Храм святителя николая (новоспасский монастырь), россия, город москва

Новоспасский монастырь в Москве – информация для туристов, фото и история

Фото Новоспасского монастыря

Как добраться, расписание богослужений и официальный сайт Новоспасского монастыря

Новоспасский монастырь в Москве расположен в юго-восточной части столицы, за Таганкой, на левом возвышенном берегу Москвы-реки. Обитель служила крепостью и защищала город от набегов врагов из Польши и Литвы, а также татар.

Новоспасский монастырь в Москве – из истории

Новоспасский монастырь в Москве, посвященный Спасителю, стал первой иноческой обителью столицы. Он был основан в 13 веке князем Даниилом на небольшом холмe в месте слияния реки Худенец с Москвой-рекой, там где сегодня находится Даниловская обитель. Сын князя Даниила Иоанн Калита в 1330 году перенес Спасскую обитель в Кремль.

Во время нашествия татарского хана Тахтомыша она была разграблена и сожжена, а ее настоятель архим. Симеон был убит.  В конце 15 века обитель была переведена на Крутицкий холм, в Васильевский стан на берег Москвы-реки. По своему новому местоположению обитель получила название Спаса на Новом, то есть Новоспасский монастырь.

На старом же месте в Кремле оставлен Преображенский храм, известный так же под именем Спаса на Бору. При Иоанне Грозном обитель стала важнейшим оборонительным пунктом, отражающим нападения врагов на город. Во времена царя Михаила Федоровича Романова с 1640 по 1642 годы в обители деревянная ограда была заменена каменной с бойницами.

Обратите внимание

Строятся жилые каменные помещения и храм во имя Знамения Богоматери – родовой святыни бояр Романовых. Сооружается шатровая колокольня с храмом во имя св. Саввы Освященного. В последние годы своего царствования Михаил Федорович начал строить Преображенский собор и Покровский храм.

  В 1647 году сюда был принесен чудесный нерукотворный образ Христа Спасителя, которому стали преклоняться цари. Образ исчез с приходом большевиков. В 17-ом веке здесь были заточены преступники и еретики. К последним был причислен и  преподобный Дионисий, настоятель Троице-Сергиевой Лавры, которого в обители морили голодом и дымом.

С почтением относился к обители Петр Первый. Хотя в то время  шла война со Швецией и лишние колокола были перелиты в пушки, для Спасской обители был вылит большой колокол. Царь Феодор Алексеевич раздавал здесь милостыню. Посещали обитель царевна София и Иоанн Алексеевич. После Петровских времен обитель приходит в упадок.

Пострадала она от московских пожаров, а при Екатерине II лишилась своих поместий. Во время войны с Наполеоном была разрушена. Солдаты хотели взорвать ее, но чудом ей удалось уцелеть.

В 19 веке, когда настоятелем был архимандрит Агапит Введенский, был поднят дух иночества обители и Новоспасский монастырь в Москве стал образцом для других обителей.

В начале 20 века это был центр религиозно-нравстенного просвещения населения. Здесь проводились миссионерские занятия и обучение неграмотных. Работало Общество церковного пения и трезвости.

По воскресным и праздничным дням храмы были переполнены.

В 1918 году обитель была закрыта. Ее территория использовалась под тюрьму. Была разрушена большая часть  некрополя. В храмах разместились архив НКВД  Московской области, склады и овощехранилище.

В планах было взорвать обитель.  Этому помешала Великая Отечественная война. С 1968 года начинается восстановление внешнего облика храмов. 4 декабря 1990 года обитель была возвращена Патриархии.

Обитель стала восстанавливаться.

Храмы Новоспасского монастыря в Москве

Первоначально храм и другие строения были деревянными.
 В 1491 году Иоанн Третий заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем  был разобран до основания.  В 1645-1647 гг.

над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам. В нем сохранились фрески 17 века.

Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других. Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма.

Важно

Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году. А через год на средства князя Я.К. Черкасского в северо-западной части обители возвели больничную Никольскую церковь. На входе в обитель мы видим монастырскую колокольню, строительство которой началось в 1759 году при императрице Елизавете Петровне.

Ее высота всего на три метра меньше колокольни Ивана Великого. Архитектором строительства является Иван Жеребцов. В первом ее ярусе находятся  парадные входные ворота. Во втором ярусе –  храм Преподобного Сергия Радонежского.

Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673-1675 гг. Храм освящали 3 раза. Впервые – по завершению строительства – в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз – в 1997 году. В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на месте церкви начала XVII века по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В.И. Баженова. Знаменская церковь стала усыпальницей графов Шереметевых.

В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой – знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н.П. Шереметева.

В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых – преподобного Романа Сладкопевца.

Захоронения Новоспасского монастыря в Москве

Почти со времени своего основания обитель становится местом погребения представителей знатных боярских родов, преимущественно Романовых. По историческим документам и описаниям, в подклете Спасо-Преображенского собора насчитывалось более 70 захоронений бояр Романовых и их близких родственников. Здесь погребен один из предков Романовых Василий Юрьевич Захарьин и его сыновья.

  Мать первого царя рода Романовых великая государыня инокиня Марфа (Ксения Иоанновна Шестова-Романова) также нашла здесь покой. В стенах обители похоронены 4 родных брата Патриарха Филарета. Трое из них, пострадавшие при Годунове, скончались в ссылке и были перезахоронены в обители.

Здесь также похоронен их отец Никита Романович Юрьев и дочь Михаила Феодоровича, а также другие представители этого рода. Последним здесь был похоронен великий князь Сергей Александрович, московский генерал-губернатор, сын Императора-освободителя Александра II и дядя императора Николая II. Он погиб в 1905 году от рук террориста Ивана Каляева.

Останки князя были торжественно перенесены в Новоспасский монастырь в 1995 году из Кремля. И здесь установлен ему памятный крест, созданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова.

После Октябрьской революции усыпальница была разорена. Восстановили ее в конце 20 века. Все без исключения Государи Всероссийские, начиная с Михаила Феодоровича, совершали «царские выходы» в обитель, чтобы поклониться отеческим гробам.

Новоспасский монастырь в Москве – информация для туристов

Сейчас Новоспасский монастырь в Москве – это мужской ставропигиальный монастырь. Является действующим с 1991 года. В последние годы в обители ведутся реставрационно-восстановительные работы. Благоустраивается территория. Возобновляются богослужения в храмах обители.

Богослужения в Новоспасском монастыре в Москве

Сегодня в обители действуют три храма, два из которых – Спасо-Преображенский собор и храм преподобного Романа Сладкопевца были освящены Великим архиерейским чином Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием Вторым. Ежедневно в них совершается уставное богослужение.

Полунощница в 7 час., Литургия в 8 час.; вечерня и утреня в 17 час., по воскресным и праздничным дням – Литургия в 9 час., накануне всенощное бдение.

Новоспасский монастырь в Москве в воскресные и праздничные дни собирает многочисленных прихожан и паломников, полюбивших обитель и ее святыни.

Источник: https://www.msk-guide.ru/novospasskiy_monastir.htm

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь / Организации / Патриархия.ru

История

Монастырь в честь Всемилостивого Спаса был основан св. блгв. князем Даниилом Московским в XIII в. у Серпуховской заставы, где ныне расположен Данилов ставропигиальный мужской монастырь. Сыном св.

Даниила Иоанном Калитой перенесен на Боровицкий холм в Кремль, а после начала каменного строительства в Кремле при Иоанне III переведен на нынешнее место — Крутицкий холм и стал в народе называться Спасом на Новом или Новопасским.

На прежнем месте, в Кремле, остался Спасо-Преображенский собор, который в течение многих веков был известен как дворцовый храм «Спас на Бору».

Совет

Спасо-Преображенский собор построен и благоукрашен иждивением первых государей рода Романовых: Михаила Феодоровича и Алексея Михайловича на месте древнего храма, сооруженного в 1491-97 гг. над могилами бояр Романовых, предков царственного дома и разобранного «до подошвы» при Михаиле Феодоровиче.

Новый собор, ставший по своей величине первым после Успенского собора Кремля, своими сводами покрыл могилы бояр Романовых — предков царственного Дома.

Среди погребенных в усыпальнице в подклете собора: родоначальник Романовых — боярин Роман Юрьевич Захарьин (†1543), отец Патриарха Филарета Никита Романович Юрьев (в схиме Нифонт, †1586), мать царя Михаила Федоровича — Ксения Иоанновна Романова (Вел.

государыня инокиня Марфа, †1631) и его дочь царевна Ирина Михайловна (†1679), другие представители рода Романовых и других знатных родов. В усыпальнице погребены видные иерархи Церкви, среди них — епископы Порфирий (Успенский, †1885) и Петр (Екатериновский, †1889).

В монастыре по завещанию перезахоронена инокиня Досифея (†1810), московская старица XVIII — нач. XIX в., 25 лет подвизавшаяся в Ивановском монастыре, известная в миру под именем принцессы Августы Таракановой, дочери императрицы Елизаветы Петровны.

Последним погребенным в усыпальнице представителем рода Романовых стал великий князь Сергей Александрович (†1905), дядя св. страстотерпца государя Николая, супруг св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, убитый террористом в 1905 г.

Его останки перенесены в монастырь из Московского кремля в 1995 г. На территории монастыря воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М.

Васнецова, в точности повторяющий установленный в Кремле на месте гибели великого князя и уничтоженный в XX в.

Обратите внимание

На территории монастыря погребен известный в XIX в. старец Филарет (иеросхимонах Феодор), почти 50 лет подвизавшийся в обители и за преподобническую жизнь сподобившийся от Бога обильных духовных дарований. Его почитал и часто навещал свт. Филарет, митр. Московский и Коломенский.

Настоятельский корпус выстроен Патриархом Филаретом в 20-х гг. XVII в. Каменные монастырские стены и башни также сооружены в XVII в. В разное время архимандритами Новоспасскими были выдающиеся иерархи, среди которых свт. Вассиан I., архиепископ Ростовский, свт. Иов, первый Патриарх Московский и всея Руси, Патриарх Никон и Патриарх Питирим, свт. Филарет, митрополит Московский и Коломенский.

В бытность Патриарха Никона архимандритом Новоспасским по царскому указу в Московский Кремль, а затем в Новоспасский монастырь была торжественно перенесена из Хлынова (Вятки) чудотворная икона Нерукотворного Образа Спасителя. В течение нескольких столетий образ был главной святыней обители.

Два настоятеля монастыря прославлены в Соборе новомучеников и исповедников Российских: священномученик Макарий (Гневушев, †1918), епископ Орловский, и священномученик Павлин (Крошечкин, †1937), архиепископ Могилевский.

Монастырь был закрыт в 1918 г. одним из первых в Москве. Некрополь был уничтожен. В стенах обители был размещен исправительно-трудовой лагерь, в усыпальнице Романовых устроили женскую тюрьму. Храмы были закрыты и обращены в тюремные бараки и склады. До 1926 г.

монастырская община существовала при храме свт. Николая, куда была перенесена главная святыня монастыря — чудотворная икона Спаса Нерукотворного Образа. После закрытия храма образ бесследно исчез. В 1935 г. архитектурный комплекс монастыря поступил в ведение хозяйственного управления НКВД.

В соборном храме разместили архив, в Никольском храме — склад конфиската и овощехранилище. В Знаменском храме некоторое время существовал медвытрезвитель. Остальные храмы и помещения переоборудовали под жилье. С 1968 г.

в монастыре находилось объединение «Союзреставрация» и ВНИИ реставрации с мастерскими, позднее к ним добавилась мебельная фабрика.

Важно

4 декабря 1990 г. возвращен Русской Православной Церкви. Первая Литургия в возрожденной обители совершена 23 марта 1991 г.

Храмы

  • Спасо-Преображенский собор (1645-47 гг., иконостас и росписи XVII в.);
  • храм в честь прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900-02 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, архитектор С.У. Соловьев, воссоздан в 1995-2002 гг.);
  • храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.);
  • храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых и братьев Патриарха Филарета (1795 г., архитектор Е.С. Назаров);
  • храм свт. Николая Чудотворца (1652 г., бывший больничный, братский);
  • храм прп. Сергия Радонежского (устроен в 1787 г. в колокольне постройки 1759-1785 гг., архитектор И. Жеребцов).

Подворья

  • храм Иоанна Предтечи в селе Сумароково (Московская область, Рузский р-н);
  • храм Архистратига Михаила (Московская область, Наро-Фоминский район, Первомайский с/округ, дер. Милюково, ул. Монастырская, стр. 20);
  • храм иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» (Центр реабилитации алко- и наркозависимых; Калужская область, село Дураково).

Святыни

Икона Божией Матери «Всецарица» (список с чудотворного образа, находящегося в Ватопедском монастыре, написана на Афоне, освящена у чудотворного образа и принесена в дар монастырю в июле 1997 г.), икона Нерукотворного Образа Спасителя (XIX век, список с чудотворной иконы, находившейся в Новоспасском монастыре), пояс святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Богослужение

Утреннее богослужение ежедневно в 8.00, вечернее — в 17.00, по воскресным и праздничным дням — Литургия в 7.00 и в 9.00, накануне — всенощное бдение в 17.00.

***

Наместник  — епископ Домодедовский Иоанн.

Читайте также:  Преподобномученик макарий каневский

Страна:РоссияГород:МоскваАдрес:115172, г. Москва, Крестьянская пл., д. 10Телефон:+7 (495) 676-95-70Web-сайт:http://новоспасский-монастырь.рфE-mail:novospasmon@gmail.comНаместник:Иоанн, епископ Домодедовский, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси (Руденко Владимир Николаевич)

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/262286.html

Новоспасский Мужской Монастырь

Новодевичий монастырь

Спасо-Андроников монастырь

Богородице-Рождественский монастырь

Высоко-Петровский монастырь

Данилов монастырь

Зачатьевский монастырь

Андреевский монастырь

Сретенский монастырь

Донской монастырь

Новоспасский монастырь был основан в 13 веке святым князем Даниилом Московским, сыном князя Александра Невского. Изначально монастырь был основан на месте, где сегодня расположен Данилов монастырь, потом, сын Даниила, Иван Калита, ставший великим князем в 1328 году, перенес монастырь на Боровицкий холм, ближе к своему дворцу.

В период правления княза Иоанна III, по инициативе его супруги Софии Палеолог, была начата постройка обширного великокняжеского дворца.

Спасский монастырь мешал строительству, и его решили перенести на Васильевский стан на берегу Москвы-реки. По своему новому месторасположению, Спасский монастырь стал называться монастырем Спаса на Новом (месте) или Новоспасским.

Новое место для монастыря было выбрано не случайно — на этом месте Василий Темный стоял против татарского хана.

План монастыря.

Изначально, все постройки монастыря были деревянными, только храм в честь Преображения Господня, заложенный в 1491 и освященный в 1497 году был каменным. При Иване Грозном монастырь превратился в неприступную крепость — были усилены крепостные стены с башнями, и проведены прочие работы, в том числе, вырыт ров.

Вид на монастырь с площади Крестьянская застава.

Монастырь сыграл немаловажную роль в защите Москвы от нападения татар. В 1521 году монастырь оборонялся от набега хана Махмет-Гирея, в 1571 году к его стенам подступил Давлет-Гирей. По врагам били из пушек и вели ружейный огонь, как с крепостных башен и стен, так и из нижних бойниц.

По тревоге, стрельцы поднимались на стены к бойницам, а монахи разводили костры и готовили кипяток или горячую смолу, что бы вылить ее со стен на подступающих врагов. При обороне Москвы от хана Казы-Гирея в 1591 году, Новоспасский монастырь стал рубежом, далее которого татарской войско уже не смогло пройти.

Совет

Крымская орда понесла в этом бою огромные потери, и с тех пор уже не подходила в Москве.

Вид на колокольню.

Однако воинские подвиги монастыря на этом не закончились. В начале 17 века монастырь выдержал осаду польских войск. «У стен Новоспасского в 1612 году князь Пожарский и верная дружина целовали крест, чтобы спасти Москву и положить за нее свои головы».

Вид на Спасо-Преображенский собор с площади Крестьянская Застава.

В 1613 году после вступления на престол царя Михаила Федоровича Романова, в истории Новоспасского монастыря началась эпоха процветания. В далеком 1498 году рядом с храмом Преображения Господня был похоронен предок Романовых, основатель династии — боярин Василий Захарьин, а позже и другие представители рода Романовых.

К их могилам в определенные дни совершались царские «выходы». Монастырь стал местом великокняжеского и царского богомолья. Российские государи покровительствовали обители на протяжении всей ее дальнейшей истории.

Даже Петр I, не испытывающий особой «любви к монастырям», велел в 1689 году украсить собор росписями, а в 1717 году отлить тысячепудовый колокол.

Вид на Спасо-Преображенский собор и Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Благодаря царским пожертвованиям, к концу 17 века Новоспасский монастырь стал одним из богатейших в Москве. Однако, после переноса столицы в Петербург, монастырь постепенно стал приходить в упадок.

Здания монастыря сильно пострадали от многочисленных пожаров, часть из них сгорела дотла. При Екатерине II монастырь лишился своих поместий.

Во время эпидемии чумы в 1771 году монастырь стал карантинной зоной, куда стекались жители Москвы и окрестностей.

Вид на Храм Покрова Пресвятой Богородицы.

Обратите внимание

Еще сильнее монастырь пострадал от нашествия Наполеона — обитель была подвергнута разорению и сожжена. Перед бегством, французы вырыли ямы под собором, что бы взорвать его, но, к счастью, не успели.

К 1820 году все пострадавшие от французов здания были отремонтированы, построен новый двухэтажный корпус с кельями и хозяйственными помещениями.

Из разбитого при пожаре колокола Петра I отлили новый, к середине 19 века обновили храмы монастыря.

Вид на колокольню.

В 1913 году, в год 300-летия Дома Романовых, монастырь в третий раз посетил Николай II. В начале века монастырь становится центром религиозно-нравственного просвещения населения, простые люди обучались грамоте, проводились миссионерские занятия.

Купол Спасо-Преображенского собора.

После Революции монастырь постигла страшная участь, тем не менее, спасшая его от разрушения — в 1918 году на его территории действовал концентрационный лагерь, позже женская тюрьма, затем исправительно-трудовой лагерь для уголовников и политзаключенных.

Было уничтожено огромное старинное кладбище, где покоились Романовы и прочие видные деятели прошлых времен. В 1935 году территория монастыря была передана в ведомство НКВД, часть помещений была занята архивом НКВД, часть картофелехранилищем, некоторые помещения были заселены.

В конце тридцатых годов было принято решение взорвать обитель, но планам помешала начавшаяся Великая Отечественная Война.

Вид на Спасо-Преображенский собор.

После войны, на территории уцелевшего монастыря располагались различные учреждения, в том числе, в Знаменском храме был медвытрезвитель. В 1986 году территория храма была освобождена, и был создан «Музей истории и современной практики реставрационного дела в СССР», что явно лучше, чем расстрельный лагерь и вытрезвитель.

Вид на Спасо-Преображенский собор из-под арки Колокольни.

4 декабря 1990 года, ровно 500 лет спустя закладки Спасо-Преображенского собора, Новоспасский монастырь был возвращен Московской Патриархии.

Небольшой колокол на Спасо-Преображенском соборе.

Храмы и постройки Новоспасского монастыря.

Спасо-Преображенский собор (1645—1647 гг., иконостас и росписи XVII в.)

Храм во имя прп. Романа Сладкопевца (устроен в 1900—1902 гг. в исторической усыпальнице рода бояр Романовых в подклете Спасо-Преображенского собора, воссоздан в 1995—2002 гг.).

1491 году Иоанн III заложил каменный соборный храм в честь Преображения Господня. Он стоял до 1497 года. Затем был разобран до основания. В 1645—1647 гг.

Важно

над могилами бояр Романовых на средства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых был сооружен Спасо-Преображенский Собор, грандиозный, торжественный, увенчанный могучим пятиглавием. Построен он был по образу Успенского собора и лишь ему уступал по своим размерам.

В нем сохранились фрески 17 века. Особенностью Спасского собора были изображения внизу, в основании столбов соборной паперти древнегреческих философов и мудрецов Гомера и Орфея, Платона и других.

Этим художники хотели сказать, что никогда мудрость даже самых великих языческих мудрецов не поднималась выше нижних ступеней христианского храма. Новый храм являлся усыпальницей рода Романовых. Храм был освящен в 1649 году.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы (1675 г.)

Теплая церковь Покрова Святой Богородицы построена на средства царя Алексея Михайловича Тишайшего в 1673—1675 гг. храм выстроен в русском стиле и увенчан тремя главами. Внутренняя роспись относится к 1780-му году.

Храм освящали 3 раза. Впервые — по завершению строительства — в 1675 году, в 1813 году после Отечественной войны с Наполеоном, а третий раз — в 1997 году.

В ней хранилась чудотворная икона Спаса Хлыновского, принесенная из Вятки.

Храм иконы Божией Матери «Знамение» с усыпальницей рода Шереметевых (1795 г.).

Храм Иконы Знамения Богоматери был построен в 1795 году на средства графа Шереметьева, на месте церкви начала XVII века. Строительство велось по проекту архитектора Е. Назарова, помощника В. И. Баженова. Знаменский храм стал усыпальницей графов Шереметевых.

В этой церкви находится могила Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой-Шереметевой — знаменитой крепостной актрисы, ставшей женой графа Н. П. Шереметева.

В 1902 году в Преображенском соборе, в усыпальнице Романовых был обустроен храм небесного покровителя семьи Романовых — преподобного Романа Сладкопевца.

Совет

В 1812 году французы превратили храм в конюшню, а при Советской власти тут была женская тюрьма, потом исправительно-трудовой лагерь. В тридцатые года, во время репрессий, в храме рассреливали людей. После войны храм превратили в медвытрезвитель.

Храм святителя Николая Чудотворца, бывший больничный, братский (1652 г.).

В северо-западном углу братских келий стоит одноглавый храм во имя святителя Николая. Храм был построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице.

В подвальном этаже под церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда сажали преступников. После революции Никольский храм не закрывался вплоть до 1926 года, дольше других храмов.

В 30-е годы храм превратили в склад конфискованной мебели и картофелехранилище.

Часовня на месте погребения инокини Досифеи (княжны Таракановой).

Инокиня Досифея умерла 4 февраля 1810 года. На отпевание прибыла вся знать во главе с главнокомандующим Московским гарнизоном гр. Гудовичем, присутствовали генералы, сенаторы и прочие. Инокиню Досифею похоронили справа от ворот у стены.

На плите написали: «Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет, а скончавшейся февраля 4, 1810 года. Всего ея жития было 64 года.

Боже, всели ее в вечных Твоих обителях!» В 1910 году на могиле поставили частовню.

Часовня 300-летия дома Романовых.

В 1913 г. в России торжественно отмечалось 300-летие царствующей династии. В Новоспасском монастыре, исторически тесно связанном с домом Романовых, это событие отметили строительством часовни. Небольшая, квадратная в плане шатровая часовня в псевдорусском стиле расположена у северной стены Спасо-Преображенского собора.

Крест-памятник Вел. Кн. Сергею Александровичу Романову.

На территории Новоспасского монастыря находится крест — памятник Великому князю Сергею Александровичу Романову, убитому в 1905 году на выезде из Кремля.

Обратите внимание

Изначально крест-памятник был установлен на месте гибели генерала-губернатора Москвы С. А. Романова. В советское время был разрушен.

Крест-памятник был восстановлен на новом месте в 1998 году, он выглядит так же, как и стоявший ранее на месте гибели С. А. Романова, выполненный по эскизам художника В. М. Васнецова.

Колокольня с храмом преподобного Сергия Радонежского (XVIII век).

Колокольня была построена в 1759–85 годах зодчим Иваном Жеребцовым. После смерти он был погребен в первом ярусе колокольни. В середине 18 века были построены первые два этажа колокольни, затем, в связи с нехваткой средств, ее строительство было приостановлено на 20 лет.

Когда колокольня была достроена, то на средства московского купца Васильева, была позолочена ее глава. Общая смета постройки — около 80 тысяч рублей, сумма, по тем временам, очень внушительная. Высота колокольни 80,41 метра, что лишь немногим ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, высота которой составляет 81 метр.

Во втором ярусе колокольни, в 1787 году, на средства купеческой вдовы Наталии Бабкиной, был устроен храм во имя святого преподобного Сергия Радонежского.

В 1812 году с храме выгорели все деревянные части, и каменные своды обрушились, в следствие падения двух колоколов весом 1100 и 425 пудов. Четыре года спустя колокольня и храм были восстановлены. На верху колокольни установлены часы с боем, в основании — главные ворота монастыря.

Крепостные стены монастыря (XVII век).

В 1640 году, по указу царя Михаила Федоровича, деревянная стена была заменена на каменную.

Стена, высотой 7,5 метров, толщиной в два, длинной 650 метров в восемью башнями, была оборудована множеством бойниц разного предназначения.

Важно

Каменщики, строящие стену, поселились вблизи монастыря, и образовали слободу под названием Каменщики, именно она дала название двум улицам Москвы, ведущим от монастыря к Таганской площади — улицы Большие и Малые Каменщики.

Башни монастыря (XVII век).

Помимо военных функций, в мирное время, башни использовались по хозяйству — в них были кладовые, мастерские, и жилье служителей монастыря.

Братский корпус (XVII век).

В 1619 году, Патриарх Филарет «пожаловал в дом ко всемилостивому Спасу на келийное строение денег сто рублей». На эти средства был построен корпус келий, в котором разместились баня, пекарня, кухня и прочие помещения.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/moscow/temples/12716/responses/977

Монастыри. Новоспасский монастырь (часть 1)

?deadOKey (deadokey) wrote,
2014-03-29 14:06:00deadOKey
deadokey
2014-03-29 14:06:00Categories:

