Храм усекновения главы иоанна предтечи в толчкове (ярославль), россия, город ярославль

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль

Церковь Иоанна Предтечи считается несравненным памятником русского зодчества и вершиной мастерства ярославской школы XVII столетия.

Самое крупное и знаменитое религиозное строение города редко замечается местными жителями, несмотря на то, что оно часто воспроизводилось в иностранной литературе, представлялось на выставках, а в дореволюционное время его чертежи входили во все руководства по архитектуре.

Состояние храма в наши дни

Строительство церкви Иоанна Предтечи проходило в конце XVII столетия, и сегодня здание считается памятником истории и культуры.

Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, Ярославль

Сегодня собор считается частью музея-заповедника. Стены строения расписывались в 1694 г., резной иконостас из золота создан в 1701 г. Уникальные декорации и части здания находятся в плохом состоянии: изразцы выбиты, на колокольне разрастается дерево, на чугунной ограде, некогда удивляющей красотой, разбросаны мусорные отходы.

Реставрация галереи проводится за счет энтузиазма городских мастеров-художников. Однако для работы требуется как финансовая, так и моральная помощь со стороны властей или обеспеченных людей.

Ярославский пожар 1648 г. уничтожил множество городских построек. После стихийного бедствия произошло стремительное восстановление домов и храмов. Идея создания Толчковской церкви возникла у жителей пригорода именно в этот период, так как район остался вообще без храма после разорений и пожаров.

Обратите внимание

Народ начал собирать средства: некоторые люди жертвовали деньги, другие — серебро, кто-то — торговые лавки или огороды. Царские врата и красивейшие иконы были подарены собору казанскими верующими.

Любой вклад радостно принимался и служил благой цели, поэтому новая церковь воздвигалась «целым миром».

Идея строительства возникла на почве соперничества между богатыми слободами, находящимися рядом с Ярославлем.

На заметку! В 1888 г. известный художник В. Верещагин перенес внешний облик великолепного храма на полотно. Изображение собора находится на обратной стороне российской купюры в 1000 рублей, созданной и выпущенной в 1997 г.

Архитектура новоиспеченной обители

Разрешение на строительство, растянувшееся на долгие пятнадцать лет, пришло от царя Алексея Михайловича. Продолжительные работы состояли в кропотливом выполнении сложных планов, отделок и стенописей. Мастера с огромной любовью и трепетом относились к каждому фрагменту.

Большой храм Усекновения честной главы преподобного Иоанна Предтечи был закончен в 1687 г.

  • В строительстве применяли лекальные кирпичи, которые служат для декоративной отделки зданий. Создатели искусно соединяли большие части с мелкими фрагментами, придавая структуре разнообразный орнамент. Кирпичные стены сообщали внешнему виду сходство с великолепным ковровым покрытием, потерявшим цвет, но приобретшим гармоничности.Историческое фото церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове
  • Храм основывался на четырех столпах, имел пять глав, а также крытые галереи, находящиеся с трех сторон. У церкви было два придела, расположенных симметрично друг другу. Так как их установили на одном уровне с основанием, Иоанно-Предтеченский храм создавал впечатление монументальности. Приделы венчали изящные пятиглавия, заменяющие обыкновенные для таких зданий купола.
  • Высота церковного строения достигала 44 метров, а фантастический её силуэт впечатлял роскошью и стилем исполнения. Собор вобрал в себя многое из того, чем славилась русская архитектура этой эпохи. До сих пор нет информации о главном архитекторе, многие исследователи склоняются к мысли о том, что митрополит Иона, чрезвычайно любивший храмостроение, мог приложить к этому шедевру свой талант зодчего.

Ярославские земли стремительно развивались в XVII столетии, население культивировало различные ремесла. Одна треть всех мастеров была кожевниками (рабочими, занимающимися выделкой кожи).

Местные ремесленники создавали высококачественные изделия, охотно скупаемые за границей.

Название слободы Толчково произошло от этого промысла, так как для выделки кожи использовали дубильные вещества, которые получали посредством толчения коры.

Внутреннее убранство первых лет существования

Интерьер ни в чем не уступал изумительному внешнему виду церкви. Росписью занимались 16 мастеров-иконописцев во главе с Д. Плехановым и Ф. Игнатьевым. Подрядчиком и руководителем работ являлся известный мастер Д. Григорьев. Последний принимал непосредственное участие в росписях церквей Ростова, Ярославля, Вологды и Москвы.

Роспись церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи

  • Все художники имели богословское образование и хорошо понимали суть предложенных задач. За счет таких познаний они сумели воспроизвести сюжеты Ветхого и Нового Заветов, житие многих святых, картины богослужений, а также историю Русской Православной Церкви. Мастера в свободной манере воплощали религиозные и художественные идеи, требующие от создателей особенной разборчивости.
  • Интерьер Иоанно-Предтеченской церкви являлся полноценной энциклопедией библейских мотивов. Единицы религиозных построек на русской земле могли похвастать подобным набором религиозной иконографии.
  • В структуре алтаря мастера внедрили колоссальный цикл «Толкование литургии», состоящий из 18 композиций. Эта работа получилась наиболее полноценной и значимой для православной традиции. В цикле демонстрируются картины церковных торжеств и события, которые происходили при земной жизни Спасителя Христа. Некоторые сюжеты заимствованы из византийской культуры.
  • Стены расписывались уникальными фрагментами, заполняющими девять ярусов. Пять нижних демонстрировали святцы, где последовательно изображались христианские торжества. Выше показаны сюжеты из бытия Иоанна Предтечи, вещий сон царя Ирода и др. Собор не имеет равных по количеству подобных сюжетов, которые написаны на внутренней стороне стен.
  • Некоторые иконы, представленные внутри Божьего дома, были чрезвычайно древними. Самым известным списком являлся образ Усекновения честной главы Иоанна Крестителя. Икона выделялась щедрыми инкрустациями богатых камней, древнегреческими письменами. Церковнослужители и прихожане расценивали её в качестве чудотворной.
  • Царские врата, привезенные из придела казанских святителей, представляли для Иоаннопредтеченского храма особенную ценность. Резьба из дерева с вкраплениями позолоты, а также разноцветная подложка придавали реликвии неописуемого изящества.Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове (царские врата)
  • Колокольня была высотой в 45 метров, имела 6 ярусов. В деталях её оформления заметно влияние одного из направлений стиля барокко, славно сочетающегося с ярославским узорочьем. Широкие карнизы, проемы в арках, изящные башенки, белокаменные узоры хорошо подходили к архитектуре и отделке церкви.

На заметку! Храм расписали всего за 13 месяцев, исследователи объясняют такую колоссальную работоспособность цельностью мировоззрения, что придавало кисти несравнимую уверенность.

Художники выступили в качестве интригующих рассказчиков, обладающих богатство языка и удивительной фантазией для изображения многочисленных сюжетных линий. На росписях прихожане видят назидательные новеллы, сложные, но поучительные аллегории, пояснительные текста и некоторую долю легкого юмора.

Исторический период XIX — XX вв.

В 1879 г. прихожане проявили интерес к тому, чтобы открыть в церкви приходское попечительство. Миссия этой организации заключалась в раздаче денег малоимущим гражданам, по большей части — одиноким вдовам и сиротам.

Через пять лет здесь устроили воскресную школу, которую вскоре расширили до двух женских классов. При учреждении создали приют, прачечную и швейную мастерскую.

Через время на этом месте основали более вместительный двухэтажный дом.

  • В 1891 г. при храме образовали благотворительный кружок для женщин, который открыл особую школу, где обучались девочки для работы на фабрике. В мае 1892 г. при соборе создали общество трезвости с читальным залом, трапезной и библиотекой.
  • В 1898 г. в Толчковской церкви начинает издаваться журнал «Приходская жизнь». В 1894 г. церковь посетил С. Витте и отметил, что постройка нуждается в ремонт.
  • После анализа 1903 г. началась работа по восстановлению уникального храма. Полностью заменили фундамент, так как из-за неравномерности плит и кирпича под собором стали появляться трещины. Реставраторы отмывали и восстанавливали иконы, настенные росписи. К 1906 г. облик чудо-храма приблизили к первоначальному.Фрески церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове
  • Вскоре началось время поругания и забвения. Предтеченская церковь стала частью музея, а в 1935 г. была полностью упразднена. Через год храм оказался на территории завода. Собор начали использовать в качестве склада для пшеницы и сыпучих красителей, в колокольне соорудили кузницу.
  • В 1958 г. провели уникальные работы, направленные на выпрямление стен колокольни, которая накренилась из-за неправильного использования. Некогда обладающая изящным силуэтом она поражала прихожан наличием декоративных фрагментов европейского происхождения: второй и третий ярусы украшались пилястрами (столбами), консолями, рустами (разделительными полосками).

Большой традицией для храма становились крестные ходы, вдохновлявшие прихожан на служение Богу. Благословенная грамота на совершение двух ежегодных шествий (на праздники Усекновения и Рождества Крестителя) выдалась епископом Иоанном еще в 1667 г. За счет этого прихожане были в постоянных трудах, а жертвенники находили средства для поддержки начинаний.

Как добраться

Иоанно-Предтеченский собор расположен на улице Закоторольская набережная, д. 69. Со стороны столицы к храму ведет трасса М8, в городе она называется Морским проспектом. Проехав через железную дорогу, нужно повернуть на ул.

Большая Федоровская, не доезжая до реки Которосль. Преодолев 1 км, следует ехать направо, где идет проспект Толбухина. Иоанно-Предтеченская церковь стоит слева, перед мостом. Ближайшей остановкой городского транспорта является «ул.

Карабулина».

Иоанно-Предтеченский собор считается крупнейшим в городе Ярославле. Несмотря на колоссальную знаменитость, потрясающую архитектуру и кропотливую работу над отделкой, храм практически забыт местным горожанами и российскими верующими.

Для сведения! Богослужений в храме-памятнике не проводят, но любой желающий может рассмотреть внутреннее убранство с десяти утра до пяти вечера.

Обладая огромным наследием, Предтеченский ярославский собор является частью музейного комплекса и находится под охраной в качестве достояния истории и культуры.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/tserkov-useknoveniya-glavy-ioanna-predtechi-v-tolchkove.html

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – красота русского узорочья

Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Закоторосльная набережная, д. 69
Начало строительства: 1671 год
Окончание строительства: 1687 год
Координаты: 57°36'39.0″N 39°51'24.6″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Иоанно-Предтеченкий храм – самый крупный в городе и самый знаменитый. Рисунки и фотографии этой пятнадцатиглавой церкви входят во все издания и учебники по русскому зодчеству. Ее изображение было помещено на тысячерублевую купюру, выпущенную в 1997 году. А известный русский художник Василий Васильевич Верещагин увековечил паперть этого храма в живописном полотне 1888 года.

История строительства церкви Иоанна Предтечи

XVII век стал для Ярославских земель временем расцвета. Здесь активно развивались ремесла. И примерно треть всех ремесленников были кожевниками, то есть занимались выделкой кожи. Местные мастера умели делать юфть (кожу лучшей выделки) такого качества, что ее охотно приобретали богатые купцы из Англии и Голландии. Поэтому ярославские кожевенники, а также обувщики и скорняки богатели.

Главный вход в церковь

В 1658 году в Ярославле произошел очень большой пожар, унесший много городских построек. Сгорело почти 30 церквей, 3 монастыря и около полутора тысяч гражданских домов. Но после пожара Ярославль быстро восстанавливался, и горожане отстраивали все новые храмы.

Возвести новую церковь захотели и жители расположенной в городском пригороде Толчковской слободы. Здесь жили в основном кожевники, и название слободы возникло от их промысла.

Ведь для выделки кож необходима была краска для дубления, а получали ее толчением древесной коры.

Считается, что раньше в Толчкове находились строения Вознесенского женского монастыря, который был разорен польско-литовскими войсками в 1609 году. А потом стоял деревянный Предтеченский храм.

Рядом с ним, в память об утраченной обители слободские жители и решили выстроить зимнюю Вознесенскую церковь. Но деревянный Предтеченский храм спалил очередной пожар.

И жители Толчково остались вообще без церкви.

На пепелище вначале возвели небольшой сделанный из дерева Вознесенский храм и начали собирать средства на постройку каменной церкви.

Важно

Кто-то жертвовал храму деньги, кто-то – слитки серебра или торговую лавку, дорогие кружева или огород с постройками. Вклады принимали в любом виде, в том числе и рабочими руками. Получалось, что новую церковь возводили «всем миром».

Так будущей церкви были переданы ценные Царские врата из Казани и несколько старинных, богато украшенных икон.

Общий вид на церковь и колокольню с востока

Разрешение на начало строительства и возведение для этих целей двух кирпичных заводов было дано царем Алексеем Михайловичем. А само строительство растянулось на 16 лет.

Главная причина этого была в необходимости кропотливо выполнить сложный архитектурный проект, отделку и роспись.

И, наконец, в 1687 году два храма – большой летний в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и зимний маленький в честь Вознесения Господня были готовы.

История церкви Иоанна Предтечи в XVII-XX веках

Почти сразу же при храме устроили богадельню, в которой жили 40 стариков, инвалидов и сирот. В 70-е годы XIX века при церкви также создали приходское попечительство, и стали выдавать денежную помощь самым бедным прихожанам – вдовствующим женщинам и сиротам. Чуть позже здесь открыли церковно-приходскую школу, в которой за год обучали грамоте и счету.

А в конце XIX века школу преобразовали в женскую, и стали учить в ней уже в течение двух лет. Кроме того, открыли свои двери приют для девочек, швейная и прачечные мастерские. Церковь даже создала собственный благотворительный кружок, в котором учили 400 безграмотных рабочих Ярославской Большой Мануфактуры.

После революции 1917 года эту фабрику стали называть «Красный Перекоп».

В 90-е годы XIX века при церкви возникло общество трезвости, и для него выделили отдельный дом с комнатами для библиотеки и чайной. В это же время начали издавать собственный журнал под названием «Приходская жизнь», который выходил ежемесячно.

В 1949 году там был образован Предтеченский приход, а спустя 9 лет построена церковь с использованием стилистики ярославских храмов XVII века.

https://www.youtube.com/watch?v=HA1BtEbsnYA

Вид на западный фасад

Проводились и реставрационные работы. Так в 1830 году частично восстановили храмовую роспись. Через 25 лет позолотили иконостас, а сделанный из кирпича, обветшавший пол заменили на чугунный.

В середине 90-х годов XIX века в церковь нанес визит министр финансов России Сергей Юльевич Витте, который инициировал работы по ее капитальной реставрации. В 1903 году она началась.

Специалисты заменили храмовый фундамент, ликвидировали трещины в стенах, полностью отреставрировали фрески и иконостас, а также позолотили купола. Пол в храме вновь заменили на плиточный.

Совет

И через 3 года Иоанно-Предтеченская церковь вновь предстала во всем своем великолепии.

С приходом советской власти период народной любви к церкви закончился. В 1929 году небольшой одноглавый Воскресенский зимний храм стали использовать как столовую для рабочих лакокрасочного завода, а в 50-е годы его снесли. В 1933 году Предтеченскую церковь отдали Ярославскому музею.

Но спустя 3 года внутри нее разместили зерновой склад, хранилища для красителей, карбида и кислот, а также оборудовали здесь кузнечное производство и мастерскую. Колокольня от осадки фундамента и работ в кузнице начала крениться. И в 1958 году пришлось проводить большие реставрационные работы, чтобы ее выпрямить.

Полное уничтожение храма было предотвращено после вмешательства Главнауки.

Вид на восточный фасад церкви

Архитектура и внутреннее убранство церкви Иоанна Предтечи

Проект Иоанно-Предтеченской церкви типичен для ярославских церквей. Это четырехстолпный храм с пятиабсидным алтарем, окруженный с трех сторон одноэтажными крытыми галереями. Грандиозность и величественность постройке придает то, что два придела были выполнены вровень с основным объемом. На храме установлено пять больших глав, и по пять маленьких имеет каждый из приделов.

К сожалению, автор проекта и руководители возведения этого замечательного храма нам не известны. Но сохранились имена тех мастеров, которые занимались внутренней росписью церкви.

Известно, что над фресками работало 16 изографов, которыми руководили потомственный иконописец Дмитрий Григорьевич Плеханов и молодой мастер Федор Игнатьев.

Плеханов к тому времени прославился своими росписями больших храмов в Москве, Ростове Великом, Троице-Сергиевской Лавре и Вологде.

Причем по качеству проработки сюжетов понятно, что иконописцы имели прекрасное богословское образование. В алтарной части храма ими были сделаны 18 композиций по теме «Толкование литургии». Всего же в церкви насчитывают более 500 сюжетных картин.

Такой объемной и качественной стенописи нет более нигде в мире. Примечательно, что иконописцы, чтобы сделать библейские сюжеты понятнее простым людям, добавляли много характерных русских деталей – принятые в те времена фасоны одежды и повседневные орудия труда. Сама роспись заняла всего один год.

Это говорит о высочайшей квалификации работавших в церкви мастеров.

Церковная колокольня

Внешний декор храма поражает великолепием. Украшающие его стены объемные узоры сделаны из изразцов и специально изготовленного фигурного (или лекального) кирпича.

Создается впечатление, что храм словно «обернут» роскошным персидским ковром. Такой стиль, называемый русским или московским узорочьем, сформировался в XVII веке.

Для него характерны сложность композиции, затейливость форм и обилие декора.

Обратите внимание

Рядом с церковью стоит высокая 45 м колокольня, построенная на рубеже XVII-XVIII вв. Два ее нижних яруса – закрытые, а четыре верхних открыты и декорированы затейливыми резными аркадами. Архитектурный стиль, примененный при строительстве колокольни, – московское барокко.

В XVII веке он органично пришел на смену русскому узорочью. Колокольня гармонично сочетается с церковью потому, что разделение на ярусы у этих двух строений совпадает.

Храмовую территорию окружает частично сохранившаяся ограда с возведенными в стиле московского барокко Святыми воротами.

Современное состояние церкви Иоанна Предтечи и режим посещения

Иоанно-Предтеченская церковь имеет статус памятника истории и культуры федерального уровня. Она относится к Ярославскому музею-заповеднику и охраняется ЮНЕСКО. Сегодня реставрационные и исследовательские работы в церкви продолжаются. Богослужения в этом храме не проводятся. Осмотреть его внутри можно с 10.00 до 17.00, кроме понедельника и вторника.

Северное крыльцо церкви

Как добраться до церкви Иоанна Предтечи

Церковь Иоанна Предтечи расположена в Ярославле на Закоторосльной набережной, 69. Она стоит неподалеку от моста через Коротосль, в том месте, где реку пересекает проспект Толбухина.

На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта.

По нему нужно пересечь ярославскую железную дорогу, и, не доезжая до реки Коротосль, повернуть налево на Большую Федоровскую улицу. Проехав по ней 1,1 км, повернуть направо, на проспект Толбухина.

Церковь будет видна слева по ходу, перед мостом через реку Коротосль.

На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храма Иоанна Предтечи составляет 1,8 км. Их можно пройти пешком или проехать на такси.

Рейтинг достопримечательности

Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/719-tserkov-ioanna-predtechi-v-yaroslavle

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

  Каждый человек хотя бы раз держал в руках 1000 рублевую купюру, посвященную Ярославлю. Так вот на одной из сторон изображена Церковь Иоанна Предтече в Толчкове. Такой церкви нет нигде больше. Она уникальна.

  Ансамбль состоит из основного здания храма, колокольни и Святых ворот. Это самая красивая, самая живописная, самая художественная  ярославская церковь, которая  находится под охраной ЮНЕСКО. 

 Само место получило название Толчков, по просто причине, что здесь толкли кору для выделки и окраски кожи. Уже в XVI веке княжество стало  центром крупного производства кожи.

  Самое раннее свидетельство о церкви в Толчкове содержится в грамоте ростовского митрополита на возведение и освящение храма с Казанским приделом от 1644 года Это была деревянная церковь, а слободе нужен теплый храм, и в 1658 году прихожане получили грамоту на строительство теплой церкви Вознесения.

  Но тут случилось несчастье. Деревянная церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела в 1659 году в день Святой Пасхи 3 апреля.

  И тогда решили прихожане сгоревшей церкви по инициативе Захария и Гурия Даниловых построить на новом месте церковь и посвятить ее Николаю Чудотворцу.  Уже 22 мая небольшая деревянная церковь была построена. Но жители слободы  хотели иметь в своем приходе что-то более грандиозное. Они решили построить храм, какого еще не было в Ярославле.

Средства собирали не только у жителей слободы, но и далеко за ее пределами: дьякон Родион ездил даже в Казань, откуда привез щедрые приношения. Книга по учету пожертвований воскрешает полную картину: кто приносит слиток серебра, кто кружева на 32 рубля, а кто огородную землю с постройками.

Отдавали и торговые лавки, и дома, кто-то отдал заводик, а казанские жертвователи – царские врата, которые долгие годы украшали придел Казанских святителей.

Важно

Строительство длилось 16 лет, с 1671 по 1687 года. Результат всех усилий был просто великолепен. Храм удался на славу.

  Храм представляет собой кубическую четырехстолпную пятиглавую церковь со световыми барабанами, окруженную широкими одноэтажными галереями с трех сторон. С восточной стороны храм имеет два симметричных придела.

Все стены изукрашены изразцами и узорами фигурного кирпича так, что гладкого места на них практически невозможно найти. Кажется, что церковь обернули в роскошный персидский ковер. Стены галереи не отстают от основного объема по своему убранству – их украшают такие же изразцы и  узоры из профилированного кирпича.

Построена церковь из красного кирпича, которые изготавливали на двух заводах, построенных специально для возведения церкви.Внутри церковь не менее великолепна, чем снаружи. В свое время это был самый роскошный по отделки храм. Ее расписывали в 1694-1695 годах самые лучшие мастера Ярославля. Слобожане не поскупились на украшение своего главного храма.

Это целая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов. В интерьере храма восхищает искусство резчиков по дереву.Особую ценность представляли царские врата придела Казанских святителей Гурия и Варсонофия. Они были пожертвованы казанскими благотворителями уже в готовом виде.

Едва ли не большую ценность представляли иконы храма, многие из которых были намного древнее самого храма, так как были пожертвованы благочестивыми ярославцами. Наиболее известной была храмовая икона Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Богато осыпанная драгоценностями: жемчугом, гранатами и другими драгоценными камнями, древнего греческого письма, она почиталась как чудотворная. Замечательна икона Вознесения Господня, очень интересна икона «Символ веры» и много других редких икон.

На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена столпообразная шестиярусная колокольня в стиле “барокко”.  Ее четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Высота колокольни 45 метров. И церковь, и колокольня – самые высокие в Ярославле.Уникальна церковь своими 15 куполами.

Издавна повелось, что определенное количество куполов что-то значит, но 15 нигде не встречаются. Разгадка кроется в двух приделала. Они выполнены на одной высоте с основным зданием, поэтому кажется, что на церкви куполов 15, хотя а самом деле на самой церкви их 5 и на каждом придела по 5.

  До революции к храму, этой жемчужине русского зодчества, относились с большим вниманием: в 1830 году были возобновлены некоторые фрески, а в 1855 году вызолочен иконостас. Кирпичный пол храма был заменен на чугунный. В 1894 году храм посетил министр финансов С.Ю. Витте и отметил, что храм требует капитального ремонта.

Реставрационные работы начались в 1903 году. К 1906 году церковь Иоанна Предтечи в Ярославле была восстановлена во всем древнем великолепии.

Совет

  Сейчас церковь находиться в плачевном состояние. Рядом с ней расположен лакокрасочный завод, который пренебрежительно относиться к культурному достоянию.

Вокруг церкви страшный забор, проход в святых воротах заложен камнями, поскольку сразу же за воротами начинается территория завода. Однажды, ЮНЕСКО пришлось устраивать скандал, по причине хранения в храме мешком с химикатами. Невозможно даже сделать красивый снимок.

Везде становиться видно черные клубы дыма, поднимающиеся над землей. В невероятном количестве он поступает из труб и растворяется в атмосфере. Кроме того, на памятник искусства совершили покушение неизвестные вандалы.

Все изразцы, до которых только можно дотянуться, разбиты вдребезги. Казалось, кто-то хотел забрать с собой красивую плитку, но у него не получилось, и в гневе он уничтожил все, которые достал.

Даже колокольня не осталась в стороне. Как оказалось, здесь проживали бездомные, а залезали сюда через пролом в стене.К нашему счастью, сейчас церковь взята под опеку Ярославского музея-заповедника. Сегодня в ней активно ведутся реставрационные работы, но уже сейчас в летнее время можно посетить храм.

  Этот шедевр русского церковного зодчества является архитектурным памятником жителям Толчковской слободы, ибо он был воздвигнут при их участии на их кровные, заработанные нелегким трудом деньги, и на протяжении столетий являлся духовным центром слободы, где любовь к Богу и ближнему воплощалась в конкретные дела, память о которых жива и по сей день.

Вид на деревянные резные царские ворота в приделе церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:

Вид северо-западного фасада церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:Вид южного входа в церковь Иоанна Предтечи в Толчкове:Деталь царских врат в церкви Иоанна Предтечи в Толчкове:

Кочешкова Ксения

17 января 2015 | 2039 просмотров

Источник: http://old-yar.ru/story/93/

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

еще фотографии →

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове невозможно спутать ни с одним храмом Ярославля. Это самая большая церковь в городе, но, кроме размеров, она выделяется необычной архитектурой, фасадами, словно покрытыми кружевом и богатством росписей внутри храма.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове можно назвать цветком в камне. Это самый красивый храм в Ярославле, который надо обязательно посетить. Архитектурный ансамбль расположен в западной части города, на правом берегу Которосли, в бывшей Толчковой слободе.

Режим работы церкви Иоанна Предтечи в 2019 г

  • С мая по сентябрь
    • С 10:00 до 17:00
    • Выходные дни – понедельник и вторник
  • С октября по апрель закрыто для посещения

Из истории

Место расположения храма – бывшая Толчковская слобода, где в XVII веке производили кожу (чтобы кожа стала мягкой, ее обрабатывали танином, который получали толчением коры ивы). Отсюда и произошло название «Толчковая слобода».

Кожевники, решили в своей слободе построить особенный храм, поэтому средства на его сооружение собирали по всему Ярославлю и за его пределами.

Помогали, кто чем мог – у кого не было денег, приносил ткань и кружева, кто побогаче жертвовали огород или даже завод.

Так, например, из Казани были присланы Царские ворота, украсившие один из приделов храма – Казанских святителей. Кроме того, многие жители оказывали посильную помощь в строительстве храма.

Рядом был возведен теплый храм в честь Вознесения господня. Весь комплекс строений сооружен из красного кирпича, Архитектурный ансамбль создавался 17 лет с 1671 по 1687 год, а роспись внутри храма была выполнена в конце XVII века.

Весь дореволюционный период власти оказывали должное внимание состоянию храма. После ремонта, проходившего в 1903 – 1906 года он выглядел просто восхитительно.

Самые тяжелые времена начались с 1936 года, когда храм оказался на территории ОАО «Победа рабочих», производящего лаки и краски. В начале 50-х годов зимняя церковь была снесена, а ее место также было занято заводом.

Церковь Иоанна Предтечи – описание

До нашего времени сохранились церковь Иоанна Предтечи, Колокольня и ограда со Святыми воротами.

Церковь Иоанна Предтечи

Строение удивляет своими размерами и необычным обликом. Это единственный не только в Ярославской, но и во всей древнерусской архитектуре пятнадцатиглавый храм.

Его пять самых больших куполов возвышаются над главным приделом, но особенностью храма является то, что к нему симметрично пристроены два таких же по высоте боковых придела, также имеющие по пять глав меньшего размера.

Издалека строение кажется расцветающим букетом.

С трех сторон строение окружено галереями, на которые можно подняться по высоким крыльцам. Больше всего изумляют фасады, на них практически нет гладкой поверхности, все они, словно, покрыты персидским ковром, созданным с помощью фигурного кирпича и изразцов (керамических плиток).

Обратите внимание

Грандиозная роспись внутри храма была выполнена в конце XVII столетия Дмитрием Григорьевым вместе с Федором Игнатьевым и 13-ю и ярославскими мастерами.

Стены и своды храма полностью заполнены росписью. Фрески, расположенные в девять ярусов и представляющие несколько сотен сюжетов, свидетельствуют об усилении светского начала в церковном искусстве.

Иконостас создавался поэтапно а течение 14 лет, с 1687 по 1791 год. В настоящее время он разобран, а его иконы хранятся в запасниках Ярославского музея-заповедника.

Многие иконы в церкви Иоанна Предтечи были старше, чем сам храм, особую ценность представляла считавшаяся чудотворной икона Усекновения главы Иоанна Предтечи, усыпанная драгоценными камнями.

Колокольня

Высота колокольни составляет 45 метров, она имеет шесть ярусов, это самая высокая звонница Ярославля. В XX веке колокольня стала сильно крениться, ее наклон составлял около одного метра, поэтому в 50-х годах были выполнены работы по устранению наклона.

Церковь Иоанна Предтечи изображена на одной из сторон 1000-рублевой купюры. Также на этой банкноте (на другой стороне) Вы увидите такие достопримечательности Ярославля, как памятник основателю города Ярославу Мудрому, Спасо-Преображенский монастырь, часовню в честь ополчения Минина и Пожарского и герб города.

В настоящее время Церковь Иоанна Предтечи входит в состав Ярославского музея-заповедника. Вместе с тем, храм находится в запустении и нуждается в реставрации. Но даже, находясь в таком запущенном состоянии, строение изумляет своей красотой. По сути, это памятник самим жителями Толчковой слободы, которые вложили в него не только свои средства, но весь свой талант и душу.

Источник: https://TripGuide.ru/page_21054.htm

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове – Смородина

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове… Другое ее название – церковь в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Она знаменует собой вершину ярославской школы зодчества XVII века.

Ансамбль состоит из основного здания храма, колокольни и Святых ворот. Самая красивая, самая живописная, самая художественная ярославская церковь. Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле находится под охраной ЮНЕСКО.

Строилась с 1671 по 1687 год в Толчковской слободе, на правом берегу Которосли. 45-метровая колокольня была построена позже, в 1690 году. Роспись велась в 1694—1695 годах артелью ярославских живописцев во главе с Дмитрием Плехановым и Фёдором Игнатьевым.

В оформлении стен использованы изразцы. Пятнадцать глав церкви разбиты на три группы.

Грандиозная по размерам, фантастическая по силуэту церковь выглядит настолько необычно, что появились даже легенды, что ее строили то ли голландские, то ли бухарские зодчие.

Но на самом деле у церкви Иоанна Предтечи в Ярославле нет ни одной детали, несвойственной русскому зодчеству, и не использованной ранее.

С самого начала существования церкви Иоанна Предтечи в Ярославле при ней была организована богадельня. 40 человек бедных находили в ней пристанище.

17 мая 1892 года при храме было сформировано общество трезвости, для которого был выделен специальный дом с залом для чтения, с библиотекой и чайной.

Важно

С 1898 года при настоятеле Феодоре Успенском начинается издание уникального ежемесячного журнала «Приходская жизнь», едва ли не единственного журнала такого рода, издаваемого в провинции.

Традицией Предтеченского храма в Толчкове было проведение крестных ходов.

Еще в 1667 году, владыка Иона Сысоевич дал благословленную грамоту на совершение ежегодного крестного хода в приходской престольный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи из ярославского Успенского собора в Толчковскую слободу.

На другой престольный праздник – Рождества Иоанна Предтечи – митрополит Иона благословил успенского протопопа «со кресты ходить по вся годы, молебная совершить и воду освятить как ходят и к иным церквам».

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове одна из первых привлекла внимание, вошла во все руководства по русскому зодчеству, не раз воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе и в моделях, находивших место и на заграничных выставках.

До революции к храму относились с большим вниманием, регулярно проводили реставрацию.

После революции в ноябре 1929 года зимняя церковь Вознесения была передана под заводскую столовую, а в начале 1950-х годов снесена. В январе 1933 года церковь Иоанна Предтечи передали в ведение Ярославского музея, община церкви была упразднена.

В 1936 году завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию, использовав его в качестве склада зерна и химических веществ. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу.

Правда, благодаря вмешательству Главнауки, удалось приостановить варварское использование храма как склада.

Совет

Памятник полностью сохранил первоначальные формы, лишь центральная глава переделана в XVIII веке в стиле барокко. В 1950-г.г. были проведены уникальные работы по ликвидации крена колокольни, достигавшей в верхней отметке почти метра и грозившего обрушением здания.

Храм Иоанна Предтечи был последним храмом «высокого ярославского стиля», памятник архитектуры и древнерусской живописи мирового значения. Находится под охраной ЮНЕСКО. Памятник рекомендован ЮНЕСКО иностранным туристам для посещения.

Является филиалом Ярославского музея-заповедника.

Уникальный 15-главый храм Иоанна Предтечи изображен на 1000- рублевой купюре.

Рядом с Церковью Иоанна Предтечи находиться Колокольня и Святые ворота

На рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом была сооружена столпообразная шестиярусная колокольня в стиле «московского барокко». Ее четыре верхних яруса прорезаны арками звона. Высота колокольни 45 метров. И церковь, и колокольня – самые высокие в Ярославле.

В ее очертаниях, в выборе декоративных элементов заметно влияние западноевропейских образцов. Известный архитектор А.М.

Горностаев писал о колокольне церкви Иоанна Предтечи в Толчкове: «Ее изысканный нежный силуэт как нельзя более подходит к величественным соборным массам храма».

Исключительную живописность силуэта храма прекрасно дополняют и изящные Святые ворота.

Святые ворота построены одновременно с храмом. Они удачно расположены по центральной оси церкви Иоанна Предтечи и составляют с ней общую композицию

На четверике с широким арочном проходом, предназначенном для торжественных церковных шествий, установлен восьмерик, прорезанный высокими проемами. На нем возвышается еще один восьмерик, меньших размеров. Все сооружение венчает главка с крестом.

Источник: https://smorodina.com/objects/tserkov-ioanna-predtechi-v-tolchkove

Ярославль: церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

?ein_arzt (ein_arzt) wrote,
2015-11-01 01:04:00ein_arzt
ein_arzt
2015-11-01 01:04:00

    У непосвященных может возникнуть вопрос: “Что за Толчково такое, если речь идет о Ярославле?” Толчковская слобода сложилась на правом берегу реки Которосль на рубеже XV-XVI веков. Её населяли кожевники, которым для обработки кож требовались дубильные вещества. Последние получали толчением древесной коры. Отсюда и пошло название слободы. Промысел был достаточно прибыльным, чтобы слобожане смогли собрать средства для строительства великолепного храма.

      2. Путник, спустившийся с моста через Которосль, видит церковь такой.

     Полное название храма – церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Толчкове. Строительство заняло 16 лет – с 1671 по 1687 г. Кирпича требовалось столь много, что поблизости пришлось построить 2 кирпичных завода. Результат оправдал все ожидания. Ансамбль состоит из основной церкви, колокольни (более поздней постройки) и Святых ворот.

     3. Вид с востока .Апсидная часть храма.    4. Великолепная кирпичная кладка и декор из поливных изразцов. Искусствоведы отмечают, что ” в кирпиче настолько тонко воспроизведены всевозможные мотивы деревянной резьбы, что создается впечатление будто материалом был не камень, а дерево”.     5.    6. На апсидах местами сохранилась первоначальная раскраска под так называемый бриллиантовый руст, что придавало храму еще больше декоративности.    7. Основной объем церкви венчает уникальная композиция из 15 глав. Барабаны куполов также богато декорированы.    8.    9.   10.    11. Одна из характерных особенностей ярославского культового зодчества – пристройка к храму с двух или трех сторон широких галерей. Вид на южный придел, южную галерею и крыльцо.    12. И здесь декор великолепен.    13. Южное крыльцо.   14.    15. Изразцы крупным планом.    16.    17.   18.    19. Главы южного придела (справа) и основной церкви.   20. Вид с юго-запада. Слева – западное крыльцо, справа – южное.   21. Западные крыльцо и галерея.    22. Еще несколько изразцов.   23.    24. Западное крыльцо с характерной для русского зодчества гирькой.

    25. Прежде, чем войти в храм взглянем на другие постройки. Шестиярусная колокольня сооружена на рубеже XVII-XVIII веков рядом с храмом.

    26. Высота этого сооружения в стиле “московского барокко” достигает 45 м.    27. Вновь обратимся к мнению искусствоведов: “Колокольня изящна по своему силуэту, но формы её несколько чужды ярославской архитектуре, особенно второй и третий ярусы, предельно насыщенные декоративными элементами западноевропейского происхождения (пилястры-консоли, русты и прочее.)”. Стоит отметить, что в 1950-е годы были проведены серьезные работы по устранению крена колокольни, достигавшего в верхней отметке почти 1 метра.    28. Святые ворота были построены в одно время с церковью и устновлены по центральной оси храма.    29. Северные галерея и крыльцо.    30. Настало время осмотреть интерьер храма. Вид на северную (слева) и западную галереи. Роспись галерей выполнена в начале 1700-х гг.   31. Южная галерея в направлении на восток.    32. Южная галерея в направлении на запад. Как видно, росписи покрывают все стены. своды, оконные и дверные откосы.   33. Фрагмент росписи южной стены храма.

Обратите внимание

    34. Грандиозные стенописи храма выполнены в 1694-1695 гг. шестнадцатью ярославскими мастерами во главе с Дмитрием Григорьевым Плехановым и Федором игнатьевым – выдающимися русскими художниками конца 17-го века. Созданные в необычайно короткий срок (около 5 мес.

) росписи замечательны не только количеством изображенного, но и высокой техникой работы. Рисунок тонок и изящен. Бесконечные композиции со множеством фигур сменяют одна другую. Колорит стенописей выдержан в холодной зеленоватой гамме.

По количеству стенописных сюжетов (а их здесь более полутора тысяч!) церкви Ионна Предтечи нет равных ни в Ярославле, ни в каком другом городе страны.

Росписи северной и западной (слева) стен.    35. Росписи свода и южной стены (справа).   36.    37. Мастерство резчиков по дереву демонстрирует великолепный 6-ярусный иконостас.    38. Фрагмент иконостаса.    39.    40.    Если воочию церковью восторгались  немногие, то её изображение видели практически все.

Она изображена на купюре достоинством 1000 рублей. Вот только обратили ли внимание?    Храм входит в состав Ярославского музея-заповедника. Закрыт в понедельник, вторник и дождливые дни.    Использованы материалы книги: Ярославль: Путеводитель/ П.И.Козлов, А.И.Суслов, С.С.Чураков. – Ярославль: Верх.- Волж. кн. изд., 1980.

     Съёмка 18 сентября 2015 г.

Источник: https://ein-arzt.livejournal.com/173134.html

Достопримечательность Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле

Адрес: 150001, город Ярославль, 2-я Закоторосльная набережная, дом 69

Район города: Ярославль, Красноперекопский район

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове — это храм мирового уровня. В нём воедино соединилось всё, что только может соединиться в православном соборе: святость христианства, монументальность архитектурных форм и богатейшая история. Поэтому этот памятник церковного зодчества, без сомнения, можно назвать уникальным. Неслучайно именно его образ запечатлён на 1000-рублевой купюре.

Строительство храма датируется 1671-1687 годами. Но история его началась гораздо раньше. На месте, где сейчас располагается памятник архитектуры, стоял женский монастырь. Во времена Великой смуты он был разорён польскими шляхтичами. Взамен утраченной святыни местные жители построили новую Воскресенскую церковь.

Она была всем хороша, но через некоторое время показалась старожилам слишком скромной. Ещё бы! Ведь жители Толчковой слободы, где будет позже располагаться главная достопримечательность Ярославля, были людьми небедными. Они занимались выделкой телячьих кож и торговлей. Эти занятия приносили неплохой доход.

И вот толчковцы решили, что в их слободе будет возведён самый величественный храм в городе.

Сохранившиеся документы рассказывают о том, как проходил сбор пожертвований. На храм собирали всем миром: кто-то давал медную копейку, а кто-то жертвовал целую лавку или деньги за проданный дом. Для строительства церкви специально создали два кирпичных завода.

На них производили не только кирпичи, но и узорные изразцы. Дело в том, что наружные стены выкладывались по-особенному. Между кирпичами размещались изразцовые вставки. В результате внешняя поверхность собора приобретала затейливо-узорчатый вид. Примечательно, что каждый изразец был единственным в своём роде.

В кладке до сих пор не найдено двух одинаковых образцов!

Сначала было построено основное здание. Оно получилось грандиозным. Высота — 44 метра. Сверху его венчали пять огромных куполов, которые символизировали Иисуса Христа и четырёх евангелистов. К основному зданию создатели примкнули два придела. Но сделали это необычно.

Как правило, приделы располагались с боков и были значительно меньше основного здания. Оба придела церкви Ионна Предтечи по высоте соответствовали главному собору. А завершал их не привычный одиночный купол, а целое пятиглавие.

В результате архитектурный комплекс стал представлять собой полноценный пятнадцатиглавый собор. Раньше таких построек в Ярославле не было. Впрочем, не появилось таковых и потом. К храму приделали крыльцо. А спустя три года после завершения основного строительства рядом с церковью возвели колокольню.

Её высота составляла 45 метров. Более внушительных сооружений ярославцы не видели. По своему стилю она была ближе к московскому барокко, чем к ярославской школе церковного зодчества. Но данное обстоятельство не делало её хуже. Колокольня поражала великолепием внешнего убранства.

Узоры, вырезанные из белого камня, покрывали поверхность её ярусов. Жаль, что уберечь этот памятник архитектуры в первозданном виде не удалось. В 1950-х годов пришлось переделать её верхние ярусы, которые значительно накренились к земле.

В начале XX века произошло ещё одно знаковое событие, изменившее облик здания. После визита министра внутренних дел Сергея Юрьевича Витте здесь начались реставрационные работы. Был полностью переделан фундамент, а купола позолочены.

Важно

Золотом их поливал один из местных крестьян. После этого, по свидетельствам очевидцев, на собор и вовсе нельзя было взглянуть, не зажмурившись. Он производил впечатление сказочного небесного дворца.

Это великолепное покрытие до наших дней не дошло.

Внутреннее убранство храма оставляет не менее яркие эмоции, чем любование его внешним видом. Собор сверху донизу расписан картинами из Библии и других Священных книг. По количеству стенописных сюжетов (а их здесь более полутора тысяч!) церкви Ионна Предтечи нет равных ни в Ярославле, ни в каком другом городе страны.

Росписью святыни занимались выдающиеся мастера своей эпохи — Дмитрий Плеханов и Фёдор Игнатьев.

В 1694-1695 годах они вместе со свое артелью изобразили на стенах церкви картины земной жизни Христа, ветхозаветную историю, святцы, а также жизнеописание Иоанна Предтечи.

Именно он крестил Иисуса и предсказал приход мессии. Именно в его честь и был возведён собор. Немало в Соборе сюжетов из Житийной литературы.

В советский период церковь, как и многие другие памятники православной культуры, пришла в запустение. Приход был закрыт, а в его здании устроили склад. Чудом удалось избежать его разрушения.

Сегодня храмовый ансамбль передан в ведомство Ярославского музея-заповедника. Он входит в число объектов зоны ЮНЕСКО и является памятником федерального значения.

Увидеть его – значит приобщиться к наследию мировой культуры.

Осенью 2014 года Ярославский музей-заповедник и Ярославская Епархия подписали договор, по которому в храме Иоанна Предтечи будут проходить службы – в летнее время и по праздникам.

Совет

Еще в двух ярославских храмах – памятниках культуры и жемчужинах архитектуры – службы также будут возобновлены. Это церковь Николы Надеина и церковь Рождества Христова.

При этом храмы по-прежнему останутся под контролем специалистов музея, они будут следить за предметами интерьера, соблюдением температурно-влажностного режима, так, как это происходило много лет.

Источник: https://www.yarcom.ru/sights/yaroslavl/place/19

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове необыкновенно красивый православный храм Ярославля, она довольно долго существовала в деревянном исполнении, неоднократно горела и отстраивалась заново. Удивительно, но страшнейший пожар 1658 года, уничтоживший 29 ярославских храмов и 3 монастыря, пощадил церковь. А вот в 1659 году она сгорела — в день Святой Пасхи.

И толчковцы решили строить каменный храм. Постройка эта, как следует из вкладной книги, нашла живейший отклик среди обитателей слободы. Поступали пожертвования и из других городов. Жители Казани, например, прислали резные царские врата тончайшей работы. То есть храм возводилось в полном смысле слова всем миром.

Строительство длилось долго. Прежде чем приступить к постройке грандиозного Предтеченского храма, толчковцы решили возвести более скромный и размерами, и убранством — но зато отапливаемый — Вознесенский. К 1665 году он был готов. Ничто теперь не мешало приложить все силы к осуществлению давно задуманного, выпестованного проекта.

В дореволюционных источниках часто говорится, что строили храм Иоанна Предтечи русские мастера под руководством голландцев. В настоящее время версия об участии голландцев в построении одного из ярчайших памятников ярославского зодчества XVII века является маргинальной.

Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове строили шестнадцать лет

В 1671 году строительство Предтеченского храма, наконец, началось. Специально для этих целей были устроены два кирпичных завода, дававших кирпич высочайшего качества — в том числе лекальный, то есть особой формы.

В августе митрополит Ростовский Иона (Сысоевич) благословил строительство холодной церкви во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи с двумя приделами. Первый придел посвятили святителям Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту.

Второй — Казанским чудотворцам Гурию и Варсонофию.

Спустя шестнадцать лет работы были завершены. Над Которослью вырос пятнадцатиглавый храм, опоясанный папертью. А в 1694—1695 годах артель из шестнадцати человек под руководством Дмитрия Григорьева Плеханова расписала церковь фресками. Ныне этот фресковый ансамбль признан не имеющим аналогов в мировом искусстве по количеству сюжетов (их здесь более полутора тысяч).

Немного истории Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

Иоанно-Предтеченский храм прожил вместе со своими прихожанами долгую жизнь, на его глазах сменялись поколенья. В пустующей ныне паперти находили отдых странники и нищие, а двор, по которому бродят теперь редкие туристы, оглашался на Пасху многоголосым «воистину воскресе»

Поддержание Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове в должном виде требовало и постоянных забот, и периодических крупных ремонтов. В течение XIX века поновлялись фрески церкви, кирпичный пол заменили на чугунный, а иконостас вызолотили.

Тем не менее к концу столетия состояние храма было далеко от идеального, что и заметил посетивший его в 1894 году министр финансов С. Ю. Витте. Жемчужине ярославского зодчества срочно требовался капитальный ремонт. Главная проблема заключается в неравномерной осадке фундамента.

Именно она повлекла за собой образование трещин в стенах церкви.

На реставрационные работы из казны выделили 64 000 рублей, затем сумма была еще увеличена. В 1903— 1906 годах специалисты произвели полную замену старого фундамента, исправили стены, промыли фрески, позолотили купола и отреставрировали иконостас. Именно тогда чугунный пол заменили на существующий ныне плиточный.

Эта реставрация оказалась чрезвычайно уместной. Кто знает, как пережила бы Предтеченская церковь бедствия грядущих десятилетий, если бы не тот запас прочности, которым снабдили ее с невольной предусмотрительностью реставраторы.

Церковь Иоанна Предтечи в советское время

Натиск на храмы Толчковской слободы начался вскоре после революции. В первой половине 1920-х годов они лишились многих своих ценностей, а в 1929 году у верующих отняли зимнюю Вознесенскую церковь, переоборудовав ее под рабочую столовую. В начале 1950-х этот храм снесли.

Церковь Иоанна Предтечи в январе 1933 года поступила в ведение ярославского музея. Теперь, казалось, за ее судьбу — как архитектурного памятника — можно было не беспокоиться. Но так только казалось.

После того как в 1936 году власти «упразднили» приход, завод «Победа рабочих», выпускавший краски, поглотил храмовую территорию вместе с самим зданием храма. В нем находился зерносклад, а в галерее держали сыпучие красители и необходимые в производстве красок кислоты.

Надо ли говорить, что для фресок такое соседство было губительным!

Чуть не упавшая колокольня Церкви Иоанна Предтечи в Толчкове

Пострадала и колокольня, входившая в храмовый ансамбль. В ее нижнем ярусе устроили кузницу и мастерскую, что вызвало осадку фундамента и, как следствие, бедственное уподобление здания Пизанской башне.

Колокольня накренилась на 1,5 метра и продолжала «падать». Еще немного, и кавычки можно было убрать. Но, к счастью, самый худший вариант развития событий предотвратило вмешательство Главнауки.

Опасный склад из храма убрали, а колокольню, освобожденную от кузницы, выпрямили.

К счастью, Иоанно-Предтеченский храм не был уничтожен в эпоху нового варварства. Но его архитектурное окружение претерпело катастрофические изменения. Разрушение традиционной среды сказалось и на восприятии этой уникальной церкви.

Источник: http://posmotrim.by/article/cerkov-ioanna-predtechi-tolchkov.html

Ссылка на основную публикацию