Молченская икона – Официальный сайт Молченского женского монастыря
Молченская чудотворная икона Божией Матери.
Празднование чудотворного образа Молченской иконы Божией Матери совершается 7 мая (перенесение иконы) и 1 октября (явление иконы).
Молченская чудотворная икона Божией Матери является большой Святыней Рождества Пресвятой Богородицы Молченского Печерского женского монастыря г.Путивля, который расположен в северной части Сумской области в Конотопско-Глуховской епархии.
Пресвятая Богородица покрыла святым омофором Путивльскую землю, явившись чудестным образом на болоте Молче 1 октября (по н.ст.) 1405 года.
Местность та была нелюдима. И забыли люди, что в XII-XIII веках жили там и умерли подвижники-монахи из Киево-Печерской Лавры. Но Господь и Пресвятая Богородица не забыли это место подвигов.
По молитвам святых старцев, возсиял неизреченным светом образ Божией Матери на дереве у Молченского болота. Бортник, нашедший икону, был поражен увиденным и в благоговении упал на колени.
Внезапно громкий неведомый голос возвестил: “Да созиждется на месте сем церковь Пресвятой Богородицы”. Он поспешил в Путивль с вестью о чуде и о велении Божией Матери посвятить Ей храм.
Под колокольный звон духовенство и множество народа тотчас отправилось к указанному месту и тогда все увидели окруженную небесным светом икону. Здесь же совершилось молебное пение и люди получили множество исцелений.
На этом месте была воздвигнута часовня, а в последствии – церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь – Молченская пустынь.
В смутное время обитель подвергалась разорению, и монахи загородной пустыни вынуждены были в 1605 году перейти в новопостроенный монастырь на территории Путивльской крепости, получивший название Большой Молченский. Вместе с собой иноки перенесли и Святую Молченскую икону.
Как известно из донесения игумена Мануила Святейшему Синоду, которое хранилось в краеведческом музее, первообраз погиб в пожаре. Но милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным.
Этот список был особо почитаемым на Северской земле. Ни одно дело, ни одно решение путивляне не принимали без молитвы перед чудотворным образом. По молитвам Божией Матери многие люди получали исцеления, утешение в скорбях, бедах.
После закрытия монастыря в 1923 году Молченская икона Божией Матери исчезла. Осиротевшие путивляне долгие годы безнадежно разыскивали свою Святыню.
В 60-х годах благочинным Путивльского и Бурынского районов и настоятелем Спасо-Преображенского собора был назначен о. Георгий (Козаченко). Его особенно интересовала история Молченской иконы, и он усердно молился, чтобы Царица Небестная открыла местонахождение Своего чудотворного образа. Но сведений никаких не было.
И лишь в 1969 году к о. Георгию пришла госпожа Секерина (о чем свидетельствует исторический акт) и передала батюшке завещанную ей покойным мужем-старостой Никольского храма икону, представляющую собой Великую Святыню для Путивля. Сердце батюшки затрепетало, он ожидал увидеть Молченскую икону Божией Матери.
Но женщина принесла Владимирскую икону XIX века письма в большом деревянном киоте. Батюшка с трудом сдержал слезы разочарования, но для утешения госпожи Секериной принял икону. О. Георгий зажег перед ней лампадку, стал молиться, но неведомая сила влекла вскрыть киот.
Как оказалось, под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская.
В трудные годы атеизма икона тайно хранилась в доме священника. После открытия Путивльского монастыря, 7 мая (по н.ст.
) 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где была совершена Божественная Литургия и отслужен молебен пред чудотворным образом Молченской Богородицы.
После завершения молебного пения очень торжественно икона была перенесена в свою родную Молченско – Путивльскую обитель.
И снова потекли страждущие к целебному источнику Божией Матери, которая стала согревать оледеневшие сердца, наполняя их благодатью.
Царица Небесная являет множество чудес и исцелений молящимся с верою пред чудотворным ее образом. И как замечено, особую благодать икона имеет помогать больным онкологическими заболеваниями.
Имеются свидетельства исцелений. Молченская Богородица именуется Целительницей. Также икона помогает учащимся.
Источник: http://molchensky-monastyr.org.ua/home/molchenskaya-ikona
Молчанский Печерский Рождества Пресвятой Богородицы женский монастырь в г. Путивль – Святцы
Адрес: Сумская обл. Путивльский р-н, г.Путивль, ул.Сеймская 1/1. Индекс 41500.
Телефон: (05442)9-17-99; (095)141-39-59; (097)273-07-23.
В конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной.
Относительно невысоки стены имели три яруса бойниц.
Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: «В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…»
Зная о надежности путивльской крепости, здесь, как известно, в 1592 году обосновались монахи загородной Молченской пустыни (ныне Софрониевский монастырь). Они возвели посреди крепостного двора каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, а вскоре прибрали к рукам всю крепость, превратив ее в монастырь. В случае нападения неприятеля монахи были обязаны защищать монастырь-крепость.
История Молченского монастыря тесно связана с таким известным периодом в отечественной истории как «смутное время».
В 1598 году после кончины царя Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей; на престол взошел Борис Годунов. В народе ходили упорные слухи, будто бы законного наследника – царевича Дмитрия (сына Ивана Грозного) – в 1591 году убили в Угличе по приказу Годунова.
Воспользовавшись острой политической ситуацией, монах московского Чудова монастыря Григорий Отрепьев бежал в Польшу, где стал выдавать себя за царевича Дмитрия, якобы чудесно спасшегося от расправы.
Польские феодалы решили использовать «Лжедмитрия» в своих целях. Они снарядили большое войско для похода на Москву, надеясь присоединить к своим владениям русские и украинские земли.
В частности, Путивльские земли самозванец обещал отдать своему покровителю и тестю – сандомирскому воеводе Юрию Мнишеку.
В битве под Добрыничами (1604 г.) войско Бориса Годунова нанесло поражение Лжедмитрию, и тот вынужден был отойти к Путивлю и укрепиться там. Путивль и многие города Северской земли перешли на сторону самозванца. Причину такого успеха «расстриги» историк Н.М.
Кармазин объясняет тем, что здесь еще «жил старый дух литовский. Там было скопище злодеев, беглецов, слуг опалых, они естественно, ожидали мятежа, как счастья».
Эта мысль подтверждается и высказыванием голландского купца Исаака Массы, который называл Путивль «главой и зачинщиком всех мятежных городов».
Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее – собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, «потаенная восьмигранная палата», располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.
Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал «прелестные письма», в которых извещал народ о своем «чудесном спасении» и призывал на борьбу с Борисом Годуновым.
Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву. В это время неожиданно скончался царь Борис Годунов, и Лжедмитрию легко удалось занять московский престол. Однако, поцарствовав всего лишь около года, самозванец был убит.
В «смутное время», между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.
В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок. Если раньше, по словам того же Лжедмитрия I: «здесь кипел мед и молоко, вели торг самые знатные купцы – гречане золотом, серебром, узорочными каменьями и дорогими локотными товарами», то теперь город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок.
Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь. В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус «монастыря 3-го класса».
Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих. Размеренная, богоугодная жизнь монастыря была прервана «новой смутой», которая обрушилась на всех в 1917 году.
Так называемый «октябрьский переворот» перевернул все, разрушил пержние устои.
В начале 20-х годов ХХ века, в результате варварской антирелигиозной кампании, монастырь был разорен и разграблен. А после умышленного поджога был упразднен и повергнут в забвение на долгие годы.
В конце 40-х о нем, правда, вспомнили и, разрушив великолепный храм Иоанна Предтечи, переоборудовали его в ремесленное училище. В 50-е годы в монастыре разместился завод радиодеталей военно-промышленного комплекса.
И в бывших храмах зароботали мощные пресса, разрушая древние стены… Все вокруг загадили ртутью…
Менялись люди и названия, но намоленные стены продолжали жить своей жизнью. Об этом говорили кресты на соборном храме, которые так и не осмелились снять…
Надежда на спасение появилась в 1987 году, когда Молченский монастырь (вернее его остатки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника. И, наконец, в 1992 году после семи десятилетий уничтожения, монастырь был возвращен в лоно церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.
С 1997 гола по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским. С этого момента и начала возрождаться святая обитель. С Божьей помощью, с помощью неравнодушных людей, прихожан обители и силами самих монашествующих ведется реставрация древнего монастыря, этого уникального памятника архитектуры 17 ст.
Источник: http://www.putivl.info/cerkvmolch.html
Источник: https://svyatsy.org/svyatye-mesta/ukraina/sumskaya_oblast/putivl/molchanskiy_pecherskiy_rozhdestva_presvyatoy_bogorodicy_zhenskiy_monastyr_v_g__putivl/
Софрониевский монастырь (Украина, Сумская область, Путивль) — Сообщество «Драйвер-Путешественник» на DRIVE2
Есть километрах в 20 от Путивля в деревне Новая Слобода удивительное место – стоящий в лесу Софрониевский монастырь. По преданию эту обитель основали монахи Киево-Печерской лавры, пришедшие сюда после разорения Киева монголо-татарами. А может это были «черноризцы» из Греции, кто знает…
Первые монахи вырыли в Чудной горе пещеры (самые древние датируются XIII-XIV вв). Сначала монахи жили довольно уединенно. Но в XV веке, по преданию, на Чудной горе произошло чудесное явления иконы Пресвятой Богородицы. При этом Богородица сообщила бортнику, собиравшему дикий мед, что в данном месте должна быть построена церковь.
Бортник впечатлился и поспешил в Путивль, откуда на Чудную гору отправили крестный ход. В результате была возведена небольшая часовня на месте явления иконы.
Позднее на месте часовни возвели деревянную церковь. Обитель назвали Молченской, потому что рядом находилось болото – Молче.
Так как обитель находилась в стороне от Путивля, она часто подвергалась разграблению. Причем настолько интенсивно, что в 1605 г.
настоятель Пафнутий после очередного набега поляков переселился со всей братией в Путивль. И только спустя 50 лет, когда настоятелем стал отец Софроний, произошло возрождение монастыря.
При нем монастырь разросся настолько, что фрукты и овощи, выращиваемые на землях обители, поставлялись к царскому столу.
В 1670 года монастырь обрел самостоятельность и вошел в число наиболее крупных монастырей Российского государства.
Вместо деревянной церкви на месте обретения иконы был возведен каменный храм Рождества Пресвятой Богородицы, который тем не менее не пережил исторических баталий.
До наших дней сохранились три полуразрушенные здания: надвратная Покровская церковь, остатки больничного корпуса со Свято-Ильинским храмом и трапезный храм.
Надвратная Покровская церковь была построена в 1757 году. Это был главный вход в обитель.
Здание трапезного храма специалисты датируют ХVII-XVIII вв.
Строительство настоятельского корпуса (бывшего больничного) было завершено в 1911 году. Сегодня левое крыло корпуса предназначено для покоев настоятеля и административных помещений, правое – для братии, а в центральной части восстановлен Свято-Ильинский храм.
В 1917 г. грабить обитель явились представители советской власти. Но монахам удалось спрятать сокровища . В отместку за это в 1920 г.
монахов Софрониевской пустыни обвинили в «неблагонадёжности и враждебном отношении к советской власти», а монастырь упразднили.
После этого на территории монастыря разместился детский дом, а потом – концентрационный лагерь для пленных поляков. В 1942 г. здесь даже располагался штаб партизанского движения под командованием С.А. Ковпака.
Ну а после войны, то, что осталось, стало растаскивать местное население на кирпичи. А на месте монастыря пасли колхозный скот.
До 1998 года Софрониевский монастырь пребывал в запустении. А в 1999 году в пустыни снова начала возрождаться жизнь. Восстановили Свяято-Ильинский храм, и в нем стали проводить богослужения.
Потихоньку стали приводить в порядок территорию. Когда мы там были, на монастырском дворе цвели шикарнейшие розы.
Пещеры частично уцелели, и туда водили экскурсии.
А еще на территории обители растут тысячелетние дубы. Это, наверное, самые большие дубы, которые мне довелось видеть.
Вот для сравнения мы с бабушкой на фоне великана.
Место интересное. Мы там были в 2011 году, что и как там сейчас происходит – не знаю. Но, надеюсь, не приходит в запустение.
Источник: https://www.drive2.ru/c/486374467178594631/
Храм святителя чудотворца николая на водах – молченская чудотворная икона божией матери
7 мая празднование Чудотворного Образа Молченской Иконы Божией Матери
Празднование чудотворного образа Молченской иконы Божией Матери совершается 7 мая (перенесение иконы) и 1 октября (явление иконы).
Молченская чудотворная икона Божией Матери является большой Святыней Рождества Пресвятой Богородицы Молченского Печерского женского монастыря г.Путивля, который расположен в северной части Сумской области в Конотопско-Глуховской епархии.
Пресвятая Богородица покрыла святым омофором Путивльскую землю, явившись чудестным образом на болоте Молче 1 октября (по н.ст.) 1405 года.
Местность та была нелюдима. И забыли люди, что в XII-XIII веках жили там и умерли подвижники-монахи из Киево-Печерской Лавры. Но Господь и Пресвятая Богородица не забыли это место подвигов.
По молитвам святых старцев, возсиял неизреченным светом образ Божией Матери на дереве у Молченского болота. Бортник, нашедший икону, был поражен увиденным и в благоговении упал на колени.
Внезапно громкий неведомый голос возвестил: “Да созиждется на месте сем церковь Пресвятой Богородицы”. Он поспешил в Путивль с вестью о чуде и о велении Божией Матери посвятить Ей храм.
Под колокольный звон духовенство и множество народа тотчас отправилось к указанному месту и тогда все увидели окруженную небесным светом икону. Здесь же совершилось молебное пение и люди получили множество исцелений.
На этом месте была воздвигнута часовня, а в последствии – церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы и основан монастырь – Молченская пустынь.
В смутное время обитель подвергалась разорению, и монахи загородной пустыни вынуждены были в 1605 году перейти в новопостроенный монастырь на территории Путивльской крепости, получивший название Большой Молченский. Вместе с собой иноки перенесли и Святую Молченскую икону.
Как известно из донесения игумена Мануила Святейшему Синоду, которое хранилось в краеведческом музее, первообраз погиб в пожаре. Но милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным.
Этот список был особо почитаемым на Северской земле. Ни одно дело, ни одно решение путивляне не принимали без молитвы перед чудотворным образом. По молитвам Божией Матери многие люди получали исцеления, утешение в скорбях, бедах.
После закрытия монастыря в 1923 году Молченская икона Божией Матери исчезла. Осиротевшие путивляне долгие годы безнадежно разыскивали свою Святыню.
В 60-х годах благочинным Путивльского и Бурынского районов и настоятелем Спасо-Преображенского собора был назначен о. Георгий (Козаченко). Его особенно интересовала история Молченской иконы, и он усердно молился, чтобы Царица Небестная открыла местонахождение Своего чудотворного образа. Но сведений никаких не было.
И лишь в 1969 году к о. Георгию пришла госпожа Секерина (о чем свидетельствует исторический акт) и передала батюшке завещанную ей покойным мужем-старостой Никольского храма икону, представляющую собой Великую Святыню для Путивля. Сердце батюшки затрепетало, он ожидал увидеть Молченскую икону Божией Матери.
Но женщина принесла Владимирскую икону XIX века письма в большом деревянном киоте. Батюшка с трудом сдержал слезы разочарования, но для утешения госпожи Секериной принял икону. О. Георгий зажег перед ней лампадку, стал молиться, но неведомая сила влекла вскрыть киот.
Как оказалось, под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская.
В трудные годы атеизма икона тайно хранилась в доме священника. После открытия Путивльского монастыря, 7 мая (по н.ст.
) 1995 года крестным ходом икона была перенесена в Спасо-Преображенский собор, где была совершена Божественная Литургия и отслужен молебен пред чудотворным образом Молченской Богородицы.
После завершения молебного пения очень торжественно икона была перенесена в свою родную Молченско – Путивльскую обитель.
И снова потекли страждущие к целебному источнику Божией Матери, которая стала согревать оледеневшие сердца, наполняя их благодатью.
Царица Небесная являет множество чудес и исцелений молящимся с верою пред чудотворным ее образом. И как замечено, особую благодать икона имеет помогать больным онкологическими заболеваниями.
Имеются свидетельства исцелений. Молченская Богородица именуется Целительницей. Также икона помогает учащимся.
Рождества Пресвятой Богородицы Молченский женский монастырь
Молченский Рождество-Богородицкий монастырь – женский монастырь Конотопской епархии Украинской православной церкви расположенный в Путивле, построенный в XVII—XIX веках. Главной святыней монастыря является чудотворная Молченская икона Божией Матери.
История Молченской Свято-Рождества Богородицы женской обители очень интересна. Предание гласит, что это название произошло от иконы, которая явилась на болоте Молче. Несколько позже в Путивле было основано Подворье Молченской Пустыни /Софрониевой/.
Есть сведения, что в 1519 году в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Софрониево-Молченской Пустыни и был ее подворьем для приезда настоятелей и монастырских людей. В 1591-1593 г.г.
это подворье обращается в самостоятельный Путивльский монастырь.
В 16 веке Путивль приобретает важное значение, как главная пограничная крепость Русского государства на Юго-Западных рубежах. Там строятся оборонительные сооружения, в том числе и на Юго-Восточной окраине города самая мощная каменная цитадель.
Она имела четырехугольную надвратную башню, круглые угловые и Собор Пресвятой Богородицы. Их толстые каменные стены с внутренними проходами были хорошо приспособлены для обороны.
Благодаря мощным укреплениям монастырь не подвергался разорению во время опустошительного набега крымских татар на северные земли в 1592 году.
Таким образом к концу 16 века подворье Молченской Пустыни оформилось как оборонный и религиозный центр города Путивля и приобрело самостоятельность.
Грамота, находившаяся в монастырском архиве, свидетельствует что в 1597 году Путивльский Молченский монастырь имел в разных местах вотчины, угодья, приписной храм во имя святых Флора и Лавра.
Осенью 1604 года Путивль сдался Лжедмитрию І, бывшему монаху Чудова монастыря, выдавшего себя за сына Ивана Грозного. В это время скончался первый игумен Путивльского монастыря — Илья.
Когда Софрониева Пустынь была разграблена польской шлахтой во главе с самозванцем, тогда игумен Пафнутий с оставшейся малочисленной братией переходит в Путивльский монастырь, как в место совершенно безопасное от разных неприятельских разорений.
Вся оставшаяся святыня как — то: иконы, церковная утварь, и прочее были перенесены в Путивльский монастырь. Само место на котором стояла раньше Пустынь и все угодья, которыми она владела, приписаны были теперь к Путивльскому монастырю.
Но самое дорогое сокровище из принесенных игуменом Пафнутием была икона Молченской Богородицы, явившаяся в 1405 году на болоте.
С тех пор Путивльский монастырь стал называться Большим Молченским и слил еще монастырем «Белой Богородицы» от каменнорй церкви, выбеленной и построенной по преданию «растрыгой, который назвался церевичем Димитрием». Другие утверждают, что церковь эту построил некий грек Илья.
В последующее время монастырь получает от царской фамилии по-жалованным грамотам вотчины, угодья, крепостных. Постройки Молченского монастыря поражали, видевших их, своей пышностью и великолепностью.
Со временем появляется новые сооружения,. Была возведена двухярусная колокольня, дополнившая архитектурный комплекс высотных силуэтов.
В 20-е годы 18 века были построены настоятельские покои и братский корпус.
В 60 -е годы 19 века началось строительство теплой церкви, трапезной, корпуса келий. В эти времена монастырь преобразился в своей красоте и составлял прекрасную гармонию с окружающей природой.
Вот как тепло пишет об этом один из последних настоятелей монастыря Сосфен: “Штатный 3-го класса мужской монастырь находится в конце города, что при посаде на крутом и возвышенном шпиле с утесами с одной стороны при реке, а с восточной над устьем реки Крынки.
По всей возвышенности к скату гор вокруг монастыря растут разносортного качества плодовые и дикие деревья. Из монастыря со всех сторон местные виды природообразования представляютя в прелестном и восхитительном расположении, а особенно с южной стороны вокруг глазам предоставляются две значительные и глубокие речки, а за ними озеро Хатыш.
Около этих рек и за ними на несколько верст проходит сенокосный, разных владельцев луг, во время весны полой водой затопляется на большое пространство. До самого монастыря покрыается талой водой и в это время кажется морем, а монастырь — стоящим над водой в величии своем.
В 20-е годы ХХ века в монастыре был пожар. В огне погибла обширная библиотека и прекрасный Иконостас. В последующие богоборческие годы монастырь был упразднен. Братские корпуса, храмы, хозяйственные здания использовались под ремеслянное училище, детский дом, склады, затем был завод.
В 1991 году монастырь был передан Украинской Православной Церкви. Сначала здесь действовал мужской монастырь, ныне — женский.
В настоящее время с 1997 года древний Молченский женский Путивльский монастырь переживает свое второе рождение. Ведутся по возможности восстановительные работы сестрического корпуса, храма, подсобных помещений. В храме монастыря ведутся ежедневные Богослужения.
Путивльский Молченский монастырь
Молченский женский монастырь
Престольный праздник в Молченском женском монастыре 2015 г.
Обитель Белой Богородицы
Источник: http://hram-nikola.kiev.ua/o-presvyatoj-bogoroditse/chudotvornye-ikony/1817-molchenskaya-chudotvornaya-ikona-bozhiej-materi
Путивльский молченский монастырь – древо
Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru
Путивльский Молченский монастырь. Фотография 2009 года с сайта sobory.ru |
Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Путивля, женский монастырь Конотопской епархии
Мужской монастырь-крепость
По преданию, название монастыря произошло от иконы, которая явилась на болоте Молче. Сам же Путивльский монастырь возник как подворье Софрониево-Молченской мужской обители. Есть сведения, что уже в 1519 году в черте Путивльской крепости находился двухэтажный храм, принадлежавший древней Софрониево-Молченской пустыни и был ее подворьем.
B конце XVI века в Путивле на месте древнерусского деревянного острога была построена каменная цитадель. Называлась она Кремлем и была шестиугольной в плане, с круглыми угловыми башнями и квадратной надвратной.
Относительно невысокие стены имели три яруса бойниц.
Французский путешественник Жак Маржерет, побыв в Путивле, писал: “В России замки и крепости деревянные, исключая Москвы, Смоленска, Иван-Города, Тулы, Казани, Астрахани и Путивля…”
В 1591-1593 г.г. монастырское подворье в Путивле обращается в самостоятельный мужской монастырь, став оборонным и религиозным центром города Путивля.
Благодаря мощным укреплениям Путивльской крепости монастырь не подвергался разорению во время опустошительного набега крымских татар на северные земли в 1592 году.
Грамота, находившаяся в монастырском архиве, свидетельствует что в 1597 году Путивльский Молченский монастырь имел в разных местах вотчины, угодья, приписной храм во имя святых Флора и Лавра.
Осенью 1604 года Путивль сдался Лжедмитрию I, который вошел в город после поражения от войск Бориса Годунова в битве под Добрыничами.
Резиденцией Лжедмитрия в Путивле стала каменная крепость, а точнее – собор Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря. Комната самозванца, “потаенная восьмигранная палата”, располагалась в верхнем ярусе главной башни собора.
Четыре месяца, находясь в Молченском монастыре, он рассылал прелестные письма”, в которых извещал народ о своем “чудесном спасении” и призывал на борьбу с Борисом Годуновым. Собрав в Путивле и его окрестностях новое войско (40 тысяч человек), самозванец в 1605 году двинулся на Москву.
Когда Софрониева пустынь была разграблена польской шляхтой во главе с самозванцем, тогда игумен Пафнутий с оставшейся малочисленной братией переходит в Путивльский монастырь, как в место совершенно безопасное от разных неприятельских разорений.
Вся оставшаяся святыня как – то: иконы, церковная утварь, и прочее были перенесены в Путивльский монастырь. Само место на котором стояла раньше Пустынь и все угодья, которыми она владела, приписаны были теперь к Путивльскому монастырю.
Но самое дорогое сокровище из принесенных игуменом Пафнутием была Молченская икона Божией Матери.
С тех пор Путивльский монастырь стал называться Большим Молченским и слил еще монастырем «Белой Богородицы» от каменной церкви, выбеленной и построенной по преданию «растрыгой, который назвался царевичем Димитрием». Другие утверждают, что церковь эту построил некий грек Илья.
В “смутное время”, между 1606 и 1612 годами, Молченский монастырь неоднократно горел, отстраивался и был заново освящен в 1630 году. На рубеже XVII-XVIII веков его сильно реконструировали. Сооружение приобрело черты украинского барокко.
В конце XVII века, потеряв значение порубежной крепости, Путивль пришел в упадок, город-крепость превращался в захолустный, провинциальный уездный городок. Вместе с городом приходил в упадок и Молченский монастырь.
В период царствования Екатерины II, он лишился своих вотчин, земель и крестьян. И был переведен в статус “монастыря 3-го класса”. Это давало право содержать в монастыре лишь небольшой штат: игумен и 12 монашествующих.
Со временем в монастыре появляется новые сооружения. Была возведена двухярусная колокольня, дополнившая архитектурный комплекс высотных силуэтов.
В 1720–е годы были построены настоятельские покои и братский корпус. В конце XVIII-начале XIX века в обители действовало духовное училище. В 1860–е годы началось строительство теплой церкви, трапезной, корпуса келий.
Один из последних настоятелей монастыря Сосфен писал:
“Штатный 3-го класса мужской монастырь находится в конце города, что при посаде на крутом и возвышенном шпиле с утесами с одной стороны при реке, а с восточной над устьем реки Крынки.
По всей возвышенности к скату гор вокруг монастыря растут разносортного качества плодовые и дикие деревья.
Из монастыря со всех сторон местные виды природообразования представляются в прелестном и восхитительном расположении, а особенно с южной стороны вокруг глазам предоставляются две значительные и глубокие речки, а за ними озеро Хатыш.
Около этих рек и за ними на несколько верст проходит сенокосный, разных владельцев луг, во время весны полой водой затопляется на большое пространство. До самого монастыря покрывается талой водой и в это время кажется морем, а монастырь – стоящим над водой в величии своем”.
В начале 1920-х годов монастырь был разорен и разграблен, в огне пожара погибла обширная библиотека и иконостас. Монастырь был упразднен. Братские корпуса, храмы, хозяйственные здания использовались под ремеслянное училище, детский дом, склады, затем был завод радиодеталей военно-промышленного комплекса.
Возрождение монастыря
В 1987 году Молченский монастырь (вернее его останки) стал одним из ключевых объектов Путивльского историко-культурного заповедника.
В 1992 году монастырь был возвращен Церкви. Здесь, как и многие века назад, разместился мужской общежительный монастырь.
С 1997 года по решению Синода Украинской Православной церкви был изменен статус монастыря, он стал женским.
Ведутся восстановительные работы сестрического корпуса, храма, подсобных помещений. В храме монастыря ведутся ежедневные богослужения.
Настоятели
Наместники
Настоятельницы
- Феодосия (Запольская) (упом. 29 июня 2014 [3])
Использованные материалы
[1] “Геронтий (Хованский)”, информационно-справочный портал по расколоведению Анти-Раскол, 7 апреля 2011, http://www.anti-raskol.ru/pages/1420 [2] “Монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы Молченский (женский)”, портал Русское Православие, http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?5_911 [3] “Неделя 3 по Пятидесятнице. Пребывание в Молченском монастыре чудотворной Дубовицкой иконы Пресвятой Богородицы”, сайт Молченского монастыря, http://molchensky-monastyr.org.ua/390-nedelya-3-po-pyatidesyatnitseИсточник: https://drevo-info.ru/articles/15566.html
Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы
Молченский Путивльский женский монастырь — жемчужина православия, расположенная на берегу реки Сейм, что на Сумщине. Уникальна история появления Молченской святыни, это единственный в своем роде монастырь, основанный на землях военных укреплений.
Удивительной красоты храм Рождества Богородицы особенно выделяется среди построек обители, окруженной архитектурными памятками с многовековой историей.
Молченский монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, Путивль (Украина)
История Молченского монастыря
1405 год ознаменовался в истории православия, как год появления иконы Пречистой Богоматери над болотом Молча. Там же был построен небольшой Молченский мужской монастырь.
В 1593 году монахи, жившие в Молченской пустыне, переселились в крепость Путивль, после сожжения их обители татарами.
Точное время строительства Путивльской крепости неизвестно, но в конце XVI столетия это было каменное, а не деревянное сооружение, с крепкими стенами, в проемах которых были выложены разнообразные бойницы как для оружия, так и для пушек.
В истории России эта обитель известна с конца XVI века, как резиденция Лжедмитрия, который выступил против Бориса Годунова.
Революции и войны XX века пронеслись разрушительным вихрем по старинным постройкам, и только 1990 год стал началом возвращения былой славы, прежнего вида и пышного убранства Путивльского Молченского монастыря.
Богослужение в храме Рождества Пресвятой Богородицы Молченского монастыря
Святыни и престольные праздники Молченской обители
На сегодняшний день Молченская обитель известна, как место мирового паломничества. Этот уникальный памятник православия и мировой культуры, в котором в настоящее время разместился женский монастырь, продолжается реставрироваться.
Важно! Список Жировицкой иконы Богоматери, переданный в музей Путивля, как и Смоленский образ Божьей Матери, находятся пока в неизвестном месте, их следы утеряны, однако Божья благодать никогда не покидала это намоленное место.
Архитектурную и историческую ценность представляют:
- колокольня, памятник XVI-XVII столетия;
- трапезный корпус, строительство которого относится XVI-XIX векам:
- теплый храм и дом митрополита.
Во второй половине XIX столетия был возведен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи.
Святыней обители, привлекающей паломников своими чудотворными качествами, является Молченская икона Пресвятой Божьей Матери, оберегающая этот края с 1405 года.
Ежегодно тысячи прихожан собираются 7 мая на празднование престольного праздника в честь перенесения этого чудотворного лика и 1 октября, дня явления иконы в Молченской пустыне.
Молченская чудотворная икона Божией Матери
Время проведения богослужений можно уточнить на главном сайте монастыря http://molchensky-monastyr.org.ua/
Особые заметки для паломников
Обитель открыта для посещения ежедневно с 7 часов утра до 7 часов вечера, ее могут посещать паломники обоих полов, женщины в юбках и платках, мужчины — в длинных штанах.
Желающие провести несколько дней в монастыре, а это могут быть только женщины, должны заранее предупредить о своем приезде. При этом необходимо иметь соответствующую одежду как для богослужений, так и для работы. При желании остаться даже на одну ночь необходимо предъявить паспорт.
Желая послужить Пресвятой Богородице, следует быть готовыми выполнять строгий Устав жизни в обители без ропота и своеволия.
Молченский монастырь расположен по адресу ул. Сеймская 1/1, Путивль, Сумская область, Украина.
Место где возрождается душа – Молченский монастырь
Янв 17, 2019 13:46Администратор
Источник: http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/putivlskij-molchenskij-monastyr.html
Путивль. Молченский монастырь
?gatta_bianka (gatta_bianka) wrote,
2017-07-28 23:28:00gatta_bianka
gatta_bianka
2017-07-28 23:28:00Рано утром я выехала из Сум на Путивль. Купила в кассе автовокзала билет с №1 за 62 грн. Когда садилась в автобус, порадовалась, что мало народу. Но когда автобус повернул за угол, увидела толпу, его ожидающую.
В Путивль за углом автовокзала проезд уже стоил 50 грн. В общем, народу, разрушающего таким образом экономику страны, набилось на целый автобус и даже больше. Когда уезжала из Лебедина в Харьков, история с автобусом была такая же, но разница в цене проезда была 5 грн.
Народ возмущался, грозился, что в следующий раз будут покупать билеты в кассе, если водила будет брать так дорого :))). Дорога Сумы – Путивль заняла где-то 1,5- 2 часа (туда ехала дольше, а на обратном пути добралась быстрее).Надо еще сказать, что в эту поездку я не брала зонтик, т.к.
посмотрела почасовой прогноз погоды и рассчитала, что дождь везде меня застанет в транспорте или помещении, поэтому не стоит себя отягащать лишней вещью. Действительно, всю дорогу до Путивля лил дождь. Когда автобус прибыл в город, я уже начала нервничать, т.к. дождь должен был уже закончиться, а он и не собирался :). Город был серым и хмурым, небо затянуто тучами.
От автостанции я сразу пошла в направлении к Молченскому монастырю. Пришлось пару раз спрятаться под деревьями на пару минут, когда дождь усиливался, но заметно было, что он уже ослабевает и заканчивается.
Минут 10 ходьбы от автовокзала – и вот он – женский монастырь.
Подходя к монастырю увидела, что там сейчас начнется светопредставление – небо было затянуто серыми тучами, а кое-где уже пробивалось солнце.
Итак, Молченский Рождество-Богородицкий монастырь – женский монастырь УПЦ МП, построенный в XVII—XIX веках. Главной его святыней монастыря Молченская икона Божьей Матери.
Обалдела от такого обилия цветов и ландшафтного дизайна. Поэтому, пост разбила на 2 части – тут о монастыре, а во 2м будут цветы :).
Это надвратная колокольня. Первоначально была крепостной надвратной башней и возводилась примерно в один период с стенами и угловыми башнями где в 1602—1604 годах. В 1700 году башня перестроена. Сейчас уже ничто не напоминает о оборонительном характере этого здания.На территории монастыря еще ведется реконструкция.
Собор Рождества Богородицы — первоклассная достопримечательность нарышкинского барокко. Увенчанный тремя восьмериками — над основным объёмом, приделом и алтарём, с декором в стиле московских церквей XVII века, он является единственной достопримечательностью этого стиля в Украине.Солнце пробивается сквозь тучи.
Когда я заходила в монастырь, было пасмурно, когда собиралась уходить – вышло ослепительное солнце. Затем я увидела группу туристов, кторые заходили в этот храм, поэтому решила, что послушаю немного экскурсовода и поснимаю монастырь в лучах солнца.
Кстати, туристов тут практически нет, это была единственная группа из Сум, которую я встретила.Внутри картины местнах художников с видами монастыря.Дальше группа поднялась на самый верх по такому узкому коридору.Так выглядит купол. Раньше это место использовалось для оборонительных целей.
Ступеньки все разнокалиберные, чтобы врагу было труднее подняться наверх.Это витраж на двери собора.Интересно, это велики монахинь или строителей?После монастыря я собиралась пройтись вдоль реки к главному персонажу Путивля – плачущей Ярославне. Это вид монастыря за забором и дорога, ведущая вниз к реке Сейм.Цветочки по дороге.
Так выглядит реставрируемое здание.
Встретила монахиню, спросила у нее как пройти в библиотеку дорогу. Но монахиня кроме монастырской жизни не была больше осведомлена о жизни в городе и Ярославне.
Источник: https://gatta-bianka.livejournal.com/404957.html
Комплекс Софрониевского монастыря
Софрониево-Молченская Печерская мужская общежительная пустынь
История этой обители уходит корнями в седую старину. Существует предание об основании пустыни монахами Киево-Печерской Лавры, покинувшими Киев после разорения его монголо-татарами в 1240 году.
По другим источникам, первыми монахами, ступившими на эту землю в ХІ ст., были «черноризцы» из Греции. На восточных склонах Чудной горы были вырыты пещеры, подобные знаменитым пещерам Киево-Печерской Лавры.
Самые древние из них датируются ХІІІ-ХІV вв.
Сначала иноки вырыли пещеры для уединения и молитв, а потом их последователи стали обустраивать Печерский монастырь. В начале ХV века Господу было угодно прославить это место явлением чудотворной иконы Пресвятой Богородицы.
1 октября (18 сентября по старому стилю) 1405 года бортник, собиратель мёда диких пчёл, осматривая ульи, внезапно увидел необычное сияние на дереве. Подойдя ближе, он разглядел на дереве икону Пресвятой Богородицы.
Поклонившись ей до земли, услышал голос: «Да построится на сем месте церковь Пречистой Богородицы».
Софрониевский монастырь
Бортник поспешил в Путивль, чтобы известить духовенство и городские власти о случившемся. К указанному месту из Путивля двинулся крестный ход. Во время отправления молебна произошло много чудес и исцелений. В скором времени на месте явления была срублена часовня, куда и была помещена икона.
По велению великого князя московского Василия Дмитриевича и благословению митрополита и всея Руси Киприана на месте часовни была сооружена деревянная церковь.
Софрониево-Молченская Печерская мужская общжительная пустынь находится в 20 км от Путивля, в лесу на горе Чудной, в северо-западной части монастыря находилось болото Молче, поэтому он и стал называться Молченским.
Удалённая от крупных населённых пунктов, Молченская пустынь часто подвергалась разграблению и разорению. В 1605 году обитель была разорена поляками. Настоятель пустыни игумен Пафнутий с немногочисленной братией переселился в Путивль, в городской монастырь.
Все иконы, в том числе и явленная чудотворная, и вся церковная утварь были переправлены туда же. Все угодья отошли к Путивльскому монастырю.
В 1653 году путивльскому воеводе пришла грамота от царя Алексея Михайловича об устроении древней Молченской пустыни, 1656 году произошло событие, изменившее судьбу пустыни: ее настоятелем стал отец Софроний, имя которого впоследствии получит возрождённый монастырь.
Благодаря незаурядным организаторским способностям отца офрония, Молченская пустынь преображалась. Попечением старца Софрония были приобретены тогда леса, земли, сенокосы, заведены сады, огороды, виноградники. Овощи и фрукты из далёкой провинциальной Молченской пустыни доставлялись даже к царскому столу.
Комплекс Софрониевского монастыря
Более 10 лет отец Софроний вместе с братией добивался независимости от городского монастыря. Только 12 мая 1670 года Молченская пустынь обрела самостоятельность и вскоре вошла в число наиболее крупных монастырей Российского государства.
В декабре 1692 года отец Софроний скончался, и Молченская Печерская пустынь стала носить его имя. Приемники Софрония продолжили его дело в обустраивании пустыни. Благосостояние Молченской Печерской пустыни росло, появились новые постройки.
Архитектурный ансамбль обители состоял из 48 зданий. Главный храм обители – церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная на той самой горе Чудной, где в 1405 году явилась чудотворная икона.
В начале ХХ века ее убранство было описано так: «Иконостас в ней старинный, греческой живописи, поновленный в 1839 году. Киоты отличной живописи, богатая плащанина, царские серебрянные врата.
Особенно же чудотворные иконы составляют украшение сего храма».
До наших дней сохранились три полуразрушенные здания: надвратная Покровская церковь, остатки больничного корпуса со Свято-Ильинским храмом и трапезный храм. Надвратная Покровская церковь была построена в 1757 году. Это был главный вход в обитель.
Здание трапезного храма специалисты датируют ХVII-XVIII вв. строительство настоятельского корпуса (бывшего больничного) было завершено в 1911 году.
Сегодня левое крыло корпуса предназначено для покоев настоятеля и административных помещений, правое – для братии, а в центральной части восстановлен Свято-Ильинский храм.
Веками бережно собирали и хранили обитатели пустыни сокровища материальной и духовной культуры. В монастырской библиотеке хранились ценнейшие книги.
Многие предметы церковного обихода представляли собой произведения ювелирного мастерства, имеющие, помимо материальной, высокую историческую и культурную ценность.
Это, в сущности, был компактный, прекрасный «город в миниатюре», с немалым числом зданий, привлекавших взгляд красотой и соразмерностью.
После событий октября 1917 года началась эпоха, когда были уничтожены памятники зодчества, изобразительного искусства, литературы, связанные с вековой историей православия на нашей земле, разграблены и превращены в развалины многие храмы…
Не миновала чаша сия и Софрониеву пустынь.
Неудивительно, что с приходом новой власти внимание ее представителей привлёк столь «лакомый кусок»… в обитель нагрянула комиссия Путивльского ревкома с намерением заполучить монастырские ценности, но цели своей не достигла.
За ночь монахи успели спрятать свои сокровища, казначею монастыря удалось скрыться, благодаря помощи, оказанной населением соседних сёл, монахи сохранили монастырские святыни.
В 1920 году настоятеля и братию Молченской Печерской Софрониевой пустыни обвинили в «неблагонадёжности и враждебном отношении к советской власти», на основании чего древняя пустынь была упразднена.
После закрытия монастыря на его территории располагался детский дом, затем здесь был развёрнут Путивльский концентрационный лагерь для польских военнопленных. В 1942 году на территории обители располагался штаб партизанского соединения под командованием А.С. Ковпака.
А уже в послевоенные годы монастырь, строившийся веками, был превращён в руины людьми, которые не ведали, что творили. Они не только не испытывали уважения к святыне, но и не представляли себе ценности уникального архитектурного ансамбля.
Кирпичи, добытые из стен монастырских строений, были пущены на сооружение жилых помещений, сараев и других построек. На месте, где прежде возвышался центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы, бульдозерами разровняли землю и устроили площадку для выпаса колхозного скота. Из былого монастырского комплекса уцелело всего несколько наземных и подземных сооружений.
Вплоть до 1998 года Софрониевский монастырь пребывал в запустении. В 1999 году в пустыни снова начала возрождаться жизнь. На руины монастыря прибыл архимандрит Герман с немногочисленной братией. По зову сердца пришли они поднимать поверженную святыню. Не боясь предстоящих трудностей и лишений. Монахи расчистили руины, обустроили несколько келий и поселились в них.
В помещении больничной церкви оборудовали храм для богослужения и занялись расчисткой уцелевшей части знаменитых подземных сооружений, составлявших гордость Молченской Печерской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни на протяжении многих столетий, приступили к востановлению пещерной церкви, благоустройству территории.
Каждый вносил свой посильный вклад в возрождение Софрониевского монастыря.
Сейчас в распоряжении монастыря около десяти гектаров пригодной к возделыванию земли, на которой его обитатели выращивают картофель и овощи. В монастырском хозяйстве есть небольшое стадо коров.
Лошади. Несколько пчелиных семей, начал плодоносить старый монастырский сад. Жители округи стараются помочь возрождению святой обители.
А в канун 2001 года преподнесли в дар икону Иверской Божьей Матери.
Но настоящее возрождение Софрониево-Молченской пустыни началось, когда этим благородным делом стал заниматься Сумской областной благотворительный фонд «Вiчнiсть, возглавляемый Ириной Николаевной Щербань. За короткое время было сделано невозможное.
Восстановлена дорога, проведены работы по электро- и водоснабжению монастырского комплекса, построены временные жилые помещения, расчищена часть подземных пещер, разработана проектно-сметная документация и генеральный план по комплексному восстановлению Софрониево-Молченской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни.
И стала возрождаться к жизни древняя святая обитель – уникальный памятник архитектуры ХVI-XVII веков, подлинная жемчужина легендарной путивльской земли.
Впервые, после векового забвения, в 2002 году состоялся праздник на Чудной горе. Зазвучали монастырские колокола: возрожденная обитель встречала Предстоятеля Украинской православной церкви митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира, главу областной государственной администрации В.П.
Щербаня, епископа Сумского и Ахтырского Иова, епископа Конотопского и Глуховского Иннокентия, президента благотворительного фонда «Вічність» И.Н.Щербань, народных депутатов Украины, всех, кто помагал возрождать монастырь.
Они вошли в первый возрожденный храм монастыря – Свято-Ильинский, чтобы провести праздничное богослужение и зажечь свечу веры.
Предстоятель Украинской православной церкви подарил Софрониевой пустыни икону Великомученицы Варвары. Глава Сумской областной государственной администрации В.П.Щербань передал в дар пустыни две иконы – образ Спасителя и Божьей Матери – с пожеланиями, чтобы они помогали всем, кто ступит на святую землю.
Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир освятил колодец с целебной водой. Состоялось освящение начала строительства главного соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы и монастырской кольцевой ограды.
Епископ Иннокентий заложил капсулу со святыми мощами в фундамент церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которая была воздвигнута в прежние времена на месте явления чудотворной иконы. Есть на свете особенные места, где просыпается потребность обратиться к прошлому, чтобы лучше понять былое, настоящее и будущее родной земли. Древний Путивльский край, словно овеянный дыханием времени…
1 октября 2005 года исполнится 600 лет со дня явления Молченской чудотворной иконы Божьей Матери, положившей начало Молченской Рождества Пресвятой Богородицы пустыни. Эта святая земля с многовековой историей встречала 27 февраля 2004 года Президента Украины Леонида Даниловича Кучму праздничным звоном колоколов.
Президент впервые побывал на Чудной горе. Его поразила красота и величие древнего монастыря, златоглавые купола которого, словно смотрящие в вечность, благословляют дела и помыслы людей, направленные на возрождение духовных святынь. На память о посещении Софрониевой пустыни Леонид Данилович подарил монастырю икону «Николай Чудотворец с житиём».
Сегодня областным благотворительным фондом «Вічність» ведутся активные работы по возрождению монастыря.
Кроме открытого Свято-Ильинского храма, уже поднялись купола надвратной Покровской церкви, начались подготовительные работы по возрождению главногохрама пустыни – собора Рождества Пресвятой Богородицы, отреставрирован и возрождается из руин трапезный храм , ведутся строительно-восстановительные работы по возрождению пещерного комплекса и подземной церкви преподобных Антония и Феодосия Печерских. Возрождается, возвращается к жизни духовная святыня на Чудной горе, а следовательно, возрождаются и души людей.
В канун Рождества 2001 года произошло знаменательное событие, осветившее этот праздник особым светом. В монастырь принесли икону Иверской Божьей Матери, которая на протяжении многих веков находилась здесь и славилась как чудотворная. Но спустя год икона пропала бесследно…
Прошло 2 года. В Сумской областной благотворительный фонд «Вічність» обращается семья Коваленко с просьбой передать монастырскую икону, найденную среди старых забытых вещей. Много лет никто не обращал внимания на огромную, почерневшую от времени доску, стоявшую в углу сарая.
Но в канун Великой Пасхи (11.04.2004 г.), войдя в старые постройки, хозяин сарая увидел, что на доске чудесным образом проявился лик Матери Божьей. Он принёс её домой.
Вытерев икону от пыли, члены семьи увидели и лик Младенца и надпись, свидетельствующую о том, что икона принадлежит Молчанской Софрониевой Пустыни.
Ну не чудо ли?! И вот 19 мая, при содействии президента фонда «Вічність» Ирины Николаевны Щербань, семья Коваленко передала в дар Софрониевскому монастырю эту икону. В этот день в монастыре был настоящий праздник. День 19 мая вошел в историю монастыря как день второго обретения Иверской Иконы пресвятой Богородицы.
С возрождением пустыни возрождаются и монастырские святыни. И мы верим, что и та, предыдущая Икона Иверской Божьей Матери, пропавшая в 2002 году. Обязательно снова сюда вернётся.
Источник: https://100travels.com.ua/kompleks-sofronievskogo-monastyrya/