  • путешествия
  • история
15. Преображенский собор. Двухсветный четырехстолпный пятиглавый храм с тремя пониженными апсидами и галереей. Главный вход с восточной стороны на галерею и затем по галерее в собор. В подклете размещается усыпальница, в которую ведет отдельное крыльцо с мозаичной иконой. 16. На втором уровне колокольни – Сергиевская церковь, выше – два яруса звона. 17. Братский корпус и храм святителя Николая. 18. В северо-западном углу братских келий помещается храм во имя святителя Николая, обозначенный снаружи одной главой. Построен в 1652 году князем Яковым Черкасским при монастырской больнице. В подвальном этаже под Никольской церковью находились знаменитые застенки и каменные мешки, куда были сажаемы присылаемые в монастырь преступники. Здесь в продолжение 6 недель был подвергаем мучениям святой преподобный Дионисий, бывший настоятель Троице-Сергиевой обители, заточенный в Новоспасский монастырь как мнимый еретик. 19. Архитектор Жеребцов Иван Петрович (1724 – 1783). Представитель «елизаветинского барокко» и раннего московского классицизма в русской архитектуре. Родился в Москве в семье живописца. В семнадцать лет поступил в архитектурную команду Московского Кремля, позднее преобразованную в Архитектурную школу Экспедиции Кремлёвского строения (ЭКС). Вплоть до открытия в Петербурге Академии Художеств в 1757 училище было единственным в Российской Империи художественным учебным заведением, нёсшим в русскую культуру идеалы классицизма. До 1748 работал в качестве ученика архитектора (гезеля) в Кремле, по окончании училища был принят в чине сержанта (младшего помощника архитектора) в Гофинтендантскую дворцовую контору. В 1754 Жеребцов получил чин прапорщика и звание помощника архитектора, а в октябре того же года – чин поручика, в связи с окончанием строительства Екатерининского дворца в Лефортово. Наряду со службой в Гофинтендантской конторе, ведавшей создание дворцов и парков, И. П. Жеребцов с 1758 работал по заказам Коллегии Экономии духовных дел, руководившей постройкой храмов в Москве. В 1760 он получил по этому ведомству чин секунд-майора за проекты звонниц монастырей Новоспасского (высотой 72 м) и Николо-Угрешского (высотой 79 м). 21. Архитектор И.П. Жеребцов похоронен в Новоспасском монастыре под созданной по его проекту колокольней. Лжедмитрий I, едва воссев на московский трон, повелел перенести в монастырь из далеких северных селений захоронения трех бояр Романовых, сосланных Борисом Годуновым стремясь отменить все указы и решения ненавистного ему Бориса, Лжедмитрий, сам того не ведая, оказал великую услугу будущему царскому дому. В результате всех этих событий монастырь вплоть до XVIII столетия стал усыпальницей членов царствующей семьи Романовых.Не нужно объяснять каким дорогим местом стал для русских царей Новоспасский монастырь – место захоронения их знаменитых предков и близких родных. Сюда, к их могилам, в определенные дни совершались торжественные царские «выходы». Как и раньше, так и теперь, на Новом месте, монастырь продолжал оставаться местом великокняжеского и царского богомолья и стал называться «царскою, комнатною, великою. Пресловутою, первостепенною обителью».Государи Российские на протяжении всей истории были покровителями этой обители. На помин души предков они жертвовали драгоценную церковную утварь, иконы, облачения, богослужебные книги, составившие некогда богатейшую ризницу монастыря.Еще при своей жизни великая старица Марфа пожаловала в обитель несколько старинных родовых вотчин. Среди них – село Домнино в Костромском уезде, памятное всем россиянам подвигом домнинского старосты Ивана Сусанина. Это дар матери царя Всемилостивому Богу за спасение не только ее сына, но и целого Отечества от Смуты. Она же поставила в соборной церкви «моление свое»: образ Богородицы Одигитрии ( «Путеводительница»), украшенный драгоценными каменьями и жемчугом. Эта икона Смоленской Божией Матери и поныне находится в местном ряду иконостаса.Едва вступив на престол, Михаил Феодорович Романов в первый же год своего царствования поспешил укрепить монастырь. Новая крепостная стена из толстых дубовых стволов протянулась на 750 метров, а по углам и у въездных ворот поднялись башни с амбразурами для пушек. 22. Главный вход на паперть собора идет не прямо с уровня земли, как, например, в Московском Успенском соборе, а возвышается на 17 ступеней, вследствие того, что внизу находится усыпальница. 24. Братские кельи размещены параллельно стенам монастыря, протяженные двухэтажные здания братских келий формируют застройку северной части монастыря, образуя пространство площади перед Преображенским собором. Оригинально решены окна со ступенчатыми перемычками. Братские кельи – наиболее цельное по архитектуре сооружение во всем монастырском комплексе. Своеобразным архитектурным дополнением комплекса братских келий является больничная палата и Никольская церковь. 26. Высота колокольни до главы 80,41 метра. Колокольня украшена фронтонами, колоннами, декоративными чашами. В четвёртом ярусе расположены колокола. На верху устроены часы с боем, исполняющее мелодию каждые полчаса. 27. Спасо-Преображенский собор основан в 1491 году при великом князе Иоанне III.В 1497 году освящен всероссийским митрополитом Симоном. В XVII веке при Михаиле Феодоровиче первоначальный собор был разобран «до подошвы», и на этом же месте в 1645 году был заложен новый, больших размеров с тем, чтобы усыпальница царских предков оказалась под сводами храма. 19 сентября 1647 года Преображенский храм торжественно освящен патриархом Иоасафом в присутствие царя, при настоятеле архимандрите Никоне, по мысли и плану которого было устроено и все украшение собора. 28. Часовня из красного кирпича предположительно была возведена сто лет назад, к 300-летию Дома Романовых. 29. План собора представляет вид корабля – наиболее распространенный тип храмов древней Руси. Восточная сторона его состоит из трех округлостей или абсид, сохраняя древнейшее деление алтаря на три части. 30. Знаменская церковь. Построена в конце XVIII в., арх. Е.С. Назаров. Произведение московского классицизма, с необычным, двухсветным внутренним пространством. Северный фасад украшен колоннадой тосканского ордера. 31. Первоначально Знаменский храм был сооружен царем Михаилом Федоровичем над тем местом, где были погребены привезенные сюда тела бояр Романовых, дядей царя и родных братьев патриарха Филарета: Александра, Василия, Михаила и Иоанна Никитичей. Однако в 1791 году храм был разобран в виду ветхости. И в том же году, взамен разобранного, около старого места граф Шереметьев возводит новый храм, также во имя Знамения Богоматери. 32. В 1812 французы превратили Знаменский храм (справа) в конюшню, и в 1813 году церковь была вновь освящена. Знаменский храм – двухэтажный. Верхний этаж по отношению к нижнему представляет хоры, где и устроен сам храм, а нижний – усыпальницу. Под алтарем храма помещена фамильная усыпальница графов Шереметьевых. Под Знаменским храмом погребены также князья: Лобановы-Ростовские, Черкасские, Сицкие и Урусовы.
Читайте также:  Храм святителя николая в кузнецах, россия, город москва

Продолжение во второй части…

Ссылки

Спасибо, есть что добавить?

Источник: https://deadokey.livejournal.com/89165.html

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь

Недалеко от станции метро «Пролетарская» расположен знаменитый и один из самых старинных православных святилищ — Новоспасский монастырь в Москве. Он был основан в далеком XIII столетии.

Краткая история

Сначала святилище располагался на том месте, где в данный моменты находится Даниловский монастырь. Но со временем собор перенесли в Кремль. После масштабного строительства на территории Кремля монастырь снова решили переместить.

На этот раз по приказу Ивана Грозного аббатство разместили на Крутицком холме и сделали из него настоящую крепость (благодаря большим оборонительным сооружениям).

Так оно стало защищать столицу на подходах от врагов наряду с Даниловым, Новодевичьим, Донским и Симоновым монастырями.

Стены укреплений и башен построил знаменитый русский мастер — Федор Конь. Основное нынешнее здание Спасо-Преображенного монастыря было возведено в 1650-х годах.

В подвальном помещении этого храма погребены ряд знаменных личностей, среди которых — многие бояре рода Захарьиных-Романовых, епископы Порфирий и Петр Екатерининский.

В начале ХIX столетия в посыпальне похоронена инокиня Досифея, известная как принцесса Августа Таракановая, дочь Екатерины Петровны.

В начале ХХ века с приходом к власти коммунистов монастырь был закрыт. Он был одним из первых православных учреждений, которое пострадало от рук советской власти. Кладбище при храме практически сразу было уничтожено.

На его территории советская власть расположила исправительно-трудовой лагерь. В усыпальнице размещали особо опасных преступников. Храмы монастыря превратились в тюремные склады и бараки. Многие святыни бесследно исчезли.

А с 1935 года комплекс поступил в распоряжение управления НКВД.

Монашеской братии Новоспасский мужской монастырь вернули только в конце 1990 года. Была проведена капитальная реставрация многих строений. В 2011 году монастырь отмечал 20-летия со дня второго обретения святыни.

Обязательно к прочтению:  Храм Веры, Надежды и Любови и матери их Софии

Храмы и святыни обители Божией

На територии общины есть величественные храмы и соборы:

  • храм преподобного Сергия Радонежского, построенный в конце XVIII столетия;
  • храм иконы Богородицы «Знамение», построенный в конце XVIII столетия;
  • храм Покровы Пресвятой Богородицы, основанный в 1675 году;
  • собор преподобного Романа Сладкопевца (1902 года;
  • собор Спасо-Преображенный, возведенный в середине XVII столетия;
  • храм Николая середины XVII столетия (раньше Петра Авессаломова).

Так же на территории монастыря находятся и чудотворные святыни:

  • чтимая икона Смоленской Богородицы;
  • икона Богородицы «Всецарица»;
  • мощевики иконики Марфы;
  • мощи святых и великих людей;
  • икона Образа Спасителя XIX столетия;
  • другие иконы с частицами мощей.

Икона Всецарица в Новоспасском монастыре

Другое название этой святыни — Пантанасса. Оригинальная икона находится на Святой горе Афон (Греция). На этой горе расположен Ватопедский монастырь. Говорят, что святыня была написана в XVII столетии.

Монашеские предания гласят, что когда-то в этой иконе подошел мальчик, и лик Богородицы воссиял очень ярким светом. Юноша от этого упал на пол и в страхе выбежал из собора. Он сразу же признался монахам, что вел греховную жизнь, занимаясь черной магией и колдовством. Так великая Царица явилась маленькому юноше и отвратила его от нечестия, наставив его на праведный путь покаяния.

При богослужениях в Новоспасском монастыре в Москве возле данной иконы собирается огромное количество людей. Он чтят этот список, молятся ей, читают молебны и служат дни с водоосвящением.

Богородица подаем помощь всем, кто в ней нуждается.

Расписание богослужений

На сегодняшний день богослужения проводятся в трех храмах обители. Каждый день в них проводятся:

  • Полунощница в 7:00.
  • Литургия в 8:00.
  • Утренняя и вечерние службы.

В праздничные и воскресные дни литургия проводится в 9:00. В эти дни в собор приходит огромное количество прихожан и паломников.

Обязательно к прочтению:  Свято-Елисаветинский монастырь Минск

Стоит отметить, что проход на территорию общины запрещен в коротких юбках, шортах, одежде с открытыми плечами. Женщина должна обязательно иметь головной убор.

Как доехать до святой православной обители

Один из самых удобных вариантов — доехать на метро. Выходите на станции Пролетарская и идете по 3-му Крутицкому переулку в направлении Новоспасского шоссе. Высокую колокольню собора можно увидеть издалека.

Точный адрес Новоспасского монастыря — Россия, город Москва, Крестьянская площадь, 10.

Здесь можно заказать молебен, молебен с акафистом, записку для литургии, провести соборование, сорокоуст, панихиду. Также на территории комплекса действует учебно-методический центр, воскресная школа, центр реабилитации, издание, библиотека, православный молодежный журнал.

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о Новоспасской обители:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/novospasskij-stavropigialnyj-muzhskoj-monastyr/

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь в Москве

На сегодняшний день московский Новоспасский монастырь является духовным центром города и открыт для посещения верующими и туристами. Но были в его истории и сложные времена. Обитель подвергалась вражеским набегам и разорению в период советской власти.

История и судьба монастыря в ХХ веке

Считается, что основателем монастыря является князь Даниил, сын прославленного Александра Невского. В 1330 году обитель перенесли на Боровицкий холм, поближе к Кремлю. Так решил уже преемник князя Даниила, Иван Калита. В свою очередь, Иоанн III переместил монастырь на Крутицкий холм, после чего обитель и получила своё название Новоспасской.

Новоспасский мужской монастырь в Москве

  • Все монастырские постройки изначально были деревянными. В 1491 году царствующий тогда Иоанн III начал возведение каменного собора в честь Преображения Господня. Также с этого момента монастырь становится родовой усыпальницей Романовых. Когда на престол сел Михаил Романов, несколько поколений его предков уже покоились на территории Новоспасского монастыря. В связи с этим, обители на протяжении всех веков царствования династии уделялось особое внимание, а 17 век историки считают временем расцвета монастыря.
  • с 1640 по 1642 г. обитель обнесли каменной стеной. К тому времени деревянный частокол сильно обветшал и не выполнял свою функцию защитного сооружения в должной мере. Закончилось и возведение Преображенского собора. Во времена Отечественной войны с французскими захватчиками обитель сильно пострадала и была сожжена почти дотла. На её восстановление ушло больше тридцати лет.
  • Вплоть до революции Новоспасский монастырь посещали представители царской семьи. Так, в 1913 году сюда приезжал император Николай II. Визит был связан с трёхсотлетием правления династии Романовых. По этому случаю во дворе монастыря возвели красивую часовню.
  • С приходом большевиков обитель закрыли одной из первых в Москве. На территории Новоспасского монастыря организовали трудовой лагерь для врагов народа и уголовников. Также здесь действовала женская тюрьма. За стенами некогда святого места начали проводить пытки и расстрелы. Сегодня там, где осуждённых лишали жизни, обустроен Итальянский дворик в память о трагических событиях революционной эпохи.
  • Некоторые помещения стали использовать в качестве овощехранилища. Келейные корпуса переделывали под квартиры. Сотрудники НКВД хранили конфискованную мебель и архивную документацию. Перед войной планировалось полностью снести монастырское кладбище и обветшавшие постройки. Но вторжение германских войск не дало этим планам воплотиться в жизнь.Интерьер Новоспасского монастыря Москвы

При Хрущёве здания начали реставрировать. Но финансирование оказалось настолько скудным, что работы растянулись на два десятка лет. После распада Советского Союза, монастырь вернули Русской православной церкви. От меценатов стали поступать многочисленные пожертвования.

Территорию обители облагородили, храмы отстроили. Богослужения ведутся регулярно и верующие имеют возможность помолиться у чудотворных икон, а туристы осмотреть архитектурные достопримечательности.

Описание архитектуры

Основной достопримечательностью всего монастырского ансамбля является, конечно же, Преображенский собор, построенный при царе Михаиле Федоровиче. По размерам он уступает разве что Успенскому кафедральному собору. Росписью стен занимался мастер из Костромы, Гурий Никитин, приглашенный специально для этого в столицу. Многие из росписей сохранились до нашего времени.

Интересно! Во времена наполеоновских сражений французы пытались переоборудовать здание собора под конюшни. Лошадей хотели завести в галерею Преображенского собора по чугунной лестнице, но животные отказались подниматься.

Рядом стоит Знаменская церковь, которая также стала усыпальницей для представителей русской знати. С XVIII по XIX век во дворе монастыря сформировался некрополь, включающий в себя многочисленные захоронения аристократов того времени.

Есть утверждения, что именно в Новоспасском монастыре окончила свой земной путь княжна Тараканова.

Знаменская церковь в Новоспасском монастыре Москвы

На территории обители расположились настоятельские палаты, монашеские кельи, трапезная, Покровская церковь, колокольня (78 м) и музей.

Современное состояние

Сейчас обитель полностью действующая и открыта для посещения с утра до вечера. Монахи живут по строгому уставу. Сюда могут приезжать паломники и просто туристы.

Внимание! Гостям необходимо придерживаться общих правил при нахождении на территории монастыря. Одежда должна быть закрытая, скромная. Снимать не разрешается настоятеля, братию и внутреннее помещение храмов.

Читайте также:  Молитва пресвятой троице

Не все здания открыты для свободного посещения посторонними.

Двор монастыря не очень большой. За ним тщательно ухаживают.

В тёплое время года здесь много цветов и зелени, кругом растут плодовые деревья и виноградники.

Деятельность прихода

Обитель занимается помощью онкологическому диспансеру, проводит занятия в Центре реабилитации от алкогольной и наркотической зависимости. Здесь функционирует воскресная школа, учебно-методический центр.

Новоспасский монастырь стал штаб-квартирой для молодёжного движения «Молодая Русь».

В ведении обители работает издание, которое выпускает православный журнал для молодых людей «Наследник» и «Православную юношескую газету» для детей подросткового возраста.

Святыни

В монастыре покоятся мощи великомученика Димитрия Солунского. Ковчег был перевезен из Греции в 2015 году. Событие приурочили к семидесятилетию победы над фашистами.

Рака с мощами святого великомученика Димитрия Солунского

Здесь находится список с иконы Богоматери «Всецарица», оригинал которой хранится в Ватопедском монастыре на Афоне, и копия иконы Нерукотворного Образа Спасителя, сделанная с чудотворной иконы XIX века.

К святыням обители относится и пояс святого Иоанна Кронштадтского.

Престольные праздники

К особо почитаемым праздникам в Новоспасском монастыре относятся Преображение Господне — 19 августа и Покров Святой Богородицы — 14 октября.

Кроме того, отмечаются следующие даты:

  • празднование дня иконы Божьей Матери «Знамение» (10 декабря);
  • празднование дня иконы Богородицы «Всецарица» (31 августа);
  • День памяти князя Сергея Александровича, брата царя Николая II, убитого террористом в 1905 году;
  • дни памяти святых царственных страстотерпцев (16-17 июля);
  • День памяти преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Фёдоровны (18 июля);
  • День памяти епископа Орловского Макария, бывшего настоятелем монастыря в 1909-1914 гг. (4 сентября);
  • День памяти священномученика Павлина (3 ноября);
  • празднование иконы Божией Матери Смоленская (10 августа).

Как добраться

Монастырь находится на левом берегу Москвы-реки. До него можно добраться на метро. Выходить нужно на станциях «Пролетарская» или «Крестьянская застава». В шестистах метрах от станций и расположен монастырский комплекс.

В летнее время по реке курсируют паромы, на которых тоже можно доплыть до обители. Причал, на котором следует выйти, называется «Новоспасский мост».

Неподалёку от монастыря останавливаются трамваи № 35 и 38. Доехать на автобусе также можно по маршрутам № 156, 184, 901.

Богослужение в Новоспасском монастыре

Расписание богослужений

Утренние службы начинаются в 8 часов. Вечерние богослужения отправляются начиная с 17 часов. В праздничные дни и по воскресеньям Литургия служится с 7 и 9 часов утра. Всенощное бдение совершается с 17:00.

Все желающие попасть на службу могут уточнить расписание по телефону у дежурного: +7 495 676 95 70.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь — это место, пропитанное историей русского народа. Здесь царит особая атмосфера. Переоценить значение культурного наследия обители невозможно. Именно поэтому монастырь ежегодно посещает много людей. Кто-то, чтобы приложиться к святыням и попросить о помощи, а кто-то — чтобы поближе познакомиться с историей династии Романовых.

Двери обители открыты для каждого.

Фильм о Новоспасском монастыре в Москве

Янв 17, 2019 13:44Администратор

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/novospasskij-monastyr-v-moskve.html

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь / Монастырский вестник

Воскресная школа Новоспасского монастыря существует уже более двадцати лет. В школе действует семь возрастных групп. Руководителем воскресной школы является иеромонах Павел (Гелястанов).

— Чему самому главному учат в воскресной школе? — вопрос адресован старшему преподавателю воскресной школы.

— Здесь, наверное, не учат. Здесь стараются воспитать сердце ребенка, взрослого. Порой мы учимся друг у друга. Ведь ребенку важно дать не знания о вере, а научить жить верой. Для того чтобы ребенок понял, что Бог есть Любовь, он должен увидеть эту любовь — в родителях, в священниках, в педагогах.

Конечно, и образование, и нравственное воспитание, и возможность общения очень важны, но прежде всего нам необходимо помнить, что мы стремимся привести детей ко Христу, что мы воспитываем не разум, а сердце и дух человека. Главная задача — воспитание личности, способной осуществить осмысленный выбор добра.

Личности, достойной великого дара свободы.

— А сердце можно воспитать? Каким оно должно быть?

— Думаю, что да. Сердце — доброе, милосердное, отзывчивое, участливое, готовое откликнуться и помочь… Если этого нет, то все учение, знание напрасно.

Наша цель, как мы уже сказали, научить жить верой, а не дать определенный набор знаний о ней. И в этом более чем значим личный пример каждого из нас.

Совет

Дети должны видеть пример того, как взрослые исполняют евангельские заповеди. Если этого нет — все бесполезно, все в пустоту.

— Получается, что у детей практически нет выходных. Школа, занятия, в воскресный день родители их ведут на Литургию. И каждый день рано вставать… Это не тяжело?

— То, ради чего они сюда приходят, то, что они получают здесь, ради этого можно понести и какие-то тяготы. Например, ранний подъем в субботу. Сейчас у нас возникла проблема, связанная с тем, что школьники среднего звена стали заниматься по субботам, и поэтому многие не могут посещать воскресную школу. Встречаешь многодетную семью в храме: малышей привели, а те, что постарше — на занятиях.

— Расскажите о своей деятельности. Воскресная школа — это ведь не только четкое расписание уроков, связанных с изучением Закона Божия и священной истории. Это и насыщенная, интересная жизнь в коллективе.

— Вы правы. Я лично встретил здесь таких людей, которых не было в другой, если можно так сказать, светской, мирской жизни. Нет, у них все на месте: глаза, руки, ноги… Но дух другой, что ли. Мы живем здесь некой семьей. А если говорить о мероприятиях, то, в какой-то степени, они традиционны: Пасхальные и Рождественские представления.

Участие в таких праздниках принимают все: дети, родители, педагоги, руководство школы, прихожане. Также традиционными для нас стали театральные постановки. Среди них хочется особо отметить спектакли «Поллианна», «Щедрое дерево», «Камень и Рябина» и «Божий человек родился!».

По сценарию последнего во время летней поездки в Краснодарский край был отснят фильм и создан киноспектакль. Особое место в жизни школы отведено походам, паломническим поездкам и различным экскурсиям.

Для нас стали традиционными ежегодные пешие походы в Троице-Сергиеву Лавру к преподобному Сергию как благодарность за его помощь в учении в течение года, поездки в Ярославскую область на «Леушинские стояния», а также в летний лагерь в г. Тутаев.

Мы совершали паломничество в Оптину пустынь, в Дивеево, на остров Валаам, на Кавказ, проводили экскурсии по Москве и ближайшему Подмосковью. Есть в нашей школе и мероприятие, которое нас отличает от других школ.

Это ролевая игра «Тропа испытаний», традиционно проводимая для учеников младшего и среднего возраста осенью, перед началом учения, как некий вступительный экзамен, и весной, после окончания учебного года, — наподобие выпускного экзамена.

В осенних играх ребятишки проходят испытания на выносливость, скорость, сообразительность, трудолюбие, испытания различными искушениями. Весной же от них уже требуется показать полученные знания. Это одно из самых любимых мероприятий в нашей школе. Ребята ждут этих игр с нетерпением. Здесь важно показать детям, как важно любить, уважать, ценить друг друга, крепко дружить и быть готовыми всегда прийти на помощь. Потом эти испытания могут встретиться не только в игре, но и в жизни. Также среди традиций школы отмечу посещение домов-интернатов, больниц, госпиталей, приютов.

— Преподаются ли в Вашей школе, кроме церковных предметов, светские дисциплины?

— Помимо занятий вероучительного цикла в школе организованы различные кружки: вязания, росписи по дереву, изобразительного искусства, золотошвейный. Мы стараемся, чтобы ребята приобщались к красоте нашего мира, и эта красота также вела бы их по пути к храму. Научиться в красоте земной видеть отблеск красоты Небесной очень непросто, но необходимо, и мы стараемся помочь детям в этом.

С 12 по 15 июня 2014 года по благословению наместника Новоспасского ставропигиального мужского монастыря, викария Святейшего Патриарха Московского и всея Руси епископа Воскресенского Саввы состоялся детский крестный ход из Новоспасской обители в Троице-Сергиеву Лавру.

Обратите внимание

В ставшее традиционным пешее паломничество отправились учащиеся воскресной школы Новоспасского монастыря в сопровождении учителей и родителей. Паломничество возглавил руководитель воскресной школы иеромонах Павел (Гелястанов), насельник Новоспасской обители. Всего в крестном ходе приняли участие более 50 человек, среди них было 15 новичков.

В день юные паломники и их взрослые спутники преодолевали около 18 километров, весь путь длился четыре дня и завершился 15 июня молебном у мощей преподобного Сергия Радонежского. Дети, родители и педагоги молитвенно поблагодарили преподобного – небесного покровителя всех учащихся – за благополучное завершение учебного года.

В Москву вернулись на электричке, обратный путь занял около часа.

***

По окончании крестного хода на некоторые вопросы ответила преподавательница воскресной школы Притула Юлия Александровна.

– Зачем вы каждый год идете в Лавру?

– Как и наши благочестивые предки – поклониться игумену земли Русской, испросить его благословения и молитв на год предстоящий, поблагодарить за все, что было дано в году прошедшем.

Но ведь это непростой путь, а крестный ход, и каждому предстоит преодолеть трудности этого пути, принять их на себя, но ведь каждый имеет в сердце что-то сокровенное, то, что укрепляет на пути, ведет по нему. Поэтому ответить однозначно на Ваш вопрос почти невозможно.

О том, что сокрыто в наших сердцах, порой не знаем даже мы сами. Это видит только Господь и Его святые угодники.

– В чем отличие каждого похода?

– А в чем отличие одной молитвы от другой? Мы ежедневно стараемся исполнять молитвенные правила, внешне неизменные, но ведь каждый день одно и то же слово отзывается в душе особо. Это происходит и в нашем крестном ходе.

Не может не радовать, что и дети, и взрослые с годами все более крепнут, если так можно сказать, взрослеют, не только физически, но и духовно. Каждый крестный ход в немалой мере испытание, особенно для юных.

Испытание, которое показывает, прежде всего нам самим, насколько мы изменились: окрепли или же слабеем духом. Очень важно, что верное принятие того, что узнает о себе человек, совершая подобное паломничество, становится серьезным основанием его дальнейшего духовного становления.

А юные крестоходцы, которые еще не могут осознать этой значимости, прекрасно ее чувствуют своими чистыми сердечками. И верю, что со временем та благодать, которая касается наших детишек сейчас, принесет плод сторицей.

– А что Вы рассказываете детям о преподобном Сергии?

– Как уже сказано, за те годы, что в нашей школе совершается крестный ход, дети уже очень многое узнали. И сейчас неудивительно, когда не мы, а сами детки рассказывают друг другу о преподобном. Старшие с радостью стремятся открыть что-то новое младшим.

Важно

Рассказывая, они делятся друг с другом и тем, что более всего запомнилось, поразило… Нам остается только помогать. Внимание мальчишек мы обращаем на мужество святого, его неотступность в подвиге, а девочкам больше говорим о кротости, смирении.

И, конечно, что очень важно: чаще всего деткам говорится о примере послушания преподобного. Ведь послушание можно назвать главной добродетелью для юношества.

– Какая черта характера, о которой Вы знаете из текста жития, Вам нравится более всего?

– Всех святых объединяет одна величайшая добродетель – безграничная любовь к Господу и ближним.

Преподобный Сергий, как и его сподвижники, ученики, последователи и многие поколения предшественников, имел не просто веру в Бога, но верил Ему.

К этому призваны и все мы, но, к сожалению, не все следуем своему призванию… Это следование – важнейший путь каждого человека, и молитвы святых укрепляют нас на этом пути.

– Какую цель для себя ставят педагоги в этом пешем испытании? К чему Вы стремитесь? Что приносит в Вашу жизнь этот крестный ход?

– Прежде всего – чтобы благодать сугубой соборной молитвы коснулась сердец наших юных христиан. Особо важно и то, что крестный ход – замечательная школа самопреодоления. Думаю, не надо объяснять, насколько важно умение участвовать в общем деле, и прежде всего делании молитвенном, переступить через собственную усталость, слабость, боль, помочь тем, кому труднее.

– Были ли случаи, что кто-то сошел с дистанции?

– Мы все люди. Конечно, бывают случаи, когда кто-то ослабевает. Тогда мы стараемся сделать все, чтобы человек, особенно человек юный, до Лавры все таки добрался, и мы могли вместе поклониться угоднику Божию.

Если идти человек может, многие предлагают помочь нести вещи, если сил идти все же не хватает – до мест ночевки есть возможность довезти на машине. Исключения очень редки. Но мы понимаем, что достижение цели молитвенного пути – это благословение Господа. Если есть воля Божия, человек дойдет в любых условиях.

Важна и решимость самого крестоходца. Святые отцы учат, что без нашего усердия нет и благословения Божия – Господь нас без нас не спасает.

– А чему конкретно научились дети?

– Спросите, многие ли их сверстники бывали в многодневных походах, имеют опыт совместного труда, сугубой молитвы, умеют отступить от своих слабостей, забыть о многом «своем» хотя бы на несколько дней ради высокой, далеко не всегда объяснимой цели, которую понять разумом в полноте невозможно – и ответ на этот вопрос будет очевиден.

– Как преподобный помогает в учебе?

– Так же, как и во всяком деле нашей жизни – молится о нас. И если успех в чем-либо служит нашему спасению, полезен для нас и наших ближних – то благословляет этот успех. А если нам полезно иное – дарует утешение и умение правильно принять, увидеть свои ошибки, исправить их и идти дальше по жизненному пути, неотступно следуя за Господом.

Источник: http://monasterium.ru/monastyri/monastery/novospasskiy-stavropigialnyy-muzhskoy-monastyr/

Ссылка на основную публикацию