Икона божией матери черниговская-гефсиманская, россия, московская область, город сергиев посад, троице-сергиева лавра, гефсиманский скит, храм архистратига михаила

Архитектурный ансамбль

За столетия на территории Свято-Троицкой Сергиевой Лавры сложился уникальный ансамбль разновременных построек, включающий более пятидесяти зданий и сооружений.

В юго-западной части монастыря находится белокаменный Троицкий собор (1422-1423), поставленный на месте первого деревянного храма XIV века. Именно вокруг него происходило формирование монастырского ансамбля.

К востоку от собора в 1476 году псковскими мастерами была возведена кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого Духа на апостолов.

Обратите внимание

Успенский собор был возведен в 1559-1585 годах по типу Успенского собора Московского Кремля. Фрески Успенского собора создавались в 1684 году. У северо-западного угла собора на месте западной паперти в 1780 году была устроена палатка с шатровой кровлей над могилами семьи царя Бориса Годунова.

Напротив Успенского собора — комплекс казначейского корпуса и примыкающих к нему больничных палат с шатровой церковью Прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1635-1638).

За ними располагаются Крепостная палата и комплекс Келарских палат (рубеж XVI-XVII вв.).

На месте древней надвратной церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского (1513) у главного входа в монастырь был построен пятиглавый надвратный храм в честь Рождества св. Иоанна Предтечи (1692-1699).

Декорированная белокаменной резьбой трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского (1686-1692) выполнена в стиле «нарышкинского» барокко — русской версии одного из великих европейских стилей. До конца XVII в. в Троице-Сергиевом монастыре в том же стиле были возведены Царские чертоги, Надкладезная часовня и уже упомянутая надвратная церковь в честь Рождества святого Иоанна Предтечи.

К памятникам XVIII века относится небольшая церковь во имя Преподобного Михея Радонежского, построенная над его гробом в 1734 году. Напротив больничных палат в 1746-1748 годах возведена изящная церковь Смоленской иконы Богоматери в стиле елизаветинского барокко. Здание Митрополичьих покоев расположено в юго-западной части монастыря, оно относится к XVI–XVII вв., а фасад обновлен в 1778 г.

Центральное место в архитектурном ансамбле Троице-Сергиевой Лавры занимает великолепная пятиярусная колокольня, которая видна со всех сторон за несколько километров до подъезда к монастырю.

По архитектурной композиции, изяществу силуэта и декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим памятникам русского зодчества XVIII века.

Важно

Недалеко от колокольни в 1792 году поставлен памятный четырехгранный памятный обелиск, сложенный из дикого камня.

Крепостные стены с одиннадцатью башнями (от двенадцатой сохранился лишь фундамент) (1540-1550 гг.) общей протяженностью 1370 м опоясали монастырь неправильным четырехугольником, сохраняя древнюю «четверообразную» планировку. Современный вид крепостные сооружения приобрели в середине XVIIв., когда велись работы по их усилению и совершенствованию.

За стенами юго-западной части монастыря, рядом с речкой Кончурой, напротив Водяной башни был разбит Пафнутьев сад. Здесь на территории, обнесенной в 1778 году невысокой каменной оградой, в 1895 году построен больнично-богадельный корпус с храмом Прп.

Иоанна Лествичника (в настоящее время — помещения Московской духовной семинарии).

Адрес Лавры: Россия, 141300, Московская обл., г. Сергиев Посад, Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Телефон монастырской проходной (496) 540-53-34 (круглосуточно справки по общим вопросам), канцелярии тел. (496) 540-59-42, тел.

/факс (496) 547-70-35 (8.00 до 17.00 часов по Московскому времени). Проезд от Ярославского вокзала г. Москвы на пригородном электропоезде до г. Сергиева Посада или автобусным маршрутом пригородного сообщения от Щелковского автовокзала (ст. метро “Щелковская”) или от ст. метро “ВДНХ”.

Телефон справочной ж/д вокзала в Сергиевом Посаде – (496) 540-58-78, автостанции – (496) 540-62-90.


 (для пожертвований, счет в Сбербанке) :   

Получатель: ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

р/с 40703810440380101340 

в Сергиево-Посадском ОСБ 2578 Сбербанка РФ г. Москва 

к/с 30101810400000000225 БИК 044525225 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

 (для пожертвований, счет в ОАО “Промсвязьбанк”

Получатель: 

ИНН 5042016770, КПП 504201001 

ОКПО 33072291 ОКОНХ 98700 

ОГРН 1035000008262 

р/с 40703810230740484101 

в ОАО “Промсвязьбанк” г. Москва 

к/с 30101810400000000555 БИК 044525555 

Назначение платежа: Добровольное пожертвование на уставную деятельность. Без НДС. 

Пожертвование на требы (с именами поминаемых) 

Источник: http://www.stsl.ru/about_lavra/all/gefsimanskiy-chernigovskiy-skit/

Гефсиманский Черниговский скит – пещерная обитель в Исаковой роще

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, 1
Основан в 1844 году
Основные достопримечательности: собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери (1890 г.), надвратная колокольня (1900 г.

)
Святыни: два чтимых списка с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Черниговская Гефсиманская», рака с мощам преподобной Варнавы Гефсиманского, рака с частичками мощей Киево-Печерских и других святых, камень от гроба Божией Матери из Иерусалима
Координаты: 56°18'25.5″N 38°10'44.4″E

Черниговский мужской скит Троицко-Сергиевской Лавры находится в нескольких километрах от нее, возле Верхнего Скитского пруда. Его создали в 40-е годы XIX века при Гефсиманском ските и прежде называли «Пещерами».

Место это на окраине Сергиева Посада очень живописно и как подворье Лавры привлекает много паломников.

Сюда приезжают с тем, чтобы побывать в знаменитых пещерных церквях, подземных кельях и испробовать воды из святого подземного источника.

История Черниговского скита

Гефсиманией называлось место, где Иисус Христос молился о людском спасении. В Гефсимании нашла свой покой и Богоматерь. Обитель с таким названием была создана в 1843-1844 годах в 3 км от Троицкого монастыря, в тихой Исаковой роще. Сделали это, благодаря усилиям наместника Лавры преподобного Антония.

Вначале здесь стали жить несколько монахов, которые имели большую склонность к безмолвию и аскетическому образу жизни. В отличие от иноков Троицкого монастыря, они не имели жалования, а одежду получали из «рухлядной».

Даже церковная утварь, используемая в новой обители при богослужениях, была поначалу просто деревянной.

Гефсиманский Черниговский скит

В 1848 году сюда среди монахов поселился юродивый Филиппушка (1802-1968). Неподалеку от обители он начал рыть для себя в земле келью, как у монахов Киева-Печерской Лавры. И к усердному юродивому присоединилась часть монастырской братии.

До осени 1851 года был вырыт целый подземный комплекс, куда входил храм, обрамленный деревянным срубом, и небольшие пещерные кельи для иноков. Поначалу все подземные сооружения делались земляными, и кирпичом были обложены гораздо позже.

Год спустя подземному храму была подарена икона Черниговской Божией Матери. Тогда же, в 1852 году монастырь впервые посетил Василий Ильич Меркулов. Вначале он водил к монастырским пещерам богомольцев, а затем принял послушание. Через 14 лет Меркулов стал монахом, и его начали называть Варнавой.

Спустя время он сделался народным духовником Пещер Гефсиманской обители. Известность иеромонаха Варнавы среди христиан постоянно росла. И многие спешили в «Пещеры», чтобы получить благословение старца. Так, в 1905 году у иеромонаха исповедовался император России Николай II. В следующем году Варнава окончил земной путь.

Православная церковь канонизировала его в середине 90-х годов прошлого века.

60-90 годы XIX века стали временем активного строительства Гефсиманского скита. Были проведены большие работы по расширению подземной церкви, возведена деревянная надземная церковь, а позже и кирпичный Черниговский храм, келейные здания, ограда и пятиярусная колокольня.

Совет

В 1919 году, с приходом советской власти, Троицко-Сергиевский монастырь закрыли. И часть монахов стала жить в Гефсиманском скиту и Черниговской обители. Но спустя три года власти ликвидировали и Черниговский монастырь. Икону Черниговской Божией Матери перенесли и разместили в московской церкви преподобного Сергия, расположенной в Рогожской Ямской слободе.

В 1924 году Гефсиманская обитель продолжила существовать как сельскохозяйственная артель. Окончательный разгон монастырской братии произошел в 1928 году, с закрытием последней церкви на монастырской территории.

Помещения Гефсиманской обители начали использовать для клуба глухонемых.

А в середине прошлого века их отдали военным, которые взорвали все строения, а на освободившейся площадке возвели корпус для административно-учебных целей.

Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери

Помещения скита продолжили эксплуатировать под складские нужды, для размещения тюрьмы и специального интерната для инвалидов войны. И, наконец, в 1990 году многострадальную обитель вернули Троицко-Сергиевской Лавре.

Архитектурные памятники Черниговского мужского скита

Монастырский архитектурный ансамбль сложился в конце XIX – начале XX века, и во многом без изменений дошел до нашего времени. Территория обители представляет собой правильный прямоугольник, вытянутый с юга на север. Здания в нем расположены строго симметрично, а вокруг них много зелени.

Центральную часть композиции монастырского ансамбля занимает большой пятиглавый Черниговский храм, построенный из красного кирпича вместо обветшавшей деревянной церкви. Он был возведен над пещерным храмом с 1886 по 1889 годы.

Руководил строительными работами известный российский архитектор Владимир Николаевич Султанов (1850-1908). Проект был так тщательно проработан, что на протяжении всего строительства подземные храмы оставались действующими. Отделка нового кирпичного собора по ряду обстоятельств была закончена только в 1897 году.

Сейчас величественный Черниговский храм полностью отреставрирован. Он очень красив, пропорционален и имеет богатый внешний декор.

Украшением скита является также высокая, немногим уступающая Лавре, пятиярусная красно-кирпичная колокольня, возведенная над восточными воротами. По бокам от нее пристроены два небольших храма – церковь Николая Чудотворца и церковь Константина и Елены.

Этот красивый надвратный комплекс был сооружен одновременно с оградой вокруг территории скита в 1895 г. по проекту архитектора Александра Афанасьевича Латкова.

Благодаря удачному архитектурному решению, колокольня с прилегающими к ней храмами составляет единый по стилю ансамбль с большим Черниговским собором и видна из многих мест Сергиева Посада.

Под землей скита расположено несколько действующих церквей: храм Михаила Архангела, часовня иконы Иверской Божией Матери, а также храм Антония и Феодосия Печерских. Все они отреставрированы, расписаны при помощи студентов Абрамцевского художественного училища и используются для богослужений.

Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери

А окружающие их кельи поражают своими малыми размерами. Здесь же находится подземный родник, вода из которого пользуется большой популярностью у верующих.

Обратите внимание

Келейные корпуса были выстроены во второй половине XIX века и самом начале XX века. Они выдержанны в едином псевдорусском стиле, характерном для большинства архитектурных памятников Черниговской обители.

На севере территории расположен большой некрополь, где погребены иноки, благотворители и попечители обители. Здесь также находятся могилы, в которых покоятся известные российские философы, публицисты и литераторы К. Н.

Леонтьев (1831-1891) и В. В. Розанов (1856-1919).

Современное состояние и режим посещения Черниговского скита

Сегодня скит существует в статусе действующего подворья Троицко-Сергиевской Лавры. Службы в нем проходят каждый день – утром (в 6.00 или 6.30) и вечером (в 16.45 или 17.00). Работает воскресная школа для детей прихожан.

Особо чтимыми святынями скита считаются два списка, сделанные с чудотворной иконы Черниговский Божией Матери; рака, в которой хранятся мощи, принадлежащие Варнаве Гефсиманскому; и камень, привезенный из Иерусалима, от гроба Богоматери.

При ските работает небольшой кондитерский цех, в магазине которого можно приобрести хлеб, приготовленный без использования дрожжей: ржано-полбяной, ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный.

В продаже также имеются несколько сортов вкусного кваса, сделанного на хлебной закваске – имбирный, петровский (с хреном и медом), свекольный, хвойный и др.

Кроме того, у прихожан и гостей скита большой популярностью пользуется разнотравный мед, льняное масло, соленые грибы, монастырские пирожки и квашенная капуста.

Как добраться до Черниговского скита

Гефсиманский Черниговский скит находится в городе Сергиев Посад на улице Гефсиманские пруды, 1.

Своим ходом – на маршрутке и пешком. От железнодорожного вокзала Сергиева Посада можно подъехать ближе к скиту на маршрутных автобусах № 7, 8. Выйти нужно на остановке «Ферма» (въезд в пос. Ферма) и идти по ул. Солнечная. Скит находится между поселками (микрорайонами) Ферма и Киновия.

Но поскольку город небольшой, от железнодорожной станции до территории скита нетрудно дойти и пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую.

Она выводит к Скитским прудам, за которыми и расположена территория скита.

Колокольня

На автомобиле. Из центра города от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской улице пересечь железную дорогу. На втором повороте налево после ж/д переезда выехать на Карбушинский переулок, и далее по Огородной и Новоогородной улицам доехать до территории скита.

Рейтинг достопримечательности

Гефсиманский Черниговский скит в Сергиевом Посаде на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/686-gefsimanskij-chernigovskij-skit-v-sergievom-posade

Надежда Дмитриева. Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери / Православие.Ru

Празднование 1/14 сентября

Читайте также:  Молитва к пресвятой богородице всемилостивая - каноны и молитвы богородице

Обитель иноков. Сюда Пришли мы помолиться. И здесь от горя и труда

Хотим на час забыться.

Идем в пещерный Божий храм, Где у святой иконы Отрадно волю дать слезам,

Земные класть поклоны.

Владычица Небес глядит Любвеобильным взором И как бы хочет всех покрыть

Чудесным омофором…

Эти бесхитростные, но искренние строки были написаны в день ангела великого старца Варнавы Гефиманского, спустя шесть лет после его кончины – происшедшей прямо во время его коленопреклоненной молитвы в алтаре.

Принадлежат они иеромонаху Ефрему, духовнику Черниговского скита, расположенного в получасе ходьбы к востоку от Троице-Сергиевой лавры.

До недавнего времени о Гефсиманском и Черниговском скитах, отделенных друг от друга лишь водной протокой, не упоминалось ни в одном путеводителе, а экскурсоводам не разрешалось рассказывать о них: территорию самого Гефсиманского скита и доныне занимает секретный военный НИИ.

Зато окрестные пейзажи знакомы всякому православному человеку: именно здесь, «у Черниговской» нашел натуру для многих своих картин из иноческой жизни, в том числе и сцен жития преподобного Сергия, замечательный русский художник Михаил Васильевич Нестеров.

Важно

Более же всего этот скит известен как местопребывание одной из самых чтимых в России икон Богородицы. Здесь 1 сентября 1869 года, в день церковного новолетия, в «пещерном отделении» Гефсиманского скита лавры, просияла новая чудотворная – Черниговско‑Гефсиманская. В этот день и совершается общецерковное празднование сему образу.

Осенью 1869 года парализованная тульская крестьянка Фекла Адрианова получила исцеление по молитве пред сим образом, и с того времени только по 1899 год было зарегистрировано 105 чудес от Черниговской‑Гефсиманской иконы.

С древнерусским городом Черниговом связано несколько чудотворных образов Пречистой: Чернигово‑Елецкий, Чернигово‑Ильинский, Чернигово‑Гефсиманский.

Сам первообраз Черниговской был обретен еще в 1069 году основателем русского иночества, преподобным Антонием Печерским, в ветвях ели (откуда и название «Елецкий», с городом Елец никак не связанное).

Как сообщает Нестор‑летописец, когда черниговский князь Святослав Ярославич разгневался на Антония, тот ушел из города на Болдину гору, выкопал себе пещеру и поселился в ней. Там и обрел подвижник Черниговско‑Елецкую икону как знак милости Пречистой к новой обители.

Празднование Елецкой иконе совершается 11 января, пишется на ней ель, среди зеленых ветвей которой покоится образ Богородицы с Младенцем на коленях. Сам первообраз Черниговской пропал еще в начале XVII столетия после разрушения Елецкой Успенской обители поляками.

В 1658 году инок черниговского Ильинского монастыря Геннадий написал новый образ Черниговской, принадлежащий к типу Одигитрии и прославленный многими чудесами.

О двух повествуют надписи на его окладе: «Чудодейственное течение слезное на оном честном образе видимо было 1662 год с 16 по 24 число апреля» и «В 1662 году было нашествие татар на град Чернигов, но к сему Чудотворному образу не могли прикоснуться руки нечестивых сарацин».

Совет

Празднование этому изводу Черниговской, пребывавшему в Троицком соборе Троице‑Ильинского монастыря в Чернигове, совершается трижды в год – в Троицын день, 16 апреля и в день Ильи‑пророка.

Еще в 1658 году список с этой иконы был взят в Московский Кремль в патриарший собор Двенадцати Апостолов.

Черниговско‑Гефсиманский образ по размерам больше первообраза и написан на полотне. Он был вкладом в «пещерное отделение» (где иноки начали селиться спустя три года после основания самого Гефсиманского скита в 1844 году) девицы Александры Филипповой, сделанным в 1852 году.

По толкованию современного богослова о. Александра Мумрикова, на этой иконе Очи Приснодевы, обращенные к Отцу, обращают к Нему же и человеческий разум, и тем самым «здесь, у Палаты Духа Святого, дышит Живоначальная Троица во всей своей полноте». И Пречистая и Младенец, восседающий на Ее левой руке – в царских венцах.

В Гефсимании на Святой земле окончился земной путь Пречистой, это место ее славного Успения, слывущего второй Пасхой – этот праздник установлен еще современниками Богородицы, самими апостолами, и продолжается девять дней, с 15 по 23 августа по христианскому летоисчислению.

Успенских храмов в православном мире неичислимое множество; Гефсиманий же на русской земле в силу особой святости этого понятия было очень немного.

Престольным праздником в них считается не самый день Успения Богородицы (15 августа), а день Ее Вознесения на небо, отмечающийся 17 августа.

Только в этот день на территорию Гефсиманского скита допускались женщины; нижняя же подземная церковь была посвящена Гефсиманскому молению Спасителя, и ее храмовым праздником была вся Страстная Седмица.

Обратите внимание

Сама же чудотворная пребывала в пещерном храме во имя Михаила Архангела под величественным краснокирпичным храмом Черниговского скита.

Аналогичной по устройству была «Гефсимания» в пустоши Лариной при сельце Воронине в двух верстах от Зарайска (тогда Рязанская губерния, ныне Московская область), где в мае 1909 года была открыта женская община с подземным храмом Успения, над которым уже в годы Первой мировой войны строился храм Ее Вознесения (по замыслу будущего святителя‑мученика, епископа Арсения (Жадиновского)).

Еще одна и тоже недостроенная Гефсимания располагалась между трапезным храмом и Успенским собором «Пречистой на Горицах», ‑ Горицкого монастыря в Переславле-Залесском.

Задуманная в подражание подмосковному Новому Иерусалиму и строившаяся теми же мастерами, которые восстанавливали там после пожара Воскресенский собор, величественное барочное здание этой Гефсимании простояло до 1880‑х, когда было по ветхости разобрано.

Но только в Гефсимании близ Троице‑Сергиевой лавры вплоть до 1928 года продолжались богослужения и теплилась иноческая жизнь; затем скит был разогнан и его братия, все еще значительная (ведь именно сюда перешли насельники закрытой в 1919 году и отданной под армейское электротехническое училище Лавры), разошлась кто куда сумел, а последний скитоначальник игумен Израиль умер в ссылке в начале 1950‑х.

Бывшее же «пещерное отделение» еще в 1893 году получило статус самостоятельного Черниговского монастыря. Тогда здесь был освящен новый Черниговский собор и выстроена огромная, не уступающая по высоте лаврской колокольня, видимая издалека, уже с железнодорожной станции Сергиев Посад. Еще в 1891 г.

здесь был погребен инок Климент, в миру – Константин Николаевич Леонтьев, замечательный русский мыслитель и литератор. В 1919 г. по соседству с ним нашел последнее земное успокоение Василий Васильевич Розанов. До 1991 года их могилы пребывали в запустении.

Святое же тело «старца‑утешителя» Варнавы (1831‑1906), к которому сюда сходились и съезжались люди изо всех уголков России, по закрытии Черниговского монастыря было перенесено на городское Вознесенское кладбище.

Важно

Но и это кладбище было закрыто и разорено в 1934 году, и тогда тело старца сумели перенести на Никольское кладбище; однако в 1952 году безбожники добрались и до него, и могилу старца Варнавы в третий раз перенесли, теперь на Северное городское кладбище тогдашнего Загорска.

Но как при жизни нес старец Варнава возложенный на него в 30‑летнем возрасте духовным отцом подвиг старчества: «с любовью принимать всех приходящих и никому не отказывать в советах и наставлениях», так и все эти годы к его могилам стекались все новые поколения богомольцев.

Но не забывали православные и первую из его могилок, в самом Черниговском скиту, православные не забывали, хотя попасть на нее было непросто: здесь последовательно находились «колония для уголовного элемента», интернат для слепых, интернат для искалеченных солдат Великой отечественной войны, наконец, ПТУ для детей‑инвалидов. Лишь в 1989 году были возобновлены регулярные богослужения на могилке старца, а летом 1990 в Черниговском скиту возобновилось иноческое общежитие.

После закрытия Черниговского скита в 1922 г. чудотворная была перенесена оттуда в Москву, в церковь Сергия в Рогожской слободе (близ Андроникова монастыря), ‑ по ходатайству рабочих завода «Серп и молот. Там она пребывала до закрытия этого храма в 1938 г.

Большинство икон и церковных книг были тогда сожжены во дворе, причем среди них были очень редкие и дорогие ноты, специально изготовленные для местного хора из слепых певчих; как те ни просили пожалеть их и не лишать куска хлеба, уничтожили всё.

Однако чудотворная уцелела и была передана в частные руки, в семью подмосковных христиан. Храм Сергия в Рогожской был заново освящен в декабре 1991 г.

, однако Черниговская сюда не вернулась (местночтимой святыней этого храма стал теперь образ Богородицы «Утоли моя печали», перед которым ежевоскресно читаются акафисты).

Список с Черниговско‑Гефисиманской иконы встречает богомольцев в притворе Троицкого собора лавры, приходящих поклониться почивающим здесь святым мощам Игумена Земли Русской.

В самом скиту ежедневно и во всякое время года совершается таинство соборования болящих и страдающих душевными и телесными недугами.

Совет

Братия и весь народ православный ожидают возвращения в скит и самой чудотворной, и святых мощей местночтимого во многих уголках Святой Руси честных мощей старца Варнавы и возлагают свое упование на Саму Пречистую, как поется в тропаре пред Черниговской Ее иконой:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и смиренно припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердствовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений,не отврати Твоя раби тщи,

Тя бо и едину надежду имамы.

Источник: https://pravoslavie.ru/1924.html

Достопримечательность Сергиева Посада: Гефсиманский Черниговский скит

Гефсиманский Черниговский скит – это подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, расположенное примерно в 3 км от нее на берегу верхнего Скитского (Корбушинского) пруда в Сергиевом Посаде. Он был основан в 1844 году наместником лавры Антонием (Медведевым). Название напоминает о Гефсиманском саде и о главной святыне скита – чудотворной иконе Черниговской Божьей Матери.

Черниговский храм

Первая пещера в скиту появилась в 1847 году – ее, по подобию пещер в Киево-Печерской лавре, вырыл для себя блаженный схимонах Филипп (известный также как московский юродивый Филиппушка).

В 1851 году в пещерах появляется небольшой храм-землянка Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, над которым в 1856-1857 годах возводится сначала деревянная церковь во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских, а потом в 1886-1889 годах Черниговский храм, ставший кафедральным.

Черниговский собор – образец классического псевдорусского стиля, популярного в те годы. Все последующие постройки на территории скита, включая высокую изящную пятиярусную колокольню, выдержаны в нем же.

Черниговский храм в Черниговском скиту

Уединенное место пришлось по душе ищущим тишины для молитвы, и вскоре вокруг начинают селиться монахи. Во второй половине XIX века их число достигало 400!

После революции в 1921 году скит был закрыт, в зданиях в последующие годы находились тюрьма, склады, интернат для инвалидов.

В 1990 году в скиту вновь селятся монахи, и чуть позже начинается реставрация.

Сейчас скит могут посетить все, кто желает побывать в храме, в пещерах, набрать воды из святого источника и поклониться могилам великий русских философов Константина Леонтьева и Василия Розанова.

Интерьер Черниговского скита

Главная святыня скита – Черниговская икона Божией Матери – список с Черниговской-Ильинской иконы Божией Матери, находившейся в Троицком Ильинском монастыре недалеко от Чернигова, переданный во второй половине XIX века в скит одной благочестивой женщиной.

Первое чудо, связанное с этим образом, было явлено в 1869 году, когда исцелилась парализованная крестьянка. Всего примерно за полстолетия было официально зафиксировано около сотни случаев избавления от болезней. День почитания иконы – 14 сентября по новому стилю (1 сентября по старому).

Икона Черниговской Богоматери
Адрес:Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1.Тел.:+7 (496) 549-25-28.E-mail:[email protected]Интернет:www.skit-chernigovsky.ruКак добраться:Из Москвы сначала нужно доехать до Сергиева Посада: на электричке от Ярославского вокзала. Время в пути – около полутора часов.

От станции метро “ВДНХ” каждые 15 минут в Сергиев Посад отправляются автобусы № 388. Время в пути – час-полтора.

Далее нужно пересесть на автобус № 38 и ехать примерно 15 минут до остановки “Поворот на Смену”, или на маршрутки и автобусы № 36, 37, 7, 18 до поселка Ферма, или № 30 до поселка Лоза, выйти на въезде в Ферму, перейти дорогу и двигаться по ул. Солнечной.

Обратите внимание

На личном автомобиле из Москвы нужно следовать по Ярославскому шоссе (трасса М8), потом через 45 километров свернуть по указателю на Сергиев Посад. В городе ехать по проспекту Красной Армии, по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (второй поворот налево с указателем после железнодорожного переезда) и Новоогородной до указателя “НИИРП” для поворота направо.

Читайте также:  Перенесение честной десницы иоанна предтечи с мальты в гатчину, малый/средний

Источник: http://guide.travel.ru/russia/podmoskovie/sergiyev_posad/gefsimanskij_skit.html

Путешествие в Черниговский скит: пещеры монахов и пророчество Николаю II

Материал предоставлен  «Издательством Подмосковье»>>

Черниговский скит стоит на окраине Сергиева Посада в окружении заповедного леса. Этот небольшой монастырь – подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры. Духовные чада преподобного Сергия основали в разных уголках земли монашеские обители, и Черниговский скит занимал среди них особое место. Свое название он получил от хранящейся там чудотворной иконы Черниговской Божией Матери.

Гефсиманский Черниговский скит – место уникальное. Здесь слились воедино красота русской природы и архитектуры, оно овеяно легендами и помнит важные и трагические страницы истории России – здесь император Николай Второй получил пророчество старца о жертвенной кончине своей семьи.

«Эрмитаж» русской культуры: прогулки по Сергиеву Посаду>>

Пещера для блаженного Филиппушки

Гефсиманский скит (первоначальное название Черниговского скита) был основан в 1844 году наместником Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Антонием и митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым).

Тогда из села Подсосенье сюда перенесли старинную деревянную Успенскую церковь. Вокруг нее и вырос скит.

Вскоре появившиеся здесь пещерные кельи стали именоваться Черниговским «скитом».

Эти подземные кельи и пещерные храмы, а также часовни, сохранились до наших дней, их можно осмотреть.

Образование скита связано и с именем юродивого Филиппа. Он вел суровый образ жизни, носил вериги (железные цепи и кресты, которые носят христиане-аскеты на теле для смирения плоти), считался прозорливым. В народе его прозвали Филиппушкой Блаженненьким.

Юродивый обошел всю западную часть России, посещая монастыри и храмы. Побывал он и в Киеве, где молился в пещерах Киево-Печерской лавры. Юродивый Филипп задумал основать свою подземную обитель.

Важно

Недолго пожив в Троице-Сергиевой лавре, юродивый был переведен в зарождающийся Гефсиманский скит.

Недалеко от скита он подыскал себе тихое место для молитв, поселился в лесной сторожке в так называемой Исаковской роще.

До революции Черниговский скит в народе называли «пещерами».

В лаврском описании за 1899 год говорится: «Филипп со своими сотрудниками принялся копать небольшую подземную квадратную яму, которую впоследствии начал расширять, делать от нее подземные коридоры и в них небольшие пещерки для келий, средняя же большая предназначалась местом на общую молитву».

Была создана и пещерная часовня. Потом помещение превратили в храм и освятили во имя архистратига Михаила. Именно в этот храм девушка Александра Филиппова отдала в дар этому храму икону Черниговской Божией Матери. Образ является подлинным сокровищем обители.

Прогулка по Лотошинскому району: богатырь, сыры и мини-Третьяковка>>

Чудотворные иконы

Черниговская икона Божией Матери прославилась в 1662 году в Троицком Ильинском монастыре близ Чернигова. Благодаря усердным молитвам монахов перед этой иконой обитель была спасена от монголо-татар. Враги, ворвавшиеся в обитель, пытались осквернить икону, снять с нее многочисленные драгоценности, которые жертвовали верующие в знак благодарности за помощь.

Монастырская легенда рассказывает, что неведомая сила остановила разорителей. Они, не сумев дотронуться до иконы, в страхе бежали.

С этого образа было сделано много копий. Одну из них Александра Филиппова в 1852 году и подарила Гефсиманскому скиту.

Здесь икона прославилась чудесами исцеления и стала именоваться Черниговской Гефсиманской иконой Пресвятой Богородицы.

В давние времена скит не уступал Троице-Сергиевой лавре по числу паломников. А сейчас здесь большой поток паломников из Украины. Они молятся о мире на родной земле, о своих семьях, о единстве славянских народов.

В Черниговском скиту и другая чудотворная икона – «Нерушимая стена». На ней Богородица изображена в окружении ангелов. Верующие рассказывают, что количество ангелов на этой иконе увеличилось – и новые лики продолжают проявляться. Монахи на это говорят: «Видимо, таким был замысел иконописца».Николо-Угрешский монастырь: святой центр Дзержинского.

Смотрите фото>>

Храмы подземные и земныеС годами на территории скита стали строить кельи и на поверхности. Братия перебралась туда. Под землю спускались только на молитву.Руководство лавры решило воздвигнуть над пещерами большой каменный храм в честь чудотворной иконы Божией Матери.

Совет

Автором проекта и руководителем строительства был известный архитектор Султанов, который является идеологом и ярким представителем русского стиля в отечественной архитектуре. Он также был хорошим инженером.Перед Султановым поставили задачу построить большой верхний храм, не разрушая пещер. Задача была выполнена.

Храм, который в конце XIX века был в России одним из самых изысканных и богатых, придал скиту яркую национальную окраску.В 1895 году напротив восточного фасада храма была воздвигнута каменная пятиярусная колокольня. Ее высота достигает 71 метра. Строилась колокольня по проекту архитектора Латкова. Через несколько лет он построил Никольский собор Покровского монастыря в Хотькове.

Прогулки по Чехову: «Пушкинское гнездо» и храм, где просят детей>>Здесь исповедовался император Николай IIВ Черниговском скиту особенно прославился старец Варнава (1831-1906 гг.). Он был духовником всей братии скита. Василий Меркулов (так звали старца в миру) был родом из крепостных крестьян Тульской губернии.

Его семья переехала в село Нару Фоминскую (ныне город Наро-Фоминск) Московской губернии, а 20-летний юноша ушел в обитель Сергия Радонежского. При пострижении в монахи получил имя Варнава, которое переводится как утешитель. У старца был редкий дар утешения, духовного рассуждения, духовной и житейской мудрости. К нему стекалось множество богомольцев.

Отец Варнава принимал от 500 до тысячи человек в день. Всей своей деятельностью он доказывал, что старчество – это не затворничество, а подвижничество с активным выходом в мир.В Черниговском скиту сохранилась келья Варнавы. Здесь он принимал всех желающих. Люди открывали ему свое горе, свои нужды, свои не только духовные, но и семейные затруднения, имущественные, служебные неприятности.

Старец всегда давал добрый совет, часто носивший пророческий характер. Многим Варвара предсказал гонения за веру. Он давал верующим четкие указания, как жить в грядущие десятилетия безбожия.В январе 1905 года император Николай II приезжал к старцу Варнаве на исповедь вместе с семьей. Неизвестно, о чем они говорили. Известно, что старец предсказал мученическую кончину русскому царю и его семье.

Он благословил их на этот подвиг.Духовными чадами старца были преподобный Серафим Вырицкий, писатель Иван Шмелев, философы Константин Лаврентьев (в монашестве Климент), писатель, публицист и философ Василий Розанов. Могила Розанова находится на территории скита. А мощи радонежского святого Варнавы хранятся в главном храме Черниговского скита.

В скиту можно взять святую воду из пещерного источника. Для паломников и туристов у келейного корпуса открыт киоск, где можно купить хлеб и хлебобулочные изделия из монастырской пекарни.Прогулки по Рузе: родина князей Долгоруковых и Соловья-разбойника>>Московская область, г. Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, д. №1.

8(496) 549-25-28, факс: 8(495) 995-30-17- на электричке с Ярославского вокзала Москвы до станции Сергиев Посад, далее автобусом №38 до остановки «Черниговский скит» или любым маршрутным такси, следующим до поселка Ферма, затем 10 минут пешком.- на автомобиле по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, от Лавры до скита ехать 14 км по ул. Карла Маркса, Вифанской, до поворота на Огородную, далее по Новоогородной до остановки «Ферма» и далее до скита.

Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите “Ctrl+Enter”

Источник: https://riamo.ru/article/next?id=32342

Гефсиманский Черниговский cкит. Умиротворение

Три недели назад, 9 марта 2013 г., состоялась наша поездка в Сергиев Посад.

Первое, что произошло с нами после посещения главной смотровой площадки города, это знакомство с Гефсиманским Черниговским cкитом.

 Для меня это были совершенно новые ощущения, новые познания, потому что ничего подобного я никогда раньше не видела. 

За полтора часа нашего пребывания в скиту мы успели достаточно много:

  • познакомились с территорией обители, главным храмом, колокольней
  • побывали на экскурсии в пещерном храме и пещерах,
  • посетили Трапезную скита, купили всякой монастырской вкуснятины.

Но главное, что я испытала после посещения русской Гефсимании – это ощущение внутреннего покоя и радости. То, чем так влекут к себе святые намоленные места.

Сегодня я расскажу вам о том, что такое скит вообще и этот – Гефсиманский Черниговский скит – в частности. Покажу, что здесь обязательно надо посмотреть и на что обратить внимание. Итак, начинаем.
Скит – это уединенное жилище монаха, куда он удаляется для своих молитв.

Каким обычно представляют скит? Небольшим строением где-нибудь в глуши. Все это так и не так. Бывают скиты, которые ничем не отличаются от монастырей, состоящие из нескольких построек достаточно внушительных размеров. Единственное отличие скита от монастыря в том, что он всегда подчиняется одному из монастырей.

Все это в полной мере относится и к Гефсиманскому Черниговскому cкиту.

В отличие от Лавры здесь тихо, спокойно, посетителей (туристов и паломников) мало и более строгие правила – без платка и юбки в храм не пускают.

Обратите внимание

Правда юбки выдают, так что за воротами никто не останется. Все, кто в скиту когда-нибудь был, отмечают это очень красивое, благодатное святое место.

Я испытала эти же самые чувства на себе – ощущение, что тебе как-то особенно светло и хорошо на душе.
 

Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Отделяет их друг от друга всего 3 км. Именно настоятелем Лавры преподобным Антонием (Медведевым) и был создан Гефсиманский скит.

Произошло это в 40-х годах 19 века.

То, что сейчас называют Гефсиманским Черниговским cкитом, раньше именовалось Пещерным отделением Гефсиманского скита.

К сожалению, от самого Гефсиманского скита осталось мало что – лишь ограда и башенки. 

Ограда Гефсиманского скита
 
Ограда и башенка Гефсиманского скита
 

Сейчас на территории бывшего Гефсиманского скита располагается военная часть и училище. Вот они на фото ниже.

– это пещерный храм, система подземных ходов и святой источник с целебной водой.

 
“Черниговские пещеры обязаны своим появлением блаженному юродивому Филиппушке (середина XIX века), а великолепием – современным реставраторам и мастерам по росписи. В 1847 г.

при Гефсиманском ските поселился Христа ради юродивый Филиппушка (в миру Филипп Хорев, в монашестве Филарет, в схиме снова Филипп), основав Пещерное отделение наподобие пещер Киево-Печерской Лавры.” (Источник).

А плане скит представляет собой прямоугольный двор, окруженный каменной оградой с башенками. Территория небольшая, если сравнивать с Троице-Сергиевой Лаврой, и достаточно внушительная, если ориентироваться на собственные представления о том, что такое скит.

Центром архитектурного ансамбля является Черниговский храм (1886-1889). Под ним находится пещерная церковь, построенная в 1851 г. , что на 30 с лишним лет раньше. 

Примечательна и пятиярусная колокольня скита высотой около 80 м. С 2009 г.

на колокольне находится 18-ти тонный колокол.

Башенка ограды, один из храмов, соединенных с колокольней, колокольня

В ворота под колокольней заходим на территорию скита.

Над воротами мозаичная икона Святой Троицы.

Черниговский храм (вид из арки под колокольней)

Черниговский храм

Вид со ступенек колокольни  Гефсиманского Черниговского cкита на бывший Гефсиманский скит.

Территория скита уютная, облагороженная

Под сугробами проступают находящиеся здесь летом клумбы

Пещеры  Гефсиманского Черниговского cкита – уникальное место. Это единственные рукотворные пещеры в центре России. Здесь находится два подземных храма, часовня, кельи,  святой источник.

За последние 6 лет здесь проведена реконструкция, стены расписаны при участии студентов Абрамцевского художественного училища. Нам удалось попасть на экскурсию в пещеры. Достаточно быстро собралось приличное количество желающих. Мы оплатили по 70 руб. с человека.

Проводил экскурсию семинарист, вполне профессионально.

Спускаемся в пещеры.

Интерьеры пещерного храма 
Интерьеры пещерного храма

Пещерные ходы

Пещерные ходы витиевато разветвляются

Важно

Кельи, в которых жили монахи-отшельники, крошечные и обогревались в стародавние времена только дыханием их обитателей. Кстати, келья на фото ниже – не самая маленькая келья.

Другие в три раза меньше, и больше напоминают по форме гроб. Лично я чувствовала себя в пещерах, мягко говоря, некомфортно. Как там жили люди, даже подумать страшно.

Не напрасно такое монашество считается самым трудным служением богу.

Во время реставрации своды переходов были частично раскрашены. Выглядит это красиво и не так мрачно, как пустые стены.

После экскурсии по пещерам и пещерному храму нас подвели к святому источнику, где предложили набрать воды, попить и умыться. Рекомендую вам, если соберетесь сюда на экскурсию, не забывайте брать с собой тару. Вода здесь особая. Как нам сказали, известны конкретные случаи исцелений. Впрочем, если забудете о емкостях, то пластиковые бутылки вы сможете купить в верхнем храме.

Читайте также:  Молитва неграмотного после причащения святых таин (прот. и.европейцева) - до и после исповеди и причастия

Трапезная заслуживает особого внимания. Чего тут только нет. На улице в холодильнике находятся:

  • несколько видов кваса (из овса, имбирный, капустно-свекольно-чесночный, клюквенный),
  • яблочный уксус,
  • квашенная капуста,
  • грибы белые.

Внутри домика продается выпечка на любой вкус и цвет: пирожки, пирожные (пирожное “Картошка” – незабываемо!), булочки. Все невероятно вкусное. А как хороши рыбные котлетки! И всего-то 30 руб. штука. Ни в одном монастыре никогда в жизни я не ела такой вкуснятины! Впрочем описывать яства – дело неблагодарное. Приезжайте, попробуйте сами.

А вот этот черный козырек в конце здания – туалеты. Была удивлена тем, на каком уровне комфорта находится здесь это заведение. Туалетная бумага, бумажные полотенца и пр. удобства. И все стерильно. Кто бывает в монастырях, тот меня поймет.

На этом закончилось наше посещение Гефсиманского Черниговского cкита. Вышли мы уже в другие ворота.

Гефсиманский Черниговский cкит
Адрес: Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1
Расположение:  на восточной окраине Сергиева Посада Московской области, в 3 км от Лавры между посёлками Ферма и Киновия.
Проезд:

  • на электричке: с Ярославского вокзала до Сергиева Посада. От вокзала до скита – автобусом № 38.
  • на автомобиле от Троице-Сергиевой Лавры поворачиваете направо с проспекта Красной Армии на ул. Карла Маркса, далее по Вифанской (2 поворот налево с указателем после ж/д переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо (см. схему):

Просмотреть увеличенную карту
 

Вторая по счёту фотография данной статьи с сайта www.patriarchia.ru

Источник: https://galina-lukas.ru/article/253

Черниговский скит в Сергиев Посаде: официальный сайт с адресом и расписанием богослужений

Сергиев Посад имеет удивительную историю, которая тесно переплетена с судьбой нашего отечества. Город вырос вокруг маленького Сергиева монастыря, древней святой обители, сегодняшнего центра православия. Подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, одного из крупнейших монастырей русской православной церкви является.Черниговский скит, Сергиев Посад.

История скита

Черниговский Гефсиманский скит, расположенный в Сергиевом Посаде, основан в 1844 году по благословению митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова), под руководством наместника Сергиева монастыря архимандрита Антония (Медведева).

Выбранное местечко носило название Корбуха и находилось в 3,5 км на северо-восток от Лавры.

Три года спустя на территории будущей обители поселился юродивый Филипп (в монашестве Филарет, принявший схиму также с именем Филипп).

Недалеко от обители он устроил для себя жилище по образцу пещер Киево-Печерской Лавры. Постепенно вокруг места жительства праведника стали собираться люди, душа которых требовала безмолвия и уединения. Осенью 1851 года была освящена подземная церковь Архистратига Божия Михаила.

Через год в обитель была передана икона Черниговской Божией Матери. Ее пожертвовала девица Александра Филиппова. 1 сентября 1869 года этот образ явил первое чудо. Перед ним молилась молодая крестьянка, которая около 10 лет была обездвижена.

Внезапно она обрела способность ходить. После этого исцеления и до сегодняшнего дня в Черниговский скит поклониться и приложиться к иконе приходят верующие, которым Божия Матерь щедро помогает.

Верхний храм, который ныне может увидеть каждый паломник, был построен в 1893 году и освящен в честь иконы Черниговской Божией Матери. Проект разработал знаменитый русский архитектор Н.В. Султанов.

Совет

В Черниговском скиту служил великий подвижник, «старец-утешитель» Варнава (Меркулов), который благословил императора Николая II на принятие мученической кончины, когда тот посещал праведника в 1905 году. Преподобный отошел ко Господу 17 февраля 1906 года в алтаре Успенской домовой церкви Сергиево-Посадского дома призрения перед престолом. В руках он держал крест.

Так же, как и список с чудотворной иконы, мощи преподобного Варнавы сейчас покоятся в соборе Черниговской иконы Божией Матери и открыты для поклонения. С молодых лет и до кончины старец служил Господу в обители.

Бог послал ему дар прозорливости и умение исцелять людей от душевных и телесных недугов. Ежедневно праведник принимал огромное количество людей, иногда по 500 человек, а иногда и больше. Для всех он находил добрый совет, разделял горести и утешал.

Каждый был для него «сынком» или «дочкой».

Схимонах Филипп ушел из пещерного отделения в окрестности, где занялся устроением Киновии в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Ее строили на средства, которые жертвовала купчиха Логинова. Она предназначалась для захоронения братии Лавры. Киновия представляла собой 2-этажную церковь с двумя престолами.

Нижний этаж был освящен в честь святых жен Матроны и Капитолины 27 сентября 1959 года, верхний – во имя Боголюбской иконы Божией Матери 18 июля 1861 года. Впоследствии к юродивому присоединились трое сыновей.

Ныне его мощи перемещены по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Иверскую пещерную часовню.

С северной стороны собора находилось монастырское кладбище. Здесь похоронены русские философы К.Н. Леонтьев (в монашестве Климент) и В.В. Розанов.

С приходом советской власти Черниговский скит был закрыт, как и другие обители Сергиева Посада, монахов разогнали. В 1950-х годах обитель передали на попечение военному ведомству, по распоряжению руководства которого строения были взорваны, а на месте кладбища построен многоэтажный учебно-административный корпус, который сохранился до настоящего времени.

Обратите внимание

В разные периоды на территории обители находились тюрьма, хозяйственный склад, овощехранилище и интернат для инвалидов Великой Отечественной войны. В 1990 году Черниговский Гефсиманский скит снова вернули Троице-Сергиевой Лавре, в нем возобновилось богослужение и иноческое жительство.

С этого времени много трудов положено на восстановление Черниговского скита. Уже возрождены пещерные храмы Архангела Михаила, преподобного Антония и Феодосия Печерских,обновлено убранство храма святого Николая Мир Ликийского Чудотворца.

Отремонтированы братский корпус, чудом сохранившийся домик преподобного инока Варнавы, возведена трапезная. Некоторые восстановительные работы в Черниговском скиту еще ведутся, главному собору обители уже вернули прежний величественный вид. С 2013 по 2017 годы в монастыре проводилась капитальная реконструкция пятиярусной колокольни.

В 2012 году русской православной церкви был возвращен храм в честь Боголюбской киновии. Сразу начались восстановительные работы, а 1 июля 2013 года здесь отслужили первую Божественную Литургию, которую возглавил наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Официальный портал в интернете

Официальный сайт Черниговского монастыря предоставляет полную информацию об истории обители, ее святынях и подвижниках. Каждый посетитель скита может задать интересующий вопрос с помощью специальной формы.

В отдельном разделе размещают проповеди и наставления старцев, проживавших в обители. При Черниговском монастыре устроена воскресная школа, которую посещают дети местных жителей.

Монахи скита имеют собственное кондитерское производство. В продаже есть разнообразная выпечка, торты, пирожные.

Кроме того, здесь можно приобрести монастырский мед, льняное масло, квашеную капусту и иную продукцию местного изготовления. Все средства, вырученные от продажи, идут на восстановление и оплату реставрационных работ в обители.

В фото и видео галерее представлены изображения прошлого и настоящего вида обители. Благодаря официальному порталу верующие, которые не имеют возможности самостоятельно посетить монастырь, могут поближе познакомиться с ним и сделать пожертвование.

На официальном сайте Черниговского монастыря всегда можно найти актуальное расписание богослужений, проходящих в Черниговском скиту. Литургию обычно совершают ежедневно – в 6.30 по будням и в 8.30 по воскресеньям. В этот же день в 7.30 служится молебен с Акафистом преподобному Варнаве. Вечерняя служба начинается около 17.00.

Фото территории и храмов

Даже глядя на фотографии можно почувствовать особую атмосферу и сильную благодать, которую излучает Черниговский скит. Размеренная жизнь, тишина и спокойствие привлекают сюда множество паломников, которые желают отдохнуть от мирской суеты.

Чтобы попасть на территорию Черниговского монастыря, нужно подняться по ступенькам и пройти через красавицу-колокольню:

Черниговский собор, алтарная часть. Фотография сделана с высоты пятиярусной колокольни. Еще несколько лет назад золото куполов скрывалось под строительными лесами. Теперь они полностью восстановлены:

Важно

Черниговский скит, вид со стороны Вифанских (ныне Гефсиманских) прудов. Арочный свод – второй вход на территорию. В деревянной часовне на берегу можно набрать святой воды. В водоеме всегда много уток, которых с удовольствием кормят приезжающие паломники:

Черниговский скит. Вход в пещеры в южной части собора. Монахи обители ежедневно проводят экскурсии для гостей и рассказывают о жизни великих подвижников:

Так в настоящее время выглядит пещерное отделение Черниговского скита. Справа видна дверь в келью, в которой раньше жили монахи. Цепочка коридоров опоясывает весь подземный храм:

Черниговский скит. Подземный храм Архистратига Михаила. Роспись выполнена современными реставраторами. Справа и слева от иконостаса находятся арочные входы в кельи и коридор:

Черниговский скит. Список иконы Черниговской Божией матери, который сейчас находится в соборе.

Черниговский скит. Икона Божией матери Нерушимая Стена – еще одна значимая святыня, находящаяся в святой обители.

Черниговский скит. Рака с мощами «старца-утешителя» прп. Варнавы:

Пещерное отделение

Пещерное отделение Гефсиманской обители было основано в 1847 году юродивым Филиппом, или Филиппушкой, как его с любовью называют в монастыре. Он родился в семье крестьян во Владимирской области.

Впоследствии оставил дом, жену и детей ради подвижнической жизни и служению Господу. Вел аскетическую жизнь – носил старую одежду и не имел обуви, спал на земле, часто голодал. Святой Филипп был наделен необыкновенной кротостью и даром прозорливости.

Филиппушка много странствовал по Руси, посетил огромное количество монастырей, бывал в Киеве. Именно киевские пещеры вдохновили его на создание подземной обители в России. Он искал безмолвия, но владыка Филарет благословил его на жительство в Сергиевом монастыре.

Здесь было слишком многолюдно, поэтому наместник Антоний перевел его в новый скит. Филиппа благословили «ископать погребок», который со временем превратился в целую систему подземных ходов и помещений.

Совет

Каждый, кто хотел жить рядом с юродивым, самостоятельно копал себе пещеру. Сейчас можно увидеть кельи разных размеров с высеченными из камня лавками, на которых спали их обитатели — монахи.

Храм Михаила Архангела украшен необыкновенной росписью, восстановление которой — заслуга современных реставраторов. В пещерах бьет целебный родник. С помощью насоса монахи добывают из него воду, которую раздают паломникам.

Вода отличается необыкновенно мягким вкусом.

Соборование

В Черниговской обители ежедневно в 12.00, кроме воскресных и праздничных дней, совершается Соборование или Елеосвящение. Это одно из семи главных таинств православной церкви, во время которого молятся о даровании духовного и телесного здравия. Тело человека помазывают освященным елеем и просят Господа об отпущении забытых и неосознанных грехов.

Запрещается опаздывать и присоединяться к таинству после его начала. Первопричиной большинства болезней является грех, поэтому каждому православному христианину необходимо периодически собороваться.

В большинстве храмов Елеосвящение совершаются только во время Великого поста. Монахи Черниговской обители позволяют паломникам и местным жителям участвовать в Соборовании практически в любое удобное время.

Как доехать до города

Черниговский скит расположен в Сергиевом Посаде, на восточной окраине города. Расстояние от скита до Сергиева монастыря составляет всего 3,5 км. Адрес: Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1.

Добраться до города из Москвы можно двумя способами:

  1. Электричкой с Ярославского вокзала до станции Сергиев Посад;
  2. Автобусом №388, который отходит от станции метро ВДНХ.

При движении на личном автомобиле необходимо выехать на Ярославское шоссе (трасса М-8), а на развязке около города уйти направо.

Как добраться до Черниговской обители:: в городе нужно сесть на автобус №38 и доехать до остановки Черниговский скит. Транспорт ходит регулярно, с интервалами в 1-1,5 часа. Можно воспользоваться маршрутным такси №18 – добраться до пос.Ферма, потом 10 минут пройти пешком.

Если ехать в обитель на личном автомобиле:

  • необходимо от Троице-Сергиевой Лавры выехать на пр-т Красной Армии и свернуть на ул. Карла Маркса;
  • далее двигаться по главной дороге – она уйдет направо, на ул. Вифанскую;
  • после того, как ж/д переезд останется позади, на втором повороте уйти налево (Карбушинский пер.);
  • потом повернуть направо и ехать по ул. Огородной и Новоогородной. Вдоль дороги стоят указатели. Вскоре станут видны золотые купола собора скита;
  • на Т-образном перекрестке снова уйти направо и заехать на асфальтированную парковку, расположенную недалеко от обители.

Источник: https://religiya.guru/hramy-i-monastyri/informatsiya-o-chernigovskom-skite-v-gorode-sergiev-posad.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector