Храм рождества христова (ярославль), россия, город ярославль

Церковь Рождества Христова, Ярославль: адрес, описание, история и фото

Одна из самых красивых церквей города Ярославля – Рождества Христова. Она отличается уникальной архитектурой, нигде более не встречающейся в городе. Но архитектура – это не самое главное в истории создания этого храма. На первом месте – ее “годы жизни”.

Описание церкви Рождества Христова в Ярославле (второго среди старинных памятников прошлых веков) будет дано ниже.

Место для иконы

Этот уникальный храм известен с 1609 года. К сожалению, сведения о самой первой постройке не дошли до нашего времени. Мы знаем, что в этой церкви прятали чудотворную икону Казанской Божьей Матери. Тогда храм не был каменным, обычная деревянная церквушка.

Опасаясь за икону, ее тайно вынесли ночью из Рождественского женского монастыря, спрятав в месте, упоминаемом выше. Монастырь был сожжен и больше не восстанавливался, а история спасения чудотворной иконы дошла до ныне живущих в городе людей.

Особенности храма

С чего следует начать, говоря об особенностях церкви Рождества Христова (Ярославль)? В первую очередь, с материала, из которого она выстроена. Это камень. В те времена каменные церкви могли строить только люди царского сословия и приближенные к ним. Ибо цена такого строительства была очень высока.

Второй момент – это ее архитектура. Лаконичная и строгая, она переплетается с необычной планировкой помещения – асимметричной. В результате чего церковь имеет объемно – пространственное построение.

И, наконец, украшение храма. Оно особое, и речь пойдет о нем в отдельном абзаце.

С чего все начиналось

Если говорить о церкви Рождества Христова в Ярославле кратко, то строительство каменного варианта началось в 1636 году. Благочестивые купцы по фамилии Назарьевы – два брата Гурий и Акиндин решили построить каменную церковь по подобию первого в Ярославле каменного храма в честь Николы Надеина.

Началось возведение похожей церкви с четвериком на подклете, массивным, как и у выше указанной церкви. Пятиглавые купола, двухъярусная галерея. Церковь планировалось построить с двумя пределами, о чем свидетельствуют пять полукружий аспид на уровне второго яруса.

Судя по тому, что было несколько изменений в архитектуре церкви Рождества Христова (Ярославль), предполагалось строительство колокольни в северо – западном углу.

Продолжение

Краткая история церкви Рождества Христова в Ярославле такова: два брата-купца начали каменную постройку. По примеру церкви Николы Надеина, о чем говорилось выше. Но достроить не успели, отбыли в мир иной. И тогда строительство перешло в руки детям Гурия: Ивану, Андрею и Михаилу. Братья были купцами, как и отец, поэтому средства на строительство храма у них были.

В первую очередь, что сделали сыновья, это значительно расширили здание церкви. Был построен Казанский придел храма. Представлял собой квадратную четырехгранную башню со скатной крышей. На главке придела возвышался ажурный крест.

Внешний вид храма

Об истории церкви Рождества Христова в Ярославле мы поговорили выше. Теперь давайте рассмотрим, как выглядит храм.

Первым покрытием его было позакомарное. Это – отличительная черта зодчества тех времен. Со временем закомар утратил свое истинное назначение, превратившись в декоративный элемент.

Крыльцо храма большое и очень красивое, на ползучих арках, с двускатной крышей. Ранее его украшали аутентичные изразцы, но они не сохранились до наших дней.

Его декор

Для архитектурной школы Ярославля тех времен характерна сдержанность. О чем и свидетельствует декор церкви Рождества Христова в Ярославле. Окна в глубоких нишах обрамляют северный, западный и южный фасады. Закомары отделены широким карнизом.

Что касается барабанов глав. то по их верху проходит интересный карниз из “сухариков”. Равно как и закомарные арки украшены таким же карнизом. Говоря о главах барабанов, нельзя не отметить аркатурные пояса, которыми они украшены.

Галереи основного храма и Казанского придела декорированы горизонтальными рядами ширинок. Внутри каждой из них – квадрат с вогнутыми сторонами.

Изразцы

Интересна церковь Рождества Христова в Ярославле изразцами. Точнее тем, что является первым храмом в Ярославле, где используют украшение стен изразцами. Кроме этого, фасад храма был украшен изразцовой надписью, опоясывающей четверик. Это большая редкость для русского зодчества, а уж в создании текста – тем более.

Купцы Назарьевы – Гурьевы стали первыми заказчиками храма, которые вписали свои имена в строительство храма. В буквальном смысле слова.

Этот заказ стоил очень дорого. Необходимо было отдельное клише для каждого слога, надпись была длинной, и их требовалось довольно много. Изначально надпись была сделана с помощью бледно – зеленой поливы. Неровная и мало заметная на светлом фоне, она явно свидетельствовала о том, что у тех, кто ее делал, опыта было немного.

Колокольня

В колокольне церкви Рождества Христова (Ярославль) золотое сечение можно легко обнаружить. Это сейчас 38 – метровая постройка кажется простой колокольней. Изначально она представляла собой шатровую церковь над воротами ограды, которой ныне не существует. Аналогов этой колокольни в русской архитектуре нет.

Что она представляет собой? Прямоугольный четверик, поднимающийся ввысь над землей, как говорилось выше. Восьмерик с проемами для колоколов украшает четверик. А над восьмериком находится изящный шатер. Боковые стороны шатра украшены двумя небольшими башенками. Одна из них предназначалась когда-то для часового механизма. В другой “обитала” лестница в колокольню.

Шатер – самое яркое украшение сооружения. Он мог бы казаться массивным, если бы не оригинальный декор. Он сглаживает массивность шатра, придавая ему стройность. Благодаря декору кажется, что шатер устремлен ввысь.

Раньше колокольню венчали восемь колоколов. И самый большой из них весил около 100 пудов. Старинные, отлитые еще в первой половине семнадцатого века. Часть колоколов отлита в Голландии на заказ. Однако в 1929 году колокола были отправлены советской властью на переплавку, помешали “строительству нового, коммунистического общества”.

Приделы

В Ярославле, в церкви Рождества Христова пять приделов. Северный был освящен самым первым в честь святителя Николая. Он считается покровителем купцов и путешествующих. А в связи с тем, что династия купцов Назарьевых – Гурьевых в разъездах были постоянно, они особо нуждались в заступничестве Николая Чудотворца.

Этот придел был отапливаемым. В нем находилась большая печь, украшенная зелеными изразцами. Часть их и по сей день можно увидеть в Ярославском музее-заповеднике.

Второй придел, находящийся над приделом Николая Угодника, был освящен в честь Петра и Павла. Сначала он отапливался с помощью вертикального внутреннего канала. Горячий воздух из печи ниже поднимался по нему, и обогревал придел через печуру. Позже в этом приделе была установлена собственная печь.

Обратите внимание

В южной части был заложен и освящен придел в честь пяти мучеников: Акиндина, Афония, Анемподиста, Елпидифора и Пегасия.

Дьяконник “отдан” под придел в честь родителей Пресвятой Богородицы – Иоакима и Анны.

И наконец, Казанский придел, о котором мы уже говорили в этой статье. Он находится в юго-западном углу храма. Казанский придел является самым красивым, а его роспись посвящена событиям польско-литовской интервенции.

История 1861-1990 годов

На 1861 год Церковь Рождества Христова в Ярославле насчитывала почти 300 прихожан. В храме хранилась чтимая икона Рождества, к которой обращались за помощью будущие матери.

Со временем прежний облик храма был сильно изменен. Не стало четырех малых глав на основном объеме, аркаду, что вела к колокольне, предпочли ликвидировать, разобрав. Переделали позакомарное покрытие.

В 1920 году храм был отреставрирован. А спустя год его закрыли.

1929 год, как говорилось выше, вошел в историю храма тем, что его прекрасные колокола в количестве 8 штук были отправлены на переплавку. А в 1930 году Ярославль начали активно застраивать. Это привело к тому, что храм попросту закрыли все эти новые постройки, тем самым погубив всю его красоту и великолепие.

Несмотря на активную борьбу с православием в Советском Союзе, церковь Рождества Христова в Ярославле (на фото) была передана Ярославскому музею-заповеднику в качестве памятника архитектуры. С какой целью это делалось – не понятно. Наверное власть города рассчитывала на то, что достопримечательность постепенно разрушится, придет в негодность и о ней забудут.

Так бы оно и вышло, средств музея не хватало на реставрацию церкви. Она постепенно ветшала, а денег на ремонт власть выделять не спешила. И только в 1990 году, когда под угрозой обрушения оказалась колокольня, а стена ее уже начала рушиться, были найдены средства на реставрацию. Храм долгое время простоял закрытым, ожидая ремонта.

Интересный факт

Из храма были похищены уникальные старинные иконы. Они принадлежали первоначальному убранству церкви Рождества Христова в Ярославле. Иконы были вывезены за пределы государства и проданы за границей. Точнее, в Германии на аукционе за 200 тысяч долларов. Это был 1995 год.

Их приобрел русский коллекционер из Самары Владимир Рощин. Причем, как он сам утверждал, иконы были куплены не для коллекции, а для личного использования. Узнав их историю, мужчина счел нужным вернуть уникальные памятники иконной живописи на их Родину. Так иконы снова оказались на своем месте. Их отреставрировали и вернули в иконостас.

Где находится памятник культуры?

Адрес церкви Рождества Христова: Ярославль, ул. Кедрова, д. 1.

Этот уникальный памятник, дошедший до нас из XVII века, работает с 10:00 до 17:00, ежедневно, кроме понедельника и вторника.

Богослужения

Проводятся ли богослужения в церкви Рождества Христова (Ярославль)? Лишь иногда. К сожалению, точного расписания служб в этом храме нет.

Отзывы паломников

Что говорят люди, которым посчастливилось оказаться здесь? Отзывы положительные и очень теплые. Мнения сходятся на многом. Отзывы представлены ниже.

  • Замечательное место. Здесь можно подумать о высоком.
  • Это просто чудо, которое невозможно описать словами. Его надо увидеть.
  • Очень красиво. Ухоженная местность, в храме чисто и уютно.
  • Удивительно, как церковь сохранилась. И что самое интересное, в 90-е годы средства на реставрацию нашлись.
  • Даже неверующие люди не могут остаться равнодушными к этому архитектурному памятнику. И, уходя, покупают что-то такое, что могло бы напомнить о визите сюда.
  • Многие в таком восторге, что обещают обязательно вернуться еще не раз.

Памятка паломнику

Адрес церкви Рождества Христова в Ярославле мы выяснили. Что нужно помнить тому, кто собрался ее посетить? Есть некоторые правила, которых необходимо придерживаться, собираясь в храм.

  • Женщины, входя в церковь, должны покрывать голову. Поэтому собираясь на экскурсию в храм, не забудьте захватить платок.
  • В идеале, представительницы прекрасного пола посещают храм в юбках.
  • Если женщину постигла такая неприятность, как критические дни, поездку придется отложить. Хотя бы на три дня. По прошествии этого срока в храм заходить можно. Но прикладываться к иконам, ставить свечи – запрещено. Лучше подождать неделю и поехать в церковь тогда, когда уже не будет запретов на определенные традиции.
  • Мужчины должны быть в брюках. Шорты не допускаются.
  • Перед тем, как войти внутрь помещения, мужчины снимают головные уборы (кепки, шляпы, шапки).
  • На территории храма нельзя громко разговаривать, переходить на крик, употреблять бранные слова.
  • Запрещено курить и распивать алкогольные напитки на территории церкви.
  • Если в храме идет богослужение, следует поставить мобильный телефон на режим “без звука”. Иначе может возникнуть случай, который очень хорошо описывается в православных пабликах одного известного сайта: “телефоны, которые издают звуки во время службы, изымаются и погружаются в святую воду”. Это шутка, конечно же. Просто не хорошо будет, если во время торжественных богослужебных песнопений начнет совсем не православно “петь” телефон.
  • Можно ли делать фото в церкви Рождества Христова в Ярославле? Этот вопрос нужно задать за свечным ящиком. Без разрешения – не желательно.

Заключение

Мы ознакомились со старинным памятником архитектуры, находящимся в городе Ярославле. Если появится возможность, обязательно посетите церковь Рождества Христова в Ярославле. Прикоснитесь к православной святыне.

Источник

Источник: https://religiya.temaretik.com/1433202568571128641/tserkov-rozhdestva-hristova-yaroslavl-adres-opisanie-istoriya-i-foto/

Церковь Рождества Христова – уникальный памятник древнерусской архитектуры

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Кедрова, д. 1а
Начало строительства: 1635 год
Окончание строительства: 1644 год
Координаты: 57°37'49.8″N 39°53'40.1″E

На красивой Волжской набережной Ярославля стоит храм, построенный в 1640-е годы. Ранее он входил в состав усадьбы и был обнесен стеной, соединявшей Святые ворота, надвратную церковь и колокольню.

Сложная архитектурная композиция храма, его удивительный по красоте декор, а также выразительные детали делают это культовое здание и примыкающую к нему колокольню уникальными памятниками древнерусского зодчества.

История церкви Рождества Христова

Издавна на берегу Волги стояла деревянная Рождественская церковь. Память о ней сохранилась в истории города как о месте, где ярославцы скрывали в Смутные времена (1609 г.) чудотворный образ Казанской Богоматери, спасенный из Рождественского монастыря.

Читайте также:  Икона божией матери корсунская, россия, город санкт-петербург, русский музей

Церковь Рождества Христова

Первой церковью ярославского посада был храм Николы Надеина. После него долгое время не приступали к строительству других посадских храмов. Исследователи считают, что причиной этого была занятость ярославских каменщиков на возведении Спасского собора. Однако, в 1636 году на посаде решено было построить второй каменный храм.

Деньги на новую дорогую стройку выделила богатая купеческая семья Назарьевых.

Примечательно, что оба брата Назарьевы – Гурий и Анкидин, носивший прозвище Дружина, были участниками ярославского народного ополчения, сформированного из жителей города и окружающих его поселений в 1612 году.

Купцы были известны при царском дворе и за заслуги перед Россией во время войны с польско-литовскими войсками получили государеву жалованную грамоту.

Архитектурный замысел новой церкви был так грандиозен, что у ктиторов не хватило средств до конца реализовать его. И стройка была растянута до 1644 года. Завершить ее помогли разбогатевшие сыновья Гурия – Михаил, Иван и Андрей. Они внесли значительные коррективы в изначальный проект, существенно расширив и усложнив его.

Важно

Храм имел пять приделов. Первым из них теплый придел расположенный в подклете, в северной части галереи. Он был посвящен Святителю Николаю. Купеческие дела семьи распространялись далеко за пределы Ярославля, и Назарьевы много ездили по другим городам. Они торговали в Сибири, Казани, Новгороде и Астрахани. А Николай Чудотворец считался покровителем всех путешествующих.

В этом приделе для обогрева установили печь, украшенную изразцами зеленого цвета. До наших дней она не сохранилась, но несколько «муравленых» изразцов находятся сегодня в фондах ярославского музея. Выше Никольского был построен также теплый придел, посвященный апостолам Петру и Павлу.

Великолепный архитектурный ансамбль, выросший на волжском берегу, получился уникальным. Он имел очень необычное и сложное объемно-пространственное построение и ассиметричную планировку.

Поэтому с любой стороны эта церковь выглядела чрезвычайно живописно. Она была гордостью всего посада, ведь ее выстроили не на деньги царя или богатой монастырской казны, как тогда было принято. А на средства жителей посада.

Поэтому Рождественская церковь позднее стала служить образцом для других посадских храмов.

В 1683 году центральную часть церкви расписали ярославские изографы, имена которых остались неизвестны. Однако, по мнению искусствоведов, композиция фресок и манера живописного письма говорят о том, что они могли быть сделаны известными ярославскими мастерами Федором Игнатьевым и Дмитрием Семеновым.

В документах 1861 года указано, что при храме числилось 295 прихожан. А местная икона «Рождества Христова» особо почиталась, как приносящая удачу беременным женщинам.

В советские годы православную церковь закрыли (1921 г.) и затем отреставрировали. В 1930-е годы вокруг нее построили современные здания, которые во многом исказили пространственное восприятие древнего архитектурного ансамбля.

Колокольня церкви Рождества Христова

Долгие годы храм принадлежит городскому музею-заповеднику. Музейных денег на реставрационные работы всегда не хватало, поэтому они выполнялись эпизодически. В 1989 году в церкви случилось крупное воровство – из иконостаса похитили древние иконы.

Совет

Как выяснилось, злоумышленники продали их на заграничном аукционе. Однако, в 1995 году эти иконы были выкуплены саратовским коллекционером Владимиром Рощиным.

А он, узнав судьбу старинных образов, вернул их в музейную коллекцию для реставрации и передаче обратно в церковь.

Архитектура и внутреннее убранство церкви Рождества Христова

Храм состоит их основного объема с пятью главами и отдельно расположенной колокольни, которая играла роль Святых ворот в ограде всего комплекса. Сама церковь имеет высокий подклет и окружена с трех сторон двухярусной галереей. На нее можно подняться с запада, через нарядное домообразное крыльцо с двухскатной крышей. Северная и южная части галереи обустроены храмовыми приделами.

Колокольня церкви Рождества Христова вид с боку

Интересно, что многие архитектурные приемы, примененные при строительстве этой церкви, не использовались более нигде. Храм живописно выглядит со всех сторон, но особенной красотой выделяется его западный фасад. Здесь опоры высокого подклета сделаны в виде выразительных восьмигранных столбов.

Отлично смотрится также широкий карниз, который отделяет закомары, и лаконичные аркатурные пояса на барабанах церковных глав. Некоторые особенности здания выдают работу мастеров на начальном этапе ярославского зодчества.

В те времена строители не пользовались лекалами, поэтому арки на галереях церкви еще не имеют четкого рисунка.

Декор храма считается уникальным прежде всего тем, что в нем впервые зодчие Ярославля применили полихромные поливные изразцы. На фасадах колокольни, галерей и крыльца использована керамика разной формы – ленты, затейливые четырехугольники и розетки. А яркая цветная черепица покрывала церковные главы.

Из керамических изразцов составлена также примечательная храмозданная надпись, которая сохранилась до наших дней. Она опоясывает основной объем церкви по фасадам и находится под основанием закомар.

Считается, что эта надпись обошлась купцам в немалые деньги, так как каждый ее слог требовал от мастеров изготовления отдельного клише.

Здесь увековечены имена государя Михаила Федоровича, ростовского митрополита Варлаама, а также имена всех ктиторов – Гурия и Дружины Назарьевых и трех наследников Гурия, трудами которых было завершено строительство.

Обратите внимание

Это, пожалуй, первый случай в истории, когда в храмозданную надпись включались имена неродовитых по тем временам людей купеческого сословия. Позже, чтобы буквы были более заметны и ярче выделялись на белом фоне, их не раз прописывали масляными красками.

Церковь несколько раз капитально перестраивалась. И сегодня она дошла до нас без четырех боковых глав на основном объеме и без крутой аркады, которая некогда соединяла здание колокольни с четвериком.

К тому же, изначальное подзакомарное покрытие по традиции переделали на более практичное четырехскатное. Храмовый иконостас тоже меняли несколько раз, однако несколько самых первых икон удалось сберечь.

Поэтому сегодня Рождественская церковь является единственным иконописным храмовым ансамблем, сохранившимся в городе с первой половины XVII века.

Очень примечательна столпообразная церковная колокольня, у которой нет аналогов в древнерусском зодчестве.

Она имеет прямоугольное основание, богато декорированный ярус звона и шатровый верх, общая высота которых превышает 38 м.

Это культовое здание играло сразу несколько ролей – звонницы, въездных ворот, небольшого храма «под колоколы», а также башни с часами. Внутри колокольни была устроена сложная система лестничных переходов.

С обеих сторон от центрального шатра на колокольне установлены две изящных башенки, также увенчанных небольшими шатрами. Такая композиция подчеркивает устремленность всей постройки ввысь.

В шатре колокольни прорезаны слуховые окна – люкарны, которые обрамлены красивыми объемными наличниками.

Важно

Особо интересным, нигде больше не встречающимся элементом декора, являются расположенные на западном фасаде парные столбики, которые похожи на небольшие минареты.

Колокольня церкви Рождества Христова вид с тыла

Сохранились сведения, что в начале XX века на звоннице находились 8 колоколов. Самые старые из них были отлиты голландскими мастерами еще в середине XVII века. А самый большой колокол весил порядка 100 пудов. Однако, во время борьбы советской власти с религией эти колокола сняли и переплавили.

Современное состояние храма и режим посещения

Рождественская церковь является филиалом Ярославского музея-заповедника, и иногда в ней проводят церковные богослужения. Храм открыт ежедневно, кроме понедельника и вторника, с 10.00 до 17.00. Попасть сюда можно только по предварительным заявкам, оставленным по телефону музея +7 (4852) 303869.

Как добраться до церкви Рождества Христова

Церковь расположена на Волжской набережной города – ул. Кедрова, 1.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, а за мостом повернуть направо – на Коротосльскую Набережную. Эта набережная выводит на берег Волги – на Волжскую набережную, по которой до храма – 1,1 км.

Церковь Рождества Христова вид от Колокольни

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до Рождественской церкви составляет 3,9 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на такси.

Рейтинг достопримечательности

Церковь Рождества Христова в Ярославле на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/748-tserkov-rozhdestva-khristova-v-yaroslavle

Фото и описание действующих храмов Ярославля

Ярославль – это город с тысячелетней историей. Крупный экономический, культурный и транспортный узел в Центральном Федеральном Округе России.

Ярославль – древний центр русского православия, в нем действуют десятки храмов, а возраст епархии уже более 1000 лет. Большинство из церквей – памятники архитектуры, построенные несколько веков назад.

Ежегодно город посещают десятки тысяч туристов, многие из них хотят увидеть архитектурные шедевры русского зодчества.

Была возведена в 1908 году согласно проекту А. В. Иванова. Это единственный храм в Ярославле, который построен в двух стилях (Византийский и Модерн). Внутри церкви стоит дубовый резной иконостас, стены украшены росписью. Сохранился даже лик Николая Чудотворца. В 1920 году храм был закрыт, в нем располагалась спортивная школа. Только в 2010 году собор начал вновь принимать прихожан.

Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Благовещенско-Вознесенский приход)

Первые упоминания о храме приходятся на 1630 год. Каменный собор, сохранившийся до наших времен, был построен в 1688 году вместо деревянного здания. Церковь была возведена в «упрощенном ярославском стиле».

Приход закрыли во время правления большевиков, в 1930 году, а годом ранее была взорвана колокольня. В 1990-е годы собор находился в ведении музея.

Во время 1000-летнего юбилея Ярославля храм передали Русской Православной Церкви.

Храм Богоявления

Православный храм был построен в период 1684 – 1693 годов, хотя первые упоминания о деревянном соборе датируются 13 веком. Церковь возвели на пожертвования купца Алексея Зубчанинова.

Храм представляет собой пятиглавое бесстолпное здание. Церковь знаменита фресковой росписью, работы проводились под руководством Д. Плеханова и Ф. Игнатьева.

Храм занимает доминантное место в архитектурном ансамбле на Которосльной набережной.

Владимирская церковь на Божедомке

Это единственный шатровый храм в городе. Также это один из последних трехшатровых храмов в истории архитектуры страны. Церковь построили в 1670 – 1678 годах. Храм был закрыт в 1930 году. С 1992 года церковь находится под управлением неканонической Русской Православной Автономной Церкви, относится к Суздальской епархии РПАЦ.

Современный храм был возведен в 1677 – 1682 году на средства верующих. Деревянную церковь Вознесения построили в 16 веке, при Иване Грозном. В ансамбль прихода также входит и другой храм. Это теплая Сретенская церковь – памятник зодчества. В 1929 году приход закрыли, в нем располагалось трамвайное депо. Перед 1000-летием Ярославля церкви вернули РПЦ, и началась их реставрация.

Церковь Дмитрия Солунского

Деревянный храм в честь великомученика Дмитрия Солунского был построен в 14 веке. Несколько столетий церковь была местом поминовения членов княжеской семьи Ярославля. Она содержалась на средства родных умерших. В 17 веке возвели каменную церковь. Во время советской власти, в 1929 году ее закрыли. Храм был открыт лишь в 1992 году, а в 2003 была проведена первая Божественная литургия.

Церковь Ильи Пророка

Включена в список памятников архитектуры школы зодчества 17 века. Первый деревянный храм Ильи Пророка был построен по приказу Ярослава Мудрого во время основания города.

Нынешнее каменное здание церкви возведено в 1647 – 1650 годах. В 1920 году храм передали музею-заповеднику Ярославля. Благодаря этому церковь удалось уберечь от планировавшегося уничтожения (ее собирались взорвать).

С 1989 года храм снова освятили и в нем начались регулярные службы.

Ильинско-Тихоновская церковь

Каменная церковь была построена в 17 веке на месте деревянного здания. Но в 19 веке Ильинско-Тихоновскую церковь перестроили в стиле классицизма. Сегодня сохранилась эта версия храма. С четырех стран здание окружает колоннада, в каждую входит по шесть колонн. Над кровлей возвышается огромный купол. Большевики закрыли церковь, но сегодня она снова работает.

Церковь Иоанна Златоуста

Храм был построен в 1649 – 1654 годах на средства купцов Неждановских. В конце 17 века его немного перестроили – были прорублены дополнительные окна для лучшего освещения, сделана удобная четырехскатная кровля.

В 30-х годах 18 века стены храма были расписаны под руководством художника Алексея Соплякова. В 1935 году церковь закрыли, а помещения отдали под склады.

В 1992 году храм Иоанна Златоуста отдали Старообрядческой Русской церкви.

Читайте также:  Перенесение из эдессы в константинополь нерукотворного образа господа нашего иисуса христа, малый/средний

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь ввели в список объектов культурного наследия федерального значения. Это один из самых известных памятников архитектуры Ярославля. Церковь была построена в 1671 – 1687 годах.

Во время стройки был впервые использован формованный кирпич. Над росписью храма работала артель ярославских живописцев под руководством Ф. Игнатьева и Д. Плеханова.

Храм изображен на купюре РФ номиналом 1000 рублей, выпущенной в 1997 году.

Крестобогородская церковь

Каменное здание церкви, сохранившееся до нашего времени, было основано в 1760 году на средства купца Д. М. Затрапезнова. Это один из немногих храмов, который не закрывался в советское время. Церковь постоянно принимала прихожан, в ней проводились регулярные службы. Реставрация здания проводилась в 1989 – 1994 годах.

Леонтьевская церковь

Первое упоминание о деревянной церкви датируется 1608 годом. В 1635 году был построен каменный храм. При нем работали богадельня и школа для детей, открытые в 18 и 19 веках, соответственно.

В 1806 – 1809 году стены церкви были расписаны. Храм был закрыт с 1941 по 1992 годы.

Святыни собора: частичка мощей Священноисповедника Агафангела и икона Матроны Московской с частичкой гроба блаженной.

Церковь Михаила Архангела

Возведение деревянного собора принято датировать еще 1215 годом. Каменный храм, сохранившийся до наших времен, был построен в 1657 – 1682 годах.

Он представляет собой четырехстолпный и трехапсидный храм. Стенопись была выполнена в 18 веке артелью художников под руководством Ф. Федорова. В 1924 году церковь закрыли, а убранство было разворовано.

В 1994 году храм вернули Русской Православной Церкви.

Церковь Никиты Мученика

Первые упоминания о Никитском приходе датируются 1511 годом. В 1900 – 1903 годах храм в честь мученика Никиты был значительно перестроен и увеличен. В 30-е годы церковь отдали под нужды ремонтного завода. К храму пристроили несколько помещений. Только в 1998 году собор вновь вернули верующим, сейчас в нем проводятся службы. До сих пор ведутся восстановительные работы.

Церковь Николы в Меленках

Деревянный храм, который возвели в честь Николая Чудотворца, был основан в 17 веке на месте упраздненного монастыря. К середине 17 века комплекс состоял из двух храмов (холодного и теплого). Позже была построена колокольня, а стены храмов расписаны. В советский период колокольню снесли, церковный комплекс закрыли. Сегодня храм работает, в его стенах проходят регулярные богослужения.

Церковь Николы Надеина

Храм считается первым каменным религиозным сооружением, построенным в Посаде Ярославля. В дальнейшем территория с церковью вошла в состав города. Это каменный памятник архитектуры 17 века.

Церковь построили в 1620 – 1622 году. Храм признан одной первых культовых построек, появившихся после смутного времени. Стены расписаны артелью художников.

В иконостасе сохранились иконы, написанные в 16 – 17 веке.

Церковь Николы Пенского

Небольшой по размеру, одноглавый, бесстолпный храм Ярославля, основанный на берегу реки Которосли. Одна из семи церквей города, построенных во славу Николая Чудотворца, допетровского времени постройки. Храм был возведен силами прихожан в 1689 – 1690 годах. Во времена советской власти (до 1987 года) был кафедральным собором Ростовско-Ярославской епархии.

Церковь Николы Мокрого

Первое упоминание о церкви приходятся на 1610 год, когда правил Василий Шуйский. В 1665 году на месте старого храма был построен каменный. На рубеже 20-х и 30-х годов двадцатого века церковь закрыли, а помещение стало использоваться под склады. В 1992 году собор отдали верующим и отреставрировали, вновь начались регулярные службы.

Церковь Николы Рубленого

Храм возвели в 1695 году в Рубленом городе – древнейшей исторической части Ярославля. Церковь стоит на Которосльной набережной. Ее причисляют к единственному храму 17 века, сохранившемуся на территории Ярославского кремля. Он был изрешечен снарядами при Гражданской войне, а в 1922 году его закрыли. В 1980 году была начата реставрация. Сегодня храм принимает верующих.

Церковь Параскевы Пятницы в Калашном

Храм имени святой Параскевы был возведен в 1747 году. Колокольню и приделы достроили в 1868 году на пожертвования купца А. Д. Топленинова.

В 1931 году прошла последняя служба, после чего советское правительство закрыло церковь. Купола и крест были сняты, а колокольня разобрана. В помещении размещался соляной склад, позднее – общежитие.

В 1995 году собор вернули РПЦ, в 2007 году освятили все три придела.

Церковь Параскевы Пятницы на Туговой горе

Каменный храм возвели в 1691 году на Туговой горе. В 19 веке стены расписали, на средства верующих был создан новый иконостас. До революции при храме работала школа для детей и богадельня. В 1937 году большевики закрыли церковь, помещение отдали под склад, а колокольню разобрали. В 1991 году храм вернули епархии, в этом же году провели 300-летний юбилей.

Церковь Петра и Павла

Храм был заложен в 1736 году на средства купца Затрапезнова. В 1742 году теплая церковь была освящена, годом раньше на паперти был перезахоронен сам меценат, умерший годом ранее. Холодный храм достроили в 1744 году. По постановлению руководства Ярославля церковь закрыли в 1939 году. Богослужения вновь возобновились в 1999 году. Святыни храма – частичка мощей Иова Почаевского.

Церковь Похвалы Пресвятой Богородицы

Храм Похвалы вместе с церковью Дмитрия Солунского относится к Дмитриевскому приходу. Они были построены на месте впадения реки Нетечи и Которосли. Каменную церковь Похвалы Пресвятой Богородицы возвели в 1677 году. Но она неоднократно перестраивалась. В 1835 году ее украсили живописью. Храм был закрыт во времена советского времени, его открыли для богослужений только в 1992 году.

Церковь Рождества Христова

Храм был возведен в период с 1635 по 1644 годы. Но первые упоминания датируются 1609 годом. Проект был грандиозен, в церкви построили пять приделов, один из них сделали теплым.

Центральную часть расписали в конце 17 века. В храме находилась икона «Рождества Христова», помогающая беременным женщинам. Он был закрыт в 1921 году.

Сегодня церковь – это филиал музея-заповедника города, но в ней проходят службы.

Церковь Спаса на Городу

Располагается рядом с Рубленым городом, в исторической части Ярославля. Согласно грамотам, деревянная церковь была построена до 1463 года. Она сгорела и на ее месте в 1672 году возвели каменную церковь.

В конце 17 века стены храма расписали фресками. Церковь несколько раз перестраивалась, последнее значительное вмешательство было в 1831 году, после чего храм вновь освятили. Был закрыт с 1926 по 2003 годы.

Храм в честь Ярославской иконы Божией Матери

Православный храм был построен в 2011 году в микрорайоне Сокол. Храмовый комплекс основали в честь Ярослава Мудрого. Сегодня основные работы по обустройству храма уже проведены, сейчас ведутся работы – пишутся иконы для иконостаса. При церкви работает детский хор, проводятся постоянные богословские беседы.

Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского монастыря

В 1216 – 1224 году при Спасо-Преображенском монастыре построили деревянный одноименный собор. Его построили заново в 1516 году, поскольку предыдущая церковь пострадала от пожара.

Сегодня здание собора одно из самых старых в Ярославле, а стенопись сохранилась еще со времен Ивана Грозного. Известно, что царь любил навещать обитель. В настоящее время монастырь упразднен, а все строения отданы под музей.

Спасо-Преображенский собор можно посетить в любое теплое время. По совету реставраторов его закрывают во время дождей.

Церковь Софии Премудрости Божией в Савино

Она также известна под названием Софийской церкви. Изначально находилась в деревне Савино, сейчас эта территория включена в черту города. Храм был основан в 1766 году на пожертвования прихожан. Во время советской власти его закрыли, а в помещении был открыт магазин. Богослужения вновь начались в 2002 году.

Сретенская церковь

Храм назван в честь Сретения Господня. Впервые о нем упоминалось в 1636 году. В 1685 году была построена двухэтажная каменная церковь. Ее возвели на средства купца П. Я. Денисовского. Церковь несколько раз перестраивалась.

Здание, сохранившееся до наших времен, было построено 1891 – 1895 годах в псевдорусском стиле по проекту Н. И. Поздеева. В 1929 году храм закрыли, в нем располагался и клуб, и пекарня, и склады.

В 1994 его вновь передали в ведение РПЦ.

Сретенская церковь (Вознесенско-Сретенский приход)

В ансамбль прихода входят церковь Вознесения Господня и Сретенская церковь. Последняя была построена в 1689 – 1691 годах.

Сретенскую церковь считают памятником зодчества, выполненным в традициях елизаветинского барокко. Она перестраивалась в конце 18 века. Во время Гражданской войны храмы сильно пострадали, колокол упал с колокольни.

А в 1929 году приход закрыли. К 1000-летнему юбилею города церковь отреставрировали и вернули верующим.

Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери

Храм входит в один ансамбль с церковью Николы Мокрого. Его основали в конце 17 века. Известно, что до строительства каменного храма на этом месте стоял одноименный деревянный собор.

В 1929 году большевики закрыли церковь, а помещение отдали под склад. В 1992 году ее вновь вернули РПЦ, но он находился в аварийном состоянии.

Только в 2006 году после долгих реставрационных работ церковь вновь освятили.

Троицкая церковь

Храм Троицы Живоначальной находился в поселке Норском. Сегодня он входит в территориальный состав города. Небольшая каменная церковь была возведена в 1745 году. Основной вклад в строительство внес помещик И. А. Асаров.

Во 2 половине 19 века церковь перестроили, увеличив в размерах, и сделали теплой. В 30-х годах Троицкий храм закрыли, он пришел в запустении, а фрески замазали краской. Только в 1995 году его снова открыли и отреставрировали.

Успенский собор

Кафедральный храм Ярославской Епархии. Современное здание было восстановлено в 2004 – 2010 годах по усовершенствованному проекту. Строительство приурочили к 1000-летию города.

Первый храм из камня построили еще в 1215 году, затем он неоднократно выстраивался вновь (собор страдал от пожаров). В 1937 году Успенский храм взорвали, на его месте разбили парк.

Новый собор был освящен патриархом Кириллом в 2010 году.

Федоровская церковь

Это четырехстолпная пятиглавая церковь. Была возведена в 1682 – 1687 годах. С 1987 по 2010 годы играла роль кафедрального собора Ярославской епархии.

Во время советской власти храм закрыли и частично разграбили. Затем здание переделали под общежитие, позже в нем был открыт склад стройматериалов.

В соборе чудом сохранился иконостас 1705 года, который отреставрировали в последние десятилетия.

Яковлевско-Благовещенский храм

Изначально храм был построен в селе Яковлевском, недалеко от города, сегодня территория входит в черту Ярославля. Первое упоминание приходится на 1602 год. Современный храм из камня возвели на средства верующих в 1769 году. Церковь не закрывалась в советские годы, службы в ней проводились регулярно. В храме сохранились первоначальные святыни, среди них Животворящий крест 1856 года.

Источник: http://krasivye-mesta.ru/hramy-yaroslavlya

Церковь Рождества Христова – первый храм Ярославля с изразцовым декором

Церковь Рождества Христова мы целенаправленно искали, чтобы взглянуть на декор стен, при создании которого впервые в ярославском зодчестве использовались изразцовые вставки. Интересна она и тем, что это второй храм, после церкви Николы Надеина, выстроенный в Ярославле из камня.

Изразцами были украшены фасады крыльца и галерей, а также парапеты надвратной церкви, устроенной на втором ярусе колокольни.

Несмотря на свою древность и определенную обветшалость, цветные изразцы на белом фоне по-прежнему прекрасны.

Церковь начали возводить в 1636 году местные купцы братья Акиндин и Гурий Назарьевых. После их кончины дело продолжили сыновья последнего – Михаил, Андрей и Иван Гурьевы, внесшие в проект изменения в сторону его масштабности. Строительство завершилось в 1644 году.

Совет

Изначально за образец был взят величественный, возвышавшийся над всем ярославским посадом храм Николы Надеина, воздвигнутый в 1622 году. Сооружение в своей архитектуре повторило крупный четверик на подклете, опоясанный двухъярусной галереей. Его венчали пять глав, которые были покрыты глазурованной черепицей различных оттенков зеленого и желтого цветов.

Особым и редким для того времени украшением стала изразцовая надпись из поливных керамических плит, тянущаяся по четверику храма. Этот был очень дорогостоящий декор, так как создавался с помощью отдельного клише для каждого слога, а их потребовалось немало.

Затем изразцы покрывались масляными красками, чтобы обеспечить буквам большую читабельность. В тексте увековечены имена светских и духовных правителей, при которых строилась и освещалась церковь Рождества Христова.

Кроме этого, по повелению Гурьевых, в него вписали имена всех пяти членов семьи, имевших отношение к созданию архитектурного комплекса.

Читайте также:  Неделя о блудном сыне, триодь

Надвратная шатровая колокольня с часозвонницей и храмом в честь священномучеников, покровителей семейного очага и защитников от семейных неурядиц Гурия, Самона и Авива была возведена в середине XVII столетия.

Сооружение высотой 38,34 метров выстроили над воротами ограды, выходившими на одну из центральных улиц Ярославского посада. Прямоугольное в плане здание высится на крупном четверике, на котором стоит восьмерик с проемами для колоколов. Второй ярус занимает церковь, обрамленная открытой галереей.

Небольшой храм был построен в память о первом представителе семьи Гурьевых купце Гурии Назарьеве и не использовался для регулярных служб.

Колокольню украшает высокий шатер, по обеим сторонам от которого пристроены две маленькие башенки, ранее имевшие практическое значение.

В одной находился часовой механизм, в другой была устроена лестница, ведущая к восьми колоколам, крупнейший из которых весил около ста пудов. Некоторые из них были отлиты в Голландии в первой половине XVII столетия.

Обратите внимание

К сожалению, ни один из колоколов не сохранился. В советские времена все они были сняты и ушли на переплавку.

Слева на фото – нарядный западный фасад уникальной колокольни. Есть мнение, что некоторые декоративные элементы, были навеяны заказчикам Гурьевым их путешествиями в восточные страны. Конкретно речь идет об округлых резных завершениях, украшающих парные столбики, и по форме напоминающих минареты мечетей.

Восточный фасад был выполнен в менее пышных формах, поскольку во времена его оформления выходил к земляному валу, тянувшемуся вдоль набережной Волги, и, соответственно, был не на виду.

За свою долгую историю облик архитектурного ансамбля менялся. И, увы, не в лучшую сторону. Например, были снесены четыре малые главы на основном объеме храма. В советские времена церковь была закрыта и после реставрации передана Ярославскому музею-заповеднику. Говорят, в настоящее время здесь иногда проводятся службы.

Источник: http://www.za7verst.ru/blog/cerkov_rozhdestva_khristova_v_jaroslavle/2014-10-23-284

Достопримечательность Церковь Рождества Христова в Ярославле

Адрес: город Ярославль, улица Кедрова, дом 1А

Район города: Ярославль, Кировский район

Церковь Рождества Христова — особенная достопримечательность Ярославля. Её уникальность состоит в необычной истории создания и оригинальных архитектурных решениях. Храм строился около десяти лет разными поколениями одной семьи.

В его оформлении впервые были применены ранее не использовавшиеся виды декора. А некоторые элементы архитектурного ансамбля и вовсе не имеют аналогов среди произведений русского церковного зодчества. Собор сохранился до наших дней в первозданном виде.

Поэтому сейчас каждый ценитель прекрасного может им полюбоваться.

Строительные работы начались в 1636 году на месте, где раньше располагался деревянный храм. Согласно летописным источникам, в нём ярославцы в начале XVII столетия прятали от литовских завоевателей икону Казанской Божьей матери.

Стены собора уберегли реликвию от интервентов. Потом здание обветшало, и местные купцы Назарьевы решили возвести на его месте дивный собор. По их замыслу храм должен был получиться не хуже, чем церковь Николы Надеина, отстроенная купцами Светешниковыми.

Назарьевы были очень богатыми и влиятельными людьми. За заслуги перед государством царь Михаил Романов даровал им «особую милость». Благодаря ей купцы стали называться «государевыми гостями».

Этот статус позволял Назарьевым заключать сделки с иностранцами, пользоваться торговыми льготами, бывать при царском дворе.

Но капиталов Гурия Назарьева хватило лишь на то, чтобы выстроить центральный храм. Он получился простым и одновременно нарядным. Каменный куб на подклете был увенчан пятью главами. В его основе лежал крестово-купольный план, традиционный для ярославских церквей XIII-XVII веков.

Однако создатели собора в эту простую композицию сумели привнести новое звучание. Стены церкви Рождества Христова были украшены каменным декором. По ним шли горизонтальные полосы ширинок с квадратным орнаментом. На апсидах была сделана изящная лепнина.

Окружность барабанов украшал аркатурно-колончатый пояс.

Но самым необычным декоративным элементом стали муравленые изразцы. Тогда ни один из ярославских соборов не мог похвастаться таким удивительным украшением. Современники говорили, что Гурий привёз изразцы с востока.

Важно

Их керамическую основу поливали специальным покрытием, отчего они становились блестящими и сияющими. К слову, заморская придумка очень понравилась ярославцам. С тех пор многие местные храмы украшались таким способом.

Продолжили дело отца его сыновья. У святыни появились приделы и новые галереи, а над центральными воротами комплекса отстроена шатровая колокольня. Она выдавалась не только своей высотой (38,34 м), но и уникальной архитектурой.

В её основе лежал массивный четверик, а выше располагались галереи и стройный шатёр с миниатюрной главкой. Во втором ярусе колокольни была устроена церковь Гурия, Самона и Авива. По красоте и изяществу этому архитектурному сооружению нет равных.

По заказу братьев Гурьевых ярославские мастера расписали интерьеры церкви.

Со временем храм Рождества Христова претерпел существенные изменения. Позакомарные покрытия в XVIII веке заменили на четырёхскатную крышу, а в XIX веке основной собор лишили четырёх глав, оставив лишь центральный купол. После установления советской власти уникальную церковь и вовсе закрыли.

В конце 1920-х годов её передали в ведение музея-заповедника. Научные сотрудники приложили немало сил, чтобы восстановить бесценный памятник церковного зодчества. Им даже удалось вернуть похищенные из храма иконы.

Один из российских коллекционеров выкупил их на европейском аукционе и возвратил собору.

На сегодняшний день церковь Рождества Христова находится в хорошем состоянии и готов принять всех желающих.

Источник: https://www.yarcom.ru/sights/yaroslavl/place/42

Церковь Рождества Христова

Мы подошли к этому замечательному памятнику – церкви Рождества Христова в Ярославле. Она тоже была построена на средства ярославских купцов.  Первыми ее заказчиками были Акиндин и Гурий Назарьевы. Начали строить храм Рождества Христова в 1636 году. За образец они взяли так всех восхищавшую церковь Николы Надеина.

Начинали строить четырехстолпный пятиглавый храм на подклете  с галереями с трех сторон и одним приделом. Но довести до конца это достаточно дорогостоящее строительство братья Назарьевы не успели. После их смерти строительство храма продолжили сыновья Гурия Назарьева — Михаил, Андрей и Иван Гурьевы, которые и закончили его в 1644 году.

Братья Гурьевы были богаты. Они успешно вели торговлю  по всему Русскому государству. Еще отец Гурьевых наладил промысел ценной рыбы в устье реки Яик (ныне Урал).

Совет

Для защиты этого прибыльного промысла Гурьевы построили каменную крепость. Вокруг крепости позднее вырос город, который до недавнего времени носил имя ярославских купцов – город Гурьев.

И только в 1992 году, уже в составе республики Казахстан, был переименован в Атерау.

У Гурьевых было достаточно средств для того, чтобы построить еще более богатый храм. Они внесли в первоначальный замысел существенные изменения. Размеры сооружения были значительно увеличены.

К юго-западному углу церкви был пристроен Казанский придел, из-за этого  западная галерея была удвоена.

 Придел завершается ажурным крестом, являющимся прекрасным образцом  искусства ярославских кузнецов и медников.

Казанский придел нисколько не испортил внешний облик всего храма. Квадратный в плане башнеобразный придел, покрытый четырехскатной кровлей, усложнил композицию храма. Он сделал церковный ансамбль более свободным и живописным.  Колокольня была отнесена в отдельное здание и соединена с западной галереей переходом.

На северо-западном углу храма опоры арочных пролетов подклета были тогда оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов.  А с юго-западной стороны появились миниатюрные столбики галереи Казанского придела.

Получилось асимметричное, очень выразительное и интересное сооружение. Первоначально возведенное  позакомарное покрытие еще более усиливало это впечатление.  Отличает храм Рождества Христова от всех остальных ярославских церквей храмозданная надпись из поливных изразцов в верхней части четверика.

Обратите внимание

Это был дерзкий поступок! На фасадах храма помимо обычных в таких случаях упоминаний имен светских и духовных правителей купцы Гурьевы запечатлели свои имена. И это купцы, которые в XVII веке считались все же простыми, незнатными людьми.

Обычно такой чести удостаивались только князья и бояре.

Надпись гласит: «Воздвигли сию церковь Анкидин а по прозванию Дружина да Гурий Назарьевы… а совершили церковь сию после отца своего Гурья Назарьева дети его Михайло да Андрей да Иван…»

Особенно интересна в этом ансамбле колокольня. Она стояла над воротами ограды, окружавшей раньше церковь Рождества Христова в Ярославле.

При этом колокольня устроена на четверике небольшой церкви Гурия, Самона и Авива, окруженном открытой галереей.

Далее возвышается восьмерик колокольни, прорезанный большими «звонами» – проемами для колоколов. А над всем этим возносится ажурный, устремленный ввысь шатер.

Получилась надвратная церковь-колокольня –  уникальный памятник, не имеющий аналогов в русской архитектуре. Колокольня при этом очень красива.  Она вся как будто покрыта каменным кружевом. Особенно пышно оформлены “слухи” – проемы, сделанные в шатре для того, чтобы звон колоколов разносился как можно дальше.

Обратите внимание на башенки с низкими четырехгранными шатрами с восточной, алтарной стороны надвратной церкви. Они украшены наличниками, имитирующими “слухи”.

С западной стороны по углам расположены парные столбики с округлыми резными завершениями. Эти странные завершения напоминают минареты мечетей. Возможно, Гурьевы, не раз бывавшие на Востоке, видели там минареты и предложили зодчим использовать этот мотив. Во всяком случае, ни в одной другой церкви такого украшения не встречается.

Важно

Храм расписан в 1680-е гг. артелью мастеров, одним из руководителей которой  был, предположительно, – Дмитрий Семенов, участвовавший до этого в создании фресок церкви Ильи Пророка.

Облик церкви Рождества Христова в Ярославле сильно искажен временем. Были разобраны четыре малые главы на основном объеме, аркада, ведущая к колокольне и т.д.

Вот описание церкви, сделанное краеведом XIX века И. Барщевским:

Церковь во имя Рождества Христова

Год основания церкви неизвестен, но о ней упоминается в 1609 году при описании осады Ярославля поляками, когда икона Казанской Божией Матери находилась в Христорождественской церкви.

Существующий храм выстроен, как значится в его летописи, в 1644 году государевыми гостями Гурьевыми. Церковь ярославского типа, подобна Ильинской и Николо-Надеинской, пятиглавая на палатках, с папертями и приделами, но уже претерпевшая многие изменения: четыре главы ее сняты, с северной стороны сделана теплая церковь, с запада пристроен новый портал и так далее.

Внутренний ее вид гораздо более сохранился: стенопись, хотя и поновленная, не утратила своей характерности. Иконостас работы прошлого столетия. Много древних икон с узорными венцами и цатами работы ярославских мастеров.

По преданию, в церкви был сделан пол из яшмы, который по приказанию царя Алексея Михайловича был взят в московский Благовещенский собор, а здесь осталась только небольшая его часть, сохранившаяся и до сих пор между престолом и Царскими вратами.

Престолы в ней: главный — во имя Рождества Христова, придел в диаконнике — во имя Богоотец Иоакима и Анны, на паперти — во имя мучеников Акиндина, Пахомия, Афония, Ельпидифора и Анемпадиста.

В особо пристроенном к юго-западному углу паперти приделе — престол во имя Казанской Божией Матери. Здесь достоин внимания старинный иконостас XVII столетия, тябла его обложены свинцовым узором на разноцветной земле.

Основание иконостаса имеет также весьма интересный рисунок, заимствованный с восточных тканей. Резьба Царских врат XVII века, вызолочена на голубой земле.

С северной стороны — теплая церковь во имя святого Николая Чудотворца.

Совет

Отдельно стоящая колокольня вначале служила воротами, пролеты ее в настоящее время заделаны и превращены в палатки, на этих палатках стоит небольшая церковь, с трех сторон имевшая галерею, своды которой опирались на кубышкообразные столбы.

Теперь промежутки между ними забраны стенками, с окнами в них. У восточной стены с южной и северной стороны церкви примыкают башенки: в одной из них лестница на колокольню, в другой, видимо, были часы.

Над церковью стоит колокольня с высоким шатром со слухами.

По материалам сборника “Исторический очерк города Ярославля, составленный действительным членом Ярославской ученой архивной комиссии И. Барщевским”, изданного в Ростове в 1900 году.

В советское время храм был закрыт. Памятник принадлежит Ярославскому музею-заповеднику.  Вокруг церкви построены современные здания, она «потерялась»  в этом окружении, и уже не производит того впечатления.

А раньше храм Рождества Христова с оградой, с колокольней над воротами, выходившими на одну из центральных улиц посада, смотрелся очень величественно. Восточный фасад был решен скромнее, ведь он тогда был обращен к земляному валу, проходившему вдоль берега Волги.

Мы тоже сейчас пройдем вдоль его линии до того места, где вал делал поворот от Волги в сторону Которосли.

Источник: http://www.veter-stranstvii.ru/dost-jar/cerkov-rojdestvaxristova.html

Ссылка на основную публикацию