Храм рождества пресвятой богородицы на сенях, россия, город москва, кремль, улица дворцовая

Церковь Лазаря и Рождества Богородицы на Сенях, Москва

Церковь Рождества Богородицы на Сенях — древнейших храм XIV столетия, поныне ожидает своей очереди на тщательное изучение историками, архитекторами и теологами, ныне закрытый для богослужений, но бывает временно открыт для экскурсий.

Большой Кремлевский дворец является хранителем старинной постройки с золотым куполом во главе.

Исторические сведения о храме

В конце XIV века вдова Дмитрия Донского, княгиня Евдокия велела заложить новый храм в честь победы во время Куликовской битвы.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля

Княжеский дворец располагался на территории московского кремля и находился под его защитой. Будущий храм решено было построить над деревянной святыней Воскрешения Лазаря и использовать его в качестве домовой церкви. По плану строительства церковь, соединяющаяся с дворцом сенным переходом, была названа на Сенях.

Первой иконой новопостроенной святыни является образ ангела, написанный самой княгиней после посещения ее во сне посланником Божьим.

На заметку! Сохранившиеся росписи сводов и стен принадлежат кисти знаменитых художников Феофана Грека и Симеона Черного.

Пожар 1479 года привел к обвалу верха здания, но разрушения вскоре восстановили.

Обратите внимание

В начале XVI века, в 1514 году архитектором Алевизом Новым было начато строительство нового яруса, который впоследствии стал главным престолом храма Рождества Божьей Матери.

Церковь Воскрешения Лазаря оказалась в подклете.

В то время еще не было Вознесенской женской обители в Кремле, и женщины царского рода хоронились в приделе Воскрешения Лазаря, где хранилась и казна храма.

Купол храма Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях

О существовании трех глав и двух приделов можно узнать только по сохранившимся чертежам 1600 года.

Царь Федор Алексеевич в конце XVII века в 1681 году приказал перестроить святыню, упразднив Лазаревский придел, и возвести собор Святого Духа, который простоял совсем немного, на его месте была возведена одноглавое здание, и придел Лазаря замуровали.

Строительство Большого Кремлевского комплекса подарило новую жизнь храму Богородицы на Сенях и приделу Воскрешения Лазаря, украсившему древний подклет.

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля реставрировали, провели электричество, при этом уничтожив многие древние росписи.

На протяжении многих столетий в беломраморном здании молились царицы и великие княгини. Царь Николай Второй с царицей Александрой и детьми в 1903 году приобщался в древней святыне Святых таинств.

В церкви Воскрешения Лазаря богослужение проводилось раз в год, на Лазареву субботу.

После Гражданской войны христианские кремлевские святыни закрыли.

Храм Богородицы на Сенях восстановили и отреставрировали. Но только в 2012 году патриарх Кирилл провел первое богослужение в стенах святыни, установив на ее стене памятную доску в честь памяти Евфросинии Московской, основательницы храма.

Святыни и престольные праздники

Престольные праздники древнейшей святыни — 21 сентября — Рождество Божьей Матери, последняя суббота перед Пасхой — Лазарева суббота.

Чудотворную Феодоровскую икону Богородицы, перед которой юный боярин Михаил Романов был наречен царем, принесла в святыню мать императора Михаила Федоровича.

Костромской Успенский собор ныне является хранителем чудного Феодоровского образа Божьей Матери.

Левая сторона царских ворот украшалась писком Владимирской иконы Богородицы, украшенной серебряным киотом.

Золотая риза с 2555 бриллиантами украшала список образа Спаса Нерукотворного.

Современное состояние храма

Современное здание Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля полностью восстановлено.

Орнаменты и сцены из жизни святых украшают своды небольших ее внутренних пространств.

Интерьер церкви Рождества Богородицы на Сенях

Через решетчатые отверстия в куполе церковь освещается слабым светом. В дворцовые коридоры свет попадает через цветные стеклянные мозаики.

Важно

Реставрация XIX века не коснулась Царских ворот и серебряного храмового иконостаса, изготовленного по заказу императора Николая II.

Современная святыня хранит список Феодоровской иконы Богородицы, фамильного Божьего лика семьи Романовых, и список Владимирского образа Божьей Матери.

Информация для паломников

На данный момент одна из древнейших святынь России закрыта для богослужений и массового посещения, о проведении экскурсий в святыню следует уточнить в бюро экскурсий Кремля.

Экскурсии по храмам Кремля проводятся ежедневно, кроме четверга. С 10 утра до 6 часов вечера.

Церковь Рождества Богородицы

Янв 17, 2019 13:44Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/hram-rozhdestva-bogoroditsy-na-senyah.html

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля

Адрес: Россия, Москва, Московский Кремль
Начало строительства: 1393 год
Окончание строительства: 1394 год
Координаты: 55°44'59.5″N 37°36'55.8″E

Небольшая золотоглавая средневековая церковь находится в дальней, западной части Теремного дворца. Это древнейший из сохранившихся храмов на территории Московского Кремля. Сегодня он скрыт от посторонних глаз, как много веков была скрыта от людского взора частная жизнь живущих в кремлевских покоях цариц и царевен.

История строительства церкви Рождества Богородицы на Сенях

Великая княгиня Евдокия Дмитриевна (Преподобная Ефросинья Московская), вдова Дмитрия Донского, повелела выстроить каменную церковь в тринадцатую годовщину Куликовской битвы, случившейся в 1380 году в празднование Рождества Богоматери. Четырехстолпный храм из белого камня, отстроенный в 1393-94 гг. заменил стоявшую здесь и обветшавшую от времени деревянную церковь Святого Лазаря. А в память о старом храме в новой церкви устроили Лазаревский придел.

Новый храм был освящен митрополитом московским Киприаном. А роспись его внутренних помещений была поручена настоящим мастерам кисти Феофану Греку и Симеону (Даниилу) Черному.

Храм построили обособленным зданием и соединили с сенными помещениями дворца переходом. Из-за этого он и получил свое название «у Государя на сенях» или «что у Богородицы на сенях».

Храм использовался великими княгинями и княжнами в качестве домовой церкви.

В начале XVI века над реконструкцией здания работал итальянский зодчий Алевиз Фрязин (Новый). Настоящее его имя было Алоиз Ламберти да Монтиньяна. Он был приглашен на русскую службу послами царя Ивана III. Этот архитектор сделал церковь двухэтажной, построив над основанием XIV века новое завершение. По окончании работ, в 1516 году провели освящение возведенного храма.

На первом этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а вверху – престол Рождества Богородицы.

Здесь, в притворе второго этажа, через верхнее окно царицы слушали церковную службу все 40 дней после родов, в течение которых женщинам не положено было присутствовать в храме.

В нижнем храме Воскрешения Лазаря до строительства Вознесенского женского монастыря в Кремле погребались женщины великокняжеского рода, и хранилась казна.

История храма в XVII-XIX веках

К сожалению, эта церковь не раз страдала от сильных пожаров, и поэтому претерпела несколько восстановлений и перестроек.

Свой современный вид храм приобрел в 1681-1684 годах, при государе Федоре Алексеевиче. Здание, возведенное Алевизом Новым, заменили на новое, а стены храма выровняли заподлицо со стенами Теремного дворца.

Строительными работами по обновлению верхнего храма руководил зодчий Федор Тихонов.

Нижний храм Воскрешения Лазаря в XVII века был упразднен, а его помещение стали использовать как склад. Чуть позже о нем просто позабыли.

Совет

И только в 1838 году, когда строили новый Кремлевский дворец и разбирали нижний этаж старых теремов, обнаружили алтарь и древние своды заброшенного храма.

После чего император Николай I повелел восстановить церковь и вновь освятить ее в честь Воскрешения Лазаря.

Все необходимые строительные работы были проведены под руководством архитекторов Ф.Г. Солнцева и П.А. Герасимова. В время реставрационных работ в архитектурное оформление здания привнесли эклектическую отделку в стиле XVII века, полностью уничтожили остатки древней росписи, вход в храм оформили порталом, а в трапезной пробили свод и сделали фонарь.

Отстроенную церковь причислили к дворцовым храмам и стали проводить в ней службы – один раз в год, на Лазареву субботу перед Вербным воскресеньем.

В конце XIX и самом начале XX века церковные службы проходили по воскресеньям и праздникам. И на них приходили высшие служащие дворца.

Перед Пасхальной заутренней обычно крестный ход совершали по извилистым переходам коридоров дворца вокруг помещений церкви.

Читайте также:  Преподобномученица евдокия илиопольская

Храм этот примечателен тем, что в нем в 1862 году венчались Лев Николаевич Толстой и Софья Андреевна Берс, которая была дочерью придворного врача императора Александра II.

Архитектурные особенности и внутреннее убранство церкви Рождества Богородицы на Сенях

Церковь Рождества Богородицы на Сенях относится к периоду раннемосковского зодчества (1320-1430 годы). Это одна из первых городских белокаменных построек. И одно из немногих московских зданий тех времен, сохранившихся до наших дней.

Старый белокаменный храм XIV века был трехабсидный. Его построили под влиянием сразу нескольких архитектурных школ.

Черты владимиро-суздальской архитектуры видны в четырех массивных круглых столпах, сложенных из белокаменных блоков, обрамлении портала и лопатках.

А раннемосковские архитектурные традиции проявляются в килевидных завершениях портала, а также в восьмилепестковых окнах-розетках.

Обратите внимание

Ранняя церковь была многоглавой. А современный храм, перестроенный в XVII веке, стал одноглавым. Он имеет трапезную с западной стороны и прямоугольное алтарное помещение.

От надстройки, сделанной Алевизом, практически ничего не осталось.

С XVII века сохранилось декоративное оформление барабана – характерный колончатый пояс и килевидные кокошники у основания, внутристенные тайники, лестница на хоры, а также фигурные ниши и слуховые окошки.

Внутреннее пространство этой церкви довольно небольшое. Стены и своды в ней сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом в храм проникает слабый свет. А в нижний ярус окон, которые выходят в дворцовый коридор, вставлены цветные стекла.

Серебряный храмовый иконостас, сохранившийся до наших дней, был сделан при императоре Николае I по проекту архитектора Константина Тона. Иконы для него написаны в академической манере конца XIX века. А лепной декор храма и изразцовые печи выполнены в старинном русском стиле. В церкви также прекрасно сохранились Царские врата, которых не коснулись переделки XIX века.

Среди храмовых икон выделяется список, сделанный с Федоровской иконы Богоматери – фамильной иконы дома Романовых. Оригинал этой старинной иконы сегодня хранится в Богоявленском монастыре в Костроме.

Именно перед ней в марте 1613 года в Костромском Ипатьевском монастыре Михаил Федорович Романов был наречен на царство. Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери.

А особо почитаемый образ Спаса Нерукотворного расположен третьим справа от Царских врат.

Большие реставрационные работы в древнейшей церкви Кремля проводили в 1923-1928 (под руководством Д.П. Сухова и Н.Н. Померанцева), в 1949-1952 и в 1990-х годах. Сегодня церковь не имеет музейных коллекций, и доступ в нее закрыт.

Ее золоченая глава на фоне Большого Кремлевского дворца хорошо видна со стороны Оружейной палаты и с Моховой улицы. Этот памятник архитектуры еще до конца не изучен.

Первая подробная научная публикация о нем увидела свет лишь в 2011 году.

Соборы Московского Кремля

Рейтинг достопримечательности

Церковь Рождества Богородицы на Сенях Московского Кремля на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/659-tserkov-rozhdestva-bogoroditsy-na-senyakh-moskovskogo-kremlya

Москва. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях

Статью добавил(а): Анонимный участник,  13 января 2011

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, что на Сенях (Воскрешения Лазаря) — древнейший (если не считать подклета Благовещенского собора Кремля) из частично дошедших до наших дней памятников архитектуры Москвы.

Расположена в Московском кремле, входит в состав комплекса Большого Кремлёвского дворца. Была построена на территории Кремля в 1393-1394 годах на месте древней деревянной церкви Воскрешения Лазаря праведного.

Основательницей церкви стала княгиня Евдокия Дмитриевна, вдова Дмитрия Донского.

Новая церковь была освящена в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы. После того как храм был достроен, в 1395 году его стены расписали знаменитые живописцы Феофан Грек и Даниил Черный с учениками.

Важно

Рождественская церковь находилась на женской половине Кремля и являлась домовой церковью великих княгинь. Во время пожара 1479 года верх церкви обрушился, его пришлось восстанавливать.

Когда в 1514 году архитектор Алевиз Фрязин строил в Кремле новый каменный дворец для великого князя, то заодно была перестроена и церковь Рождества Богородицы на Сенях. Старое здание было использовано как подклет с приделом св. Лазаря, а над ним надстроили главный престол.

Дворец и церковь соединяли переходы с сенями, поэтому храм именовали «что у Государя на сенях» или «Богородицы на сенях». В конце 17 века при царе Феодоре Иоанновиче храм опять перестраивали. К нему добавили трапезную над проездом с Кормового на Сытный дворец.

Как выглядела Рождественская церковь, построенная Алевизом Фрязиным, точно неизвестно. Более-менее отчетливое ее изображение сохранилось только на чертеже, выполненном в начале 17 века. На нем церковь представлена с тремя главами и апсидами, а также с двумя приделами.

Во время правления царя Федора Алексеевича, в 1681-1684 годах церковь Рождества Богородицы на Сенях снова была практически полностью перестроена. Новая церковь была одноглавой, с запада располагалась трапезная.

Лазаревский придел упразднили, и в 18 веке его стали использовать в качестве склада. Лишь в 1832 году, когда на территории Кремля начали строить Большой Кремлевский дворец, в подклете вновь был освящен придел во имя св. Лазаря.

В последующем церковь Рождества Богородицы на Сенях реставрировали в 1923-1928 годах и в 1949-1952 годах. До нашего времени сохранилось древнее белокаменное четырехапсидное здание с главным порталом, а также достроенные позже элементы храма.

Архитектурная композиция храма гармонично сочетает черты владимиро-суздальской и раннемосковской школ. В настоящее время храм не действует, музейных экспозиций в нем нет, доступ в него отсутствует.

Статью добавил(а): Качалин Александр Анатольевич,  7 октября 2016

Воскрешения праведного Лазаря в Теремном дворце церковь (Кремль).

Построена в 1393–1394 гг. Различные источники связывают ее строительство с именем великой княгини Евдокии Дмитриевны, вдовы Дмитрия Донского. Первоначально ее освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы, которое празднуется 8 сентября по старому стилю.

Совет

Такое посвящение позволяет предполагать, что княгиня Евдокия строила церковь в память о Куликовской битве, произошедшей именно 8 сентября. В 1395 г. храм украсили росписями Феофан Грек и Даниил Черный с учениками. В 1514 г.

над ним итальянский зодчий Алевиз построил новый храм, получивший название Рождества Богородицы на Сенях, сохранив древнюю часть в качестве подклета. Нижняя церковь, в память об одноименном деревянном храме, ранее стоявшем на этом месте, освятили в память Воскрешения Лазаря. В 1681–1684 гг.

при перестройке Алевизовского храма Лазаревский придел упразднили, а в XVIII веке подклет стал складским помещение.

Как сообщает путеводитель «По Москве», вышедший в 1917 г., церковь «преподобного Лазаря… с XVII века была замуравлена и вновь открыта лишь случайно при постройке Большого дворца».

Во время строительства лестницы была проломлена одна из стен, и за ней оказались белокаменные своды, поддерживаемые двумя столпами, алтарь с тремя узкими окнами и сделанные из кирпича престол и жертвенник. Император Николай I распорядился восстановить храм.

Архитектор П.А. Герасимов и художник Ф.Г. Солнцев воссоздали его первоначальный облик. Четырехстолпная белокаменная церковь – самое древнее сохранившееся сооружение Московского Кремля. В XX веке храм реставрировали дважды: 1923–1928 и 1949–1952 гг.

В настоящее время церковь входит в комплекс правительственных зданий Московского Кремля, и доступ в нее закрыт.

http://bookz.ru/authors/mihail-vostri6ev/moskva-p_333/page-15-moskva-p_333.html

Источник: http://sobory.ru/article/?object=06886

Церкви Рождества Богородицы и Воскрешения Лазаря

Освящение церкви Рождества Богородицы в присутствии великих князей Николая и Михаила Николаевичей и великой княгини Александры Петровны. Вскоре храм посещает и император Александр II во дни своей коронации. К этому времени вычищен интерьер церкви Воскрешения Лазаря.

1853

Полная реставрация интерьеров церкви Рождества Богородицы по проекту Николая Чичагова. Особенно трудна работа над иконостасом.

Живописными работами занимается Николай Подключников, металлическими — придворный фабрикант Николай Полтавцев (его за это наградили золотой медалью).

Для изыскания золота и серебра плавят блюда, в разные годы поднесенные Николаю I московским купечеством, а также невостребованные по неявке или смерти медали, в том числе за строительство БКД.

1848

Сооружение белокаменной лестницы из церкви Воскрешения Лазаря в нижний этаж Теремного дворца и в подвал западного крыла БКД.

1847

Протоиерей Петр Покровский, благочинный придворных церквей, хлопочет о ремонте перед приездом царской фамилии, которая посещает богослужение в храме Рождества Богородицы. В этом ремонте участвует художник Федор Солнцев. В итоге Николай I остается недоволен темнотой храма и приказывает цветные стекла заменить на простые.

Николай Чичагов и Владимир Бакарев разбирают внешние стены, которыми замурована церковь Воскрешения Лазаря, делают новую печь и просушивают храм.

1846

Фрейлинский коридор Теремного дворца уравнивают с полом Рождественской церкви с помощью каменных ступеней.

1842

Восстановление церкви Воскрешения Лазаря. При этом найдены остатки средневекового кладбища.

1841

Из-за строительства Большого Кремлевского дворца Верхоспасский собор совсем лишается солнечного света, да и войти в него становится проблематично. Тогда протоиерей Петр Покровский похлопотал, чтобы ежедневное богослужение перенесли в церковь Рождества Богородицы. По этому случаю установили новый каменный престол и жертвенник вперед остальных ремонтных работ.

1840

По просьбе протопопа Попова архитектор Николай Чичагов обследует прочность иконостаса. После доклада Чичагова составляется смета на иконостас.

1838

Составление сметы стенного и иконного письма для реставрации церкви Рождества Богородицы и Воскрешения Лазаря. Мастер Трофим Киселев выполняет живописные работы, но научной реставрации тогда еще не было, поэтому художник просто пишет «в древнем стиле». Рисунки утверждает лично Николай I.

1837

При строительстве Большого Кремлевского дворца разбирают старую стену и случайно обнаруживают за ней древнюю церковь Воскрешения Лазаря, заваленную мусором и бочками с дегтем. Митрополит Филарет поднимает архивы и летописи и устанавливает, что именно открыли рабочие.

Источник: http://mos-sfera.ru/0-kremlin/palace/lazar/

Церковь Рождества Богородицы на Сенях

Золотая глава венчает эту древнюю церковь, находящуюся в дальней, западной части Теремного дворца. Бывшая домовая церковь великих княгинь и цариц сегодня скрыта от посторонних глаз, как была в средние века скрыта жизнь русских цариц. Ее возвела в камне в 1393-1394 годах великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, на месте древней деревянной церкви св. Лазаря.

При этом в новом храме устроили Лазаревский придел. Храм был построен в память Куликовской битвы, которая произошла в праздник Рождества Богоматери в 1380 году. В начале XVI века зодчий Алевиз возвел над основанием XIV века новое завершение. Таким образом храм стал двух-этажным. В нижнем этаже разместили церковь Воскрешения Лазаря, а в верхнем — престол Рождества Богородицы.

Убранство трапезной в церкви Рождества Богородицы

Церковь не раз подвергалась пожарам. Нынешний вид она приобрела в 1681-1684 годах, когда постройку Алевиза заменили новым верхним храмом, который возвел зодчий Федор Тихонов. Через купол и решетчатые окна с древним орнаментом проникает в храм слабый свет.

Обратите внимание

В нижнем ярусе окон, выходящих в дворцовый коридор, вставлены разноцветные стекла. Стены и своды церкви сплошь покрыты орнаментом и изображениями святых. Иконостас церкви сделан при императоре Николае I из серебра (архитектор Константин Тон). Иконы выполнены в академической манере конца XIX века, а лепной декор и две изразцовые печи — в старинном русском стиле.

Царские врата относятся к немногим остаткам старины, сохранившимся в храме после переделок XIX века.

Среди икон храма замечателен список с Феодоровской иконы Богоматери, фамильной иконы дома Романовых. Оригинал иконы ныне находится в Богоявленском монастыре в Костроме. Перед этой иконой в марте 1б13 года в Костромском Ипатьевском монастыре состоялось наречение на царство Михаила Федоровича Романова.

Слева от Царских врат стоит список с Владимирской иконы Божией Матери. Чтимый образ Спаса Нерукотворного — третий справа от Царских врат. В притворе через церковное окно царицы в ХVI-ХVII веках слушали службу все 40 дней после родов, в течение которых женщшим не положено было присутствовать в храме.

В XIX — начале XX века службы в церкви совершались по воскресеньям и праздникам и посещались высшими служащими дворца. В 1862 году здесь венчались граф Лев Толстой с Софьей Андреевной Берс, дочерью придворного врача императора Александра II. Перед Пасхальной заутреней традиционный крестный ход совершали, следуя извилистыми переходами вокруг помещения церкви по коридорам дворца.

Церковь Воскрешения Лазаря, под церковью Рождества Богородицы

Этот храм XIV века — древнейший в Кремле и расположен в нижнем этаже под церковью Рождества Богородицы. До того как был построен Вознесенский девичий монастырь, в церкви погребались женщины великокняжеского семейства и хранилась казна.
В XVII веке церковь была упразднена, и на 200 с лишним лет о ней забыли.

В 1842 году при постройке нового Кремлевского дворца, разбирая нижний этаж теремов, обнаружили древние своды и алтарь заброшенного храма. Император Николай I приказал восстановить храм в прежнем виде и освятить в честь Воскрешения Лазаря.

Храм был причислен к дворцовым церквам, и служба в нем совершалась раз в году — на Лазареву субботу.

Источник: https://abm-travel.ru/turistam-na-zametku/dostoprimechatelnosti-kremlya/church-of-nativity

Читать онлайн Москва православная. Все храмы и часовни страница 135. Большая и бесплатная библиотека

Храм появился в древней части Москвы, на развилке двух дорог по улице Солянке и Подколоколенному переулку. Поэтому его и стали называть “на Стрелке”. Другое его прозвание “на Кулишках” означает, что он находился в местности с вырубленными под пашню участками леса. Деревянный храм известен здесь с середины XVI в. В 1600 г.

было построено новое здание церкви, которое перестроили в 1712 г. (по другим данным – в 1773 г.). В 1800–1802 гг. по проекту архитектора Дмитрия Балашева выстроили теплую трапезную и трехъярусную колокольню. В трапезной устроили приделы апостола Иоанна Богослова и святителя Димитрия Ростовского.

Холодный летний Рождественский храм был построен на месте разобранного в 1803–1804 гг. Его величественные и уравновешенные классические формы имели важное градостроительное значение, перекликались с постройками монументального Воспитательного дома. В 1880 г. к храму симметрично пристроили два небольших помещения для ризницы.

Главный иконостас был четырехъярусным вызолоченным и украшенным золотой резьбой. В приделах находились трехъярусные иконостасы. В плане здание представляет собой равноконечный крест. Его прямоугольный объем увенчан плоским куполом.

Фасады треугольной трапезной, ориентированные вдоль красной линии Солянки и Подколокольного переулка, украшают пилястры и тосканские портики.

Храм закрыли в 1935 г. и постепенно превратили в четырехэтажное здание с множеством комнат-клетушек, уничтожив все внутреннее убранство и роспись стен. В 1991 г.

в изуродованной церкви прошло первое богослужение, и началась долгая и трудная работа по восстановлению храма в прежнем виде. Ныне он передан в пользование аланской (осетинской) диаспоры Москвы. С 1992 г.

здесь ведется богослужение на двух языках – церковнославянском и аланском.

Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках церковь (улица Малая Дмитровка, дом № 4).

По преданию, первоначально построен здесь храм в конце XIV в. неизвестной княгиней, ехавшей из Дмитрова в Москву и благополучно разрешившейся от бремени неподалеку от этого места. Каменную церковь взамен сгоревшей в пожар 1648 г. выстроили 1649–1652 гг.

Важно

Главный престол освятили в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы, придел – иконы Божией Матери “Неопалимая Купина”. У этой иконы прихожане искали защиты от частых пожаров. В конце XVII века к церкви пристроили трапезную и южный придел великомученика Феодора Тирона.

Храм неоднократно ремонтировался в XIX и XX веках, но, несмотря на это, сохранил первоначальный внешний облик.

Храм является редким памятником много-шатрового зодчества. Он увенчан тремя глухими вытянутыми шатрами с луковичными главками и ажурными крестами.

К основному храму примыкает шатровая двухърусная колокольня, а к ней – кубообразный объем придела во имя иконы Божией Матери “Неопалимая Купина”, завершающийся горкой кокошников и маленьким шатром на световом барабане. Низкая трапезная имеет свою апсиду придела великомученика Феодора Тирона.

Храм богато украшен так называемым узорочьем – наличниками, колонками, фигурными карнизами, белокаменной резьбой, – и покрыт разноцветной черепицей.

С 1929 по 1935 год настоятелем храма был архиепископ Варфоломей (Ремов), последний ректор Московской Духовной академии, расстрелянный в 1935 г. в Бутырской тюрьме. Сохранились воспоминания о служении в храме отца Павла Флоренского.

С 1930 по 1932 год в храме служил преподобномученик архимандрит Герман (Полянский), с 1933 по 1934 год – преподобномученик схиархимандрит Игнатий (Лебедев). В 1939 г. храм закрыли. Внутреннее церковное убранство было вывезено и бесследно исчезло. К 1950-м гг. здание сильно обветшало, и была проведена реставрация, при которой храму вернули облик XVII века.

Было пристроено крыльцо, существовавшее ранее. Храм в 1990 г. вернули общине верующих, и в августе 1991 г. он был освящен. Постепенно восстанавливается его внутреннее убранство.

Рождества Пресвятой Богородицы на Сенях, во Дворце церковь (Кремль, Дворцовая улица).

Совет

В праздник Рождества Пресвятой Богородицы 1394 г., в память о победе в битве на Куликовом поле вдова великого князя Дмитрия Донского преподобная Евфросиния заложила в Кремле, на княжеском дворе каменную церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы.

На этом месте раньше стояла дворцовая деревянная церковь Воскрешения праведного Лазаря, которую перенесли в придел Воскрешения праведного Лазаря вновь устроенной церкви, “близь большого алтаря”. Рождественская церковь – одна из самых древних, сохранившихся в Кремле. Под престолом и у северной стены покоятся останки женщин княжеского семейства.

Храм расписали в 1395 г. Феофан Грек и Семен Черный с учениками. Его обновили в 1514 г., когда было закончено строительство нового великокняжеского дворца. Итальяский зодчий Алевиз Новый использовав здание церкви как подклет, возвел над ним еще один этаж из кирпича и поднял церковь вверх, до уровня площадки жилого яруса дворца.

Внизу осталась церковь Воскрешения праведного Лазаря. Храм стал, таким образом, двухэтажным. Между церковью и дворцом был устроен переход с сенями, которые и дали название храму “на Сенях”. В 1626 г. церковь сгорела, но была восстановлена при царе Федоре Алексеевиче в 1681–1684 гг. Ее возвели точно по оси Теремного дворца.

Так возникло несоответствие планов нижней и верхней церквей. К церкви была пристроена трапезная, под которой был проезд.

В 1838 г. церковь оказалась почти целиком застроенной по сторонам помещениями Большого Кремлевского дворца. Она подверглась реконструкции, в трапезной для устройства освещения пробили свод для светового фонаря, декор окон и порталов XVII века заменили на эклектический. По эскизам академика живописи Ф.Г.

Солнцева подрядчик Полтавцев изготовил “простой и изящный иконостас в древнем стиле”. Стенопись и иконы были выполнены по образцу живописи Успенского и Архангельского соборов. Роспись сделал согласно тогдашним представлениям о древнерусском искусстве художник Т. Киселев. Ее обновил через 20 лет художник Подключников в греческом стиле. В 1870 г.

на церкви сделали новый крест и покрытие главы.

В 1949-1950-е гг. проводились реставрационные работы. Церковь сохранила западный перспективный портал с килевидным завершением. Свободного доступа в храм нет. Лишь золоченая главка на высоком резном барабане видна со стороны Оружейной палаты.

Рождества Пресвятой Богородицы над святыми вратами Спасо-Андроникова монастыря церковь (уничтожена).

Обратите внимание

Первоначально Спасо-Андроников монастырь имел деревянные стены. Церковь в честь праздника Рождества Пресвятой Богородицы над святыми вратами, по-видимому, существовала уже XIV–XV вв. и тоже была деревянной. Во второй половине XVI в. были построены каменные святые врата с каменной Рождественской церковью. Во время пожара 1748 г.

огонь повредил все постройки обители. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы восстановили к 1756 г. В начале XIX века перед святыми вратами была построена колокольня с храмом праведного Симеона Богоприимца, а церковь Рождества Пресвятой Богородицы упразднили. К восстановлению Рождественского храма приступили в 1864 г.

, и его освятили в 1869 г.

Вскоре после Октябрьской революции 1917 г. церковь закрыли. Вместе с колокольней, частью святых ворот и южной стеной монастыря, ее разобрали на кирпич. В 1956–1960 гг. во время реставрации стены и башни святых ворот были реконструированы. Церковь же безвозвратно утрачена.

Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове церковь (Восточная улица, дом № 6).

Храм является частью некогда существовавшего на этом месте первоначального Симонова монастыря. Вокруг храма располагалось монастырское кладбище.

В северо-западной части трапезной под спудом покоился прах святых иноков Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Осляби, по благословению преподобного Сергия Радонежского участвовавших в Куликовской битве.

Согласно местному преданию, у алтаря в двух могилах были погребены останки 32 князей и воевод – сподвижников святого благоверного князя Димитрия Донского, павших на Куликовом поле. В память всех погребенных вблизи храма ныне установлен деревянный крест.

В 1509 г. возвели существующее доныне каменное церковное здание. В середине XVII века Старый Симонов монастырь был упразднен, храм Рождества Пресвятой Богородицы стал приходским. В конце XVIII века к нему пристроили трапезную, которую в 1849–1855 гг. заменили новой, более обширной, с левым приделом преподобного Сергия Радонежского. Одновременно возвели колокольню.

В конце XIX в. в ходе реставрации храм был вновь расписан, замурованные ранее окна вновь пробили, восстановили наружный каменный декор. В 1870 г. над могилами Пересвета и Осляби устроили сень – шедевр чугунного каслинского литья, – покрытую золотом и увенчанную тремя крестами, символизирующими Святую Троицу.

Каменные плиты с описанием подвига иноков были заменены чугунными.

Источник: https://dom-knig.com/read_223495-135

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector