Храм входа господня в иерусалим (тотьма), россия, вологодская область, город тотьма

Церковь Входа Господня в Иерусалим (Тотьма)

Церковь Входа Господня в Иерусалим (Входоиерусалимская церковь) – красивейший храм Тотьмы, построенный в конце XVIII века, последний, самый значимый и эффектный памятник тотемского барокко в городе, ныне самое высокое его сооружение. 

История

Входоиерусалимская церковь, расположенная в северо-западной части Тотьмы, в старину называемой Саблиным концом, выстроена на месте деревянного храма Входа Господня в Иерусалим, сгоревшего в 1743 г.

История Входоиерусалимской церкви связана с деятельностью тотемских мореходов. Купцы, сколотившие состояние на торговле пушниной, возвращались в свои дома и в память о морских походах возводили церкви. Разрешение на постройку двухэтажного каменного храма в Тотьме было получено в 1774 г.

Обратите внимание

Средства на его строительство были пожертвованы тотемскими купцами-мореходами братьями Григорием и Петром Пановыми. Строительство продолжалось более 15 лет и было завершено в 1789 г. Нижний храм (зимний) был освящен в честь Входа Господня в Иерусалим, верхний (летний) – во имя Николая Чудотворца, считавшегося покровителем путешественников и мореплавателей.

Согласно архивным документам, церковь неоднократно подновляли и переделывали. Например, из описи 1808 г. видно, что колокольня была увенчана куполом с главой, а в описи 1848 г. упоминается уже купол со шпилем. Во время случившегося в 1843 г. городского пожара на Входоиерусалимской церкви обгорели купол, крыша, одна из глав, вход в верхний храм, паперть и колокольня.

После этого вход в верхний храм был перестроен.В 1930-е гг. церковь закрыли, здание было приспособлено под винный завод. В советский период храм лишился завершения колокольни, барабана главки над алтарной апсидой, входной арки крыльца. Почти полностью было утрачено оформление интерьеров.В конце 1970-х гг.

специалисты проводили большую работу по изучению состояния историко-архитектурных памятников города Тотьмы. В 1979 г. церковь Входа Господня в Иерусалим была взята под охрану государства.Во второй половине 1990-х гг. начались работы по реставрации храма. В ознаменование 300-летия российского флота, в 1996 г.

на первом этаже открылся Музей мореходов Тотемского музейного объединения. Для посетителей был открыт доступ на колокольню, второй этаж стал местом проведения выставок.В 2000–2011 гг.

силами ООО «Тотьмареставрация» был проведен целый комплекс ремонтно-реставрационных работ: реставрация фасадов, кровли, арочных оконных перемычек, стен, полов, сводов, восстановлено покрытие глав. Была отреставрирована колокольня, на которой 7 августа 2010 г. зазвучали колокола, отлитые на средства, собранные жертвователями во время акции «Колокольный звон Тотьмы». В 2012 г. была восстановлена ограда храмового ансамбля.

Архитектура и убранство

Бесстолпная двухъярусная пятиглавая Входоиерусалимская церковь с граненой алтарной апсидой, притвором, колокольней, с нижним (теплым) и верхним (холодным) храмами выстроена в стиле так называемого «тотемского барокко».

Она как будто устремлена в небо, что особенно хорошо заметно с восточной стороны, со стороны алтаря, откуда храм производит впечатление стройного многомачтового корабля с наполненными ветром парусами. Позднее его и будут называть «тотемским кораблем».

Важно

 Основной кубический двухэтажный объем церкви увенчан высокой кровлей с пятью главами, поставленными на двухъярусные восьмерики. При этом центральный, более крупный восьмерик, расположенный выше угловых, служит световым барабаном. Во втором этаже находится высокая двухсветная трапезная с окнами верхнего света вычурной барочной формы, напоминающей корону.

К трапезной с запада примыкает колокольня в виде установленного на двухъярусный четверик массивного восьмерика с ярусом звона, который венчает восьмигранный купол с главкой на восьмигранном двухъярусном барабане.

Крытое западное крыльцо выполнено в виде отдельно стоящей восьмигранной башенки, соединенной на уровне второго этажа аркой с трапезной, куда ведет двухмаршевая лестница, вход на которую оформлен в виде опирающейся на два столба арки.Выразительно выглядит нарядный декор церкви в характерном для тотемского барокко стиле.

Отсутствуют горизонтальные членения стен. Тонкие пилястры между окнами и на углах вытянуты на всю высоту здания. Фасады между тремя ярусами окон украшены вычурными фигурными картушами. Окна заключены в многоступенчатые прямоугольные наличники-рамки.

Широкие завершающие карнизы в центре каждой стороны основного объема и четверика колокольни дополнены полукруглыми фронтонами. В декоре широко использован лекальный кирпич.

К сожалению, большая часть оформления интерьеров Входоиерусалимской церкви утрачена. Частично сохранились росписи верхнего храма и фрагменты иконостаса. Некоторые фрагменты иконостаса (фигуры ангелов) выставлены в Музее церковной старины, а также хранятся в фондохранилище Тотемского музейного объединения (например, клейма, изображающие евангелистов, и др.).

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/cerkov-vhoda-gospodnya-v-ierysalim-totma

Тотьма. Церковь Входа Господня в Иерусалим

Статью добавил(а): Василий Шелёмин,  24 ноября 2002

Церковь Входа Господня в Иерусалим построена в 1794 г. Ныне в ней размещён музей мореплавателей.

https://geolocation.ws/v/P/93325058/-/en

Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  6 мая 2016

Впечатляющая размерами и красотой старинная церковь, освященная в честь Входа Господня в Иерусалим. Строительство каменного комплекса датируется концом 18 века, первое богослужение упоминается 1794 годом. В архитектурном облике преобладают черты барокко.

Центральный объем возведен формой обширного трехэтажного четверика с массивным сферическим куполообразным сводом. Глав пять, на небольших двойных восьмигранных барабанчиках вторичного типа.

С восточного торца располагается четырехгранная апсида с конусной конхой.

С западного торца располагается двухэтажная прямоугольная трапезная, сопряженная с четырехъярусной колокольней, восьмигранный ярус звона которой увенчан двойным барабаном с главкой.

В наружной отделке из кладочного декора представлены: широкий карниз, украшенный фризом, фигурные обрамления оконных проемов, арочные фронтоны и пилястры.

Совет

В настоящее время церковь Входа Господня в Иерусалим полностью восстановлена и открыта для прихожан, богослужения проводятся регулярно.

http://www.2rf.ru/rest/10259#descr

Статью добавил(а): Марина Зуйкова,  6 мая 2016

Красивейший храм города, бесспорный шедевр “тотемского барокко” – это церковь Входа Господня в Иерусалим. Построена на средства местных купцов, братьев Пановых, основателей крупнейшей торговой компании “Русской Америки”. Церковь строили 20 лет, с 1774 по 1794 год, в ту пору, когда в столицах уже господствовал классицистический стиль.

Обычный для северной Руси бесстолпный пятиглавый храм с гранёной алтарной апсидой, притвором и колокольней создан с удивительным мастерством и своеобразием. Двухъярусная церковь с теплым нижним и холодным верхним храмами как будто взлетает в небо.

Её устремлённость ввысь особенно хорошо заметна с востока, со стороны алтаря. Позже подобный тип церквей назовут “тотемским кораблём”. Церковь увенчана высокой, с переломами, кровлей и пятью изящными главами на двухъярусных восьмериках.

При этом центральный восьмерик служит световым барабаном. Интерьер летней церкви наполнен воздухом и светом за счёт множества окон. Вот только на стенах и сводах видна копоть – осталась от бывшего здесь винзавода.

Особо стоит отметить окна второго света трапезной, имеющие вычурные, типично барочные по форме проёмы.

С запада к церкви примыкает притвор, над которым поднимается колокольня характерного типа “восьмерик на четверике”. Над колокольней восстановлены купол и барочное завершение в виде двух маленьких восьмеричков. Особо следует упомянуть о фасадном декоре Входоиерусалимской церкви. Тонкие высокие лопатки протянулись на всю высоту церкви.

Между ними, над тремя ярусами окон, находятся прихотливые фигурные картуши, искусно выложенные из особо отформованных кирпичей прямо в кладке стен. Над верхним ярусом окон картуши имеют вид фронтонов, на колокольне мастера выложили их в два яруса.

Обратите внимание

Рельефный рисунок картушей, состоящий из дуг и завитков, лишь слегка выступает за плоскость стен и не нарушает чёткие линии и ясные границы объёмов храма. Картуши украшают все сохранившиеся церкви Тотьмы второй половины XVIII столетия.

Кирпичные узоры, исходящие из столичных лепных украшений середины XVIII века, стали наиболее яркой и запоминающейся чертой тотемской версии провинциального барокко. В верхнем храме сохранились остатки росписей и фрагмент иконостаса.

Церковь используется в качестве музея мореходов.

Тотьма. Храмы

Статью добавил(а): Алексей Кротов,  10 октября 2017

Входоиерусалимская церковь является последним, самым значимым и эффектным памятником тотемского бароко в городе. Это монументальное здание впечатляет устремлённостью всех форм вверх и декоративностью оформления.

Безупречные пропорции, отсутствие горизонтальных тяг, ярусность завершения делают церковь лёгкой и стройной.

Динамичная устремлённость вверх особенно заметна с восточной стороны, откуда храм представляется стройным многомачтовым кораблём с надутыми ветром парусами.

Входоиерусалимская церковь находится в северо-западной части Тотьмы, которую в старину называли Саблиным концом. Первоначально здесь находился деревянный храм Входа Господня в Иерусалим с приделом пророка Илии, сгоревший в 1743 году. Новую церковь возводили 17 лет (с 1774 по 1791 года) на средства богатых прихожан Г.А. и П.А. Пановых.

Второй из них, Пётр Алексеевич, торговал мехами с Камчатки в пределах Российской империи и за границей, был личным поставщиком пушнины графа Орлова и князя Потёмкина. Нижний, зимний храм, где ныне находится Музей мореходов, освятили во имя праздника Входа Господня в Иерусалим.

Верхняя, двусветная летняя церковь, была посвящена популярному на Русском Севере (в Поморье) Николаю Чудотворцу, покровителю всех путешественников по водам.

Важно

В начале прошлого века богатый иконостас верхнего храма привлекал широкое внимание и вызывал восхищение прихожан. Клейма на стенах церкви очень разнообразны и даже вычурны. Именно эти узорочья представляют собой высшую стадию развития барочных картушей в тотемской культовой архитектуре.

Всего на стенах Входоиерусалимского храма можно насчитать не менее семи различных по композиции картушей.

Пожалуй, признание этой церкви вершиной тотемского барокко полностью оправданно; конструкцию Входоиерусалимскому храму может составить лишь Троицкий Зашугомский храм, впечатление от которого снижают отсутствие реставрации и колокольня в ином стиле.

Входоиерусалимский храм, как видно из церковных документов, не раз подновлялся и отчасти переделывался. По описи 1808 года, на колокольне были купол и глава, а по описи 1848 года – уже купол и шпиль. Во время городского пожара 1843 года на Входоиерусалимском храме обгорела крыша, купол, одна из глав, колокольня, вход в верхнюю церковь и паперть. После пожара вход в верхнюю церковь был переделан.

В советское время у Входоиерусалимской церкви были разобраны завершение колокольни, барабан главки над алтарной апсидой, входная арка крыльца. Оформление интерьера храма было почти полностью утрачено.

Долгое время в помещениях самого великолепного памятника тотемского стиля находились цеха завода по производству алкогольных и безалкогольных напитков.

Реставрационные работы, позволившие восстановить облик храма практически в первозданном виде, были проведены в 1980-е, 1990-е, 2000-е годы; в 1996 году, к 300-летию российского флота, в помещениях церкви открылся Музей Мореходов.

Читайте также:  Храм всех святых на кулишках, россия, город москва

7 августа 2010 года на звоннице вновь зазвучали колокола, средства на которые были собраны всем миром в рамках акции “Колокольный звон Тотьмы”.

Самые большие колокола были подарены городу меценатом, потомком тотемской купеческой династии Арсаковых – Владимиром Глазачевым, ныне проживающим в Калининграде.

В 2017 году Музей мореходов готовится переехать в комплекс зданий усадьбы купца-морехода Фёдора Холодилова.

Входоиерусалимская церковь так и осталась вершиной тотемского барокко. К великому сожалению, дальнейшего развития этот стиль на Вологодчине не получил. Все остальные храмы были лишь вариациями на тему предыдущих, созданных ранее, без какого-либо продолжения в “украшательстве” стен картушами.

Совет

На смену подлинному творчеству народа пришёл строго регламентированный стиль классицизм, а планы и фасады православных храмов стали выходить из кабинетов столичных чиновников-архитекторов и под строгим надзором внедряться в жизнь.

Таким образом, можно сказать, что удачное совпадение относительно веротерпимых “женских” императорских правлений в России с наличием богатого купеческого капитала в Тотьме в конечном итоге и привело к созданию местной школы барокко.

Источник: http://sobory.ru/article/?object=00244

Тотьма. Монастыри и храмы города (обзор)

Много лет назад, в мою бытность художником-дизайнером у Сергея Николаевича Андрияки, один из искусствоведов показал мне статью о тотемском барокко. Тогда я и не предполагала, что спустя годы, отправлюсь за 700 км от столицы, что бы полюбоваться им в живую.

Я не ставила своей целью отснять все имеющиеся в городе культовые памятники, но постаралась увидеть и запечатлеть как можно больше. «Тотьма, небольшой городок, живописно раскинулся на высоком левом берегу Сухоны, важнейшей водной артерии всего Вологодского края, почти посредине пути между двумя древнейшими центрами— Вологдой и Великим Устюгом.

Обязанный своим возникновением в XVI в. и дальнейшим процветанием в XVII в. солеварению, он был тесно связан с одной из боковых ветвей могучей династии Строгановых. Однако город тогда был полностью деревянным, и, конечно, не сохранилось никаких памятников тех далеких времен. Лишь в XVIII в.

, когда особое значение для Тотьмы получила торговля с Уралом и Сибирью, здесь развернулось обширное каменное строительство, благодаря которому город и приобрел свой неповторимый облик, который он отчасти сохранил до сих пор.

Архитектура города Тотьма

Своеобразие архитектуре города придают высокие и стройные храмы, доминирующие среди одно- и двухэтажной, преимущественно деревянной, застройки. Словно огромные парусные корабли с устремленными к небу мачтами, они всеми своими формами вытянуты вверх и поражают взгляд изяществом и тонкостью силуэта.

Стилистическая оригинальность памятников Тотьмы — от объемно-композиционного построения до отдельных деталей декора — выделяет их среди одновременных культовых построек Севера, Урала и Сибири. Можно говорить даже о существовании в Тотьме особой «архитектурной школы». Пожалуй, в XVIII в.

ни в одном другом городе русского Севера мы не найдем сооружений со столь ярко выраженными локальными особенностями.

Само собой разумеется, своеобразие архитектуры Тотьмы давно обратило на себя внимание исследователей. Но до сих пор отсутствуют какие-либо специальные труды; этот интерес отразился лишь в самых кратких упоминаниях или простых перечислениях памятников Тотьмы в общих работах и популярных очерках. Единственным исключением в этом отношении является вышедшая в 1962 г. небольшая статья П. А. Тельтевского (П. А. Тельтевский. Памятники архитектуры XVIII в. в Тотьме. — «Архитектурное наследство», 14. М., 1962, с. 203—210), которая, к сожалению, носит сугубо описательный, поверхностный характер и изобилует рядом фактических ошибок. Храмы Тотьмы, по сути дела, до сих пор остаются совершенно неизученными, а сведения о них и в других изданиях мало соответствуют действительности (См., например: И. А. Бартенев, Б. Н. Федоров. Архитектурные памятники Русского Севера. Л—М., 1968, С. 158—161; С.С. Подъяпольский. По Сухоне и Северной Двине. М., 1969, с. 9—11)» — писал В.П. Выголов в своей статье «Архитектура барокко в Тотьме».

Тотьма. План города с достопримечательностями

Местная архитектура создавалась на протяжении XVIII века в несколько этапов: для 30-40-х гг. характерны постройки с преобладанием древнерусских мотивов в декоре; в 50-60-х гг. – барочные детали обретают разнообразие, в 70-е гг.

– происходит становление самобытного барокко, выраженного в объемно-пространственной композиции, напряженности и стройности силуэта, в уникальности убранства экстерьера. Эволюция продолжалась вплоть до начала XIX в.

, затем строительный бум постепенно сошел на нет.

Не имея под рукой других источников, кроме статьи В.П. Выголова, приведу датировку памятников, основанную на его исследовании, позволяющем составить представление о городском строительстве в XVIII в.

и времени возведения культовых зданий Тотьмы: церковь Иоанна Предтечи — 1738—1740 гг.; церковь Воскресения в Варницах (нижний этаж) — 1743—1750 гг.; церковь Рождества Христова (нижний этаж) — 1746—1748 гг.; церковь Воскресения — 1744—1749 гг.

; церковь Успения — 1749—1755 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (нижний этаж) — 1768—1772 гг.; церковь Воскресения в Варницах (верхний этаж) — 1772—1775 гг.; церковь Троицы в Рыбачьей слободе (верхний этаж) — 1788 г.

; церковь Рождества Христова (верхний этаж) — 1786—1793 гг.; церковь Входа в Иерусалим — 1774—1794 гг.; колокольня церкви Успения — 1790-е годы».

Дорога от Вологды до Тотьмы вполне приличная (если гнать сотню — ямки почти не заметны, трасса узкая, двухполосная, загруженность средняя), в самом городе – асфальт в основном на центральных улицах, прилегающие к ним переулки – без твердого покрытия.

Едва въехали в Тотьму – а у меня аж дух захватило от одного только очертания… Это — блистательная церковь Входа Господня в Иерусалим (с некоторых ракурсов, образующая восхитительный дуэт с церковью Рождества Христова).

Неподражаемый наружный декор, с исключительно прихотливым плетением узора в картушах, демонстрирует апофеоз местного стиля. (Выполнены картуши при помощи сравнительно ограниченного набора деталей из особого, лекального фигурного кирпича и составлены путем их различных комбинаций.

Расположенные преимущественно под окнами и над ними, они являются как бы частью обрамления этих проемов. Однако это не совсем так…)

В бывшей культовой постройке функционирует музей Мероходов (настоятельно рекомендую посетить). Фотосъемка в залах музея за отдельную символическую плату, как впрочем, и подъем на колокольню.

С высоты звонницы открываются великолепные панорамы, почти вся Тотьма как на ладони. Малоэтажную застройку аккуратными иглами прошивают колокольни и точеные пятиглавия церквей.

Отсюда хорошо заметна граница поселения, обозначенная стеной дремучих лесов, уходящих до самого горизонта. 

Обратите внимание

Можно сказать, что нам повезло с погодой, ибо на севере России она меняется стремительно и непредсказуемо. Только что светило солнышко, и вот уже потемнело – ветер нагнал свинцовые тучи, и начал накрапывать дождик.

Покружив по центральной части города, мы направились в Рыбацкую слободу.

Здесь среди деревянных изб и домов высится белоснежная церковь Троицы Живоначальной (что на Зелене)… Вокруг мертвая тишина, кажется, будто мы оглохли: только изредка безмолвие нарушает стрекот кузнечиков в высоких зарослях осоки и полыни, да ленивый лай собаки на привязи, побеспокоенной случайным прохожим. Ещё одно украшение городка — Спасо-Суморин монастырь, стоящий в стороне от исторического центра. Издали он показался необитаемым, однако, здесь живут люди, функционирует скромная гостиница и маленький магазин.

Судя по размерам — главной постройкой обители значился собор Спаса Преображения, обезглавленный и бездействующий. Его формы тяжеловесны, массивны, экстерьер эклектичен. 

По соседству с ним — возрождающийся классицистический Вознесенский собор. Подпорная стенка с террасой у его подножия привлекает внимание, здесь хочется задержаться, постоять у перил, осмотреться, насладиться безмятежными видами и тихим журчанием ручья, бегущего где то в низине… Ну и на последок осмотрели церковь в Варницкой слободе, красивый памятник местного стиля, к сожалению, бесхозный.

Нам предстоял продолжительный обратный путь в Вологду, перед дорогой мы решили подкрепиться в кафе, расположенном в отеле при въезде в Тотьму. Здесь уютно, недорого, очень вкусно и на радость туристам большие порции. 

Схема проезда

Отметка локации указывает на церковь Входа Господня в Иерусалим

Тотьма. Монастыри и храмы города

Карта загружается. Пожалуйста, подождите.

Источник: http://nataturka.ru/muzey-usadba/totma.html

Храмы

Храмы-корабли плывут по Тотьме, Их ведёт святитель Николай, И с высоких башен-колоколен

Приглашает в Тотьму глашатай.

 Приезжайте в Тотьму – город древний, Здесь, где воды Сухона несёт, На шестидесятой параллели

Загадайте счастье! – Повезёт.

 Владимир Колычев 

Самый выдающийся храм в стиле тотемского барокко, “тотемская жемчужина”, “морской корабль под парусами” – как только не называют этот храм, ставший визитной карточкой города и главным украшением городского центра. Впрочем, так было далеко не всегда – еще совсем недавно в этом великолепном храме размещался… ликёроводочный завод.

История строительства Входоиерусалимского храма тесно связана с одиссеей тотемских мореходов и землепроходцев. Средства на строительство церкви были выделены основателями крупнейшей на тот момент компании по освоению “Русской Америки”, братьями Г.А. и П.А.

Пановыми, местными богатыми прихожанами. Строительство шло семнадцать лет.

Нижний, тёплый храм (то есть тот, который отапливался и в котором проходили зимние богослужения) был освящён в честь Входа Господня в Иерусалим, а верхний, холодный (то есть летний) – в честь святителя Николая Чудотворца.

Именно на этом храме можно увидеть наибольшее количество знаменитых тотемских картушей, каменных кружев, являющихся не лепниной, а частью кладки стены, выступающей на полкирпича.

Внутри картушей можно увидеть трилистники, кресты и морские звезды, выполненные умелыми тотемскими мастерами – к сожалению, их имена остались неизвестны.

Описать все украшения этого нарядного храма невозможно – надо видеть!

После лет забвения, когда в церкви успел побывать местный винзавод, храм передали в руки Тотемского музейного объединения, были выполнены реставрационные работы, в том числе возвращение купола колокольне и побелка стен.

Важно

В 1996 году к дню города было приурочено открытие в здании храма музея мореходов, а с 2010 года открыта для посещения смотровая площадка на колокольне. В 2017 году на втором этаже здания освящён храм Николая Чудотворца.

Словно зодчих застывшие души В каждом тотемском храме – картуши. Их чарует узор: Оторвать трудно взор

Даже в холод, в январские стужи…

 Николай Туркин   

Храм Рождества Христова – великолепный образец классического тотемского барокко – расположен в самом центре города, близ стоящего неподалёку Входоиерусалимского, и вместе с ним определяет красивую перспективу улицы Ленина. В паре с церковью Рождества Христова располагалась до 30-х гг. ХХ века Параскево-Пятницкая церковь, на месте которой теперь мы можем видеть поклонный крест.

Читайте также:  Храм мученика трифона в напрудном, россия, город москва

Храм Рождества Христова представляет собой еще один классический барочный тип – “храма-свечи”. На его стенах мы также можем видеть стройные ряды тотемских картушей, отличающихся от картушей Входоиерусалимского храма, но, несомненно, выполненных в едином с ними стиле. Церковь отреставрирована в 90-е гг. ХХ века, является действующей.

  Ты гонцов посылала, как в сказке, Открывать золотые края, И прошли всю Сибирь до Аляски

Тотьма, Тотьма, твои сыновья…

 Александр Самарский  

Троицкая церковь находится в одном из самых живописных районов Тотьмы – в Зеленской рыбачьей слободе, известной с 1499 года.

Из центральной части города сюда ведёт самый длинный деревянный мост в Вологодской области – Зеленский пешеходный, начинающийся под Красной горкой.

Церковь, порой сравнивающаяся с белым лебедем, расположена под холмом с интересным названием Фетиха, близ устья речки Песьей-Деньги и небольшого затона Сухоны.

В фондах Тотемского краеведческого музея краеведом С.М.Зайцевым был найден уникальный документ под названием «Летопись Троицкой церкви», в котором содержатся сведения, что храм был построен на средства тотемского купца Степана Черепанова.

Совет

В Тотьме он бывал редко и большую часть жизни прожил в Сибири, где промышлял добычей пушнины, но на родине храм в благодарность Богу за неплохой достаток поставить повелел. Также из “Летописи” мы узнали имена строителей храма и другие интересные факты, о которых Вы можете услышать на экскурсии в Тотьме. Церковь строилась с 1768 по 1788 годы.

Пристроенная к ней позже ампирная колокольня была разрушена в советские годы, в самом храме располагались разнообразные ремонтные мастерские и складские помещения. В 1988 году храм возвращён верующим.

Задумчив, тих, окутан лесом,
Остановился у реки.
Мой город, ты немало песен
Вдохнул в сердца, в их тайники.
Святая простота столетий
В камнях церквей спокойно спит,
Шпиль колокольни в небо метит,
И каждый крест огнём горит.

Ольга Лаврова

Храм Успения – один из самых камерных и уютных в Тотьме. Возможно, этому способствует его расположение на невысоком холме близ реки Сухоны, вид на которую открывается прекрасный и от самой церкви, и со смотровой площадки на колокольне.

Ещё до возведения этого храма в этом месте существовало подворье Прилуцкого монастыря с деревянным храмом святого Димитрия, от которого, по преданию, протекающий в низине ручей Крутой и стал зваться Дмитриевским.

Успенский храм начали возводить ещё в середине восемнадцатого века, но из-за просчётов в строительстве уже в 1800 году были вынуждены почти полностью его разобрать. На месте разобранной церкви выстроили первый этаж нового храма и закрыли его деревянным куполом с маленькой главкой.

Вероятно, предполагалось, что со временем найдутся средства и храм будет достроен, однако второй этаж у новой церкви так и не появился.

Колокольня Успенского храма является смотровой площадкой, на которую можно подняться в летний период.

В самом храме располагается любопытный музей церковной старины с отличным собранием деревянной скульптуры из церквей бывшего Тотемского уезда – одним из самых значительных собраний деревянной храмовой скульптуры в России вообще.

Обратите внимание

В этот музей можно заказать отдельную экскурсию, которую можно будет объединить с посещением музейно-выставочного центра и арт-пространства “Культурный квартал”, располагающихся рядом.

За далями лесного пленаИюль в улыбках васильков,Начало всей моей вселенной,Мой город детства.

Соль вековОсталась в храмах поднебесных,Что так летяще хороши,И льётся колыбельной песнейСвет куполов с его вершин! Александра Дианова   

Варницы – один из древнейших пригородов Тотьмы, где еще в пятнадцатом веке началась славная история тотемского солеварения, позволившего городу экономически процветать вплоть до открытия на юге страны больших соляных озёр. Богатство солеваренных промыслов подчеркивало множество храмов в этом районе, от которых к началу ХХ века осталось два, а к нашему времени, к великому сожалению, только один.

Воскресенский храм – первый храм в стиле Тотемского барокко, построенный в ближних окрестностях города (1750-1752, 1773-1775). Визуально он несколько напоминает Входоиерусалимский, появившийся несколько позже, но более скромен по декору и несколько мрачноват.

Благодаря выгодному местоположению на вершине крутой Хоробардиной горы длинный шпиль колокольни ранее был виден из многих мест Тотьмы.

Сейчас шпиля, как и колокольного навершия, у храма нет, но всё остальное, к счастью, сохранилось, что позволяет надеяться на реставрацию.

На северной стене храма выбелен и приведен в порядок небольшой участок, на котором располагается выполненная А.Пестеревым и О.Силиной мозаичная икона Максима Тотемского, угодника, похороненного под спудом одной из стоявших на этом месте деревянных церквей.

В настоящее время храм готовится к передаче Великоустюжской епархии РПЦ.

Богоявленский собор, расположенный на древней Красной Горке, являлся самым большим и главным храмом города. Построен был в стиле классицизма с элементами эклектики и достраивался в течение всего девятнадцатого столетия. Ныне в здании городской центр культуры.

Церковь Иоанна Предтечи, построенная в 1740-х годах – старейшее каменное здание города. Выполнена в формах традиционного русского барокко, в настоящее время лишена второго этажа и купола. Здание пустует.

Храм Воскресения в Тотьме расположен на берегу Дмитриевского ручья близ сохранившейся Успенской церкви с колокольней. Построен в середине восемнадцатого века. В настоящее время в здании размещается музейно-выставочный центр “На Большой Садовой”.

Храм Иконы Божией Матери “Всех скорбящих радость” середины девятнадцатого века входил в комплекс тотемской тюрьмы. Ныне лишён купола и всех элементов декора, здание занято отделением ГИБДД.

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Устье Печенгском (60 км. от Тотьмы) – самая значительная церковь на территории района, не закрывавшаяся даже в советские годы.

На богослужения сюда ездили из Тотьмы и даже из Вологды! По местной легенде, священник был знаком с Лениным и храм не закрыли по его просьбе. Храм эклектичен, соединяет в себе церковь, выполненную в формах барокко (1782), и ампирную колокольню (1890).

Но главная ценность церкви – поразительный иконостас, аналогов которому нет во всем мире. Туры в Усть-Печеньгу можно изучить в этом разделе сайта, заказ по телефону 8 (81739) 2-31-54.

Храм Воскресения на Цареве, в 30 км. от Тотьмы, построен во время расцвета тотемского барокко (1778), но почему-то о нём в облике здания ничего не напоминает. Ещё одна любопытная особенность данной церкви заключается в том, что обычно храмы в деревнях ставили на возвышенных местах – холмах и пригорках, а Воскресенская церковь – в низине, близ берега реки Царевы.

В настоящее время храм руинирован, не действует. Тем не менее, места вокруг поселка Царева считаются одними из самых привлекательных для сельского и экологического туризма в Тотемском районе благодаря исключительной живописности природы, чистоты реки и близкого расположения относительно Тотьмы. Туры по Калининскому району можно изучить в этом разделе сайта, заказ по тел.

8 (81739) 2-31-54.

Храм Николая Чудотворца на Толшме сейчас представляет собой руинированную постройку, совершенно не напоминающую собой церковь, но именно этот храм сейчас привлекает наибольшее внимание меценатов и готовится к восстановлению, на которое собираются средства.

Важно

Дело в том, что этот храм в селе Никольском – именно тот, что запечатлен в известных стихах известного русского поэта, нашего земляка Николая Рубцова: “С моста идет дорога в гору, А на горе – какая грусть! – Лежат развалины собора, Как будто спит былая Русь…”.

В сороковые годы, когда в местном детдоме воспитывался Рубцов, в храме располагалась пекарня, существовавшая здесь весьма долгое время. Сейчас в приделе организована молельная комната.

Посетить Никольское можно, заказав комплексный тур “Здесь души моей родина…”, посвящённый жизни и творчеству поэта Н.М.Рубцова. Справки по телефону 8 (81739) 2-31-54.

Татьяна НАУМОВА, экскурсовод по Спасо-Суморину монастырю. Телефон: 8-921-143-34-06

Спасо-Суморин монастырь – один из красивейших монастырских ансамблей Вологодчины с богатым прошлым, вдохновлявший поэта Николая Рубцова и художника Владимира Корбакова, расположен в полутора километрах к западу от центра Тотьмы, на стрелке речек Ковды и Песьей-Деньги. Окружённый заливными лугами, спрятавшийся среди бурно разрастающейся летом зелени, монастырь хранит в себе множество тайн, которые до сих пор не разгаданы…

Здесь, на узком мысу, в живописном местечке невдалеке от Посада Соли Тотемской, инок Феодосий Суморин, прибывший в тотемские края из Спасо-Прилуцкого монастыря, определил строить монастырь. В 1554 году с благословения ростовского архиепископа Никандра началось строительство обители.

Если верить житию Феодосия, сам он в это время жил в землянке и сам помогал возводить пока ещё деревянные постройки монастыря.

В выстроенном комплексе разместились не только настоятельский корпус и корпус келий, но также и органы надзора за тотемским соляным двором – вскоре монастырь получил право на беспошлинную торговлю солью местных варниц, что позволило ему разбогатеть.

Феодосий получил от Спасо-Прилуцкого монастыря весьма приличное вознаграждение деньгами и землями, до смерти жил в основанной им обители, а спустя два века после своей смерти был канонизирован. Монастырь стал зваться Спасо-Сумориным.

Несмотря на своё богатство, монастырь немалое время оставался деревянным. Первая каменная постройка появилась в нём лишь в конце семнадцатого столетия – собор Спаса Преображения, впоследствии неоднократно перестраивавшийся.

Совет

Основные постройки обители – стены и башни, ещё две церкви, врата и колокольню – монастырь получил только в первой половине девятнадцатого столетия, но единовременность построек позволила ему считаться одним из лучших образцов стиля классицизм.

Колокольня монастыря считалась самой высокой в епархии и даже на всём Северо-Западе после колокольни Петропавловской крепости (81,5 м.).

К сожалению, двадцатый век монастырь едва пережил: сначала масштабный пожар 1917 года, уничтоживший часть колокольни и келейного корпуса, затем закрытие монастыря и разграбление храмов, надругательство над мощами Феодосия, дальнейшее существование в виде детского дома, лесотехнического техникума и воинской части, ещё один пожар. Руинированный монастырь в конце прошлого столетия был передан Тотемскому музейному объединению. В 2014 году создано архиерейское подворье, проводятся службы. Группа монастыря ВКонтакте: https://vk.com/spasosumorin.

На данный момент в монастырском комплексе доступны к осмотру несколько неплохо сохранившихся сооружений. Это в первую очередь Вознесенский собор работы мастера В.М.Казакова, зримо напоминающий петербургские постройки – тем неожиданнее увидеть его здесь, в кружении природы.

Внешне он отреставрирован, внутри проводятся службы, можно поклониться мощам преподобного Феодосия Тотемского. В руинированном виде на берегу Песьей-Деньги сохранилась ампирная башенка монастырской ограды, на ней действует монастырская звонница.

В настоятельском корпусе расположилось открытое хранение фондов Тотемского музейного объединения, где главным «хитом» является комната, заполненная самыми разнообразными прялками. Сохранились также корпус братских келий и бывшая гостиница для паломников, воссоздана могила И.А.

Читайте также:  Молитва святому духу царю небесный

Кускова у восточной стены Спасо-Преображенского собора. 

Адрес: город Тотьма, посёлок Лесотехникума (1,5 км. к западу по улице Бабушкина от центра города, никуда не поворачивая)

В 2011 году во время «Рубцовских чтений» в Тотьме и Никольском основатель музея Николая Рубцова в Москве Майя Полетова инициировала сбор средств на восстановление церкви в Никольском.

Обратите внимание

Администрация МО «Толшменское», Тотемское музейное объединение, жители села поддержали инициативу Майи Андреевны. На сбор пожертвований было получено благословение священника церкви Рождества Христова в городе Тотьме протоиерея Георгия Титова.

Но сбор шел медленно – было непонятно, будут ли у будущего храма прихожане.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, воодушевить людей, в июле 2012 года руководитель АНО «Бирюзовый дом» Марина Кошелева по благословлению протоиерея о. Георгия организовала в северном притворе храма Николая Чудотворца песнопения русской православной церкви.

Их исполнили регент церковного хора из Санкт-Петербурга Сергей Русанов и его супруга Наталья. Тогда же впервые за долгие годы в храме прозвучала молитва. Накануне этого события жители села приняли участие в работах по уборке храма. Было вывезено 4 тракторных телеги строительного и бытового мусора, побелены сводчатые стены.

В неосвященное пока помещение будущей часовни внесли святые образа и простейшую церковную утварь.

Уже к концу 2012 года общими усилиями была собрана сумма, достаточная для ремонта северного притвора храма. Работы по ремонту, организованные главой МО «Толшменское» Владимиром Сивцевым и заведующей музеем Н. М. Рубцова Галиной Мартюковой, были завершены к празднику Рождества Христова.

Осенью в храме были проведены ремонтные работы. Отремонтирована крыша, в молельной комнате обновлен потолок, оштукатурены стены, в обеих церковных комнатах набран деревянный пол, установлена печка. И 7 января этого года была открыта для посещения молельная комната. Теперь каждое воскресенье верующие села собираются здесь.

А совсем недавно из Тутаева привезли колокола для храма. Отец Георгий провел молебен и освятил их. Матушка дала первые уроки будущему звонарю Николы Елене Мартюковой. Николаевская Толшемская церковь вновь заговорила, ведь колокола – это голос церкви…

Инициаторы сбора средств на восстановление храма выражают искреннюю признательность всем, кто внесёт свой вклад в дело его возрождения.

Реквизиты для пожертвований: ИНН: 3518005941 КПП: 351801001 УФК по Вологодской области (Адм. Толшменское, МБУК «Никольский дом культуры» л.с.966.20.001.1) рс 40701810000091000228,ГРКЦ ГУ банка России по Вологодской области г.Вологда БИК 041909001 КБК 96600000000000000180

Назначение платежа: на восстановление храма.

Источник: http://tourizm-totma.ru/temples

Тотьма — город белых храмов и мореходов

Тотьма — небольшой городок, стоящий на семи реках. Точнее, на реке Сухоне, реке Песья Деньга, а также на ручьях. Потому прямо в городе можно увидеть мостки и мостики, перекинутые через эти небольшие водоемы. Издалека, еще не подъехав к Тотьме, путешественник видит белые церкви. Это очень красиво.

Когда я заезжал в город, сначала увидел небольшие трехэтажные кирпичные дома и даже удивился: ведь по рассказам, Тотьма — древний город, и я ожидал увидеть старинные здания.

Вообще, Тотьма была основана в 1137 году, то есть, на 10 лет раньше, чем Москва. А в 2017-м году Тотьме исполняется 880 лет. Расположен город, однако, далеко от столицы нашей родины — на севере Вологодской области, в двух сотнях км от Вологды.

Важно

Есть интересная легенда, связанная с названием городка. Говорят, что приехал царь Петр (или Иван Грозный) и, обозревая окрестности, сказал: «То не город — то тьма». Так и появилось название «Тотьма».

Около центральной площади.

Я сразу же понял, что в городе лучше гулять пешком. Здесь действительно есть, на что посмотреть. Начиная с главной площади, где установлен памятник мореходам — большая ладья с парусами на стеле.

Почему именно мореходам? До основания Санкт-Петербурга вся торговля Русского царства шла через вологодские и архангельские земли: выхода к Балтийскому морю у страны не было, и купеческие караваны плавали через Белое море, огибая Скандинавский полуостров. Через Тотьму по реке Сухоне проходило до 1000 кораблей в год!

Еще есть музей мореходов в здании церкви Входа Господня в Иерусалим. Он как раз неподалеку от центральной площади.

Церковь Входа Господня в Иерусалим – музей мореходов.

В нем не только портреты тотемских первопроходцев и экспонаты, но и часть закупорочной линии ликероводночного завода.

Экспонат музея – парусник из макарон.

А с колокольни открывается прекрасный вид на Тотьму.

После появления Петербурга влияние Тотьмы стало падать.

Однако местные купцы не отчаялись, и отправились завоевывать Сибирь, Дальний Восток и даже Америку! Иван Кусков, путешественник из Тотьмы, основал самый южный форпост России в Северной Америке.

Это знаменитый Форт Росс в Калифорнии. До сих пор в середине августа каждого года с Фортом Росс проводится телемост и церкви обмениваются «перезвоном колоколов».

Дом-музей Ивана Кускова

Раньше город процветал, и не только благодаря мореходству: здесь были открыты солевые промыслы, соль поднимали из соляных скважин, и сохранились от них трубы. До сих пор в городе продвигают бренд «Соль земли Русской». Растяжки с девизом о соли можно видеть на заборах города.

Совет

Еще стоит посмотреть в Тотьме церкви. Они очень красивые и древние, и почему-то похожи на паруса кораблей.

Рождественская церковь (сзади видна церковь-музей).

Интереснее всего в Спасо-Преображенской обители, она находится примерно в километре от центральной площади. Идти пешком по улице Бабушкина недолго: около пятнадцати минут, если не спешить.

Основана обитель была в XVI веке вологодским монахом Феодосием Сумориным. Позже основатель был канонизирован. Мощи его хранятся в раке Рождественского храма в Тотьме.

Чудодейственные мощи святого Феодосия.

Кстати, комплекс зданий бывшей обители сегодня называется «Спасо-Суморин монастырь».

Здания монастыря в разном состоянии — от руин до нормального. Вознесенский собор — отреставрирован, настоятельский корпус — работает музей, корпус братских келий — гостиница.

На заднем плане – вход в гостиницу.

А вот Спасо-Преображенский собор — это только стены среди зелени, или здания с выбитыми стеклами.

Около Спасо-Суморина монастыря были найдены несколько медных кладов, последний — в 90-е годы. Также клад был найден на берегу реки Сухоны, и нашел его школьник, купавшийся с приятелями. 

На набережной Сухоны есть еще один памятник, мимо которого не может пройти ни один культурный образованный человек. Это памятник поэту Николаю Рубцову, который родился здесь, неподалеку, и вырос в детском доме.

Вот эти строки Рубцов посвятил Тотьме:

Обратите внимание

Тот город зелёный и тихий
Отрадно заброшен и глух.
Достойно, без лишней шумихи,
Поёт, как в деревне, петух
На площади главной… Повозка
Порой громыхнёт через мост,
А там, где овраг и березка,
Столпился народ у киоска
И тянет из ковшика морс,
И мухи летают в крапиве,
Блаженствуя в летнем тепле…
Ну что там отрадней, счастливей
Бывает ещё на земле?

И с ним можно только согласиться!

Павел Макаров

Источник: https://www.mdregion.ru/o-kladoiskatelstve/28-rasskazi-kladoiskatelstvo/3468-totma-gorod-belyh-hramov-i-morehodov.html

Церковь Рождества Христова – Тотьма (Вологодская обл.)

Фото: uchazdneg

В Вологодской области есть городок с необычным именем Тотьма. Оно, это название имеет финно-угорские корни и означает сырую местность, поросшую елями и кустарниками.

Легенда же гласит, что Пётр I в свой первый приезд в Тотьму сказал: «То не город — то тьма».

Так или иначе, город существует здесь с XII века и расположен на берегу реки Сухона, в месте впадения в неё реки Песья Деньга, в двухстах километрах от Вологды.

Сегодня Тотьма – это небольшой зеленый городок с населением в 10 тысяч человек, центр Тотемского района. Здесь удивительным образом сохранилась большая часть старинной застройки.

И сегодня мы расскажем о храме в честь Рождества Христова, который расположен в самом сердце Тотьмы.

Эта двухэтажная церковь была построена в XVIII столетии и имеет два престола: нижний – в честь Рождества Христова и верхний – во имя святителя Николая Чудотворца.

Рождественская церковь выполнена в стиле тотемского русского барокко. Ее розовые каменные стены украшены белым орнаментом и потому выглядят очень нарядно. Храм Рождества Христова имеет высокое узкое основание и в профиль более узкий, чем анфас. Все здание стремится ввысь и напоминает свечу. Это обязательная черта всех тотемских церквей.

Важно

В настоящее время в Рождественском храме находится рака с мощами преподобного Феодосия Тотемского. Преподобный Феодосий Суморин всю свою жизнь трудился в Тотьме. Его знают как кроткого и смиренного основателя Спасо-Суморина монастыря.

Преподобный собрал большую библиотеку духовных книг и вёл самую строгую монашескую жизнь. Только после его кончины в 1568 году стало известно, что подвижник под одеждой носил железные вериги и власяницу.

А на голову под куколь схимника надевал железную шапку.

Сохранилось множество рассказов о посмертных чудесах. Как-то одна женщина привела в обитель свою слепую дочь Иустину и получила благословение провести ночь у гробницы преподобного. Ночью женщине было видение.

Два монаха шли по монастырю, когда один из них сказал: «Иду в церковь, несу святую воду, чтобы промыть глаза слепой Иустине». Затем они исчезли, а девочка услышала пение и почувствовала, что ей промывают глаза.

Утром слепая прозрела.

Спасо-Суморин монастырь просуществовал до начала XX века и был закрыт 20-ых годах прошлого столетия. Мощи преподобного Феодосия поместили в Вологодском краеведческом музее. Святыню вернули Вологодской епархии в 1988 году, в год 1000-летия Крещения Руси.

Сегодня поклониться мощам преподобного Феодосия Тотемского, чудотворца можно в храме Рождества Христова, что в городе Тотьма в Вологодской области.

(2

Источник: https://radiovera.ru/tserkov-rozhdestva-hristova-totma-vologodskaya-obl.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector