Икона божией матери кипрская (стромынская), россия, московская область, ногинский район, село стромынь

Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Стромынь Ногинского района Московской области –

     По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену – Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия – преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас покоятся в храме.

Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI–XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской.

Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону.

     По прошествии времени деревянный Никольский храм был разобран, а на его месте построили каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами. Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители.

Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами.

Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра, – в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой.

Обратите внимание
Обратите внимание

Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног.

[/su_box]

Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; сейчас ведется запись тех, что происходят в наши дни.

Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля. В храм обычно приезжает очень много паломников – не только из Ногинского, точнее – Богородского района, но и из других мест Подмосковья.

Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас.

Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.

Еще одной святыней храма являются мощи преподобного Саввы. 

Преподобный Савва Стромынский

     Мощи были обретены уже в наше время. Прихожане писали митрополиту Ювеналию прошение разрешить поднять мощи святого Саввы из-под спуда. Преподобный почитался веками, было известно место его погребения, над ним с давних времен стояла часовня.

По ходатайству митрополита Ювеналия Святейший Патриарх Алексий дал такое разрешение, и в 1996 году мощи были обретены и перенесены в храм.

Сначала поместили святыню в простой деревянной раке, а через полтора года она была заменена позолоченной, со временем удалось воздвигнуть над ней золоченую сень. 

Дни памяти: Собор радонежских святых; прославление 22 августа / 4 сентября; Блаженная кончина 20 июля / 2 августа.

Тропарь, глас 8
В тебе, отче, известно спасеся еже по образу: /
приим бо Крест, последовал еси Христу, /
и дея учил еси презирати убо плоть, преходит бо, /
прилежати же о души, вещи безсмертней; /
темже и со Ангелы срадуется,
преподобне Савво, дух твой.

 

Источник: http://hramuspenija.prihod.ru/svjatyni_khrama

Икона Божией Матери Кипрская (Стромынская)

Од­ним из спис­ков древ­ней чу­до­твор­ной Кипр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся свя­ты­ня не со­хра­нив­ше­го­ся до на­ших дней Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря (быв­ше­го Бо­го­род­ско­го уез­да, Мос­ков­ской епар­хии), на­хо­дя­ща­я­ся ныне в Успен­ской церк­ви се­ла Стро­мынь.

В Рус­ских ле­то­пи­сях мож­но най­ти сле­ду­ю­щее упо­ми­на­ние об ос­но­ва­нии мо­на­сты­ря в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Стро­мыне: «… то­го же ле­та 6887 (1379 г.

) по­ве­ле­ни­ем Ве­ли­ко­го Кня­зя Дмит­рия Ива­но­ви­ча пре­по­доб­ный игу­мен Сер­гий со­здал мо­на­стырь на ре­ке на Ду­бен­ке на Стро­мыне, и по­ста­ви в нем цер­ковь Успе­ния Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы и игу­ме­на при­ве­де из сво­е­го мо­на­сты­ря, от Свя­той Тро­и­цы, име­нем Леон­тия, и освя­ще­на бы­ла цер­ковь ме­ся­ца де­каб­ря в пер­вый день, и ино­ки со­во­ку­пи и мо­на­стырь устрои со всем».

По пре­да­нию, этот древ­ний по­чи­та­е­мый об­раз был дан пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским в бла­го­сло­ве­ние сво­е­му уче­ни­ку Сав­ве, вто­ро­му игу­ме­ну Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря.

Дол­гое вре­мя ико­на яв­ля­лась мест­но­чти­мой, но по­сле слу­чая ис­це­ле­ния с ее по­мо­щью в 1841 го­ду от неду­га во­сем­на­дца­ти­лет­ней де­вуш­ки, бы­ла ши­ро­ко про­слав­ле­на и вне­се­на в об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние.

Вот как опи­сы­ва­ет мест­ный бла­го­чин­ный в сво­ем до­кла­де Мос­ков­ско­му мит­ро­по­ли­ту Фила­ре­ту чу­до­твор­ную Кипр­скую (Стро­мын­скую) ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри: «1) Ико­на Кипр­ская Бо­жи­ей Ма­те­ри в Успен­ской се­ла Стро­мы­ни церк­ви ме­рою вы­ши­ны 1 ар­шин и 4 верш­ка, а в ши­ри­ну 1 ар­шин и 2 верш­ка.

Важно

Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на в ко­роне, си­дя­щей на троне; ввер­ху око­ло Нее по сто­ро­нам ан­ге­лы, с каж­дой сто­ро­ны по од­но­му, в вен­цах с вет­вя­ми; вни­зу ко­ле­но­пре­кло­нен­ные – с од­ной сто­ро­ны свя­щен­но­му­че­ник Ан­ти­па, с дру­гой – му­че­ни­ца Фо­ти­ния; 2) о про­ис­хож­де­нии сей ико­ны ни­че­го не из­вест­но.

По опи­сям цер­ков­ным она зна­чи­лась в 1783 го­ду в упразд­нен­ной де­ре­вян­ной Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви, за ле­вым кли­ро­сом, а в 1823 го­ду на гор­нем ме­сте в Сер­ги­ев­ском при­де­ле оной церк­ви.

Важно

Ко­гда в 1829 го­ду Ни­ко­ла­ев­ская де­ре­вян­ная цер­ковь бы­ла разо­бра­на, то­гда Кипр­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­став­ле­на на па­пер­ти но­во­устро­ен­ной ка­мен­ной церк­ви над вход­ны­ми две­ря­ми; 3) на иконе, неиз­вест­но от­че­го, под гла­зом на ле­вой сто­роне ма­лое по­вре­жде­ние ли­ка; 4) ико­на по­став­ле­на в при­дель­ном свя­ти­те­ля Ни­ко­лая хра­ме, за ле­вым кли­ро­сом, в при­лич­ном ме­сте». Чу­до­твор­ный об­раз был укра­шен бо­га­той (се­реб­ро с по­зо­ло­той) ри­зой.

Источник: https://azbyka.ru/days/ikona-kiprskaja-stromynskaja

Стромынская икона божией матери – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Кипрская икона Божией Матери

Кипрская икона Божией Матери

Празднование 16 февраля [1], 20 апреля, в Неделю Православия, в День Святого Духа, 9 июля

Описание

Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем на руках, а по сторонам два ангела, держащие ветви, или дикирий с трикирием, или орудия Страстей Христовых.

История

Явилась в 392 году на острове Кипре. Сказание, помещенное в греческом синаксаре на неделю Православия, и обыкновенно связываемое с этой иконой, говорит что святой образ стоял на воротах, ведущих к одной церкви Пресвятой Богородицы (церковь Панагии Ангелоктисты).

Однажды аравитянин, проезжая мимо этой церкви, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Пресвятой Богородицы на иконе. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю.

Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым.

С древних лет Кипрская икона хранится в монастыре Ставруни, устроенном, по преданию, на месте ее обретения.

Чтимые чудотворные списки

Кипрская икона Божией Матери в селе Стромыни

Стромынский

Наиболее прославившийся в России список Кипрской иконы находился в селе Стромынь, недалеко от Москвы, в Богородском уезде. Икона размером в 1 аршин и 4 вершка в высоту, а в ширину 1 аршин и 2 вершка.

Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния.

О происхождении иконы, во время дознания в 1841 году, было выяснено что “по описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви.

Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями.” Здесь, в Успенском храме, этот список Кипрской иконы прославивлся в 1841 году.

В то время 18-летняя дочь одного крестьянина села Стромыни по имени Марфа заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года припадки ее стали настолько сильны, что угрожали ее жизни.

Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее смерти. Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь.

От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения.

Совет

Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала виденную икону. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери.

После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой.

Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы.

Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест. Были засвидетельствованы исцеления от паралича и расслабления.

О всех этих чудесах и о народном почитании иконы священник Успенской церкви доложил Московскому митрополиту святителю Филарету, который указал сделать разыскание об образе, поставить икону на приличном месте, не возбранять молебны, и еженедельно сообщать о происходящих событиях. Зимой и осенью 1841 года стечение народа к иконе стало уменьшаться и митрополит Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая особенные случаи. С тех пор Кипрская-Стромынская икона Божией Матери оставалась на своем месте, а по молитвам к ней продолжала подаваться чудесная помощь для тех кто приходил с искренней верой. Икона была украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе совершали также празднование 16 февраля — в день исцеления девицы Марфа.

Нижегородский

Празднование 12 мая

Божия Матерь изображена сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.

Кипрская икона Божией Матери находившаяся в Нижнем Новгороде в церкви святого Иоанна Предтечи, что на Слободке прославилась многими чудесами. По молитвам перед ней прекратилась моровая язва в Нижнем Новгороде, свирепствовавшая там в 1771 году. Жители города брали святую икону к себе в дома, совершали перед ней молебны и получали исцеления.

Иные списки

В России известны еще списке Кипрской иконы Божией Матери находившиеся в Московской церкви святителя Николая в Голутвине и в Московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта была украшена богатым окладом.

Иные чтимые Кипрские иконы Божией Матери

Самая знаменитая икона связанная с Кипром – икона Божией Матери «Милостивая» или Киккская, пребывающая на Кипре с XI-XII века. Другие чтимые иконы Кипра включают в себя Полыньковую, Ястребскую, Ножевую и Чистительную.

Использованные материалы

[1]  По Зеленой Минее – http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb810.html В официальном календаре Русской Православной Церкви не указано празднование иконе в этот день.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/11226.html

Кипрская Стромынская икона Пресвятой Богородицы

22 Июля 2016 00:00 / Святыня дня

22 июля – день Кипрской Стромынской иконы Божией Матери

На Северо-Востоке Московской области есть старинное село Стромынь. Место, давшее название Стромынской дороге – знаменитой Стромынке, с древних времен соединявшей Москву и города Владимирской Руси.

Еще в XIV столетии самим преподобным Сергием Радонежским был основан Успенский монастырь, к сожалению, не сохранившийся до наших дней.

Читайте также:  Молитва о всяком усопшем православном христианине

Сегодня преемницей этой обители является стромынская Успенская церковь, где сегодня почивают святые мощи ученика преподобного Сергия – святого Саввы Стромынского, а также одна из величайших святынь Подмосковья – Стромынский список Кипрской иконы Пресвятой Богородицы.

Обратите внимание

Каменная часовня на месте Успенского храма Стромынского монастыря. Под ней в 1996 году были обретены мощи преподобного Саввы Стромынского

ИЗ ИСТОРИИ КИПРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

“Кипрская икона Божией Матери явилась в 392 году на острове Кипре. Долгое время этот образ стоял на воротах, ведущих к одной из церквей Пресвятой Богородицы.

Однажды один аравитянин, проезжая мимо этого храма, захотел поглумиться над христианской святыней. Он пустил в образ стрелу и попал в колено Божией Матери. В ту же минуту из раны потекла кровь в таком количестве, что обагрила землю.

Аравитянин от ужаса бросился скакать домой, но, не доехав до дому, пал на пути мертвым…”

Одним из самых почитаемых на Руси списков этой древней иконы стал Стромынский образ, сохранившийся в буквальном смысле чудом в годы хрущевских антицерковных гонений. В то время две глубоко верующие прихожанки уже закрывшегося Успенского храма Стромыни, не испугавшись атеистических властей, сберегли этот образ у себя дома.

Светлана Куликова, член Приходского собрания Успенского храма, свидетель спасения чудотворной иконы, рассказала +Царьграду+:

“Они уговорили милицию, чтобы икона эта осталась в Стромыни. Чудным образом. И она потом искала себе тихое пристанище, много ей пришлось претерпеть, и остановилась она у этих двух дев в их ветхой избенке. 27 лет они хранили икону…”

Стромынская Успенская церковь была закрыта с 1961-го по 1988-й годы. И была возвращена верующим одной из первых во всем Подмосковье. В чем жители Стромыни также усматривают подлинное чудо, дарованное Пресвятой Богородицей по молитвам перед ее чудотворным образом. Светлана Куликова вспоминает:

“30 мая 1988 года у нас была первая служба. И икону переносили в храм тихо, чтобы никто не узнал. Это было ночью.

И когда была первая служба 30 мая на Троицу, это было такое ликование у людей, было столько ребятишек, столько народа.

Это было возрождение, это была радость для всех нас, потому что Господь дал нам Церковь Свою как тихое пристанище измученному миру, и мы его получили: вот оно…”

Успенская церковь

С тех пор поток верующих к Стромынскому чудотворному образу с каждым годом только увеличивается. Хотя даже среди православных христиан Москвы и окрестностей пока еще далеко не все знают об этой удивительной подмосковной святыне, к которой можно обратиться с самыми разными просьбами и мольбами.

Протоиерей Александр Пархоменко, настоятель Успенского храма села Стромынь, убежден:

“Как сказано в Евангелии, “просите, и будет дано”. И людям есть, о чем попросить. Кто-то просит благословения Божией Матери на роды, кто-то – на операцию, студенты – просят Богородицу, чтобы Она помогла поступить, сдать экзамены.

Важно

И это все видно на лицах молящихся, и мы, конечно, всем им очень рады и всех ждем в наш храм, мы любим, когда к нам приезжают люди. И рады, что, наконец, наступил рассвет в Стромыни, потому что когда храм был закрыт, было тяжело, люди скорбели, не могли прийти к иконе, приходили тайно на дом, где икона хранилась.

А сейчас храм открыт, и мы слышим колокольный звон, чтение, пение церковное. И конечно, людям очень приятно, что закончились антицерковные войны, и можно ходить в храм, можно крестить, можно венчать, причащаться. Это, конечно, большая радость.

И на лицах верующих все это видно, все это написано, что люди рады и очень почитают Божию Матерь. И если так будет продолжаться, то нас никакие враги и никакие санкции не одолеют…”

И действительно, под святым омофором Пресвятой Богородицы Русской земле ничего не страшно. Главное, чтобы мы не забывали свято хранить в своих сердцах главное утверждение нашей государственности – Веру Православную.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/kiprskaja-stromynskaja-ikona-presvjatoj-bogorodicy-2_18000

Кипрская икона в селе Стромыни

Из книги: Е. Поселянин. Сказания о чудотворных иконах Богоматери.

Село Стромынь находится недалеко от города Москвы, в Богородском уезде. В настоящее время это одно из самых многолюдных и богатых сел указанного уезда.

Недалеко от этого села в XIV веке был основан преподобным Сергием Радонежским монастырь, получивший название Стромынской Успенской обители. В 1764 г. этот монастырь был упразднен по указу Св. Синода; здания монастыря были сломаны, а храм обители превращен в приходскую церковь. В 1827 г.

ветхая приходская церковь села Стромыни была сломана и на ее месте была построена прихожанами новая великолепная каменная церковь во имя Успения Богоматери с двумя приделами: прп. Сергия Радонежского и святителя Николая. В этой Успенской церкви и находится ныне чудотворная икона Богоматери. Прославилась эта икона в 1841 г.

при следующих обстоятельствах.

Дочь одного крестьянина села Стромыни, именем Марфа, заболела золотухой и скорбутом. Болезнь с течением времени стала усиливаться. В начале 1841 года больная впала в совершенное расстройство, и припадки ее настолько стали сильны, что угрожали даже ее жизни.

Родные и знакомые Марфы были уже уверены в ее близкой смерти; 7 января больную исповедали и причастили Святых Христовых Тайн. Но милосердный Господь не допустил ее умереть во цвете лет (ей было 18 лет). Ей стала являться во сне Кипрская икона Богоматери, стоявшая на паперти над входом в их приходскую церковь.

От иконы Марфа слышала голос, говоривший ей: «Возьми Меня к себе в дом, отслужи молебен с водоосвящением и будешь здорова». О своих сновидениях она поведала родным и знакомым. Не раз она спрашивала священника и причт об этой иконе, но они не могли ее найти, так как не обращали почти никогда своего внимания на место ее нахождения.

Тогда привели больную в церковь, чтобы она сама отыскала икону, виденную ею во сне. Поиски ее долго не увенчивались успехом, пока, наконец, она не вышла на паперть и не увидела над церковными дверьми старинную икону Богородицы. Заметив икону, больная радостно воскликнула: «Вот она!» 16 февраля отец больной пригласил к себе в дом священника с иконой Божией Матери.

После того как был отслужен молебен с водосвятием, больная сразу почувствовала облегчение в своей болезни. Силы ее столь окрепли, что она сама после молебна понесла икону Богоматери в церковь. В скором времени она окончательно выздоровела.

Совет

Когда жители села Стромыни услыхали о чудесном исцелении девицы Марфы по молитвам пред Кипрской иконой Богоматери, то стали в большом числе приходить в церковь для служения молебнов пред прославленной иконой.

Благодатная сила исходила из нее и исцеляла тех, которые со смирением и надеждой на заступничество Богоматери пред Богом приносили к ней свои молитвы. Стали стекаться сюда не только прихожане села Стромыни, но и жители окрестных мест.

Укажем несколько чудес, совершившихся по молитвам пред Кипрской Стромынской иконой Богоматери.

Алексей Порфирьев, крестьянин деревни Новой Воскресенского прихода Богородского уезда, полтора года страдал параличом. Он не мог двигать ни руками, ни ногами.

Больного, по его просьбе, принесли в Успенскую церковь села Стромыни и здесь отслужили молебен пред иконой Богородицы. После молебна больной сразу почувствовал себя лучше; он начал двигать руками и ногами, а затем встал уже совершенно здоровым.

Отслужив благодарственный молебен Царице Небесной, помиловавшей его, он вернулся домой и стал заниматься обычными крестьянскими работами.

Крестьянка деревни Мележи той же губернии, Покровского уезда, девица Анна Петрова долгое время страдала расслаблением. Когда она отслужила молебен пред чудотворной Стромынской иконой Богоматери, то получила совершенное исцеление.

Крестьянин Владимирской губернии, Александровского уезда, деревни Зубцовой, Алексей Петров страдал расслаблением рук и ног. Прибыв в село Стромынь, он попросил священника отслужить молебен пред чудотворным образом Царицы Небесной. После молебна болезнь его сразу ослабела; он получил возможность двигать своими членами. Спустя несколько времени он окончательно стал здоров.

Обратите внимание

О всех этих чудесах, а равно и о том, что Стромынская икона Богоматери служит предметом особого почитания как прихожан, так и жителей даже отдаленных мест Московской губернии, священник Успенской церкви села Стромынь счел нужным донести Московскому митрополиту Филарету.

Митрополит 17 марта 1841 года прислал на имя благочинного следующее предписание: «1) Представить подробное описание иконы: какой она меры, письма, — искусного ли, древнего ли; не известно ли чего о ее происхождении и давно ли она стоит над церковными дверями; 2) икону поставить в церкви, в приличном месте; 3) не возбранять совершать пред ней молебны, но строго подтвердить местному священнику с причтом, чтобы остерегались от всяких неправильных разглашений; 4) будут ли приходить богомольцы и служить молебны и не случится ли чего особенного при этом, к соображению начальства доносить о том еженедельно».

В своем докладе митрополиту Филарету местный благочинный, по дознании на месте, представил следующие сведения о Кипрской Стромынской иконе Богоматери: «1) Икона Кипрская Божией Матери в Успенской села Стромыни церкви мерою вышины 1 аршин и 4 вершка, а в ширину 1 аршин и 2 вершка.

Божия Матерь изображена в короне, сидящей на троне; вверху около Нее по сторонам ангелы, с каждой стороны по одному, в венцах с ветвями; внизу коленопреклоненные — с одной стороны священномученик Антипа, с другой — мученица Фотиния; 2) о происхождении сей иконы ничего не известно.

По описям церковным она значилась в 1783 году в упраздненной деревянной Николаевской церкви, за левым клиросом, а в 1823 году на горнем месте в Сергиевском приделе оной церкви.

Когда в 1829 году Николаевская деревянная церковь была разобрана, тогда Кипрская икона Божией Матери поставлена на паперти новоустроенной каменной церкви над входными дверями; 3) на иконе, неизвестно от чего, под глазом на левой стороне малое повреждение лика; 4) икона поставлена в придельном святителя Николая храме, за левым клиросом, в приличном месте».

Кроме сего, благочинный доносил митрополиту, что в село Стромынь на молебны собирается много народа не только в праздничные и воскресные, но и в будние дни. При этом благочинный представлял сведения о чудесах, совершившихся у чудотворной Кипрской иконы Божией Матери.

Зимой и осенью 1841 года стечение народа к Кипрской иконе стало уменьшаться. Посему Филарет предписал местному благочинному прекратить еженедельные донесения, исключая те случаи, когда совершится что-нибудь особенное.

Так прославилась Кипрская икона Богоматери. И ныне она подает исцеления тем, кто прибегает к ней с верой в помощь Царицы Небесной; посему и в настоящее время к ней стекаются благочестивые богомольцы и болящие, чтобы помолиться здесь Пречистой Владычице и Заступнице рода христианского.

Икона Богоматери украшена богатой сребропозлащенной ризой. В церкви села Стромынь этой иконе празднуют еще ежегодно 16 февраля — в день, когда девица Марфа получила исцеление и чрез это Стромынская икона Богородицы прославилась как чудотворная.

Важно

В России известны еще Кипрские иконы Божией Матери в московской церкви св. Николая в Голутвине и в московском Успенском соборе у левого столпа. На последней изображена Богоматерь с Предвечным Младенцем, а внизу держава; икона эта украшена богатым окладом.

Есть, кроме того, Кипрская икона Богоматери в Нижнем Новгороде, в Иоанно-Предтеченском храме, что в Слободке. Сведения об этой иконе см. под 12 мая.

Божия Матерь изображена на ней сидящей на троне; голову Ее украшает царская корона. Предвечный Младенец представлен с непокрытой головой, при этом правая рука Его благословляет.

Источник: http://www.bogorodsk-noginsk.ru/stena/1kiprskay.html

«Не мы храним образ Божией Матери, это Она Сама бережет его и нас». Интервью с протоиереем Александром Пархоменко / Православие.Ru

Подмосковная земля богата святыми местами. История многих из них уходит в глубину веков, и порой лишь из старинных летописей или из «говорящих» топографических названий можно узнать о том, что некогда здесь находился храм или монашеская обитель.

В большинстве случаев от былого церковного благолепия не осталось и следа, однако есть уголки Подмосковья, где помнят и хранят духовные традиции предков. Одним из них является село Стромынь, расположенное в 65 километрах к северо-востоку от Москвы, почти на границе с Владимирской областью.

В прежние века оно было столь крупным и значимым, что дало название столичной улице Стромынке, представлявшей собой начальный участок дороги, которая соединяла первопрестольную с древним Суздалем.

Это место освящено именем игумена земли Русской преподобного Сергия Радонежского.

Как повествует Никоновская летопись, «лета 6887 (1378) повелением князя Дмитрия Иоанновича преподобный игумен Сергий созда монастырь на реце Дубенке на Стромыни и постави в нем церковь Успения Пресвятыя Богородицы».

Читайте также:  Икона божией матери ченстоховская, польша, город ченстохова, монастырь ясна гора

Предание гласит, что великий князь желал собрать в эту обитель братию со всей русской земли с тем, чтобы она молилась о спасении Отечества от иноземного ига в преддверии решающего сражения с монгольскими захватчиками, которое и произошло на поле Куликовом.

О прошлом и настоящем Успенского прихода села Стромынь рассказывает его настоятель протоиерей Александр Пархоменко.

– Отец Александр, расскажите, пожалуйста, об истории храма.

– Сразу хочу отметить, что сведений о нашем храме имеется немного. В связи со скорбными обстоятельствами гонений на Церковь в XX веке своих архивов лишились многие храмы, и наш в том числе. В годы богоборчества были сожжены и утрачены не только многие иконы, но также и документы.

Наш храм примечателен тем, что он возведен на месте более древнего монастырского храма. Более 400 лет здесь, на речке Дубенке, существовала обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы, основанная преподобным Сергием Радонежским.

Мы долго искали сведения, которые могли бы пролить свет на историю бывшего Успенского монастыря, искали информацию о Кипрской иконе Божией Матери и о нашем храме. Почти три года вели поиски в разных архивах. Наши прихожанки ездили в московские библиотеки, я работал в архивах духовной академии.

То немногое, что удалось собрать, объединили с воспоминаниями верующих сельчан, помнивших о закрытии храма в 1960-е годы, и издали небольшой буклетик.

Совет

После празднования 1000-летия Крещения Руси, когда в стране началось возрождение церковной жизни, был открыт и Успенский храм – одним из первых в Московской области. Конечно, это событие принесло великую радость людям. Испокон веков сюда приезжали и приходили на богослужения жители близлежащих деревень, предки которых возводили эту церковь общими усилиями.

По некоторым сведениям, храм закрывали дважды: сначала в 1930-е годы, затем при Хрущеве. Все это время народ испытывал большую духовную нужду, не имея возможности прийти помолиться, обвенчаться, окрестить детишек. Наши сельчане очень сильно переживали.

В течение почти 30 лет, пока церковное здание стояло под замком, бывшие прихожане приходили к нему, старались храм сберечь, чтобы никто в него не влез, не осквернял это святое место. Люди хранили лампадки и иконы, которые смогли вынести и спрятать во время разорения. К сожалению, отсюда два автобуса икон и утвари все-таки вывезли комсомольцы-добровольцы.

Часть была увезена неизвестно куда – может быть, уничтожена. Часть сохранилась в краеведческом музее Ногинска, и, слава Богу, их потом нам вернули.

К сожалению, я располагаю только теми сведениями, которые мне были рассказаны, так как сам еще молод и служу здесь лишь чуть более десяти лет. До меня здесь служил другой батюшка – отец Андрей; ему уже 80 лет было, когда меня сюда определили. Он, конечно, мог бы что-нибудь рассказать, потому что застал село и приход еще в 40-е годы XX века, но ныне уже преставился.

– Главной святыней Успенского храма села Стромынь является Кипрская икона Божией Матери. Как она попала сюда?

– По преданию, Кипрская икона была передана в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену – Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик святого Сергия – преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас пребывают в нашем храме.

Обитель была малолюдна, а со временем монастырь пришел в запустение; кроме того, в XVI–XVII веках здесь был сильный пожар. В период тяжелых для Церкви екатерининских реформ обитель упразднили. Всю монастырскую церковную утварь перенесли в единственный оставшийся деревянный Никольский храм, обращенный в приходской.

Туда же вместе с другими предметами убранства и утварью перенесли и Кипрскую икону.

По прошествии времени Никольский храм обветшал и был снесен, а на его месте построили вот этот, каменный, в честь Успения Божий Матери – в память об Успенском монастыре – с двумя боковыми приделами.

Один придел освящен во имя святителя Николая, поскольку ранее здесь стоял Никольский храм, другой – во имя преподобного Сергия Радонежского, потому что он бывал здесь и сам указал место будущей обители.

Стромынская Кипрская икона Божией Матери прославилась тем, что по молитвам перед ней происходили исцеления людей, страдавших различными недугами.

Начало почитанию этого образа было положено в 1841 году, когда уроженка Стромыни девица Мавра – кстати, в некоторых описаниях ее ошибочно называют Марфой, – восемнадцати лет, страдавшая расслаблением, почти потеряв всякую надежду на исцеление, выздоровела после молебна, совершенного перед Кипрской иконой.

Обратите внимание
Обратите внимание

Это событие произошло относительно недавно, и в Стромыни до сих пор помнят место, где стоял дом Мавры, и до сих пор здесь живут ее потомки. Другой очень известный случай произошел с крестьянином одного села Воскресенского уезда Московской губернии Алексеем Порфирьевым. Он тоже страдал немощью и расслаблением рук и ног.

[/su_box]

Когда его привезли в стромынский храм и отслужили водосвятный молебен Божией Матери перед Кипрской иконой, то он получил исцеление, сначала начал двигать руками и ногами, а затем сам стал ходить. Засвидетельствовано много чудес; мы сейчас ведем запись тех, что происходят в наши дни.

Празднование в честь Кипрской иконы Божией Матери совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 9/22 июля. К нам обычно приезжает очень много паломников – не только из нашего Ногинского, точнее – Богородского района, но и из других мест Подмосковья.

Не раз доводилось слышать от паломников, что, молясь перед иконой, они чувствуют какую-то сердечную теплоту. Это объяснимо, ведь наш храм намоленный, и каждый ощущает присутствие Божий Матери, Которая невидимо пребывает здесь, ведь не мы же храним Ее образ, а Она Сама бережет его и нас.

Люди уезжают после службы одухотворенные и радостные, со слезами радости на глазах, поскольку чувствуют, что получают здесь духовную поддержку.

Примерно в километре от нашего храма находится святой источник – чуть в стороне от того места, где раньше располагался монастырь.

По преданию, там бывал преподобный Сергий Радонежский, и источник называется в его честь, хотя есть и второе название – во имя великомученицы Параскевы Пятницы.

Может быть, появление источника было связано с каким-то чудом – к сожалению, точно об этом не знаю и нигде это не описывается.

На праздник Крещения по традиции туда ездят наши прихожане и обливаются водой.

В день памяти преподобного Сергия тоже служим там молебен, поем величание, умываемся, обливаемся и пьем целебную воду источника все – взрослые и дети, даже младенцы.

Источник небольшой: если набрать подряд десять ведер воды, то колодец опустеет, и надо ждать, пока заново наполнится, но просто попить или набрать с собой в бутылочку можно – очень вкусная и полезная водичка.

Теперь рядом со святым источником построили дачи. Очень печалит, что когда мы туда приезжаем, то порой находим и на берегу, и в воде бутылки, окурки, грязь. Мы с прихожанами приезжаем и чистим источник несколько раз в году, но он все-таки далеко от храма, за всем не уследишь.

Однажды, когда я совершал там молебен на Крещение, у источника собралась кучка светских людей. Печально было наблюдать, как в праздник, в присутствии священника, во время молитвы кто-то из них бранится нецензурными словами, кто-то курит, в машине музыка играет, кто-то спиртные напитки употребляет. То есть люди просто посмотреть пришли, без благоговения к святыне.

– Духовное одичание наших современников – наследие богоборческого времени. Как, несмотря на эти трагические времена, сохранилась святыня стромынского храма?

– Кипрскую икону Божией Матери наши прихожанки спасли дивным образом. Когда храм разоряли, вокруг стояло оцепление; приехала милиция, комсомольские активисты, которые принялись все церковное имущество собирать и вывозить. Местные жительницы слезно стали упрашивать, чтобы им хоть что-то оставили. Поскольку комсомольцы не разбирались в иконах, то они сказали: возьмите одну – какую хотите.

Наши матушки и взяли Кипрскую икону. Одна из них – раба Божия Дария – понесла ее к себе домой. Чудо было уже в том, что, хотя икона достаточно тяжелая – на крестные ходы ее обычно носят двое мужчин, эта женщина одна смогла унести ее. Наверное, Божия Матерь помогла ей. Дария жила на другой улице и, боясь, что ее остановят, понесла святыню не на глазах у всех, а прямиком через огороды.

Это все было как раз в канун праздника в честь Кипрской иконы. Мало того, потом Дария пришла и вторую икону забрала. Она обратилась к одной комсомолке в оцеплении с уговорами: мол, «икон-то и так много вывезете; одну – Кипрскую – вы нам дали, ее праздник завтра, а можно еще одну икону взять? (И показала на Казанскую.) Этой иконе праздник сегодня».

Комсомолка говорит: «Бери и отстань от нас!»

Она и Казанскую икону взяла, так что две святыни спасла.

Чудотворную Кипрскую икону Божией Матери в течение почти 30 лет хранила дома местная жительница Анна Юткина. Когда храм заново открыли, Кипрская икона вновь вернулась на свое законное место. Небольшие иконочки, которые сейчас висят в трапезной части, пожертвовали местные жители. Большие храмовые иконы вернули из музея. А некоторые образа нам позже в лавре написали.

– Еще одной святыней храма являются мощи преподобного Саввы. Какова их история?

– Мощи были обретены уже в наше время. Прихожане писали митрополиту Ювеналию прошение разрешить поднять мощи святого Саввы из-под спуда. Преподобный почитался веками, было известно место его погребения, над ним с давних времен стояла часовня.

По ходатайству митрополита Ювеналия Святейший Патриарх Алексий дал такое разрешение, и в 1996 году мощи были обретены и перенесены в храм. Сначала поместили святыню в простой деревянной раке, со временем удалось воздвигнуть над ней золоченую сень.

Мы давно об этом мечтали, но не было возможности, и, конечно, хотелось создать ее такой, чтобы гармонировала с архитектурой и интерьером храма, а также с иконостасом. Господь нам послал, по молитвам преподобного Саввы, и средства, и мастеров. В Ярославле нашли резчиков, и они создали очень красивую сень.

Важно

Она единственная в мире, потому что изготовлена по проекту, разработанному нами самими, и теперь является настоящим украшением храма. Это – одно из свидетельств почитания и любви к преподобному Савве, который является небесным покровителем наших мест.

Мы его сугубо прославляем тоже дважды в году. Совершается празднество в день преставления преподобного и – после того как мощи перенесли в храм в 1996 году – владыка Ювеналий благословил совершать празднование в честь обретения мощей святого 4 сентября.

По традиции в эти дни после праздничного молебна и литургии, если нет никаких неблагоприятных условий – дождя, например, – мы совершаем крестный ход. Обносим вокруг храма икону преподобного с частичкой его святых мощей, кропим народ святой водой на все четыре стороны и поем величание.

На праздники в честь Кипрской иконы и в дни памяти преподобного Саввы в Стромынь всегда приезжает большое количество паломников. После крестного хода, возвращаясь в храм, ставим Кипрскую икону на подставочку – мы ее специально сделали, – поем величание Божией Матери, тропарь, а затем духовенство и миряне проходят под иконой. Это старинная традиция, она всем очень нравится.

Источник: https://pravoslavie.ru/54903.html

Праздник Кипрской (Стромынской) иконы Божией Матери состоялся в с.Стромынь (ФОТО)

22 июля в Успенском храме с.Стромынь прошли торжества, посвященные празднику Кипрской иконы Божией Матери и 190-летию храма.

Божественную Литургию совершил благочинный церквей Богородского округа протоиерей Марк Ермолаев в сослужении духовенства Богородского благочиния. По окончании литургии состоялся крестный ход. За богослужением в этот день молились сотни паломников  из разных уголков Московской области. Среди молящихся был глава сельского поселения Мамонтовское Александр Ефимов.

 После службы в Стромынском Доме культуры состоялся праздничный концерт. В фойе Дома культуры была развернута выставка об истории Успенского храма.

Экспонатами выставки стали рисунки детей, фотографии, а также старинная богослужебная книга (Минея) переданная Успенскому Дубенскому мужскому монастырю из Троице-Сергиевой Лавры в 1752 году,  часть изразца, найденного на месте бывшего мужского монастыря.

Дети и взрослые прихожане подготовили стихотворения и музыкальные номера, на слайдах архивные фотографии сменялись рассказами об истории храма, людях, которые оберегали храм и его святыни. В завершении праздника прихожане и гости  сделали общее фото.

Кипрская (Стромынская) икона Божией Матери – главная святыня Успенского храма села Стромынь. Празднование в честь этой иконы совершается дважды в году – в первую неделю Великого поста и летом – 22 июля по новому стилю.

Читайте также:  Апостол петр

По преданию, один из первых списков Кипрской иконы Божией Матери был передан в Успенскую обитель преподобным Сергием Радонежским в благословение первому игумену – Леонтию, который по болезни недолго управлял монастырем. Следующим игуменом стал ученик преподобного  Сергия – преподобный Савва Стромынский, мощи которого сейчас тоже пребывают в Успенском храме.

Совет

В преддверии Куликовской битвы 1380 года святой благоверный Великий князь Димитрий Донской пришел в монастырь к преподобному Сергию Радонежскому  за благословением перед решительным сражением с войсками Мамая.

Никоновская летопись говорит, что Великий князь был в монастыре преподобного Сергия в воскресенье 18 августа, когда совершается попразднество Успения Пресвятой Богородицы.

Здесь он дал обет, что в случае благополучного исхода битвы поставит монастырь во имя Успения Божией Матери.

Сражение с монголо-татарами окончилось победой русских войск.

В благодарность богу и Пресвятой Богородице князь Димитрий Иоаннович и преподобный Сергий основали на реке Дубенке на Стромыни Успенский мужской монастырь.

Сам преподобный выбрал место для святой обители и благословил первого игумена монастыря Кипрской иконой Божией Матери, которая и сейчас находится в Успенском храме села Стромынь.

Успенский Дубенский монастырь на Стромыни просуществовал около 400 лет и в 1764 году был упразднен как пришедший в упадок. От него, к сожалению, ничего не осталось, так как был он деревянным и сильно пострадал от пожара.

Нынешний храм построен в 1827 году в стиле классицизма и является наследником монастыря.

Несмотря на то, что 30 лет Успенский храм был закрыт, в нем сохранилось внутреннее убранство, старинные иконы, в том числе три иконы преподобного Саввы Стромынского.

По информации Богородского благочиния

Источник: http://innoginsk.ru/novosti/obschestvo/prazdnik-kiprskoy-stromynskoy-ikony-bozhiey-materi-sostoyalsya-v-s-stromyn-foto

Колочская и Кипрская в с. Стромыни (Московская обл.) иконы Божией Матери

День празднования: 22/9 июля

Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в княжение Василия I Димитриевича в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии.

Обрел святой образ крестьянин этого селения по имени Лука и перенес его в свой дом. Один из его домочадцев страдал расслаблением тела. Больной с верою приложился к иконе челом и получил совершенное исцеление.

Об этом стало известно в окрестностях, и многие страждущие начали притекать к чудотворной иконе на поклонение и получали от Богородицы благодатную помощь. Впоследствии Лука перенес образ в Можайск, а оттуда в Москву. В столице святую икону встретил митрополит Фотий со священным Собором и множеством народа. При несении образа по Москве многие больные исцелялись от недугов.

Затем икону возвратили в Можайск.Колочская икона Божией Матери явилась в 1413 году в княжение Василия I Димитриевича в 15-ти верстах от города Можайска, в местечке Колоча Смоленской губернии. Обрел святой образ крестьянин этого селения по имени Лука и перенес его в свой дом. Один из его домочадцев страдал расслаблением тела.

Больной с верою приложился к иконе челом и получил совершенное исцеление.

Обратите внимание

На месте явления иконы была построена церковь во имя Богородицы, в которой поставили святой образ.

На пожертвования крестьянина Луки и других православных впоследствии князь Андрей Димитриевич устроил на том месте монастырь, именуемый Колочским или Можайским.

https://days.pravoslavie.ru/Life/life4204.htm

Кипрская икона Божией Матери пишется так: Богоматерь сидит на троне с Богомладенцем на руках, а по сторонам два ангела, держащие ветви.

Явилась эта святая икона в 392 году на острове Кипр и находится там в монастыре. Известны чтимые списки с нее в Московском Успенском соборе и в Николо-Голутвинской церкви села Стромыни, Московской епархии.

https://days.pravoslavie.ru/Life/life4203.htm

Од­ним из спис­ков древ­ней чу­до­твор­ной Кипр­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри яв­ля­ет­ся свя­ты­ня не со­хра­нив­ше­го­ся до на­ших дней Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря (быв­ше­го Бо­го­род­ско­го уез­да, Мос­ков­ской епар­хии), на­хо­дя­ща­я­ся ныне в Успен­ской церк­ви се­ла Стро­мынь.

В Рус­ских ле­то­пи­сях мож­но най­ти сле­ду­ю­щее упо­ми­на­ние об ос­но­ва­нии мо­на­сты­ря в честь Успе­ния Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы на Стро­мыне: «… то­го же ле­та 6887 (1379 г.

) по­ве­ле­ни­ем Ве­ли­ко­го Кня­зя Дмит­рия Ива­но­ви­ча пре­по­доб­ный игу­мен Сер­гий со­здал мо­на­стырь на ре­ке на Ду­бен­ке на Стро­мыне, и по­ста­ви в нем цер­ковь Успе­ния Пре­чи­стая Бо­го­ро­ди­цы и игу­ме­на при­ве­де из сво­е­го мо­на­сты­ря, от Свя­той Тро­и­цы, име­нем Леон­тия, и освя­ще­на бы­ла цер­ковь ме­ся­ца де­каб­ря в пер­вый день, и ино­ки со­во­ку­пи и мо­на­стырь устрои со всем».

По пре­да­нию, этот древ­ний по­чи­та­е­мый об­раз был дан пре­по­доб­ным Сер­ги­ем Ра­до­неж­ским в бла­го­сло­ве­ние сво­е­му уче­ни­ку Сав­ве, вто­ро­му игу­ме­ну Стро­мын­ско­го мо­на­сты­ря.

Дол­гое вре­мя ико­на яв­ля­лась мест­но­чти­мой, но по­сле слу­чая ис­це­ле­ния с ее по­мо­щью в 1841 го­ду от неду­га во­сем­на­дца­ти­лет­ней де­вуш­ки, бы­ла ши­ро­ко про­слав­ле­на и вне­се­на в об­ще­цер­ков­ное по­чи­та­ние.

Вот как опи­сы­ва­ет мест­ный бла­го­чин­ный в сво­ем до­кла­де Мос­ков­ско­му мит­ро­по­ли­ту Фила­ре­ту чу­до­твор­ную Кипр­скую (Стро­мын­скую) ико­ну Бо­жи­ей Ма­те­ри: «1) Ико­на Кипр­ская Бо­жи­ей Ма­те­ри в Успен­ской се­ла Стро­мы­ни церк­ви ме­рою вы­ши­ны 1 ар­шин и 4 верш­ка, а в ши­ри­ну 1 ар­шин и 2 верш­ка.

Важно

Бо­жия Ма­терь изо­бра­же­на в ко­роне, си­дя­щей на троне; ввер­ху око­ло Нее по сто­ро­нам ан­ге­лы, с каж­дой сто­ро­ны по од­но­му, в вен­цах с вет­вя­ми; вни­зу ко­ле­но­пре­кло­нен­ные – с од­ной сто­ро­ны свя­щен­но­му­че­ник Ан­ти­па, с дру­гой – му­че­ни­ца Фо­ти­ния; 2) о про­ис­хож­де­нии сей ико­ны ни­че­го не из­вест­но.

По опи­сям цер­ков­ным она зна­чи­лась в 1783 го­ду в упразд­нен­ной де­ре­вян­ной Ни­ко­ла­ев­ской церк­ви, за ле­вым кли­ро­сом, а в 1823 го­ду на гор­нем ме­сте в Сер­ги­ев­ском при­де­ле оной церк­ви.

Важно

Ко­гда в 1829 го­ду Ни­ко­ла­ев­ская де­ре­вян­ная цер­ковь бы­ла разо­бра­на, то­гда Кипр­ская ико­на Бо­жи­ей Ма­те­ри по­став­ле­на на па­пер­ти но­во­устро­ен­ной ка­мен­ной церк­ви над вход­ны­ми две­ря­ми; 3) на иконе, неиз­вест­но от­че­го, под гла­зом на ле­вой сто­роне ма­лое по­вре­жде­ние ли­ка; 4) ико­на по­став­ле­на в при­дель­ном свя­ти­те­ля Ни­ко­лая хра­ме, за ле­вым кли­ро­сом, в при­лич­ном ме­сте». Чу­до­твор­ный об­раз был укра­шен бо­га­той (се­реб­ро с по­зо­ло­той) ри­зой.

https://azbyka.ru/days/ikona-kiprskaja-stromynskaja

Источник: http://pokrov-fond.info/content/kolochskaya-i-kiprskaya-v-s-stromyni-moskovskaya-obl-ikony-bozhiei-materi

Саввы Стромынского часовня. / Ногинский район, Стромынь село. / Русские Церкви

Саввы Стромынского часовня.
Ногинский район, Стромынь село.

Надгробная часовня преподобного Саввы Стромынского ученика преподобного Сергия Радонежского, построена в 1869-1870 годах. Архитектор Яковлев. Часовня находится на сельском кладбище, территория упразднённого Успенского Стромынского монастыря. В 1990-х годах часовню отремонтировали.

———— Успенский Стромынский монастырь ——————Согласно Никоновской летописи Успенский Стромынский монастырь был основан в 1379 году преподобным Сергием Радонежским по обету великого князя Дмитрия Ивановича. Великий князь дал обещание построить монастырь в случае победы над татарами.

Монастырь был расположен на возвышенном берегу реки Дубенки, недалеко от нынешнего села Стромынь Ногинского района.1 декабря 1379 года в Успенском Стромынском монастыре была освящена деревянная Успенская церковь. Первыми игуменами монастыря были ученики преподобного Сергия Радонежского – преподобный Леонтий и преподобный Савва, упоминается также преподобный Иаков.

После победы на Куликовском поле и в течение последующих 200 лет монастырь имел особый статус – «особняк, Государево богомолье».Великий князь Дмитрий Иванович принял непосредственное участие в устройстве монастыря. В 90-х годах XV века строителем монастыря был святой Серапион, впоследствии архиепископ Новгородский.В 1603 году монастырь пострадал от пожара.

В начале XVII века, во время правления царя Михаила Федоровича (1613-1645), монастырь стал приписным к Троице-Сергиевой лавре. Около 1615 г. Троицкие власти в прошении к царю писали о нем: «тот монастырь от частых игуменов разорился, и до конца запустел, только в нем живут два старца».

Игумен лавры преподобный Дионисий просил Государя: «послать в тот монастырь старца доброго, чтоб монастырь сей до основания не разорился, и церковь Божия не была бы без пения». Царь Михаил Федорович передал Троицкому монастырю городок Радонеж, запустевший после Литовского разорения.

И в то же время приказал «монастырь сей ведати и строити по благословению преподобного Сергия, по прежнему как в чудотворцеве Сергиеве житии про тот монастырь писано».Опись в 1616 году сообщает нам следующее: «Да на монастыре, на правой стороне к храму, стоит часовня деревяна над гробницею преподобного отца нашего Саввы, ученика чудотворца Сергия».

В Успенском соборе Троицкой лавры в алтаре, в арке, ведущей от жертвенника к престолу, сохранилось древнее (1684 г.) изображение святого с надписью: «Преподобный Савва Стромынский», где он изображен с перевязанным правым глазом. В «Истории русской церкви» М. В. Толстого годом смерти преподобного Саввы Стромынского указывается 1392 год.

Совет

В той же описи упоминается о существовании в Успенском храме вверху над трапезной престола святых мучеников Флора и Лавра.В описи монастыря 1642 года, составленной через 8 лет после смерти преподобного Дионисия, упоминается о двух новых приделах Успенского храма – Рождества Христова и святых патриархов Афанасия и Кирилла.

Также упоминается и об особой на деревянном подклете теплой трапезной церкви преподобного Сергия Радонежского, поставленной в честь основателя обители. На монастырском дворе было шесть келий с сенями и чуланами в них, два амбара, в которых хранились запасы ржи, овса, гречихи. Имелись также погреб, ледник и поварня.

Монастырь был окружен деревянным бревенчатым забором с двумя воротами, «красными» или «святыми» и задними, для выхода на речку и монастырскую мельницу, которая была тут же на Дубенке. Нет сомнения, что все это было устроено при содействии преподобного Дионисия.

Число братий в монастыре, вероятно, всегда было небольшим, так в той же описи упоминаются: священник Феодорит Новгородец, Авраамий Стромынец и рядовой братии десять человек.В 1682 году Стромынский монастырь, в числе других, по воле Государя был назначен на содержание открывшейся тогда в Москве Славяно-греко-латинской академии.

В 1755 году 5 июня Синодальная Контора благословила в приписном к Сергиевой лавре Стромынском монастыре вместо ветхой и «огнившей» деревянной церкви преподобного Сергия построить новую в то же наименование. 2 августа 1756 года строитель Стромынского монастыря донес, что церковь Успения Пресвятой Богородицы покрыта новою крышею и построена новая деревянная церковь преподобного Сергия.

В 1764 году по указу императрицы Екатерины II была проведена секуляризация церковно-монастырских земельных владений. Среди упраздненных монастырей оказался и Стромынский. В 1758 году главный храм монастыря – Успенский был разобран и перевезен в Копотню.

В 1870 году священник Успенской церкви села Стромынь отец Павел Фаворский о настоящем положении бывшего Стромынского монастыря в редакцию Московских Епархиальных ведомостей сообщал следующее: «Ныне по заросшей дерном поверхности земли заметно основание Успенского храма, каждая его часть отделяется одна от другой. Тут видно место святого алтаря и на горнем месте куст ивы, охраняющий святыню.

На южной стороне храма, по-видимому, за правым клиросом, существует разрушающаяся деревянная часовня, потом к западу видно место трапезы, паперти и колокольни. На северной стороне снаружи храма заметны места столбов, на которых, вероятно, держался парапет.

Обратите внимание

Под ним погребались иноки, о чем свидетельствует несколько сохранившихся и тщательно охраняемых белого камня плит с древними неясными изображениями. Далее кругом местности храма усматриваются места монастырских строений.

На запад от храма, на обрыв к речке приметно место здания, вероятно погоревшего, о чем можно заключить по угольям в осыпавшейся земле, тут же находятся обломки изразцов древней формы».

Эти же ведомости сообщают нам о том, что вместо разрушенной ветхой деревянной часовни, существовавшей на месте погребения преподобного Саввы, прихожане села Стромынь построили новую каменную часовню по проекту архитектора Яковлева. Эта часовня сохранилась до настоящего времени.Чудотворная икона Божией Матери Кипрская-Стромынская, древнее предание говорит, что ею великий подвижник земли Русской преподобный Сергий Радонежский благословил ученика своего Леонтия, отпуская его на игуменство в Успенский Стромынский монастырь. После упразднения монастыря многие церковные вещи были перенесены из него в приходскую Никольскую церковь. В числе их перешла сюда и главная святыня бывшего монастыря – Кипрская икона Божией Матери. В 1827 году ветхая приходская церковь села Стромыни была сломана и на ее месте была построена новая каменная церковь во имя Успения. В советское время церковь была закрыта. 17 лет спасенная святыня, вплоть до ее возвращения в церковь, хранилась здесь же на Стромынской земле у двух девиц – Евдокии Николаевны Мартыновой и Анны Семеновны Юдкиной. Икона возвращена в Стромынскую церковь в 1988 году.4 сентября 1996 года в приходе Успенского храма села Стромынь произошло знаменательное событие – обретение мощей преподобного Саввы Стромынского. В настоящее время мощи святого покоятся в Успенском храме села Стромынь. В южном приделе Троицкого собора Сергиевой лавры, там, где по преданию была келия преподобного Сергия, у окна, под спудом почивают мощи одного из достойнейших настоятелей этой обители – преподобного Дионисия Радонежского чудотворца.

Источник – Богородское краеведение.

Часовня Саввы Стромынского (14.09.2017).

Часовня Саввы Стромынского (14.09.2017).

Часовня Саввы Стромынского (14.09.2017).

Часовня Саввы Стромынского (14.09.2017).

Часовня Саввы Стромынского (14.09.2017).

Часовня Саввы Стромынского (14.09.2017).

Источник: http://russian-church.ru/viewpage.php?page=13161

Ссылка на основную публикацию