Храмы иоанна златоуста и владимирской иконы божией матери в коровниках, россия, город ярославль

Храмовый ансамбль в Коровниках

На берегу Волги, недалеко от ее впадения в Которосль, расположена Коровницкая слобода. Здесь находится один из красивейших храмовых ансамблей Ярославля. Он возведен на месте деревянной церкви в древней Коровницкой слободе.

Храмовый комплекс состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской иконы Божьей Матери, колокольни, невысокой ограды со Святыми воротами.

Строительство его продолжалось несколько десятков лет, и в результате творчества зодчих нескольких поколений получился уникальный и необыкновенно гармоничный ансамбль. Не одно поколение местных каменщиков и керамистов обогащало и улучшало наружную отделку каменных храмов. Постепенно фасады украсились многоцветными изразцами…

Обратите внимание

Первой построили летнюю церковь Иоанна Златоуста. Строился он 5 лет, с 1649 по 1654 годы по заказу богатых посадских людей Федора и Ивана Неждановских. Сам по себе храм является выдающимся памятником древнерусского зодчества, и его архитектуре посвящена отдельная статья.

Здесь церковь Иоанна Златоуста в Коровниках…

Церковь Владимирской иконы Божией Матери

Вторым в этом ансамбле для зимних служб в 1669 году был построен храм Владимирской иконы Божией Матери. Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с церкви Иоанна Златоуста в Ярославле.

Получилась симметричная композиция, но такой большой храм отапливать было непросто. Поэтому были вынуждены разделить церковь на два этажа: в нижнем проводились службы, верхний  использовался как чердачное помещение.

С запада к церкви пристроили традиционную при теплых церквах трапезную.

Силуэт Владимирского храма отчасти повторяет церковь Иоанна Златоуста, но он лишен приделов и галерей, да и фасад его декорирован  более скромно.

Создание этого храма положило начало формированию ансамбля, и в богатом, многогранном силуэте ансамбля церкви Владимирской богоматери принадлежит далеко не последняя роль.

Ярославская свеча

В 1680-е гг. была сооружена шатровая колокольня. Она изначально была задумана стоящей отдельно, и, расположенная на равном расстоянии от обоих храмов, связала их воедино.

Пожалуй, немного в России колоколен, которые имеют собственное имя. Эта колокольня за свою высоту и стройность прозвана «ярославской свечой». Колокольня признана одной из самых стройных в России. Высота ее 37 метров.

«Ярославская свеча» стала композиционным центром комплекса.

Глухой высокий восьмигранный столп, словно вырастающий из земли, служит опорой для богато декорированного шатра с ажурным ярусом звонов. Гладкие, почти лишенные украшений стены восьмерика контрастируют с богато декорированным верхом. От арок звона восьмерик отделен широким поясом из узорчатого кирпича с разноцветными изразцами.

Важно

Высокие, богато профилированные арки украшены причудливыми кирпичными полуколонками и завершаются группами из трех кокошников. А над ними взметнулся ввысь стройный шатер с тремя рядами окошек-слухов, украшенных нарядными наличниками.

Некогда на колокольне висели колокола, отлитые в Сибири на заводе Демидова. Пять колоколов, самый большой из которых весил двести пудов, были “сделаны собственным иждивением” купцов Неждановских.

Завершение ансамбля

На рубеже XVII – XVIII вв. на одной оси с колокольней были построены Святые ворота. Они слали еще одним связующим звеном храмового ансамбля в Коровниках. Ворота оформлены в стиле «нарышкинского барокко», четверик с высоким арочным проездом увенчан двумя ярусами восьмериков с главкой. Ворота украшены типичным резным кирпичным декором и изразцами.

Подчеркнуто приниженная ограда со стороны Волги еще больше усиливает впечатление грандиозности обоих храмов и колокольни.

Факты истории

11 июля 1658 года в Ярославле случился «великий» пожар. Выгорел почти весь город, в том числе и Спасский монастырь, в котором находились мощи ярославских святых князей Федора, Давида и Константина. Чтобы спасти мощи от пожара, их перенесли в церковь Иоанна Златоуста в Коровниках, и какое-то время они находились в храме.

Храм Иоанна Златоуста был расписан намного позднее, в 1730-х годах, артелью ярославских мастеров под руководством знаменитого в то время знаменщика (мастера-иконописца особо высокой квалификации) Алексея Иванова Соплякова.

Храмовый комплекс дошел до нас в относительно хорошей сохранности, которой он в большой мере обязан своей удаленностью от центра города. Он был не на глазах любителей перестроек в стиле церковного благолепия, и о нем забыли.

Интересно цветовое оформление фасадов храма Иоанна Златоуста в Ярославле, которое донесли до нас фотографии начала XX века. Стены были побелены, а наличники, архивольты арок, колонки крыльца, столпы и карнизы, выполненные в кирпиче, ярко выделялись своим красным цветом на белом фоне стены. Этот цветовой контраст повышал декоративность внешнего вида постройки.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках была закрыта в 1935 году, в ней находился склад. В 1992 году ее передали Русской Старообрядческой Церкви.

Из Исторического очерка-путеводителя “Ярославль в его прошлом и настоящем”

Этот коллективный труд был издан в 1913 году Ярославской экскурсионной комиссией.

Колокольня считается, особенно по шатру, одною из самых стройных шатровых колоколен в России; высота ее 18 саженей.

Некоторые из повешенных на ней колоколов отлиты в Сибири на заводе Демидова; на одном из колоколов латинская надпись: Anchusae amor me fecit. Splinter me fecit. Labor omnia vincit.

Так как земля, занятая ныне арестантскими ротами и находящаяся против них до самой Волги, принадлежала Демидовым (представитель этого рода, Павел Григорьевич, — основатель ярославского лицея), то можно было бы думать, что эти колокола составляют Демидовский вклад Златоустовской церкви, однако архиепископ Самуил указывает, что колокола — жертва храмоздателя.

Совет

Святые ворота — беседко-башенного пошиба. Как создался этот пошиб и откуда идет, еще не выяснено, но в Ярославской губернии он был распространен. Собственно говоря, в смысле дальнейшего развития и совершенствования их пошиб малообещающ; разработать его в нечто самобытно-своеобразное и выдающееся едва ли удастся — для этого в нем не имеется никаких начал и исходов.

Заложенный в пошибе замысел настолько беден, неплодотворен и, для ворот церковной ограды, беспочвен и не основан, что поделать с ним что-нибудь трудно. Он весь вылился в данную форму, на которой и закончился.

Поэтому видеть подобные Святые ворота при ярославских храмах, своими формами властно беспокоящих творчество и окрыляющих фантазию, по моему мнению, странно и малопонятно.

Как холодный храм, так и колокольня намеренно были отштукатурены только местами, что в сочетании с цветными изразцами давало недурной, хотя и своеобразный цветной подбор.

В 1887 году перед Археологическим съездом староста «исправил» этот «недочет» и не только отштукатурил церковь, но побелил и колокольню, разделав ее шатер синими разводами.

В переписных книгах начала XVIII века Златоустовский храм назывался соборным, а жители Коровников зовут его собором до сих пор.

Внутри храма, кроме икон и стенописей, достойны внимания хорошо сохранившиеся железные прорезно-чеканные кандила с мелким узором, золочено-серебренные по мардану, с копотниками той же работы.

На паперти лежат надгробные плиты с надписями, прикрывая скромные могилы храмоздателей.

Обратите внимание

Прежде кровля на храме была значительно положе — нынешняя закрывает кокошники средней главы.

К югу от Златоустовской стоит теплая трапезная Владимирская церковь, освященная в 1669 году. У нее можно отметить лишь входное открытое крыльцо. Оно тяжело, но своеобразно. Как ее придел, так и северный придел холодной церкви в конце XVIII века еще не были освящены.

Храмовый ансамбль в Коровниках фото

Перейти к статье церковь Иоанна Златоуста

Перейти к статье Церкви Ярославля

Источник: http://www.moi-jaroslavl.ru/zerkvi-v-slobodax/xrami-v-korovnikax.html

Ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках. Ярославль (РПСЦ) | НАВИГАТОР Старове.ру

На берегу Волги, недалеко от ее впадения в Которосль, расположена Коровницкая слобода. Здесь находится один из красивейших храмовых ансамблей Ярославля. Он возведен на месте деревянной церкви в древней Коровницкой слободе.

Храмовый комплекс состоит из церкви Иоанна Златоуста, церкви Владимирской иконы Божьей Матери, колокольни, невысокой ограды со Святыми воротами.

Строительство его продолжалось несколько десятков лет, и в результате творчества зодчих нескольких поколений получился уникальный и необыкновенно гармоничный ансамбль.

Не одно поколение местных каменщиков и керамистов обогащало и улучшало наружную отделку каменных храмов.

Постепенно фасады украсились многоцветными изразцами…В результате всего этого построенный ансамбль стал неповторимым и удивительным в архитектурном плане.

Читайте также:  Молитва о пастырях православной церкви

Ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках. Ярославль

Строительство первого храма — Иоанна Златоуста началось в 1649 году. Церковь строили на средства местных купцов. Построенный храм был выполнен в типичном стиле ярославского зодчества. Его украшали пять куполов.

Важно

Главной особенностью этих глав были их размеры. Высота самой большой главки была практически такой же, как и высота самой церкви.

Еще одной особенностью этого строения являются очень широкие окна, с находящимися вокруг них очень красивыми наличниками. Зри

Вторым храмом, построенным здесь, стал храм Владимирской иконы Божией Матери. Строительство церкви началось в 1669 году. Его планировали сделать теплым. Церковь получилась точной копией первого храма, только к ней пристроили трапезную и разделили на два этажа. Службы проходили на первом этаже церкви. Зри

Ансамбль церквей Иоанна Златоуста и Владимирской иконы Божией Матери в Коровниках

В 1680 году начинают возведение колокольни, которая должна была стать связующим звеном в этом ансамбле. Колокольня получилась очень высокой, стройной и изящной, за что получила название «ярославская свеча». Зри

Самым последним творением этого комплекса стало строительство святых ворот. Украшенные израсцами и разными декоративными элементами ворота окончательно соединили все строения в одно целое.

Храмовый комплекс дошел до нас в относительно хорошей сохранности, которой он в большой мере обязан своей удаленностью от центра города. Он был не на глазах любителей перестроек в стиле церковного благолепия, и о нем забыли.

Интересно цветовое оформление фасадов храма Иоанна Златоуста в Ярославле, которое донесли до нас фотографии начала XX века. Стены были побелены, а наличники, архивольты арок, колонки крыльца, столпы и карнизы, выполненные в кирпиче, ярко выделялись своим красным цветом на белом фоне стены. Этот цветовой контраст повышал декоративность внешнего вида постройки.

Фотография из собрания С. М. Прокудина-Горского 1911 год

В годы советской власти храмовый комплекс  был закрыт. Только в 1992 году, ансамбль церквей передали Русской Старообрядческой церкве.

Источник: Мой Ярославль , фото родная старина

Местоположение: Россия, г. Ярославль, Портовая набережная, 2

Источник: http://navigator.starove.ru/item/ansambl-tserkvej-ioanna-zlatousta-i-vladimirskoj-ikony-bozhiej-materi-v-korovnikah-rpsts/

Храмовый комплекс в коровниках

  • Ансамбль
  • История возведения
  • Наше время

В Ярославле, там, где Волга впадает в Которосль, есть интересное место, называемое Коровницкой слободой. Именно там расположен один из красивейших храмовых ансамблей города.

На его месте когда-то была старинная деревянная церковь. Архитектурное великолепие храмового ансамбля в Коровниках отмечают все, кому удалось там побывать. Расположен он тоже весьма удачно, недалеко от центра Ярославля.

Однако туристами эта достопримечательность не избалована – комплекс относится к старообрядческим, да и реставрация в нем еще не закончена.

Ансамбль комплекса

В ансамбль входит церковь Иоанна Златоуста, колокольня, церковь Владимирской иконы  Божьей Матери и невысокая ограда с резными створками Святых ворот. Строили его не один десяток лет.

Не зря трудились зодчие, их мастерство воплотилось в красоте необыкновенно гармоничного уникального комплекса. «Гармоничная сказка» храма Иоанна Златоуста Первый храм начали возводить в Коровниках в 1649 году, строительные работы длились 5 лет.

Деньги на него пожертвовали посадские жители — братья Федор и Иван Неждановские, позднее обоих похоронили на территории южного придела храма.

Совет

Кому-то может показаться, что эта «летняя» церковь ничем не выделяется среди других культовых сооружений Ярославля. Но если всмотреться внимательно, то видна поистине фантастическая симметрия, которую создают шатровые приделы.

Во времена строительства храма такая форма куполов была под запретом, и зодчему нелегко дались технические вопросы, но результат того стоил. Церковь Иоанна Златоуста в Ярославле отличается простотой и изяществом.

Небольшие кокошники шатровых приделов расположены группами, визуально смягчая крутой переход от основания в виде четырехгранника к замысловатой геометрии восьмерика и шатра. Верхние окна украшены кирпичными наличниками со своеобразным рисунком.

В сборнике «Памятники искусства СССР» о храме писали: «Церковь Иоанна Златоуста составляет часть архитектурного ансамбля в Коровницкой слободе.

История возведения

Построена в 1649—1654 гг. в характерном для Ярославля типе пятиглавого храма с галереями и притворами, увенчанными шатрами. Уравновешенность композиции не освобождает образ храма от приземистости. Главы с барабанами по высоте больше самого храма.

Первоначальный декор был сравнительно лаконичен. Выделяется изразчатый наличник окна центральной апсиды — предвестник изразцового буйства в декоре более поздних храмов. В 1680-х гг. внешний облик храма претерпел изменения в сторону увеличения декоративности.

Лопатки заменены пучками полуколонок. Появились обширные изразцовые вставки. Окна расширены и украшены пластичными наличниками…»  Храм Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе наглядно показывает нам, как развивалось ярославское храмовое зодчество.

Эту пятиглавую кубическую четырехстопную церковь окружают многочисленные галереи и приделы.

Церковь Иоанна Златоуста считается лучшей в Ярославле по декоративному убранству. Расписывала ее артель иконописцев, которыми руководил знаменитый мастер Алексей Иванович Сопляков. Храм издавна служил источником вдохновения для строителей, по его подобию возведено немало других церквей, однако, остался неповторимым.

Декоративное убранство храма смотрится особенно нарядным, благодаря изразцовому наличнику на центральной апсиде в алтаре. Его создали почти через полвека после возведения самой церкви. Наличник оживляет кирпичную стену, играя роль яркого контрастного пятна.

Праздничное многоцветье ярких изразцов с крупными орнаментами создает по-настоящему сказочное настроение. Этот непревзойденный шедевр стал своеобразной визитной карточкой, символизируя ярославское изразцовое искусство.

Самые интересные детали храмового ансамбля: история и современность Храмовый комплекс представлен еще и церковью в честь Владимирской иконы Божьей Матери. Она строилась, как зимняя, поэтому не имеет приделов, чтобы помещение лучше отапливалось.

Храм кажется более простым, по сравнению с «франтовитым соседом», уступая ему по узорчатой замысловатости. 1680 год памятен строительством шатровой колокольни, ставшей в комплексе центральной. По первоначальному замыслу она была возведена самостоятельно, но всесте с тем соединила храмы воедино.

Так задумали зодчие, а народ прозвал «ярославской свечой», благодаря особенной стройности и высоте. Колокольня буквально парит над землей, ведь ее размер – 37 метров. С высоты птичьего полета озорно и ехидно наблюдают за нами ажурные люкарны – слуховые отверстия для усиления акустического эффекта.

Обратите внимание

Когда-то «ярославская свеча славилась куполами, отлитыми на сибирских заводах рода Демидовых. В XVII – XVIII вв. на одну линию с колокольней поставили Святые ворота. Они выполнены в стиле «нарышкинского барокко» и украшены резной вязью. Это еще одно связующее звено комплекса.

Особенно грандиозным и величественным ансамбль выглядит на фоне речных просторов, как и было в свое время задумано зодчими Ярославля. Получился настоящий шедевр, причем не только на российском, но и на мировом уровне.

Наше время

В начале ХХ века его облик запечатлил фотохудожник С. М. Прокудин-Горский. Благодаря его талантливым цветным снимкам, можно представить все величие этого уникального храмового ансамбля. В советские годы комплекс долго находился в забвении, а в храмы использовали в качестве складских помещений.

По счастливой случайности, они не были разрушены и довольно хорошо сохранились. Храм Иоанна Златоуста отдали под соляной склад, из-за чего часть фресок там безвозвратно испорчена. Чтобы полностью восстановить комплекс, нужны огромные деньги.

Сейчас реставрационными работами занимается старообрядческая община.

Адрес: Портовая набережная, 2

Источник: http://yaroslavl-tur.ru/sobory-i-tserkvi/55-khramovyj-kompleks-v-korovnikakh

Достопримечательность Церковь Иоанна Златоуста (Храмовый комплекс в Коровниках) в Ярославле

Адрес: 150001, город Ярославль, Портовая набережная, дом 2

Район города: Ярославль, Фрунзенский район, район Коровники

Создатели церкви Иоанна Златоуста в Коровниках воплотили в своём творении мечты человечества о гармонии и совершенстве. В этом храме безупречным оказалось всё: архитектурные формы, художественные образы и их сочетание с окружающей природой.

Собор стоит в прекраснейшем природном уголке, на месте слияния двух рек — Волги и Которосли. Неудивительно, что сегодня эта достопримечательность Ярославля считается одним из самых выдающихся памятников церковного зодчества России и всего мира.

Самые известные искусствоведы изумляются тому, насколько целен и завершён Златоустовский собор.

Построен этот шедевр архитектурного искусства был в середине XVII века. Богатые посадские люди Иван и Фёдор Неждановские пожертвовали немалые средства на возведение храма. О них самих сохранилось немного сведений.

Известно, что жили они в Коровницкой слободе, где располагается сам памятник. Они занимались сельским хозяйством, разведением крупного рогатого скота и, вероятно, торговлей.

Читайте также:  Храм-звонница святого георгия в коломенском, россия, город москва, парк «коломенское»

В своей родной слободе они решили создать храм, по красоте и величию которому не было бы равных в округе. Их задумка воплотилась в полной мере.

В 1649 году началось грандиозное строительство. Сначала был возведён объёмный куб — основа всего здания. Он строился в лучших традициях ярославской школы мастеров. В основе его лежал пространственный крест, образованный четырьмя мощными столпами. Затем верхним ярусом были надстроены галереи.

Важно

Завершалось здание позакомарными покрытиями и пятью главами с массивными куполами. Удивительны пропорции основного здания и пятиглавия. Сам храм Иоанна Златоуста огромный, широкий и невысокий. А световые барабаны куполов — изящные, возвышенные, устремлённые ввысь.

Особенно велик центральный барабан: по высоте он практически равнозначен основному зданию.

В 1654 году строительные работы были завершены. Горожане увидели дивную церковь с двумя шатровыми приделами. Она была практически лишена декоративного убранства, но смотрелась при этом нарядно и даже празднично. Такой вид храму создавали особый стиль кладки и стены из красного, почти алого кирпича.

В 80-х годах XVII века облик собора изменился. В кирпичной кладке появились изразцовые вставки. Окна, до этого не имевшие наличников, были украшены каменной резьбой. Особенно пышное убранство имеет окно центральной апсиды.

Именно с этой стороны памятник был виден жителям центральной части города. Богато украшены и остроглавые крылечки, пристроенные к церкви с востока, с севера и с юга.

Такая тяга к украшательству и разнообразию в декоре была свойственна посадскому люду.

Внутреннее оформление храм в Коровниках приобрёл значительно позже. Только в 1732 году ярославцы собрали средства, чтобы расписать стены. Занималась созданием фресок артель знаменитого мастера Алексея Соплякова. Примерно в это же время в церкви Иоанна Златоуста устанавливают уникальный пятиярусный иконостас. Сегодня он входит в сокровищницу мировой живописи.

Ко второй половине XVII века формируется так называемый архитектурный ансамбль в Коровниках. По образу и подобию главного собора строится тёплый храм Владимирской иконы Божией Матери. Вопреки традициям его возводят не рядом, а поодаль от летнего. В результате получается удивительно симметричная архитектурная композиция.

Её удачно дополняет колокольня «Ярославская свеча», стоящая между двумя церквями. Такое необычное название она получила за особую стройность, изящество и грацию. Её высота в 37 метров придаёт невероятную пространственную лёгкость всему комплексу.

Позже других были построены ворота, гармонично завершившие ансамбль церквей в Коровниках в Ярославле.

Совет

Сегодня храм Ионна Златоуста, церковь Владимирской Богоматери и Святые ворота находятся в ведении Русской старообрядческой церкви, которая занимается реставрацией выдающегося произведения русского архитектурного искусства. Надеемся, что в ближайшем будущем памятник предстанет перед нами во всём своём великолепии.

Источник: https://www.yarcom.ru/sights/yaroslavl/place/38

Церковь Иоанна Златоуста и Владимирская в Коровниках. Достопримечательности — Путеводитель по Золотому кольцу России

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Ансамбль церкви свт. Иоанна Златоуста расположен на противоположном от центра города берегу Которосли в Коровницкой слободе, жители которой занимались разведением скота.

Заказчики были похоронены в южной галерее возведенного «их иждивением» храма.

При строительстве мастера использовали уже традиционную к тому времени композицию: центральный храм с трёх сторон окружён низкими галереями, которые на восточной стороне заканчиваются приделами.

А приделы завершаются симметричными шатрами.

В 1680-х гг. церковь заново украшается, в результате чего декоративное убранство становится значительно богаче и разнообразнее.

Растёсываются окна, их обрамляют фигурными наличниками.

К галерее пристраиваются три крыльца с высокими двускатными кровлями и храм украшается изразцами.

Уникальная деталь декора церкви свт. Иоанна Златоуста — огромный, самый большой в России, изразцовый наличник на окне центральной апсиды алтаря.

Восточный фасад храма обращён к Волге, и мастера стремились сделать вид храма с реки максимально красивым.

Высота наличника ок. 8 м., ширина ок. 5 м.

В 1732-33 гг. артель местных коровинских мастеров во главе с Алексеем Сопляковым расписала храм фресками, тогда же был поставлен и существующий барочный иконостас.

Исследователи обнаружили на стенах храма более 500 иконографических сюжетов.

Обратите внимание

Два средних яруса посвящены изображению сюжетов из жития свт. Иоанна Златоуста. Кроме того, в росписях отражены сюжеты Евангелия, Деяний Апостолов, Песни песней и др. книг Священного Писания.

В Иоанновском храме богослужения проводились только летом.

Для зимних служб в 1669 г. возвели церковь Владимирской иконы Божией Матери.

Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с основного храма.

В силу своих размеров пятиглавая Владимирская церковь (масса куба которой примерно равновелика церкви свт. Иоанна Златоуста) оказалась неприспособленной для своей функции теплой церкви.

Ее пришлось разделить на два этажа, причем верхний этаж стал использоваться как чердак.

Связать оба храма воедино была призвана шатровая колокольня, сооруженная в 1680-е гг. на равном расстоянии от обоих зданий.

За свою высоту и стройность она прозвана «ярославской свечой».

Богато декорированный шатер с ажурным ярусом звонов в ней резко контрастирует с полным отсутствием украшений на глухом восьмигранном столпе.

Еще одним связующим звеном ансамбля выступают Святые ворота, выполненные в стиле нарышкинского барокко. Как и весь ансамбль, они развернуты в сторону Волги: зодчие рассчитывали на панорамное восприятие храмов с палубы судов, проплывающих по великой реке.

Церковь Иоанна Златоуста занимает выдающееся место в истории ярославского зодчества. Завершив период сложения местного типа посадского храма, она стала своеобразным образцом его дальнейшего развития.

Важно

Ее удачное объемно-пространственное решение и совершенные пропорции еще долго привлекали многочисленных заказчиков ярославских храмов и служили критерием мастерства ярославских зодчих.

В церкви Спаса на Городу повторены формы ее приделов, а в церкви Николы Мокрого — почти полностью вся композиционная схема Златоустовской церкви.

Церковь свт. Иоанна Златоуста была закрыта в 1935 г., в ней находился склад.

В 1992 г. возвращена верующим, отдана старообрядческой общине.

Источник: https://golden-ring.drugiegoroda.ru/attractions/88-cerkov-ioanna-zlatousta-i-vladimirskaya-v-korovnikax/

Храм святителя Иоанна Златоуста. Ярославль

Воздвигнутый в 1649–1654 годах напротив стрелки Волги и Которосли, храм Иоанна Златоуста – самый гармоничный, цельный и законченный памятник ярославского зодчества.

Отказавшись от использования нефункционального подклета, строители компенсировали эту потерю огромными размерами нарядных барабанов и яблоковидных чешуйчатых глав, которые по высоте равны основному зданию.

Вполне в духе никоновских преобразований, когда были востребованы храмы традиционного соборного типа, зодчие наделили постройку строгой симметрией по оси восток-запад.

Устремленность храма ввысь подчеркивают фланкирующие четверик шатровые приделы, которым вторят далеко вынесенные и очень высокие островерхие крыльца на столбах. В дальнейшем именно Златоустинский храм, а не остро ассиметричные постройки вроде церкви Ильи Пророка, был воспринят ярославскими зодчими в качестве канона.

К 1680-м годам относится изысканное декоративное убранство фасадов церкви. Особенно примечательны богатые, многоцветные наличники, у каждого из которых – особый рисунок. В 1732–1733 годах бригада Алексея Соплякова расписала храм фресками, тогда же был поставлен и существующий барочный иконостас.

Уникальная композиция Златоустинского храма в известной степени затруднила задачу строителей зимней церкви Владимирской Богоматери, которая была возведена в 1669 году. Чтобы не нарушать гармонии ансамбля, формы и размеры этой церкви были скопированы с основного храма.

В силу своих размеров пятиглавая Владимирская церковь (масса куба которой примерно равновелика церкви Иоанна Златоуста) оказалась неприспособленной для своей функции теплой церкви. Ее пришлось разделить на два этажа, причем верхний этаж стал использоваться как чердак.

Совет

Связать оба храма воедино была призвана шатровая колокольня, сооруженная в 1680-е годы на равном расстоянии от обоих зданий. За свою высоту и стройность она прозвана “ярославской свечой”.

Богато декорированный шатер с ажурным ярусом звонов в ней резко контрастирует с полным отсутствием украшений на глухом восьмигранном столпе. Еще одним связующим звеном ансамбля выступают Святые ворота, выполненные в стиле нарышкинского барокко.

Читайте также:  Преподобные сергий и герман валаамские

Как и весь ансамбль, они развернуты в сторону Волги: зодчие рассчитывали на панорамное восприятие храмов с палубы судов, проплывающих по великой реке.

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках (1649-1654), общий вид с мельницы, с юго-запада. Ярославль. Ярославская губерния. Фотография Прокудина-Горского. 1911 год.

‹ Previous › Next

Источник: http://ruvera.ru/commune/hram_svyatitelya-_ioanna_zlatousta_yaroslavl

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках

Церковь Иоанна Златоуста в Коровниках – один из старинных православных храмов Ярославля, появившийся в бывшей Коровницкой слободе в середине XVII столетия и ставший центральным композиционным элементом живописного храмового ансамбля.

Здание закрытого в начале XX века храма использовалось не по назначению, пока в конце минувшего столетия не было передано в ведение РПСЦ. В настоящее время церковь имеет статус памятника архитектуры федерального значения и пока не действует.

 

Об истории и дальнейшей судьбе храма

Середина и вторая половина XVII столетия ознаменовались для Ярославля бурным расцветом храмового строительства.

Состоятельные ярославские купцы стремились украсить свои посады новыми каменными церквями, часто стремясь перещеголять друг друга размерами, нарядностью, богатством и обилием убранства возводимых ими храмов.

Так, в самом центре Ярославля вырос храм Ильи Пророка (1647–1650 годы), в Коровницкой слободе – храм Иоанна Златоуста (1649–1654 годы), а в Толчковской слободе – церковь Иоанна Предтечи (1671–1687 годы).

Для Коровницкой слободы, жителями которой в середине XVII века были купцы Иван и Фёдор Неждановские, Златоустовская церковь была приходским храмом на протяжении длительного времени.

О первом деревянном храме сведений практически не сохранилось, лишь известно (из надписи на древнем колоколе, отлитом для храма ещё в 1622 году), что главный его престол был освящён во имя Иоанна Златоуста, а придел – в честь Владимирской иконы Божьей Матери.

Обратите внимание

Вероятно, эта церковь ещё долго служила бы местом духовного отдохновения для прихожан Коровницкой слободы, но в 1647 году в самом центре города по заказу и на средства богатейших ярославских купцов Скрипиных на месте древней обветшавшей деревянной церкви во имя Ильи Пророка началось возведение нового каменного храма с сохранением прежнего посвящения.

Дух соревновательности, видимо, в полной мере был присущ всем представителям ярославской купеческой среды, потому что уже в 1649 году братья Неждановские также начали работы по строительству новой краснокирпичной Златоустовской церкви в своей слободе.

 

Спустя пять лет, в 1654 году, красавец-храм был отстроен, благоукрашен иконами, а в ризнице появилась церковная утварь и богослужебные книги. Его главный престол, в присутствии закладчиков храма – братьев Неждановских и жителей слободы, был торжественно освящён во имя Иоанна Златоуста, северный придел – во имя Зачатия Иоанна Предтечи, южный придел – во имя святой равноапостольной княгини Ольги. 

В 1669 году рядом с холодным Златоустовским храмом выстроили тёплую Владимирскую церковь, в 1680-х годах – изящную 37-метровую столпообразную шатровую колокольню, получившую собственное имя «Ярославская свеча», а весь комплекс опоясали невысокой кирпичной оградой с встроенными в неё Святыми воротами, выполненными в стиле «нарышкинское барокко», представляющими собой поставленные друг на друга два богато украшенных изразцами восьмигранника, верхний из которых увенчан маленькой луковичной главкой на тонком глухом барабане. В то же период, в конце XVII века, в Златоустовской церкви были проведены работы по некоторой перестройке – в основном четверике мастера растесали и окаймили нарядными наличниками окна, западные углы богато декорировали полуколонками с капителями и вставками из изразцов, заложили арки галереи, проделав вместо них 9 невысоких прямоугольных окон, оформленных пышными каменными наличниками, декорировали изразцами ширинки галерей и фриз крылец, пристроили к первоначальным крыльцам изящные арочные крыльца-входы под высокими двускатными кровлями, арки крылец галерей украсили висячими белокаменными резными декоративными гирьками, а позакомарное покрытие храма заменили четырёхскатной кровлей.Видимо, тогда же в храме был установлен резной пятиярусный иконостас с орнаментом из цветочных гирлянд и виноградной лозы и резные Царские врата, декорированные стилизованным цветущим подсолнечником. Несколько нарядных, богато отделанных, красно-зелёных с золотом икон местного ряда были написаны известным изографом второй половины XVII века Семёном Спиридоновым Холмогорцем. О внутреннем убранстве храма тех лет сведений не сохранилось, только известно, что фресковая роспись интерьеров была проведена в 1732–1733 годах артелью ярославских мастеров под руководством талантливого изографа-знаменщика Алексея Ивановича Соплякова, жителя Коровницкой слободы. Масштабную реставрацию фресок храма провели во второй половине XIX столетия. Тогда их промыли и поновили в клеевой технике, а следующие работы по сохранению уникальных фресковых картин были проведены уже в 60-х годах минувшего века бригадой ярославских мастеров под руководством художника-реставратора монументальной живописи Виктора Ивановича Васина. С самого первого дня своего существования Златоустовский храм был приходским, оставаясь таким до самого закрытия в 1935 году. После упразднения прихода представители новой власти все ценности из церкви вывезли, а в освободившемся здании разместили склады, которые и находились в нём практически до передачи храма в ведение Ярославско-Костромской епархии Русской Православной Старообрядческой Церкви в 1992 году.В настоящее время богослужения в храме не совершаются, в нём ведутся ремонтно-реставрационные работы. 

Об архитектуре и убранстве храма

Златоустовская церковь, выстроенная в лучших традициях ярославской школы зодчества, стала не только украшением Коровницкой слободы, но и одним из самых красивых культовых строений города.

 Невысокий, поставленный на фундамент основной четверик церкви с восточной стороны неизвестный зодчий оформил пятью полукруглыми апсидами, с трёх сторон опоясал открытой галереей в виде аркады с кувшинообразными столбами-опорами и крыльцами с каждой стороны.

К углам апсид примкнули два двусветных (в виде четвериков с покоящимися на них восьмериками) придела, увенчанные шатрами с небольшими луковичными главками.Увенчали храм пятью луковичными главами, поставленными на высокие массивные барабаны.

Интересно, что высота центральной главы до подкрестного яблочка превосходит размерами высоту стен самой церкви, но этот архитектурный приём не внёс диссонанс в общий вид строения, а наоборот, дополнил его, сделав храм пропорциональным и очень гармоничным.

На фасадах храма, выложенного особой фигурной кладкой из красного кирпича, декор почти отсутствует, за исключением плоских лопаток на западных углах четверика, гранёных полуколонок между полукружьями алтарей, фигурного цоколя и карниза, а также плоских наличников боковых апсид, кокошников в верхней части приделов, горизонтального пояска с вырастающими над ним короткими лопатками – основания для позакомарного покрытия основного объёма храма. Самым изысканным украшением храма стал большой (ширина 5 метров, высота 8 метров) фигурный изразцовый наличник его центральной апсиды, до сих пор являющийся шедевром изразцового искусства Ярославля. Украшение таким наличником апсиды было неслучайным – обращённый восточным фасадом к Волге храм очень хорошо просматривался именно со стороны реки, поэтому акцентированная многоцветным, переливающимся на солнце изразцовым великолепием культовая постройка должна была не только привлекать внимание ещё издали, но и показывать богатство храмоздателей и их любовь к своему детищу.Не менее пышен и наряден храм был и внутри. Живописный фресковый ковёр полностью покрыл все стены, своды, подоконники, простенки, столбы, подпружные арки, паруса и световой барабан Златоустовской церкви. Более 500 сюжетных композиций, включивших в себя подробные картины из жития Иоанна Златоуста, деяний апостолов, иллюстрации из Нового Завета, Богородичный цикл, изображения ветхозаветных пророков, трёх святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), а также изображения знаменитых чудотворных икон Пресвятой Богородицы (Владимирской, Донской, Иерусалимской, Знамения, Казанской, Корсунской, Смоленской, Тихвинской, Троеручицы, Толгской, Фёдоровской и Ярославской) и ростовских святителей стали основным элементом внутреннего убранства церкви.

К сожалению, кроме старинного иконостаса и уникальной фресковой живописи до наших дней ничего не сохранилось, но самое главное – Златоустовская церковь не была разрушена временем и людьми, в настоящее время являясь уникальным памятником ярославского зодчества XVII столетия и наглядным пособием для нынешних архитекторов и мастеров будущего.

Источник: http://www.BankGorodov.ru/sight/cerkov-ioanna-zlatoysta-v-korovnikah

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector