Икона божией матери корсунская, россия, город санкт-петербург, русский музей

“Ъ”: Торопецкая икона никогда не вернется в Русский музей из-за мецената

2 ноября 2011, 09:39

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 2 ноября. Завершилась история временной передачи Торопецкой (Корсунской) иконы Божией Матери XIV века в храм коттеджного поселка “Княжье озеро”. Икона не вернется в Русский музей — об этом сообщили сотрудники музея.

По приказу Министерства культуры икона “изымается из инвентаря” Русского музея и формально переходит в Реставрационный центр имени Грабаря в Москву. А физически икона переедет в соседний с коттеджным поселком Торопецкий монастырь.

Как пишет “Коммерсант”, начальник отдела музейного фонда Министерства культуры Владимир Фомин сообщил, что было принято решение о переводе Торопецкой иконы Богородицы из Русского музея (ГРМ) на хранение в Реставрационный центр имени Грабаря (ВХНРЦ) по той причине, что икона нуждается в тщательном контроле со стороны реставраторов, лучшие из которых работают в “грабарях”.

Обратите внимание

Приказ Министерства культуры, по словам сотрудников Русского музея, предписывает им “изъять из инвентаря” икону Богоматери Торопецкой и передать ее ВХНРЦ имени Грабаря. Икона покинула ГРМ три года назад — ее по просьбе патриарха временно передали в храм поселка “Княжье озеро” под Москвой.

Богоматерь Торопецкая, помещенная в специальный киот, находится в храме Святого Александра Невского поселка “Княжье озеро” в Подмосковье с декабря 2009 года. Вначале речь шла о том, чтобы возвратить икону в ГРМ в сентябре 2010 года. Затем срок был продлен до марта 2011 года, а весной по решению Министерства культуры икона осталась в “Княжьем озере” до 12 декабря 2011 года.

Директор ГРМ Владимир Гусев весной заявлял, что считает задержку с возвратом иконы “неверным решением, которое может помешать дальнейшему культурному диалогу”.

Однако о том, чтобы вовсе изъять ее из музейного хранения, речь зашла впервые.

Сейчас Гусев находится в отпуске, а в Русском музее комментировать сложившуюся ситуацию отказались: “Икона уже не на балансе ГРМ, мы ранее многократно высказывали нашу позицию, но последнее слово за Министерством культуры”.

Важно, что “Княжье озеро” и храм в нем возведены строительной компанией “Сапсан”. Ее глава Сергей Шмаков — известный благотворитель, он же выделяет средства на реставрацию Корсунско-Богородицкого собора Торопецкого монастыря (в котором икона находилась в XVII веке).

По словам президента группы “Сапсан” и мецената Сергея Шмакова, жертвующего деньги на восстановление Корсунско-Торопецкого собора,  икона будет находиться в двойной климатической капсуле для обеспечения нужной вентиляции, влажности и защиты от вандалов

Между тем в операции передачи иконы внешне нет ничего незаконного.

Все музеи подчинены Минкультуры, как и предметы в их собрании, и министр культуры Александр Авдеев может решать, где разумнее иметь именно эту единицу хранения — на временном хранении в монастыре в Торопце или на постоянном — в музее в Санкт-Петербурге.

Она все равно останется принадлежностью единого государственного музейного фонда. Благодаря этому на примере иконы Богоматери Торопецкой можно увидеть новую эффективную схему передачи музейных ценностей из любого музея в любое желательное на данный момент место.

Важно

Можно ожидать, что таким образом будут решены многие вопросы, связанные со спорными произведениями в российских музеях.

Появляется возможность передать, например, сотню икон из Третьяковки в провинциальный музей, а тот их потом совершенно законно сдаст во временное пользование местному храму.

Если не говорить о церквях, мечетях или синагогах, можно представить себе и использование музейных картин для украшения государственных резиденций. Условия и охрана там не хуже, чем в Русском музее.

Икона Торопецкой Божьей Матери, также известная как “Эфесская”, “Полоцкая”, “Корсунская” – одна из  старейших икон в коллекции Русского музея.

В 1173 году икона была установлена в полоцком храме, с XVII века по 1920-е годы икона находилась в Торопце в Корсунско-Богородицком соборе.

В 1930 году она поступила в Русский музей, который не показывал ее публике из-за опасений  окончательной утраты.

Источник: http://www.rosbalt.ru/piter/2011/11/02/907794.html

Икона Пресвятой Богородицы «Корсунская»

Есть у каждого человека, кто принял в свою жизнь Бога, любимая икона. Для женщин, как правило, такой намоленной помощницей во всех делах является икона Божьей матери. Корсунская икона Божьей матери, наравне с Цареградской, является одним из ранних ликов Богородицы, восходящих к самим истокам православия.

История появления

Корсунская икона Божьей матери, называемая также Ефесская, по той причине, что долгое время святой лик Богоматери находился на Ефесе. Удивительно, но и Корсунская икона Пресвятой Богородицы, и Царьградская икона Божьей Матери написаны одной рукой. Их автором  считают проповедника евангелия Луку.

Икона Божией Матери «Корсунская»

Конечно, по прошествии многих лет, уже не отыщешь достоверной информации о том, как икона появилась в России. Но благодаря церковным преданиям известно, что некогда побывав в Корсуни, князь Владимир перевез ее в Киев.

Другое повествование гласит, что в XII веке жила некая княжна Евфросиния, которой в качестве подарка преподнес икону Богоматери греческий император.

Казалось бы, две совершенно разные истории, не вполне претендующие на достоверность, но существует и третья версия истории Корсунской иконы Богородицы.

Согласно этой версии, иконописный образ очень долго находился в городе Ефесе (территория современной Турции). Этот город известен верующим по библейским преданиям, которые хранят память о том, как после распятия Иисуса Христа, Мария и один из апостолов покинули Иудею, ведь в то время начались гонения на тех, кто принял учение Христа, и искали защиту в Эфесе.

Интересно! О местонахождении Девы Марии не было известно никому, кроме апостола Иоанна, следовавшего за ней, предположительно, Богоматерь нашла приют неподалеку от храма Артемиды, где прожила до самой старости и здесь же была похоронена. Если принимать за основу эту версию, то вполне логично, что иконописный лик Божьей матери появился там, где она нашла свой последний приют.

Описание

Икону Корсунской Божьей матери искусствоведы выделяют, как один из важных образов в иконописи. Эта икона относится к такому типу иконографии, как элеус или «умиление» — один из главных типов иконописного изображения Богоматери. Нужно заметить, что это один из самых нежных типов икон, наполненных особенной лирикой.

Дело в том, что изображение на иконе иллюстрирует очень личную тему — взаимоотношения матери и сына, их нежные чувства друг к другу. Также искусствоведы полагают, что Божья матерь на иконе олицетворяет собой душу, а Иисус — Бога, т.е. символический смысл иконы — общение души с Господом.

Совет! Молясь у Корсунской иконы, можно просить о самом личном, тайном и, казалось бы, несбыточном.

Такой тип характеризуется тем, что Богородица изображается с младенцем, который сидит на ее руке. Божья матерь обнимает ребенка и прижимает его к щеке.

Символическое понимание такого типа иконы сводится к тому, что Пресвятая Мария олицетворяет собой весь род человеческий, а младенец Иисус — всепоглощающую безусловную любовь, таким образом, высшее понимание иконы Корсунской Божьей матери — наивысшая любовь Бога к людям.

Корсунская икона Божией Матери

Считается, что этот лик Божьей матери покровительствует женщинам, имеющих детей, даруя им защиту при самых тяжелых испытаниях. Примечательно, что с Корсунской иконы существует несколько списков, наиболее известный из них — Касперовская икона Богоматери.

Где находится святой лик

Известно, что подлинник иконы находится в Русском музее (Санкт-Петербург). Хотя Корсунская икона Божьей матери так и не была передана в храм, для верующих оказалось неважным, где поклониться и помолиться у иконы — в церкви или музее.

К тому же, экскурсоводы музея привыкли к потоку паломников, идущих именно к этой иконе. Из разговоров с ними, сотрудники музея узнали, что эта икона — великая благодать для города и России в целом.

Тот, кто хоть раз увидел ее, обязательно почувствовал любовь, которую несет в своем сердце Богоматерь к сыну и всем людям.

Совет

Интересно! С пребыванием иконы в Русском музее связан и один не очень приятный факт, имеющий отношение к иконе. Дело в том, что когда святой образ Богородицы попал к реставраторам, темный цвет иконы по ошибке приняли за копоть и поспешили его счистить.

Позже оказалось, что с темноватым цветом кожи младенца Иисуса и Девы Марии связана византийская традиция иконописи.

Для тех, у кого душа не лежит к посещению музея, существует довольно много списков с данной иконы, которые можно увидеть во многих известных храмах:

  • В Благовещенском соборе в Нижнем Новгороде сохранился список 995 года, являющийся одним из самых ранних.
  • Несколько списков находятся в небольших храмах в городе Корсунь и селе Глинково, что находится неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры и в Смоленской области, в селе Смориги, в храме Николо-Георгиевском.

О чем молятся Корсунской иконе

Среди людей об иконе Божьей матери Корсунской давно закрепилось определение «чудотворная». Действительно, рассказы о чудесном исцелении, помощи в жизненных передрягах передаются из уст в уста и привлекают к иконе все новых и новых людей, которые стремятся со всех концов России к чудесной иконе Корсунской Божьей матери.

Чистая молитва и искреннее покаяние помогает освободить сердце от греха

Говорят, что простого присутствия около иконы достаточно, что сердце очистилось от боли, и душа наполнилась добром и любовью.

Как мать, любит свое дитя, так и Богоматерь, как мать всего человечества может позаботиться о каждом, кто пришел к ней с искренними молитвами. Чистая молитва от сердца, искреннее покаяние в грехах содеянных, перед ликом Божьей матери, помогает освободиться от душевных ран и терзаний.

Каждому, кто к ней обратится, Божья матерь дает главное — надежду во все самое лучшее.

На заметку! Существует предание о том, как икона могла примирить враждовавших людей, стоило только поднять ее между нападающими друг на друга, как всякая агрессия прекращалась, а враждующие примирившись, горько каялись перед иконой.

Но не только женщины просят у образа Пречистой Девы за своих детей, за легкую беременность и счастливое замужество. Просить помощи у иконы приходят также те, кого захлестнул поток материальных проблем, и выхода из этого удручающего состояния они не видят.

Как это ни странно, но также молитвы, обращенные к Божьей матери, часто содержат просьбы о хорошем урожае, по этой причине Корсунскую икону Божьей матери так почитают фермеры.

Таким образом, значение святого образа Корсунской Богоматери велико, ведь она помогает:

  • освободить сердце от греха;
  • утешиться в горе;
  • получить свободу от страхов и тревог и обрести спокойствие;
  • получить облегчение при страданиях души;
  • исцелиться от многих болезней;
  • оберегать на жизненном пути детей.

Воцерковленные люди знают, что самые сильные молитвы читаются в дни, связанные с почитанием иконы и Пресвятой Девы. Обычно в такие дни в церкви у иконы поется акафист Богородице, прославляющие Божью матерь.

Таким днем для иконы Корсунской является 22 октября, в этот день в церкви совершаются дополнительные богослужения и крестный ход с иконой.

Также в этот день осени принято ставить свечи у лика Божьей матери, молясь за близких.

Корсунская икона Божией Матери

Источник: http://molitva-info.ru/ikony/ikona-presvyatoj-bogoroditsy-korsunskaya.html

Корсунская икона Божией Матери: о чем молятся, в чем помогает

Огромным значением обладают для православных святые образы связанные непосредственно с самим Христом. И тут Корсунская икона Божией Матери, безусловно, является одной из ценнейших святынь, которая позволяют каждому практически прикоснуться ко временам самого Спасителя.

Немного истории

Как считается, именно евангелист Лука начала писать святые образы и ему принадлежит как минимум три различные изображения, в том числе и икона Богородицы Корсунская, которая относится к подтипу: Елеуса или Умиление. Напомним, всего есть три основных типа икон Пречистой Девы:

  • Оранта;
  • Одигитрия;
  • Елеуса.

Они символически изображают христианские добродетели: Веру, Надежду, Любовь. Каждый вариант имеет собственный канон написания, характерные позы и расположение фигур.

В Корсунской иконе Елеуса Спаситель и Богоматерь прижимаются друг к другу щеками, такое расположение фигур говорит о нежных отношениях, но также на символическом уровне указывает на стремление души к божественному, ведь Богоматерь как бы символически представляет душу каждого верующего, которая стремится к Господу и хочет наладить с ним самые близкие и доверительные отношения.

До поры до времени Эфесская икона Божией Матери (название по городу Эфес является вторым для данного образа) пребывала на территории Византийской империи, но в дальнейшем была привезена на Русь.

Тут существуют различные версии касательно того, кто привез данный образ, не станем на этом акцентировать внимание, так как этот факт не является особенно существенным для молитвенного обращения к образу и религиозной практики.

Согласно одной из версий, Корсунская икона Божией Матери была привезена самим крестителем Руси, то есть князем Владимиром, а по другой версии, заслуга принадлежит великой подвижнице Евфросинией Полоцкой, которая активно распространяла христианство в 12 веке.

Сейчас образ хранится в коллекции Русского музея в Санкт-Петербурге, хотя, вполне вероятно, в итоге снова перейдет во владение церкви. В музей икону передали в период советской власти для того, чтобы сохранить. Реликвию сохранили, но реставраторы убрали изначальный темный цвет кожи лиц, который приняли за копоть.

Читайте также:  Напечатанные иконы

Содержание иконы

Традиционно православные иконы не изображают лица, с яркими эмоциями и переживаниями. Как правило, лики спокойны и наполнены глубокой задумчивостью, умиротворением. Именно поэтому молитва Корсунской иконе, да и любому другому православному образу является такой действенной, взгляд на святой образ сразу приводит верующего в соответствующее молитвенное настроение.

На этом образе перед нами предстает Богоматерь в синих и красных одеждах. Синий цвет символизирует собой Царствие Небесное, а красный цвет подчеркивает величественность. Зеленый цвет одежд младенца символизирует в свою очередь благую весть о его собственном появлении.

Обратите внимание

В одной руке младенец держит свиток, который символизирует собой Евангелие, а другой рукой держится за одежды Девы Марии. Также есть варианты композиции без свитка.

Акцент сделан на лицах, которые прижимаются друг к другу. Хотя они спокойны и не выражают эмоций, заметна глубокая приязнь героев этой иконы и духовная близость между ними.

В чем помогает корсунская икона

Так как значение этого образа указывает на связь человека с Господом, перед ним просят о самом разном. Разнообразным является спектр того, в чем помогает икона Корсунской Божьей Матери: кто-то просит о достатке, другие о том, чтобы избавиться от страстей или какой-то немощи. Суть заключается в милостивом характере Богоматери, которая может помочь практически каждому.

Многие свидетельствуют о помощи от этого образа, на котором пребывает благословение самого Спасителя и Богородицы.

Акафист Корсунской иконе Божией Матери и молитва

Кондак 1

Икос 1

Молитва

(1

Источник: https://omolitvah.ru/ikony/korsunskaya-ikona-bozhiey-materi/

Описание волшебства иконы Корсунской Божьей Матери

Существует много знаменитых образов, которым присущи исцеляющие и прочие чудотворные свойства. Желающих помолиться у таких икон всегда толпы, люди приезжают ради них из других городов и стран, чтобы улучшить свое состояние. В этом материале я хотела бы предложить вам обзор иконы Корсунской Божьей Матери, получившей большую славу за счёт своих удивительных способностей.

История появления иконы

Всего есть две версии, объясняющие, как икона Корсунской Богоматери оказалась на территории Российской Федерации.

Самая древняя легенда гласит, что святыню создал сам евангелист Лука и она  сохранялась в городе Эфес.

А девятого октября 988-го года копия с этого образа привезли из Корсуни в Киев (сделал это святой равноапостольный Владимир) после его крещения, при этом образ стали именовать «Корсунская икона».

Чуть позднее лик перенесли в город Новгород, а во времена правления Иоанна Грозного – Корсунская Божья Матерь оказалась в Москве – в Кремлёвском Успенском соборе, где её разместили за престолом (здесь она находится и по сегодняшний день).

Проводились многочисленные исследования, результаты которых относят Корсунскую икону к числу почти не изученных памяток старинной летописи, а изначальные упоминания про лик в истории датируются первой половиной семнадцатого столетия.

Данная икона по своему внешнему виду очень напоминает другие лики, к примеру, образ «Умиление». Эту святыню, изображающую Матерь Божью, почитают в качестве одной из первейших священных реликвий Успенского собора – больше, чем шесть веков икона находилась на его алтаре.

Но есть и второе преданье, рассказывающее о принесении лика Богородицы из Греции на территорию современной Российской Федерации в 1162-м году с помощью преподобной Ефросинии Полоцкой (днём её почтения считается двадцать третьего мая).

Святой в городе Полоцк была основана Спасская обитель, а чуть позднее – ещё один храм в честь Непорочной Девы. Когда же Ефросинии рассказали, что в Греции имеются лики, созданные евангелистом Лукой, то она послала много щедрых подношений правителю той страны – Луке Хризовергу, прося отправить ей образ.

Прошение было удовлетворено и святыню отправили в Россию из города Эфес. По дороге лик провозили через Корсунь и местное население изъявило желание оставить у себя икону на двенадцать месяцев, благодаря чему она и была названа Корсунской.

Важно

Впоследствии лик был украшен Святой Ефросинией златом, серебром и драгоценностями и в 1173-м году его отправили в храм Богородицы. Там лик находился в течение больше, чем шестидесяти лет, демонстрируя свои удивительные исцеляющие способности.

В 1239-м году когда дочка Полоцкого князя Параскева готовилась к замужеству, она приняла решение забрать образ в город Торопец, где лик находился в Богородицком соборе и почитался в качестве чудотворного. Здесь Корсунская Божья Матерь совершила также достаточно чудес – в особенности можно выделить заступление Торопеца от атаки поляков в 1611-м году.

В 1917-м году чудесная реликвия была изъята большевиками и вывезена в город Ленинград. Впоследствии икона оказалась в Русском музее (Санкт-Петербург).

Святая икона Корсунской Божьей Матери известна и за счёт других своих списков, а именно: Исаакиевского собора (Петербург), Нежинской мужской обители (город Усмань), Павло-Обнорского монастыря (Вологодская епархия), Суздальско Спасо-Евфимиевого монастыря, Нижегородского Благовещенского монастыря и так далее.

Что изображено на иконе

Образ демонстрирует нам Деву Марию, нежно удерживающую своими руками младенца Иисуса, она трепетно прижимает его к своему сердцу. Становится понятно, какое огромное значение для неё имеет любимое дитя, насколько оно дорого для матери.

В глазах Богородицы можно наблюдать смесь восхищения, любви, нежности, доброты и тревоги за своего сына. Те представительницы слабой половины человечества, которым уже довелось столкнуться с муками появления на свет малышей, но они также прочувствовали всё счастье, когда малыш уже родился – отлично понимают особенности взгляда Девы Марии.

По этой причине одной из удивительных свойств лика можно назвать защиту и покровительство матерей и их малышей от патологий и любых негативных воздействий извне (порчи, сглазы и так далее).

Когда почитается Корсунская икона Богородицы

Двадцать второго октября у православных верующих существует традиция брать своих родных, близких, малышей и отправляться на службу в храм для поклонения чудесному образу Святой Богородицы.

Необходимо обязательно поставить свечку за здоровье, процветание и мир за всех своих родных и близких. Также обязательно читаются молитвы с акафистом, прославляется Заступница, потом следует обряд исповеди и причащения.

Считается, что двадцать второго октября Корсунская икона обретает двойную силу, и когда вы придёте в свою квартиру, сможете прочувствовать всю мощь лика на себе.

Обязательно в этот день проведите ритуал по очищению своего жилища от всякой нечисти, конфликтных ситуаций и наполните его радостью, добротой, щедростью, благосостоянием, любовью и прочими положительными эмоциями.

В чём поможет священный лик

Просить помощи у иконы Корсунской Богоматери вы можете как у себя на дому, так и в церкви. Самое основное условие – регулярность молитв и последовательность церковных обрядов.

Грешники, пренебрегшие Заповедями Божьими, которые ощущают за собой провинность, должны искупать свою вину, искренне вознося молитвы у образа Девы Марии.

При этом икона сможет помочь по таким проблемам:

  • проявить милость и отпустить грехи;
  • утешить тех, кто в этом нуждается;
  • облегчить страдания (телесные и душевные);
  • спасти заблудшие души;
  • исцелить от таких заболеваний, от которых, кажется, нет спасения в официальной медицине;
  • поможет получить чистосердечное покаяние в совершённых проступках.

В православных храмах, чтобы выразить свою благодарность Святой Деве Марии, практикуется воспевание акафиста Корсунского лика.

При этом акафист является очень серьёзным событием для верующих и священнослужителей. В песнях прославляют исцеляющую силу лика, христиане выражают радость за появление на свет Иисуса Христа и демонстрируют огромную любовь ко всем людям, желание заступиться за тех, кто слабее, немощнее.

Акафист составляют двенадцать икосов и тринадцать кондаков. Их должны читать в храме священники, а верующие в это время возносят свои искренние молитвы иконе.

Где можно приобрести Корсунскую икону?

Пожалуй, самый большой ассортимент икон и прочей церковной атрибутики на сегодняшний день можно найти в церковних лавках и православных интернет-магазинах.

Священный лик Корсунской Богородицы выполняется в различных вариациях и художественных стилях.

Кроме этого, икона может быть выполнена и самостоятельно – например, вышита из бисера (или как вариант приобретение уже готовой вышитой иконы). Такие необычные иконы, декорированные с помощью дополнительной фурнитуры, представят собой идеальный вариант, которым вы сможете украсить свой домашний красный уголок (то есть место, где в доме обычно расставляются иконы).

Теперь вы ознакомлены с основными чудотворными свойствами Корсунской иконы, плюс знаете, где её купить. Хочется напоследок ещё раз напомнить, что обращение к любой иконе (или другой святыне, Высшим силам) предполагает наличие у вас искренней веры в то, чему вы молитесь и отсутствие любых сомнений. Только в таком случае ваши просьбы и желания действительно смогут стать реальностью.

А напоследок хочу предложить вам просмотреть видео, в котором приводится молитва-обращение к Корсунской Божьей Матери:

Marissa

Источник: https://TayniyMir.com/molitvyi/ikona-korsunskoy-bozhey-materi.html

Икона Божией Матери «Корсунская»

Су­ще­ству­ют два раз­ных пре­да­ния, ка­са­ю­щих­ся ис­то­рии при­не­се­ния в пре­де­лы Рос­сии Кор­сун­ской ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри.

Со­глас­но са­мо­му древ­не­му из них, свя­той об­раз был на­пи­сан свя­тым еван­ге­ли­стом Лу­кой и хра­нил­ся в Ефе­се.

В 988 го­ду, 9 ок­тяб­ря, спи­сок с этой ико­ны был при­не­сен из Кор­су­ни в Ки­ев свя­тым рав­ноап­о­столь­ным кня­зем Вла­ди­ми­ром (па­мять 15 июля) по­сле его кре­ще­ния и по­лу­чил на­зва­ние Кор­сун­ской ико­ны.

Совет

Поз­же эта ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на в Нов­го­род, а при ца­ре Иоанне Гроз­ном – в Моск­ву, в Кремлев­ский Успен­ский со­бор, где бы­ла по­ме­ще­на за пре­сто­лом и где пре­бы­ва­ет и по­ныне.

За­пре­столь­ная ико­на, со­глас­но ис­сле­до­ва­ни­ям, при­над­ле­жит к чис­лу ма­ло­изу­чен­ных па­мят­ни­ков древ­ней ико­но­пи­си, а пер­вые ис­то­ри­че­ские све­де­ния о ней от­но­сят­ся к на­ча­лу XVII ве­ка. Этот об­раз по на­пи­са­нию схож с ико­на­ми ти­па «Уми­ле­ние».

Свя­тая ико­на Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы ста­ла од­ной из пер­вых свя­тынь Успен­ско­го со­бо­ра и бо­лее ше­сти сто­ле­тий пре­бы­ва­ла в его ал­та­ре.

По дру­го­му пре­да­нию по­доб­ный об­раз Бо­жи­ей Ма­те­ри был при­не­сен из Гре­ции в Рос­сию в 1162 го­ду пре­по­доб­ной Ев­фро­си­ни­ей По­лоц­кой (па­мять 23 мая).

Свя­тая Ев­фро­си­ния ос­но­ва­ла в По­лоц­ке Спас­скую оби­тель, а несколь­ко поз­же по­стро­и­ла еще од­ну цер­ковь в честь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы.

Ко­гда она узна­ла, что в Гре­ции есть ико­ны, на­пи­сан­ные еван­ге­ли­стом Лу­кой, то от­пра­ви­ла бо­га­тые да­ры гре­че­ско­му им­пе­ра­то­ру и пат­ри­ар­ху Лу­ке Хри­зо­вер­гу, с прось­бой при­слать ико­ну. Свя­той об­раз был от­прав­лен на Русь из Ефе­са.

Ико­ну вез­ли через Кор­сунь, и по прось­бе жи­те­лей это­го го­ро­да она про­бы­ла там око­ло го­да, по­лу­чив так­же на­зва­ние Кор­сун­ской. Свя­тая Ев­фро­си­ния укра­си­ла об­раз зо­ло­том, се­реб­ром и дра­го­цен­ны­ми кам­ня­ми и в 1173 г.

по­ста­ви­ла его в хра­ме Бо­жи­ей Ма­те­ри. Здесь ико­на на­хо­ди­лась бо­лее 60 лет, ис­то­чая чу­дес­ные зна­ме­ния и ис­це­ле­ния.

Обратите внимание

В 1239 го­ду дочь По­лоц­ко­го кня­зя Бря­чи­сла­ва, Па­рас­ке­ва, вы­хо­дя за­муж за свя­то­го бла­го­вер­но­го кня­зя Алек­сандра Нев­ско­го (па­мять 23 но­яб­ря), увез­ла эту ико­ну в го­род То­ро­пец, где на­хо­ди­лась в Бо­го­ро­диц­ком со­бо­ре, по­чи­та­лась чу­до­твор­ной и про­сла­ви­лась мно­ги­ми чу­де­са­ми и осо­бен­но за­ступ­ле­ни­ем го­ро­да от поль­ско­го на­ше­ствия 1611 го­да.

This slideshow requires JavaScript.

В 1917 го­ду боль­ше­ви­ки изъ­яли чу­до­твор­ный об­раз и вы­вез­ли его в Ле­нин­град. Позд­нее он был по­ме­щен в Рус­ский му­зей г. Санкт-Пе­тер­бур­га, а во Все­х­свят­ском хра­ме г. То­роп­ца на­хо­дит­ся спи­сок с чу­до­твор­ной ико­ны.

Свя­той Кор­сун­ский об­раз Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы про­сла­вил­ся и дру­ги­ми сво­и­ми спис­ка­ми – в Иса­а­ки­ев­ском со­бо­ре Пе­тер­бур­га, Нежин­ском муж­ском мо­на­сты­ре, г. Усма­ни Там­бов­ской епар­хии, Пав­ло-Об­нор­ском мо­на­сты­ре Во­ло­год­ской епар­хии, Суз­даль­ском Спа­со-Ев­фи­ми­е­вом мо­на­сты­ре, Ни­же­го­род­ском Бла­го­ве­щен­ском мо­на­сты­ре и др.

Молитва ко Пресвятой Богородице:

О, Всемилостивая Госпоже, Пресвятая Дево, Мати Господа Вышних Сил, Небесе и земли Царице, града нашего всемощная Заступнице. С верою и любовию припадаем и поклоняемся Тебе пред Святою и пречистою Твоею чудотворною иконою, Ею же дивные и преславные чудеса содеваеши.

О, Всемилостивая наша Заступнице и непостыдное наше упование, благодарим Тя о всех благодеяниих от Тебе, бывших на нас от древних времен и до ныне.

Читайте также:  Брак (венчание)

И ныне мы грешнии, воспоминающе, дивное знамение Твоего заступления града нашего Изборска, явленное, во дни ратнаго на сей град нашествия, смиренно молим Тя: яко же древле отцем нашим на помощь тогда ускорила еси и люди изборския от бед спасла еси и многие знамения и чудеса являла еси, так и ныне, Преблагословенная Владычице призри на нас немощных и грешных раб Своих. Сподоби Твоего Матернего заступления и благопопечения, о еже избавитися нам от всякого зла. Но, о, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Со страхом, верою и любовию припадаем пред Честною иконою Твоею и умиленною душею и сокрушенным сердцем со слезами молим Тя: отврати от нас, Всемилостивая наша Помощнице и Заступнице, праведный гнев Божий на ны движимый и избави, нас, от глада, града, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани. Храм и град сей добре сохрани и верою живущих зде в мире соблюди. Буди нам Заступнице и Ходатаице пред Престолом Всевышнего, идеже предртоиши. К кому убо прибегнем, аще не к Тебе, Пресвятая Мати Дево! Не имамы бо иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Царице и Владычице! Под Твой Покров притекаем. Молитвами Твоими ниспосли Отечеству нашему мир, людем здравие и земли плодоносие, воздуху благорастворение. Избави нас от падений греховных, от навета злых человек, скорбей, бед и внезапный смерти. Вразуми нас, о Всемилостивая Заступнице, како безгрешно прейти путь земного сего жития. Ты бо веси немощи наша, веси и согрешения наша, но и веру зриши и упование видиши. Даруй же нам дух сокрушения, смирение сердца, чистоту помышлений, исправление греховной жизни и оставление прегрешений. Укрепи в нас Православную веру, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух кротости и смирения, дух любви и терпения, в добрых делах преуспеяние. В Страшный же день суда Божия, Твоим молитвенным ходатайством и заступлением о, Пречистая Владычице, сподоби нас стать одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего. Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и в бесконечные веки. Аминь.

Источник: http://troickiyhram.cerkov.ru/2018/10/22/ikona-bozhiej-materi-korsunskaya/

Корсунская икона Божией Матери: значение

То, с какой любовью склонилась над своим сыном Пресвятая Богородица, как тесно прижалась она к его щёчке и с какой благодатью смотрит на каждого, кто припадает с молитвами к её образу, доказывает, как сильно любит эта Непорочная и Святая Дева своего сына и всех людей. А сколько света в этих бездонных глазах, сколько доброты, сколько самоотверженности! Глядя на эту дивную икону, хочется забыть обо всех насущных проблемах и мирских делах.

Кто написал этот величайший образ

По преданию, Корсунская икона Божией Матери была написана Апостолом Лукой. Пресвятая Богородица, как только увидела святыню, пришла в изумление и произнесла следующие слова: «Благодать рождшегося От меня и Моя да будет с сею иконою».

Описание иконы

К сожалению, со временем икона немного поменяла свой цвет. Она приобрела тёмный оттенок, но, несмотря на это, от лика и по сей день исходит невероятная мощь.

Длина святыни – 80 см, ширина – 62,3 см. Верхнее одеяние Пресвятой Богородицы красного цвета, нижнее – тёмно-синего. Младенец изображен в тёмно-зелёной одежде. На обороте святыни можно увидеть образ Николая Чудотворца.

Икона имеет очень интересную отличительную черту – это плечное изображение Богородицы и её Младенца. Внимание художника больше всего сосредоточено на жестах и взгляде Марии и Иисуса. Лука хотел изобразить бесконечную любовь и покровительство Пресвятой Девы ко всему миру.

Очень выразительно описаны руки и пальцы. В правой руке Младенца сжат свиток, а в левой – мафорий Богородицы. Руки Пресвятой Девы нежно обнимают Иисуса, тем самым показывая, как она дорожит своим Сыном.

Это описание иконы подлинной. Существуют и переписанные образы, которые также имеют огромное значение для верующих.

Интересные события и хронология

О том, каким образом чудесная святыня оказалась на территории земли русской, рассказывают две легенды, которые мы вам сейчас и поведаем.

Владимир Великий

Первое предание гласит, что киевский князь Владимир очень хотел породниться с императором Византии для того, чтобы помочь ему подавить надоедливых повстанцев. Для этого он посватался к его очаровательной сестре Аннушке.

Девушка согласилась выйти замуж за князя. Единственным препятствием к браку была вера Владимира, ведь он являлся язычником.

Анна настояла на том, чтобы князь принял христианство, на что он быстро согласился, чем заслужил доверие красавицы.

Позже в городе Корсунь прошло торжественное венчание Владимира и Анны. После этого знаменательного события молодожёны отправились в Киев. На долгую дорогу их и благословила та самая Корсунская икона Божией Матери, которую князь забрал с собой на родину. Из Киева образ попал в Новгород, затем – в Москву, где его поместили в Кремлевском Соборе во имя Успения Пресвятой Богородицы.

Евфросиния Полоцкая

Второе предание гласит, что икона Корсунская, значение которой огромно, попала на Русь благодаря стараниям преподобной Евфросинии Полоцкой. В конце 12 века под её предводительством был возведён женский монастырь, который очень нуждался в иконах.

Узнав о том, что в Эфесе есть чудотворный образ, который написан самим апостолом Божьим Лукой, Ефросинья тут же послала гонца Михаила с просьбой подарить монастырю эту святейшую икону. Византийцы согласились, и Корсунская икона Божией Матери отправилась в Полоцк.

По пути Михаил наведался в город Корсунь, отсюда и название.

Дальнейшая судьба иконы

В 1239 году святая Евфросиния выдала замуж свою любимую внучатую племянницу Александру за Ярослава Невского. Их брак Полоцкая благословила Корсунской иконой Божией Матери, а затем принесла её девушке в дар. Позже Александра подарила икону городу Торопцу. Как говорилось в предании, святыня многократно оберегала этот населенный пункт от жестоких нападении со стороны литовцев.

Тысячи людей молились пред святым ликом во время страшной эпидемии, обрушившейся на Торопец. Когда в 1812 году к городу приближались французы, местные жители, боясь за святыню, вывезли её на окраину. После этого по Торопцу прошла новость о том, что Наполеон решил поменять свой маршрут и обошёл город стороной. Затем святыню снова приняла церковь Корсунской иконы Божией Матери.

В 1917 году храмы по всей стране стали подвергаться уничтожению. Опасаясь за святыню, духовенство приняло решение отдать икону на сохранение в Русский музей (г. Санкт-Петербург).

Важно

После окончания репрессий храм Корсунской иконы Божией Матери многократно пытался вернуть образ в родные стены, но власти посчитали, что святыня является достоянием государства, и отказались её отдавать.

Корсунская икона Божией Матери и по сей день хранится в Русском музее.

Ошибка реставраторов

После того как святыня перешла во владение Русского музея в Санкт-Петербурге, знаменитым специалистам было поручено отреставрировать икону. Они так увлеклись своей работой, что допустили огромнейшую ошибку, думая, что очищают образ от копоти. На самом деле это была тёмная кожа Пресвятой Богородицы и её Младенца. Именно так они изображались на древних византийских образах.

О чём молятся перед этим образом?

На протяжении семи столетий икона помогала верующим справляться с болезнями, бедами и горем. Перед ликом Корсунской Богородицы молятся об избавлении от скорби, печали, от душевных и физических недугов, бедности. Фермеры и работники сельского хозяйства просят улучшить погодные условия и собрать богатый урожай.

Молитесь Пресвятой Деве Марии с открытым сердцем и самоотверженностью, и вы обязательно будете услышаны.

Источник: https://religiya.temaretik.com/1506626891501800408/korsunskaya-ikona-bozhiej-materi-znachenie/

Праздник Корсунской иконы Божией Матери

В Православной церкви 22 октября, праздник Корсунской иконы Божией Матери. Существуют два разных предания, касающихся истории принесения в пределы России Корсунской иконы Божией Матери.

 Согласно самому древнему из них, святой образ был написан святым евангелистом Лукой и хранился в Ефесе.

В 988 году, 9 октября, список с этой иконы был принесен из Корсуни в Киев святым равноапостольным князем Владимиром после его крещения и получил название Корсунский.

     Позже эта икона была перенесена в Новгород, а при царе Иоанне Грозном – в Москву, в Кремлевский Успенский собор, где была помещена за престолом и где пребывает и поныне.

Запрестольная икона, согласно исследованиям, принадлежит к числу малоизученных памятников древней иконописи, а первые исторические сведения о ней относятся к началу XVII века. Этот образ по написанию схож с иконами типа «Умиление».

Святая икона Пресвятой Богородицы стала одной из первых святынь Успенского собора и более шести столетий пребывала в его алтаре.

     По другому преданию подобный образ Божией Матери был принесен из Греции в Россию в 1162 году преподобной Евфросинией Полоцкой.

Совет

Святая Евфросиния основала в Полоцке Спасскую обитель, а несколько позже построила еще одну церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Когда она узнала, что в Греции есть иконы, написанные евангелистом Лукой, то отправила богатые дары греческому императору и патриарху Луке Хризовергу, с просьбой прислать икону.

     Святой образ был отправлен на Русь из Ефеса. Икону везли через Корсунь, и по просьбе жителей этого города она пробыла там около года, получив также название Корсунской. Святая Евфросиния украсила образ золотом, серебром и драгоценными камнями и в 1173 году поставила его в храме Божией Матери. Здесь икона находилась более 60 лет, источая знамения и исцеления.

     В 1239 году дочь Полоцкого князя Брячислава, Параскева, выходя замуж за святого благоверного князя Александра Невского, увезла эту икону в город Торопец, где находилась в Богородицком соборе, почиталась чудотворной и прославилась многими чудесами и особенно заступлением города от польского нашествия 1611 года. В 1917 году большевики изъяли чудотворный образ и вывезли его в Ленинград. Позднее он был помещен в Русский музей Санкт-Петербурга, а во Всехсвятском храме города Торопец находится копия чудотворной иконы.

     Святой Корсунский образ Пресвятой Богородицы прославился и другими своими списками – в Исаакиевском соборе Петербурга, Нежинском мужском монастыре, Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии, Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре, Нижегородском Благовещенском монастыре и других.

     Именины:

Константин, Ефим, Петр, Яков, Авраам, Максим.

Источник: https://ruspekh.ru/events/item/prazdnovanie-korsunskoj-ikony-bogoroditsy

Матвей Славко. Чудотворная Богородичная икона из Корсуни / Православие.Ru

Икона Божей Матери Корсунской«Икона же Корсунская, аки Купина вторая, огнем опаляема, незгараше, неверныя сим устрашающе, верным же сиянием благодати блистающее», – так ярко и огненно говорят об одном из русских Богородичных образов, почитаемого как «от неистовств нашествия иноплеменных ограждение наше».

Икона Божей Матери Корсунской, одна из общерусских святынь, подобно и другим нашим святыням, соединяющая Русский мир, от Херсонеса и Киева с Черниговом до Новгорода, Пскова, Санкт-Петербурга, Ярославля и Москвы, почитается праздником в день 22 октября (9 по ст. ст.).

В малоазийском городе Ефесе пребывала икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой. Считается, что в 988 году список с этой иконы был принесен в Киев из Корсуни святым равноапостольным князем Владимиром. Этот список получил название Корсунской иконы Божией Матери. Корсунский образ Богоматери относится к иконописному типу «Умиление» («Елеуса»).

Известный православный писатель Егор Поселянин (Евгений Николаевич Погожев, 1870–1931) в книге «Сказания о чудотворных иконах Богоматери» рассказывает о том, что чудотворный образ из Киева затем был перенесен в Новгород, а позже – в Москву, где и находился в алтаре Успенского собора (пропал в 1812 году во время Наполеоновского нашествия).

Обратите внимание

Есть предание, что другой список этой иконы был принесен на Русь в конце XII века дочерью полоцкого князя Георгия Предиславой, впоследствии прославленной Церковью как игумения Евфросиния Полоцкая. Приняв постриг, княжна основала в Полоцке женскую обитель и построила в ней каменную церковь во имя Спаса Всемилостивого.

Читайте также:  Поклонение честным веригам апостола петра, малый/средний

Позднее преподобная Евфросиния возвела новую церковь в честь Пресвятой Богородицы и пожелала украсить ее древнейшим образом Богоматери. Преподобная направила к византийскому императору Мануилу Комнину и патриарху Луке Хрисовергу своего слугу Михаила с богатыми дарами и с просьбой прислать список с образа Пречистой.

Просьба Евфросинии была исполнена, и Михаилу был вручен список с чудотворной Ефесской иконы.

Икона Божей Матери Корсунской, список XVIII векаУкрасив образ драгоценностями, преподобная Евфросиния в 1173 году поставила его в храме Богоматери, где икона находилась более 60-ти лет. В 1239 году святой благоверный князь Александр Невский вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой в городе Торопце.

Княжна забрала с собой из Полоцка Ефесскую Богородичную икону и поставила ее в соборной Торопецкой церкви. Здесь чудотворный образ стал именоваться Корсунской иконой Богоматери. Помещалась она в иконостасе Воскресенского собора, в резном киоте. Длина иконы составляла 1 аршин и 2 вершка, а ширина – 14 вершков (1 аршин равен 71, 12 см.,1 вершок равен 4, 445 см. – Прим.ред.).

Хотя живопись от времени потемнела, но цвета красок различались легко. Верхняя одежда Богоматери была написана красным, а нижняя – темно-синим цветом. У Младенца Христа одежда была темно-зеленая. На обороте иконы находилось изображение святителя Николая Чудотворца.

Еще один список иконы Корсунской Богоматери находился в Николаевском соборе пригорода Изборска под Псковом и помещался в иконостасе главного придела, по левую сторону от царских врат.

Евгений Поселянин отмечает, что в рукописном сказании о бывшем от этой иконы чуде она названа «пядничной», поскольку изображение ее по ширине было равно старинной русской мере – «пяди», или 4 вершкам, и что на иконе Божия Матерь изображена по перси.

«Глава Ее слегка склонилась в левую сторону к Богомладенцу, Который Своим немного приподнятым ликом приник к лику Пречистой Матери, охватил Ее шею правой рукой и левую простер к Ее правому плечу.

Свежесть красок, ясность и отчетливость изображения изумительны! Икона кажется написанной в самое недавнее время, а между тем никто не помнит, чтобы живопись обновлялась; не видно этого и из церковных документов.

Местные жители рассказывают, что никому не удается воспроизвести вполне точную копию: список всегда резко отличается от подлинника сухостью изображения».

Далее очеркист приводит историю 1657 года о «великом и преславном чуде Богоматери» во псковском Изборске, когда «во святый и великий пост, на шестой немели, во вторник, месяца марта 17 день пришедше нощию погании немцы к Печерской обители на посад и пожгоша весь посад той, и в той день много кровопролития сотвориша».

Важно

Тогда некая посадская вдовица Евдокия, в доме которой и находилась пядничная икона Пресвятой Богородицы, принесла чудотворный образ в Изборск.

«Того же марта 22 день, в неделю цветную (Ваий)», молясь пред этой иконой, вдовица вместе с дочерью Фотинией «абие видеша знамение страшно и ужаса исполнено, – показашася от тоя иконы от образа Пречистыя Богоматере из обою оку слезы текуща».

Эти «слезные потоки от обою очию» видели потом прихожане в соборной церкви Святителя Николая Мирликийского, где была поставлена икона.

Тогда же молитвами Богородицы «град Избореск избавлен бысть от нашествия поганых», а образ был перенесен на две недели во Псков.

Известно также о списке с Корсунской иконы, находившемся в Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга. Этот образ был написан в начале царствования императора Николая I и принесен в дар собору Александрой Алексеевной Алексеевой. Предыстория этого дара такова.

Сановный вельможа Дмитрий Львович Нарышкин увидел образ во сне и в течение долгого времени пытался отыскать такую икону. 30 августа 1828 года ему довелось побывать в Александро-Невской лавре в келье митрополита Серафима, где он и увидел приснившийся ему образ Богородицы.

Это была Корсунская икона Богоматери, написанная в 1784 году. С нее и был сделан петербургский список иконы. Список этот хранился у графини Эртцен, потом у ее воспитанницы графини Алексеевой. Именно тогда икона стала причиной изобильного притечения в дом графини множества молитвенников.

Примечательно, что к судьбе и этой святыни оказался причастным святой праведный Иоанн Кронштадтский (широко известно его участие в судьбе Богородичной иконы «Аз есмь с вами и никтоже на вы», которая теперь хранится на Черниговщине).

Посетив однажды дом Алексеевой, святой был настолько поражен красотой иконы, что простоял перед ней полчаса на коленях, вознося Богородице хвалебные песни.

Торопец. У истока реки Торопа из озера Соломено    

18 февраля 1894 года святыня была торжественно перенесена в Исаакиевский собор.

Совет

В этот день от нее произошло чудесное исцеление жены певчего Исаакиевского собора Анны Ераксиной, в детстве травмированной ударом лошадиного копыта в правое плечо и уже в замужестве перенесшей в этой связи операцию.

«Когда привезли Корсунскую икону в собор, Анна встретила ее вместе с прочими верующими и склонилась перед ней с горячей мольбой о своем исцелении. Каково же было ее удивление, когда, придя из собора домой, она в состоянии была поднять руку на лоб, на плечо и перекреститься на святые иконы.

На другой день болящая отправилась к врачам для обычной перевязки раны. Когда бинт был снят, врачи удивились столь быстрому заживлению раны и отослали Анну домой, сказав при этом, что ей незачем больше обращаться к их помощи. Свое исцеление Анна отнесла исключительно предстательству Небесной Владычицы».

Называют и иные списки Корсунской Чудотворной – в Суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре и в Нижегородском Благовещенском монастыре (принесен в монастырь святителем Алексием, митрополитом Московским). Список, пребывавший в Благовещенской обители, сохранил ее при трех опустошительных пожарах в Нижнем Новгороде (в 1715, 1722 и 1767 годах).

Отметим и списки Корсунской иконы, находившиеся в Малороссии. Два из них связаны с Черниговской губернией. Один список пребывал в Благовещенском монастыре городка Нежин.

Написан он был Киевским митрополитом Михаилом (Зборовским) в первой половине XVIII века, когда святитель был еще псковским епископом.

И кто знает, не благословение ли именно этого святого образа сопровождало в жизни юного нежинского гимназиста, будущего великого писателя Николая Гоголя…

Там же, в Черниговской губернии, недалеко от города Стародуб, в селе Печеники находился еще один, весьма древний список чудотворной иконы Корсунской Богоматери.

Упоминали исследователи (тот же Е. Поселянин) и о Корсунском образе в селе Горбаневка под Полтавой.

Торопец    

Широко известен и Корсунский образ из Покровской церкви села Шпилевка (по-украински Шпыливка) Сумского уезда, именуемый также «Прозренная». От этой иконы произошло исцеление слепорожденной девочки, дочери человека, в чьем доме находилась икона.

После этого образ был передан для общенародного поклонения в Шпилевский Покровский храм. Ежегодно 9 октября икону торжественно переносили в Преображенский собор города Сумы, где она находилась всю зиму.

В восьмом кондаке акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунская Прозренная» (Шпилевская), поется: «Егда услыша свободитель царь Александр, како прославися в земле Слободской образ Богоматери Корсунския, тогда повеле из града Петрова: Да творят вси людие перенесение ежелетно Честнаго Образа из церкви Шпилевской в Соборный храм града Сумы до третиего дне восстания Сына Божия, от Девы плотию Возсиявшаго, и да поют Ему, яко Победителю Смерти, песнь сугубую о Тебе, Богородице: Аллилуиа».

Обратите внимание

Именно этот список Корсунской иконы, датированный концом XVIII века и входивший в число 50-ти икон Украины, канонизованных и признанных чудотворными, в марте 2009 года был похищен из кафедрального собора города Сумы. До похищения осенью ежегодно проходил крестный ход с этой иконой по центру города.  

На месте уничтоженного храма Богоявления в бывшем селе Пилатики    

Вспоминают и икону, находившуюся в селе Пилатики Романовского уезда Ярославской губернии. Этот образ прославился чудотворениями с 1642 года.

В 1771 году в городе Романове (сейчас Тутаев) разразилась эпидемия чумы, которую удалось остановить лишь крестным ходом с принесенной из Пилатиков Корсунской иконой.

А в Угличе существует даже церковь в честь Корсунской иконы Богородицы (построена в 1730 году), в которой и находился благодатный образ.

В Усмани Тамбовской губернии, в городском Богоявленском Усманском соборе, Корсунская икона Богоматери прославилась своими чудесами с 1854 года, когда у одной женщины, прежде рождавшей мертвых детей, стали рождаться младенцы живые.

О Корсунском образе было известно и на далеких Соловках в Белом море. Там до безбожных времен почитали икону Корсунскую Сосновскую, обретенную на сосне, у морской Сосновой губы, в 15 верстах от обители. Потом эта икона находилась в Преображенском соборе Соловецкого монастыря.

Известны были образы Корсунской иконы Божией Матери также в Симбирской, Витебской губерниях, в бывшем Леохновском монастыре Новгородской епархии, а также в селе Глинкове Владимирской епархии и в Павло-Обнорском монастыре Вологодской епархии. Один из списков Чудотворной хранился в Мураново, подмосковной усадьбе, связанной с именами двух выдающихся русских поэтов – Е. А. Баратынского и Ф. И. Тютчева.

Кондак одиннадцатый акафиста чудотворной иконе Божией Матери, именуемой «Корсунской Прозренной» (Шпилевской), гласит: «Огнь Божества прияла еси Дева, пребыв нетленна. Ныне же тернии души моея попали, Пречистая, огнем Благодати Твоея. Да стану и аз, якоже Моисей, в Земле Святей ногама моима, вопия чистым сердцем песнь Богу: Аллилуиа».

Молитва пред Корсунской иконой Божией Матери

О Пресвятая Дева, Владычице Богородице, Единороднаго Бога Слова, всякия видимыя и невидимыя твари Творца и Владыку, единаго от Троицы Господа, Бога же и Человека, паче естества и слова рождшая, вместилище Божественное, всякия святыни и благодати приемнице, в Нейже исполнение Божества пребывает, благословением Бога и Отца и действом Святаго Духа избранная от всея твари, славо и неизглаголанное веселие Ангелов, царский апостолов и пророков венче, чудное и всехвальное мучеников мужество и страдальцев венчание, присносущных и нетленных воздаяний ходатаице непреложная, преподобных честь и славо, незаблуднаго пути учительнице, источниче света, милости неистощимая реко, всяких чудес и дарований духовных море неисчерпаемое!

Важно

Тебе молимся и Тебе просим, милостивную Матерь Человеколюбца Владыки, помиловатися нам, смиренным и недостойным рабом Твоим: призри милостивно на пленение наше и исцели сокрушение душ и телес наших, видимыя и невидимыя рати разори, и всяко столп крепости, оружие во бранех, воевода и поборница непобедимая буди нам недостойным от лица враг наших. Покажи на нас древния милости и чудеса Твоя.

Яко един есть Царь и Владыка Сын Твой и Бог, Ты же воистину еси Богородица, от всех родов блажимая, истиннаго Бога по плоти рождшая, и Того ради вся можеши и сильна еси действовати, елика аще волиши на небеси и на земли.

Исполни убо всякое прошение на пользу коемуждо, Владычице: подаждь недугующим цельбу, в мори плавающим тишину и управление, с путешествующими спутешествуй и соблюдай я, скобящия утешай, нищету и всякое телесное озлобление облегчи, душевныя же болезни и страсти телесныя прежде всех потреби Твоим невидимым предстательством и ходатайством, яко да путь временныя сея жизни добре и непреткновенно скончаем, и вечная оная блага Тебе ради во Царствии Небеснем получим.

Изряднее же Тебе вручаемый град сей и всяк град и страну от глада, губительства, труса, потопа, огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани и от напрасныя смерти избави, и всяк гнев праведно на ны движимый отврати, благоволением и благодатию Единороднаго Сына Твоего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Присносущным и Животворящим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Источник: https://pravoslavie.ru/74500.html

Ссылка на основную публикацию