Икона божией матери козельщанская, украина, полтавская область, поселок козельщина, монастырь рождества пресвятой богородицы

Козельщина. Монастырь Рождества Богородицы

Впервые фото этого монастыря я увидел в путеводителе “Полтава”. Наконец-то осуществилась мечта там побывать – мы с ognivka выделили денёк. Автобусы на Козельщину ходят с полтавского автовокзала (тот, что на Великотырновской). Не спутайте с шевченковской автостанцией, ибо оттуда тоже ходят автобусы на какую-то Козельщину, но ту, которая под Мачехами.

Стоимость билета – 35 гривен. Автобус едет где-то час. Да и высаживает не в самой Козельщине, а на повороте. На трассе мой GPS ловить спутник принципиально отказался, потому маршрут указан с окраины. До монастыря оттуда километра 3. Назад возвращались электричкой – тут всего 7 гривен с копейками. Зато и ехать два с половиной часа. Выбор за вами.

Безусловно, главная достопримечательность пгт – монастырь Рождества Богородицы. Он ощутимо возвышается над всеми строениями, потому виден практически отовсюду и служит отличным ориентиром – не заблудитесь.День выдался безоблачным и мы насчитали десяток самолётов, которые оставляли за собой недлинные следы. Для камеры это предел мощности…

Сам посёлок имеет пяток традиционных памятников и несколько мемориальных досок. Почти всё на ул. Советской. Итак (слева-направо): Ленин (чудом уцелевший после волны дикого вандализма), часть мемориала воинам, погибшим во время ВОВ, памятный камень в честь освобождения Козельщины и памятник воинам, погибшим на территории иностранных государств (именно с такой формулировкой).

На той же улице есть ещё один памятник – героям-чернобыльцам.

Обратите внимание

Вот и сам монастырь. К его возведению привёл случай. Козельщина известна, как родовое имение графини Софии Михайловны Капнист. Это имение она получила в дар от Павла Ивановича Козельского, который и дал имя посёлку. Согласно легенде у графа Капниста сильно заболела дочь – Мария Владимировна. Врачи боролись  с хворью, но безуспешно.

Девушка почти 2 года провела в гипсе, мучимая сильными болями.Мать Марии, глубоко верующий человек, вместо того, чтобы обращаться к очередному французскому  доктору, принесла икону Божьей Матери, которая являлась родовым оберегом. Как икона попала в руки Капнистов ходит много легенд. После того, как Мария приложилась к образу, она потеряла сознание.

А когда пришла в себя боли ушли и восстановилась подвижность конечностей. Дело было в феврале 1881 года.В честь исцеления отец семейства устроил часовню, где и установили чудотворную икону. Поток желающих увидеть икону был столь огромен, что вскоре было решено возвести црековь.

В 1890 году религиозная община была преобразована в Козельщинский Рождество-Богородицкий женский монастырь. Судя по кованым цифрам года – вот это и есть первое каменное здание монастыря (фото ниже). Кирпичный же собор (что на фото выше) заложен в 1900 году.

Ещё в XIX веке тут была создана необходимая монастырская инфраструктура – пекарни, школы, мастерские, ковровые, швейные и прочее. В русско-японскую войну был организован лазарет. Насколько я понял, не все эти постройки уместились в нынешнюю территорию монастыря. Много зданий, объединённых одним стилем, видны и за пределами монастырской ограды.

Вот такие постройки на территории. С монастырского холма хорошо видны окрестности. Мы попали в хорошее время – с одной стороны розы, с другой – спеющие вишни.Могилы.В 1929 году советская власть монастырский комплекс закрыла. На его территории в зданиях сделали театр, зоотехническую станцию, общежитие, школу, столовую, больницу и прочее.

Позже тут появился районный клуб. К слову сказать, монастырские земли и собственность местные крестьяне начали захватывать с самого 1917 года. Игуменья Олимпиада II была выдана властям и вскоре умерла в полтавской тюрьме.Тем не менее, чудотворную икону, из которой спешно снимались копии, удалось уберечь.

Во время войны (до оккупации) в монастыре был устроен вроде как исправительный лагерь. После войны тут также были различного рода технические и хозяйственные службы. На стенах и сейчас можно увидеть тогдашние надписи:

В 1990-м году монастырь восстановил свою работу. Хотите прочесть подробнее – читайте тут.

Важно

День выдался очень солнечным. И поскольку на мою “мыльницу” никакую “антиблик” или “поляризационку” не поставить, то снимаю через очки. Выходит вот такая сепия (вверху). Может пригодится кому мой приём :)Вообще внутри я не снимаю. То ли из уважения, то ли из страха какого-то призрачного наказания. Но тут не удержался – сделал кадр из дверей.

Мы были как раз на Троицу. И весь пол храма устелен свежей травой. Запах потрясающий. Очень странно и необычно ступать в помещении по траве. Такой вот маленький переворот в мышлении. В храме никого, кроме монахини, которая продаёт свечки и иконки. И на территории, кстати, тоже пусто. Только охранник сидит на лавочке.Часовенка (вверху).

Мы хотели найти точку немного выше, дабы снять весь комплекс. Но, увы, рядом никаких особых высоток. А водонапоркой с ржавой лестницей я решил не пользоваться. Оставлю этот хлеб руферам. Тут же рядом с монастырём расположена больница. На одном из крылечек увидел вот такие явно старые части карнизов (фото внизу).

Здания с характерным рисунком я не увидел.

Сначала думали уезжать на автобусе. И даже нашли автостанцию……Но потом решили ехать поездом. Электричка, останавливаясь как пёс под каждым кустом, и довезла нас до Полтавы.

  • Совсем немного в Полтавской области церквей в стиле ампир. Ещё меньше – оригинальных деревянных церквей. Так что храм Рождества Иоанна Предтечи в…
  • Итак, настало утро в Святогорске. Дождь наконец отступил, пришли жара и влажность от реки. После непродолжительного исследования…
  • Исторических пирамид в Украине три. Одна из них – в селе Комендантовка Полтавской области. Как и предыдущие две, эта тоже усыпальница-склеп.…
  • И опять повезло на колёса (Настя, спасибо!), а потому удалось увидеть больше обычного. Цели на этот раз было две – Великие Сорочинцы с легендарным…
  • Перед тем, как посетить крепости Украинской линии, мы с evgesha_z1 заехали к Благовещенской церкви в с. Фёдоровка Карловского района.…
  • Неприметное село Писаревщина давно значится в моих планах в виду расположения там Свято-Троицкого женского монастыря. К.Т., с которой мы своего…

Источник: https://zov-24.livejournal.com/32186.html

Храм святителя чудотворца николая на водах – чудотворная икона божией матери «козельщанская»

Празднование в честь Чудотворной иконы Богородицы «Козельщанской»

«Боголепно во смирении красуется обитель Козельщинская» (кондак иконы, гл. 3), ибо в сей день она торжественно совершает празднество в честь Пресвятой Богородицы, Которая изволила явить свой чудотворный образ, названный Козельщанским.

Козельщинская икона Божией Матери принадлежит к более поздним по времени прославления иконам (1881) и одновременно –– к наиболее почитаемым.

Икона итальянского происхождения была привезена в Россию одной придворной дамой императрицы Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Владелица (или одна из владелиц) иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска по фамилии Сиромаха. Так икона попала в Украину.

В ХІХ веке образ находился в селе Козельщина Полтавской губернии, где было родовое гнездо семейства Капнистов, которому и принадлежала икона и чьей семейной святыней являлся. Именно здесь Пресвятой Богородице угодно было прославить Свой образ.

6 марта 2013 года, в день чествования иконы Божией Матери Козельщанская, по приглашению Управляющего Кременчугской епархией Преосвященного епископа Кременчугского и Лубенского Николая служение Божественной Литургии в Рождества Пресвятой Богородицы обители Козельщины возглавил Высокопреосвященнейший митрополит Полтавский и Миргородский Филипп.

У церковных врат главного собора обители Преосвященных Владык встречали настоятельница Рождества-Богородицы женского монастыря игуменья Варсонофия (Семенюк) с хлебом-солью и цветами, духовенство Кременчугской и Полтавской епархии, многочисленные прихожане и паломники святой обители.

Перед началом Божественной Литургии Преосвященные архипастыри совершили молитвенное поклонение Чудотворному образу Богородицы Козельщанской.

В этот день Преосвященным Владыкам сослужили благочинные округов Кременчугской епархии, а также духовенство Полтавской и Кременчугской епархий.

За богослужением молились многочисленные паломники из различных областей Украины.

Совет

После богослужения был совершён молебен и Крестный ход с чудотворным образом Пресвятой Богородицы.

После Крестного хода Высокопреосвященнейший Владыка Филипп обратился с словами благодарности к Преосвященному Владыке Николаю за радостную возможность совместного служения, духовенству и мирянам за общую молитву. В свою очередь Владыка Николай обратился со словами приветствий в адрес Высокопреосвященнейшего Владыки Филиппа и всех присутствующих.

На богослужении присутствовали представители властных структур, средств массовой информации и общественности.

Козельщинский Рождество-Богородичный монастырь

Дивная обитель восстала из пепла на землях Полтавщины. 4 июня 1886 года появилась маленькая женская Рождество-Богородичная община.

Через пять лет преподобный Амвросий Оптинский преподал свое старческое благословение на создание обители, и община была преобразована в женский монастырь общежительного типа.

День памяти Амвросия Оптинского чтится в монастыре как храмовый праздник.

Когда установилась советская власть и весной 1929 года обитель была закрыта, группа монахинь во главе с игуменьей Олимпиадой II (Вербицкой) и духовным отцом – архимандритом Александром (священномученик Александр (Петровский), позже архиепископ Харьковский) – продолжили монашескую жизнь в монастырском скиту «Обиток» возле поселка Потоки Кременчугского уезда Полтавской области вплоть до 1932 года.

В октябре 1941 года монахини возобновили монашескую жизнь в оставленных немцами помещениях обители. Резолюция Преосвященного епископа Полтавского и Лубенского Вениамина от 24 августа 1942 года утвердила восстановление обители.

А резолюцией Преосвященного епископа Полтавского и Кременчугского Палладия от 31 мая 1949 года Козельщинский монастырь был переведен в Лебединский Свято-Николаевский монастырь Шполянского района Черкасской области, где он действовал на правах независимой общины до 1961 года.

Весной 1991 года в Козельщине была организована небольшая монастырская община, которая, по благословению преосвященного архиепископа Полтавского и Кременчугского Феодосия, 8 декабря 1992 года получила статус монастыря. Игуменьи монастыря

1886 – 1889 – настоятельница общины, монахиня Олимпиада (Дмитриева); 1889 – 1896 – игуменья Агния (Александра Николаевна Щербачова, 1835-1896; похоронена на монастырском кладбище в поселке Козельщина); 1896-1915 – игуменья Олимпиада I (Елена Андреевна Дмитриева, 1835(4)-1915; похоронена на монастырском кладбище в поселке Козельщина); 1915-1932 – игуменья Олимпиада II (Олимпиада Константиновна Вербицкая, 1875-1938; погибла в полтавской тюрьме за исповедание Христа; чтится как преподобномученица; собираются материалы для канонизации); 1941-1961 – игуменья Феофания (Елизавета Васильевна Зон, позже пишется как Зонова; 1889- 968 (в Оренбурге)): 1941-1942 – настоятельница общины, 1942-949 – игуменья монастыря, 1949-1961 – настоятельница общины; 1991-1996 – игуменья Ираида (Ирина Семеновна Кравцова, 1921-1996; похоронена на монастырском кладбище в поселке Козельщина): 1991-1992 – настоятельница общины, 1992-1996 – игуменья монастыря; с 1996 – схиигуменья Серафима (Неонила Иадоровна Новомодная, 1918 г. р.). С 2005 года монастырем управляет игумения Варсонофия.

Главная святыня обители – чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Козельщинской (Козельщанской, иногда, ошибочно, – Козельской). В обители находятся также части мощей некоторых святых.

Хроника строительства монастыря:

1. Рождество-Богородичная церковь (освящена в 1882 году), разобрана в начале ХХ века по причине строительства нового храма; 2. Преображенская церковь в теплом монастырском корпусе (освящена в 1891 году).

Обратите внимание

Боковые приделы – с престолом в честь Святой мученицы (или преподобной) Елисаветы и Святителя и Чудотворца Николая; В данный момент теплая монастырская церковь с одним престолом во имя Преображения Господня. 3. Рождество-Богородичный собор (освящен в 1906 году).

Основной придел – с престолом в честь Рождества Божьей Матери, боковой – в честь Святых Равноапостольной Марии Магдалины и Праведной девы Олимпиады; Сейчас   один престол, во имя Рождества Божией Матери.

4. Странноприимница, больничный корпус, иконописная мастерская, мужская и женская школы, кирпичный завод, водопровод, мастерские и хозяйственные помещения.

После 1917 года земля и часть имущества монастыря были национализированы. В 1929 году в соборе устроили театр. Мрамор с иконостаса был использован для хозяйственных нужд – выкладывания дорожек. На иконных досках с оборотной стороны писалипортреты передовиков производства.

В предвоенные года в соборе содержали  “врагов народа”, конвоированных с западных областей Украины, и военнопленных поляков. В 1941 году в его помещении квартировали части Красной Армии.

Во время Великой Отечественной войны собор был частично поврежден снарядами, от которых стены дали трещины.

Начиная с 1943 года, здание использовалось как котельная для школы, весовая, мастерская, для ссыпки хлеба.

В монашеском корпусе с Преображенской церковью после 1929 года находилась школа. В 1941 году верхний этаж здания занимали части Красной Армии, потом там снова была школа. В самом храме устроили спортзал.

Важно

Остальные монастырские здания, начиная с 20-х годов, были заняты под зоотехническую школу, амбулаторию, больницу, электростанцию, общежитие для служащих, потребительское общество, столовую и т. д.

В 1943 году 12 монастырских помещений сгорело.

С 1992 года собор реставрируется. Сейчас осталось лишь восстановить иконостас. В 1998 году весь корпус освободили и передали в монастырское пользование. Количество насельниц (с игуменьей) 1942 год – 85; 1946 год – 107; 1947 год – 108; 1948 год – 104.

В июне 1949 года 40 монахинь во главе с игуменьей перешли в Лебединский монастырь.
В 1998 году в обители было 30 сестер. Сейчас в монастыре около 40 сестер во всех чинах монашества и послушниц.

Козельщинская икона

Козельщинская икона Божией Матери принадлежит к более поздним по времени прославления иконам (1881) и одновременно – к наиболее почитаемым. Икона итальянского происхождения и была привезена в Россию одной придворной дамой императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761).

Владелица (или одна из владелиц) иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска по фамилии Сиромаха. Так икона попала в Украину. В Х Х веке образ находился в селе Козельщина Полтавской губернии, где было родовое гнездо семейства Капнистов, которому и принадлежала икона и чьей семейной святыней являлся.

Читайте также:  Преподобномученик феодор (богоявленский), иеромонах

Именно здесь Пресвятой Богородице угодно было прославить Свой образ.

Случилось это так. На Cыропусной седмице (Масляной) 1880 года дочь В. И. Капниста Мария заболела. Местный врач установил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку, чтобы вылечить искривление.

Через некоторое время девочку повезли к харьковскому хирургу. Он тоже определил вывих. Чтобы уменьшить боль в ноге при ходьбе, был изготовлен специальный ботинок со стальными пружинами, которые охватывали ногу выше колена.

Пострадавшей было предложено принимать теплые ванны.

Прошел пост, а Мария не чувствовала облегчения. После Пасхи больная ощутила страшную боль и в другой ноге, которая у нее скоро искривилась так же, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к врачу. Тот установил вывих и левой ноги, надел на нее стальные пружины и посоветовал немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом.

Путешествие и лечение причинили еще большие страдания. Силы оставляли Машеньку, она полностью потеряла чувствительность рук и ног, не ощущала даже уколов. При осмотре, кроме ранее выявленных повреждений тела, были установлены еще и вывихи в плечевых суставах, в левом бедре, нарушения в позвоночнике.

Такое стремительное развитие болезни и неизвестность причин её возникновения заставили Капнистов возвратиться домой.

Совет

В октябре того же года отец поехал с больной дочерью в Москву. Там он обратился за помощью к самым известным докторам, но они заявили, что бессильны перед болезнью.

Родители и больная уже потеряли надежду на исцеление.

Но вдруг появилась возможность обратиться к услугам зарубежного профессора, известного невропатолога Шарко. Поскольку до его приезда в Москву еще было время, больная попросилась домой. Отец отпустил ее в село, взяв со своей жены слово, привезти больную дочь в Москву, как только придет известие о приезде профессора.

21 февраля 1881 года в Козельщине получили телеграмму, что профессор едет в Москву. Это известие встревожило больную: не окажется ли и этот врач бессильным, как и другие? Мать приняла решение ехать на следующий день и сказала дочери, показывая

на семейный образ Богородицы: «Машенька, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божьей Матери, почисть его ризу и крепче помолись перед нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно съездить и вылечить твою болезнь». Больная и сама,

потеряв надежду на земных врачей, уповала только на Бога и доверила свою судьбу Небесной помощи.

Икона эта издавна была известна как чудотворная. По преданию, она особенно помогала девушкам, которые приходили к ней с мольбой устроить семейное счастье.

При этом сложился обычай, чтобы тот, кто молится, чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем.

Прижав к груди святую икону, больное дитя с помощью матери протерла ее и всю тяжесть и боль недуга, скорбь и отчаяние души открыла пред образом Богородицы.

Обратите внимание

Ревностная, горячая молитва немощного ребенка была услышана. Вскоре Мария почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки!» Она сорвала металлические пружины и бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая благоговейно держать в своих руках образ Божьей Матери.

Срочно пригласили приходского священника, и перед образом Божьей Матери был отслужен благодарный молебен. Радостное событие вскоре стало известно в окрестных селах. Мать, взяв с собой святой образ Божьей Матери, поехала в Москву с выздоровевшей дочерью.

Весть об исцелении быстро облетела Москву, и народ стал стекаться сначала в гостиничный номер, а потом – к церкви, куда перенесли икону. От образа состоялось еще несколько исцелений.

Когда семья возвратилась домой в Козельщину, все окрестности уже знали об исцелении от Козельщинской иконы Божьей Матери, и много людей собралось для поклонения образу.

Сохранять дальше икону в доме не было возможности и, с благословения (разрешения) Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года ее перенесли в специально обустроенную временную часовню. Каждый день с раннего утра не утихало перед образом молебное пение и чтение акафистов.

В 1882 году был возведен храм, а определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 года основана женская община, которую 17 февраля 1891 года преобразовали в женский монастырь на честь Рождества Пресвятой Богородицы. С 1929 года (когда монастырь

был закрыт) святыня укрывалась его монахинями, и только 23 февраля 1993 года насельницы возрожденной обители во главе с приснопамятной игуменьей Ираидой (Кравцовой, + 27 июня 1996 года) со слезами на глазах встречали свою «Заступницу и Покровительницу». Торжества в честь возвращения иконы возглавил Высокопреосвященный Архиепископ Феодосий.

Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/o-presvyatoj-bogoroditse/chudotvornye-ikony/1240-chudotvornaya-ikona-bozhiej-materi-kozelshchanskaya

Чудотворная козельщанская икона божией матери

Во второй половине 19-го века, согласно завещанию, владение было передано в распоряжение Павла Ивановича Козельского. Созвучно его фамилии главное село было переименовано в Козельщину.

На протяжении всей его жизни икона сохранялась на прежнем месте.

В конце того же столетия хозяином имения стал граф Владимир Иванович Капнист. Он и его семья были набожными людьми.

Они молились богоматери и всегда обращались к Богоматери за благословением.

БЕДА В СЕМЬЕ КАПНИСТОВ

В 1880 году на Масляну (Сыропустную седмицу) дочь графа Капниста, которую звали Мария, захворала. Врач определил, что она подвернула ногу и наложил повязку из гипса, чтобы зафиксировать сустав. Это мало помогло и через некоторое время девочку отвезли к известному харьковскому хирургу, чтобы он помог избавиться от недуга.

Врач, осмотрев ногу, также сказал, что это вывих. Для того чтобы облегчить страдания, девочке был изготовлен ботинок, оснащенный стальными пружинами. Также он рекомендовал теплые ванны для облегчения страданий.Прошло много времени, закончился пост, но Мария так и не почувствовала никакого облегчения.

После празднования Пасхи состояние только ухудшилось: не только не зажила больная нога, но и с ужасными болями искривилась вторая. Капнист снова повез дочь к врачу. Снова поставили диагноз «вывих», надели ботинок (по аналогии с правой ногой) и порекомендовали ехать на Кавказ.Там предполагалось лечение чистым, горным, свежим воздухом и минеральными водами.

Путешествие далось Марии очень тяжело: ее страдания только усилились. Девочка полностью перестала чувствовать руки и ноги. Врачи снова ставили диагноз «вывих плечевых суставов, бедра, искажения в позвоночнике» и просто разводили руками. Такая ситуация и ухудшение состояния заставили семью Капнистов незамедлительно ехать домой.

Украина, Полтавская область, поселок Козельщина, монастырь Рождества Пресвятой Богородицы
Козельщинская икона Божией Матери. Монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, п.КозельщинаПрошло лето, началась очень, облегчения все также не было. В октябре отец привез Машеньку в Москву. Но даже самые известные доктора оказались бессильными перед болезнью.

Семья теряла веру на исцеление. Но им представилась уникальная возможность получить консультацию зарубежного профессора — невропатолога Шарко. Поскольку он приезжал в Москву в феврале, девочка попросилась домой. Отец выполнил волю больной и увез ее в село. Но взял в жены твердое слово вновь привезти дочь, как только приедет Шарко.

Храм в честь Козельщанской иконы Божией Матери. Донецк
Козельщинская икона Божией Матери. Храм в честь Козельщанской иконы Божией Матери. Донецк

21 февраля 1881 года семья Капнистов получила срочную телеграмму о том что профессор едет в Москву. Это встревожило Машу. Она боялась, что врач окажется тоже бессильным перед тяжким недугом.

Но мать была непреклонна и на следующий день стала готовиться к поездке. Она наказала дочери взять образ Божьей Матери и с верой помолиться Заступнице. Маша, потеряв надежду на врачей, уповала только на Бога и именно ему доверила свою судьбу.

ИСЦЕЛЕНИЕ ДЕВОЧКИ

Издавна эта икона славилась своими чудотворными свойствами. Предание гласит, что она особо помогала молодым девочкам и девушкам, приходившем к ней с молитвами устроить семейную жизнь. При этом сформировался обычай при молитве чистить ризу на иконе ватой или полотенцем.

Больное дитя, крепко прижав к груди истощенными руками икону, стало протирать ее. Она так искренне и отчаянно молилась, открывшись перед образом, что произошло настоящее чудо.Внезапно она ощутила нестерпимую боль в спине, из-за которой лишилась сознания.

Важно

Придя в себя, Мария почувствовала, как её конечности наполняются живительным теплом, а болезненные ощущения исчезли.
Козельщинская икона Божией Матери. Храм святого преподобного Серафима Саровского. ЛуганскМария стала ощущать прилив сил как в руках, так и в неподвижных ногах.

Стала громко звать маму и кричать, что стала чувствовать и ручки, и ножки. Девочка окрепшими руками жадно сорвала ненавистные пружины и бинты и стала вольно и уверенно ходить по своей комнате, не выпуская из рук образ чудотворной Божьей Матери.

Семья срочно пригласила местного священника, который отслужил молебен перед иконой. Очень быстро радостное и долгожданное событие облетело все села в округе.

Немного позднее, проведя тщательное обследование, врачи подтвердили очевидное – девушка абсолютно здорова.

Вскоре вся Москва знала о появлении нового чудотворного образа и вскоре толпы верующих направились в гостиницу, где проживала графская семья, чтобы поклониться Козельщанской иконе Божией Матери. После этого произошло ещё несколько исцелений, которые стали записывать в специальную книгу.

ПЕРЕДАЧА ИКОНЫ

Мать вместе с дочерью и святым образом утром следующего дня направились в Москву. Весть об чудесном исцелении быстро распространилась по всей столице. Икону поместили в церковь, где произошло еще несколько исцелений. Дома сохранять святыню не было возможности. Поэтому, попросив благословения архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена во временную часовню.

Ежедневно с раннего утра до позднего вечера читались перед нею акафисты.
Козельщинская икона Божией Матери. Свято-Николаевский Городской женский монастырь. с.Городок. УкраинаСпециально для чудотворного Образа в 1882 году возвели храм. А 1 марта 1885 года была основана община (женская), которая с 17 февраля 1891 года стала женским монастырем в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

При закрытии монастыря в 1929 г. икона была тайно вынесена монахинями в скит села Обиток, а после его закрытия в 1932 г. негласно хранилась в местечке Кобеляках, в 1941–1949 гг. – вновь пребывала в Козельщинской обители, затем – в Лебединском монастыре на Черкащине, с 1961 г. – в киевской квартире у бывших козельщинских насельниц.

После закрытия монастыря в 1929 году на иконе проступили кровавые слезы. Настоятельнице монастыря Олимпиаде велели объявить верующим, что это краска, но она отказалась. За это ее отправили в полтавскую тюрьму, а через 8 лет убили.Монастырь открывался во время Великой Отечественной войны, но вновь был закрыт в 1949 году.
Козельщинская икона Божией Матери.

Благовещенский мужской монастырь. г.МуромСпустя почти восемьдесят лет, 23 февраля 1993 года, игуменья Ираида и насельницы вновь возрожденной обители встречали Чудотворную Козельщанскую икону Божией Матери. С тех самых пор образ располагается все в той же обители. Празднование, посвященное иконе, выпадает на 21 февраля.

Совет

На данный момент местом нахождения образа Небесной Царицы является Покровский женский монастырь (г. Красногорск) киевской епархии.
Козельщинская икона Божией Матери. Успенский собор города Хельсинки
Козельщинская икона Божией Матери.

Успенский собор города ХельсинкиПомимо оригинала существует ещё несколько списков, которые находятся:в Казанском храме Москвы (возле Серпуховских ворот);в Благовещенском храме города Мурома;в монастыре святителя Николая Угодника города Гомеля (Беларусь);в монастыре Николая Чудотворца села Городок (Украина);в Успенском соборе города Хельсинки.

Изначально он принадлежал праведному Иоанну Кронштадтскому и был подарен как молитвенное благословение родителям тяжелобольной. девочки. До 1940 года икона хранилась в Выборге, а затем была перенесена в Хельсинки. В июне 2010 года икона была украдена из собора вместе с драгоценностями которые приносили к ней верующие в благодарность за чудотворения.

Источник: https://prajt.livejournal.com/102320.html

Козельщанская икона Божьей Матери в чем помогает

Козельщанская икона Божией Матери – одна из позднейших по времени икон прославления, которая относится к числу наиболее почитаемых в православии. Она стала символом исцеления и Божьего всепрощения для христиан всего мира. Ибо в ней заключена великая сила и мудрость, что дарит вечное – веру и истинную благодать.

О святом образе богородицы

Данный образ имеет итальянское происхождение и был написан предположительно в XVI веке. Сначала принадлежал фрейлине императрицы Елизаветы, а позднее стал семейной реликвией графов Капнистов. В 1880-х годах был украшен массивной серебряной ризой, что сделало его более красивым внешне и поистине шедевральным произведением иконописного творчества во всей православной культуре.

В имении графов, что находится в одноимённом селе Козельщина для лика Божьей Матери была построена часовня, затем каменная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, при которой позже основали женскую общину, ставшую в дальнейшем известным монастырём. Икона хранилась в нём до самого его закрытия, затем долго пряталась монахинями и только в 1993 году вернулась уже в отреставрированный храм.

Где находится

В настоящее время оригинальный образ Козельщанской Божией Матери находится в Красногорском Покровском женском монастыре, что расположен в Киевской епархии.

О чем молятся козельщанской иконе божией матери

Икона в свое время, прославилась в связи с историей исцеления дочери графа Капниста, которое произошло 21 февраля 1881 года. Девушка страдала от болезни ног и выздоровела только по молитве родственников именно этой иконе Божьей Матери.

Согласно историческим сведениям, Мария, которая уже потеряла всякую надежду на выздоровление, почувствовала себя намного лучше сразу после молитвы – и в итоге приехала к врачам уже совершенно здоровой, чем удивила и поразила все вокруг.

Читайте также:  Молитва пресвятой троице

Именно с тех пор для многих верующих людей лик стал символом надежды на исцеление даже в самой, казалось бы, страшной жизненной ситуации, что связана с угрозой для жизни и здоровья человека. Поэтому приходя к иконе, люди чаще всего обращают к ней свои молитвы:

  • о здоровье физическом;
  • об исцелении душевном;
  • о помощи в решении вопросов, связанных с состоянием здоровья;
  • об обретении надежды;
  • о терпении и мудрости;
  • о сохранении семейного очага;
  • с просьбами о замужестве;
  • об усилении веры.

Обязательно к прочтению:  Икона Романа Угличского, житие, день памяти и мощи

Молитва перед образом Богородицы даёт силы бороться и дарит надежду на спасение, а оно и есть сама жизнь. Днём памяти образа стал день, когда произошло первое чудо исцеления – 21 февраля. В это время люди приходят в храмы, дабы почтить икону и возвести ей слова благодарности за чудо спасения и исцеления.

В чем помогает козельщанская икона божией матери

Икона уже долгие годы помогает людям обрести душевное спокойствие в самых сложных и порою трагических ситуациях, ведь именно оно является главным в обретении здоровья и сил для дальнейшей жизни.

Помощь этого лика по-настоящему бесценна, ибо она идет от Господа и есть его истинным творением. И только тот, кто верит в неё, обретает долгожданную надежду на исцеление и вечную благодать, что, словно солнце, озаряет жизненную дорогу человека изо дня в день, даря ему главное – непоколебимую веру в Господа и его деяния.

У образа Пречистой Девы молятся такими словами:

Козельщанская икона Божией Матери – величайшее произведение иконографического православного искусства во всём мире.

Оно поистине уникально, так как гармонично сочетает в себе внешнюю красоту и глубокое внутреннее значение.

Начало всего живого на земле, что дарит надежду и вселяет веру, а они – основа всего, ибо это вечные истины Бога, обращенные к человеку и заключенные в его сердце навечно.

Обязательно к прочтению:  Святитель Мелетий Харьковский

Пусть хранит Вас Господь!

Вам будет интересно посмотреть еще и видео о чудотворной иконе Богородицы Козельщанская:

Источник: https://ikona-i-molitva.info/kozelshhanskaya-ikona-bozhej-materi-v-chem-pomogaet/

Козельщанский Рождество-Богородичный монастырь

Козельщанский Рождество-Богородичный женский монастырь ведет свою историю с 80-х годов XIX ст.

В Кобелякском районе Полтавской области есть небольшое село Козельщина, бывшее родовое имение графини Софии Михайловны Капнист, перешедшее к ней по дарственной записи от Павла Ивановича Козельского, по имени которого оно названо.

До конца февраля месяца 1881 года это село не было ничем замечательно. Но вот событие, совершившееся здесь 21 февраля 1881 года, и события последующего времени сделали это село замечательным и известным по всей обширной Российской империи.

Обратите внимание

Этим событием было чудо милости Божией, чудо исцеления по суду человеческому неисцелимо больной дочери графа Капниста, девицы Марии, явленное по крепкой вере и горячей молитве ее у иконы Божией Матери, которая с давнего времени составляла фамильную драгоценность, чтимую не только семьей, но и многими сторонними людьми, знавшими о существовании этой иконы.

На ней изображена Богоматерь в хитоне, усыпанном звездочками; на коленях Ее покоится Предвечный Младенец, держащий в правой руке крест. В нижнем углу правой стороны св. иконы изображена часть стола, на котором стоит сосуд и лежит ложечка. Само начало иконы неизвестно за отсутствием сведений. Судя по характеру живописи, икону, очевидно, писал художник итальянской школы. От этой-то св.

иконы и получила исцеление дочь графа Капниста, девица Мария. Во время учебы в Полтавском институте благородных девиц тяжело заболела вывихом от неправильного уклона ноги в сторону. Болезнь перешла в сустав другой ноги и плеч, затем была поражена нервная система. Лечили в Харькове, на Кавказе и в Москве у знаменитых врачей.

Представилась возможность обратиться за помощью к парижскому профессору Шарко. Собираясь в путь, Мария начала чистить ризу иконы и крепко молиться перед заступницей. Всю тяжесть недуга, всю скорбь и отчаяние, больная излила перед ликом Божией Матери.

И услышана была слезная, горячая молитва больной.

Вдруг она почувствовала что-то необычайное — присутствие жизни и силы в руках и ногах.

С глубокой верой, с благодарностью к неисповедимым путям промысла Божия все изливали свои чувства пред иконой Божией Матери, во время молебна, тотчас же совершенного пред Нею приходским священником. И нет надобности ехать в Москву.

Осталась другая цель поездки — религиозно-нравственная. Врачи выразили недоумение и отказались объяснить с научной точки зрения такую болезнь и мгновенное выздоровление, подобных случаев в их практике не было.

Разнеслась молва о чуде исцеления. В московской квартире графа начали стекаться люди для поклонения чудотворной иконе. Преосвященный Алексий благословил икону для всенародного поклонения. Еще до их возвращения, вся окрестность уже знала о благодатных исцелениях от Козельщанского образа.

Стали собираться люди для поклонения образу. Хранить икону дома не стало возможности. С разрешения Полтавского Владыки Иоанна граф устроил временную часовню, где поместили икону 23 апреля 1881 года.

Иногда к иконе стекалось от 5 до 7 тысяч человек, богатых и бедных, разных сословий, для чествования и молебнов.

8 сентября 1881 года в день Рождества Божией Матери с разрешения епархиального начальства был положен первый камень в основание храма. При участии графа к 7 сентября 1882 года храм был готов, освящен архиепископом Иоанном в честь и славу Пресвятой Богородицы, придел — в честь Марии Магдалины.

Важно

Со временем благоустраивается Козельщанский приход. Граф ходатайствует о создании женской общины, обещая пожертвовать землю из своего имения. Синод указом от 1 марта 1885 года благословил учредить женскую общину с больницей, школой, богадельней. В апреле 1885 года начальницей общины назначена м.

Олимпиада из Золотоношского Богословского монастыря.

4 июня 1886 года м. Олимпиада прибыла с сестрами в Козельщину, для большей торжественности был устроен крестный ход, икону несла исцеленная Мария, не чувствуя тяжести, хотя икона была ей не под силу. 22 июля 1887 года положено основания корпуса с зимней церковью, освященной в честь Преображения Господня, придел — в честь Святителя Николая.

Указ Синода от 17 февраля 1891 года возвещал об возведении общины в монастырь. На малом входе м. Агния возведена в сан игумении. Этим днем завершается первый период жизни обители и ее устроения.

Преемницей игум. Агнии стала игум. Олимпиада, настоятельница Красногорского монастыря, бывшая первой начальницей общины.

10 августа 1900 года Владыкой Илларионом совершена закладка собора. Каменные работы продолжались три года, храм был готов к осени 1903 года. Игуменией Олимпиадой I устроен иконостас из мрамора, который изготовлен в мастерской Менциони в Ростове-на-Дону. Иконы писал Московский художник Гурьянов.

К январю 1906 года собор в основном был окончен. По благословению владыки Иоанна на 23–24 июля 1900 года было назначено освящение двухпрестольного храма. Главный — Рождества Божией Матери, придельный — Марии Магдалины и преподобной Олимпиады. Игум.

Олимпиада I награждена крестом с бриллиантовым украшением за труды по сооружению собора.

4 мая 1904 года обитель посетил Император Николай Александрович и Государственный Наследник Михаил Александрович, пожелавшие поклониться чудотворному образу Божией Матери во дни переживаемых Россией испытаний. От станции Император до обители шел пешком.

Совет

Выслушав приветствие, Царственные богомольцы приложились к кресту, к чудотворному образу Божией Матери, пожертвовали 1500 тысяч рублей.

Недалеко от обители в Кременчугском уезде, на берегу реки Псел, находилась монастырская дача «Обиток». В скиту жили 15 сестер, пели в церкви, вели хозяйство. Храм в скиту освящен в честь Божией Матери «Всех скорбящих радосте».

В 1929 году советские власти закрыли монастырь, сестры перешли жить в скит, духовником которого был архм. Александр (Петровский) — ныне новоканонизированный поместным собором священномуч. Александр архиеп. Харьковский.

Перед закрытием монастыря, на образе Божией Матери, находившемся на святых вратах обители, на лике начали выступать кровяные слезки.

Советские власти, чтобы не распространялись слухи о чуде Божией Матери, принуждали игумению Олимпиаду II подписать бумагу, что с иконы выступает краска, а не кровь, Матушка Игумения, письмоводительница — мон. Феофания и р. Б.

Анна отказались скрыть чудо, за что и были отправлены в Полтавскую тюрьму. В 1937 году игум. 0лимпиада II была зверски замучена в той же тюрьме — на груди ей вырезали крест. Место погребения ее не известно.

Второй период жизни монастыря начинается с военного времени. В 1941 году немецкие войска вошли в Козельщину. Главный штаб разместился в соборе. Ночью, когда все спали, дежурные заметили женскую фигуру во всем черном. Они начали преследовать ее, стараясь задержать, стреляли, но пули пролетали мимо. Так продолжалось несколько ночей.

Расспросив окрестных жителей, узнали — что здесь до 1929 года существовал женский монастырь, они сразу же покинули собор. Через некоторое время открылся монастырь. Сошлись сестры, и началась монастырская жизнь, полная лишений и скорбей, в это нелегкое для всех время монахиня Феофания (Зонова) была возведена в сан игумении.

Монастырю отдали подвальный и 1-й этажи игуменского корпуса с церковью. Над ними размещалась школа, что мешало Богослужению и нарушало монастырский уклад жизни. Но старая монашеская закалка помогала сестрам переносить все трудности с терпением и благодарением Богу. На праздник Вознесения в 1949 году было объявлено о закрытии обители.

Сестрам предложено переехать в Лебединский монастырь Черкасской епархии, который постигла та же участь в 1951 году.

Массовое возвращение церквей и монастырей забило свежим источником в душах верующих. В 1990 году весна возрождения наступила в Козельщине. 6 марта, в день празднования Чудотворной иконы, в соборе впервые, через много лет после его закрытия, совершилось богослужение, настоятелем новооткрывшейся церкви назначен священник о. Петр (Дурко)

Обратите внимание

В 1992 году содействием архим. Антония (Кузнецова), бывшего воспитанника игумении Феофании, были собраны оставшиеся козельщанские сестры. Монахиня Ираида (Кравцова) назначается старшей сестрой в новооткрывшуюся общину.

Гомельский владыка Аристарх и архим. Антоний пожертвовали общине церковную утварь.

В том же году по инициативе благочинного Кременчугского округа, куда входил Козельщанский район, архимандрита Филиппа (Осадченко, ныне архиепископ Полтавский и Миргородский), общине был дан статус монастыря. Монахиня Ираида возведена в сан игумении осенью 1992 года.

Ходатайством настоятельницы возвращены часть игуменского корпуса и некоторые постройки. Матушка игумения положила много трудов на возрождение монастыря: началась реставрация собора, ремонт зимней церкви и келий для сестер, заведено хозяйство, приобретена техника. При помощи Кременчугского завода «Нефтеоргсинтез» проверено газовое отопление и ведутся восстановительные работы в соборе.

Возрождалась не только материальная сторона, но и духовная. 23 февраля 1993 года чудотворная Козельщанская икона была перенесена в Козельщанский монастырь. Икона долгие годы хранилась в одной из частных квартир в Киеве (недалеко от Ленинградской площади), где жили бывшие монахини Козельщанского монастыря.

По пути следования икону для поклонения привозили в Троицкую церковь и Успенский храм г. Кременчуга и в Свято-Николаевскую церковь г. Комсомольска.

Торжественное перенесение иконы из Киева было вдохновлено и организовано игуменией Ираидой и архимандритом Филиппом (Осадченко, ныне архиепископ Полтавский и Миргородский).

С материнской любовью обращалась матушка Ираида с сестрами, стараясь никого не унижать и не возвышать.

И не только насельницы обращались за духовным советом, но и миряне приходили к ней со своими житейскими невзгодами и скорбями, и каждый уходил от нее утешенным и умиротворенным. Она поступала по словам прп.

Важно

Серафима Саровского: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся», действуя во всем духом кротости и любви. Будучи высокой духовной жизни матушка игумения имела откровение от Господа о конце своего земного странствования.

После тяжелой, продолжительной болезни, сопряженной с трудами по восстановлению обители, игуменья Ираида отошла ко Господу 22 июня 1996 г. Погребение возглавлял архиеп. Феодосий со множеством духовенства и мирян, приехавших с разных епархий, давших и любивших матушку.

Ее восприемницей стала бывшая благочинная монахиня Серафима (Новомодная). 26 ноября 1996 года митрополитом Феодосием возведена в сан игумении.

Матушка Серафима совсем юной девочкой пришла в монастырь к своей сестре-монахине Аполлинарии (ныне покойной) и прожила в нем до самого закрытия монастыря.

Матушка знает, какой неповторимой духовной и внешней красотой сияла эта Святая Обитель…

В настоящее время с Божией помощью и покровительством Царицы Небесной, с помощью дорогих благотворителей, кому дорого духовное наследие, монастырь восстанавливается из руин.

Продолжается реставрация собора, церкви и других монастырских зданий. Молитвами и заботами матушки игуменьи насельницы несут послушания, воссылают молитвы и благодарения за милость Бога и Царицы Небесной.

Источник: http://www.pravoslavie.poltava.ua/ru/eparkhiya/istoriya-eparkhii/publikatsii-po-istorii-pravoslaviya-na-poltavshchine/121-kozelshchanskij-rozhdestvo-bogorodichnyj-monastyr

«Дивно прославила еси, Богоматерь Пречистая, икону Твою Козельщанскую»

Не раз мне доводилось проезжать на разном транспорте в Полтавской области через районный центр с забавным названием Козельщина (по имени казацкого сотника П. С.

Козельского), в котором теперь проживает четыре с половиной тысячи человек.

Но никогда и ничто в советские времена мне не подсказывало о том, что сравнительно недавно, каких-то сотню лет назад, тут произошло великое чудо — исцеление от местной Богородичной иконы. Да не одно.

Поселок городского типа Козельщина, Козельщинский район, Полтавская область, Украина

Читайте также:  Икона божией матери страстная, россия, город москва, храм воскресения христова в сокольниках

Козельщанская икона Божией Матери, почитаемая 6 марта по новому стилю (21 февраля ст. ст.), принадлежит к числу икон позднейших по времени прославления (1881) и вместе с тем к числу наиболее почитаемых.

На иконе Пресвятая Богородица изображена с покоящимся на Ее коленях Богомладенцем, Который в правой руке держит крест. В левом нижнем углу иконы – изображение чаши, около которой находится лжица.

Икона эта, как считают, итальянского происхождения, была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны. Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху, так икона попала на Украину. В XIX в.

она стала семейной святыней рода Капнистов, находилась в селе Козельщина и получила название от названия имения графа Капниста в Кобелякском уезде Полтавской губернии (с 1932 по 1937 годы — в Харьковской области), где впервые и было явлено чудо.

Богородица Козельщанская

Совет

Предание хранит такую историю, описанную со слов многочисленных свидетелей достаточно подробно.

На сырной седмице 1880 года граф Владимир Иванович Капнист получил уведомление от начальницы Полтавского института о том, что его 14-летняя дочь Мария захворала. Местный врач Мейер определил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку.

Спустя некоторое время больную повезли к харьковскому знаменитому хирургу Груббе, который диагноз подтвердил.

Чтобы уменьшить боль при ходьбе, по чертежам Груббе был сделан особый башмак со стальными пружинами, охватывавшими ногу выше колена, обеспечивая возможность крепкого упора.

После Пасхи девушка почувствовала сильную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В. И. Капнист снова обратился к доктору, который применил и к этой ноге свои методы, посоветовав немедленно везти девочку на Кавказ для лечения минеральными водами и горным воздухом.

Однако путешествие на Кавказ и лечение причинили девочке еще большие страдания, она потеряла всякую чувствительность в руках и ногах и не чувствовала даже уколов — как в кистях рук, так и в обеих ногах от ступней и до коленей.

Доктор Иванов обнаружил также вывихи в плечевых суставах, левом бедре и крайнюю чувствительность в позвоночном столбе на всем его протяжении.

В своем письме к графу врач посоветовал везти больную на зиму к светилам медицины той поры: или в Москву к Кожевникову, или в Петербург к Мержиевскому, а лучше всего к Эрбу в Гейдельберг или к Шарко в Париж. Признавая болезнь весьма серьезной, врач не скрывал, что причины недуга ему неизвестны.

Обратите внимание

Между тем прописанные Ивановым электричество, ванны, железистые воды внутрь не принесли больной облегчения, и в августе она вместе с отцом возвратилась в свою деревню еще более расслабленной, чем три с половиной месяца назад.

В октябре отец поехал с Марией в Москву, где обращался к известнейшим докторам Кожевникову, Митропольскому, Склифосовскому, Корсакову, Павлинову и Каспари, которые заявили, что бессильны помочь и порекомендовали обратиться к европейским знаменитостям Гютеру и Шарко.

Граф писал своим родным: «Представьте себе то мое положение, в котором я находился, выслушивая от врачей их безотрадные речи о настоящем и будущем нашей дорогой больной; представьте себе, что я в это время перечувствовал и сколько потратил! Тринадцать месяцев грызло меня горе, тринадцать месяцев я должен был приучать себя к мысли, что смерть — лучший и неизбежный исход для несчастной страдалицы, которую я так люблю».

Марию отправили домой в деревню, где спустя некоторое время, 21 февраля 1881 года, была получена от графа телеграмма о прибытии в Москву профессора Шарко.

Мать девочки, несмотря на утомленность постоянными переездами, сказала дочери: «Маша, мы завтра едем в Москву, возьми образ Божией Матери, почисть Его ризу и покрепче помолись пред нашей Заступницей. Проси, пусть поможет нам благополучно совершить путь и излечить твою болезнь».

Дело в том, что икона эта издавна была известна как чудотворная и, по преданию, особенно помогала девушкам, прибегавшим к ней с мольбой об устроении семейного счастья. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем.

Во время молитвы больная девушка вдруг осознала, что с нею творится что-то необычайное. Она настолько сильно почувствовала в конечностях присутствие жизни и силы, что громко закричала: «Мама, мама! Я чувствую ноги.

Мама, я чувствую руки», — и в порыве какого-то необычайного восторга быстрыми движениями начала срывать со своих ног стальные восьмифунтовые упорки и бинты, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери. Мать настолько была поражена проявлением этого необычайного восторга, что в первые минуты не знала, что поделать.

Важно

Потом она вспоминала: «Все это до того меня поразило, что я в первые минуты подумала, что моя дочь лишилась рассудка».

Приглашен был приходской священник, совершивший пред образом Божией Матери благодарственный молебен. Радостная весть стремительно распространилась в окрестных селах.

На другой день после совершившегося чуда, т.е. 22 февраля, графиня со своей внезапно поправившейся дочерью вместе с образом Божией Матери отправилась в столицу по железной дороге.

Граф Капнист встретил свое семейство на Курском вокзале. Восторгу отца не было пределов.

Он оглядывал, как после сообщал, свою любимую дочь со всех сторон, велел перед собой прохаживаться, радуясь совершившемуся чуду.

Квартиру графа посетили многие вышеупомянутые знаменитые врачи столицы, которые были приглашены осмотреть пациентку. Они признали молодую графиню совершенно здоровой и выражали недоумение перед свершившимся фактом выздоровления.

Профессор Склифосовский заявил, что смущен увиденным, и не может с научной точки зрения объяснить случай исцеления. Господин Шарко, знаменитость по части лечения нервных болезней, называя болезнь графини истерией, отказался объяснить вывихи ее конечностей, а также мгновенное выздоровление.

При этом отметил, что подобной болезни и подобного выздоровления не встречал в своей практике. «Если бы, — прибавил он, — отец, мать, дочь и доктора, лечившие больную, не были свидетелями-очевидцами ее болезни и сами же не рассказали мне о ней, я все слышанное от них счел бы за мистификацию».

Совет

Граф Капнист в письме к сестре так описывал последовавшие события: «Религиозная Москва, заслышав о чуде от св. иконы, двинулась к нам в Лоскутную на поклонение образу. Тьма-тьмущая публики засыпали нас грудами карточек, выражая горячее желание поклониться святыне и хотя на минуту привезти икону к их больным домашним.

Разнеслась молва об исцелениях в Москве. Два-три случая поразительных я сам знаю. Многие предлагали содействовать украшению иконы или устройству церкви, и предложениям не было конца… Не буду описывать, до какой степени все это поразило и потрясло меня. Самого различного свойства чувства овладели мной.

Но когда, с дозволения преосвященного Алексея, я дал нашу дорогую икону для всенародного поклонения в церковь, когда я увидел тысячи молящихся, когда услыхал я и от священника, и от старосты, что они не помнят такой толпы молитвенников, — я был поражен величием благоговения православного народа к религиозной святыне, а вместе и величием совершившегося события. Толпы давили друг друга за клочок ваты от иконы или за каплю св. воды. Все это происходило как раз в роковое время, в первых числах марта, и смело скажу, что, несмотря на весь ужас, охвативший всех, во многих благотворно было то неотразимое впечатление, которое давило душу и терзало сердце, возбуждая в скорбной душе покаяние о грехах и молитвенное упование на благодатное покровительство и заступление Божией Матери».

Поясним, что речь в письме идет о страшном событии, потрясшем Россию: 1 марта 1881 года террористами в Санкт-Петербурге был убит император Александр II.

Как заметил потом в своих мемуарах его племянник великий князь Александр Михайлович, этим «взрывом был нанесён смертельный удар прежним принципам, и никто не мог отрицать, что будущее не только Российской Империи, но и всего мира, зависело теперь от исхода неминуемой борьбы между новым русским Царем и стихиями отрицания и разрушения».

От иконы же произошло еще несколько исцелений. Когда семья в конце марта возвратилась в Козельщину, вся окрестность уже знала об исцелениях от чудотворной иконы, совершившихся в Москве, и многие толпы собирались для поклонения образу.

Семейство графа для предупреждения всех возможных случайностей, а также глубоко уважая в народе чувство веры, обратилось к архиепископу Полтавскому и Переяславскому Иоанну и 23 апреля 1881 года икона была перенесена в специально устроенную временную часовню.

Каждый день с раннего утра не умолкало пред образом молебное пение и чтение акафистов. Два приходских священника постоянно чередовались, совершая перед образом святую службу. Не было ни одного дня в продолжение этого времени, чтобы перед иконой не молились сотни, а иное время и до пяти тысяч паломников.

Обратите внимание

Целование образа продолжалось с раннего утра до захода солнца. В кружку, выставленную у иконы на построение храма, вместе со свечной выручкой и за продажу вещевых приношений поступали десятки тысяч рублей.

Епархиальное руководство и губернатор назначили уполномоченных лиц для расследования дела и содержания полученных графом Капнистом бумаг. 4 июля 1881 года назначенная комиссия первый раз прибыла в Козельщину и начала опрос свидетелей.

Перечислить все известные свидетельства в рамках одной статьи невозможно, назовем лишь некоторые. Это и прозрение нищего слепца, казака Ивана Лукьяновича Лося из Бреусовских хуторов Кобелякского уезда, трижды ходившего к чудотворной иконе и получившего прозрение на дороге домой.

Это и избавление от падучей десятилетнего мальчика Пети Миргородского из селения Солоницы Кременчугского уезда, пять лет до приложения к Иконе страдавшего тяжким недугом.

И свидетельство жительницы Полтавы, супруги землемера Любови Яковлевны Алексеенковой о том, как снова обрел способность ходить ее восьмилетний сын, три года до приложения к Иконе живший с отказавшими ногами.

В числе свидетелей, подтвердивших показание Алексеенковой, подписались жены полтавских купцов: Мария Андреевна Кандыбина и Авдотья Потапьевна Штепина, поселянин Китайгородской волости Кобелякского уезда Василий Котько и кобелякский мещанин Василий Травкин. А у солдатки из села Рыжкова Дмитриевского уезда Курской губернии Гликерии Билиповой прекратились преследовавшие ее восемнадцать лет тяжкие депрессивные припадки.

И таких свидетельств комиссии было предоставлено не менее полусотни.

Как писал внимательный очевидец тех событий, «между тысячами богомольцев, стремящихся в Козельщину, не диво видеть загорелые лица богомольцев с посохами в руках, с котомкой за плечами, из глубины России совершающих свой путь для поклонения святыням Киевским и свернувших со своей обычной стези, чтобы поклониться новоявившемуся в скромном хуторке Малороссии образу Божией Матери».

В 1882 году в Козельщине был построен Рождество-Богородичный храм (окончательный вид — с 1906 года).

Важно

Определением Святейшего Синода от 1 марта 1885 года была учреждена женская община, 17 февраля 1891 года преобразованная в женский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Козельщанской иконе Божией Матери, воистину «страну Полтавскую светом веры озарившую», были составлены служба и акафист. В сущности, возведение храма и упрочение обители и сделали с тех пор поселок Козельщина городком.

Козельщанский Рождества-Богородичный женский монастырь. Открытка конца XIX в.

Специально была проведена сюда железная дорога и установлена платформа. По словам журналиста С. Кабачинской, «сюда 18 мая 1904 г. прибыл император Николай ІІ … после осмотра в Харькове воинских частей, отправлявшихся на войну с Японией, он захотел помолиться перед чудотворным Козельщинским образом Божьей Матери.

Посетил обитель, пожертвовал 500 рублей на монастырские школы и еще тысячу — на убранство собора. Деньги были не лишними: только иконостас стоил 45 тысяч рублей. Созданный епархиальным архитектором С.

Носовым собор был гармоничным и совершенным не только снаружи, но и внутри: весь открытый, без единой колонны, с четырьмя величественными арками, на которых держалась вся верхняя часть со сводом».

Козельщанский Рождества-Богородичный собор. Современное фото

Почитание иконы также нарастало и в Москве. Специально для московского храма при больнице для неизлечимых больных, освященной в 1904 году, в Полтаве была написана копия Образа.

В советское время безбожные власти закрывали женский Рождество-Богородичный монастырь дважды — в 1929 и 1949 годах. «Архiтектурою схожий на собор святого Петра в Римi» назвал храм писатель Олесь Гончар (в 1933 году работавший в редакции Козельщанской районной газеты «Развернутым фронтом»).

6 марта 1990 года, в день празднования чудотворной иконы Божией Матери, в соборе прошло первое возрожденное богослужение. С 1992 года здесь вновь начал действовать женский монастырь.

Совет

А 24 февраля 1993 года при игуменье Ираиде (Кравцовой, † 27 июня 1996 года) торжественно вернулась та самая чудотворная Козельщанская икона Божьей Матери, которую со времени закрытия монастыря бывшие его монахини прятали в храмах Полтавщины, а затем в частной киевской квартире. Торжества в честь возвращения иконы возглавил Высокопреосвященный Архиепископ Феодосий.

Икона Богородица Козельщанская. До реставрации и после. Собор Рождества Богородицы Козельщанского женского монастыря

Тропарь Иконе Божией Матери Козельщанская

Веселися, земле Полтавская и все Отечество наше православное,
се бо яко светозарное солнце, явися предчудная икона Твоя, Преблагословенная Богомати, мир озаряющи множеством чудес Твоих,теми убо обретаем, яже на земли, вся благая и полезная,и сущих, яже на Небеси, сокровищ сподобляемся.

Сего ради вопием Ти: радуйся, Похвало наша приснопокланяемая, спаси ны, молящияся Тебе, единая Надеждо и Радование вечное поющих Тя.

Источник: https://odnarodyna.org/content/divno-proslavila-esi-bogomater-prechistaya-ikonu-tvoyu-kozelshchanskuyu

Ссылка на основную публикацию