Икона божией матери пожайская, литва, город каунас, пажайслисский монастырь, костел сретения девы марии и елизаветы

Каунас – монастырь Пажайслис и немного по городу

Previous Entry | Next Entry

rezeknenkaТуристический сезон 2014 года у меня прошел под знаком Литвы, а если еще точнее, то под знаком Каунаса. В этом городе я побывала аж четыре раза, причем трижды это были однодневные маршруты: монастырь Пажайслис, музей чертей, обед в ресторане, обзорная по городу с посещением смотровой площадки на Алексотас и катанием на фаникулёре. На десерт подавался ТЦ “Mega”с одним из самых больших аквариумов в Европе. Были планы написать обо всем об этом, но решила идти по более легкому пути и предлагаю очень интересный материал bench1968 c массой шикарных фотографий Каунаса, причем не только летнего, но и осеннего.

Оригинал взят у bench1968 в Каунас – монастырь Пажайслис и немного по городу.

Жизнь полна неожиданностей, иногда – приятных. Именно такой приятностью было предложение (от которого я не смог отказаться) от Марины rezeknenka  о поездке в Каунас.

Каунас  я последний раз посетил на велосипеде, из Даугавпилса. А тут – автобусом. Страсть к путешествиям – в последнее время уж очень сильна!

Часть дороги, от литовского города Зарасай тоже была знакомой – в этом году катался вокруг него. Большая дорога на ремонте, с кучей светофоров и односторонним движением и в обход выходит быстрее. Как смотрится дорога, по которой ездил, а по некоторым участкам и неоднократно, с высоты сиденья в автобусе! Многие повороты и подъемы хорошо запомнились.
Первым и на мой взгляд ключевым пунктом в Каунасе стал монастырь Пажайслис. В велопоездке в Каунас я хотел к нему подъехать, но не срослось. В октябре световой день короток.А тут яркое солнце, разгар лета.
Ансамбль Пажайслиса располагается в каунасском лесу, на живописном берегу реки Неман. Является шедевром архитектуры зрелого барокко Европы. Пажайслисский комплекс возводился как монастырь камалдулов-отшельников, учрежденный в 1667 году канцлером Великого княжества Литовского Христофором Зигмундом Пацем. Архитекторами выступили Д.Б.Фредиани, П.Путини и К.Путини. Костел был освящен в 1712 году и назван в честь Посещения Пресвятой Девы Марии. Пажайслисский ансамбль четко распланирован по принципу осевой симметрии. Ось композиции пересекает величественные арочные ворота для въезда, аллею, вытянутое одноэтажное здание гостиного двора (форесториума) с ризалитами и с центральной двухэтажной надвратной зоной, широкий внутренний двор, по сторонам которого находятся две постройки служебного назначения, храм с двумя корпусами монастырей, с галереями и закрытыми двориками, сад с домиками монахов (эремиториум) и трехъярусную башню.  В начале XVIII века, во время Северной войны, и в последующие годы (Отечественная война 1812 года) комплекс Пажайслиса был почти разрушен. После того, как национальное восстание в Литве и Польше потерпело поражение в 1831 году, монастырь камалдулов был закрыт, и все его постройки и имущество были переданы основанному здесь старообрядческому монастырю. В то время в костеле было уничтожено семь алтарей из мрамора, разрушены статуи, частично переписаны или вовсе забелены фрески, часть построек была переоборудована. Основой композиции Пажайслисского ансамбля выступает костел, ширина которого 30 метров и высота (без креста) 49 метров. Это двухбашенная, шестиугольная в плане постройка, перекрытая колоритным шестиугольным куполом с фонарем. Внутреннее убранство храма характеризуется самобытностью, а отделка – исключительно высокими художественными свойствами. Входная зона, пространство костела, пресвитерий, перекрытый глухим куполом, и хор направлены по продольной оси, а четыре капеллы, сакристия и зал капитула расположены симметрично по сторонам. Ощущение приподнятого настроения и радости создают подчеркнутая вертикальность внутреннего убранства, мраморная отделка стен черного и розового цветов, многочисленные фрески и декоративная лепнина в технике стукко и гармоничное сочетание всех архитектурных элементов. Особенного внимания заслуживают барельефы, созданные скульптором И.Мерли, и экспрессивные фрески флорентийского живописца К.М.А.Паллони «Смерть святого Христофора», «Поклонение волхвов», «Сон Ромуальда», «Вознесение девы Марии». От фресок и лепнины стукко, исполненных в гостином дворе, также после 1831 года, до сих пор мало что сохранилось.В 1921 заброшенный Пажайслисский монастырь был передан властями Литвы сестрам конгрегации имени Святого Казимира, прибывшим из Чикаго.  Пажайслисский монастырь был известен не только богомольным образом жизни камальдулов и своей архитектурой, но и образом Пресвятой Божьей Матери с Младенцем, принадлежащим кисти неизвестного художника. Этот образ в народе называли камальдолийским образом Девы Марии. В советский период образ переместили в Каунасскую базилику, а в 2000 году его торжественно возвратили в Пажайслис.

  Сейчас монастырь восстанавливается. В нем живут несколько монахинь конгрегации имени Святого Казимира. В то же время его можно посетить с экскурсией. Каждый год здесь организуют Пажайслисский музыкальный фестиваль.

 Несмотря на кажущуюся ветхость монастырь не выглядит ни заброшенным, ни ветхим. Он лишь слегка придремал в ожидании. Хотя время, признаться, берет своё.По сторонам от главного входа две группы из трех деревьев. Три ствола, а кроны сливаются в одну. Символ троицы.Колодцы с водой – глаза, наполненные слезами.Чем ближе подходишь к стенам монастыря, тем массивнее он возвышается над головой.Один из немногих сохранившихся домиков монахов и башня.При входе в монастырские помещения взгляд невольно устремляется ввысь, к великолепию фресок и лепных композиций.Сестра настоятельница рассказывает об истории монастыря. Пол под ногами выбит копытами наполеоновских лошадей.Фрагмент потолка у главного входа. Фрески постепенно восстанавливаются.Под главным куполом. Голова начинает кружиться и затекать шея, пока рассматриваешь все это великолепие. А каков труд был расписать все это.Алтарь с иконой Богоматери.Одно из боковых помещений монастыря.  Резьба и инкрустация разнообразными породами дерева вместе с потолочной росписью и лепными фигурами создают сложную для быстрого восприятия картину.Вот так выглядел монастырь в свои лушие годы. Возможно, все со временем возродится вновь. После монастыря в плане экскурсии был музей чертей. Но там я не так давно был, всего года три назад, облазал его сверху до низу. Да и после монастыря – слишком резкий контраст.Вид на Каунас с холма Алексотас, с одной из обзорных площадок.А это вид ноября 2011 года.  Туман и видимость слабая.Летом все же город немного наряднее смотрится.Прокатились вниз и наверх на фуникулёре. Неизменный пунк посещения – Каунасский замок.От самого замка осталось очень немного.Костел Св. Георгия постройки 15 века.Фотосессия на фоне.Жарко даже в тени, особенно в торжественных нарядах. День был – суббота, традиционно играют свадьбы.Старый центр города. Здание ратуши на площади – её называют “Белый лебедь”. ( А в Даугавпилсе так центральную тюрьму называют).Весёлые девушки в Каунасе! А вот похожую божью коровку я недавно в Вентспилсе видел. Приползла!Окна заброшенного строения – как рама для современных работ.Та же улица три года назад. “Волны городского света”.Центр – традиционно отдан во власть пешеходам. Проехать можно, я пробовал на велосипеде, но трясет нещадно.Внутри кафедрального собора Св. Петра и Павла. Самый крупный храм Литвы. Строительство начато еще в 15 веке. И внутри так спокойно, тихо и прохладно!А на улицах неспешно катит своя жизнь. Да и осенью тут суетливости не наблюдалось.  В очередной раз прихожу к мысли, что знакомиться с городами следует не сразу, со второй, а то и пятой встречи начинаешь что-то видеть интересное, глядеть сквозь трещины старых стен и повер куполов соборов.

Каунас – когда-нибудь снова!

Читайте также:  Ново-алексеевский монастырь, россия, город москва

Источник: https://rezeknenka.livejournal.com/111605.html

Сретение пресвятой богородицы и праведной елисаветы – древо

Статья из энциклопедии “Древо”: drevo-info.ru

Сретение Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии и праведной Елисаветы. Фреска (1191 г.) в храме Св. Георгия, Курбиново, Македония

Сретение (встреча) Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи, празднование иерусалимского женского Горненского монастыря, называемое также “вторым Благовещением” или “Целованием”

Празднуется 30 марта [1]

Возвестив Пресвятой Деве Марии благую весть свыше, что Она избрана Богом для рождения Спасителя (Лк. 1, 28-33), Архангел Гавриил открыл Ей и тайну Боговоплощения: “Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим.

Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц. Ибо у Бога не останется бессильным никакое слово” (Лк. 1, 35-37).

Святой евангелист Лука повествует далее, что Пресвятая Богородица, возблагодарив Архангела Гавриила (“се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему”), поспешила “в нагорную страну [отсюда название местности “Горнее”], в город Иудин” [2].

Обратите внимание

Здесь Пресвятая Дева Мария встретилась с праведной Елисаветой, родной сестрой своей матери (святой праведной Анны), которой доводилась племянницей. “И вошла в дом [священника] Захарии, и приветствовала [жену его] Елисавету.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её [будущий святой пророк и Креститель Господень Иоанн Предтеча], и Елисавета исполнилась Святого Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами и благословен Плод чрева Твоего! И откуда это мне, что пришла Матерь Господа Моего ко мне? Ибо, когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём. И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа” (Лк. 1, 40-45).

Далее евангелист приводит хвалебную песнь Пресвятой Девы Марии: “Величит душа Моя Господа…” (Лк. 1, 46-55; “Честнейшая” в православном Уставе, которая поётся на утрени по 9-й песни канона).

Пресвятая Дева Мария пребывала в доме священника Захарии вместе с праведной Елисаветой три месяца, после чего, когда Елисавете настало время родить, возвратилась в город Назарет, в дом Свой.

Икона сретения Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы

В 1871 году начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин (Капустин) приобрёл участок земли в Аин-Кариме, где, по преданию, стоял дом праведной Елисаветы, который посетила Пресвятая Богородица. По благословению Святейшего Синода Русской Православной Церкви здесь была основана женская Горненская обитель, с той поры и доныне находящаяся в ведении Русской Духовной Миссии. Правила, регламентировавшие жизнь обители, были утверждены Святейшим Синодом в 1898 году.

В 1883 году архимандрит Антонин исходатайствовал в Святейшем Синоде установление особого праздника в память посещения Пресвятой Девой Марией Своей праведной сродницы Елисаветы и Её пребывания здесь в течение трёх месяцев.

Указом Синода от 5 августа 1883 года это празднование было установлено совершать 30 марта, если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы.

Архимандрит Антонин тогда же составил для службы этого празднования особые стихиры на Господи, воззвах и стиховные, а также тропарь с кондаком. Канон на утрени в этот день и стихиры на Хвалитех положены Благовещенские.

Согласно указу Святейшего Синода, вся служба в “Горненский праздник” должна совершаться по благовещенской главе Типикона, включая литургию святителя Иоанна Златоуста [3].

В русском женском Горненском монастыре поныне сохраняется благочестивый обычай: на праздник к источнику Божией Матери в Аин-Карем привозят икону Благовещения из Троицкого собора Русской Миссии. Икону ожидают сёстры Горненской обители и паломники с букетами цветов в руках.

У источника читается отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о памятном событии. После молебна под звон колоколов совершается крестный ход в монастырь через восточные врата в Казанский храм. Игумения и сестры поочередно несут икону. Перед храмом к празднику выкладывается ковер из цветов.

Икону помещают на особое возвышенное место с покровом в виде голубой мантии и игуменским жезлом. На срок пребывания образа в обители Божия Матерь почитается здесь игуменией, сама же игумения обители уже не становится на игуменское место, а находится рядом с ним.

Икона Благовещения, в память трёхмесячного пребывания Богоматери в гостях у праведных Захарии и Елисаветы, остается в обители на три месяца, до дня Рождества Иоанна Предтечи, после чего образ возвращается в Троицкий собор [4].

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Де́во Безневе́стная/ и Ма́ти Всечи́стая,/ прие́мши от Арха́нгела благове́щение,/ со тща́нием востекла́ еси́ в Го́рняя,/ и, целова́вши ю́жику Твою́, всечестну́ю Елисаве́ть,/ Ма́терию Го́спода от сия́ нарече́на была́ еси́, / и возвели́чила возвели́чившаго Тя́ Го́спода:/ Благослове́нна Ты́ в жена́х,// и благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Кондак, глас 3

Вои́стинну блаже́нна еси́,/ Свята́я Де́во Мари́е,/ и вся́кия хвалы́ превосходя́щая,/ я́ко из Тебе́ провозсия́ Со́лнце Пра́вды,// Христо́с Бо́г на́ш.

Использованные материалы

[1]  Если этот день не выпадет на период от Лазаревой субботы до Пасхи; иначе празднование переносится на пятницу Светлой седмицы. В “Палестинско-грузинском календаре” X века это празднование отмечено 1 апреля – в день, который был отданием Благовещения.

Западная Церковь с XIII века празднует это событие 2 июля. См.: Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6 тт. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011. – Т. IV. – С.

415, сноска 1.

[2]  Существует три версии относительного того, что это было за место. Наиболее распространённая гласит, что это теперешний Аин-Карим, или Айн-Карем в 4-х километрах на юго-запад от Иерусалима), где расположен Горненский монастырь.

В “Житиях” святителя Дмитрия Ростовского под “городом Иудиным” подразумевается Хеврон, называвшийся “Горним градом” из-за высоких гор, на которых был расположен. Третья версия содержится в книге “Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы” (напр., изд. 8-е – М., Типо-Литография И. Ефремова.

– 1904) и в “Полном церковнославянском словаре” прот. Григория Дьяченко (напр., http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovn…ml): Иудов град – это Иутта или Ютта, город, “назначенный для пребывания священных лиц (Нав. 15, 55, 21, 16). – См.

: “Ютта – место встречи Богородицы с Елизаветой и рождества Иоанна Крестителя”, страница блога Съ нами Богъ разумѣйте языцы.., http://avdy-san.livejournal.com/39447.html.

[3]  См.: Архимандрит [впоследствии митрополит Ленинградский] Никодим (Ротов). История Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. // Богословские труды, сб. 20. – М., 1979, с. 44)

[4]  “Праздник Встречи Пречистой Девы Марии с праведной Елисаветой в Горней,” официальный сайт Русской духовной миссии в Иерусалиме, 20 Апреля 2012 – http://www.rusdm.ru/?item=697

Читайте также:  Икона божией матери калужская, россия, город калуга, георгиевский собор

Источник: https://drevo-info.ru/articles/13675234.html

Пажайслис – уголок средневековой Италии в Литве

Нынче в Литве самый разгар туристического сезона. Наша тихая и спокойная страна, лишённая напрочь каких-либо террористических угроз и c очень низким уровнем криминализации привлекает всё больше гостей.

И если Вильнюс никогда не жаловался на отсутствие внимания со стороны туристов, то второй по величине литовский город Каунас переживает свой ренессанс и становится приятным открытием для многих приезжих.

Город это необычный, со множеством интереснейших и малораскрученных мест.

Я уже писал о некоторых его пока не самых популярных достопримечательностях. Есть здесь и своя огромная, практически заброшенная крепостная система.

Важно

Но одним из самых любимых мест в Каунасе лично для меня является полуостров Пажайслис (Pažaislis) у Каунаского водохранилища с роскошнейшим монастырём, выстроенным более 350 лет назад. Здесь вполне реально представить себя находящимся не в дождливой Литве, а где-нибуть в солнечной Италии. Это ощущение вполне объяснимо, если знаешь историю этого места…2.

Пажайслис находится на самой окраине Каунаса. Неподалёку от монастыря теперь располагается яхтклуб и причал для прогулочных катеров. При этом сам полуостров превращён в некий природный резерват. Такой подход делает это место обособленным и отличным от всего остального города.3.В интернете полно описаний монастыря на разных языках и фотографий с самых разных ракурсов.

Сюда любят приезжать на фотосессии свадьбы, в монастырь везут родственников и гостей горожане, одним словом жизнь здесь должна кипеть. Но не стоит забывать, что этот монастырь действующий, да к тому же женский. Часть его до сих пор закрыта для посещений, а экскурсии здесь водят сами монашки.

При этом на территории монастыря есть большой гостевой дом, здесь же находится ресторан.4.Именно на этой грани светского общества и монашеского затворничества находиться особенно интересно и необычно. На моих фотографиях можно увидеть Пажайслис в, наверное, самое неприветливое время поздней осени. Деревья здесь уже лишены листвы, а небо по северному сурово.

Но знаете, именно в такой не гостеприимной атмосфере монастырь продолжает оставаться очень притягательным для глаз и души.5.350 лет назад этот монастырь начали возводить итальянские монахи при покровительстве и полном попечительстве видного государственного деятеля того времени канцлера Великого княжества Литовского Христофора Сигизмунда Паца.

Страсть к изысканному итальянскому барокко у него появилась не спроста. Молодость этого политика прошла в Италии, куда его послали учиться в университетах Падуи и Перуджи. На склоне лет он решил воссоздать уголок так любимой им Италии в Литве.6.

Для постройки монастыря он пригласил итальянских монахов – Людовика Фреду и Джамбатисто Фредиани как архитекторов и руководителей стройки, Карло и Петро Путтини – как скульпторов. В те времена они были одними из лучших специалистов в своём деле.

Монастырский ансамбль с тех пор не сильно изменился и представляет собой комплекс строений, возведённых по чёткой осевой симметрии.7.Особенно круто это выглядит на фото, сделанных с высоты птичьего полёта. Но и на земле точный математический расчёт чувствуется повсюду на территории комплекса.8.

Изначально здесь расположился монашеский орден камальдулов.

Совет

Когда-то я уже писал об этих отшельниках-молчунах в материале о польском монастыре в Виграх. В Пажайслисе для них специально было выстроено 24 отдельных домика на отдельной, строго закрытой для всех территории за главным храмом, носящим необычное название – эремиторий. И хотя до наших дней из этих с виду ничем непримечательных домиков сохранилось лишь три, полная закрытость этой части монастыря сохранилась.

9.Этот монашеский орден был изгнан из Пажайслиса после польского восстания 1831 года, а сам монастырь был передан православным монахам. Здесь расположился Пожайский Успенский мужской монастырь. Во время Первой Мировой войны немецкое командование после взятия города устроило в Пажайслисе военный госпиталь. Позже с 1920 года комплекс зданий вновь превратился в монастырь, на этот раз женский.10.Его основали четыре сестры ордена святого Казимира из Чикаго. Кстати, всем известная ярмарка „Казюкас“ как раз приходится на день празднования памяти этого святого, являющегося небесным покровителем Польши и Литвы. Довольно запутанной история монастыря была в советские годы. Здесь был и дом престарелых, и архив, и психиатрическая лечебница на 600 коек, и филиал музея Чюрлёниса. В Пажайслисе даже собирались сделать туристическую базу, но что-то там не сложилось.11.Всё на свои места стало лишь с 1990 года, когда монастырь вернули казимиркам и здесь вновь начал действовать женский монастырь. Именно монахини и проводят нынче экскурсии по монастырю и заведуют всем хозяйством. И делают они это очень не плохо. Большую часть монастыря отреставрировали, привели в порядок территорию и даже на деньги Евросоюза открыли небольшой, но очень интересный музей.12.Но главное, в главном храме сохранились безумно красивые внутренние интерьеры. Это настоящее царство разного оттенка мрамора, изумительных фресок и красивейших скульптур.13.А любителям эзотерики наверняка по вкусу придутся местные подземелья. Здесь сохранились могилы первых монахов камальдулов, тела которых просто ложили на доски и замуровывали в стены. Где-то здесь был похоронен и сам Христофор Сигизмунд Пац.14.От православного периода истории монастыря сохранилось несколько очень интересных могил возле главного храма, среди которых выделяется надгробие известного в своё время дирижёра, скрипача и композитора Алексея Львова. Большинству из нас он знаком по гимну российской империи „Боже, Царя храни“.15.Монахини с удовольствием Вам расскажут и множество местных легенд. Например, о колодце слёз посреди центрального двора монастыря.16.Или о закопанных где-то рядом сокровищах. Кстати, спрятанный в 1944 году монахинями главный церковный колокол, действительно, пока так и не нашли. Чего только чудесного не происходило за почти четыре столетия истории монастыря…17.Ещё один исторический факт: пажайслисский монастырь посещали и российские цари Александр Первый и Николай Первый.18.Что и говорит, это место достойно внимания! Каждый здесь найдёт что-то своё.19.А после прогулки можно устроить пикник неподалеку. Есть здесь и большой пляж, и тенистые дорожки, и множество скамеек. И уверяю, Пажайслис прекрасен в любое время года…20.

P.S. Подписывайтесь на мою страницу в Фейсбуке, а также в Инстаграме. Смотрите все прибалтийские новости в ТравелБлоге. Cледите за моими путешествиями по Прибалтике и во всем мире! Заходите, подписывайтесь, читайте, комментируйте.

  • Если нелёгкая занесёт Вас в Нагорный Карабах, то вы обязательно рано или поздно окажетесь в каком-нибудь местном монастыре и скорее всего даже…
  • Можно назвать сотни причин для поездки в Армению и одна из них это её безумно красивые монастыри. Им многие сотни лет, они воздвигнуты в…
  • Вот уж действительно – пути Господни неисповедимы! Каждый раз, приезжая в Польшу, я обнаруживаю здесь удивительные места, о которых в русском…
  • Нынешний отельный бизнес практически не мыслим без СПА-услуг. Водные расслабляющие процедуры в купе с максимальным уровнем комфорта номеров…
  • Есть в эстонской столице одно особенное место. Его задумали и построили немцы, жили там шведы, а разрушили русские. Причём разрушили так удачно,…
  • Религия – опиум для народа! Так говорил знаменитый Остап Бендер и в чём-то он был безусловно прав. Но я сам убедился, что есть как минимум…
  • Продолжу описание нашего небольшого, но очень насыщенного путешествия по Жемайтии. На этот раз речь пойдет о довольно известном в Литве городке…
  • Писать об аббатстве Беллапаис может показаться страшным моветоном. Если верить путеводителям, посетить его просто обязан любой оказавшийся рядом…
  • Разделённый почти на двое остров Кипр во многом очень контрастен. Одним из самых ярких впечатлений для меня после недели пребывания здесь…
Читайте также:  Икона божией матери ярославская

Источник: https://lavagra.livejournal.com/170927.html

Пажайслисский монастырь в Каунасе

Адрес: Petrasiunai, Pazaislio vienuolynas, Каунас, Литва. Режим работы с туристами: с февраля по май – с 10:00 до 17:00, в июне – с 10:00 до 16:00. Входная плата: для взрослых – 3 €, для детей – 1,5 €. Как добраться: на автобусе №5 или троллейбусе №9.

Одним из крупнейших в Европе является Пажайслисский монастырь в Каунасе.

Являя собой великолепный памятник истории и архитектуры, яркий образец итальянского барокко, расположенный в живописном лесу на берегу Каунасского водохранилища, он стал местом паломничества многочисленных путешественников.

История создания Пажайслисского монастыря

Инициатором строительства обители стал канцлер Великого Княжества Литовского Х.С. Пац – человек, чрезвычайно образованный для своего времени. Проект был выполнен итальянским архитектором Д.Б. Фредиани. Строительными и отделочными работами занимались мастера из Италии.

Комплекс предназначался для монахов-камальдолийцев, известных своим отшельническим и крайне аскетическим образом жизни. Строительство начато в 70-х гг. XVII столетия и со значительными перерывами велось до середины XVIII века.

Отделочные работы в Соборе Вознесения Пресвятой Девы Марии завершились в начале XVIII столетия, когда и состоялось его освящение. Обитель несколько раз разрушалась – в период Северной войны, нашествия Наполеона.

А после жестокого подавления национально-освободительного движения против Российской империи она, как и другие католические монастыри, закрылась, став собственностью православной церкви. Тогда были разрушены прекрасные мраморные алтари и скульптуры, закрашены уникальные фрески.

В 20-х гг. прошлого века, когда Литва получила временную независимость, комплекс был отдан сестрам Ордена Святого Казимира, однако после Второй мировой войны его снова закрыли.

Во времена советской власти его использовали под различные службы. И только после восстановления литовского суверенитета в 90-х гг. XX столетия монастырь был возвращен Ордену.

Одновременно с этим начались реставрационные работы.

Монастырская архитектура

В качестве образца для строительства были взяты венецианские дворцы, поэтому сакральное место распланировали симметрично в форме прямоугольника. С северной и южной стороны обширного двора расположены два служебных корпуса. В первом сейчас находится Центр приема туристов, а во втором работает музей.

По окружности двора проходят галереи, а в центре находится костел с двумя башнями. Его центральная часть шестиугольной формы перекрыта огромным куполом такой же формы. Уютные внутренние дворики украшены цветниками и зелеными кустами. Под старыми липами расположены два симметричных колодца, а за стенами виднеется живописный сад.

Внутреннее убранство также потрясает своим великолепием. Шестиугольный купол, расписанный сочетанием нежно-розового и черного мрамора, создает ощущение легкого, радостного настроения. Роспись на нем с изображением коронации Девы Марии выполнена итальянским мастером Джованни Росси.

Обратите внимание

Особой местной гордостью считается лик Пажайслисской Мадонны, подаренный основателю обители Папой Римским. После изгнания монахов-камальдолийцев он был вывезен в Россию и лишь в 2000 г. вернулся сюда.

Чрезвычайно великолепны барельефы скульптора И. Мерли, прекрасные фрески Паллони, белоснежная узорчатая лепнина.

Сохранились и роспись на стенах уникальной достопримечательности Каунаса в стиле позднего барокко, и чудесный алтарь с декоративными элементами, выполненными с поразительным мастерством.

Вся композиция монастыря характеризуется необычайной гармоничностью – это настоящий шедевр, созданный итальянскими мастерами.

В тутошнем музее представлена богатая история комплекса. На стендах размещены документы и фотографии, рассказывающие о происходивших событиях. В отдельном зале показаны книги с рецептами травяных настоек, написанными по-латыни. Рядом стоят пузырьки с лечебными средствами, которыми пользовались монахи. В некоторых залах несложно увидеть восковые фигуры служителей: сначала монастырь был мужским, а затем его передали сестрам-казимиркам. В музейных подвалах представлена коллекция одеяний со старинной вышивкой и утвари XVII-XIX вв.

Пажайслисский монастырь в Каунасе действующий, поэтому в некоторые дни доступ в него ограничен и требуется соблюдение определенных правил, но его красота стоит того, чтобы приехать с экскурсией в это потрясающее место. Ежегодно, в летние месяцы, здесь традиционно проходит Международный фестиваль классической музыки, который посещают именитые музыканты со всего мира!

Источник: http://lions-guides.ru/Lithuania/sights-of-Kaunas/Painlessly-monastery

Костел Девы Марии в Паланге, Описание

Отдых в Литве можно провести по-разному. Среди многих туристических городов и поселков выделяется Паланга, небольшой уютный курорт на западе страны.

Паланга предлагает приезжим качественный отдых на Балтийском море, но есть в городе и много интересных памятников культуры и архитектуры. Стиль начала ХХ столетия сохранился в зданиях приморских вилл, домов-музеев и галерей.

Отдельного внимания заслуживают скульптуры Паланги в прибалтийском стиле, воссоздающие литовские предания и сказки.

История костелов

Костелы Литвы в Паланге начали возводиться в 1540 году под патронатом местной королевы Оны Йогайлайте. Первая деревянная постройка простояла около 50 лет, после чего была заменена большим по размерам, но тоже деревянным костелом. Эта постройка была более долговечной, но в 1767 году сменилась еще одним воплощением. Все три здания строились на одном месте.

Важно

В 1897 году уже на новом месте, неподалеку от древнего деревянного костела, входившего в достопримечательности Паланги, началось строительство на тот момент современного каменного собора.

Проектом руководил архитектор из Швеции по имени К. Страндман. Работы велись вплоть до 1907 года, а общая стоимость костела составила 90000 золотых рублей.

Больше трети пожертвовал местный меценат, граф Феликсас Тышкевич.

После сооружения каменного костела в неоготическом стиле старое деревянное здание снесли. Сейчас костел Святой Девы Марии в Паланге является самой высокой постройкой в городе, имея высоту главной башни в 76 метров.

Интерьеры и особенности

В наше время здание внесено в список национальных памятников Литвы. Тур выходного дня в Палангу обязательно предусматривает посещение данной достопримечательности. Костел любят как местные жители, считающие его своей главной святыней, так и туристы, которые интересуются внешним видом и внутренним убранством постройки.

Интерьеры, как и внешний вид костела, в идеальном состоянии сохранились до наших дней.

Внутри постройки особый интерес представляют три алтарных композиции, украшенные французскими мраморными барельефами. Центральный алтарь украшен также Ченстоховской иконой Божьей Матери.

Еще два алтаря находятся в боковых углублениях. Эти объекты созданы из дерева и ведут свою историю от старого деревянного костела.

Туристы отмечают в костеле Девы Марии темные интерьеры из мрамора, старинные росписи стен и потолка, изящные иконы и особую акустику. Само здание находится на улице Витауто, в самом центре Паланги.

Источник: http://lt.holiday.by/skarb/1156-kostel-devy-marii-v-palange

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector