Икона божией матери никейская

Никейская икона божией матери – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Никейская икона Божией Матери

Никейская икона Божией Матери

Память 28 мая

Прославилась в 304 году. По преданию, во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: “Ты учинил великое поругание Мне.

Знай, что ты сделал это себе на погибель”. Наказание последовало незамедлительно. Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.

Об этом событии было рассказано отцам I Вселенского Собора, бывшего в Никее в 325 году, которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: “Бысть чрево Твое Святая трапеза”.

Обратите внимание

Однако в указанное время Никея не подвергалась осаде со стороны арабов. Современный рассказ о Никейской иконе мог сложиться под влиянием другого известного случая:

“B июне того же 726 г. новое иконоборческое настроение армии демонстративно проявило себя в новом вызывающем инциденте. Арабы осадили Никею. Осажденные жители толпились около образа Богоматери с молитвами. Один солдат швырнул в икону камнем и разбил y нее ногу. По-видимому, икона была скульптурная. На другой же день, гласит предание, солдат был сам убит камнем в сражении с арабами. Город спасся от арабов. Православные увидели в этом знамение и еще больше стали чтить иконы” [1].

Об этом случае могло быть рассказано отцам VII Вселенского Собора, бывшего в Никее в 787 году.

Молитвословия

Бысть чрево Твое Святая трапеза [2]:

Бы́сть чре́во Твое́ Свята́я трапе́за,/ иму́щи Небе́снаго Хле́ба, Христа́ Бо́га на́шего,/ от Него́же вся́к яды́й не умира́ет,// я́коже рече́ все́х, Богороди́тельнице, Пита́тель.

Тропарь, глас 4

Гра́ду Твоему́ ве́лие заступле́ние,/ и лю́дем ра́достное утеше́ние,/ чу́дная ико́на Твоя́ дарова́ся, Богоро́дице Де́во,/ о Тебе́ бо врата́ сме́рти сокруша́ются,/ и неисце́льныя боле́зни утоля́ются,/ о Тебе́ горды́ню вра́жию до конца́ низлага́ем,/ и ве́рою Сы́ну Твоему́ вопие́м,/ ча́шею спасе́ния напо́й на́с Христе́ Бо́же,/ и держа́вны на́с воздви́гни, на неви́димыя и ви́димыя враги́,/ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере,// я́ко Всеси́лен.

Ин тропарь, глас тот же

Ча́шею ра́дости и весе́лия и́стиннаго,/ прему́дростию Христа́ Твоего́,/ жа́ждущия лю́ди напо́й Богома́ти,/ да Тво́й ны́не пра́здник пра́зднуем све́тло,/ и небе́сною любо́вию горя́ще,/ и́же от Тебе́ рожде́ннаго де́лы благи́ми почти́м,/ да держа́вны на́с воздви́гнет,/ на вся́ собла́зны и лю́тыя грехи́,// Твое́ю по́мощию и заступле́нием, я́ко Всеси́лен.

Кондак, глас 8

К преди́вной Засту́пнице ро́да христия́нскаго,/ ми́ра всего́ при́сному упова́нию,/ ны́не Ру́сская страна́ с пла́чем припа́дает,/ и ми́лости от Тоя́ прося́щи, вопие́т:/ спаси́ сы́ны и дще́ри Моя́ от пла́мене поги́бельных страсте́й,/ забве́ния и помраче́ния, пия́нственнаго безу́мия,/ блу́днаго разжже́ния, мяте́жа, уби́йства и братоненави́дения./ Ины́я бо наде́жды не и́мам ра́зве Тебе́,/ на Тя́ до конца́ упова́ю,/ в ро́д и ро́д прославля́ю вожделе́нное и́мя Твое́,/ ра́дуйся, благослове́нная Мари́е,// ра́дуйся Неве́сто неневе́стная.

Использованные материалы

[1]  Карташев А. В. Вселенские соборы // VII Вселенский собор 787 г. Начало иконоборчества при Льве Исавре (717-741 гг.), http://www.sedmitza.ru/lib/text/435374/.

[2]  См. Часослов, молитвы после ве́чери.

Источник: https://drevo-info.ru/articles/5923.html

Никейская икона молитва

Официальный сайт Региональной общественной организации «Русское афонское общество»

  • 10 июня – Празднование Никейской (304) и Чухломской (Галичской) (1350) икон Божией Матери

    Никейская (“Бысть чрево Твое Святая Трапеза”) икона Божией Матери

    Никейская (“Бысть чрево Твое Святая Трапеза”) икона Божией Матери прославилась в 304 году в византийском городе Никее. Один из воинов по имени Константин, увидев икону Божией Матери, бросил в неё камень, затем разбил икону и стал топтать её ногами.

    Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Великое поругание учинил ты Мне; знай, что это ты сделал себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно.

    На другой день во время сражения, когда неприятель устремился на приступ, Константину, взбежавшему вместе с другими на стену, камнем разбило голову и лицо и он пал бездыханным.

    Так оскорбитель святыни по предсказанию Богородицы получил достойное возмездие за свое нечестие.

    Никейская (“Бысть чрево Твое Святая Трапеза”) икона Божией Матери

    Предание гласит, что отцы Первого Вселенского собора, услышав об этой истории, постановили петь перед Никейской иконой песнь, начинающуюся словами: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

    Часто эти слова иконописцы помещают на самой иконе, а преподобный Андрей Критский включил их в канон к празднику Преполовения Пятидесятницы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небесных хлеб…»

    Иконографический тип этой иконы Божией Матери – «Оранта» (лат. «Молящаяся»): Богородица изображена с воздетыми руками. В русской иконописи этот тип получил название «Знамение». Часто в центре, между воздетыми руками Богородицы, изображен Богомладенец Христос. Именно так на Никейской иконе: Богоматерь изображена как бы священнодействующей перед чашей, в которой стоит Богомладенец.

    Никейская (“Бысть чрево Твое Святая Трапеза”) икона Божией Матери

    Важно

    На Руси это иконографическое изображение более известно как икона «Неупиваемая Чаша», перед которой с XIX в. стали молиться от греха пьянства, а с конца XX в. – еще и от недугов наркомании и табакокурения. В Москве чтится редкий по иконографии образ «Бысть чрево Твое Святая Трапеза» из храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.

    Тропарь Никейской иконе Божией Матери

    Бысть чрево Твое святая трапеза, / имущи Небеснаго Хлеба, Христа, / от Негоже всяк ядый не умирает, / якоже рече всяческих, / Богородице, Питатель.

    Кондак Божией Матери пред иконой Ее Никейской, глас 6

    Предстательство христиан непостыдное,/ ходатайство ко Творцу непреложное,/ не презри грешных молений гласы,/ но предвари яко Благая на помощь нас,/ верно зовущих Ти:/ ускори на молитву и потщися на умоление,/ предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

    Чухломская (Галичская) икона Божией Матери

    Чухломская (Галичская) икона Божией Матери.

    Список второй половины XIX века

    Икона Божией Матери Галичская-Чухломская “Умиление” явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому чудотворцу (+ 1375 г.; память 20 июля/2 августа), который был пострижен в монашество и рукоположен в сан священника преподобным Сергием Радонежским (+ 1392 г.; память 5/18 июля и 25 сентября/8 октября) и долго жил в его обители.

    В Костромском краю, на пустынном берегу Галичского озера около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы Преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: “Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери”.

    Преподобный поднялся на гору, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. С умилением и благодарением Господу принял святой подвижник явленный образ и, укрепляемый молитвами Пресвятой Богородицы, построил на благословенном месте часовню, в которую перенес икону.

    Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о пришествии старца, обратился к нему с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенес чудотворный образ в соборный храм города Галича.

    Читайте также:  Преподобномученик феодор (богоявленский), иеромонах

    В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий рассказал о явлении иконы, князь пожертвовал деньги на строительство монастыря.

    Вскоре была выстроена церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы, вокруг которой возник монастырь, называемый Галичский-Городецкий-Покровский, почему Галичская икона называется также и Городецкой.

    Впоследствии преподобный Авраамий основал еще несколько монастырей, последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а чудотворной иконе усвоено название Галичская-Чухломская.

    Совет

    Икона стала святыней не только Галичского монастыря. В XVIII веке, когда монастырь упразднили и сделали приходской церковью, Галичская икона была уже одной из главных святынь Галичского уезда и всего Костромского края. С ней несколько раз в год совершали крестные ходы в том числе и в соседние уезды. Во второй половине XVIII века Галичскую икону украсили серебряной позолоченной ризой.

    В 1920-е годы, несмотря на антирелигиозную кампанию, с ней продолжали совершать крестные ходы. В 1932 году Успенская церковь в селе Умиленье была закрыта и, по свидетельству старожилов, её последний священник Алексий Стригалёв, уходя из села, взял Галичскую икону с собой. Дальнейшая судьба иконы остаётся неизвестной.

    Чухломская (Галичская) икона Божией Матери

    В конце XIX века с Галичской иконы был сделан список «мерою и подобием» первообразу. Он находится во Введенском кафедральном соборе Галича. В 2000 году в день празднования 650-летия явления иконы с этим списком был совершён крестный ход к Галицкому озеру к месту явления иконы.

    Празднование этой иконе совершается также 28 мая и 15 августа.

    Молитва Пресвятой Богородице

    О, Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, вышши еси всех Ангел и Архангел, и всея твари честнейши, помощнице еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступнице, печальных утешение, алчущих кормительнице, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.

    О, Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице, милостию Твоею спаси и помилуй святейшия патриархи православныя, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы и весь священнический и иноческий чин, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити; и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше, на невидимыя и видимыя враги наша. О, Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от напрасныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум, и очи сердечнии, еже ко спасению; и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего; яко держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

    Православный календарь

    Наши партнёры

    Навигация по сайту

    Контактная информация

    • Наш адрес: 115184, Москва, Средний Овчинниковский пер., 12
    • Эл.почта:[email protected]
    • Порядок пожертвования

    (c) 2005-2017 РУССКОЕ АФОНСКОЕ ОБЩЕСТВО

    Икона Божией Матери Никейская

    Икона Божией Матери Никейская — одно из древнейших изображений Богородицы. На иконе Дева Мария пишется с молитвенно поднятыми руками, а на Ее груди изображен храм со святым престолом. На престоле стоит Чаша со Святыми Дарами, а в чаше изображен Младенец. По внешнему виду Никейская икона близка к более новому прославленному образу — «Неупиваемой Чаше».

    По преданию, икона прославилась в Никее (ныне турецкий город Изник) в 304 году. Во время осады города военачальником Амиром некий воин по имени Константин начал глумиться над иконой: бросил камень в лик Божией Матери, а затем разбил икону и стал ее топтать.

    Обратите внимание

    Ночью во сне ему явилась Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Утром во время сражения он погиб, пораженный камнем в голову.

    Об этом рассказали святым отцам Первого Вселенского собора (325 год), которые постановили петь перед этим образом следующую молитву: «Стало чрево Твое, о Богородица, святою трапезой, носящей небесный Хлеб, Христа, Бога нашего, и никто из вкушающих от Него не умирает, как сказал Он, всех Питатель». Впоследствии часть этого песнопения стали писать на самой иконе, а преподобный Андрей Критский включил его в канон Преполовению Пятидесятницы.

    Интересные факты об Иконе Божией Матери Никейской

    Иногда Никейскую икону называют по первым словам молитвы: «Бысть чрево Твое святая трапеза»

    Тел.: +7 495 668 11 90. ООО «Рублев» © 2014-2017 «Рублев»

    Авторизуйтесь

    Для выполнения действия вы должны быть авторизованы.

    икона Богородицы НИКЕЙСКАЯ «БЫСТЬ ЧРЕВО ТВОЕ СВЯТАЯ ТРАПЕЗА»

    10 июня (28 мая по старому стилю)

    Прославилась в 304 году в византийском городе Никеи. Один из воинов по имени Константин, увидев икону Божией Матери, бросил в неё камень, затем разбил икону и стал топтать её ногами. На следующий день, во время военных действий, нечестивец погиб, пораженный камнем в голову.

    Предание гласит, что отцы Первого Вселенского собора, услышав об этой истории, постановили петь перед Никейской иконой песнь, начинающуюся словами: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

    Часто эти слова иконописцы помещают на самой иконе Божьей матери, а преподобный Андрей Критский включил их в канон к празднику Преполовения Пятидесятницы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небесных хлеб…»

    Также читайте у нас на сайте:

    Иконы Божьей Матери – Информация о видах иконописи, описания большинства икон Божией Матери.

    Жития Святых – Раздел посвященный Житиям Православных Святых.

    Начинающему христианину – Информация для тех, кто недавно пришел к Православной Церкви. Наставления в духовной жизни, базовая информация о храме и т.д.

    Литература – Собрание некоторой Православной литературы.

    Православие и оккультизм – Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз , порчу , йогу и подобные “духовные” практики.

    Икона Божией Матери «Никейская» («Бысть Чрево Твое Святая Трапеза»)

    Пред иконой Пресвятой Богородицы «Никейская» молятся о вразумлении заблуждших и отступивших от веры.

    Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Никейская»

    О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши, помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.

    О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу, преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити, и умоли, Госпоже, из Тебе без семене воплотившагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невидимыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапныя смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя еже ко спасению, и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко Держава Его благословена и препрославлена, со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Бысть чрево Твое святая трапеза, имущи Небеснаго Хлеба, Христа, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель.

    Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

    Читайте также:  Церковь александра невского в вологде, россия, город вологда

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

    Молитвы православные

    Категории

    Прямой эфир

    • Акафисты
    • Каноны
    • Молитвы
    • Тропари
    • Вышивка
    • Онлайн заказ церковных треб

    Икона Божией Матери «Никейская»

    Икона Божией Матери «Никейская» («Бысть Чрево Твое Святая Трапеза»)

    Бысть чрево Твое святая трапеза, имущи Небеснаго Хлеба, Христа, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель.

    Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже болезни наша врачуеши и души наша к Богу возводиши.

    Ведьмочка.net

    Празднование иконы “Никейская” происходит 10 июня (28 мая по старому стилю).

    О чем молятся иконе “Никейская”: молятся о вразумлении заблуждших и отступивших от веры.

    Икона Божьей Матери “Никейская”

    Молитва иконе Богородицы “Никейская”

    О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Вышши еси всех Ангел и Архангел и всея твари честнейши: Помощница еси обидимых, ненадеющихся надеяние, убогих заступница, печальных утешение, алчущих кормительница, нагих одеяние, больных исцеление, грешных спасение, христиан всех поможение и заступление.

    О Всемилостивая Госпоже, Дево Богородице Владычице! Милостию Твоею спаси и помилуй страну нашу православную, преосвященный митрополиты, архиепископы и епископы, и весь священнический и иноческий чин, военачальники, градоначальники и христолюбивое воинство, и доброхоты, и вся православныя христианы ризою Твоею честною защити: и умоли, Госпоже, из Тебе без Семене воплотйвшагося Христа Бога нашего, да препояшет нас силою Своею свыше на невиди-мыя и видимыя враги наша. О Всемилостивая Госпоже Владычице Богородице! Воздвигни нас из глубины греховныя, и избави нас от глада, губительства, от труса и потопа, от огня и меча, от нахождения иноплеменных и междоусобныя брани, и от внезапный смерти, и от нападения вражия, и от тлетворных ветр, и от смертоносныя язвы, и от всякаго зла. Подаждь, Госпоже, мир и здравие рабом Твоим, всем православным христианом, и просвети им ум и очи сердечныя, еже ко спасению: и сподоби ны, грешныя рабы Твоя, Царствия Сына Твоего, Христа Бога нашего, яко держава его благословена и препрославлена, со Безначальным его Отцем, и Пресвятым и Благим и Животворящим его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

    Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «НИКЕЙСКАЯ» (БЫСТЬ ЧРЕВО ТВОЕ СВЯТАЯ ТРАПЕЗА))

    икона Божьей матери «БЫСТЬ ЧРЕВО ТВОЕ СВЯТАЯ ТРАПЕЗА» НИКЕЙСКАЯ

    Прославилась в 304 году в византийском городе Никеи. Один из воинов по имени Константин, увидев икону Божией Матери, бросил в неё камень, затем разбил икону и стал топтать её ногами. На следующий день, во время военных действий, нечестивец погиб, пораженный камнем в голову.

    Предание гласит, что отцы Первого Вселенского собора, услышав об этой истории, постановили петь перед Никейской иконой песнь, начинающуюся словами: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза».

    Часто эти слова иконописцы помещают на самой иконе Божьей матери, а преподобный Андрей Критский включил их в канон к празднику Преполовения Пятидесятницы: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза, имущая Небесных хлеб…»

    Источник: https://xn—-ctbkalephobdgkd1al8m8c.xn--p1ai/nikejskaya-ikona-molitva/

    Словесница Искусств

    Увидеть старинную икону Богоматери «Бысть чрево твое святая трапеза» — редкая удача для коллекционера и исследователя.

    Далеко не каждый музей может похвастаться, что в его собрании присутствует этот редкий сюжет.

    Достоверно известно, что подобный образ, созданный неизвестным автором XVIII столетия, хранится в Церковно-археологическом кабинете Московской духовной академии.

    Мне посчастливилось встретить такую икону в частной коллекции одного из жителей нашего города. Это икона первой половины XIX века. написанная на деревянной доске темперными красками по старинной технологии.

    Иконография (основные типы и правила изображения определенного лица, события или сюжета) иконы «Бысть чрево твое святая трапеза» довольно сложная. Развивался этот иконографический тип постепенно, обогащаясь все новыми и новыми символическими деталями.

    В основе этого сложного и многозначного образа — Богоматерь «Великая Панагия» или «Оранта», представленная в рост, фронтально, с молитвенно воздетыми руками.

    На ее груди золотой медальон с полуфигурой Христа — Спаса Еммануила, который тоже распростер руки в благославляющем жесте.

    Важно

    Большое сходство с этой иконой имеет особо почитаемая на Руси Богородица «Знамение» с молитвенно воздетыми руками и Богомладенцем, «явленным на лоне». Такое символическое изображение младенца Христа роднит «Знамение» с Благовещением.

    Икона, именуемая «Бысть чрево твое святая трапеза», отличается от «Знамения» тем, что Богомладенец (Спас Эммануил) помещен в стоящую на престоле чашу — символ евхаристии (святого причастия). Престол находится в храме, об этом мы догадываемся по наличию архитектурных деталей: купола и колонн.

    Попробуем перевести иконные символы на современный русский язык. Это поможет нам понять глубинный смысл образа. Поверх плата (мафория) голова Богоматери покрыта короной. Это значит, что перед нами «Царица небесная». Руки Девы Марии молитвенно воздеты: она молит своего божественного сына за человеческое племя. Этот жест — знак вечной молитвы Пресвятой Девы, несущей миру надежду и защиту.

    Спас Эммануил чудесно явлен на лоне Богородицы. Это момент Благовещения, когда Пресвятая Дева узнает от архангела Гавриила благую весть о том, что в её чреве Богочеловек.

    Евхаристическая чаша на престоле (алтаре) символизирует Святое Причастие — кровь и плоть Иисуса Христа, его святую жертву во имя освобождения человека от мерзости первородного греха.

    И, наконец, символическое изображение храма — «земной церкви» — единения всех православных верующих.

    Читайте также:  Неделя торжества православия, триодь

    Первой такой иконой была знаменитая византийская «Богоматерь Никейская» (по названию малоазиатского города Никеи, где она прославилась).

    Новое название она получила в 325 году по решению I Вселенского собора, когда отцы церкви постановили петь пред этой иконой: «Бысть чрево твое святая трапеза».

    Совет

    Русская икона, названная «Бысть чрево твое святая трапеза», отличается от своего византийского прообраза наличием архитектурных деталей и изображением Святого духа в виде слетающего с небес голубя. На иконе из Церковно-археологического кабинета Московской духовной академии он помещен в левом верхнем углу, на нашей — на ободке нимба Богоматери.

    Чудом сохранившаяся икона из частной коллекции хабаровчанина поражает своими яркими красками: сочетанием вишневого, малинового. золотистого и зеленого цветов. Такое цветовое решение роднит ее с традициями поморских иконописцев-старообрядцев.

    Достаточно сравнить хранящуюся в Государственном историческом музее старообрядческую икону XIX в.

    «Спас Благое молчание» с описываемой, чтобы обнаружить соответствие цветовых соотношений, манеры письма лика, близкой к квадрату формы, цвета опуши (цветовой обводки по краю доски и средника).

    В XIX веке, когда новообрядческие церкви были наполнены близкими к светскому искусству «живоподобными», плотскими образами, иконописцы-старообрядцы сохраняли древнее благочестие в иконе, следуя старинным традициям темперного иконного письма.

    Большое значение придавали старообрядческие мастера использованию золота в иконе. Ведь золото — символ фаворского, божественного света. Иконописцы вызолачивают сусальным золотом фон и обильно украшают твореным (растворенным в квасцах) золотом оживку одежд, выполняя ее легкими ломкими линиями.

    Все это тесно связывает нашу икону с творчеством иноков Выговской пустыни — духовного центра старообрядчества в XVIII — XIX веках. Выговская пустынь — поселение старообрядцев-поморцев, расположенное на реке Выг, северо-восточнее Онежского озера, в глухих непроходимых лесах, окруженных болотами.

    Выговское общежительство, включавшее мужской и женский монастыри, а также крестьянские села вокруг, было основано иноками-старообрядцами из северных монастырей.

    В 1702 году императору Петру I донесли о существовании раскольничьего монастыря, но царь повелел: «Пусть живут», — и приказал приписать старообрядцев-пустынников к Повенецким железным заводам.

    Обратите внимание

    Здесь, вдалеке от мирских соблазнов, от влияния «просвещенной» Европы продолжали развиваться традиции русской духовности, сохранялась с дониконовских времен преемственность искусства.

    Выговские монахи считали себя последователями иноков Соловецкого монастыря, известного своим открытым выступлением против никоновской реформы. Восемь лет, с 1668 по 1676 гг., выдерживал Соловецкий монастырь осаду царских войск.

    Именно монахи с Соловков организовали в пустыни главные мастерские: меднолитейную, иконную, книжную, переплетную и др.

    Славилась пустынь и собирательством, сюда везли старообрядцы со всех концов страны старинные образа, книги и ризы. Монахи-наставники собрали богатейшую библиотеку, в которой было представлено все письменное наследие Древней Руси, включая уникальные памятники житийной литературы.

    Не менее значимым было и иконное собрание, позволившее на основе традиций различных иконописных школ Древней Руси выработать свой собственный поморский стиль, который мы видим и в декоре рукописных книг, и в иконах, и в росписи посуды, и в меднолитых произведениях. Но о них речь пойдет в следующей статье, посвященной творчеству мастеров-старообрядцев.

    Галина ЕГОШИНА, искусствовед,
    главный специалист Управления Росохранкультуры по ДФО

    Источник: http://www.slovoart.ru/node/2145

    28 мая (10 июня) 2014 года. Святые дня, молите Бога о нас! (ч.4)

    ?filin_dimitry (filin_dimitry) wrote,
    2014-06-10 12:35:00filin_dimitry
    filin_dimitry
    2014-06-10 12:35:00Продолжение…

    Икона Богородицы Никейская (Бысть Чрево Твое Святая Трапеза)

    Икона Божией Матери Никейская прославилась в 304 году.

    Во время осады Амиром города Никеи, находившегося в Малой Азии, некто Константин, увидев икону Божией Матери, схватил камень, бросил в икону и затем начал попирать ногами. Ночью святотатцу явилась во сне Богородица и сказала: «Ты учинил великое поругание Мне. Знай, что ты сделал это себе на погибель». Наказание последовало незамедлительно.

    Во время сражения он был внезапно поражен в голову камнем и пал бездыханным.

    Об этом событии было рассказано отцам Первого Вселенского Собора (325 г.), которые установили петь пред этой иконою Богородицы песнопение: «Бысть чрево Твое Святая Трапеза»:

    Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая небеснаго Хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель.

    Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой «Никейская»

    глас 4Бысть чрево Твое святая трапеза, имущи Небеснаго Хлеба, Христа, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всяческих, Богородице, Питатель.

    Кондак

    глас 6Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари, яко Благая, на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстетельствующи присно, Богородице, чтущих Тя.

    Величание

    Величаем Тя, Пресвятая Дево, Богоизбранная Отроковице, и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

    Икона Богородицы Антиохийская

    Антиохийская икона (празд. 23 марта, 28 мая), время и место явления неизвестны. В «Росписи святым иконам Божией Матери» помечено: «Антиохийская лета 580»; эта же дата появляется и на нек-рых гравюрах.

    Важно

    Известна лишь по поздним гравюрам и минейным иконам, в частности по «Минее годовой с чудотворными иконами Богоматери» 2-й пол. XIX в. (ГТГ), где Богоматерь изображена с Младенцем на левой руке (Аксиократуса), Которого она поддерживает, склонившись к нему.

    Младенец обращен к предстоящим, правой рукой благословляет, левая рука без свитка. Н. П. Кондаков полагал, что древняя А. и. близка по иконографическому типу Богоматери Одигитрии, по сообщению Никифора Каллиста, также вывезенной из Антиохии. Исследователь предположил, что под именем А. и. могла почитаться др. икона, напр.

    Сайднайская, на к-рой Богоматерь изображалась с полулежащим младенцем на левой руке. Списками с древней А. и. Кондаков был склонен считать неск. образов Богоматери с полулежащим младенцем визант. времени: мозаику кафоликона Осиос Лукас в Фокиде, 30-е гг. XI в.; рельеф артосной панагии из мон-ря св. Пантелеимона на Афоне, XIV в.

    (?); 2 рельефа в соборе Сан-Марко в Венеции XIII и XIV вв.; мозаику кон. XIII в. в ц. Санта-Мария ин Арачели в Риме. Он полагал, что в позднейших переводах чтимой иконы воспроизводились ее греко-итал. копии.

    Икона Богородицы Галичская (Чухломская)

    Икона явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому, пришедшему для духовных подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера, около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг.

    После молитвы преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, вышел на место, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем.

    Приняв святой образ, подвижник построил на этом месте часовню, в которую перенёс икону.

    Источник: https://filin-dimitry.livejournal.com/156828.html

  • Ссылка на основную публикацию