Икона божией матери федотьевская, россия, город рязань, рязанский историко-архитектурный музей-заповедник

Древнейшим памятником в коллекции является икона « Богоматерь Одигитрия» XIII в. Согласно преданию икона была принесена епископом Ефросином с Афона в Рязань в начале XIII в. Икона работы афонских мастеров, которая принадлежит к кругу редчайших произведений иконописи на Руси в домонгольский период и которой нет аналога в собраниях других музеев России.

Реставрирована в 1989 г. в ВХНРЦ им. академика И. Э. Грабаря. Реставратор — Г. С. Клокова.

images/interaction_img/15.jpgОбщий вид иконыimages/interaction_img/16.jpgФрагмент иконы 1images/interaction_img/17.jpgФрагмент иконы 2

Богоматерь Одигитрия, XIII в.

(на обороте I «Константин и Елена», XVII в., запись XVIII—XIX вв.) Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник, инв. № 9. 122 X 86. Дерево, паволока, пропитанная ароматическими смолами, левкас, темпера. Поступила в музей из Рязанского епархиального древлехранилища.

 

СОХРАННОСТЬ

Основа переделана в XVII–XIX вв. Накладные шпонки заменены врезными встречными, доски дополнительно скреплены ласточками. В XVII в. на оборот наклеена паволока, оборот покрыт левкасом и на нем написана композиция «Константин и Елена». На обороте крупные утраты левкаса, многочисленные вставки.

Обратите внимание

При реставрации на обороте сохранена запись XVIII–XIX вв. На нижнем поле прямоугольная вставка древесины, к нему крепятся две металлические петли с кольцами на обороте. Основа надставлена слева, справа и сверху. Поверх деревянных надставок сохранен поновительский левкас.

На изображениях Богоматери и Младенца многочисленные вставки поновительского левкаса, особенно значительные вдоль стыка досок и в нижней части иконы в ковчеге. На всех вставках, кроме вертикальной на лике Богоматери, сохранена первая по времени нанесения запись.

На лике Богоматери запись удалена и старая вставка тонирована акварелью под цвет санкиря. Серебро на фоне утрачено.

ВЫСТАВКИ

Реставрация музейных ценностей в СССР. Москва, 1984 г. IX выставка произведений искусства, реставрированных Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И. Э. Грабаря. Москва, 1986 г. Icone Russe in Vatiсаnо. Centro capolavore dai musei della Russia. Vaticano, 1989–1990,

ЛИТЕРАТУРА

Реставрация музейных ценностей в СССР. Всесоюзная выставка. Каталог. I. М., 1985, с. 118, 122. Клокова Г. С. Икона «Богоматерь Одигитрия» из Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.— В сб.: Памятники русского искусства.

Исследования и реставрация. М., 1987, с. 3–9. IX выставка произведений искусства, реставрированных Всероссийским художественным научно-реставрационным центром имени академика И. Э. Грабаря. Каталог. М., 1988, кат. № 1, с. 8, ил. 1–3.

Источник: http://ryazankreml.ru/activity/75/80/111/

Древняя святыня Рязани: Феодотьевский образ Богородицы (+АУДИО)

nice-places.com

Это одна из наиболее почитаемых святынь, не раз спасавшая Рязанскую землю – Феодотьевская икона Божией Матери, празднование которой совершается 15 июля (по новому стилю). Многие чудесные исцеления совершались благодатной силой от этого образа.

История этой иконы уносит нас в далекий XIII век, а история ее первообраз – к самой заре христианства.

Дело в том, что иконографически Феодотьевский образ относится к типу «Одигитрия» – «путеводительница», автором которого был евангелист Лука.

Важно

Еще при жизни Богородицы с ее благословения и разрешения он написал несколько изображений Пресвятой Девы, среди которых была и «Одигитрия». На ней Матерь Божия правой рукой указывает на Младенца-Христа как на истинный пусть спасения.

Образ находился в Успенском соборе древней столицы Рязанского княжества. Именно пред ней возносили свои молитвы рязанские князья накануне битвы с полчищами хана Батыя в 1237 году. После Батыева нашествия, когда город был сожжен дотла, икона исчезла.

Вновь икона явилась в 1487 году недалеко села Феодотьево (сейчас это село Федотьево Спасского района), неподалеку от прежней столицы Рязанского княжества. По месту своего явления икона и получила новое название – «Феодотьевская».

В 1611 году рязанский епископ Феодорит, уповая в Смутное время более всего на предстательство Божией Матери, решил «поновить» этот чудотворный образ. Икона была выносной, но на оборотной стороне не имела никакого изображения.

С мыслью о победе Православия, владыка благословил написать на ней «Воздвижение Честнаго Креста Господня» («Святой царь Константин и святая царица Елена»). В том же году, по повелению владыки, с чудотворного образа сняли две копии.

По воле святителя Феодорита на списке для Борисо-Глебской церкви на оборотной стороне на красном фоне так же, как и на чудотворной иконе, было изображено «Воздвижение Честнаго Креста Господня». Под изображениями святых Константина и Елены сделана надпись, вкратце рассказывающая историю образа.

Чудеса продолжали совершаться и на новом месте. Так, например, в 1771 году, во время свирепствовавшей моровой язвы, Феодотьевскую икону носили по городу и окрестным селениям, после чего несчастье прекратилось.

После закрытия Успенского собора в 30-х годах ХХ столетия следы первообраза затерялись. Сейчас древняя Феодотьевская икона находится в епархиальном музее «Древлехранилище» в Архангельском соборе Рязанского кремля.

Использованы материалы сайтов  и patriarchia.ru

Скачать Название Воспроизведение Размер Длительность
Древлехранилище. Феодотьевская икона Божией Матери. Часть 1 22.8 MB 9:57 min
Скачать Название Воспроизведение Размер Длительность
Древлехранилище. Феодотьевская икона Божией Матери. Часть 2 13.6 MB 9:54 min
Скачать Название Воспроизведение Размер Длительность
Древлехранилище. Феодотьевская икона Божией Матери. Часть 3 12.7 MB 9:14 min

Источник: http://portal-logos.ru/index.php/svyatyni-zemli-ryazanskoj/kalendar-pamyatnykh-dat/item/631

Новые чудеса от Феодотьевской иконы

В 1997 году в 510-ю годовщину явления Феодотьевской иконы на месте разрушенной Успенской церкви по благословению архиепископа (впоследствии митрополита) Рязанского и Касимовского Симона возвели часовню. Вторую часовню построили близ места явления образа Пречистой Богородицы, на кладбище деревни Торчино. Она была освящена в день явления – 15 июля.

Освящал её иеромонах (ныне игумен) Виталий Уткин. После соответствующих молитв он окропил стены святой водой, помазал елеем. Затем отец Виталий отслужил обедницу (сокращённый чин Божественной литургии) и водосвятный молебен.

А к месту явления на «Старое поле» близ Торчино со списком с Феодотьевской иконы, который стал местночтимой святыней, был совершён торжественный крестный ход. Там перед ней прочитали акафист. Далее крестный ход двинулся на Торчино, а оттуда в Михали, где к тому времени стал действовать и возрождаться храм в честь архангела Михаила.

После молебна в этом храме, крестный ход пошёл в Старую Рязань. Местночтимую Феодотьевскую икону торжественно, с пением Богородичных молитв обнесли по периметру разрушенной татарами столицы древнего рязанского княжества.

Совет

Торжества в честь 510-летия явления образа Пресвятой Богородицы близ Торчино завершились в Спасске, на месте разрушенного Преображенского собора.

Так началась традиция крестных ходов с местночтимым Феодотьевским образом Божией Матери, которые по благословению рязанского архиерея владыки Павла, стала организовывать рязанская общественная организация «Истоки».

Теперь крестные ходы проходят ежегодно 15 июля – в день праздника Феодотьевской иконы. Они начинаются из Федотьева и Михали и завершаются на месте явления чудотворной иконы, где в 2003 году был установлен поклонный крест.

В 2007 году к поклонному кресту верующими был совершён четырёхдневный крестный ход из Рязани.

В том же году на месте явления чудотворного образа близ Торчино, там, где когда-то стоял Ризоположенский храм началось строительство нового храма. Назвали его по-прежнему – в честь положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. 4 сентября 2008 года состоялось освящение фундамента. Чин освящения совершил протоиерей Илия Коростелёв, сослужил ему иерей Димитрий Моисеенков.

Вскоре Господь зримым образом выказал своё благоволение к строительству Ризоположенского храма. В нём стали происходить чудеса. Один из его строителей иногда ночевал в нём.

Читайте также:  Храм святых отцов семи вселенских соборов, россия, город москва

Однажды, встав за полночь, он увидел свет в алтаре, в котором тогда даже окна не были прорублены. Свет был неземной.

И с тех пор он, когда оставался ночевать в строящемся Ризоположенском храме, видел этот свет в алтаре без окон…

Обратите внимание

Происходили чудеса и с чтимыми списками с Феодотьевской иконы. Один из них, помещённый в Успенском кафедральном соборе заблагоухал и замироточил. А в 2007 году замироточил и другой список, который находился в отстроенном Феодотьевском храме села Федотьево.

Совершались чудеса и по молитвам к списку, сделанному по повелению святителя Феодорита. В конце 1990-х годов он находился на хранении в селе Федотьево в доме Валентины Алексеевны Закомолдиной. И вот у одной жительницы этого села заболела дочь. Она была при смерти.

И тогда её мать попросила у Закомолдиной принести чудотворную икону в её дом. Она верила, что по молитвам к этому образу дочь выживет и поправится. Так и случилось.

Тяжело болящая, находящаяся при смерти девушка, стала молиться пред чудотворным образом и получила исцеление.

Другой случай произошёл после того, как Закомолдина передала Феодотьевскую икону в храм города Спасска. Это было летом 1999 года. Тогда Торчино, Мокрицы и Федотьево охватила засуха, верующие поехали в Спасск и отслужили пред иконой Богородицы молебен о прекращении бездождия. Через некоторое время дождь пошёл.

Сам же чудотворный Феодотьевский первообраз, явленный близ деревни Торчино, ныне находится в запасниках историко-архитектурного музея заповедника «Рязанский кремль». И давно пора предать его Рязанской епархии.

Ведь этот образ – главная святыня Рязани. Он не раз спасал наш город и рязанцев от различных бедствий. Он намолен не одним поколением верующих рязанцев и паломников из дальних городов и деревень.

И потому должен вновь быть доступен для поклонения верующих.

Игорь Евсин

Источник: http://www.ruskmir.ru/2016/10/novye-chudesa-ot-feodotevskoj-ikony/

Празднование в честь иконы Божией Матери «Феодотьевская»

Святыня Русской земли – икона Божией Матери, именуемая «Феодотьевская» явилась в 1487 году в пустом месте, называемом Старое, близ села Феодотьево По месту своего явления икона и получила свое название.

По повелению великого князя Рязанского Ивана Васильевича Третьего и по благословению Симеона, епископа Рязанского и Муромского, икона была перенесена в Переславль Рязанский (нынешнюю Рязань) для ограждения и спасения города и с подобающей честью поставлена в соборном храме Успения.

Важно

В том же году, по повелению владыки, с чудотворного образа сняли две копии. Эти списки были сделаны «по виду и размеру подобными чудотворному». Один из них был встречен клириками Борисо-Глебского храма, второй – послан в церковь села Феодотьево (Спасский район Рязанской области).

Именно перед этим образом 15 июля 2017 года митрополит Рязанский и Михайловский Марк в сослужении духовенства вознес молитвы на Божественной литургии.

По ее окончании под соборное пение акафиста Божией Матери был совершен Крестный ход ко храму Ризоположения Пресвятой Богородицы села Торчино Спасского района.

Здесь, был воспет водосвятный молебен, и от лица всех собравшихся архипастырь вознес коленопреклоненную молитву ко Владычице нашей Богородице и Приснодеве Марии.

В своем поздравительном слове владыка Марк обратил внимание на милости Божии, изобилующие в жизни, и призвал искать причины нестроений в нашей греховности:

«Поздравляю вас всех, дорогие отцы, братия и сестры, с праздником Феодотьевской иконы Божией Матери, иконы, которая почитается в нашем рязанском крае на протяжении многих и многих лет.

Мы молились перед этим дивным образом, потом прошли с Крестным ходом до сего места, и здесь, все вместе совершили соборную молитву.

Господь по молитвам Пречистой являет нам свою милость и показывает нам свое снисхождение, свое сострадание, свое милосердие внешними знаками.

Вот сегодня, согласно прогнозу погоды, должен был быть дождь.

Но мы видим, выйдя на молитву, что Господь явил нам милость: дождь прошел с вечера, очистил, омыл дорогу, прибил к земле пыль для того, чтобы мы легкими ногами шествовали с иконой Божией Матери.

Мы часто сетуем на Бога, сетуем на погоду, сетуем на внешние обстоятельства, хотя нужно сетовать на себя, на свою леность, на свою косность, на свое нерадение.

Нужно обращать внимание на себя: себя укорять и винить за те нестроения, которые происходят в жизни и, в том числе, в природе.

Совет

Кто-то отправляется в паломничество далеко: в Иерусалим, на гору Афон. Но у нас здесь имеются свои рязанские святыни. И Божия Матерь проявляет свое милосердие здесь ничуть не меньше, чем в других местах. Ведь самое главное – наше усердие и наша вера.

Всех вас еще раз поздравляю с праздником. «Просите и обрящете» Аминь»

Пресс-служба Рязанской епархии

Фотограф – Анна Александрова

Источник: http://ryazeparh.ru/index.php/eparh/nash-arkhipastyr/2878-prazdnovanie-v-chest-ikony-bozhiej-materi-feodotevskaya

Рязанский успенский собор – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Рязанский Успенский собор, август 2004. Фотография Носикова С. П. с сайта temples.ru

Кафедральный собор в честь Успения Пресвятой Богородицы в городе Рязани (Рязанская епархия).

Сначала Успенским назывался Рождественский собор, построенный на рубеже XIV-XV веков. С годами храм пришел в ветхость, и стал мал для кафедрального собора.

Ходатайствовать о строительстве нового Успенского кафедрального собора начал еще в 1677 году митрополит Иосиф, который просил у царя Федора Алексеевича дозволения построить новую соборную церковь на том месте, где была зелейная (пороховая) палата.

Постройка началась в 1684 году, но в ночь на 18 апреля 1692 г. чуть недостроенный собор рухнул по причине неправильных расчетов или слабости грунтов под фундаментом.

В 1693 году строительство возобновилось, вчерне собор был окончен к 1699 году: к этому времени делали уже кровлю.

Необходимо было только позаботиться об устройстве иконостаса, и в 1699 году приступили к его исполнению артели Сергея Христофорова.

Полную же заботу об иконостасе принял на себя преемник удалившегося на покой митрополита Авраамия – митрополит Стефан (Яворский). Ко времени его прибытия в Рязань, Успенский собор не был отделан внутри, иконостас был сооружен в 1701 году.

Центральная часть иконостаса Успенского собора Рязанского кремля, 2009 год. Фотография Щавелева А. В. с сайта temples.ru

В 1702 году собор был освящен митр. Стефаном.

В XVIII столетии собор стоял долго запущенным, служа приютом голубям и галкам. По стенам собора пошли трещины.

При епископе Симоне (Лагове) в 1800 году встал вопрос о сносе обветшавшего собора и строительстве нового, но было принято решение о возможности ремонта существующего собора.

По окончании восстановительных работ, 15 августа 1804 года собор был вновь освящен. Успенский собор стал местом совершения летних богослужений, в то время как старый Рождественский собор оставался зимним.

Обратите внимание

Колокольня Успенского собора строилась с 1789 по 1840 год на месте воротной Глебовской башни кремля.

Читайте также:  Икона божией матери касперовская, украина, город одесса, успенский кафедральный собор

В соборе хранились чудотворные Феодотьевская и Муромская иконы Пресвятой Богородицы.

После революции 1917 года собор был разграблен. Степан Дмитриевич Яхонтов, историк и директор Рязанского музея вспоминал:

“…Двери в Успенском соборе открыты, и там идет какая-то работа. Я сразу встрепенулся, понял, что туда забрались «враги». Прибегаю, захватив одну из монахинь. Там действительно идет работа во всю…

По собору разгуливает с папиросой в зубах, в кепке молодой человек и распоряжается. У иконостаса идет стук и треск. Рабочие – столяры ли, плотники ли – снимают, вернее, сдирают с местных икон громадные рамы и таскают их и бросают среди собора.

От «броса» раздается страшный гром и эхом отдается в углах его… Паникадила все уже сняты и валяются на полу… Из южных дверей дьяконовских… тащат знаменитую Мисаилову водосвятную чашу в 32 фунтов серебра. позолоченную Батыевым золотом, дивно гравированную с летописью.

Я ее на время выдавал в собор для богослужения, а до того она хранилась в Древлехранилище… Тут уж я не вытерпел…”

К сожалению, сведения в дневнике С.Д. Яхонтова, касающиеся Рождественского и Успенского собора перемешиваются. Трудно понять, например, к каком собору относятся сообщения о захвате собора обновленцами в 1920-х и о кратковременном возвращении храма православным.

Важно

В 1929 году Рождественский собор был отдан под архив, Успенский собор был закрыт предположительно в то же время. С.

Яхонтов также сообщает об опасной трещине в западной стене Успенского собора и о сборе верующими средств на срочный ремонт, чему советская власть всячески препятствовала.

С 1992 года Успенский собор находится в совместном пользовании Рязанской епархии и Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника.

В 2008 году собор окончательно передан епархии, в летнее время в нем проводятся богослужения.

Архитектура

Рязанский Успенский собор, август 2004. Фотография Носикова С. П. с сайта temples.ru

Большой кирпичный шестистолпный пятикупольный собор на подклете.

В архитектуре здания, увенчанного пятиглавием, сочетается традиционная для древнерусских городских кубических храмов композиция с характерным для конца XVII в. стремлением к строгой симметрии наружного объема, с четко выраженной этажностью и завершением фасадов прямым карнизом вместо закомар.

Стены неоштукатуренного здания, прорезанные тремя рядами окон, украшены богатым белокаменным декором в духе нарышкинского барокко.

Колокольню украшают колонны коринфского ордера и скульптуры трубящих ангелов.

Внутреннее пространство храма украшает грандиозный резной иконостас.

Использованные материалы

Источник: https://drevo-info.ru/articles/19024.html

Успенский собор Рязани

Пятиглавый Успенский собор в Рязани — самый яркий городской архитектурный памятник XVII века, возведенный в 1693–1699 годах архитектором Яковом Бухвостовым. Исторический собор является одним из символов Рязани и доминантой комплекса Кремля.

Жемчужина внутреннего убранства собора — самый высокий в России семиярусный иконостас.

В летнее время в соборе проходят богослужения, и он открыт для посетителей. Побывать в храме можно как во время богослужений вместе с прихожанами, так и с экскурсиями от комплекса музеев Рязанского кремля.

Успенский собор относится к Приходу Христорождественского кафедрального собора города Рязани.

Расписание богослужений в Успенском соборе Рязани в 2019 году

Службы проходят с мая по октябрь, каждый день:

  • Вечернее богослужение в 17:00.
  • Божественная литургия в 9:00.

Для прихожан двери собора открыты с 7:30 до завершения вечерней службы. В зимнее время собор не работает.

Настоятель: митрополит Рязанский и Михайловский Марк.

Историческая справка

В 1677 году на месте старой пороховой палаты решено было возвести новый Успенский храм, в дополнение к уже существующему. Но, в процессе строительства, что-то пошло не так, и в 1692 году вся конструкция рухнула. Тогда на этом месте решили построить собор.

Вторая попытка была уже более удачной. Работы над новым кирпичном сооружением шли около семи лет, в период с 1693 по 1699 год. После завершения основных работ, внутри обустроили невероятных размеров и красоты иконостас, сохранившийся до наших дней.

Освятил свежепостроенный собор митрополит Стефан (Яворский) в 1702 году.

Уже в следующем после освещения году, храм вновь пришел в бедственное положение. Зимой через многочисленные щели внутрь наметало снег, а летом залетали птицы, угрожая испортить невероятной красоты иконостас. Неоднократно ураганный ветер сильно повреждал купола.

Совет

Успенский собор Рязанского Кремля неоднократно пытались ремонтировать, но к концу XVIII века состояния здания ухудшилось настолько, что даже находиться внутри него было не безопасно. Только к 1804 году собор смогли окончательно восстановить, заодно осветив его еще раз.

В 1789 году на месте бывшей Глебовской башни Рязанского кремля началось строительство отдельно стоящей соборной колокольни, закончить которую смогли только к 1840 году, завершив тем самым имеющийся сегодня архитектурный ансамбль.

В 1850-е годы реставрировали иконостаса и стенную живопись

В XX веке Успенский собор, как и многие другие храмы в то время, пострадал от рук Большевиков — в 1929 году собор закрыли, а старинные росписи закрасили. Позже внутри открыли планетарий, а еще через время стали организовывать музейные экспозиции.

Только в 1992 году в собор вернули Рязанской епархии и осветили. Тогда же начали проходить первые службы, первое время не чаще, чем пару раз в год. К слову, выставки на территории собора проходили вплоть до 2007 года.

У летнего кафедрального собора Рязанской епархии имеется пять куполов, стоящих на большом кирпичном подклете — в ширину 31 метр и в длину 45 м, а если считать с галереями то 41 метр в ширину и 56 метров в длину. Выполнен он в так называемом стиле «московское или нарышкинское барокко», ориентированном на современную для того времени европейскую архитектуру.

Работавший над собором зодчий Яков Бухвостовый, смог объединить традиционную для России храмовую архитектуру, с типичной для конца XVII века симметричностью фасадов и прямыми карнизами. Снаружи стены здания декорированы уникальной для тех лет белокаменной резьбой с кружевами. В некоторых местах ширина стен достигает до 2,4 метра. Звонница украшена колоннами и скульптурами ангелов.

До наших дней сохранилась уникальная старинная роспись. Изначально своды и колонны храма не были расписаны, все те немногие сохранившееся фрагменты, были сделаны в уже в XIX веке.

Иконостас летнего Успенского собора в Рязани

Одной из самых интересный вещей в храме, безусловно, является 27 метровый иконостас. Резной шедевр изготовлен руками выдающихся мастеров из артели Сергея Христофорова. Стоит отметить, что резьбу делали в едином художественном стиле с орнаментами на фасадах собора.

Иконы для иконостаса писал Николай Соломонов и его подручные. В XIX веке они зачастую переписывались, в результате чего их пришлось восстанавливать, снимая слои более поздних записей.

В 1701 году на иконостас нанесли позолоту лучшие московские мастера-позолотчики.

Иконостас имеет восемь ярусов — семь «основных» и один «дополнительный», включающий в себя крест и ряд икон с изображениями Страстей Господних.

Святыни Успенского собора

  • Чудотворная Феодотьевская икона Божией Матери, явившаяся, как считается, в поле у села Феодотьево в 1487 году
  • Муромская икона Божией Матери, по преданию перед иконой молился святой Василий, епископ Рязанский
  • В теплое время года в собор пребывают мощи из Христорождественского собора, включая раку с мощами Василия Рязанского

Как добраться до Успенского собора Рязанского Кремля

От Рязанского автовокзала можно доехать на троллейбусе № 1 либо маршрутке № 41, ближайшая к кремлю остановка «Соборная площадь». Если начинать маршрут от ж/д вокзала, то надо будет сперва дойти до Первомайского проспекта, а там, на ближайшей остановке — тем же транспортом.

Также можно воспользоваться приложением для вызова такси: Яндекс.Такси, Maxim, Gett.

Собор находится на территории Рязанского кремля, по адресу: ул. Кремль, 14.

Источник: https://www.tourister.ru/world/europe/russia/city/ryazan/temples/22116

Пред ликом Богородицы

Православный русский дом. В нём иконы. И всегда так было. Ведь порой заскорузлые крестьянские пальцы не находили минутку, чтобы открыть духовную книгу, да и прочесть её не все могли.

Сделают несколько поклонов перед иконой и в поле: сеять, косить, молотить во Славу Божию. Строили дом – склоняли колени перед святым образом. Женились – снимали образ со стены, прикладывались к нему молодые.

Читайте также:  Преподобномученица елена коробкова, монахиня

Уходили в мир иной, держа в похолодевших пальцах иконочку (мало поклажи требуется в последний путь – свеча да иконка).

Июльские праздники икон Владимирской, Тихвинской, Казанской – большая радость для православного сердца. Церковные богослужения светлые и красивые, домашняя молитва тиха, радостно дышит православный дом ей. Огонёк лампады ласково скользит по ликам. Владимирская Божия Матерь. Древнейшая песнь материнства.

Обратите внимание

Ни один православный дом не обошла икона Владимирской Божией Матери. В ней тихая жертвенная любовь Матери, величие Которой нельзя ни измерить, ни постичь. Склонённая к прильнувшему Богомладенцу глава. Кроткий взор. В русской иконографии этот тип изображения называется «Умиление». Нашему сердцу так желанны и эта тишина, и эта кротость.

Но как обрести их себе во спасение, как освободить от земных пут погрязшую в суете душу? Матерь Божия взирает с иконы в нас и над нами. В нас – ради милосердной Своей помощи, над нами – ради истинных дорог. Несколько раз в году, вот и 6 июля празднуем мы Её память по случаю спасения Москвы от хана Ахмата.

А осенью, в сентябре – ещё раз память Владимирской. Как радостно, что есть в наших домах этот образ. Молитва перед ним легка, душа благодарна.

В прекрасном, исполненном всеобъемлющей любовью образе Богоматери на Владимирской иконе замечательно воплощено то совершенство, та высота, которых достигло Её свободное от греха материнское естество. Летопись и специально посвящённое иконе «Сказание о чудесах Владимирской Божией Матери» рассказывают Её историю на Руси.

А вот через три дня после Владимирской, 9 июля память другой чудесной иконы – Тихвинской. Иконографическими многочисленными и любимыми в древнерусском искусстве были изображения Божией Матери, которые назывались «Одигитрия» (в переводе с греческого «Путеводительница»). Божия Матерь изображается поясной с Младенцем на руке.

Одной рукой Младенец благословляет, в другой – свиток. Необходимо отметить, что наибольшее количество чудотворных икон Богородицы относится к этому типу. Древнее греческое Предание гласит, что «Одигитрия» именно одна из тех икон -первообразов, написание которых апостолом Лукой одобрила Сама Святая Дева.

Село Никуличи. Часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери

Увидев Своё изображение на иконах, Она сказала: «Отныне ублажат Мя вси роди». Тихвинская икона Божией Матери. По Преданию апостол и евангелист Лука передал её своему ученику Феофилу, после смерти которого икона была перенесена в Иерусалим, затем в Константинополь.

В XIV веке икона покинула город и явилась в Новгородской земле: её увидели местные рыбаки плывущей по Ладожскому озеру в сиянии. Остановилась она близ г. Тихвина на реке Тихвин. Это место было выбрано Самой Божией Матерью.

Важно

Об этом чудесном явлении было сообщено Великому князю Московскому Димитрию Донскому, повелевшему построить на этом месте храм в честь Успения Божией Матери. А при царе Иоанне Грозном был основан Тихвинский монастырь, где и пребывала святыня. В богатой монастырской ризнице хранились многочисленные пожертвования русских царей, вклады князей, графов.

В годы Великой Отечественной войны обитель сильно пострадала . Икону же спас владыка Иоанн (епископ Русской Православной Церкви в Риге, а впоследствии митрополит Чикагский и Минеаполисский). Более полувека Россия была разлучена с ней. И вот годы разлуки завершились. Великая Святыня возвратилась в родной дом, который служит Вечному.

Стоишь перед образом, который как бы соткан из материнской любви, и хочется смирения и красоты. Светлый образ Царицы Небесной. Она не повелевает. Она любит, жертвует, смиряется. И хочется любить, жертвовать и смиряться. Как оказывается всё просто.

И вспоминаешь крестный ход в Спасский район, где близ села Кирицы находится источник в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Крестный ход существует издавна, в нём участвовали не только прихожане села в полном своём составе, но и жители других окольных селений.

В настоящее время крестный ход идёт из села Сушки, но надо отметить, что к источнику едут люди и из отдалённых мест.

В Рязани в посёлке Никуличи на месте разрушенного храма в честь Тихвинской иконы Божией Матери в конце прошлого столетия почитаемый народом архимандрит Авель (Македонов) построил часовню, где горят неугасимые лампады и совершаются богослужения с крестным ходом.

А вот 21 июля память Казанской Божией Матери. Июльская Казанская. Любимая и знакомая каждому православному сердцу. Она как Покров Богородицы, под ним спокойно. И первый взгляд среди многих икон падает именно на неё.

Возрождённый Казанский собор женского монастыря. В нём уже второй год люди молятся у великого дара архимандрита Авеля (Македонова) – Казанской иконы Божией Матери.

Отец Авель особо чтил этот чудотворный образ и завещал его передать в Казанский женский монастырь, когда он будет возрождён.

Феодотьевская икона Божией Матери

И в эти июльские дни особенно хочется ступить в храмы Рязанского кремля. Здесь, в Архангельском соборе, находится древнейшая святыня земли Рязанской, икона Божией Матери Феодотьевская – «Одигитрия Рязанская» .

Совет

Согласно преданию, эту икону Богоматери принёс в Рязанское княжество епископ Евфросин Святогорец со священной горы Афон, которую Сама Богородица избрала Своим уделом. Вероятно, это было до 1225 года.

Откроем уникальный памятник рязанской литературы XIII-XIV веков «Повесть о Николае Зарайском». В нём говорится, что в 1225 году епископ Евфросин Святогорец встречал вместе с Великим Рязанским князем Юрием Ингаревичем прибывший из Корсуни чудотворный образ святителя Николая. Значит, до 1225 года какое-то время епископ Евфросин жил в Рязанском княжестве.

Свято чтили рязанцы образ Богородицы «Одигитрия». Находилась икона в кафедральном Успенском соборе столицы Рязанского княжества – Рязани (ныне городище Старой Рязани). В памяти встают картины разорения города полчищами хана Батыя. Старая Рязань была сметена с лица земли, но в сгоревшем храме нетленной осталась икона «Богоматерь Одигитрия».

К сожалению, ни многочисленные источники, ни архивные документы не содержат сведений о том, где пребывала после нашествия хана Батыя икона Божией Матери «Одигитрия». И через два с половиной века она явила себя в Рязанских пределах, в пустынном месте, называемом «Старое», при деревне Торчине близ села Федотьева (ныне Спасский район) .

И по месту явления образ был назван «Феодотьевским».

Стоя перед Святым Образом, думаешь, сколько же молитв было вознесено, и сколько милости получили люди. Рязанская Помощница и Заступница. И хочется стоять и смотреть на дивную икону, чувствовать её мудрость, покой и вечность.

В ней женская красота сливается с красотой человеческого духа. Святой Образ Богоматери. Её взор исполнен несказанной печалью за судьбу Младенца, за наше прошлое, настоящее, будущее.

Душа наполняется тихой радостью, какой-то мудростью, соединяющей нас с нашими пращурами на все времена.

И тихо говоришь: «Заступница усердная, Мати Господа Вышняго…»

И хочется молчать и молиться, молиться и молчать.

Ия Кириллова

Подписывайтесь на «Областную Рязанскую Газету»
в социальных сетях:

Источник: http://rg62.info/index.php/glavnoe/glavnye-temy/item/8872-pred-likom-bogoroditsy.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector