Храм покрова пресвятой богородицы в красном селе, россия, город москва

Москва. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Статью добавил(а): Иванов Дмитрий,  22 марта 2011

Построен в 1701 году с приделом святителя Николая чудотворца в дворцовом Красном селе. Левый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. Обновлялся в 1838 году (архитектор О.И. Бове).

В начале 1930-х годов служил крестовым храмом заместителя Патриаршего местоблюстителя, впоследствии Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского). В 1933 году закрыт. В здании размещался завод, конструкторское бюро.

Богослужения возобновлены в 1997 году.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  21 октября 2013

Там, где сегодня в Москве находятся Красносельские улицы, когда-то стояло село. Называлось оно Красным, в XVII веке был построен здесь храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Красносельские улицы получили свое название в XVIII веке. Документы XIV – XVI вв.

Обратите внимание

сохранили многочисленные свидетельства ранней истории села, давно вошедшего в городскую черту Москвы. Впервые село упоминается в 1423 году, в духовной Василия I. В период нашествия хана Ахмата в 1480 году великий князь Иоанн III жил в Красном селе в Москве. Археологические свидетельства подтверждают существование села уже в XV веке.

Территория, севернее по реке Яузе, местность заливных лугов, где стояло село Красное – высоко ценилась в великокняжеском хозяйстве. Сельцо под Москвой по живописности места получило во времена великого князя Василия II название Красное.

Тогда же, в XV веке, по духовной грамоте оно было передано старшему сыну великого князя Ивану III, ставшему впоследствии первым государем объединенной Руси. В XVI веке Красное село сильно разрослось, оно носило уже характер слободы, о богатстве ее населения говорит найденная археологами оконная слюда.

В XVII веке была заселена нынешняя Нижняя Красносельская улица. Церковь Покрова, стоявшая здесь на ручье Ольховце, в архивных документах упоминается с 20-х годов XVII века. Однако долгое время в храме сохранялись иконы XVI в., что дает право некоторым ученым относить время ее основания к XVI веку.

Деревянный храм известен уже с 1620 года, а придел святителя Николая – с 22 января 1697 года. Каменный храм был построен в 1701 году. В 1730 г. церковь расширили, был добавлен слева придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 году пристроена обширная трапезная у алтаря приделов по восточным углам и колокольня.

25 августа 1751 года храм был освящен. Во время пожара 1812 г. огонь пощадил Покровскую церковь, но к 1838 г. она пришла в ветхость, и на средства, пожертвованные почетными гражданами Гаврилой Никитичем Урусовым и Евдокией Григорьевной Малютиной, храм был возобновлен и благолепно украшен. Крестообразный верх храм получил в 1816 году.

В 1838 г. выстроено новое многоглавое завершение (архитектор О.И.Бове). Сооружены новые главы, кресты, шпиль колокольни, храм получил ампирное оформление фасадов, новое внутреннее убранство, включая великолепный главный иконостас. Следующее обновление началось в 1902 г.

, сделаны угловые пристройки с востока алтарей приделов, перемещенных из трапезной, с северо-запада пристроена ризница. Храм был освящен 25 июля 1904 г. Тогда, в новопостроенных приделах появились новые иконостасы, а старые иконостасы были вывезены в село Спас-Михнево Бронницкого уезда.

Очень интересно было бы выяснить судьбу этих иконостасов елизаветинского времени. До середины XIX века при храме было кладбище.

Важно

Особое значение храм приобрел в 20–30-х гг. XX века. Он находился недалеко от Ольховки, где тогда находилось здание Московской Патриархии, здесь жил заместитель патриаршего местоблюстителя, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский). В Покровском храме им часто совершались службы и архиерейские хиротонии. На какое-то время храм сделался одним из главных храмов России.

В вышедших в 1931 г. 6-ти номерах Журнала Московской Патриархии, который был вскоре закрыт и возобновлен лишь в 1943 году, нередко содержатся сообщения совершавшихся в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе в Москве хиротониях и службах, в которых участвовали многие вынужденно пребывавшие безвыездно в Москве епархиальные архиереи.

Так, 13 декабря 1930 года митрополит Сергий совершил здесь хиротонию арх. Феофана (Семеняко) во еп. Минского; 13 января 1931 г. архимандрита Хрисогона (Ивановского) во еп. Юрьевского, викария Владимирской епархии. 30 января (по старому стилю) 1930 г. в связи с 1600-летием рождения Василия Великого и Григория Богослова была совершена литургия на греческом языке.

29 января 1930 г. архим. Николай (Муравьев) хиротонисан здесь во епископа Кимрского, викария Тверской епархии. Несмотря на то что храму, как памятнику архитектуры, был присвоен первый разряд, вместо перенесения трамвайных путей был разрушен выступающий алтарь. Потом президиум Моссовета постановил срочно снести храм.

Уже разорили барабаны куполов и колокольню, но каким-то чудом разрушение было приостановлено.

http://russian-church.ru/viewpage.php?cat=moscow&page=115

Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  31 октября 2018

Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе церковь (Нижняя Красносельская улица, дом № 12).

Покровский храм с приделом святителя Николая на месте обветшавшей деревянной церкви 1620 г. выстроили в 1701 г. К началу XX в. в нем сохранялись иконы XVI в. В 1730 г. устроили второй, левый придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 г.

выстроили трапезную и колокольню. В 1816 г. было сооружено крестообразное завершение. В 1838 г. по проекту архитектора О.И. Бове вновь возведены пять глав, кресты, шпиль колокольни, установлен новый иконостас. Во время обновления храма в 1902–1904 гг.

Совет

с восточной стороны были сделаны пристройки к боковым приделам, алтари которых переместили в новые помещения из трапезной, и для них поставили новые иконостасы. С северо-западной стороны к зданию пристроили ризницу. Обновленный храм освятили 25 июля 1904 г.

В нем пребывала особо чтимая икона Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1933 г. церковь начали ломать. Был уничтожен алтарь, снесены барабаны куполов и колокольня, окна растесали. В церковном здании разместили завод. Богослужения были возобновлены 7 января 1997 г. Построена временная деревянная звонница. В храме находятся чтимые иконы Спасителя, Божией Матери «Троеручица», Иоанна Предтечи.

Михаил Вострышев “Москва православная. Все храмы и часовни”.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=01862

О храме

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Приход храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе известен с 1625 года. Современное здание трехпрестольного храма было построено в 1701 году. Архитектор неизвестен. В 1730 году слева к Покровскому храму был пристроен придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 году у храма появилась колокольня и обширная трапезная. Обновлённый Покровский храм был освящён 25 августа 1751 года. Главный престол устроен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы, боковые приделы в честь Святителя Николая Мирликийского и праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи. В годы гонений приход храма был снят с юридической регистрации и в 1934 году храм был закрыт и частично разрушен. В перестроенном здании храма долгое время размещались различные организации. В 1994 году приход был возрожден и получил юридическую регистрацию, а в 1996 году приходу было передано бывшее здание храма.С 1997 года по настоящее время в здании храма ведутся восстановительные работы.
Читайте также:  Преподобномученик макарий каневский

СВЯТЫНИ ХРАМА

Икона Божией Матери «Троеручица».

БОГОСЛУЖЕНИЕ

В воскресные дни и в дни двунадесятых и великих праздников две Божественные Литургии: ранняя в 7.00, поздняя в 10.00, в субботу одна Божественная Литургия в 9.00., в будние дни одна Божественная Литургия в 7-00. Вечернее Богослужение – в субботние, воскресные и общевыходные дни в 17-00, в будние дни в 18-00.

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Валентин Валентинович АСМУС, настоятель. Родился 5 августа 1950 года.Образование: Московская Духовная Академия; Московский Государственный Университет.11 февраля 1979 года рукоположен в сан диакона. 14 февраля 1990 года рукоположен в сан пресвитера.26 апреля 2000 года назначен настоятелем храма.
Протоиерей Валерий Вячеславович КИРЕЕВ. Родился 21 мая 1955 года.Образование: Московская Духовная Семинария.6 мая 1991 года рукоположен в сан диакона.3 февраля 2001 года рукоположен в сан пресвитера.
Протоиерей Дмитрий Вадимович ПАШКОВ. Родился 6 декабря 1971 года.Образование: Православный Свято-Тихоновский Университет; Московский институт электронного машиностроения.31 мая 1999 года рукоположен в сан диакона.9 марта 2003 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Михаил Валентинович АСМУС. Родился 20 ноября 1973 года.Образование: Православный Свято-Тихоновский Университет; Московский Государственный Университет.7 мая 2002 года рукоположен в сан диакона.6 декабря 2009 года рукоположен в сан пресвитера.
Священник Федор Николаевич КОТРЕЛЕВ. Родился 1 марта 1970 года.Образование: Православный Свято-Тихоновский Университет; Московский Государственный Университет.5 июня 2005 года рукоположен в сан диакона.21 сентября 2011 года рукоположен в сан пресвитера.
Диакон Сергий Валерьевич ТЕРЁХИН. Родился 9 мая 1970 года.Образование: Московская Духовная Семинария.29 декабря 1996 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА Проезд до станции метро «Красносельская», далее перейти Краснопрудную улицу, перейти Нижнюю Красносельскую улицу, идти по Нижней Красносельской улице, перейти железнодорожные пути по Красносельскому путепроводу, здание храма находится сразу за пешеходным спуском с Красносельского путепровода

Проезд до станции метро «Бауманская», далее трамваями 37,50,45 до остановки «Ольховская улица», перейти Нижнюю Красносельскую улицу, идти по ней в сторону железной дороги. Здание храма расположено на подходе к Красносельскому путепроводу.

В приходе храма действует детская Воскресная школа, группа Евангельского чтения, тюремного служения, группа волонтеров, сотрудничающих с фондом помощи бездомным «Люди вокзалов», молодежная группа «Реставросъ», группа самопомощи анонимных алкоголиков, родственников алкоголиков и наркоманов.

Источник: http://www.xn--b1afkimsn3a.xn--p1ai/map/church/pokrovahram.htm

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Улица Нижняя Красносельская получила свое название от некогда располагавшегося здесь села, за красоту свою так и прозванного – Красное.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе на Ольховце (ручей) впервые упоминается в 20-е годы XVII в. Естественно, это была деревянная постройка, которую в 1701 г.

заменили каменной с приделом (справа к трапезной) свт. Николая Чудотворца и колокольней, построенной в стиле русского барокко.

Спустя 30 лет, храм обветшал, и в 1734 г. из Синода поступило указание о строительстве нового здания церкви с еще одним (левым) приделом к трапезной части – в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Придел устроили первым (1745), перенеся туда службы, что позволило разобрать остальные части храма и начать строительство, опираясь на пожертвования именитых красносельских купцов Иконниковых, Перфиловых, Хреновых и других. В 1748 г.

освятили правый придел – в честь свт. Николая, а в 1751 г. – основной храм в честь праздника Покрова.

Пожар 1812 г. пощадил Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе, но при отступлении французских войск, мародеры основательно разграбили его и осквернили, так что, для богослужений он уже не годился.

Пришлось храм ремонтировать и заново освящать (1815), но это не избавило его от влияния времени.Благодаря щедрым пожертвованиям Почетных Граждан Евдокии Малютиной и Гаврилы Урусова, в 1838 г. обветшавший храм был обновлен и перестроен в стиле ампир.

Некоторые исследователи приписывают проект перестройки известному архитектору той поры Осипу Бове, поклоннику ампира и одному из реконструкторов тогдашней Москвы, а также Д. Жилярди.

Как бы то ни было, но именно тогда храм получил многоглавое завершение, окна в итальянском стиле и ионические полуколонны с растительными лепными украшениями, а также великолепный, «богатый», 5-ярусный иконостас.

Обратите внимание

1901 – 1904 гг. ознаменовались очередной перестройкой на деньги некоего Г. Обрезкова, ктитора, по проекту архитектора из Троице-Сергиевой Лавры А. Латкова, в результате которой старые приделы к трапезной были заменены новыми – к самому четверику храма – с элегантными дорическими портиками. Приделы освятили в честь ап. Петра и Павла и св. Симеона и Анны.

1991

Все было бы хорошо, если бы не революция. Прихожане отстаивали храм до 1934 г., но власти настояли на закрытии церкви на основании того, что она вредит уличному движению.

Выступающий алтарь, мешал прокладке трамвайных путей, поэтому его разрушили, а в апсидах сначала прорубили переходы, а затем и вовсе разобрали, снесли главы и колокольню.

Здание отдали под государственные учреждения, и лишь в 1996 г. вернули верующим.

Конец 1990-х – начало третьего тысячелетия стали периодом возрождения храма. Даже удалось обнаружить (случайно) былую художественную ограду церкви. Люди стали приносить старинные иконы. К 2009 г.

основные работы по возвращению храму прежнего облика были в основном завершены, фасады – покрашены. Приделы вновь освятили – как в старину – в честь свт.

Николая Мирликийского и праздника Усекновения главы Иоанна Крестителя.

Источник: http://mos-churches.ru/blog/2012/11/15/hram-pokrova-presvyatoy-bogoroditsyi-v-krasnom-sele/

Покрова Пресвятой Богородицы храм. / Нижния Красносельская улица, 12. / Русские Церкви

Сайт – pokrovahram.ru
Покрова Пресвятой Богородицы храм.
Нижния Красносельская улица, 12.

Читайте также:  Поклонение честным веригам апостола петра, малый/средний

Там, где сегодня в Москве находятся Красносельские улицы, когда-то стояло село. Называлось оно Красным, в XVII веке был построен здесь Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Красносельские улицы получили свое название в XVIII веке. Документы XIV – XVI вв. сохранили много-численные свидетельства ранней истории села, давно вошедшего в городскую черту Москвы.

Впервые село упоминается в 1423 году, в духовной Василия I. В период нашествия хана Ахмата в 1480 году великий князь Иоанн III жил в Красном селе в Москве. Археологические свидетельства подтверждают существование села уже в XV веке. Территория, севернее по реке Яузе, местность заливных лугов, где стояло село Красное – высоко ценилась в великокняжеском хозяйстве.

Сельцо под Москвой по живописности места получило во времена великого князя Василия II название Красное. Тогда же, в XV веке, по духовной грамоте оно было передано старшему сыну великого князя Ивану III, ставшему впоследствии первым государем объединенной Руси.

Важно

В XVI веке Красное село сильно разрослось, оно носило уже характер слободы, о богатстве ее населения говорит найденная археологами оконная слюда. В XVII веке была заселена нынешняя Нижняя Красносельская улица. Церковь Покрова, стоявшая здесь на ручье Ольховце, в архивных документах упоминается с 20-х годов XVII века. Однако долгое время в храме сохранялись иконы XVI в.

, что дает право некоторым ученым относить время ее основания к XVI веку. Деревянный Храм известен уже с 1620 года, а придел святителя Николая – с 22 января 1697 года. Каменный Храм был построен в 1701 году. В 1730 г. церковь расширили, был добавлен слева придел Усекновения главы Иоанна Предтечи. К 1751 году пристроена обширная трапезная у алтаря приделов по восточным углам и колокольня.

25 августа 1751 года храм был освящен. Во время пожара 1812 г. огонь пощадил Покровскую церковь, но к 1838 г. она пришла в ветхость, и на средства, пожертвованные почетными гражданами Гаврилой Никитичем Урусовым и Евдокией Григорьевной Малютиной, храм был возобновлен и благолепно украшен. Крестообразный верх Храм получил в 1816 году. В 1838 г.

выстроено новое многоглавое завершение (архитектор О.И. Бове). Сооружены вновь главы, кресты, шпиль колокольни, ампирная обработка внешних стен и внутреннее убранство, включая великолепный главный иконостас. Следующее обновление началось в 1902 г., сделаны угловые пристройки с востока алтарей приделов, перемещенных из трапезной, с северо-запада пристроена ризница.

Храм был освящен 25 июля 1904 г. Тогда, в новопостроенных приделах появились новые иконостасы, а старые иконостасы были вывезены в село Спас-Михнево Бронницкого уезда. Очень интересно было бы выяснить судьбу этих иконостасов елизаветинского времени. “До середины XIX века, – рассказывает Галина Борисовна Хаустова (староста Храма), – при храме было кладбище.

Раскопки, ведшиеся на его территории, подтверждают это. В 1998 г. во время земляных работ, производимых Мосэнерго, три недели по вечерам воздух около храма наполнялся дивным благоуханьем, тонким, но весьма отчетливым…” Особое значение храм приобрел в 20–30-х гг. XX века.

Храм помещался недалеко от Ольховки, где тогда находилось здание Московской Патриархии, здесь жил заместитель патриаршего местоблюстителя, впоследствии Патриарх Сергий (Страгородский). В Покровском храме им часто совершались службы и архиерейские хиротонии. На какое-то время храм сделался одним из главных храмов России. В вышедших в 1931 г.

6-ти номерах Журнала Московской Патриархии, который был вскоре закрыт и возобновлен лишь в 1943 году, нередко содержатся сообщения совершавшихся в храме Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе в Москве хиротониях и службах, в которых участвовали многие вынужденно пребывавшие безвыездно в Москве епархиальные архиереи.

Так, 13 декабря 1930 года митрополит Сергий совершил здесь хиротонию арх. Феофана (Семеняко) во еп. Минского; 13 января 1931 г. архимандрита Хрисогона (Ивановского) во еп. Юрьевского, викария Владимирской епархии. 30 января (по старому стилю) 1930 г. в связи с 1600-летием рождения Василия Великого и Григория Богослова была совершена литургия на греческом языке. 29 января 1930 г. архим.

Совет

Николай (Муравьев) хиротонисан здесь во епископа Кимрского, викария Тверской епархии. В это период над Храмом и нависла угроза: появилась резолюции о необходимости закрытия и сноса церкви. Встревоженные верующие отправили в Моссовет множество писем с просьбой не закрывать храм.

Приход церкви Покрова, говорилось в одном из таких обращений, это огромный район, где проживают десятки тысяч верующих. Просим не лишать нас духовного утешения. Во имя провозглашенной декретом Конституции свободы просим не отнимать от нас той свободы. Нам не нужен клуб и площадки, нам нужен храм. В 30-е гг.

уличное движение стало более интенсивным, и храм был обвинен в том, что “пешеходов подвергает ежеминутно риску быть раздавленными”. “Наказы избирателей”, милиция требовали “освобождения улицы от церкви”. В 1934 г. церковь начали ломать. Окна были разрушены, апсиды, выступавшие на линию тротуара пробиты для устройства прохода, а затем и вовсе отломаны. Ограда снесена.

История закрытия и постепенного разрушения Покровской церкви повторяет тысячи трагических судеб русских храмов. Несмотря на то что храму, как памятнику архитектуры, был присвоен первый разряд, вместо перенесения трамвайных путей был разрушен выступающий алтарь. Тогда и нарушилась исконно русская крестообразная планировка храма. Потом президиум Моссовета постановил срочно снести его.

Уже разорили барабаны куполов и колокольню, но каким-то чудом разрушение было приостановлено. С 1966 года внутри храма размещался Завод “КЭМЗ” (завод киноэлектромеханической аппаратуры). В 1979 году удалось поставить здание на государственную охрану (Свид. № 553). До 1984 года никакой реставрации так и не проводилось; затем она все-таки началось, но шла очень медленно.

Состояние храма оставалось крайне запущенным. В 1980-1990 гг. здесь находилось Центральное конструкторское бюро Министерства легкой промышленности по производству игрушек. Внешний вид храма был таков, что невольно напрашивалось определение – храм-мученик… Храм-страдалец… Всем своим видом он взывал к сердцу каждого о помощи…

Но вспомним евангельскую притчу об исцелении Христом умершей: Все плакали и рыдали о ней. Но Он сказал: не плачьте; она не умерла, но спит (Лк., VIII, 52). В 1996 г. церковь была передана приходу. С 1997 года Покровская церковь стала оживать. В апреле 2000 года настоятелем храма стал протоиерей Валентин Асмус. В разоренный храм стали приносить старинные иконы.

Читайте также:  Икона божией матери филермская, черногория, город цетине, исторический музей

Сначала – Тихвинский образ Божией Матери, и это знаменательно. Когда-то рядом стояла Тихвинская церковь. Затем – Феодоровскую, покровительницу царского дома Романовых. А когда в храме появилась древняя почерневшая икона Владычицы “Троеручица”, началось чудесное. Служащие стали наблюдать, что икона день ото дня становится светлее.

Обратите внимание

Краски делались все ярче, будто кто-то незаметно снимал налет человеческой неблагодарности с образа Любви Небесной. Специалисты-реставраторы, работавшие в храме, признали это явление редким случаем самообновления иконы. В 2002 году произошли важные события в истории восстановления храма: была водружена на свое место центральная главка с крестом.

Во время реконструкции Красносельского путепровода была обнаружена “родная” художественная ограда церкви. Именно этот архитектурный элемент позволил завершить представление об изначальном обличии храма. Был раскрыт цоколь здания храма и историческая ограда до исторических отметок. Для этого уровень грунта в отдельных местах был снижен на 1,8 метра.

Уже в начале лета 2003 года работы по реставрации откопанной белокаменной ограды были завершены, и она заняла свое историческое место вокруг храма. К концу 2003 года храм был полностью обнесут оградой, что придало архитектурному сооружению начала XVIII века, расположенному на Нижней Красносельской улице, первоначальный вид.

В тот же год был проведен снос подсобных помещений вокруг храма и завершены работы по благоустройству прилегающих к храму территорий. Пусть пока службы проходят в трапезной части храма, а колокольня не восстановлена. Храм живет, есть звонница, звучит колокольный звон… Издревле храмы на Руси были источниками распространения письменной культуры, источниками просвещения.

“У молодого прихода появился уже достаточно интересный опыт служения: часто читаются лекции по русской истории, литературе, христианскому искусству, работает воскресная школа, организован кружок церковного пения для всех желающих, библиотека, воскресными вечерами приходят на занятия взрослые люди, сознательно стремящиеся воцерковиться… Расцветает в душах прихожан надежда увидеть свой храм во всем великолепии былого величия. Сбудется ли эта мечта – зависит и от нас с вами. Иисус, исцеляя больного, сказал: Прощаются тебе грехи твои (Лк., V, 20). Больному было воздано по вере его: он встал и пошел. По вере нашей, по душевному стремлению искупить грехи прошлого будет воздано и нам. Мы просим молитв наших читателей о здравии и спасении тех, кто пожертвовал денежные суммы на восстановления храма. Храни вас Господь! Пусть вновь засияют позолоченной резьбой и золотыми колоннами иконостасы храма. Пусть в историю Покровской церкви после трагической даты ее разрушения в 1933 году впишется дата её полного восстановления. Все вместе мы можем приблизить её.”

Святыни – иконы Спасителя, Божией Матери “Троеручница”, Иоанна Предтечи.

Покрова Пресвятой Богородицы храм. Красносельская Нижния улица, 12.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Храм Покрова Пресвятой Богородицы

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Красном селе.

Источник: http://russian-church.ru/photo.php?id=27287

Церковь Покрова в селе Красном — стиль барокко | Узнай Москву

В ХХ веке в этом здании невозможно было узнать православный храм – настолько сильно был искажен его облик. Но недавняя реставрация вернула ему прежний исторический вид и назначение.

Красное село, известное с начала XV века, было одним из крупнейших предместий средневековой Москвы, а его пруд, давший название всей местности, за свою живописность именовался Красным – то есть красивым (он был засыпан в начале ХХ века). Первая деревянная церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы упоминалась в 1620 году, к концу века появился Никольский придел.

С теми же двумя престолами в 1701 году выстроена каменная церковь, перестроенная и расширенная к 1751 году за счет еще одного придела – во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Еще раз облик храма изменился в 1816 году, когда появилось его новое пятиглавие, и в 1838 году, когда церковь была обновлена на средства почетных граждан Г.Н. Урусова и Е.Г. Малютиной.

Состоящая из разновременных частей, церковь Покрова выглядит при этом цельной постройкой, выдержанной в общей ампирной стилистике и цветовой гамме: белые детали на желтом фоне.

Колокольня, однако, ближе к эпохе барокко, на что указывает восьмигранный ярус звона, поставленный на квадратное основание.

Прямоугольная в плане трапезная лишена всякого декора, чего нельзя сказать об основной части храма: с севера и с юга она украшена портиками, которые изначально были открытыми, но после перестройки 1902‑1904 годов и переноса приделов из трапезной в главный храм стали частью внутреннего церковного пространства. Тройные окна украшают верхнюю часть четверика с каждой стороны, а сам он увенчан пятью главами: одна находится в центре, а остальные расположены по сторонам света. Мощная алтарная апсида во всю ширину четверика, выходящая на Нижнюю Красносельскую, завершает здание с востока.

После революции, в 1920‑1930‑х годах в церкви Покрова в Красном селе постоянно совершал богослужения местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий (Страгородский).

Важно

В 1934 году храм закрыли несмотря на многочисленные письма верующих в Моссовет и назначили к сносу: было объявлено, что он мешает проходу пешеходов и стоит слишком близко к проезжей части.

Однако в результате были уничтожены только ограда и алтарная апсида, затем снесены главы основной части и разрушен ярус звона колокольни. Само здание утратило почти весь декор на своих фасадах, получило новые оконные проемы и было разгорожено изнутри на этажи.

Здесь разместился завод кино-электромеханической аппаратуры, а затем – производство игрушек. 1980‑е годы здание встретило в плохом физическом состоянии и грозило обрушением. Лишь на Рождество Христово в 1997 году здесь прошло первое богослужение, после чего было положено начало долгой и кропотливой реставрации.

Её результатом стало восстановление интерьеров церкви, воссоздание утраченной колокольни, декора фасадов и алтарной апсиды. Преобразился и двор вокруг храма, очищенный от производственных построек, которые искажали облик церковного ансамбля. Окончательно реставрационные работы завершились в 2009 году – храму был полностью возвращен исторический облик.

Источник: https://um.mos.ru/houses/tserkov_pokrova_v_sele_krasnom/?only_desktop=Y

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector