в Киевской и Черкасской областях, город Таган в Новосибирской области, гора Алтын-Таган на Алтае, Таганрог в Ростовской области. Поэтому в географии «таган» обозначает гору, холм, вершину горы».

Апостол Андрей Первозванный водружает крест на горах Киевских. Художник Н. Ломтев. 1848 г.

Проходя через Заяузье, Апостол Андрей Первозванный проповедал местным жителям, воинам и торговцам Христово учение, а значит, в подтверждение исполнения своей апостольской миссии должен был установить поклонный крест на возвышенном месте, заметном и видимом издалека – то есть, на вершине Швивой горки Таганного холма.

Название Швивой (Ушивой) горки происходит от древнерусского «ушь» – терние, волчок (движение). Швивая горка – это самое высокое место Заяузья. Здесь в Большой Котельнической слободе Заяузья находится церковь св. Никиты Мученика, что за Яузой, упоминаемая в документах с начала XVI века.

При Никитской церкви ныне находится Московское представительство Русского на Афоне Свято-Пантелеймонова монастыря. С ней соседствует и описываемый нами храм во имя свт. Николая Чудотворца в Котельниках.

История первоначального основания этих храмов, находящихся на таком знаковом месте Заяузья и Москвы, по мнению современных исследователей, должна уходить в глубь тысячелетий.

Очень символично, что именно здесь, уже в наши дни, 12 июля 2003 года, произошло великое историческое событие.

Впервые, после почти векового богоборчества, здесь был выставлен для поклонения и молитв ковчег с мощами Апостола Андрея Первозванного, привезенный со Святой горы Афон.

Обратите внимание

Спустя почти 2000 лет стопа Андрея Первозванного с крестным ходом вновь ступила на святую и славную землю Заяузья (Таганки).

Структура Заяузья (Таганки) носит черты отдельного города: лучи улиц приходят к главной его площади. Русский город исстари включал в себя: монастыри-крепости, торговые посады и слободы, выгоны для скота. Слободы отделялись от посада лишь в юридическом и финансово-налоговом отношении, но не в территориальном.

В XVIII веке слободы не отличались от города и в отношении благоустройства, в богатых слободах оно было даже выше, чем, например, в Зарядье. Слобода означала селение ремесленников, торговцев, стрельцов, отставных солдат, ямщиков. Та часть населения Москвы, из которой в XVIII веке образовалось два сословия – купеческое и мещанское, прежде представляло одно – посадских людей.

Впоследствии названия древних слобод дали имена московским улицам и переулкам.

Стопа апостола Андрея Первозванного

Котельнические переулки, по распространенной ныне версии, получили свое название по находившейся здесь в XVII веке дворцовой слободе котельников, изготовлявших котлы для варки пищи. Эти места связаны с котельниками, гончарами и кузнецами, – ремесленниками, имевшими дело с открытым огнем, поэтому свои производства они размещали по берегу реки Москвы.

Учитывая местоположение Котельнической слободы, можно также предположить, что свое название она получила по деятельности ремесленников, умевших разводить и поддерживать огонь в любых условиях, который был необходим для обслуживания проходящих торговых обозов.

Такого рода услуга была необходима во все времена существования торгового пути «из варяг в греки», что косвенно подтверждает очень древнюю историю этого места. Подтверждением этой версии может служить нахождение на Таганке также и Дровяных переулков, где ранее жили слобожане, занимавшиеся заготовкой дров, из дерева, приносимого реками Москвой и Яузой к месту переправы.

Разведение огня в древние времена было занятием трудоемким и требовало особого навыка. Вдоль Москвы и Яузы было огромное количество бань, которые также нуждались в постоянной растопке.

По мере развития торговли Котельническая слобода на набережной реки Москвы утратила свое былое значение в силу развития Москвы, а на окраине Москвы возникли села, – Верхние и Нижние Котлы, взявшие на себя функцию древней Котельнической слободы – дававшей пищу и кров проходящим торговцам, воинам и путешественникам.

Храм Всемилостивого Спаса, что в Чигасах Фото Н. А. Найденова, 1881 г.

5-ый Котельнический, переулок ранее назывался Спасочигасовским по монастырю, основанному в 1483 году. «Чигас», по Далю, в костромских говорах значит «огонь». В пожар Москвы 1547 года монастырь в Чигасах сгорел. В 1547 году летописец упомянул и о монастыре: «…загорешася за Яузой на Болвановке… и церковь Спаса выгоре в Чигасове монастыре».

После пожара монастырь был вновь отстроен. В 1625 году монастыря уже не было, а Спасская церковь стала обычной приходской. Вероятно, в это время возле нее находилась стрелецкая слобода, потому что в 1647 году стрельцы приказа Б. И. Булгакова пристроили к этой церкви каменную колокольню.

Важно

В 1654 году в ее приходе было несколько пустых стрелецких дворов приказа Мещеринова – очевидно, стрельцы были переведены в другое место.

Храм Воскресения Христова, что в Гончарах, в Таганке. Фото Н. А. Найденова, 1881 г.

Невдалеке от нее была еще одна церковь – Воскресения в Гончарах, славившаяся своим редким трехшатровым верхом.

В нескольких шагах от Спасочигасовского переулка, на углу Старого Космодемьянского, стояла еще церковь св. безср. Космы и Дамиана, что в Старых Кузнецах. Часто церковь называли Космы и Дамиана Старого.

Вблизи нее была церковь Космы и Дамиана Нового, сооруженная в 1745—1752 годах на месте старой церкви XVII века.

Храм свв. безср. Космы и Дамиана Старого. Фото Н. А. Найденова, 1881 г.

Обилие церквей, говорит о плотной населенности этих мест и зажиточности окрестных обитателей. Недаром в Москве ходила такая прибаутка:

Читайте также:  Молитва о всяком усопшем православном христианине

«У Спаса в Чигасах, за Яузой,

Живут мужики богатые,

Гребут золото лопатами,

Чисто серебро лукошками»

Ниже Воскресенской церкви, до конца XVI века, у подножья Красного Холма был расположен Зосимо-Савватиевский мужской монастырь. Но постоянные разливы реки Москвы вынудили перенести этот монастырь (позже он находился в городе Бронницы Московской губернии).

Храм свв. безср. Космы и Дамиана Нового. Фото Н. А. Найденова, 1881 г.

К сожалению, ни Спасо-Чигасовской, ни Воскресенской в Гончарах, ни Космо-Дамианских церквей, соседствовавших с церковью святителя Николая в Котельниках ныне не существует. Они были разрушены в 30 годы XX века.

На Гончарной улице, по левой стороне, находится приходская церковь Успения, что в Гончарах, на стене которой установлен образ Богоматери «Троеручицы» в обрамлении великолепных изразцов.

Совет

Церковь была украшена изразцами, расписанными цветами и плодами. В Московской Гончарной слободе изразцы производились в огромном количестве для наружного декора зданий Москвы и других городов, а также для изготовления печей.

Здесь же, неподалеку находится церковь свт. Николая на Болвановке.

Храм Успения Божией Матери, что в Гончарах. Фото 2007 г.

На Гончарной улице, вблизи храма свт. Николая в Котельниках, находится архитектурный памятник, вошедший в «Альбом партикулярных строений» М. Ф. Казакова – это усадьба № 16. Ее последней владелицей была Р. И. Клаповская, а застраивалась она в 1816 году при купце П.

 Молошникове, чей вензель сохранился на фронтоне портика. В строение включены одноэтажные каменные палаты XVII века. К старинным постройкам относится также соседний дом № 18, принадлежавший в середине XVIII века советнику М И. Данилову.

В конце XIX века фасад здания был перестроен в эклектическом стиле.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе. Фото 2006 г.

В Лыщиковом переулке, по левому берегу Яузы, в старину был древний монастырь, о котором летописец упоминает под 1392 годом, в связи с тем, что «в монастыре у Покрова постригся Стефан, брат Сергия Радонежского». Покровский греческий Лыщиковский монастырь как «княжий» входил в завещание Ивана III и Ивана Грозного. Монастырь со временем упразднили, а монастырская церковь Покрова Пресвятой Богородицы стала приходской.

Храм Архидиакона Стефана, что за Яузою. Фото Н. А. Найденова, 1881 г.

Таганная улица проходила почти параллельно улице Швивая Горка, их соединял Рюмин переулок. В самом начале ее, с левой стороны стояла небольшая, древняя церковь св. Архидиакона Стефана, что за Яузою (разрушенная в советский период). «Неподалеку от церкви сохранилось великолепное здание, известное в Москве как Шепелевский дворец. Его построил в 1798 году И. Р.

 Баташов для своей единственной дочери, которую выдал замуж за Шепелева. Баташовы были владельцами железоплавильных заводов на Урале. В 1812 году дворец почти не пострадал, так как его занимал маршал Мюрат. Дворец интересен как архитектурное произведение.

С большим вкусом в нем выполнено все: боковые флигели, решетка, ворота, которые, дополняют и оттеняют главное здание, отодвинутое немного вглубь двора. На высокой ограде удачно чередуются темный чугун решетки и светлый камень столбов. На декорированных воротах – черные львы не совсем обычного вида, с широкоразинутой пастью и огромной приплюснутой головой.

Простым и изящным флигелям нарядность и изысканность придает тонкий орнамент. Особенно пышно оформлено главное здание с высоко поднятыми колоннами и орнаментом на фасаде. Поражали своей красотой и покои дворца, которые были отделаны И. Р. Баташовым со сказочной роскошью. К сожалению, росписи, лепные украшения, изящная мебель и предметы искусства не сохранились.

От Шепелева дворец перешел к князьям Голицыным, а с 1876 года он был отдан под Яузскую больницу для чернорабочих, ныне больница №23.

Источник: https://www.litres.ru/e-a-musorina/hram-svyatitelya-i-chudotvorca-nikolaya-v-kotelnikah/chitat-onlayn/

Четыреста людмил на престольный праздник

«Православная Москва» продолжает знакомить читателей с представительствами Поместных Церквей на территории нашего города. Сегодня мы отправляемся в храм святителя Николая в Котельниках, где разузнаем о традициях Православной Церкви Чешских земель и Словакии.

Сотни женщин с именем Людмила соберутся в этом храме 29 сентября. Они стекаются сюда не только со всех концов столицы, но и из ближнего Подмосковья и других регионов страны. В этот день тут престольный праздник — день святой мученицы Людмилы, княгини Чешской.

— На Божественной литургии 29 сентября в нашем храме собирается примерно четыреста Людмил.

И когда каждая из этих женщин подходит к Причастию, можно уже даже и не спрашивать имя, — с улыбкой рассказывает настоятель храма святителя Николая в Котельниках, представитель Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Серафим (Шемятовский).

— Каждый год мы с большим усердием готовимся к этому празднику и стараемся привнести в него еще больше национального колорита. Ну а самое главное — верующие в этот день могут участвовать в архиерейском богослужении.

— Ваш храм — единственный в российской столице, где пребывают мощи святых мучеников княгини Людмилы и князя Вячеслава Чешских. Верующие смогут поклониться им во время праздничного богослужения.

А как эти святыни появились в московском храме?
— Во-первых, я хотел бы отметить, что приложиться к ковчегу с частицами мощей этих святых возможно в любой день.

Обратите внимание

Они хранятся в алтаре, но каждый желающий может обратиться к священнослужителям храма, и мощи ему обязательно вынесут!

Храм святителя Николая Мирликийского в Котельниках – Подворье Патриарха Московского и всея Руси, Подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии

Это главные святыни Никольского храма. Они были переданы нам вскоре после открытия подворья в 1999 году блаженнейшим митрополитом Чешских земель и Словакии Дорофеем. За два месяца до того, как Господь призвал его от земной жизни, он приезжал в Россию, чтобы вместе с патриархом Алексием II совершить великое освящение нашего храма.

— В Никольской церкви хранятся и другие святыни. Например, при входе в храм с правой стороны верующих встречает небольшая Казанская икона Божией Матери с потемневшим ликом.

Она обрамлена в большой красивый оклад…
— Ее когда-то обнаружили на месте сгоревшего дома. По словам очевидцев, после пожара ни один предмет не остался целым, и только святой образ лежал нетронутым.

Икону передали в наш храм, и теперь она — одна из чтимых святынь.

— Храм Николая Чудотворца в Котельниках построен в первой половине XIX века знаменитым архитектором Осипом Бове на месте некогда стоявшей здесь деревянной церкви. Сохранились ли у вас старинные иконы?
— Еще одним почитаемым образом является икона Пресвятой Богородицы Феодоровская.

Это единственная икона, которая сохранилась после разорения храма в период лихолетья. Как известно, Никольская церковь была закрыта в 1930-м году. На то время ее настоятелем был протоиерей Николай Чертков, который прослужил в нашем храме более 30 лет.

Известно, что он отошел ко Господу в ту ночь, когда его должны были арестовать чекисты. Икону бережно хранила дочь священника, ожидая, что когда-то храм снова будет открыт.

Можно себе представить, как семья этой женщины рисковала своей жизнью и свободой во времена гонений! Когда же храм святителя Николая в Котельниках стал возрождаться, в начале 90-х годов, Ирина Николаевна Черткова вернула святыню в храм.

— Много ли среди ваших прихожан чехов и словаков?
— Единицы. В основном это студенты, которые учатся в Москве. Мы их поддерживаем, чем можем. А вот близость «высотки» на Котельнической набережной оказывает свое влияние.

Среди прихожан есть поистине легендарные люди — политические деятели, актеры главных театров страны. Они не любят афишировать себя. Наш храм — место, где они могут, не привлекая внимания посетить богослужение.

Захожан у нас мало: мы находимся вдали от жилых кварталов и метро, многие верующие приезжают сюда на богослужение специально. Атмосфера в церкви всегда очень камерная, дружелюбная. Так, у нас никогда не сделают замечания женщине, пришедшей в брюках или с короткими рукавами.

Важно

Думаю, прихожанам нравится пение наших певчих, ведь многие из них являются солистами знаменитого ансамбля древнерусской духовной музыки «Сирин», который базируется на нашем подворье и стал уже неотъемлемой частью общины.

— Чем отличаются богослужения в храмах Чехии и Словакии от наших?
— У православных в Словакии в большинстве случаев нет профессиональных богослужебных хоров. Всю службу поют сами прихожане, управляемые так называемым кантором — запевалой.

Песнопения каждый знает с детства, они просты и они очень похожи на старообрядческие распевы XVII века. этот стиль богослужения и песнопения в Словакии сохраняется до сих пор. В последнее время при кафедральных соборах, правда, стали организовывать хоры певчих, так как многие музыканты обучались в России, Сербии, Греции.

Благодаря этому можно отметить певческое разнообразие на богослужениях. Например, в Михаловце, небольшом городе на востоке Словакии, ранняя литургия совершается с хором, где можно услышать произведения Чайковского, Бортнянского. За поздней же литургией поет народ.

Добавлю: православные словаки (в отличие от Чехии, где служат и по-чешски, и по-церковнославянски) молятся на церковнославянском языке.

— Удается ли привносить традиции Православной Церкви Чешских земель и Словакии на московском подворье?
— В Москве своя традиция церковного пения, сохранять которую очень важно, но мы стараемся определенные песнопения исполнять всем храмом.

Создавать народные хоры благословил и святейший патриарх Кирилл. Нашим прихожанам мы раздаем текст 33-его псалма и поем его все вместе.

Мы надеемся, что подворье станет местом встречи не только для прихожан храма, но и для всех желающих прикоснуться к традициям Русской Православной Церкви, а также узнать больше о культуре и жизни в Чехии и Словакии.

В следующем номере «Православной Москвы» читайте об уникальном проекте Подворья Православной Церкви Чешских Земель и Словакии по созданию «Строгановской слободы» на Котельнической набережной.

Подготовила Мария Максимова

Справка

Архимандрит Серафим (Шемятовский)

Архимандрит Серафим (Шемятовский) родился в подмосковном городе Истра. В 1991г. пострижен в монашество. Нес послушание в Даниловом и Воскресенском Новоиерусалимском монастырях.

В 2000 году по приглашению Архиепископа Пражского и Чешских Земель Христофора (Пулеца) организовал Пражскую иконописную студию для обучения иконописи православных Чехии и Словакии. Расписывал и руководил росписью православных храмов в Чехии и Словакии.

Совет

С 2010 по 2014 годы был клириком кафедрального собора имени святых Кирилла и Мефодия г. Михаловце (Словакия) и личным секретарем архиепископа Михаловско-Кошицкого Георгия (Странского). Магистр богословия.

27 марта 2014 года решением Священного Синода Православной Церкви Чешских Земель и Словакии назначен представителем Православной Церкви Чешских Земель и Словакии при Патриархе Московском и всея Руси и настоятелем храма святителя Николая в Котельниках.

Источник: http://orthodoxmoscow.ru/chetyresta-lyudmil-na-prestolnyj-prazdnik/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector