Икона божией матери феодоровская, россия, город кострома, богоявленский собор богоявленско-анастасьина монастыря

Богоявленский Анастасиин женский монастырь в Костроме и Феодоровская икона Богородицы

В самом центре России расположен провинциальный городок Кострома с построенной в нём православной святыней, которая носит весьма поэтическое название: Богоявленско-Анастасиин монастырь. История этой женской обители очень интересна, а временами и трагична…

С древних времён Кострома являлась одним из важнейших центров духовной жизни Руси. Именно здесь в XIII веке случилось явление всероссийски чтимой православной святыни: чудотворной Феодоровской иконы Божьей Матери, молельного образа благоверного князя Александра Невского.

В разное время на землях этой области находилось около 60 (!) православных монастырей. И все они были воздвигнуты ближайшими соратниками Сергия Радонежского и его учениками.

Как всё начиналось

Так и Анастасьинский монастырь в Костроме в 1426 году создал близкий родственник и ученик Сергия-чудотворца — старец Никита Костромской. Это событие состоялось в день Богоявления Господня, отчего обитель и получила свое первое название.

В наши дни монастырь расположен в историческом центре Костромы. А в середине XV века это была еще городская окраина: пустынное место с непроходимыми лесами.

Первоначально монастырь этот был мужским. Долгое время все строения в нём были деревянными. И только лишь в 1559 году здесь началось строительство Богоявленского собора — первого каменного здания. Сейчас — это самое старое, сохранившееся до наших дней здание из камня.

Обратите внимание

Большой денежный вклад в это строительство внёс брат правящего тогда Ивана Грозного: князь Владимир Старицкий. В 1569 году он приехал в монастырь, где его встретили как особо почётного гостя. Это стало поводом к клеветническому оговору князя перед царём.

В том же году русский царь, отличавшийся своим гневным характером, приказал убить своего брата. Что и было сделано. Для иноков монастыря эта встреча тоже не прошла даром — многих казнили по приказу царя, который везде и во всём видел врагов и предателей.

Разорение и первое возрождение храма

Настало тяжёлое для России Смутное время. Гражданская война, голод, стихийные бедствия, лжецари и русско-польская война — всё это волнами несчастий пронеслось над землёй русской и нанесло большой урон жителям монастыря и его храмам. Требовались большие работы по восстановлению: ведь, практически, в первозданном виде, ничто не сохранилось.

Были построены новые церкви, возведены помещения для ритуальных служб.

Однако, в середине XIX века обитель закрыли. И только лишь спустя 20 лет, в 1863 году решили соединить воедино 2 обители: требующий восстановления Богоявленский монастырь и женский Крестовоздвиженский-Анастасиин монастырь, который находился рядом. Обитель Анастасии была когда-то основана дочерью Дмитрия Донского, князя Московского.

В начале 1864 года прошла служба в единственной уцелевшей на тот момент церкви Смоленской иконы Богородицы. С этого самого момента возрождённую обитель стали называть Богоявленско-Анастасииным монастырём, и уже женским.

Начались работы по восстановлению других храмов. Построили новый величественный собор, в котором старый стал алтарём. Одну из сохранившихся башен перестроили под колокольню. Восстановлены ограждающие стены, построены удобные жилые корпуса для больных людей, которым тут же оказывали помощь.

Открылись училище для девочек бедных родителей и фельдшерские курсы. Строительные работы шли полным ходом. Но такое положение сохранялось недолго.

Время разрушения

Сразу после свершившейся в России революции монастырь, как и многие другие, закрыли. Но в Богоявленском соборе богослужения всё же продолжались.

Через несколько лет закрыли и сам собор. В нём разместили областной архив, такой нужный местным властям. Постепенно всё приходило в упадок. В 1982 году сильный пожар, полыхнувший в Костроме, завершил разрушение построек и зданий.

Второе рождение святой обители

Лишь в 1991 году, перед проведением Собора Костромских святых, впервые после 1925 года в Богоявленско-Анастасиином соборе прошла церковная служба. А через несколько месяцев крестным ходом с участием большого числа людей в собор торжественно внесли Феодоровскую икону Божией Матери — выдающуюся костромскую святыню.

Именно ей, этой исторически значимой, чудотворной иконой был благословлён на царство первый царь из династии Романовых — шестнадцатилетний Михаил.

Богоявленский-Анастасиин женский монастырь в наши дни является жемчужиной в архитектуре старинной Костромы и центром духовной жизни города.

Святыни женского монастыря в Костроме

Территория и храмы

Вслед за Богоявленским собором стали возрождаться к жизни и другие, значимые для верующих, храмы.

Сейчас на монастырской территории действуют Кафедральный Богоявленско-Анастасиин собор, также церковь Смоленской иконы Божией Матери с её удивительной иконой-фреской Богородицы, чудом пережившей все многочисленные пожары в монастырских стенах.

В крипте, под клетью забора освящен храм во имя Преподобного Никиты Костромского, Преподобного Сергия Радонежского и Великомученика Никиты.

Также возрождены и открыты для верующих Собор Богоявления Господня и колокольня в одной из отстроенных заново старых башен.

Сохранилось здесь и трёхэтажное здание с великолепными наличниками на окнах. Это Трапезный корпус, который был построен ещё в 17 веке. Сейчас здесь располагается духовная семинария города.

Феодоровская икона Богородицы

Весь путь, пройденный Костромой за прошедшие века, тесно связан с Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы. Одна из известнейших российских святынь и главная святыня Костромы находится в Богоявленско-Анастасиином Соборе.

Согласно древним преданиям князь Юрий Всеволодович приобрел ее возле города Городца в старой деревянной часовне. Эта икона была подарена великому князю Александру Невскому по случаю его свадьбы и стала его молельным образом. В августе 1263-го главная святыня Костромы чудесным образом явилась во владениях Василия Ярославовича, который был младшим братом князя Юрия Всеволодовича.

Согласно легенде, князь охотился возле реки Запрудне, и там, на дереве увидел образ Богоматери. А незадолго до этого жители Костромы заметили на улицах своего города воина, который нес образ Богоматери на руках. В нем горожане признали Феодора Стратилата, великого святого и мученика.

Важно

Обретенную святыню жители города с большими почестями пронесли по улицам и поставили в соборном храме. После этого икона Богородицы стала называться Феодоровской в память о Святом Великомученике Феодоре Стратилате.

В 1613 году призвали на царство первого царя из династии Романовых Михаила Федоровича. Это торжественное событие провели перед ликом иконы Пресвятой Богородицы. После чего икона Богородицы стала особо почитаться среди представителей дома Романовых.

Уже стало традицией, что в день празднования Чудотворного образа 29 августа, жители Костромы ежегодно совершают крестный ход по улицам города. Многочисленные представители духовенства, православные костромчане, а также многочисленные паломники с молитвенным пением несут перед собой икону Феодоровской Божией Матери.

Предание гласит, что чудотворный образ написан рукой святого апостола и евангелиста Луки. Считается, что Феодоровская икона Пресвятой Богоматери имеет чудотворные свойства. Ее еще можно назвать семейной, так как она покровительствует всему, что связано с семейным благополучием: помогает при рождении и воспитании детей.

Перед ней молятся Богоматери о даровании помощи при трудных родах. И искренняя, сердечная молитва никогда не остается без ответа.

Святые мощи

Пожалуй, трудно найти другой такой монастырь в России, где подобно Богоявленско-Анастасииному, хранится так много величайших христианских святынь. Это обусловлено богатым историческим и духовным наследием как самой обители, так и древнего города.

В местных храмах хранятся многие святыни православной веры: мощи преподобных Тимона и Никиты Костромского, основателя монастыря и Небесного покровителя Костромы.

Свой монашеский путь Преподобный Никита начал в Троице-Сергиевой Лавре, под духовным наставничеством Преподобного Сергия Радонежского. По благословению своего наставника 19 лет он был игуменом Серпуховского Высоцкого монастыря. Затем 7 лет управлял Боровским Высоцким монастырем, где духовно взрастил великого святого русской земли Пафнутия Боровского.

Источник: https://otpusk-zdorovo.ru/kostroma-bogoyavlensko-anastasiin-monastyr/

Феодоровская Чудотворная икона Божией Матери. История – Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Главной святыней Костромского края является чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы.

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца.

Впоследствии здесь был основан мужской монастырь,именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1239 года – когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

Совет

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной Параскевой. Вместе с благоверным князем Феодоровская икона путешествовала в Орду, где святой Александр отстаивал интересы Русской земли; этот образ Пресвятой Богородицы он брал с собой в военные походы; перед ликом Феодоровской иконы Божией Матери благоверный князь, приняв монашество, завершил свой жизненный путь.

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце 50-х – начале 60-х годов XIII столетия. Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках.

В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы. На следующий день, 16 августа, по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни.

Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта, по старому стилю, 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским собором на престол государства Российского.

По летописным свидетельствам, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться перед волей Божией. У чудотворного Феодоровского образа Пресвятой Богородицы Михаил Феодорович Романов принес обеты верности Отечеству, Православной Церкви и русскому народу. Со времени этого события, явившегося началом преодоления Великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери и Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь града Костромы стали особо чтимыми святынями царственного дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 27 марта, по новому стилю.

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья.

Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна».

Читайте также:  Молитва родителей о детях, находящихся на службе в армии

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня.

Обратите внимание

Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви. С 1991 года чудотворный образ хранится в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы (посмотреть расположение на карте).

Также с 1991 года ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2001-2004 годах Феодоровская икона Пресвятой Богородицы приносилась для поклонения верующих в Москву и Санкт-Петербург, Екатеринбург и Архангельск, на Соловецкие острова, в Нижний Новгород и Казань, Тверь.

Осенью 2004 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по приглашению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Митрополита Киевского и всея Украины Владимира главная святыня Костромского края принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал несколько миллионов человек.

29 августа 2002 года Божественную литургию и общегородской крестный ход, в котором приняли участие более 40 тысяч костромичей, в день празднования явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери в ходе своего визита в Кострому впервые в истории возглавил Предстоятель Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

В 1891 году московскими мастерами на добровольные пожертвования костромичей и жителей других областей России, при личном участии императора Александра III, для Феодоровской иконы Божией Матери была изготовлена золотая риза, украшенная драгоценными камнями, которые были собраны со всех концов России. Высокая художественная ценность ризы позволяла считать ее одним из выдающихся произведений ювелирного искусства ХIХ века.

В марте 1922 года подкомиссией Губернской комиссии по изъятию церковных ценностей риза была снята с Феодоровский иконы и увезена в неизвестном направлении.

Источник: http://www.kostromamitropolia.ru/p/feodorovskaya/history.html

Богоявленско-Анастасиин монастырь – хранитель святыни рода Романовых

Адрес: Россия, Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26
Основан: XV век
Координаты: 57°46′23.08″N 40°55′30.

34″E
Основные достопримечательности: Богоявленский собор (построен в 1559 году), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор, церковь Смоленской иконы Божией Матери, колокодьня
Святыни монастыря: чудотворная Смоленская-Костромская икона-фреска Божией Матери, святые мощи преподобного Никиты Костромского, святые мощи преподобного Тимона, старца Надеевского, крест-мощевик с частицами мощей 278 святых, складень-мощевик с частицами Ризы Господней, пояса и ризы Пресвятой Богородицы

Старинный костромской монастырь имеет почти 600-летнюю историю и был основан преподобным старцем Никитой. Эти столетия вместили немало радостных и трагических событий.

Сегодня духовный центр Костромских земель полностью восстановлен и отреставрирован.

И приезжающие в старинный русский город туристы и паломники стремятся увидеть хранящуюся здесь чудотворную икону Федоровской Божией Матери, известную всем православным христианам.

История обители в XV-XVIII веках

Самый первый монастырь на окраине Костромы был мужским.

Его создал один из учеников Сергея Радонежского и его родственник Никита, который, уже будучи старцем, пришел на костромскую землю из Боровска. Произошло это в 1426 году.

Точная дата смерти этого христианского подвижника не сохранилась, но известно, что погребли уважаемого Никиту Костромского в самом первом соборе созданной им обители.

Богоявленский собор с золотыми куполами

Поначалу все постройки в монастыре делали из дерева, и мощные монастырские стены защищали Кострому от набегов неприятелей.

Только в 1559 году братия собрала нужные средства и получила от Московского митрополита Макария разрешение возвести первый каменный храм. Пятиглавый Богоявленский сбор строили под руководством игумена Исайи (Шапошникова) шесть лет и освятили в 1565 году.

Важно

Его главным жертвователем стал двоюродный брат российского царя Иоанна IV, предпоследний удельный русский князь – Владимир Старицкий.

Спустя 4 года Старицкий с войском отправился на защиту Астрахани и по пути заехал в костромскую обитель. Монахи и настоятель оказали родственнику государя теплый прием, который, однако, стал поводом для придворной интриги.

Окружение царя оговорило Старицкого, и по приказу Иоанна Грозного его убили в том же году в Александровской слободе. Монастырь тоже оказался в страшной опале.

В 1570 году большую часть насельников и игумена Исайю казнили, похоронив последнего в подклете каменного собора на монастырской территории.

Однако время шло, и, несмотря на непростые испытания, монастырь рос и влияние его усиливалось. Поэтому в XVI веке к мужской обители приписали две женских – Крестовоздвиженскую и Анастасиину, названную в честь основательницы – дочери Дмитрия Донского.

Богоявленский собор с золотыми куполами, Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор с тёмными куполами

Начало XVII века обернулось для Руси очень трудным и разорительным Смутным временем.

В последние дни 1608 года войска Лжедмитрия II, руководимые Александром Лисовским, вошли в город, прорвали оборону и заняли монастырь.

Совет

За то, что монахи и монастырские крестьяне оказались верны присяге, данной русскому царю Василию IV, их убили, а саму обитель разграбили. Имена погибших насельников и костромичей и сегодня почитаются прихожанами.

Позже, когда беды миновали, по всему городу началось большое строительство. Появились два новых монастырских храма и придел к Богоявленскому собору, построили звонницу и каменную монастырскую ограду с башнями, которая сделала обитель настоящей крепостью.

В 60-70-е годы XVII века артель изографов, под началом знаменитых иконописцев Силы Савина и Гурия Никитина, украсила главный монастырский храм фресками. Но, к сожалению, эти настенные росписи не сохранились. Тогда же на юго-западной башне каменной монастырской стены была создана знаменитая икона-фреска с ликом Богоматери.

В начале следующего, XVIII века прошла целая череда петровских преобразований, и темп монастырской жизни замедлился. Денег на строительство новых зданий не было, и число монахов уменьшилось.

Лишь только в 1752-1760 гг. на средства Е.М. Салтыковой здесь построили новый одноглавый Никольский («Салтыковский») храм. Так скорбящая вдова пожелала увековечить могилу мужа – генерал-майора М.П.

Салтыкова.

Церковь Смоленской иконы Богоматери. На заднем плане: слева колокольня, справа Богоявленский собор

С 1779 года началось всенародное почитание иконы-фрески Богоматери. Причиной этого послужил большой пожар, охвативший весь город и нанесший немалый ущерб обители. Многие постройки тогда сгорели в огне, но Смоленская икона-фреска совершенно не пострадала. С этого времени жители Костромы уверовали в ее чудодейственные свойства.

Жизнь обители в XIX-XX веках

С 1814 года на протяжении 33 лет в обители жили и получали образование ученики Духовной семинарии, а настоятели монастыря считались ее ректорами. В эти годы стараниями архимандрита Макария (Глухарева) одну из башен монастырской ограды перестроили в красивый одноглавый храм, который посвятили Смоленской иконе Богоматери.

Осенью 1847 года насельников обители ждало непростое испытание – очередной большой пожар, который практически полностью уничтожил все монастырские постройки.

Ущерб был огромен, обитель пришлось закрыть, а монахов – перевести в Богородицкий Игрицкий мужской монастырь, расположенный неподалеку от Костромы. И лишь в 1863 году, спустя 16 лет, монастырь решили восстановить, но уже как женский.

Он получил название Богоявленско-Анастасиина, а его первой настоятельницей назначили игуменью Марию (Давыдову), под руководством которой и началось восстановление уничтоженной при пожаре обители.

Это непростая работа заняла около полутора десятков лет, и монастырь отстроился только к 1880-м годам. На его территории были отреставрированы старые здания и возведены новые. А обитель прославилась среди местных жителей как центр христианского служения. В начале XX века в ней работали курсы для сестер милосердия и самая первая в России больница, помогающая сельским жителям.

Монастырская колокольня

В 1918 году новое советское государство закрыло монастырь, а его главный храм – Богоявленский собор еще шесть лет оставался приходской церковью. В эти непростые годы священником здесь был Василий Разумов. Позже его арестовали, осудили, а в 1937 году – расстреляли.

В 1925 году в бывшем соборе разместили костромские областные архивы. За последующие несколько десятков лет стены обители были уничтожены, а Никольскую церковь и часовню вообще разобрали.

Обратите внимание

Собор без должного ухода и ремонтных работ ветшал и разрушался. Но самый сильный урон ему был нанесен пожаром, который случился в областном архиве в 1982 году.

Тогда огонь уничтожил последние фрески XVII века.

Решение о возрождении обители было принято в 1990 году, и уже на следующий год сюда приехали первые монахини из Эстонии. Тогда же произошло освящение собора, и ему в епархии был придан статус кафедрального.

Чуть позже в этот храм перенесли одну из главных православных святынь – иконописный образ Федоровской Божией Матери, считающийся родовой святыней царской династии Романовых.

А в начале 2000-х годов на монастырской территории установили памятник покровителю города Кострома – Федору Стратилату.

Монастырские ворота

Архитектурные памятники на территории обители

Величественный пятиглавый Богоявленский собор – самое древнее каменное здание в Костроме, сохранившееся до наших дней (1565 г.). Исследователи считают, что в его строительстве принимали участие московские мастера.

Этот четырехстолпный храм отличает величие форм и пропорций, а его фасады завершают изящные килевидные закомары. Правда, в более позднее время подзакомарное покрытие было заменено на практичное четырехскатное. На протяжении долгой истории к собору сделали несколько пристроек, и самые крупные строительные работы проходили 1864-1869 гг.

Сейчас собор имеет четыре престола, и именно в нем хранится знаменитый образ Федоровской Божией Матери.

Кроме того, на монастырской территории расположена одноглавая церковь, посвященная Смоленской иконе Богоматери (1825 г.). Та самая, которую перестроили из башни на каменной стене.

В свое время ее возвели на деньги, выделенные богатым костромским купцом Ф.М. Обрядчиковым, а руководил строительством городской архитектор П.И. Фурсов.

Первоначально храм построили в стиле классицизма, но после пожара, произошедшего в 1887 году, его перестроили в русско-византийском стиле.

Особо выделяется на монастырской территории высокая живописная колокольня (1864 г.). Она имеет шатровое завершение с изящной золоченой главкой и часы в одном из проемов для звонов.

Купола Богоявленского собора (золотые куполами), Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор (тёмные купола)

Современное состояние и режим посещения

Монастырь действующий. В нем постоянно проживают более ста насельниц и настоятельница, а также ежедневно совершаются церковные богослужения. На монастырской территории находятся Духовная семинария и управление Костромской епархией. Помимо этого, в монастыре открыта богадельня для пожилых женщин и приют, где живут и обучаются девочки-сироты.

Проход на монастырскую территорию для посторонних запрещен. Паломники и туристы могут посетить только часовни и наружные входы Богоявленского собора.

Как доехать до монастыря

Монастырь расположен на ул. Симановского (Богоявленской), 26.

Читайте также:  Преподобный афанасий брестский

На автомобиле. Дорога из столицы до Костромы занимает 4,5-5 часов (346 км) и проходит по Ярославскому шоссе и трассе М8 (Холмогоры). В Костроме по автомобильному мосту нужно переехать на левый берег Волги, повернуть на ул. Советская и по ней доехать до Сусанинской площади. От площади к монастырю ведет улица Симановского.

Богоявленско Анастасиин Кафердральный Собор

На поезде или автобусе. От Ярославского вокзала в Москве до Костромы поезда доходят за 6,04-6,35 часа.

Важно

Кроме того, от Центрального автовокзала столицы, расположенного возле станции метро «Щелковская», до Костромы можно добраться на рейсовых автобусах (7 рейсов в день). Путь этот занимает 6,50 часа.

Костромской автовокзал удален от железнодорожного вокзала на 1 км. По городу до монастыря ходят автобус № 1 и троллейбусы № 2, 7 (остановка «Ул. Пятницкая»), а также автобус № 2 (остановка «Фабрика-кухня»).

Рейтинг достопримечательности

Богоявленско-Анастасиин монастырь в Костроме на карте

Источник: https://putidorogi-nn.ru/evropa/763-bogoyavlensko-anastasiin-monastyr-v-kostrome

Богоявленско-Анастасиин монастырь, Костромская область, Россия: на карте, фото, сайт, описание, как добраться, чем заняться, отзывы туристов

Одним из самых знаменитых монастырей Костромы является Богоявленско-Анастасиин монастырь, в котором хранится одна из величайших российских святынь – Феодоровская икона Божией Матери.

Данная икона высоко почиталась династией Романовых, а также защитила Москву во время Великой Отечественной войны.

Кроме того, в монастыре можно увидеть удивительной красоты фрески и несколько соборов, выполненных в различных архитектурных стилях.

История

Первая обитель Богоявленско-Анастасиина монастыря в Костроме была основана еще в 1559 году, когда здесь заложили основу для появления будущего Богоявленского собора. Первым настоятелем обители стал ученик Сергия Радонежского, преподобный Никита.

Именно ему монастырь обязан своим процветанием и включением в состав обители еще двух женских монастырей – Анастасиина и Крестовоздвиженского. Комплекс монастырских строений очень сильно пострадал в Смутное время, однако впоследствии его полностью восстановили и даже расширили за счет возведения еще нескольких церковных зданий.

За время существования СССР монастырь снова пострадал из-за разрушения большинства церквей и крепостных стен, однако впоследствии был полностью восстановлен.

Особенности

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь привлекает посетителей своей чудной и необычной архитектурой.

Из-за того, что различные строения на территории комплекса возводились в разные эпохи, сам монастырь кажется удивительной смесью архитектурных стилей и цветовых акцентов.

Однако даже с учетом этого монастырский комплекс смотрится необычайно гармонично и просто притягивает взгляды прохожих.

Многие посещают данный монастырь также для осмотра знаменитых святынь, размещенных в его помещениях. Кроме поистине легендарной Феодоровской иконы Божией Матери, здесь находятся Смоленско-Костромская икона-фреска Божией Матери, святые мощи преподобных Никиты Костромского и Тимона, а также пояса и ризы Пресвятой Богородицы.

Легенды

Считается, что Феодоровская икона Божией Матери была создана еще апостолом Лукой и использовалась князьями во время набегов на татаро-монгол. Однако на долгое время реликвия пропала и была передана младшему брату Александра Невского лишь в 1263 году. Легенда гласит, что это событие произошло именно на том месте, где сегодня стоит монастырь.

Как добраться

Богоявленско-Анастасиин монастырь находится в историческом центре Костромы, недалеко от Сусанинской площади и центрального проспекта Мира. Чтобы доехать до этого церковного сооружения, необходимо сесть на автобус №2 или маршрутное такси № 2, 19 или 50. Выходить нужно на остановке «Богоявленско-Анастасиин Кафедральный собор».

Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Симановского, 26

Архитектура

Населенные пункты

Поделиться в соцсетях

Путеводители неподалеку (0)

Источник: https://strekoza.travel/place-bogoyavlensko-anastasiin-monastyr

Кострома – Богоявленско-Анастасиин монастырь

Анастасиин монастырь был основан в XV веке первой женой Ивана Грозного Анастасией Романовной и впоследствии вошел в состав Богоявленского Анастасиина женского монастыря.

Ранее обители существовали отдельно: Богоявленский мужской монастырь, Крестовоздвиженский и Анастасиинский женские монастыри. Основателем первого считается ученик и сподвижник Сергия Радонежского, старец Никита. Первоначально все постройки обители были деревянными.

Богоявленский 1559 года собор стал первой каменной постройка. Анастасиин монастырь был восстановлен на прежнем своем месте через десять лет под названием Крестовоздвиженского Анастасиина.

При монастыре находились училище для девиц духовного звания, живописная, золотошвейная мастерские, богадельня для престарелых монахинь и больница для престарелых лиц духовного звания. Ныне монастырь является действующим.

Долгое время восстанавливали Богоявленский монастырь. Строительство шло на средства, присланные матерью Михаила Федоровича Романова, боярами Салтыковыми, московскими патриархами.

Росписью Богоявленского собора занялись в 1667 году мастера Гурий Никитин и Сила Савин, но, к сожалению, древние фрески не сохранились. После пожара в 1847 г.

мужской монастырь был упразднен и передан в ведение женского Крестовоздвиженского.

Совет

С этого времени открывается новая страница в истории монастыря. Облик храма сильно изменился. В разные годы были возведены многочисленные корпуса. Далеко не случайно был выстроен больничный.

Основной деятельностью, принесшей женскому монастырю славу всей России, стала организация народных лечебниц. Во время русско-турецкой войны 1877-1878 годов, в первую империалистическую, община сестер милосердия оказывала помощь больным и раненым русским воинам.

А в 1904 году во время русско-японской войны отряд воспитанниц монастыря был отправлен на Дальний Восток. Корпус был хорошо оборудован. Воспитанницы монастырского училища обучались теоретически и практически обязанностям сестер милосердия.

Долгие годы Богоявленско-Анастасиин монастырь использовался не по назначению, разграблена церковная утварь, в пожарах погибли произведения древнерусского искусства.

Главной святыней является чудотворная Феодосийская икона Божией Матери. Обретенная Святым князем Юрием Всеволодовичем (1238 г.) в ветхой деревянной часовне близ старинного города Городца, икона после его кончины стала моленным образом Святого благоверного великого Князя Александра Невского.

В 1263 году, после преставления к Господу Святого Александра Невского, икона чудесным образом явилась в Костроме, в уделе его младшего брата Князя Василия Ярославича.

Как повествует сохранившееся в письменных источниках предание, на второй день после Успения Пресвятой Богородицы 16/29 августа князь Василий выехал на охоту за город, к реке Запрудне, и увидел на дереве прекрасную икону Божией Матери.

Призванные князем из города священнослужители сняли обретенную святыню с дерева и торжественным крестным ходом принесли ее в Кострому, поставив икону в городском Соборе во имя великомученика Феодора Стратилата. В память об этом она стала именоваться Феодоровской.

День обретения иконы 16 (29) августа стал днем церковного празднования. Феодоровская икона как покровительница семьи прославилась многими чудотворениями, благодатными исцелениями.

Обратите внимание

В 1613 году, 14 марта, перед ликом Чудотворной Феодоровской иконы юный Михаил Феодорович Романов принял избрание на престол государства Российского. Тогда было установлено еще одно празднование иконе, отмечаемое 14 (27) марта. Особенность Феодосийской иконы состоит в том, что она двухсторонняя: на ее обратной стороне располагается изображение Святой мученицы Параскевы Пятницы. 18 августа 1991 года – перенесение Чудотворной иконы в Кафедральный Собор г. Костромы.

Источник: http://www.kostromag.ru/Kostroma/sights/church/bam/index.aspx

Феодоровская икона Божией Матери

«Однажды, когда татары подошли к Костроме, русские ополчения вышли им навстречу, неся перед собой свою святую икону Божией Матери. Когда рати встали друг перед другом, между ними промчался неведомый всадник.

Его багряная мантия развевалась по ветру, и ослепительно сиял позолоченный щит. Русские узнали в нем святого великомученика Феодора Стратилата. На татар же напал ужас, и они бежали с поля битвы.

Так была спасена Кострома».

Феодоровская икона Божией Матери

У каждой иконы Богородицы есть своя история, свое название. Удивительно, как многое пересекается в истории иконы Феодоровская — здесь и имя Феодора Стратилата, и Параскевы, и князя Александра Невского, с этой иконой связано и начало новой династии русских царей – Романовых.

Предание гласит, что икона эта была написана евангелистом Лукой. Неизвестно, как она попала в маленький город Городец, куда восходят первые упоминания об иконе. Однако в 1239 году Городец был сожжён монголо-татарами, а образ исчез, но вскоре чудесным образом был найден младшим братом Александра Невского князем Василием Костромским.

Преследуя на охоте зверя, князь случайно увидел на сосне икону. Он попытался снять её, но она поднялась на воздух. В это же самое время в Костроме многие жители видели, как какой-то воин прошел по городу, пронося в руках икону. Этот воин был похож на изображение святого великомученика Феодора Стратилата, в честь которого был построен собор в Костроме.

Вернувшись в город, князь в волнении рассказал о случившемся духовенству. Придя на указанное князем место, священники и народ увидели образ Богоматери, пали на колени и долго молились.

Сняв икону с дерева, её поместили в соборный храм города Костромы, а икону назвали Феодоровской, памятуя о явлении Феодора Стратилата с иконой, который потом не раз являлся русским воинам на поле битвы. На месте обретения иконы была основана первая иноческая обитель на Костромской земле – Спасо-Запрудниковский мужской монастырь.

Известно, что в том же 1239 году великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына — благоверного великого князя Александра Невского – на брак с Александрой, дочерью полоцкого царя князя Брячислава. И здесь раскрывается ещё одна особенность Феодоровской иконы: на оборотной стороне находится изображение святой мученицы Параскевы (Пятницы), считавшейся на Руси покровительницей свадеб и невест.

За время пребывания Феодоровской иконы в Костроме было явлено много чудесных событий: дважды горел Костромской собор, и дважды икона оставалась невредимой в огне. В 1260 году к Костроме подступили татары, и городу угрожало полное разорение. Ополчение князя составляла лишь малая дружина, которую ему удалось наскоро собрать.

Важно

Не надеясь на свои силы, князь велел нести перед собой образ Защитницы христиан. Во время битвы совершилось чудо: от лика Пресвятой Богородицы стали исходить ослепительные лучи света. Пораженные жгучими лучами татары обратились в бегство, битва окончилась победой костромчан.

В память об этом чуде князь утвердил крест, как раз на месте, где во время битвы стояла икона, позднее там была выстроена каменная часовня, а близлежащее озеро было названо Святым.

Одно из значимых в истории нашей страны событий также связано с именем Феодоровской иконы – избрание на царство Михаила Федоровича Романова в 1613 году.

В Троицком соборе Ипатьевского монастыря посольство Земского собора долго уговаривало Михаила Федоровича и его мать, инокиню Марфу принять избрание. На все мольбы они оставались непреклонны.

Только речь Феодорита, архиепископа Рязанского, уповающего на помощь Пресвятой Богородицы, склонили Марфу к согласию благословить своего сына на царство. Она упала пред Феодоровской иконой и сказала: «Да будет воля Твоя, Владычице! В Твои руки предаю сына моего: наставь его на путь истинный, на благо Себе и Отечеству!»

14 марта (по старому стилю) 1613 года в Костромском Свято-Троицком Ипатиевском монастыре боярин Михаил Федорович Романов перед ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его Земским Собором на престол государства Российского.

С этого времени Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней Царского Дома Романовых, а в память о событиях 1613 года было установлено еще одно празднование иконе — 27 марта (по новому стилю).

  Многие российские царицы и княгини иностранного происхождения получали отчество Федоровна в честь фамильной иконы.

Совет

С этого момента Кострома стала «колыбелью Дома Романовых» и местом паломничества Русских царей, Российских императоров и представителей Царствующего Дома. Все они считали своим священным долгом поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы.

Читайте также:  Преподобномученица евдокия илиопольская

В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы — последний русский император Николай Александрович и его августейшая семья.

Особое почитание чудотворного образа Божией Матери династией Романовых нашло свое выражение в постройке в Царском Селе Феодоровского городка с храмом во имя чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, а также в том, что переходившие из инославия в православную веру невесты членов царской семьи брали себе отчество «Феодоровна», свидетельствуя таким образом свою веру в то, что Сама Пресвятая Богородица становится их Восприемницей и Покровительницей.

В годы гонений на Церковь в XX столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен и сохранялась как церковная святыня (учитывая ее выдающуюся культурно-историческую значимость, это уникальный случай в новейшей истории Русской Православной Церкви).

В 1929 году Успенский кафедральный собор Костромы был закрыт и впоследствии полностью разрушен.

Чудотворная святыня переходила из храма в храм, пока, наконец, в 1991 году не водворилась в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы.

Сестры Богоявленско-Анастасииного монастыря (на территории которого располагается собор) с 1991 года ведут летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы.

Феодоровская икона Божией Матери

С 2001 года была возрождена традиция принесения Феодоровской иконы в разные города России.

Святыня посетила Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург, Казань, Иваново, Тверь, Архангельск и Соловецкие острова, Белгород, Воронеж, Саратов, Самару, Пермь, Кемерово, Краснодарский край, Республику Адыгею, а также Дальний Восток России.

Осенью 2004 года Феодоровская икона принимала участие в проведении Всеукраинского крестного хода, который прошел по 40 крупным и малым городам Украины и собрал более восьми миллионов человек.

Обратите внимание

С 28 января по 1 февраля 2009 года чудотворная Феодоровская икона пребывала в кафедральном соборе Храме Христа Спасителя города Москвы на Поместном Соборе Русской Православной Церкви. В присутствии этой святыни состоялись избрание и интронизация нового Предстоятеля Русской Православной Церкви — Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

С 4 по 6 марта 2015 года Феодоровский чудотворный образ посетил Алма-Ату, где за два с половиной дня святыне поклонились 30 000 человек.

Существует несколько списков с иконы Феодоровская, первый из них был сделан инокиней Марфой, который она привезла с собой в Москву.

 Сегодня Феодоровская икона Божьей Матери находится в костромском Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе.

В честь этой чудотворной иконы установлены два торжественных праздника: 29 августа по новому стилю – в память о чудесном явлении иконы в 1239 году и 27 марта – в память об избрании Михаила Романова на царство.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери традиционно почитается православным народом как покровительница невест, семейного благополучия и помощница в воспитании детей, как помогающая в трудных родах и при рождении детей у бездетных пар.

Феодоровской иконе пресвятой богородицы
тропарь, глас 4

Пришествием честныя Твоея иконы, Богоотроковице, / обрадованный днесь Богохранимый град Кострома, / якоже древний Израиль к кивоту Завета, / притекает ко изображению лица Твоего / и воплотившагося от Тебе Бога нашего, / да Твоим Матерним к Нему предстательством / присно ходатайствуеши всем, / под сень крова Твоего прибегающим, / мир и велию милость.

Кондак, глас 8

Благодарственная приносяще Ти, раби Твои, Богородительнице, о всех, / имиже благодеяла еси граду нашему, / из глубины души взываем к Тебе и мили ся деем: / не престани, Владычице, / Матерними к Сыну Твоему и Богу нашему молитвами / подавати вся благая и спасительная всем, / верою и любовию вопиющим Ти: / радуйся, Дево, христиан похвало.

Молитва

К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, аще не к Тебе, Царице Небеси и земли: кто исторгнет мя от тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческаго.

Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей, и всяких недугов, и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя. Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение.

Твоему Матернему заступлению себе вручаю; буди мне Мати и надеждо, покров, и помощь, и заступление, радость и утешение, и скорая во всем Помощнице. О, чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз недостойный к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения.

Важно

Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умилении сердца реку: Радуйся, Мати Божия, Предстательница и Заступница наша усердная, во веки веков. Аминь.

Источник: http://www.torirem.ru/feodorovskaya-ikona-bozhiey-materi.html

Возрождение Костромского кремля | Святыня

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери

Чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы известна с XII века, когда она находилась в часовне близ старинного поволжского города Городца.

Впоследствии здесь был основан мужской монастырь, именовавшийся Богородице-Феодоровским; чудотворный образ являлся главной святыней обители до 1238 года, когда монголо-татарские захватчики разорили и сожгли Городец, а икона исчезла из города.

По мнению некоторых ученых, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного великого князя Александра Невского, и именно этой иконой великий князь Ярослав Всеволодович благословил своего сына – святого князя Александра – на брак с полоцкой княжной. 

Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме князю Василию Ярославичу, младшему брату святого Александра Невского, совершилось в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов XIII столетия.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери без ризы. Фото 1997 года.

Накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках. В воине костромичи узнали святого великомученика Феодора Стратилата – по его иконописному изображению в соборном храме Костромы.

На следующий день, 16 августа по старому стилю, князь Василий Ярославич во время охоты увидел эту икону на ветвях дерева вблизи речки Запрудни.

Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме во имя великомученика Феодора Стратилата, после чего и стала именоваться Феодоровской.

В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено празднование, совершаемое 16/29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спаса-на-Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в ХХ веке, возрождена в 1990 году.

14 марта (по старому стилю) 1613 года в костромском Свято-Троицком Ипатьевском мужском монастыре Михаил Феодорович Романов пред ликом чудотворной Феодоровской иконы принял избрание его земским собором на престол государства Российского.

По свидетельствам очевидцев, посланцы собора, представлявшие все сословия земли Русской, много часов просили Михаила Феодоровича и его мать, великую инокиню Марфу Иоанновну, принять соборное определение; согласие было получено лишь после обращения возглавлявшего посольство архиепископа Рязанского и Муромского Феодорита, призвавшего юного Михаила и его родительницу преклониться пред волей Божией. Тогда, как повествует летописец, «благоверная государыня инока Марфа Иоанновна многи слезы излия пред образом Пречистыя Богородицы, и вземлет сына своего, благовернаго и благочестиваго великаго государя Михаила Феодоровича, пред всеми со слезами рече: се Тебе, о Богомати Пречистая Богородица, в Твои Пречистеи руце, Владычице, чадо свое предаю, и якоже хощеши, устроиши ему полезная и всему православному христианству». Со времени этого события, явившегося началом преодоления великой смуты, Феодоровский образ Божией Матери стал особо чтимой святыней царственного Дома Романовых, а в память о призвании Михаила Феодоровича на царство было установлено еще одно празднование иконе – 14 марта по старому стилю.

Совет

Со второй половины XVIII столетия многие члены царской семьи, в том числе все российские императоры, начиная с Николая I, считали своим долгом посетить Кострому – «колыбель Дома Романовых» – и поклониться чудотворной Феодоровской иконе Пресвятой Богородицы. В 1913 году, в ходе общегосударственного празднования 300-летия Дома Романовых, Кострому посетили святые царственные страстотерпцы – последний русский император Николай Александрович и его семья. 

В годы гонений на Церковь в ХХ столетии чудотворная Феодоровская икона Пресвятой Богородицы не покинула храмовых стен, сохранилась как церковная святыня (хотя с 1922 по 1944 год и пребывала у обновленцев).

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. Фото начала ХХ века.

Учитывая духовно-культурную ценность и значимость иконы для Православия, этот случай является уникальным в новейшей истории Русской Православной Церкви.

Местом нахождения чудотворного образа с XIII века по 1929 год был Успенский собор Костромского кремля; после окончательного закрытия кремлевских соборов (с 1922 года принадлежавших обновленцам) икону перенесли в новый обновленческий «кафедральный собор» – Иоанно-Богословскую церковь на Каткиной горе в Костроме.

Ликвидация обновленчества на Костромской земле привела к возвращению святыни в православный храм: в 1944 году ее перенесли в Иоанно-Златоустовский кафедральный собор.

С 1964 года, когда так называемые «хрущевские» гонения на Церковь чуть было не привели к закрытию Иоанно-Златоустовского храма, Феодоровская икона находилась в новом кафедральном храме Костромы – Воскресенском соборе на Нижней Дебре.

С 1991 года чудотворный образ хранится в возрожденном Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе Костромы. Также с 1991 года сестрами Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, на территории которого расположен кафедральный собор, ведется летопись современных чудес, совершающихся по молитвам у Феодоровской иконы; к настоящему времени таких событий зафиксировано более 100.

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери с давних времен почитается православным народом как покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, помогающая в трудных родах.

Ссылки:

Обратите внимание

АКАФИСТ Пресвятей Владычице нашей Богородице, явления ради чудотворныя иконы Ея Феодоровския, яже во граде Костроме,

Ея же ради изволением от людей Российския земли умолен бысть на царство благоверный государь Михаил Феодорович, родоначальник царствующаго Дома Романовых. –

Изд. 3-е – Москва, 1897.

(в формате PDF)

АКАФИСТ Пресвятой Богородице в честь чудотворной иконы Ее Феодоровской. – Кострома, 2004.

(в формате PDF)

АЛЕКСАНДР (Могилев), митрополит Астанайский и Казахстанский

Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери (фрагменты)

(публикация в сборнике «Костромской кремль», Кострома, 2018; PDF)

БАЖЕНОВ И.В.

Костромские святыни – Феодоровская икона Божией Матери в Успенском соборе и Нерукотворенный образ Христа Спасителя в Спасо-Запрудненском храме

БАХАРЕВА Н.Н.

К вопросу о происхождении иконы «Богоматерь Федоровская»

ВИНОГРАДОВА С.Г.

К вопросу о происхождении чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери

ЗОНТИКОВ Н.А.

На Святом озере

КОЗЛОВА Ю.А.

Дневник реставрационных работ над иконой Феодоровской Божией Матери

ПОВЕСТЬ О ЯВЛЕНИИ ЧУДОТВОРНОЙ ИКОНЫ ФЕОДОРОВСКОЙ
(по изданию: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Книга 2)

ФЕОДОРОВСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
(статья из Википедии)

Источник: http://www.kreml-kostroma.ru/svyatynya

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector