Икона божией матери калужская, россия, город калуга, георгиевский собор

Калужский соборный храм в честь великомученика Георгия

Калужский Свято – Георгиевский собор в 1701 году в честь великомученика Георгия построил земский староста Иван Кириллович Коробов. В храме хранится чудотворная Калужская икона Божией Матери – первая святыня калужской земли. Слово “верх” на крестьянском русском языке определялось, как овраг. Название церкви звучит “за оврагом”.

Адрес: 248600, г. Калуга, ул. Баумана, 14

Телефон: +7(4842)742468 , +7(4842)742462

Официальный сайт: georgsobor.cerkov.ru

Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Фотогалерея

История Свято Георгиевского собора

Свято Георгиевский соборный храм с 1926 по 1999 год был кафедральным, то есть главным в Калуге.

С 1934 по 1937 г. в Георгиевском соборе служил священномученик Августин (Беляев). В суровые для Русской Церкви годы Августин собственным примером учил людей вере и бесстрашию. Люди шли в Свято Георгиевский храм с украшениями и цветами.

В Георгиевском кафедральном соборе на фоне разрушения церквей, при помощи Августина, продолжалась духовная жизнь, проводились таинства. Такой уклад не нравился атеистически настроенной хунте. 23 ноября 1937 г. священномученика Августина расстреляли сотрудники УНКВД Тульской области.

Вместе с Августином арестованы и расстреляны:

·        протоиерей Иоанн Сперанский,

·        протоиерей Павел Семеновский,

·        протоиерей Иоанн Остроглазов,

·        священник Василий Макаров,

·        священник Афанасий Любимов,

·        священник Александр Покровский,

·        псаломщик Бабичев А.К.,

·        диакон Василий Становов,

·        староста Тащина З.М.,

·        регент Виноградов А.Ф.,

·        член церковного совета Филатова Е.А.,

·        Сухов М.П.,

·        певчий Смирнов.

Обратите внимание

С 1937 по 1942 г. в Калужском соборе часто менялись настоятели. Когда владыку Августина и его соратников расстреляли, в Георгиевском соборе совершали службы служители разных церквей города: священники Николо-Козинской церкви – протоиерей Александр Кедров и архимандрит Иоанникий (Дмитриев), впоследствии арестованный по делу Августина.

За многие годы существования храма произошло частичное обветшание здания снаружи и изнутри.

В 1950 году в Свято Георгиевском соборе к празднованию тысячелетия Крещения Руси выполнен капитальный ремонт:

·        отремонтирован купол,

·        отреставрирована роспись на стенах,

·        стены снаружи оштукатурены и покрашены,

·        сделан ремонт кровли,

·        заменён центральный крест над куполом, покрытый позолотой.

·        На западной стене алтаря нарисовали живописные росписи: в центре – Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, справа – Георгий Победоносец и преподобный Пафнутий Боровский, слева – Лаврентий Калужский и преподобный Тихон Калужский.

В 1960 году собору присвоили статус памятника архитектуры и градостроительства республиканского значения.

После долгого перерыва, в сентябре 1990 г., при храме открылась первая в Калуге воскресная школа. Раньше приходская школа работала при соборе до 1918 года.

Архитектура Георгиевского храма

Построенный в стиле московского барокко каменный Георгиевский храм в два этажа с колокольней типа шатра виден издалека. Пропорциональное произведение архитектора с четко выраженными деталями русского зодчества притягивает взгляд. Собор в виде полукорабля, имеет пять голов. Высота строения 43 м, длина 32 м.

На втором этаже установлены на романских арках галереи. Они пропускают свет к первому этажу через окна. Галереи накрыты крышей. Крыша установлена на пяти колоннах в виде четырёхугольников. Изначально пространство в галереях задумано пустое.

Но в послевоенные годы установили стёкла. К второму этажу и к галереям с двух сторон ведут лестницы. Балясинами в виде кубиков украшены перила лестниц. Изначально вход в церковь был под колокольней. Сейчас входная арка заложена кирпичом.

Важно

Стены второго этажа снаружи имеют украшение в виде крестов. Храм имеет ограждение в виде кирпичного зубчатого пояса. Обустроены голосники в верхних частях стен. Кровля сделана в форме шатра, имеет четыре ската. Сверху выполнены 5 главков.

Сверху фасадов установлены кокошники. Они закреплены конхоидальными вставками. Алтарь просторен и разделён на три части одного помещения. Двери верхнего и нижнего храма одинаково отделаны мячковским камнем в русском стиле. Они не подвергались реставрации и окраске. Остались в том виде, что и много лет назад.

Собор имеет приделы:

  • один придел на верхнем этаже – во имя Воздвижения Креста Господня;
  • три придела на нижнем этаже:
  • главный – во имя великомученика Георгия Победоносца;
  • южный – во имя иконы Божией Матери “Утоли моя печали”;
  • северный – во имя Иоанна Предтечи.

Надписи на стенах верхнего храма указывают на роспись, сделанную в 1766-1767 годах. Время от времени росписи и надписи подвергались обновлению иконописцами Калужской епархии.

Ярким примером архитектурного стиля 17 века является колокольня Георгиевского собора. Восьмигранный звон установлен на трехъярусным четверике. Сверху сделана шатровая кровля, на которой проделаны слуховые окна в виде круглых и двойных четырехугольных пролетов. Снизу колокольня имеет вид крепостной стены, распространённой в древности.

Рядом расположены достопримечательности:

Карта проезда

Источник: https://kaluga-gid.ru/kgs

Калуга – Святцы

Калуга – город в центральной России, административный центр (с 1944 года) Калужской области.

Город расположен на берегах Оки, вблизи реки Яченки в 190 км к юго-западу от Москвы. Железнодорожная станция на линии Москва – Киев.

