Икона божией матери остробрамская, литва, город вильнюс, надвратная часовня «острая брама»

Матерь Божья Остробрамская: невероятные исцеления, смерть злопыхателей

Польские паломники и местные жители, встреченные у храма, рассказали журналисту DELFI о том, что они свято верят в покровительство Пресвятой Девы Марии. По словам людей, на этом месте действует святая сила – сотни лет бытуют истории об исцелении больных, наказании злопыхателей.

Сотворенные чудеса были описаны вильнюсским кармелитом в книжке, изданной в 1761 году.

В 1671 году, когда в часовню внесли чудотворную икону двухлетний ребенок упал со второго этажа на каменную мостовую и умер. Убитые горем родители принесли его к иконе в надежде, что Матерь Божья внемлет их мольбам. На следующий день они нашли ребенка живым и невредимым, без малейшей царапины.

Обратите внимание

18 мая 1706 года, когда в Вильнюсе бушевал пожар, огонь с двух сторон подходил к Острой браме и находящейся рядом церкви с монастырем. Однако двое монахов вынесли из часовни чудотворный образ и принесли его в церковь, огонь отпрянул от церкви и монастыря.

Еще одно чудо – кара. В 1708 г. московский царь Петр Алексеевич на всю зиму перебрался в Вильнюс со своей армией. Один солдат, влекомый алчностью, проник в Острую браму и хотел сорвать с иконы Матери Божьей серебряное одеяние. Едва он дотронулся рукой до иконы, как его отбросило к стене и разорвало на части.

Также есть рассказ о шведских солдатах, которые заняли Вильнюс в 1702 году. Они запрещали паломникам и жителям петь псалмы у Острой брамы, насмехались над иконой. 14 апреля, утром в Великую субботу “ворота, которые могли сдвинуть не менее 10 мужчин, силой Божьей Матери сами опустились с грохотом на шведских солдат-богохульников, гревшихся у костра.

И в наши дни можно услышать рассказы о чудодейственной силе иконы Матери Божьей Острабрамской.

В анналах утверждают, что в 1927 году в храме было около 14 000 вотумов (“вотум” – обет, дар, сейчас часть из них хранится в сокровищнице храма, часть была использована для украшения стен часовни).

Ювелир Кристина Дулявичюте рассказала DELFI, что в знак благодарности Богу и Деве Марии вотумы изготавливают и в наши дни. Приходящие к ювелиру люди рассказывают ей свои истории.

“Я делала вотум для семьи, которая с Божьей помощью прожила в браке 40 лет. В нем использовалась семейная символика – 12 звезд и сверкающий бриллиант с выгравированной под крестом семейной молитвой”, – рассказала ювелир.

Вотумы могут быть индивидуальными, а могут представлять собой простую табличку с благодарностью или божественной мыслью.

В числе заказчиков вотумов была женщина чей муж остался жив после авиакатастрофы. Была женщина исцелившаяся от неизлечимой болезни, обращавшаяся за помощью к Божьей Матери.

Важно

Сегодня у многих Острая брама ассоциируется с храмом. Однако несколько сотен лет назад это были одни из 10 ворот в оборонительной стене города, построенные в XVI в.

Острая брама была построена в самом опасном и наиболее часто подвергавшемся нападению месте городской стены, Историки упоминают, что в 1799 г. российская армия разрушала оборонительную стену города, но Острую браму не тронула. Предполагают, что солдаты боялись нарушить покой чудотворной иконы.

Икона была написана в XVII в. по примеру нидерландского живописца Мартина де Воса специально для этой часовни. Ее почитают и посещают католики, православные и униаты.

Исследователи отмечают, что это одна из немногих икон, на которой Матерь Божья изображена без младенца. Эта икона известна во всем мире.

Строго запрещено копировать и распространять информацию, представленную на DELFI.lt, в электронных и традиционных СМИ в любом виде без официального разрешения, а если разрешение получено, необходимо указать источник – Delfi.

Источник: https://ru.delfi.lt/vkl/history/mater-bozhya-ostrobramskaya-neveroyatnye-isceleniya-smert-zlopyhatelej.d?id=65565924

Прогулки по Вильнюсу. Часть I: Острая Брама и костёл святой Терезы

?Алексей Певнев (ren_ar) wrote,
2013-09-04 19:17:00Алексей Певнев
ren_ar
2013-09-04 19:17:00Categories:

  • религия
  • история
  • путешествия

В столицу Литовской Республики мы приехали ранним январским утром. Вильнюс встретил нас диким холодом и остатками старого снега по краям тротуаров.

Но все равно я был рад оказаться в одном из самых любимых мною городов, к тому же на дворе продолжаются новогодние праздники, а где-то на площади должна стоять главная литовская ёлочка. Но чтобы добраться до нее нам пришлось немного прогуляться по старому городу. Впрочем, такая прогулка была нам только в радость.

Старый город был включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО еще в 1994 году, и достопримечательностей здесь, как вы сами понимаете, более чем хватает. Но дело даже не в отдельных памятниках архитектуры, а в общей атмосфере этого города…

Мы прошли несколько в сторону от вокзала и вышли на улицу Aušros Vartų, маленькую, но очень симпатичную. В свое время мне даже доводилось останавливаться в хостеле на этой улице.

Она, как можно было бы догадаться из названия, при условии знания литовского языка, выходит прямиком к главным воротам старого города, более известным как Острая Брама. Литовцы называют ее Воротами Зари – Aušros Vartai.

Острая Брама не просто памятник архитектуры XVI века, это еще и знаковое место для паломничества, особенно для верующих Польши, Беларуси и самой Литвы. С обратной стороны ворот можно заметить встроенную часовенку, построенную когда-то монахами кармелитами, и затем неоднократно перестраивавшуюся. Сейчас она выполнена в стиле ренессанс. А внутри часовенки хранится главная святыня – икона Матери Божией Остробрамской, и эту икону вполне можно увидеть даже с улицы.

Икона закована в оклад, поэтому из исконного изображения написанного неизвестным итальянским художником XVI века можно увидеть только лицо и руки женщины на полотне. Икона почитается и католиками, и православными. Также она в своем роде уникальна.

На полотне нет изображения младенца, что несколько нехарактерно для такого рода изображений. Высота иконы – 2 метра, написана темперой на дубовых досках. Считается, что икона — это подарок великому князю литовскому Ольгерду от греческого императора Иоанна Палеолога.

Что же касается самой Острой Брамы, то ворота построены были в 1503-1522 гг. в готическом стиле, но затем при перестройке приобрели некоторые черты ренессанса и классицизма. Первоначально ворота были одним из пяти, а потом девяти входов в старый город.

Проходить под воротами принято с непокрытой головой, в знак почтения к иконе Матери Божией, что хранится в часовне. С внешней стены на воротах литовский герб – Погоня, в окружении летающих грифонов. А ниже, в нише, изображение Спасителя.

Если пройти по улице чуть дальше, за остробрамские ворота, то можно увидеть костел святой Терезы – большой храм, построенный, в виде базилики, монахами кармелитами еще в середине XVII века( 1633—1650 года). Чуть ранее на этом же месте была деревянная церковь.

Совет

Средства на строительство храма выделил вице-канцлер Великого Княжества Литовского – Стефан Пац. В этом костеле, впоследствии, нашел последний приют и сам подканцлер. Что же касается кармелитов… Когда-то, в далеком XII веке, Святую Землю сотрясали крестовые походы.

Среди прочих в Палестину пришли и монахи. Часть из них, возглавляемая Бертольдом Калабрийским, основала Орден братьев Пресвятой Девы Марии с горы Кармель. Ибо именно там они и обосновались, возле пещер где по преданию жил в ветхозаветные времена пророк Илия.

Пророк был известен своим аскетическим образом жизни и тем, что основной своей задачей видел борьбу с идолопоклонством. Так в Библии описывается эпизод, когда на горе Кармель между ним и пророками бога Ваала было устроено нечто вроде соревнования.

Было построено два жертвенника, и на каждый возложено по тельцу. Но нельзя было разжигать огонь самостоятельно.

Чтобы доказать истинность своей веры, пророки должны были молиться каждый своему Богу, и если жертва будет принята, огонь вспыхнет благодаря вмешательству свыше.

Долго молились пророки Ваала, а было их, не много не мало, четыреста пятьдесят человек. Прошло утро, наступил полдень… Все это время пророки совершали обряды и молились, а Илия лишь потешался над ними. Но огонь не вспыхнул… Тогда Илия собрал свой жертвенник, положил дрова, а на них тельца. Затем приказал вылить на жертвенник четыре ведра воды. И так трижды. А после всего призвал Господа.

И вспыхнул огонь, и пожрало пламя и воду, и дрова, и тельца. Так была принята жертва пророка Илии.Народ впечатленный произошедшим, и направляемый пророком, схватил всех жрецов Ваала. Пророки были отведены к реке Киссон (совр. Кишон, или Нахр-эль-Макатта), и там Илия собственноручно заколол их мечом. Все четыре с половиной сотни человек… Такая вот красивая история… И показательная.

Но вернемся к кармелитам, поселившимся на горе Кармель, что находится на северо-западе современного Израиля и практически входит в черту города Хайфы. Монахи, также как пророк Илия, отличались высокой степенью аскетизма, строгостью своих обетов и постов.

Обратите внимание

Мяса они не ели и большей частью просто молчали.Прошло некоторое время, и братия была вынуждена вернуться в Европу, где было основано множество обителей. Устав ордена становился все менее строгим, да и тот соблюдался все меньше и меньше.

Внутри ордена созревали конфликты, что и привело, в конечном итоге, в XVI веке, к расколу. И появлению ответвления ордена – босых братьев Пресвятой Девы Марии, которые стремились жить по первоначальному уставу ордена.

Именно босыми кармелитами и был построен костел святой Терезы в Вильнюсе.

И именно деятельность святой Терезы Авильской привела к появлению самих босых кармелитов. Когда-то шустрая девчушка, увлекающаяся рыцарскими романами, и сама пробующая себя в этом жанре, дочь знатных и богатых родителей, она отличалась и глубокой набожностью. Как-то даже пыталась убежать из дома, чтобы проповедовать веру Христову в мусульманских землях. Но была поймана.

Как бы там ни было, но она решила окончательно связать свою жизнь с Богом, и в возрасте 20 лет, не смотря на неодобрение отца, ушла в кармелитский монастырь, где приняла имя Тереза де Хесус. Проходили годы, и Тереза становилась все более известной и влиятельной, к ней все больше прислушивались.

Она же, в то же время, все с большим неодобрением глядела на то как кризис охватывает орден кармелитов, как благочестие, каким она его видела, уходит. И, в конце концов, спустя много лет со времени своего ухода в жизнь церковную, она в 1562 году, с разрешения папы Пия IV, создает в городе Авиле (Испания) свой небольшой монастырь, названый в честь святого Иосифа.

В монастыре всего 12 монахинь, но живут они по-другому уставу, написанному самой Терезой.

Вскоре появляются и другие обители, из которых и родился новый орден – босых кармелитов. Тереза же, кроме прочего, занимается литературным трудом. И описывает в книгах свой мистический опыт.

Самая известная книга – «Внутренний замок» (1577 год), где внутренний мир человека предстает как своего рода лабиринт со многими закрытыми комнатами. И, чтобы попасть из одной комнаты в другую, нужен особый ключ, особая молитва. А в центре этого внутреннего замка комната, где находится Иисус Христос.

Важно

И книг святой монахиней было написано достаточно. Недаром, в 1970 году, папа Павел VI присвоил Терезе Авильской особо почитаемый у католиков титул – Учитель Церкви. Лишь 35 человек, за всю историю, удостоились такой чести. Впрочем, некоторые православные богословы ставят под сомнение значимость трудов святой Терезы.

И не в литературном плане, а как раз в духовном. Уж очень своеобразен, скажем так, ее мистический опыт, что вызывает ряд вопросов… Но это уже совсем другая история…

При строительстве костела были использованы дорогостоящие материалы, гранит, разноцветный мрамор и песчаник, привезенный из Швеции. Фасад здания, в архитектурном плане, представляет собой раннее барокко. Здание трехнефное, при этом центральный неф значительно выше и шире других.

Богатый интерьер костела, который мы можем видеть сейчас, создавался уже в XVIII веке. В войну 1812 года храм был занят французскими солдатами и варварски разграблен, пострадал и интерьер. И после войны его реставрировали. В эти же годы (1829 г.

) была построена галерея в классическом стиле, которая соединила костел и остробрамскую часовню. Мы, кстати говоря, в галерею заходили, и даже некоторое время поприсутствовали на службе, что проходила в часовне.Вильнюс (или Вильна, как город называли в то время) отошел России после третьего раздела Речи Посполитой, в 1795 году.

Что сказалось и на судьбе костела, или вернее даже – кармелитского монастыря при нем, который в 1844 году отдали православной церкви. К этому времени российские власти разрушили городские стены старого города, и сохранился лишь маленький участок, как раз возле костела, и одни единственные ворота – остробрамские.

Православная церковь очень хотела прибрать к рукам и костел, особенно горячие попытки предпринимались после 1863 года, на волне поражения “польского” восстания, организованного на территории Литвы и Беларуси Константином Калиновским (довольно спорным персонажем, надо заметить).

Но, по неведомым причинам, костёл православным так и не отдали. А в 1912 году, когда прошла волна основная насильной русификации всего и вся, в нем даже разрешили вести службы на литовском языке.

Реставрационные работы в костеле проходили в 1927-1929 годах, под руководством польского архитектора Юлиуша Клоса, и в 1971-1976, под руководством литовского архитектора Видмантаса Виткаускаса. Проводились работы по восстановлению фасада и внутреннего интерьера. Стиль, в котором выполнен последний, сейчас характеризуют как позднее барокко, или даже рококо.

Совет

Когда мы вошли в храм мы оказались в полутьме, людей практически нет, тишина. Белые стены с гипсовой лепниной и украшениями, позолоченные колонны, розовый цвет на потолочных сводах и тусклый желтоватый свет, падающий с хрустальных люстр. Но во всем этом какое-то особое величие, одухотворенность.

Рождаемая, может быть, не столь постулатами и догматами католической веры, или имеющимися церковными знаниями, а величием самих архитектурных форм, внутренней силой самого храма. Безусловно, что эмоциональное воздействие огромно, даже на светского человека, что уже говорить об истинно верующих людях.

А если бы еще зазвучали звуки органа, непременного атрибута католического храма. Вспоминаю свою предыдущую поездку в Вильнюс, тогда мне довелось посетить собор святого Казимира и услышать орган.

И хоть это был не первый и не последний раз, когда я его слушал, в памяти момент отложился… Но в костеле святой Терезы орган молчал, царил полумрак и тишина. И мы просто немного посидели на уютных деревянных скамьях, чтобы больше впитать в себя ауру храма и, заодно, немного отдохнуть перед дальнейшей дорогой.

Ведь наша прогулка по зимнему Вильнюсу, по сути, только начиналась.Предыдущие отчеты по теме:

Тракай. Часть I: Из глубины веков до наших дней.

Читайте также:  Храм входа господня в иерусалим (тотьма), россия, вологодская область, город тотьма

Источник: https://ren-ar.livejournal.com/59496.html

Остробрамская

О происхождении чудотворной Остробрамской иконы Божией Матери существует несколько версий, свидетельствующих о большом почитании святыни как в православном, так и в католическом мире. В настоящее время святой образ по-прежнему находится на своем древнем историческом месте – в надвратной часовне, называемой Острая Брама, или Острые Ворота в Вильнюсе.

Согласно православному преданию, Остробрамская икона Пресвятой Богородицы именовалась в древности Корсунской Благовещенской. Она была привезена в Вильно из Корсуни (Херсонеса) в XIV в. великим князем литовским Ольгердом Гедиминовичем после одного из его крымских походов на татар.

Князь подарил икону своей первой супруге Марии, а его вторая жена Иулиания, дочь тверского князя Александра Михайловича, передала образ церкви Троицкой обители, основанной ею над священными останками трех первых виленских мучеников – Антония, Иоанна и Евстафия, замученных Ольгердом в начале его княжения.

Обратите внимание

В 1498 году, когда в Вильне в виду опасности от нашествия татар была совершена закладка но вых городских каменных стен, а в остром, или «русском», конце города были сооружены ворота с башнею, чудотворный образ был выставлен в киоте с южной стороны башни, ликом ко входящим в город.

В конце XVI века, после известной Брестской унии, Троицкая церковь была отдана униатам, а Остробрамская икона пребывала в одной из приходских православных церквей. В 1609 г. образ был захвачен униатами из Никольской церкви и снова водворен в часовне над Острыми вратами.

Около 1624 г. Свято-Троицкий монастырь вместе со всеми постройками, предместьем, а также надвратной часовней, где хранился образ Остробрамской Пресвятой Богородицы, достался латинским монахам-кармелитам.

Для совершения своих богослужений они построили на территории монастыря костел, посвященный св. Терезе. В 1671 г.

кармелиты, всегда проявлявшие особое попечение о чудотворном образе, устроили вместо прежней ветхой новую часовню и установили в ней икону ликом к костелу и городу.

После страшного пожара в В ильне в 1714 г. Остробрамский образ был на время перенесен в костел св. Терезы, а в 1744 г. вновь помещен в возобновленной часовне над вратами. Известно, что в 18-19 веках в этой часовне регулярно совершались католические и православные богослужения. В первой половине XIX в.

, после упразднения церковной унии, древняя Троицкая обитель была отдана Православной церкви, но чудотворная икона по-прежнему осталась в руках католических монахов. После закрытия в 1832 г.

Кармелитского монастыря, Терезинский костел был переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.

Интересным фактом является торжественная коронация Остробрамской иконы Божией Матери, которая была осуществлена 2 июля 1927 по декрету римского папы Пия XI митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором.

В настоящее время Остр обрамские врата с часовней, в которой хранится чудотворный образ Божией Матери, являются одной из важнейших достопримечательностей Вильнюса, неизменным объектом религиозного паломничества. Общественное богослужение перед Остробрамским образом в наши дни совершается по римско-католическому обряду, но с личной молитвой и поклонением к этой иконе по-прежнему притекают и православные.

Подобно известному московскому обычаю снимать шапки, проходя Спасскими вратами Кремля, в Вильне, как православные, так и католики, благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамских врат.

Важно

Умилительно и усердие всего города к чудотворному образу Божией Матери, непрестанно горящие свечи пред священным ликом, облеченным в драгоценную ризу.

Толпа людей, приходящих с поклоном к чудотворному образу теснится не только внутри часовни наверху башни, но и по обеим сторонам узкой Остробрамской улицы.

Источник: http://4Spisok.ru/ikony/bozhej-materi/item/ostrobramskaya-6

Остробрамская икона Божией Матери

Духовное значение Остробрамской иконы Божией Матери для верующих и православной церкви. В чем помогает Остробрамская икона Божией Матери, о чем и как правильно молиться, от чего защищает, где находится? Обо всем подробнее в данной статье!

Память: 26 декабря / 8 января

14 / 27 апреля (в честь трех литовских мучеников)

Остробрамская икона Божией Матери окутана ореолом тайны, которая не раскрыта по сей день. Чем так прославилась, и почему является одной из главных святынь для литовцев, поляков и белорусов. Кому благоволит Пресвятой образ, если все конфессии считают его своим. Для справки:

  • Вильнус – столица Литвы, место, где находится икона ныне;
  • до 1918 – Вильн(а)я;
  • до 1938 – Вильно.

Иконография

Мимолетного взгляда достаточно, чтобы понять – манера письма Остробамской Богородицы отличается от православных традиций: влияние западной школы иконописи явны. Об исторических источниках принадлежности образа одной из ветвей христианства спорят до сих пор:

  1. Православные считают его своим, относя к Византийской школе XIV века. Об этих истоках заговорили в 1829, когда икону, в очередной раз, реставрировали. Под слоем краски, закрытая ризою, обнаружена надпись на славянском: «Честнейшую Херувим…»
  2. Католики опираются на предание, которое имеет несколько версий появления святыни. По их мнению Остробрамскую икону написали не ранее второй половины XVIвека.

Пока историки спорят. На нас взирает смиренный Лик Девы Марии. Она без младенца, что является редким видом иконографии. Этому есть объяснение.

В композицию входил еще один образ – Архангела Гавриила, который принес Святой Пречистой Деве благую весть о чудном материнстве. Она – Избранница Божия, которая превзошла благочестием всех женщин земли.

Ее ублажат все народы, ибо Слава будет исходить от Господа.

Особое отличие образа:

  • Двойная корона: одна – символ Небесного Царствования, вторая – земного, причем конкретно – польского;
  • Дева изображена в обрамлении лучей, расходящихся подобно солнечным;
  • Внизу – серебряный полумесяц, рожками вверх – вота (благодарение) с гравировкой на польском, датирована 1849 годом;
  • Звезды (12) – ореолом переплетаются в сиянии нимба;
  • Риза, покрытая позолотой, скрывает большую часть изображения.
  • Видны: Лик, и скрещенные на груди руки.

Материалом для иконы столь внушительных размеров (200 х 163 см) послужил один из самых долговечных видов древесины – дуб. Тщательно подогнанные 8 досок, толщиной 20 мм, покрыты слоем известкового грунта. Используются краски «темпера» – разбавляются водой, с добавлением скрепляющих эмалей природного происхождения.

Считается, что православный образ Богородицы «Умиление», перед которым Серафим Саровский молился 1000 дней и ночей в лесной глуши, восходит к тому же типу иконографии, что и Остробрамский. Да, они похожи, если бы не короны. Это является косвенным доказательством Византийского происхождения Первообраза.

Версии о происхождении иконы

Их несколько. Самая основная, которая имеет под собой основание – православная точка зрения на появление образа Остробрамской иконы Богородицы. У Римо-католиков, которым в настоящее время принадлежит икона, есть иные. Версии появления иконы в Вильне:

  • Великий князь Ольгерд (1345–1377) добыл ее в победоносном походе на крымских татар. Теодор Нарбут считает: он привез икону из Корсуни (1363), где проживало много православных греков. Преподнес в дар любимой жене Марии. Иулиания (вторая супруга) посвятила образ Свято-Троицкой церкви.
  • Есть так же мнение, будто чудесный образ прислал греческий император Иоанн Палеолог, когда узнал о принятии князем христианства.
  • Согласно поверьям в 1431 году над вратами возник образ Божьей Матери. Икона чудесным образом явила себя, как когда-то Афонская Иверская.
  • Есть несколько версий об авторстве. Работу приписывают то итальянскому художнику, то нидерландскому – Мартину де Воса. Другие историки – польскому автору Луке. По их мнению мастер изобразил Варвару (Барбару) Радзивилл – королеву Польши (16 век).

Примечание: Храм, в который была отдана икона Иулианией, возвели (1347) на месте гибели трех мучеников за веру: Антония, Иоанна и Евстафия. До принятия христианства Ольгерд (Альгирдас) казнил людей, не щадя даже приближенных особ и друзей.

Впрочем, разгадать загадку происхождения иконы вряд ли удастся. За много веков образ подвергался многочисленным реставрациям, поновлениям. Он неоднократно менялся, становясь богаче и изящнее. От изначального письма, практически ничего не осталось.

Сейчас невозможно узнать Лик первообраза. Какие тайны скрыты под богатой ризой и слоями красок. Нет единого мнения о появлении его в граде Вильне. Интересна, хотя и запутана, история Остробрамской иконы Матери Божьей.

История

Имя, Остробрамская, икона получила по названию главных ворот Великого княжества. Брама переводится, как «врата».

Так называлась православная часть города, где жили русские, строя дома окрест Свято-Троицкой обители.

При правлении князя Александра крымские татары, заручившись покровительством Менгли-Гирея, стали угрожать Вильне. Готовясь к обороне, горожане начали возводить крепостные стены.

1498 год. К закладке основания приступили в апреле. Князь со свитой обходил периметр будущей крепости. На участках возведения башен епископ (католик) благословлял строительные кирпичи, шедшие на фундамент. К1507 году строительство закончили. Сооружение имело пять врат:

  • Медникские (Медницкие), переименовали в Жмудские, затем Русские. К XVIвеку стали – Острые;
  • Рудникские;
  • Трокские;
  • Велейские;
  • Красные.

Острым или Возвышенным называли часть города, где проживали в основном русские. Именно там возвели одни из главных ворот с одноименным названием.

Остробрамская икона периодически принадлежала разным христианским конфессиям. Даже Иван Грозный не смог ее приобрести, предлагая обменять на жизнь и свободу 50 польских вельмож. События, сотрясающие Вильню продолжались долго:

  1. 1596 год ознаменовался принятием унии. Православный Святотроицкий храм перешел под владение униатов, затем монастырь заселили монахи-кармелиты.
  2. Период с 1799 по 1805 крепость практически вся была разрушена. Но часовня, где хранился Островратарный образ, уцелела. После реставрации стен и ворот, икона вернулась на свое место над Острой брамой.
  3. Война 1812 года отразилась на Вильне. Французы разграбили город как при нашествии, так и во время отступления. Только в 1829 разрушения, причиненные армией Наполеона, отреставрировали.
  4. Костел имени Св. Терезы закрыли в 1832, монахов-кармелитов выселили. Икона вернулась в прежнее владение. Ныне образ Богородицы принадлежит римо-католикам.[/su_list]

Сегодня в старой части города улица «Врата Зари» ведет к Остробрамскому образу. Он находится в часовне над знаменитой аркой-входом. Пречистая Дева является Заступницей всех христиан земли, поэтому Ее почитают как православные, так и остальные верующие во Христа.

Значение и церковное почитание

Сентябрь 1993 года. Город Вильнус посетил Папа Иоанн Павел II, известный своими польскими корнями. Визит был не долгим, каждая минута насыщена событиями, свободного времени нет. Но несмотря на это он нашел возможность остановиться в небольшой часовне. Пав на колени, глава католической церкви молился, не обращая внимания на сжатый график.

Остробрамский образ Божьей Матери дорог католикам – их связывает длительная общая история. Почитают ее, скорее, как «Жену, облеченную в солнце», описанную в «Откровении» Иоанном Богословом. Возможно под ризой сокрыта тайна происхождения образа, которую лучше всего скрыть. Но веру в Силу Богородицы, смиренно взирающей на молящихся, они не прячут.

Совет

Белорусам она памятна, как некогда утраченное богатство и великолепие, связанное с прошлым самой Вильни. Полякам тоже некогда принадлежала власть над славным городом, а вместе с ним и почитание образа.

История меняется, но любовь к иконе не проходит. Каждый христианин видит в ней свою Покровительницу и Заступницу.

Значение Остробрамской Божией Матери для России

Посещая столицу Литвы, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с великим почтением приложился к католической и нашей святыне. Православные, посетившие Вильнюс и часовню у Острых врат знают, отвести взгляд от Царицы Небесной трудно, он притягивает взоры, внушает трепет и благоговение. В часовне всегда многолюдно. Люди часто опускаются  на колени, веря в благодатную помощь.

Надеемся, что святыня когда-нибудь вернется в Россию. Для нас она по типу иконографии Благовещенская. Представляет только часть сюжета. Корсунь не раз подвергалась тяжелым последствиям разноплеменных нашествий и войн. Разорение касалось и древних святынь, которые утрачены на веки.

Здесь похоронено 3 тысячи наших солдат

В годы II Великой Отечественнойвойны в 1944 Вильнюс избавили от фашистов. В освобождении участвовало Третье Белорусское соединение. В качестве союзников выступили польские воины, так называемой, армии Крайовой. Операция называлась «Острая брама». Для советских –это название части города, а для поляков – Имя образа Богородицы.

Там же руководство польского отряда было арестовано из-за совершения многих преступлений, несмотря на то, что они иногда выступали, как союзники. Советы для них были так же ненавистны, как и фашисты. Образ Пресвятой Девы Марии, Слава Богу, не уничтожили. Говорят, что во время войны не бывает неверующих. Возможно, таясь, наши солдаты молились Пречистой о сохранении жизни и скорой победе.

Примечание: Н. Соколов в 1883 выложил все имеющиеся сведения о происхождении Остробрамской иконы. Между католиками и православными по сей день ведется спор, написан ряд статей как у нас, так и в Польше.

В чем помогает икона

Строя крепостные стены, люди знали, что они удержат врага только в том случае, если Бог будет на их стороне. На башнях оставляли специальное место, где размещали чудотворные образы. Святыни давали надежду, вселяли уверенность, что город устоит под любым натиском. Правители Вильни не стали исключением, имея в Арсенале икону Богородицы. Она защищала жителей, встречая входящих.

Однажды, когда шведы захватили Вильню, произошло событие, заставившее с почтением относиться к святыне. Во время несения караула вражеские захватчики, за кощунственное поведение, были на смерть прибиты створом врат. Случилось это в Страстную субботу, накануне Пасхи.

В 1714 году в Вильне случился страшный пожар. Часовня над воротами сгорела до тла. Однако образ Богородицы остался невредим. Поэтому верят, что там, где есть икона Остробрамской Матери Божией, пожар не страшен. Люди заметили, какие просьбы исполняются чаще всего:

  • Прошения о даровании детей.
  • Исцеления различных недугов (фигурка приношения свидетельствует какая болезнь была преодолена, например, рука, нога).
  • Больше всего – сердечек. Это говорит не только о физическом выздоровлении, а о любви, отношениях, улучшении психического состояния и пр.
  • Богородицу, перед Остробрамским образом, просят избавить от проклятия, чародейства, сглаза. Верят, что прощаются грехи предков до 7 колена.
  • Мир и спокойствие от иконы чувствуют даже атеисты, которые из любопытства приходят посмотреть на чудотворный Лик.

Богородица помогает во всем, если молиться и просить с верой. Поэтому чаще всего помощь приходит тем, кто блюдет благочестие, исполняет заповеди, чтит не только Святую икону, но и Все Небесные силы. Когда человек в опасности, он в смирении обращается к Той, которая может спасти, заступиться, поддержать, вразумить.

Читайте также:  Храм-звонница святого георгия в коломенском, россия, город москва, парк «коломенское»

Свершившиеся чудеса

Многочисленные дары подтверждают, что молитва была услышана. Полумесяц – это тоже благодарность за какую-то огромную помощь, полученную польским христианином. В Киеве находится список с Остробрамской святыни. По отзывам людей:

  • Немой ребенок заговорил, сразу же после молитвы родных перед иконой.
  • Родители нашли и вернули домой дочь, уехавшую в Китай. Причем бесплатно.
  • Супруги смогли забеременеть после 10 бездетных лет.
  • Исцеление 4-х летнего мальчика от лейкемии.

Многие люди приобретают Остробрамский образ для домашней молитвы. Верят, что благодаря Пречистой Деве в доме сохраняется мир, благополучие, дети становятся более почтительны к родителям. Богородица помогает при психических расстройствах, подавленном настроении, неурядицах в семье.

Как разместить в доме

По древнему обычаю иконостас устанавливался в Красном Углу, напротив входной двери. Чтобы каждый входящий мог совершить крестное знамение перед иконами. Это говорило о добрых намерениях посетителя. Сейчас таких традиций не придерживаются, даже больше – иногда скрывают, что в доме есть иконы.

Но образы-вратарницы, которые обычно устанавливают над вратами города, где проходят войска, правительство, главный въезд, или на религиозных объектах и т. д., не прячут, а наоборот, вешают так, чтобы он находился напротив входа. Так как, чаще всего, такими святынями ограждается дом:

  • от злых людей, имеющих недобрые намерения;
  • от неприятностей, приходящих извне;
  • это благословение выходящих домочадцев, чтобы с ними не случилось беды;

Матерь Божия становится Защитницей и Утешительницей тех, кто проживает в доме, о ком кто-то молится, или хотя бы иногда крестится перед иконой. В отсутствии хозяев вор в жилище не заберется, не случится пожара или каких-то убытков, потери имущества.

Заключение: Остробрамская икона Матери Божией Сама определила место, в котором пребывает ныне. На все воля Божия. Где чтят Господа, там и спасаются. Бог хочет, чтобы все обрели искрению веру, не погибли в суете дней. А Царица Небесная помогает решать эту задачу во всех концах земли.

Источник: https://pravgolos.ru/ostrobramskaya-ikona-bozhiey-materi/

Острая брама, Вильнюс

Когда-то Вильно окружала крепостная стена. Из 10 ворот, построенных вместе со стеной в середине XVI века, до наших дней сохранились только одни — Острая брама. Их главной задачей была охрана дороги, ведущей в Минск, Смоленск и Москву.

Ворота построены в позднеготическом стиле. На внешней стороне ворот и сейчас можно увидеть бойницы. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессансном стиле.

В каменные ворота согласно старинному обычаю поместили икону.

Происхождение и время написания иконы неизвестны.

Достоверно известно, что в 1671-м году Виленский епископ Александр Сапега при большом скоплении народа торжественно перенёс икону Матери Божией в построенную деревянную часовню.

Матерь Божья Остробрамская почиталась как католиками, так и православными Великого Княжества Литовского. К ней приходили паломники не только из сегодняшних Литвы и Беларуси, но со всей Речи Посполитой.

В 1706-м году в Вильне случился большой пожар. Загорелись и постройки вокруг Острой брамы. По чудесному стечению обстоятельств огонь остановился и святое место уцелело. Но во время последующего пожара, в мае 1715 года чуда не произошло.

Старинная часовня сгорела. Но икона была спасена и перенесена в костёл Святой Терезы, который и сейчас стоит у ворот. А через 20 лет была построена новая каменная часовня.

С тех пор целые поколения людей имеют возможность созерцать её здесь во всем великолепии.

История культа

Обратите внимание

Культ Матери Божьей из Острой Брамы особенно развился в первой половине XVIII века. Ведь с середины XVII в. Остробрамскую икону стали считать чудотворной. К остробрамским воротам приходили паломники из разных частей Речи Посполитой.

Через десятки лет у ее подножья молились не только католики, но также и православные. В XVIII веке культ иконы широко распространился. Стали распространяться копии, печатные материалы, пропагандирующие культ Пресвятой Девы из Острой Брамы.

.

К концу XIX века культ Матери Божьей Остробрамской охватил сегодняшние Литву, Беларусь, Польшу, Россию. 2 июля 1927 года, с согласия Папы Пия XI состоялось возложение корон на икону. Тогда же ей был присвоен титул Матери Милосердной.

Несмотря на сильные ограничения во время коммунистического периода, в Острой Браме в организованных паломничествах участвовало несчетное количество людей. Подпольно печатались или привозились из-за рубежа маленькие иконки с изображением чудотворного образа.

Сильное оживление культа наступило после распада Советского Союза.

События и торжества

Икона широко почитается католиками и православными в Беларуси, Литве, Польше и на Украине. Обычно паломники спешат в Вильнюс, чтобы участвовать в торжественных богослужениях на праздник Матери Божьей Остробрамской 16 ноября. Число паломников каждый год растет.

Как добраться

Самолет: прямые регулярные рейсы в Вильнюс осуществляют компании а/к UTair Aviation,«Аэрофлот». Air Baltic; Аэросвит; Finnair. Время в пути 2 часа.

Поезд: из России до Вильнюса можно добраться из Москвы, Санкт-Петербурга и Калининграда. Фирменный литовский поезд № 005Т Москва – Вильнюс – Москва ежедневно уходит в 18:55 с Белорусского вокзала, прибывает в Вильнюс в 9 утра следующего дня. Из Вильнюса в Москву он же отправляется в 17:07, прибывает в Москву в 09:05 утром следующего дня.

Аналогичный фирменный литовский поезд № 391Р Санкт-Петербург – Вильнюс – Санкт–Петербург в 20:07 отправляется каждый день с Витебского вокзала, прибывает в Вильнюс в 08:29 утром следующего дня.

Важно

Автобус: прямые автобусные маршруты в Вильнюс также есть из Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда. В Москве автобус ежедневно отходит вечером от Рижского вокзала, билеты на автобус можно приобрести там же, в «дежурном» микроавтобусе. Время в пути 15-16 часов.

В Петербурге автобус отходит от автовокзала (набережная обводного канала, 36) 1 раз в сутки и следует до Вильнюса около 20-22 часов. Обслуживает маршрут компания Ecoline. Из Калининграда автобус так же курсирует от автовокзала 2 раза в день.

Все международные автобусы прибывают на Вильнюсский автовокзал.

Автомобиль: доехать до Литвы можно довольно быстро и просто на собственном автомобиле через Латвию или Белоруссию. Въезд в Литву осуществляется через следующие пограничные посты:

Из Беларуси – через Лаворишкес (шоссе 103), Мядининкай (шоссе A3), Райгардас (шоссе A4) и Шальчининкай (шоссе 104).

Из России (Калининградской области) – через Ниду (шоссе 167), Панямуне (шоссе A12) и Кибартай (шоссе A7).

Краткая информация

Название: Острая Брама

Место: Вильнюс, Литва

Посвящено: Пресвятой Деве Марии

Статус: титул Матери Милосердной

Дата: 16 век

Предмет культа: Икона «Матерь Божья Остробрамская»

Географические координаты: 54° 40' С.Ш. 25° 16' В.Д.

Местные достопримечательности

Вильнюс – завораживающий город, особенно привлекательна его сдержанная, но необычно теплая архитектура. Здесь каждый чувствует себя как дома. А Вильнюсский Старый город часто называют шедевром стиля барокко.

Источник: https://www.katolik.ru/svyatye-mesta/item/2711-ostraya-brama-vilnyus.html

Остра брама в городе Вильнюс

О́стра бра́ма (лит. Aušros Vartai, польск. Ostra Brama, белор.

Вострая Брама) — одна из важнейших достопримечательностей Вильнюса, объект светского туризма и религиозного паломничества, памятник истории и архитектуры.

Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Также церковь Матери Божьей Остробрамской расположена в деревне Кяна.

?орота построены в готическом стиле в 1503—1522, когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессанском стиле. Аттик декорирован Погоней — гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.

Ниже в нише располагалась икона Спасителя. В 1923 в нише был помещён барельеф, изображающий Белого Орла — герб Польши — работы Болеслава Балзукевича.

Vilnius, Tor der Morgenröte 2 — Rolf Piepenbring @ Flickr

Часовня

?о стороны города над воротами в 1671 году монахами кармелитами выстроена часовня, специально для образа Матери Божией Остробрамской, первоначально деревянная. В 1715 деревянная часовня сгорела, в 1722 году была выстроена каменная часовня. Часовня реконструировалась в 1829—1830, в 1927—1932 и в 1993 году перед визитом в Литву Иоанна Павла II.

При перестройке в 1829—1830 годах часовня приобрела черты классицизма.

Она соединена сооружённой в 1830—1840 двухэтажной крытой галереей с примыкающим к воротам костёлом Святой Терезы и украшена надписью на латинском „Mater misericordiae sub tuum praesidium confugimus“ («Мать милосердная к твоей защите прибегаем»).

Латинским текстом заменён соответствующий польский по распоряжению генерал-губернатора М. Н. Муравьёва. При ремонте в 1927—1932 годах латинскую надпись сменила надпись на польском, несмотря на протесты литовцев. В настоящее время надпись на латыни.

Viktor Rivin @ Foursquare

По меньшей мере с середины XIX века установился обычай проходить Острой брамой с непокрытой головой в знак почитания Остробрамской Божией Матери; обычай требовал при движении со стороны города обнажать голову уже на углу костёла Святой Терезы. В 1861—1863 годах перед часовней проходили религиозно-патриотические манифестации.

Совет

Стены часовни покрыты золотыми и серебряными обетными дарами верующих (vota, ед. ч. votum) — изображения главным образом сердец, а также рук, ног, автомобиля, офицерского погона и т. п. Первый обетный дар принесён в 1702 году.

?орота издавна назывались «Острыми воротами» («Остра брама»; лит. Aštria broma), в речи русских жителей иногда употребляется наименование «Святые ворота».

Многочисленные попытки связать название с острыми шпилями первоначального готического вида ворот, с названием Ошмян или с формой сужающейся к воротам улицы не убедительны. Более основательна, но плохо мотивирована связь с названием квартала — Острый конец, которое, однако, так же трудно объяснить.

Существует версия, объясняющая название квартала и ворот с родовым именем князя Константина Острожского. Литовское название лит.

Aušros Vartai («Ворота Зари») появилось в литовских газетах начала XX века, в прямом смысле вполне бессмысленно, поскольку ворота обращены отнюдь не на восток, но внешне созвучно исконному названию и отвечает метафорике национального и духовного возрождения. Иногда ворота назывались Медницкими (Медининкскими), так как от них начинался путь к лежащему в 30 км Медининкскому замку.

⚽️ Norbert Nemeth @ Foursquare

Икона

?удотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны и Литвы. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.

Aušros vartai — kpmst7 @ Flickr

Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.

Историк Теодор Нарбутт в свойственной ему мистифицирующей манере (с ссылкой на никому, кроме его самого, неизвестную рукопись некоего Даниила Лодзяты) выдвинул версию (1839), согласно которой икона была привезена великим князем литовским Ольгердом из Крыма. Это дало повод русским историкам и церковным писателям развивать гипотезу о православном происхождении иконы, якобы вывезенной из церкви в Корсуни.

DSCN3338 — Lukáš Richterek @ Flickr

Авторство иногда приписывают краковскому художнику Луке; упоминания Луки в преданиях об иконе породило версию о причастности к иконе евангелиста Луки.

По одной из версий о происхождении иконы, она изображает на самом деле знаменитую красавицу XVI века Варвару Радзивилл, возлюбленную (и позднее жену) Сигизмунда Августа. Детальное исследование и консервация образа были проведены Яном Рутковским в 1927 перед его коронацией.

По технике, грунтовке и составу красок установлено, что образ создан во второй половине XVI века, вероятно, итальянским художником.

Vilnius – Gates of Dawn — Paul_Jean @ Flickr

Фигура Богоматери полностью закрыта позолоченным серебряным платьем; открыты только склонённый набок лик и скрещённые руки. Серебряным платьем фигура закрыта ок. 1671. Серебряный полумесяц в нижней части образа — вотум 1849. На голове две короны: барочная корона Королевы Небес, рокайльная корона Королевы Польши.

Обратите внимание

Торжественный акт коронации по декрету папы римского Пия XI (который в 1920 в качестве апостольского нунция служил святую мессу перед алтарём Остробрамской Божией Матери) был осуществлён 2 июля 1927 митрополитом варшавским кардиналом Александром Каковским в присутствии всего польского епископата, Юзефа Пилсудского и президента Польши Игнация Мосцицкого перед кафедральным собором под проливным дождём. После коронации в 1928 образ был помещён в часовне в специальном металлическом контейнере, предохраняющем его от пожаров и воров.

DSCN3168 — TomPark99 @ Flickr

Остробрамская Матерь Божия и Остра брама воспеты в стихах Адамом Мицкевичем, Юлиушом Словацким, Владиславом Сырокомлей и другими польскими, белорусскими, литовскими поэтами. Остробрамская часовня изображена на картине М. В. Добужинского, хранящейся в Тамбовской областной картинной галерее, и открытке того же художника «Остробрамская часовня», выпущенной Обществом Святой Евгении.

Gate of Dawn, 28.09.2013. — Dāvis Kļaviņš @ Flickr

Ссылки

Остробрамская икона Божией Матери

  • Острая брама на Radzima.org

⚽️ Norbert Nemeth @ FoursquarePiotr Owczarek @ FoursquareAndreas Heidloff @ FoursquareThomas Soininen @ FoursquareAušros vartai (2) — MarionetePC1 @ FlickrVilnius – Aušros Vartai — jaime.silva @ FlickrAušros vartai — BluesGod @ Flickr

Источник: https://ru.advisor.travel/poi/Ostra-brama-5323

Остробрамская икона Божией Матери

Есть в нашей стране святыня, которая христианами почитается с особым благоговением. Это икона Божией Матери, находящаяся в часовне Острых Ворот в Вильнюсе («Остра Брама» по-польски).

Отсюда у католиков она величается: «Аушрос Варту Дево Мотина», а православные ее называют: «Виленская Остробрамская Божия Матерь». Икона эта – бесценный дар из прошлого.

Здесь у пречистого лика Девы Марии ищут утешения не только местные жители, но и паломники из многих стран.

В католической традиции обретение иконы принято относить к началу XVII века, а изготовление ее оклада (оправы) в концу XVIII века. Однако есть некоторые свидетельства о гораздо более раннем периоде существования Остробрамской иконы. Этот «земной» ее путь прослеживается еще с XIV века, со времен властвования в Литве Великого князя Альгирдаса.

О том, почему и как случился такой как бы «сдвиг по времени», наш рассказ.

Доблестным воином был Великий Литовский князь Альгирдас (Ольгерд) Гядиминович. За долгие годы своего княжения (1345–1377 гг.) только походов против татар он совершил не менее десятка. И большинство из них были успешными.

В те времена был обычай у победителей: на завоеванных землях забирать у поверженных народов невольников, оружие, драгоценности, ковры, ткани и, кроме того, церковные украшения и церковную утварь. Все награбленное обычно погружалось на подводы, а дележ добычи осуществлялся уже на родине победителей.

Читайте также:  Молитва к пресвятой богородице всемилостивая - каноны и молитвы богородице

Само собой, право первого выбора из вещей, завоеванных у врагов, предоставлялось первому лицу государства.

Важно

Итак, в дани, которую собрал Альгирдас в очередном «татарском» походе, когда им был завоеван Херсонес (Корсунь) Таврический на Крымском полуострове в 1363 году, оказалась и Благовещенская икона Божией Матери греческого письма. Ничего удивительного – ведь в свое время Херсонес был крупным греческим поселением, жители которого исповедовали Православие.

Князь-победитель Альгирдас, вернувшись в Вильну, самый дорогой подарок вручил своей супруге. Это была икона Божией Матери. Напомним, что Альгирдас, рожденный от русской матери, был женат дважды, и оба раза – на русских княжнах.

Первой его избранницей была Мария Ярославна, княжна Витебская, а после ее смерти супругой Альгирдаса стала Иулиания Александровна, княжна Тверская.

Обе они были крещены в православной, или как было принято говорить в те времена, греческой вере.

Стараниями княжны Иулиании в Вильне была возведена деревянная церковь Святой Троицы, которая впоследствии стала храмом одноименного монастыря. Церковь эта была построена на том самом месте, где в 1347 году были казнены Виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий. Неудивительно, что для почитания верующими Корсунскую икону поместили именно в Свято-Троицкой церкви.

Самый же год передачи св. иконы, подобно как и год самого прибытия ее в г.Вильну, к сожалению, точно неизвестен по несохранению письменных на это актов, а потому точно не может быть назван.

Известно только, что это было не ранее 1341 года, когда было первое столкновение великого князя Альгирдаса с татарами, и не позже 1392 года – года смерти последней супруги его – великой княгини Иулиании Александровны.

В хронике 1431 года говорится, что Корсунская икона находится в часовне над городскими воротами вблизи от Свято-Духовской церкви.

Совет

Действительно, по соседству – сегодня это расстояние можно измерить шагами: от храма до ворот – несколько десятков метров.

Эти ворота на­зывались Медницкими («Мядининку»), и именно потому, что отсюда начинался путь от Вильны до княжеского замка в Мядининкай. Позднее ворота стали называть Жмудскими, затем — Русскими, а с XVI века — Острыми.

Возникает вполне естественный вопрос, поче­му икона была перенесена из Свято-Троицкого храма в малую ча­совню? А идет это от православного обычая поме­щать особо почитаемую икону как хранительницу города в главных городских воротах.

Скажем, в Москве на Варваринских воротах была помещена икона Божией Матери «Боголюбская», а на Воск­ресенских — икона «Иверская».

Причем помеща­лись они ликом от города и как бы служили подт­верждением того, что за воротами, в пределах го­родской черты, жители находятся под покрови­тельством Богородицы.

На границе ХV-ХVI веков для Вильны все еще сохранялась опасность татарского нашествия. Та­тарскому нападению подверглись близлежащие Минск, Новогрудок (Наугардукас), Слуцк. Виленская знать обратилась к государю Александру Казимировичу (время правления 1492-1506 гг.

) с просьбой обезопасить столицу. И было принято решение обнести город каменной стеной. 23 ап­реля (по старому стилю) 1498 года, в день памяти св. Георгия Побе­доносца, состоялся общегородской Крестный ход при звоне колоколов всех храмов — 14 православ­ных и 7 католических.

Возглавлял народное шест­вие сам государь Александр.

И место у деревян­ных ворот, где размещалась Корсунская икона, бы­ло освящено в знак того, что здесь должны быть воздвигнуты ворота каменные, Построенные вскоре ворота стали называть Острыми, а саму икону вмес­то Корсунской или Благовещенской — величать Островоротной (Остробрамской).

XVI век в истории Вильны можно назвать веком внут­реннего ослабления  Пра­вославия в городе. Во-пер­вых, действовал указ короля Казимира IV,  изданный еще в  1483 году,  которым запрещалось строить новые православные храмы, а так­же восстанавливать обвет­шавшие.

Обратите внимание

Во-вторых, корруп­ция  поразила    церковные православные  власти:  луч­шие епархиальные места по­купались за деньги, раздава­лись  по   протекции.   И, в-третьих, наме­чался сущест­венный разлад между мирянами и священниками.

На фо­не этого быст­ро   уменьша­лась    степень поклонения Остробрамской иконе   в   пра­вославной сре­де. В те годы особого почитания у православных удос­тоилась Царьградская икона Божией Матери, помещенная в  Пречистенском  соборе.

Привезена она была из Моск­вы    Еленою, дочерью мос­ковского князя Иоанна III, вы­шедшей замуж за литовско­го князя Александра Казимировича.

В 1596 году была заключена Брестская церковная Уния. Свято-Троицкий монастырь, кото­рому по-прежнему юриди­чески принадлежала Остробрамская икона, перешел к униатам, но православные су­мели икону поместить в Никольской церкви на ули­це Большой.

В 1609 году Святотроицкие униаты потре­бовали у никольцев вернуть икону. Дело решилось в те­чение двух дней — 31 июля 1609 года Никольский пра­вославный храм был, с сог­ласия королевских властей, отнят у православных в пользу униатов.

 И уже 1 авгус­та  униатский   митрополит Ипатий Пацей пришел в Никольскую церковь покло­ниться образу Остробрамс­кой Богородицы, и в тот же день икона была доставлена святотроицким униатам.

К этому времени в литовской столице единственной действующей православной церковью оставался лишь мо­настырский Свято-Духовский храм.

Иноки-униаты вновь по­местили икону  в часов­ню в Острых воротах. Теперь икона принадлежала униатс­кому Базилианскому ордену, расположившемуся   на тер­ритории Свято-Троицкой оби­тели.   Орден этот непос­редственно   подчинялся Римскому понтифику,  и по замыслу  его основателей, должен был стать духовным центром  распространения Унии в Литве.

Важно

Униатский мит­рополит Иосиф Рутский  об­ращается к Папе Урбану VIII с просьбой прислать в ли­товскую столицу ученых лиц, которые могли бы заняться воспитанием в Троицком мо­настыре иноков-базилиан. Летом 1624 года в Вильну прибыли  четверо  монахов ордена   кармелитов-босых, знающие польский язык.

Вскоре в распоряжение мис­сионеров был предоставлен только что возведенный храм св. Терезии. Расположился он рядом со Свято-Троицким   храмом.  Монастырский   храм   св.Терезии первоначально   предназна­чался для  базилиан,  но со временем   он   все более приобретает черты   католического костела. И вскоре хозяевами Остроб­рамской иконы стали кармелиты.

А спорить из-за нее базилиане с кармелитами-босыми не решались,  ведь последние были их учителя­ми и духовными наставника­ми.

С 1655 по 1661 год Вильна находилась под властью московского государя Алек­сея   Михайловича.   Власть русских продержалась в го­роде шесть лет и четыре ме­сяца.

После того, как город вновь отошел под власть польской короны, Польско-Литовское королевство уже никогда в дальнейшем не смогло подняться до было­го могущества.

Под власть го­сударства Московского отошла Малороссия, часть Белоруссии.

Власти, уязвленные тер­риториальными потерями, вымещали злобу на иновер­цах и не только на правос­лавных, но и на греко-католиках, на которых также нель­зя было полностью полагать­ся. Терезинский храм теперь окончательно стал католи­ческим, кармелиты-босые уч­редили при нем братство св.

Иосифа, наделенное Римом самыми широкими привиле­гиями. Авторитет кармелитов был очень высоким во мне­нии и властей, и верующих.

Те, кто посещал Остробрамскую часовню, обращались только к кармелитам, которые и исполняли церковные требы, а сама часовня воспринималась населением как единое целое с Терезинским костелом.

Совет

В 1671 году кармелиты на месте старой обветшав­шей часовни построили но­вую, а каплица с иконой рас­положилась не с внешней, как раньше, а с внутренней стороны стены, и лик Бого­родицы был обращен теперь к городу и к самому Терезинскому костелу. Можно считать, что с этого времени икона Остробрамской Богоматери стала принадлежать римо-католикам окончательно.

Пожаром, случившимея в мае 1714 года, Остробрамская деревянная часовня бы­ла полностью уничтожена. Икону же спасли от огня кар­мелиты. Хранилась она в Терезинском костеле в тече­ние тридцати лет.

Ее почи­тание было столь масштаб­ным, что в честь иконы в кос­теле были введены торжест­венные сорокачасовые службы. В 1744 году была построена новая Остробрамская часовня, теперь уже каменная, значительно боль­ших размеров, чем прежняя, во всю ширину Островорот­ной башни.

Часовня была приспособлена для совершепия в ней служб по ла­тинскому обряду.

Свято-Троицкие монахи-униаты, видя, что достойней­шая Богородичная икона, принадлежавшая их храму с древнейших времен, стала собственностью кармелитов, возбудили дело о ее возв­ращении.

Претензии местное духовное начальство разре­шить не сумело, и дело дош­ло до Римского Первосвя­щенника. В Риме думали долго, и было решено: ико­на должна остаться в веде­нии того монастыря, который ближе находится к Острым Воротам.

Кармелиты востор­жествовали: их храм на нес­колько десятков метров бли­же, чем Свято-Троицкий.

В истории хрис­тианских святынь случается, что в силу каких-либо серьезных событий, почитание их верующими из религиозно-чувственного перерастает в религиозно-патриотическое.

Так, например, когда в 1395 году Тамерлан прибли­жался к Москве, Великий князь Московский Василий Дмитриевич распорядился доставить к нему в стан из Владимира икону Божией Матери «Владимирскую».

Обратите внимание

На всем пути ее следования в столицу по сторонам доро­ги стояли богомольцы, взы­вая: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» Существует предание, что образ Богоро­дицы в сиянии огненных лу­чей приснился Тамерлану. Это знамение заставило пол­чища татар отступить от Моск­вы. Летописец по этому по­воду сообщает: «И бежал Та­мерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»

Нечто подобное произош­ло и в истории католической Польши. Народное сознание приписывает «Божией Матери Ченстоховской» заслугу спасения Ченстоховской крепости от осаждавших ее шведских войск. Недаром сегодня «Владимирская» и «Ченстоховская» иконы яв­ляются наиболее почитаемы­ми святынями соответствен­но у русских православных и католиков-поляков.

Новая, до того не наблю­давшаяся, степень почитания Остробрамской иконы проявляется после восстания Тадеуша Костюшки. В 1794 году «Ост­рая брама» стала своеобраз­ной крепостью, центром мя­тежа.

Из узких окон ее ба­шен, из часовенного алтаря мятежники стреляли по подступившим к городской стене русским отрядам, с ружьями в руках обороня­лись и монахи-кармелиты.

Есть сведения, что от пули кармелита Целицы погиб русский полковник Деев.

Восставшие обращались к образу Богоматери с молит­вами о даровании победы. Так, Виленская Остробрамская стала еще и символом борьбы за свободу.

По третьему разделу Польши в 1795 году Вильна отошла к российской короне, но часовня в Острых Во­ротах обретала все более благолепный вид, в ней был установлен орган. Именно к этому времени относят изме­нение облика святого обра­за Богоматери на Остроб­рамской иконе.

Для нее был изготовлен оклад из драго­ценных металлов, а над ее пречистым челом возложили два венца, две короны (одну как Цари­це Небесной, а другую как Польской королеве). В цер­ковных  песнопениях появились строки: «Ты естешь Польска кролева, бэндь нам оброна готова» («Ты еси Польская королева, будь нам твердая защитница»).

Вооб­ще в сознание местного простого люда активно внед­рялась мысль, что латинская вера — это вера польская.

Важно

В этой связи Референт Департамента Исповеданий Литовской Республики ксендз Казимир Прапуолянис писал в газете «Лиетува» в № 158 от 16 июля 1927 года: «В обширной Могилевской римо-католической архиепископии, в канцеля­рии коей мне было суждено 20 лет быть секретарем, вооб­ще во всей России и Сиби­ри, католическая церковь на­зывалась «Польским Костелом». Всех последователей этой церкви — латышей, ли­товцев или белорусов назы­вали поляками. В конце кон­цов идея этой «польской ве­ры» так была вдолблена лю­дям, что когда стала пробуж­даться Литва, на мое замечание одной ополяченной крестьянке-литовке, что Божия Матерь была еврейка — не полька, девушка ответила: «Да, видите, она приняла на­шу польскую веру». Этот случай мною был описан в из­даваемой когда-то в Вильне на польском языке газете. «Литва»…

В первой четверти XIX ве­ка кармелиты издали нес­колько книжек для народа на польском языке, в которых об Остробрамской иконе расс­казывалось в духе исключи­тельно благоприятном для католиков.

В 1826 году пыш­но отмечался юбилей по случаю столетия установле­ния сорокачасового Богослу­жения перед образом Бого­матери Остробрамской. Тор­жества продолжались в тече­ние года. Сотни тысяч па­ломников прибывали в Вильно, чтобы поклониться чудот­ворной иконе.

В 1829 году к часовне пристроили гале­рею, и сегодняшний ее вид близок к тому, что был достигнут во время этой послед­ней существенной реконст­рукции.

В 1830-1831 годах в Вильне вновь произошли волнения. После подавления восстания российским само­держцем были предприняты крутые меры. Последовало монаршее повеление о пе­редаче кармелитского мо­настыря с костелом св. Терезы и Остробрамской ча­совней православному ду­ховному ведомству.

Монас­тырь кармелитов был упразд­нен, Терезинский храм перешел в разряд приходских, но остался у католиков, а вмес­те с ним — и Остробрамская часовня с чудотворной ико­ной Божией Матери.

Икона осталась во владении лати­нян во многом благодаря тому, что православный митрополит Иосиф (Семашко) ходатайствовал перед императо­ром Николаем I с просьбой не от­нимать икону у католиков, при этом он отметил, что православные ее чтут и покло­няться ей не перестанут, тем более, что на ней еще сох­ранилась старинная, выпол­ненная славянской вязью надпись: «Честнейшая херувим и славнейшая без сравнения серафим».

В годы, предшествующие восстанию 1863 года, приле­гающая к Остробрамской ча­совне улица, стала местом демонстраций и митингов. К образу Богоматери обраща­лись теперь и политические агитаторы, и народные тол­пы.

Совет

Во время Богослужений на Островоротной улице собирались тысячи людей, а моления заканчивались распеванием революционных гимнов.

Так, в очередной раз искали благословения у святого образа люди, но теперь уже не только те, кто молил Богородицу о душевном по­кое, но и те, кто призывал к классовой борьбе…

Итак, подведем итоги. В одном из походов Великий Литовский князь Альгирдас заполучил икону Богороди­цы греческого письма. Изоб­ражена на ей   Богоматерь одна, без Младенца Иисуса.

Лик ее выражает глубочай­шее спокойствие и благоговейную скромность, руки на груди сложены крестообраз­но.

Такое написание в вос­точной традиции характерно для икон Благовещенских, изображавших Богородицу в момент благой вести от ар­хангела Гавриила о том, что она станет Матерью Богомладенца. Но изображение Благовещения здесь не пол­ное: ему не хватает фигуры архангела.

Но этому есть объ­яснение: фигура архангела нередко писалась на отдель­ной доске. В том, что Бого­родица изображена в мо­мент возглашения благой вести, не сомневались виленские православные ни XIV, ни последующих веков. Верующие почитали икону как Благовещенскую.

В православном месяцес­лове день памяти Виленской Остробрамской иконы — 27 апреля (по старому стилю 14 апреля), он совпадает с днем памяти святых виленских му­чеников Антония, Иоанна и Евстафия. И в этом нет ни­чего удивительного, ведь первоначально она находи­лась в Свято-Троицком пра­вославном храме, где почи­вали мощи виленских угод­ников.

…Знаменательнейшим событием в новейшей исто­рии Вильнюса стал визит в Литву Папы Иоанна Павла II. В часовне Ашрос Варту пе­ред образом Богоматери он отслужил торжественную мессу.

Во время визита в литовскую столицу Патриарх Московский и всея Руси Алексий II благоговейно приложился к остробрамс­кой иконе. Римский понти­фик и Московский первоиерарх молились о заступни­честве перед чудотворным образом. Каждый по-своему.

А история историей и ос­тается, как ее ни переписы­вать заново.

Герман Шлевис

Источник: http://www.palomnik.lt/svyatyni-v-litve/ostrobramskaya-ikona-bozhiej-materi/

Ссылка на основную публикацию