Храм спаса на городу (ярославль), россия, город ярославль

Церковь Спаса на Городу – храм возле границы древнего города

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, ул. Почтовая, д. 3
Дата постройки: 1672 год
Координаты: 57°37'21.1″N 39°53'43.8″E

В центре старинного Ярославля, неподалеку от берега реки Коротосль, стоит храм, имеющий очень древнюю историю. Церковь эта построена в 1672 году.

Композиционно она асимметрична, и очень красиво смотрится со всех сторон.

Белоснежный храм с двумя шатрами и зелеными куполами является настоящим украшением города и привлекает много паломников и туристов, путешествующих по «Золотому кольцу» России.

История церкви Спаса на Городу

Сохранились сведения, что деревянная церковь на этом месте существовала еще в XIII века. Это были времена, когда Ярославль обладал статусом удельного княжества, еще не независимого от Москвы.

Река тогда служила одной из границ посада или Рубленого Города, укрепленного поначалу оградой из бревен, в а XVI-XVII веках – насыпным Земляным валом.

Получается, что по местоположению храм находился возле самой городской границы.

Вид церкви с Которосльной набережной

Долгое время здесь была сосредоточена вся торговля в Ярославле. Торговые лавки и ряды, разрастаясь, постепенно занимали улицы от Земляного вала к Ильинской площади, а потом протянулись еще дальше и превратились в настоящий торговый город, где жизнь кипела круглый год. Потому и возникло название церкви – «на Городу».

Обратите внимание

Деревянные постройки, как водится, быстро ветшали, но чаще – уничтожались пожарами. Так, в 1658 году, когда выгорел почти весь Ярославль, была утрачена последняя сделанная из дерева Спасская церковь.

Ко второй половине XVII века, когда город окончательно восстановился после польско-литовского вторжения и разбогател, ярославцы приняли решение строить вместо деревянных храмов каменные.

Были собраны необходимые средства, и с благословения ростовского митрополита Ионы Сысоевича в 1672 году жители посада возвели новый кирпичный храм, прообразом для которого стала церковь Иоанна Златоуста в Коровниках.

Самые весомые пожертвования были сделаны ярославским купцом Игнатием Кисловым.

Вновь отстроенный храм посвятили православному празднику Происхождения (Изнесения) Честных Древ Креста Господня, который начали отмечать с IX века в Константинополе, а с конца XIV века – уже в русских приходах, называя его Медовым (или Первым) Спасом. Однако старое название церкви – «на Городу» прочно вошло в обиход всех жителей Ярославля и закрепилось за ней на все времена.

В церкви создали два придела. С юга – освященный в честь Николая Чудотворца. А севера – посвященный Первомученику Архидиакону Стефану. Этот шатровый придел с маленькой главкой наверху построили в 1694 году на деньги ярославского купца Ивана Кемского и использовали как теплую церковь.

Вид на церковь с ул. Почтовой

Через 21 год после открытия храм расписала артель из 22 ярославских мастеров, которую возглавляли известные далеко за пределами города иконописцы-знаменщики Лаврентий Севостьянов, по прозвищу Башка, и Федор Федоров.

Изографы трудились над фресками несколько летних недель. Запись об этом сделана в летописи на южной стене храма. Во фресках, разбитых на семь узких ярусов, легко угадываются признаки зрелого «ярославского стиля».

До наших дней дошло описание храма, сделанное в 1781 году. В то время он был крыт тесом, а пятиглавие – зеленой керамической черепицей. Полы внутри храма и двух его приделов были кирпичными. С севера и запада церковную территорию окружала кирпичная стена.

Когда в 80-90-е годы XVIII века стали проводить плановую регулярную застройку городских улиц, по распоряжению генерал-губернатора А.П. Мельгунова эту стену разобрали.

Важно

В 1807 году кирпичные полы заменили на чугунные плиты, а спустя 9 лет подзакомарную кровлю переделали на четырехскатную.

В 1831 году в церкви произошла вторая капитальная перестройка. Южный придел переделали в стиле классицизма, накрыв его куполом. Кроме того, разобрали крыльцо с южной стороны, с запада к храму пристроили паперть и растесали оконные проемы главного четверика.

В это же время в южном приделе сделали накатный потолок и установили там новый иконостас. После чего церковь повторно освятили.

Из-за этих переделок, которые внесли явный стилевой диссонанс, храм преобразился и утратил облик, характерный для культовых зданий XVII века.

В середине XIX века обветшавшую черепичную кровлю заменили листовым железом, и покрасили ее яркой медянкой. А в 1858 году – подновили масляными красками храмовые фрески.

В 1918 году, в дни белогвардейского восстания против советской власти церковь сильно пострадала от артиллерийских обстрелов. К сожалению, те или иные разрушения получили все здания в историческом центре города. Шатровый придел был разрушен примерно на треть. Стены церковного придела с юга имели огромные дыры от сквозных пробоин. И, кроме всего прочего, значительно пострадало пятиглавие.

Вид на церковь с юга-запада

Восстанавливать архитектурные памятники в городе поручили известному реставратору и искусствоведу Петру Дмитриевичу Барановскому. И именно благодаря его усилиям, удалось спасти старинные церковные фрески. Реставрационные работы, проходили здесь в 1919-1920 гг. и позже – в 1925-1926 гг. Финансировались они за счет денег, собранных прихожанами.

Спустя 8 лет церковь закрыли, и ее взял на баланс городской краеведческий музей. Здесь поочередно размещались клуб водников, трикотажно-текстильный союз и военно-железнодорожный лагерный сбор. В 1930 году, когда советская власть вела активную борьбу с религией, с храма сняли кресты.

В середине 30-х годов прошлого века культовое здание было взято государством под охрану, а его арендаторами сделали отделение Союзутиля, а позже – Яроблторга, которые использовали полученные помещения под склад. И даже в 1960 году когда церковь передали на баланс городскому управлению культуры, ее использовали как место для складирования книг.

Совет

За все эти годы за фресками никто не следил, и их состояние сильно ухудшилось. Не лучше обстояло дело и с самим зданием. На его стенах появились глубокие трещины, кровля проржавела и местами была сорвана, иконостас отсутствовал, а внутри церкви стояло несколько уродливых межстенных перегородок.

Во второй половине прошлого века церковь дважды реставрировали. С 1978 по 1981 годы – силами специалистов Ярославских научно-производственных реставрационных мастерских, под руководством архитектора С.Е. Новикова.

Реставраторы восстановили фасады четверика, приделов и колокольни, водрузили на купола новые золоченые кресты, а также заделали основные трещины древнего храма. Любопытно, что во время восстановительных работ в кладке колокольни, реставратор М.Ф.

Флегонтов обнаружил неразорвавшийся артиллерийский снаряд, пролежавший там с 1918 года. Вторая реставрация прошла в начале 1990-х годов.

Вид на церковь с востока

Верующим храм передали только в 2003 году. После чего реставрационно-восстановительные работы здесь продолжались еще в течение нескольких лет.

Архитектура и внутреннее убранство церкви Спаса на Городу

Четырехстолпный крестовокупольный храм не имеет подклета и не очень велик по размеру. Он увенчан пятью главами, поддерживаемыми массивными световыми барабанами. Примечательно, что центральный барабан с куполом без креста равен высоте храма, что придает ему монументальность. Первоначально, когда храм имел еще подзакомарное покрытие, это впечатление было еще более сильным.

С северо-запада к церкви пристроена шатровая колокольня. Между ней и приделом в форме шатра расположена невысокая галерея. Основной декор расположен на северном, «праздничном» фасаде здания, обращенном к торговой площади. И барабаны декорированы даже более роскошно, чем стены. Заслуживают внимания также нарядные кокошники, которые окружают шатер церковного придела.

Современное состояние храма и режим посещения

Церковь действующая и открыта ежедневно. Богослужения начинаются в 8.30 и 16.00. Престольный праздник отмечают здесь 14 августа. Особо почитаемыми святынями считаются старинный фресковый образ Спаса и Большой серебряный крест с частицами мощей святых.

При церкви работают воскресные школы – для взрослых и для детей. На колокольне, начиная с середины 2000-х годов, постепенно установили новые колокола. Самый большой из них весит 1600 кг.

Вид на южный фасад церкви

Как добраться до церкви Спаса на Городу

Церковь расположена в Ярославле возле Коротосльской набережной, на Почтовой улице, 3.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. По нему нужно переехать реку Коротосль, а за автомобильным мостом – повернуть направо на Коротосльскую набережную, которая и выводит к храму Спаса на Городу.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до церкви Спаса на Городу составляет 3 км. До нее можно пройти пешком, а также подъехать на автобусе или маршрутном такси.

Рейтинг достопримечательности

Церковь Спаса на Городу в Ярославле на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/735-tserkov-spasa-na-gorodu-v-yaroslavle

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Рубрика: Ярославль

Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском — можно на набережной Которосли, на улице Андропова, у Рубленого города.

Стоит храм там, где начинается спуск к Которосли, на границе древнего ярославского посада, укреплённого ранее бревяным тыном, а в веках XVI-XVII — Земляным валом.

А посмотреть нужно. К. Д. Головщиков в «Истории города Ярославля» рассказывает о предании, жившем в народе долгие века: была церковь на Городу одной из первых в городе, принимала приношения удельных князей — тогда ещё как церковь Спаса Преображения, окормляла и простой народ, и торговый.

Почему — на Городу? История храма

Церковь стоит там, где начинался древний ярославский торг. К XVII веку город стал богат, приезжали сторонние купцы и увеличивались числом своим, торг разрастался, занимая уже огромную территорию от Земляного вала по берегу Которосли, к Ильинской площади и дальше.

Торг становился ещё одним городом — торговым. Потому и назвали храм на откосе бывшего Медведицкого оврага Спасом на Городу. Был он первоначально из дерева, потому судьба его уже была определена — рано или поздно сгореть в пожаре. Так и случилось во время Великого пожара в 1658 году.

Горожане так пострадали, что восстановление храма началось не тут же. Только к 1672 году возведён новый — каменный храм, образцом которому послужил храм Иоанна Златоуста в Коровниках (год постройки — 1654), однако — «с учётом местных особенностей».

Первая каменная церковь на Голоду имела по флангам северного фасада, того, что обращён к торгу и самый нарядный, «два увенчанных шатрами объёма» — придел Николая Чудотворца и колокольню.

Основной храм-четверик был укрыт позакомарно, с севера и запада окружён галереями, причём северная галерея сооружена была открытой, а западная — с крыльцом.

Расписали храм фресками 22 мастера, возглавляемые Фёдором Фёдоровым и Лаврентием Севастьяновым — ведущими знаменщиками.

Однако в 1994 году храм перестраивают: такова была воля прихожан и благословление митрополита Иосафана.

Обратите внимание

Возводят южный придел, посвящённый мученику Стефану, и устраивают в нём тёплую церковь. Пролёты северной галереи заделывают, заменяя окнами с пышными наличниками.

В 1807 году происходит ещё одно важное изменение: позакомарное покрытие меняют на четырёхскатную крышу с железной кровлей. Красоту храма это, конечно, уменьшило, но с точки зрения сохранности строения было обоснованно.

Читайте также:  Перенесение из эдессы в константинополь нерукотворного образа господа нашего иисуса христа, малый/средний

Другая значительная перестройка случилась в 1831 году, когда разобрали большую часть западной галереи, соорудив большой притвор, входы оформили портиками с купольным покрытием. Изменения в итоге оказались столь значительны, что церковь даже заново освятили.

Новое, революционное время началось для церкви сразу с тяжёлых испытаний. В 1918 году, во время мятежа белогвардейцев, снесён на 1/3 северный шатёр, в колокольне разорвался снаряд, оказались повреждены и главы четверика, пробиты насквозь стены южного придела.

Все последующие годы прихожане на собственные средства восстанавливают храм, но в 1926 году церковь закрывают совсем. Её передают местному краеведческому музею, а тот сдаёт «помещение» в аренду то клубу водников, то военно-железнодорожному лагерному сбору, трикотажно-текстильному союзу и прочим подобным.

После 1936 года, уже под госохраной, церковь становится складом для утиля, далее — складом разнообразных товаров Яроблторга, в 60-х годах — книжным складом.

Только в 1978 – 1981 годах здание ремонтируют и реставрируют силами ЯСНПРМ, в 1991 году ликвидируют трещины в стенах, затем восстанавливают интерьеры и кресты на куполах, в 2003 году храм возвращается Ярославской Епархии.

Ликом — к Городу

Уникальность церкви Спаса на Городу — в обращении главного фасада на север, а не на запад, как обязывает традиция. Лицевым фасадом сделали тот, что обращён к людям, сделали его особенно нарядным и сохранили почти без изменений от XVII века.

Стройный храм — без хозяйственного подклёта, с тремя апсидами и пятью большими куполами, увенчанными золотыми крестами на «яблоках», несмотря на объёмы кажется лёгким и «плывущим».

Талант строителей, позволивших храму «плыть», проявился в выборе особых пропорций церкви: её мощные купола на высоких барабанах высотою равняются основному зданию и «поднимают» всю постройку вверх, к плывущим облакам и небу.

Важно

Обойдите церковь — с каждой стороны она открывается новой, где-то — скромной, где-то — печальной, но всегда величественной и живой красавицей.

Адрес: г. Ярославль, ул. Андропова, 1 (ул. Почтовая, 3).

Карта расположения:

Похожие публикации:

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…

 

Поделиться ссылкой:

Источник: https://www.hobbysalon.ru/russia/yaroslavl/czerkov-spasa-na-gorodu

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

еще фотографии →

Белокаменная церковь Спаса на Городу восхищает своими пропорциями, изяществом и стройностью. История храма началась еще в XIII веке, это один из самых древних сохранившихся исторических памятников города.

Его особенностью является то, что главный фасад храма выходит не на запад, как это принято, а на северную сторону, где находилась Торговая площадь. Соответственно и оформление северного фасада самое нарядное и не изменившееся с XVII века. Обратите внимание, что несмотря на значительный объем храма, он кажется легким и стремящимся вверх.

Храм с виду скромный, но внутри него Вы увидите сохранившиеся древние фрески. Найти его очень просто – он расположен в середине пути от Спасо-Преображенского монастыря к Стрелке, в том месте, где устроен пологий спуск к Которосли.

Церковь Спаса на городу была возведена рядом с Ярославским кремлем, на территории так называемого Земляного города. Отсюда и появилось название – Церковь Спаса на Городу.

Из истории

Из летописи известно, что еще в XIII веке на месте каменной постройки находилась деревянная церковь. Как Вы знаете, многие русские города часто страдали от пожаров. В 1658 году огонь уничтожил почти весь город, сгорел и деревянный храм Спаса на Городу.

Только через 14 лет, в 1672 году, на средства горожан и ярославского купца Игнатия Кислова был возведен новый каменный храм.

Спустя 21 год, в 1693 году, артель из 22 иконописцев под руководством прославленных мастеров Лаврентия Севастьянова, Федора Федорова и Дмитрия Иванова всего за полтора летних месяца выполнила роспись огромного внутреннего пространства здания. Другой меценат, богатый купец Иван Иванович Кемский пожертвовал деньги на строительство теплого южного придела храма.

Совет

Значительно позже, в 1831 году, южный придел был перестроен в классическом стиле и храм потерял облик, присущий ярославским храмам XVII века.

Во время Гражданской войны церковное здание попало под обстрел, в результате строение сильно пострадало. Однако, в 20-х годах XX века была выполнена его реставрация. Отголоски тех событий дали о себе знать в 1972 году, когда один из реставраторов обнаружил в колокольне неразорвавшийся снаряд.

Усилиями жителей города в течение нескольких лет проходило восстановление здания. Однако, в 1929 году храм был закрыт, его помещения стали сдаваться в аренду самым разным организациям, а вскоре превратились в склады.

В 2003 году церковь Спаса на Городу передана Православной церкви, с этого времени ведется его реставрация. В этом же году после восстановления южного придела и в связи с 250-летием со дня рождения Серафима Саровского, престол был освящен в честь этого Святого.

Описание

Церковь Спаса на Городу была построена по образцу храма Иоанна Златоуста в Коровниках. В то время большинство церковных зданий Ярославля, в том числе и этот храм, было сооружено без подклетов (нижнего хозяйственного этажа).  Однако, благодаря высоким барабанам и массивным куполам строение выглядит мощным и в тоже время, словно плывущим в небо к облакам.

В отличие от церкви Златоуста в Коровниках, церковное здание ассиметрично и смотрится со всех сторон по-разному. Особенно красиво оно оформлено с северной стороны, там, где в те года находилась Торговая площадь и всегда было многолюдно, это был «праздничный» фасад. С северо-восточной стороны Вы увидите изящный придел с высоким шатром, украшенный нарядными кокошниками и небольшой главкой.

Церковь Спаса на Городу действующая, в ней ежедневно проходят богослужения, работает Воскресная школа для взрослых и для детей.