Калуга известна тем, что с 1892 по 1935 в Калуге жил и работал выдающийся изобретатель, теоретик космонавтики Константин Циолковский. В этой связи на флаге города и на полной версии герба расположен первый советский спутник. В городе действует Музей космонавтики.

Проводимые раскопки и исторические исследования из разных источников, датируют образование поселений на месте нынешней Калуги примерно от 7 до 5 тысяч лет до нашей эры, хотя нет точных подтверждения о постоянстве данных поселений.

Калуга впервые упоминается в грамоте литовского князя Ольгерда в 1371 году. Этот год считается датой основания города. В 1389 году он окончательно вошел в состав Московского княжества.

Как сторожевая застава, город-крепость, построенный на Оке, невдалеке от впадения в нее реки Угры, на берегах которой в 1480 году в «великом противостоянии» было окончательно преодолено татаро-монгольское иго, Калуга была форпостом Московского государства, надежной преградой от набегов иноземцев с юга и запада.

В XIV веке город трижды вставал на пути войск литовского князя Ольгерда, пытавшегося прорваться к Москве. В 1380 году ратные люди калужской земли храбро бились с татарами в войске Дмитрия Донского на Куликовом поле.

В дальнейшем город не раз выдерживал осады и штурмы, не раз подвергался разрушениям и вновь восстанавливался.

Совет

При проведении губернской реформы в 1708 году Калуга вошла в состав Московской губернии, а с 1777 года Екатерина II своим указом сделала Калугу центром наместничества. Императрица также утвердила «регулярный план» застройки города. Городской бюджет Калуги в то время по обороту был сравним с бюджетами Москвы и Петербурга.

В городе расширялось каменное строительство, которое стимулировало производство кирпича и художественных печных изразцов. К концу XVIII века в Калуге действовало 120 небольших предприятий, среди которых 11 кирпичных, 10 изразцовых и 3 парусных. Славился город и художественными промыслами из дерева, вышивками и кружевами.

В 1777 году в городе был открыт драматический театр, один из старейших в России.
«Полный вариант» современного герба Калуги

В 1723 и 1737 годах Калуга обезлюдела в связи с голодом. Практически дотла город сгорал в 1742, 1754, 1756, 1760 и 1761 годах. В 1771 году Калугу настигла эпидемия чумы, во избавление от которой – ежегодно – 2 сентября устраивался крестный ход с чудотворной иконой Калужской Божьей Матери.

Важную роль сыграла Калуга в Отечественной войне 1812 года, фактически став крупнейшей тыловой базой русских войск. Здесь формировалось вооружённое ополчение для действующей армии, заготавливались фураж, продовольствие, собирались денежные средства.

С октября по 31 декабря 1941 года длилась немецко-фашистская оккупация Калуги.

При входе в Калугу фашисты встретили очаговое сопротивление, отличились красноармейцы технических частей, и сотрудники госбезопасности НКВД областной тюрьмы, однако задержать врага не смогли.

При отступлении Красной Армии не были взорваны объекты городской инфраструктуры (фашистам удалось пустить электростанцию уже через сутки после оккупации).

При отступлении фашисты разрушили 196 домов, оставив без крова более 850 семей. Воины-освободители 50-й армии, вместе со всей героической Красной Армией, именно от Калуги начали свою победную поступь, начав отсчет освобожденным от фашистов советским городам.

Обратите внимание

С образованием 5 июля 1944 года Калужской области, город Калуга стал её административным центром. В 1967 году Калужская область была награждена орденом Ленина, а в 1971 году, в год своего 600-летия, Калуга была награждена орденом Трудового Красного Знамени.

Сайт:   http://www.kaluga-gov.ru

Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/rossiya/kaluzhskaya_oblast/kaluga/

История

Свято-Троицкий кафедральный собор г. Калуги (ВИДЕОГИД)
Строительство Свято-Троицкого кафедрального собора было начато в 1786 г. и завершено в 1808 г. В 1818 г. была окончена отделка храма, и 10 апреля 1819 г., в среду по Пасхе, собор был освящен епископом Антонием (Соколовым).

    План и фасад собора были спроектированы Губернским архитектором И.Д. Ясныгиным, о чем свидетельствует подписанный им лично рисунок и чертеж, хранящиеся в Центральном Государственном Историческом архиве. Кафедральный собор обнесен тесно примыкающей к стенам колоннадой из тосканских колонн, на углах располагаются пилястры.

В промежутках между колоннами, в верхней части, помещены священные изображения небольших размеров. Боковые входы украшены фронтонами на шести колоннах, во фронтонах – росписи на темы из священной истории. Купол храма, увенчанный крестом, возведен в византийском стиле в форме полушария.

Это первый в России безопорный купол, внутренний диаметр которого составляет 16, 75 м (наружный диаметр купола 19,95 м).

    Сначала колокольня связывалась с храмом колоннадой, но во время ремонта в 1912 г. была произведена пристройка, соединившая колокольню с храмом. Второй этаж этой пристройки занимают просторные хоры. Колокольня четырехъярусная, первый ярус с портиками на четырех колоннах с каждой стороны.

Второй ярус восьмиугольный, чтобы сделать переход к третьему круглому ярусу, в угловых углублениях расположены колонны с капителями. В четвертом, небольшом круглом ярусе устроены часы с циферблатом на четыре стороны. Около циферблата, с боков, на каждой стороне поставлено по ионической колонне. Колокольню венчает длинный шпиль.

Высота колокольни около 70 м, а высота храма от пола до росписи Христова лика в куполе составляет 36 м.

Важно

Храм трехпрестольный. Главный престол храма освящен в честь Живоначальной Троицы, северный придел – в честь Тихвинской иконы Божией Матери; южный – в честь Калужской иконы Божией Матери. Иконостас Троицкого собора был единственным, выполненным по рисункам известного архитектора М.Ф. Казакова.

Он представлял собой архитектурное строение стиля ампир в проеме арки алтаря, высотой около 8 м (наподобие иконостаса Троицкого собора в Московском Даниловом монастыре). Роспись собора была частичной.

Основное пространство стен было отделано под искусственный мрамор с небольшим лепным пояском по периметру храма.

    Внутри храма, около южных дверей погребены три калужских архиерея: епископ Евлампий (Введенский, †1813 г.); епископ Николай (Соколов, †1851 г.); архиепископ Григорий (Миткевич, †1881). Кроме того, в соборе хранилось 11 знамен калужского ополчения. Среди них было знамя 6-й стрелковой дружины, находившееся в ополчении 1812 г. под Данцигом и в 1855-1856 гг.

Читайте также:  Храм христа спасителя, россия, город москва

в Крыму, а также знамя Азовского пехотного полка, которое сначала хранилось в Санкт-Петербургском арсенале, но в 1866 г., по ходатайству городского общества и по Высочайшему повелению, торжественно было поставлено в соборе в память о геройском подвиге калужанина унтер-офицера С.А. Старичкова, спасшего это знамя в 1805 г. во время сражения под Аустерлицем.

    В 1888 г. губернатор А.Г. Булыгин выделил деньги на устройство сквера вокруг собора. Сквер обустраивался при непосредственном участии начальника Калужской полиции Е.И. Трояновского, который спланировал посадку деревьев и наметил дорожки.

Под руководством полицмейстера в симметричном порядке были посажены молодые хвойные деревья, Соборная площадь была обнесена сквозной железной решеткой, а при четырех въездах на площадь поставлены чугунные фонари и скамейки. В память посещения Калуги в 1888 г.

великим князем Владимиром Александровичем и его супругой, великой княгиней Марией Павловной, сквер был назван Владимирским.
 

Совет

    В 1924 г. была создана комиссия из представителей советской власти, которой было поручено выяснить “возможность использования помещения собора в культурно-просветительских целях”.

Эта комиссия провела осмотр здания и пришла к заключению, что его можно приспособить под Дом народных собраний, но для этого нужно было заставить прихожан добровольно отказаться от собора. В соответствующем акте было зафиксировано, что здание не имеет художественной ценности, а “в смысле архитектуры памятника ценность его заурядна”.

Единственное, что заслуживало внимания и сохранения, по мнению комиссии, это “казаковский” иконостас, но и его, наряду с другими “предметами культа”, нужно было удалить из помещения.

    Власти стали действовать по продуманной схеме – поставили перед общиной верующих условия: в короткий срок провести необходимый ремонт, застраховать здание, взять обязательство отапливать здание, чтобы предотвратить его дальнейшее разрушение. Выполнить все эти условия бедной малочисленной общине, да еще в обстановке хозяйственной разрухи, было не по силам и средствам, и она официально отказалась от дальнейшего использования здания собора.

    Как выяснилось впоследствии, Горсовет и строительные организации тоже не смогли осуществить задуманное переоборудование. Поэтому начали с самого простого: сняли кресты и колокола, вынесли иконы, закрасили росписи на стенах и куполе, разобрали иконостас и вывезли его.

Поскольку ни один из храмов Калуги не мог вместить иконостас с его грандиозными деталями, то они были сложены сначала в Благовещенском храме, куда была временно перемещена кафедра Калужских архиереев, затем в подвале Никитского храма и, наконец, по распоряжению Горсовета выброшены из подвала, так как там надо было хранить сено. Дальнейшая судьба иконостаса неизвестна.

    Приспособление собора под культурно-просветительское учреждение проходило медленно и непоследовательно: власти не могли окончательно остановить выбор на конкретном учреждении культуры, какое можно было бы разместить в здании (Дом народных собраний, клуб, театр, летний театр). Не хватало средств, строительных материалов, не был готов проект приспособления. Наконец, в 30-х гг. остановились на Доме обороны.

    По воспоминаниям калужан, в первой половине 30-х гг. в здании Троицкого собора, кроме Дома обороны, размещались кинотеатр и кружки Осоавиахима. В Доме обороны хранилось различное оружие. В алтарной части находилась аппаратная. По некоторым свидетельствам, использовались и подвальные помещения.

В восточной части подвалов (по другим источникам – в цоколе) Троицкого собора размещалась школа ПВХО (противовоздушной и химической обороны). Были оборудованы помещения для учебных занятий, тут же находились кладовые с учебными пособиями и имуществом организации. Зимой 1937 г.

в здании собора располагался зверинец.

Обратите внимание

    В конце 30-х гг. поступило предложение взорвать собор. На это предложение возразил работник госкомхоза И.М. Нестеров.

Он предоставил подсчеты, по которым выходило, что в результате взрыва образуется огромный завал, и что на разбор завала может уйти не один десяток лет, более того, на уборку и вывоз мусора понадобится большое количество техники и грузового транспорта, что, следовательно, повлечет за собой немалые затраты.

    Во время войны здание собора сильно пострадало. В октябре 1941 г., накануне вступления немецких войск в Калугу, начальник школы ПВХО К.Ф. Кузнецов получил приказ взорвать собор, чтобы фашисты не смогли воспользоваться имуществом школы, большую часть которого составляло оружие.

На грузовой машине было доставлено несколько ящиков взрывчатки, которой явно оказалось недостаточно для того, чтобы здание собора было уничтожено полностью, а портить попусту памятник архитектуры Кузнецов не захотел. 10 октября 1941 г. по приказу К.Ф. Кузнецова собор был подожжен изнутри.

Начальник школы рассчитывал, что таким образом собор пострадает меньше всего.

    1 июня 1943 г. городской парк с собором был безвозмездно передан горисполкомом в распоряжение фронтового Эвакуационного пункта. 14 декабря 1943 г. была произведена проверка Парка культуры и отдыха, в том числе был осмотрен и собор: “…

Здание собора полуразрушено, штукатурка обвалилась, деревянные части сожжены, отопительная и водопроводная системы разрушены; от собора сохранились только стены”, – говорится в передаточном акте. В момент обследования собор был занят госпиталем под склад, подвалы использовались под овощехранилище.

После этого около двадцати лет здание собора не ремонтировалось, а в начале 50-х гг. неизвестные проникли в храмовый некрополь и вскрыли могилы Калужских архиереев.

    В феврале 1952 г. на 8-й сессии при обсуждении работы культурно-просветительских учреждений города был поднят вопрос о соборе и в результате принято решение “оборудовать здание бывшего собора в парке культуры и отдыха под культурно-просветительское учреждение” – и снова ничего не получилось. В 1954 г.

Важно

Управлением по делам архитектуры при Совете Министров РСФСР и Областным отделом по делам архитектуры было принято другое решение – о восстановлении здания собора под архив. Но до конца 50-х гг. здание собора так и не ремонтировалось. С 60-х гг. до 1990 г. в соборе располагалась спортивная школа. 25 мая 1990 г.

Облисполком принимает решение № 204 “Об изменении использования памятника архитектуры в г. Калуге Троицкого собора” и переоборудовании его под концертный зал.

    Архиепископ Климент, назначенный в Калугу в июле 1990 г., сразу по прибытии поставил вопрос о возвращении Церкви всех храмов, в том числе и Троицкого собора. Вскоре последовала реакция.

Заведующая городским отделом культуры опубликовала заметку в местной прессе, в которой заявила: “Будем биться до последнего, чтобы собор у нас не отобрали”. Несмотря на проводимую против передачи собора кампанию, в январе 1991 г. архиепископ Климент письменно обратился к Председателю Облисполкома А.И.

Стеликову с просьбой передать собор в собственность епархии. 15 июля 1991 г. Облисполком принимает решение № 262 “О передаче в собственность Калужской епархии бывшего церковного здания Свято-Троицкого собора в г. Калуге”. 23 августа 1991 г. был подписан акт о передаче собора Церкви.

Здание собора находилось в плачевном состоянии: текла крыша центрального купола и колокольни, внутри него располагались туалеты и душевые, центральная часть была завалена мусором, в цокольном этаже складировались щиты, части аттракционов и другое имущество парка.

При осмотре подвалов были обнаружены оскверненные останки калужских архиереев, погребенных в склепе в южной его части. Восстановление собора было поручено игумену Донату (Петенкову), казначеем была назначена А.Ф. Влайкова.

    29 июня 1992 г., во время празднования 500-летия со дня преставления преподобного Тихона Калужского Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II на площади возле Троицкого собора совершил Божественную литургию в сослужении иерархов Русской Православной Церкви и клира Калужской епархии.

Совет

С июля того же года в западной части собора был устроен временный придел, и стали совершаться богослужения. В марте 1993 г.

игумен Донат был переведен в храм Святых Жен Мироносиц, а 10 июля того же года штатным клириком Свято-Троицкого собора был назначен иерей Александр Кадин, который в настоящее время является ключарем Троицкого собора.

    В 1994 г. во время своего визита в Калугу, в день празднования Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Блаженнейший Папа и Патриарх Александрийский и всея Африки Парфений III, после Божественной литургии в Свято-Георгиевском соборе г. Калуги, совершил в Свято-Троицком соборе освящение новых крестов.

    К 1997 г. в соборе были проведены следующие восстановительные работы: позолочены кресты, покрыты медью центральный купол и шпиль колокольни, отреставрированы и отштукатурены внутренние стены, люнеты украшены цветными витражами, в барабанных нишах написаны иконы.

К лету собор был оштукатурен и покрашен снаружи, внутри расписан центральный купол, в котором изображен лик Спасителя, в глухих люнетах барабана между окнами написаны изображения восьми Ветхозаветных святых, также установлено основание иконостаса и изготовлены резные Царские врата высотой 5 м 40 см. В октябре 1998 г.

Троицкий собор посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и передал для него чудотворный список Калужской иконы Божией Матери, который находился в Московской Духовной Академии в Троице-Сергиевой лавре. В Казанском Девичьем монастыре в Калуге под руководством опытной вышивальщицы Л.

Бабадей была изготовлена шитая золотом с драгоценными камнями риза для этой иконы.

    В праздник Святой Троицы 1999 г. в главном приделе была совершена первая после восстановления собора Божественная Литургия.

Обратите внимание

Богослужение возглавили архиепископ Климент и епископ Людиновский Георгий в сослужении архимандрита Доната (Петенкова), игумена Никиты (Ананьева), протоиерея Александра Кадина, иеромонаха Саввы (Борисенкова), иерея Вадима Кудрявцева и протодиаконов В. Карельского, В. Борака и В. Садакова.

27 июня того же года, в дни празднования 200-летнего юбилея Калужской епархии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил освящение собора и Божественную Литургию.

Ему сослужили: архиепископы Варнава Чебоксарский и Чувашский, Климент Калужский и Боровский, Евгений Тамбовский и Мичуринский, Арсений Истринский, Димитрий Тобольский и Тюменский, епископы Георгий Людиновский, Павел Зарайский, Кирилл Богородский, и сонм духовенства. 24 августа 1999 г. Указом Святейшего Патриарха Московского №4400 восстановленному Свято-Троицкому собору был усвоен статус кафедрального собора.

    15 сентября 2000 г. состоялось освящение отлитого для собора иждивением уроженца Калужской области П.Н. Завального главного колокола весом 5 100 кг. В 2001 г. продолжалась работа по внутренней росписи и изготовлению резных деталей для иконостаса. Была изготовлена резная сень для чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери.

    Хотя собор снаружи и представляет собой сочетание архитектурных стилей классицизма и ампир, но внутри он является воплощением византийской и древнерусской школы зодчества. В этом же стиле был разработан протоиереем Александром Кадиным проект нового иконостаса высотой 18,9 м. Он традиционно русский, многоярусный.

Работы по изготовлению резных деталей осуществляют калужские мастера. Иконы для Царских врат и первого яруса иконостаса выполнены иконописцами Калужской епархии под руководством протоиерея Александра Кадина, иконы второго, третьего и четвертого ярусов написаны тверскими мастерами.

Читайте также:  Брак (венчание)

Работы по росписи собора ведут епархиальные иконописцы в византийско-древнерусском стиле, со временем будет расписано все внутреннее пространство стен.

    К окончанию 2012 года был полность позолочен иконостас и резные оклады икон храма

Важно

    Кроме почитаемого чудотворного списка Калужской иконы Божией Матери, в соборе находятся чтимые прихожанами списки чудотворных Черниговской и Иверской икон Божией Матери (Иверская икона в старинном золоченом окладе), а также переданные из Калужского художественного музея иконы XVIII в.: Святой Троицы, Воскресения Христова, великомученика Георгия Победоносца и святителя Николая.

    При соборе действует детская воскресная школа.

    Престольными праздниками собора являются День Святой Троицы, дни празднования Калужской иконы Божией Матери – 2-я Неделя по Пятидесятнице, 18/31 июля, 2/15 сентября, 12/25 октября и Тихвинской иконе Божией Матери – 26 июня/9 июля.

Источник: http://sobor-kaluga.ru/istorija

У калужских святынь

Икона и молитва блж. Лаврентию
на кресте над местом его предполагаемого погребения

От Москвы до Калуги мы доехали на машине примерно за два с половиной часа. Мелькавшие за окном поля и перелески приятным разнообразием радовали глаз, а порой взору открывались и вовсе восхитительные виды.

Но вот, наконец, мы на месте. При посещении незнакомых городов паломник, как правило, не обходится без заботливого участия местных жителей.

Так и мы с помощью гостеприимных калужан вскоре добрались до Свято-Лаврентьева монастыря.

В годы безбожия обитель не миновала печальная участь множества святых мест Руси – после пресечения монашеской жизни его здания в разное время использовались как лагерь принудительных работ, тюрьма, общеобразовательная школа, реставрационная мастерская, жилые дома, а затем комплекс храмовых строений был полностью разрушен. Лишь в середине 1990-х годов часть помещений единственной сохранившейся постройки – бывшего архиерейского дома – была передана Церкви. Сегодня монастырь активно восстанавливается. Подъехав ближе и увидев строительную технику и возводящиеся здания, мы не сразу догадались, куда прибыли. Но вскоре наше внимание привлек крест за невысокой оградкой – оказалось, что он установлен на месте предполагаемого захоронения святого покровителя обители.

Блаженный Лаврентий Калужский происходил из боярского рода Хитрово. Жил он в конце XV – начале XVI века, застав последние годы татаро-монгольского ига и благодатное время после окончательного освобождения от порабощения, ознаменованное духовным подъемом и укреплением независимого Московского государства.

С благословения духовного отца Лаврентий принял на себя подвиг юродства Христа ради, выстроив себе жилище рядом с уединенной церковью Рождества Пресвятой Богородицы на лесистой горе в полуверсте от Калуги. Ночи он проводил в молитве, а днем по подземному ходу выбирался в ближайший городской храм. Блаженный любил также гостить у Калужского князя Симеона.

Хотя татаро-монгольское иго было свергнуто в 1480 году, однако вплоть до начала XVIII века степняки еще совершали разоряющие Русь набеги на пограничные города, к которым относилась в те времена и Калуга. И вот однажды, при очередном нападении татар, в сражение с ними вступил князь Симеон вместе со своей дружиной.

По преданию, блаженный Лаврентий пребывал тогда в доме князя. Духовными очами он прозрел ход битвы, увидев Симеона, отважно ринувшегося в бой.

Совет

И в тот момент, когда храбреца уже окружили враги и ему грозила погибель, святой воскликнул: «Дайте мне мою секиру острую, нападоша пси на князя Симеона, да обороню его от псов!» и, схватив орудие, скрылся.

Тем временем татары действительно одолевали калужскую дружину, но внезапно чудесным образом среди русских воинов появился блаженный Лаврентий.

Ободренные этим знамением Божиим, наши витязи с новой силой устремились на брань и разгромили супостатов.

А святой Лаврентий также неожиданно исчез, вновь водворившись в доме князя и поведав его супруге, домочадцам и слугам о благополучном исходе битвы и спасении Симеона.

Почил блаженный Лаврентий 10 / 23 августа 1515 года и был погребен в двух верстах от Калуги, на берегу речки Яченки, на том месте, где любил подвизаться в молитве.

Один из почитателей святого основал при его гробе монастырь, названный по имени угодника Божия.

На территории этой древнейшей Калужской обители до революции были захоронены многие известные почетные горожане и герои России, а с учреждением в XVIII веке Калужской епархии Свято-Лаврентьев монастырь преобразовался в архиерейское подворье.

В наши дни службы совершаются в домовом храме обители во имя преподобного Сергия Радонежского, устроенном на первом этаже уцелевшего двухэтажного здания архиерейских покоев.

Обратите внимание

Из почивающих там святынь мы единодушно выделили ростовую икону блаженного Лаврентия, написанную современным мастером в традициях византийской иконописи.

Вообще же в этой маленькой, но уютной церковке вспоминаются слова преподобного Амвросия Оптинского: «Где просто – там ангелов со сто».

С Лаврентьевым монастырем связана судьба еще одного великого святого, почитаемого не только на Калужской земле, но и по всей России и даже за ее пределами, – преподобного Макария Оптинского. Близ этой обители жили родители старца, и вся благочестивая семья духовно окормлялась у ее настоятеля, архимандрита Феофана.

«Среди впечатлений, приятных для зрения, и отрадно-мирных для сердца видов сельской природы, имея перед глазами тихую иноческую обитель, из которой ежедневно доносился звон колоколов, призывающий иноков к молитве, возрастал будущий инок и молитвенник, еще тогда неведомый миру», – так описывает биограф юные годы Оптинского светильника.

Однажды на службе в монастырском храме маленький Миша – так звали преподобного Макария в миру – увидел в алтаре через отверстые царские врата батюшку Феофана, который всегда был с ним очень ласков.

К немалому изумлению молящихся, мальчик неожиданно взбежал на амвон и царскими вратами зашел в алтарь к любимому отцу архимандриту, что, очевидно, предзнаменовало его грядущее священническое и старческое служение.

Калужская икона Пресвятой Богородицы

Следующей целью нашего паломничества стал Свято-Георгиевский городской собор, где пребывает чудотворная Калужская икона Божией Матери.

Интересна история этого образа. В 1748 году в имении помещика Василия Кондратьевича Хитрово в селе Тинькове близ Калуги две дворовые девушки перебирали на чердаке старые вещи. Одна из них, Евдокия, при этом бранилась и вела непристойные разговоры.

Подруга увещевала ее, и вот, во время их пререканий, обнаружила большой сверток сурового холста. Развернув его, девушка увидела изображение Женщины в темном одеянии с книгой в руках. Приняв его за портрет монахини и желая вразумить Евдокию, она пригрозила ей гневом «Игумении».

Важно

Но та ответила на слова соработницы новой бранью и, поддавшись гневу, плюнула на лик. Тотчас с ней случился припадок, и она упала без чувств.

Явившаяся следующей ночью во сне родителям этой девицы Пресвятая Богородица поведала, что их дочь наказана за кощунство над Ее иконой. Царица Небесная повелела им отслужить молебен перед Ее образом и окропить Евдокию освященной на молебствии водой.

После исполнения наказа Пречистой девушка действительно исцелилась, а помещик Хитрово взял чудотворную икону в свой дом, где для многих людей, прибегавших к ней с верой, она также сделалась источником милостей Божиих. Позже святыня была перенесена в приходской храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы в селе Калужке (ныне – пос. Ждамирово г.

Калуги) и прославилась многочисленными чудотворениями, наиболее значимые из которых отмечены установлением церковных празднований этой иконе. Так, празднование 2-го сентября было заведено в воспоминание избавления жителей Калуги от моровой язвы в 1771 году. Второй праздник совершается 12-го октября, в память спасения города от нашествия французов в 1812 году.

А с 1898 года установилось совершаемое 18-го июля чествование Калужской иконы в благодарность Божией Матери за спасение от холеры.

В 1918 году святыня была изъята богоборцами и помещена в городском музее. После войны ее вернули верующим, и образ обрел место в старинном Георгиевском соборе.

И архитектура, и внутреннее убранство этого храма с его, как говорят в народе, «намоленными» иконами погружают в благодатную духовную атмосферу, которой так и хочется напитать свою душу.

В 1926–1999 годах Свято-Георгиевский собор был кафедральным, и его стены помнят многих достойных архипастырей и пастырей, новомучеников и исповедников Христовых, пострадавших за веру в годы гонений, – священномучеников Августина (Беляева), Иоанна Сперанского, преподобномученика Иоанникия (Дмитриева), архиепископа Гермогена (Голубева) и других. А в конце XIX века во время своего визита в Калугу в соборе служил святой праведный Иоанн Кронштадтский, что, как нам рассказали, отмечено на установленной в алтаре бронзовой табличке.

Нынешняя Калуга – достаточно современный и благоустроенный город со множеством строений различных стилей и эпох. Но тихие старинные улочки в его исторической части таят в себе немало духовных сокровищ, соприкосновение с которыми согревает сердце, укрепляет веру, научает благодарить Бога за наше славное прошлое и верить в грядущее духовное обновление и возрождение России.

Источник: https://ort-palomnik.livejournal.com/126014.html

Храм Рождества Пресвятой Богородицы, именуемый «Никитским» – один из старейших в Калуге

27 Декабря, 10:40

На вопрос: «Какой самый старый храм в городе?», калужане с уверенностью отвечают: «Никитский». Действительно, храм Рождества Пресвятой Богородицы, именуемый «Никитским» – один из старейших.

Является ли он самым старым? Некоторые краеведы говорят, что нет. Но за многие десятилетия мы привыкли считать,  Богородице-Рождественский Никитский храм — вот это настоящая калужская старина.

Мы будем считать так же до тех пор, пока твердо не будет доказано что-то иное.

В 1649 году к Богородице-Рождественскому приходу указом царского дяди Ивана Никитича Романова были присоединены жители села Спасского. По их просьбе один из пределов храма был освящен в честь великомученика Никиты. С этого момента храм Рождества Пресвятой Богородицы получил второе название — «Никитский».

Совет

Каменный храм на месте старого деревянного был построен в 1685 году, но после пожара 1754 года его отстраивают заново.

Сегодня мы видим реконструкцию именно того здания, которое известный знаток калужской старины Дмитрий Иванович Малинин описывал так: «Храм имеет 5 глав, поставленных рядом, а не по углам: главная глава – двойная.

Фасад храма орнаментирован полукружиями, по-видимому, напоминающими о древних кокошниках, и другим незамысловатым рисунком. По обеим сторонам алтаря, при боковых входах, устроены галереи из колоннад, в которые выходят по десять колонн. По стенам храма живопись недавнего происхождения».

До того момента, как было завершено строительство Свято-Троицкого собора, Никитский храм являлся кафедральным. В Отечественную войну 1812 года здесь с амвона зачитывались постановления фельдмаршала Кутузова. Здесь получило благословение калужское 

ополчение. И здесь же хранилась хоругвь, с которой ополчение шло на бой.

Читайте также:  Храм всех святых на кулишках, россия, город москва

Храм располагался в самом центре старой купеческой Калуги, на его приходе жили многие довольно богатые люди, фамилии которых знакомы и современным калужанам. Назовем только Мешковых, Пестриковых, Терениных, Золотаревых.

Благодаря пожертвованиям прихожан храм богато украшался: серебряные оклады древних икон, напрестольные серебряные позолоченные кресты, особо упоминалось богато украшенное напрестольное Евангелие.

Сегодня, конечно, от тех богатств мало что осталось, зато храм наполнен святынями. Я не возьмусь перечислить даже особо почитаемые, упомяну только о самых любимых в нашем народе. Это частица мощей блаженной Матроны Московской, частица мощей святых Петра и Февронии Муромских, ковчег с частицей мощей великомученика Никиты.

В храме находится несколько привезенных со святой горы Афон списков богородичных чудотворных икон:  Всецарица, Иверская икона Божией Матери, Пояс Пресвятой Богородицы с частицей пояса.

Конечно, это все святыни, привезенные в храм уже в наши дни. Древние его реликвии были утрачены после закрытия церкви в 20-е годы прошлого века. Первоначально храм использовался военным ведомством под склад. Потом он подвергся частичному разрушению. А с 1939 года здесь находился кинотеатр «Пионер».

Храм был возвращен Церкви чуть ли не позже всех других, расположенных в центре города. Только в 2004 году он вернулся к своему изначальному служению, и тогда же началось восстановление.

В последующие годы храм не только был восстановлен, он приобрел некое новое значение для верующих людей города. Во дворе освящен Поклонный Крест, у которого 23 ноября в День памяти священномученика Августина (Беляева) совершается поминовение всех священников, пострадавших в годы гонений.

Обратите внимание

Рядом расположен памятник святым Петру и Февронии. Он возведен в 2012 году и стал местом проведения основных городских мероприятий, посвященных Всероссийскому дню семьи, любви и верности. Отмечается 8 июля в день памяти Святой княжеской четы, которая стала символом христианского брака.

При храме действует духовно-просветительский центр с богатой библиотекой.

Но надо понимать, что храм — это не просто место, в котором совершаются богослужения. Это живой организм, который растет,развивается, который наследует свое уникальное прошлое и продолжает его в будущее.

Сейчас у храма возводится часовня в честь святого Кукши, крестителя вятичей и уже сегодня можно сказать, что она станет уникальной: в ней можно будет набрать воды из одного из тех немногих подземных источников, что сохранились в Калуге. Кроме того, предполагается возведение памятника преподобному Сергию Радонежскому.

Мы не можем сегодня увидеть многих памятников старины, в том числе дорогих православному сердцу реликвий, но судьба Никитского храма явно показывает: как только куда-то возвращается деятельная духовная жизнь, приходят искренне верующие люди, там сразу же появляются новые святыни, которые будут наших потомков побуждать к молитвенному труду и будут служить примером. Так же как мы сегодня вдохновляемся зримыми примерами веры наших предков. 

Источник: https://nikatv.ru/territoriya-strannikov/publikacii/hram-rozhdestva-presvyatoy-bogorodicy-imenuemyy-nikitskim—odin-iz-stareyshih-v-kaluge

Храм святителя чудотворца николая на водах – калужская икона божией матери

15 сентября празднование Калужской Иконе Божией Матери

Дата празднования :

-18 (31) июля  — в память избавления от холеры (1898 год); -2 (15) сентября — в память избавления Калуги от чумы (1771 год); -12 (25) октября — в память избавления Калужской земли от французов во время   Отечественной войны 1812 года.

-в первое воскресенье Петрова поста.

Калужская икона Божией Матери — почитаемая в Русской церкви чудотворная икона Богородицы. Считается покровительницей Калуги и Калужской земли.

Явление чудотворной иконы случилось в 1748 году в доме помещика Василия Кондратьевича Хитрово в селе Тиньково (ныне Жуковский район Калужской области). Во время уборки на чердаке служанки обнаружили большой свёрток холста, на котором была изображена женщина в тёмном одеянии с книгой в руках.

Одна девушка приняла его за изображение монахини и показала второй, Евдокии, пригрозив ей гневом игуменьи за нерадивость и сквернословие, на что та, плюнув на образ, сказала: «Вот как я боюсь твоей игуменьи» — и тотчас же упала, разбитая параличом, не в силах пошевелиться.

Служанка рассказала обо всём помещику, который приказал перенести Евдокию в родительский дом и положить под иконы. В ту ночь родителям девушки явилась Богородица и сообщила: ” …

Дочь ваша своим дерзким поступком в изображенном на полотне лице оскорбила не инокиню, но Меня, потому что это изображение есть Мой образ, чрез который, по воле Сына Моего и Бога, Я буду ходатайствовать за город ваш и жителей его.

Утром объявите об этом священникам и вместе с ними помолитесь пред поруганной Моей иконой, окропите расслабленную водой, которая истекает из-под храма, и дочь ваша исцелится…” Родители сделали так, как велела Матерь Божия, и Евдокия исцелилась, принеся покаяние. Икона была вставлена в раму, помещена на почётное место в барском доме.

Вскоре в том же доме слуга Прохор, долгое время страдавший глухотой, трижды видел во сне Богородицу, которая наказала ему усердно молиться перед иконой. Он так и сделал, после чего заснул на двое суток, а проснувшись, обнаружил, что здоров. Единственная дочь помещика Евдокия тяжело заболела.

Важно

Ночью ей явилась Пречистая, сказав: «Молись пред этою иконой — и получишь исцеление». Евдокия рассказала о сне родителям, и они все вместе молились и девушка исцелилась. После этих чудодейственных событий икона с почестями была перенесена в приходской храм в честь Рождества Богородицы в селе Калужка (Калуженка).

В 1771 году в Калуге и окрестностях свирепствовала моровая язва. Жители города просили благословения архимандрита Лаврентьева монастыря Никодима принести из Калужки в город чудотворную икону. С иконой в течение трёх дней обходили все улицы Калуги, служили всенародный молебен. Чума прекратилась.

В память о чудсном избавлении было установлено ежегодное празднование иконе 2 (15) сентября с крестным ходом вокруг города. В 1812 году во время Отечественной войны икона была перенесена в город Ефремов.

В конце октября после сражений под Тарутиным и Малоярославцем наполеоновское войско, отступая, направилось в сторону Калуги, но неожиданно свернули на Гжатск (ныне город Гагарин), окрестности которого были сильно разорены ими же во время наступления. Пленные позже рассказывали, что не раз им являлось видение Божией Матери.

Видения каждый раз сопровождались победами русских войск. Об этом было доложено Александру I, император распорядился с благословления Святейшего Синода установить ежегодное празднование Калужской иконе 12 (25) октября с крестным ходом вокруг города. 28 августа 1868 года опасно заболел Оптинский старец Амвросий (Гренков). Игумен Исаакий послал в село инока с просьбой принести в Оптину пустынь Калужскую икону. Чудотворную икону доставили в монастырь. В кельях старца был отслужен молебен с акафистом Пресвятой Богородице. После молитв старец Амвросий выздоровел. В летописях Оптиной пустыни также говорится, что икону ежегодно приносили из Калуги, и совершалась торжественная служба. В 1899 году молитвами иконе была исцелена жена коллежского асессора из Боровска. С позволения епископа Калужского и Боровского Макария икона была принесена впервые в город. На городской площади было совершено торжественное молебствие.

После революции икона была спасена от богоборцев. Она хранилась в Московской духовной академии Троице-Сергиевой лавры. При участии Патриарха Алексия II святыня была возвращена городу. Список с иконы был торжественно передан и хранится в Свято-Георгиевском соборе.

Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Калужская”

Молитва первая

О Пресвятая Дево, Мати Христа Бога нашего, Дивная Царице Небесе и земли! Вонми многоболезненному воздыханию сердец наших; призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию предстоящих пред чудотворною Твоею иконою и со умилением молящихся Тебе, Владычице! Не предаждь умалению Церковь Православную, помози нам, Пресвятая Богородице, святоотеческую Православную веру до конца дней наших непорочно сохранити, во всех заповедех Господних неуклонно ходити и избави ны от пагубных душевредных учений. На Твою, Дивная Царице Небесе и земли, милость уповаем, раби Твои: очисти умы наша от греховных помыслов, душевнаго разслабления, обуревания страстей, от искушений, соблазнов и грехопадений; Ты бо еси, Владычице, крепкое прибежище грешников кающихся. Воздвигни нас из глубины греховныя и истинным покаянием ороси изсохшая сердца наша, просвети сердечная очеса наша ко зрению спасения, и прельщенных бесовскою прелестию на путь правый настави; всякое дело злое и богопротивное разруши; всякому же благому и богоугодному делу научи и споспешествуй; вложи, Владычице, в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости, смирения, терпения, незлобия; умягчи злая сердца наша и ниспосли нам ревность о спасении ближних наших. Вразуми и научи ны, о Всемилостивая Заступнице наша, како безгрешно ходити по пути земнаго сего жития: яко Ты, Пресвятая, веси веру нашу, и упование наше видиши. О Владычице мира! Скорбящих утеши, бедствующим помози; сохрани от молниеноснаго грома, тлетворных ветр, лютых болезней, смертоносныя язвы, междоусобныя брани, нашествия врагов иноплеменных. О Пресвятая Богородице! Избави ны от внезапныя и насильственныя смерти; всем нам даруй обращение на путь истинный и христианскую кончину живота нашего безболезненну, непостыдну, мирну, Святых Тайн причастну. Во время исхода нашего предстани нам, Дево Богородице, и избави ны от власти бесовския, воздушных горьких мытарств и огня вечнаго. Скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли, и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица. Преставльшихся же в вере и покаянии от временнаго жития сего отцы, братию, матери и сестры наша сподоби Твоим ходатайством вселитися во обителех Небесных со Ангелы и со всеми святыми, идеже непрестанно гласы празднующих и радостно славящих Пресвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая (во время крестного хода)

О Пресвятая Владычице Богородице, Царице Небеси и земли! К Тебе прибегаем и к Твоей помощи взываем: сохрани землю нашу от нашествия врагов иноплеменных, и от всякия болезни душевныя и телесныя, и от смертоносныя язвы, да всегда поем, величаем и славим Тя, Пресвятую Богородицу, яко благую и Дивную Заступницу нашу во веки веков. Аминь.

Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Калужская”

Тропарь, глас 4

Заступнице от враг иноплеменных Необоримая Калужския земли, и Избавительнице от смертоносныя язвы Милостивая! Избави рабы Твоя от всяких бед и болезней, с верою и любовию прибегающия к чудотворней иконе Твоей, и спаси души наша.

Величание

Совет

Величаем Тя, Богородице Дево, и почитаем чудотворную икону Твою, еюже благоволила еси спасти землю Калужскую от нашествий вражиих и всегубительных болезней.

Свято-Георгиевский кафедральный собор

Свято-Введенский ставропигиальный монастырь Оптина Пустынь

Икона Божией Матери “Калужская”

Схиархимандрит Илий – слово в день памяти иконы Божией Матери КАЛУЖСКАЯ 

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/o-presvyatoj-bogoroditse/chudotvornye-ikony/1022-kaluzhskaya-ikona-bozhiej-materi2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector