Храм Сошествия Святого Духа г. Саратова
17 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Божественную литургию в храме Сошествия Святого Духа г. Саратова. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Михаил Беликов, протоиерей Сергий Ксенофонтов, священник Сергий Харитонов, протодиакон … Читать далее
16 февраля, в Неделю о мытаре и фарисее, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил всенощное бдение в храме Сошествия Святого Духа г. Саратова. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Сергий Ксенофонтов, священник Сергий Харитонов, священник Павел Литвин, … Читать далее
15 февраля, в праздник Сретения Господа нашего Иисуса Христа Божественную литургию в Духосошественском храме совершил настоятель протоиерей Сергий Догадин в сослужении диакона Димитрия Болгова. На молитву собрались 99 человек. Святых Христовых Таин причастились 45 человек. По окончании литургии был совершен … Читать далее
Ожидаемого Мессию праведный Симеон носил в сердце прежде, нежели принял Его в свои трепещущие руки. Если бы этого не было, то не удостоился бы он принять Христа на руки свои, или если бы и принял, то не воспел бы такой отрадной песни: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко… Читать далее
10 февраля, в Неделю 37-ю по Пятидесятнице, празднование Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской в Духосошественском храме было совершено две Божественные литургии. Раннюю литургию совершил священник Павел Литвин. В богослужении участвовали 122 человека, причастников 50. Позднюю литургию совершил настоятель протоиерей … Читать далее
3 февраля, в Неделю 36-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Максима Грека в нашем храме были совершены две Божественные литургии. Раннюю литургию совершил священник Павел Литвин. За литургией молились 104 человека, причастились Святых Христовых Таин 31 человек. Позднюю литургию совершил … Читать далее
27 января, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице, отдание праздника Богоявления, день памяти равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, в Духосошественском храме было совершено две Божественные литургии. Раннюю литургию совершил протоиерей Сергий Ксенофонтов. За богослужением молились 79 человек, причастились Святых Христовых Таин 39 … Читать далее
19 января вечером, в канун Недели 34-й по Пятидесятнице, по Богоявлении, Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, всенощное бдение в Духосошественском храме совершили настоятель протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Сергий Ксенофонтов, священник Павел Литвин и диакон Димитрий Болгов. За бдением молился … Читать далее
19 января, в праздник Крещения Господня, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил Божественную литургию в храме в честь Сошествия Святого Духа города Саратова. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Сергий Ксенофонтов, протодиакон Олег Дроздов, диакон Александр Аренков, … Читать далее
19 января в воскресной школе Духосошественского храма отметили Святки. На праздничное чаепитие собрались ребята, родители и педагоги. Наши воспитанники исполнили для родителей колядку «Рождество Христово. Ангел прилетел», а от семьи Музафаровых всем собравшимся стала подарком рождественская песня «В ночном саду … Читать далее
В ночь с 18 на 19 января, в канун праздника Крещения Господня, состоялось освящение крещенской проруби на реке Волге в поселке Затон города Саратова. Чин Великого освящения воды совершил настоятель Духосошественского храма протоиерей Сергий Догадин в сослужении диакона Димитрия Болгова. … Читать далее
18 января, в канун Святого Богоявления, празднования Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин совершил всенощное бдение в храме в честь Сошествия Святого Духа г.Саратова. Его Высокопреосвященству сослужили настоятель храма протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Сергий Ксенофонтов, … Читать далее
17 января прошла очередная встреча учащихся четвертых классов школы № 11 и Гуманитарно-экономического лицея с сотрудником храма Павловой Полиной Владимировной, во время которой ребята узнали о празднике Крещения Господня. Полина Владимировна познакомила четвероклассников с историей этого события и его значением … Читать далее
18 января, в Крещенский сочельник, на утренней службе совершались Царские часы. Службу совершили настоятель храма протоиерей Сергий Догадин, протоиерей Сергий Ксенофонтов, священник Павел Литвин и диакон Димитрий Болгов. Литургию святителя Василия Великого совершил протоиерей Сергий Ксенофонтов в сослужении диакона Димитрия … Читать далее
13 января, в день отдания праздника Рождества Христова наша воскресная школа приняла участие в детском рождественском празднике в Доме культуры села Пристанное. Рождественский утренник организовали настоятель Спасо-Преображенского храма с. Пристанное отец Макарий Тагаев, руководитель воскресной школы Орлова Полина Андреевна при … Читать далее
Источник: http://svyatoduhovhram.ru/
Храм Сошествия Святого Духа г.Саратова
Приложение: О. К. Пудовочкина. Духосошественский собор
У подножия Соколовой горы, недалеко от моста через Волгу, стоит пятиглавая церковь во имя Сошествия Святого Духа. С горы храм смотрится как дивный уголок прошлого. Этой церкви почти полтора века.
С зарождением промышленности и ростом товарооборота по Волге к сороковым годам девятнадцатого века Саратов стал крупным городом. Он рос не только в южном и юго-западном направлении, постепенно застраивались свободные участки за Глебучевым оврагом, образовывая Большую Горную и Соколовую улицы с переулками.
С переводом в 1822 году мужского Спасо-Преображенского монастыря за город, к Лысой горе, его церковь стала приходской для жителей Затона и новостроек.
Ныне на месте снесенной в 30-е годы церкви возвышается здание института усовершенствования учителей (ул. Большая Горная, 1). К концу первой половины между Горной и Соколовой улицами появился молитвенный дом.
В 1844 году на месте этого дома на пожертвования была построена деревянная церковь во имя Сошествия Святого Духа.
Газета «Саратовские губернские ведомости» за 12 февраля 1844 года сообщала, что храм освящен 30 января «сего 1844 года» протоиереем Гавриилом Ивановичем Чернышевским с тремя священниками при большом стечении народа.
Были упомянуты и особо щедрые жертвователи: купец Петр Степанович Славин дал 300 брусов лесу, купец Семен Дмитриевич Парусинов пожертвовал на строительство 1000 рублей, а резчик Михаил Макарович Горбунов сделал иконостас.
Церковную утварь и богослужебные книги дали городские церкви.
В 1855 году у почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина скончался 27-летний сын — титулярный советник Николай Петрович Тюльпин.
В память о безвременно ушедшем сыне супруги Тюльпины решили на месте деревянной Духосошественской церкви построить каменный трехпрестольный храм, причем один престол должен был быть в честь небесного покровителя их сына — Николая Чудотворца.
Петр Федорович Тюльпин пользовался большим авторитетом среди купечества и других жителей Саратова. Он дважды избирался на пост городского головы. Саратовцам была известна склонность Тюльпина и его супруги к жертвованию больших взносов на это благое дело — 767 руб. 44 коп. серебром.
В 1858 году на средства Тюльпиных было открыто и содержалось убежище святого Хрисанфа, где дочери бедняков обучались грамоте и рукоделию. Тюльпин передал в пользу города капитал, проценты с которого использовались для благотворительных целей. Эти проценты, например, были одним из источников средств для попечительства о бедных при церкви Александровского училища.
Попечительство выдавало пособия беднякам и содержало богадельню на 30 человек.
Церковь была возведена очень быстро — к концу 1855 года. В 1856 году были освящены ее боковые алтари — 19 июля правый придел (во имя Знамения Пресвятой Богородицы), 26 августа 1856 года левый придел (во имя свят. Николая Чудотворца) и 5 октября 1858 года центральный престол (во имя Сошествия Святого Духа).
Церковь имела большой приход и на пожертвования постепенно богато украшалась. На четырехъярусной колокольне было 13 колоколов.
Самый большой, весом 431 пуд 15 фунтов, был украшен отлитыми на нем иконой Сошествия Святого Духа, фигурами ангелов и имел надпись: «Колокол сей сооружен усердием Храмоздателя почетного гражданина и первой гильдии купца Петра Федоровича и супруги его Дарьи Хрисанфовны Тюльпиных в память сына…» Второй колокол весил 116 пудов, а 11 малых были весом от 52 пудов до 13 фунтов. В храме было много икон в сребропозлаченных ризах, дорогая утварь, евангелия в серебряных с драгоценными камнями окладах, библиотека церкви насчитывала свыше ста богослужебных книг.
Пожертвования на храм поступали не только деньгами и вещами, но и ценными бумагами. В 1880 году по билету внутреннего выигрышного займа Духосошественская церковь выиграла по тем временам громадную сумму — 200 000 рублей. Деньги были положены в Саратовский городской общественный банк, и Синод разрешил с процентов этой суммы выдавать ежегодно 2800 рублей пособий церковнослужителям.
Имея такие деньги, церковь постепенно построила дома для богадельни, церковно-приходской школы и для священников. Все здания расположились рядом с церковью.
Богадельня открылась в 1880 году и опекала около 20 стариков.
Церковно-приходская школа для детей из бедных семей начала работать в 1885 году, а уже в 1887 году в ней обучалось 64 мальчика и 47 девочек. Три священника и три учителя преподавали Закон Божий, грамоту и церковное пение.
В годы первой мировой войны, когда из западных губерний в Саратов хлынул поток беженцев, Духосошественская церковь открыла вторую школу для детей других конфессий. В ней училось 25 детей иудейского вероисповедания и 14 детей католиков.
После революции школы были отделены от церкви, постепенно ликвидирована и богадельня. Для церкви настали трудные времена.
С 1918 года храм, по договору с горисполкомом, содержали верующие. Договор этот неоднократно расторгался. Второго декабря 1930 года Саратовский горсовет своим распоряжением запретил церковный звон в городе, колокола со всех храмов были сняты.
2 сентября 1934 года Саратовский горисполком издал распоряжение о временном закрытии ряда церквей города, в том числе и Духосошественской, и о передаче их под зернохранилища. В Духосошественскую церковь предписано было засыпать не менее 1650 тонн зерна.
Однако в ноябре 1935 года церковь вновь удалось открыть для богослужений. Коллектив церкви продержался до 1939 года.
Постановлением Саратовского горсовета от 17 июня 1939 года Духосошественская церковь была закрыта.
13 июня 1941 года горисполком рассматривал ходатайство Волжского райсовета об использовании здания церкви под кинотеатр. Но этому страшному намерению не суждено было осуществиться.
После войны верующие неоднократно обращались к властям с просьбами об открытии храма, и только 2 января 1948 года горисполком вынес решение: «Ходатайство группы верующих об открытии Духосошественской церкви удовлетворить».
При активной помощи епископа Саратовского и Вольского Бориса церковь была возрождена. В последующие годы в почти миллионном городе было всего два храма. Не поэтому ли всякий, кто входит в эту церковь, чувствует ее особенную атмосферу духовности и добра?
Ольга Константиновна Пудовочкина
Источник: https://eparhia-saratov.ru/Articles/hram-soshestviya-svyatogo-dukha-saratova
Собор сошествия Святого Духа
Белокаменный, пятиглавый собор сошествия Святого Духа с лазуревыми и золотыми куполами заметно выделяется среди остальных построек. Духосошественский собор стоит на одноименной площади, вокруг которой расположены одноэтажные, ветхие жилые постройки, придающие кафедральному собору Саратова особую монументальность.
История Духосошественского собора
История этого собора начинается в далеком 1855 году, когда на улице Соколовой, в пересечении с улицей Веселой, вместо небольшой деревянной часовни во имя иконы Сошествия Духа Святого на Апостолов, был возведен большой каменный пятиглавый храм, выполненный в русском стиле с колокольней. Освящение Духосошественской церкви произошло лишь 5 октября 1858 года. Освятил ее Преосвященный Иоанникий, первый епископ Саратовский и Царицынский.
К сожалению, история не сохранила имя архитектора этого замечательного собора. Большинство историков считают, что архитектора вовсе не было, а проект, скорее всего, рождался непосредственно во время строительства. Следуя этой логики и некоторым историческим фактам получается, что Духосошественская церковь это творение рук врачей, учителей и просто рабочих.
Несмотря на непрофессиональные кадры эта церковь заняла достойное место среди других сорока саратовских церквей, того времени, большинство из которых было построено профессиональными мастерами.
Однако, доподлинно известно, что Духосошественский собор возводился на различные пожертвования прихожан, в том числе большой вклад в строительство храма пожертвовал почетный гражданин Саратова, купец первой гильдии Петр Федорович Тюльпин.
После постройки собора, при нем имелась приходская школа. Престолов в церкви было три: в средней части — в честь Сошествия Святого Духа. В приделах: в правом — во имя святителя и чудотворца Николая, в левом — в честь Знамения Пресвятой Богородицы.
Духосошественский собор прекращал свою службу два раза и оба в советское время. Первый раз храм перестал действовать сразу после революции, в 1920-х года церковь была передана обновленцам, и открылась только в 1927 году. В 1937 году советские власти второй раз сбросили колокол.
Второй раз церковь закрылась в 1939 году, после чего она использовалась под зернохранилище. Этим целям она служила восемь лет, до 1947 года, когда была вновь открыта и возвращена верующим. В настоящее время собор во имя сошествия Святого Духа является кафедральным собором Саратова.
Интересен один факт из истории собора, который гласит, что в одно время, в Духосошественском соборе был самый большой в Саратове колокол. Именно он во время праздников первый в городе начинал Благовест, потом его поддерживали колокола сел Пристанное и Курдюм, ведь этот колокол был слышен далеко за пределами Саратова.
Цитаты в газетах того времени о Духосошественском соборе
Сохранилось и упоминание о деревянной церкви. Газета «Саратовские губернские ведомости» гласит:
Архитектура Духосошественского собора
Как было в предыдущем разделе, Духосошественский собор архитектора не имел.
Проект рождался непосредственно во время строительства, таким образом, следуя некоторым историческим фактам, получается, что Духосошественская церковь это творение рук врачей, учителей и просто рабочих.
Каждый из них внес частичку себя в строительство собора, поэтому единого архитектурного стиля нет. Однако ближе всего собор относится к одному из самых распространенных архитектурных стилей – Классицизм, с преобладающим числом архитектурных решений Годуновского Классицизма.
В общем, это неважно, важно лишь то, что этот замечательный белокаменный собор, с пятью главами, фактурным барабаном, с профилированными лопатками с полуколоннами по всему периметру здания; со своей колокольней, все это придает Духосошественскому кафедральному собору Саратова неотразимый, можно даже сказать монументальный облик.
Источник: http://sadservie.ru/architecture/church/409
Саратовский духосошественский собор – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Саратовский Духосошественский собор |
Саратовский храм в честь Сошествия Святого Духа на апостолов Саратовской епархии
Деревянная церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была построена в городе Саратове при содействии преосвященного Иакова (Вечеркова) в 1844 году.
В 1855 году, вместо обветшавшей деревянной, была построена каменная церковь и каменная же колокольня на средства почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина.
5 октября 1858 года епископ Саратовский Иоанникий I (Горский) освятил храм.
По штату при церкви были положены три священника, один диакон и три псаломщика. Церкви принадлежали каменное здание церковно-приходской школы и деревянное сторожки.
В годы советской власти
В конце 1920-х годов церковь была захвачена обновленцами, но спустя полгода клир храма принес покаяние.
Предположительно после закрытия Александро-Невского кафедрального собора Духосошественская церковь получила статус соборной.
Постановлением Президиума Нижне-Волжского краевого исполкома советов РКиК депутатов от 6 октября 1931 года колокола собора были изъяты для нужд промышленности.
В начале 1930-х годов в храме служил священником сщмч. Петр Покровский (+ 1937).
В 1939 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Однако здание почти не пострадало, и, когда 17 декабря 1947 года храм вновь был открыт, его стены были лишь заново расписаны.
В 1948 году главный придел был заново освящен епископом Борисом (Виком) и в нем начались регулярные богослужения.
Новейшая история
Постановлением Саратовской Областной Думы от 17 ноября 1994 года № 7-59 Духосошественская церковь признана памятником истории и культуры регионального значения.
В 1995 году левый и правый приделы были заново освящены иерейским чином.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 1115 от 16 марта 2001 года в связи с аварийным состоянием кафедрального Свято-Троицкого собора статус кафедрального был придан Духосошественскому собору. В этом статусе он пребывал до 26 октября 2014 года [1].
2 июня 2003 года Постановлением администрации города Саратова № 455-1 приходу Духосошественского собора был предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 0,7934 га, занимаемый собором. Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2004 года комплекс зданий Духосошественского собора был признан находящимся в собственности Саратовской епархии.
В 2007 году в храме проводились ремонтно-реставрационные работы: демонтаж старой штукатурки здания храма; демонтаж центрального купола собора; фасадные работы: штукатурка, шпаклевка, покраска храма; произведены монтаж и установка центрального купола, креста и яблока храма; заменена часть кровли и стропильной части; произведен монтаж оконных переплетов; осуществлен капитальный ремонт крестильного помещения.
Реставрационные работы в соборе продолжились в 2008 году: произведен косметический ремонт главного центрального алтаря, алтарей Знаменского и Никольского приделов.
В крипте под главным алтарем собора погребен приснопамятный архиепископ Саратовский и Вольский Александр (Тимофеев) (+ 2003).
Святыни
Настоятели
Приписные часовни
- “Живоносный Источник” иконы Божией Матери в СИЗО №1
Литература
- Справочная книга Саратовской епархии. Саратов, 1912. Сс. 1-2.
- Валеев В.Х. Из истории саратовских церквей: Краткий иллюстр. справочник. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. Сс. 30 – 33.
- Семенов Н.Н. Старый Саратов. Фотоальбом. Из частной коллекции. Сс. 1, 21-23.
- Гнатюк И. Золото куполов // Богатей, №39, 1998. С. 6.
- Демидов А. Храм у дороги: Беседа о сегодняшнем дне Духосошественского собора с его настоятелем отцом Николаем // Саратов, 14 ноября 1991.
- Мелодия Саратова. Саратов: Приволжское изд-во “Детская книга”, 1995.
- Православная вера. №14, 1994. С. 4.
- Православная вера. №10(39), 1995. С. 3.
- Православная вера. №10(63), 1996. С. 4.
Использованные материалы
[1] Святейший Патриарх Кирилл посетил Свято-Троицкий кафедральный собор г. Саратова, новостное сообщение на сайте Саратовской епархии, 26 октября 2014 года – http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/svyatejjshijj-patriar…ovaИсточник: https://drevo-info.ru/articles/28250.html
Собор Сошествия Святого Духа (Саратов). Достопримечательности — Путеводитель по Саратову
Вконтакте
Google+
Первое упоминание в Саратовских газетах о новой церкви во имя Сошествия Святого Духа на апостолов датируется 1844 годом.
В 1855 году на средства почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина на месте деревянной постройки была возведена каменная церковь и колокольня. Освятил храм в 1858 году Преосвященный Иоанникий (Горский), епископ Саратовский и Царицынский.
Кафедральный Духосошественский собор, Саратов Иосипенко Александр Даниилович, CC BY-SA 3.0
В конце 1920-х Духосошественская церковь была захвачена обновленцами, но спустя полгода клир храма принес покаяние.
Она получила статус соборной предположительно в 1935 году, после закрытия Сретенской церкви (Александро-Невский кафедральный собор Саратова в последние годы перед закрытием в 1930 году действовал как обновленческий).
В 1931 году колокола храма изъяли для нужд промышленности. В 1939 году он был закрыт и с того времени использовался как зернохранилище. 13 июня 1941 года Саратовский горисполком принял к рассмотрению ходатайство о перестройке закрытого храма в кинотеатр, но нападение фашистской Германии на СССР 22 июня того же года предотвратило реализацию этого проекта.
Собор Сошествия Святого Духа Акст Виктор Филиппович, CC BY-SA 3.0
Храм вновь был открыт в декабре 1947 года. Стены были заново расписаны, а в остальном помещение почти не пострадало.
В 1948 году главный придел был заново освящен Преосвященнейшим Борисом (Виком; †1965) и в нём начались регулярные богослужения.
Взамен утраченного иконостаса установили временный одноярусный, который простоял 20 лет.
Собор Сошествия Святого Духа (Саратов) Vermar, CC BY-SA 3.0
Только в 1969 году для Духосошественского собора удалось создать художественный трёхъярусный иконостас, освящённый 5 января 1970 года.
Современная жизнь храма
Богослужения совершаются в Духосошественском соборе ежедневно:
- С понедельника по субботу литургия в 8:00;
- В воскресенья и праздники ранняя Литургия в 7:00, поздняя Литургия в 9:00;
- Ежедневно вечернее богослужение в 17:00. Собор открыт в течение всего дня. Дежурный священник находится в храме в будние дни — до 12:00, в праздничные и выходные — до 15:00.
Читаются акафисты (во время вечернего богослужения): по понедельникам — Божией Матери, по четвергам — святителю Николаю Чудотворцу, по воскресеньям — Божией Матери, Иисусу Сладчайшему.
При храме действует воскресная школа (взрослая и детская группы). Занятия во взрослой группе проходят по воскресным дням с 16:00 до 17:00. Основные направления занятий — изучение Священного Писания и Священного Предания Церкви. На уроках изучаются также вопросы догматики, литургики, жития саратовских святых, даются разъяснения по интересующим слушателей проблемам.
Детская группа посещается детьми в возрасте от 9 до 13 лет. Занятия проходят по субботам с 15:30 до 16:30. Изучаются Библейская история, богослужение Русской Православной Церкви. При храме существуют постоянно расширяющаяся библиотека и видеотека православных фильмов.
Статус
Постановлением Саратовской Областной Думы от 17 ноября 1994 года № 7-59 Духосошественская церковь признана памятником истории и культуры регионального значения.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 1115 от 16 марта 2001 года Духосошественскому собору был придан статус кафедрального «до восстановления разрушенного в 1930-е годы кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского или до полной реставрации Свято-Троицкого собора».
Согласно указу Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла № У-01/169 от 10.10.2014 г., статус кафедрального в настоящее время перешёл к Троицкому собору.
Духосошественский собор официально стал называться «Храм Сошествия Святого Духа», однако благодаря сложившейся традиции, его по-прежнему продолжают называть собором.
Источник: http://saratov.drugiegoroda.ru/attractions/2622-sobor-soshestviya-svyatogo-duxa-saratov/
Саратов. Кафедральный собор Сошествия Святого Духа
Престолы: главный – в честь Сошествия Святого Духа на апостолов, в правом приделе – во имя святителя и чудотворца Николая, в левом – в честь иконы Пресвятой Богородицы “Знамение”.
Освящен: главный престол – в 1948 году, приделы – в 1995 году.
Святыни: ковчег с мощами Радонежских святых, ковчег с мощами Киево-Печерских святых, икона святителя Митрофана Воронежского с частицей его святых мощей.
Вначале была построена деревянная церковь. В саратовских газетах имеется упоминание об этом.
Так, «Саратовские губернские ведомости» писали: «Новая церковь в Саратове… во имя Сошествия Святого Духа на апостолов, устроена при содействии преосвященного Иакова в 1844 году».
В 1855 году вместо старой, деревянной, построена каменная церковь и каменная же колокольня на средства почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина.
Освящение Духосошественской церкви произошло несколько позднее, лишь 5 октября 1858 года. Освятил ее Преосвященный Иоанникий I (Горский; 1877), епископ Саратовский и Царицынский. По штату при церкви были положены три священника, один диакон и три псаломщика. Церкви принадлежали здания каменной церковно-приходской школы и деревянной сторожки.
В конце 1920-х годов Духосошественская церковь была захвачена обновленцами, но спустя полгода клир храма принес покаяние. Предположительно после закрытия Александро-Невского кафедрального собора Духосошественская церковь получила статус соборной.
Постановлением Президиума Нижне-Волжского краевого исполкома советов РК и К депутатов от 6 октября 1931 года колокола собора были изъяты для нужд промышленности. В 1939 году храм был закрыт и превращен в зернохранилище. Однако здание почти не пострадало, и, когда 17 декабря 1947 года храм вновь был открыт, его стены были лишь заново расписаны.
В 1948 году главный придел был заново освящен Преосвященнейшим Борисом (Виком; 1965) и в нем начались регулярные богослужения.
Постановлением Саратовской Областной Думы от 17 ноября 1994 года № 7-59 Духосошественская церковь признана памятником истории и культуры регионального значения. В 1995 году левый и правый приделы были заново освящены иерейским чином.
Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II № 1115 от 16 марта 2001 года в связи с аварийным состоянием кафедрального Свято-Троицкого собора статус кафедрального был придан Духосошественскому собору. В крипте под главным алтарем собора погребен приснопамятный архиепископ Саратовский и Вольский Александр (2003).
2 июня 2003 года Постановлением администрации города Саратова № 455-1 приходу Духосошественского собора был предоставлен в аренду сроком на 25 лет земельный участок общей площадью 0,7934 га, занимаемый собором.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14 сентября 2004 года комплекс зданий Духосошественского собора был признан находящимся в собственности Саратовской епархии.
В 2007 году в храме проводились ремонтно-реставрационные работы: демонтаж старой штукатурки здания храма; демонтаж центрального купола собора; фасадные работы: штукатурка, шпаклевка, покраска храма; произведены монтаж и установка центрального купола, креста и яблока храма; заменена часть кровли и стропильной части; произведен монтаж оконных переплетов; осуществлен капитальный ремонт крестильного помещения. Реставрационные работы в соборе продолжились в 2008 году: произведен косметический ремонт главного центрального алтаря, алтарей Знаменского и Никольского приделов.
Приписана: часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (СИЗО №1).
————————————————————
У подножия Соколовой горы, недалеко от моста через Волгу, стоит пятиглавая церковь во имя Сошествия Святого Духа. С горы храм смотрится как дивный уголок прошлого. Этой церкви почти полтора века. С зарождением промышленности и ростом товарооборота по Волге к сороковым годам девятнадцатого века Саратов стал крупным городом.
Он рос не только в южном и юго-западном направлении, постепенно застраивались свободные участки за Глебучевым оврагом, образовывая Большую Горную и Соколовую улицы с переулками. С переводом в 1822 году мужского Спасо-Преображенского монастыря за город, к Лысой горе, его церковь стала приходской для жителей Затона и новостроек.
Ныне на месте снесенной в 30-е годы церкви возвышается здание института усовершенствования учителей (ул. Большая Горная, 1). К концу первой половины между Горной и Соколовой улицами появился молитвенный дом. В 1844 году на месте этого дома на пожертвования была построена деревянная церковь во имя Сошествия Святого Духа.
Газета «Саратовские губернские ведомости» за 12 февраля 1844 года сообщала, что храм освящен 30 января «сего 1844 года» протоиереем Гавриилом Ивановичем Чернышевским с тремя священниками при большом стечении народа.
Были упомянуты и особо щедрые жертвователи: купец Петр Степанович Славин дал 300 брусов лесу, купец Семен Дмитриевич Парусинов пожертвовал на строительство 1000 рублей, а резчик Михаил Макарович Горбунов сделал иконостас. Церковную утварь и богослужебные книги дали городские церкви.
В 1855 году у почетного гражданина Саратова купца первой гильдии Петра Федоровича Тюльпина скончался 27-летний сын — титулярный советник Николай Петрович Тюльпин.
В память о безвременно ушедшем сыне супруги Тюльпины решили на месте деревянной Духосошественской церкви построить каменный трехпрестольный храм, причем один престол должен был быть в честь небесного покровителя их сына – Николая Чудотворца. Петр Федорович Тюльпин пользовался большим авторитетом среди купечества и других жителей Саратова.
Он дважды избирался на пост городского головы. Саратовцам была известна склонность Тюльпина и его супруги к жертвованию больших взносов на это благое дело — 767 руб. 44 коп. серебром. В 1858 году на средства Тюльпиных было открыто и содержалось убежище святого Хрисанфа, где дочери бедняков обучались грамоте и рукоделию.
Тюльпин передал в пользу города капитал, проценты с которого использовались для благотворительных целей. Эти проценты, например, были одним из источников средств для попечительства о бедных при церкви Александровского училища. Попечительство выдавало пособия беднякам и содержало богадельню на 30 человек. Церковь была возведена очень быстро — к концу 1855 года.
В 1856 году были освящены ее боковые алтари — 19 июля правый придел (во имя Знамения Пресвятой Богородицы), 26 августа 1856 года левый придел (во имя свят. Николая Чудотворца) и 5 октября 1858 года центральный престол (во имя Сошествия Святого Духа). Церковь имела большой приход и на пожертвования постепенно богато украшалась. На четырехъярусной колокольне было 13 колоколов.
Самый большой, весом 431 пуд 15 фунтов, был украшен отлитыми на нем иконой Сошествия Святого Духа, фигурами ангелов и имел надпись: «Колокол сей сооружен усердием Храмоздателя почетного гражданина и первой гильдии купца Петра Федоровича и супруги его Дарьи Хрисанфовны Тюльпиных в память сына…» Второй колокол весил 116 пудов, а 11 малых были весом от 52 пудов до 13 фунтов.
В храме было много икон в сребропозлаченных ризах, дорогая утварь, евангелия в серебряных с драгоценными камнями окладах, библиотека церкви насчитывала свыше ста богослужебных книг. Пожертвования на храм поступали не только деньгами и вещами, но и ценными бумагами.
В 1880 году по билету внутреннего выигрышного займа Духосошественская церковь выиграла по тем временам громадную сумму — 200 000 рублей. Деньги были положены в Саратовский городской общественный банк, и Синод разрешил с процентов этой суммы выдавать ежегодно 2800 рублей пособий церковнослужителям.
Имея такие деньги, церковь постепенно построила дома для богадельни, церковно-приходской школы и для священников. Все здания расположились рядом с церковью. Богадельня открылась в 1880 году и опекала около 20 стариков. Церковно-приходская школа для детей из бедных семей начала работать в 1885 году, а уже в 1887 году в ней обучалось 64 мальчика и 47 девочек.
Три священника и три учителя преподавали Закон Божий, грамоту и церковное пение. В годы первой мировой войны, когда из западных губерний в Саратов хлынул поток беженцев, Духосошественская церковь открыла вторую школу для детей других конфессий. В ней училось 25 детей иудейского вероисповедания и 14 детей католиков.
После революции школы были отделены от церкви, постепенно ликвидирована и богадельня. Для церкви настали трудные времена. С 1918 года храм, по договору с горисполкомом, содержали верующие. Договор этот неоднократно расторгался. Второго декабря 1930 года Саратовский горсовет своим распоряжением запретил церковный звон в городе, колокола со всех храмов были сняты.
2 сентября 1934 года Саратовский горисполком издал распоряжение о временном закрытии ряда церквей города, в том числе и Духосошественской, и о передаче их под зернохранилища. В Духосошественскую церковь предписано было засыпать не менее 1650 тонн зерна. Однако в ноябре 1935 года церковь вновь удалось открыть для богослужений. Коллектив церкви продержался до 1939 года. Постановлением Саратовского горсовета от 17 июня 1939 года Духосошественская церковь была закрыта. 13 июня 1941 года горисполком рассматривал ходатайство Волжского райсовета об использовании здания церкви под кинотеатр. Но этому страшному намерению не суждено было осуществиться. После войны верующие неоднократно обращались к властям с просьбами об открытии храма, и только 2 января 1948 года горисполком вынес решение: «Ходатайство группы верующих об открытии Духосошественской церкви удовлетворить». При активной помощи епископа Саратовского и Вольского Бориса церковь была возрождена. В последующие годы в почти миллионном городе было всего два храма.
Источник: http://sobory.ru/article/?object=02697
Духосошественский собор
История Собора Сошествия Святого Духа г. Саратова берет свое начало в середине XIX века. Строительство первоначальной деревянной церкви – немалая заслуга преосвященного Иакова. 11 лет спустя ее сменил на этом месте белоснежный каменный храм с колокольней. Значительный вклад в строительство внес купец I гильдии П. Ф. Тюльпин, почетный гражданин города.
К сожалению, имя архитектора кануло в лету. Возможно, что проект придумали сами рабочие и крестьяне, ведь именно народными усилиями и средствами было возведено новое строение.
Освятили церковь в 1858 году, спустя семьдесят один год она стала соборной. Способствовало этому событию упразднение Александро-Невского кафедрального собора. По крайней мере, так гласит одна из версий. По другой версии, это произошло в 1935 году, после того, как закрыли Сретенскую церковь.
В 1939 году храм, уже без колоколов, был приспособлен под хранение зерна. Церковь вернули верующим только в 1947 году. Благо, что хорошее состояние сохранилось, понадобилось только заново расписать стены. Епископ Борис переосвятил престол.
В истории Духосошественской церкви есть сведения о владении в некие времена самым большим колоколом в округе. В праздничные дни он первым начинал возвещать о торжестве, а его перезвон уже подхватывали колокольни близлежащих сел.
В начале XXI века в течение 13 лет в соборе находилась епископская кафедра.
В 2003 году в результате ремонтных работ исчезла фасадная роспись колокольни, стены прошпаклевали и перекрасили, отремонтировали кровлю, некоторые из куполов заменили на позолоченные, вставили новые окна, обновили крестильную и т.п.
В 2004 году земля, на которой стоит Духосошественский собор, окончательно перешла в собственность епархии г. Саратова, хотя изначально предоставлялась только в аренду.
В 2014 году, решением Патриарха Кирилла, Духосошественской церкви было присвоено официальное наименование «Храм Сошествия Святого Духа».
В наши дни пятиглавый трехпридельный Духосошественский собор – исторический и культурный памятник местного значения.
При храме функционирует воскресная школа, регулярно проводятся различные благотворительные мероприятия, постоянно пополняется библиотека духовной литературы и фильмотека православной тематики.
Собор является хранилищем мощей многих почитаемых святых – Радонежских и Киево-Печерских, Константинопольских, а также частиц мощей Митрофания Воронежского, Гермогена Тобольского и преподобной Ефросинии Полоцкой, вкрапленных в иконы с их ликами.
Службы в храме ежедневные, по вечерам читаются акафисты – Иисусу Сладчайшему, Божией Матери, Николаю Чудотворцу.
Вы можете заказать молебен или любую другую церковную требу в этом соборе перед ликами и мощами божьих избранников с нашей помощью.
Источник: https://rpconline.ru/list_of_churches/Saratov/duhososhestvenskij-sobor/