Источник: https://TripGuide.ru/page_21056.htm

Церковь Спаса на Городу в Ярославле. Местные предания утверждают, что она – одна из самых древних в городе. Деньги на строительство каменного храма собрали прихожане – посадские люди. На огромной торговой площади, занимавшей значительную часть Земляного города, стоял нарядный храм Спаса на Городу…

К.Д. Головщиков «История города Ярославля»

Церковь Спаса на Городу в Ярославле стоит у самой границы Рубленого города на пологом спуске к низкому берегу Которосли. Река в этом месте была границей ярославского посада, который в древности был всегда укреплен, сначала тыном из деревянных бревен, а в XVI-XVII веках — Земляным валом.

Построена она на средства посадских людей по типу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках.

Здесь находился древний торг Ярославля. Когда в XVI-XVII веках город разбогател, торговые ряды занимали огромную территорию — от границы Земляного вала вдоль берега Которосли до Ильинской площади и далее. Целый торговый город. Отсюда и название церкви — Спаса на Городу. Другое название, встречающееся крайне редко, − Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу.

Это крестовокупольный четырехстолпный храм, без подклета, с тремя апсидами, увенчанный пятью световыми главами. Эти большие главы на высоких барабанах равны по высоте основному зданию. Раньше церковь имела позакомарное покрытие, тогда пятиглавие над ним казалось еще более внушительным..

Храм Спаса на Городу имеет два придела — северный Архидиакона Стефана, шатровый, и южный Никольский придел, где находилась теплая церковь. Шатер северного придела окружен рядом кокошников и увенчан маленькой главкой.

К северо-западному углу церкви Спаса на Городу примыкает шатровая колокольня. Северная, первоначально открытая, невысокая галерея заканчивается с одной стороны шатровым приделом, с другой — шатровой колокольней. Ее проемы были заложены в 1680 году.

Северный фасад решен наиболее богато — ведь он был обращен к торговой площади. Раньше с юга церковь имела еще одно крыльцо. Композиция храма ассиметрична, он совершенно разный и очень живописен с любой точки осмотра.

Храм Спаса на Городу был расписан в 1693 г. Расписывали его 22 мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым, сыном известного русского мастера, оформлявшего Оружейную палату.

Обратите внимание

Артель Севастьянова в совершенстве владела техникой фрески. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за 7 недель одного лета.

В 1831 г. южный Никольский придел церкви Спаса на Городу в Ярославле был перестроен в стиле классицизм с фигурным завершением в вида купола, уничтожено южное крыльцо.

К западному фасаду пристроена новая паперть со входом, завершение четверика с позакомарного переделано на четырехскатное.

Перестройки сделаны в стиле классической архитектуры. С юга и запада церковь потеряла тот характерный для XVII века облик.

В 1918 г. во время мятежа храм Спаса на Городу в Ярославле сильно пострадал. Росписи спасены П.Д. Барановским. В 1919-1920 годах церковь отреставрировали. В 1926 году храм был закрыт и стал использоваться как склад. Конечно, росписи в этот «складской» период находились в небрежении. За ними уже не следили.

В июле 2003 года храм Спаса на Городу передан Ярославской Епархии. После 77 лет молчания здесь опять зазвонили колокола. Первая служба прошла в день престольного праздника, 14 августа, называемого в народе первым, медовым Спасом.

Адрес церкви Спаса на Городу в Ярославле: улица Андропова, 1

Перейти к статье Церкви Ярославля

Ещё фото…

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/xrami-posada/spas-na-gorodu.html

Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу (другие названия — Церковь Спаса Преображения на Городу; Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) — церковь в историческом центре Ярославля на Которосльной набережной. Расположена у самой границы Рубленого города на пологом спуске к низкому берегу Которосли. Церковь Спаса на Городу — крестовокупольный четырехстолпный храм.

История

Известно, что на месте современного храма существовала деревянная церковь Спаса Преображения «еще во времена ярославских удельных князей», т. е. до 1463 года. Церковь была приходской и располагалась на «городском торгу», отчего и получила устойчивое наименование «Спаса на Городу».

В «великий пожар» 1658 года церковь сгорела. В 1672 году на месте сгоревшей деревянной церкви построен каменный храм. Он возведен по образцу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, но с учетом местных особенностей. С 12 июня по 2 августа 1693 года интерьер храма был расписан фресками.

Читайте также:  На пасху — на кладбище???

В 1694 году по прошению прихожан и с благословения митрополита Иосафана храм подвергся некоторой перестройке. Был возведен южный придел мученика Стефана, в котором располагалась теплая церковь. В 1831 году храм был значительно перестроен.

Важно

Южный придел с теплой церковью в нем «переправлен снаружи и покрыт железной кровлей с кумполом и сходами, а внутри сделан накатный потолок и поставлен новый иконостас». Церковь была заново освящена. В 1858 году стенопись была обновлена.

Во время белогвардейского мятежа в 1918 году храм значительно пострадал. Во время артиллерийского обстрела шатер над северным приделом был снесен на одну треть своей высоты. Внутри шеи главы колокольни разорвался снаряд.

Сильно повреждены главы главного храма. Стены южного придела имели большие сквозные пробоины. В 1919-1920 и 1925-1926 годах проведены ремонтные и реставрационные работы, которые проводились за счет средств общины верующих, т. е.

на добровольных пожертвования прихожан.

В конце 1926 года приход закрыт, а здание церкви передано в ведение местного краеведческого музея. В 1930 году были сняты кресты над главами. 20 марта 1935 года постановлением Президума ВЦИКа здание храма поставлено на госохрану.

В 1936 году арендатором церкви стало областное отделение Союзутиля, которое использовало ее в качестве складских помещений для утиля. А с 1939 года она арендована Яроблторгом и продолжала служить складом для различных товаров. В 1960-х годах церковь передана в ведение Управления культуры области.

С тех пор и до начала 1990-х годов здесь находился книжный склад.

В 1978—1981 годах храм был отреставрирован силами ЯСНПРМ. Полностью восстановлены фасады главного объема, северного придела и колокольни. Водружены золоченые кресты. Ликвидированы наиболее опасные трещины и выбоины. В 1991—1993 годах проведены повторные ремонтно-восстановительные работы. В июле 2003 года храм передан Ярославской Епархии.

Источник: https://tropki.ru/rossiya/yaroslavskaya-oblast/yaroslavl/tserkov-spasa-na-gorodu

Достопримечательность Храм Спаса на Городу в Ярославле

Храм Спаса на Городу — это выдающийся памятник христианской культуры на ярославской земле. Он относится к числу древнейших достопримечательностей Ярославля.

Его главная особенность состоит в гармоничном сочетании простых, классических форм с изящными элементами декора.

Храм буквально очаровывает своей простой, неброской красотой, побуждая в очередной раз восхититься талантом русских мастеров.

Постройка каменной церкви, ставшей основой архитектурного ансамбля, датируется 1672 годом. Однако задолго до этого здесь, на самой границе Рубленого города, располагался деревянный храм Спаса Преображения.

Он был уничтожен пожаром 1658 года. Это было любимое место для молитвы ярославского торгового люда, державшего лавки на «городском торгу».

Торговые ряды занимали внушительную площадь, расположившись от самой границы земляного города до современной Советской площади.

Поэтому, когда огонь поглотил их любимую церковь, горожане, не задумываясь, решили отстроить новый, каменный храм. Деньги на строительство собирали сами люди. Поэтому его можно назвать настоящим народным храмом. Несколько позже эта традиция «народного строительства» станет уже не такой актуальной. Средства на возведение соборов будут давать богатые люди — купцы и промышленники.

Совет

Отчасти в связи с этим обстоятельством церковь Спаса Преображения на Городу обрела свои характерные черты — лаконичность, сдержанность и лёгкость.

У торговых людей не было средств на богатое украшение фасадов, как и не было претензий на пышность и вычурность. Храм имеет характерные для “классики” 17 века черты.

Крестовокупольный, четырехстолпный, с тремя апсидами, он увенчан пятью световыми главами на мощных барабанах. А вот его наличники украшены несвойственной для ярославской школы каменной резьбой.

На протяжении всей своей истории храмовый комплекс развивается. В 1694 году при нём возводится тёплая церковь, располагавшаяся в южном приделе мученика Стефана. В XIX веке придел значительно видоизменился. Здесь появилась новая кровля и накатный потолок.

В XVII веке были отстроены северный придел в честь святителя Николая и шатровая колокольня. В результате всех проведённых перестроек получился оригинальный храмовый ансамбль — ассиметричный, но, вместе с тем, компактный и органично вписанный в ландшафт.

Однако не только как памятник архитектуры известна эта церковь. Славится она и росписью внутренних стен. Настенные фрески и картины храма считаются эталонным образцом ярославской школы живописи. Источники рассказывают, что артель живописцев трудилась над ними около полутора летних месяцев.

Лаврентий Севастьянов, Иван Дмитриев и Фёдор Фёдоров — именно под их началом работали мастера. Они изобразили на разных ярусах сцены земной жизни Иисуса, картины страшного суда и другие сюжеты Священного писания. Уникальными являются росписи пятого и шестого яруса, повествующие о Животворящем Кресте Господнем.

Таких сюжетов среди ярославских фресок больше никогда не встречалось.

Во время белогвардейского мятежа 1918 года комплекс был значительно разрушен. Снарядами были разбиты купола над главным храмом, пробита колокольня, существенно пострадал северный придел. В этой ситуации прихожане, как и три века назад, опять на собственные средства восстановили одну из красивейших церквей Ярославля.

С 1926 года в истории храма вновь начинается трудный период. Советское правительство сначала закрывает приход, а затем передаёт здание различным организациям для его использования в качестве склада.

Обратите внимание

В 1980-х годах ЯСНПРМ начинает восстановительные работы. В 1990-е годы основные из них были завершены. И церковь стала действующей. Сегодня она является одним из центров духовной жизни города.

Источник: https://www.yarcom.ru/sights/yaroslavl/place/37

Ярославль. Церковь Спаса Преображения на Городу

Статью добавил(а): Павел,  5 августа 2003

Церковь Спаса Преображения на Городу построена в 1672 г. Название церкви Спаса Преображения на Городу объясняется тем, что в XVII – XVIII вв. здесь располагалась главная торговая площадь Ярославля. На месте существующей церкви еще в XIII в. стояли деревянные, много раз сгоравшие и заново возводимые церкви.

Храм построен на средства посадских людей по типу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Возведенные у северной стены шатровая церковь с шатровым приделом придают церкви некоторую асимметричность.

Постройка с барабанами, увенчанными грузными маковицами, превосходящими по высоте основное здание, типична для ярославских храмов. Главная достопримечательность сооружения – фрески. В 1693 г.

церковь расписывали 22 мастера во главе с Лаврентием Севастьяновым, Федором Федоровым и Иваном Дмитриевым. Старший из них – Лаврентий Севастьянов писал иконы в Федоровской церкви Ярославля вместе со знаменитым Гурием Никитиным.

Лаврентий – сын известного ярославского первостатейного мастера Севастьяна Дмитриева, в течение 40 лет выезжавшего на “государевы работы” в Оружейную палату Московского Кремля. Он в 1640 г. работал над росписью первого в Ярославле посадского храма Николы Надеина.

Артель Севастьянова в совершенстве владела техникой фрески. Огромный храм, его алтари и паперти мастера расписали за 7 недель одного лета. В росписи проявился окончательно сложившийся ярославский стиль, характеризующийся разбивкой стен на узкие ярусы. Здесь их семь.

В четырех верхних – земная жизнь Христа, в пятом и шестом – “История животворящего креста”. Седьмой – орнаментальный фриз. В сюжетах фресок храма, созданного на средства посадского люда, присутствуют элементы народного быта.

Так, царица Елена, отправляясь в Палестину, едет в крестьянской телеге, а церкви, основанные ею в “святой земле”, напоминают простые деревянные срубы ярославского посада.

Важно

Престол Спаса Нерукотворного. Крестовокупольный четырехстолпный храм, с пятью световыми главами, тремя апсидами.

Композиция с шатровым приделом у восточного прясла северного фасада, шатровой колокольней на северо-западном углу; южный придел сильно перестроен, его оъем вытянут вдоль фасада и перекрыт куполом, с западной папертью. Перестроен в 1680 г. – заложены проемы северной галереи.

В 1831 г. перестроен южный придел (уничтожено южное крыльцо), пристроена западная паперть; завершение четверика с пощипцового переделано на четырехскатное.

В 1918 г. во время мятежа церковь сильно пострадала. Росписи спасены П.Д. Барановским.

Статью добавил(а): Андрей Фризюк,  18 ноября 2003

Строительство четырехстолпного пятиглавого храма на главной торговой площади средневекового Ярославля было завершено в 1672 году.

Образцом для него послужила церковь Иоанна Златоуста в Коровниках: в спасонагородском храме практически полностью повторены дублирующий колокольню шатровый придел и большие главы на высоких барабанах, равных по высоте основному зданию.

Несмотря на скромность декора, церковь выделяется на набережной Которосли благодаря слитности своего силуэта. В интерьере сохранились фрески 1693 года. В 19 веке к храму пристроен южный придел, в котором была оборудована теплая церковь.

Статью добавил(а): Анонимный участник,  15 января 2010

Церковь Спаса Преображения на Городу (другое название, встречающееся крайне редко, − Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу) была построена в 1672 году, как и большинство ярославских храмов, на месте прежнего, деревянного.

Совет

Храм на пологом спуске, ведущем к берегу Которосли значится здесь еще с XIII века, с тех времен, когда Ярославль был центром удельного княжества, независимого от Москвы. Название свое он получил либо от расположения на городском торгу (что вероятнее), либо от стоявшей рядом башни стены Земляного города.

Деревянные храмы на этом месте неоднократно горели и восстанавливались; последняя деревянная церковь Спаса на Городу сгорела в большом городском пожаре в 1658 году.

Новая каменная церковь была построена на средства прихожан, в характерном для Ярославля XVII века стиле: без подклета, с шатровым приделом, с колокольней в северо-западном углу галереи. Ее архитектура очень сходна с храмом Иоанна Златоуста в Коровниках; собственно, храм в Коровниках и послужил образцом для постройки.

Четверик основного объема не очень велик, зато это с лихвой компенсируется мощным пятиглавием: центральный барабан с куполом (даже без креста) по высоте равен четверику! Боковые главы также достаточно велики и массивны. Барабаны храма украшены более богато, чем стены.

Наиболее пышно украшен северный фасад, выходящий на бывшую торговую площадь − это показывает, что здание строилось уже с учетом местоположения. Очень украшает храм завершение северо-восточного придела Архидиакона Стефана: стройный высокий шатер окружен рядом кокошников и увенчан маленькой главкой.

Он придает храму живописную асимметричность. С юга к храму примыкает теплый Никольский придел, перестроенный в 1831 году в стиле классицизм и внесший сильный диссонанс в облик южного фасада здания. Роспись интерьеров храма была завершена очень быстро − за семь летних недель в 1693 году.

Над росписями трудилась большая артель ярославских мастеров − 22 человека − во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым.

Во время гражданской войны храм сильно повредили снаряды, и в 1919-1920 годах ее реставрировали. Позднее, в 1929 году храм был закрыт и передан под склад. С июля 2003 года возвращен верующим, и в нем ведутся службы.

http://www.yaroslavlru.ru

Статью добавил(а): Вадим кр,  14 июня 2016

Местные предания говорят, что церковь одна из старейших в городе. Средства на строительство собрали посадские люди-прихожане. Она стоит к низкому берегу Которосли, на пологом спуске, у самой границы Рубленного города. Река являлась границей Ярославского посада. Здесь располагался древний торг Ярославля.

Когда в XVI-XVII веках город разбогател, торговые ряды занимали большую территорию — от границы Земляного вала до Ильинской площади и далее. Целый торговый город. Отсюда и название храма — Спаса на Городу. Ещё называют, но очень редко, − Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня, что на Городу.

Обратите внимание

Это четырехстолпный крестовокупольный храм с тремя апсидами, без подклета, украшенный пятью световыми главами. Храм Спаса на Городу имеет два придела — южный и шатровый Никольский придел, где располагалась теплая церковь и северный Архидиакона Стефана. Шатер северного придела снабжён маленькой главкой и окружен рядом кокошником.

Читайте также:  Ново-алексеевский монастырь, россия, город москва

К северо-западному углу храма Спаса на Городу приделана шатровая колокольня. Большие главы на высоких барабанах равны по высоте основному зданию. В 1918 году храм сильно разрушен. В 1831 был переделан в стиле классицизма.

В июле 2003 года церковь передана Ярославской Епархии. Сейчас опять зазвучали колокола. Первая служба совершена в день престольного праздника, 14 августа, называемого в народе первым, медовым Спасом. В настоящее время службы продолжаются.

http://www.voronezhgid.ru/architecture/monastery/hram-spasa-na-gorodu.html

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00579

Церковь Спаса на Городу

Церковь Спаса на Городу — классический крестовокупольный каменный храм в историческом центре города Ярославль, на Котросльной набережной.

При церкви действует воскресная школа: для взрослых и для детей.

История храма

На месте современного храма до 1463 года существовала деревянная церковь Спаса Преображения. Она располагалась рядом с городскими торговыми рядами (как тогда говорили «на городском торгу»), отсюда и пошло ее название «Спаса на Городу».

Церковь простояла несколько столетий, но во времена Великого пожара 1658 года как и многие другие постройки сгорела.

Уже через несколько лет, в 1672 году, на месте сгоревшей деревянной церкви построен каменный храм. В 1693 году храм расписывали 22 мастера под руководством Лаврентия Севастьянова, отец которого оформлял Оружейную палату.

© Alex 'Florstein' Fedorov

В 1831 году храм был претерпел значительную перестройку, а церковь была заново освящена.

Храм значительно пострадал во времена революции 1918 года. В последующие 5–7 лет церковь пытались отремонтировать и отреставрировать на добровольные пожертвования прихожан. Однако, в 1926 году храм все-таки закрыли, а здание церкви отдали ярославскому краеведческому музею.

В советские времена с церкви были сняты кресты над главами и здание долгое время вплоть до начала 1990-х годов использовалось в качестве складских помещений для различных товаров.

© Приходской сайт Храма Спаса на Городу в Ярославле

Храм был отреставрирован в 1978–1981 годах: полностью восстановлены фасады и колокольня, заново установлены кресты, наиболее опасные трещины были ликвидированы. А в 1991–1993 годах проведены повторные работы по восстановлению церкви.

Церковь Спаса на Городу полностью возобновила регулярные богослужения в 2003 году.

© Приходской сайт Храма Спаса на Городу в Ярославле

Расписание богослужений

В церкви Спаса на Городу проводятся еженедельные богослужения по следующему расписанию:

  • Божественная литургия: еженедельно в субботу и в воскресенье в 8.30
  • торжественная храмовая служба Всенощное Бдение: по субботам в 16.00
  • вечерняя служба с Акафистом Преподобному Серафиму Саровскому (в честь которого освещен южный Предел храма): по воскресеньям в 16.00
  • вечерняя служба у иконы «Умягчение злых сердец» и иконы «Прибавления ума»: каждую среду в 17.00.

Также Богослужения в церкви совершаются в праздничные дни.

Подробное расписание богослужений можно заранее посмотреть на приходском сайте церкви.

© Приходской сайт Храма Спаса на Городу в Ярославле

Святыни храма

Внутреннее убранство храма Спаса на Городу содержит следующие особо почитаемые святыни (в некоторых из них покоятся мощи святых):

  • фреска Спаса Всемилостивого
  • икона Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». По периметру этой иконы изображено большое количество разных святых, в том числе Марии Магдалины и Матроны Московской с частицами их мощей
  • список с иконы знаменитого московского иконописца Симона Ушакова
  • икона Преподобного Серафима Саровского
  • часть останков Серафима Саровского, которая находится в алтаре храма
  • икона «Все Святые», написанная к тысячелетию города Ярославля. В центральной части иконы находится особо почитаемый в последнее время чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Всецарица»
  • икона Пресвятой Богородицы «Скоропослушницы», риза которой вышита бисером
  • икона Великомученика и целителя Пантелеимона. В этой иконе в нижнем правом углу хранятся его мощи, которые были привезены с Афонской горы.

© Приходской сайт Храма Спаса на Городу в Ярославле

Как добраться до церкви Спаса на Городу в Ярославле

Церковь Спаса на Городу находится на Которосльной набережной. От ротонды на Которосльной набережной, известной архитектурной достопримечательностей Ярославля, вы дойдете за 5 минут. Удаленность от памятника Ярославу Мудрому на площади Богоявления — 600 метров (или 8 минут пешком).

Ближайшая остановка к церкви называется «пл. Богоявления», до нее идут автобус № 14 и троллейбус № 5.

Большое количество общественного транспорта останавливается чуть дальше от церкви на остановке «ул. Комсомольская», от которой идти пешком 10 минут.

До остановки «ул. Комсомольская» идут следующие маршруты:

  • автобусы № 2, 8, 19к, 21б, 33а, 42, 76
  • троллейбус № 9
  • маршрутные такси № 36, 37, 45, 46, 47, 61, 71, 73, 80, 81, 82, 84, 87, 91, 94, 96, 97, 98.

Для заказа автомобиля вы можете воспользоваться приложениями такси: например, «Везёт», «Максим» или Gett.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/yaroslavl/temples/12049

Церковь Спаса на Городу

Мы продолжаем путь вдоль берега реки Которосль к тому месту, где она впадает в Волгу. Это по-прежнему граница древнего ярославского посада. Земляной вал от Михайловской башни Спасо-Преображенского монастыря шел вдоль берега Которосли до самого кремля — Рубленого города.

Здесь на валу стояла одна из самых высоких башен Земляного города. В ней хранился порох — «зелье», поэтому башня называлась Зелейная или Подзелейная. По имени этой башни вся территория в долине реки Которосли с XIX века называется Подзеленье. Башня была проездная, за Зелейными воротами по ту сторону земляного вала в XVII веке располагались многочисленные кузницы, угольные лавки, амбары.

Если бы в то время вы вошли на посад через Зелейные ворота, то попали бы на огромную торговую площадь, целый торговый город. Церковь, к которой мы подошли, как раз стояла на этом торговом городу. Отсюда ее название — церковь Спаса на Городу.

Важно

Впервые деревянная церковь на этом месте была построена еще в XIII веке. Неоднократно она сгорала во время пожаров, затем возводилась заново. Последняя деревянная церковь Спаса не Городу в Ярославле сгорела во время пожара 1658 года. После этого пожара прихожане на свои деньги построили каменный храм, который вы сейчас видите.

Это четырехстолпная пятиглавая церковь без подклета. Сейчас храм имеет четырехскатную кровлю, а раньше покрытие проходило по закомарам, то есть по тем полукружиям под крышей. Называлось такое покрытие позакомарным.

И на этом живописном покрытии стояло мощное пятиглавие, причем высота его от закомар до верхушки креста больше, чем высота куба самого здания.

Фасад, который мы видим, был обращен к земляному валу, поэтому он украшен довольно скромно.

Гораздо богаче выглядит северный фасад, который в XVII веке выходил на торговую площадь.С одной стороны его украшает шатровая колокольня, с другой тоже шатровый придел.

С юга к храму Спаса на Городу примыкает еще один придел, но он был сильно перестроен в XIX веке, вытянут, и перекрыт куполом. А раньше, кроме западного, с южной стороны храм имел еще одно крыльцо.

Тогда же к западному фасаду пристроили галерею и крыльцо с колонками уже во вкусе XIX века.

В 1926 году храм Спаса на Городу в Ярославле был закрыт и стал использоваться как склад, в июле 2003 года церковь передали Ярославской Епархии.

Совет

А представьте, какая она стояла в XVII веке. Выразительная, монолитная, с позакомарным покрытием и мощным пятиглавием. И перед ней шумела на разные голоса огромная торговая площадь.

Все вокруг было застроено лавками — торговыми рядами, которые тянулись вдоль Которосли до Волги. На площади стояли также гостиный двор, денежный двор, здесь собиралась торговая пошлина. Харчевни, амбары, склады, острог — такой была площадь в XVII веке.

При кажущейся хаотичности и беспорядке здесь была своя система: каждый товар продавался только в своем торговом ряду. Тут были рыбный, иконный, седельный, мучной, сапожный, суконный, солодяной, горшечный, кирпичный ряды. Ряд калачный, лицом на площадь.

Овчинный, коробейный, прянишный, шубный, юхотный и сырейный. Последние два названия связаны с продажей кож. Изделия ярославских кожевников высоко ценились по всей стране, и даже за ее пределами.

Город в XVII веке был богатый, здесь пересекались важнейшие торговые пути Русского государства того времени. Торговые ряды тянулись отсюда через нынешнюю Ильинскую площадь к противоположной границе Земляного города. Представляете, какой шум здесь стоял.

Кричали зазывалы, каждый продавец громко расхваливал свой товар, покупатели отчаянно торговались.

А совсем рядом было место тишины и покоя — ярославский кремль. Стадион правее церкви Спаса на Городу находится на том месте, где в древние времена проходил глубокий Медведицкий овраг. По краю этого оврага были выстроены деревянные стены с башнями — Рубленый город. Пройдя через мостик, мы вступаем на его древнюю землю.

Источник: http://www.veter-stranstvii.ru/dost-jar/cerkov-spasa-na-gorodu.html

Храмы Ярославля. Как мы побывали в столице Золотого кольца

В Ярославле — очень красивый исторический центр и большое количество старых церквей. Мы это знали и поэтому поехали в ноябрьские выходные из Москвы на машине: смотреть храмы Ярославля!

А что самое трудное при поездке в такой город, как Ярославль? Это отвлечься от туристических шаблонов: «Если вы приехали в Ярославль, Вы обязательно должны посмотреть на это и это».

С одной стороны, идея Главных достопримечательностей тоже возникает не просто так.

Обратите внимание

Но с другой: следуя проторенными туристическими маршрутами, можно упустить что-то более «живое» — что даст, может быть, более полное представление о городе — а не только о его истории.

Например, обычные вечерние улицы.

Семь вечера, а машин почти нет…

Но как правило, в Ярославль — как столицу Золотого Кольца, — едут смотреть на его старинные храмы. В городе сохранилось несколько церквей, которые были построены в конце XVII века — и они дали русской храмовой архитектуре целое «направление», которое иногда называют «ярославским стилем».

Кроме того, некоторые храмы имеют чудесные фрески, которые тоже сохранились с тех самых времен, и некоторые храмы Ярославля своей сохранностью в советское время благодарны именно им — церкви не снесли, а сохранили в виде музеев.

Ярославль, набережная реки Которосль. Церковь Никола Рубленый.

Но надо ли приезжать в Ярославль только за тем, чтобы обойти именно те храмы, о которых говорится в путеводителе, или слушать экскурсовода, чтобы знать в каком году и кем именно была воздвигнута та или иная церковь?

Мы супругой решили: едем смотреть храмы Ярославля, но карту с собой не берем, ничего про церкви и монастыри этого замечательного города не читаем, а просто приезжаем, селимся в гостинице, гуляем и смотрим, что явится по пути. Если пропустим что-то с точки зрения туриста важное — ничего страшного.

И вот какие церкви Ярославля за пару часов субботнего вечера и пасмурного воскресного утра мы увидели:

Храм Спаса на городу в Ярославле

Исторический центр Ярославля, как и исторический центр любого города, — это действительно очень красиво, а некоторые его части: как например, набережная реки Которосль — вообще, одно из самых волшебных мест, где нам удалось побывать.

Несколько старинных храмов, которые возвышаются над рекой. Все — в нескольких шагах друг от друга. Например, этот: храм Спаса на городу. Он был построен в 1672 год, несколько раз достраивался и перестраивался. В советское время был закрыт — вплоть до 2003 года.

Красивая старо-русская архитектура. Белые стены, зеленые купола. Так и представляешь, как вокруг храма передвигаются конные повозки да бояре

Источник: http://uznavay.pro/hramyi-yaroslavlya-kak-myi-pobyivali-v-stolitse-zolotogo-koltsa/

Ссылка на основную публикацию